Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Применение топливно-энергетического комплекса в качестве экономического инструмента внешней политики»

Перед тем, как выделить факторы эффективности использования ТЭК как инструмента внешней политики, следует определить, а может ли ТЭК в принципе считаться одним из проводников внешней политики государства? Что связывает ТЭК и внешнюю политику? Какие виды применения ТЭК могут использоваться во внешней политике государства?

Содержание

1. Теоретические возможности использования ТЭК в качестве инструмента внешней политики государства

. Опыт использования ТЭК, как инструмента внешней политики: пример России, Саудовской Аравии и Катара

. Факторы эффективности применения ТЭК как рычага внешней политики

Литература

1. Теоретические возможности использования ТЭК в качестве инструмента внешней политики государства

Перед тем, как выделить факторы эффективности использования ТЭК как инструмента внешней политики, следует определить, а может ли ТЭК в принципе считаться одним из проводников внешней политики государства? Что связывает ТЭК и внешнюю политику? Какие виды применения ТЭК могут использоваться во внешней политике государства?

Топливно-энергетический комплекс в любом государстве — это стратегически важный сектор национальной экономики. ТЭК напрямую связан с государством, так как он затрагивает важнейшие вопросы энергетической безопасности. С точки зрения теории секьюритизации Барри Бузана, представителя Копенгагенской школы международных отношений, энергетическая безопасность, как и продовольственная — это основа, фундамент национальной и внешней политики каждого государства. В первую очередь, энергетика важна для сохранения суверенитета государства, бесперебойных поставок энергии обществу и государству, что особенно важно для государственной и экономической безопасности.

Топливно-энергетический комплекс может являться объектом секьюритизации как для экспортеров, так и для импортеров энергоносителей, так как для обеих сторон важны бесперебойные поставки или торговля энергоресурсами. Однако использование ТЭК как инструмента внешней политики государства в данном исследовании рассматривается именно со стороны экспортеров энергоносителей.

Успешное применение ТЭК в качестве инструмента внешней политики государства можно условно подразделить на два вида. Классификация в данном исследовании будет похожа на ту, которая дается в фундаментальной работе М. Братерского «Невоенные рычаги внешней политики России», где экономические инструменты внешней политики подразделяются на рычаги принудительного типа и рычаги стимулирующего типа. В данном исследовании классификация будет распространяться на предмет исследования, а именно на ТЭК в целом и будет дополнена методологией неолиберальной школы международных отношений, науки мировой политической экономии, а также институциональной экономики.

Первый вид использования ТЭК в качестве инструмента внешней политики — это применение его как рычага стимулирующего типа или мягкой силы, согласно критериям Дж. Ная. Во многом данный способ заключается в том, что с помощью топливно-энергетического комплекса происходит построение доверительных двусторонних долгосрочных отношений между контрагентами, которые включают в себя создание прозрачного законодательства, улучшение инвестиционного климата или создание свободных экономических зон. С другой стороны, другим стимулирующим фактором может выступать возможность государства оказывать содействие в создании отрасли ТЭК или инфраструктуры в других государствах. В роли исполнителей могут выступать как государства, так и транснациональные корпорации и международные организации.

В соответствии с теорией неолиберализма, данный способ использования ТЭК реализуется за счет углубления институционализации отношений контрагентов, что проявляется в заключении договоров, соглашений, в создании международных институтов-организаций, а также в передаче части суверенных прав данным наднациональным органам для принятия решений и арбитража. В случае с ТЭК, к примеру, за счет институциональной системы сдержек и противовесов создается система доверительных отношений, которые особенно важны в контексте проблемы энергетической безопасности и бесперебойности поставок энергоносителей.

С другой стороны, немаловажен фактор общности ценностей и идеологических взглядов контрагентов, которые заключают между собой межгосударственные соглашения в рамках сектора ТЭК. Так, политическому направлению неолиберальной школы международных отношений, приверженность демократическим ценностям, уважение прав человека, прозрачность политической и экономической систем, а точнее демократизация создают дополнительные стимулы для построения доверия между государствами, политическими элитами и лидерами. К примеру, открытая информация о различных экономических показателях в сфере энергетики, прозрачные данные могут быть полезны для иностранных инвесторов, что в свою очередь увеличивает шансы для построения прочных деловых контактов и, тем самым, улучшает межгосударственные отношения, построенные на доверии.

Таким образом, ТЭК может быть использован в качестве инструмента построения доверительных отношений на основе общих идей и ценностей между двумя обществами и государствами, тем более в условиях ускоряющихся процессов глобализации. Прозрачность и достоверность информации о секторе снижает транзакционные издержки и уменьшает степень неопределенности для деловых агентов, что позволяет быстрее и эффективнее кооперироваться в сфере инвестиций в ТЭК, тем самым укрепляя межгосударственные и деловые связи.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Однако доверительные и идеализированные отношения не всегда получается построить, особенно в контексте интересов всего общества или государства. Во многом этому мешает эгоистическая природа человека, а именно оппортунизм, желание получить выгоду за счет другой стороны. В данном случае энергетика и ТЭК являются теми сферами, где данная проблема оппортунистического поведения проявляется наиболее остро, так как проблема затрагивает вопрос энергетической безопасности. Отсюда происходит второй вид использования ТЭК как инструмента внешней политики, а именно в возможности использования выигрышного положения из-за возникновения проблемы «вымогательства» (hold-up).

В данном случае, ТЭК и энергетический сектор будут использоваться в качестве инструмента жесткой силы, так как в соответствии с определением Дж. Ная, на одну из сторон будет оказываться давление, которое повлияет на окончательное решение государства. Данный тип внешнеполитического рычага в ТЭК может использоваться в двух случаях: в случае отказа от обязательств поставки энергоресурсов контрагенту, а также в случае блокировании инфраструктуры. К примеру, государство обладатель сектора ТЭК, заключив инвестиционные контракты или контракты на поставку энергоресурсов с другим государством перестает в полной мере выполнять свои контрактные обязательства, что может являться угрозой экономической или энергетической безопасности для импортера. Однако, несмотря на это, применение ТЭК в качестве инструмента жесткой силы сильно ограниченно, так как практически любой энергоресурс, по теории О. Уильямсона, является специфичным активом, поэтому любое разрыв контрактных отношений или отклонение контрагента может сказаться негативно на положении самого обладателя ТЭК.

Итак, исследование выяснело, что ТЭК как инструмент внешней политики может использоваться государствами в качестве мягкой силы или жесткой силы. Наиболее широкий спектр применения данного рычага представлен в виде мягкой силы. Применение ТЭК в качестве жесткой силы также возможно, но ограничено рамками комплексной взаимозависимости и высокой специфичностью энергетических активов. Перед оценкой факторов эффективности применения ТЭК как инструментов внешней политики государства исследование анализирует успешные примеры применения двух вышеописанных типов использования энергетики странами-экспортерами энергоресурсов, а именно Катаром, Россией и Саудовская Аравией.

. Опыт использования ТЭК, как инструмента внешней политики: пример России, Саудовской Аравии и Катара

Опыт использования ТЭК как инструмента внешней политики другими странами-экспортерами энергоресурсов важен для выделения факторов эффективности применения энергетического сектора в международной политике. Россия, Саудовская Аравия и Катар выбраны не случайно, так как именно эти государства являются лидерами в производстве, а главное экспорте энергоресурсов по всему миру. Иран также обладает значительными запасами углеводородов, а также развивает собственную ядерную программу. Именно поэтому на примерах данных стран исследование выделит общие закономерности и факты, которые будут положены в основу составления списка факторов эффективности ТЭК как инструмента международной политики государства, что после можно будет применить к оценке эффективности энергетического сектора самого Ирана.

Россия — крупнейший экспортер таких энергоресурсов, как нефть, природный газ, каменный уголь и даже ядерное топливо для атомных электростанций. По данным BP Statistical Review, именно Россия является поставщиком одной трети всего природного газа в Европу и занимает вторую позицию в мире по экспорту нефти, при этом Россия является бесспорным лидером в производстве обогащённого урана. Таким образом, Россия располагает большими объемами специфичных активов, которые позволяют ей использовать энергетику в качестве экономического рычага внешней политики.

Россия, как и другие вышеперечисленные страны, активно пользуется своим ресурсным потенциалом. Во-первых, Россия активно использует государственно-частную компанию «Газпром» в интересах внешней политики. Так, к примеру, поставки природного газа по магистральным трубопроводам в Европу помогают поддерживать стабильные отношения с основными экспортерами — Германией, Италией, Грецией и Балканскими странами. М. Братерский отмечает, что в энергетическом диалоге России и ЕС играют роль факторы обеспечения энергетической безопасности и комплексной взаимозависимости.

Следует отметить, что несмотря на введение режима международных санкций со стороны стран Запада, те страны ЕС, которые более всего зависят от российских поставок газа, ведут более сдержанную политику по отношению к России и даже в сложный период двусторонних отношений идут на сближение. К примеру, на сегодняшний день ведутся активные переговоры по строительству новой ветки «Северного потока-2», хотя и воспринимается не всему членами ЕС однозначно, так как некоторые государства, такие как Польша и Литва, воспринимают это как угрозу безопасности по политическим причинам. Несмотря на это, данный проект выгоден обеим сторонам с экономической точки зрения, так как новая ветка увеличила бы поставки российского газа в Европу и приносила бы больше доходов Газпрому, а следовательно российскому бюджету, а с другой стороны, снизила риски задержки поставок объемов газа через Украину для стран ЕС. С транзитными государствами, Украиной или Польшей, связана другая ситуация, которая также относится к примеру использования отрасли ТЭК в качестве инструмента жесткой силы. Несмотря на то, что две эти страны сильно зависят от поставок газа из России, они являются одновременно транзитерами газа основным потребителя — Германии и Италии. Перекрытие газа на границе данных государств, примером является две газовые войны Украины и России в середине 2000-ых, портит отношения между Россией и европейскими странами из-за угрозы национальной безопасности.

Другой пример укрепления отношений в сфере энергетики между Россией и ЕС — это создание Энергетической Хартии. Этот договор стал первым официальным юридическим документом, который установил правовые рамки для долгосрочного сотрудничества Востока и Запада в области энергетики на основе взаимодополняемости и взаимной выгоды. Данный договор объединил 51 страну и нацелен на создание единого энергетического пространства входящих в него государств. Таким образом, Энергетическая Хартия является показательным примером институционализации энергетического пространства и инструментом мягкой силы в энергетике. Данное соглашение направлено на развитие сотрудничества, что несомненно приводит к увеличению экономической взаимозависимости и снижению вероятности наступления конфликтов в будущем.

Новые инвестиционные вложения и строительство дополнительной газотранспортной инфраструктуры увеличивают степень взаимозависимости между Россией и странами ЕС, что, в соответствии с теорией неолиберальной школы Дж. Ная, автоматически приводит к улучшению и стабилизации двухсторонних отношений, снижению риска начала межгосударственных конфликтов и повышению уровня общественного и государственного доверия.

Российско-американские отношения, по замечанию специалиста в области российско-американских отношениях Д. В. Суслова, держатся на идее о «взаимном гарантированном уничтожении», так как Россия — единственное государство, которое располагает достаточным ядерным арсеналом для полного уничтожения США. Однако при практически полном отсутствии экономической взаимозависимости и страхе взаимного уничтожения, в российско-американских отношениях существует сфера, в которой до санкций происходило активное сотрудничество, а именно в сфере атомной энергетики.

Активное сотрудничество России и США в ядерной энергетике в основном происходит по линии покупки обогащённого урана. В связи с большими издержками добычи и обогащения, США всегда традиционно закупали топливо для электростанций у России, что подтверждается данными BP Statistical Review. Сотрудничество в данной сфере до сих позволяет американским энергетическим компаниям лоббировать отмену политически мотивированного решения о вводе экономических санкций. По данным энергетического агентства США EIA, атомная энергетика США до 2013 года большую часть иностранного урана получала именно из России, а именно 20% всего от всего импорта, а после введения международных санкций торговля приостановилась. Корпорация «Росатом» потеряла несколько важных контрактов с американскими партнерами, что естественным образом сказалось на государственном бюджете, так как компания является государственной.

По мнению бывшего посла США М. Макфола, выступавшего с речью в Стэнфорде перед российскими и американскими студентами, отмечал, что «ядерная энергетика являлась передовым столпом в улучшении отношений между странами, во времена «перезагрузки» между США и России». Таким образом, богатый ресурсный и научный потенциал, хотя и оставшийся от СССР, позволил России найти точки соприкосновения с США, давая положительные результаты как для экономики России, так для экономики США.

Следующие государство, которое также активно применяет свой топливно-энергетический комплекс в своей внешней политике — это арабское государство Катар. Катар, в отличие от России, использует только один энергетический сектор в своей внешней политике, а именно газовый, так как именно на добыче этого природного испускаемого построена вся экономика этой страны, а основная газовая компания полностью принадлежит государству. Однако Катар отличается от России тем, что он не строит газопроводов, а в силу географических причин использует технологию сжижения природного газа для поставки его своим потребителям. Именно этот фактор влияет на энергетический сектор и его становление в качестве инструмента внешней политики Катара.

Катар в своей энергетической политике старается поддерживать долгосрочные и выгодные отношения с импортерами, основанные на взаимном доверии, уважении интересов и выгодности для обеих сторон. Так, к примеру, Катар продолжает многолетнее сотрудничество с Великобританией, с которой у Катара имеется более 3 долгосрочных контрактов на поставку СПГ. В свою очередь Великобритания вкладывает значительные инвестиции в проекты по строительству обновленного СПГ-флота, а также возведению новых регазификационных сооружений, не считая средств на строительство инфраструктуры и поддержки местных предприятия малого бизнеса. Так, Катар добивается стабильных и долгосрочных отношений с западными партнерами, а взаимозависимость между агентами положительно сказывается на экономике обеих стран, что выполняет цели внешней политики Катара, а именно повышает уровень экономической безопасности, благосостояния, а также авторитета на международной арене.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Что касается продвижения интересов в Азии, здесь Катар также выполняет цели и приоритеты своей внешней политики. Китай, Индия, Япония и Южная Корея заключают выгодные контракты на поставку катарского газа, а взамен вкладывают значительные инвестиции в экономику страны, в том числе в финансовый и нефтеперабатывающий секторы. Таким образом, за счет постоянности и бесперебойности поставок Катар создает доверительные отношения и с азиатскими партерами, которые готовы вкладываться пусть и не в самые выгодные, с точки зрения прибыли, проекты, но достаточно перспективные в плане повышения взаимозависимости стран.

Исследование рассматривает еще одно государство, в котором ТЭК является основой как экономики, так и политики всей страны. Саудовская Аравия обладает самыми крупными запасами нефти в мире и лидирует в добыче и экспорте этого энергоресурса. При этом королевство имеет самые большие квоты в ОПЕК, более 35% всей добычи картеля.

Влиять на нефтяной рынок возможно посредством изменения спроса и предложения на нем, так как нефтяное ценообразование является рыночным, а нефть биржевым товаром, в отличии от газового рынка, на котором природный газ остается специфичным активом. Так, Саудовская Аравия использует два различных способа влияния на рынок: с помощью резкого изменения объемов собственной добычи, а также при помощи влияния на других стран-членов ОПЕК.

Управление размерами квот на добычу и продажу углеводородов в рамках картеля оказывает значительное влияние на региональную политическую ситуацию. Так, увеличение добычи саудовской нефти, которая бесперебойно поставляется импортёрам, вытеснило с рынка таких в прошлом крупных игроков, как Ирак или Иран после того, как эти страны снизили объемы добычи. Нефтяной сектор Ирана после свержения С. Хусейна оказался в кризисном состоянии, а квоты, которые ранее были закреплены за ним, перешли к Саудовской Аравии. Та же самая ситуация происходит и в Иране из-за ослабления экономики экономическими санкциями. Управляя квотами в ОПЕК, Саудовская Аравия переманивает на свою сторону страны, которые нуждаются в продаже нефти для поддержания стабильности.

Следует отметить, что именно Саудовская Аравия провоцировала нефтяные кризисы и шоки 1973 и 1986 годов, обладая огромной рыночной властью и лидерством в ОПЕК, могла контролировать добычу и экспорт нефти на мировые рынки. Данный пример институционализации и организации международного картеля является показательным примером в плане создания международных энергетических организаций для оказания воздействия на мировую экономику.

Во всех вышеперечисленных случаях ТЭК используется в качестве инструмента жесткой силы, так как последствия его применения заставляют страны нести высокие экономические издержки и принимать необходимые Саудовской Аравии политические решения.

Однако следует оговориться, что «энергетическое оружие» за последние несколько десятилетий снизило свою эффективность из-за множества факторов, которые включают в себя: изменение мирового энергобаланса в сторону природного газа, сланцевую революцию в США и увеличение общего предложения нефти, а также влияние «виртуального» рынка на ценообразование на бирже. Но все же это не значит, что Саудовская Аравия перестала применять свой ТЭК во внешней политике. Королевство обеспечивает собственную безопасность и получает гарантии невмешательства в ее внутренние дела и внешнюю политику в обмен на бесперебойность поставок энергоресурсов Европейскому союзу, основному союзнику США, и тем самым использует ТЭК как инструмент построения комплексной взаимозависимости.

В данной связи примеры использования различными государствами своих ТЭК в международных отношениях и внешнеэкономической деятельности демонстрируют несколько важных деталей, которые могут пригодиться для определения факторов эффективности энергетики. С одной стороны, ТЭК используется странами как инструмент жесткой силы, с помощью которого они могут оказывать давление и заставлять других следовать их интересам и принимать необходимые политические решения. С другой стороны, развитие открытого и прозрачного сектора энергетики способствует притоку дополнительных инвестиций и капиталовложений, налаживает двухсторонние деловые и межгосударственные связи, позволяя строить доверительные отношения и взаимозависимость, что способствует развитию экономики и повышению благосостояния общества и снижает вероятность межгосударственных конфликтов и войн в будущем.

 

В данном параграфе исследование сосредоточится на выделении факторов эффективности применения ТЭК как инструмента международной политики государства. Факторы будут выделены на основе методологии, теоретических основ, а также примеров применения другими странами. Данные факторы будут являться универсальными для любого государства, которое будет подходить под описание и соответствовать набору требований для успешного применения ТЭК в качестве инструмента силы во внешней политике. Они также будут применены в следующей главе исследования, чтобы подтвердить гипотезу о том, что инструменты ТЭК эффективнее решают многие внешнеполитические задачи государства, чем традиционные методы ведения международной политики, а также для подтверждения положения исследования о том, что Иран в некоторых случаях использует свой топливно-энергетический комплекс эффективнее, чем другие вышеперечисленные государства.

Все нижеперечисленные факторы эффективности ТЭК как экономического рычага внешней политики соответствуют ряду общих критериев, повышают эффективность применения ТЭК как внешнеполитической силы. Факторы соответствуют критериям теории и методологии неолиберальной школы международных отношений, в рамках которой и проводиться анализ объекта и предмета данного исследования.

.Тип агента. Это основной фактор того, что ТЭК можно применять в качестве инструмента внешней политики, во всяком случае в данном исследовании. Именно от типа агента будет зависеть его поведение, а также возможности по применению энергетического сектора в решении внешнеполитических задач. Таким образом, агент может быть экспортером, импортером или транзитером. Данное исследование рассматривает только экспортеров, так как Иран является экспортером энергоносителей и именно сосредоточение на экспортерах поможет подтвердить гипотезу исследования. Хотя ТЭК также может применяться импортерами и транзитерами в интересах проведения своих политических интересов, так как по теории Дж. Ная комплексная взаимозависимость возникает между всеми сторонами экономических отношений. Тип собственности энергетических компаний. Данный фактор определяет то, каким типом собственности распространяется на большинство энергетически компаний в государстве. Если компании частные, то их интересы зачастую могут расходиться с государственными, что может отрицательно повлиять на реализацию внешнеполитических задач. К примеру, компания Chevron поддерживала одну из сторон революции в одной из Африканских стран, в то время как правительство США снабжало другую сторону. В случае, если компания государственная или государственно-частная (можно проследить на примере любой из вышеописанных стран), то данный тип собственности будет положительно влиять на скорость принятия решений и безусловно будет являться инструментом проведения внешней политики государства в сфере энергетики, так как основным акционером компании будет являться именно государство. Уровень развития инфраструктуры ТЭК. Немаловажную роль в оценке эффективности ТЭК как инструмента внешней политики играет развитая инфраструктура энергетического сектора. Построение высокого уровня взаимозависимости невозможно без качественного и высокого уровня транспортной инфраструктуры от производителя до конечного потребителя. Примеры катарского СПГ и российского магистрального газопровода как инструментов мягкой силы отлично иллюстрируют важность данного фактора. Принадлежность инфраструктуры собственнику энергоресурса также играет важную роль в использовании энергетики в качестве жесткой силы. К примеру, Украина, владея магистральным трубопроводом от границы России к Европе, ведет газовые войны, используя свою инфраструктуру ТЭК в качестве инструмента жесткой силы, и тем самым предоставляет себя лучшее условия транзита от России. Таким образом, энергетическая инфраструктура является важным фактором при оценке эффективности ТЭК применительно к внешней политике государства. Место государства в международных организациях. Данный фактор играет важную роль, так как по замечанию многих ученых-международников и экономистов, таких как Дж. Най, Р. Кохейн, М. Братерский, О. Уильямсон, современные международные отношения и мировая экономика переходят на новые и более сложные этапы институционализации, в которых международные организации — это основные институты, с помощью которых государства продвигают свои интересы на международной арене, а также решают споры и конфликтные ситуации. Существует несколько специализированных организаций, занимающихся вопросами ТЭК, такие как МАГАТЭ, ФСЭГ, ОПЕК — членство и уровень влияния в данных организациях дают право и возможность с помощью национального сектора энергетики продвигать свои внешнеэкономические и политические интересы. Например, Катар и Россия играют ключевую роль в организации ФСЭГ, Саудовская Аравия, как известно, лидирует в ОПЕК, а Россия является одним из основателей МАГАТЭ. В этой связи важность членства и активного участия в работе международных организаций повышает интегрированность и институционализацию национального ТЭК, что является важным фактором повышения эффективности энергетического сектора во внешней политике. Рыночная власть, предел мощности добычи, обладание запасами. Данный фактор объединяет в себе несколько показателей, которые все связаны непосредственно с самим энергоресурсом, его добычей и реализацией. Фактор рыночной власти играет весомую роль и подтверждается на примерах Саудовской Аравии на нефтяном рынке, а также России на газовом рынке ЕС. Предел наращивания добычи важен для изменения ситуации на рынке и влияния на предложение, пример Саудовской Аравии также демонстрирует то, как этот фактор влияет на внешнеэкономическую и политическую ситуацию в регионе. Обладание запасами также является важным фактором, так как быстрое задействование нужных объемов энергоресурсов может оказать решающую роль в решении конкретной внешнеполитической задачи, как было установлено на примере российско-американских отношений в сфере ядерной энергетики. Инвестиционная привлекательность сектора и экономики в целом. Еще одним важным фактором для оценки эффективности будет являться уровень или показатель инвестиционной привлекательности как экономики, так и энергетического сектора. Комплексную взаимозависимость невозможно построить без сотрудничества, ведения общего бизнеса и развития деловых международных контактов, и тем самым нельзя использовать ТЭК в качестве мягкой силы. Сроки контрактных отношений. Данный фактор определяет не только срок, на который заключен контракт на поставку энергоресурса, но и общий срок или время деловых отношений принципала и агента. Чем выше срок контракта, тем выше степень отсутствия оппортунизма и выше уровень стабильности отношений между партнерами, а точнее государствами. Данный фактор оказывает высокое влияния на эффективность ТЭК как инструмента мягкой силы во внешней политике государства. Законодательство в сфере энергетики и инвестиций. Важным фактором эффективности применения ТЭК является общий уровень прозрачности законодательства. Чем выше данный уровень, тем выше эффективность ТЭК, как мягкой силы, так как это позволяет снизить транзакционные издержки для компаний и сделать вход для иностранных инвесторов проще. К примеру, открытая и прозрачная система государственного управления, законодательства и общества в Норвегии создает высокий уровень доверия к государству, а тем самым и к энергетическому сектору. В то же время Норвегия обеспечивает треть спроса на природный газ в ЕС и использует свой ТЭК в качестве инструмента мягкой силы, не применяя его в жесткой форме. Таким образом, исследование, на основании положений неолиберальной теории международных отношений, а также примеров применения ТЭК другими странами, определило ряд факторов эффективности применения ТЭК как инструмента мягкой или жесткой силы во внешней политике.

Литература

1.Торкунов А. В. (ред.). Современные международные отношения и мировая политика: Учеб. по спец.» Международные отношения» и «Регионоведение». — Просвещение, 2014. с. 584 Цыганков. П.А. Теория международных отношений: учебник. — 2-е изд. Испр. И доп. — М.: Гардарики, 2007. — 557 с. 3.Эндрю Бишоп Сила стандартов: новая геополитическая битва // Россия в глобальной политике — #»justify»>Интернет-источники и СМИ

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

1.$35 на 70 руб.: чего ждать от провала переговоров по нефти в Дохе // РБК — http://www.rbc.ru/business/17/04/2016/5713b7e69a79475e209cc484 (дата посещения 11.05.2016)

.Иран обсудит работу с ОПЕК после возвращения своей доли на рынке нефти // Интерфакс — http://www.interfax.ru/business/506976 (дата посещения 11.05.2016)

.Интрига газопровода Иран — Пакистан − Китай // Российское информационное агентство Иран.ru — http://www.iran.ru/news/analytics/99010/Intriga_gazoprovoda_Iran_Pakistan_8722_Kitay (дата посещения 11.05.2016)

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

526

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке