Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Контрольная работа на тему «Теоретические основы распространения знания среди населения»

Происходящие в последние десятилетия существенные преобразования общественной жизни, стали основой для перехода социального развития в стадию информационного общества. Этот переход обеспечил, с одной стороны, целенаправленный рост научного и гуманитарного знания, образующего информационную базу протекающих изменений, с другой — более высокий уровень достижений во всех сферах жизнедеятельности человека.

Контрольная за 30 минут онлайн

Содержание

1. Феномен популяризации научного и гуманитарного знания

Структура популяризации современной научно-технической информации

Выводы

Литература

Приложения

1. Феномен популяризации научного и гуманитарного знания

Происходящие в последние десятилетия существенные преобразования общественной жизни, стали основой для перехода социального развития в стадию информационного общества. Этот переход обеспечил, с одной стороны, целенаправленный рост научного и гуманитарного знания, образующего информационную базу протекающих изменений, с другой — более высокий уровень достижений во всех сферах жизнедеятельности человека.

Динамика социальных изменений в нашей стране и в мире в целом, повсеместное внедрение инноваций в экономику, в процесс управления обществом, в осуществление фундаментальных и прикладных научных исследований привели к объединению и тесному сосуществованию экономики, политики, науки, социальных явлений. В этих условиях актуальными становятся новые требования к деятельности средств массовой информации и коммуникации [16, 56, 63, 82].

Поскольку наука определяется как значимое общественное благо, и ее значимость в жизни современного человека чрезвычайно высока, популяризация научного знания и техники представляется совершенно необходимой. Образованность сегодня не является критерием, ограничивающим право гражданина участвовать в решении актуальных общественно-политических проблем, а, значит, научная неграмотность и неосведомленность населения о последних научных открытиях (а иногда отсутствие даже базовых знаний) становится серьезной угрозой для общества [56].

Одним из важных направлений дальнейшего развития научного знания и повышения его роли в современном мире является его популяризация среди широких общественных масс и формирование популярной науки, доступной для понимания и использования большому количеству обычных людей, не-специалистов и ученых [18, 29, 37, 40].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Инновационный путь развития России считается сегодня единственной альтернативой ухода от сырьевого экспорта в качестве основы экономики, что отражено в текстах деклараций и правительственных программ. [71] Развитие космической программы, разработка текущих исследований и создание комплексной программы освоения дальнего космоса также неоднократно называлось среди важнейших направлений развития общества в целом и экономики в частности [57]. Такая позиция государства подразумевает необходимость повышения интереса россиян, в первую очередь молодежи, к исследовательской и инновационной деятельности. Однако многие исследователи отмечают, что в число проблем популяризации отечественной науки входит, в том числе, отсутствие внятной государственной политики по этому вопросу. [9, 37, 43] Создание стипендиальных и грантовых программ при участии министерств соседствует с притеснениями популяризаторских фондов, ярчайшим примером чего можно назвать ситуацию с фондом «Династия». [14]

Существует мнение, что популяризация науки представляется правительственным и бизнес-кругам препятствием к управлению обществом, поскольку распространение научных знаний способствует выработке критического мышления и более внимательного отношения к социально значимым событиям [9]. Периоды подобных взаимоотношений государства и популяризаторов уже встречались в истории нашей страны. [6, 34]

Опросы общественного мнения, проводимые ВЦИОМ, показывают снижение внимания общества к новостям науки. С 2007 по 2013 год доля интересующихся наукой россиян упала с 68% до 47% (Приложение 3). Это сказывается на сфере отечественной науки, в первую очередь общепризнанным ее «старением». Ведущиеся в течение последних десятилетий разговоры об этой проблеме никак не сказываются на ее решении: по результатам соцопросов, в научную деятельность вовлечено всего 7% современной молодежи. [43] Авторитет ученых в обществе падает, результат чего — отсутствие новых кадров отрасли. А ведь даже любительская научная деятельность может принести немалую пользу в отдельных научных дисциплинах [9]. Стоит также подчеркнуть, что популярная наука обладает несомненным потенциалом самостоятельного продвижения научных идей. По мнению социолога М. Буччи, холодно принятые в научных кругах идеи могут появляться и развиваться на страницах более лояльных популярных изданий — как было с теорией относительности Энштейна в 1919 г. и многими другими принципиально новыми для сложившихся научных взглядов идеями [61].

Национальные научные программы в сфере исследования и освоения космоса являются одним из важнейших направлений современной науки, что не вызывает сомнений. Космические явления оказывают огромное воздействие на жизнь людей, функционирование и развитие человеческого общества [50, 74]. Очевидно, что для понимания его внутренних процессов и участия в них гражданину сегодня необходимо представление о развитии этой сферы исследований. Сегодня нередко научные исследования уступают политическим и военно-стратегическим, что приводит к расширению использования и росту значимости космических программ для обороноспособности государств и их жизнедеятельности как таковой [25]. Политика России в сфере исследований космоса предполагает достижение лидирующей позиции на мировом уровне, в том числе через более широкую популяризацию отечественных достижений среди масс. [74] Очевидным препятствием этого становится исторически обусловленная информационная закрытость сферы в России, преодоление которой только началось [50]. Проблемы популяризации, однако, никак не влияют на социальное одобрение и поддержку дальнейшего развития космической программы обществом. Так, например, в начале 2016 г. психолог и педагог Е. Мурашова провела среди детей опрос о «космическом будущем» страны и человечества в целом. Выбирая между двумя предложенными альтернативами — космическая экспансия или виртуализация и компьютеризация общества — 100 из 103 респондентов уверенно выбрали космос (Приложение 1). Общее падение интереса к отечественной науке сферу космических исследований, очевидно, не затронуло.

Популяризация науки всегда была неотъемлемой частью самого научного исследования мира и начиналась, по сути, тогда, когда сделавший открытие человек впервые им делился. Практика распространения научной информации путем личных встреч и переписки выражено формируется в Европе в XVII в. и впоследствии стала основой для возникновения первых научных сообществ. Но многие исследователи популяризации отмечают резкий рост общественного интереса к популяризации в конце XIX — начале XX вв., что, вероятно, связано с развитием самой науки [1, 3, 33, 40, 61]. Научные дисциплины в этот период значительно усложняются, появляются многие новые дисциплины — все эти перемены, логичные и естественные, усложняют понимание научных открытий интересующимися не-специалистами. На тот момент посредниками-популяризаторами, способными представить сложную научную информацию в доступной для не обладающих соответствующим образованием форме, выступили сами ученые, как занимавшиеся исследованиями, так и популяризировавшие результаты чужих исследований с помощью журналистики и писательства. Таким образом возникла сеть научно-популярных журналов как пользующегося доверием источника актуальной, верифицированной, а главное — понятно изложенной научной информации [38, 51, 61].

В российской науке принято говорить о начале популяризации в современном ее понимании термина в XVIII в., при Петре I. При нем начинается процесс формирования Академии наук, впоследствии ставшей центром популяризации научных знаний. Вместе с Академией в Москве и Петербурге открывается ряд направленных на изучение прикладных наук школ. Это, в свою очередь, способствует формированию необходимой аудитории для научно-популярной литературы. [3, 32]

Первыми научно-популярными изданиями в России были переводные книги. По мере развития российской науки проходило постепенное их вытеснение отечественными изданиями, а обзорный характер уступил место учебной, справочной и непосредственно научно-популярной литературе.

Основоположником отечественной популяризации считается М. В. Ломоносов, рассматривавший пропаганду научных знаний (в первую очередь — естествознания) как необходимое условие развития общества [66]. При его активном содействии открывается Московский государственный университет и большое количество учебных заведений низшего порядка. Именно М. В. Ломоносов способствовал началу чтения лекций в Академии наук на русском языке и расширению круга слушателей, его вклад в борьбу за предоставление права на образование неоспорим. Его речи в публичном собрании Академии считаются началом этапа пропаганды не просто научного знания, но именно отечественных научных достижений. Кроме того, важно отметить активное использование М. В. Ломоносовым для изложения научных идей поэтической формы — его «Письмо о пользе стекла» можно считать первым отечественным опытом вовлечения сферы искусства в популяризацию. [66]

После М.В. Ломоносова все передовые отечественные ученые в той или иной мере участвовали в популяризации науки. В конце XVIII в. характерной особенностью научно-популярных публикаций становится их практическая направленность. В начале ХIХ в. заметно растет их публицистичность. Очевидной, однако, становится проблема низкой образованности большей части населения, проявляется конфликт власти со стремлениями популяризации знания [3].

К середине ХIХ века значительным средством популяризации становятся периодические издания. В дальнейшем происходит их дифференциация по уровню подготовки целевой аудитории — возникают первые, пока немногочисленные издания для низших сословий. Значительную роль играют труды И. М. Сеченова, Д. И. Менделеева, И. И. Мечникова [66]. В этот период ограничения, накладываемые правительством на популяризацию, переходят в настоящую борьбу, что неизбежно делает распространение научных знаний инструментом революционных сил, чему способствуют такие популяризаторы, как Д. И. Писарев, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. Они видят в популяризации способ преодоления инертности общества в вопросе влияния на собственное развитие, пробуждения его самосознания [33]. Одной из самых значительных фигур в популяризации конца XIX в. становится Н. А. Рубакин, написавший несколько сотен научно-популярных трудов. В процессе написания он выработал специальный стиль научно-популярного изложения, посвятил множество работ изучению читателя. Н. А. Рубакина можно назвать первым отечественным исследователем вопроса популяризации.

Начало ХХ в. также было отмечено ростом количества научно-популярных журналов, среди которых в то время отсутствовала периодика универсального типа. На этом этапе стоит отметить создание «Вестника знания», широко использовавшего новые формы популяризации среди читателей: проведение лекций, экскурсий и ряда других мероприятий [3]. После Октябрьской революции значительную роль играют труды М. Горького, разработавшего основные принципы советской популяризации, С. И. Вавилова, в первые в мировой практике организовавшего Общество по распространению политических и научных знаний, В. Орлова, сформулировавшего основные принципы научной журналистики. Отчасти за счет искусственного стимулирования, а отчасти вследствие устранения существовавших до революции ограничений, запрос общества на доступные научные знания вырос во много раз. Это делало прежнюю популяризацию, проводившуюся силами отдельных ученых-энтузиастов, крайне неэффективной. Решением становится изменение отношения к популяризации: из инициативы она стала одной из обязанностей ученого, его долгом обществу [1]. В послевоенные годы к смысловой нагрузке популяризации добавилась необходимость ликвидации ущерба, нанесенного войной системе образования. Ставший популярным лозунг «наука принадлежит народу» подразумевал как практическое применение научных открытий, так и широкое информирование о них. Сами ученые-популяризаторы отмечали, что участие общественности, обратная связь способствует творческому научному поиску [66].

В это же время происходит активное развитие телевизионной научно-популярной журналистики, во многом благодаря общему увеличению взаимодействий разных способов популяризации и поиску новых форм вовлечения аудитории. Первые телевизионные передачи («Наука и техника», «Клуб путешественников», «В мире животных») существовали в формате «киножурнала» — последовательного изложения материала на камеру [33, 34]. Развитие техники способствовало осознанию сильных сторон телевещания: документальности, оперативности, а главное — наглядности. Киностудия «Моснаучфильм» профессионально занимается производством научно-популярных, документальных фильмов, которые в дальнейшем объединяют также в циклы научно-популярных передач. Редакционная группа телепередачи «Знание» способствовала распространению в телевизионной популяризации таких жанров, как интервью, репортаж, выступление отдельных популяризаторов или их беседа с ведущим, впоследствии — и со зрителями.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Развитие популяризации в конце ХХ — начале ХХI вв. связано в первую очередь с распадом СССР и последовавшим исчезновением централизованной государственной поддержки популяризации. С 1991 года происходит все большее сокращение объема научно-популярного вещания, передел научно-популярных редакций на телевидении и в периодике [3]. В то же время продолжается геометрический рост объемов новой научной информации и соответствующее увеличением скорости ее передачи посредством нового средства — Интернета. Появляются принципиально новые способы популяризации.

Суть понятия «популяризация знания» сводится к тому, что фактически достоверная информация о научных знаниях и открытиях в доступной и понятной форме распространяется в обществе среди заинтересованных в ее получении групп. Популяризаторами могут выступать как непосредственные производители знания — ученые, исследователи, разработчики — так и профессиональные посредники-популяризаторы: лекторы, журналисты, менеджеры специализированных структур. Адресатом популяризации могут выступать как отдельные группы людей, так и все общество в целом. При этом главным критерием популяризируемой информации является, а) достоверность, и б) доступность изложения людям без специального образования. Развлекательность же изложения, форма, способ подачи являются вариативными и зависят исключительно от выбора популяризатора.

Корень слова «популяризация» образован от латинского слова «populus» — в переводе «народ». Во французском языке существует глагол «populariser», значение которого — сделать нечто понятным, доступным, «передать народу». По аналогии с этим примером строится трактовка слова «популяризация» в русском языке. В словаре Ожегова трактовка глагола «популяризировать» такова: «сделать (делать) понятным, доступным, популярным <…> распространять в широких кругах» [48].

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет популяризацию как «изложение научного вопроса в общедоступной форме» [39].

В словарях иностранных слов можно найти следующие значения этого слова: «изложение науки так, чтобы было понятно всем, даже незнакомым специально с предметом»; «распространение каких-нибудь идей или знаний среди широких слоев населения» [63, 68]. Синонимами понятию «популяризации» могут выступать такие выражения, как разъяснение, растолкование, пропагандирование, рекламирование, распространиение.

В западной традиции популяризацию понимают как некий перевод информации, чаще всего научного характера, с языка специалистов на бытовой, понятный массам. Однако, сегодня получает распространение более широкая трактовка, включающая не только «перевод» как таковой, но любое распространение информации о предмете, обеспечение ее доступности населению [63].

В мировой практике популяризации к середине ХХ в. сложилось два основных подхода, принципиально различных в своей основе. Первый из них зародился во Франции и называется фундаментализмом, или, реже, сайентизмом. Сторонники данного подхода убеждены в необходимости как можно более полного освещения научной информации. Главной проблемой популяризации они полагают сенсационность и погоню за развлекательностью, которая приводит к потере информативности и «вульгаризации» науки. Фундаментализм подразумевает подробность и обстоятельность в освещении научной идеи — и полное отсутствие «занимательности» изложения.

Второй подход сформировался в Америке и называется актуализмом. В противоположность фундаментализму, актуализм настаивает на простоте изложения и допускает отказ от части важной научной информации в пользу развлекательности и доступности изложения. Его сторонники добиваются внимания к популяризируемым вопросам посредством широкого использования иллюстративного материала, однако часто впадают в другую крайность — в погоне за сенсацией теряют научную составляющую, что приводит к распространению научных мифов и антинаучных тенденций. [3, 87, 88, 89]

В законодательстве России к популяризации относят предоставление населению информации как нематериальной части культурного наследия, для чего могут использоваться все виды СМИ, цифровые и традиционные носители информации, Интернет [72]. При этом хотя само понятие и упоминается в законе, оно не раскрывается подробно, что свидетельствует о существовании поля для его дополнительного изучения и уточнения.

Ключевым моментом для понимания сущности популяризации является соотношение рациональности и мифологизации, сформулированное западным популяризатором науки Л. С. Фойером. Говоря о мифологизации, Л. С. Фойер подразумевает явление антропоморфизма — неосознанного приписывания свойственных человеку качеств неодушевленным предметам и интерпретация естественных процессов в качестве результата осмысленных действий неких сущностей. Сознательное применение такого подхода было бы совершенно антинаучным. Однако подобное восприятие реальности для человека комфортно и, более того, естественно: благодаря ему окружающий мир начинает казаться если не безопасным, то, по крайней мере, понятным. Наука действует диаметрально противоположным образом: она стремится к достижению максимальной объективности путем разделения фактов и антропоморфизмов. (Предыдущее предложение является непреднамеренным и тем еще более наглядным примером антропоморфизации) Однако объективность в этом случае достигается через утрату связи с эмоциональным, чувственным восприятием человека. Согласно Л. С. Фойеру, «новый антропоморфизм», или социальные идеологии, компенсируют этот недостаток [86, 87].

Мифическая составляющая имеет также особое значение на этапе ученого, в котором зарождаются новые научные идеи. В процессе зарождения и первичной разработки идеи ее осмысление автором происходит с участием научной терминологии и всего комплекса научных понятий, но в первую очередь средствами мифическими, через наделение личностными смыслами, с личностным вовлечением в процесс [61, 86]. Популяризация науки действует с использованием этого механизма создания вокруг научного факта ряда личностных смыслов. При этом возникают особые дискурсы, в которых допустимо игнорирование некоторых важных для научного исследования элементов. В свою очередь дискурсы эти могут выявлять идеи и проблемы, неочевидные научным кругам. Это касается, например, практической реализации научных идей, их этической составляющей, общественно-политического аспекта [42]. Отчасти работа популяризатора связана как раз с выявлением новых интерпретаций предмета, которых может быть неограниченное количество.

Другая особенность популяризации является прямо противоположной описанной выше. Если мифологизация подразумевает создание новых, отсутствовавших в научном дискурсе сущностей, то переформулирование до определенной степени убирает из научного дискурса характерные исключительно для него термины и формулировки и освобождает, таким образом, место для понятий и образов из других сфер. При этом основа популяризации — изложение идеи в такой форме, которая будет достаточно проста и понятна адресату, но при этом достаточно содержательна, чтобы заинтересовать его и побудить к дальнейшему изысканию. Научно-популярный дискурс в идеале должен максимально объективно передавать суть научных разработок без использования терминологии. В этом популяризация опирается на принципы журналистики, подразумевающие объективность подачи материала — и в этом близкие к научным методам — но при этом обязательно включающие в какой-либо степени личность автора, его этическую позицию, что науке не свойственно.

Исследования стратегий и методов популяризации науки традиционно более развиты в области научно-популярных текстов, однако принципы, верные для них, применимы и для популяризации в целом. Исследователь Е. В. Сухая выделила три основных стратегии, используемых в научно-популярном дискурсе:

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

)        Субъективизация изложения

)        Информационное развертывание

)        Метадискурсивное комментирование [70]

Субъективация изложения подразумевает частичную реализацию принципов антропоморфизации. В дискурс вводятся элементы субъективности и эмоциональная окраска, а также формируется некоторая художественная часть — например, сюжет, роль которого может играть и информация о ходе научного поиска личного характера.

В свою очередь, информационное развертывание нацелено на увеличение доступности и убедительности изложения научных идей. На уровне содержания это подразумевает включением в научный дискурс тех подробностей и элементов, которые в научных кругах обычно опускаются как несущественные или очевидные. Практически это значит опущенные подробности хода исследования, описание его методов — и сопровождавших процесс мыслей, догадок, споров. Кроме того, в ходе популяризации научных идей происходит переход к ассоциативным, образным и смысловым категориям, характерным для бытового опыта читателей, а не научно-специализированного опыта исследователя. На практике это означает, помимо прочего, появление дополнений, обобщений и, напротив, подчеркнутой конкретизации [11].

Метадискурсивное комментирование включает в себя все отступления, не связанные с главной темой научного дискурса напрямую. Параллельно центральной теме в рамках научно-популярного дискурса развивается параллельное повествование с целью формирования большей доступности для адресата, снижения категоричности высказываний, создания некоего внутреннего диалога и, в конечном итоге, обозначения личности популяризатора.

Таким образом, наиболее важными аспектами популяризации научного знания можно назвать информационно-когнитивный (связанный с познанием окружающего мира, мышлением человека, знаниями), трансформационный (связан с переводом знания из одной формы в другую, представление его в другом виде), коммуникативный (связан с передачей знания, информации от одного носителя к другому).

Обобщая вышесказанное, мы можем сформулировать свое понимание термина «популяризация российской космической программы», которое будет заключаться в распространении среди широкого круга заинтересованных лиц (вне зависимости от уровня и профиля их образования, возраста и сферы занятости) полной и доступно изложенной в разных формах информации о сущности российской космической программы, аспектах ее реализации, прошлом, настоящем и предполагаемом будущем программы, ее участниках и сопутствующих процессах.

2. Структура популяризации современной научно-технической информации

популяризация научный гуманитарный космос

На сегодняшний день можно говорить об отсутствии исследовательских работ по вопросу содержания популяризации Российской космической программы. Если отдельные исследователи занимались разработкой теории и практики отдельных способов популяризации, то о выработке единой общей структуры популяризации речи не идет [5, 12, 28, 32, 35, 51]. В своем исследовании мы попробуем восполнить этот пробел.

Сегодня популяризацию научных знаний многие исследователи рассматривают как часть процесса научной коммуникации [41, 61, 87, 89].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Научная коммуникация представляет собой «движение научных идей от учёного через научное сообщество в массовое сознание» [41]. Движение идеи может осуществляться как через непосредственные связи между людьми, формальные и неформальные (личные беседы, дискуссии, доклады), так и через носители информации (презентации, книги, СМИ). Возможно также смешение средств — научные конференции, выставки, интерактивные сайты [61].

Рассматривая научную коммуникацию как сложный многоступенчатый процесс распространения информации, Медведева выделяет в нем следующие основные этапы:

·        Этап ученого. На этом этапе происходит возникновение идеи, ее разработка, переход идеи от самого ученого к его близкому окружению (обычно в процессе личной коммуникации).

·        Этап научного сообщества. В ходе этого этапа идея циркулирует в научной среде.

·        Этап заинтересованных групп. На данном этапе идея переходит от ученых к социальным группам, которым наука необходима для реализации социальных функций. Речь идет о представителях государства, коммерческих структур, учащихся. Иногда педагогический уровень существования научного знания (тексты учебников, других образовательных инструментов) выделяют в отдельный этап коммуникации [41, 89].

·        Этап популярной науки. На этом этапе научная идея попадает в широкие массы.

·        Этап художественного творчества. Предметом коммуникации на этом этапе являются уже не сами научные идеи, а возникшие на их основе мифы о науке и ученых [41].

Дискуссионным остается вопрос о роли художественного творчества в распространении научных идей, составляющем суть последнего этапа. Это важное дополнение более привычной теории научных коммуникаций возникает в связи с переоценкой сегодняшними исследователями объекта коммуникации. Если раньше считалось, что таковым являются только научные факты, то последние исследования включают еще и образы науки и ученых, опыт взаимодействия, доверие к науке и ее достижениям. Этими объектами оперирует в первую очередь именно художественная культура, причем ее действие весьма отлично от научно-популярной культуры. Вследствие этого выделение художественного творчества в отдельный этап коммуникации представляется необходимым [42].

У этапов научной коммуникации нет четких незыблемых границ, которые можно было бы провести. Это скорее некие вехи для существования идеи, эталоны которых можно выделить. Движение научной идеи может проходить как последовательно, от этапа ученого к этапу художественного творчества, так и между несколькими этапами или в обратном порядке. Возможно также независимое движение идеи между несмежными этапами — например, от ученого непризнанная в научном сообществе идея переходит сразу к популярным изданиям, а показанный в художественном произведении образ приводит к всплеску энтузиазма в ученых кругах.

В этом вопросе современный подход к научной коммуникации претерпел значительные изменения. Раньше была более распространена точка зрения, что знание может переходить только от ученых к массам, популяризаторы «вкладывают» информацию в общественное сознание [18, 36]. Сегодняшние исследования рассматривают массы как равноценного участника процесса научной коммуникации, обладающего собственными представлениями о мире и науке в нем. Эти представления необходимо если не уважать, то хотя бы учитывать в процессе коммуникации, иначе игнорирование вопроса сведет эффект популяризации к нулю [41]. Точно так же не следует считать, что инициатива о передаче научного знания массам исходит только от ученых, поскольку сами массы также проявляют интерес к науке.

Процесс научной коммуникации включает в качестве участников не только ученых и общество в целом, но и множество других субъектов: отдельные сегменты социума, научные журналисты, посредники между разнообразными группами — например, между учеными и государством или бизнесом. При этом ученый, безусловно, остается одним из ключевых коммуникаторов.

Разные способы коммуникации можно условно разделить на происходящие внутри и вне научного сообщества. К первым следует отнести этап ученого, этап научного сообщества и этап заинтересованных групп. Для последних интерес к науке является профессиональным, поэтому происходит скорее вовлечение этих новых участников в научную среду, чем выход из нее идей. В контексте данной работы нас интересует коммуникация вне научного сообщества, или оставшиеся два этапа коммуникации: этап популярной науки и этап художественного творчества. Именно их мы можем условно объединить под термином «популяризация».

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Если этап популярной науки в целом привлекает интерес исследователей популяризации, то вопросы использования художественного творчества для популяризации научного знания практически не изучены: их обходят вниманием как современные, так и более ранние исследователи. При этом данный этап научной коммуникации обладает как своей спецификой, так и рядом важных функций, которые мы рассмотрим позднее. Его очевидная невероятная сила воздействия на массовое сознание несет как большой потенциал для популяризации [42], так и не меньшую опасность распространения антинаучных идей [2].

В качестве способов популяризации науки выделяются различные источники научно-популярной информации. Поскольку ранее мы определили популяризацию как два этапа научной коммуникации — популярная наука и художественное творчество — имеет смысл разделить способы популяризации в соответствии с этими двумя этапами. В зависимости от этапа у способов будет разная смысловая нагрузка, разный набор функций. При популяризации адресатом научной коммуникации становится не только заинтересованная, но и незаинтересованная часть общества. Именно вовлечение максимального количества людей, в том числе неподготовленных, требует общедоступности информации. На этапе популярной науки происходит совмещение научных знаний с социально-политическими. В это время научные идеи вступают во взаимодействие с вопросами из других сфер жизни. Также именно на этом этапе возникают профессиональные посредники — научно-популярные авторы и журналисты.

За века развития популяризации был накоплен внушительный набор средств, наиболее эффективным из которых признаны СМИ [8, 18, 61], благодаря многомилионной аудитории, затрагивающие самые широкие слои населения. В силу специфичности исторического развития в России была сформирована серьезная сеть научной популяризации, поддерживаемой и регулируемой государством [32], и в этой системе важнейшая роль отводилась СМИ. Однако, в результате глобальных социально-экономических перемен, произошедших в обществе на рубеже ХХ-ХХI вв., поддержка государства была если не утрачена, то получила серьезный удар.

Жанровое деление материалов научно-популярных СМИ соответствует распространенной классификации, включающей информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры. У популяризаторов наиболее распространены аналитические жанры, подразумевающие не просто описание научной идеи, но ее глубокий анализ, выявление причинно-следственных связей, оценку и возможные прогнозы развития. Менее популярно использование информационных жанров журналистики, в которых автор сосредоточен на фиксировании и передаче информации в краткой и емкой форме. Большинство исследователей, занимающихся изучением проблемы популяризации, не рассматривают в своих работах художественно-публицистические жанры [38].

Различными средствами массовой информации способы популяризации не ограничиваются. В уже упомянутом ранее опросе, проводимом НГУ среди ученых, задан вопрос о наиболее эффективных способах популяризации науки. Наиболее популярными оказались статьи о научных достижениях и их публикация в печатных и Интернет-СМИ (74%). Многие высказались об эффективности телевизионных способов популяризации — документальных фильмах (66%) и научно-популярных телепрограммах с участием ученых (62%). 54% опрошенных отметили важность выступлений ученых в школах, а 53% высказались о необходимости проведения открытых лекций. Одинаково популярными (по 49% ответов) оказались научно-популярная литература и проведение научно-популярных фестивалей и выставок. Еще 45% респондентов подчеркнули важность участия ученых в подготовке школьных учебников. И только 32% отметили необходимость организации пресс-служб в научных учреждениях.

При этом всего два респондента в своих развернутых ответах упомянули художественные способы популяризации: один — в контексте телевизионного вещания («все виды передач, новости, шоу, худ. фильмы, анимационные и пр.») и как необходимость контроля достоверности художественных фильмов (Приложение 2).

Среди средств популяризации уверенно лидирует научно-популярная литература [12]. К ней относятся предназначенные для широких масс издания, доступно излагающие научную информацию о реальном мире. Научно-популярная литература включает в себя не только книги, но и периодические издания. От прочей периодики научно-популярные издания отличает специфичная структура: помимо статей они содержат новостные заметки, анонсы, рецензии, репортажи, в том числе фоторепортажи. Формат научно-популярного журнала позволяет использовать весь спектр журналистских жанров. При этом важной чертой журналов является наличие среди авторов не только профессиональных журналистов, но и большого количества ученых, обладающих реальным опытом научно-исследовательской деятельности. Поскольку для научно-популярной периодики важным является не только развлекательный аспект, но и информативность, объективность материала, важно обеспечить его верификацию, что доступно только ученым.

На сегодняшний день большую часть отечественного рынка научно-популярных изданий занимают журналы, зарегистрированные в России. Более половины таких журналов возникли и развивались во время существования Советского Союза, остальные возникли в последние десятилетия. При этом существует около 10% изданий, образованных в дореволюционное время и с тех пор функционирующих, с перерывами [12].

Важной характеристикой научно-популярных изданий является степень их специализированности: часть из них освещает отдельные научные дисциплины и сферы исследований, другая — стремится охватить по возможности более широкий круг проблем. Можно отметить, что подавляющая часть научно-популярных изданий занимается освещением естественно-научной темы, тогда как классические гуманитарные науки представлены намного более скромно.

Сегодня эксперты говорят о том, что научно-популярные издания в России переживают тяжелые времена. Главная проблема возникла после отказа от системы централизованного государственного финансирования периодики и связана с неспособности научно-популярных изданий вести коммерческую деятельность, бороться за спонсоров на рынке рекламы. Существует ряд крупных как отечественных, так и адаптированных зарубежных изданий, сумевших приспособиться к ситуации: это в первую очередь «Вокруг света», «GEO», «National geographic», «Наука в фокусе». Часть изданий, находящаяся в ведомстве вузов и научно-исследовательских центров, полностью зависит от учредителей или платных публикаций. Наибольшая группа журналов, существующая со времен СССР, в рыночные условия встраивается с огромным трудом. Мешает как отсутствие сложившейся системы работы с рекламой, так и устоявшееся пренебрежительное к ней отношения. Не смотря на это, журналы выживают благодаря заработанному за годы существования авторитету. К этой группе можно отнести такие известные издания, как «Наука и жизнь», «Знание-сила», «Юный техник», «Юный натуралист», «Экология и жизнь».

К телевизионным средствам популяризации можно отнести научно-популярные телепередачи и телеканалы, документальные фильмы. После произошедшего в советские годы расцвета этого типа вещания сферу затронули те же проблемы, что и в сфере печатных издания [29, 36]. В результате коммерциализации телевещания и отказа от госфинансирования просветительских телевизионных проектов стал отмеченный исследователями глубокий кризис [29]. В отсутствие центрального регулирования научно-популярные передачи столкнулись с конкуренцией как со стороны растущего сегмента развлекательного телевидения, так и со стороны зарубежных проектов.

Ряд популярных советских телевизионных проектов смог удержаться в эфире: среди них «В мире животных», «Клуб путешественников», «Очевидное-невероятное». Имена таких популяризаторов, как Н.Н. Дроздов С.П. Капица, Л. Н. Николаев, сферой деятельности которых стало телевидение, и сегодня широко известны зрителям. К существующим добавились новые проекты, например, «Умники и умницы», «Непутевые заметки». При этом большая часть проектов держится в эфире очень малое время, остальные вынуждены менять телеканалы, время вещания и даже формат, что неизбежно приводит к смене аудитории, а нередко и к ее сокращению [29, 35].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена контрольной

Другой проблемой, влияющей на низкую популярность подобных программ, является отсутствие практики широких рекламных компаний научно-популярных проектов и запоминающихся анонсов.

В то же время в развитых западных странах (США, Великобритания, Франция, Германия) для научно-популярных передач часто отводится прайм-тайм, что можно расценивать как осознанный подход к популяризации науки на государственном уровне [28]. При этом прямое государственное финансирование подобных проектов, как и в России, не является распространенной практикой. Намного шире используется принцип общественного телевидения, когда финансирование телеканалов происходит в форме абонентской платы телезрителей-подписчиков. В соответствии с такой формой зрительской оценки вещания происходит формирование телеэфира как отдельных научно-популярных каналов, так и сетки вещания федеральных каналов [28, 36, 78].

Что касается российского телевидения, можно уверенно сказать, что сегодня в нем не существует качественного и доступного массовому зрителю телеканала научно-популярной тематики. Наиболее близки к этому понятию телеканал «Культура», существующий с 1997 г. на основе государственного финансирования, образовательный телеканал «Школьник ТВ», начало вещания которого пришлось на 1999 г., и федеральный телеканал «Звезда», в эфире которого доля популяризаторских программ и документальных фильмов составляет в соответствии с программной концепцией не менее 20%.

При освещении телевизионных способов популяризации науки важно отметить существование в России программы государственной поддержки, существующей с 2000 г. В ее рамках ежегодно выделяется не менее сотни грантов на создание телепроектов, обладающих социальной значимостью. Большая часть грантополучателей является научно-популярными проектами. Среди них популярные проекты «Умники и умницы», «Разум. ХХI век», «В мире животных», «Черные дыры. Белые пятна», транслируемые центральными каналами, а также огромное количество менее известных проектов, в том числе регионального телевидения. Такая форма государственной поддержки научно-пропагандистских программ тоже может быть отнесена к форме популяризации науки.

Также к телевизионным способам популяризации можно отнести научно-популярные и документальные фильмы. Их создание может быть как частной инициативой, так и заказом телеканала. Взаимодействие таких проектов со зрительской аудиторией не ограничивается периодом трансляции в телевизионном эфире. Впоследствии подобные фильмы и сериалы получают новую жизнь на DVD, а также в рамках кинофестивалей. Если реклама дисковых изданий научно-популярных видео является мало развитой сферой, то кинофестивали зарекомендовали себя как эффективное средство привлечения внимания общества к популяризации.

Примером подобной успешной компании можно считать ежегодный Международный фестиваль «Мир знаний», проводимый в России с 2006 года при организации киностудии «Леннаучфильм», «Евразийской Академии Телевидения и Радио» и «Интеллектуальных ресурсов России». На базе этого научно-популярного кинофестиваля планировалось создание одноименного научно-популярного телеканала, трансляция которого проводилась бы через спутниковое вещание, однако эта задача так и не была реализована.

Возникновение и распространение Интернета привело к созданию нового средства массовой информации, соединившего все существовавшие ранее и увеличившего долю интерактивности. Значимость интернет-ресурсов в популяризации постоянно повышается и будет повышаться в связи со стабильно растущими темпами компьютеризации, а также появлением все новых технологий (какой, например, был смартфон). Эксперты полагают, что в ближайшей перспективе массовые коммуникации претерпят ряд еще более серьезных изменений, чем уже произошедшие. Речь идет в первую очередь о переносе информации с поля традиционного вещания (периодика, телевидение и радио) в Интернет [13, 21].

Такому влиянию онлайновых ресурсов способствует ряд неоспоримых преимуществ, среди которых легкие и доступные инструменты поиска, неограниченность объема материалов, широкие возможности визуализации сложной научной информации, неисчерпаемый потенциал для мультимедийного синтеза, а также немаловажную интерактивность.

При этом у новых СМИ существуют и недостатки. К ним относятся отсутствие периодичности, сильная зависимость от технической стороны вопроса, проблема цитируемости, тесно связанная с проблемой авторских прав. Кроме того, нельзя игнорировать существование проблемы консервативного восприятия Интернет-СМИ, с точки зрения которого последние являются вторичными по отношению к традиционным. Вопрос доверия, ключевой для научной популяризации в целом, здесь обретает особенную остроту в отсутствие редакторских ограничений и гарантированной верификации данных.

Основной частью реализуемой в Интернете средств научной популяризации являются сайты. Их можно условно разделить на две группы. В первую войдут интернет-порталы традиционных СМИ, периодических изданий и телепрограмм — «Академия» (портал телеканала «Культура»), «Наука и жизнь», «В мире животных», «Химия и жизнь — ХХI век», «National Geographic». Ко второй категории можно причислить самостоятельные сайты, порталы научно-популярных фондов, частных популяризаторов-энтузиастов. Среди них такие порталы, как «Астронет», «Будущее», «Км/наука», «Постнаука».

С точки зрения предметно-тематической направленности порталов их можно также, как и периодические издания, разделить на универсальные издания, нацеленные на освещение широкого круга научных дисциплин, и специализированные. С точки зрения классификации аудитории по возрастному признаку можно условно выделить молодежные и разновозрастные ресурсы. Определяется тип вещания задачами, которые ставит создатель или группа создателей портала.

Круг жанров, охватываемых научно-популярными порталами, невероятно широк. Обычно у каждого отдельного сайта формируется свой набор стандартно используемых жанров и форматов, выбор которых продиктован тематической направленностью. Исследователи условно делят научно-популярные порталы на два типа: сконцентрированные на информационных жанрах и предпочитающие аналитические жанры (Макарова, Особенности интернет-коммуникации).

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследователи отмечают, что среди научно-популярных ресурсов в Интернете преобладает физико-математическая, биологическая, историческая, химическая и географическая дисциплины. При этом, как и в случае традиционных СМИ, гуманитарные науки — филология, психология, педагогика и т.п. — освещены крайне слабо, большей частью их популяризация проводится ресурсами универсального тематического охвата.

Помимо сайтов, можно выделить ряд других форм научной популяризации в Интернете: электронные журналы (в отличие от порталов, здесь подразумевается распространение тематически схожих статей пакетами по подписке), электронные монографии и пре-принты, блоги.

Важная характеристика интернет-СМИ — их интерактивность. Существование форумов, системы доступного комментирования каждого отдельного материала, системы коллективной видеосвязи приводит к тому, что научно-популярные порталы становятся центрами коммуникации, обмена опытом, совместного творческого и научного поиска. Обмен информацией и мнениями нередко становится основой для возникновения клубов и крупных мероприятий научно-популярной направленности, выходящих за пределы Интернет-площадки.

Как мы определили ранее, популяризация есть посредничество между источником научной идеи и аудиторией. В качестве посредника может выступать не только СМИ [3, 7]. В качестве профессиональных популяризаторов можно рассматривать музеи, пресс-службы научных организаций, отдельных лекторов. Также исторически сформировался целый ряд традиционных мероприятий, целью проведения которых является популяризация науки. Поскольку прежде исследований не относящихся к средствам массовой информации способов популяризации науки как части единой системы популяризации не проводилось, мы составили собственную условную классификацию, основой для которой выбрали выступающую посредником-популяризатором фигуру. Данный вопрос представляется заслуживающим дополнительных исследований большего объема, чем представленный в рамках данной работы.

Многие исследователи научной популяризации отмечают существование и функционирование пресс-служб научных учреждений необходимым для процесса распространения актуальной научной информации элементом. Под пресс-службами понимается подразделение организации, задачей которого является коммуникация с представителями СМИ от ее лица — как предоставления информации о деятельности организации, так и мониторинг актуальной для нее информации из других источников [52].

Вопрос функционирования пресс-служб был одним из наиболее обсуждаемых во время круглого стола, посвященного научно-популярной журналистике [45]. При этом все участники согласились с тем, что на сегодняшний день работа пресс-служб российских научных учреждений в массе своей неэффективна. Это связывают с отсутствием финансирования, результатом которого становится превращение функции пресс-секретаря из отдельной должности в «общественную нагрузку» научных сотрудников [9].

Многие теоретики и практики популяризации высказывают убежденность в том, что решение данного вопроса невозможно без государственного вмешательства [9, 27, 45].

Другим направлением популяризации является деятельность музеев. Музеи как средство популяризации весьма разнообразны. К этой категории следует относить как финансируемые государством музейные учреждения, так и созданные силами энтузиастов-популяризаторов частные музеи, и музеи при научных учреждениях.

Наиболее распространенная форма музейной популяризации — экскурсия, или осмотр экспозиции под руководством экскурсовода-специалиста, чаще всего проходящий в коллективной форме. Содержание экскурсии может быть очень разным в зависимости от направленности музея, состава постоянной или временной экспозиции, состава группы. При этом характерной чертой любой экскурсии является получение личного опыта путем наблюдения за объектами экспозиции или другого взаимодействия с ними. Другая важная составляющая экскурсии — комментарий экскурсовода, выступающего в роли популяризатора [47].

Помимо экскурсии чаще всего возможен самостоятельный осмотр экспозиции. Кроме этих форм получения информации, доступных на регулярной основе, музеи проводят разовые научно-популярные акции, как самостоятельно организованные, так и при партнерстве заинтересованных кружков, клубов и прочих организаций. Музеи могут становиться площадками для проведения более масштабных мероприятий.

Отдельно стоит отметить экскурсии, проводимые на базе научных учреждений: институтов, лабораторий, технических предприятий. Для этих целей могут основываться временные или постоянные музейные экспозиции при учреждениях, или же оно само является объектом экскурсии.

Возникновение первых музеев относят к XVIII в. [34]. В дальнейшем как на Западе, так и в России осуществлялся непрерывный поиск новых музейных форм. Принято считать интерактивные научные музеи новейшей формой существования музеев, однако впервые подобная форма использовалась Я. И. Перельманом в 30-х годах ХХ в. при создании Дома занимательной науки [27]. Впоследствии было предпринято несколько попыток создать подобный музей, оказавшихся недолговечными. Сегодня интерактивные музеи существуют во многих городах России («Экспериментаниум» в Москве, «Лабиринтум» в Санкт-Петербурге, «Экспериментус» в Челябинске и «Экспериментарий» в Иркутске), а новейшей формой музейной популяризации некоторые исследователи называют московский «Театр занимательной науки», организованный С. Н. Кирилловым в 2004 г. [2].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Еще одной формой организации группового досуга специфической тематической направленности мы считаем кружки и клубы.

Кружки обычно объединяют детские или подростковые группы (хотя существуют и объединения взрослых подобного типа), ключевыми ля которых являются две характеристики: общий для всех участников интерес к теме кружка и руководство популяризатора. Объединяющей кружок темой может быть как исследование некоего объекта, так и приобретение связанных с тематикой практических навыков. Клубы отличает от кружков большая самостоятельность участников в вопросах определения досуга, в большинстве случаев старший их возраст и самоорганизационная форма управления [47].

Хотя подобные объединения известны достаточно давно, наибольшее распространение они получили в советский период, когда организация клубов и кружков при научных и научно-популяризаторских учреждениях носила массовый характер [33, 66].

Среди функционирующих сегодня в России клубов стоит отдельно выделить образованный в 2004 г. «Клуб научных журналистов», объединивший людей, профессиональная деятельность которых связана с научной популяризацией — журналистов, ученых, представителей участвующих в процессе популяризации организаций. Клуб существует с целью способствования процессу популяризации научных знаний, повышения его качества и разработки соответствующей теоретико-практической базы. Отдельная сфера деятельности клуба — борьба с существующими тенденциями распространения научных мифов. По схожим принципам функционирует «Интеллект», созданная в 2000-х ассоциация научных журналистов. Обе организации также выступают организаторами крупных мероприятий с целью популяризации [3, 26, 45].

На Западе важным посредником при распространении научных знаний служат специализированные научно-популярные пресс-центры, распространяющие актуальную верифицированную информацию о достижениях науки. Получение информации происходит напрямую от научных учреждений, доступ к ним получает любой заинтересованный журналист. Кроме новостей, пресс-центры располагают открытыми базами данных экспертов в разных научных областях. В качестве примера европейского пресс-центра можно назвать «AlphaGalileo», в Америке с той же целью функционируют «Newswise» и «EurekAlert!» [45]. В России подобные функции выполняет агентство «Информнаука» [3].

Другой тип организаций, выступающих в качестве популяризаторов науки — научно-популярные фонды. Обсуждение отечественных научно-популярных фондов невозможно без упоминания Фонда Дмитрия Зимина «Династия» и Благотворительного фонда В. Потанина. Их деятельность включает реализацию целого ряда разовых научно-популярных мероприятий и долгосрочных программ: издание отечественной и переводной научно-популярной литературы, выдача грантов и стипендий на популяризацию, организация летних школ, форумов и открытых лекций, конкурсов среди популяризаторов разных типов (музеев, СМИ, отдельных энтузиастов).

К специфическим способам распространения знания следует отнести целый ряд мероприятий, направленных на научную популяризацию. В большинстве случаев их будет объединять нерегулярный характер проведения, или же существование на нерегулярной основе. Ключевым элементом категории мероприятий является лекция — один из древнейших способов наглядной научной популяризации, получивший широкое распространение в Новое время. В традиционной форме лекции подразумевают личную встречу популяризатора с аудиторией и как следствие — высокую интерактивность мероприятия. Однако дальнейшее развитие средств популяризации привело к распространению записей лекций с помощью некоторых видов СМИ (теле- и радиопередачи, как, например, «Academia», видеоролики в Интернете). Отметим также получившие распространение в ХХ в. «Вечера занимательной науки», характерной чертой которых являлся элемент наглядной демонстрации научных законов в действии в ходе лекций [3, 32, 66].

К разовым популяризаторским мероприятиям относятся также семинары и круглые столы, различие между которыми заключается в различной степени вовлеченности аудитории в процесс популяризации и объемах аудитории как таковой. В отличие от лекций, подразумевающих передачу научной информации от популяризатора-лектора — аудитории, семинары предполагают не просто слушание, но активную вовлеченность адресата в процесс популяризации. Круглые столы и дискуссии в свою очередь подразумевают обмен информацией между большинством участников, проходящий на равных [76].

Следующий этап развития этого способа популяризации — объединение нескольких отдельных мероприятий в единый комплекс. Так появляются научные фестивали, впервые зафиксированные в начале XIXв. В Великобритании [33]. К тому же типу комплексных мероприятий можно отнести научные форумы, отличающиеся от фестивалей меньшей долей «популярности» и большей — «научности» [77]. В зависимости от длительности можно выделить Дни, Недели и Месяцы науки, вершиной этой классификации можно назвать государственную инициативу по объявлению каждого отдельного года Годом какой-либо научной сферы и реализации в течение этого времени комплекса мероприятий по ее популяризации [9].

Объединение ряда интерактивных мероприятий с большой долей семинаров и лекций приводит к возникновению Летних научных лагерей и Летних научных школ, предполагаюших продолжительное интенсивное вовлечение аудитории в научную среду. Исследователи популяризации отмечают большую эффективность подобных методов популяризации и настаивают на необходимости их перевода на регулярную основу [9, 43]. Впрочем, научные школы часто проводятся в рамках фестивалей [77].

В случае всех данных мероприятий в процессе популяризации участвуют не только популяризаторы-лекторы, но и все организаторы мероприятий — площадки их проведения, учреждения-участники и спонсоры.

Способы популяризации не ограничиваются вышеописанными, они достаточно разнообразны и находятся в постоянном развитии, выработке новых форм. Отдельного дополнительного изучения как формы популяризации науки заслуживают премии, стипендии и гранты, организация школьных и студенческих лабораторий, олимпиады и другие научные конкурсы, обеспечение юридической поддержки исследовательской и популяризаторской деятельности.

В силу крайней специфичности используемых на этапе художественного творчества способов его нельзя назвать прямым логическим продолжением процессов, происходивших на предыдущих этапах научной коммуникации. На этом этапе предметом коммуникации является уже не сама научная идея, а миф о науке, образ науки и ученого, возникающий и развивающийся в дискуссиях разных форм [41].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать контрольную работу

Данный этап интересен также с точки зрения неоднозначности фигуры коммуникатора. Чаще всего посредником-популяризатором здесь в отличие от прочих этапов выступают не ученые, а обладатели специфических навыков творческого характера: писатели, сценаристы, режиссеры, актеры, художники и даже музыканты. При этом формально коммуникация на художественном этапе считается дистанционной, поскольку непосредственное соприкосновение аудитории с учеными или посредниками-популяризаторами происходит крайне редко. Но вместе с тем считать популяризацию успешной можно только в том случае, если удалось вовлечь аудиторию (зрителя, читателя или слушателя) в процесс, что является несомненным признаком личной коммуникации.

Как и на этапе популярной науки, аудиторией способов популяризации на данном этапе считается все общество, и сохраняются все упомянутые критерии доступности изложения. Реально же адресатом каждого отдельного художественного произведения оказывается меньшее количество лиц.

Сфера художественного творчества весьма разнообразна в плане элементов коммуникации. Можно условно выделить два их типа в зависимости от степени мифологизации реальных научных фактов. К первому можно отнести произведения историко-биографического характера, рассказывающие об участниках научных исследований (в первую очередь об ученых, реже — о популяризаторах). Произведения второго типа обычно обобщенно называют фантастикой, и определяет их наличие значимого фантастического допущения [49].

Допускается также жанровая классификация способов популяризации, учитывающая жанры трагические, комедийные и т.д. Однако более важным представляется деление в соответствии с видами искусств. Безусловно, преобладать будут литература и кинематограф, но нельзя забывать о графическом искусстве, музыке и скульптуре, хотя популяризация в подобном формате представляется намного более замысловатым процессом.

Отмечается огромный разброс отдельных художественных произведений по сложности затронутых идей и возможности их раскрытия. Некоторые из них могут поднимать сложнейшие научные вопросы, в других развлекательный элемент настолько превалирует, что их сложно рассматривать в качестве интеллектуальной ценности.

Некоторые механизмы популяризации, используемые в историко-биографических художественных произведениях, можно выявить и в популярной науке. Так, например, строится мифологизация образов ученых в учебной литературе: труд огромных научных коллективов сводится к героическому прорыву одиночек-подвижников. Так происходит повышение престижности образа ученого, хотя принципы произведенного воздействия не имеют отношения к науке.

Фантастика многими считается исключительно развлекательным, не интеллектуальным по сути своей жанром. Между тем фактически фантастические произведения являются мощнейшим инструментом пропаганды науки и заслуживают более подробного рассмотрения с точки зрения используемых ею образных систем.

Фантастика (в первую очередь — раздел научной фантастики) затрагивает вопросы науки и техники, множества естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, причем в активе используемых научно-фантастическими произведениями средств, как теоретические вопросы, так и прикладные научные знания, адаптированные для понимания широкой аудитории. Как и любое другое направление в искусстве, фантастика выполняет в обществе определенные необходимые функции.

Исторически первая сложившаяся функция научной фантастики — анализ и прогнозирование возможных результатов научно-технического прогресса. В России наиболее яркую реализацию этой функции можно наблюдать в литературных произведениях периода 20-х годов ХХ в. Тогда произошел всплеск интереса к научной фантастике, к которой обращались известнейшие писатели: Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Булгаков, Андрей Платонов, Александр Чаянов. Для произведений того времени характерно фокусирование на будущем, приближает которое в первую очередь развитие науки [64].

Наравне с функцией прогнозирования другая задача, решаемая научной фантастикой — осмысление роли науки и техники в развитии общества. Можно сказать, вся научная фантастика в изначальном ее виде основывалась на мифе о всемогуществе и безусловном благе научно-технического прогресса. В дальнейшем вера в исключительную положительность НТП была подвергнута критике, началось осмысление ее минусов, однако в целом миф до сих пор актуален. Нет поджанров фантастики, в которых наблюдалось бы исключительно отрицательное отношение к научно-техническому прогрессу. Даже набравший в последние годы популярность жанр постапокалипсиса, рассматривающий возможные последствия в том числе техногенных катастроф, демонстрирует в первую очередь сравнительную оценку преимуществ развитых технологий перед их отсутствием [64, 65].

Со временем направленность научно-фантастического дискурса сместилась с новых достижений науки на переоценку старых. Из главного объекта, анализируемого с помощью художественных произведений, мифы о науке и технике сами стали инструментом, с помощью которых происходит осмысление и анализ явлений из других сфер общества.

Условную границу этого перехода в России можно отметить в конце 50-х — начале 60-х годов. Помимо «оттепели», ставшей причиной многих серьезных изменений в обществе, другим важным катализатором стал рост интереса к науке, в первую очередь к естественнонаучным дисциплинам. Именно в этот момент происходит возникновение большей части редакций научно-популярной и научно-фантастической литературы, самые известные из которых — редакции издательства «Молодая гвардия» под руководством Сергеея Жемайтиса и Беллы Клюевой, и «Детской литературы», в которой работали Нина Беркова и Аркадий Стругацкий. В это же время можно говорить о возникновении на советском экране кинофантастики, в первую очередь — работ Ричарда Викторова [46].

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сегмент фантастических журналов в русскоязычном пространстве до определенного момента также складывался исключительно из литературных альманахов, которые иногда включали научно-популярные статьи, рецензии или — совсем редко — новости. Но эти публикации составляли лишь малую долю от основного, литературного контента. Другая черта, характерная для многих фантастических русскоязычных журналов — их зарождение в качестве приложений к более старым журналам с большей аудиторией и более «серьезной», литературной или научной тематикой. В настоящий момент серьезным представителем этой ниши является журнал «Мир Фантастики», объявивший научный подход главным критерием отбора материалов.

В период 90-х — начала нулевых, исследователи отмечают падение уровня фантастической литературы и как следствие — сужения этого понятия. В начале ХХI века авторитет фантастики в России серьезно подорван, и серьезные произведения, обладающие интеллектуальной и общественной значимостью, зачастую избегают попадания в эту категорию. Отмечают, что падение тиражей в следствие кризиса 2008 года затронуло в первую очередь фантастическую литературу. Кинофантастика же после увеличения потока значимых зарубежных фильмов в 9-х окончательно перешла в разряд популярного развлечения, не несущего интеллектуальной ценности [29].

Можно утверждать, что на данный момент не только в научной фантастике, но и во всем художественном творчестве, относимом к научной коммуникации, сосуществуют две описанные выше функции: осмысление науки и осмысление чего-либо с помощью науки через категории образов и мифов.

Выводы

Мы постарались обобщить результаты существующих на сегодняшний день исследований научной популяризации, новейших концепций, появившихся в этой сфере, истории их изучения и исследования, чтобы прийти к комплексному пониманию этого понятия. В результате комбинирования полученных данных получена система популяризации научных знаний, применимую как в сфере нашего исследования, так и в любой другой научной сфере.

Легко заметить, что часть способов популяризации научного знания является разработанной и исследованной множеством исследователей, о части же способов не существует почти никаких исследований. Частично можно объяснить это относительной новизной ряда методов, частично — исторически сложившимся восприятием популяризации как сферы деятельности, реализуемой в основном посредством средств массовой информации. Проделанная работа позволила нам создать систему, включающую в себя всю полноту известных на сегодня методов популяризации — безусловно, систему черновую, требующую дополнительных исследований, анализа и структурирования. Однако само наличие этой системы дает нам инструмент для дальнейшей работы, а именно — анализа способов популяризации непосредственно российской космической программы, ее специфики и существующих проблем.

Литература

Артоболевский, И. И. Пропаганда достижений науки — первоочередной долг ученых [Текст] / И. И. Артоболевский // Вестник АН СССР. — 1967. — № 6 — С. 33 — 38.

Аршинова, А. Профессор Евгений Пальчиков о популяризации науки [Электронный ресурс] — Режим доступа: #»904024.files/image001.jpg»>

Варианты ответа респондентов (Ответы перемешаны)

I.       другое

.        TV: все виды передач, новости, шоу, худ. фильмы, анимационные и пр.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        Организовывать экскурсии для школьников и желающих в научных центрах, с целью рассказать, что делается в институтах.

.        телеканал научно-популярной направленности по примеру Discovery Science. Привлекать в процесс профессиональных рекламщиков и PR-специалистов.

.        Не надо ничего поуляризировать, давайте показывать товар лицом, т.е. результаты. Не надо писАть в стол, давайте делать то, что нужно стране — товары, услуги, материалы. СОРАНу свойственно всё делать медленно, особенно это касается IT-решений, на которых экономят. Привлекайте бизнес, так Вы быстрее решите свои проблемы. Мы изобрели лазер!!! А теперь покупаем его за деньги. Это у нас должны покупать! Давайте делать нужный и качественный продукт, тогда и популяризировать ничего не надо будет искусственно.

.        организовать программу на телевидение

.        снимать правдоподобные художественные фильмы

.        все

.        проводить экскурсии с показательными примерами экспериментов, запоминающиеся презентации по выбранной теме

.        препятствовать распространению лженаучных теорий, книг, «разработок»

.        платить больше

.        Работать с детскими садами и школами.

.        Повышать зарплату в научных учреждениях

.        самое главное, это популяризация в школе

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.        все способы хороши. их выбор должен определяться состоянием науки в конкретном регионе

.        Discovery Science — только о достижениях Российской науки

.        все сразу

.        снимать научно-популярные фильмы

.        научно-популярные передачи на телевидении, причём на центральных каналах и не в 2 часа ночи

.        организовывать экскурсии в НИИ для желающих

.        все действенны

.        реклама

.        увеличить финансирование

Условные обозначения:

Q — найдено ответов по запросу Ряда Y.

T — всего зарегистрировано ответов в Ряде X.

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

R — количество респондентов.

http://virtualexs.ru/

Приложение 3

Пресс-выпуск № 3080 <http://www.wciom.ru/>

.04.2016

Русский космос: луна, марс, далее везде…

МОСКВА, 11 апреля 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, считают ли россияне необходимым сократить расходы на космические программы, и какие из них являются наиболее приоритетными.

Несмотря на экономический кризис в стране, три четверти россиян сегодня, как и год назад, выступают против сокращения расходов средств госбюджета на космические программы (73% в 2016 г. и 76% в 2015 г.). В том числе в настоящее время 17% даже предлагают увеличить размеры бюджетных ассигнований.

В то же время доля тех, кто считает более разумным сократить расходы, за год несколько выросла (с 15% до 21%). Заметно чаще, чем россияне в среднем, об этом говорят сторонники ЛДПР (33%) и жители «миллионников» (кроме Москвы и Санкт-Петербурга) — 28%.

Нужно ли нам стремиться к мировому первенству в реализации масштабных космических проектов — вопрос спорный. Быть первой страной, отправившей экспедицию на Марс — важно для 48% наших сограждан (среди мужчин — 54%), тогда как 40% не считают это необходимым. В то же время идея путешествия на Венеру уже не так вдохновляет: 54% респондентов полагают, что нам не следует бороться за право быть первыми землянами на этой планете.

Больший энтузиазм вызывают планы по созданию лунных станций. Половина опрошенных (48%) говорит (среди 18-24-летних эта доля достигает 58%), что Россия должна раньше других стран построить базу на Луне (не согласны с этим 39%).

Руководитель Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин: «Тот факт, что даже в условиях непростой социально-экономической конъюнктуры большинство россиян высказываются за сохранение текущих расходов на космические программы, является индикатором потребности общества ощущать себя единым целом. Безусловно, эта потребность единения была привита опытом олимпиады и крымской весны. Как показывает опыт социальных наблюдений, такие мегасобытия и результаты становятся мощным драйвером развития общественных настроений на длительную перспективу».

Нужна помощь в написании контрольной?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К 55-летию первого полета человека в космос, «Медиалогия» проанализировала упоминаемость событий, связанных с именем Юрия Гагарина в российских СМИ за 5 лет. В ТОП рейтинга попало обсуждение установки памятника Юрию Гагарину на Лубянке, автодром в Сочи и аэрокосмический музей в США.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 2-3 апреля 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 9 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3, 5%. Метод опроса — личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 31 000 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Рейтинги событий построены по показателю «Медиалогии» — Заметность события, который определяется как сумма заметности сообщений по определенной теме во влиятельных СМИ. Период исследования: январь 2011 — апрель 2016.

 

 

 

 

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

553

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке