Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «ЕГЭ с точки зрения психодиагностики»

Методика преподавания психологии — это дисциплина, с которой студенты начинают обучение в ВУЗе и она призвана помочь в вопросах ознакомления с будущей профессией. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи.

Содержание

Введение
Глава 1. Методическая разработка лекции
1.1. Организационно-методическая часть
1.2. Содержание лекции и демонстрационные материалы
Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия
2.1. Организационно-методическая часть
2.2. Содержание занятия и демонстрационные материалы
2.2.1. Содержание семинарского занятия
2.2.2. Подробный конспект семинарского занятия
Заключение
Список использованных источников

Введение

Методика преподавания психологии — это дисциплина, с которой студенты начинают обучение в ВУЗе и она призвана помочь в вопросах ознакомления с будущей профессией. Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений психология знакома каждому человеку. Она представляется ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Изучение психики человека в различных видах человеческой деятельности повлекло за собой выделение из области психологии отдельных самостоятельных психологических наук, имеющих, в основном, прикладное значение. Определение их места в системе научных знаний и места психолога в современном обществе помогает изучить данная дисциплина.

Целью изучения данной дисциплины является усвоение основных категорий психологии, систему и методы ее как науки.

Преподавание дисциплины направлено на достижение следующих задач:

  • определение места психологии в системе научных знаний;
  • роль и место психолога в жизни современного общества;
  • основы деятельности психолога;
  • воспитание студентов.

В результате изучения дисциплины студенты должны

знать:

-предмет психологии,

-методологию психологии,

-место психологии среди других наук,

-структуру психологии.

уметь:

-осуществлять первичную психологическую диагностику;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

-применять психологические приемы и способы в профессиональной работе.

Методика занятий по курсу включает проведение:

  • лекционных занятий, которые предполагают проблемное изложение материала, а также лекции-беседы со студентами.
  • семинаров, которые предполагают дискуссии, чтение и обсуждение докладов.

Самостоятельная работа студента предполагает изучение конспектов лекций, ознакомление с рекомендуемой научной литературой, перечень которой представлен ниже, подготовку докладов согласно планам проведения семинаров.

Глава 1. Методическая разработка лекции

1.1. Организационно-методическая часть

Тема: «ЕГЭ с точки зрения психодиагностики» обоснована тем, что новая система школьного образования имеет как свои плюсы, так и серьезные минусы, связанные с жесткими условиями проведения экзамена и психологическими состояниями старших школьников перед и во время проведения ЕГЭ.

Изучение данной темы чрезвычайно важно в курсе педагогической психологии в разделе «Формы контроля знаний» вслед за изучением экзаменов и контрольных работ, т.к. ЕГЭ является сложным педагогическим мероприятием, и перед его проведением школьники должны быть эффективно психологически подготовлены.

Список литературы для преподавателя:

  1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. — С. 138-144
  2. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков. Дис. … канд. психол. наук. — Тверь, 2003. — 202 c.
  3. Колесов Д., Мягков И. Учителю о психологии и физиологии подростка. — М., 1986. — 320 с.
  4. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — СПб.: Лань, 2002. — 103 с.

Аудитория представляет собой учебную группу, состоящую из 15 студентов 4 курса дневного отделения факультета психологии, которые проходят обучение по направлению «Социальная психология и конфликтология» (бакалавриат). Исходя из того, что группа набрана совсем недавно, уровень подготовки можно оценивать как средний. Студенты уже изучили большое количество психологических дисциплин.

Информационная задача лекции заключается в передаче учебной информации, в частности, по теме влияния единого государственного экзамена на психику подростков.

Аналитическая задача связана с выработкой у студентов способности к анализу полученной информации, формированию собственного мнения по проблеме.

Системообразующая задача заключается с формированием системы знаний, которую студенты могут использовать в дальнейшем на практике.

Творческая функция связана в использовании творческих способностей студентов для оригинальной обработки материала.

Воспитательная функция состоит в формировании у студентов дисциплины и ответственности по отношению не только к учебному процессу, но и к жизни в целом.

Данная лекция является лекцией-информацией, т.к. такой вид более всего приемлем для студентов 4 курса. В качестве формы лекции выбран монолог с опорой на визуальные средства.

В качестве основных понятий в лекции выделяются: ЕГЭ, подросток, нервно-психическое напряжение, образование, педагогический процесс, настроение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Для показа иллюстративного материала необходимы ноутбук и проектор.

Цель данной лекции — научить студентов анализировать психологические проблемы старших школьников в период проведения ЕГЭ.

Задачи лекции:

1) дать общую характеристику ЕГЭ как стрессового фактора;

2) описать психологические особенности подготовки школьников к ЕГЭ;

3) дать характеристику методикам, необходимым для проведения диагностики психологических состояний школьников во время подготовки и проведения ЕГЭ.

1.2. Содержание лекции и демонстрационные материалы

Расчет времени

Общее время, отведенное на лекционное занятие, составляет 180 минут.

ЕГЭ проводится в России всего несколько лет. Появление такого вида проверки знаний у школьников стало серьезной социальной проблемой, т.к. государство, по сути, не было достаточно готово к тому, что такой контроль образовательной системы нашего государства может повлечь снижение общего уровня подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования. С «приходом» ЕГЭ наметилась тенденция снижения массового потока поступления выпускников школ в ВУЗы, т.к. сдача данного экзамена является основным условием для получения школьником разрешения на поступление в ВУЗ. Это, прежде всего, касается выпускников 11-х классов. Получается, что вопрос о сдаче ЕГЭ является чуть ли не решающим в жизни для 17-летнего подростка. В период подготовки к ЕГЭ подросток не может думать ни о чем другом, кроме этого события, т.к. он понимает, что не сдача этого экзамена может привести к таким плачевным последствиям как армия, невозможность получить высшее образования, порицание родителями. Важной проблемой является психологическое состояние школьников в период подготовки к сдаче ЕГЭ.

На сегодняшний день психологическое сопровождение учащихся является одной из актуальных проблем. От того насколько результативно будет сдан ЕГЭ, зависит дальнейшее успешное моделирование жизни подростка. Отличительной особенностью молодого человека 15–17 лет, является то, что именно в этот, заключительный период обучения в школе перед ним стоит сложная задача — самоопределения, принятие решения, от которого зависит его будущее. Естественно, такая ситуация заставляет задуматься, осмысливать свои возможности, потребности, притязания.

К трудностям, которые связаны с выбором, добавляется еще мучительное и тревожное ожидание сдачи экзаменов, в том числе и ЕГЭ – нового по форме и содержанию. Ведь от итоговых результатов зависит будущее, возможность реализовать себя, занять определенную социальную нишу. Очень важно сохранить положительный психологический настрой учащихся, а для этого необходимо знать какие трудности, страхи и препятствия могут возникнуть при сдаче ЕГЭ.

План лекции:

  1. ЕГЭ как стрессовый фактор.
  2. Психологические особенности школьников при подготовке к ЕГЭ.
  3. Методики исследования психологических состояний школьников во время подготовки и проведения ЕГЭ.

ЕГЭ как стрессовый фактор

ЕГЭ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. Тестирование как новая форма экзамена накапливает свой опыт и требует предварительной подготовки всех участников образовательного процесса. Эксперимент по введению ЕГЭ проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в вузы.

ЕГЭ заменяет собой два экзамена — выпускной за среднюю школу и вступительный в высшее или среднее специальное учебные заведения. Как известно, традиционные вступительные экзамены отличаются от выпускных содержанием проверяемого материала, поэтому при сдаче ЕГЭ оценивается владение как материалом курса 10—11 классов, так и материалом некоторых тем курсов основной школы.

ЕГЭ состоит из трех форм заданий: с выбором ответа (Часть А), с кратким ответом (Часть В) и с развернутым ответом (Часть С).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В заданиях части А нужно выбрать правильный ответ из нескольких предлагаемых вариантов. В первой части бланков ответов с заголовком «Номера заданий с выбором ответа из предложенных вариантов» школьник должен под номером задания пометить знаком «X» ту клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного ответа.

В заданиях части В ответ дается в виде одного слова или числа. В бланке ответов для таких заданий есть поля с заголовком «Краткие ответы на задания без вариантов ответа для выбора», куда школьник вписывает свой ответ (слово или число) рядом с номером задания (печатными буквами). Запись формул или математических выражений, каких-либо словесных заголовков или комментариев при этом не допускается.

В заданиях части С дается развернутый ответ в виде решения задачи или краткого рассказа, которые записываются на отдельном бланке. Очень важно переписать в специальное поле в правом верхнем углу указанного бланка индивидуальный номер основного бланка ответов (розового цвета). При этом никакие дополнительные сведения о школьнике (фамилия, имя, класс) не пишутся.

У ЕГЭ, как и любого проекта, есть свои плюсы и минусы. Рассмотрим их более подробно.

Введение тестов, кроме всего прочего, объясняется стремлением исключить субъективность оценки преподавателем знаний выпускника школы. Действительно, и, пожалуй, исключительно с этой точки зрения ЕГЭ объективен. Однако влияние «человеческого фактора» тестирование устраняет на редкость однобоко: ведь ЕГЭ не учитывает ровным счетом никаких личностных, психологических особенностей ребенка.

Одним из принципов предъявления тестовых заданий является, мозаичность — то есть чередование вопросов из разных областей по экзаменационному предмету. При таком подходе одним из важнейших составляющих успешного выполнения тестовых заданий становится хорошо развитая переключаемость внимания.

Кроме того, у ЕГЭ есть весьма неоднозначная особенность, заключающаяся в том, что школьникам предлагаются варианты ответов. В этом смысле само построение тестов, с одной стороны, может помочь ответить правильно в ситуации, когда у ребенка какие-либо знания находятся в «неактивном» состоянии. То есть школьник «что-то где-то слышал», и если задать ему открытый вопрос, то он вряд ли ответит правильно, варианты же ответов в такой ситуации выполняют функцию подсказки. С другой стороны, у тревожных, неуверенных в себе и собственных знаниях школьников несколько близких вариантов ответов будут способствовать нагнетанию напряжения, сомнению, панике и прочему.

Опасение вызывает то, что ЕГЭ превращает репетиторство по поступлению в определенный ВУЗ в подготовку по определенному предмету. Здесь есть особая деликатность: вузовские доценты готовят к экзамену по конкретному предмету в конкретный ВУЗ, причем «с гарантией», которая, как правило, держится на связях в приемной комиссии.

Далее, при традиционной («подконтрольной») форме проведения вступительных испытаний ВУЗ получает намного больше, чем деньги — возможность оказать услугу нужным людям, что высоко ценится и дорого стоит. ЕГЭ резко уменьшает такие возможности.

Многих смущает качество контрольных измерительных материалов ЕГЭ, и жалобы эти часто справедливы. Это можно объяснить тем, что основные усилия инициаторов эксперимента пока были сосредоточены на организационной стороне дела, где им удалось сделать многое. Некоторые утверждают, что введение ЕГЭ ничего не дает в борьбе за качество общего образования.

Особый интерес в этом плане представляют впервые издаваемые Центром Тестирования РФ сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5 по 11 класс, с их помощью можно оценивать уровень освоения материала и отработать навык их выполнения. Такие тренировки в выполнении тестовых заданий позволят реально повысить тестовый балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

Ученые считают, что психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями. ЕГЭ влияет на психологическое и физиологическое состояние выпускников. Повышается уровень тревожности и беспокойства благодаря таким факторам как:

1) материал, необходимый для повторения, по объему очень велик, т.к. задания требуют знания материала не только курса 11 класса, но и материала некоторых тем курса основной школы;

2) идя на экзамен, ученик имеет вопросы, по которым его будут экзаменовать, что придает выпускнику определенную долю стабильности, т.к. он уверен в том, что непредвиденных вопросов быть не может. Содержание же КИМов не известно ученику, что повышает уровень его беспокойства;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3) в классе, где экзаменуют выпускников, присутствуют ученики разных школ, люди, проводящие экзамен, которых ученик видит впервые, все это влияет на уровень тревожности и беспокойства и является причиной дискомфорта;

4) эвристические задания, которые содержаться в КИМах, относятся ко второму уровню интеллектуального развития, которое отсутствует или точнее сказать, не развита у некоторых учащихся, что ведет к отказу выполнения предложенных заданий.

На успешность сдачи ЕГЭ влияние оказывает и личное развитие познавательной (интеллектуальной) сферы учащегося.

Степень воспроизведения (память) у всех учащихся разного уровня. Беспокойство и тревожность, возрастающие во время проведения ЕГЭ, у некоторых учащихся не способствуют сосредоточению и влияют на качество припоминания материала. Учащиеся во время ЕГЭ должны работать без перерыва 3-4 часа, что не способствует продуктивной работе памяти. Перегрузка ведет к тому, что третья часть бланков ЕГЭ, направленная на определение творческого потенциала учащегося, на умение применять теоретический материал на практике, проходит в момент наибольшей усталости, многие ученики даже не проявляют усилий по выполнению данной работы, т. к. степень усталости повышается.

Внимание — важный момент для успеха при сдаче ЕГЭ, т.к. учащимся приходится читать задание, самостоятельно решать, как его выполнить, как оформить в бланке. Выпускники, не знающие техники саморегуляции, сброса накопившегося утомления, не умеют сохранять внимание в течение 3—4 часов работы, что ведет к снижению результата. А лишняя напряженность соматического характера ведет к быстрой усталости, к нежеланию работать.

Также на успешность сдачи ЕГЭ влияют вредные привычки. Например, курение. Курильщики через 45 минут (длительность урока) чувствуют никотиновое голодание в силу привычки, что обостряется тревогой, беспокойством, напряжением. И через 60—90 минут 1/5 выпускников покидает класс, что влияет на результат ЕГЭ.

Самооценка также влияет на результат ЕГЭ. Ученик с завышенной самооценкой полностью уверен в себе, в своих способностях. Он уверен в том, что спокойно сдаст ЕГЭ и порой даже идет на ЕГЭ неподготовленным, что в итоге ведет к снижению результата. Ученик с заниженной самооценкой к экзамену готовится, но может все забросить из-за неуверенности в себе и своих способностях. Читая вопрос, не вдумывается, выполняет то, что знает точно. Не пытается выполнить творческую часть заданий. Во время ЕГЭ настраивает себя на неудачу, «я не могу», «я глупый», «я ничего не знаю», что также ведет к снижению результата. Ученик с адекватной самооценкой может реально оценить свои возможности. Он знает свои способности и может правильно распределить свои силы, что благоприятно сказывается на результате ЕГЭ.

Основные свойства личности также влияют на результат ЕГЭ.

Ученик с активной мотивацией идет на ЕГЭ с желанием. Он знает, что ЕГЭ — это шанс поступить в ВУЗ, это его цель, он к ней стремится. Пассивный человек мотивируется внешним воздействием. Это скорее реакция на происходящее, чем инициатива. Ученик с пассивной мотивацией идет на ЕГЭ без личной цели, «все идут, и я иду». Для него главное сдать ЕГЭ, а как неважно.

При обучении учитель пытается найти индивидуальный подход к каждому ученику. ЕГЭ же предъявляет одинаковые требования ко всем учащимся, плюс бальный рейтинг, который не учитывает индивидуальные способности учеников.

Структуру той или иной способности составляет совокупность психических качеств, которые необходимы для успешного выполнения деятельности. Например, структура математических способностей складывается в деятельности по решению задач и включает соответствующие умственные качества, обеспечивающие: получение математической информации (формализация восприятия, схватывание формальной структуры задачи), переработку математической информации (логическое мышление в сфере количественных и пространственных отношений, быстрое и широкое  обобщение математических объектов, отношений, гибкость мышления в математической деятельности, экономичность и рациональность мышления); хранение математической информации (математическая память); математическую направленность ума.

Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний. Например, у одних людей в структуре математических способностей ведущими являются качества мышления, обеспечивающие операции абстрагирования и переноса, у других—логичность и доказательность, у третьих—память на математическое содержание и гибкое оперирование им т. п.

Учащиеся с преобладанием холерического темперамента сильно впечатлительны, задания и процесс проведения ЕГЭ приводят их в сильное возбуждение, что мешает быть последовательным, спокойным, сосредоточенным, что может плохо сказаться на результате ЕГЭ. У учащихся с сангвиническим темпераментом все зависит от личного настроения, желания, целей. Вполне может выдержать ЕГЭ. Выпускники с флегматическим темпераментом медлительны, у них происходит застревание на некоторых заданиях, что ведет к нехватке времени и отрицательно сказывается на результате. Учащиеся с меланхолическим темпераментом сильно беспокоятся, тревожатся, при этом постоянно себя изводят своей неуверенностью.

Самый ключевой момент в успешности сдачи ЕГЭ заключается в умении противостоять стрессу, в умении быстро и эффективно снять напряжение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Таким образом, не только ЕГЭ влияет на психологическое и физиологическое состояние выпускников, но и результат ЕГЭ зависит от индивидуальных особенностей личности выпускника. Память и внимание отвечают за возможности выпускника воспроизвести нужный материал и правильно распределить время на выполнение заданий. Имеющиеся у выпускника вредные привычки мешают им сосредоточиться на заданиях. От самооценки, характера, темперамента, мотивации зависит то, как выпускник относится к экзамену и результат его работы.

Психологические особенности школьников при подготовке к ЕГЭ

Подростковым возрастом принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет. Подростковый возраст (отрочество) — период онтогенеза (от 10-11 до 15 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности. В этом возрасте происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности ребенка.

При изучении методической литературы, мы выделили следующие психологические особенности учеников старшего школьного возраста.

В этот период приобретается та степень психической, идейной и гражданской зрелости, которая позволяет человеку в известной мере быть способным к самостоятельной трудовой жизни и деятельности и служит надёжной основой его дальнейшего развития. Говоря об учащихся этого возраста, Н.С. Лейтес отмечает: «В их психологическом облике чаще всего сочетаются, активность анализирующей мысли, склонность к рассуждениям и особая эмоциональность, впечатлительность. Такое совмещение черт «мыслительного» типа и черт «художественного» типа характеризует неповторимое своеобразие возраста и, по-видимому, представляет собой залог многостороннего развития в дальнейшем».

Психологи, изучавшие этот возрастной период (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.А. Крутецкий, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Е.А. Шумилин, А.В. Захарова и другие), подчеркивают рост интеллектуальных сил учащихся. Их мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем общения и абстрагированием, увеличивающейся тенденции к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые явления и факты в систему. Интеллектуальна позволят старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества.

У старшеклассников, по сравнению с подростками, интерес к школе и учению заметно повышается. Учение приобретает непосредственный жизненный смысл, так как школьники отчётливо сознают, что необходимым условием достойного участия в будущей трудовой жизни являются приобретённые знания, умения и навыки. Поэтому потребность в самостоятельном приобретении знаний — одна из характерных черт современного старшеклассника.

Развиваются читательские интересы, тесно связанные с направленностью познавательных интересов, которые, в свою очередь, становятся широкими, устойчивыми и действенными. Избирательность интересов у старшеклассников, как правило, связанна с жизненными планами.

Самосознание в этом возрасте приобретает качественно-специфический характер, определяемый необходимостью оценить особенности своей личности с учетом конкретных жизненных устремлений. Происходит стабилизация самооценки, рост произвольности психических процессов, совершенствование механизмов саморегуляции. На этой основе развивается потребность в самовоспитании, направленном уже не только на преодоление тех или иных недостатков и приобретений отдельных положительных черт и свойств, но и на формировании личности в целом.

Современные подростки стали более прагматичными, для них резко выросла значимость материальных ценностей, а для различных категорий трудных подростков — делинквентных, неуспевающих, с аддиктивным поведением — характерно отсутствие жизненных целей, обеднение, сужение и деформация временной перспективы. Известно, что ценности подросткового социума могут быть негативистскими и выражаться в отрицании социально одобряемых взрослыми норм, в том числе в сфере здоровья.

Естественно, что в переходном возрасте, когда происходят существенные изменения во внешности подростков, практически всех волнуют проблемы привлекательности и соответствия моде в одежде, значимость фактора внешности, причем переживания по этому поводу стали у современных молодых людей более острыми.

Как отмечают психологи и педагоги, работающие с подростками, проблемы, возникающие в этой возрастной группе, могут быть обусловлены поисками или трудностями, связанными с удовлетворением основных потребностей:

— физиологической, связанной с физической и сексуальной активностью;

— в психологической безопасности («реакция группирования»);

— в независимости и эмансипации от родителей;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— в привязанности и развитии собственного Я.

Отсутствие или недостаточная сформированность способности к саморегуляции усиливают директивность актуальных потребностей подростка и связанных с неуспехом в их реализации эмоций, способствуют фиксации отрицательного эмоционального состояния в сочетании со стойкими соматическими изменениями в организме.

Создается замкнутый круг: неуспех в реализации актуальной деятельности — отрицательные эмоции — защитные автоматизмы — фиксация отрицательных эмоций — неблагоприятные соматические сдвиги в организме — усиление отрицательных эмоций — фиксация болезненных соматических проявлений. Вероятность формирования подобного порочного круга повышается в жизненных критических ситуациях, требующих от подростка повышенной активности в области саморегуляции.

Психофизиологические особенности подростков обусловлены во многом спецификой взаимодействия центральной и эндокринной системы.

Старшие подростки менее раздражительны, чем младшие и средние, настроение у них чаще жизнерадостное, оптимистическое. На смену неуравновешенности и неуверенности в своих силах приходит повышенная, а нередко и завышенная самооценка. Эти особенности имеют под собой глубокую физиологическую основу.

У старших подростков увеличивается способность к концентрации внимания, умственным и физическим усилиям, эмоциональная устойчивость и адекватность поведенческих реакций. Поэтому старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы их избыточная энергия находила правильный выход, и в работе с ними требуется в первую очередь правильная организация и содержательное наполнение их повседневной деятельности.

В подростковом возрасте отмечается отчетливое направление сознания на самого себя. Осознание себя личностью происходит у подростка в первую очередь в процессе общения со сверстниками. В связи с этим ряд психологов считают общение в подростковом возрасте одним из ведущих типов деятельности. Самосознание себя, выделение и сопоставление своего Я с другими создают условия для самосовершенствования. Подросток, оценивая свои способности, успехи, внешнюю привлекательность, моральный облик, свою социальную роль в коллективе, свои недостатки, эмоционально переживает всё это и стремится завоевать уважение и доверие окружающих. На основе соотношений между уровнем притязаний и реальными успехами у него формируется соответственно высокое или низкое самоуважение. Оно в не меньшей степени зависит от оценки подростка окружающими. У подростков обычно отмечается завышенная самооценка и уровень притязаний, что при неуспехе в учебной, спортивной и других видах деятельности нередко приводит к аффективным реакциям, а при хроническом неуспехе — неуверенности в своих возможностях и даже к появлению стойких отрицательных свойств личности.

Отрицательную роль может сыграть и переоценка себя подростком, так как это способствует формированию зазнайства, высокомерия, самодовольства, стремление противопоставлять себя коллективу. Формирование субъективного Я тесно связанно с самосознанием (запечатлено в памяти) и тем самым может способствовать формированию ущербной личности. Уровень самосознания у подростка колеблется в широком диапазоне и зависит от многих факторов (микросоциальная среда, возраст, уровень развития интеллекта и так далее). Уровень самосознания у подростков, как правило, не достигает высших форм, когда человек осознает себя членом общества в целом и сознательно подчиняет свою направленность его целям. Высшие формы самосознания формируются позже.

Общение со сверстниками становится для подростка ведущим мотивом деятельности, так что на второй план могут отодвигаться и общение с взрослыми и даже учение. В группе можно сравнить себя с другими, оценить свои успехи и неуспехи, занять должное положение, получить признание, уважение среди сверстников; своими действиями (не только социально положительными) утвердиться в их глазах.. Поэтому подросток стремится к воспитанию таких качеств, которые наиболее ценятся сверстниками в этот период: знание, сообразительность, смелость, умение владеть собой, физическая сила, и устранению отрицательных свойств — жадности, эгоизма.

Старшие подростки чаще преувеличивают свои качества и более адекватно оценивают окружающих, их внутренний мир.

Интересы подростков, обусловленные познавательной потребностью, зависят от привлекательности самого объекта или от его актуальности и значимости для подростка в данный момент. Интересы подростка обычно неустойчивы. Однако интерес может перейти в увлечение, которому подросток будет отдавать все свободное время, а иногда оно идёт в ущерб учебной деятельности.

В подростковом возрасте начинает формироваться мировоззрение как основной мотив и регулятор поведения. Подростки могут прогнозировать последствия своих поступков и соответствующим образом планировать их. Они активно овладевают научными знаниями о природе, человеческих отношениях, и это делает их поступки более целенаправленными и последовательными. Однако мировоззрение у подростков ещё не отличается целостностью, содержательностью и надежностью, оно может изменяться под влиянием искусно построенной буржуазной пропаганды, личных неудач и так далее.

Процесс усвоения знаний способствует развитию внимания, восприятия, памяти и мышления. Внимание становится  управляемым, и подросток может длительное время концентрировать его при решении абстрактных задач. Интеллектуализируются восприятие, память, воображение и другие психические процессы, они всё больше приобретают черты произвольности. Старшие подростки могут сознательно использовать приемы рационального запоминания учебного материала и логически его распределить.

В учебной деятельности подростка существенную роль играет мотивационный компонент. Мотивы учения могут быть связанны с его результатом. В таком случае от учащегося требуется немалое волевое усилие как при положительной мотивации (социальная устремленность), так и тем более при отрицательной (избежать наказания). Чтобы достичь цели, подросток вынужден и в первом и во втором случае заставлять себя учиться.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Мотивы учебной деятельности непостоянны и могут меняться. Как и любая деятельность, учебная деятельность полимотивированна, и поэтому в   ней могут переплетаться общие социальные, познавательные, а также и узколичные мотивы. Следовательно, большую роль в формировании мотива играет оценка учебной деятельности учителем.

Характер в подростковом возрасте проявляется довольно многообразно. У подростка могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, требовательность и попустительство, принципиальность и беспринципность, коллективизм и индивидуализм, положительное отношение к труду и леность, ответственность и безответственность, скромность и самомнение и так далее, по существу, все признаки, которые имеют место у взрослых.

Своеобразие характера в подростковом возрасте обычно проявляется в его «заострении», акцентуации, которая обусловлена социальными факторами — усложнением взаимоотношений с окружающими и биологическими сдвигами — нейроэндокринной перестройкой, лежащей в основе полового созревания.

Старшекласснику важнее всего быть принятым сверстниками, чувствовать себя нужным группе, иметь в ней определенный престиж и авторитет. Исследования Колесова и Мягкова также подтверждают это положение, ибо каждые два из трех обследованных признали, что оказались бы в трудном положении в случае отвержения их коллективом.

В старшем подростковом возрасте, в отличие от младшего, обнаруживается повышенная чувствительность к нравственным поступкам взрослых, и в первую очередь таким положительным свойствам личности, как доброта, понимание, справедливость, при этом последнее особенно подчеркивается в общении с учителями. Происходит переоценка положительных качеств за счет включения в систему ценностных ориентаций новых критериев, в частности, дружба с родителями осознается как одна из наиболее высоких ценностей, тогда как в отношении с учителями ценится только доброта, и ни один учащийся не отметил значения дружбы с ними.

Таким образом, подростковый возраст отличается повышенным интересом к школе и учению, стремлением к самостоятельности (идеальные условия), возрастает потребность в общении со сверстниками, с взрослыми. Ведущим видом деятельности в подростковом возрасте является межличностное общение. Характерная особенность личности старшего школьника — рост его самосознания.

Эти предпосылки создают определенное эмоциональное состояние в период подготовки к ЕГЭ.

Некоторые старшеклассники считают, что сдать ЕГЭ для них не составляет особой проблемы, они уверены в себе, т.к. не осознают всей важности предстоящего мероприятия. Такие школьники чаще всего не готовятся к экзамену, надеясь на свои знания и удачу. Они посвящают все время подготовки к ЕГЭ своим личным делам, межличностному общению, решением внутренних проблем. Их психологические проблемы начинаются примерно за неделю до экзамена, когда они неожиданно осознают, что что-то не успели сделать, что отличаются от своих одноклассников, которые все это время готовились к экзамену. У них появляется страх перед тем, что они не подготовлены и являются «белыми воронами».

Другие старшеклассники испытывают психологические проблемы на протяжении всей подготовки к ЕГЭ. Они не уверены в своих силах, опрашивают тех, кто уже сдавал этот экзамен, у многих начинается паника, они стараются как можно тщательнее готовиться к экзамену, но нервно-психическое напряжение является причиной недостаточной работы памяти и внимания в этот момент. Старшеклассникам страшно, они становятся агрессивными, замкнутыми, не хотят думать ни о чем, кроме экзамена.

Третья категория старшеклассников из-за страха перед ЕГЭ нарушает привычные социальные связи, формирует конфликты с родителями и сверстниками, старается найти способы сдать ЕГЭ, не готовясь к нему, вызывает к себе негативное отношение окружающих.

Таким образом, у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ практически всегда возникают серьезные психологические проблемы.

Методики исследования психологических состояний школьников во время подготовки и проведения ЕГЭ

Первая методика исследования — «Анкета выявления степени страха перед ЕГЭ». Анкета имеет социологическую направленность, состоит из 10 прямых вопросов, которые четко отражают степень страха школьника перед конкретным мероприятием, поэтому валидность и надежность данной методике не подвергается сомнению.

Инструкция: «Перед вами 10 вопросов, на которые есть три варианта ответа — «да», «нет», «не знаю». Отвечайте на вопросы честно, не задумываясь».

Обработка результатов: за каждый ответ «да» начисляется 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — 0 баллов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Интерпретация результатов: 13—20 баллов — высокая степень страха перед ЕГЭ, 7—13 баллов — средняя степень страха перед ЕГЭ, 0—7 баллов — низкая степень страха перед ЕГЭ.

Вторая методика, которую можно использовать для исследования — это «Методика оценки нервно-психического напряжения» Т.А. Немчина.

Опросник Т.А. Немчина представляет собой перечень 30 основных признаков нервно-психического напряжения, составленный по данным клинико-психологического наблюдения.

Опросник позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных систем организма. В случае диагностики чрезмерного нервно-психического напряжения обследуемому лицу следует рекомендовать обратиться к врачу для углубленного исследования и назначения лечения, так как возможен переход от донозологического состояния к патологическому.

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.

Третья методика, которую можно использовать для исследования, — «Шкала личностной и реактивной тревожности» Спилбергера–Ханина представляет собой весьма надежный и информативный инструмент для измерения тревожности как свойства личности и состояния в какой-либо определенный момент (в прошлом, настоящем, будущем).

Под личностной тревожностью понимается относительно устойчивая индивидуальная характеристика, черта, дающая представление о предрасположенности человека к тревожности, т.е. о его склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрожающие и реагировать на них состоянием тревожности различного уровня.

Как реактивная диспозиция личностная тревожность «активизируется» при восприятии определенных «опасных» стимулов, связанных со специфическими ситуациями угрозы престижу, самооценке, самоуважению индивида.

Высокий показатель личностной тревожности дает представление о высокой вероятности появления состояния тревожности у субъекта в ситуациях, где речь идет об оценке его компетентности, подготовленности и воспринимаемых им как угрожающие. Эта группа людей обычно требует повышенного внимания со стороны врача.

Низкотревожные субъекты, напротив, не склонны воспринимать угрозу своему престижу, самооценке в широком диапазоне ситуаций. Вероятность возникновения у них состояния тревожности значительно ниже, хотя и не исключена в отдельных особо важных и личностно значимых случаях

Реактивная тревожность как состояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства, озабоченности, «нервозности», сопровождающимися активизацией вегетативной нервной системы. Состояние тревожности как эмоциональной реакции на стрессовую ситуацию может быть различной интенсивности и является достаточно динамичным и изменчивым во времени.

Высокий показатель реактивной тревожности косвенно свидетельствует о выраженном психоэмоциональном напряжении пациента. Этот показатель чутко реагирует на изменения психоэмоционального состояния больного в процессе лечения и является одним из наиболее удобных для оценки эффективности психотерапевтической коррекции.

Шкала Спилбергера–Ханина состоит из 40 вопросов, 20 из которых характеризуют реактивную тревожность (опросник «А»), а остальные — личностную тревогу.

Четвертая методика, которую можно использовать для исследования — «Шкала самоуважения» Розенберга.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Опросник создавался и использовался как одномерный, хотя, проведенный позднее, факторный анализ выявил два независимых фактора: самоунижение и самоуважение.

Самоуважение существует и в отсутствие самоунижения, и наряду с ним, в последнем случае оно выступает в защитной функции. Опросник обладает хорошей надежностью и конструктивной валидностью.

Показатели по опроснику связаны с депрессивным состоянием, тревожностью и психосоматическими симптомами, активностью в общении, лидерством, чувством межличностной безопасности, отношением к испытуемому его родителей.

Инструкция: «Определите, насколько вы согласны или не согласны с приведенными ниже утверждениями по используя для этого следующую шкалу: a) – полностью согласен; b) – согласен; c) – не согласен; d) – абсолютно не согласен».

Интерпретация результатов:

10—20 — низкая самооценка.

21—30 — средняя самооценка.

31—40 — высокая самооценка.

Пятая методика, которую можно использовать для исследования, — «Методика диагностики поведения личности в конфликтной ситуации» К. Томаса.

Тест используется для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению.

К. Томас выделяет следующие типы поведения в конфликтной ситуации:

  • соперничество (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  • приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  • компромисс;
  • избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  • сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

В опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар.

Инструкция к тесту

В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Обработка и интерпретация результатов теста

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Шестая методика, которую можно использовать для исследования, — «Тест эмоций Басса-Дарки» в модификации Г.В. Резапкиной. Он предназначен для диагностики различных форм агрессивного поведения.

Инструкция к тесту

Каждый оказывался в ситуации, когда трудно сдерживать свои эмоции. Послушай утверждения. Если ты реагируешь похожим образом, ответь «Да» на следующие вопросы, если нет, значит, ответь «нет».

Ключ к тесту

За каждое совпадение с ключом начисляется (1) один балл. Совпадением с ключом считается ответ «Да» на вопросы в таблице.

Интерпретация результатов теста

Средний уровень агрессии равен (3) трем баллам. Если показатели испытуемого превышают это значение, можно говорить о выраженности одной из следующих форм агрессивного поведения:

  • Физическая агрессия (Ф): ты склонен к самому примитивному виду агрессии. Тебе свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, твой образ жизни и личностные особенности мешают тебе искать более эффективные методы взаимодействия. Ты рискуешь нарваться на ответную агрессию.
  • Косвенная агрессия (К): конечно, лучше ударить по столу, чем по голове друга. Однако увлекаться этим не стоит. Пожалей мебель, посуду. Кроме того, так недолго и пораниться.
  • Раздражение (Р): плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другом, но будет разъедать тебя изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу.
  • Негативизм (Н): реакция, типичная для многих детей, совершающих бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице «выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой».
  • Обидчивость (О): готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить. Здорово отравляет жизнь.
  • Подозрительность (П): готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
  • Словесная агрессия (С): за словом в карман ты не полезешь. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки. Впрочем, одно другому не мешает.

Тест основан на самооценке. Его точность зависит от откровенности ребенка. Если у него повышенный уровень агрессии, возможно, его энергия и пробивные способности помогают ему достигать своих целей. Но родителям нужно задуматься, какую цену их ребенок платит за свои победы. Доволен ли он своими отношениями с другими людьми? Агрессивный стиль поведения разрушает отношения между детьми и провоцирует конфликты. Ребенку необходимо учиться контролировать свои эмоции. Если это трудно, родителям нужно попробовать направить их в мирное русло — спорт, творчество.

Заключение: некоторые старшеклассники считают, что сдать ЕГЭ для них не составляет особой проблемы, они уверены в себе, т.к. не осознают всей важности предстоящего мероприятия. Такие школьники чаще всего не готовятся к экзамену, надеясь на свои знания и удачу. Они посвящают все время подготовки к ЕГЭ своим личным делам, межличностному общению, решением внутренних проблем. Их психологические проблемы начинаются примерно за неделю до экзамена, когда они неожиданно осознают, что что-то не успели сделать, что отличаются от своих одноклассников, которые все это время готовились к экзамену. У них появляется страх перед тем, что они не подготовлены и являются «белыми воронами». Другие старшеклассники испытывают психологические проблемы на протяжении всей подготовки к ЕГЭ. Они не уверены в своих силах, опрашивают тех, кто уже сдавал этот экзамен, у многих начинается паника, они стараются как можно тщательнее готовиться к экзамену, но нервно-психическое напряжение является причиной недостаточной работы памяти и внимания в этот момент. Старшеклассникам страшно, они становятся агрессивными, замкнутыми, не хотят думать ни о чем, кроме экзамена. Третья категория старшеклассников из-за страха перед ЕГЭ нарушает привычные социальные связи, формирует конфликты с родителями и сверстниками, старается найти способы сдать ЕГЭ, не готовясь к нему, вызывает к себе негативное отношение окружающих. Таким образом, у старшеклассников в процессе подготовки к ЕГЭ практически всегда возникают серьезные психологические проблемы.

Для того, чтобы расширить свои знания о ЕГЭ как об объекте психодиагностики, на следующем занятии мы с вами проведем семинар, для которого я попрошу вас подготовить доклады по теме «Аспекты изучения психологических особенностей подготовки к ЕГЭ». Каждый из вас берет один из аспектов и рассказывает нам о нем. Спасибо за внимание!

Глава 2. Методическая разработка семинарского занятия

2.1. Организационно-методическая часть

Выбор темы семинара: «Аспекты изучения психологических особенностей подготовки к ЕГЭ» обусловлен тем, что студентам необходимо знать и понимать различные подходы к психологической помощи школьникам в период подготовки и проведения ЕГЭ.

Цель семинара — изучить различные аспекты подготовки к ЕГЭ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Задачи семинара:

1) изучить формы родительской поддержки школьников в период подготовки к ЕГЭ;

2) проанализировать методы проведения тренингов со школьниками в период подготовки к ЕГЭ

3) рассмотреть типы психологического контроля при подготовке к ЕГЭ;

4) дать характеристику видам воспитательной работы в период подготовки школьников к ЕГЭ;

5) рассмотреть формы психологического консультирования школьников в период подготовки к ЕГЭ.

Литература к семинару:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ в субъекте Российской Федерации с приложениями (форма пропуска на единый государственный экзамен и правила для участников единого государственного экзамена). — М.: Минобр, 2009
  2. Федеральный закон № 17-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и «Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения Единого государственного экзамена»
  3. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. — М., 2001. — 250 с.
  4. Михеева О.А. ЕГЭ пошел в девятый класс // Педагогические исследования. — 2010. — № 2. — С. 22—23

Данный семинар носит характер обзорного, т.к. проводится обзор теорий эмоций, студенты готовят доклады. Форма — доклады с взаимным рецензированием. Несколько студентов готовят доклад, остальные проводят рецензирование этих докладов, задают вопросы.

Контроль производится преподавателем по результату защиты доклада, оценка выставляется индивидуально каждому студенту за прочитанный доклад.

Роли в семинаре распределяются следующим образом: выступающий рассказывает доклад, остальные студенты и преподаватель слушают доклад, задают вопросы и оценивают выступление.

Доклад должен занимать 5 минут, оформление должно быть четким, грамотным, соответствовать требованиям ГОСТ.

План семинара:

1) формы родительской поддержки при подготовке школьников к ЕГЭ;

2) методы проведения тренингов при подготовке школьников к ЕГЭ;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3) типы психологического контроля при подготовке школьников к ЕГЭ;

4) виды воспитательной работы при подготовке школьников к ЕГЭ;

5) формы психологического консультирования при подготовке школьников к ЕГЭ.

2.2. Содержание занятия и демонстрационные материалы

2.2.1. Содержание семинарского занятия

Расчет времени

Общее время, отведенное на семинарское занятие, составляет 90 минут.

Библиография для студентов.

Для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию «Аспекты изучения психологических особенностей подготовки к ЕГЭ» студенту необходимо ознакомиться со следующей литературой.

Основная:

  1. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни. — М., 1987. — С. 138-144
  2. Андрюшина Л.О. Психологическая профилактика агрессивного поведения школьников-подростков. Дис. … канд. психол. наук. — Тверь, 2003. — 202 c.
  3. Колесов Д., Мягков И. Учителю о психологии и физиологии подростка. — М., 1986. — 320 с.
  4. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — СПб.: Лань, 2002. — 103 с.

Дополнительная:

  1. Методические рекомендации по организации и проведению ЕГЭ в субъекте Российской Федерации с приложениями (форма пропуска на единый государственный экзамен и правила для участников единого государственного экзамена). — М.: Минобр, 2009
  2. Федеральный закон № 17-ФЗ от 9 февраля 2007 года «О внесении изменений в закон Российской Федерации «Об образовании» и «Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения Единого государственного экзамена»
  3. Кулагина И.Ю.; Камоцкий В.И. Возрастная психология. Полный цикл развития человека. — М., 2001. — 250 с.
  4. Михеева О.А. ЕГЭ пошел в девятый класс // Педагогические исследования. — 2010. — № 2. — С. 22—23

2.2.2. Подробный конспект семинарского занятия

Введение.

Добрый день! На прошлом занятии вы прослушали лекцию «ЕГЭ с точки зрения психодиагностики». А сегодня у нас состоится семинар, который поможет рассмотреть более подробно различные аспекты подготовки школьников к ЕГЭ.

Вы должны были подготовить 5 докладов по предложенным темам.

Наше занятие будет построено следующим образом. Сначала выступит выбранный группой докладчик, расскажет материал по одной из заданных тем, а после этого мы проведем небольшое обсуждение: остальные участники семинара смогут задать докладчику интересующие вопросы и сделать дополнения.

Первая тема, которую мы рассмотрим – «Формы родительской поддержки при подготовке школьников к ЕГЭ».

Первый учебный вопрос.

Формы родительской поддержки при подготовке школьников к ЕГЭ

В этом докладе необходимо:

  • проанализировать, как должны вести себя родители с подростком во время подготовки к ЕГЭ;
  • рассказать о способах эмоциональной разгрузки школьника во время подготовки к ЕГЭ;
  • дать характеристику основных поведенческих запретов для родителей.

Во время выступления, студент должен будет озвучить наиболее важные моменты подготовленного доклада, а именно: проанализировать, как должны вести себя родители с подростком во время подготовки к ЕГЭ, рассказать о способах эмоциональной разгрузки школьника во время подготовки к ЕГЭ, дать характеристику основных поведенческих запретов для родителей.

Оценки будут выставляться на основании полноты подготовленных докладов, которые студенты сдадут в конце семинарского занятия. Оценку «отлично» за доклад получит тот, кто раскрыл предложенную тему полностью. В остальных случаях оценка будет зависеть от содержания подготовленного материала.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во время выступления, остальные студенты должны будут конспектировать основные моменты доклада. По окончании они смогут задать интересующие их вопросы или дополнить ответ выступающего.

Вопросы, которые докладчик не успеет или забудет осветить, мы обязательно обсудим отдельно.

Второй учебный вопрос.

Методы проведения тренингов при подготовке школьников к ЕГЭ

В этом докладе необходимо:

  • охарактеризовать основные типы тренинговой работы с подростками;
  • выявить основные темы тренингов, которые могут быть эффективны для улучшения психологического состояния школьников во время подготовки к ЕГЭ;
  • описать известные тренинги для снятия психоэмоционального напряжения;
  • разработать примерную программу тренинга для школьников, готовящихся к ЕГЭ.

Во время выступления, студент должен будет озвучить наиболее важные моменты подготовленного доклада, а именно: охарактеризовать основные типы тренинговой работы с подростками, выявить основные темы тренингов, которые могут быть эффективны для улучшения психологического состояния школьников во время подготовки к ЕГЭ, описать известные тренинги для снятия психоэмоционального напряжения, разработать примерную программу тренинга для школьников, готовящихся к ЕГЭ.

Оценки будут выставляться на основании полноты подготовленных докладов, которые студенты сдадут в конце семинарского занятия. Оценку «отлично» за доклад получит тот, кто раскрыл предложенную тему полностью. В остальных случаях оценка будет зависеть от содержания подготовленного материала.

Во время выступления, остальные студенты должны будут конспектировать основные моменты доклада. По окончании они смогут задать интересующие их вопросы или дополнить ответ выступающего.

Вопросы, которые докладчик не успеет или забудет осветить, мы обязательно обсудим отдельно.

Третий учебный вопрос.

Типы психологического контроля при подготовке школьников к ЕГЭ

В этом докладе необходимо:

  • описать основной психодиагностический инструментарий, подходящий для исследования психологических состояний подростков;
  • разработать свою комплексную методику диагностики психологических проблем школьников в период подготовки к ЕГЭ;
  • сформировать инструментарий для психодиагностической беседы.

Во время выступления, студент должен будет озвучить наиболее важные моменты подготовленного доклада, а именно: описать основной психодиагностический инструментарий, подходящий для исследования психологических состояний подростков, разработать свою комплексную методику диагностики психологических проблем школьников в период подготовки к ЕГЭ, сформировать инструментарий для психодиагностической беседы.

Оценки будут выставляться на основании полноты подготовленных докладов, которые студенты сдадут в конце семинарского занятия. Оценку «отлично» за доклад получит тот, кто раскрыл предложенную тему полностью. В остальных случаях оценка будет зависеть от содержания подготовленного материала.

Во время выступления, остальные студенты должны будут конспектировать основные моменты доклада. По окончании они смогут задать интересующие их вопросы или дополнить ответ выступающего.

Вопросы, которые докладчик не успеет или забудет осветить, мы обязательно обсудим отдельно.

Четвертый учебный вопрос.

Виды воспитательной работы при подготовке школьников к ЕГЭ

В этом докладе необходимо:

  • проанализировать роль классного руководителя и директора школы в воспитательной работе при подготовке к ЕГЭ;
  • охарактеризовать основные принципы самовоспитания школьников;
  • оценить основные методы воспитания подростков в ситуации острого стресса.

Во время выступления, студент должен будет озвучить наиболее важные моменты подготовленного доклада, а именно: проанализировать роль классного руководителя и директора школы в воспитательной работе при подготовке к ЕГЭ, охарактеризовать основные принципы самовоспитания школьников, оценить основные методы воспитания подростков в ситуации острого стресса.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Оценки будут выставляться на основании полноты подготовленных докладов, которые студенты сдадут в конце семинарского занятия. Оценку «отлично» за доклад получит тот, кто раскрыл предложенную тему полностью. В остальных случаях оценка будет зависеть от содержания подготовленного материала.

Во время выступления, остальные студенты должны будут конспектировать основные моменты доклада. По окончании они смогут задать интересующие их вопросы или дополнить ответ выступающего.

Вопросы, которые докладчик не успеет или забудет осветить, мы обязательно обсудим отдельно.

Пятый учебный вопрос.

Формы психологического консультирования при подготовке школьников к ЕГЭ

В этом докладе необходимо:

  • описать, что представляет собой психологическое консультирование подростков;
  • рассказать, какие формы психологического консультирования более всего подходят к ситуации подготовки к ЕГЭ;
  • выбрать одну из зарубежных концепций психологического консультирования для работы со школьниками в период подготовки к ЕГЭ и объяснить свой выбор.

Во время выступления, студент должен будет озвучить наиболее важные моменты подготовленного доклада, а именно: описать, что представляет собой психологическое консультирование подростков, рассказать, какие формы психологического консультирования более всего подходят к ситуации подготовки к ЕГЭ, выбрать одну из зарубежных концепций психологического консультирования для работы со школьниками в период подготовки к ЕГЭ и объяснить свой выбор.

Оценки будут выставляться на основании полноты подготовленных докладов, которые студенты сдадут в конце семинарского занятия. Оценку «отлично» за доклад получит тот, кто раскрыл предложенную тему полностью. В остальных случаях оценка будет зависеть от содержания подготовленного материала.

Во время выступления, остальные студенты должны будут конспектировать основные моменты доклада. По окончании они смогут задать интересующие их вопросы или дополнить ответ выступающего.

Вопросы, которые докладчик не успеет или забудет осветить, мы обязательно обсудим отдельно.

Заключение

Итак, сегодня на семинарском занятии мы рассмотрели особенности различных аспектов подготовки школьников к ЕГЭ, которые встречаются в разных психологических источниках.

Из сегодняшнего занятия вы должны вынести для себя, что ЕГЭ — это действительно сложнейшее психологическое образование, которое может изучаться с совершенно различных позиций в зависимости от места изучения, интеллектуального развития ученого, направления изучения и т.д.

Несомненно, в рамках одного занятия невозможно рассказать все интересное, что дарит нам психологии по вопросу изучения психологического сопровождения контроля знаний. Тем не менее сегодня нам с вами удалось расширить свои знания, научиться использовать их не только в интеллектуальной или научной беседе, но и на практике. Различные ученые выделяют свои аспекты подготовки школьников к ЕГЭ, делают акцент на их разных составляющих.

На сегодня это все. На следующей лекции мы рассмотрим тему «Выпускная работа как вид контроля знаний». Спасибо вам за активную работу!

Заключение

По результатам проведенных лекции и семинара можно сделать следующие выводы.

Студенты в общей массе были заинтересованы темой лекции, внимательно слушали преподавателя во время лекции, задавали вопросы, если что-то было непонятно.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При этом некоторые студенты участвовали достаточно отстраненно, не могли разобраться в элементарных понятиях, им было сложно отвечать на вопросы по уже пройденному материалу.

На семинаре выступило пятеро студентов, каждый, как мог, постарался раскрыть свою тему и донести до остальных студентов основные моменты из той теории, которая была им выбрана для доклада.

Список использованных источников

1. Бадмаев В.Ц. Психология: как ее изучать и усваивать. М., 1997.
2. Бадмаев В.Ц. Методика преподавания психологии. М., 1999.
3. Гамезо В.М., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 1986.
4. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
5. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии. СПб., 1997
6. Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1,2. М., 1994.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб., 1997
8. Коротов В.М. Общая методика учебно-воспитательного процесса. М., 1983.
9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М., 2000.
10. Немов Р.С. Психология. Кн.1,2. М., 1994, Практикум по экспериментальной и общей психологии. Л., 1987. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии. Л., 1990.
11. Попова В.М. Психология как учебный предмет в школе. М., 2000.
12. Якунин В.А. История психологии. СПб., 1998.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1747

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке