Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Характеристика факторов внешней среды»

Пример курсовой работы студента 2 курса факультета менеджмента Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические и методические основы управления факторов внешней среды организации
1.1 Понятие и сущность внешней среды организации
1.2 Характеристика факторов прямого воздействия внешней среды организации
1.3 Характеристика факторов косвенного воздействия внешней среды организации
Глава 2. Общая экономическая характеристика ОАО «IKEA ДОМ»
2.1 Основная экономическая характеристика ОАО «IKEA ДОМ»
2.2 Анализ факторов внешней среды «IKEA ДОМ»
Глава 3. Совершенствование деятельности «IKEA ДОМ»
3.1 Пути совершенствования деятельности «IKEA ДОМ»
3.2 Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования. Для современной России вопросы повышения благосостояния граждан являются приоритетными. Развитие предпринимательства и торговли способно быстро увеличить количество рабочих мест и обеспечить рост прибыли, что повышает материальную заинтересованность и достаток работников внутри отрасли. С ростом прибыли торговых предприятий увеличиваются отчисления в бюджет страны и в целом улучшается жизнь всех россиян.

Поэтому исследование проблем и особенностей управления торговыми организациями является необходимой потребностью современного менеджмента.

Различные подходы к управлению торговыми предприятиями были исследованы как зарубежными, так и отечественными учеными. При этом в большей степени рассматривались проблемы эффективности торговых предприятий, максимизации прибыли и не совсем четко были прописаны механизмы достижения успешной деятельности в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

А ведь внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Ресурсы внешней среды не безграничны, на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. В условиях рыночной неопределенности успешная адаптация предприятия к изменениям во внешней среде является важнейшей составляющей управления деятельностью предприятия.

Объектом исследования является торговое предприятие ОАО «IKEA ДОМ»

Предметом исследования выступает инструментарий менеджмента и совокупность теоретических, методических и практических подходов к организации и управлению предприятиями торговли в условиях рынка.

Цель курсовой работы: выявить и количественно оценить факторы внешней среды, влияющие на результаты хозяйственной деятельности ОАО «IKEA ДОМ» разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Для решения данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. На основе предложенной литературы изучить важнейшие методы оценки влияния внешней среды на хозяйственную деятельность предприятия.
  2. Рассмотреть основные факторы внешней среды предприятия.
  3. Дать общую характеристику деятельности исследуемого торгового предприятия.
  4. Выявить наиболее отрицательно влияющие факторы на хозяйственную деятельность предприятия и разработать комплекс мер по устранению их негативного воздействия на результаты экономической деятельности ОАО «IKEA ДОМ»
  5. Провести социально-экономическую оценку эффективности предложенных мероприятий.

Методы исследования, используемые в курсовой работе, базируется на системном и ситуационном подходах, использовании методов анализа и синтеза, экономико – математического анализа, экспертных оценок.

Практическая значимость работы заключается в совершенствовании процессов текущего и стратегического управления торговыми предприятиями.

Источники информации: достижения отечественных и зарубежных авторов в области менеджмента; законы и нормативные акты Российской Федерации; Интернет-источники.

Глава 1. Теоретические и методические основы управления факторов внешней среды организации

1.1 Понятие и сущность внешней среды организации

Внешняя среда – окружение, охватывающее большое количество различных факторов, которые могут, так или иначе, воздействовать на функционирование, как в текущем периоде, так и в перспективном.

Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, значимые по отношению к операциям организации.

Внешнюю среду характеризуют следующие характеристики:

1) Взаимосвязанность факторов — это уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы (пример: изменение цены на нефть приводит к изменению цен на бензин и, следовательно, на транспортные расходы всех организаций. Это в свою очередь приводит к повышению цен на продукты питания, а значит — к снижению уровня жизни населения и его покупательной способности;
2) Сложность внешней среды — это число факторов, на которые организация обязана реагировать (для целей своего выживания), а также уровень вариативности каждого из этих факторов.

3) Подвижность среды — это скорость, с которой происходят изменения в окружающей среде. Наибольшая подвижность внешней среды наблюдается в фармацевтической, химической и электронной отраслях. А также в отраслях, связанных с производством компьютеров, средств телекоммуникации и космической техники. Медленно меняются факторы внешней среды в кондитерской, мебельной отраслях, а также при производстве тары, упаковки, пищевых консервов.

4) Неопределенность внешней среды — относительное количество информации о среде и уверенность в ее точности (пример: политический прогноз, прогноз курса доллара).

1.2 Характеристика факторов прямого воздействия внешней среды организации

Среда прямого воздействия внешней среды – это непосредственное окружение организации, оно формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации.

При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков, законов и государственных органов, потребителей и конкурентов.

Итак, к элементам прямого воздействия внешней среды организации относятся:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1) Поставщики осуществляют поставки материалов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы.

Поставщики — очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций.
2) Законы и государственные органы влияют на организацию, так как каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческим объединением.

Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус — ОАО, ГУП, ООО, ЗАО и многое другое, она действует в соответствии с налоговым законодательством.

Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью и противоречивостью. Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов — Госкомимущество, Госстандарт, Санэпидемнадзор, Пенсионный Фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и много другое.

3) Потребители. Существование организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса — создавать потребителя.

Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства — оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и многое другое. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.

4) Конкуренты. Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации четко понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей так же эффективно, как это делают конкуренты, то долго на рынке товаров или услуг не просуществуешь. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене.
Следует понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды — трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.
Однако есть примеры и взаимодействия конкурентов. Так для защиты американского рынка от Японии три конкурирующие автомобильные американские компании — Дженерал Моторс, Форд, Крайслер — разработали стандарт, устанавливающий единые требования к системам качества своих поставщиков — QS-9000.

1.3 Характеристика факторов косвенного воздействия внешней среды организации

Факторы внешней среды косвенного воздействия внешней среды организации обычно не влияют на деятельность организаций так же заметно, как факторы внешней среды прямого воздействия. Однако руководству организаций необходимо учитывать и их.

Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Прогнозируя ее воздействие на организацию, руководство, как правило, не располагает достоверной информацией относительно направления и абсолютных значений факторов внешней среды (курс доллара, законодательно установленная минимальная зарплата, ставка процента кредитования и многое другое), поэтому зачастую при принятии стратегических для организации решений оно вынуждено опираться лишь на свою интуицию. При этом следует учесть, что организация не может оказывать прямого влияния на изменения факторов среды косвенного воздействия. Поскольку среди них — технологии (в широком смысле — как состояние научно-технического прогресса), состояние экономики, социально-культурные и политические факторы, отношения с местным населением, международное окружение.

Итак, к элементам косвенного воздействия внешней среды организации относятся:

1) Технология (как состояние научно-технического прогресса) в качестве внешнего фактора отражает уровень научно – технического развития, который воздействует на организацию. Технология, как внутренний переменный и внешний фактор, имеющий большое значение для организации.

Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукцию или услугу можно производить и продавать, на скорость морального устаревания продукции, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода новые продукты и услуги ожидают потребители от данной организации.

Скорость изменения технологий постоянно увеличивается. Принципиальное влияние на деятельность многих организаций оказывают компьютерная, лазерная, микроволновая технологии, а также робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, генная инженерия и многое другое.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Очевидно, что этот фактор внешней среды жизненно важен для организаций, имеющих дело непосредственно с высокими технологиями.

2) Состояние экономики. Менеджер должен также уметь оценивать то, как скажутся на операциях организации общие изменения состоянии экономики, так как оно может сильно влиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд.

Состояние мировой экономики влияет, как правило, на стоимость сырьевых ресурсов. Состояние национальной экономики определяет платежеспособность населения, цену кредитов и многое другое.
То или иное конкретное состояние экономики может оказать положительное влияние на одни, и отрицательное влияние на другие организации. Организации, ведущие дела во многих странах, считают состояние экономики особенно сложным и важным для себя фактором внешней среды.

3) Социально-культурные факторы. Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде. Поэтому социально-культурные факторы этой среды, в числе которых — установки, жизненные ценности, национальные традиции населения, независимые средства массовой информации и многое другое – влияют на организацию непосредственно.

Примеры социально-культурного влияния на деловую практику:

— в США этичный бизнес, это бизнес без взяток, без фаворитов, без использования слухов, порочащих конкурентов;

— во многих странах до сих пор действует стереотип, дискриминирующий женщин при приеме их на работу; при продвижении по службе, согласно которому женщины не склонны рисковать и некомпетентны в качестве руководителей;

-при производстве одежды и обуви многие организации используют честолюбие определенных слоев населения, готовых платить дороже за продукцию престижных фирм, — им кажется, что это способствует возрастанию их веса в обществе;

— представления основной массы населения о «культурном обслуживании» влияет на работу магазинов, кафе, ресторанов. В целях успешного функционирования организации должны быть в состоянии предугадывать изменение ожиданий общества и обслуживать своих клиентов более эффективно, чем конкуренты.

4) Политические факторы – настроение администрации, законодательных органов и судов в отношении бизнеса. Настроения влияют на такие действия правительства, как налогообложение доходов корпорации, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, обязательной сертификации, тенденции в соотношении цен и зарплаты и многое другое.

Некоторые аспекты политической обстановки представляют для организаций особое значение.

Другой элемент политической обстановки, влияющий на деятельность многих фирм — это группы особых интересов или лоббисты. Примеры таких групп: военно-промышленный комплекс, крупный бизнес, малый бизнес и многое другое.

Для компаний, ведущих операции или имеющих рынки сбыта во многих странах, особенно важным является такой фактор, как политическая стабильность.

5) Отношения с местным населением. Имеет преобладающее значение местной общественности для организации. Почти в каждой общности существуют определенные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность той или иной организации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

6) Международное окружение.

В то время как факторы внешней среды, описанные выше, в той или иной мере влияют на все организации, среда организаций, действующих на международном уровне, отличается повышенной сложностью. Это обусловлено уникальной совокупностью факторов, характеризующих каждую страну. Экономика, культура, количество и качество трудовых и материальных ресурсов, законодательство, государственное устройство, политическая стабильность, уровень технологического развития изменяются от страны к стране. Все это делает особенно сложным принятие управленческих решений в такой организации.

Среда — это совокупность объективных условий, в которых осуществляется деятельность фирмы. Различают внутреннюю и внешнюю среду предприятия.

Внешняя среда — это комплекс факторов, оказывающих непосредственное влияние на производственную и финансово-хозяйственную деятельность компании. Влияние факторов внешней среды на устойчивость положения компании на рынке получило признание лишь в 50-х гг. XX в., когда ряд стран встал на путь постиндустриального развития.

Теория менеджмента рассматривает фирмы как системы двух основных типов: закрытая и открытая. Закрытая система условно предполагает относительную независимость от окружающей фирму внешней среды. Такая система обычно характерна: для начального этапа развития рыночных отношений, при незначительной роли государства в irx регулировании, при общем невысоком уровне развития экономики в стране.

Рост конкурентной борьбы между товаропроизводителями, устойчивое превышение объемов предлагаемых к реализации товаров и услуг по сравнению со спросом на них, активная роль государства в развитии рыночных отношений, ряд других факторов, образно говоря, приводят к «раскрытию» замкнутой системы.

Таким образом, всякая зависимая от внешней среды организация является открытой системой.

Влияние различных факторов внешней среды оказывает все большее воздействие на предпринимательскую деятельность.

Все факторы внешней среды можно условно разделить на две основные группы: прямого и косвенного воздействия

Среда прямого воздействия. Потребители — это один из основных для любого предприятия факторов, так как именно они определяют, какую продукцию производить и по какой цене ее можно продать. Потребители (юридические и физические лица) являются фактором, отражающим многообразие внешней среды.

Поставщики материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В России своевременное обеспечение предприятий ресурсами является актуальной проблемой. Особенно остро стоят вопросы обеспечения предприятий финансами и качественными трудовыми ресурсами.

Конкуренты. Наряду с потребителями это важнейший фактор, определяющий стратегию, цели и задачи предприятия. Даже успешный сбыт продукции не может в ряде случаев спасти предприятие от краха из-за жесткой позиции конкурентов.

Законы и государственные органы. Формируют нормативную базу создания и функционирования предприятий, фискальную политику. Менеджерам необходимо различать и учитывать действие законов на уровне как федеральных, так и местных властей.

Профсоюзы, Профсоюзные организации могут оказывать радикальное влияние на деятельность не только отдельного предприятия, но и целой отрасли. История профсоюзного движения знает немало примеров успешного решения вопросов сокращения рабочего дня, повышения заработной платы, улучшения условий труда и др. Забастовки, организованные профсоюзами, например, могут привести к полной остановке производства. Поэтому данный фактор с полным правом необходимо относить к группе факторов прямого воздействия внешней среды.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Среда косвенного воздействия. Данная среда оказывает побочное воздействие на предприятие, однако в ряде случаев последствия такого воздействия гораздо существенней, чем влияние среды прямого воздействия. Кроме того, влияние среды косвенного воздействия сложнее и многообразнее.

Состояние экономики. Включает уровень цен и тарифов, инфляции, платежеспособный спрос, банковскую политику, курс национальной валюты и другие показатели.

Научно-технический прогресс. Данный фактор характеризует уровень развития науки и техники. В развитых странах компании пользуются плодами научно-технического прогресса (спутниковая связь, компьютеры и т.д.). Высокий уровень научно-технического прогресса вынуждает производственные фирмы разрабатывать и внедрять новые технологии.

Политика. Этот фактор оказывает существенное воздействие на бизнес, особенно в динамично развивающихся и нестабильных странах и регионах. В России фактор политической стабильности — важнейшее условие деятельности предпринимателей как отечественных, так и зарубежных.

Социальные факторы. Это традиции, принятые в той или иной стране, в том числе по отношению к женщине, людям разного цвета кожи, молодежи, людям преклонного возраста. В некоторых странах широкое распространение получил патернализм, оказывающий существенное влияние на формирование социальной политики в государстве.

Международные события. Международный бизнес намного сложнее, чем бизнес внутри страны. Здесь и система законодательства, и таможенная и налоговая политика, трудовые ресурсы, валюта и т.д. Формы реализации международного бизнеса могут быть самыми различными: экспорт (импорт), совместные предприятия, лицензирование, прямые вложения финансовых средств в экономику страны.

Взаимосвязь факторов внешней среды очевидна. Например, изменение законодательной системы может оказать влияние на уровень конкуренции, ухудшение политической обстановки может лишить предприятие источника дешевого сырья или рабочей силы и т.д.

Степень одновременного воздействия тех или иных факторов /внешней среды на компанию называется сложностью внешней сре-[ды. Внешняя среда постоянно меняется.

Скорость изменения внешней среды называется подвижностью среды. Для разных компаний даже в условиях одной страны подвижность среды может быть различна. Это связано с характером деятельности предприятия на том или ином рынке. Зависимость фирмы от количества информации, которой она располагает, характеризует неопределенность внешней среды.

В России влияние факторов внешней среды на деятельность предприятий особенно заметно. Это связано с переходным характером развития рыночных отношений в стране. Особенно нестабильна ситуация в сфере экономики и в деятельности государственных органов законодательной и исполнительной власти. Нет четкого видения перспектив развития народного хозяйства страны. Динамика развития российской экономики такова, что сфера производства все больше уступает место сфере обращения. В последующие годы этот процесс будет продолжаться. Именно за счет производственной сферы в перспективе будет увеличиваться количество безработных. Прежде всего сокращения коснутся традиционно неблагополучных секторов экономики — легкой и пищевой промышленности.

Еще одной многочисленной группой, которая пополнит армию безработных, станут молодые люди. Это связано с тем, что в трудоспособный возраст вступают дети, родившиеся в период демографического бума начала 80-х гг. XX в.

В меньшей степени пострадают такие отрасли, как энергетика, машиностроение, электроника, оборонный комплекс, так как им будет обеспечена приоритетная поддержка правительства. Необходимо отметить, что особенности развития российского рынка во многом повторяют тенденции, характерные для стран с развитой рыночной экономикой. Так, исследования, проведенные в США, показали, что на фоне существующей в стране безработицы имеется нехватка высококлассных специалистов во многих компаниях, которые работают в сфере обслуживания, образования и транспорта. Это также относится к фирмам, занимающимся финансовыми операциями и недвижимостью. По данным Министерства труда США в число наиболее перспективных профессий входят: бухгалтеры, брокеры и агенты по продаже недвижимости, банковские клерки.

В связи с развитием российского рынка все предприятия должны осуществлять энергичную структурную перестройку — избавляться от устаревших рабочих мест и направлять средства в инвестиции. В среднем по российской промышленности устарело около 60% рабочих мест, и для того, чтобы их обновить, требуются новые технологии, а их внедрение занимает немало времени. Устаревшие основные фонды создают потенциальную угрозу банкротства. Модернизация производства задерживается не в последнюю очередь из-за того, что менеджеры многих предприятий далеко не всегда имеют четкое представление о том, какими активами оно располагает, пользуются недостоверной статистикой и не слишком охотно идут на то, чтобы привести свои данные в соответствие с действительным положением вещей.

Неясность в вопросе о реальной стоимости предприятия, в свою очередь, затрудняет как оптимизацию капиталовложений, так и поиск внешних инвесторов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В настоящее время в развитых в экономическом отношении странах к производителям продукции предъявляются требования, которые многие из них не могут выполнить. Это связано с тем, что приходится работать на перенасыщенных товарами рынках. В довершение всего может постоянно меняться валютный курс, существовать реальная угроза забастовок и т.д. Как правило, в США в первые два года работы разоряется каждое второе предприятие.

Американская статистика банкротств — недалекое будущее для России: ведь по данным Госкомстата 40 % всех предприятий в России — убыточные.

В последние годы в России наблюдается рост числа предприятий, признанных по суду банкротами и выставленных на конкурс с целью реструктуризации и смены профиля производства. Растет и число банкротств, не сопровождаемых никакими официальными процедурами — фирмы попросту сворачивают свою деятельность или переходят к другим хозяевам. Особенно пострадали такие сферы, как торговля, банковская и брокерская деятельность, продажа и покупка недвижимости.

Существуют объективные причины увеличения числа банкротств в России: образование мощной конкурентной среды, насыщение некоторых сегментов рынка, неопределенность имущественных прав и отсутствие полноценной судебной системы.

Таким образом, налицо влияние различных факторов внешней среды на деятельность российских предприятий. Менеджерам в своей работе необходимо постоянно учитывать данное обстоятельство.

Глава 2. Общая экономическая характеристика ОАО «IKEA ДОМ»

2.1 Основная экономическая характеристика ОАО «IKEA ДОМ»

Адрес магазина: г. Уфа, ул. Рубежная, д.174. СТЦ «МЕГА»

ИКЕА работает ежедневно с 10: 00 — 22: 00 (в праздничные дни до 23: 00)

Ресторан ИКЕА 09: 30 — 22: 00

Размер торговой площади — 24 тыс. кв. м

Кроме розничной торговли, ИКЕА предоставляет следующие виды услуг:

  • Служба доставки: Если у нет возможности или желания отвезти свои покупки домой самостоятельно, за умеренную плату мы поможем организовать их доставку.
  • Сборка: В зависимости от того, какой объем помощи нужен, предлагаются разные виды услуг — от простой сборки до полной установки мебели и подключения встраиваемой техники.
  • Потребительский кредит: Для удобства в магазинах ИКЕА действуют несколько кредитных программ, которые предоставляют максимально гибкие и комфортные условия пользования кредитными средствами банка.
  • Ресторан, бистро и магазин шведской продукции.
  • Предоставляется проектирование квартиры, дизайн.
  • Пошив штор.
  • Парковка для автомобилей.
  • Детская комната.

Форма торгового обслуживания: самообслуживание и полное обслуживание.

Самообслуживание — метод организации розничной торговли, при котором покупатель самостоятельно отбирает покупки и производит их оплату в кассовом терминале на выходе из магазина.

Полное обслуживание предлагает клиенту весь возможный набор услуг. Здесь продавец готов немедленно обслужить каждого клиента индивидуально. (выписка товара, доставка)

Ассортимент:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Разработкой ассортимента ИКЕА занимаются сотрудники IoS (Подразделение по разработке ассортимента, Эльмхульт, Швеция). Ассортимент насчитывает около 10 000 артикулов. Основной принцип работы дизайнеров, товаропроизводителей и закупщиков — это ориентация на низкую цену, которая делает удобную и практичную мебель доступной каждому.

Новые товары, которые разрабатывают дизайнеры ИКЕА и внештатные дизайнеры, рассматриваются с точки зрения функциональности, эффективности перевозок, качества, экологичности и низкой цены еще на этапе эскиза.

Именно в IoS (Подразделение по разработке ассортимента) товары получают свои неповторимые названия, такие как ГУСТАВА или СТОЛЛЕ.

Все товары ИКЕА получают свои имена в соответствии со строго определенной системой: ткани и гардины называют женскими именами, ковры получают названия датских населенных пунктов, кресла и диваны — названия шведских населенных пунктов.

Компания IKEA of Sweden полностью отвечает за качество и конкурентоспособность всего ассортимента, предназначенного для продажи через магазины ИКЕА. Благодаря подобному подходу создаются необходимые условия для усиления позиций компании на рынках сбыта, обеспечивается долгосрочная рентабельность.

Приоритетным направлением деятельности IKEA of Sweden является развитие стратегии ассортимента. IKEA of Sweden отвечает за разработку всех товаров ИКЕА вне зависимости от места производства каждого конкретного изделия и поддерживает политику низких цен, заявленную компанией. Ведь основа для низких цен на товары ИКЕА закладывается уже на стадии разработки.

IKEA of Sweden гарантирует Качество ИKEA. В сферу ответственности компании входит также соблюдение экологической стратегии на всех стадиях разработки и производства изделий. ИКЕА тщательно разрабатывает не только каждое изделие из своего ассортимента, но и всю информацию по его производству, закупке, транспортировке и продаже.

IKEA of Sweden несет ответственность за выбор производителя, поставщика и, наконец, за долгосрочную рентабельность ассортимента товаров.

Основной ассортимент:

  • Аксессуары для ухода за мебелью;
  • Гардеробы и хранение одежды;
  • Диваны, диван-кровати и кресла;
  • Зеркала и часы;
  • ИКЕА для детей;
  • Компактное хранение;
  • Кровати и матрасы;
  • Кухня;
  • Мебель и аксессуары для ванной;
  • Мебель и аксессуары для офиса;
  • Напольные покрытия и ковры;
  • Освещение;
  • Посуда;
  • Посуда и столовые приборы;
  • Стеллажи и системы для хранения;
  • Столы;
  • Стулья;
  • Текстиль;
  • Украшения.

Ценообразование IKEA.

Низкие цены — это краеугольный камень бизнес-идеи ИКЕА и концепции организации. Все товары ИКЕА создаются с одной главной мыслью: благодаря низким ценам красивые и удобные предметы домашнего обихода могут быть доступны каждому. Ведь наша бизнес-идея заключается в том, чтобы изменить к лучшему повседневную жизнь многих людей.

Метод ценообразования: административный с ориентацией на среднерыночные цены товаров данного рода. Но есть особенность применения его к компании IKEA: исходя из желаемой цены на товар и нормы прибыли определяются максимально возможные издержки на его производство. Такой метод в данном случае является оптимальным по ряду причин:

  • рынок слабо монополизирован;
  • среднерыночные цены учитывают средние издержки на производство аналогичной продукции и среднюю норму прибыли;
  • IKEA располагает большими возможностями для производства товаров качественнее, чем конкуренты, по схожей цене.

Этапы формирования цены:

  1. Установление максимальной цены.

При формировании цены IKEA вычисляет, какая максимальная цена будет приемлема для покупателей. Расчет начинают с квартиры: специалисты подсчитывают, сколько обычная семья со средними доходами платит за аренду; смотрят, какая мебель нужна для обстановки квартиры; вычисляют, по какой цене люди будут готовы купить эти товары, чтобы при этом еще и оплачивать расходы на содержание своего жилища.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Установление минимальной цены.

Минимальную цену в IKEA определяют по принципу минимизации издержек производства исходя из требований, которые компания и ее покупатели предъявляют к товарам IKEA: низкая цена, функциональность, экологически чистые материалы, современный дизайн, определенные условия работы на фабриках поставщиков. Весь ассортимент IKEA — это совместная работа дизайнеров, товаропроизводителей и закупщиков. Низкая цена учитывается на всех этапах производства товаров.

Дизайн

«Идеальные условия для шопинга и для семейного досуга» — таков девиз IKEA, а потому перед проектировщиками была поставлена вполне конкретная задача: сделать торговые залы и вспомогательные помещения сине-желтого комплекса максимально комфортными абсолютно для всех посетителей, от мала до велика. И для тех, кто передвигается бегом и вприпрыжку, и для тех, кому не осилить крутые лестницы или узкие коридоры.

Здесь не найти упущений и досадных мелочей, продумано абсолютно все: от ширины коридоров и проходов, высоты и ширины дверных проемов, специальных съездов для инвалидных колясок, поручней в туалетах, расположения кнопок вызова лифта, близко расположенных автостоянок, движущихся лент-эскалаторов и прочих деталей, способных превратить поход в магазин в удовольствие для всей семьи.

IKEA также предоставляет посетителям, страдающим от нарушений слуха и зрения совершенно уникальный сервис: слуховые аппараты, фильтрующие «фоновые» шумы, «говорящие» лифты и специальные звуковые сигналы, возвещающие о прибытии лифта.

Особая планировка магазинов IKEA — при которой покупатели проходят через многочисленные лабиринты демонстрационных стендов магазина с мебелью, предметами обихода и кухонной утвари прежде чем добраться до выхода — является своеобразным «психологическим оружием». Покупатели получают дополнительный импульс для спонтанных покупок, пишет Daily Mail.

Представители IKEA отвергают доводы профессора. «То, что человек проходит через магазин, поддерживает вдохновение. Кроме того, есть краткие пути прохода через все отделы магазина», — цитирует издание The Local Ивану Флюгаре, представителя шведского мебельного гиганта. Кароль Реддиш, заместитель управляющего директора IKEA в Великобритании и Ирландии добавляет, что потенциальные покупатели «могут посмотреть каталог продукции IKEA или же ознакомиться с предложениями на сайте компании, спланировать покупки, при желании все купить и быстро покинуть магазин», — пишет Daily Mail.

Товарооборот ИКЕА с сентября 2012 — сентябрь 2013 составил 103% от плана и составил 1 млрд. 200 млн руб.

Информация об экономических показателях не разглашается, лишь Микаэль Ольссон (президент Группы компаний ИКЕА) предоставил годовой отчет ИКЕА во всем мире:

«В течение года нам удалось обеспечить дальнейший рост. Общий объем продаж вырос на 6,9 %, показатели действующих магазинов увеличились на 2,7 %. Практически во всех странах выросла доля компании на рынке. Несмотря на повышение стоимости некоторых материалов, используемых в качестве сырья, нам удалось снизить стоимость товаров на 2,6 %, при этом улучшив их качество. Это стало возможным благодаря снижению затрат во всей цепочке поставок — и в ИКЕА, и у поставщиков. Все, что нам удалось сэкономить, используется для снижения цен — так мы повышаем конкурентоспособность ИКЕА. Несмотря на экономическую ситуацию, компания закончила год с уверенным ростом и высоким доходом. Почти на всех рынках продажи росли, а в России, Китае и Польше — особенно активно. В целом продажи выросли на 6,9 % и составили 24,7 миллиарда евро. Совокупный доход в 2013 финансовом году составил 25,2 миллиарда евро.3 % от объема продаж выплачиваются Группой компаний ИКЕА в качестве франшизы правообладателю концепции ИКЕА: Inter IKEA Systems B. V.

В результате роста закупочных цен и планомерного снижения розничных цен валовая прибыль снизилась до 44,2 %. Операционные расходы, включая разовые расходы, удалось немного сократить. Консолидированный результат от финансовых операций увеличился в связи понижением процентных ставок по займам. Чистая прибыль выросла на 10,3 % и составила 2,97 миллиарда евро. Общий объем денежных средств и финансовых вложений немного уменьшился, до 16,8 млрд. евро. У нас не было убытков, связанных с выплатой контрагентами долговых обязательств в отношении наших финансовых вложений, все инвестиции осуществлялись за счет собственных средств. Более того, мы погасили и досрочно выплатили займы на общую сумму 1,6 миллиарда евро. Эффективная ставка налогообложения (20,8 %) оказалась выше прошлогодней (17,6 %), и корпоративный налог на прибыль составил 781 млн евро. Налог на собственность в 2013 г. составил 155 млн. евро (в прошлом году 150 млн евро). Коэффициент собственного капитала вырос до 61 %. Собственный капитал на 31 августа 2011 года составил 25,4 млрд евро. Так же, как и в предыдущие пять лет, дивиденды собственнику — Stichting Ingka Foundation — не выплачивались.

2.2 Анализ факторов внешней среды «IKEA ДОМ»

Методы ведения конкурентной борьбы компанией ИКЕА – исключительно добросовестные: повышение качества продукции, расширение спектра дополнительных услуг, повышение имиджа фирмы, снижение себестоимости продукции. Изучается ассортимент конкурентов, и если при этом обнаруживается какая-нибудь новинка, которая могла бы пополнить собой ассортимент IKEA, то дизайнерам компании предлагается разработать что-то похожее. Руководство присматривается к тому, как конкуренты предлагают свои товары покупателям. По оценке основателя компании Ингвара Кампрада, «нет ничего необычного в том, что делают конкуренты». С другой стороны, у ИКЕА можно позаимствовать организацию розничной торговли или закупочную концепцию. Но только не корпоративный дух IKEA, благодаря которому она и является уникальной компанией. Корпоративный дух – это когда все сотрудники знают, что они одна команда, работающая на общую цель. «Вместе» – ключевое слово в идеологии IKEA. И это в сочетании с грамотной организацией производства и продажи товаров ставит ее на сильные конкурентные позиции.

Российский мебельный рынок сегодня поровну делят иностранные и местные производители. «Доля импортной мебели в общем объеме продаж составляет около 50%, остальное приходится на российских производителей», — сообщил RBCdaily Андрей Шнабель, заместитель генерального директора Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности (АПМДП). По его мнению, в дальнейшем импорт продолжит расти, и скоро импортной мебели будет продаваться больше, чем российской. Причем ввозить будут не только дорогую, но и дешевую мебель (100-200 долларов за крупный предмет вроде стола или дивана): в 2012 году 13% импорта пришлось именно на продукцию «ИКЕА», которую дорогой назвать никак нельзя. В России стремительно растет спрос на дешевую и качественную мебель, которая внутри страны не выпускается. По данным исследовательской компании IRG, около четверти Россия ежегодно тратят в год на мебель от 100 до 500 долларов – на данную сумму они явно не способны купить дорогие гарнитуры.

В «региональном разрезе» конкуренция за покупателей на мебельном рынке имеет своеобразный волновой характер. В центральных и северо-западных областях импортная продукция успешно вытесняет отечественную. «Напротив, в восточных регионах местных производителей «двигают» производители из Москвы и Московской области», — сообщили RBCdaily в исследовательском «Центре по развитию мебельной промышленности». Иностранные производители идут по пятам московских предприятий, занимая сегменты рынка, которые те не хотят развивать.Общая тенденция такая: чем восточнее регион, тем меньше там импортной продукции; однако уже сегодня мы видим, что импортная мебель приходит и туда. Причем предложение иностранной мебели идет не только в дорогом сегменте, где каждый предмет вроде стола или дивана стоит от тысячи долларов, но и в дешевом. Именно в этот сегмент рынка, где покупатели не готовы потратить за раз более 300 долларов, метит «ИКЕА», собирающаяся строить свои магазины в российских регионах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Стремление освоить данный сегмент связано с тем, что там мало конкурентов из числа российских производителей. Большинство российских диванов и шкафов стоят больше трехсот долларов. «Сегодня каждый работает в своей категории. Например, наши диваны мы продаем от 500 долларов за штуку, никакой конкуренции со стороны импорта мы не испытываем», — сказал RBCdaily представитель «Фабрики мебели 8 марта». По опыту продаж этого предприятия, появление на рынке таких игроков как ИКЕА не отразилось на сбыте диванов просто потому, что эта компания работает в другой ценовой нише. Большинство российских заводов будут терять деньги. Если начнут продавать свои гардеробы и комоды по 200 долларов за штуку, поэтому дешевая мебель им не интересна.

Спокойствие российских компаний также объясняется знанием психологии российских покупателей. Большинство россиян просто не готовы жить в стиле ИКЕА. Шведы, по мнению экспертов АПМДП, позиционируют себя совсем по-другому: компания торгует доступной по цене мебелью, очень простой и незатейливой. Если в Москве есть группа покупателей, готовых обставить свои квартиры просто мебелью, то в регионах люди тяготеют к определенному стилю. «Все-таки там люди привыкли покупать стенки, кутаные диваны», — прокомментировали в «Центре по развитию мебельной промышленности». Спрос на стульчики и шкафчики от «ИКЕА» сегодня обнаруживается только в «зажиточных» регионах, где покупателям наскучил подобный «советский антураж», а денег на по-настоящему дорогую импортную мебель люди пока не заработали.

Впрочем, если ИКЕА не откажется от идеи развертывания своих магазинов в регионах, ей постепенно удастся приучить покупателей к такой продукции. Дело в том, что до сих пор определение «дешевая мебель» было синонимом некрасивой и плохо сделанной продукции. «Когда шведы начинали работать в Москве, им прочили, порвал по той причине – мол, очень дешевая и простая мебель. Сегодня понятно, что ИКЕА нашла своих покупателей простой мебели в столице», — утверждают в «Центе по развитию мебельной промышленности». Другие иностранные компании могут пойти по стопам шведов и также предложить дешевую, но качественную мебель. В регионах постепенно формируется класс покупателей, готовых обставлять квартиры в минималистском стиле. По крайней мере, там успешно работают такие российские компании, как «Шатура», торгующие простой и стильной мебелью, сделанной по европейски лекалам. Кроме того, ИКЕА будет брать свое традиционным козырем – низкой ценой самой простой мебели, вроде деревянных обеденных столов и стульев. Если шведской компании удастся пролоббировать снижение таможенных пошлин, то вслед за ней дешевую мебель повезут и другие компании, которые пока в Росси не работают. «Шведы добиваются снижения пошлин, но поскольку снизить их только для ИКЕА нельзя, значит, если их сделают ниже, выиграют все импортеры – их около сорока», — полагает Андрей Шнабель из АПМДП. Внутри России уже складывается круг производителей, которые ориентированы на поставки комплектов для торговых сетей типа ИКЕА. «Они вынуждены работать по низким ценам, но зато получают высокую загрузку производства. Сегодня эти предприятия сотрудничают со шведами, но ничто не мешает им работать по заказу других иностранных компаний», — считают в «Центре по развитию мебельной промышленности».

Если посмотреть на конкурентную среду, то можно увидеть, что конкуренция есть не только в отрасли или даже не столько в отрасли, сколько конкуренция более глобальная – за часть денег, которая есть в кошелке у российского потребителя. И у ИКЕА и у ее мебельных конкурентов есть общий интерес – увеличить рынок мебельной обстановки. ИКЕА вместе со своими коллегами-конкурентами может увеличить этот рынок, подняв интерес людей к обустройству своего дома, к тому, что называется обыденной жизнью. Если представить, что содержимое кошелька у людей – 100%, то какая-то часть – это мебель и обстановка. Другие части – это, допустим, домашняя техника, автомобили, обучение и так далее. ИКЕА должна расширить эту часть бюджета семьи, чтобы увеличить и вою долю. Экономика России развивается, кошелек россиянина становится толще. Задача продавцов мебели, продавцов интерьера – увеличить эту часть затрат семьи. Необходимо часть затрат семьи, направляемых на обустройство дома, общими усилиями увеличить во благо каждого участника рынка продаж мебели и предметов интерьера. И чем больше компаний будут стараться делать приоритетным это направление, тем лучше будет для всей отрасли. Основными конкурентами ИКЕА, на самом деле, являются продавцы туристических поездок, продавцы новых телевизоров, новых автомобилей и так далее. Если увеличить рынок мебельной обстановки, то увеличиться и доля каждого игрока рынка мебельной обстановки.

Ниже приведена таблица с основными характеристиками конкурентов и компании IKEA, благодаря которой можно наблюдать, кто из них занимает доминирующую позицию в конкурентной борьбе.

Таблица конкурентоспособности по пятибалльной шкале. Таблица 3.

В общем можно с уверенностью сказать, что IKEA опережает своих конкурентов по многим признакам. Это, во-первых, самый широкий ассортимент мебели, который только можно себе представить. IKEA славится тем, что там найдется мебель для всех областей нашей жизни, для офиса, дома, дачи и т.п. Разумеется, ни одно из существующих предприятий сегодня этим похвастать не может, и IKEA здесь абсолютный фаворит.

Во-вторых, ценовая политика IKEA всегда давала отличный результат. Благодаря удержанию цен на низком уровне IKEA удается привлекать сотни тысяч клиентов и в этом отношении обходить своих конкурентов.

Кроме того, во всех странах на предприятии IKEA работают мощнейшие маркетинговые отделы, работа которых по уровню на порядок выше конкурентов. Ниже приведен SWOT-анализ компании икея, благодаря которому можно оценить деятельность предприятия в целом в настоящее время и ее перспективы.

Сильные Стороны

  • ИКЕА — сильный всемирно-известный бренд привлекающий ключевых демографических групп клиентов.
  • Модель бизнеса IKEA является уникальной по своей структуре и исполнению с небольшим количеством прямых конкурентов по этому признаку.
  • Несмотря на множество отделов, в ИКЕА работают специалисты, владеющие знаниями в определенных ключевых областях, помогающие получить наиболее полную информацию о продукте.

Слабые стороны:

  • IKEA работает, играя на низких ценах, и привлекая множество разовых покупателей, однако у компании не разработана система по работе с постоянными клиентами, которые, возможно, могли бы приобретать товар оптом и на протяжении длительного времени.
  • Учитывая движение рынка и развитие электронной коммерции, необходимо, чтобы компания могла конкурировать в современном технологическом мире. Однако в данном аспекте компания IKEA несколько отходит от фундаментального видения клиентов в возможности увидеть и потрогать продукт.

Возможности:

  • IKEA имеет шанс перейти с международного на глобальный статус, посредством развития бизнеса в Азии и Восточной Европе.

Угрозы:

  • В рамках растущего конкурентного розничного рынка основные розничные конкуренты начинают копировать модель низкой стоимости за счет разборного вида мебели, что будет влиять на стабильность IKEA.
  • В связи с экономическими проблемами и ростом стоимости жизни и уменьшению располагаемого дохода существует угроза для выполнения планов в Великобритании и американских рынков в частности.

ИКЕА действует на потребительских рынках как своей страны, так и за рубежом, причем в Швеции реализуется 8% производимой продукции, а на международных рынках – 92%.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Тип потребителя: ИКЕА стремится, чтобы ее товар был доступен и удовлетворял потребности как можно большего количества людей. Основной потребитель – средний класс, конкретные характеристики которого различны в разных странах. Для Москвы компания определяет свой целевой сегмент так: это «обычная московская семья со средним доходом (от 200 до 400 долларов), состоящая из 3-4 человек и живущая в квартире средней площадью 52 м2». Решение о покупке принимается, как правило, совместно всей семьей, или только родителями, если дети еще маленькие. Конечные потребители – вся семья или какой-то ее член. Также потребителями могут быть деловые люди или другие компании, приобретающие мебель для офиса. Здесь решение о покупке принимает сам бизнесмен или руководство компании.

Целевая аудитория. Хотя ИКЕА ориентирована на самую широкую целевую аудиторию, с коммуникационной точки зрения целевой аудиторией являются женщины 25 — 45 лет. Они знают об ИКЕА, не отвергают стиль ИКЕА, посещали магазин.

На сегодняшний день «ИКЕА» закупает товары у более 1300 поставщиков в более чем 50 странах мира. Компании Swedwood, входящей в концерн IKEA, принадлежит более 30 мебельных и деревообрабатывающих предприятий в 11 странах мира.

В Тихвинском районе Ленинградской области дочерней компании IKEA — ООО «Сведвуд-Тихвин» принадлежит мебельная фабрика, лесопильный цех и цех склейки, построенные в 2002 году. Кроме того, у IKEA в Карелии есть лесопильное производство; в деревне Есипово (Солнечногорский район Московской области) открыта в 2006 году вторая мебельная фабрика ООО «Сведвуд Есипово». Поставщиками мебели также являются такие компании как «Шатура» и ОАО «ВКДП».

В ближайшее время цены в торговых центрах IKEA в России изменятся. В компании сообщили, что существенное влияние на финансовые показатели ее работы оказали падение курса рубля, рост цен на сырье и тарифов на транспорт. «В связи с чем мы вынуждены пересмотреть существующие цены», – предупреждает IKEA

В пресс-службе компании IKEA рассказали РБК, что операционная деятельность компании не может не зависеть от внешних факторов, хотя более 60% товаров, которыми торгуют магазины IKEA, производится в России.

«Значительные изменения валютного курса, рост цен на сырье для мебельного производства, а также рост транспортных тарифов оказывают видимое влияние на финансовые результаты компании, в связи с чем мы вынуждены пересмотреть существующие цены. На текущий момент мы разрабатываем план для реализации данного сценария», – говорится в сообщении компании.

В пресс-службе не назвали сроков, когда изменятся ценники. «Мы делаем все возможное, чтобы эти вынужденные изменения в минимальной степени затронули наших покупателей. Мы гарантируем, что в каждой категории товаров, которые есть в магазине IKEA, мы по-прежнему сможем обеспечить самое выгодное предложение на рынке», – сообщил ретейлер.

ИКЕА производит мебель для людей с разными привычками, вкусами, запросами и уровнем дохода. Компания предлагает широкий ассортимент качественных и функциональных товаров для всех желающих сделать свой дом более уютным, удобным и красивым.

Процесс принятия решения о покупке:

  1. Возникает проблема создания внутренней обстановки дома в связи с приобретением нового жилья, «износом» старого интерьера или, чаще, просто желание изменить к лучшему свой быт. Это потребности в самоутверждении, признании, уважении, принадлежности к определенной социальной группе. Также может возникнуть потребность в безопасности в связи с неудовлетворенностью качеством других товаров и ухудшением экологической обстановки. Следовательно, потребитель для удовлетворения своих потребностей ищет качественные, экологически безопасные, красивые и функциональные товары.
  2. Потребитель получает информацию о товарах ИКЕА из личных и общедоступных источников. К личным источникам относятся семья, друзья, соседи, знакомые; к общедоступным – СМИ, каталоги, Internet.
  3. Принимаются во внимание факторы окружения: отношение к компании ИКЕА и ее товарам других людей, чье мнение считается авторитетным, изменение уровня доходов.
  4. После совершения первой покупки важна реакция потребителя на нее. Это может быть удовлетворенность покупкой, которая наиболее благоприятна для ИКЕА, т.к. в этом случае велика вероятность следующих покупок в ИКЕА. Если потребитель не удовлетворен покупкой, он может вернуть ее в магазин или обменять на другой товар. В этом случае необходимо выявление причин неудовлетворенности, более качественное исследование предпочтений потребителей и, возможно, доработка товара (улучшение качества, изменение внешнего вида).

В заключение данного раздела необходимо отметить, что IKEA очень тщательно относится к работе с клиентами, к своей рекламной политике, к тактике продвижения товара и прочей неотъемлемой для бизнеса деятельности, что помогает ей очень сильно доминировать среди своих конкурентов, добиваясь все новых и новых уровней продаж. Рекламная деятельность в этом списке занимает одно из самых первых мест, ведь реклама, как говориться, — двигатель продаж, прогресса, и IKEA год за годом не перестает нам это доказывать.

Глава 3. Совершенствование деятельности «IKEA ДОМ»

3.1 Пути совершенствования деятельности «IKEA ДОМ»

На основании проведенного анализа в «IKEA», были выявлены следующие недостатки в работе системы:

  • на сегодняшний день нет четких должностных инструкций для каждой должности;
  • нет профиля должности для специалистов компании;
  • современные методы оценки персонала практически не используются, в том числе для проведения аттестации;
  • предоставление работникам негативной обратной связи вызывает затруднения;
  • менеджеры не знают, как использовать результаты проведенной оценки работы персонала;
  • преобладает формальный подход к оценке персонала и возможности аттестации используются далеко не в полной мере.

Учитывая выявленные недостатки в системе оценки персонала, предлагаем усовершенствовать существующую систему оценки работы персонала.

Предлагается разработать единую процедуру периодической оценки для всех категорий сотрудников, на основании которой принимаются конкретные решения по всем направлениям работы с персоналом, планируются кадровые изменения на следующий период.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При выборе методов оценки следует использовать комплексный подход.

Чтобы избежать стресса в коллективе, необходимо проводить развернутую оценку персонала, которая позволит получить максимально полные сведения о достижениях людей и оценить их потенциал. Для разработки системы оценки необходимо пересмотреть существующую систему материальной мотивации.

С помощью оценочных процедур необходимо измерить результативность работника за истекший период, а также ответить на вопрос: «Каким образом связать результаты оценки разных категорий сотрудников (часть которых прежде получает фиксированную ставку, а часть — ставку плюс бонус) и оплату их труда?»

В соответствии с принятой процедурой в начале месяца руководитель составляет для каждого сотрудника список задач и определяет критерии их выполнения. В течение того или иного периода список задач может корректироваться — дополняться или сокращаться (эти изменения также учитываются при оценке). Для сотрудников, чья деятельность тесно связана с управлением проектами, как правило, 60% критериев оценки задач определяются количественно, еще 30% касаются выполнения конкретного проекта в обусловленные сроки, а 10% задач описываются качественно. Результат оценки фиксируется в специальных оценочных бланках, чтобы, подводя итоги года, можно было подсчитать суммарные показатели. В конце месяца руководитель совместно с сотрудником оценивает выполнение каждой задачи, обсуждает с ним причины успехов и неудач. На основании полученных оценок определяется размер ежемесячного бонуса.

Для категории сотрудников, которые получают фиксированную заработную плату, следует определить стандарты работы, показатели выполнения задач и критерии оценки. Таких сотрудников оценивают ежеквартально; тем из них, кто продемонстрировал высокие показатели в работе, в конце года рекомендуется вручать премию.

Для того чтобы люди ясно понимали, какие требования к ним выдвигаются на рабочем месте, параллельно с разработкой системы оценки следует проводить работу по формированию модели компетенций.

На первом этапе используется метод прямых атрибутов: необходимые общие компетенции выбираются из готовых моделей, ранжируются в порядке важности и адаптируются по описанию поведенческих характеристик к специфике работы на конкретных должностях в компании «IKEA». Кроме того, перед руководителем каждого подразделения необходимо поставить задачу — предложить свои критерии для оценки каждой должности работающих в его подчинении сотрудников. Полученные таким образом критерии структурируются, и дополняются HR-специалистом, а затем утверждаются руководителем подразделения.

Необходимо также описать общие компетенции всех сотрудников компании, разработать единые стандарты работы. В описании корпоративных компетенций следует принять участие всему коллектив: каждый работник отвечает на вопросы разработанной HR-службой анкеты.

В итоговом варианте система оценки должна включать следующие этапы:

  1. В конце года после согласования и утверждения бизнес-планов на следующий период определяются конкретные задачи для подразделений и сотрудников. В течение года проводится ежемесячный и ежеквартальный (в зависимости от того, в какую категорию входит сотрудник) мониторинг текущей деятельности. Заполненные формы оценки (в электронном и бумажном виде) хранятся в личном деле сотрудника. В конце года определяется общая оценка как сумма оценок результатов деятельности конкретного человека за истекший период. Итоговую оценку сотруднику озвучивает руководитель во время встречи, в ходе которой обсуждаются достигнутые успехи и допущенные ошибки, а также методы улучшения рабочих показателей.
  2. Формируется экспертная комиссия, в состав которой входят генеральный директор, руководители подразделений и HR-специалист. Комиссия разрабатывает график проведения оценочных процедур (он размещается на доске объявлений).
  3. Каждый сотрудник заполняет бланк самооценки — «Отчет о проделанной работе», а руководитель готовит на каждого подчиненного характеристику по итогам их деятельности за год. В бланке характеристики указываются как количественные, так и качественные показатели работы человека. Обе формы передают членам комиссии для ознакомления.
  4. За месяц до итогового оценочного мероприятия проводится оценка по методу «360°» для каждого сотрудника, проработавшего в компании не менее пяти месяцев. Результаты этой оценки также передают членам комиссии для ознакомления.
  5. Параллельно проводится мониторинг ситуации на рынке труда.
  6. Согласно утвержденному графику в подразделениях проходят оценочные собеседования: сотрудник дает свой вариант решения предложенного ему задания (кейса), сопровождая его подробными комментариями, затем члены комиссии проводят с ним интервью по компетенциям. По окончании интервью члены комиссии оценивают успешность решения кейса.
  7. На основании совокупных данных, полученных на всех этапах оценки, членами комиссии в течение двух недель со дня проведения оценки принимается решение в отношении оцениваемого сотрудника:
  • пересмотреть заработную плату;
  • зачислить в кадровый резерв;
  • перевести на другую должность (с пересмотром оклада);
  • поощрить (выплатить премию);
  • предложить план индивидуального развития.
  1. Руководитель подразделения сообщает сотруднику результаты оценки (а также связанное с ней решение об изменениях в оплате труда и пр.).

Для получения отличного результата от разработанной системы оценки персонала, рекомендуется апробировать ее в «пилотной» группе — одном из подразделений, в котором работают «проблемные» неэффективные сотрудники.

За два месяца до назначенной даты оценки необходимо оповестить работников подразделения о том, что они будут оцениваться первыми. Для того чтобы помочь «проблемным» сотрудникам улучшить показатели работы за время, оставшееся до оценки, с ними нужно провести отдельную встречу.

Руководителям подразделения и линейному менеджеру нужно составить мини-план развития компетенций, необходимых каждому из этих сотрудников для работы.

При осуществлении оценочных процедур очень важно, чтобы каждый из оценщиков мог компетентно оценить сотрудника, поэтому экспертами могут выступать опытные специалисты, которые регулярно взаимодействуют с оцениваемыми по рабочим вопросам.

Оценка можно проводить на трех уровнях:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  1. Руководителями (для некоторых должностей это были два человека — руководитель крупного подразделения и линейный менеджер) — один-два человека;
  2. Коллегами (к участию в оценке привлекались сотрудники отдела, в котором работали оцениваемые, и других отделов) — от трех до шести человек;
  3. Подчиненными (если оцениваемый был руководителем) — от одного до трех человек;

В процессе сбора информации необходимо соблюдать принцип анонимности: заполненные анкеты эксперты помещают в специальный ящик, доступ к которому имеет только сотрудник HR-службы.

В пилотном варианте руководители подразделения и линейные менеджеры оцениваются на равных условиях с остальными сотрудниками. В дальнейшем можно адаптировать процедуру для оценки руководящего состава компании.

Ее целесообразно проводить (для получения информации о стиле руководства конкретного руководителя) при принятии решения о переводе на вышестоящую должность — причем независимо от общей оценки. При оценке руководителя акцент делается на его способности:

  • достичь поставленных перед структурным подразделением задач;
  • контролировать показатели деятельности своих подчиненных.

3.2 Экономическое обоснование рекомендаций по совершенствованию деятельности

Рассчитаем затраты по разработке должностных инструкций и рекомендаций по оценке и аттестации сотрудников. Затраты предполагают дополнительную оплату труда специалиста по кадрам за разработку документации для совершенствования системы оценки и аттестации персонала (таблица 3.1).

Таблица 3.1 Расчет затрат на разработку документов

Далее, рассчитаем затраты на внедрение системы оценки и аттестации персонала.

Для применения рекомендаций по совершенствованию системы оценки персонала, необходимо обеспечить сотрудников материалами для проведения оценки и аттестации (таблица 3.2)

Таблица 3.2 Затраты на совершенствование системы оценки и аттестации персонала

Также необходимо просчитать затраты на обучение менеджера по персоналу — составление должностных инструкций и систематизация результатов оценки персонала.

Таблица 3.3

На основании составленных затрат на совершенствование системы оценки и аттестации составлена сводная таблица затрат на проведения мероприятий (таблица 3.4).

Таблица 3.4 Затраты на проведения мероприятий

Затраты на совершенствование системы оценки персонала составят 29110 руб.

Персонал является ключевым фактором, который определяет успех фирмы и положительный эффект от мероприятий связанных с развитием персонала сложно рассчитать в виду отсутствия прочной связи между этими мероприятиями и увеличением прибыли.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Заключение

Анализ внешней среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий влиятельного отслеживания в среде процессов, оценки факторов и установление связей между факторами и теми сильными и слабыми сторонами, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде.

Все факторы внешней среды находятся в состоянии сильного взаимовлияния. Изменение одного из факторов обязательно приводит к тому, что происходит изменение других факторов. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно с отслеживанием не только собственно изменения одного фактора, но и с условием того, как эти изменения скажутся на других факторах. Также степень воздействия отдельных факторов на различные организации различна. В частности, степень влияния проявляется по-разному в зависимости от размера организации и отраслей принадлежности. Кроме этого, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными посетителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

Для того чтобы организация могла результативно изучать состояние факторов, должна быть создана специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими – то особыми событиями, так и проведение регулярных наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.

На основании проведенного анализа в «IKEA», были выявлены следующие недостатки в работе системы:

  • на сегодняшний день нет четких должностных инструкций для каждой должности;
  • нет профиля должности для специалистов компании;
  • современные методы оценки персонала практически не используются, в том числе для проведения аттестации;
  • предоставление работникам негативной обратной связи вызывает затруднения;
  • менеджеры не знают, как использовать результаты проведенной оценки работы персонала;
  • преобладает формальный подход к оценке персонала и возможности аттестации используются далеко не в полной мере.

Учитывая выявленные недостатки в системе оценки персонала, предлагаем усовершенствовать существующую систему оценки работы персонала.

Предлагается разработать единую процедуру периодической оценки для всех категорий сотрудников, на основании которой принимаются конкретные решения по всем направлениям работы с персоналом, планируются кадровые изменения на следующий период.

При выборе методов оценки следует использовать комплексный подход.

Затраты на совершенствование системы оценки персонала составят 29110 руб.

Персонал является ключевым фактором, который определяет успех фирмы и положительный эффект от мероприятий связанных с развитием персонала сложно рассчитать в виду отсутствия прочной связи между этими мероприятиями и увеличением прибыли.

Список использованных источников

  1. Баранников А.Ф. Теория организации: учебник для вузов. / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 700 с.
  2. Веснин В.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / М.: Проспект, 2013. – 512 с.
  3. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент [Текст]: Учебник — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2011-528с.
  4. Вудкок М., Френсис Д. Анализ: Для руководителя-практика: Пер. с англ. — М.: Дело, 2011.
  5. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. 4-е изд. / М.: Юнити, 2012. – 499 с.
  6. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2013.
  7. Дафт Р. Менеджмент. 8-е изд. / Спб.: Питер, 2010. – 800 с.
  8. Драчева Е.Л., Л.И. Юликов Менеджмент: Учебное пособие. — 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия»: Мастерство, 2012.
  9. Дятлов А.Н.Общий менеджмент: Концепции и комментарии: Учебник /А.Н. Дятлов; М.В. Плотников, И.А. Мутовин. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2012. — 400 с.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента [Текст]: Учебное пособие, «Минск. Новое знание», 2010. — 336с.
  11. Кислицына В.В. Менеджмент [Текст]: Курс лекций, Киров, 2012, изд-во ВГГУ-142 с.
  12. Колпаков В.М. Теория и практика принятия управленческих решений. — Киев: МАУП, 2011.
  13. Коренченко Р.А. Общая теория организации: Учебник для вузов. / М.: Норма-М, 2012. – 286с.
  14. Литвинюк А. А. Организационное поведение: учебник для бакалавров / А. А. Литвинюк. — М : Юрайт, 2012. — 505с
  15. Лукичева Л.И. Разработка управленческих решений: Практикум. — М.: МИЭТ, 2011.
  16. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка внешней среды предприятия. — М.: Интел-Синтез, 2012.
  17. Максименко Г.Б. Менеджмент: / Г.Б. Максименко. -3-е изд., пер. и доп. — М.: «Дашков и К», 2011. — 368 с., М.: Юрайт, 2011г., 640с.,
  18. Менеджмент: Учебник/ под ред М.Л Разу. — 3-е изд ,стер. — М: КНОРУС, 2011. — 480 с.
  19. Менеджмент: Учебник для ВУЗов, Социально-экономическое направление, Коротков Э.М. М.: Юрайт, 2011г., 640с.,
  20. Современный менеджмент: теория и практика/ Под ред. А.Г. Комарова, Г.Г. Муфтиева. — Питер: СПб., 2011. -432 с.
  21. Столяренко А.М. Психология менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов/ А.М. Столяренко; Н.Д. Амаглобели. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, — 608 с.
  22. Фатхудинов, Р.А. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. / М.: Норма-М, 2010. – 304 с.
  23. Цыгичко В.Н. Руководителю о принятии решений. М.: Инфра-М, 2012
  24. Ярыгин С.В. Разработка управленческого решения. Учебное пособие. Ч.2. – Новогорск: Академия гражданской защиты МЧС РФ, 2012.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

12559

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке