Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Характеристика нравственного сознания неуспевающих подростков»

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества. В настоящее время растёт число неуспевающих учеников общеобразовательных учреждений. Вместе с этим и падает уровень нравственного развития школьников.

Содержание

Введение
Глава 1. Характеристика нравственного сознания подростков как предмет теоретического анализа
1.1. Понятие сознания в психологии
1.2. Нравственное воспитание подростков
1.3. Неуспеваемость как педагогическое явление
Глава 2. Нравственное сознание подростков как предмет практического исследования
2.1. Методики исследования
2.2. Сравнительный анализ нравственного сознания успевающих и неуспевающих подростков
Заключение
Список использованных источников

Введение

Высшей ценностью нашего общества является человек. Внимание к воспитанию человека, забота о всестороннем развитии его способностей, совершенствование личных качеств входят в круг проблем современного общества. В настоящее время растёт число неуспевающих учеников общеобразовательных учреждений. Вместе с этим и падает уровень нравственного развития школьников. Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения приобретают особую остроту, так как сейчас мы можем наблюдать множество подростков, для которых характерно нарушение поведения. Причинами этого являются: дефекты семейного воспитания, недостатки учебно-воспитательного процесса школы, индивидуальные психофизиологические особенности ребенка, кризис подросткового возраста.

Грамотно организованное нравственное воспитание неуспевающих подростков позволит  развить такие качества как: доброта, честность, трудолюбие, отзывчивость, чувство взаимопомощи, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, и предупредить негативное поведение.

Цель исследования: изучить нравственное сознание неуспевающих подростков.

Объект исследования: нравственное сознание в его трех компонентах: когнитивном, эмоциональном и поведенческом.

Предмет исследования: сознание неуспевающих подростков.

Задачи исследования:

  1. Изучить состояние проблемы в психолого-педагогической литературе;
  2. Подобрать методики диагностики эмоционально-нравственного развития подростков;
  3. Провести сравнительный анализ применения диагностических методик среди успевающих и неуспевающих подростков.

Экспериментальная группа: с низкой успеваемостью.

Контрольная группа: ученики средней общеобразовательной школы со средней и высокой успеваемостью.

Методы исследования: анализ литературы, изучение нравственного сознания неуспевающих подростков при помощи методик «Закончи предложение», «Проигрышная лотерея», «Закончи историю».

Глава 1. Формирование нравственного сознания неуспевающих подростков как предмет теоретического анализа

1.1. Понятие сознания в психологии

Человек — высшая ступень жизни на Земле. Он наделен сознанием как высшей формой психического отражения.

Итак, сознание человека — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов [8].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

К неотъемлемым признакам сознания относятся: речь, представление, мышление и способность создавать обобщенную модель окружающего мира в виде совокупности образов и понятий. В структуру сознания входят ряд элементов, каждый из которых отвечает за определенную функцию сознания:

  1. Познавательные процессы (ощущение, восприятие, мышление, память). На их основе формируется совокупность знаний об окружающем мире.
  2. Различение субъекта и объекта (противопоставление себя окружающему миру, различение «Я» и «не Я»). Сюда входят самосознание, самопознание и самооценка.
  3. Отношения человека к себе и окружающему миру (это его чувства, эмоции и переживания).
  4. Творческая составляющая (сознание формирует новые образы и понятия, которых ранее не было в нем с помощью воображения, мышления).
  5. Формирование временной картины мира (память хранит образы прошлого, а воображение формирует картины будущего).
  6. Формирование целей деятельности (исходя из потребностей человека, сознание формирует цели деятельности и направляет человека на их достижение).

Как и под влиянием чего формируется сознание человека, что находится в его основе и от чего зависит его становление? Изучение сущности и закономерностей развития психики человека составляет предмет научной психологии.

Сознание — это специфически человеческое, неразрывно связанное с мозгом, свойство высокоорганизованной материи отражать материальный мир в идеальных (субъективных) образах. Сознание характеризуется целеполаганием. Прежде чем что-нибудь сделать реально, человек делает это мысленно, в идеальной форме

Сознание направлено на преобразование мира и создание нового. В этом отношении целесообразно обратиться к понятию «сознательность». Оно характеризует человека и его деятельность с точки зрения способности действовать и творить со знанием дела. Другими словами, сознательность – это разумность действий человека.

Структура общественного сознания — это его строение, устройство, включающее различные его элементы, стороны, грани, аспекты и взаимные связи между ними.

Сознание — это совокупность психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком внешнего мира и своего собственного бытия.

Высший уровень психики, свойственный человеку образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание, как это подчеркивали классики марксизма, есть “ общественный продукт ”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

В психологии принято рассматривать компоненты структуры сознания.

Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление . С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

Память позволяет возобновить в сознании образы прошлого, воображение — строить образные модели того, что является объектом потребностей, но отсутствует в настоящее время. Мышление обеспечивает решение задач путем использования обобщенных знаний. Нарушение, расстройство, не говоря уже о полном распаде любого из указанных психических познавательных процессов, неизбежно становятся расстройством сознания.

Человек — единственный среди всех живых существ способен осуществлять самопознание, т. е. обратить психическую деятельность на исследование самого себя. Человек производит сознательную самооценку своих поступков и самого себя в целом.

Одна из характеристик  сознания — обеспечение целеполагающей деятельности человека. В функции сознания входит формирование целей деятельности, при этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий и вносятся в него необходимые. Нарушение возможности осуществлять целеполагающую деятельность, ее координацию и направленность рассматривается как нарушение сознания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В сознание человека неизбежно входит мир чувств, где находят отражение сложные объективные и прежде всего общественные отношения, в которые включен человек. В сознании человека представлены эмоциональные оценки межличностных отношений.

Низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отсчета. Оставаясь психическим, бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль человеком тех действий, которые он совершает, невозможна оценка результата.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации. Не верным будет сказано то, что бессознательное — это противоположное сознанию. Бессознательное — это столь же специфически человеческое психическое проявление, как и сознание, оно детерминировано общественными условиями существования человека, выступая как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это — знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке.

Сознание — это результат творческого синтеза основных процессов психики: перцепции – процесса непосредственного отражения объективной действительности органами чувств; апперцепции – активного процесса, с помощью которого сознание реализует свой потенциал к самоорганизации на качественно ином, чем простая сумма его элементов, уровне и приводит к образованию осмысленных и упорядоченных совокупностей психических элементов.

1.2. Нравственное воспитание подростков

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания.

Н.И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [1].

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Существенным признаком процесса нравственного воспитания является его концентрическое построение: решение воспитательных задач начинается с элементарного уровня и заканчивается более высоким. Для достижения целей используются все усложняющиеся виды деятельности. Этот принцип реализуется с учетом возрастных особенностей учащихся.

Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на его совершенствование.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх, учебе такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно — административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей различные правовые нормы, законы, административные правила и указания служебных лиц, с одной стороны, и нравственность — с другой. Правовые и административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их нарушение личность несет юридическую или административную ответственность.

На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий,  которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания — моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных  принципах  и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в организованном детском коллективе. В школе осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности.

Конечная цель и задача нравственного воспитания —  выработать у каждого человека активную жизненную позицию.

Таким образом, содержание нравственного воспитания направлено на формирование цельной нравственной личности.

Воспитание, в целом, как общественное явление — сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь общества, в быт, общественно-производственную деятельность, творчество, духовность; становление их людьми, развитыми личностями, важнейшим элементом производительных сил общества, творцами собственного счастья.

Нравственные качества личности формируются, развиваются и проявляются в тесной взаимосвязи. Отношение к труду — один из важнейших источников таких нравственных качеств, как организованность, дисциплинированность, коллективизм. Коллективизм влечёт за собой товарищество, взаимную поддержку и помощь. Формируя положительные нравственные качества, современная система нравственного воспитания в то же время преодолевает неверные взгляды и представления в области морали, вредные навыки и привычки поведения.

Нравственное воспитание — двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитуемых и в их ответных действиях, т. е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, о его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, — важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности учащихся профессиональной школы.

Нравственный облик молодого поколения формируется и совершенствуется в труде на общую пользу. Труд и воспитание неотделимы, они составляют две стороны единого процесса становления личности учащегося. В труде формируются и укрепляются дисциплина, организованность, ответственность и др. важнейшие нравственные качества. В системе нравственного воспитания важное место занимает вовлечение учащихся в коллективную жизнь и разнообразную общественную деятельность. Ведущая роль в этом принадлежит общественным организациям, выступающим в качестве первых помощников преподавателей и воспитателей. В дружном, работоспособном и целеустремленном ученическом коллективе формируются коллективизм и взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение, в нем воспитывается общественная активность и самостоятельность, интерес к большим и малым общественным делам и умение управлять ими, возникает и получает своё развитие моральная ответственность каждого за своё поведение и за действия своих товарищей. В нём действует великая сила общественного мнения, которое одобряет положительные поступки и осуждает недостатки. Коллектив становится носителем положительных традиций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Ориентируясь в основном на коллектив учащихся, на организацию коллективной деятельности, педагоги учитывают особенности характера каждого учащегося и уровень воспитанности его в нравственном отношении. Индивидуальная воспитательная работа проводится не только с недисциплинированными учащимися, нарушающими правила поведения, но и со всеми остальными подростками и юношами. Важным в плане поставленной проблемы представляется тот факт, что именно в условиях коллективной жизнедеятельности общение опосредовано совместной деятельностью, когда предмет труда имеет для учащихся личностный смысл, занимает в их индивидуальных мотивационных иерархиях ведущее положение. Педагогический аспект этой обязательной взаимосвязи показывает необходимость ее выявления и умелого использования в воспитательных целях. На практике же либо воспитательные возможности общения вообще не принимаются в расчет, либо деятельность и общение рассматриваются одна наряду с другим.

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль – регулятор поведения личности.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

1) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

2) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

3) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

4) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана природы;

5) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность, взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;

6) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство собственного достоинства, принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность. Именно эти правила и нормы необходимо воспитывать в подростках, т.к. они уже члены общества.

Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения.

Нравственное воспитание – процесс организации разнообразной деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств. Рассматривая содержание нравственного воспитания, можно отметить, что должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений, необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности: общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности у учащихся развивается понимание того, как ее необходимо осуществлять, формируется чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные нравственные отношения. Без хорошо организованной практической деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.3. Неуспеваемость как педагогическое явление

Исследование проблемы неуспеваемости все более связывается с широким кругом социальных вопросов, предполагает использование дан­ных всех наук о человеке, индивиде, личности.

Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др. Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества. Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость — сложное и многогранное явление школьной действительности, требующее разносторонних подходов при ее изучении.

Неуспеваемость определяется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений, навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений, может выражаться в определенных показателях, отражающих результат обучения, напрямую   связана с содержанием и процессом обучения, может обнаруживаться в процессе обучения и тогда определяется через понятие отставание и его признаки.

Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых про­текает их развитие. Важнейшим из этих условий педагогика признает обучение, и воспитание детей в школе.

Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.

В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Среди них можно обозначить: несовершенство методов преподавания, отсутствие позитивного контакта с педагогом, страх оказаться лучше других учеников, несформированность мыслительных процессов.

Имеются попытки сгруппиро­вать причины неуспеваемости. А. М. Гельмонт [4] поставил задачу соотнести причины неуспеваемости с ее категориями. Им выделены причины трех категорий неуспеваемости: глубокого и общего отставания (I категория), частичной, но относительно устойчивой неуспеваемости (II категория), эпизодической неуспеваемости (III категория).

В качестве причин I категории отмечены: низкий уровень предшествующей подготовки ученика; небла­гоприятные обстоятельства разного рода (физические дефекты, болезнь, плохие бытовые условия, отдаленность местожитель­ства от школы, отсутствие заботы родителей); недостатки воспитанности ученика (лень, недисциплинированность), его слабое умственное развитие.

Для II категории указаны: недоработка в предыдущих классах (отсутствие должной преемственности); недостаточный интерес ученика к изучаемому предмету, слабая воля к преодолению трудностей.

Для III категории выявлены: недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый теку­щий контроль; неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.

Такой подход к учению приводит к интеллектуальной систематической недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Хотя неуспевающие школьники имеют общие черты, они существенно отличаются друг от друга. В практике повседневной работы с ними в каждом конкретном случае неуспеваемости мы встречаемся с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее преодолению. Длительное изучение школьной неуспеваемости дает основание сделать вывод, что она имеет типические проявления. Тип неуспевающего школьника характеризуется своеобразным сочетанием важнейших свойств личности, сложившихся в результате длительной неуспеваемости, которая определяет его достижения в учебной работе.

Для определения причин школьной неуспеваемости необходимо учитывать несколько факторов.

Во-первых, это общие показатели здоровья ребенка, группа здоровья, наблюдения у специалистов. Проблемы соматического состояния решаются специалистами, психологическая помощь в этом случае носит поддерживающий характер, при соблюдении всех медицинских рекомендаций.

Во-вторых, необходимо учитывать социальную ситуацию развития ребенка, особенности детско-родительских отношений, взаимоотношения «учитель – ученик», адекватность требований взрослых психическим и физическим возможностям ребенка. Психологическое сопровождение в этом случае включает консультирование родителей и педагогов, проведение просветительской работы.

В подростковом возрасте на начальных этапах полового созревания обнаруживаются регрессивные отклонения при организации произвольного внимания, задаваемого словесной инструкцией. Учитель может отметить, что подростки на уроках находятся как бы в состоянии прострации, «ничего не видят и не слышат». Поведение школьника характеризуется эмоциональной неустойчивостью, неуправляемостью, снижением работоспособности. В основе таких наблюдаемых изменений лежат мощные биологические перестройки, сопровождающиеся снижением самоконтроля. Одновременно возрастает потребность в самоутверждении, ответные реакции импульсивны, снижена адекватность оценки своего поведения. Неблагоприятная фаза пубертатного периода у разных школьников приходится на разный возраст, и в одном классе оказываются подростки с разными адаптационными возможностями, поэтому индивидуальный подход приобретает особую значимость.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что одной группой причин школьной неуспеваемости могут быть психофизиологические возрастные или индивидуальные особенности.

Одна из наиболее существенных причин — неблагополучие в семье. Также имеется ввиду стиль семейного воспитания — деспотический, основанный на подавлении, или на оборот, свободный, когда подростка освобождают от забот и обязанностей, стиль основанный на равнодушии и безразличии к судьбам детей. Немаловажное значение имеет и влияние семьи. В литературе посвященной причинам неуспеваемости, влияние семьи изучено довольно глубоко. Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей. Вскрыты и такие причины, как равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.

Выяснено, что для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное—положительное отношение родителей к образова­нию. Наблюдения за учащимися в школе, беседы с ними, учителями и родителями привели к выводу, что среди недостатков семейного воспитания, отрицательно влияющих на успешность учения школьников, неправильное стимулирование учения де­тей — немаловажный момент. Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план, детей не спрашивают, что было интересного в шко­ле, что нового они узнали, каких успехов достигли, не спрашивают о том, довольны ли они своей работой и довольны ли ими учителя. От того, что родители не вникают в содержание дея­тельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество—много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной само­оценки, но часто и мешают этому. Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завы­шенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве.

Речь идет и о прямом неблагополучии, об уродливых отношениях в некоторых семьях, о бытовой и социальной распущенности, нечистоплотности, о семьях, где царит разлад, ссоры между родителями, а порой наблюдается и полный распад отношений между членами семьи. Словом, как говорят педагоги и психологи, «трудные» дети — это чаще всего дети «трудных» родителей

Но не только такие семьи должны быть отнесены к категории неблагополучных. Опытные учителя отмечают, что серьёзное беспокойство вызывают внешне благополучные семьи. В таких семьях родители не интересуются сложным внутренним миром своих детей, не пытаются понять их потребности и интересы, чувства и переживания. Атмосфера глубоко равнодушная приводит к столь же глубокой отчуждённости детей, лишённых открытого и доброжелательного общения со старшим, взрослым, близким человеком.

Причиной неуспеваемости также могут являться индивидуальные недостатки ребенка. Многие из них исправляются именно в труде, и, прежде всего в труде. Коллективная работа преодолевает эгоизм ребенка и его изолированность от коллектива, способствует росту его социального статуса и веры в себя, помогает найти свое место в коллективе, учит целесообразному взаимодействию с другими людьми.

Итак, внешними причинами неуспеваемости являются:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
  2. Несовершенство учебного процесса.
  3. Отрицательное влияние улицы.

Итак, внутренними причинами неуспеваемости являются:

  1. Дефекты здоровья современных школьников – одна из самых главных внутренних причин на сегодняшний день. Они вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей, также — низкое развитие интеллекта.
  2. Слабое интеллектуальное (умственное) развитие, вызванное как приобретенными патологиями развития, так и генетически обусловленное.
  3. Отсутствие мотивации к учению.
  4. Слабое развитие волевой организации ученика.

Таким образом, в реальной жизни школьника переплетается целый ряд причин. И проблема скрывается не только в нежелании учиться, а гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд.

Глава 2. Нравственное сознание подростков как предмет практического исследования.

2.1. Методики исследования

Для изучения данной проблемы выбраны следующие методики.

  1. Методика, направленная на изучение нравственного сознания когнитивного компонента методика «Закончи историю».
  2. Методика, направленная на изучение нравственного сознания эмоционального компонента методика «Закончи предложение».
  3. Методика, направленная на изучение нравственного сознания поведенческого компонента методика «Проигрышная лотерея».

В качестве испытуемых выступали 40 учеников общеобразовательной школы: 1 группа – 20 неуспевающих учеников; 2 группа – 20 успевающих учеников. Возраст испытуемых от 12 до 15 лет.

Методика «Закончи историю».

Исследования с испытуемыми проводились  индивидуально.

Ученикам рассказывались  истории, а они должны были закончить их.

Примерные ситуации, предлагаемые детям для окончания:

1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам», Тогда Оля ответила…

Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней её младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой» Тогда Катя ответила…

Что ответила Катя? Почему? Как она поступила? Почему?

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красными карандашами, а Саша зелёными. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, — сказала Люба, — можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…

Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…

Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Для обработки результатов  использовалась  следующая ориентировочная шкала:

0 баллов – ребёнок не может оценить поступки детей;

1балл – ребёнок оценивает поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивирует и нравственную форму не формулирует;

2 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей, но не мотивирует свою оценку.

3 балла – ребенок называет нравственную норму, правильно оценивает поведение детей и мотивирует свою оценку.

Методика «Закончи предложение» предполагала выполнение следующей задачи: на бланке теста необходимо было закончить 6 предложений одним или несколькими словами.

Ученикам был предложен следующий тестовый материал:

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то…
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то…
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно…
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я…
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошее го отношения ко мне, я…
  6. Если бы я был на месте учителя, я…

Для обработки результатов использовалась следующая ориентировочная шкала:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Проигрышная лотерея».

Ученикам предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно ученикам показывают выигрышный билетик. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но ученики этого не знают. Ученик должен будет вытащить билетик, посмотреть на него, снова убрать в коробку, перемешать и сообщить результат взрослому.

По поведению ребёнка можно судить о сформированности его морального поведения.

2.2. Сравнительный анализ нравственного сознания успевающих и неуспевающих подростков

Методика «Закончи историю».

В результате изучения когнитивного компонента нравственного сознания были получены следующие результаты:

Среди успевающих:

– учеников 8 человек из 20 правильно оценивают поведение детей, мотивируют свою оценку и называют нравственную норму;

– 8 подростков называют нравственную норму, оценивают поведение детей, но не мотивирую свою оценку;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

–  4 школьника оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную форму не формулируют.

– подростков, которые бы не смогли оценить поступки детей выявлено не было.

В то время как среди неуспевающих подростков получены следующие результаты:

– 7 учеников называют нравственную норму, оценивают поведение детей, но не мотивирую свою оценку;

– 11школьников оценивают поведение детей как положительное или отрицательное (правильное или неправильное, хорошее или плохое), но оценку не мотивируют и нравственную форму не формулируют.

– среди неуспевающих подростков замечено 2 ученика, которые не смогли оценить поступки детей, в то время, как среди успевающих такого показателя выявлено не было.

– в отличие от успевающих подростков, учеников, которые правильно оценивают поведение детей, мотивируют свою оценку и называют нравственную норму выявлено не было.

Поскольку в обеих выборках n1, n2>11 и n1, n2 равны между собой, то использовался критерий Q Розенбаума.

Гипотезы:

Но: Уровень нравственных норм у успевающих учеников не превышает уровня нравственных норм у неуспевающих учеников.

Н1: Уровень нравственных норм у успевающих учеников превышает уровень   нравственных норм у неуспевающих учеников.

Первым, более высоким, рядом является ряд значений в выборке с успевающими учениками.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Средняя величина выше тоже в выборке у успевающих учеников.

Расчет критерия Q при сопоставлении успевающих учеников (n1=20) и неуспевающих учеников (n2=20) по показателю уровня нравственных норм.

В таблице  отмечены два интересующих нас значения: максимальное значение 2-го ряда (max2) и минимальное значение 1-го ряда (min1).

Определим S1, как количество значений 1-го ряда, которые превышают максимальное значение 2-го ряда: S1=8.

Определим S2, как количество значений 2-го ряда, которые меньше минимального значения 1-го ряда: S2=2.

Выделяем эмпирическое значение Q как суммы S1 и S2:

Q=S1+S2=8+2=10

По таблице 1 Приложения 1 [8] определяем критические значения Q при n1=20 и n2=20.

7 (p≤0,05)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Qкр = 9 (p≤0,01)

Qэмп=10

Qэмп>Qкр (p≤0,01)

Т.к. Qэмп>Qкр (p≤0,01), то Но отклоняется, принимается Н1: уровень нравственных норм у успевающих учеников превышает уровень нравственных норм у неуспевающих учеников (при p<0,01)

Это свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Таким образом, когнитивный  компонент нравственного сознания неуспевающих подростков ниже, чем у успевающих.

Методика «Закончи предложение»

В результате изучения эмоционального компонента нравственного сознания были получены следующие результаты.

Среди успевающих подростков получены следующие результаты: 7 учеников из 20 обосновывают свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

У 7 школьников отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое, нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, 6 учеников адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой.

В то время как среди неуспевающих подростков не было выявлено учеников, которые могли бы обосновывать свой выбор нравственными установками; у которых эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Однако у 11 учащихся нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

7 школьников учеников адекватно оценивает поступки, однако, отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны. нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой.

Среди не успевающих учеников выявлено двое учащихся, которые не имеют четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняют поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

Среди успевающих учащихся таких учеников выявлено не было.

Обработка полученных результатов показала следующее.

Поскольку в обеих выборках n1, n2>11 и n1, n2 равны между собой, то использовался критерий Q Розенбаума.

Гипотезы:

Но: Уровень отношения к нравственным нормам у успевающих учеников не превышает уровня отношения к нравственным нормам у неуспевающих учеников.

Н1: Уровень отношения к нравственным нормам у успевающих учеников превышает уровень отношения к нравственным нормам у неуспевающих учеников.

Данные в таблице упорядочены по возрастанию признака.

Первым, более высоким, рядом является ряд значений в выборке с успевающими учениками.

Средняя величина выше в выборке с успевающими учениками.

Расчет критерия Q при сопоставлении успевающих учеников (n1=20) и неуспевающих учеников (n2=20) по показателю уровня  нравственных норм.

В таблице  отмечены два интересующих нас значения: максимальное значение 2-го ряда (max2) и минимальное значение 1-го ряда (min1).

Определим S1, как количество значений 1-го ряда, которые превышают максимальное значение 2-го ряда: S1=7.

Определим S2, как количество значений 2-го ряда, которые меньше минимального значения 1-го ряда: S2=2.

Выделяем эмпирическое значение Q как суммы S1 и S2:

Q=S1+S2=7+2=9

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По таблице 1 приложения 1 [8] определяем критические значения Q при n1=20 и n2=20.

7 (p≤0,05)

Qкр=9 (p≤0,01)

Qэмп=9

Qэмп≥Qкр (p≤0,01)

Если Qэмп≥Qкр (p≤0,01), то отсюда следует, что Но отклоняется, принимается Н1: уровень отношения к нравственным нормам у успевающих учеников превышает уровень отношения к нравственным нормам у неуспевающих учеников.

Это свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Таким образом, эмоциональный  компонент нравственного сознания неуспевающих подростков также ниже, чем у успевающих учащихся.

Методика «Проигрышная лотерея».

Анализ результатов, полученных при исследовании методики, показал следующую картину.

Среди успевающих подростков 3 ученика из 20 солгали, сказав, что вытащили выигрышный билет. В то время, как среди неуспевающих подростков 8 учеников среди 20 сообщили, что вытащили выигрышную лотерею, что судит о не сформированности их морального поведения.

Примечание:

* — ученик вытащил проигрышную лотерею и признался в этом,

! – ученик достал проигрышную лотерею, но сказал, что достал выигрышную.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При обработке результатов использовался критерий Фишера φ, поскольку сопоставляются две выборки.

Пусть «эффектом» будет то, что испытуемый соврал, что  вытащил выигрышный билет.

Но: Доля лиц, сказавших в ходе испытания, что вытащили выигрышный билет, в 1-ой группе не больше чем во второй.

Н1: Доля лиц, сказавших в ходе испытания, что вытащили выигрышный билет, в 1-ой группе больше чем во второй.

Это свидетельствует о достоверности полученных результатов.

Таким образом, поведенческий  компонент нравственного сознания неуспевающих подростков также ниже, чем у успевающих учащихся.

Выводы:

  1. Нравственное сознание успевающих и неуспевающих подростков имеет ряд отличий в структуре нравственного сознания.
  2. У неуспевающих подростков нравственное сознание находится на более низком уровне, чем нравственное сознание успевающих подростков.
  3. Когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного сознания подростков с низким уровнем успеваемости ниже, чем у подростков с высоким и средним уровнями успеваемости.

Заключение

Подростковый возраст –  это возраст закладки основ системы поведения, мировоззрения, формирования нравственных идеалов. Но у части подростков существует разрыв между стремлением к высоким нравственным идеалам. Это происходит потому, что мотивы его поведения еще неустойчивы, он не способен полностью управлять своим поведением, ищет опору в окружающих.

По результатам, полученным в ходе исследования можно сделать вывод: далеко не каждый ребенок в процессе обучения в школе может быть «отличником», так как:

— не все дети имеют одинаковые стартовые возможности, необходимые для обучения в школе первой ступени;

— не каждый ребенок генетически обладает достаточным уровнем интеллектуальных возможностей;

— многие условия влияют на формирование его мотивов и далеко не всегда это влияние положительно;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

— не каждый ребенок обладает необходимым уровнем волевых качеств, чтобы противостоять негативному влиянию социума.

В ходе исследования темы «Характеристика нравственного воспитания неуспевающих подростков» можно вынести главное — воспитательная работа с такими учащимися должна быть индивидуальной. Все методы педагогического воздействия хороши лишь в том случае, если они используются вместе.

В процессе исследования можно сделать вывод, что на данном этапе развития человечества нравственное воспитание неуспевающих  подростков просто необходимо. Также как необходимо, чтобы педагоги смогли на раннем этапе заметить неуспеваемость школьника и на более раннем этапе  искоренить эту педагогическую проблему.

Список использованных источников

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. — М.: Просвещение, 1979.
2. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.
3. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.
4. Гельмонт А.М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М, 1954.
5. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.
6. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Издательство Смысл; Эксмо, 2005. – 1136с
7. Рувинский Л.И. О психологической сущности процесса нравственного воспитания//Проблемы нравственного воспитания. – М., 1977.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. – СПб.: Речь, 2006. – 350 с.
9. Щербатых Ю. В. «Общая психология». — СПб: Питер, 2008.