Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Изучение личности и среды осужденных»

В психологии существуют различные трактовки личности, но во всех подходах в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей.

Содержание

Введение
Глава 1. Программы и методы изучения личности и среды осужденных
1.1. Принципы и методы изучения личности и среды осужденных
1.2. Визуальная психодиагностика индивидуальных особенностей личности осужденных
1.3. Исторические аспекты проблемы изучения осужденных в отечественной пенитенциарной психологии
Глава 2. Исправительное воздействие на осужденых-женщин
Глава 3. Отличительные особенности личности делинквента, преступника, подследственого, и осужденного
Глава 4. Задача
Заключение
Список использованных источников

Введение

В психологии существуют различные трактовки личности, но во всех подходах в качестве ведущей характеристики выделяется ее направленность. Направленность обусловливает систему побуждений личности, мотивацию поведения, содержание жизненных позиций. Она выражается в доминирующих целях и мотивах деятельности, интересах, идеалах, убеждениях, системе отношений, жизненных планах и перспективах, формируемых на основе потребностей. Изучение личности должно предшествовать пенитенциарному воздействию на нее и проникать во все звенья исправительных учреждений, обеспечивая решение следующих задач: правильной классификации в пределах одного исправительного учреждения; установление соответствующего режима для каждой категории заключенных; разумной организации трудовых процессов; целесообразной постановки школьной и внешкольной работы; правильного учета результатов пенитенциарного воздействия; повышение педагогической квалификации работников пенитенциарных учреждений. Все эти положения, являются на наш взгляд, актуальными и сегодня, они требуют дальнейшей разработки и внедрения с учетом современных достижений пенитенциарной психологии. Поэтому изучение личности осужденного необходимо рассматривать как важнейшую предпосылку индивидуализации карательных и воспитательных воздействий, повышения их эффективности.

Цель контрольной работы: изучение личности и среды осужденных. Для достижения поставленной цели необходимо реализовать ряд задач: · выявить методы изучения личности осужденных;· изучить психодиагностику индивидуальных особенностей личности осужденных, определить исторические аспекты проблемы изучения осужденных в отечественной пенитенциарной психологии.

Объектом данной контрольной работы является система методов изучения личности осужденных.

Глава 1. Программы и методы изучения личности и среды осужденных

1.1. Принципы  и методы изучения личности и среды осужденных

Успех психодиагностической работы во многом зависит от соблюдения принципов изучения личности и групп осужденных. Значительный вклад в их разработку внесли А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков, И.П. Башкатов, В.Г. Деев, Л.А. Саблина, В.А. Ласточкин, А.Н. Сухов, В.М. Поздняков и другие ученые.

а) Принцип опосредованного изучения психических проявлений личности и групп осужденных.

Психические феномены (психические процессы, состояния и свойства) непосредственно воспринимать, наблюдать невозможно, а о психологических особенностях личности и психологии группы можно судить по внешним (объективным) проявлениям, играющим роль индикаторов (показателей). Важным показателем является деятельность осужденного (трудовая, учебная, досуг, общественная работа), которая служит средством не только проявления личности, группы осужденных, но и их формирования. При изучении системы отношений осужденного к режиму, труду, учебе необходимо обращать внимание на мотивацию его деятельности.

При изучении личности и группы осужденных в трудовой деятельности определяется, как они относятся к выполнению производственного задания (с энтузиазмом и старательно или равнодушно), проявляют ли самостоятельность и инициативу, помогают ли отстающим, как переживают успех и неудачи, допускают ли брак в работе, участвуют ли в благоустройстве колонии, овладевают ли новой специальностью, совершенствуют ли профессиональное мастерство, присваивают ли результаты чужого труда, уклоняются ли от работы и т.д. Необходимо выделять осужденных положительной направленности, задающих тон в работе, берущих на себя роль лидера в организации труда. При изучении личности осужденного, участвующего в самодеятельных организациях и общественной работе, устанавливается: есть ли у него чувство коллективизма, взаимопомощи, выполняет ли общественные обязанности и поручения по собственной инициативе или по требованию сотрудников, насколько старателен, не использует ли свое положение (председателя совета коллектива, бригадира, члена самодеятельной организации) в личных или узкогрупповых эгоистических целях (войти в доверие к воспитателям, получить поблажки и т.п.), объективен ли в требованиях к себе и другим осужденным, прислушивается ли к их мнению. В общественной работе наглядно можно проследить проявление группового эгоизма и индивидуализма. В поведении осужденного и группы выражается отношение к сотрудникам и осужденным. Информация о повседневном общении осужденных между собой и с сотрудниками позволяет судить об изменениях, происходящих в личности, и о тех процессах, которые протекают в официальных и неофициальных группах. Следует помнить, что объективное и глубокое изучение личности и группы возможно при сравнении проявлений личности в различных сферах жизнедеятельности: трудовой, учебной, общественной работы и досуга.

б) Принцип активного и целеустремленного изучения осужденного и группы.

Изучение должно быть конкретным, соответствовать задачам воспитательной работы, решаемым на данном этапе. Все получаемые сотрудником сведения об осужденном, группе должны фиксироваться, их нельзя разглашать, поскольку это может вызвать конфликты в среде осужденных и подорвать авторитет психолога. Осужденные и группа (коллектив) могут сознательно скрывать от психолога и воспитателей сведения о себе, а порой мнимой активностью пытаться ввести их в заблуждение или обмануть. Стремление показать себя с лучшей стороны свойственно каждому человеку, и его можно использовать в целях ресоциализации, опираясь на проявленные им положительные или потенциально положительные качества. Люди не любят, когда их изучают, поэтому они начинают вести себя неестественно, скованно. Чтобы уменьшить «эффект присутствия исследователя», психологу приходится маскировать свою позицию исследователя.

Это достигается созданием игровых ситуаций, объяснением необходимости получения требуемых сведений для улучшения условий жизни, обучения, повышения производительности труда. Целеустремленность предполагает умение психолога среди многообразных проявлений личности, группы и коллектива находить главное. Так, при изучении личности основными будут черты, характеризующие отношение осужденного к труду, нормам нравственности, учебе, коллективу, самому себе и другим людям, преступлению и наказанию, то есть то, что определяет основную направленность его личности.

в) Принцип объективности в изучении и оценке личности и общностей осужденных. Объективность достигается конкретным, планомерным, повседневным изучением личности, недопущением предвзятости в регистрации и оценке фактов, поспешности в выводах об осужденном и группе. Необходимо всестороннее изучение личности и группы в их многообразных связях и отношениях, в единстве с окружающей микросредой. Осужденного и группу нужно изучать в коллективе и через коллектив. Изучение конкретного осужденного должно сопровождаться изучением отряда и «дружеской» группы, в которые он входит. Не зная ближайшего социального окружения осужденного и их взаимовлияния, трудно сделать объективный вывод об осужденном, о его способности противостоять неблагоприятным обстоятельствам, степени податливости групповому давлению. Нередко отряды осужденных перерождаются в ложные коллективы, спаянные нормами, традициями и обычаями тюремной жизни. Чтобы не ошибиться в выводах о личности и группе, психологу необходимо использовать комплекс взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов. Тщательная оценка ситуации, в которой осужденный совершил проступок, поможет отделить случайное от типичного в его личности. Это связано с тем, что в необычной обстановке человек может совершить нехарактерный для него поступок. Нетипичными могут быть групповые поступки и действия осужденных с целью обратить на себя внимание воспитателей.

г) Принцип динамического изучения личности и общностей осужденных.

Личность осужденного находится в динамике, поэтому ее нужно изучать постоянно, в течение всего времени пребывания осужденного в учреждении. Это позволит установить основные тенденции развития личности, вовремя заметить положительные качества и опереться на них, не дать возможности проявиться и закрепиться отрицательным тенденциям, устранить отрицательные качества, прогнозировать поведение осужденного, установить, когда возникло девиантное (делинквентное) поведение, каковы его причины и условия, наметить пути его устранения.

С помощью динамического изучения общностей осужденных можно выяснить, когда они возникли, как развиваются, как изменяется их внутренняя структура, традиции, нормы и т.п. Использование данных изучения личности и среды осужденных в практической деятельности  Методы исследования – это совокупность способов и приемов изучения психологических проявлений личности. По форме и условиям они делятся на экспериментальные и неэкспериментальные, лабораторные и клинические, прямые и косвенные, исследовательские и обследовательские, психодиагностические. Методы исследования осужденного могут быть направлены на изучение его как субъекта социальной деятельности, идеальной представленности в других людях, субъекта межличностных отношений. Субъективная ориентация выражается в проективных тестах (от лат. proektlo – выбрасывание вперед) как совокупность методик целостного изучения личности, основанная на психологической интерпретации результатов проекции.

Под проекцией понимается не только средство психологической защиты, но и обусловленность процессов восприятия следами памяти всех прошедших восприятий (то есть интерпретируется рисунок, сюжет в соответствии с личностными особенностями). Различают проективные ассоциативные (незаконченные предложения или рассказы) и экспрессивные (психодрамы, рисование на свободную тему, игра и др.) тесты. Проективные тесты помогают вскрыть внутренний мир субъекта, содержание которого он часто не в состоянии выразить прямо.

Это позволяет психологу сориентироваться в сложных свойствах личности, не поддающихся точной оценке. Чаще всего для изучения личности осужденных в пенитенциарных учреждениях применяются тесты Айзенка, Спилбергера, MMPI, Кеттела, Розенцвейга, Люшера, ТАТ, Равена, Роршаха. Например, стандартизированный личностный опросник А. Басса-А. Дарки, тест Вагнера (И.Б. Бойко, Т.В. Калашникова) позволяют изучать агрессивность и враждебность, скрытые формы агрессии, а также диагностировать агрессивность как черту личности. Тест MMPI (Миннесотский многосторонний опросник) предназначен для диагностики личности. Обследование тестом MMPI позволяет: – выявлять лиц с организаторскими способностями и положительной направленностью и привлекать их в самодеятельные организации, зачислять в резерв на должность бригадира; – осуществлять диагностику лиц с качествами, способствующими производственному травматизму (невнимательность, низкий уровень интеллекта, заторможенность и др.) и являющимися противопоказанием для работы на ответственных и сложных участках; -устанавливать лиц с психопатическими отклонениями, больных шизофренией, хронических алкоголиков и направлять их на лечение;- выявлять осужденных с повышенной агрессивностью, психической напряженностью, тревожностью, депрессией и рекомендовать меры по профилактике возможных конфликтов, самоубийств, противоправных действий. Для изучения личности осужденного одних тестовых методик недостаточно. Не менее важные данные сотрудник может получить традиционными методами. Например, при умелом использовании беседы и наблюдения можно получить разностороннюю информацию о поведении и деятельности осужденного. Ее можно уточнить психологическим анализом автобиографий, личных дел, методом обобщения независимых характеристик, специальными экспериментальными ситуациями.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Рассмотрим традиционные методы изучения: а) Метод наблюдения- в пенитенциарных учреждениях применяются все его виды: непосредственное и опосредованное, стандартизированное (узкое) и нестандартизированное (широкое), открытое и скрытое (инкогнито), полевое (естественное) и лабораторное, наблюдение-поиск, выборочное, сплошное, включенное, невключенное, отсроченное. При непосредственном наблюдении исследователь (психолог и другие сотрудники) сам изучает интересующий его объект (поведение и деятельность осужденных), что значительно повышает достоверность получаемой информации.

Однако оно не дает возможности охватить большое число объектов в один и тот же промежуток времени (объем наблюдения ограничен 4-5 осужденными). Опосредованное наблюдение проводится через других лиц (начальника отряда, бригадира, учителя, мастера) методом обобщения независимых характеристик. Стандартизированное наблюдение организуется для исследования какой-либо одной стороны личности, в частности, затруднений в психологической адаптации, нарушений режима, отрицательного отношения к воспитательным мероприятиям, склонности к симуляции, побегам, суициду. Открытое наблюдение характеризуется тем, что объект изучения предупреждается об этом. Наиболее часто применяется скрытое наблюдение, когда осужденный не знает, что его изучают, поэтому ведет себя естественно.

При включенном наблюдении объект изучения и исследователь объединены совместной деятельностью. В этом случае позиция исследователя чаще всего скрыта, поэтому психология осужденного и группы, связи и отношения познаются более глубоко.Особое значение отсроченное наблюдение имеет при изучении лиц, освободившихся из исправительного учреждения. Наблюдение в пенитенциарных учреждениях включает в себя несколько этапов: подготовительный, сбора информации и заключительный. Для целенаправленного системного наблюдения можно использовать карту динамического наблюдения осужденного, предусматривающую изучение системы отношений, психологической активности, устойчивости личности, ее психофизиологических свойств, направленности, социальной реабилитации и общую оценку личности осужденного. Процесс наблюдения в исправительных учреждениях значительно осложняется из-за наличия у осужденных психологических барьеров по отношению к различного рода обследованиям, отказа от участия в исследовании или желания «подыграть» исследователю. Информацию о личности осужденного можно получить также методами аудиовизуальной психодиагностики. Мимика и пантомимика, походка, одежда, татуировки, условные средства общения осужденных позволяют судить об опытности, криминогенности личности.

Статус личности можно определить на основе метода пространственно-знаковой социометрии. Аудиовизуальная диагностика осужденных наиболее актуальна, но, к сожалению, меньше всего научно и методически проработана. Она может быть хорошим средством для сотрудников, которые действительно хотят разбираться в людях, в том числе в осужденных. По невербальным проявлениям осужденного (жесты и мимика) и внешнему облику (ношение одежды, наличие или отсутствие татуировок, кличек и т.п.) можно сделать вывод о таких качествах обследуемого, как выдержанность, скромность, тщеславие, такт. Во многих группах отрицательной направленности для демонстрации смелости, героизма, независимости и самостоятельности осужденные используют принятые только в данной группе жесты и мимику, стремятся щегольнуть татуировками, однообразно уродуют одежду. Возможности человека в области диагностики личности еще полностью не раскрыты. В исправительных учреждениях есть профессионалы, которые могут определить по шагам в коридоре, кто из осужденных идет к ним на прием. Если же они не могут вспомнить человека в лицо или слышат эти шаги впервые, то угадывают рост, национальность и даже статью УК, по которой он осужден, число его судимостей и при этом ошибаются довольно редко.

Характер походки осужденного указывает на его ролевой статус в стратификации: тихие неуверенные шаги с опорой на пальцы свойственны сосредоточенному человеку, который не любит привлекать к себе внимание, часто углублен в свои мысли; постановка ног пятками внутрь – показатель обостренного внимания к окружающему; подчеркнутый стук обуви присущ несдержанным, бесцеремонным и нередко неуверенным в себе людям; сильный размах руками характеризует подвижного, целеустремленного человека. Если при этом он ставит ноги легко и пружинисто, значит, пользуется авторитетом. Некоторые психологи утверждают, что по походке человека и по тому, как он носит обувь и снашивает подошву, можно судить об особенностях его личности. Скарпология выделяет шесть типов характера человека в зависимости от вида стоптанных подошв. Характер походки зависит от возраста, физического состояния, темперамента человека и отношения его к самому себе. Эти связи не всегда достаточно достоверны с научной точки зрения, но представляют определенный интерес в связи с другими методами изучения. По вербальным проявлениям, например, речи осужденного (содержание, форма, выразительность, употребление любимых выражений, степень засоренности жаргоном) можно судить о степени криминогенности обследуемого, приобщенности его к нормам и ценностям субкультуры.

б) Метод беседы- широко используется для изучения индивидуально-психологических и социально-психологических особенностей. В зависимости от целей беседа проводится либо с самим осужденным, либо с лицами, хорошо его знающими (сотрудники, учителя, мастера, друзья). Для повышения результативности беседы необходимо снять настороженность у обследуемого, расположить его к себе, создать атмосферу доверия и доброжелательности. Она должна проводиться естественно и непринужденно.

Важно выработать навыки ведения беседы: научиться ее начинать, задавать вопросы, слушать, наблюдать за реакцией осужденного. Подготовка к беседе предусматривает определение ее цели, времени, места и формы, составление плана. В беседе психолог имеет возможность соединить изучение личности с воспитательным воздействием на нее.

В связи с этим он применяет разные беседы: ознакомительные – для получения первого представления о личности и группе (при поступлении осужденного в карантин и др.); углубленные – для всестороннего изучения индивидуально-психологических качеств личности и особенностей группы; перспективные – для выяснения дальнейших жизненных планов осужденного или группы (возможность условно-досрочного освобождения, предоставления льгот, перевода в другое учреждение и т.п.) и отношения к ним изучаемых лиц; одобряющие и ободряющие – в случае проявления положительных качеств в поведении осужденного и действиях группы, когда одобрение и ободрение связаны с изучением отношения осужденного к совершенному им положительному поступку; порицающие – в случае нарушения осужденным установленных порядков и требований режима, в целях воздействия на личность и изучения отношения осужденного к проступку и порицанию; беседы-исповеди, инициатором которых является сам осужденный, стремящийся «излить» душу и тем самым снять психическое напряжение; итоговые (напутственные) – перед освобождением или переводом осужденного в другое исправительное учреждение.

В ходе беседы психолог должен добиваться того, чтобы осужденные анализировали свои действия, поступки, поведение, подводить их к правильным выводам.Иначе строится беседа с лицами, знающими осужденного. Если психолог уверен, что беседа, например, с родителями не повредит осужденному, он сообщает ее цель, просит их рассказать подробно о своем сыне (дочери), а затем они совместно намечают пути дальнейшего влияния на осужденного. В противном случае позиция психолога должна быть скрыта. Так, бригадира можно спросить об отношении к производственному заданию не только конкретного осужденного, но и других членов бригады.

в) Метод анкетирования- с его помощью изучаются массовые явления: вкусы, мнения, настроения, отношение осужденных к различным событиям. Вопросы анкеты должны быть четкими, ясными, понятными, не допускающими внушающих ответов и неоднозначных толкований. Неструктурированные анкеты содержат вопросы, на которые осужденные могут давать ответы в развернутой форме. В структурированных анкетах осужденный выбирает из перечня возможных ответов приемлемые для него один или несколько ответов, ранжируя их по значимости. В структурированных анкетах благодаря методам математической статистики можно установить корреляционные связи и зависимости между различными вопросами и полученными ответами. Исходя из целей анкетирования различают анкеты: анонимные, когда осужденный не указывает свою фамилию, и именные, когда требуются установочные данные обследуемого. При кажущейся простоте анкетирование – весьма сложный метод, который нуждается в специальной подготовке, заключающейся: – в разработке соответствующих анкет (подбор наиболее информативных и соответствующих цели изучения вопросов, порядок их расположения, обеспечение возможности перепроверки ответов на один вопрос ответами на другой и т.п.);– в апробировании их на небольших группах обследуемых и внесении коррективов в предлагаемые вопросы;– в психологической и практической подготовке обследуемых к анкетированию (разъяснение цели анкетирования, снятие настороженности у осужденных, практический показ правил заполнения анкеты- и т.п.).

в) Анализ продуктов деятельности- в продуктах труда (рисунках, чертежах, дневниках и т.п.) отражаются особенности личности (способности, склонности, увлечения, черты характера). При изучении продуктов деятельности осужденного нужно обращать внимание: на их качество и количество; затраченное на их изготовление время (учебное, производственное или личное); их предназначение (для себя, коллектива или других людей); мотивы, которыми осужденный руководствовался при изготовлении продукции.

г)Анализ личного дела осужденного, что позволяет получить 1) сведения от разных лиц, совпадающие в оценке личности, что может свидетельствовать об устойчивости отмеченных черт и типа поведения; 2) противоречивые сведения и определить способы проверки их истинности; 3) данные, свидетельствующие о тех или иных положительных качествах осужденного, опираясь на которые можно строить программу его ресоциализации; 4) информацию, характеризующую личность осужденного с отрицательной стороны, и наметить пути преодоления этих качеств. Психолог должен помнить, что информация, содержащаяся в личном деле осужденного, собиралась людьми, которые могли предвзято и субъективно подойти к оценке личности осужденного. Кроме того, за время, прошедшее с момента написания этих документов, человек мог существенно измениться. Сведения из личного дела необходимо постоянно уточнять и дополнять, чтобы выявить общую тенденцию в развитии личности осужденного. г) Метод самооценки-осужденному предлагается список 40-50 качеств личности и черт характера. Он должен выбрать из них 15-20 и составить личный эталон, располагая эти качества в порядке снижения их ценности для себя. Затем из отобранных качеств он составляет ряд (также по убывающей по степени выраженности) присущих, по его мнению, ему (самооценка); по его мнению, членам группы (оценка окружающих); по мнению группы, ему (ожидаемая оценка). Полученные три ряда качеств сопоставляются с эталонным рядом. Если они совпадают с эталонным рядом (коэффициент близок к 1), то осужденный переоценивает себя, имеет высокий уровень притязаний, если не совпадают (коэффициент близок к 0 или имеет отрицательный знак) – у испытуемого низкая самооценка, положение его в группе тревожное. Он переживает эмоциональное неудовлетворение. Могут быть и промежуточные варианты, которые имеют разные характеристики. Указанные оценки могут сопоставляться также с реальной оценкой, когда каждый член коллектива ранжирует соответствующий ряд качеств, оценивая того или иного осужденного (все оценивают одного).д) Метод эксперимента- состоит в создании условий для установления проявлений личности и группы (коллектива) в социальной ситуации со строго учитываемыми и варьируемыми условиями. Если экспериментальная ситуация близка к реальным условиям, то это естественный эксперимент. В практике особое место занимает метод социального эксперимента, который был осуществлен в вологодских ИУ (И.П. Зайцев, В.Ф. Клюкин, В.Ф. Пирожков, М.П. Стурова и др.). Эксперимент по применению психолого-педагогического аутотренинга апробирован и внедрен в практику психологических служб под руководством А.С. Новоселовой в 70-80-х годах. Характеристику осужденного может существенно дополнить анализ его корреспонденции и почерковедческая психологическая экспертиза, особенно подпись.

е)Метод социометрии, он используется для изучения положения личности в группе, системы сложившихся взаимоотношений между ее членами, наличия малых групп в отряде осужденных. Социометрические исследования следует проводить под не вызывающим сомнения предлогом, в частности, при переформировании отделений, бригад, звеньев, учебных классов. Каждому члену коллектива предлагается письменно ответить на ряд вопросов, например: «Укажите в порядке предпочтительности трех человек в своей бригаде, отделении (классе), с которыми вы хотели бы и не хотели: быть в одной бригаде, отделении (классе); выполнять вместе общественные поручения; трудиться на производстве; поддерживать связь после освобождения, а также которых вы хотели бы или не хотели иметь председателями или членами совета коллектива». Свою фамилию обследуемые указывают по желанию. Следует отметить, что данные о среде осужденных, полученные с помощью известных социометрических методик, не всегда объективны. Искажения возникают по следующим причинам.1Исследователи затрудняются в выборе действенных критериев, поскольку связанные круговой порукой и различными атрибутами уголовной среды, ее нормами и ценностями группы с асоциальной направленностью не допускают проникновения «чужих» в законы и правила внутригрупповых отношений.

2. Социометрические измерения проводятся чаще всего после того, как преступная группа уже изолирована правоохранительными органами. В этом случае ретроспективное социометрическое обследование не имеет прогностической ценности. 3. Лишение свободы и другие правоограничения являются мощным психотравмирующим фактором, который выбивает человека из привычной колеи, не давая ему никаких реальных перспектив (возникает ситуация фрустрации).

4 Члены группы нередко стремятся «подыграть» исследователю, вводят его в заблуждение. 5.В среде осужденных существует стойкое взаимное отвержение между членами групп, находящихся во враждебных отношениях (например, группы положительной и отрицательной направленности). Не имеет перечисленных недостатков методика пространственно-знаковой социометрии (В.Ф. Пирожков, 1993), основанная на распределении членов группы по статусной иерархической лестнице и поддержании в их отношениях строгой субординации в соответствии с исполняемой в группе ролью. В среде осужденных социально-психологическая стратификация закрепляется социальной стигматизацией (социальным клеймением). Это означает, что статус, роль и функции личности в группе отражаются в знаках, вещественных атрибутах и способах размещения в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. «Читая» определенные «знаки различия», можно точно установить, «кто есть кто» в этом сообществе. Средствами социальной стигматизации («знаками различия») в группах осужденных отрицательной направленности являются:а) татуировки, отражающие опыт человека в криминальной деятельности, степень его авторитетности в уголовной среде, притязания и ожидания; б) клички, по которым можно судить о положении личности в групповой иерархии. Чем благозвучнее кличка, тем выше положение личности в криминальном сообществе; в) система вещественных атрибутов (одежда, обувь, личные вещи, пища и т.д.). Самая модная одежда у лидера группы и его приближенных.

Он курит лучшие сигареты, первым получает пищу в столовой, затем – его приближенные и в последнюю очередь – изгои и отверженные («чушки», «обиженные»); г) размещение осужденного в пространстве, занимаемом группой отрицательной направленности. Различные точки пространства, занимаемого группой (спальня, столовая, клуб и т.п.), обладают разной ценностью. Лидер всегда занимает лучшее место. С помощью средств социальной стигматизации можно установить движение осужденного по лестнице групповой иерархии. Если у правонарушителя имеется несколько кличек, то достаточно определить последовательность их присвоения, чтобы понять, как изменяется его авторитет. Замена клички на более благозвучную (оскорбительную) означает укрепление (снижение) статуса личности в группе, удаление осужденного от лидера в спальне, столовой, на производстве, свидетельствует о потере им ранее занимаемой позиции.

Социоматрица в пространственно-знаковой социометрии строится с учетом всех социометрических критериев («знаков различия»). Чтобы определить взаимный выбор и взаимное отвержение, необходимо установить: кто дал осужденному благозвучную (унизительную) кличку, кто нанес возвышающую или оскорбительную татуировку.Многое о среде осужденных можно узнать с помощью социографического изучения неофициальной структуры осужденных. Этот метод предполагает последовательное осуществление следующих процедур:

1.2. Визуальная психодиагностика индивидуальных особенностей личности осужденных

Каждый человек, вступая в межличностное взаимодействие, с первых минут общения формирует определенное впечатление о партнере на основании внешних признаков. Понимание психологических особенностей человека, его психического состояния, настроения, мотивации общения позволяет определить перспективы общения и выстроить нужную линию поведения с ним. Это особенно важно для лиц, чья профессиональная деятельность связана с взаимодействием в системе «человек – человек», например, для педагогов, психологов, менеджеров по персоналу, руководителей. Им необходимо уметь проводить анализ внешних проявлений учеников, клиентов или сотрудников, соотносить их внешний облик с внутренним психологическим миром и правильно интерпретировать наблюдаемые факты. Для распознавания и измерения индивидуально-психологических особенностей человека (психических процессов, свойств личности, интеллектуальных способностей, особенностей мотивационно-потребностной сферы и др.) традиционно используются методы психологической диагностики. Психодиагностические задачи решаются как с помощью тестов, так и с помощью нетестовых методов определения индивидуально-психологических особенностей человека, к числу которых относятся методы визуальной психодиагностики. Визуальная психодиагностика – это отрасль психодиагностики, основанная на изучении внешних характеристик и облика человека для проникновения во внутреннее психологическое содержание личности. Существует взаимосвязь внешнего и внутреннего, и психологические особенности человека можно определить путем анализа физического тела человека и его внешних проявлений.

Основные методы визуальной психодиагностики – это наблюдение, беседа, биографический метод, морфологический и графологический анализ, физиогномика, хиромантия и др. Анализируются такие особенности человека как телосложение, черты лица, форма рук, пальцев, ногтей, мимика, жестикуляция. Рассматриваются и такие внешне наблюдаемые предпочтения человека, как цвет одежды и интерьера, оформление внешности, используемые украшения, домашние животные, личный автомобиль и т. д. Используются разнообразные методики визуальной диагностики: цветовой тест Люшера, психогеометрия, методика «Словесный портрет» В.П. Куликова, методика Сонди и др. Методы визуальной психодиагностики позволяют достаточно быстро собрать информацию о человеке, составить его психологический портрет, спрогнозировать эффективность той или иной деятельности человека. В настоящее время интерес к визуальной психодиагностике возрастает с каждым днем. Методы визуальной психодиагностики активно используются в психотерапии, социально– психологических тренингах, рекламе, разных отраслях психологии.

Повышается интерес к научно-популярной литературе, посвященной проблеме диагностики личности человека по жестам, позе, походке, мимике и другим внешним проявлениям. Умение читать визуальную информацию предоставляет широкие возможности для эффективного взаимодействия с людьми в повседневном общении и профессиональной деятельности. Кроме того, навыки визуальной психодиагностики могут быть применены человеком и к самому себе. Часто многим людям нелегко бывает понять собственные психологические проблемы вследствие работы защитных механизмов. А изучение сигналов своего физического тела позволяет осознать свое действительное психологическое состояние, свои истинные желания и потребности. В результате восприятия человека происходит идентификация личности, то есть складывание представления о личности человека, формирование его психологического портрета путем отнесения к какому-либо классу, типу.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Механизм идентификации личности можно представить следующим образом. При общении с человеком у нас формируется его образ (образ восприятия), на основании которого складывается определенное отношение к человеку (эмоционально-оценочное). Попытка описать это отношение (вербализация его) приводит нас к описательным характеристикам (элементам психологического портрета). Суждения о возникшем образе-представлении зависят от особенностей самих воспринимающих. Сложившееся представление о человеке как личности определяет характер и содержание наших ожиданий, связанных с этим человеком, выполняя роль установки. Центральное звено всего этого процесса – задействующиеся эталоны и стереотипы (в данном случае – эталоны и стереотипы интерпретации личности по внешности). В процессе общения актуализируются эталоны внешности, а также их содержание, хранящееся в памяти как опыт общения.

Эталоны воплощают требования человека к другим людям и отличаются разной степенью обобщенности. Они выполняют роль «мерки», которую человек «прикладывает» к личности другого, оценивая ее. Это может быть как образ конкретного человека – носителя определенного набора качеств, так и более обобщенный образ «хорошего мальчика», «руководителя», «героя». Структура этих эталонов представляет собой синтез анатомических и экспрессивных свойств внешнего облика человека. Эталоны внешности выполняют роль своеобразных «пусковых механизмов» процесса интерпретации свойств человека. Степень обобщенности эталонов, используемых человеком при оценке поведения и психических качеств личности, увеличивается при формировании личности самого человека, начиная от дошкольного детства до старости. Так, у первоклассника, имеющего небольшой опыт общения и малый запас знаний о людях, содержание эталонов очень узко, элементарно и конкретно. Позднее школьник знакомится с новыми людьми с разным физическим обликом, но совершающими одинаковые поступки и, наоборот, внешне похожими, но по-разному себя ведущими.

Он накапливает знания об оценках, которые даются значимыми для него взрослыми поведению и качествам личности этих людей, в результате чего происходит постепенный рост обобщенности эталонов. Увеличение числа эталонов происходит также при частом общении с разными категориями людей, различающихся по полу, возрасту, профессиональной принадлежности и т. д. Таким образом, у человека в ходе жизни накапливается неравноценный запас впечатлений. Кроме эталонов, позволяющих отнести партнера к какому-либо классу в сформированной у воспринимающего системе «типов», существуют и «наборы качеств», которые человек приписывает тем лицам, «класс» которых, как ему кажется, им установлен. Это явление «приписывания» называется стереотипизацией, а наборы приписываемых качеств – оценочными стереотипами. Механизм стереотипизации выглядит следующим образом: обнаружив в поведении и внешнем облике другого человека определенные (характерные) черты, воспринимающий относит его к соответствующей категории людей и наделяет всеми свойствами, присущими этим людям. Выделяет 3 класса эталонов и стереотипов интерпретации личности по внешности: антропологические, социальные, эмоционально-эстетические. 1.Антропологические эталоны и стереотипы – наиболее общие, установившиеся в практике общения.

Это отражение конституциональных признаков в понятиях «национального типа внешности», «возрастного типа внешности», «анатомически похожего на знакомого человека типа внешности». Замечая во внешнем облике человека (например, лице) черту какого-либо антропологического типа, воспринимающий приписывает партнеру качества личности соответствующей национальности, пола, возраста или знакомого человека («мягкое нежное лицо – похожа на мою маму, очень женственный характер, нежная, верная»).  При социальном способе интерпретации познающий исходит из эталонов внешнего облика как признаков общественного положения и ролевых функций воспринимаемого человека. Обнаруживая во внешнем облике признаки социального эталона, люди причисляют друг друга к конкретной социальной категории людей и характеризуют личность другого в соответствии с представлениями об этой категории (например, суждения типа «офицер», «спортсмен», «учительница» подразумевают определенный набор личностных качеств).

При этом обращается внимание на оформление внешности одеждой и косметикой. Отмечено, что в социальных эталонах и стереотипах происходит более адекватное отражение личностной сущности человека по сравнению с антропологическими.Эмоционально-эстетические эталоны определяют общее отношение к человеку, при этом учитывается физическая красота, привлекательность и экспрессия лица, а психологические качества как бы «выходят» из этого отношения, обусловлены им. Эмоциональный путь интерпретации может идти как от отношения к лицу в целом (эмоционально-интегративный путь), так и от эстетической оценки его отдельных черт (прежде всего губ, глаз, носа, реже – подбородка, лба, скул) (эмоционально-аналитический путь). Примеры суждений: «милая улыбка – тихая, скромная», «надменное выражение лица – человек высокомерный». Чаще всего встречается эмоционально-интегративный способ интерпретации, опирающийся на экспрессию лица в целом. У взрослых осужденных мужского пола выявлены группы по пенитенциарному риску: 1) группа о с эпилептоидным, шизоидным, гипертимным и паранойяльным типами (60% от общего числа обследованных).

Эта группа осужденных совершает наболее тяжкие и злостные преступления, отличается упорным рецидивным поведением; 2) группа осужденных с неустойчивыми, эмоционально-лабильными, циклоидными и истероидными психопатическими чертами занимает промежуточное положение по криминальной активности; 3) группа осужденных с сензитивным, психоастеническим типами акцентуаций обладают значительно меньшей криминогенной активностью. Согласно данным Г.Ф. Хохрякова и Г.С. Саркисова (1988), если у женщин осужденных высока доля акцентуированных личностей на всех видах режима (в среднем 96%), то среди осужденных мужчин наблюдается возрастание доли лиц с акцентуациями характера при ужесточении режима содержания. Среди акцентуантов колоний особого режима больше тактих осужденных, у которых выраженное свойство компенсировано (за счет среды и психологической адаптации). С типами акцентуаций характера необходимо считаться при разработке психокоррекционных программ для конкретных категорий осужденных и в разных видах учреждений.

1.3. Исторические аспекты проблемы изучения осужденных в отечественной пенитенциарной психологии

Отечественные ученые-пенитенциаристы и практики всегда стремились разобраться в личности осужденного к лишению свободы. М.Н. Гернет изучал заключенных в условиях царской тюрьмы. Полученные им результаты наблюдения внутреннего мира человека, находящегося в изоляции, изложены в работе «В тюрьме». Отечественные ученые-пенитенциаристы (Н.А. Рыбников, Н.В. Петровский, А.М. Рапопорт, Л.И. Айхенвальд и др.) особое внимание уделяли методике и технике изучения личности в условиях изоляции. В 20-30-х годах кабинетами по изучению личности преступника (осужденного) широко применялся метод анкетирования. Анкета обследования, например, включала три части: социально-криминологическую (изучавшую социальную среду преступника и особенности преступления); психиатрическую (изучавшую психиатрические особенности преступления); антропологическую (посвященную изучению антропологических характеристик личности преступника). Каждый осужденный изучался криминалистом-социологом, врачом-психиатром и антропологом. Все данные заносились в специальный бланк обследования. На состоявшемся в 1928 г. в Москве совещании пенитенциарных работников особое внимание обращалось на дальнейшее совершенствование методики изучения личности осужденного и повышение эффективности прогрессивной системы отбывания наказания. Ученые и практические работники отмечали необходимость более полного учета психических особенностей личности при определении пенитенциарных мер воздействия.

В 1926 г. Главное управление мест заключения разработало Инструкцию по методике и технике изучения личности заключенных. В ней указывалось, что изучение личности заключенных осуществляется в целях:  правильного распределения заключенных в ИТУ разных видов режима;  правильного размещения заключенных в пределах одного исправительного учреждения; установления соответствующего режима в отношении отдельных групп заключенных;рациональной организации трудового использования заключенных; эффективного обеспечения учебной деятельности заключенных; эффективной организации учетов результатов исправительно-трудового воздействия.

Изучение заключенного предусматривало выяснение администрацией: обстоятельств, при которых было совершено преступление; социальных влияний, которым подвергся заключенный в прошлом; индивидуальных особенностей его личности; особенностей поведения в местах лишения свободы; поведения заключенного в социальной среде общения; результатов пенитенциарно-психологического воздействия на него. Для этого рекомендовалось использовать систему методов: метод изучения материалов личного дела заключенного, автобиографический метод, метод объективного наблюдения и естественной записи, метод медицинского исследования, метод тестирования и др. Ведущие отечественные пенитенциаристы (М.Н. Гернет, Ю.Ю. Бехтерев, А.Е. Петрова, Б.С. Утевский) считали, что в основу изучения личности заключенного должен быть положен клинический метод. Предварительное изучение поступающих заключенных предполагало обязательное проведение социологического, психоневрологического, психологического и пенитенциарного обследования. В целях углубленного изучения личности заключенного предполагалось использовать дневники, в которые заносились сведения о событиях, касающихся данного лица. В 1926 г. при экспериментальном пенитенциарном отделении была создана комиссия (М.Н. Гернет, А.Е. Петрова, Б.С. Утевский, Ю.Ю. Бехтерев и др.), которая занималась методическим обеспечением и распространением апробированных методик на всю систему мест заключения.

С середины 30-х до середины 50-х годов исследования были прекращены, во-первых, из-за воцарения «махровой идеологизации во всех отраслях юридической психологии и беззакония в юридической практике, особенно в рамках развертывавшейся «гулаговской системы», во-вторых, из-за последствий «партийных репрессий психологической науки». В конце 50-х – 60-х годах с созданием научно-исследовательского отдела в ГУИТУ МВД СССР, а также кафедры исправительно-трудового права в Высшей школе МВД СССР было начато систематическое изучение личности и среды осужденных (Б.С. Утевский, Н.М. Романенко, В.Н. Колбановский, А.Б. Сахаров, И.В. Шмаров, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, В.Ф. Пирожков и др.). В 70-х годах в Рязанской высшей школе МВД СССР была создана проблемная лаборатория по изучению среды и личности осужденных и образована кафедра исправительно-трудовой педагогики и психологии. В пенитенциарной практике начали адаптировать традиционные и тестовые психодиагностические методы изучения личности осужденных. Результатом этой работы стало издание ряда учебных и учебно-практических пособий. В 70-80-х годах активно поддерживали возрождение пенитенциарной психологии З.А. Астемиров, И.В. Шмаров, Н.А. Стручков, Г.А. Туманов, А.С. Михлин, В.И. Гуськов, Е.А. Елеонский и др.

В исправительных учреждениях начали создаваться психологические службы. Например, в Судской ВТК был создан совет при психологе из 7-10 человек, основными задачами которого являлись:планирование мероприятий по проведению психологических исследований в колонии; организация и проведение психологических исследований; проведение психолого-психиатрического обследования лиц, имеющих отклонения в психике; изучение малых групп и межличностных отношений осужденных; обсуждение характеристик на лиц, представленных к условно-досрочному освобождению;изучение достижений психологической науки и внедрение их в пенитенциарную практику; пропаганда психологических знаний среди сотрудников и осужденных.

Изучение личности осужденных затрудняется из-за:а) наличия внутренних противоречий личности осужденного; б) деления осужденным окружающих людей на «союзников» и «противников» («Я» и «ОНИ»); в) влияния особенностей системы отношений осужденного (к наказанию, администрации, другим осужденным, социальному окружению, труду и т. д.) г) наличия психологических барьеров у осужденного к исследованию (предубеждение в неискренности исследователя, недоверие к нему, нежелание раскрывать свой внутренний психический мир); д) желания «подыграть» исследователю (отвечать на вопросы так, как он этого хочет, как ответили бы законопослушные граждане); е) влияния отрицательной части осужденных на других участников исследования; ж) непонимания осужденными вопросов (стимульного материала), вкладывания в них своего, нередко искаженного смысла.

Практика показывает, что для успешного проведения исследования необходимо до изучения личности осужденного снять у него психологический барьер, убедить осужденного в том, что исследование его личности проводится в научных целях и позволит ему лучше узнать самого себя. Можно также провести с осужденным хорошо подготовленную беседу и при этом не сообщать ему, что вы его изучаете. Наиболее исследуемыми стали области психологического обеспечивания основных средств исправления и перевоспитания, воспитательная работа, режим, труд, общеобразовательная и профессиональная подготовка осужденных в исправительных учреждениях, психологическая адаптация и психологическая подготовка осужденных к освобождению. В конце 80-х годов на базе ИТК УВД Саратовской области и ИТУ УВД Пермской области были созданы опытно-экспериментальные психолого-педагогические лаборатории, где в первой отрабатывалась методика психологического тестирования осужденных, а во второй – психолого-педагогическая система исправления осужденных с использованием различных методов воздействия (прежде всего педагогического аутотренинга А.С. Новоселова). Создание психологических служб в исправительных учреждениях в 90-х годах позволило поднять научный уровень психодиагностики.

Глава 2. Исправительное воздействие на осужденых-женщин

Характеризуя осужденных женщин, следует отметить, что их удельный вес среди отбывающих наказание в виде лишения свободы на протяжении десятков лет колеблется от 4 до 6% от общего числа осужденных, хотя привлекается к суду в 2 раза больше, в чем, в частности, проявляется принцип гуманизма по отношению к ним. Анализ состава преступлений, совершенных женщинами, позволяет выявить весьма негативную тенденцию — рост агрессивности женщин и как следствие этого — увеличение таких преступлений, как умышленное убийство, в том числе и собственных детей, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, увеличение в целом доли насильственных преступлений, что является следствием образа жизни, связанного с алкоголизмом, наркоманией, беспорядочными половыми связями, занятием проституцией, участием в бандформированиях. Не случайно поэтому такие преступления, как злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ имеют также тенденцию к увеличению. Несмотря на то что среди осужденных женщин большую часть составляют впервые судимые (рецидив невелик), среди рецидивисток встречаются женщины, количество судимостей которых достигает более десяти, что свидетельствует о полной деградации данной категории. Среди рецидивисток значительную часть составляют женщины, судимые за незначительные преступления (в основном воровство, попрошайничество), т.е. лица, которые выброшены обществом, государством из нормальной жизни, не имеющие семьи, работы, жилья (так называемые «бомжи»). Подчас они совершают преступление намеренно, чтобы хотя бы на зиму попасть в места лишения свободы, так как из дилеммы — смерть или тюрьма, выбирают последнее. Процент женщин, имеющих незначительные сроки наказания (от одного до трех лет), довольно высок. В то же время наблюдается тенденция роста числа женщин, осужденных на длительные сроки (от восьми лет и выше), что свидетельствует о проявлении вышеуказанной тенденции (агрессивности) и росте преступлений в виде хищения государственного или общественного имущества в особо крупных размерах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Возраст подавляющего большинства осужденных женщин — до 40 лет, при этом самая многочисленная среди них возрастная группа — от 19 до 30 лет. Уровень образования у женщин выше, чем у мужчин, среди них немало лиц со средним и даже высшим образованием, что связано с достижением более зрелого возраста к моменту совершения преступления и со сферой их преступной деятельности. В то же время намечается тенденция увеличения числа женщин, на момент ареста не занятых общественно полезным трудом или не имеющих постоянных легальных мест трудоустройства. По семейному положению осужденных женщин можно разделить на следующие группы: состоящие в браке; женщин, у которых семья распалась еще до осуждения или в период отбывания ими уголовного наказания; не состоявшие на момент ареста в браке; женщины, родившие детей в местах лишения свободы; женщины, вступившие в брак во время отбывания наказания. Как ни странно, количество последних имеет тенденцию к увеличению (1979 г. — 0,4%, 1989 г. — 1,2, 1993 г. — 1,5, 2000 г. — свыше 2%).

Это явление объясняется расширением прав осужденных в области переписки, телефонных переговоров и свиданий. Анатомо-физиологжеские особенности женщин накладывают значительный отпечаток на организацию их жизни и деятельности в период отбывания наказания, что влияет на их трудоспособность, поведение, протекание интеллектуальных и волевых процессов. Женщины более эмоциональны, впечатлительны, чувствительны. Эмоции могут переходить в аффекты, сопровождаемые истерическими реакциями, что создает дополнительные трудности для администрации, воспитателей в процессе общения с ними. Для подавляющего большинства осужденных женщин характерно вступление в половые отношения еще в подростковом возрасте, что сопровождается беременностью и абортами. Часть из них болела венерическими заболеваниями, некоторые подвергаются принудительному лечению в период отбывания наказания. Пребывание в однополой среде на протяжении не одного года способствует проявлению так называемой «лесбийской любви», проявление которой в местах лишения свободы отнюдь не редкое явление. Иногда эти отношения продолжаются и после выхода женщин на свободу, препятствуя тем самым созданию нормальной семьи и рождению детей. В связи с этим у части женщин начинают формироваться мужеподобные черты и качества. Пребывание в местах лишения свободы вызывает у многих женщин сложные психические состояния в виде тоски, фрустрации, отчаяния, безнадежности. Эмоции и чувства при этом часто бывают недостаточно развиты, притуплены или принимают извращенный характер.

Нравственные качества осужденных женщин также далеки от совершенства. Эгоизм, себялюбие, леность, инертность, скрытность, враждебность, озлобленность, жестокость — вот далеко не полный перечень присущих им качеств. Практически все женщины в колонии курят. Интересы и потребности их явно ограничены, они проявляют весьма малый интерес к политике, к повышению своего образовательного и профессионального уровней.Даже столь фрагментарная, краткая характеристика личности осужденных женщин позволяет сделать вывод о высокой степени их социально-педагогической запущенности, определяя тем самым высокий уровень требований к их воспитателям. Следует отметить, что субъекты организации воспитательного процесса в исправительных учреждениях для осужденных женщин в большинстве своем лица с высшим юридическим или педагогическим образованием, большим стажем профессиональной деятельности, обладающие высоким чувством ответственности и дисциплинированности. В 70—80-е годы имена начальников колоний и их заместителей, таких, как 3. Котова, В. Полянская, Т. Окатова и др., были известны всей исполнительно-трудовой системе страны. Некоторые из сотрудниц занимались опытно-экспериментальной работой с последующей защитой кандидатских диссертаций. Лозунг «каждый сотрудник — воспитатель» в большинстве женских ИУ реализуется на практике не на словах, а на деле.

Организация воспитательного процесса в женских исправительных учреждениях имеет целый ряд особенностей. Так, трудовое воспитание организуется в основном на швейном производстве, поэтому многим женщинам приходится переучиваться и получать специальность швеи-мотористки, закройщицы. Формировать у них положительные мотивы трудовой деятельности приходится зачастую за счет учета профессиональных интересов в других сферах производства, расширения кустарных промыслов, обучения иным профессиям в рамках ПТУ, проведения конкурсов «лучший по профессии», внедрения в производство современного оборудования, постоянного повышения квалификации работающих. Трудно переоценить воспитательное значение приобщения осужденных женщин к техническому творчеству, рационализации и изобретательству, комплексного решения вопросов производственной эстетики, рационализации режимов труда и отдыха.

Чистота помещений, красиво оформленные стенды, цветы, внешняя опрятность самих работниц, соответствующая окраска стен и механизмов, оптимальное освещение — все это способствует созданию хорошего эмоционального настроя у осужденных. Женщин престарелого возраста, с ограниченной трудоспособностью, инвалидов привлекают к так называемому надомному труду, т.е. выполнению спецзаказов в жилых зонах в специально отведенных комнатах. В воспитательной работе много внимания уделяется ознакомлению с различными видами искусства, организации различного рода выставок, в том числе работ самих осужденных женщин. Охотно женщины участвуют и в художественной самодеятельности, работе различных кружков, подготовке к праздникам и смотрам-конкурсам, таким, как, например, «Мисс колония».

Очень значимым в работе с женщинами является воспитание у них материнского и дочернего долга. Особое внимание уделяется женщинам, родившим детей в колонии. В домах ребенка, имеющихся в колониях, с ними проводятся циклы бесед о материнском долге, о любви к детям, о необходимости служить им примером, о женской гордости, человеческом достоинстве. Медицинские работники постоянно проводят с молодыми мамами беседы о вреде курения, алкоголя, особенно в период кормления ребенка, о правилах гигиены кормящей матери, учат элементарным приемам ухода за ребенком. Чтобы женщину, родившую в тюрьме, сделать настоящей матерью, сотрудники, воспитатели, нянечки не считаются ни со временем, ни с затратой сил. Проблем в организации процесса перевоспитания осужденных женщин достаточно много, однако открытость процесса исполнения наказания, ставшая характерной в последние десятилетия, поможет обществу влиять на уголовную и уголовно-исполнительную политику государства с тем, чтобы процесс гуманизации не был остановлен, но, напротив, приносил все более реальные плоды.

Глава 3. Отличительные особенности личности делинквента, преступника, подследственого, и осужденного

Личности вообще нет, она всегда конкретна. Но эта конкретность воплощает в себе определенные социальные и индивидуальные качества, в которых отразились социальные отношения, имеющие место в данном обществе. Будучи особенной, каждая личность несет на себе отпечаток тех общественных условий, в которых она живет и действует как сознательное, общественное существо. Своеобразие личности осужденного проявляется прежде всего в ее психическом облике: характере, способностях, интересах, установках, отношениях, формирующихся и проявляющихся в деятельности человека. На их развитие большое влияние оказывает та микросреда (ближайшее и непосредственное окружение), в которой протекает жизнедеятельность индивида. В то же время вряд ли можно полностью согласиться с мнением отечественных и зарубежных криминологов и психологов о том, что у лиц, отбывающих уголовное наказание за совершение преступления, особые качества, особая психология, делающие их непохожими на законопослушных людей. Наукой доказано, что не существует «ни преступной психики, ни преступной наследственности». Вероятно, нельзя сводить понятие «личность осужденного» только к влиянию на нее социального окружения, совокупности выполняемых ею социальных функций в местах лишения свободы. Неверно противопоставлять социальное психологическому, поскольку социальные влияния сказываются через психологическое, которое, в свою очередь, есть результат прошлого социального влияния. Именно поэтому в отечественной психологии признано положение известного психолога С.Л. Рубинштейна о том, что личность есть совокупность внутренних условий, через которые действуют внешние причины. Таким образом, подход к проблеме личности осужденного в пенитенциарной психологии включает единство социального, психологического и физического.

Необходимо различать личность делинквента, преступника, подследственного, обвиняемого, осужденного. На различных стадиях уголовного процесса личность вступает в новые общественные отношения, у нее появляются новые права и обязанности. Установки, мотивы личности на каждой стадии могут быть разные. В то же время вряд ли изменяются ее стержневые свойства: направленность, характер, эмоционально-волевая сфера. Нельзя отрицать и то, что такие критические периоды могут обусловить изменение смысла жизни, поведения. Понятие личности осужденного А.Р. Ратинов наделяет специфическим содержанием. Осужденный – это уже не тот человек, который совершил преступление, ибо само преступление наложило отпечаток на его психику, он пережил процедуру судопроизводства, испытал массу противоречивых воздействий в исправительно-трудовой колонии. Говоря о личности преступника или осужденного, мы подразумеваем социальное положение человека и выполняемые им социальные функции. Отметим, что, попав после осуждения в места лишения свободы, преступник начинает играть иные социальные роли, чем на свободе. Они вытекают из требований режима, трудовой деятельности, обучения и т.д. В  психологии достаточно четко сформулировано положение о том, что условия жизни людей, психологическая атмосфера, характер взаимосвязей индивидов во многом определяют их поведение и деятельность. Отличительные особенности личности вытекают из статуса осужденного, вина которого установлена вступившим в законную силу приговором, обязавшим его отбыть определенное наказание (А.С. Михлин, 1973). Кроме того, положение осужденного приводит к вступлению его в новые общественные отношения и к исключению из ряда отношений, которые характеризовали его как личность ранее. Особенности его положения состоят в следующем:

– ограничение перечня вещей, которыми можно пользоваться (специальный перечень);

– регламентация продуктов питания;

– норма жилой площади;

– изменение производственных отношений (8-часовой рабочий день с одним днем отдыха);

– предоставление отпусков только по решению администрации ИУ;

– невозможность выбора работы по желанию;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

– начисление заработка с учетом частичного возмещения расходов на содержание ИУ;

– ограничения в сфере прав и свобод (обыски, досмотр);

– регламентация выхода за пределы ИУ и разрешения на свободное передвижение.

В нормативном порядке установлены некоторые обязанности, которые применительно к иным гражданам регулируются нормами нравственности. Личность осужденного – это конкретный человек, отбывающий наказание, рассматриваемый сквозь призму его социальных качеств. Моральное осуждение служит средством общественной девальвации, клеймения и проклятия преступника. Обвинитель устанавливает дистанцию социального отчуждения подсудимого от общества и добивается того, чтобы и другие относились к этому человеку с осуждением. Монополией на церемонию такого разжалования, в результате которого человек меняет свою самооценку, обладает суд, затем исправительное учреждение. Каждый человек находится в пенитенциарном процессе самостановления, сохранения и обновления своего самовосприятия. Личность осужденного (преступника) можно понять только в том случае, если глубоко проникнуть в его образ мыслей, самовосприятие. Изучение личности осужденных включает в себя знание механизмов и закономерностей поведения и деятельности в условиях отбывания наказания, влияния среды преступников и основных средств исправления, ресоциализации и адаптации осужденного. Условия жизни и деятельности осужденных в местах лишения свободы влияют на их личность, процесс адаптации и ресоциализации. Кроме того, различным воздействием обладают условия мест лишения свободы: их местонахождение, планировка, внешний вид территории и построек, стиль взаимоотношений администрации с осужденными. Эти факторы воздействуют на людей не прямо, а преломляясь через их жизненный опыт. Осужденные могут поразному относиться к действиям специфических условий мест лишения свободы: покоряться им, противостоять, внешне соглашаться, внутренне сопротивляться и т.д. Важно иметь в виду, что под воздействием одних и тех же условий конкретного отряда, колонии у разных осужденных могут, с одной стороны, формироваться общие черты в поведении и деятельности, с другой – складываться индивидуальные формы поведения. Особое значение при этом имеет создание здоровой, воспитывающей среды в колонии, строго соблюдаемого режима, организации трудовой деятельности, целенаправленной воспитательной работы, упорядоченности быта, расширения социально полезных контактов с родственниками, шефскими организациями.

Глава 4. Задача

 Осужденные в разговоре о ранее совершенных ими преступлениях детально излагают события, факты, как правильно, пытаясь смягчить свои противоправные действия, поэтому многое преувеличивают или преуменьшают

1) Какие познавательные психические процессы взаимодействуют  в данном случае?

Ответ:

Восприятие – это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Способность к восприятию мира в виде образов есть только у человека и у некоторых высших представителей животного мира. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственную ориентировку в окружающем мире. Оно предполагает выделение из комплекса зафиксированных признаков основных и наиболее существенных с одновременным отвлечением от несущественных (рис. 9). В отличие от ощущений, отражающих отдельные качества реальности, с помощью восприятия создается интегральная картина действительности. Восприятие всегда субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному в зависимости от способностей, интересов, жизненного опыта и т. д.

Рассмотрим восприятие как интеллектуальный процесс последовательных, взаимосвязанных актов поиска признаков, необходимых и достаточных для формирования образа:
• первичное выделение ряда признаков из всего потока информации и принятие решения о том, что они относятся к одному определенному объекту;
• поиск в памяти близкого по ощущениям комплекса признаков;
• отнесение воспринятого объекта к определенной категории;
• поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность.

Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта. Представления возникают не сами по себе, а в результате практической деятельности.

Так как в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на базе классификаций видов ощущений и восприятий. Основные свойства представлений:

фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты, стороны, части; неустойчивость (или непостоянство) – представление любого образа рано или поздно исчезает из поля сознания человека; изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира. Воображение – это познавательный психический процесс, заключающийся в создании человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воображение тесно связано с эмоциональными переживаниями человека. От восприятия воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют реальности, в них могут присутствовать в большей или меньшей степени элементы фантазии, вымысла. Воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного практического вмешательства. Особенно оно помогает в тех случаях, когда практические действия или невозможны, или затруднены, или нецелесообразны.

При классификации видов воображения исходят из основных характеристик – степени волевых усилий и степени активности  Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта по его описанию (например, при чтении описания географических мест или исторических событий, а также при знакомстве с литературными героями). Мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее. В мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в творческих образах не всегда воплощается желание их создателя. Мечта – это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не приводящий к немедленному и непосредственному получению объективного продукта в виде художественного произведения, изобретения, изделия и пр. Воображение тесно связано с творчеством. Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует имеющиеся у него представления и создает самостоятельно новый образ – не по знакомому образу, а совершенно отличный от него. В практической деятельности с феноменом воображения, прежде всего, связан процесс художественного творчества в тех случаях, когда воссоздание действительности реалистическими методами автора уже не устраивает. Обращение к необычным, причудливым, нереалистичным образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Творчество – это деятельность, которая порождает новые материальные и духовные ценности. Творчество раскрывает потребность личности в самовыражении, самоактуализации и реализации своих созидательных возможностей. В психологии выделяют следующие критерии творческой деятельности: ♦ творческой является такая деятельность, которая приводит к получению нового результата, нового продукта; ♦ поскольку новый продукт (результат) может быть получен случайно, то новым должен быть и сам процесс получения продукта (новый метод, прием, способ и пр.); ♦ результат творческой деятельности не может быть получен с помощью простого логического вывода или действия по известному алгоритму; ♦ творческая деятельность, как правило, направлена не столько на решение уже поставленной кем-то задачи, сколько на самостоятельное видение проблемы и определение новых, оригинальных путей решения; ♦ для творческой деятельности обычно характерно наличие эмоциональных переживаний, предшествующих моменту нахождения решения; ♦ творческая деятельность требует особой мотивации

2) Можно ли деятельость осужденного по преувеличению или преуменьшению событий считать творческой?

Да деятельнность осужденного по преувеличению или преуменьшению событий можно считать творческой.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Заключение

Психологические особенности осужденных, обусловленные их возрастом и полом Исправительная (пенитенциарная) психология (от лат. poenitentiarius-покаянный, исправляемый) изучает психологические основы ресоциализации- восстановления утраченных социальных связей и качеств личности, необходимых для нормальной жизнедеятельности в обществе. Поэтому главной задачей исправительных учреждений является создание условий формирования социально адаптированного поведения личности конкретного осужденного. С психологической точки зрения исправить осужденного— значит провести его личностную перестройку, изменять его личностную направленность и сформировать новый стиль его жизнедеятельности. В настоящее время психологами разработан ряд специальных методик для изучения элементов криминальной субкультуры: методика пространственно-знаковой социометрии, психосемантический анализ арготизмов в среде осужденных, визуальная психодиагностика невербальных проявлений осужденных и пр. Представляется, что ознакомление с ними сотрудников пенитенциарных учреждений будет способствовать не только повышению их профессионально-психологической компетенции, но и совершенствованию индивидуально-дифференцированного подхода к воспитательной работе с различными категориями осужденных.

Традиционно предметом исследований пенитенциарных психологов являются конфликты и групповые эксцессы в среде осужденных. Выявленные психологами основные детерминанты закономерности и механизмы развития данных негативных явлений учитываются в проведении сотрудниками учреждений различных форм профилактической работы, а также в специальных мероприятиях по разложению или нейтрализации влияния криминальных группировок. При этом разложение малых групп отрицательной направленности в исправительных учреждениях осуществляется через специальные воздействия на их лидера, через выявление и пресечение противоправных каналов и способов криминогенного общения и взаимодействия членов асоциальной группы, через развенчание истинной сути воровских традиций и обычаев (например, “воровского общака, “прописки” и др.).

К настоящему времени пенитенциарные психологи разработали научно обоснованные рекомендации по воздействию на стихийные социально-психологические явления в среде осужденных по пресечению слухов, преодолению негативных последствий “зоновской моды”, воздействию на различные виды толпы и в ситуациях паники осужденных. Не подвергая сомнению целесообразность указанных мер, в то же время пенитенциарные психологи обращают внимание на необходимость создания подлинной гуманизации среды в местах лишения свободы. Последнее, по их мнению, может быть достигнуто не только лишь через приведение жизнедеятельности осужденных в соответствие с физическими, санитарно-бытовыми, экономическими и другими нормами, обеспечивающими “очеловеченные” условия отбывания наказания, но и с гуманистическим преобразованием психологии взаимоотношений в исправительном учреждении (причем, как между различными категориями осужденных, так и между ними и персоналом мест лишения свободы).

Список использованных источников

1. Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 302 с. — ISBN 5-7567-0340-3.
2. Аникин В.И. Психология управления в дипломатической практике РФ: учеб. пособие / Дипломат. акад. МИД России, каф. управления и ин-форматики. — М.: Научная книга, 1998. — 82 с.
3. Болотова А.К. Психология организации времени: учеб. пособие / Гос. ун-т -Высшая школа экономики. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 254 с. — ISBN 5-7567-0420-5.
4. Лютова С.Н. Основы психологии и коммуникативной компетентности: курс лекций / МГИМО(У) МИД России, каф. философии. — М.: МГИМО Университет, 2007. — 267 с. — ISBN 978-5-9228-0307-6.
5. Лютова С.Н. Социальная психология личности (теория и практика): курс лекций / МГИМО(У) МИД РФ, каф. философии. — М.: МГИМО, 2002. — 175с. — ISBN 5-9228-0079-5.
6. Мокшанцев Р.И. Пеницентарная психология : учеб. пособие / Новоси-бирский гос. ун-т. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2009. -351 с. — (Высшее образование). — ISBN 5-16-000851-9.
7. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 1 : Общие основы психологии. — М.: Владос: Просвещение, 2007. — 576 с. — ISBN 5-09-005103-8.
8. Немов Р.С. Психология. В 2 т. Т. 2 : Психология образования. — М.: Владос: Просвещение, 2009. — 496 с. — ISBN 5-09-005094-5.
9. Петровский А.В. Психология: учебник. — 4-е изд., стереотип. — М.: Academia, 2010. — 501 с. — (Классическая учебная книга). — ISBN 5-7695-1945-2.
10. Психология науки: учеб. пособие / Моск. психолого-социальный ин-т. — М.:Флинта, 1998. — 311 с. — ISBN 5-89349-128-9
11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 460 с. — ISBN 5-7567-0154-0.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

4264

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке