Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Изучение самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте»

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте является на сегодняшний день актуальным.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте
1.1. Сущность и содержание понятий «самооценка», «самовоспитание»
1.2. Психолого-педагогические условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте
Глава 2. Опытно-эксперементальные условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте
2.1. Методика исследования самооценки подростка
2.2. Анализ эксперимента по изучению самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что процесс развития самооценки личности по сравнению с другими психологическими образованиями изучен довольно мало. Переходный возраст заметно отличается от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении между подростком и юношей. Именно поэтому, исследование особенностей самооценки в подростковом возрасте является на сегодняшний день актуальным.

На сегодняшний день исследования самооценки личности в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются изменения в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Проблема исследования нами сформулирована следующим образом: Каковы психологические условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте?

Целью данного исследования является рассмотрение самооценки подростка и особенностей его самовоспитания.

Объектом исследования является самооценка подростков.

Предмет исследования – особенности самооценки в подростковом возрасте.

Исходя из поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:

— определить сущность и содержание понятий «самооценка»,  «самовоспитание»;

— раскрыть психолого-педагогические условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте;

— опытно-эксперементальным путем исследования изучить самооценку и ее влияние на самовоспитание в подростковом возрасте.

В соответствии с целью, объектом и предметом было сформулировано теоретическое предположение, ставшее гипотезой исследования: формирование  самооценки влияет на процесс самовоспитания в подростковом возрасте.

Методы исследования: теоретические – наблюдение, тестирование, анкетирование, беседа, констатирующий эксперимент.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические основы изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте

1.1. Сущность и содержание понятий «самооценка» и «самовоспитание»

Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных в развитии личности. Самооценка является необходимым компонентом самосознания, т. е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, отношения к окружающему, к другим людям, самому себе.

Традиционно, в психологии, основателем изучения проблемы самооценки человека считается Уильям Джеймс. В самооценке он видит только самодовольство субъекта или же, наоборот, недовольство собой. В его понимании самооценка является эмоциональным компонентом [3, 38].

Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. в кратком психологическом словаре дают следующее определение самооценке:

Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определенным образом, эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т. д. это сложная психологическая система, иерархически организованная и функционирующая на разных уровнях. Человек выступает для самого себя как особый объект познания. Познание себя включено в еще более широкую систему познания внешнего мира и осуществления в непрерывном взаимодействии человека с миром. Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчет, сравнение. На этой основе личность самооценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимопонимание с людьми [1, 199].

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности [19, 206].

Самооценка зависит и от развитости у человека рефлексии, критичности, требовательности к себе и окружающим.

Когда говорят о самооценке того или иного человека, как правило, подчеркивают ее результат: высокая или низкая, адекватная или неадекватная, завышенная или заниженная.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Важной основой самооценки являются принятые в обществе социальные и нравственные нормы, традиции и обычаи. Согласно К. Роджерсу, высокая, «забегающая вперед» реальных возможностей личности самооценка необходима для личностного роста.

Именно при наличии высокой самооценки возможно реальное  понимание ситуации, себя и окружающих людей. Поведение такого человека отличает слитность субъективного и реального.

Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами (Н. Н. Толстых) [30, 159].

Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

В структуре самооценки психологами выделяют два компонента: когнитивный – знание о себе, доводы, анализ, сравнение, синтез, суждение,  умозаключение и эмоциональный – отношение к себе, удовлетворенность, раскаяние, одобрение.

Высокая самооценка прямо связана с достаточно низкой тревожностью. Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Она играет важную роль в саморегуляции и самовоспитании.

Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.

Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.

Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями.  В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает  это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот [23, 205].

К. Марксу принадлежит справедливая мысль: смотрится, как в зеркало,  в другого человека,  лишь отнесясь к человеку. Иначе говоря, познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку [7, 301].

Уже сложившиеся оценки собственного “Я” есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная кое-что о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его личностным качествам, поступкам, появлениям; все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, личность ориентируется на референтную группу (реальную или идеальную), идеалы которых являются ее идеалами, интересы – ее интересами и т. д. В процессе общения она постоянно сверяет себя с эталоном в зависимости от результатов проверки, оказывается довольный собой или недовольный.

Каков же психологический механизм этой проверки? Психология располагает рядом экспериментальных методов выявления самооценки человека, ее количественной характеристики.

Так, с помощью коэффициента ранговой корреляции может быть сопоставлено представление индивида о последовательном ряде эталонных качеств (т. е. определено его “Я идеальное”)  с его “Я текущим”, т. е. рядом качеств расположенных в той последовательности, в которой они данному человеку представляются выраженными у него самого [9, 183].

Важно, что в эксперименте испытуемый не сообщает экспериментатору сведений о своем реальном и идеальном “Я”, а производит необходимые подсчеты самостоятельно по предложенной ему формуле, что избавляет его от опасений сказать о себе больше, чем ему этого хотелось бы, излишне раскрыть себя. Полученные коэффициенты самооценки личности дают возможность судить о том, каков “Я-образ” в количественном выражении.
Возникает представление о том, что каждый человек имеет своего рода “внутренний манометр”, показания которого свидетельствуют о том, как он себя оценивает, каково его самочувствие, доволен ли он собой или нет. Значение этой суммарной оценки удовлетворения своими качествами очень велико. Слишком высокая и слишком низкая самооценки могут стать внутренним источником конфликтов личности. Разумеется эта конфликтность  может проявляться по-разному.

Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной.

При оптимальной, адекватной самооценке личность правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. И к оценке достигнутого он подходит не только со своими мерами, но и старается предвидеть, как этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т. е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций. К оптимальной относятся самооценки “высокий уровень” и “выше среднего уровня” (человек заслуженно ценит, уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию). Но самооценка м. б. и неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной [11, 307].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Завышенная самооценка приведет и к тому, что человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он не редко сталкивался с противодействиями окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и в конце концов может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. Происходит острое эмоциональное “отталкивание” всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное звено оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности [13, 95].

Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки самой личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудачах, то это может способствовать развитию личности, т. к. ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

Самооценка может быть и заниженной, т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Чрезмерно низкая самооценка может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивости, неуверенности в себе, отказа от инициативы, безразличия, самообвинения и тревожности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимые цели, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, исполняют самоконтроль. Особенно это заметно происходит в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже заметить, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что не многие могут терпеть систематическое “пиление”. Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий [32, 185].

Выше упоминалось об эффекте неадекватности. Это психологическое состояние возникает, как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. К сожалению, это приводит к нарушению отношений с другими людьми.  Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется, и отпадает необходимость изменить ее, т. е. вплотную заняться самоуправлением. Это не самый лучший способ поведения, и слабость подобной позиции обнаруживается незамедлительно или спустя некоторое время. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные преставления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита, она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно: коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений. Психологическая защита годится как прием, как средство решения простейшей задачи, но не подходит для продвижения и главным, стратегическим целям, рассчитанным на свою жизнь.
Поскольку самооценка складывается под влиянием оценки окружающих и, став устойчивой, меняется с большим трудом, то изменить ее можно, изменив отношение окружающих (сверстников, сотрудников по работе, преподавателей, родных). Поэтому формирование оптимальной самооценки сильно зависит от справедливости оценки всех этих людей. Особенно важно помочь человеку поднять неадекватно заниженную самооценку, поверить в себя, в свои возможности, в свою ценность [29, 69].

Для нас человек определяется, прежде всего, не его отношением к собственности, а его отношением к его труду. Поэтому и его самооценка определяется тем, что он как общественный индивид делает для общества. Это сознательное, общественное отношение к труду является стержнем, на котором перестраивается вся психология личности, оно же становится основой и стержнем ее сознания.

Самооценка включает в себя умение оценить свои силы и возможности, отнестись к себе критически. Она позволяет человеку примеривать свои силы к задачам и требованиям окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой определенные цели и задачи.

В жизни подростков очень важную роль играют мнение и взгляды окружающих, их действия по отношению к нему. К сожалению, не все родители понимают, что самооценка и ее роль в самовоспитании подростка является ключевым моментом. Если возникают проблемы с самооценкой и её ролью в самовоспитании подростков, то не исключено, что в более зрелом возрасте у человека могут возникнуть проблемы с самосознанием, отношениями с противоположным полом и многим другим. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как подросток относится к себе, может ли он отстаивать своё мнение и бороться с нападками сверстников [21, 329].

Таким образом, самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности, а так же влияет на самовоспитание подростка. Самовоспитание сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

1.2. Психолого-педагогические условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте

Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. От самооценки, зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

Самооценка связана с уровнем притязаний человека, т. е. степенью трудности достижения целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями человека и его реальными возможностями ведёт к неправильной самооценке, вследствие чего поведение личности становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. д.). Самооценка получает объективное выражение и в том, как человек оценивает возможности и результаты деятельности других людей [16, 82].

Самая адекватная самооценка формируется постоянно; это вещь гибкая и подвижная, зависящая, от самых разных критериев в самых разных жизненных областях. Поэтому всегда следует обращаться к тому, насколько те или иные возможности востребованы и реализуемы в конкретной области. И еще важно не путать самооценку с оценкой социума. Очень часто социум внушает человеку оценку внешнюю, причем такую, которая ему ну никак не соответствует. Но человек этот настолько внушаем, настолько не умеет, не может или не желает пользоваться собственной логикой, что бесспорно принимает эту внешнюю оценку за свою собственную и с ней живет далее, несмотря ни на какие внешние изменения. Если нет стимула к этим изменениям, если человек с этой самой внешней оценкой смирился — откуда изменениям взяться? Ведь внешние социальные оценки подчас довольно фригидны (то лишь плохо поддаются изменениям, спровоцированным новыми ситуационными условиями), и если человек сам не станет переоценивать адекватно — никто этим извне заниматься как правило не будет.

Причем такое бывает как с заниженной «оценкой извне» (когда из человека намеренно делают «омегу»), так и с завышенной. В первом случае человек свыкается с мыслью, что он — ничтожество, и все чаще говорит о «заниженной самооценке», нередко даже превращая это в своего рода психологический купон. И забывая о том, что самооценки тут опять же нету. Потому что вряд ли человек задумывается: а за что конкретно он себя так низко ценит, если это он ценит сам, а не внешний социум? Бывает, конечно, что людям опять же лень задуматься, у них уже все зацементировано на уровне подсознания, и «лезть в это неохота, да подчас и неприятно.

То же самое и с завышенной самооценкой. Внешний социум (как правило, самый первый — семья, родители, мама) выставляет такой личности оценку более чем завышенную, иногда тоже ради удовлетворения собственных потребностей и повышения собственной самооценки. Ребенку подобное переоценивание чаще всего приятно, и он ничего не стремится делать, чтобы как-то этой оценке соответствовать. Более того, он может факта явного переоценивания вообще пока не видеть — именно потому, что самостоятельных критериев оценивания и восприятия себя у него пока нет, да иногда и нет потребности их развивать и ими пользоваться. Раз мама сказала, что он самый умный, сильный и красивый — так оно и есть, и о чем беспокоиться? И сколько трагедий бывает тогда, когда такой любимец семьи идет в другой социум, где ему уже никто за красивые глаза завышенных оценок не поставит. А сам себя оценивать он не умеет. И при столкновении «с жестокой реальностью» сплошь и рядом бывает так, что «завышенная самооценка» резко сменяется на «заниженную». И это серьезная психотравма, и чем в более позднем возрасте она произошла — тем ее последствия сильнее выражены [8, 332].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Посему, отделяя самооценку от оценок внешнего социума, следует помнить, что внешняя оценка всегда необъективна. Хотя бы потому, что есть оценка одного социума, другого, третьего…  И на всех, как известно, просто невозможно угодить. И еще даже в формировании самооценки есть опасность часть личных критериев (а то и все) подменить критериями общественными.

Занижение собственной оценки тем вероятнее, чем меньше у личности в жизни так называемых актуальных социальных ролей. Иными словами — чем меньше тех самых различных маленьких областей, в каждой из которых есть смысл формировать отдельные самооценки. Так что сложно ждать адекватной самооценки от личности, которая стремится оценивать себя только в одной конкретной области. Особенно, если именно в этой области человек не слишком успешен, потому что эта область не слишком адекватна его собственным личностным способностям и интересам. И, наверное, можно сказать, что, наиболее, адекватная самооценка формируется там, где у личности имеется адекватная доза пресловутого разумного эгоизма.

Самовоспитание начинается с самооценки.  Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности.

Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов – заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми [25, 83].

Самооценка – это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; проявляется оно как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости.

Самооценка – личностное суждение о собственной ценности, выражающееся в установках, свойственных индивиду.

В основе самовоспитания лежит разработанный физиологом П.К.Анохиным принцип опережающего отражения в сознании человека тех действий и поступков, которые он собирается совершить, тех улучшений и усовершенствований, которые он стремиться внести в свое личностное саморазвитие. Когда такая «мысленная программа» формируется, она пробуждает личность к практическим действиям по ее реализации, создает стимулы для проявления волевых усилий [15, 273].

Указанные положения позволяют более конкретно представить сущность и основные этапы процесса самовоспитания.

Первый его этап состоит в следующем. Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно прежде всего поставить перед собой четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно наметить примерные сроки. Чтобы эта цель прочно закрепилась в сознании, ее полезно несколько дней проговаривать вслух, совершая определенное самовнушение и мобилизуя волю на ее достижение.

Второй этап заключается в детальной разработке программы самовоспитания.

Не менее существенным является и третий этап — разработка методов осуществления самовоспитания. В системе этих методов обычно используют следующие:

а) самоубеждение;

б) самообязательство;

в) самопринуждение;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

г) самоприказ;

д) самокритика;

е) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия);

ж) самонаказание.

Однако самый важный этап самовоспитания — практическая реализация его целей и намеченной программы работы над собой. Процесс этот приобретает форму регулярного и продолжительного аутотренинга, т.е. осуществления тех действий и волевых усилий, результатом которых в конечном итоге и является развитие и формирование соответствующих личностных свойств и качеств. Аутотренинг необходимо сопровождать самоконтролем и коррекцией деятельности по достижению намеченных целей, что в свою очередь побуждает к активному саморазвитию, стимулирует личность к настойчивым волевым проявлениям.

Учащиеся начинают заниматься самовоспитанием, когда у них появляется способность к анализу и самооценке своих положительных свойств и качеств и возникает внутреннее влечение (потребность) к собственному личностному развитию и совершенствованию. Обычно это происходит в подростковом возрасте. Нельзя не учитывать также того, что отдельные подростки, а в некоторых случаях и старшеклассники, в процессе самовоспитания пытаются подражать примерам рискованных и даже предосудительных действий и поступков и не в состоянии как следует осуществлять самовоспитание. Вот почему в школе необходимо проводить с учащимися специальную работу по организации самовоспитания [16, 52].

В этом смысле большое значение имеет использование тех факторов, которые пробуждают личность к самовоспитанию.

1. Учащихся побуждают к самовоспитанию те требования, которые предъявляет общество к развитию личности, а также социальные идеалы, моральные образцы и примеры, которые увлекают и становятся для нее притягательными. Все это обуславливает необходимость содержательного раскрытия вопросов о том, каким должен быть человек в современном обществе, какими свойствами и качествами должен обладать. Следует добиваться того, чтобы у каждого учащегося был свой любимый герой, жизнь и деятельность которого побуждала бы к подражанию, к личностному развитию и совершенствованию.

2. Важным стимулом самовоспитания являются притязания личности на признание своего достойного места в коллективе, в среде сверстников и одноклассников. Эти притязания, если они имеют здоровую моральную направленность, следует всячески поддерживать. Нужно тактично отмечать положительные действия и поступки учащихся, поощрять их успехи, заботиться о создании доброжелательного отношения к каждому члену коллектива. В тоже время необходимо быть весьма осторожными в оценке тех или иных поступков и действий, которые могут ущемлять самолюбие учащегося, вызывать у него раздражение и противодействие.

3. Положительное влияние на побуждение учащихся к самовоспитанию оказывает создание атмосферы определенной состязательности. Активное участие в учебной и внеклассное работе создает множество ситуаций для проявления сноровки, выдумки и определенного творчества, практически каждого учащегося. В этих условиях дети стремятся закрепить достигнутый успех, замечают имеющиеся недостатки и стремятся к их преодолению.

4. Немаловажную роль в стимулировании самовоспитания играют положительные примеры, которые показывают сверстники, а также учителя в общественной, нравственной и художественно-эстетических сферах. Все это вызывает подражание и стремление к личностному развитию.

5. Побуждают к активной работе над собой и самовоспитанию здоровые дискуссии на моральные темы, обсуждение в ученическом коллективе различных нарушений правил товарищества, дисциплины со стороны отдельных учащихся [21, 317].

Указанные факторы по-разному влияют на стимулирование старших школьников к самовоспитанию. Тем не менее, в своей совокупности они позволяют доходить до каждого учащегося и пробуждать у них стремление и потребность в работе над собой.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не, потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами [4, 59].

Таким образом, самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие. Адекватная самооценка коррелирует с позитивным отношением к другим людям, а также способностью к самораскрытию, установлению глубоких межличностных контактов.

Глава 2. Опытно-эксперементальные условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте

2.1. Методика изучения самооценки подростка

Для исследования были применены: методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо — С. Рубинштейна в модификации  А. М. Прихожан  и  Тест – опросник «Самооценка» (Л. И. Маленковой).

Целью методики изучения самооценки Т. Дембо — С. Рубинштейна, в модификации  А. М. Прихожан, является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам  личности. Выбор тех или иных качеств  личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками личных качеств, такие как здоровье, способности, характер и так далее. Обследуемым предлагается на вертикальных  линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, то есть уровень развития этих же качеств, который бы их удовлетворял. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задачи [18, 46].

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой – 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. Методика может проводиться как фронтально – с классами, группой, так и индивидуально. Время, отводимое на выполнение задания, 10-12 минут.

Состав методики: Испытуемому предлагаются семь мнений. Они обозначают:

1) здоровье;

2) ум, способности;

3) характер;

4) авторитет у сверстников;

5) умение многое делать своими руками, умелые руки;

6) внешность;

7) уверенность в себе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На каждой линии чертой (-) отмечает испытуемый, как он оценивает развитие у себя этого качества, стороны личности в данный момент времени. После этого крестиками (х) отмечает, при каком уровне развития этих качеств, сторон он был бы удовлетворен собой или почувствовал гордость за себя.

Ребенку дается следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере  оценки качества «здоровье» ребенок  с помощью экспериментатора  усваивает  выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Пример шкалы:

Высота самооценки определяется с помощью условного  разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «Средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2.5 и немного выше;   «Высокой»  –  со средним баллом 4–5;   «Низкой»  –  со средним баллом  0-2.5 [18, 68].

Тест – опросник «Самооценка» (Л. И. Маленковой), также предназначен для выявления уровня самооценки подростка.

Испытуемому предлагается 10 высказываний и 2-3 варианта ответов к каждому из них. За выбор определенного ответа начисляется соответствующий балл.

1. Как часто вас терзают мысли, что вам не следовало говорить или делать что-то?

а) очень часто — 1 балл;

б) иногда — 3 балла.

2. Если вы общаетесь с блестящим и остроумным человеком, вы:

а) постараетесь победить его в остроумии — 5 баллов;

б) не будете ввязываться в соревнование, а отдадите ему должное и выйдете из разговора — 1 балл.

3. Выберите одно из мнений, наиболее вам близкое:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

а) то, что многим кажется везением, на самом деле, результат упорного труда — 5 баллов;

б) успехи зачастую зависят от счастливого стечения обстоятельств — 1 балл;

в) в сложной ситуации главное — не упорство или везение, а человек, который сможет одобрить или утешить — 3 балла.

4. Вам показали шарж или пародию на вас. Вы:

а) рассмеетесь и обрадуетесь тому, что в вас есть что-то

оригинальное — 3 балла;

б) тоже попытаетесь найти что-то смешное в вашем партнере и высмеять его — 4 балла;

в) обидитесь, но не подадите вида — 1 балл.

5. Вы всегда спешите, вам не хватает времени или вы беретесь за выполнение заданий, превышающих возможности одного человека?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

6. Вы выбираете духи в подарок подруге. Купите:

а) духи, которые нравятся вам — 5 баллов;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

б) духи, которым, как вы думаете, будет рада подруга, хотя вам лично они не нравятся — 3 балла;

в) духи, которые рекламировали в недавней телепередаче.

7. Вы любите представлять себе различные ситуации, в которых вы ведете себя совершенно иначе, чем в жизни?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) не знаю — 3 балла.

8. Задевает ли вас, когда ваши коллеги (особенно молодые) добиваются большего успеха, чем вы?

а) да — 1 балл;

б) нет — 5 баллов;

в) иногда — 3 балла.

9. Доставляет ли вам удовольствие возражать кому-либо?

а) да — 5 баллов;

б) нет — 1 балл;

в) не знаю — 3 балла.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

10. Закройте глаза и попытайтесь представить себе 3 цвета:

а) голубой — 1 балл;

б) желтый — 3 балла;

в) красный — 5 баллов.

2.2. Анализ эксперимента по изучению самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте

Эксперимент проводился в МБОУ «Чуманкасинская СОШ» Моргаушского района.

В качестве экспериментальной  группы были выбраны учащиеся 10-го класса, обучающиеся по традиционной программе. Всего в количестве 25 человек, 12 девочек и 13 мальчиков. Возраст детей 14 – 15 лет. Дети данного  коллектива обучаются вместе с первого класса.

Исследование  самооценки качеств личности проводилось  в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и  цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено  достаточно времени для обдумывания.

В результате проведения методики Т. Дембо – С. Рубинштейна, нами было установлено, что в указанной группе подростки  имеют различный уровень самооценки.

По данному рисунку мы видим, какие результаты получены по методике Т. Дембо – С. Рубинштейна:

— 9 испытуемых, что составляет 36%, имеют высокий уровень самооценки;

—   13 детей (52%) – средний уровень самооценки;

—   3 испытуемых (12%) – низкий уровень самооценки.

Заключение

В результате подготовки курсовой работы были решены следующие задачи:

— определены сущность и содержание понятий «самооценка»,  «самовоспитание»;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— раскрыты психолого-педагогические условия изучения самооценки и ее влияния на самовоспитание в подростковом возрасте;

— опытно-эксперементальным путем исследования изучена самооценка и ее влияние на самовоспитание в подростковом возрасте.

Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности

Самовоспитание – сознательная деятельность субъекта, направленная на возможно более полную реализацию себя как личности, изменение своей личности в соответствии с ясно осознанными целями, идеалами, личностными смыслами (Н. Н. Толстых) [30, 159].

Самовоспитание основывается на адекватной самооценке, которая соответствует реальным способностям человека, умении критически оценить свои индивидуальные особенности и потенциальные возможности. По мере повышения степени осознанности самовоспитание становится все более значительной силой саморазвития личности. Необходимыми компонентами самовоспитания являются самоанализ личностного развития, самоотчет и самоконтроль.

В жизни подростков очень важную роль играют мнение и взгляды окружающих, их действия по отношению к нему. К сожалению, не все родители понимают, что самооценка и ее роль в самовоспитании подростка является ключевым моментом. Если возникают проблемы с самооценкой и её ролью в самовоспитании подростков, то не исключено, что в более зрелом возрасте у человека могут возникнуть проблемы с самосознанием, отношениями с противоположным полом и многим другим. Именно поэтому всегда необходимо обращать внимание на то, как подросток относится к себе, может ли он отстаивать своё мнение и бороться с нападками сверстников [21, 329].

Под самооценкой также понимают представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка составляет основу уровня притязаний, т.е. уровня тех задач, к осуществлению которых человек считает себя способным. Присутствуя в каждом акте поведения, самооценка является важным компонентом в управлении этим поведением. Все это и делает самооценку важным фактором в формировании личности, а так же влияет на самовоспитание подростка. Самовоспитание сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.

Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не, потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами [4, 59].

Самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношении человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие.

Благодаря нашему эксперименту мы смогли подтвердить предположение, на котором основывалась наше работа. Выбранные методики помогли нам оценить уровень самооценки подростка и ее влияние на самовоспитание и при помощи статистических методов объяснить существующую связь между данными понятиями.

Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование  самооценки влияет на процесс самовоспитания в подростковом возрасте, подтвердилась. Можем считать исследование завершенным, так как были выполнены задачи исследования, достигнута цель работы и доказана гипотеза исследования.

Список использованных источников

1. Битянова, М. Р. Социальная психология / М. Р. Битянова. – М. : Просвещение, 1994. – 340 с.
2. Блонский, П. П. Педология / П. П. Блонский. – М. : ВЛАДОС, 2000. – 288 с.
3. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия / Сост. И.В. Дубровина, A. M. Прихожан, В. В. Зацепин. М. : 1999.
4. Воронцов, И. М., Тихвинский С. Б. Своеобразие переходного периода у детей 13 – 15-летнего возраста / И. М. Воронцов, С. Б. Тихвинский. – М.: Просвещение, 1991. – 110 с.
5. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 490 с.
6. Гуревич, К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников / К. М. Гуревич. – М. : Просвещение, 1988. – 176 с.
7. Джеймс, У. Личность / У. Джеймс. – М. : Просвещение, 1982. – 260 с.
8. Ермолаева, М. Психология развития / М. Ермолаева. – 3-е изд. – М. – Воронеж, 2006. – 368с.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — М. : Логос, 1999. – 165 с.
10. Карпенко, Л. А., Петровский А. В. Краткий психологический словарь / Л. А. Карпенко, А. В. Петровский. – М. : Прогресс, 1981. – 410 с.
11. Козубовский, В. М. Психология: личность / В. М. Козубовский. – Мн. : Амалфея, 2008. – 448 с.
12. Кон, И. С. Психология подросткового возраста / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1980. – 250 с.
13. Кон, И. С. Открытие «Я» / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1987. – 290 с.
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. – М. : Прогресс, 1972. – 640 с.
15. Мадорский Л. Р. Глазами подростков. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 176с.
16. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В. С. Мухина. – М. : Академия, 2000. – 456 с.
17. Немов, Р. С. Психология. Кн.3 / Р. С. Немов. — М. : ВЛАДОС ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2002. — 557 с.
18. Ольшанский, В. Б. Психология практикам: учителям, родителям, руководителям / В. Б. Ольшанский. — М. : Тривиола, 1996. – 210 с.
19. Педагогическая психология // под ред. Раева А. И. — СПб. : изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 1999. – 412 с.
20. Поляков, А. М. Психология развития / А. М. Поляков. – М. : Тетра-Систем, 2006. – 301 с.
21. Рабочая книга школьного психолога / И. В. Дубровина, М. К. Акимова и др; под ред. И. В. Дубровиной. — М. : Просвещение, 1991. — 336 с.
22. Реан, А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. – СПб : Питер, 2002. – 390 с.
23. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании / Е. И. Рогов. — М. : ВЛАДОС, 1996. – 356 с.
24. Рогов, Е. И. Психология человека / Е. И. Рогов. – М. : ВЛАДОС, 1999. – 320 с.
25. Сидоренко, Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. – СПб : Речь, 2000. – 350 с.
26. Смирнов, А. А. Избранные психологические труды: В 2 т. – Т.1: Психология ребенка и подростка. – М. : Просвещение, 1987. – 310 с.
27. Столяренко, Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах / Л. Д. Столяренко, С. И. Самыгин. – Р-н/Д : Феникс, 1999. – 440 с.
28. Тутушкина, М. К. Практическая психология для педагогов и родителей / М. К. Тутушкина. — СПб. : Дидактика Плюс, 2000. — 352 с.
29. Фельдштейн, Д. И. Психология современного подростка / Д. И. Фельдштейн. – М. : Педагогика, 1988. – 114 с.
30. Фельдштейн Д. И. Психологические аспекты изучения современного подростка. М.: «Вопросы психологии», 1985. – 32с.
31. Фигдор, Г. Психоаналитическая педагогика / Г. Фигдор. — М. : Институт психотерапии, 2000. -280 с.
32. Фридман, Л. Ф. Психологический справочник учителя / Л. Ф. Фридман, Н. Ю. Кулагина. – М. : Академия, 1998. – 240 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

20511

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке