Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Изучение влияния концепции семейного воспитания А.С. Макаренко на воспитание детей в семье»

С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Содержание

Введение
Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко
1.1. Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко
1.2. А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье
Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С.Макаренко
Заключение
Список использованных источников

Введение

С первого дня жизни ребенка родители начинают выполнять свой главный родительский долг – они становятся воспитателями. Через радости и испытания ведут они растущего человека по пути развития его духовных и физических сил, к духовной и физической зрелости.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский отвечает: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иногда даже делом легким,– и тем понятнее и легче оно, чем менее знаком человек теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, то есть навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще и специальные знания». В наше время тем более нельзя воспитывать детей «как бог на душу положит». Продолжим мысль К. Д. Ушинского соображениями советского педагога А. С. Макаренко: «…вы родили и воспитываете сына или дочь не только для родительской радости. В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Если вы напутаете, воспитаете плохого человека, горе от этого будет не только вам, но и многим людям и всей стране».

Семья должна быть тем местом, где подрастающий человек встречается с вопросами, на которые ему помогают найти ответы взрослые и, в первую очередь, мать и отец. Поэтому очень важную роль в этом играет духовная атмосфера, окружающая личность — семья. Семья, которая культивирует партнерские отношения, содействует становлению личности, развивает ее индивидуальность и где основным стрежнем всех составляющих должен стать диалог между ее членами, который накладывает на всех участников общения некоторые обязательства. Семья — это опора, которая может ускорить движение общества к духовному обновлению, проявляющееся при обращении всех членов семьи к морали, освященной веками и опытом поколений, где воспитание членов семьи считается долгом всех и каждого. Но как достичь этого? Однозначно ответить на этот вопрос затруднительно, т. к.. ответом на него являются пять составляющих: первая — любовь к детям, вторая — взаимопонимание, третья — взаимоуважение, четвертая — традиции, на которые опирается воспитание, и пятая — диалог. Значение каждой из составляющих трудно переоценить, ибо нехватка хотя бы одной из них, несомненно, приведет к бесполезности существования остальных.

На каждом этапе общественно-исторического развития семейное воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Поэтому изменения, произошедшие в обществе за последние два десятилетия XX века, оставили отпечаток «крушения» семьи в вопросе воспитания и обучения детей. Сегодня есть все основания утверждать, что современная семья несколько отдалилась от того, что когда-то считалась хранителем тех лучших качеств, которые передавались старшим поколением более молодому. Она невольно превратилась в место, где духовное и нравственное в процессе воспитания постепенно угасает. А потому действительность века XXI требует создания такой семьи, где ребенка посвящают в мир духовного совершенства, где воспитательный процесс осуществляется путем сопереживания, где личностные отношения взрослых — родителей и детей формируют желание усвоения хороших привычек. То есть семейное воспитание является важнейшей общественной функцией, связанной с передачей накопленного опыта от одного поколения людей к другому, и целенаправленной социализацией личности. Семейная среда, в этом словосочетании подразумевается довольно широкий спектр явлений — это, прежде всего, целостная система исторических общественных отношений, особенности взаимоотношений между членами семьи, язык и традиции. То есть семья предстает во всем многообразии и богатстве ее взаимоотношений с миром, она рассматривается как сложная и саморазвивающаяся система.

Таким образом, процесс воспитания в семье — это важнейшее средство обеспечения существования преемственности поколений, это исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества.

Все вышеизложенное обусловливает актуальность изучения концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее возможного влияния на воспитание детей в семье.

В связи с актуальностью нами сформулирована тема исследования: А.С. Макаренко о воспитании детей в семье.

Цель: Изучить влияние концепции семейного воспитания А.С. Макаренко на воспитание детей в семье.

Объект: воспитание детей в семье в соответствии с концепцией семейного воспитания А. Макаренко.

Предмет: педагогические и психологические аспекты воспитания детей в семье.

В соответствии с целью, объектом, предметом исследования нами сформированы следующие задачи:

  1. Исследовать понятия «педагогика» и «психология» семьи.
  2. Раскрыть концепцию А.С. Макаренко о педагогических аспектах в воспитании детей в семье.
  3. Проанализировать теорию А.С. Макаренко о психологическом климате в воспитании детей в семье.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы, изучение имеющегося педагогического опыта, обобщение, систематизация.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в изучении концепции семейного воспитания А.С. Макаренко и ее влияние на воспитание детей в семье, что может послужить основой для дальнейших исследований.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы, приложения.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, цель, задачи, объект и предмет, гипотеза, методы исследования.

В первой главе «Педагогические аспекты воспитания детей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие «педагогика семьи», исследуется концепция А.С. Макаренко о педагогических аспектах в воспитании детей в семье.

Во второй главе «Психологические аспекты воспитания детей в семье в соответствии с идеями Макаренко» определяется понятие «психология семьи», так же раскрываются основные аспекты теории А.С. Макаренко о психологическом климате в воспитании детей в семье.

В заключении изложены основные выводы по проведенному исследованию.

Общий объем курсовой работы составляет 26 страниц печатного текста.

Список литературы включает 12 наименований.

Глава 1. Историко-педагогические аспекты развития просвещения в эпоху А.С. Макаренко

1.1. Картина исторического времени эпохи А.С. Макаренко

Отечественная педагогическая наука на современном этапе развития характеризуется углубленным самопознанием, напряженной рефлексией своих культурных корней, социальных детерминант, внутренних механизмов самополагания и саморазвития, целей, ценностей и норм собственной когнитивной активности в контексте ее социальных последствий. Научному познанию задаются новые ориентиры для формирования дисциплинарных норм, эталонов и средств исследования. В этой связи педагогическая наука обращается к переосмыслению собственных методологических основоположений с целью их ревизии, критического осмысления или амнистии и дальнейшего развития.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования шло в течение почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным постановлением Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы Народному комиссариату просвещения. Еще в 1918 году на I Всероссийском съезде по просвещению В. И. Ленин заявил о первостепенной роли школы в утверждении коммунистической морали. Здесь позиции Советской власти были сформулированы в следующих документах: «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» (утверждено СНК 18 июня 1918) и «Положение о единой трудовой школе» (утверждено ВЦИК 30 сентября 1918).

Задача подготовки сознательных борцов за дело коммунизма, активных строителей нового общества была поставлена перед советской школой с момента ее зарождения. В декрете ВЦИК Советов «Положение о единой трудовой школе РСФСР» от 30 сентября 1918 г. говорилось о необходимости

воспитывать из учащихся «будущих граждан социалистической республики». Во вступительной статье к декрету в числе качеств будущего гражданина назывались «трудолюбие, настойчивость, широкая общественность, способность к общим переживаниям и солидарности, добровольная дисциплина, разнообразная и целесообразная активность». Наряду с этими качествами должны были соседствовать и черты, по мнению основоположников советской педагогики, присущие пролетарскому борцу: ненависть к врагам рабочего класса, ко всем, кто мешает строить лучшее будущее. Определены были новые принципы образовательного процесса: светский характер обучения, органическая связь обучения с производительным трудом – решением практических задач общества.

Вводилось совместное обучение мальчиков и девочек, из учебных планов были изъяты некоторые предметы (древние языки, закон божий), введены новые. Ликвидирована была прежняя школьная система: начальная, различные виды средней школы – гимназии, реальные училища. Вместо них

вводилась двухступенчатая школа: первая для детей от 8 до 13, вторая – 13 до 17 лет, что на три года сокращало прежний срок обучения. Не обошлось и без «перегибов»: в школах отменялись экзамены, домашние задания, оценки, отказывались от разработки учебных планов и программ под лозунгом: «Изучать жизнь, а не учебные предметы». Кроме того, в новой программе партии, принятой VIII съездом РКП(б) в марте 1919 г., особое внимание было уделено исключительно политической задаче школы. В преамбуле к разделу подчеркивалось, что РКП в сфере народного просвещения ставит основной задачей «превращение школы из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества». В программе среди прочего намечалась подготовка работников просвещения, «проникнутых идеями коммунизма», развитие самой широкой пропаганды «коммунистических идей» и использование для этой цели «аппарата и средств государственной власти». Таким образом, программа расценивала образование как политико-воспитательное средство и даже более того – как средство формирования человека нового типа, «нового человека». Эта задача школы стала главной, охватывая все стороны обучения, образования и воспитания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России:

— разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

— большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки;

— значительное количество часов на физическое воспитание.

В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений и природе, труде, человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность. В 1930 году было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком определении продолжительности и структуры учебного года. Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем – повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.

Как яркий представитель своего времени А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности. В условиях советского общества целью воспитания должно быть, указывал он, воспитание активного участника социалистического строительства, человека, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возможно. “… Воспитание нового человека — дело счастливое и посильное для педагогики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую педагогику.

Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возможности воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской педагогической деятельности А. С. Макаренко. К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий через всю педагогическую систему Макаренко, является одним из ее основных принципов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.

Сторонники “свободного воспитания возражали против каких бы то ни было наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы.

А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, может исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных методов воспитания.

В любом воспитательном советском учреждении воспитанников следует ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого человека. “Воспитать человека — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “системе перспективных линий”.

1.2. А.С. Макаренко о формах воспитания детей в семье

Как известно, педагогическое взаимодействие людей не ограничивается только рамками образовательного учреждения. Его задачи также решают и другие общественные структуры и организации. В результате в педагогике в последние годы был выделен феномен «общественного воспитания», под которым понимается педагогическое взаимодействие, осуществляемое в системе «человек-человек», т.е. через непосредственные человеческие отношения, а также специально утвержденными для этой цели общественными институтами – благотворительными фондами, организациями, ассоциациями и др. В современной отечественной педагогической литературе семейное воспитание рассматривается как процесс педагогического взаимодействия родителей и других членов семьи с детьми с целью создания необходимых социальных и педагогических условий для гармоничного развития личности ребенка, формирования у него жизненно важных качеств и свойств личности. В определенные периоды к семейному воспитанию могут привлекаться няни, репетиторы, домашние учителя и гувернеры.

Следовательно, семейное воспитание – это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка. Одновременно семейное воспитание рассматривается как составная часть относительно контролируемой социализации человека в современном цивилизованном обществе. Оно осуществляется в неразрывной связи с другими видами социального воспитания – школьного и общественного. Проблемы семейного воспитания, в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.

Определяющая роль семьи обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. К тому же, семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Социальные педагоги считают, что семья и ребенок – зеркальное отражение друг друга. В результате, именно в семье формируются те качества, которые более нигде сформированы быть не могут. Кроме того, семья осуществляет социализацию (приспособление к окружающей общности людей — социуму) личности, является концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию, профессиональной ориентации подрастающего поколения. Вот почему именно семья формирует содержание общества: какова типичная семья – таково и общество. Отсюда следует, что важнейшей социальной функцией семьи является воспитание гражданина, патриота, будущего семьянина, законопослушного члена общества. Вместе с тем, именно в семье решаются и другие педагогические задачи. Их совокупность формирует содержание семейного воспитания.

Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, высоконравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Реализация этого подхода российского общества к семейному воспитанию предполагает его осуществление по нескольким относительно самостоятельным, но взаимосвязанным направлениям. Их содержание можно свести к следующим позициям.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Морально-нравственное воспитание в семье представляет собой стержневой компонент формирование личности ребенка, как будущего активного участника межличностного взаимодействия. Оно предполагает формирование у подрастающего поколения непреходящих человеческих ценностей – любви, уважения, доброты, порядочности, честности, справедливости, совести, достоинства, долга и т.д.

Интеллектуальное воспитание – предполагает заинтересованное участие родителей в обогащении детей знаниями, формировании у них потребности в их приобретении и постоянном обновлении.

Эстетическое воспитание призвано развивать таланты и дарования детей, дать им представление о Прекрасном, существующем в жизни.

Физическое воспитание предусматривает формирование у ребенка привычки к ведению здорового образа жизни и включает правильную организацию распорядка дня, занятия физической культурой и спортом, закаливание организма и др.

Трудовое воспитание закладывает основу будущей самостоятельной жизни – профессиональной и социально-бытовой деятельности в интересах государства, общества и собственной семьи. Это лишь основные направления семейного воспитания. В разных семьях они в той или иной мере дополняются экономическим, политическим, экологическим, половым и другими направлениями воспитательного взаимодействия детей и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных отношений.

Считается, что внутрисемейные отношения являются ведущим компонентом семейного воспитания, поскольку они, как определенная социальная общность, выступают как конкретная система связи и взаимодействия между ее членами, возникающими по поводу удовлетворения их разнообразных потребностей. К тому же естественную основу семьи составляют брачные и родственные связи, которые в определенном смысле являются первичными.

Помимо них семья также включает в себя хозяйственно-экономические, правовые, нравственные, эмоционально-психологические и другие связи. Внутрисемейные отношения также взаимосвязаны с национальными и бытовыми отношениями. В обобщенном виде именно семья аккумулирует в себе всю их совокупность. Значение внутрисемейных отношений в становлении и развитии индивида обусловлено, прежде всего, тем, что они выступают первым специфичным образцом общественных отношений, с которыми человек сталкивается с момента рождения. Кроме того в них фокусируется и находит своеобразное миниатюрное выражение все богатство общественных отношений, что создает возможность раннего включения ребенка в их систему.

Ведущая роль семейных отношений в воспитании заключается в том, что их состоянием определяются меры функционирования и эффективности других компонентов педагогического воспитательного потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение внутрисемейных отношений от нормы означает ущербность, а зачастую и кризис данной семьи, утерю ее воспитательных возможностей.

Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения членов семьи. Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения со взрослыми ребенок приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Уже в игре он моделирует жизнь взрослых с ее правилами и нормами. В системе внутрисемейных отношений главенствующими выступают отношения между супругами. Они создают семью и определяют ее лицо. От характера и состояния супружеских отношений зависит нравственно-эмоциональный климат семьи, а, следовательно, ее воспитательные возможности.

Степень нравственно-эмоциональной полноты и выразительности супружеских отношений по-разному представлена в таких типах семьи, как демократическая, авторитарная и семья переходного типа. Соответственно неодинаково и их влияние на нравственное и психическое развитие детей. Воспитание ребенка во многом зависит и от контактов, которые устанавливаются между родителями и детьми. Влияние отношений родителей к детям на особенности их развития носит многообразный характер. Получено достаточно убедительных доказательств того, что в семьях с прочными контактами, уважительным отношением к детям у них активнее формируются такие качества, как доброжелательность, способность к сопереживанию, умение разрешать конфликтные ситуации и т.д. Им свойственно более адекватное осознание «Я – образа» (самого себя в системе межличностных отношений), его целостность, развитое чувство человеческого достоинства. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивая высокий престиж в группе сверстников. В семьях с авторитарным отношением родителей к детям формирование названных качеств затрудняется и искажается. Многие исследователи приходят к выводу, что особенности взаимосвязи родителей и детей закрепляются в их собственном поведении и становятся моделью в их дальнейших контактах с окружающими. Отношение родителей, которое характеризуется отрицательной эмоциональной окрашенностью, ранит и ожесточает ребенка. Поскольку детское сознание склонно к односторонним выводам и обобщениям в силу ограниченности жизненного опыта, постольку у ребенка возникают искаженные суждения о людях, ошибочные критерии их взаимоотношений. Грубость или равнодушие родителей дают ребенку основание считать, что чужой человек причинит ему еще больше огорчений. Так возникают чувства неприязни и подозрительности, страх перед другими людьми.

Итак, сложившиеся в семье отношения между родителями и детьми неминуемо проявляются в семейном воспитании.

Глава 2. Методы и средства воспитания детей в семье в произведениях А.С. Макаренко

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.

В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства — это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое.»

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общественное, семейное и школьное виды воспитания осуществляются в неразрывном единстве. Учитель начальной школы опирается в воспитании детей на семью, направляет семейное воспитание в гуманистическое русло. Он хорошо понимает проблемы современной семьи, делает все от него зависящее, чтобы процессы семейного и школьного воспитания шли согласованно. Семья для ребенка является одновременно и средой обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно значимо в начальный период жизни ребенка и намного превышает все другие воспитательные воздействия. По данным исследований, семья в этом опережает и школу, и средства массовой информации, влияние улицы, друзей, литературы и искусства. Это позволило педагогам вывести зависимость: успешность формирования личности обусловливается прежде всего семьей. Чем лучше семья, и чем лучше влияет она на воспитание, тем выше результаты физического, нравственного, трудового воспитания личности. За редким исключением постоянно подтверждается зависимость: какая семья, такой и выросший в ней человек.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Воспитание — очень легкое дело, воспитание — счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания, считал А. Макаренко.

В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля (вида) отношений: авторитарный, демократический и попустительский.

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение — вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А. С. Макаренко выделял две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом, Жестокость и террор — вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе — таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно дает безвольных, трусливых, ленивых, забитых, «слякотных», озлобленных, мстительных и, что нередко, самодурствующих детей.

«Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, считало А. Макаренко, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей — «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей — явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.

Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.

Таким образом, знание типичных отношений в семьях и стилей родительского воспитания помогает учителю лучше, быстрее и правильнее понять, с какой семьей он имеет дело. Для каждого типа негативных отношений существуют свои способы их преодоления.

Разумная система взысканий не только законна, но и необходима, был убежден А. Макаренко. Она помогает оформиться крепкому человеческому характеру, воспитывает чувство ответственности, тренирует волю, человеческое достоинство, умение сопротивляться соблазнам и преодолевать их.

Методы воспитания детей в семье — это пути (способы), с помощью которых осуществляется целенаправленное педагогическое влияние родителей на сознание и поведение детей. Они не отличаются от рассмотренных выше общих методов воспитания, но имеют свою специфику:

  • влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности;
  • выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д.

Поэтому методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Все родители используют общие методы семейного воспитания: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В некоторых семьях по совету педагогов создаются и используются воспитывающие ситуации.

Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на ряд общих условий:

  1. Знание родителями своих детей, их положительных и отрицательных качеств: что читают, чем интересуются, какие поручения выполняют, какие трудности испытывают, какие отношения с одноклассниками и педагогами, взрослыми, маленькими, что более всего ценят в людях и т. д. Личный опыт родителей, их авторитет, характер отношений в семье, стремление воспитывать личным примером также сказываются на выборе методов. Эта группа родителей обычно выбирает наглядные методы.
  2. Если родители отдают предпочтение совместной деятельности, то обычно превалируют практические методы. Интенсивное общение во время совместного труда, просмотров телепередач, походов, прогулок дает хорошие результаты: дети более откровенны, это помогает родителям лучше понять их. Нет совместной деятельности — нет ни повода, ни возможности для общения.
  3. Педагогическая культура родителей оказывает решающее влияние на выбор методов, средств, форм воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов, образованных людей дети всегда лучше воспитаны. Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами воспитательного воздействия — вовсе не роскошь, а практическая необходимость. «Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда отец и мать являются единственными воспитателями своего ребенка… В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависит от… элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека», — писал В.А. Сухомлинский.

Типичной ошибкой во многих семьях, где дети педагогически запущенны, является стремление родителей как можно быстрее, одним махом, перевоспитать их. Не менее типичной является ошибка, когда единственный у родителей ребенок захватывает в семье привилегированное положение. Ему все дозволяется, каждое его желание немедленно исполняется. Бабушки и дедушки, а иногда мамы и папы оправдывают такое отношение к ребенку тем, что «им досталось много трудностей и невзгод, так пусть хоть дитя поживет в свое удовольствие». И растет в семье эгоист, тиран, баловень. Когда это заметят, становится очевидным, что необходимо принимать самые строгие меры. Но всякая переделка — дело гораздо более трудное, чем правильное воспитание с ранних лет, так как в процессе резкого перевоспитания и принятия строгих мер травмируется нервная система. Именно в этих случаях возникает реальная возможность сделать из ребенка неврастеника.

Еще одна ошибка, допускаемая родителями, — строгая, до жестокости, власть над детьми с раннего возраста. В детстве ребенок познает все виды наказания. За малейшую шалость его бьют, за недомыслие наказывают. Родители, которые пытаются всячески способами уклониться от занятий с детьми, допускают уже не ошибку: то, что они делают, называется другими словами. Подход примитивный: отмахнуться, а порой откупиться от своих чад. Детям предоставляется полная свобода, которой они, понятно, еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность, оказывается, не всегда является следствием занятости родителей. Это отсутствие необходимого присмотра за ними.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Подытоживая, запомним, что каких-то особых методов семейного воспитания не существует. Применяются общие методы: убеждение (объяснение, внушение, совет); личный пример; поощрение (похвала, подарки, интересная для детей перспектива), наказание (лишение удовольствий, отказ от дружбы, телесные наказания). В семейном воспитании методы приобретают личностную направленность.

Заключение

В основе современной теории семейного воспитания следует в большей мере акцентировать внимание на ценностях активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, ответственности перед собой, обществом и государством. При этом культурные основания теории семейного воспитания должны строиться с учетом идей плюрализма и вариативности воспитательной практики, демократизации отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственности каждого гражданина и государства в целом за воспитание детей и молодежи.

Оригинальность взгляда А.С. Макаренко на педагогику и воспитание, масштаб его влияния на педагогическую мысль и практику определяются прежде всего тем, что его творчество органически неотделимо от ценностей и потребностей развивающегося мира в области культуры, экономики, общественно-политической жизни, морально-психологического состояния общества и человека, молодого поколения.

Глубоко понимая социальную сущность педагогики и воспитания, А.С. Макаренко дал блестящий пример педагогического просвещения, массовости и многообразных форм распространения научно-педагогических знаний и опытно-практических достижений воспитания. Анализ теоретических работ А.С. Макаренко позволяет утверждать, что он обосновал целый ряд своеобразных показателей социальности воспитания, необходимых и в сегодняшнее время.

Список использованных источников

1. Анзорг, Л.С. Дети и семейный конфликт : Учебное пособие / Л.С. Анзорг – М. : Просвещение 2007. 200с.
2. Белогуров, А.Ю. Семья как социальная ценность современного мира : Учебное пособие / А.Ю. Белогуров – М. : Логос 2000. 280с. – ISBN 5-886873.
3. Вигман, С.Л. Педагогика в вопросах и ответах : Учебное пособие / С.Л. Вигман – М. : Академия 2000. 208с. – ISBN 5-88439-097-1.
4. Григорович, Л.А. Педагогика и психология : Учебное пособие / Л.А. Григорович – М. : Просвещение 2003. 475с. – ISBN 5-469-01027-9.
5. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка : Учебное пособие / Л.С. Выготский – М. : Академия 2006. 512с. – ISBN 5-468-01034-8. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. / Л.С. Выготский. — М.: Просвещение,2001.
6. Кулик, Л.А. Семейное воспитание : Учебное пособие / Л.А. Кулик – М. : Просвещение 2003. 175с. – ISBN 5-222-10169-7.
7. Ковалев, С.В. Психология современной семьи : Учебное пособие / С.В. Ковалев – М. : Просвещение 1999. 270с. – ISBN 5-223 1056-5.
8. Лесгафт, П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение : Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт – М. : Просвещение 2002. 200с. – ISBN 5-305-00100-5.
9. Макаренко, А.С. Книга для родителей : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика,2001. 300с.
10. Макаренко, А.С. Цель воспитания : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика 2004. 380с.
11. Макаренко, А.С. Проблемы воспитания в советской школе : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика 2004. 300с.
12. Макаренко, А.С. Семья и воспитание детей : Учебное пособие / А.С.Макаренко – М. : Педагогика 2014. 200с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1569

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке