Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Комплексное изучение вопросов расширения Европейского союза, в том числе и на современном этапе»

Актуальной выбранной темы обуславливается особым значением теоретического осмысления современных интеграционных процессов, происходящих на территории Европы.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о расширении Европейского Союза
1.1. История создания и расширения Европейского союза
1.2. Расширение Евросоюза: механизм и перспективы
Глава 2. Особенности изменения современного состава государств-членов Европейского Союза
2.1. Вхождение Украины в состав государств-членов Европейского союза
2.2. Причины и условия выхода из состава ЕС Великобритании
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальной выбранной темы обуславливается особым значением теоретического осмысления современных интеграционных процессов, происходящих на территории Европы.

Изменение господствующего миропорядка, экономический и политический кризис, в некотором смысле фактический распад Евросоюза, начало которому положила Великобритания – все это те причины, которые заставляют задуматься о совершенствовании современного процесса интеграции государств с целью улучшения уровня жизни всего общества.

В настоящее время Европейский  Союз объединяет 28 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На Евросоюз приходится основная часть помощи развивающимся странам. Именно все вышеперечисленное подтверждает особую значимость исследований в данной области.

Объект исследования – европейские интеграционные процессы XX начала XXI века.

Предмет исследования – вопросы расширения Европейского союза и его перспективы.

Целью данной работы выступает комплексное изучение вопросов расширения Европейского союза, в том числе и на современном этапе.

В процессе данного исследования необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть основные исторические этапы становления и развития Европейского союза;
  • провести исследование основ механизма расширения Европейского союза;
  • выявить особенности современной европейской интеграции.

Методологической основой работы является методы исторического системного и сравнительного анализа, общие и специальные научные методы, выступающие в качестве элементов познания, статистический метод и методы конкретно-социологических исследований.

Материалом исследования поступили ряд европейский правовых актов, таких как: Договор о Европейском союзе, Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали и т.д.

Данная работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя четыре параграфа, в которых рассматриваются история создания и расширения Европейского союза, расширение Евросоюза: механизм и перспективы, вхождение Украины в состав государств-членов Европейского союза, причины и условия выхода Великобритании из состава Европейского союза, а также заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Общие положения о расширении европейского союза

1.1. История создания и расширения Европейского союза

Идеи создания «объединенной Европы» уходят корнями в далекое прошлое. Так, первоначальные предложения по поводу европейской интеграции были высказаны ещё в XIX веке – на Парижской конференции 1867 года. Между тем практической реализации, представленные интеграционные идеи не получили.  В первую очередь это связано с существованием в то время существенных противоречий между странами, которые были настолько глубокими, что до осознания необходимости сотрудничества страны Европы прошли через две мировые и несколько локальных войн.

Интеграционные тенденции в Европе вновь проявились сразу после окончания Второй мировой войны, когда ведущие европейские страны осознали, что восстановление и развитие национальных экономик возможно только при объединении усилий и ресурсов. Именно в этой связи основами раннего периода интеграции – от не оставившего заметных следов Европейского торгового и таможенного союза 1926 г. до Европейского объединения угля и стали 1951 г. и Европейского экономического сообщества 1957 г. – выступают именно экономические причины, тогда как в политической области даже в самые драматичные моменты не удавалось достичь впечатляющего прорыва (достаточно вспомнить отказ французской Национальной ассамблеи ратифицировать договор о создании European Defence Community в 1954 г.).

Можно с уверенностью сказать, что основу современного европейского объединения заложило Правительство Франции, когда в мае 1951 г. выступило с официальным предложением созыва межправительственной конференции для решения вопросов о создании интеграционного образования в экономической сфере. Согласно предложениям был подготовлен соответствующий документ, который известен как «Декларация Робера Шумана» (по имени тогдашнего министра иностранных дел Франции), в основу которого была положена идея объединения сталелитейной и угольной промышленности участников организации. Основатели проекта предусматривали передачу объединению суверенных прав в области управления важнейшими отраслями тяжелой индустрии, традиционно рассматриваемых в качестве основы национальной экономики любой страны.

Детальный план организации нового объединения был разработан одним их видных  общественных и политических деятелей Франции Жаном Монне, которого вполне обоснованно большинство исследователей единодушно считают главным «архитектором» европейской интеграции.

В учредительной конференции приняли участие представители шести государств – Италии, Франции, Германии и стран Бенилюкса (Люксембург Бельгия, Нидерланды). Представители каждого государства, конечно же, преследовали свои исключительные политические интересы, которые редко совпадали с интересами иных участников конференции. Но, между тем, не смотря на различие политических интересов и довольно жесткие разногласия, в итоге был выработан компромиссный документ и подписан Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (далее ЕОУС). В подписанном документе были определены институциональные, экономические, финансовые и социальные параметры деятельности ЕОУС.

Ещё одними из важнейших документов, сыгравших особо важную роль в развитии процесса интеграции и его правовом оформлении, выступают  Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (далее Евратом) и Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (далее ЕЭС), подписанные в 1957 г. в Риме теми же шестью государствами. Стоит отметить, что именно эти учредительные документы, а прежде всего, Договор о ЕЭС стали главной правовой основой возникновения нового интеграционного правопорядка. С созданием Сообществ утверждалась их институциональная структура, способствуя углублению интеграционных процессов, которые потом сыграли важнейшую роль в становлении и развитии Европейского Союза.

Западно-европейская интеграция прошла ряд этапов и фаз, содержание которых предопределялось как общими и стратегическими потребностями развития Сообществ, так и конкретно экономическими, политическими и социальными условиями, складывавшимися как на континенте, так и в мире.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

С созданием трех сообществ возник вопрос о системе правовых институтов и институтов управления. Как в ЕЭС, так и в Евратоме были образованы управляющие органы, фактически идентичные тем, которые были в ЕОУС. Вместе с тем, существование параллельных институтов в Евратоме и ЕЭС было признано нецелесообразным, о чем было заявлено уже в Конвенции о некоторых общих институтах европейских сообществ, которая была принята в Риме в марте 1957 г. Но стоит отметить, что данное нововведение носило половинчатый характер. Ставя своей задачей ограничение числа руководящих органов, шесть учредителей договорились лишь о том, что Ассамблея (парламент) и Суд будут единственными для всех трех сообществ, созданных на европейском пространстве.

Такое положение дел изменилось в середине 1960-х гг. прошлого века. Так, 8 апреля 1965 г. в Брюсселе был подписан, а в 1967 г. вступил в силу Договор об учреждении единой Комиссии и единого Совета Европейских сообществ, более известный под названием «Договор о слиянии».

Справедливо отметим, что важнейшим событием рассматриваемого периода является реализация идеи прямых выборов в Ассамблею Сообществ, которая нашла свое закрепление в Акте о прямых выборах 1976 г. Начиная с 1979 г. Ассамблея Сообществ (Европейский парламент) избирается непосредственно населением государств-членов сообществ.

В 1974 г. получает свое название Европейский совет, который существовал прежде всего в виде нерегулярных саммитов глав государств – членов Сообществ. В 1977 г. его деятельность оформляется Лондонской декларацией о Европейском вето. Совету придается статус постоянно действующей межгосударственной конференции при Сообществах.

К началу 80-х гг. Сообщество переживало кризисный период, при котором было неясно, сможет ли оно преодолеть трудности и достигнуть политического союза или же нет. Тогда же были предприняты попытки преодолеть кризис, которые осуществлялись на двух уровнях:

Во-первых, в ноябре 1981 г. министр иностранных дел ФРГ Ганс-Дитрих Геншер и премьер-министр Италии Э. Коломбо подготовили проект нового документа, который предполагал дальнейшие реформы в институциональной сфере. Разработанный документ предполагал тесное взаимодействие Европейских Сообществ, Европейского парламента и европейское политическое сотрудничество в целях создания Европейского союза. На встрече глав государств в Афинах в декабре 1983 г. также не было достигнуто никаких значимых результатов в процессе движения к Евросоюзу. Вместе с тем, необходимо отметить, что Афинскую встречу многие политические деятели, принявшие участие, тогда посчитали безрезультатной. Министр иностранных дел ФРГ Геншер и председатель Комиссии Торн, желая спасти положение, высказались за претворение в жизнь основных принципов плана Геншера — Коломбо: голосование большинством голосов и предоставление больших прав Парламенту.

Во-вторых, в 1984 г. был подготовлен первый проект Договора о Европейском союзе. Разработкой указанного проекта занималась группа депутатов Европейского парламента, возглавлял которую А. Спинелли. Важность разработанного проекта сложно недооценить, ведь именно его основополагающие положения были положены в основу таких документов, как Единого Европейского акта и, конечно же, Маастрихтского договора.

В начале 1984 г. Европарламент одобрил проект договора о Союзе 237 голосами «за», 31 — «против» при 43 воздержавшихся.

Между тем, именно центральным событием 1980-х гг. стало подписание в 1986 г. Единого европейского акта (далее ЕЕА).  Именно положения ЕЕА частично нашли свое воплощение в Декларации «О Европейском Союзе», принятой Европейским Советом 19 июля 1983 г.

С уверенностью можно сказать, что подписание и вступление в силу ЕЕА предали планам создания Европейского союза практическую плоскость.

В 1990 г. начали свою работу две конференции (по разработке соответственно политического и экономического союза). Результатом работы указанных конференций стал Договор о Европейском союзе, который был подписан 7 февраля 1992 г. в нидерландском городе Маастрихт (именно из названия города, в котором состоялось подписание, вытекает другое распространенное, но в тоже время неофициальное название договора – Маастрихтский).

Результатом подписания данного договора стали новые серьезные ограничения государственного суверенитета стран-участниц, а как следствие, необходимость проведения конституционных реформ и народных референдумов. В этой связи, ратификация Договора о Европейском союзе заняла достаточно длительный период времени. Процесс ратификации продолжался свыше полутора лет, и 1 ноября 1993 г. договор вступил в законную силу.

Маастрихтский договор внес в «интеграционную конструкцию», создаваемую государствами прежде на основе Сообществ, существенные изменения.

Договором о Европейском союзе была основана новая интеграционная организация – Европейский союз, охватывающий своей деятельностью основные сферы жизни общества, к которым относятся не только экономическая интеграция (которая уже проводилась с 1950-х гг. в рамках Сообществ), общая внешняя политика и политика безопасности Союза (бывшее ЕПС), но и в том числе осуществление правоохранительной функции посредством координации соответствующей деятельности государств-членов союза – сотрудничество в области правосудия и внутренних дел.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Фактически одновременно институты управления (руководящие органы) Европейских сообществ были реорганизованы в институты Союза в целом, которых, в общем, стало пять (к уже существующим четырем органам Маастрихтский договор добавил Счетную палату).

В заключение следует сказать, что длительный период существования экономической интеграции подготовили основу для осуществления интеграции политической. Основы европейской интеграции были заложены ещё в далеком XIX веке. Между тем, некоторые предложения по объединению Европы нашли свое отражение при подготовке проекта Договора о Европейском союзе. Результатом всех интеграционных процессов стало образование Европейского союза как нового политического сообщества, играющего значительную роль во всей мировой политике и экономике.

1.2. Расширение Евросоюза: механизм и перспективы

Европейский союз можно определить как объединение 28 европейских стран, созданное для осуществления совместной политической и экономической деятельности во имя мира и процветания каждого государства.

Большинство ученых и политиков говорят о расширении Европейского союза с точки зрения выяснения причин его возникновения, а в историческом аспекте, с позиции осознания значения положительных и отрицательных последствий расширения Европейского союза, как для его отдельных стран-участниц, так и для третьих стран, иных международных организаций и всего мирового сообщества в целом. Заметим, что определение категории расширения Европейского союза в науке отсутствует, но в тоже время большинство авторов применительно к расширению Европейского союза говорят о процессе постепенного формирования состава этой организации. Некоторые исследователи применяют категорию «географическое расширение Европейского союза».

Итак, одной из основных проблем расширения Европейского союза выступает механизм вступления в Европейский союз новых стран-участниц. По нашему мнению, особый интерес к рассматриваемой проблеме обуславливается, во-первых, тем, что процесс приёма новых членов – это не есть нечто раз и навсегда данное, не является статичным, динамичен по своей природе, он приобретает новые черты, изменяется вместе с самой организацией. В этой связи изучение данного процесса имеет непосредственное особое практическое значение, которое заключается в том, что оно позволяет выявлять определённые закономерности, которые должны учитываться государствами, желающими вступить в Европейский союз, и незнание которых может привести к существенному затягиванию процесса вступление в Европейский союз на неопределённый срок или же, что самое главное, сделать его фактически невозможным. Во-вторых, изучаемый процесс вступления новых стран-участниц испытывает влияние одновременно нескольких сфер – политической, экономической и конечно правовой, а вопросы, которые существуют на границах политики и права, всегда неоднозначны и, как правило, фрагментарно и односторонне освещаются в литературе и по этой причине заслуживают более полного изучения.

Выявление проблем и перспектив, стоящих перед конкретными странами при присоединении к Европейскому союзу определяет ряд задач.

  1. Отсутствие нормативного определения механизма вступления в Европейский союз, которое требует восполнения данного пробела, по мнению некоторых авторов. Сам механизм вступления в Европейский союз в общем плане урегулирован положениями ст. 49 Договора о Европейском союзе. Данный процесс образуется из ряда последовательных стадий, которые, стоит отметить, конкретно договором не определяются, а как следствие, не раскрываются. Но в тоже время выделение таких стадий возможно путём толкования норм права, а также сложившейся в течение нескольких десятилетий практики вхождения государств в состав стран-участниц Европейского союза. Некоторые исследователи предлагают следующее определение категории механизма вступления в Европейский союз – совокупность этапов, которые последовательно проходит каждое государство, желающее присоединиться к Европейскому союзу; принятие государством внутреннего акта, в котором отражена воля государства к вступлению в Европейский союз; подача государством официальной заявки в Совет Европейского союза; присвоение государству, подавшему заявку, статуса страны-кандидата; переговоры о вступлении страны-кандидата в Европейский союз; заключение и ратификация Договора о присоединении к Европейскому союзу.
  2. Для более полного представления об объекте исследования необходимо обозначить особенности европейской интеграции, которые бы позволили определить основные тенденции этого процесса. По нашему мнению, это возможно осуществить путем изучения и анализа шести этапов расширения, как Европейского союза, так и Европейских сообществ как его предшественников.

Первоначальными участниками, как мы уже указывали ранее, Европейских сообществ были шесть государств: Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Франция. Первое расширение Европейских сообществ состоялось лишь в 1973 году, после присоединения к ним Англии, Ирландии и Дании. В 1980-е годы количественный состав государств-членов Европейских сообществ возрос с девяти до двенадцати. В первую очередь такое расширение было связано с установлением в 1981 г. демократического режима в Греции, которое позволило стать членом Сообществ, а вслед за ней в 1986 г. последовало выступление  Португалии и Испании.

В 1995 году членами тогда уже Европейского союза и сообществ стали Финляндия, Швеция и Австрия. В 2004 году в состав государств-членов Европейского союза вошли сразу десять государств, в числе которых были и три республики бывшего Союза советских социалистических республик (Литва, Латвия, Эстония), пять восточноевропейских государств из бывшего социалистического лагеря (Венгрия, Польша, Словакия, Чехия, Словения) и две небольших страны в Средиземном море (Мальта и Кипр).

Шестое расширение Европейского союза завершилось присоединением Румынии и Болгарии в 2007 году. И на сегодняшний день последнее вхождение в состав Европейского союза состоялось 1 июля 2013 года – в состав государств-членов Европейского союза вошла Хорватия.

Изучение вышеперечисленных этапов расширения с использованием метода анализа с позиций целей, критериев и условий приёма новых государств-членов,  а также их экономического развития помогает определить следующие отличительные черты европейской интеграции:

Во-первых, интеграционные процессы, происходящие в течение длительного времени на всей территории Европы, имеют сложный, комплексный характер. В основном это связано с тем, что в процессе реализации выдвигаемых интегративных идей, например, в экономической сфере, европейскими странами довольно часто единовременно решаются старые или вновь возникающие проблемы в их отношениях друг с другом в сфере экономики или в иных сферах жизни общества. Так, при разработке и заключении Договора о ЕЭС в 1957 году, как мы уже указывали ранее, каждая из стран участниц преследовала свои собственные цели, не всегда совпадающие с интересами иных государств. Например, Германия надеялась найти более широкий рынок для своей промышленной продукции. Франция же желала, опираясь на ЕЭС, создать более удобные условия для развития своего сельскохозяйственного сектора и одновременно делала ставку на то, чтобы не допустить доминирования Германии на Европейском континенте.

В этой связи, как справедливо замечает М.Н. Марченко, каждая из шести стран, которая непосредственно участвовала в создании Европейского экономического сообщества, имела на тот момент весьма разную мотивацию и преследовала свои довольно отличающиеся друг от друга конкретные цели. Аналогично обстояло дело в процессе реализации идей европейской интеграции и во всех других случаях.

Во-вторых, поступательность и преемственность в развитии идей интеграции и процесса их реализации, иными слова процесс объединения в европейском регионе, все более углубляется и расширяется, при этом охватывая все новые сферы жизни общества и вовлекая в Европейский союз всё новые страны. Хотя, такая тенденция на сегодняшний день неоднозначна. Например, всем известен случай заявления руководящих органов Великобритании о выходе из состава Европейского союза, по поводу которого даже был проведен референдум в 2016 г. В след за Великобританией, в средствах массовой информации появилось новость о желании выйти из состава Европейского союза ещё шести стран – Швеция, Дания, Греция, Нидерланды, Венгрия, Франция.

В-третьих, неравномерность развития интеграционного процесса в Европе. В 1950-1960-е годы, когда объединялись в Сообщества примерно одинаковые по уровню своего экономического и иного развития западноевропейские страны, философия интеграции базировалась на принципах синхронного продвижения и равного участия всех стран в интеграционном процессе. В этом смысле неравномерность развития интеграционного процесса в данный период почти исключалась. Неравномерность участия ряда стран в европейском объединительном процессе стала скорее не исключением, а правилом;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В-четвертых, в настоящее время процесс расширения Европейского союза приобретает более формализованный характер. В данном случае следует указать лишь то, что юридическое закрепление критериев вступления произошло в начале 90-х гг. XX века, а сама необходимость наиболее качественной разработки критериев вступления в состав Европейского союза была вызвана двумя основными факторами: политическими процессами, которые протекали в Центральной и Восточной Европе на рубеже 80-90-х гг. XX века; официальным созданием Европейского союза – его юридическим оформлением Договором о Европейском союзе в 1992 г., а как следствие, потребностью более подробной проработки условий и механизма доступа в Союз. Государство, которое желает вступить в Европейский союз, должно соответствовать определенным условиям, которые были сформулированы в ст. 49 Маастрихтского договора, в том числе и установленным в 1993 году на заседании Европейского совета в Копенгагене критериям вступления, а именно: политическим, географическим, экономическим. Обязательным условием выступала и обязательность приведения внутреннего законодательство в соответствие с принципами европейского права государствами – потенциальными членами Европейского союза. Вместе с тем, государство, которое изъявило желание войти в состав Европейского союза, должно в обязательном порядке получить на это согласие: со стороны институтов Европейского союза (руководящих органов); со стороны государств-участников Европейского союза;  а также согласие собственных граждан.

Страны, которые претендуют на вхождение в состав Европейского союза, подразделяются на три основные группы: государства – потенциальные кандидаты; государства-кандидаты; присоединяющиеся государства. Иными словами существует определенная градация стран, которые проходят через каждую вышеназванную группу. Государству предается статус «присоединяющегося к Европейскому союзу», после подписания соглашения о его вступлении. Данное положение означает, что страна станет полноправны членом Европейского союза с даты, которая указывается в договоре о вступлении, после того как пройдёт ратификация этого договора во всех государствах-членах Европейского союза.

Статус «потенциальных кандидатов на вступление в Европейский союз» присваивается странам лишь тогда, когда они будут к этому готовы.

Например, по мнению политологов, Исландия имеет все шансы быть следующим за Хорватией государством-членом. В первую очередь это связано с тем, что Исландия, несмотря на существующие в настоящее время проблемы в судебной системе, а также в сфере финансового надзора, имеет высокую степень соответствия своего законодательства законодательству Европейского союза.

Заметим, наиболее сложная ситуация сложилась по поводу присоединения к Европейскому союзу Турции, процесс вхождения которой начался ещё в 1987 году. Она получила статус кандидата на саммите в Хельсинки в 1999 году. Процесс проверки законодательства Турции завершился в октябре 2006 года, результатом которой явились положительные выводы комиссии. Сторонники вступления страны в Европейский союз  утверждают, что Турция может усилить позицию Европейского союза в роли глобального геостратегического игрока, так как имеет крупную экономику и солидные вооруженные силы. Стоит отметить, что за прошедшие десятилетия Турция выполнила большинство условий для вступления, предъявляемых к ней европейскими лидерами. Некоторые также настаивают, что ЕС больше не может отказывать Турции, так как она находится в статусе кандидата уже достаточно продолжительное время и добилась большого прогресса в защите прав человека, для того чтобы удовлетворить условия вступления. Но в тоже время существует и определенная оппозиция, которая против вступления Турции в Европейский союз. Свое мнение по данному поводу высказывает А.Н. Садовская, которая полагает, что перспективы Турции в Европейском союзе представляются довольно смутными как ввиду мощного лобби внутри организации против ее вступления, так и по причине многочисленных культурных и религиозных различий между Турцией и Европой.

Между тем, в последнее время в средствах массовой информации все чаще начинает появляться информация о том, что Турция «уже не хочет вступать в Евросоюз». Например, в сентябре 2016 г. с таким заявлением выступил Мевлют Чавушоглу – министр иностранных дел Турции.

Итак, подводя итог рассматриваемому параграфу, следует сказать, что расширение Европейского союза представляет собой постоянный процесс, связанный с инициативой вступления в его состав новых европейских государств. Сам же механизм вступления в состав Европейского союза новых стран-участниц представляется довольно сложным, но в тоже время тщательно нормативно не урегулированным. Данный процесс регламентирован ст. 49 Договора о Европейском союзе, который включает в себя, исходя из практики применения: принятие государством внутреннего акта, в котором отражена воля государства к вступлению в Европейский союз; подача государством официальной заявки в Совет Европейского союза; присвоение государству, подавшему заявку, статуса страны-кандидата; переговоры о вступлении страны-кандидата в Европейский союз; заключение и ратификация Договора о присоединении к Европейскому союзу.

Глава 2. Особенности изменения современного состава государств-членов Европейского Союза

2.1. Вхождение Украины в состав государств-членов Европейского союза.

«Европейский вектор»  украинской дипломатии является одним из приоритетных направлений внешней политики Украины. Особое значение данный вопрос приобрел в последние несколько лет.  В документе «Основные направления внешней политики Украины»,  который был принят Верховной Радой Украины еще в 1993 году, подчеркивается, что перспективной целью украинской внешней политики является членство Украины в Европейских Сообществах, а также западноевропейских или общеевропейских структурах.

Проблема отношений Украины и Евросоюза на сегодняшний день является довольно актуальной, ведь украинское государство уже давно стремится вступить в Европейский союз.

По мнению некоторых исследователей, в том числе и украинских, европейский выбор Украины является естественным и вполне закономерным, который объясняется несколькими факторами: географическая и цивилизационная близость между Украиной и Европой; историческая традиция сотрудничества украинского с другими европейскими народами; ориентация постсоветской Украины не только на Россию, но и на Европу.

Как мы и рассматривали ранее, для получения членства в Европейском союзе необходима заявка на вступление, а также согласие всех стран-членов.

13 января 2005 года Парламент Евросоюза фактически единогласно (467 «за», 19 «против») принял постановление о рассмотрении возможности вступления в будущем Украины в Европейский союз.

После прихода к власти Виктора Януковича в марте 2010 тема европейской интеграции Украины стала обсуждаться все больше и больше. На саммите «Украина – Европейский союз», который прошел 22 ноября 2010 г. обе стороны подписали протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве по основным принципам участия в программах Евросоюза.

В начале сентября 2011 в Страсбурге состоялось первое заседание, посвященное подписанию Соглашения об ассоциированном членстве Украины в Европейском союзе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В этой связи необходимо выделить некоторые преимущества европейской интеграции для Украины: проводится единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, совместная региональная политика по развитию отсталых и депрессивных районов, существует единая европейская валютная система и осуществляются совместные научно‑технические программы. Граждане Евросоюза могут путешествовать, работать и учиться в любом из государств Европейского союза. Между государствами Евросоюза существует общее экономическое пространство. Для граждан ЕС это означает, что они могут работать в любой из стран Евросоюза без специальных разрешений.

По мнению некоторых авторов, евроинтеграция для Украины является сегодня одним из основных вопросов жизни общества и государства, волнующих не только чиновников и политиков, но и практически всех граждан Украины. Членство в ЕС для Украины дает политическое признание, получение подтверждение обладания высоким уровнем политической, экономической и общецивилизованной зрелости, развитости и стабильности, то есть возвращение  в сообщество европейских стран.

Но вместе с тем, исходя из современных политической и экономической обстановок как Украины, так и Евросоюза, вопрос об интеграции украинского государства является довольно проблематичным.

«Нынешнее поколение украинцев не будет жить в составе Евросоюза» — такой вердикт вынес глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, выступая с речью в Гааге на XIV чтениях имени Норберта Шмельзера.

В своем выступлении под названием «Европейский союз: источник стабильности в период кризиса» глава Еврокомиссии также указал, что Украина не сможет присоединиться к Европейскому союзу в ближайшие 20 – 25 лет.

Стоит заметить, что мнение Жана-Клода Юнкера серьезно расходится с мнением на эту тему президента Украины Петра Порошенко. Так, летом 2015 года президент Украины пообещал своим соотечественникам перспективу вступления в Европейский союз через 5 – 6 лет. Но как справедливо замечают в «коридорах» Евросоюза: «Украина станет членом Европейского союза сразу после Турции, а Турция – никогда».

Между тем, членство Украины в Евросоюзе не приветствует ряд стран-участниц Европейского союза. Причем, позиция таких стран носит принципиальный характер.

По данным голладских средств массовой информации, абсолютную категоричность по этому вопросу исповедуют в Германии. Помимо ФРГ, в блок государств-членов Европейского союза, которые выступают категорически против членства Украины в составе Единой Европы, входят Франция, Бельгия, Нидерланды и Австрия.

В заключение рассматриваемого параграфа, следует сказать, что процесс европейской интеграции Украины уходит своими корнями в далекие 90-е года прошлого века и продолжается по сей день. Но в тоже время каких-либо положительных плодов он не принес. Как справедливо замечают политики и политологи, Украина не сможет войти в состав Евросоюза. Причиной тому служат: глубокие экономический и политический кризисы, напряженная обстановка, нестабильное положение Украины на мировой арене, в том числе и конфронтация с Россией и т.д. По нашему мнению, Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена и принятие в свой состав Украины ещё сильнее пошатнет его устойчивость во всех сферах жизни мирового общества.

2.2. Причины и условия выхода из состава ЕС Великобритании

В отношениях Великобритании и Евросоюза всегда существовали проблемы и противоречия.

Стоит отметить, что антиинтеграционные настроения англичан связаны как с историческим прошлым государства, так и с современными взаимоотношениями с Европейским союзом. Эволюция Великобритании на протяжении предыдущего столетия и ее положение после окончания Второй мировой войны породили противоречие, которое выражалось в том, что на протяжении пятнадцати лет Великобритания была ярой противницей европейской интеграции (тогда ещё ЕЭС), но в последующем была вынуждена просить о присоединении.

После Второй мировой войны основным направлением внешней политики Британии стало установление «особых отношений» с Соединенными Штатами Америки, в том числе и сохранение Британского содружества наций. На данном этапе для этого требовалось: сохранение полной свободы действий, не ограничиваемой никакими политическими обязательствами в отношение будущей интегрированной Европы; необходимостью сохранения системы имперских преференций Англии со странами Содружества. В связи с этим, во время переговоров о создании широкой интеграционной группировки – Европейской зоны свободной торговли (ЕЗСТ), Великобритания предложила свой план, основные положения, которого были изложены в меморандуме 17 февраля 1957 г. Стоит отметить, что она стремилась сохранить оба вышеназванных принципа своей внешней политики. Вместе с тем, предложенный план не был принят остальными участниками переговоров, поскольку предусматривал более выгодное положение Великобритании в сравнении с другими странами.

После указанных событий Великобритания осталась за пределами ЕЭС. Именной по этой причине она вместе с Данией, Австрией, Норвегией, Швецией, Португалией и Швейцарией выступила инициатором образования собственной интеграционной структуры в сфере экономики – Европейской ассоциации зоны свободной торговли (далее ЕАСТ), опять же на условиях, которые были выгодны Лондону.

Вместе с тем в данный период экономики Великобритании переживает значительный подъем. Британская промышленность стала ощущать свою зависимость от континентальной Европы. В этой связи 31 июля 1961 г. премьер-министр Великобритании Г. Макмиллан заявил о намерении Великобритании подать заявление о вступлении в ЕЭС на условиях, которые должны устраивать Лондон. 10 августа оно было направлено в Брюссель. Но Шарль де Голь выступил против, поэтому заявку отклонили. Только 1 января 1973 г., после того как во Франции и Германии были сформированы новые правительства, Великобритания вместе с Ирландией и Данией была принята в ЕЭС.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Изменение политики в отношении Европейского союза произошло во время нахождения на посту премьер-министра Великобритании Т. Блэра. Его задачей было показать, что Великобритания является сильным партнером в развитии интеграции. Главные усилия были сосредоточены на разработке новой экономической стратегии Евросоюза, учреждении Европейского центрального банка и выборах его президента, скорейшем начале функционирования Европола, переговорах со странами-кандидатами.

Но на современном же этапе между Европейским союзом и Великобританией существует немало противоречий, основным из которых выступает политика Евросоюза в отношении иммигрантов. Указанное противоречие и спровоцировало предложение Д. Кэмерона о проведении референдума по выходу Великобритании из состава Европейского союза.

В 2012 г. Д. Кэмерон, выступая на ежегодной конференции Конфедерации британской промышленности (The Confederation of British Industry, CBI), заявил о необходимости контроля за иммиграцией и о том, что он рассматривает введение «квот» или «ограничений» на въезд в страну из других европейских стран. С точки зрения Евросоюза, предлагаемая политика недопустима, Великобритания обязана придерживаться общеевропейской иммиграционной политики. Именно в этой связи между Великобританией и Германией стал нарастать конфликт.

Берлин занял жесткую позицию. В частности, канцлер Германии А. Меркель неоднократно заявляла, что не пойдет на компромисс в вопросе свободного перемещения, которое она считает одним из основополагающих принципов европейской интеграции. Более того, она дала понять, что готова к нежелательным последствиям, а именно к выходу Великобритании из состава ЕС, если британский премьер-министр введет ограничения на свободу передвижений.

Стоит отметить, что  выход Великобритании из Европейского союза  может негативным образом сказаться, как и на самой Великобритании, так и на Союзе. В первую очередь, Лондону это грозит уменьшением авторитета в Европе. Встанет вопрос о 1,4 млн британцев, проживающих в других европейских странах, поскольку они потеряют право на свободное передвижение в Европейском союзе, а также о 2,5 млн граждан стран-членов Евросоюза, который проживают в Великобритании. Также обострится и экономический вопрос. В настоящее время больше половины британской внешней торговли приходится на страны Евросоюза. Для Евросоюза выход Великобритании может поставить под вопрос весь европейский проект и привести к выходу из него других стран, население которых также не симпатизирует интеграции.

28 мая 2015 года правительство внесло в парламент законопроект о референдуме по вопросу о  выходе Великобритании из состава Евросоюза. Вопрос референдума в законопроекте был сформулирован следующим образом: «Должно ли Соединенное Королевство остаться членом Европейского Союза?» Срок проведения референдума обозначен как «не позднее 31 декабря 2017 года». В июне 2015 года палата общин законопроект поддержала.

23 июня 2016 года в Великобритании состоялся референдум по вопросу выхода страны из ЕС, инициированный Дэвидом Кэмероном. За выход из ЕС проголосовали порядка 52% британцев, против – 48%.

2 февраля 2017 года правительство Великобритании опубликовало так называемую «Белую книгу», отражающую план выхода из Евросоюза.

16 марта Королева Великобритании Елизавета II одобрила законопроект о запуске процедуры выхода Великобритании из ЕС, документ вступил в законную силу.

20 марта стало известно, что премьер-министр Великобритании Тереза Мэй 29 марта запустит процесс выхода страны из Евросоюза.

Таким образом, Великобритания стала на путь выхода из Евросоюза.

В заключение рассматриваемого параграфа, следует сказать, что противоречия между Великобританией и Евросоюзом существуют уже длительное время с момента вхождения Англии в состав ЕЭС. Тем самым противоречия обусловлены как историческими, так и экономическими причинами. Стоит обратить внимание и на то, что Великобритания в течение всего периода нахождения в составе Европейского союза пыталась сохранить определенную самостоятельность в решении некоторых вопросов, тем самым поддерживая статус великой державы. Но, по нашему мнению, вопрос о выходе Великобритании из Евросоюза был лишь делом времени. Накопившиеся противоречия просто не могли долго утаиваться, и Лондон ждал удобного момента, когда с ним в очередной раз не согласятся. Конечно, такое решения обойдется обеим сторонам довольно дорого, как в финансовом плане, так и в плане поддержки гражданами. Но, быть может, это приведет к выстраиванию новой системы отношений, когда на мировую арену выйдут Евросоюз и Великобритания в качестве равных игроков.

Заключение

Основы европейской интеграции были заложены ещё в далеком XIX веке. Между тем, некоторые предложения по объединению Европы нашли свое отражение при подготовке проекта Договора о Европейском союзе. Результатом всех интеграционных процессов стало образование Европейского союза как нового политического сообщества, играющего значительную роль во всей мировой политике и экономике.

Расширение Европейского союза представляет собой постоянный процесс, связанный с инициативой вступления в его состав новых европейских государств. Сам же механизм вступления в состав Европейского союза новых стран-участниц представляется довольно сложным, но в тоже время тщательно нормативно не урегулированным. Данный процесс регламентирован ст. 49 Договора о Европейском союзе, который включает в себя, исходя из практики применения: принятие государством внутреннего акта, в котором отражена воля государства к вступлению в Европейский союз; подача государством официальной заявки в Совет Европейского союза; присвоение государству, подавшему заявку, статуса страны-кандидата; переговоры о вступлении страны-кандидата в Европейский союз; заключение и ратификация Договора о присоединении к Европейскому союзу.

По нашему мнению, представляется интересным для изучения вопрос европейской интеграции Украины

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Процесс европейской интеграции Украины уходит своими корнями в далекие 90-е года прошлого века и продолжается по сей день. Но в тоже время каких-либо положительных плодов он не принес. Как справедливо замечают политики и политологи, Украина не сможет войти в состав Евросоюза. Причиной тому служат: глубокие экономический и политический кризисы, напряженная обстановка, нестабильное положение Украины на мировой арене, в том числе и конфронтация с Россией и т.д. По нашему мнению, Евросоюз сейчас переживает не лучшие времена и принятие в свой состав Украины ещё сильнее пошатнет его устойчивость во всех сферах жизни мирового общества.

Немаловажным для сегодняшней политической и экономической обстановке является решение о выходе Великобритании из Евросоюза. Противоречия между Великобританией и Евросоюзом существуют уже длительное время с момента вхождения Англии в состав ЕЭС. Тем самым противоречия обусловлены как историческими, так и экономическими причинами. Стоит обратить внимание и на то, что Великобритания в течение всего периода нахождения в составе Европейского союза пыталась сохранить определенную самостоятельность в решении некоторых вопросов, тем самым поддерживая статус великой державы. Но, по нашему мнению, вопрос о выходе Великобритании из Евросоюза был лишь делом времени. Накопившиеся противоречия просто не могли долго утаиваться, и Лондон ждал удобного момента, когда с ним в очередной раз не согласятся. Конечно, такое решения обойдется обеим сторонам довольно дорого, как в финансовом плане, так и в плане поддержки гражданами. Но, быть может, это приведет к выстраиванию новой системы отношений, когда на мировую арену выйдут Евросоюз и Великобритания в качестве равных игроков.

В заключение всей работы в целом, следует сказать, что процесс европейской интеграции представляет собой довольно сложное явление, которое находится в непосредственной зависимости от множества факторов, начиная от исторических предпосылок и заканчивая социально-экономическими условиями. Изучение данного вопроса на сегодняшний день представляет значительный интерес в связи с современными изменениями всего миропорядка.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты и правовые договоры.
1. Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) (Подписан в г. Париже 18.04.1951)// СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на апрель 2017 г.).
2. Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии(Подписан в г. Риме 25.03.1957)// СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на апрель 2017 г.).
3. Единый европейский акт (ЕЕА)(Вместе с «Заключительным актом» и «Декларациями») (Подписан в г. Люксембурге 17.02.1986 и в г. Гааге 28.02.1986)// СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на мая 2017 г.).
4. Договор о Европейском Союзе (Подписан в г. Маастрихте 07.02.1992)// СПС «КонсультантПлюс» (по состоянию на мая 2017 г.).

Монографии, авторефераты диссертаций, диссертации, учебная литература.
1. Витвицкая О., Горниг Г. Право Европейского Союза. СПб., 2005. 450 с.
2. Елохина Ю.В. Место Великобритании в европейском интеграционном процессе: автореф.дисс…канд.юрид.наук. Иркутск. 2011. – 185 с.
3. Злоказова Н.Е. Расширение Европейского союза и экономически интересы России: автореф. дисс…канд.юрид.наук. Москва. 2004. – 266 с.
4. Исаченко Т.М. Торговая политика Европейского союза: учебник. М.: Издательский дом Государственного университета – Высшей школы экономики, 2010. 387 с.
5. Кашкин Е.С. Введение в право Европейского Союза: учебное пособие. М.: ЭКСМО, 2006. 430 с.
6. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Право Европейского союза. Вопросы истории и теории. М.: Проспект, 2010. 520 с.
7. Медведев Л.А., Синдеев А.А. История западноевропейской интеграции (40-90-е годы XX века): Создание Европейского Союза. 80-90-е годы. Тверь, 1999. 347 с.
8. Панарина Е.А. Разивтие идеи европейской интеграции в первой половине XX века: автореф. дисс…канд.юрид.наук. Ставрополь. 2006. – 179 с.
9. Петров Е.Г. Расширение Европейского союза и развитие политической системы единой Европы: автореф. дисс…канд.юрид.наук. Екатеринбург. 2006. – 126 с.
10. Побединский И.М. Геополитические аспекты дальнейшего расширения Европейского союза на примере Турции: автореф. дисс…канд.юрид.наук. Санкт-Петербург. 2009. – 180 с.
11. Четвериков А.О. Право Европейского союза: Учебник для вузов. 2-е изд. М.: Юрист, 2009. 420 с.
12. Шишков Ю.В. Общий рынок: надежды и действительность. М.: Мысль. 1972. 341 с.
13. Энтин Л.М. Право Европейского Союза и правовое обеспечение защиты прав человека: учебник 2-е изд., пере-раб. и доп. М.: Норма, 2008. 452 с.
Статьи в научных изданиях.
1. Атоян А.А., Жданов С.А. Украина и Евросоюз// Сборник научных трудов SWorld. По материалам международной научнопрактической конференции «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития». Одесса: Черноморье. 2011. С.87.
2. Береснев А.П. Становление и развитие иснтитуциональной системы Европейского союза (1960 начало 1990-х гг.)// Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: История. Политология. № 1 (72). 2010. С. 73.
3. Втюрина Я.П. Европейский союз: этапы становления, проблемы и современное состояние// Проблемы современной науки и образования. № 27(69). 2016. С. 17.
4. Дмитриева Д.В. ЕАСТ в общеевропейском интеграционном процессе и позиция Швейцарии // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 4. 2008. С.81.
5. Иноземцев В. Л., Кузнецова Е. С. Дилеммы европейской интеграции // Космополис. № 1. 2002. С. 42–64.
6. Каргашина К.В. Проблема выхода Великобритании из ЕС: причины и ключевые противоречия// Актуальные проблемы современных международных отношений. № 5. 2015. С. 65.
7. Кокшаров А. Обострение островного синдрома // Эксперт. № 47. 2014. С. 71.
8. Мунтиян В.И. Интеграция и безопасность Украины// Проблемы современной экономики. № 2(46). 2013. С. 85.
9. Мунтиян В.И. Риски от интеграции Украины с Европейским союзом// Проблемы современной экономики. №4 (48). 2013. С. 34.
10. Орлова Ю.М., Кухнина Л.Ю. Механизм и перспективы расширения Европейского союза// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. № 3-2. 2014. С. 84.
11. Садовская А.Н. Эволюция политики Европейского союза в отношении стран Средиземноморья в 2000-е гг.// Журнал международного права и международных отношений. № 1. 2009. С.81.
12. Чмырева В.А. Проблемы интеграции Турции в Европейский союз в современной американской историографии//Журнал «Исторические, философские, политические и юридические науки: вопросы теории и практики. № 3-3 (53). 2015. С. 74.
13. Шапаров А.Е. Иммиграционная политика Великобритании: наследие прошлого – проблемы для будущего// Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. № 6.2010. С. 71.

Интернет источники.
1. «WP: вслед за Британией из ЕС могут выйти еще 6 стран»// Официальный сайт «Эксперт online URL: http://expert.ru/2016/06/24/wp-vsled-za-britaniej-iz-es-mogut-vyijti-esche-6-stran/ (дата обращения 13 мая 2017).
2. Турция больше не хочет в ЕС// Официальный сайт «БФМ.РУ» URL: https://www.bfm.ru/news/332927 (дата обращения 13 мая 2017).
3. Миссия невыполнима. Украина не вступит в Евросоюз раньше 2041 года// Официальный сайт «Аргументы и факты» URL: http://www.aif.ru/politics/world/missiya_nevypolnima_ukraina_ne_vstupit_v_evrosoyuz_ranshe_2041_goda (дата обращения 13 мая 2017).
4. Габор Штир. Украина станет членом ЕС сразу после Турции, а Турция – никогда// Официальный сайт «РИА новости» URL: https://ria.ru/radio_brief/20141125/1035072528.html (дата обращения 13 мая 2017).

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3151

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке