Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Основные теории движущих сил поведения человека в концепциях З. Фрейда и В. Франкла»

В настоящее время существует множество подходов к определению движущих сил поведения человека. Точки зрения ученых на данную проблему различны, каждый из них трактует, в соответствии со своей теорией,  источники и движущие силы поведения человека.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные движущие силы поведения человека в концепции  З. Фрейда
1.1. Классическая теория личности З. Фрейда
1.2. Движущие силы поведения человека
1.2.1. Основные инстинкты(влечения)
1.2.2. Тревожность. Психологические защиты
Глава 2. Основные движущие силы поведения человека в концепции  В. Франкла
2.1. Теория личности В. Франкла
2.2. Движущие силы поведения человека
Глава 3. Сравнительный анализ теорий движущих сил поведения человека  в концепциях З. Фрейда И В. Франкла
Заключение
Список использованных источников

Введение

В настоящее время существует множество подходов к определению движущих сил поведения человека. Точки зрения ученых на данную проблему различны, каждый из них трактует, в соответствии со своей теорией,  источники и движущие силы поведения человека. С точки зрения З. Фрейда, движущими силами являются инстинкты(влечения) и желания, А. Адлер считал, что стремление к совершенству и превосходству движет человеком, А. Маслоу предложил концепцию, согласно которой,  человека в течение всей жизни сопровождают семь классов потребностей, от базовых – физиологических до потребности в самоактуализации, В. Франкл  видел движущую силу в стремлении к смыслу.

Актуальность выбранной темы исследования объясняется тем, что единой теории движущих сил поведения человека не разработано.      Объектом курсовой работы являются движущие силы поведения человека, предметом – движущие силы поведения человека  в концепциях основателя психоанализа З. Фрейда и основателя логотерапии  В. Франкла.

Цель работы – исследование и анализ основных движущих сил поведения человека в концепциях З. Фрейда и В. Франкла.

Задачи:

— Исследовать основные движущие силы поведения человека в концепции психоанализа З. Фрейда.

— Исследовать основные движущие силы поведения человека в концепции логотерапии  В. Франкла.

— Сравнительный анализ теории движущих сил поведения человека в концепциях З. Фрейда и В. Франкла.

В первой главе исследуется  психоаналитическая классическая теория личности  и движущие силы поведения в концепции З. Фрейда, структурная модель личности, основные инстинкты(влечения), влияющие на поведение человека и механизмы психологических защит.

Во второй главе исследуется теория личности и движущие силы поведения человека с точки зрения В. Франкла, учения о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

Третья глава представляет собой сравнительный анализ вышеназванных концепций.

В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по рассматриваемой теме.

Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Глава 1. Основные движущие силы поведения человека в концепции  З. Фрейда

1.1. Классическая теория личности З. Фрейда

Под термином «психоанализ» понимается: во-первых – теория личности, во-вторых – метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума, и наконец, метод терапии личностных расстройств.

В соответствии со структурной моделью, предлагаемой З. Фрейдом, в психической жизни выделяются три структуры ИД(ОНО), ЭГО(Я) И СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я).

Рассмотрим эти структуры.

ИД(ОНО(лат.) – врожденные, инстинктивные, примитивные аспекты личности, не имеющие ограничений. ИД(ОНО) является исходной структурой психики, обеспечивает важный принцип всей жизни человека – разрядку психической энергии, обусловленной первичными биологическими побуждениями. Такая разрядка получила название «принцип удовольствия». Подчиняясь этому принципу ИД(ОНО) может стать опасным для общества и самой личности. Так же ИД(ОНО) является связующим звеном между соматическими и психическими процессами. С точки зрения З. Фрейда, процессами, избавляющими  ИД(ОНО) от напряжения являются рефлекторные действия и первичные процессы. Не всегда рефлекторные действия  заканчиваются снятием напряжения, поэтому начинают действовать первичные процессы, которые формируют психические образы, связанные с удовлетворением актуальной, основной потребности. Первичные процессы представляют собой иррациональную и нелогичную форму человеческих представлений, особенность этой формы – неспособность к различению реальности-нереальности  и подавлению импульсов, поэтому поведение, как первичный процесс может привести к нежелательным последствиям, к примеру, к гибели человека, если только не появятся внешние возможности для удовлетворения потребностей индивидуума.

ЭГО(Я(лат.) – структура, которая ответственна за принятие решений, она появляется с момента осознания человеком наличия внешнего мира. ЭГО(Я) частично использует энергию ИД(ОНО) в целях реализации и преобразования потребности в приемлемом для общества контексте, тем самым обеспечивая безопасность и самосохранение. Если ИД(ОНО) не способно к различению реальности-нереальности , то ЭГО(Я) руководствуется принципом реальности, который позволяет сохранить целостность организма путем нахождения возможности для разрядки. ЭГО(Я) является, согласно теории З. Фрейда, вторичным процессом.

СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я(лат.) – представляет собой систему ценностей, этических норм, это своеобразная морально-этическая направленность личности, обусловленная родительским воздействием и воспитанием. СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я) формируется тогда, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я) вступает в противоречие с ЭГО(Я) в вопросах идеальности и реальности идей.

Таким образом, очевидно, что структуры, выделенные З. Фрейдом, а именно ИД(ОНО), ЭГО(Я) И СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я), находятся в неразрывной связи, оказывая взаимное влияние друг на друга, определяют внутренний мир и поведение человека.

1.2. Движущие силы поведения человека

1.2.1. Основные инстинкты(влечения)

С точки зрения З. Фрейда, движущими силами поведения человека являются инстинкты – некие психические образы телесных потребностей, его желания. З. Фрейд выделяет два инстинкта. ЭРОС – инстинкт жизни (любви, сексуальный инстинкт), созидательный и соединяющий, включающий в себя поддержание жизненно важных процессов и обеспечивающий размножение,  и ТАНАТОС – инстинкт смерти, разрушающий и разобщающий, который лежит в основе убийств и самоубийств, агрессии, жестокости. Любой поведенческий процесс может быть описан в психоаналитических терминах: катексис  — привязка или направление энергии на объект и антикатексис — препятствия, мешающего удовлетворению.  Примерами катексиса могут служить эмоциональная привязанность к людям, увлечение чужими идеями.

Человек обладает каким-либо количеством энергии и целью любой формы поведения, с точки зрения З. Фрейда, является снятия напряжения, которое вызвано скоплением энергии в одном месте. Энергия сексуального инстинкта – ЛИБИДО(LIBIDO – влечение, стремление, страсть, желание(лат.). З. Фрейдом выделено пять фаз развития ЛИБИДО:

1. Фаза орального каннибализма – биологически важна, так как связана с сосательным рефлексом и обеспечивает выживание. Эрогенная зона – рот.

2. Фаза анального садизма – удовлетворение ЛИБИДО от выполнения функции кишечника. Выражается стремлением ребенка подольше сидеть на горшке.

3. Фаллическая фаза – фаза половой идентификации, дети начинают понимать различия полов. В это время у девочек развивается комплекс Электры(половое влечение к отцу и зависть к мальчикам, имеющим фаллос), а у мальчиков – Эдипов комплекс(половое влечение к матери и страх кастрации). Названия комплексов взяты из греческой мифологии о царе Эдипе, который сам того не зная, убил своего отца и женился на матери и мифе о дочери царя Агамемнона, убитого женой, Электре, настоявшей, что бы ее брат убил мать.

4. Латентная фаза – период, с 5—6 лет и до начала периода половой зрелости.  Личные интересы переключается от взаимоотношений с родителями на отношения с ровесниками, спортивные занятия, учебу.

5. Генитальная фаза – перенос и фиксация ЛИБИДО на лицах противоположного пола, в отличие от предыдущих фаз, для которых характерен аутоэротизм.

Развитие ЛИБИДО происходит под воздействием как внутренних (физиологических) причин, так и внешних воздействий(воспитание) и, безусловно, является движущей силой поведения. Так, например, при затяжной фазе орального каннибализма вероятно чрезмерное влечение к еде, болтовне, курению, в отдельных случаях оральная сексуальная патология; задержка в фазе анального садизма может привести к появлению таких черт характера, как: бережливость, упрямство, аккуратность(так называемый «анальный» характер), в отдельных случаях к гомосексуальной патологии. Фаллическая фаза оказывает влияние на последующий выбор супругов, как правило, мужчина выбирает супругу, чем-то напоминающую мать, а женщина – отца, в случаях чрезмерной идеализации родителей возникают трудности с выбором партнера; если в этой фазе происходила фиксация на детской мастурбации, то возможно развитие онанизма, как сексуального расстройства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

1.2.2. Тревожность. Психологические защиты

Одной из движущих сил поведения З. Фрейд считает тревожность. С одной стороны это реалистическая тревога – эмоциональное проявление реакции на угрозу и понимание реальных опасностей окружающего мира(функция ЭГО(Я), с другой стороны невротическая, тревога того, что  неосознанные импульсы  ИД(ОНО) станут осознанными и моральная, которая  возникает, когда ИД(ОНО)  стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, а СУПЕРЭГО отвечает на это чувством вины, стыда.

З. Фрейд описал механизмы, уменьшающие уровень тревожности, искажающие или отрицающие саму ситуацию, это психологические защиты:

— Сублимация — снятие внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество.

— Вытеснение — удаление из сознания чувств, намерений, мыслей, реальных событий, вызывающих напряжение.

— Рационализация — сокрытие истинных мотивов, социально приемлемые объяснения для неприемлемых действий и мыслей, способ примириться с СУПЕРЭГО(СВЕРХ Я).

— Изоляция — отделение вызывающей тревожность ситуации.

— Регрессия — соскальзывание на более примитивный уровень развития, к примеру: рискованное вождение автомобиля, азартные игры, алкоголь, наркотики, курение.

— Реактивное образование — подмена поведения и чувствования формами противоположными истинному желанию(ненависть вместо любви).

— Проекция — глобальная защита, выражающаяся в приписывании другому человеку или чему-то неодушевленному своих качеств, намерений, мыслей, поступков.

Таким образом, психологические защиты помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в социально приемлемой форме,  но согласно З. Фрейду, когда способы защиты приводят к искажению реальности, то возникают серьезные психологические проблемы.

Психоаналитическая теория З.Фрейда — пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. З. Фрейд считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что З. Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства.

«Он утверждал, что первые отношения, которые возникают в семье, являются определяющими. Наши выборы в жизни — любимые, друзья, начальники и даже враги —  производные наших детских связей. И во взрослой жизни разыгрываются сцены нашего детства, хотя это не всегда осознается. Жизнь подростка, юноши или девушки, взрослого, дружба и браки — воспроизведение незавершенных сюжетов того, что начиналось в раннем детстве.»[7]

Глава 2. Основные движущие силы поведения человека в концепции  В. Франкла

2.1. Теория личности В. Франкла

Теория личности В. Франкла включает три основные составляющие: учение о стремлении к смыслу, о смысле жизни и о свободе воли.

С точки зрения В. Франкла личность – это нечто неделимое, нерасщепляемое, причем ее не только нельзя разделить на части, но и невозможно синтезировать, поскольку она представляет собой единство и целостность. Каждая личность – нечто абсолютно новое, «ведь духовная экзистенция непередаваема, ребенок не наследует ее от родителей.» [6]      В. Франкл говорит о духовности личности, экзистенциальности. «Существовать, экзистировать – значит выходить за свои пределы и вступать в отношение к самому себе, а в отношение к самому себе человек вступает постольку, поскольку он как духовная личность относится к себе как к психофизическому организму. Это самодистанцирование от себя как психофизического организма как раз конституирует духовную личность как таковую. Только когда человек сталкивается с самим с собой, выделяются впервые его духовное и телесно-душевное начала.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Личность постигает саму себя не иначе как через трансцендентное. Более того: человек также является человеком лишь в той мере, в которой он понимает себя через трансцендентное – он личность лишь в той мере, в какой он из личности исходит («персонирует»), отзываясь на зов трансцендентного и наполняясь им. Этот зов трансцендентного он слышит и в голосе совести.» [6]

Человек  как личность «существует как своя собственная возможность, в пользу которой или против которой он может принять решение» [6], он всегда решает, что произойдет в следующее мгновение его жизни. Человеческое бытие – ответственное бытие, причем в ответственности кроется еще и «зачем», то ради чего или вопреки чему человек принимает решение – смысл.

2.2. Движущие силы поведения человека

Стремление к смыслу – данность, присущая всем людям и являющаяся основной движущей силой поведения и развития личности. «Со времен Канта нам известно, что некоторым образом бессмысленно задавать вопрос о категориях пространства и времени – просто потому, что мы не можем мыслить, а следовательно, и задавать вопрос, не предполагая существования времени и пространства. Точно так же человеческое бытие всегда есть бытие, направляемое смыслом, даже если самому человеку об этом неведомо: всегда есть определенное предзнание смысла, и предчувствие смысла лежит в основе того, что в логотерапии называется «стремлением к смыслу».»[6]  Отсутствие смысла порождает у человека состояние экзистенцильного вакуума( экзистенциальной фрустрации), являющегося причиной ноогенных неврозов.

Главная мысль — жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл жизни всегда может быть найден.

С точки зрения  В. Франкла, смысл не что-то выдуманное, не субъективное, его невозможно изобрести, человек находит его в окружающем его мире. Его можно найти:

— с помощью того, что даем жизни, миру – наша творческая работа, созидание – ценности творчества;

— с помощью того, что берем от жизни, мира – переживание ценностей – ценности переживания;

— своей позицией принятия событий, которые нам неподвластно изменить – ценности отношения.

В нахождении смыслов человеку помогает совесть, являющаяся интуитивной способностью отыскать единственный смысл ситуации. Человек волен найти и реализовать смысл жизни, даже если его свобода ограничена объективными обстоятельствами. Речь идет о свободе человека по отношению к своим влечениям, наследственности, факторам и обстоятельствам окружающего мира.

По В. Франклу, человек свободен потому, что обладает двумя фундаментальными психологическими характеристиками: способностью к самотрансценденции и к самоотстранению, т. е. возможности выйти за пределы самого себя, подняться над ситуацией, посмотреть на себя со стороны. Свобода тесно связана с ответственностью, прежде всего за правильное нахождение и реализацию смысла своей жизни.

Логотерапия (от греческого «logos» – смысл, слово и «terapia» – забота, уход, лечение ) – это скорее философия, чем психотерапия. Смысл своей жизни каждый человек открывает для себя сам.

Глава 3. Сравнительный анализ теорий движущих сил поведения человека  в концепциях З. Фрейда И В. Франкла

В концепции З. Фрейда не рассматривается смысл жизни, как категория, влияющая на поведение человека. Движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения, инстинктивные по природе. При невозможности реализации они вытесняются в область бессознательного, а на сознательном уровне проявляются в символической форме, например — в виде ошибочных действий(забывание фактов, имен, намерений, оговорок, описок, очиток); произведений искусства.

Стремление к смыслу – основная движущая сила поведения человека в концепции В. Франкла. В отличие от позиции З. Фрейда, именно поиск  смысла жизни он считал путем достойным человека, а утрату смысла — главной причиной человеческих бед. Если у человека возникает состояние потери смысла жизни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Осознав свою ценность, ценность окружающих мира, человек  становится  увереннее в себе, ощущает нужность, то есть  находит смысл.

С точки зрения Фрейда, в инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки.  Влияние их на поведение может быть как прямым, так и косвенным, завуалированным.  Любое проявление поведения человека обусловлено бессознательным напряжением, а действия направлены на снижение этого напряжения. Инстинкты как таковые являются «конечной причиной любой активности».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

По мнению В. Франкла: «Человек нуждается не в разрядке напряжения любой ценой, но в возбуждении потенциального смысла, который он должен реализовать. Человек обладает влечениями, однако влечения не владеют им. Влечения не исчерпывают его. Мы не отрицаем влечения как таковые, но я не могу подтверждать что-либо, если мне не дана предварительно свобода это отрицать.» [3]

З. Фрейд утверждал, что болезненные переживания или не признаваемые нами желания слишком травмируют нас, чтобы мы могли их осознавать, поэтому мы стараемся избавиться от них посредством психологических защит, которые, с одной стороны помогают сохранить для человека его картину мира неизменной, а с другой стороны могут стать для человека проблемой, причиной неврозов.

В. Франкл так рассуждает о механизмах защит: «Смысл уникален и специфичен потому, что он должен быть и может быть осуществлен только самим вот этим человеком и только тогда, когда он достигает понимания того, что могло бы удовлетворить его собственную потребность в смысле. Существуют авторы, которые утверждают, будто смысл и ценности есть «ни что иное, как защитные механизмы, реактивные образования и сублимации». Что касается меня, то я не стал бы жить для того, чтобы спасти свои «защитные механизмы», равно как и умирать ради своих «реактивных образований». Человек же, однако, способен жить и даже умереть ради спасения своих идеалов и ценностей!»

Заключение

Полученные в ходе исследования сведения позволяют сделать следующие выводы:

С точки зрения З. Фрейда, человек — это существо, которому свойственны бесконечные противоречия между биологическими влечениями и нормами социума, сознательным и бессознательным,  и которым движет энергия либидо. В таких проявлениях ТАНАТОСА, как врожденная склонность к разрушению и агрессии, которые выражаются в инстинкте смерти, просматривается некая неизбежность и фатализм. Внутренний мир человека предстает полем сражения между жизнью и смертью(инстинктом жизни и инстинктом смерти) и находится в управлении инстинктов, подчиняясь бессознательному.

Таким образом,  можно проследить, что психоаналитическая теория З. Фрейда устремляется в тайны человеческой души, в бессознательное, черпает из «подвалов»  забытую или закрытую психологическими защитами информацию,  и в противоречивых отношениях ИД, ЭГО и СУПЕРЭГО, в проявлениях основных инстинктов(влечений) признает основную силу, которая управляет поведением человека.

В. Франкл  несогласен с психоаналитической теорией, представляющей движущими силами поведения человека стремление к удовольствию, так как оно не учитывает основную причину человеческих страданий – потерю смысла (экзистенцильного вакуума); он говорит о том, что человек стремится к смыслу и лишь не найдя его, заменяет его стремлением  к удовольствию. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах – смысл жизни можно  найти всегда. «Человек не должен спрашивать, в чем смысл его жизни, но скорее должен осознать, что он сам и есть тот, к кому обращен вопрос.» [3]

В рассмотренных теориях есть сильные и слабые стороны, так сложно согласиться с биологическим, бессознательным человеком З. Фрейда, но невозможно отрицать наличие бессознательного и биологического в человеке; привлекателен человек В. Франкла, находящийся в стремлении к смыслу, всегда имеющий возможность выбора, но ведь и в этом человеке есть биологическое и бессознательное.

Список использованных источников

1. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений. М.: Просвещение, 1989. 160с
2. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. /Авторы очерка о Фрейде Басин Ф.В., Ярошевкий: М.: Наука 1989/ Серия: Классики науки, подсерия: Памятники истории науки – аудиокнига, http://asbook.ru/abooks/psihologia/2318-vvedenie-v-psihoanaliz-lekcii-zigmund-freyd.html
3. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сб.: Пер. с англ и нем. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.
4. Франкл В. Доктор и душа: Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1997. – 287 с
5. Франкл В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. – СПб.: Ювента, 1999. – 256 с.
6. Франкл В. Десять тезисов о личности
Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. — 2005. — № 2. — с. 4-13 http://pedlib.ru/Books/2/0376/2_0376-1.shtml#book_page_top
7. Литвак М. Е. Из ада в рай. Избранные лекции по психотерапии: учебное пособие – Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 477 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2356

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке