Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Политические разногласия и вооруженные конфликты христианского мира с нехристианским. Крестовые походы»

Эпоха Крестовых походов явилась совокупностью героизма и жестокости, благородства и низости. Сами крестоносцы совмещали в себе самопожертвование, глубокую преданность своей религии и в то же время безмерное желание обогатиться. Именно ко времени начала крестовых походов обе религии в своей идеологии имели в своеобразную концепцию оправдания ведения войн ради высоких идеалов.

Содержание

Введение
Глава 1. Политические разногласия между Христианством и Исламом как предпосылка вооруженных конфликтов.
1.1. Предпосылки разногласий
1.2. Политический аспект противоречий
1.3. Религиозный аспект противоречий
1.4. Предпосылки крестовых походов в Европу
Глава 2. Вооруженные конфликты: Крестовые походы
2.1. Крестовые походы на Восток
2.2. Причины неудачи крестовых походов на Восток
2.3. Последствия крестовых походов на Восток
2.4. Крестовые походы в Европу
Заключение
Список использованных источников

Введение

Эпоха Крестовых походов явилась совокупностью героизма и жестокости, благородства и низости. Сами крестоносцы совмещали в себе самопожертвование, глубокую преданность своей религии и в то же время безмерное желание обогатиться. Именно ко времени начала крестовых походов обе религии в своей идеологии имели в своеобразную концепцию оправдания ведения войн ради высоких идеалов. В Исламе изначально была заложена идея «джихада», то есть «священной войны». Хотя в христианстве изначально был заложен принцип миролюбия и гуманности, христианская догма «не убий» с течением некоторого времени превратилась в «не убий христианина».

Приблизительно к началу X века обе религии стали главенствующими в мире. Мусульманское влияние с каждым десятилетием набирало силу и стало большой проблемой для христианства. По причине того, что жители мусульманских стран очень быстро распространили свое влияние на ближайшие страны, они в кротчайшие сроки сумели взять под полный контроль такие страны как: Сирия, Палестина, Египет, Испания и северная Африка.

В то время как Ислам с каждым десятилетием в буквальном смысле «набирает обороты», то в христианстве к середине XI века между католическим и православным направлениями христианства возникают противоречия по поводу соотношения трех ипостасей Троицы. И в 1054 году произошел официальный раскол между римским папой и константинопольским патриархом.[1]

Наиболее важным событием в плане отношений христианского и нехристианского миров явились Крестовые походы, которые продолжались с конца XI – 70-х гг. XIII вв. Что важно сам термин «Крестовые походы» появился примерно в середине XI века и самые первые участники этих походов называли себя пилигримами, а походы — паломничеством или священной дорогой.

Что важно, крестоносцы боролись не только с мусульманами -захватчиками, но так же с язычниками, которые обитали в Прибалтийских землях, в том числе и со славянами.

Цель работы – проследить причинно-следственные связи политических разногласий и вооруженных столкновений христианского и нехристианских миров.

Объект исследования – Крестовые походы как пример вооруженного конфликта христианского и нехристианского миров

Предмет исследования – борьба христиан с мусульманами-захватчиками и язычниками в XI—XV вв.

Основной метод исследования – анализ научной и учебно-методической литературы по данной теме. Работа разбита на две главы. В первой главе рассматриваются политические и религиозные противоречия, которые явились предпосылками для Крестовых походов. А вторая глава включает в себя непосредственный обзор вооружённых конфликтов, которые в истории именуются «Крестовыми походами».

Глава 1. Политические разногласия между Христианством и Исламом

Крестовые походы являются наиболее важным этапом в истории всего Средневековья. В них были вовлечены почти все слои западноевропейских стран: в так называемом паломничестве принимали участие как короли, так и простолюдины, высшая знать и духовенство, рыцари и многие другие.

1.1. Предпосылки разногласий

По словам хрониста XIII столетия Мэтью Пэриса: «Крестовый поход был обычным для христиан предприятием» -то есть политической и военной кампанией, которую одобрял весь католический мир — аристократы, клирики и простые люди.

Одной из важнейших причин Крестовых походов была именно политическая, которая была тесно переплетена с религиозным и экономическим аспектами.

В 1060-е те паломничества, которые совершались пилигримами носили в основном религиозный характер – они направлялись в Палестину ко Гробу Господня. Что важно, арабы не препятствовали таким паломничествам, но христианское чувство сильно оскорблялось при многочисленных проявлениях «мусульманского фанатизма».

Необходимость интернациональных Крестовых походов, была сформулирована папой Урбаном после окончания Клермонского собора в марте 1095 г. Непосредственно здесь, он определил главную политико-экономическую причину: европейская земля не в состоянии прокормить людей, которые живут на ней. И именно поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке.

Приняв участие в Крестовом походе, европейские жители могли надеяться на приобретение земли и положения в обществе. А крестьянам Крестовые походы давали возможность освободиться от пожизненной крепостной зависимости.[2]

Необходимо отметить и то, что данные паломничества поражали своим интернациональным характером – они в буквальном смысле объединяли «весь латинский народ». Все участники похода шли под единым христианским знаменем — крестом, а не под флагом определенной династии или страны.

1.2. Политический аспект противоречий

К середине X века Византийская империя смогла возвратить некоторые земли, которые были потеряны в результате арабских нашествий. Среди них были остров Крит, Антиохия и часть Сирии. Но вскоре, уже в начале XI столетия в Византии происходила «государственная чехарда»: престол после смерти Василия II (1025) занимали слабые императоры, которые беспрерывно сменяли друг друга. В это же время турки пользуются беззащитностью страны и внутренними раздорами империи, где та или другая партия не задумываясь приглашали их к себе на помощь и тем самым все глубже вводили во внутреннюю жизнь государства.[3]

Слабость верховной власти оказалась большой опасностью для Византии и для всей Европы в целом. Потому что именно в это время в передней Азии сельджуки совершали своё наступательное движение на Запад. Под предводительством Шакир-бека и Тогрул-бека они смогли подчинили своей власти большую часть Ирана, Месопотамии, Сирию и Палестину.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В это же время европейские провинции Византийской империи подвергались беспрерывным вторжениям переселившихся на Балканы кочевых печенегов и огузов, которые производили страшные опустошения иногда под самыми стенами столицы.

Нельзя оставить без должного внимания и тот факт, что существовала экономическая предпосылка для начала Крестовых походов. Именно по этой причине в паломничествах участвовали итальянские и французские пилигримы. Вся суть заключалась в том, что на протяжении нескольких веков большое количество итальянских городов, таких как: Амальфи, Пиза, Генуя и Венеция сражались с мусульманами за господство над западным и центральным Средиземноморьем.

К 1087 итальянцы сумели вытеснить мусульман из южной Италии и с острова Сицилия, основали поселения в Северной Африке и взяли под свой контроль западную акваторию Средиземного моря. Они предпринимали морские и сухопутные вторжения на мусульманские территории Северной Африки, силой добиваясь у местных жителей торговых привилегий. Для этих итальянских городов Крестовые походы означали лишь перенос военных действий из Западного Средиземноморья в Восточное.[4]

И все эти непрерывные нашествия на принадлежавшие христианам земли, повлекли за собой соответствующие настроения. Которые выражались в том, что христиане решили дать отпор и начать «священную войну» за освобождение исконно христианских земель.

1.3. Религиозный аспект противоречий

Ближе к концу XI века на Западе были широко распространены религиозные настроения, которые были благоприятны для призыва верующих на борьбу с неверными – арабами. Именно на Западе чрезвычайно усилилось религиозное чувство и развилось аскетическое настроение, которое в дальнейшем выразилось в различных духовных подвигах и многочисленных паломничествах.

В связи с этим духовным подъемом большое количество паломников направлялось в Палестину, где был расположен Гроб Господня. Как было упомянуло ранее, арабы не противились данным  паломничествам, но многочисленные пилигримы  оскорблялись проявлениям «мусульманского фанатизма»:например египетский наместник АльХаким велел разрушить храм Святого Гроба. Разрушение данной священной реликвии стало одной из предпосылок для начала священной войны.

В течении того времени, когда турки утверждались в Палестине, паломничества христиан становились все более трудными и опасными. Это проявлялось в том, что пилигримам приходилось гораздо чаще становиться жертвами так называемого «мусульманского фанатизма». Рассказы тех паломников, которые сумели вернуться на Родину развили в религиозно-настроенных массах населения негативные настроения против мусульман. Это и стало окончательной точкой к началу «Священной войны», которая чуть позже вылилась в многочисленные Крестовые походы.

Проповедь так называемого «Крестового похода» имела на Западе необыкновенный успех после проведения Клермонского собора. Во главе движения за освобождение священных земель от мусульманских захватчиков встала церковь. Папа Римский назначил епископа Пюи Адемара своим представителем, который одним из первых принял крест в Клермоне. Те, то принимали крест как пилигримы находились под покровительством церкви. Кредиторы не могли требовать с них долгов во время их путешествия. Тем Крестоносцам, которые отправлялись в Палестину из-за глубокого благочестия и веры, а не из-за стремления обогатиться, отпускались грехи.

Уже в 1090-х были предприняты первые попытки вооруженных походов на мусульман. Данная попытка была реализована зимой 1095-1096 крестоносцами из самых низких слоев, которые к тому же были очень плохо вооружены. Во главе этой массы верующих были  Пётр Пустынник и Готье-нищий. Важно то, что определенная часть этой процессии, все-таки смогла достичь Константинополя, но они были чуть позже разбиты сельджуками. Это поход не принес результатов по объективным причинам: плохая боевая подготовка крестоносцев и слишком большой расчет на собственные силы. Но именно этот поход стал предпосылкой к полноценному Крестовому походу, который произошел в период с 1096 и по1099. В истории его так же часто называют  Германским крестовым походом

1.4. Предпосылки крестовых походов в немусуманские страны

Крестовые походы изначально были направлены против мусульман-захватчиков, но огромный успех Первого крестового похода укрепил самосознание и превосходство христиан по отношению к язычникам. Мотивы, двигавшие крестоносцев на поход против язычников, были весьма многообразны.

Религиозная причина

Возросшее чувство превосходства направило крестьян на распространение своей веры на те территории, где обитали язычники. Это были территории восточной Прибалтики (современная Эстония, Латвия, Швеция, Финляндия), области Лангедок (современный юг Франции), Пруссия. Что важно, к крестовым походам в Европу так же относят такие походы как:

  • Крестовые походы пастушков (1251 г. и 1320 г.)
  • Крестовые походы на Русь (1240 г. И 1242 г.)
  • Крестовый поход на Смирну (1343—1348)
  • Крестовые походы против гуситов (1420—1434)

Кроме распространения христианства на язычников, существовала еще одна значимая предпосылка походов на нехристиан.

Политическая причина

Территория населенная язычниками имела благородные почвы и являлась своеобразной «приманкой» для крестоносцев. Язычники для христиан были «не людьми», но они осознавали что те обладают благородной почвой, которую можно захватить.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Как было сказано в Архивной книге Магдебургского архиепископства: «Если крестоносцы пожелают, они могут завоевать самую лучшую страну для поселения. Хотя язычники скверны, их земля богато одарена мясом, мёдом и мукой».

Вывод

Крестовые походы являются важнейшим событием во времена Средневековья. Удивительной особенностью крестовых походов в целом, является то что в них принимали участие все слои населения: от крестьян до членов знатного рода. Кроме того, существует два значительных противоречия, которые стали причинами дальнейших Крестовых походов. К ним следует отнести религиозное и политическое противоречия. Религиозная причина заключается в том, что мусульмане заняли «священные земли Иерусалима», тем самым ограничивая паломничества христиан. Но политические противоречия   между христианами и мусульманами, сыграли все таки главенствующую роль в тех походах, которые были совершены в последствии.

 Глава 2. Вооруженные конфликты: Крестовые походы

В совокупности, на территорию Ближнего Востока крестоносцами было осуществлено девять крестовых походов. Что важно, вопрос о количестве походов остается спорным и по наши дни. По причине то, что у каждого историка имеется свое собственное мнение на счет того, сколько же на самом деле было Крестовых походов. Кроме того, в истории выделяют походы, которые были совершены не только на Ближний Восток против мусульманских захватчиков, но и на ряд европейских и немусульманских стран. К ним относятся: Крестовый поход против славян (1147), Крестовые походы пастушков, Датский крестовый поход в Эстонию (1219) и многие другие походы, совершенные крестоносцами.

В данной главе будут рассмотрены насколько самых значимых крестовых походов против мусульман (Первый крестовый поход, Третий крестовый поход, Крестовый поход детей, Шестой крестовый поход, Крестовый поход на Варну). А так же самые крупнейшие походы в немусуманские страны ( Вендский крестовый поход, Северные крестовые походы, Альбигойский крестовый поход)

2.2. Крестовые походы на Восток

Первый крестовый поход (1096—1099)

По-настоящему первый крестовый поход был организован в 1096 году по приказанию папы римского Урбана II, по просьбе византийского императора Алексея I, который просил помощи для восточных христиан, на которые наступали пленена турок-сельджуков. Эти кочевые племена активно наступали на Армению и Малую Азию. В этом заключался политический аспект первого крестового похода. Важно то, что  выступая в поход пилигримы выполняли еще одну задачу, которая отразилась в религиозном аспекте: освобождение священного города  Иерусалима и Святой земли от мусульман-захватчиков.

Изначально, Папа Римский обращался только  французскому рыцарству, но вскоре данный поход превратился в межнациональную военную кампанию из-за большого количества желающих из всех уголков Европы. По мимо французского короля Раймунда IV и его ближайшего окружения, этим ополчением руководили герцог Нормандии Роберт III Куртгёз, граф Фландрии Роберт II, герцог Нижней Лотарингии с братьями. Число крестоносцев, которые дошли до Константинополя составляло несколько десятков тысяч.

В этом походе значительный перевес в количестве пилигримов принадлежал феодалам и простому и простому крестьянскому народу, хотя все они были хорошо вооружены.

Что важно, данное шествие смогло выполнить основную цель – освобождение западной части Малой Азии от власти турок-сельджуков. И тем самым, они смогли устранить мусульманскую угрозу византийской земле. Уже в 1097 крестоносцы смогли перейти пролив Босфор, и уже в последствии им сдался город Никея и тем самым был проложен путь в Малую Азию. Рис.1.1.1 «Первый крестовый поход» (см. приложение 1.1.1.)

В 1099 году крестоносцы дошли до Иерусалима и смогли освободить его от мусульман. Власть там получил граф Готфрид Бульонский. В последствии оставшаяся часть дошла до Сирии, и при этом число тех, кто дошел увеличивалось новыми пилигримами, прибывавшими почти непрерывно. Одной из трудностей завоевания Сирии было то, что крестоносцам приходилось вести тяжелую борьбу с соседними мусульманскими странами, которые не были завоеваны крестоносцами.

Но над успехами крестоносцев нависла серьезная опасность, когда в Мосуле власть перешла к Имад-ад-Дин Занги. За короткий промежуток времен тот правитель сумел соединить под своей властью несколько мусульманских владений, которые располагалась около тех земель, которые были захвачены пилигримами. Тем самым он сумел создать сильное государство, которое занимало все земли Месопотамии и большую часть земель Сирии.

В 1144 году войско под руководством Занги, смогло взять один из крупнейших городов армянского государства Филарета Варажнуни – Эдессу. Что важно, этот город был одним из центров христианства в то время, и поэтому весть о захвате этого города вызвала волну негодования со стороны крестоносцев. Именно захват Эдессы и завоевание всего Эдесского графства стал предпосылкой ко второму Крестовому походу (1147—1149). Но к сожалению, этот поход не был увенчан успехами для крестоносцев – большое количество пилигримов было разбито не дойдя до Сирии, а те кто дошли, были вынуждены бежать на Родину.

Третий крестовый поход (1189-1192)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

К концу XII века султан Сирии и Египта Саладин сумел захватить «сердце христианства» – город Иерусалим. Это и стало причиной для третьего похода крестоносцев на мусульман. В этом паломничестве наибольшую роль сыграли Германский император Фридрих Барбаросса, французский король Филипп II Август и английский  король Ричард Львиное Сердце.

Первым в поход вступил глава Германской империи Фридрих I Барбадосса, но он не сумел дойти до Иерусалима, но зато выиграл два сражения с турками-сельджуками. Но дальнейшая судьба его была несчастна, он утонул, не то купаясь, не то пытаясь переправиться через реку Каликаднус. В дальнейшем его войском руководил его сын —  Фридрих Швабский. Он повел войско отца через древнейших сирийский город Антиохию к Акре, где объединился с  другими крестоносцами. Но смерть постигла и его, он погиб при осаде города Акра, который в итоге французский и английский короли смогли отбить у мусульман.

Но к сожалению, европейские короли не смогли достигнут своей главной цели – освобождение Иерусалима и поэтому были вынуждены заключить перемирие с Саладином на три года и три месяца. Согласно этому перемирию, «Сердце христианства» — Иерусалим, оставался во владении Саладина, но христиане смогли получить прибрежную полосу от Тигра до Яффы. Хотя Иерусалим оставался под властью султана, но христиане получили право свободного посещения Святого Гроба.

Крестовый поход детей (1212)

Идеей отвоевать Иерусалим были охвачены не только главы европейских держав, но и обычное население, включая детей и подростков. «Крестовый поход детей» являлся одним из самых ярких примеров того, на что способно верующее население Европы для того чтобы спасти «Сердце христианства» — город Иерусалим.

Детское движение крестоносцев началось в мае 1212 года в Германии. Именно там, мальчишка Николай (Николас) собрал толпу детей примерно в 20 тысяч человек .И благодаря его действиям, тысячи пастушков и других ребятишек, помогавших родителям в хозяйстве, внезапно бросили свои стада и толпами устремились на юг, вдоль Рейна, чтобы «освободить Иерусалим». В дороге большая часть погибла от жары, голода и или жажды. Они сумели дойди до Альп, но около половины оставшихся не выдержали этого перехода. Те, кто все таки выжил, сумели дойти до Генуи и разбрелись, осознав глупость их похода.

После Германии, в июне того же года, неподалеку от Орлеана в деревушке Клуа, французский мальчишка по имени Стефан ( по другой версии  мальчика звали Этьен), встретил  монаха–пилигрима, который шел  из Палестины и просил подаяния. Этот монах велел ему встать во главе крестового похода, войско которого будет состоять из детей. Ибо «от уст младенцев исходит сила на врага. Нет нужды ни в мечах, ни в доспехах – для покорения мусульман, будет достаточно безгрешности детей и божьего слова в их уста.» Отовсюду к Стефану стекались толпы бедняков, детей, подростков и их число их перевалило за 30 тысяч. Они отправились на юг Европы, но определенная часть не достигла берегов Средиземного моря. А те, кто все таки сумел достичь заветного Средиземного моря, попали в рабство пиратам.

Смотря на все происходящее, Папа Римский Иннокентий III сказал «Эти дети служат укором нам, взрослым: пока мы спим, они с радостью выступают за святую землю».[5] И на этот призыв ответили английский король Иоанн, венгерский король Андраш и германский король Фридрих II Гогенштауфен. Таким образом, детский крестовый поход стал своеобразным «толчком к действию»  к пятому по счету крестовому походу, который продлился с 1217—1221 год, который не принес никаких положительных результатов.

Шестой крестовый поход (1228–1229)

Один из последних крестовых походов на мусульман был совершен германским императором  Фридрихом II Гогенштауфеном. Он отправился на Восток в то время, как там происходили раздоры между мусульманскими султанами. Решив воспользоваться случаем, Фридрих отправился в Египет на переговоры с египетским султаном аль-Камилем. В результате этих переговоров, германский император сумел добиться мирного возращения к христианам Иерусалима, а так же Назарета, Сидона, Яффы и Вифлеема. Кроме того, он заключил перемирие на 10 лет, а мусульмане в свою очередь, получили контроль над Храмовой горой в Иерусалиме, мечетью аль-Акса и Скалы. Благодаря своей дипломатической деятельности, Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной. Но к несчастью для христиан, вскоре перемирие было нарушено некоторыми пилигримами, и борьба за Иерусалим продолжалась. В 1244 году Иерусалим был отбит у крестоносцев тюркским племенем хорезмийцев и это послужило предпосылкой для очередного крестового похода, который в дальнейшем не принес положительных результатов.

Падение власти крестоносцев на Востоке

Седьмой, восьмой и девятый крестовые походы против мусульман не принесли никаких положительных результатов. Во время седьмого крестового похода (1248—1254 гг.) крестоносцы потерпели ряд крупных поражений в Египте. Несмотря на это они сумели занять крупный портовый город Думьят, а в декабре 1249 года достигли Мансуры. Но вскоре, Мансура была окружена египтянами и пилигримы просто начали погибать от голода и язвы. После этого, отказавшись от всех земель что они захватили, выжившая часть войска во главе с королем Людовиком IX покинула египетские земли с пустыми руками.

Восьмой крестовый поход принес еще больше потерь чем седьмой.  походом руководили французский король Людовик IX, король Неаполя Карл Анжуйский  и сыновья английского короля Генриха III. Изначально пилигримы планировали высадиться в Египте, но Карл Анжуйский переубедил их взять курс на Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Войска Людовика прибыли быстрее чем войска Карла, и в то время как французы дожидались итальянцев в лагере началась чума, от которой погиб сам Людовик. К тому времени как прибыло войско Карла, большая часть французской армии полегла от болезней и Карл принял решение о прекращении похода.

Последний девятый поход (1271—1272) пилигримов некоторыми историками считается частью Восьмого крестового похода. Но я, выделяю его как отдельное паломничество крестоносцев, которое было последним походом в Святую Землю.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Один из сыновей английского короля Генриха III, после поражения в Тунисе отплыл в Акру. Он сумел одержать победу над султаном Бейбарсом I, но он не задержался на Востоке долго – ему пришлось отплыть на родину для решения вопроса о престолонаследии.

Это был последний официальный крестовый поход, который был совершен крестоносцами против мусульман и к сожалению, он не принес тех результатов, которые ожидались от него.

Крестовый поход на Варну (1443-1444)

Это один из самых масштабных крестовых походов середины  века. В этом походе, в основном участвовали  поляки и венгры, которые пытались остановить шествие турок-османов на Центральную Европу через Балканские земли. Главным сражением этого похода является  Варне, которая произошла в ноябре 1444 года. В этом сражении войско турецкого султана Мурада II одержало победу над храбро сражающимися крестоносцами. Поражение  при Варне заставило пилигримов и европейцев в общем, прекратить попытки на восстановление христианства на Балканском полуострове. В результате данного похода, полностью вся территория Болгарии была захвачена турками. Нельзя не упомянуть и о том, что  в это же время происходило безвозвратное угасание Византийской империи, без какой либо возможности на спасение и восстановление.

2.2. Причины неудачи крестовых походов на Восток

Существует ряд субъективных причин почему многочисленные и в какой-то степени успешные походы крестоносцев, все таки привели к отрицательному исходу.

Во-первых, важно обратить внимание на то, что с самого начала походов существовал конфликт интересов православной Византии и католического Запада, раскол которых произошел в 1054 году. Папа Урбан II в задачи крестовых походов ставил не только освобождение иерусалимских святынь от мусульман-захватчиков, но и попытку объединить православную и католическую ветвь христианства.

Во-вторых, ещё одной причиной неудачи походов на восток, является феодальный характер ополчений и основание государств крестоносцами. Чтобы продолжать вести удачную политику против мусульман, пилигримам требовалось объединиться между собой. Но вместо этого, они только разъединялись, несмотря на то, что существовал единый иерусалимский король.

И в-третьих, ближе к середине XII крестьяне и низкие слоя населения убедились, что крестовые походы не смогут принести им никакой материальной пользы. И именно поэтому, европейским государствам с каждым годом было все труднее и труднее находить пилигримов, которые бы жертвуя своей жизнью, во имя христианства шли на Восток. Только «детские» походы в Германии и Франции смогли затронуть низшие слои, но в итоге это не привело ни к какому результату.

2.3. Последствия крестовых походов на Восток

Существует ряд наиболее важных последствий Крестовых походов Восток, среди них наиболее значимыми являются:

  • Громадные потери населения и войска у обоих сторон
  • Усиление власти и пап и всего папства в целом, потому что именно Папы были инициаторами крестовых походов
  • Произошла так называемая активизация «джихада», то есть «священной войны», как ответная реакция на походы христиан
  • Возвышение королевской власти
  • Появление в европейских странах новых ремесел и искусств, которые были позаимствованы у жителей мусульманских стран
  • Увеличение сословия свободных земледельцев, которые освобождались открепостной зависимости, благодаря участию в паломничествах
  • Развитие географических знаний и развитие мореплавания
  • Успехи в торговле
  • Появление новых предметов быта, которые были заимствованы у жителей восточных стран (бархат, атлас, краски, ковры)
  • Развитие сословия рыцарей, которое способствовало образованию рыцарских орденов (Иоаннитов,Тамплиеров и Тевтонов).
  • Крестоносцы принесли в Европу традицию жестких казней, к которым активно прибегали европейские жители во время инквизиции.
  • Крестовые походы сумели познакомили западных учёных с арабской и греческой наукой (например, сАристотелем).

Уже в XV веке, когда в основном все крестовые походы происходили на европейской, территории с целью распространения католической веры на нехристианские и православные земли, произошёл один из последних крестовых походов против мусульман — Крестовый поход на Варну.

2.4. Крестовые походы в Европу

После многовековых походов на восток, крестоносцы «переключили» свое внимание на ряд европейских и славянских стран, где обитали язычники.

Вендский крестовый поход (1147 г)

В начале ХII веке крестовые походы на Восток все больше приобретают откровенно все более захватнический характер, несмотря на то, что изначальная цель крестовых походов – спасение Иерусалима от мусульман. Что касается крестовых походов в Европу, тут такая же причина. Идея борьбы с язычеством — это просто прикрытие, настоящая же цель -это захват плодородных земель, на которых обитаю язычники.

В то время как французский общественный деятель Бернард Клервосский призывал европейский народ к крестовому походу в Палестину, Саксонские князья заявили о том, что у них хватает «святых» дел и в Европе. Все дело в том, что они уже давно задумали крестовый поход против славян, которые обитали за рекой Лабой (Эльба). Основу этого крестового похода составляли немецкие рыцари, но по мимо их в войско входили чехи, поляки и датчане. Эта международное ополчение включало в себя около ста тысяч человек. Кроме того, все многотысячное войско было разделено на две половины. Первая половина войска, возглавляемая саксонским герцогом Генрихом Львом, держала курс на земли, которые принадлежали Бодричам. А вторая часть, под руководством Альбрехта Медведя отправилась на земли Лютичей и Поморян.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Немецкие рыцари под предводительством Альбрехта Медведя понесли в боях серьёзные потери. Последовавшие за этим переговоры, привели к заключению мира и впоследствии поморянские плена приняли христианство.

О походе под руководством молодого Генриха Льва известно довольно мало. Известно то, что его войско смогло осадить крепость Добин и в дальнейшем последовали переговоры с крещением местного населения или как минимум символическим крещением осаждённых.

Альбигойский крестовый поход (1209—1229 годы)

Это самый крупный крестовых поход XII века, который был направление против катаров, которых так же называют альбигойцами. Данный поход запомнился в истории как один из самых кровопролитных походов крестоносцев против еретиков. С начала этого похода (1209 г.) и по конец(1255 г.), он унес сотни тысяч человеческих жизней – непосредственно катаров, так и жителей провинции Лангедок, где в основном они обитали.

Влияние катаров с каждым годом все больше распространялось на юге Франции и тем самым, подрывало власть и престиж католической церкви. В начале 1209 года папа Иннокентий  III  призвал французское население к крестовому походу против как против катар. На призыв папы откликнулись бароны с севера Франции, которых явно приманивало  богатство лангедокских земель.

Однако очень важно отметить, что главной движущей силой этой войны была всё-таки религиозная составляющая. Конечно, эта захватническая война явилась крупным политическим событием, но оно произошло в условиях, когда политика тесно переплеталась с религией, а папство имело огромное влияние на европейскую политику. Окончательное вмешательство короля Франции поставило точку в этой кампании, 20 лет войны (1209–1229) завершились общей победой трона и алтаря, где каждый получил своё. Капетинги присоединили к своему королевству средиземноморские владения, а Папа получил свободу действий для искоренения ереси и ещё больше усилил влияние Церкви на христианский мир.[6]

Что важно, борьба и стихийные восстания продолжались, однако без особого успеха. Непосредственно сами военные действия прекратились только в 1255 году. И в итоге, в ходе Альбигойских войн погибло около миллиона человек, если считать жертвы с обоих сторон.

Северные крестовые походы (1198—1411)

Это целый ряд походов немецких, датских и шведских рыцарей против финских племён, славян и балтийских народов, с целью распространения католичества на эти земли. Эти походы так же очень часто называют балтийскими из-за расположения тех земель, куда направлялись крестоносцы.

К северным(балтийским) походам официально относят:

  • Вендский крестовый поход
  • Ливонский крестовый поход
  • Прусский крестовый поход
  • Второй Ливонский крестовый поход
  • Великая война

Нельзя не отметить тот факт, что данные походы, как практически все войны той эпохи, проходили под религиозным предлогом. В данном случае, католическая ветвь христианства призывала католиков идти в поход чтобы искоренить язычество в районе Балтики и распространить там христианство.

Результаты крестовых походов, которые были совершены на балтийские земли можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, благодаря приходам крестоносцев были созданы новые крупные города, такие как Таллин, Рига, Выборг и многие другие. В то же время, в этих растущих городах развивалась инфраструктура- сельское хозяйство, различные ремесла, медицина и образование. Но с противоположной стороны, племена, обитавшие на балтийских землях, стали зависимы от крестоносцев. Это выражалось в том, что завоеватели устанавливали высокие налоги с местного населения и малейшая попытка сопротивления жестоко каралась.

Как известно, к Северным крестовым походам так же относят походы крестоносцев против православных христиан, которые являлись жителями русских княжеств. Русские княжества, как и вся русская земля к середине XIII века находились весьма в тяжелом положении. По причине того, что русское государство находилось в состоянии раздробленности и было повержено татарским игом.

И именно в этот тяжелый период на русскую землю пришли крестоносцы, которые предлагали помощь в борьбе против татаро-монголов в обмен на принятие всеми русскими жителями католичества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И по объективным причинам, русские отказались от предложения шведских и немецких крестоносцев и вступили с ними в борьбу. Оба сражения с захватчиками, были отражены войсками под руководством Александра Невского.

Вывод

Исходя из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что в основном, крестоносцы шли в походы в попытке спасти христианские земли, реликвии от мусульман. Сами по себе, Крестовые походы представляют из себя череду отвоеваний христианских земель у мусульман. Но к сожалению, все девять крестовых походов не принесли тех результатов, которые ожидались от них.

Заключение

Несмотря на то что крестовые походы не достигли поставленной цели и, начатые при всеобщем воодушевлении, завершились крушениями и разочарованием, они составили целую эпоху в европейской истории и оказали серьезное влияние на многие стороны европейской жизни.

С одной стороны, крестоносцы остались без тех территорий, которые они отвоевывали столетиями у мусульманских захватчиков. Но с другой стороны, крестовые походы привнесли много нового в европейскую культуру, науку, торговлю, как то, новые продукты, ткани, знания в области географии, и многое другое.

Что характерно для таких масштабных исторических событий, Крестовые походы получили широкое отражение в литературе. О подвигах крестоносцев в Средние века было сложено несчетное количество поэтических произведений. Среди них встречаются подлинно великие произведения, как, например, «История священной войны», в которой описываются подвиги Ричарда Львиное Сердце. Новый художественный материал, рожденный крестовыми походами, проникал и в древние легенды. Так, получили продолжение раннесредневековые циклы о Карле Великом и короле Артуре. Что касается нашего времени, то существует ряд литературных и иных произведений, в которых есть отсылки на те подвиги, которые были совершены крестоносцами в те времена.

Крестовые походы – переплетение религиозных побуждений Пап распространить католичество по всему миру, корыстных желаний императоров увеличить собственные владения. Но важно то, что в походы были вовлечены все сословия, которые стали непосредственными «пешками» в данной военно-политической компании. Хотя изначально они шли, скажем так «за идею», но вскоре многие из них осознали, что ни к чему хорошему это не приведет.

На основе всего вышеперечисленного, хочется особое внимание уделить на то, что стало непосредственной предпосылкой к началу крестовых походов. Ведь это было не только желание освободить священные реликвии Иерусалима от мусульман, но это и важный политико-экономический аспект противоречий двух религиозных миров. Этот аспект папа Урбан II выразил в том, что «европейская земля не в состоянии прокормить людей, которые живут на ней. И именно поэтому для сохранения христианского населения необходимо завоевание богатых земель на Востоке».

Список использованных источников

1. Батшев Д. А. Священная война в контексте Крестовых походов. — М., 2012. — 144 с
2. Васильев А. А. «История Византии. Византия и крестоносцы. Том I». – М.2000, 328 с
3. Виймар Пьер. Крестовые походы. Миф и реальность «священной вой-ны». — СПб. 2003. — 384 с.
4. Грицак Е. Н. Краткая история крестовых походов. — М. 2002. — 480 с.
5. Доманин А. А. Крестовые походы. Под сенью креста. — М. 2011. — 432 с.
6. Ертов И. История крестовых походов для освобождения Иерусалима и святой земли из рук неверных, выбранная из всеобщей истории. СПб.:1835. 375 с.
7. Жозеф Франсуа Мишо История крестовых походов, — 2001.- 386 с
8. Жуанвиль Жан де, Виллардуэн Жоффруа де. История крестовых похо-дов. — Москва;2008. — 352 с. — Серия «Хроники военных сражений»
9. Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. — М.: Наука, 1980. — 320 с.
10. История крестовых походов в документах и материалах: Уч. пос. / Сост. М. А. Заборов. — М.1977. — 272 с.
11. Князь Александр Невский и его эпоха: Исследования и материалы / Под ред. Ю. К. Бегунова, А. Н. Кирпичникова. — СПб. 1995. — 216 с.
12. Кулидж Оливия. Крестовые походы — М. 2002. — 222 с
13. Матузова В. И., Назарова Е. Л. Крестоносцы и Русь. Конец XII в. — 1270 г.: Тексты, перевод, комментарий. — М. 2002. — 488 с. — Серия «Древнейшие источники по истории Восточной Европы».
14. Монусова Е. История крестовых походов. — М, 2010. — 512 с.
15. Печников Б. А. Рыцари церкви — кто они? — М., 1991. — 352 с
16. Портных В. Л. Крестовые походы в Палестину (1095—1291):— СПб.2017. — 222 с.
17. Прашкевич Г. М. Крестовые походы. — М.1998. — 560 с.
18. ТерешинаЕ.А. История конфликтологии. — М. 2015.- 86 с
19. Харитонович Д. Э. История крестовых походов. — М.2009. — 368 с.
20. Хрусталев Д. Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике. XII—XIII вв. — СПб., 2012. — 624 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1829

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке