Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей и детей в современном российском праве
1.1. Родители и дети, как субъекты семейных правоотношений
1.2. Родительские права и обязанности. Содержание родительских прав и обязанностей. Права и обязанности ребенка
Глава 2. Споры, связанные с воспитанием детей
2.1. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей
2.2. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальностью курсовой работы является необходимость охраны семьи, забота о детях, обеспечение регулирования заключения и прекращения брака, независимо от того, гражданами какого государства являются дети или лица, имеющие намерение заключить брак, – не ставится под сомнение. Оптимально разработанная система правовых норм, обеспечивающих эффективное регулирование брачно-семейных отношений, имеет важное значение для здорового функционирования социального организма, именуемого обществом.

Вопросы правового регулирования неимущественных и имущественных отношений в семье и в первую очередь в браке как основе семейного союза всегда актуальны. Развитие общества непрерывно; соответственно и взгляды на права и обязанности родителей и детей не остаются неизменными.

Современная наука семейного права постоянно обогащается результатами новых исследований проблематики статуса ребенка в семейных правоотношениях, обеспечения личных и имущественных прав и интересов детей, ответственности родителей за ненадлежащее осуществление своих родительских прав и т.д. Однако Семейный кодекс оставляет нерешенными многие проблемы и даже порождает новые.

Это связано с качественным изменением уровня жизни граждан, появлением в составе их имущества объектов высокой ценности и социальной значимости, расширением круга объектов права супружеской собственности за счет ряда нетрадиционных объектов правоотношений, повышением удельного веса и роли нематериальных объектов правоотношений. И законодательство, и правоприменительная практика нуждаются в совершенствовании.

А для этого требуется обновление теоретической базы. Ведь совершенствование правового регулирования должно осуществляться в соответствии с правовой природой правоотношений родителей и детей.

Объектом исследования являются отношения родителей и детей как имущественного, так и неимущественного характера.

Предметом исследования являются научные работы, материалы периодической печати, нормативно – правовые акты и материалы судебной практики по теме исследования.

Цель настоящей работы – исследование особенностей прав и обязанностей родителей и детей в современном российском праве.

Задачи работы:

— определить порядок и особенности правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей,
— исследовать основные  права и обязанности родителей и детей,
— изучить проблемы и перспективы правового регулирования прав и обязанностей родителей и детей в современном российском праве.

Глава 1. Общая характеристика прав и обязанностей родителей и детей в современном российском праве

1.1. Родители и дети, как субъекты семейных правоотношений

Субъектами семейных правоотношений являются только граждане, чья семейная правосубъектность раскрывается через правоспособность и дееспособность.

Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами.

Семейная правоспособность — это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет). ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность — это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет и др.).

Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста).

Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.

С появлением ребенка у мужчины и женщины появляется нравственный долг отца и матери, даже если родители не живут вместе, браком не сочетались, поддерживали кратковременную несемейную связь. С правовой точки зрения рождение ребенка есть факт, порождающий определенный правовые последствия: права и обязанности родителей, предусмотренные семейным законодательством. Однако это происходит при одном существенном условии – если они состоят в браке. Данное положение вытекает из требований Семейного кодекса РФ, где сказано: «Права и обязанности родителей и детей основываются на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке».

Таким образом, основания возникновения родительских прав и обязанностей образуют, во-первых, кровное родство, во-вторых, его государственное признание.

Данное правило общего порядка распространяется и на нетипичные ситуации, когда ребенок родился:
— в течение трехсот дней с момента расторжения брака;
— в течение трехсот дней с момента признания брака недействительным;
— в течение трехсот дней с момента смерти.

1.2. Родительские права и обязанности. Содержание родительских прав и обязанностей. Права и обязанности ребенка

СК РФ предельно полно раскрывает содержание родительских прав и обязанностей и тем самым определяет их сущность. Причем глава СК РФ, именуемая «Права и обязанности родителей», почти целиком посвящается их личным правам и обязанностям.

Обязанность же родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей фигурирует самостоятельно в разделе, предназначенном для правового регулирования алиментных обязательств.

Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Такова главная идея семейного воспитания с правовой точки зрения, нашедшая свое воплощение в п.1 ст.63 СК РФ.[1]

Право на воспитание своего ребенка – личное неотъемлемое право каждого родителя. Лишить его этого права можно только в случаях, предусмотренных законом. Сам родитель отказаться от принадлежащего ему права на воспитание не может.

Право на воспитание заключается в возможности воспитывать своих детей лично, используя всевозможные способы и методы семейного воспитания. Государство же призвано оказывать родителям всяческую помощь в осуществлении этого права.

Пункт 1 ст.63 СК РФ, не ограничиваясь провозглашением прав и обязанностей родителей, конкретизирует, какими именно правами и какими обязанностями они обладают:

1. на воспитание своих детей, на заботу об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.
Кроме того, родители имеют:

2. право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения. Предоставление такого права напрямую связано с возможностью самому воспитывать своих детей. И если почему-либо это невозможно, родители (один из них) могут обратиться в суд с иском о возврате им несовершеннолетнего;

3. право на общение с ребенком, участие в его воспитании, если он проживает с другим родителем.

Кроме права на общение с ребенком, проживающим отдельно от него родитель вправе участвовать в его воспитании в любой форме (посещать учебное и любое другое детское учреждение, где находится несовершеннолетний, заниматься вместе с ним спортом и т.д.). Степень участия родителя в воспитании определяется конкретными обстоятельствами, характером взаимоотношений не проживающих вместе родителей.

Пункт 1 ст. 65 СК РФ предусматривает следующее правило: «Родитель, с которым проживает ребенок, не должен препятствовать общению ребенка с другим родителем, если такое общение не причиняет вред физическому и психическому здоровью ребенка, его нравственному развитию».

К правам родителей, не проживающих вместе с ребенком, относится право на получение информации о несовершеннолетнем из воспитательных,  лечебных  учреждений, учреждений социальной защиты населения и др. (п.4 ст.66 СК РФ).

Пункт 1 ст. 65 СК РФ содержит перечень действий и поступков родителей – воспитателей, которые они совершать не вправе.

Сюда входят такие поступки как:

— причинение вреда физическому и психическому здоровью детей (здесь внимание сосредоточено на нежелательном конечном результате поведения родителей как воспитателей);

— причинение вреда нравственному развитию ребенка (этот запрет преследует аналогичную цель);

— применение способов воспитания, связанных с пренебрежительным, жестоким, грубым, унижающим человеческое достоинство обращением с ребенком.

Так СК ставит правовую преграду на пути применения к детям антипедагогических по своей сути приемов воспитания. Эта преграда выражается в существовании категорического запрета совершать действия, представляющие разную степень опасности для воспитания несовершеннолетних

— оскорбление или эксплуатация детей. Причем оскорбление может быть нанесено как словом, так и действием. Под эксплуатацией следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка любого возраста.

Зафиксированные в п.1 ст.65 СК РФ правовые предписания – это не только модель правомерного поведения родителя как воспитателя. Всякое отступление от сформулированных в данной правовой норме требований чревато лишением, ограничением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью. Учитываются всякого рода отступления от закона и при разрешении судом споров, связанных с воспитанием детей.

Право родителей на воспитание ребенка тесно связано с их обязанностью аналогичного содержания. Но если содержание права на воспитание отличается предельной краткостью, то иначе обстоит дело с перечнем обязанностей, перечисленных в ст.63 СК РФ. В их круг входит забота о здоровье, его физическом развитии, которое во многом зависит от качества питания несовершеннолетнего, чистоты окружающей природной среды и т.п., а также о психическом, духовном и нравственном развитии ребенка.

Такая забота предполагает существование достаточно сложных источников формирования несовершеннолетнего как личности. Один из них заключается в самом родителе, его жизненном кредо, духовных ценностях, которые он хочет передать своим детям. От этого во многом зависит внутренний мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремлению к знаниям, способность управлять своими чувствами и т.п.

Все это, в конечном счете, определяет духовный, нравственный облик будущего гражданина.

Знакомство с содержанием родительских прав и обязанностей по воспитанию своих детей позволяет сделать вывод, что существующие на этот счет требования теснейшим образом связаны с нормами нравственного порядка и правилами педагогики. Но это не единственная черта прав и обязанностей родителей как воспитателей.

Наиболее существенные особенности родительских прав и обязанностей зафиксированы в разных по своему назначению положениях СК РФ. Их можно обобщить следующим образом:

— родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей п.1 ст.61 СК РФ). Этот тезис распространяется и на родительские права и обязанности по воспитанию ребенка. Тем более, что об этом говорится в п.2 ст.38 Конституции РФ[2]. Поэтому СК всякий раз адресует свои предписания не одному, а обоим родителям. Кроме того, все нормы семейного права, имеющие конкретное содержание, как правило, предназначены для обоих родителей

— родительские права относятся к числу прав, ограниченных временем. Они возникают при рождении ребенка и прекращают свое существование по достижении им совершеннолетия, т.е. 18 лет. Данное правило имеет исключения.

Это случаи досрочной регистрации брака в соответствии с п.2 ст.21 ГК РФ и п.2 ст.13 СК РФ, а также эмансипации несовершеннолетнего, которому исполнилось 16 лет (ст.27 ГК РФ). Разумеется, родительские права (обязанности) прекращают свое существование, если обладатель этих прав (обязанностей) или его ребенок умирает;

—  при осуществлении родителями своих прав, исполнении ими своих обязанностей приоритет имеют интересы ребенка (п.1ст.65 СК РФ). Это положение принципиального характера развивается в конкретных нормах семейного права. Особое значение оно имеет, когда между интересами родителей (одного из них) и интересами ребенка возникают или могут возникнуть противоречия;

—  родители имеют преимущественное перед всеми другими лицами право на воспитание своего ребенка (п.1 ст.63 СК РФ). Отступление от такого требования допускается лишь в предусмотренных законом случаях, которые касаются главным образом ситуаций, когда на чашу весов положены интересы несовершеннолетнего и лиц, осуществляющих его семейное воспитание (в число таких лиц могут находиться и те, кто управомочен заменить родителей: опекун или попечитель,родитель-воспитатель в приемной семье и др.)

Кроме прав и обязанностей родителей, связанных с семейным воспитанием ребенка, СК предусматривает более общие права и обязанности, а именно: защищать права и интересы своих детей.

В законодательствах различных стран, регулирующих родительские правоотношения, присутствует термин «охрана». При его использовании предполагается, что родителю принадлежит естественное право на охрану своего ребенка, а государство вмешивается в ее осуществление лишь в исключительных случаях.

Права и обязанности ребенка

Уже памятники римской истории свидетельствуют о том, что  отношение к  детям  в Древнем Риме определялось идей patria potestas – патриархальной и односторонней власти отца, а не родителей вообще. В древнейшее время домовладыка имел юридически неограниченное право на жизнь и смерть своих детей, право продажи детей в полное рабство.

Даже такие естественные личные неимущественные права ребенка, как право на жизнь и на заботу родителей, всецело поглощались безграничной властью отца. В целом права ребенка  можно было определить формулой: дети имели «волю зависимую, право зависимое, право и волю лишь в той мере, в какой то и другое истекает из воли и права полновластного главы».

В России первые попытки  признания  личных неимущественных прав детей наметились при  Петре I. Вместе с тем как юридическая категория личные неимущественные права детей начали формироваться  в Российской Федерации только в 90 –х годах ХХ века.

Семейное право до советского периода относило ребенка к объекту родительской власти. Советское семейное право воспринимало его как объект государственной политики, а права детей рассматривались сквозь «призму» прав и обязанностей родителей.

Только благодаря признанию личных неимущественных прав ребенка на международном  уровне и в связи с принятием Конвенции ООН о правах ребенка, приведением российских нормативных правовых актов в соответствие с международным правом ребенок стал полноправным субъектом международного и российского права.

Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества. Еще в 1924 году Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. В то время права детей рассматривались в основном в контексте мер, которые необходимо было принять в отношении рабства, детского труда, торговли детьми и проституции несовершеннолетних.

В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка, в которой были провозглашены социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Однако время и положение детей – будущего всего человечества – потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, но на основе юридических норм фиксировались меры защиты этих прав. В период с 1979-го по 1989 год Комиссия ООН по правам человека, в которой участвовали специалисты из многих стран мира, подготовила текст Конвенции о правах ребенка.

По сравнению с Декларацией (1959 г.), где было 10 коротких, носящих декларативный характер положений (принципов), Конвенция имеет 54 статьи, учитывающие практически все моменты, связанные с жизнью и положением ребенка в обществе. Она не только конкретизирует, но и развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за действия в отношении детей.

Страны, ратифицировавшие Конвенцию или присоединившиеся к ней, должны пересмотреть свое национальное законодательство для обеспечения его соответствия положениям Конвенции ООН. «Конвенция о правах ребенка» была принята и открыта для подписания, ратификации и присоединения резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.

Другим документом является «Декларация о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях», которая была принята резолюцией 41/85 Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1986года.

В ней говорится:

«Генеральная Ассамблея, ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, ссылаясь также на Декларацию прав ребенка, которую она провозгласила в своей резолюции 1386 (XIV) от 20 ноября 1959 года, вновь подтверждая принцип 6 этой Декларации, который предусматривает, что ребенок должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и, во всяком случае, в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности, будучи озабочена большим числом детей, оставленных родителями или ставших сиротами в результате насилия, внутренних беспорядков, вооруженных конфликтов, стихийных бедствий, экономических кризисов или социальных проблем, учитывая, что во всех процедурах передачи детей на воспитание или их усыновления первостепенное значение имеет наилучшее обеспечение интересов ребенка, признавая, что в основных правовых системах мира существуют различные общественно полезные альтернативные институты, такие, как кафала в мусульманском праве, которые предусматривают замену семенное заботы о тех детях, о которых не могут заботиться их собственные родители, признавая далее, что лишь в тех случаях, когда во внутреннем праве государства признан и регулируется какой-либо конкретный институт, будут применяться положения настоящей Декларации, касающиеся данного института, и что эти положения никоим образом не будут затрагивать существующие альтернативные институты в других правовых системах, сознавая необходимость провозглашения универсальных принципов, которые следует принимать во внимание в тех случаях, когда установлены процедуры, касающиеся передачи ребенка на воспитание или его усыновления на национальном или международном уровнях, учитывая, однако, что изложенные ниже принципы не налагают на государства обязательства по созданию таких правовых институтов, как передача на воспитание или усыновление» и провозгласила основные принципы, касающиеся:

1.    общего благополучия семьи и ребенка;
2.    передачи детей на воспитание;
3.    усыновления.

Частным документом, касающимся определенных аспектов проблем несовершеннолетних, является также Резолюция 45/112 «Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних», принятая 14 декабря 1990 года.

Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.

Для того чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.

Для целей толкования настоящих Руководящих принципов должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.

Личные неимущественные права ребенка в современный период являются одной из важнейших теоретических и практических тем научных исследований, значение которой во всем мире в последнее десятилетие существенно возросло.

В России проблемы личных неимущественных прав ребенка одни из острейших на сегодняшний день, проявляются во всех сферах жизни граждан.

Построение правового государства неразрывно связано с приоритетом общечеловеческих ценностей, признанием прав и свобод человека и гражданина.

Права и свободы принадлежат ребенку  от рождения  и гарантируются государством в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации. Вместе с тем личные неимущественные права ребенка не могут реализовываться в полной мере в связи с  несовершенством действующих нормативных правовых актов.

Дети – наименее защищенная как в социальном, так и в правовом аспекте группа населения. Проводимые в Российской Федерации в начале 90-х годов прошлого столетия социально-экономические и политические преобразования повлияли на нестабильность браков, распространение внебрачных рождений, увеличение числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  безнадзорных и беспризорных детей, других социально- неблагополучных детей.

Современное состояние  личных неимущественных прав ребенка, а также признание его полноправным субъектом права – результат постепенного развития семейного права. Закрепление за ребенком личных неимущественных прав в Семейном кодексе Российской Федерации (далее – СК РФ) стало возможным в связи с  принятием Декларации прав ребенка 1959 года и Конвенции ООН о правах ребенка.

Наделение ребенка только комплексом личных неимущественных прав недостаточно. Ребенку необходимо предоставить также и правовую возможность их осуществления. Не случайно 2007 год был объявлен Годом ребенка, а 2008 год проходил под эгидой Года семьи при поддержке Президента России. Поэтому Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» № 48 от 24 апреля 2008 г. рассматривается в работе как долгожданный нормативный правовой акт, содержащий нормы права, регулирующие отношения, возникшие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства.

Право ребенка жить и воспитываться в семье состоит  из  права ребенка жить в семье и права ребенка воспитываться в семье, основанных на  закрепленном в ст. 1  СК РФ принципе приоритета семейного воспитания.

Право ребенка на воспитание в семье имеет существенную особенность: независимо от того, есть у ребенка родители или нет (родители умерли, лишены родительских прав, находятся в местах лишения свободы и т. д.), его право  жить и воспитываться в семье сохраняется, а родительское  право на воспитание не существует  в отсутствие у родителей ребенка.

Право ребенка на  воспитание является не только правовой категорией, имеющей непосредственное отношение к семейному праву.  Воспитание в целом представляет собой предмет пристального внимания специалистов иных наук: философии, социологии,  психологии и педагогики.

Право ребенка знать своих родителей, т. е. знать, от кого он происходит, связано с установлением происхождения детей. Право ребенка знать своих родителей имеет непосредственное отношение к тайне усыновления и тайне биологического происхождения ребенка при применении методов искусственной репродукции человека.

Установление в законе тайны усыновления (ст. 139 СК РФ) и обеспечение ее сохранения различными способами (изменение даты и места рождения, имени ребенка, запись родителей в качестве усыновителей)  ограничивает право ребенка знать своих родителей.

Кроме того, отсутствие в СК РФ понятия «тайна усыновления приводит к  возникновению целого ряда тайн, не имеющих отношения к понятию «тайна усыновления»: тайны судебного заседания, тайны рождения, тайны места и даты рождения, адвокатской тайны и др., затрудняет диагностику наследственных заболеваний, предотвращение брака с близкими кровными родственниками, о родстве с которыми усыновленный не знает.

СК РФ детально не регулирует проблемы, связанные с суррогатным материнством. Поскольку СК РФ исходит из общего принципа, что матерью является женщина, родившая ребенка, постольку закон предусматривает право суррогатной матери оставить ребенка у себя.

Возможность возникновения родительских прав у генетических родителей, ожидающих передачи ребенка, ставится поэтому в зависимость от   воли суррогатной матери. Это препятствует реализации права ребенка знать своих родителей, знать, от кого он происходит, поскольку рождение фактически ограничено тайной биологического (генетического) происхождения ребенка, которая законом не предусмотрена

В  пункте 2 ст. 20 ГК РФ определено место жительство ребенка только до 14 лет: им признается место жительства его законных представителей: родителей, усыновителей или опекунов.  Место жительства детей в возрасте от 14 до 18 лет в ГК РФ не устанавливает. Поэтому несовершеннолетние, достигшие 14 лет, по закону вправе самостоятельно избрать место своего жительства.

Глава 2. Споры, связанные с воспитанием детей

2.1. Споры между родителями, связанные с воспитанием детей

Семейное «воспитание детей, с одной стороны, подвластно правилам педагогики, с другой — представляет собой не что иное, как осуществление родительских прав и обязанностей. Другими словами, родители как воспитатели одновременно являются носителями прав и обязанностей по воспитанию, предусмотренных СК РФ. Их реализация составляет неотъемлемую и очень важную часть жизни семьи, где растут дети. Все вопросы педагогического характера, как правило, разрешаются матерью и отцом на паритетных началах либо одним из них с одобрения и молчаливого согласия другого. Какой бы ни была степень активности родителя как воспитателя, в любом случае речь идет о равноправных субъектах родительских прав, действующих в интересах ребенка и в рамках требований, сформулированных ст. 63 и 65 СК РФ.

Так схематично выглядит процесс семейного воспитания с правовой точки зрения. Между тем все значительно сложнее, поскольку предоставление родителям как воспитателям равных прав и обязанностей не исключает коллизий между ними по вопросам семейного воспитания, особенно там, где каждый из родителей — сильная личность, стремящаяся к семейному диктату.

Разумеется, разногласия между родителями по поводу методов и способов воспитания ребенка в семье отличаются большим разнообразием. Неодинаковы и глубина, острота конфликтов, связанных с формированием личности несовершеннолетнего. Чаще всего эти конфликты поверхностны, легко решаются сами по себе или в результате взаимных уступок и договоренностей, а потому здесь нет нужды в применении норм семейного права.

Что же касается более серьезных и глубоких расхождений между родителями по поводу семейного воспитания детей, то они иногда настолько усложняют ситуацию, что требуются совет, рекомендация компетентных в области педагогики специалистов. Это может быть воспитатель, педагог или консультант, к которому за разъяснением может обратиться любой родитель или они оба.

Мало того, ч. 2 ст. 65 СК РФ предоставляет родителям (одному из них) право обратиться с просьбой о помощи в разрешении возникшего внутрисемейного конфликта в органы опеки и попечительства или в суд.

Указание на право обращения в органы опеки и попечительства означает, что родители (один из них) могут просить совета у лиц, занимающихся охраной прав ребенка в системе этих органов.

В обязанность инспектора по охране прав детей входят рекомендации (устные и письменные) по поводу того, как разрешить ту или иную ситуацию с учетом интересов несовершеннолетнего. Подобного рода рекомендации носят характер пожелания, совета, а потому принудительным образом внедрить их невозможно. Когда же конфликт между родителями по поводу семейного воспитания ребенка перерастает в спор о праве, выходящий за рамки семьи, и родители сами разрешить его не в состоянии, им предоставляется возможность обратиться в суд.

При всем разнообразии споров, связанных с воспитанием, их легко разделить на несколько групп, каждая из которых не просто касается семейного воспитания как такового, но и представляет собой разновидность спора о праве, а точнее — о способах его осуществления в рамках, установленных законом, поскольку сами родители не могут разрешить его мирным путем.

К таким спорам относятся:

— определение места жительства ребенка при раздельном проживании его родителей;

— обеспечение права на общение родителя с ребенком, проживающим от него отдельно;

— обеспечение права на общение дедушки, бабушки, братьев, сестер с ребенком;

— возврат ребенка к родителям (одному из них) в случае удержания несовершеннолетнего лицами, не управомоченными на его воспитание.

Особую и самостоятельную категорию споров о праве на воспитание детей образуют имеющие специфику споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав.

При совместном проживании родителей (в одном доме, в одной квартире или комнате), как бы ни конфликтовали отец и мать, оба они продолжают оставаться непосредственными участниками семейного воспитания. Поэтому суд рассматривает иск об определении места жительства несовершеннолетнего, только если один из его родителей фактически проживает по другому адресу. Исключение составляют случаи, когда существует реальная возможность переезда родителя в другое место, в связи с чем он хочет знать заранее, с кем в дальнейшем будет находиться ребенок постоянно. Следует иметь в виду, что разрешение подобного рода спора не означает утраты одним из родителей своих прав и обязанностей по воспитанию. Просто меняется степень его участия в воспитании.

Причина тому — сам факт раздельного проживания родителей, когда один из них находится с ребенком постоянно, ежедневно, а другой осуществляет свои родительские права и обязанности, периодически общаясь с несовершеннолетним. Как определено п. 3 ст. 65 СК РФ, при отсутствии соглашения родителей о месте жительства детей при раздельном проживании родителей спор между родителями может быть разрешен судом по требованию любого из них. Спор о месте жительства детей суд может рассматривать в период брака родителей, в бракоразводном процессе, после расторжения брака родителей.

При разрешении спора между родителями о месте жительства несовершеннолетних детей суд исходит, во-первых, из равенства родительских прав и обязанностей отца и матери и, во-вторых, из интересов и мнения несовершеннолетних детей (при обязательном учете мнения ребенка, достигшего десяти лет). В качестве обстоятельств, которые суду необходимо принять во внимание при разрешении данного спора, п. 3 ст. 65 СК РФ называет:

— привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам;

— возраст ребенка;

— нравственные и иные личные качества родителей;

— отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком;

— возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей, состояние здоровья родителей и др.).

При разрешении спора о месте проживания ребенка при раздельном жительстве родителей суду предстоит определить, кому из родителей следует отдать предпочтение, кто из них будет выступать в роли непосредственного воспитателя. При этом он руководствуется, во-первых, общими, имеющими принципиальный характер положениями СК РФ; во-вторых, конкретными предписаниями, сформулированными в п. 3 ст. 65 СК РФ; в-третьих, указаниями Пленума Верховного Суда РФ, сформулированными в его постановлении № 10 от 27 мая 1998 г. «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей».

В качестве общих положений, которые обязательны во всех случаях при рассмотрении споров о месте проживания ребенка, фигурируют:

— равное право родителей на воспитание своих детей. Никаких привилегий по признаку пола ни мать, ни отец не имеют. Однако на практике чаще всего предпочтение отдается женщине-матери, когда спорят о маленьких детях, особо нуждающихся в материнском уходе, в близости с нею. Несколько иначе обстоит дело, если решается судьба подростка, к тому же трудного, для правильного воспитания которого так необходимы авторитет отца, его совет и помощь в решении вопросов, определяющих личность будущего мужчины и семьянина;

— неуклонное соблюдение интересов несовершеннолетнего. Поскольку он сам не в состоянии осознать, в чем они заключаются на самом деле, каковы его истинные и разумные потребности, центр тяжести при рассмотрении спора переносится на то, как каждый из родителей эти интересы понимает и удовлетворяет.

Поэтому согласно п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. при подготовке дела данной категории к судебному разбирательству надлежит правильно определить обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, обратив особое внимание на доказательства, которые характеризуют личные качества родителей либо иных лиц, воспитывающих ребенка;

— учет мнения детей, о которых спорят. При этом следует обратить внимание на то, что на этот счет в п. 5 указанного постановления Пленума имеется следующее разъяснение: «место жительства ребенка определяется исходя из его интересов, а также с обязательным учетом мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, при условии, что это не противоречит его интересам».

При этом само по себе преимущество в материально-бытовом положении одного из родителей не может являться определяющим условием для передачи ему несовершеннолетних детей. Суд также может учесть и иные обстоятельства, например, кто из родителей проявляет большую заботу и внимание к детям, отсутствие или наличие у родителей вредных привычек и отклонений в поведении и т. п. Кроме того, в таких ситуациях рекомендуется выявлять психологическую предпочтительность одного из родителей для ребенка с учетом сходства (или различия) их темперамента, имеется ли у каждого из родителей другая семья, причины распада брака родителей ребенка и т.п.

В необходимых случаях к участию в рассмотрении дела судом в установленном законом порядке может быть привлечен эксперт-психолог. В целях выявления мнения (желания) ребенка проживать с отцом или матерью он может быть опрошен судом, с учетом его возраста и развития. Суд вправе отступить от мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, если оно противоречит его интересам (ст. 57 СК РФ).

Успех семейного воспитания во многом зависит от отношений между воспитателем и воспитанником, в данном случае родителем и ребенком. Не углубляясь в причины этого явления сугубо педагогического характера, СК РФ ограничивается констатацией столь очевидного факта. Вместе с тем в СК РФ не просто обращается внимание на источники формирования полноценной личности в семье, а предлагается суду при рассмотрении спора учитывать и это обстоятельство.

На способность родителя быть хорошим воспитателем его профессия, характер работы, уровень образования прямого влияния не оказывают. Что же касается режима работы родителей, то для семейного воспитания ребенка небезразлично, будет ли он общаться со своим воспитателем постоянно или тот является редким гостем дома из-за занятости по работе (длительные командировки, экспедиции, гастроли и т.п.), тем более что в наше время устройство ребенка в одно из детских воспитательных учреждений не стало привычным выходом из положения.

Уровень материальной обеспеченности ребенка и качество его семейного воспитания никогда не находились в прямой зависимости. Мало того, безграничная возможность удовлетворять неразумные потребности, и даже прихоти детей, особенно подросткового возраста, как правило, чревата гибелью подлинных ценностных ориентиров подрастающего гражданина, его асоциальным поведением. Вот почему большой или, наоборот, очень скромный достаток родителя, претендующего на роль непосредственного воспитателя своего ребенка, не предопределяет судьбы спора.

С другой стороны, далеко не второстепенным обстоятельством становится семейное положение родителя. Наличие в семье отчима (мачехи) заставляет учитывать его отношение к ребенку, его умение и желание воспитывать пасынка.

На условия семейного воспитания несовершеннолетнего может неблагоприятно влиять неправильное поведение в семье, где растет ребенок, его деда, бабушки и других родственников, страдающих, например, алкоголизмом, наркоманией, психическим заболеванием.

Таков разнообразный и сложный со всех точек зрения спектр вопросов, от ответа на которые зависит исход спора о праве, связанного с семейным воспитанием ребенка. И решать их приходится с учетом особенностей ситуации иного плана. Речь идет о двух обстоятельствах, превращающих эти споры в мучительные для родителей и самого ребенка, а также трудные для судебного рассмотрения дела.

Во-первых, чаще всего предметом спора является единственный в семье ребенок или несколько детей, которых нельзя разобщить, а претендующий на роль непосредственного их воспитателя современный отец по человеческим качествам не уступает матери, а иногда даже ее превосходит. И речь идет не о единичных случаях, поскольку разводов среди супругов, имеющих детей, немало.

Во-вторых, для нашего времени характерно изменение семейных ролей мужчины и женщины. Нередко женщина становится основным кормильцем в семье, а потому всю себя отдает профессиональной деятельности, тогда как мужчина-отец хочет и может быть рядом с детьми, принимает активное участие в их жизни, умело направляет их нравственное развитие в нужную сторону.

Понятно, что в подобных случаях решить спор еще труднее. И чем он сложнее, тем очевиднее, что при грамотном его разрешении невозможно сбрасывать со счетов вопросы психологического плана. Поэтому мнение специалиста в области психологии нередко позволяет высветить моменты, имеющие существенное значение при разрешении возникших между родителями серьезных разногласий. При этом очень важно учитывать динамику складывающихся между родителями отношений по поводу семейного воспитания детей.

Одно дело, когда в далекое от конфликта время мать или отец не оставляли детей без внимания и заботы, другое — когда ранее безразличный, не думавший о них родитель становится вдруг чрезвычайно активным в период, непосредственно предшествующий рассмотрению дела в суде, или в дни судебного разбирательства.

При рассмотрении судом любого спора о месте проживания ребенка с одним из родителей мирное решение проблемы всегда служит лучшим выходом из положения. Именно поэтому п. 3 ст. 65 СК РФ ориентирует на соглашение родителей по этому вопросу. Подобного рода соглашение как таковое не обязательно облекать в письменную форму, а если оно зафиксировано на бумаге, нотариального его удостоверения не требуется.

При отсутствии соглашения суду предстоит решить, с кем из спорящих родителей должен находиться ребенок. Трудности, которые могут возникнуть в связи с исполнением судебного решения, предопределять судьбу спора не могут. Их можно и нужно будет устранять средствами, которыми располагает судебный исполнитель

К участию в таких делах судом обязательно привлекается орган опеки и попечительства, заключение которого по существу спора между родителями и акт обследования условий их жизни имеют решающее значение для вынесения судом решения о месте проживания детей (ст. 78 СК РФ). Вместе с тем следует иметь в виду, что суд должен оценивать такие заключения в совокупности с другими доказательствами. В случае несогласия суда с заключением органа опеки и попечительства в судебном решении должны быть приведены конкретные мотивы, которыми при этом руководствовался суд.

Судебная практика свидетельствует о том, что, по результатам рассмотрения споров о месте жительства детей, в большинстве случаев (по некоторым сведениям — до 90%) дети передаются на воспитание матери и проживают с ней.

Причем подобные решения основаны не на приоритете права матери на воспитание детей, а на убеждении суда, что в том или ином конкретном случае (особенно если ребенок малолетний) мать сможет лучше, чем отец, выполнять обязанности по воспитанию ребенка. Нередки случаи, когда эти решения должным образом не мотивированы и принимаются в пользу матери независимо от подлежащих учету обстоятельств, что представляется ошибочным как с учетом требований закона, так и с точки зрения здравого смысла.

Определяющим здесь должно являться только соблюдение интересов ребенка с учетом возможности создания родителями наиболее благоприятных условий для его воспитания и образования. Не исключено, что они будут более оптимальными для ребенка не у матери, а у отца. В этой связи немотивированное решение о передаче ребенка матери исходя только из сложившейся традиции и судебной практики может быть оспорено.

Спор между родителями о порядке осуществления родительских прав отдельно проживающим от ребенка родителем разрешается судом по их требованию (требованию одного из них), если родители не могут прийти к соглашению (п. 2 ст. 66 СК РФ). К участию в деле привлекается орган опеки и попечительства (ст. 78 СК РФ). Суд при рассмотрении таких дел принимает во внимание различные обстоятельства с учетом соблюдения принципа равенства родительских прав обоих родителей и интересов ребенка.

Так, суд должен учесть конкретные условия, в которых воспитываются дети, их возраст, особенности развития, характер взаимоотношений родителей, отношение к ним детей, условия жизни отдельно проживающего родителя, возможность положительного или отрицательного влияния его на детей, а также и другие конкретные обстоятельства, выявившиеся при рассмотрении дела.

При необходимости судом назначается судебно-психологическая экспертиза, которая: может проводиться как в отношении родителей (одного из них), так и по психологическому анализу ситуации (семейного конфликта).

Такая экспертиза позволит выяснить важные обстоятельства психологической природы (например, наличие или отсутствие психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей и его характер, мотивационные линии поведения каждой из сторон, психологическую характеристику системы взаимоотношений ребенка с каждым из родителей) и подтвердить или опровергнуть те или иные доводы каждой из сторон, что позволит суду принять правильное решение по делу.

Однако следует иметь в виду, что заключение судебно-психологической экспертизы, как и заключение органа опеки и попечительства, является согласно ст. 78 ГПК РФ одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами.

В исключительных случаях, когда общение ребенка с отдельно проживающим родителем может нанести вред ребенку, суд, исходя из п. 1 ст. 65 СК РФ, вправе отказать этому родителю в удовлетворении иска об определении порядка его участия в воспитании ребенка, изложив мотивы принятого решения.

При удовлетворении иска о порядке осуществления родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в резолютивной части решения суд с учетом обстоятельств конкретного дела конкретно определяет порядок общения этого родителя с ребенком, т.е. указывает время, место, продолжительность, периодичность общения и т.п.

Причем такое общение может осуществляться не только при личных встречах родителя и ребенка, но и в иных формах (телефонные переговоры, переписка и т.п.). Решение суда об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, подлежит обязательному исполнению обоими родителями по правилам ст. 206 ГПК РФ, т.е. в порядке, установленном для исполнения решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия.

В случае неподчинения родителя, с которым проживает ребенок, решению суда о порядке участия другого родителя, проживающего отдельно от ребенка, в его воспитании к нему применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве. За неисполнение решения суда на виновного родителя судебным приставом-исполнителем может быть наложен штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда.

При повторном и последующих нарушениях виновным родителем устанавливаемых сроков для исполнения судебного решения на него вновь налагаются штрафы, размеры которых каждый раз удваиваются. Однако их уплата не освобождает родителя, с которым остался проживать ребенок, от обязанности выполнить решение суда о порядке общения с ребенком отдельно проживающего родителя (п. 1, 3 ст. 73, ст. 85 Закона РФ об исполнительном производстве).

Встречаются случаи, когда и эти санкции не оказывают должного воздействия на родителя, с которым остался проживать ребенок, и он продолжает сознательно не выполнять судебное решение и после применения к нему мер ответственности, предусмотренных законодательством.

Принудительное же исполнение решения суда по данным делам практически невозможно. Подобное поведение родителя, совместно проживающего с ребенком, может расцениваться как злостное невыполнение решения суда о порядке общения с ребенком другого родителя. В таком случае суд по требованию родителя, проживающего отдельно от ребенка, может в соответствии с п. 3 ст. 66 СК РФ вынести решение о передаче ему ребенка, исходя при этом из интересов ребенка и с учетом мнения ребенка.

В юридической литературе отмечается, что предусмотренная п. 3 ст. 66 СК РФ санкция имеет важное психологическое значение, поскольку одна угроза ее применения может изменить в лучшую сторону поведение родителя, проживающего совместно с ребенком и не выполняющего решение суда о порядке участия другого родителя в воспитании ребенка. Однако это вовсе не означает, что эта санкция имеет исключительно превентивный характер и не может быть реально применена на практике.

Спор о праве на воспитание ребенка может возникнуть не только между родителями, но также между родителями и другими лицами. Это споры об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников (ст. 67 СК РФ); о возврате ребенка к родителям от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (ст. 68 СК РФ). В особую категорию споров о праве на воспитание детей следует выделить споры, связанные с лишением или ограничением родительских прав.

2.2. Участие органа опеки и попечительства при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей

Важное место в разрешении споров, касающихся воспитания детей, принадлежит органам опеки и попечительства. Одной из форм защиты семейных прав органами опеки и попечительства является их обязательное участие в делах по рассмотрению судами споров, связанных с воспитанием детей, что закреплено в ст. 78 СК РФ Рассмотрение судами дел данной категории без участия органа опеки и попечительства невозможно. Закон предусматривает участие органа опеки и попечительства в рассмотрении споров, связанных с воспитанием детей, как в качестве стороны по делу (истца), так и в качестве органа местного самоуправления, компетентного дать заключение по существу спора.

СК РФ в п. 1 ст. 78 устанавливает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении судом споров о воспитании детей независимо от оснований их возникновения и характера спорных вопросов, подлежащих разрешению, а также независимо от того, кем конкретно предъявлен иск в защиту ребенка. Причем в ряде статей СК РФ прямо предусмотрено участие органов опеки и попечительства в таких делах, как, например: об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка (п. 2 ст. 66); о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70); о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72); об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73); об отмене усыновления ребенка (п. 2 ст. 140).

Закон (п. 1 ст. 78 СК РФ) признает необходимым участие органов опеки и попечительства и в других делах, связанных с воспитанием детей, хотя об этом непосредственно в конкретной правовой норме СК РФ, регулирующей те или иные вопросы разрешения споров о воспитании детей, и не упоминается.

К ним, в частности, относятся дела: об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей (п. 3 ст. 65 СК РФ); об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников: дедушки, бабушки, братьев, сестер (п. 3 ст. 67 СК РФ); о возврате родителям ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или не на основании судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ); об отмене ограничений родительских прав (п. 1 ст. 76 СК РФ); о возврате опекуну. (попечителю) ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любого лица, удерживающего у себя ребенка не на законных основаниях (п. 2 ст. 150 СК РФ); о возврате приемному родителю ребенка, удерживаемого другими лицами не на основании закона или судебного решения (п. 3 ст. 153 СК РФ).

Орган опеки и попечительства привлекается к рассмотрению спора определением суда. Кроме того, орган опеки и попечительства вправе обратиться в суд с иском для защиты интересов ребенка по собственной инициативе (о лишении родительских прав — п. 1 ст. 70 СК РФ; об ограничении родительских прав — п. 3 ст. 70 СК РФ; об отмене усыновления — ст. 142 СК РФ; о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей с их родителей — п. 3 ст. 80 СК РФ). Участвуя при разрешении судом спора, связанного с воспитанием ребенка, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица (лиц), претендующего на его воспитание, и представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора (п. 2 ст. 78 СК РФ).

Заключение органа опеки и попечительства должно быть подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным им на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей (п. 1 ст. 34 ГК РФ и п. 2 ст. 121 СК РФ).

В установленных законом случаях (ст. 57 СК РФ) представляемое суду заключение органа опеки и попечительства должно учитывать мнение ребенка, достигшего возраста десяти лет.

В силу ст. 86 ГПК РФ заключение органа опеки и попечительства является лишь одним из доказательств, которое должно быть оценено судом в совокупности с другими имеющимися в деле доказательствами, поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 67 ГПК РФ никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Поэтому в случае несогласия с заключением органа опеки и попечительства по существу разрешаемого спора суд мотивирует принятое решение ссылкой на иные доказательства.

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей

Исполнение решений суда по делам, связанным с воспитанием детей (это может быть как решение по рассмотренным в данной главе спорам, так и решение об отобрании ребенка у родителей или других лиц), в соответствии со ст. 79 СК РФ производится судебным приставом-исполнителем по правилам исполнительного производства в порядке, установленном законом (ст. 9, 73 Закона РФ об исполнительном производстве) по месту жительства лица, обязанного исполнить судебное решение, или по месту нахождения ребенка. При этом согласно ст. 203 ГПК РФ суд вправе по заявлениям заинтересованных лиц отсрочить исполнение решения, а также изменить способы и порядок его исполнения.

Если решение суда не будет исполнено обязанным лицом (лицами) в установленный срок добровольно, то судебный пристав-исполнитель должен принять меры по принудительному исполнению решения.

На родителей или иных лиц, на попечении которых находится ребенок, препятствующих исполнению судебного решения по делу, связанному с воспитанием ребенка (например, об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка или о порядке реализации бабушкой, дедушкой права на общение с ребенком и т.п.), или не исполняющих его без уважительных причин, может быть наложен штраф в размере до 200 установленных законом минимальных размеров оплаты труда, который взыскивается в доход государства.

Такая санкция применяется к виновным лицам на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом (п. 1, 4 ст. 85 Закона РФ об исполнительном производстве).

Однако уплата штрафа не освобождает родителя (другое лицо) от обязанности совершить действия, предусмотренные решением суда по делу, связанному с воспитанием ребенка.

Поэтому одновременно с наложением штрафа судебным приставом-исполнителем назначается обязанному родителю (другому лицу) новый срок для исполнения судебного решения.

При повторном и последующих нарушениях без уважительных причин должником вновь назначенных сроков для исполнения исполнительного документа размер штрафа каждый раз удваивается (п. 1, 2, 4 ст. 85 Закона РФ об исполнительном производстве).

Из-за противодействия родителей (иных лиц) исполнению решения суда об отобрании ребенка и передаче его другому лицу нередко возникают сложности как организационного, так и морально-этического характера.

В таких случаях производится принудительное исполнение решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам).

В качестве обязательных условий производства этой процедуры закон (п. 2 ст. 79 СК РФ) предусматривает участие органа опеки и попечительства, а также лица (лиц), которому (которым) передается ребенок.

С учетом конкретных обстоятельств (оказания судебному приставу-исполнителю физического противодействия лицом, удерживающим ребенка, высказывания угроз применения насилия в отношении ребенка или причинения вреда его здоровью и т.п.) в исполнении судебного решения, связанного с отобранием ребенка и передачей его другому лицу (лицам), может также участвовать представитель органов внутренних дел.

Принудительное исполнение решения суда, как правило, сопряжено с действиями, которые могут оказать негативное воздействие на моральное и психическое состояние ребенка и в итоге вступить в противоречие с законными правами и интересами ребенка.

Поэтому суд при невозможности исполнения решения о передаче ребенка без ущерба его интересам может, согласно п. 2 ст. 79 СК РФ, вынести определение о временном помещении ребенка в воспитательное учреждение, учреждение социальной защиты населения, в том числе в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, лечебное учреждение (санаторий, детскую больницу и т.п.) и другое аналогичное учреждение (профилакторий, дом отдыха и т.п.). Такие меры будут способствовать переходу ребенка от одного лица к другому.

Исполнение решения суда по делам об отобрании ребенка в случае розыска должника (обязанного лица) или отобранного у него ребенка приостанавливается до завершения этого розыска. В таких случаях судебный пристав-исполнитель по своей инициативе или по заявлению взыскателя (лица, которому в соответствии с решением суда должен быть передан ребенок) выносит постановление о розыске должника или ребенка, который осуществляется органами внутренних дел.

Впоследствии расходы, произведенные в связи с розыском должника и ребенка, отобранного у должника по решению суда, взыскиваются с должника в упрощенном порядке, т.е. в приказном производстве. На основании заявленного органом внутренних дел требования судьей единолично выносится соответствующий судебный приказ, который выдается для предъявления к исполнению или направляется судом для исполнения судебному приставу-исполнителю (ст. 122, 130 ГПК РФ).

Заключение

В заключение следует отметить, что права и обязанностей родителей и детей своими корнями уходят в область нравственности. Чем прочнее моральный фундамент бережного отношения родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей, а также прав и обязанностей детей дело обстоит благополучно.

Семейное законодательство распространяется на всех граждан РФ. Причем наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором.

Семья — это та общественная структура, в которой, прежде всего, происходит воспроизводство человека как члена общества. Именно в семье первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социальные качества.

Семья призвана играть исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей природе и предназначению она является союзником общества в решении коренных проблем: преодолении депопуляции, утверждении нравственных устоев в обществе, социализации детей, развитии культуры и экономики, семейного предпринимательства. Однако потенциал семьи реализуется неэффективно. Важнейшей задачей семейной политики должна стать разработка механизмов и технологий, позволяющих активно использовать возможности семьи как общественного института в решении сложных проблем развития нашего общества.

Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития.

Идеология приоритета семьи, ее непреходящая ценность для жизни и развития человека и общества закреплена во многих нормативных актах. Одно из основных положений этих документов — укрепление и защита института семьи со стороны общества, разработка всеми государствами национальной семейной политики.

Но острота существующих сегодня проблем российских семей вызывает тревогу. Больно ударяют по семье демографический кризис, сопровождающийся депопуляцией, ростом смертности, падением рождаемости, постарением населения, снижением продолжительности жизни, ухудшением здоровья людей, инвалидизацией; продолжающееся падение уровня жизни большинства населения России; рост безработицы, алкоголизма, наркомании, преступности, неуверенность в завтрашнем дне.

Преодоление сложившихся в обществе негативных тенденций требует от государства новых подходов к решению многочисленных проблем социально-семейных отношений. Результатом целенаправленных усилий правительства должна стать появление эффективной семейной политики, нацеленной непосредственно на изменение и сохранение уровня жизни семей, повышения благосостояния и улучшения их социального самочувствия.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

Это положение нашло закрепление не только в семейном законодательстве, но и в основных законах многих государств. В Российской Федерации ч.2 ст.38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.

Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Статья 61 СК гласит, что родители имеют.

Список использованных источников

Нормативно – правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. // Российская газета. — 25 декабря 1993. — № 237.
2. Конвенция о правах ребенка. Вступила в силу 2 сентября 1990 г. Ратифи-цирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г. Вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г. // ВВС СССР. – 1990. — № 45. – Ст.4488.атифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994 г. №51 – ФЗ // СЗ РФ. – 1994. — № 32. – Ст.3301.
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223 – ФЗ (ред. от 2.01.2000) // СЗ РФ. – 1996. — № 1. – Ст.16.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 – ФЗ // СЗ РФ. – 1996. — №25. – Ст.2954.
6. Федеральный закон « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124 – ФЗ (ред. от 20 июля 2000) // СЗ РФ. – 1998. — №31. – Ст. 3802.
7. Федеральный закон « Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 г. №143 – ФЗ // СЗ РФ. – 1997. — №47. – Ст. 5340.
8. Федеральный закон « Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150 — ФЗ // СЗ РФ. – 1996.- №51. – Ст.5681.
9. Федеральный закон « О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53 – ФЗ // СЗ РФ. – 1998. — №13. – Ст.1475.
10.Федеральный закон « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ // СЗ РФ. – 1995. — №21. – Ст.1929.
11. Федеральный закон « О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г. № 114 – ФЗ // CЗ РФ. – 1996. — № 34. – Ст.4029.
12. Федеральный закон « О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. №173 – ФЗ // СЗ РФ. – 2001. — №52. – Ст.4920.
13.Федеральный закон « О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 г. № 1541-I // СЗ РФ. – 2005. — №1. – Ст.15
14.Федеральный закон « О введении в действие жилищного кодекса Россий-ской Федерации» от 29 декабря 2004 г. №189 – ФЗ //СЗ РФ. – 2005. — №1. – Ст.15.
15. Закон « Об образовании» от 13 января 1996 г. № 3266-1 // СЗ РФ. – 1996. — №3. – Ст.150.
16.Указ Президента РФ « Об основных направлениях государственной се-мейной политики» от 14 мая 1996 г. №712 // СЗ РФ. – 1996. — № 21. – Ст.2460.
17. Постановление Правительства РФ « Об утверждении Положения о по-рядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имею-щим детей» от 4 сентября 1995 г. №883 // CЗ РФ.- 1995. — №37. – Ст.3628.
18. Постановление Правительства РФ « Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада детей в Российской Федера-ции» от 2 ноября 2000 г. №839 // СЗ РФ. – 2000. — № 45. – Ст.4488.
19. Кодекс о браке и семье РСФСР от 30 июля 1969 г. // Ведомости Верхов-ного Совета РСФСР. – 1969. — №32. – Ст.1085. ( Утратил силу в связи с при-нятием Семейного кодекса РФ от 29.12.1995 г. №223 – ФЗ и Федераль-ного закона от 15.11.1997 г. №143 – ФЗ).
Научная литература:
1. Айвар Л. К. Правовые основы вспомогательных репродуктивных техноло-гий (суррогатное материнство) // Юридический консультант. – 2014. — №3. – С. 6-11.
2. Беспалов Ю. Основания и порядок лишения родительских прав. // Российс-кая юстиция. – 2014. — №6. – С.54.
3.Гребенкин В. В. Права детей на должный уровень защиты.// Юрист. – 2013.- № 9. – С. 58-59.
4.Ильина О. Ю. Публично-правовые основания учета интересов ребенка при рассмотрении судами споров, связанных с воспитанием детей. // Семейное и жилищное право. – 2013. – №3. – С. 16-21.
5. Ларионов А. А. Субъектный состав обязательств вследствие причинения вреда ребенком. // Семейное и жилищное право. – 2014. — №1. – С. 21-27.
6. Левушкин А. Н. Некоторые актуальные проблемы правового регулирова-ния алиментных обязательств между родителями и детьми.// Юрист. – 2015. — №8. – С. 27-29.
7. Мардахаева П. П. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. // Семейное и жилищное право. – 2015. — №4.- С. 9-10.
8. Митрякова Е. С. Оспаривание родительских прав при применении сурро-гатного материнства. // Семейное и жилищное право. – 2015. — №2. – С.2-3.9. Михайленко Е. В. Проблемы установления фактического отцовства и мате-ринства. // Юрист. – 2013. — №9. – С. 61-62.
10. Чефранова Е. А. Правовое регулирование имущественных отношений с участием несовершеннолетних членов семьи. // Защита прав ребенка в со-временной семье. – 2014. — № 9. – С. 79-84.
11. Пчелинцева Л. Н. Семейное право России. Учебник 4-е изд. – М.: Норма, 2014. – С. 283.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда РФ « О применении судами за-конодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» от 27 мая 1998 г.№10 // Российская газета. – 1998. – 10 июня.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ « О применении судами Семейного кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об уста-новлении отцовства и о взыскании алиментов» от 25 октября 1996 г. №9 // ВВС РФ. – 1997. — №1.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ « О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел, связанных с приватизацией граж-данами жилых помещений» от 20 января 1994 г. №7 // ВВС РФ. – 1994. — №2.