Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Правовая охрана Конституции Российской Федерации»

Пример курсовой работы студента 1 курса юридического факультета Оренбургского государственного аграрного университета

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ.
1.1 Понятие правовой охраны Конституции РФ.
1.2 Задачи правовой охраны Конституции РФ.
1.3 Субъекты охраны Конституции РФ.
1.4 Формы правовой охраны Конституции РФ.
Глава 2. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России
2.1 Понятия конституции РФ, в современном значении.
2.2 Конкретные вопросы охраны Конституции РФ
Заключение
Список использованных источников

Введение

С развитием Российского государства подтверждается общее и единое правило современного мира: каждая из стран, которая считает себя в полной мере цивилизованной, имеет свою собственную конституцию, которая и является представлением сути цивилизованности. Конституция непременно важна и, как следствие, необходима для современного, развитого государства, которое, так или иначе, преследует цели, какого-либо проявления демократизма, а необходима она, прежде всего из-за того, что в ней закрепляются его исходные предназначения и принципы, функции, задачи и главные организации, а также формы и методы деятельности. Конституция регулирует и устанавливает возможные пределы и характер государственного контроля в каждой из основных сфер общественного развития, непосредственного взаимодействия и взаимоотношения человека и гражданина с государством. Но самое главное, что конституция даёт для государства и общества, это фундаментальная сила и высшую власть правам и свободам человеку, защищая его честь и достоинство (в статье 23 ч. 1).

Конституция – это главный закон государства, выражает волю либо всего народа в целом, либо только господствующего класса, также закрепляющий основные положения государственного и общественного строя общества, права и свободы человека и гражданина, излагает интересы общества в форме законов, либо интересы привилегированного класса.

Сам термин конституция берёт истоки от латинского слова «constitutio» — установление, построение. Во времена Римской империи конституциями были указы римских императоров (декреты), от чего и пошло само понятие, а в средние века оно применялось в форме понятия, «основной закон», что уже окончательно послужило современному аналогу понятия конституция.

Конституционное право – является же одной из системных отраслей права в Российской Федерации. Также, как и любая другая отрасль современного права, конституционное право представляет собой совокупность правовых норм, то есть правил поведения, являющихся общеобязательными для всех граждан, которые в большинстве случаев обеспечиваются применение государственного принуждения, в различных формах проявления и регламентируются органами, обладающими для этого, властными полномочиями. Образующие данную отрасль, правовые норм, являющиеся неотъемлемой её частью, характеризуются единством всех составных частей, определёнными признаками, которые являются общими для её частей, тесно связаны между собой и имеют особые отличия, выделяющие их на фоне других отраслей права. Данные признаки обусловлены своеобразностью общественных отношений, конкретным подходом рассматриваемого российского общества, именно на регулирование которых и направлены норма, которые образуют эту отрасль.

Конституция Российской Федерации по своей особой правовой природе является лишь фундаментом всей правовой системы России. Эффективная правовая охрана Конституции – является основой самой устойчивости государственного и общественного строя. Вследствие этого самой важной задачей государственной власти в Российской Федерации обеспечение верховенства и правовой направленности Конституции, соответствие актов, издаваемых правительством, нормам и принципам Конституции, их верное и доступное изложение, соблюдение всех норм в соответствие также и международным правам, наибольший баланс во взаимодействии правовых нормативных актах Центральной власти и власти в субъектах Федерации на местном уровне.

Следует понимать, что правовая охрана конституции — это общая совокупность всех юридических средств, возможностей и направленностей, с помощью которых достигается исполнение всех установленных норм Конституции, соблюдение всеми субъектами режима конституционной законности и право намеренности всех действий.

В данной работе, я собираюсь рассмотреть обеспечение правовой охраны конституции в Российской федерации, а также раскрыть её задачи и разобраться в самом понятии обеспечение правовой охраны конституции.

Необходимо разобрать в данной работе со следующими задачами:

  1. Разобраться в задачах и раскрыть само понятие Конституции Российской Федерации.
  2. Раскрыть механизм охраны конституции и показать главные формы охраны данной конституции.
  3. Сделать анализ состояния правовой охраны Конституции Российской Федерации в современном обществе.

Объектом в данной теме является, сама правовая охрана конституции, включающая в себя все действия, обеспечивающие её, все составляющие охраны, всех кто-каким-либо образом влияет на её охрану, понимание субъективности значения правовой охраны, то есть все действия и её составляющие в своей сумме, даже можно сказать, что именно тема и отвечает нам на вопрос об объекте. Предметами же курсовой являются, глава государства (Президент) и Конституционный Суд РФ, а также меры по осуществлению, но конкретно в данном вопросе предметом выступает роль и влияние на охрану конституции все стороны рассматриваемого вопроса, в частности влияние на охрану со стороны Президента РФ, являющегося гарантом самой конституции и, как следствие, носителем понятия правовой охраны конституции.

Глава 1. Понятие и задачи правовой охраны Конституции РФ.

1.1 Понятие правовой охраны Конституции РФ.

Правовая охрана конституции – это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм, соблюдение режима конституционной законности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Если взглянуть на данный вопрос в более широком смысле его понимания, то под правовой охраной конституции понимают создание нужных условий, создание и улучшение соответствующих им гарантий, получающих достаточное выражение в первых и основных понимания самой сути Конституции, усовершенствование государственно правовых методов, средств и способов обеспечения действия норм Конституции и прилегающих законов. Также используется в специальном значении, предполагая под собой применение специфических норм, конституционно-правовых средств в целях установления верховенства Конституции во всей правовой системе общества.

При попытке определить суть понятия «правовая охрана конституции» следует:

  1. Понимать правовую охрану конституции через категорию, наиболее точно, разносторонне и обобщённо характеризуется, и обусловливается особенно положение полученного документа в каждой из сфер общественной жизни, обуславливает его от каждого из других актов.
  2. Исходить из понимания того, что именно от неукоснительного соблюдения и обеспечения поддержки данной категории зависит в конечном итоге соблюдение стабильности и прогресс развития. Данной категорией являются свойства Конституции РФ, под которыми понимают её признаки в основном законе государства и общества. К наиболее разнообразным, всеобъемлющим из них можно относить верховенство закона, а также высшую юридическую и нормативную силу высшего закона.

Именно эти свойства и являются универсальными и всеобъемлющими в контексте правовой охраны, благодаря чему даётся особая характеристика главенствующего места в роли в обществе в каждой из сфер деятельности этого общества. Поэтому в научной литературе отмечаются два важных аспекта при рассмотрении данного вопроса. Во-первых, верховенство определяет, прежде всего, статус конституции в различных важнейших подсистемах общества, в отношении их основных структурных элементов. В особенности это касается политической системы, государственного управления. Во-вторых, высшая нормативная, юридическая сила конституции характеризует позицию данного документа главным образом среди различного рода правовых актов, а также партийных норм, норм общественных объединений, традиций, обычаев, которые выполняют роль регуляторов функционирования взаимосвязей, взаимоотношений различных общественных систем и их институтов. Из этого можно сделать вывод, что выполнению дела указанных выше двух важнейших и охватывающих большинство аспектов при рассмотрении данного вопрос и свойств получаемых на основе рассмотрения моментов большинством научной литературы служит именно правовая охрана Конституции.

Можно наблюдать определённый специфический характер при рассмотрении правовой охраны конституции в государствах федеративной формой государства, в которую входит и Российская Федерация. В наибольшем числе таких государств на одном ряду с общефедеральной конституцией также действуют и конституции на местах, то есть конституции субъектов федерации. Следовательно, мы получаем два определённых вида систем, используемых для правовой охраны конституции. В первом случае это охрана общефедеральной Конституции, а во втором уже охрана конституции конституций каждого из субъектов, входящих в федерацию. Для каждой из систем свойственны свои задачи, решения которых преследуют органы, предназначенные для правовой охраны конституции.

Правовая охрана главного закона должна и осуществляется институтами, имеющими соответствующую направленность. Иногда их называют средствами. В своей сумме они представляют собой специальный механизм правовой охраны главного закона. И прежде всего, таковым институтом является особый порядок сбора, а также принятия и изменения сущностных изменений в конституции. Он обязан отвечать двум основным, смежным и координированным требованиям. Во-первых, соблюдению стабильности конституции и, во-вторых, обеспечению всем возможностям ее изменения или уточнения. Данный подход должен быть призван для обеспечения стабильности конституционного строя и в то же время учитывать динамику его развития, включающую возможные изменения в обществе.

Вместе с определенными функциями выполняются две общие задачи, как для общефедеральной, так и для конституции субъектов, без решения которых невозможно вынести оптимальное и наиболее приближённое для современных реалий решение прогрессивное решение, способное утвердить соответствие её значения, а также самого функционирования государства в избранном и правильном направлении. В первую очередь – это оптимальное обеспечение и поддержание в единстве всех законодательств, с наиболее гармоничным сочетанием с интересами как самой федерации в целом, так и каждого из входящих в неё субъектов. Во-вторых, обеспечение сходства и поддержания соответствия общефедеральной правовой системе входящих в неё правовых норм субъектов на основе принципа верховенства федерального законодательства над региональным законодательством и, как следствие, верховенства общефедеральной конституции над конституциями каждого из субъектов федерации. Ни одна Конституция субъектов федерации не должна и не может идти в противовес и противоречие с Конституцией общефедеральной. Но нельзя не заметить, что не существует каких-либо единых стандартов, которые бы делали существование конституций субъектов без смолёными. Данное соответствие решается и регламентируется федеративным законодательством каждого из государств по своему усмотрению, что же касается России, то данный вопрос рассмотрен в достаточно полной мере и имеет свою собственную регламентацию.

Следующий институт правовой охраны конституции — это ее толкование. Оно представляет из себя особый вид правовой деятельности. Конституционное толкование – также является частью общего толкования норм права. Также с тем толкование конституции имеет свои особенности:

  1. Конституционное толкование — особый вид правовой деятельности высшего судебного органа, направленный на оценку правовых актов, охрану Основного закона, обеспечение всех норм реализации права, на предупреждение всех видов правонарушений.
  2. Конституционное толкование — вид правовой деятельности высокого юридического ранга. По своей силе акты толкования Конституции и конституционного толкования законов имеют силу последних.
  3. Как вид правовой деятельности конституционное толкование имеет значение не только для правотворчества, но и для всех форм реализации права, в том числе для соблюдения, исполнения и осуществления правовых предписаний.

Главное место в понимании и выявлении задач правовой охраны конституции, основного закона отводится институту, осуществляющему конституционный контроль. Он является наиболее оптимальным средством, с наибольшей эффективность в обществе. До сих пор в науке остаётся спорным решение по вопросу о том, к какому же из видов власти должен относиться конституционный контроль. Кто-то считает, что конституционное правосудие – это есть неотъемлемая часть судебной власти, другие же предполагаю, что конституционное правосудие, есть институт, стоящий над каждой из ветвей власти, хотя и не должен являться в полной мере неким четвёртым представителем власти. Третьи предполагают, что конституционный контроль надо рассматривать, как понятие в широком смысле, охватывающем как конституционный судебный контроль, так и другие формы, то есть как своеобразную контрольную власть. Ну и на конец последние, говорят о власти контрольной, как о разбросанной ветви власти и осуществляемой только лишь органами, специально разработанными под это, для которых закон предписывает именно осуществление предписаний конституционного контроля в целом или по отдельным вопросам.

Четвёртый же институт, осуществляющий правовую охрану основного закона федерации, является конституционный надзор. Присутствует множества его определений в различной научной литературе. К примеру, С.А. Авакьян даёт ему характеристику, как осуществляемую государственными органами деятельность, направленную на обеспечение соответствия конституции государства законов и иных нормативных правовых актов. Также нельзя не отметить, что на протяжении многих лет проходят споры в выявлении сущностного понимания, в сравнении понятий «конституционного контроля» и «конституционного надзора». В прошлом некоторые ученые предполагали, что указанные понятия тождественны, другие же напротив разделяли их, третьи пытались отнести конституционный надзор к одному из видов конституционного контроля, то есть включить его в понятие конституционного контроля. В современном обществе спор, в большинстве случаем, сводится к тому, нужно ли понятия «конституционный контроль» и «конституционный надзор» считать идентичными или напротив различать их.

Конституционный контроль понимается как – проверка и постоянное наблюдение для проверки за нормативно-правовыми актами, которые действуют на территории РФ на предмет их достаточности и соразмерности Конституции РФ.

Появление правовой охраны конституции связывается с установлением и принятием в России Конституции РСФСР 1918 года. Данная конституция характеризуется в научной литературе в виде первого основного закона социализма. Всё последующее развитие этого института являлось сутью и объединялось напрямую с установлениями и принятиями каждой новой Конституцией СССР и на основе каждой из них — новых конституций автономных и союзных республик. Нужно также выделить, что в общем в период существования социализма институт правовой охраны главенствующих законов был во многом формальный и неэффективный. В практических случаях имеющиеся вопросы, как и многие другие вопросы государственной жизни, решались высшими инстанциями КПСС.

Часто рассматривается также понятие способа охраны. Способ охраны (Конституции) – это особая система действий или единичное действие, которые применяются органами государственной власти для осуществления и установления правовой охраны Конституции РФ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Большинство под государственной охраной понимают одну из функций государственных властных органов. Эта функция определяется не в исключительном ведении только лишь одного государственного органа. В её полноправном исполнении задействован каждый государственный орган, который в какой-либо мере при исполнении своих не посредственных задач, каким-нибудь образом осуществляет государственную охрану.

Гарантом для соблюдения правил Конституции и законов РФ, конституций в республиках, входящих в состав России, выражаются в том числе и главы исполнительной власти (президенты) республик.

В качестве гаранта для Конституции, Президент РФ получает прерогативы по защите прав и свобод человека и гражданина, конституционного строя, осуществлению мер для охраны суверенитета РФ, ее независимости и в том числе государственной целостности, а также обеспечению согласованного функционирования всех органов государственной власти. Во-вторых, заранее рассмотренное в Конституции (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ на приостановку действий каждого из актов органов исполнительной власти в субъектах РФ в случаи несоответствия этих актов, актам Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) даёт и закрепляет за ним возможность не только на прямую контролировать состояние конституционной законности, но и оказывать непосредственное влияние на них.

В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Правовая охрана конституции. Преследует собой и охрану свободы человека и гражданина. Если учитывать конституционное положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующее каждому право на судебную защиту его прав и свобод, становится ясно, что суды обязаны соблюсти надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Из чего становится ясно, что правовая охрана является немало важной частью Конституции, как РФ, так и субъектов РФ.

Как вывод мы можем считать, что охрана конституции, соблюдение её норм и предписаний, есть основная обязанность всех её субъектов, а обеспечение её охраны наблюдается на каждом из уровней власти, все граждане должны основываться в своих решения на Конституции, как одной из важнейших составляющих. Проявления правовой охраны Конституции в России, проявляется ещё с момента появления первой Конституции РСФСР и СССР, а хранение и обеспечения гаранта её значимости можно расценивать как святой долг граждан России.

1.2. Субъекты охраны Конституции РФ.

В научной литературе принято различать правовую охрану и защиту Конституции. То, что принято считать защитой мы уже рассмотрели. Что же касается правовой охраны, то под правовой охраной конституции, принято понимать – установленный комплекс мер, для установления возможных препятствий в развитии и реализации Конституции РФ, а также противодействию и предотвращению всевозможных нарушений предписаний Конституции. Таким образом становится ясно, что защита Конституции направлена и начинается своё действие только лишь после установленного конституционного правонарушения, а, в свою очередь, охрана Конституции РФ изначально направлена и заключается в возможном предупреждении любого рода конституционных правонарушений.

Для охраны Конституции РФ используется вся система и каждый из органов государственной власти, занимающихся охраной Конституции осуществляющих эту охранную деятельность в различных формах и способах исполнения полномочий. Основными субъектами данной правовой охраны конституции должны выступать Президент РФ, Конституционный суд РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные суды и прокуратура РФ. В наибольшей степени точное объяснение определению правовой охраны Конституции Российской Федерации получается при рассмотрении ее в виде составной части или же как уровень более объёмной системы, если быть более точным, то в виде правоохранительной системы Российской Федерации.

Именно благодаря правовой охране Конституции РФ не только определяется сам статус и значимость конституции во всевозможных подсистемах общества, но и также по отношению к составляющим её основным под структурным, входящим в неё элементам, а в особенности именно политической системе, осуществляющей государственное управление. Основанием для выделения правовой охраны Конституции РФ в правоохранительной системе страны является особый объект охраны — Конституция Российской Федерации 1993 г. как нормативный правовой акт, обладающий особыми юридическими свойствами — верховенством и высшей юридической силой.

Главенствующая роль Конституции Российской Федерации определяется её статус во всевозможных наиважнейших подсистемах всего общества, по отношению к их главным и системообразующем структурным элементам, в особенности системы политического управления государством. Высочайшая юридическая сила Конституции РФ имеет характерное место этого правового акта в системе источников российского права, а также иных социал-нормативных актов осуществляющих основную регулировку по большинству вопросов. Юридические атрибуты, образующиеся в Конституции Российской Федерации, находят свое наиярчайшее выражение именно в том, что в ней установлены главенствующие, обще общеобязательные основы работы экономической, социальной, политической, духовной сфер жизни всего общества. Специфической основой данной системы, осуществляющей правовую охрану Конституции Российской Федерации, в том числе является её закрепленность в нормах конституции, то есть самом предмете правовой охраны, что свидетельствует и представляет собой особый образ правовой охраны Конституции с целью осуществление конституционности государства в общем, а также всех отдельных его институтов.

Правовая охрана Конституции РФ не только лишь способствует не только реализации и обеспечению конституционных норм, но также и сохранности всей охраны государства, в полноте их действий, его независимости и общей целостности всего государства, с каждым из субъектов, в связи с тем, что государство, считающееся конституционным должно существовать лишь в рамках упорядоченного конституционного политического процесса. Исследуя правовую охрану Конституции РФ именно как компонент, одну из составляющих системы правоохраны, также нельзя не выделить её составные часть:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1) Конституционные нормы, обеспечивающие стабильность и реальность Конституции Российской Федерации как Основного закона государства;

2) Принципы правовой системы Российской Федерации (в первую очередь принцип законности, а также справедливости, демократизма, гуманизма, ответственности за виновное деяние);

3) Субъекты правовой охраны Конституции Российской Федерации, которые, в свою очередь, представляют собой построенную на принципе разделения властей систему государственных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением конституционных норм, а также применение мер конституционной ответственности;

4) Специфическая правоохранительная деятельность, направленная на защиту норм главного закона государства, применение мер государственного принуждения в случае их нарушения.

Обеспечение в полной мере реализации норм Конституции является обязанностью по пресечению и полному предотвращению всех нарушений возложены на все исключения государственные органы – Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, федеральные суды, составляющих весомую часть в соответствии со ст. 11 Конституции РФ в систему государственной власти. Именно по этой причине, системой органов осуществляющих охрану Конституции РФ является система государственной власти в РФ, которая базируется на главном принципе, а именно на разделении властей. Однако также она создаёт ориентир в первую очередь для защиты от всех возможных посягательств, которые направлены на саму суть конституции со стороны и самих государственных органов, и, в том числе, должностных лиц государства.

Изучение развития отечественного конституционного законодательства в России, которое было направлено на обеспечение использования, воплощение и реализации всех норм основного закона нашего государства, раскрывает, что к 1993 г. в Российской Федерации была произведена замена всей модели системы правовой охраны Конституции Российской Федерации, которая была обусловленная основными изменениями в системе российского права. Если вся охрана советских Конституций была осуществлена с помощью высших представительных органов государственной власти (Президиумом Верховного Совета СССР и президиумами Верховных Советов союзных республик), то в результате реформы конституции и конституционного строя 1991 — 1993 гг. главенствующим составным элементом механизма по охране Конституции стал Конституционный Суд Российской Федерации.

Но, к сожалению, в данной системе государственной охраны Конституции установлено стремление к объединению и группировке полномочий государства в едином государственном органе. Наиболее эффективную охрану Конституции РФ, должно обеспечиваться только лишь государственным механизмом, построенным на основном принципе, принципе разделения властей считыванием системы сдержек и противовесов. Как не раз показывала практика по развитию российского конституционализма, полная абсолютизация одного из составных государственных органов как единственного «гаранта Конституции» неизбежно влекущих за собой нарушающиеся ими конституционными нормами либо бездействии.

Недостаток, который был указан выше, являясь недостатком государственной правовой охраны Конституции Российской Федерации, даёт возможность произвести вывод о необходимости внедрения в состав каждого из субъектов, составляющих институты гражданского общества.

В силу своей особой природы Конституции присуще качество стабильности, являющееся основой механизма самоохраны конституции. С принятием новой Конституции неизбежно происходит необратимые изменения в обществе. Отдельно взятые изменения в ней также обязаны требовать очень серьёзного обоснования. По этой причине большинство стран устанавливает более усложнённый порядок внесения изменений в конституции.

Конституция свидетельствует, что она восприняла концепцию установления конституции особой учредительной властью, а не учреждённой, не обычной законодательной властью. Принятие Конституции отнесено к полномочиям Конституционного Собрания, которое только и может принять её 2/3 голосов от общего числа его членов или внести на всенародное голосование. В случае референдума Конституция считается принятой, если за неё проголосовало более половины избирателей.

В общем и целом, понятия защиты и охраны конституции следует различать, каждое из них передаётся в своём значении и обеспечивается своими гарантами закрепления понятий защиты конституции и (правовой) охраны конституции. Обеспечение в полной мере реализации норм Конституции является обязанностью, а значит реализация норм, есть основополагающее значение в понятии в охране сути конституции. Благодаря характерным качествам, перечисленным мной в параграфе становится ясно, что охрана Конституции РФ, есть неотъемлемый процесс, который обеспечивает важность каждой из норм и влияет на понятие и значение властных полномочий всех составляющих правовой охраны и, в том числе, защиты власти, распространяющейся от Конституции.

1.3 Формы правовой охраны Конституции РФ

Способы и конструкции, осуществляющие правовую охрану Конституции Российской Федерации у различных органов государственной власти, можно разделить на следующие виды, по определённым принципам и признакам, которые выделяются на фоне другой формации:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  1. Предупредительные. Они используются для предупреждения и пресечения возможных нарушения конституционных положений (различные исправления конституционных норм в том порядке, который установлен гл. 9 Конституции Российской Федерации, что обуславливает и сохраняет стабильность правовых норм; разъяснение конституционных норм, направляемое на преодоление возможной неполноты или бессмысленности в их понимании). Согласно ст. 125 (ч. 5) Конституции РФ правом и способностью истолковывать Конституции наделяется только Конституционный Суд РФ. Но, однако, выяснение и уточнение смысла норм конституции может быть произведено, к примеру, Президентом РФ при осуществлении всех полномочий, не только гаранта Конституции, но и Федеральным Собранием в законодательном процессе, также федеральными судами с помощь непосредственного применения определённых положений Конституции. При всём этом разъяснение и определение сути Конституции ограничивается заранее определённым и указанными пределами — в результате толкования не должны создаваться новые конституционные нормы или же изменяться смысл уже существующих положений Основного закона; разрешение конституционных споров — преодоление противоречий в вопросе о принадлежности государственных полномочий, а также о соответствии Конституции РФ деяний общественных объединений; преждевременный контроль правового соответствия конституции актов — проверка соотношения Конституции РФ, к не вступившим в силу федеральным законам, международным договорам, вопросам, выносимым на референдумы РФ, указам Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения);
  2. Охранительные. Они направляются на возвращение к исходному состоянию нарушенных норм Конституции Российской Федерации, а также на наказание повинных в конституционных деликтах (следующий за ним конституционный контроль и надзор – совершение проверки конституционной направленности правовых актов действующих, в том числе и сейчас, носящих нормативный характер и индивидуальный характер; применение мер конституционной ответственности за нарушение норм Конституции РФ).

Также следует выделить то, что наиболее эффективную правовую охрану Конституции сохраняет ограничение  возможных сочетаний в деятельности ее субъектов различных методов.

Обобщив практику осуществления Президентом Российской Федерации его полномочий как гаранта Конституции РФ за последние годы можно сделать вывод о том, что в настоящее время именно он играет ведущую роль в механизме охраны Конституции Российской Федерации. Именно за счёт Президента РФ обеспечивается согласованное и полномерное функционирование и в том числе взаимодействие всех органов государственной власти, являющихся не маловажными во всей сфере, он также определяет главные и сущностные направленности во внешней и внутренней политики государства, за счёт которых затем реализуются в соответствующих им законах, а также во всевозможных подзаконных актах, которые принимаемаются государственными органами власти всех уровней (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), он обладает значительными полномочиями по разрешению конституционных споров (ч. 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции) контрольными полномочиями (п. «д» ст. 84, ч. 2 ст. 85 Конституции, ст. 33 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»), а также привлечению государственных органов и должностных лиц к конституционной ответственности (ст. 29.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Неоспоримыми преимуществами президентской формы охраны Конституции Российской Федерации являются оперативность реагирования на попытки нарушения конституционных норм органами государственной власти и должностными лицами и действенность мер воздействия, применяемых к нарушителям.

Все это обусловили существенные успехи института президентства в сфере приведения в соответствие с Конституцией РФ федерального законодательства и законодательства субъектов РФ (в том числе конституций и уставов субъектов Федерации). В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 16 мая 2003 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что в настоящее время в Российской Федерации восстановлено единое правовое пространство. Однако данная деятельность должна носить не кампанейский, а последовательный, целенаправленный, сбалансированный характер, должна быть постоянной, в центре внимания и самого Федерального Собрания Российской Федерации, и Президента Российской Федерации, и судебной власти. Еще в 1997 г. Президент Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию РФ, подчеркивая обязательность исполнения требований федеральных законов, отметил, что вопросы практики принятия органами власти субъектов Федерации актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, должны стать предметом рассмотрения Совета Федерации.

Конституционная ответственность является «финальным» правилом в механизме охраны Конституции Российской Федерации, что и обуславливается характером восстановления в значимой части конституционно-правовых санкций. Использование различных мер конституционной ответственности должно быть в том случае, если осуществляется и соблюдается ряд полномочий Президентом Российской Федерации для того чтобы он являлся гарантом Конституции, в том числе судебно-конституционный контроль или надзор за правомерность конституционных мер не приводящих, ни в коей мере к возможному возврату нарушенных когда-то норм Конституции. Значение и задача конституционной ответственности обусловлена её особым характером,  на который накладывается конституционно-правовые санкции — они направляются не столько на наказание виновных, сколько наиболее скорейшее возвращение нарушенных норм конституции.

Но нельзя не отметить, что организационно-правовые гарантии могут обеспечиваться не в полной мере или вообще не обеспечиваться, абсолютно не соблюдать охрану Основного закона государства. Чем в большей степени нормы Конституции, закрепляющие основы государственного и общественного устройства, соответствуют конкретной исторической ситуации в стране, чем крепче решимость в сохранении существующих государственных и общественных строев, тем эффективнее предупреждаются нарушения конституционных положений или же восстанавливаются нарушенные конституционные нормы. В случае же если вдруг в обществе не реализуется или вообще отсутствует принципиальный консенсус по отношению к общим принципам организации общества и государства, Конституция начинает терять основные положения и основания, лежащие под её сутью, своей жизненной силы и достоверного и полного воздействия, а также реализации её норм не могут быть обеспечены только лишь организационно-правовыми гарантиями.

Изучим это на конкретном примере, где видны как факты противоречия и не соответствия, а как следствия и нарушения основных принципов Конституции:

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

В качестве тезиса, по рассматриваемому вопросу, можно вспомнить, что Конституцией предусмотрено (ч. 2 ст. 85), что Президент РФ имеет право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ, в тех случаях когда эти акты противоречат Конституции РФ и, в том числе, федеральным законам (ч. 2 ст. 85), а также предоставляет ему возможность как непосредственно контролировать состояние конституционной законности, так и активно влиять на него.

Выводом по данному вопросу, основываясь на статьях Конституции, можно считать то, что основываясь на принципах и образуемых, на их основании формациях, становятся видны характерные отличительные черты подходов органов государственной власти к процессу, выделяющему ряд способов и конструкций, осуществляющих правовую охрану Конституции Российской Федерации. На данных основаниях, становятся ярко видны все аспекты правовой охраны у каждого из освящённых предметов, рассматриваемых в данном вопросе.

Глава 2. Вопросы правовой охраны Конституции РФ на современном этапе развития России

2.1. Понятия конституции РФ, в современном значении.

Конституция России — это документ это документ, появившийся сравнительно не давно, это единый и не делимый нормативно-правовой акт, который обладает особой юридической силой. Её создавали с расчётом, на как минимум, полный и окончательный переход Российского общества от советского союза, к самостоятельной стране, на момент начала главного периода развития России, о длительности которого всё ещё продолжаются ожесточённые споры. Одно из самых важнейших основополагающих задач, при изучении и создании её проекта Конституции была установлена как раз в том, чтобы, наконец, создать действительно верные механизмы, отвечающие и характеризующие в полной мере устойчивое положение государственного экономического и общественного строя именно с соблюдением всё полноты особенностей периода переходности. С другой же стороны не менее характерной чертой проявления является и провозглашение всех главных принципов, которые только предстояло бы внедрить в жизнь. Сомнительно можно ли сегодня в полной мере утверждать, что Конституция 1993 г. действует во всей полноте своих сил, в связи с тем, что её полномерная реализация в современном обществе постоянно сталкивается с огромной массой всевозможных трудностей, начиная злоупотреблением полномочиями, заканчивая халатность обычных граждан, а также различных трудностей, порождаемых экономическими, социальными, политическими и другими факторами, оказывающих не за медлительную реакцию. На развитие  конституции в её непосредственном современном положении, несомненно, оказывает влияние вся незавершённость во многих главных задачах, представляющихся перед обществом в целом и всей страной, а также почти полное отсутствие должной стабильности.

С течением определённого времени начинают проявляться не только сильные, но в том числе и слабые стороны современной Конституции, выставляются, на всеобщий показ, «белые пятна» и некоторая несогласованность. Скорее всего, далеко не всё было возможно предусмотреть заранее, лишь на этапе работы по подготовке и начале разработки, также оказывало влияние обстановка того временного периода, которая неизбежно оставляла весомый отпечаток и оказала влияние на результаты и темп развития по разработке Конституции. Обновлённое и почти окончательно укрепившееся законодательство, деятельность Конституционного Суда, конституционная практика в целом, ища ответы их можно найти в самой сути данного периода, что, по сути, и сняло многие вопросы. Однако со временем постоянно начинает привноситься много чего-то нового, а порой и вовсе чего-то не ординарного и неожиданного. В условиях обновления, новые комментарии уже начинали призывать, как можно быстрее облегчить всё понимание изменившейся ситуации, а также улучшали всю чёткость видения связи прошедших и современных времен, чтобы легче можно было давать прогнозы на всевозможные будущие нововведения.

Как уже было отмечено, в Конституции получают закрепления все возможные конституционные строи страны, лежащие в основе его начального положения, получающие в последующих главах наиболее подходящее развитие и конкретизацию, что улучшает конкретное их положение в обществе. Глава же «Основы конституционного строя» помогает определить наиболее важнейшие черты государственного и общественного строя независимой России, особый характер во взаимоотношениях власти, форм правления и политического режима, основные и важнейшие стороны регулирования права в общественных отношениях, а также особый порядок во взаимодействии политических, социальных и экономических систем общества. Все перечисленные и другие положения входящие в главу, были признаны наиболее важными и вследствие чего они были вынуждены получить особую юридическую и процессуальную защиту, в том числе и защиту от различных временных и возникающих сейчас обстоятельств, требующих скорейшего разрешения и предполагающих их окончательное искоренение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Конституция РФ 1993 г. законодательно закрепила проводимые в стране политические и экономические реформы, направленные на формирование и функционирование современной федеративной государственности, социально ориентированной рыночной экономики, гарантий обеспечения прав и свобод личности.

Сегодня деятельность общества, государства, его институтов основана на Конституции и законах. Это относится и к правовым нормам, обеспечивающим права и свободы личности. Признанием значительного продвижения вперед правовой культуры в Конституции и законах в этой области служит прием России в члены Совета Европы.

Следовательно, Конституции Российской Федерации, как довольно молодой документ, не сформировавшись в полную силу и имеющий свои изъяны и огрехи, все же является важнейшим и основополагающим регулятором законодательных вопросов и именно Конституция и обеспечивает основные гарантии и свободы граждан, как главный, но всё-таки не идеальный законодательный акт, Конституция имеет как сильные, так и слабые стороны, как следствие на маловажную роль в значении и соблюдении её норм оказывают различные государственные органы (Конституционный Суд РФ). Именно Конституция выступила в качестве того фактора, который предопределил современное положение России во многих или даже в большинстве основополагающих институтов общества. Огромно было и влиянии Конституции РФ на переход России, от составной части Советского Союза, к собственному, независимому государству.

2.2. Конкретные вопросы правовой охраны Конституции РФ.

В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию обратился к политической элите страны с предложением внести следующие изменения в Конституцию. Во-первых, изменить срок полномочий президента РФ (на действующего президента эта норма не распространялась), увеличив его с четырех до шести лет. Во-вторых, изменить срок полномочий депутатов Госдумы, увеличив его с четырех до пяти лет. И в-третьих, повысить ответственность кабинета министров, обязав правительство России ежегодно отчитываясь о своей деятельности перед Госдумой.

Позже, выступая в Кремле на научно-практической конференции, посвященной пятнадцатилетнему юбилею Конституции, президент заявил:

— Конституция — фундаментальный документ. Но это не значит, что мы не можем смотреть на Конституцию глазами современных людей — людей, которые живут уже в ХХI веке. Именно на это направлены те предложения, которые были сделаны мной в ходе произнесения Послания, которое поддержали Государственная Дума и Совет Федерации. На мой взгляд, главное достижение последнего времени заключается в том, что любые изменения, будь то изменения в обычное законодательство или изменения в Конституцию, должны приниматься в соответствии с теми правилами, которые мы сами для себя установили. И именно эти правила когда-то установила Конституция, именно этим правилам мы и будем следовать дальше — и мы, и, по всей вероятности, те, кто будет работать после нас. Конституция реально должна прорастать и в принимаемом законодательстве, и в правоприменительной практике, во всех решениях государственной власти и в инициативах гражданского общества. Только в таком случае ее потенциал может быть реализован в полной мере. И только так можно достичь провозглашенных Конституцией стратегических целей нашего развития.[9]

Председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин, выступая на конференции в Кремле, подчеркнул: «Нужно, чтобы государственность и Конституция как ее правовое средоточие воспринимались всем народом как бесценное завоевание. Именно бесценное и именно завоевание. Бесценное — потому что потерявший государственность народ ввергается в пучину разнообразных бедствий, как материальных, так и культурных, духовных, нравственных. И в конечном итоге перестает существовать»

В связи с тем, что изменения, которые предлагались, ни в коей мере не затрагивали главы Конституции, являющиеся основополагающими (первая, вторая и девятая главы Основного Закона в особенности защищены от перемен), то для их переоборудования в норму законодательства, нужно было лишь получить одобрение со стороны двух третьих части голосов от всех членов законодательных органов власти в Российской Федерации. И до наступления Нового года думами, региональными парламентами, а также сенатами были поддержаны предложения Президента РФ.

12 декабря 2008 года в Москве была проведена научно-практическая конференция, которая посвящалась 15-летию Конституции. На этой конференции, также было проведено обсуждение по вопросам, касающиеся внесения изменений в существующую Конституцию и ее правовой охраны.

«Конституция, юбилей которой мы сейчас отмечаем, создавалась не для того, чтобы потакать чьим-то частным политическим интересам, она создавалась, чтобы Россия могла сохраниться как государство и осуществить свои мечтания, приведение к созданию этой молодой и страдающей всеми болезнями роста страны. Конституция гарантирует все права, в соответствии с международными стандартами», — сказал Валерий Зорькин.

Президент Медведев отметил, что Конституция 93-го года обязала государство, на деле соблюдать и защищать новые базовые ценности перешел к возможностям, которые открывает Конституция для развития российского законодательства. Во-первых, это совершенствование власти, четкое разграничение полномочий и ответственности. Во-вторых, организация общественного контроля, и здесь важным шагом стало создание Общественной палаты. И в-третьих, это социальная сфера. Государство обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать их социальные права в качестве основных и неотчуждаемых.

«Идеальна ли наша Конституция? Я думаю, ответ очевиден. Нет. Потому что не бывает идеальных документов. Она отражает наши представления о государственном устройстве, об обществе, о модели развития, которые сложились приблизительно 20 лет назад. Но в этом нет ничего страшного. Американская конституция отражает представления отцов-основателей, которые сложились более 200 лет назад. Вопрос второй: нужна ли нам принципиальная модернизация нашей Конституции? Не сейчас, через 15 лет, может быть через 20, через 30. На мой взгляд, тоже нет. Не нужна. Именно потому, что Конституция Российской Федерации в том варианте, в котором она сейчас существует, достаточно удачно отражает фундаментальные основы строя, создает систему прав и свобод граждан, описывает конструкция федеративного государства, систему судоустройства и другие ключевые для развития общества, институты. В этой связи возникает третий вопрос: а возможны ли какие-либо изменения Конституции в будущем? И вот на этот вопрос, на мой взгляд, можно дать утвердительный ответ. Только потому, что никто из нас не знает будущего»

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Президент Д. Медведев, покидая конференцию, отмечал, что это всего лишь его точка зрения. И она носит дискуссионный характер.

Когда 15 лет назад обновленная Россия писала новую Конституцию, одним из самых горячих желаний ее авторов было создать такой основной закон, который уже не пришлось бы больше отменять или переписывать. Но теперь Россия и россияне дозрели до понимания того, что Конституция – это живой закон, который может и должен меняться. Глава государства не считает, что нынешняя Конституция идеальна. Он допускает возможность внесения каких-то изменений в Основной закон в будущем. Однако на вопрос «нужна ли нам принципиальная модернизация Конституции, пусть даже не сейчас, а через 15-20 лет», Медведев ответил: «Нет, не нужна. Конституция в том виде, как сейчас существует, отражает удачно все главные реалии российского государства».

Конституция гарантируется самим государством. Наиболее значимым и важным условием реального положения Конституции являются стабильный конституционный строй, организуемый положением актов Конституции в обществе, развивающаяся экономика, высокое положение и значение институтов, имеющих властные полномочия, определенный режим законности и правопорядка, прямая направленность действия норм конституции. Все граждане могут обращаться в судебные органы для защиты своих прав, непосредственно ссылаясь на определенные статьи конституции.

Как вывод можно считать, что нынешняя власть это и есть результат определённых реформ, применяемых государственными органами. Из-за излишних опасений «реформ» начинает возникать своеобразная установка, что дискуссий на тему самой Конституции и составляющих её законов не должно быть. На сегодняшний день основная задача проявляется и заключается в том, чтобы разобраться – каким образом и с помощью чего можно убрать различные препятствия, мешающие на пути к реализации той Конституции, которая существует на данный момент.

Заключение

Для охраны Конституции РФ наличие такого правового института как конституционная ответственность чрезвычайно важно. Однако в настоящее время ответственность за нарушения Конституции РФ не предусмотрена конституционным законодательством, разбросана по различным отраслям права и в значительной части законодательно не урегулирована. Поэтому, говорить в настоящее время о конституционной ответственности как о самостоятельном виде юридической ответственности рано.

Система охраны Конституции РФ еще находится в стадии становления и далека от идеала. Но, несмотря на это, возникновение такой системы свидетельствует о повышении роли Конституции в нашем государстве, что само по себе важно, поскольку именно Конституция, принятая всенародным голосованием, должна ограничивать граждан РФ от произвола государственных органов, обеспечивать достойное существование всем гражданам России и не допустить возврата к тоталитаризму.

Конституционное судопроизводство, обеспечивающее соответствие нормативных актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», имеет своей целью защиту основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации на всей территории Российской Федерации, что согласуется с целями рассматриваемых мер федерального воздействия.

Как было уже сказано выше, конституционный надзор отличается от конституционного контроля тем, что надзорные органы не вправе отменять нормативные акты, являющиеся, по их мнению, неконституционными. Между тем эти органы вносят очень большой вклад в дело охраны Конституции РФ, постоянно проверяя нормативные акты и в случае обнаружения в них несоответствия Конституции РФ обращаясь к субъектам конституционного контроля с требованием о восстановлении конституционной законности.

Из федеральных органов государственной власти такие функции возложены на Прокуратуру РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ.

В плане охраны Конституции РФ Прокуратура РФ осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. В понятие “закон” здесь, входит и основной закон РФ — Конституция РФ.

Кроме того, на Прокуратуру РФ возлагаются функции по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина вышеуказанными субъектами.

В случае несоответствия Постановлений Правительства РФ Конституции РФ Генеральный Прокурор информирует об этом Президента РФ.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Я уже поднимали данную проблему, мной также было изложено мнение президента России на возможное бедующее развитие Конституции РФ в виде Основного закона государства. Президент ясно дал понять, что на этом этапе развития общества конституция, которая дана обществу сейчас наиболее подходящая и не требующая особых изменений. Из чего следует, что основной закон государства должен находиться под полной охраной президента, правительства и всех соответствующих субъектов охраны конституции, есть основная задача, и благодаря чему конституция остаётся главенствующим законодательным актом страны.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Известия, 1993.
  2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации: ФЗ от 4.03.1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 10. – Ст. 1146.
  3. О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия: постановление Пленума Верховного суда РФ от 31.10.1995 г. // Вестник Верховного суда РФ. – 1995. – № 1.
  4. По делу о толковании положений статей125, 126, и 127 Конституции Российской Федерации: постановление Конституционного суда РФ от 16.06.1998 г. // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 25. – Ст. 3004.
  5. Послание Президента России В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2003. 17 мая.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 6 марта 1997 г. «Порядок во власти — порядок в стране (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. 1997. 7 марта.
  7. «Российская газета» — Федеральный выпуск №4831 от 21 января 2009 г.
  8. «Российская газета» Материалы научно-практической конференции, посвященной 15-летию Конституции РФ — Федеральный выпуск № 4828 от 16 декабря 2008 г.
  9. Определение Конституционного Суда РФ от 2 марта 2006 года № 58-О. Правовая система «Консультант Плюс»
  10. Консультационно-правовая система «Консультант Плюс». Материалы судебной практики.
  11. Белкин А.А. Обеспечение конституционности: сопряжение механизмов // Законодательные ведомости. 1995. N 15 — 16. С. 64 — 70.
  12. Качанов Р.Е. Судебная дисквалификация неопубликованных нормативных актов. Журнал «Адвокат» 2008 № 3.
  13. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие. М., 2002. С.93; Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. М., 2001. С.249.
  14. Конституционное право. Энциклопедический словарь. Отв. ред. С.А. Авакьян. М., 2001. С.309.
  15. Чиркин В.Е. О некоторых проблемах реформы российской Конституции // Государство и право. – 2000. – № 5.
  16. Шафир М.А. О правовой охране Конституции // В кн.: Теоретические вопросы реализации Конституции СССР. – М., 1982.
  17. Шульженко Ю.Л. О понятии «правовая охрана конституции» // Гос-во и право. – 2000. – № 7.
  18. Хабриева Т.Я. Толкование Конституции Российской Федерации: теория и практика. М., 1998. С.25-26.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

7399

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке