Содержание

Введение
1. Отношения между детьми в младшем дошкольном возрасте
2. Отношения между детьми в старшем дошкольном возрасте
3. Способности дружить
4. Представление о дружбе в подростковом возрасте
5. Дефицит дружбы
6. Отношения в коллективе
7. Юношеский возраст
8. Дружба в юношеском возрасте
9. Половозрастные различия и индивидуально-типологические особенности дружбы в юношеском возрасте
Заключение
Список использованных источников

Введение

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение. Людей, связанных между собой дружбой, называют друзьями.

Зачастую, люди в разном возрасте не могут понять,  что ж такое дружба. Принимая за дружбу редкие время препровождения. Разногласие представления о ней может привести к разрыву отношений.

В своих трудах  И. С. Кон  не раз упоминал об особенностях представления о дружбе на разных возрастных стадиях. Наряду с ним большой вклад в раскрытие этой темы внес И. В Страхов, он ярко отразил  главные аспекты об отношениях.

1. Отношения между детьми в младшем дошкольном возрасте

Малыша могут очень интересовать другие дети, он будет следить за их движениями, улыбаться им, но в этом возрасте дети не умеют даже играть друг с другом. Ребенок младшего дошкольного возраста уже любит общаться со своими сверстниками, играть с ними. Понаблюдайте, как дети играют в песочнице: им нравится быть вместе, они строят свои песочные домики и радуются тому, что у них получается. Но если одному из них вдруг понравится лопатка другого, он заберет ее, невзирая на слезы «приятеля», а если мама принесет кому-то пирожное, «счастливчику» и в голову не придет угостить своих друзей. В этом возрасте ребенок общается с другими детьми только для того, чтобы доставить удовольствие самому себе.

Однако даже у таких маленьких детей бывают минуты, когда желание «отдавать», заботиться о ком-то пересиливает желание «брать»: «Я буду мамой, а ты моим ребенком. Посмотри, какую мне купили новую игрушку, ты можешь поиграть со мной». Хотя это случается довольно редко, родителям нужно обращать внимание на такое поведение малыша, хвалить его за то, что он проявляет заботу о других. Мамы и папы не должны также забывать и о том, что взаимоотношениям с окружающими ребенок учится у них. Важно, чтобы малыш знал, что родители любят его и забота о нем доставляет им удовольствие.

2. Отношения между детьми в старшем дошкольном возрасте

В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать другие формы общения между детьми, которые взрослые нередко ошибочно принимают за дружбу.

Очень часто ребенок общается с другими детьми, чтобы почувствовать себя более сильным по сравнению со своими «приятелями», реализовать стремление к лидерству, словом, укрепить чувство собственного достоинства. Слабый представитель такого союза стремится угодить своему «товарищу» и таким образом заслужить его любовь.

В других случаях детей объединяет интерес к вопросам пола. Дети собираются, чтобы «играть в доктора», что на самом деле часто подразумевает разглядывание тел друг друга и прикосновение к ним. Агрессивные и неуравновешенные дети, чаще всего мальчики, могут выражать свою «дружбу» побоями или жестокими играми, а также совместными проказами.

Конечно, подобная «дружба» характерна не только для детей старшего дошкольного возраста, но в любом случае она свидетельствует об эмоциональной незрелости, неспособности ребенка самостоятельно справиться с внутренними конфликтами или желаниями.

3. Способности дружить

Способность «дружить», т. е. заботиться о друге и помогать ему, развивается у детей в возрасте 6—10 лет. Это как раз тот возраст, когда мальчики и девочки сформировали близкую и крепкую связь с родителями и уже способны заботиться о другом человеке. Кроме того, дети понимают, что связь с родителями не может полностью удовлетворить их потребность в общении. Иногда такая дружба выражается в «нежных» отношениях между маленькими мальчиками и девочками. Ваш малыш может вполне серьезно заявить: «Когда я вырасту, я женюсь на Свете» или «Мы с Димой жених и невеста». Нередко дети дружат только для того, чтобы обидеть и исключить из своих игр кого-то третьего: «Мы не будет с ним играть, правда?» Иногда это бывает в тех случаях, когда ребенок чувствует себя «третьим лишним» в собственной семье.

Если ребенку хорошо в своей семье, он начинает понимать, что другие дети испытывают то же самое, что и он: они так же плачут, когда мама в первый раз приводит их в детский сад и оставляет одних, у них так же болят зубы, они так же мечтают о новой кукле или железной дороге. Все это помогает ребенку учиться сопереживать другим людям, заботиться о них так, как о нем заботились родители, получать удовольствие от общения с ними. Именно так и начинается дружба.

4. Представление о дружбе в подростковом возрасте

Рассмотрим дружбу между подростками. С конца 19 века и по сегодняшний день к этому феномену проявляют интерес представители различных психологических отраслей и течений. Под влиянием на личность подростка друзей, товарищей, сверстников и социальной среды происходит его идентификация. Осознанный выбор друзей из многочисленного числа знакомых и товарищей становится возможным для подростка благодаря новой форме интеллектуальной деятельности — мышлению в понятиях.

Появление обобщенных понятий и развитие способностей их форматировать ведет к появлению в сознании ребенка идеалов и, прежде всего идеалов дружбы и друга. Поскольку психологическое содержание идеалов определяется общей социальной ситуацией развития, то мы предполагаем, что периоды существенных общественных преобразований, переживаемых нами в современной России, приводят к перестройке подростковых идеалов. Для понимания развития личности современного подростка важно исследовать не только особенности развития дружеских отношений детей, но и прояснить содержание дружбы и друга, а также выяснить основные источники влияния на них, оценив влияние различных сфер культурного взаимодействия.

На формирование подростковых идеалов дружбы и друга различные компоненты культурного воздействия: СМИ, художественная литература, образование — оказывают неравноценное влияние. Решающую роль в данном процессе играет представленный ТВ экранный образ. Экранный образ, определяя характер современной массовой культуры, существенным образом влияет на подростковую субкультуру, задавая «идеальные» образцы и нормы поведения, на основе идентификационных механизмов присваиваются подростковым сознанием.

Существуют различия в идеалах современных подростков для себя и для друга. Образы героев художественной литературы в формировании идеалов друга продолжают играть существенную роль для детей. Для большинства подростков ориентир выбора «Я»-идеала и идеала друга совпадает.

Образование, в частности школьные уроки по Мировой художественной культуре, литературе и внеклассной воспитательной работы оказывает влияние на формирование подростковых идеалов. Однако, его роль невелика и значительно уступает влиянию СМИ.

В ходе педагогического эксперимента нами получен «двойственный» результат:

С одной стороны — не удалось достичь подтверждения решающей роли образования на формирование подростковых идеалов, в частности — идеалов «дружбы» и «друга». Результаты показывают, что подростки не трансформируют на себя «педагогическую добавку». Их предпочтения не изменяются в свободном выборе.

С другой стороны — разница результатов экспериментальной и контрольной групп показывает, что педагогическое воздействие, предоставляя учащимся более широкий спектр ролей для выбора и ориентируя на традиционно положительные образы, оказывает положительное влияние на развитие социализации и идентификации современных подростков.

Отрицательный результат задает для нас проблему, требующую разрешения на будущее. Это не только проблема конкретного учителя или школы. Нравственные ориентиры современных подростков в связи с социальными изменениями российского общества и как следствие — его культурной среды, претерпели значительные изменения за последние 10-20 лет. Внимание родителей, учителей, наставников, деятелей образования и культуры должно быть направлено на формирование позитивно влияющего на сознание подростка Культурного пространства. Очевидна необходимость в дальнейшей педагогической, методической, теоретической работе в данном направлении.

5. Дефицит дружбы

Ребята сетуют на поверхностность своих человеческих контактов, значит, у них есть потребность в чем-то большем. Что же касается удовлетворения этой потребности, то жалобы на оскудение дружбы раздавались и в начале нашего века, и в эпоху романтизма, и в средние века, и в античности. Высшие нравственные ценности — а дружба во все времена считалась таковой — всегда были дефицитными. Психологические закономерности юношеской дружбы — будь то ее идеал или реальные свойства — отличаются удивительной устойчивостью и проявляются (разумеется, в разных сочетаниях) в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации .

Желание иметь верных друзей неизменно открывает список важнейших жизненных ценностей 15—17-летних, часто опережая среди таковых даже любовь. Например, среди московских старшеклассников, опрошенных весной. журналом «Социологические исследования», дружбу как главную ценность назвали 97,7 процентов, а любовь — 90,8 процентов; среди учащихся ПТУ соответственно 95,9 и 94,8 процентов. То же демонстрируют и зарубежные исследования.

В основе юношеской тяги к дружбе — страстная потребность в понимании другого и себя другим и самораскрытии. «Счастье — это когда тебя понимают»,— говорит юный герой фильма «Доживем до понедельника», и под этими словами охотно подписались бы все его сверстники. Эта потребность, тесно связанная с ростом самосознания, появляется уже у подростков, которые жадно ищут реального или хотя бы воображаемого собеседника.

Собственное «Я» кажется подростку одновременно и очень значительным, и условным, как бы ненастоящим. «Трудно мне сейчас жить, но интересно,— пишет 14-летний восьмиклассник.— Будто я играю интересную роль в кино: двоечника — лирика — башковитого парня. Иногда мне кажется, что я — не я, а только интересная роль, которая кончится, и я без всяких затруднений очень просто уеду жить своей жизнью».

Общение с самим собой стимулирует рождение юношеских дневников, чтобы, как писал 15-летний Н. А. Добролюбов, «поговорить…хотя с самим собою, за недостатком другого собеседника, который бы с участием выслушал мои признания».

Подросток, начинающий вести дневник, преисполнен чувством, значительности своей жизни и своих переживаний. Один ленинградский семиклассник начинает свой дневник словами: «Это как у Маяковского: «Время — начинаю про Ленина рассказ…», так и тут. Время — начинаю про жизнь свою рассказ. Мне 13 лет, я ученик 7-го класса…» и т. д. Мальчик, конечно, и не думает равняться с Лениным или Маяковским, да и сам дневник он через год забросит. Но сейчас ему очень важно осмыслить свою жизнь. «Вот я и, начинаю новую летопись своей жизни. Две потрепанные, распухшие от мыслей книжки легли на полки, в безмолвии храня все мои, прошлые тайны… И вот еще одна…» — пишет 15-летний учащийся ПТУ. Честно говоря, мыслей в первых двух тетрадях этого дневника почти нет, они только-только начинают рождаться, есть лишь, сводка событий и рассказ о первых влюбленностях. Но автору дневника все, что он пишет, представляется значительным.

Интимный дневник — это и попытка взглянуть на себя со стороны, и одновременно автокоммуникация, общение с самим собой. Иногда коммуникативная функция дневника подчеркивается тем, что, дневник получает собственное имя. Анна Франк, которая вела дневник в оккупированной Голландии, назвала свою воображаемую, подругу Китти. Двадцать лет спустя школьница из Невеля Люба В., прочитав дневник Анны Франк, назвала собственный дневник Аней.

Начинают вести дневник многие. Даже сейчас, когда «моды», на это нет, на вопрос: «Вели ли вы когда-либо дневник?» — положительно ответили свыше половины опрошенных ленинградских, старшеклассниц и студенток и 12 процентов юношей. Но большая, часть этих дневников недолговечна или не особенно интимна. Одним», дневник помогает преодолеть временные периоды одиночества, другим служит подспорьем в литературной деятельности. Есть и устойчиво одинокие люди, для которых дневник остается единственной: «отдушиной».

Воображаемый компаньон, друг и собеседник юношеского дневника большей частью похож на своего автора: он помогает ему в формировании своей новой идентичности, согласия с самим собой, после чего может терять свой индивидуальный интимный характер. Напротив, компаньон, появляющийся в мечтах, выглядит более расплывчатым, воплощая в себе идеализированные представления мечтателя.

Некоторые люди с ранней юности живут в мире литературных, героев. И. А. Бунин писал, что «полжизни прожил в каком-то несуществующем мире, среди людей, никогда не бывших, выдуманных, волнуясь их судьбами, их радостями и печалями, как собственными, до могилы связав себя с Авраамом и Исааком, с пелазгами и этрусками, с Сократом и Юлием Цезарем, Гамлетом и Данте, Гретхен и Чацким, Собакевичем и Офелией, Печориным и Наташей Ростовой! И как теперь разобраться среди действительных и вымышленных спутников моего земного существования? Как разделить их, как определить степени их влияния на меня?».

Но воображаемые друзья не заменяют друзей из плоти и крови. Как же выглядит юношеская дружба в свете психологических данных? Остановимся на нашем, совместном с В. А. Лосенковым, исследовании, проведенном в начале 1970-х годов, объектом которого были 925 ленинградских старшеклассников с VII по X класс, а также 250 сельских Девятиклассников, студенческая выборка из 332 человек, и дополнительно 759 московских школьников, обследованных А. В. Мудриком.

Начнем с ее ценностных критериев: каков канон дружбы сегодняшних юношей и девушек, считают ли они дружбу исключительным, интимным отношением, или она растворяется в поверхностном приятельстве?

Одним из показателей уровня предъявляемых к дружбе требований были ответы на вопрос: «Часто ли, по-вашему, встречается настоящая дружба среди ваших сверстников?» Высшие человеческие ценности во все времена считались дефицитными. Представления современных юношей и девушек в этом отношении мало отличаются от взглядов их предшественников. От 45 до 72 процентов городских старшеклассников и студентов считают, что настоящая дружба встречается редко. Хотя достаточно четких возрастных тенденций не наблюдается, среди юношей доля оптимистических ответов снижается с 55 (семиклассники) до 33 (десятиклассники) и 31,5 процента (студенты). Более заметны половые различия: в VII—IX классах девушки считают дружбу значительно более редкой, чем юноши; процентное соотношение положительных ответов юношей и девушек выглядит в VII классе как 55 и 40, в VIII— как 51 и 28, в IX— как 54 и 37. В старших возрастах разница не только уменьшается, но девушки отвечают оптимистичнее, чем юноши (40 процентов положительных ответов в X классе и 41 процент в студенческой выборке).

Но уровень запросов еще ничего не говорит об их содержательных критериях. Значительно информативнее в этом плане незаконченные предложения «Друг — это тот, кто…» и «Друг и приятель — не совсем одно и то же, так как…», которые должны были закончить опрашиваемые. От одной до двух третей опрошенных, в зависимости от возраста, дописывая второе предложение, подчеркивали близость и доверительность дружбы: «друг знает о тебе все», «друг намного ближе», «с приятелем никогда не поделишься тем, что доверяешь другу». Остальные отмечали большую прочность, устой- чивость дружбы («друга выбирают на всю жизнь»), взаимопомощь И верность («приятель подведет, друг — никогда») и т. д. Еще более рельефную картину дает распределение ответов по предложению «Друг — это тот, кто…». В определениях дружбы, не связанных заданными рамками сравнения, преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга.

6. Отношения в коллективе

Как ни важны в подростковом возрасте дружеские отношения и чувство «принадлежности», групповые контакты обычно предполагают соревновательность, борьбу за положение и авторитет. Даже в самом сплоченном коллективе далеко не все его члены испытывают друг к другу личную симпатию. Наряду с развитием товарищеских отношений подростковый возраст характеризуется напряженным поиском дружбы как избирательной, прочной и глубокой эмоциональной привязанности.

Потребность в alter ego, втором «Я», вероятно, самая важная потребность ранней юности. «Первое чувство, к которому восприимчив заботливо воспитанный юноша,— это не любовь, а дружба»,— писал Руссо.

Это мнение разделяют и сами молодые люди. Писатель Юрий Нагибин пишет: «Меня недавно познакомили с результатами социологического исследования, там обсуждались мои рассказы о детстве и юности, по принципу «книги читают нас». Так вот, старшеклассники завидуют нашей более чем полувековой дружбе и прямо признаются, сетуют, что у многих из них нет настоящей потребности друг в друге, поэтому бестрепетно одних спутников меняют на других. А после школы — институт, там будет своя компания, на службе — своя. То неглубокое общение, которое связывает тебя с сегодняшними приятелями, легко завяжется с любыми другими — зачем за кого-то держаться? Такие молодые, а уже одиноки…».

7. Юношеский возраст

Юношеский возраст отделяет детство от взрослости. Этот период позволяет ощутить весь набор эмоциональных ощущений. И хотя сегодня очень часто можно услышать мнение, что под влиянием выросшей мобильности общества, ускорения ритма жизни и расширения круга общения дружеские отношения современной молодежи стали более поверхностными и экстенсивными, именно в юности дружеские и любовные привязанности особенно актуальны, хотя они и носят, по преимуществу, романтический характер. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от  решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем.  И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом становиться одиночество – состояние, при котором  не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться. Так как именно в юношеском возрасте формируется морально-психологическая готовность человека к семейной жизни, то подробное изучение юношеского типа общения, а именно —  проблем дружбы и любви —  может способствовать не только нормальному функционированию личности человека, но и созданию им в дальнейшем полноценной семьи и достижению счастья в браке.

8. Дружба в юношеском возрасте

Дружбу можно определить как «положительные интимные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг  другу на помощь».1 Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому. В отличие от любви, дружба – это в основном отношения между людьми одного и того же пола. В интимном межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями.

В период отрочества подростки сосредотачивают свое внимание на том, как они выглядят, и на свойства личности, которые делают их популярными. Этот процесс влечет за собой появление широкого круга знакомств, но лишь некоторые из них становятся близкими друзьями. В юности процесс социального сравнения меняется. Теперь юноши и девушки ищут друзей по принципу подобия, замещая количество друзей качеством близкой дружбы с немногими разделяющими их взгляды и ценности сверстниками. Таким образом, у юношей развивается способность устанавливать более тесные и глубокие дружеские отношения. Таким образом, в определениях дружбы здесь преобладают два мотива: 1) требование взаимопомощи и верности и 2) ожидание сочувствующего понимания со стороны друга. Здесь следует упомянуть о возрастных предпочтениях, которые встречаются в юношеской дружбе.

Ориентация на дружбу с ровесником говорит о стремлении к более или менее равным отношениям. Такая дружба основывается на принципах сходства и равенства. Выбор более старшего друга, напротив, выражает потребность в примере, опеке, руководстве. Ориентация на младшего встречается значительно реже. Потребность в общении с младшим, желание руководить, делиться опытом, опекать – отнюдь не редкость в юношеском возрасте. Более того, юноши, имеющие младших братьев и сестер, выше, чем остальные, оценивают себя по таким значимым качествам, как смелость, доброта, ум, самостоятельность, и ожидают более высоких оценок по этим качествам от своих родителей и друзей.

Дружба с младшим воспринимается скорее как дополнение дружбы со сверстниками, чем как ее альтернатива. У тех, кто дружит с младшими, такой выбор в большинстве случаев вынужденный. Это либо результат отставания в развитии, когда о кругу своих интересов и поведению юноша объективно ближе к младшим, чем к сверстникам, либо воздействие каких-либо психологических трудностей: застенчивости, боязни соревновательности, свойственно мальчишеским компаниям, несоответствия уровня притязаний и возможностей и т.д. Перенос эмоциональной привязанности на младших является в этом случае компенсаторным.

Психологические закономерности юношеской дружбы – будь то ее идеал или реальные свойства – отличаются удивительной устойчивостью и проявляются в самых различных социальных и культурных средах. Другое дело, что дружба не бывает одинаковой, а имеет возрастные, половые и индивидуально-типологические вариации.

9. Половозрастные различия и индивидуально-типологические особенности дружбы в юношеском возрасте

В возникновении потребности в юношеской дружбе, в стремлении к установлению близких взаимоотношений с людьми в этом возрасте наблюдаются определенные различия между юношами и девушками. Девушки, как правило, боле эмоциональны, придают гораздо большее значение межличностным взаимоотношениям в одном и том же возрасте, чем юноши. Девичьи критерии дружбы гораздо тоньше, более насыщены психологическими мотивами, чем юношеские, девочки чаще испытывают дефицит интимности. В общении с подругами у девушек сильнее, чем у юношей, звучат интимные темы. Эти различия являются не просто половыми, а половозрастными.

Особенно сложен вопрос о различиях в степени индивидуального самораскрытия, психологической интимности и глубины мужской и женской дружбы. Потребность в самораскрытии, по-видимому, одинаково сильна у юношей и девушек, но их возможности в этом отношении различны. Традиционные определения мужской роли обязывают мужчину быть сильным, суровым, энергичным, несентиментальным и сдержанным, накладывая на него ряд ограничений. Нежность и чувствительность, поощряемые у женщин, вызывают осуждение, когда речь заходит о мужчинах. По мнению И. С. Кона, это «побуждает юношей к большей эмоциональной сдержанности, препятствуя развитию у них  способности к сопереживанию, что делает их более поверхностными и предметными».

Дело не только в том, что женщины вообще более эмоциональны и больше склонны к самораскрытию, чем мужчины, но и в том, что девушки быстрее созревают, у них раньше проявляются сложные формы самосознания потребность в интимной дружбе.

Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в любовь. Таким образом, в  юности продолжается раздельное, относительное независимое развитие взаимоотношений со сверстниками, которые разделяются на товарищеские и дружеские. Затем дружеские взаимоотношения  начинают дифференцироваться и от них отпочковываются отношения любви. При этом дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам.

Заключение

В данной курсовой работе  были рассмотрены особенности  представления о дружбе в детском, подростковом и юношеском возрасте. Было раскрыт само понятие дружба, ошибочные представления о ней и выбор друзей.

В детском возрасте малыш общается с другими детьми только для того чтоб доставить удовольствие себе. Это ярко выражено в младшем дошкольном возрасте дети не хотят делиться своими игрушками и стараются удовлетворить только свои потребности.

В старшем дошкольном возрасте можно наблюдать другие формы общения между детьми, которые взрослые нередко ошибочно принимают за дружбу. Появляются первые признаки лидерства и желание угодить. У эмоционально не стабильных детей или у агрессивных «дружба» проявляется в побоях или совместных проказах. Становясь немного старше дети в возрасте   6-10 лет способны к сопереживанию.

Что касается дружбы в подростковом возрасте, большую роль для себя берет СМИ, телевидение, среда воспитания и, конечно же родители. Сформировавшиеся в процессе воспитания и обучения идеалы распространяются и на представление о дружбе. Что способствует выбора друзей с относительно одинаковый идеалами. Но с сожалению просматривается дефицит  дружбы, так как подростки не хотят уступать друг другу. По результатам тестов и опросов проведенными психологами, большая часть подростков не удовлетворены своими друзьями и дружбой. Даже есть случаи, когда подростки признавались что в корне недовольны своими друзьями. Это я валяется причиной частой смены друзей  сначала школа затем институт.

Переходя к юношескому возрасту нужно отметить что этот возраст отделяет детство от зрелости. В этом возрасте приходится решать серьезные проблемы, относительно этого возраста. Однако на этом этапе могут возникать определенные проблемы, от  решения которых напрямую зависит полноценное и динамичное функционирование личности в дальнейшем.  И если юноша не сможет справиться с этими трудностями, то, в конце концов, его уделом может стать одиночество – состояние, при котором  не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

В отроческом возрасте количество друзей заменяется на, качество дружбы. На первый план выходит более глубокий смысл дружбы в ней нет корысти , а напротив желание в любую минуту прийти на помощь. Некоторые выбирают себе друзей старше возрастом это говорит о том, что  есть потребность в опеке либо поддержке. Другие же напротив выбирают друзей немного младше возрастом что свидетельствует о потребности предоставлять поддержку и заботу. В основном это те люди у которых в семье есть младшие брат или сестра.

Плавно переходя  к половозрелым отношениям у подростков. Нужно отметить, что у девушки развиваются быстрее, чем парни. У девушек более близкие отношения т.к они намного эмоциональнее открыты для сопереживания. Считается что у парней в этом возрасте довольно поверхностные отношения, это только на первый взгляд. Это объясняется тем что традиционные определения мужской роли обязывают мужчину быть сильным, суровым, энергичным, несентиментальным и сдержанным, накладывая на него ряд ограничений. Нежность и чувствительность, поощряемые у женщин, вызывают осуждение, когда речь заходит о мужчинах. Отношение между полами в юношеском возрасте. Дружба людей противоположного пола со временем может незаметно перерасти в любовь.

Вывод: Каждый из рассмотренных возрастов имеет свои особенности которые отличают их друг от друга.

Список использованных источников

1. Байярд Роберт Т., Байярд Джин. Ваш неспокойный ребенок. — Режим доступа: www.kaysen.net;
2. Драгунова Т.В. Ребенок. — М., 1976;
3. Кон И. С. Дружба. — СПб.: Питер, 2005. — 330 c.
4. Кон И.С. Психология ранешней молодости. — М., 1989;
5. Крайг Грейс. Психология развития. — М., 2004.
6. Майерс Д. Соц психология. — СПб, 1998;
7. Мохов В. А. Исследование дружбы малышей младшего школьного возраста // Ломоносовские чтения. — 1998 (http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/years.htm%231998)
8. Мудрик Л.В. Современный старшеклассник. Хрестоматия по возрастной психологии / под ред. Д.И. Фельдштейна, — М., 1996;
9. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет) : Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1997. – 176 с.
10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. — М.: Русское педагогическое агентство. 1996, — 374 с.
11. Кульчицкая Е. И. Роль эмоций симпатии и антипатии во отношениях малышей дошкольного возраста. // Коллектив, личность малыша, внутриколлективные дела. М.: Педагогика, 1970.
12. Страхов И. В. Психология школьника. — М., 2003. — 352 с.