Содержание
Введение
Глава 1. Проблема формирования социальной установки личности под влиянием СМИ
1.1. Социально – психологические исследования феномена социальной установки
1.2. Влияние средств массовой информации на изменение социальной установки
1.2.1. Понятие средств массовой информации
1.2.2. Особенности воздействия СМИ на социальные установки личности
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния СМИ на социальные установки
2.1. Ход и процедура исследования
2.2. Обсуждение результатов исследования
Заключение
Список использованных источников
Введение
Актуальность исследования. При исследовании личности в социальной психологии важнейшее место занимает проблема социальной установки. Проблема установки была специальным предметом исследования в школе Д.Н. Узнадзе. Традиция изучения социальных установок сложилась в западной социальной психологии и социологии. Отличие этой линии исследований заключается в том, что с самого начала строй категорий исследования, расставленные в них акценты были ориентированы на проблемы социально-психологического знания. В западной социальной психологии для обозначения социальных установок используется термин «аттитюд», который в литературе на русском языке переводится, как «социальная установка».
Одна из главных проблем, возникающих при изучении социальных установок, это проблема их изменения. Обыденные наблюдения показывают, что любая из диспозиций, которыми обладает личность, может изменяться. Степень их изменяемости и подвижности зависит, естественно, от уровня той или иной диспозиции: чем сложнее социальный объект, по отношению к которому существует у личности определенная диспозиция, тем более устойчивой она является. Если принять социальные установки за относительно низкий (по сравнению с ценностными ориентациями, например) уровень диспозиций, то становится ясно, что проблема их изменения особенно актуальна. Если даже социальная психология научится распознавать, в каком случае личность будет демонстрировать расхождение аттитюда и реального поведения, а в каком — нет, прогноз этого реального поведения будет зависеть еще и от того, изменится или нет в течение интересующего нас отрезка времени аттитюд на тот или иной объект. Если социальная установка изменяется, поведение спрогнозировано быть не может до тех пор, пока не известно направление, в котором произойдет эта смена. Изучение факторов, обусловливающих изменение социальных установок, превращается в принципиально важную для социальной психологии задачу.
Изменение социальной установки может происходить под влиянием убеждения, массовой пропаганды. Особенно сильным фактором изменения социальной установки на сегодняшний день являются средства массовой информации.
Настоящее исследование имеет целью изучение влияния средств массовой информации на социальные установки личности.
Проанализировать результаты исследования.
Объектом исследования: Школьники.
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Предмет исследования: отношение школьников к средствам массовой информации.
Задачи исследования:
1. Сформировать определение понятия средства массовой информации.
2. Проанализировать с точки зрения общей (социальной) психологии проблему влияния СМИ на социальные установки человека.
3. Опробовать некоторые методы исследования роли СМИ для социальной установки личности.(Ты не методы исследуешь , а то что измеряешь, т.е. социальные установки)
Гипотеза исследования: под влиянием средств массовой информации наблюдаются изменения социальных установок.
В качестве методов исследования были выбраны:
- Опрос
- Метод семантического дифференциала Осгуда, цель которого – изучение социальных установок по отношению к средствам массовой информации.
- Шкалирование по Лайкерту – цель которого – изучение аттитюдов.
Глава 1. Проблема формирования социальной установки личности под влиянием СМИ
1.1. Социально – психологические исследования феномена социальной установки
Взгляды на социально-психологические проблемы личности формировались представителями разных школ и направлений как зарубежной, так и отечественной психологии. Среди зарубежных теорий личности наиболее популярны психоаналитическая (З. Фрейд), бихевиористская (Б. Скиннер), гуманистическая (А. Маслоу) и т.д. В рамках направлений отечественной психологии наибольший вклад в изучение личности внесли В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов и др.
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Изучение установки как аспекта личности впервые рассматривалось Д. Н. Узнадзе (24). Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это — личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент. Автором были выделены формы взаимосвязи человека с действительностью (24):
- формы связи живого организма с предметами внешнего мира;
- формы дистанционной взаимосвязи индивида и предмета;
- форма сознательного отношения человека к действительности.
Разные виды установок реализуются двумя выделенными Узнадзе формами поведения: экстерогенным и интерогенным. К экстерогенным формам поведения относятся потребление, обслуживание, труд, занятие. К интерогенным -эстетическое наслаждение, игра, развлечение, спорт, художественное творчество (24).
Дополняя теорию Узнадзе, В. А. Ядов выделил диспозиционно-установочные явления. Приняв за основу положение Д. Н. Узнадзе о том, что установка представляет собой целостно-личностное состояние готовности, настроенности на поведение в данной ситуации для удовлетворения определенной потребности, Ядов проанализировал все составные части этой системы. В триаде Д. Н. Узнадзе ситуация—потребность—установка В. Ядов заменил понятие установки на понятие диспозиции. Все три составляющие этой системы представляют собой иерархические образования (22).
Таким образом, социальная установка личности представляет собой занятую ею позицию, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление (19, с. 520). Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, по каким основаниям выбирает способ действий и т.д (22). Всякая установка – это установка на линию поведения, и этой линией поведения она и определяется. Смена установки означает преобразование мотивации индивида, связанное с перераспределением того, что для него значимо (19, с. 520).
В английском языке социальной установке соответствует понятие «аттитюд», и ввели его в научный обиход в 1918-1920 гг. У. Томас и Ф. Знанецкий. Понятие аттитюда было определено как «психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта», или как «состояние сознания индивида относительно некоторой социальной ценности» (3, с. 289).
После открытия феномена аттитюда начался своеобразный «бум» в его исследовании. Возникло несколько различных толкований аттитюда, много противоречивых его определений. В 1935 г. Г. Олпорт написал обзорную статью по проблеме исследования аттитюда, в которой насчитал 17 дефиниций этого понятия. Из этих семнадцати определений были выделены те черты аттитюда, которые отмечались всеми исследователями. Аттитюд в окончательном варианте понимался всеми как (3, с. 289):
а) определенное состояние сознания и нервной системы,
б) выражающее готовность к реакции,
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
в) организованное,
г) на основе предшествующего опыта,
д) оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Таким образом, были установлены зависимость аттитюда от предшествующего опыта и его важная регулятивная роль в поведении.
Названные признаки предопределили разработанную позже структуру социальной установки, а также объяснили ее принципиальное отличие от простой установки (по теории Д. Н. Узнадзе), которая лишена социальности, осознанности и эмоциональности и отражает прежде всего психофизиологическую готовность индивида к определенным действиям. Нельзя при этом забывать, что понятия, которыми мы пользуемся, служат лишь целям организации наших знаний, а явления, обозначаемые этими понятиями, происходят в жизни в единой системе взаимосвязей и взаимозависимостей. Установка и социальная установка очень часто оказываются неразрывно переплетенными компонентами одной ситуации и одного действия.
В отечественной психологии есть ряд концепций и понятий, которые близки к идее социальной установки, хотя и возникли вне рамок этой проблемы. К ним можно отнести категорию отношений в концепции В. Н. Мясищева (13), которая понималась им как система связей личности с действительностью; понятие личностного смысла у А. Н. Леонтъева (11), выделявшего прежде всего личностный характер восприятия человеком объектов реального мира и его отношения к ним; направленность личности в работах Л. И. Божович (6). Все эти понятия отражают в той или иной степени отдельные свойства социальной установки.
Социальные установки оказываются взаимосвязанными, взаимозависимыми и нередко противоречивыми компонентами сложной системы. Именно эта система социальных установок выполняет функцию регуляции социального поведения человека в целом, его взаимодействия с социальной средой во всех возможных проявлениях. Противоречивость социальной действительности неизбежно порождает противоречия в системе социальных установок и даже борьбу между ними. Этот факт позволяет объяснить, в частности, давно обсуждаемую в социальной психологии проблему несоответствия между социальной установкой, выраженной вербально, и реальным поведением человека. В связи с противоречиями внутри системы социальных установок возникли некоторые дополнительные понятия, отражающие не различный характер самих установок, а лишь причины возможных противоречий между ними.
В 1942 г. М. Смит внес ясность в структуру социальной установки, выделив три известных компонента: когнитивный, содержащий знание, представление о социальном объекте; аффективный, отражающий эмоционально-оценочное отношение к объекту; и когнитивный (поведенческий), выражающий потенциальную готовность личности реализовать определенное поведение по отношению к объекту (22).
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Четкая структура социальной установки позволяет выделить две ее важные разновидности — стереотип и предрассудок (22). От обычной социальной установки они отличаются, прежде всего, содержанием своего когнитивного компонента. Стереотип — это социальная установка с застывшим, нередко обедненным содержанием когнитивного компонента. Когда мы говорим о стереотипном мышлении, мы имеем в виду ограниченность, узость или устарелость представлений человека о тех или иных объектах действительности или о способах взаимодействия с ними. Стереотипы бывают полезны и необходимы как форма экономии мышления и действий в отношении достаточно простых и стабильных объектов и ситуаций, адекватное взаимодействие с которыми возможно на основе привычных и подтверждаемых опытом представлений. Там же, где объект требует творческого осмысления или изменился, а представления о нем остались прежними, стереотип становится тормозом в процессах взаимодействия личности с действительностью. Иными словами, «нормальная» социальная установка может превратиться во «вредный» стереотип. Другими причинами возникновения стереотипов такого рода обычно бывают недостаток знаний, догматичное воспитание, неразвитость личности или остановка по каким-то причинам процессов ее развития.
Предрассудок — это социальная установка с искаженным содержанием ее когнитивного компонента, вследствие чего индивид воспринимает некоторые социальные объекты в неадекватном, искаженном виде. Нередко с таким когнитивным компонентом бывает связан сильный, то есть эмоционально насыщенный аффективный компонент. В результате предрассудок обусловливает не только некритичное восприятие отдельных элементов действительности, но и неадекватные при определенных условиях действия по отношению к ним. Наиболее распространенным видом таких извращенных социальных установок являются расовые и национальные предрассудки (6).
Основная причина формирования предрассудков кроется в неразвитости когнитивной сферы личности, благодаря чему индивид некритично воспринимает влияния соответствующей среды. Поэтому чаще всего предрассудки возникают в детстве, когда у ребенка еще нет или почти нет адекватных знаний о том или ином социальном объекте, но под воздействием родителей и ближайшего окружения уже формируется определенное эмоционально-оценочное отношение к нему. В дальнейшем это отношение оказывает соответствующее влияние на содержание развивающегося когнитивного компонента, выступая в роли фильтра, допускающего к восприятию лишь ту информацию об объекте, которая соответствует уже сложившейся аффективной его оценке. Повлиять на формирование или закрепление предрассудка может и соответствующий жизненный опыт индивида, эмоционально пережитый, но недостаточно критично интерпретированный. Например, некоторые россияне, столкнувшиеся с преступными группировками, организованными по национальному признаку, переносят негативное отношение на весь народ, из представителей которого состоит та или иная группировка.
Таким образом, установка определяет наше поведение. Существует две теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки (3, С. 251-265). 1. Бихевиористская. основана на принципе научения. Предполагается, что социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки. Изменение социальной установки зависит от системы вознаграждений и наказаний. 2. Когнитивистская (теория соответствия), согласно которой социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.
Таким образом, социальная установка представляет собой образование личности, которое может изменяться под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Одним из таких факторов можно с уверенностью назвать средства массовой информации.
1.2. Влияние средств массовой информации на изменение социальной установки
1.2.1. Понятие средств массовой информации
Средства массовой информации — понятие, объединяющее все каналы доведения информации до широкой общественности (пресса, книжные издательства, агентства печати, радио, телевидение и т.д.). Под ними следует понимать — социальные институты, обеспечивающие сбор, обработку и распространение информации в массовом масштабе (25, с. 106). В Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I (статья 2) «О средствах массовой информации» под СМИ понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации (1).
К основным видам СМИ относятся (5):
- радио — акустическое, словесно-звуковое воздействие;
- печать — словесное и графическое воздействие;
- кино — художественно-образное воздействие;
- телевидение — интегрированное акустическое и художественно -творческое воздействие;
- компьютерные технологии (Интернет) — оперативное самостоятельно-творческое взаимодействие потребителя с информационным потоками с использованием возможностей словесного, акустического, художественно-творческого и другого воздействия.
Наибольшими возможностями влияния обладают телевидение кино и компьютерные технологии. Телевидение позволяет обеспечивать «доставку на дом» готовой программы, репортажа в момент свершения события, домашний просмотр (отсутствует психологическая настроенность восприятия зрелища, которая есть в кинематографе) позволяет непроизвольно и естественно поглощать предлагаемую информацию. На сегодняшний день среди ученых активно обсуждается опрос отнесения Интернета к средствам массовой информации. Как замечает Т. В. Науменко, данный вопрос еще не нашел однозначного ответа (15, с. 45).
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Компьютерные технологии обладают еще большим воздействием, так как они ставят потребителя в положение активного соучастника информационного материала. Потребитель сам выходит на соответствующую информацию и взаимодействует с ней. Компьютерные технологии позволяют активизировать участие пользователя, мотивировать активность, развивать интерес и пр.
Основные функции СМИ (5):
- общественно-политическое воздействие (решение определенных политических задач);
- воспитание (идеология, ценности, патриотизм и пр.).
- информационная: осведомление о чем-либо, сбор, обработка, распространение и хранение информации;
- обучение и просвещение: профессионально-заинтересованная аудитория, расширение кругозора;
- художественно-репродуктивная: трансформирование произведения искусства, сохранившего свои существенные социокультурные признаки;
- художественно-продуктивная: распространение произведений особого вида искусства — рекламы, телешоу, радиодрамы, телефильмов и проч., при этом имеет место доставка информации на дом в оригинале.
На сегодняшний день актуальным представляет собой вопрос о влиянии средств массовой информации на личность человека, его установки и поведение. Данный вопрос рассматривается с точки зрения различных подходов: теории социального научения А. Бандуры, теории культивирования Дж. Гербнера, теории социализации и т.д. (12, с. 212).
Механизмы влияния средств массовой информации на личность рассматриваются в психологии, педагогике, социологии. Это обусловлено необходимостью всестороннего изучения изменений личности, ее социальных установок и поведения под влиянием СМИ.
Вывод: Средства массовой информации – значительная часть окружающей среды современного человека, призванная удовлетворить потребности в культурном развитии, духовном общении и в постоянном потоке информации. Ввиду обширности способов влияния на органы восприятия человека и плотности информационного окружения приобретает высокую степень влияния на процессы в обществе.
1.2.2. Особенности воздействия СМИ на социальные установки личности
Процесс воздействия средств массовой информации на личность требует создания определенных условий. К таким условиям Л. В. Мардахаев относит (12, с. 213):
— актуальность информации и создание для потребителей эффекта ее востребованности,
— настрой аудитории на восприятие именно этой информации,
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— соответствие информации интересам, потребностям аудитории.
— эмоциональная заразительность, заставляющая потребителя информации сопереживать. Эмоциональное воздействие на отдельного потребителя обычно ниже, чем на группу. В то же время при глубоком индивидуальном эмоциональном сопереживании могут иметь место ярко выраженные негативные последствия. Групповой просмотр больше способствует проявлению эмоций. Особенно это можно наблюдать при просмотре фильмов ужасов или комедий.
— создание эффекта достоверности предлагаемой информации Такой эффект необходим, чтобы потребитель поверил и принял ее именно в той интерпретации, в которой ему предлагают. С этой целью предлагаемая информация максимально приближается к действительности.
— идентификация зрителя с лицом, представленным СМИ. Особенно это влияет на детей, которые идентифицируют себя с героем передачи, переживая его радости и печали.
— напряженное ожидание, формируемое содержанием информации и способом ее представления, создает у аудитории возбуждение, нетерпение и готовность к последующему взаимодействию со СМИ.
Результаты воздействия СМИ могут быть самыми различными. Они влияют на умственную (когнитивную), поведенческую, установочную и физиологическую сферы, вызывая определенные последствия. Л. В. Мардахаев выделяет следующие последствия (12, с. 215).
— поведенческие последствия. Образ деятельности, представленный СМИ, является руководством для потребителя. Впоследствии он становится ориентиром либо основой, определяющей его практическую дельность в достижении аналогичной цели, и соответствующим порядком действий, представленным СМИ;
— установочные последствия. При определенных условиях под воздействием СМИ у потребителя формируются соответствующие установки. Они носят достаточно устойчивый характер, существенно влияя на
отношения потребителя, его действия и поступки;
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
—когнитивные последствия. Под воздействием информации, представляемой СМИ, изменяются знания, мировоззрение зрителей. Это находит отражение в их информированности, суждениях;
— последствия, сказывающиеся на отношении человека к реальной жизни, окружающим людям. Увлечение телевидением, интенсивное общение с Интернетом приводят к формированию виртуальных интересов, потребностей, образа жизни.
— психологические последствия – возникновение страхов при просмотре различных фильмов ужасов, триллеров и т.д.
— физиологические последствия – информация, воспринимаемая потребителями, ведет к определенным физиологическим изменениям в организме (учащение сердцебиения, изменение электрохимических характеристик кожи и т.д.).
Создание условий воздействия СМИ на аудиторию требует использования ряда приемов и методов, к которым относятся убеждение, внушение, подражание, вовлечение и т.д. (14, с. 63-71).
Таким образом, под воздействием СМИ возникают различные изменения в поведении и социальных установках личности. В последнее время все чаще поднимается вопрос о негативных влияниях некоторых СМИ. Особенно это вопрос актуален в психологии развития. Так, А. Ю. Дроздовым была изучена проблема влияния ТВ в связи с ростом насилия в современном обществе (9, с. 62 – 67). Результаты проведенных автором исследований позволяют утверждать о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением среди лиц подросткового и юношеского возраста.
Таким образом, под влиянием СМИ изменяются, а часто и формируются различные социальные установки. СМИ являются сильнейшим средством воздействия на человека. Именно это явление используется рекламной деятельностью, ПР, а также политикой (4). Средства массовой информации, в особенности телевидение, занимают все большее место в нашей жизни. Это не может не вызывать тревогу, т.к., по словам А. Д. Елякова, зачастую возникает информационная перегрузка, обусловленная тем, что многие каналы стараются сообщить максимум сведений за минимум времени в связи с достаточно высокой ценой удовольствия попасть в эфир или в прессу (10, с. 114).
В существующих условиях проблема изучения деформирующего воздействия СМИ на социотипическое поведение личности приобретает большую актуальность. Проблема влияния СМИ на психику человека исследовалась многими авторами, среди которых Н.Н.Богомолова, А.К.Боковиков, Л.П.Гримак, Е.Л.Доценко, Ф.Зимбардо, Н.Н.Обозов, Р.Харрис. По мнению А.К.Боковикова, Л.П.Гримака, наиболее сильное влияние СМИ, в том числе аудиовизуальные средства, оказывают на людей, находящихся в «переходных ситуациях», в частности, на подростков (7, 18).
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
На сегодняшний день нельзя обойти внимания педагогического взгляда на проблему воздействия СМИ на ребенка. Ребенок в силу своих психологических возможностей еще не способен отбирать информацию, предлагаемую СМИ. У современных школьников констатируются изменения в психике в связи с активным внедрением компьютерных систем (16, с. 54).
Г. Г. Силласте исследовалось влияние СМИ на поведение и социальные установки сельской молодежи (20). Как известно, фундаментом жизненных планов школьников являются конкретные социальные, экономические, политические и духовные условия общества на каждом этапе его развития. В условиях перехода к рыночным отношениям материальное положение абсолютного большинства российских сельских семей резко ухудшилось. Продолжающаяся социальная стратификация семей школьников на бедных и богатых, низкий уровень качества жизни на селе резко сократили стартовые возможности сельских школьников в осуществлении жизненных планов, сделали для многих из них недоступными социальные блага, в том числе получение бесплатного высшего образования. Однако, как показали исследования Г. Силласте, в силу возрастных особенностей подростков и старшеклассников, их первоначальные жизненные планы часто опираются не на реальные возможности личности, а на завышенные ожидания, которые особенно проявляются у молодежи после окончания школы (20).
Таким образом, изучение социальных установок под влиянием СМИ является актуальной проблемой на сегодняшний день и затрагивает не только психологический, но и социальный и педагогический аспект.
Вывод: СМИ имеет возможность в значительной степени трансформировать общество, зачастую представляя эрзац культуру, подменяя искусство искусственностью, искажая моральные ценности и снижая общий культурный уровень, до уровня самых малообразованных слоев общества. Необходим счательный анализ этого влияния, постоянный мониторинг информационного поля. Привитие обществу культуры критичности по отношению к навязываемым ценностям. Очень важно, чтобы родители осознавали степень риска бесконтрольного влияния СМИ на ребенка. Так же опасно бесконтрольно оставлять подрастающие поколение во власти различных средств массовой информации, как и оставлять без присмотра на улицах.
Глава 2. Экспериментальное изучение влияния СМИ на социальные установки
2.1. Ход и процедура исследования
Настоящее исследование имеет целью изучение влияния средств массовой информации на социальные установки личности.
Объектом исследования: Школьники
Предмет исследования: отношение школьников к средствам массовой информации.
Гипотеза исследования: под влиянием средств массовой информации наблюдаются изменения социальных установок.
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Выборка исследования: учащиеся 9 — 10 классов. Всего в исследовании принимало участие 10 человек, из них 5 девушек, 5 юношей. Средний возраст учащихся 15,4 лет.
В качестве методов исследования были выбраны:
- Метод семантического дифференциала Осгуда, цель которого – изучение социальных установок по отношению к средствам массовой информации (2).
- Шкалирования по Лайкерту – цель которой – изучение аттитюдов (8).
Описание методов приводится в приложении 1.
Исследование осуществлялось в групповой форме. В процессе исследования школьникам было предложено выяснить свое отношение к средствам массовой информации.
Школьники активно принимали участие в исследовании, проявили интерес в процессе работы. Исследование осуществлялось без вмешательства посторонних отвлекающих факторов, что позволило выявить наиболее высокие результаты.
2.2. Обсуждение результатов исследования
Проведенное исследование позволило выявить следующие результаты, отраженные в таблице 1 (См. таблицу 1):
Таблица 1. Результаты исследования аттитюдов по методике семантического дифференциала
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что опрошенные школьники имеют положительное отношение к средствам массовой информации. Школьники считают их веселыми, увлекательными, необходимыми. Известно, что данный возраст характеризуется процессами сепарации от семьи. Влияние социальных установок родителей, педагогов теряет свое значение. Вместе с тем, подростки ощущают острую потребность принадлежать к социуму. Таким образом, сохраняется тенденция интроективно отфильтровывая, только по принципу «скучно = плохо», «интересно = полезно», выстраивать жизненную позицию. Таким образом ,данные, полученные в результате методики, позволяют сделать вывод о влиянии средств массовой информации на социальные установки школьников.
В результате исследования аттитюдов по шкале Лайкерта были получены следующие результаты (См. таблицу 2):
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Таблица 2. Результаты исследования аттитюдов по шкале Лайкерта
Из таблицы 2 видно, что данные школьники имеют доверительное отношение к средствам массовой информации. Данные, полученные по шкале Лайкерта, свидетельствуют о высокой степени влияния средств массовой информации на аттитюды школьников.
Таким образом, на основании исследования можно сделать вывод о том, что социальная установка в школьном возрасте у детей находится в стадии формирования, не является жестко закрепленной и поддается внешней коррекции. В результате этого, средства массовой информации, используя различные методы и приемы, воздействуют на школьников. Поэтому в школьном возрасте необходимо проводить профилактические меры по устранению нежелательного воздействия СМИ на социальные установки школьников. При целенаправленной организации работы со школьниками можно оказать существенное влияние на закрепление позитивной установки на воздействие СМИ.
Заключение
Изучение установки как аспекта личности впервые рассматривалось Д. Н. Узнадзе. Наличие потребностей и ситуации вызывает особое состояние, которое характеризует его склонность, направленность, готовность совершать определенные действия. Это состояние и есть установка. Узнадзе характеризует установку как модификацию живого существа, соответствующую объективному ходу вещей, как особое состояние личности, модус ее в конкретных условиях. Это — личностный фактор, конкретная определенность личности в каждый данный момент.
Социальная установка личности представляет собой занятую ею позицию, которая заключается в определенном отношении к стоящим целям или задачам и выражается в избирательной мобилизованности и готовности к деятельности, направленной на их осуществление. Социальная установка призвана объяснить все социальное поведение человека, то есть, как он воспринимает окружающую его действительность, почему он так, а не иначе поступает в конкретных ситуациях, каким мотивом при этом руководствуется, почему одним мотивом, а не другим, по каким основаниям выбирает способ действий и т.д.
Существует две теоретических моделей, объясняющие изменение социальной установки: бихевиористская, основанная на принципе научения (социальные установки индивида изменяются в зависимости от того, каким образом организуется подкрепление какой-либо социальной установки; а также когнитивистская (теория соответствия), согласно которой социальная установка изменяется, когда в когнитивной структуре индивида возникает несоответствие. Стимулом для изменения социальной установки является потребность в восстановлении упорядоченного восприятия внешнего мира.
Социальная установка изменяется под влиянием факторов внешней и внутренней среды. Одним из внешних факторов можно с уверенностью назвать средства массовой информации. Поэтому в школьном возрасте необходимо проводить профилактические меры по устранению нежелательного воздействия СМИ на социальные установки школьников. При целенаправленной организации работы с подростками необходимо оказать существенное влияние на повышение критичности школьников к ценностям навязываемых средствами массовой информации.
На основании теоретического анализа нами было организовано исследование по изучению влияния СМИ на формирование установки. Всего в исследовании принимало участие 10 старшеклассников, из них 5 девушек, 5 юношей. Средний возраст учащихся 15,4 лет.
В качестве методов исследования были выбраны метод семантического дифференциала Осгуда, цель которого – изучение социальных установок по отношению к средствам массовой информации; а также шкалирование по Лайкерту, цель которого – изучение аттитюдов.
Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
На основании полученных результатов, можно сделать общий вывод: социальная установка в школьном возрасте у детей находится в стадии формирования, не является жестко закрепленной и поддается внешней коррекции. Процессы сепорации от родительской семьи, характерные для этого возраста вызывают потребность смены авторитетов. В результате этого, средства массовой информации, используя различные методы и приемы, не могут не воздействовать на школьников, так как эта категория потребителей считает их интересными, увлекательными, необходимыми. Таким образом, они охотно замещают отторгаемое влияние семьи и школы на авторитет СМИ, которое в свою очередь могут легко изменять их социальные установки. Таким образом гипотеза подтверждена, задачи решены.
Результаты и выводы данной работы могут быть использованы в педагогической деятельности в школе.
Список использованных источников
1. Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-I «О средствах массовой информации»
2. Альманах психологических тестов. – М.: КСП, 1996. – 400 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. — М: Аспект Пресс, 1999 — 375с.
4. Анохина Н. В. Влияние средств массовой информации на электоральное поведение.// Социс. – 2000. — №1.
5. Богомолова Н. Н. Социальная психология печати, радио, ТВ. – М.: МГУ, 1991
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности /Под редакцией Д. И. Фельдштейна. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. 352 с.
7. Гримак Л.П. Вера как составляющая гипноза. // Прикладная психология. — 2001. — №6
8. Девяткин А.А. Явление социальной установки в психологии ХХ века. – Калининград: Калиниградс. ун-т, 1999. – 292 с.
9. Дроздов А. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена. // Социс. – 2001. — №8. – С. 62-67
10. Еляков А. Д. Информационная перегрузка людей. // Социс. – 2005. — №5. – С. 114-120
11. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Смысл, 2005
12. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. – М.: Гардарики, 2005. – 269с.
13. Мясищев В. Н. Психология отношений. – М.: МПСИ, 2003. – 400 с.
14. Науменко Т. В. Психологические методы воздействия на массовую аудиторию. // Вопросы психологии. – 2003. — №6. – с. 63-71
15. Науменко Т. В. Социология массовых коммуникаций в структуре социологического знания. //Социс. – 2003. — №10. – С. 39-46
16. Педагогика: педагогические системы, теории, технологии. / Под ред. С. А. Смирнова. – М.: Академия, 2003. – 512 с.
17. Полукаров В.Л. Телерадиореклама. Инновационные технологии / Гуманит. ин-т телевидения и радиовещания.- М.: ПРИОР, 1998.- 398 с.
18. Психология толп / Сост.Боковиков А.К.- М.: Ин-т психологии РАН: Изд-во КСП+, 1999.- 412 с.
19. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2006. – 713 с.
20. Силласте Г. Г. Влияние СМИ на жизненные планы сельской учащейся молодежи// Социология. – 2004.- №6. – С. 96
21. Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н.Засурского.- М.: Аспект-Пресс, 2001.- 259 с.
22. Социальная психология: Учеб. пособие для вузов / А.Л. Журавлев, В.П. Позняков, Е.Н. Резников и др.; Под ред. А.Л. Журавлева. — М.: Per Se, 2002. — 350 с.
23. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Сост. Ясавеев И.Г.- Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2000.- 224 с.
24. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.
25. Шарков Ф. И., Баранова В. И. Аудитория и мониторинг СМИ //Социс. – 2005. — №10. – С. 106-109