Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Психология и прихотерапия энуреза»

Недержание мочи – нередкая проблема у детей. В возрасте 5ти лет около 15% детей не всегда удерживают мочу. Большинство этих детей имеет изолированный или моносимптоматический, ночной энурез. Моносимптоматический, ночной энурез делится на первичную и вторичную формы: Первичной называют форму энуреза, при которой ребенок не имел в анамнезе периода «сухих» ночей.

Содержание

Введение
Глава 1. Краткий обзор лечения
1.1. Варианты лечения энуреза
1.2. Немедикаментозная терапия
Глава 2. Психологические аспекты энуреза
2.1. Психология энуреза
2.2. Психотерапия энуреза
Заключение
Список использованных источников

Введение

Недержание мочи – нередкая проблема у детей. В возрасте 5ти лет около 15% детей не всегда удерживают мочу. Большинство этих детей имеет изолированный или моносимптоматический, ночной энурез. Моносимптоматический, ночной энурез делится на первичную и вторичную формы: Первичной называют форму энуреза, при которой ребенок не имел в анамнезе периода «сухих» ночей. Дети, у которых в анамнезе отмечен период «сухих ночей», длившийся более 6ти месяцев имеют форму, называемую «вторичным» энурезом.

Первичный моносимптоматический ночной энурез имеет высокую частоту самопроизвольного излечения и , как считается, связан с одной или комбинацией следующих причин:

  • замедленное созревание мочевого пузыря,
  • малая функциональная емкость мочевого пузыря,
  • пониженное высвобождение вазопрессина,
  • затрудненное пробуждение ото сна.

Вторичный ночной энурез часто, считается, вызван фактором высокого уровня стресса (развод родителей, рождение другого ребенка в семье и т.д.) в уязвимый период развития системы контроля ребенком мочевого пузыря. Однако точная причина развития вторичного энуреза остается неизвестной.

Лечение вторичного ночного энуреза включает нахождение основного стрессового фактора, если он может быть обнаружен, хотя большинство детей с вторичным энурезом не имеют никакой очевидной причины и лечатся так же, как при первичном энурезе.

Общие понятия: возраст, в котором недержание мочи является проблемой, зависит от семьи. Если оба родителя мочили кровать ночью до старшего детского возраста, им не следует беспокоиться, если их семилетний ребенок обмочил ночью кровать. Однако беспокойство может быть оправдано и у четырехлетнего ребенка, если у него есть трехлетний брат, который уже спит «сухо». Для самого ребенка энурез начинает являться проблемой только в относительно позднем детстве, когда увеличиваются контакты со сверстниками. Как правило, родителей ребенка менее семи лет, можно заверить в том, что моносимптоматический ночной энурез самопроизвольно прекращается у подавляющего большинства таких детей. Если лечение необходимо, начинают эмпирическую терапию, основанную на многолетних наблюдениях. Необходимо воздействовать на факторы, предположительно являющиеся причинно-значимыми. Перед началом лечения, педиатр должен определить ожидания родителей. Многие родители просто хотят иметь гарантию, что энурез не вызван анатомическим дефектом, но не заинтересованы в трудоемком и долгосрочном лечении.

Родители должны ясно понимать, что эпизоды ночного недержания мочи являются полностью ненамеренными со стороны ребенка. От четверти до трети родителей наказывают ребенка за мокрую кровать, иногда это физическое наказание (побои). Педиатр должен объяснить родителям и ребенку, что программа лечения энуреза обычно сочетает несколько методов (мотивационная терапия, ограничение жидкости, «мочевая сигнализация»). Лечение должно быть длительным, что связано с переменным успехом терапии, и может потерпеть неудачу в короткие сроки. Родители должны иметь желание заниматься терапией энуреза, и обстановка в семье должна быть подходящей. Терапия должна быть целенаправленной, последовательной и длительной. Частота дополнения терапии новым методом может варьировать, но приблизительно равна 4 месяцам. Важно определить, является ли ребенок достаточно «зрелым» чтобы принять на себя ответственность за лечение. Лечение должно быть отсрочено, если врач считает, что родители больше интересуются им, чем ребенок, и ребенок не желает или неспособен принять часть ответственности за программу лечения. Ребенок должен быть достаточно сильно мотивирован, чтобы участвовать в программе лечения, которая может занять месяцы, пока будут достигнуты положительные результаты.

Глава 1. Краткий обзор лечения

1.1. Варианты лечения энуреза

Лечение может включать один, или комбинацию следующих нефармакологических и фармакологических методов:

  • мотивационная терапия
  • тренировка мочевого пузыря
  • контроль потребляемой жидкости
  • терапия «мочевой сигнализацией»
  • фармакотерапия

Как описано выше, лечение ночного энуреза редко требуется начинать у детей моложе 7-ми летнего возраста. Когда родители и ребенок мотивированы и заинтересованы в долгосрочной терапии, нефармакологические методы лечения (мотивационная терапия, тренировка мочевого пузыря, контроль потребляемой жидкости) обычно используют в течение первых трех – шести месяцев. Более активное вмешательство (терапия «мочевой сигнализацией», медикаментозное лечение) должно быть применено у старших детей, которые испытывают социальные неудобства и ущемление чувства собственного достоинства. Лекарственные препараты могут быть полезны для краткосрочного эффекта (если ребенку требуется переночевать в гостях или при временном пребывании в лагере), но терапия «мочевой сигнализацией» является самой эффективной и имеющей долгосрочный эффект.

Методы исследования.

  1. Метод беседы, сбор анамнеза (протекание беременности, роды, раннее развитие ребенка, наличие травмы головы, психотравмы, наследственные и инфекционные заболевания).
  2. Метод наблюдения.
  3. Трансовые методы.
  4. Музыкотерапия.
  5. Метод групповой психотерапии.
  6. Методика САТ.
  7. Метод косвенного словесного внушения.
  8. Метод эффективной психокоррекции энуреза.

Описание применяемых методических средств:

1. Метод беседы.

Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективизируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: непринужденная беседа, интервью, вопросники и психологические анкеты. Интервью — вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Существует ряд требований к беседе как методу. Первое-непринужденность. Нельзя превращать беседу в опрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по обследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.

В рамках медицинской психологии может применяться такой вид беседы, как сбор анамнеза. Анамнез (от лат. «по памяти») — сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или — при объективном — анамнезе от хорошо знающих его лиц.

В данном исследовании нами использовалась беседа с обратившимся за помощью взрослым. Сначала просто выслушивается и фиксируется «первичная жалоба». Возможны уточняющие и наводящие вопросы, задавать их можно и в ходе обследования ребенка. В первичной жалобе, с которой взрослый обращается к психологу, много смысловых слоев, требующих, с одной стороны, полного доверия, а с другой — не буквального понимания, особой интерпретации, переосмысления.

Первичная жалоба должна быть выслушана и записана предельно подробно, так как, «уловки сознания» взрослого, испытывающего трудности с ребенком, высоко диагностичны и могут указать на подлинные истоки проблем ребенка. Обычно на вопрос психолога «Что вас беспокоит?», родители подробно излагают биографию ребенка, поэтому специальный алгоритм сбора анализа в консультации, не преследующей исследовательских целей им ненужен. Если рассказ родителей вообще не касается тех сторон жизни ребенка, которые вызывают повышенный интерес психолога, то консультант мягко меняет направление беседы.

Осторожно управляя беседой, консультант должен дать родителю просто «выговориться», учитывая психотерапевтический эффект проговаривания личностных проблем перед внимательным, доброжелательным, заведомо (в силу профессионального авторитета) понимающим слушателем, который принимает взрослого таким, каким тот себя представляет. Для достижения психотерапевтического эффекта очень важно спокойное, но небезразличное отношение консультанта к выслушиваемым жалобам.

Беседа со взрослым может проводится либо непосредственно перед обследованием ребенка (но разумеется, не в его присутствии), либо заранее. Пока взрослые беседуют, ребенку можно дать возможность оглядеться в экспериментальной комнате.

2. Метод наблюдения.

Наблюдения — один из основных эмпирических методов психологического исследования, состоящий в преднамеренном систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и отыскания смысла этих явлений, который непосредственно не дан. Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное, сплошное и включенное наблюдение ( когда наблюдатель становится членом исследуемой группы). В данном исследовании нами проводилось кратковременное наблюдение (срез).

3. Трансовые методы.

Психотерапевтические приемы, использующие измененные (расщепленные) состояния сознания (транс) в лечебных или профилактических целях. Утилизироваться могут спонтанные трансовые состояния, искусственно вызванные самим индивидом (аутогенная тренировка, медитация) или наведенные психотерапевтом, в том числе и с помощью психоделических психофармакологических препаратов. Трансовые расщепленные состояния сознания могут целенаправленно создаваться как подготовительный шаг для последующего психокоррекционного вмешательства, либо могут являться «сопутствующим продуктом» психотерапевтических приемов.

Состояние транса повышают доступ к неосознаваемой информации, прерывают старые и формируют новые условные связи, интенсифицируют интуитивные (ранее несознаваемые) формы познания мира и переработки информации. Возможности, открываемые трансовыми состояниями сознания, могут использоваться для самопознания, самовнушения или лечебного внушения психотерапевта, перепрограммирования, активизации саногенных ресурсов пациента. Известны коллективные формы применения трансовых методов, но в последние десятилетия подчеркивается большая эффективностью их применения в индивидуальной психотерапии Трансовые методы показаны при невротических нарушениях, психотических расстройствах, при лечении наркомании и алкоголизма.

4. Музыкотерапия.

Психотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства. Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Направление, имеющее лечебное действие и использованное в данной психокоррекционной работе, способствует эмоциональному активированию в ходе вербальной психотерапии.

5. Групповая психотерапия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Психотерапевтический метод, специфика которого заключается в целенаправленном использовании групповой динамики, т. е. Всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий, возникающих между участниками группы, включая и группового психотерапевта, в лечебных целях. Групповая психотерапия рассматривает пациента в социально психологическом плане, в контексте его взаимоотношений и взаимодействий с окружающими, раздвигая тем самым границы психотерапевтического процесса и фокусируясь не только на индивиде и его внутриличностной проблематике, но и на индивиде совокупности его реальных взаимоотношений и взаимодействий с окружающим миром. Взаимоотношения и взаимодействия, в которые вступает пациент в группе, в значительной степени отражают его истинные взаимоотношения, т. к. группа выступает как модель реальной жизни, где пациент проявляет те же отношения, установки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции.

6. Методика САТ (Childrens Apperception Test).

САТ — проективный метод изучения личности ребенка, направленный, в основном на исследование его психологических проблем, внутриличностных конфликтов, динамики побуждений, влияния на ребенка межличностных отношений в семье и пр. Для детей 3-10 лет в качестве проективного материала применяется серия из 10 картинок, изображающих сцены между животными. Набор картин составлен так, чтобы вызвать реакции ребенка на тему, связанные с отношением к родителям, братьям и сестрам — темы, учитывающие основные сферы жизнедеятельности ребенка.

Рассказы ребенка по картинкам дают разнообразные сведения о нем, относящиеся прежде всего, к личностным проблемам ребенка. Для полноты анализа рассказов желательно как можно более полное и подробная их фиксация (запись на магнитафон не отменяет необходимости сплошного протоколирования). Значительную информацию дает интонационная структура рассказа, паузы, эмоциональные всплески, показывающие страх. фрустрацию, отношение принятия или осуждения ребенком тех или иных описываемых моментов.

Так же, как и в любой другой методике, следует обращать внимание на принятие ребенком инструкции и следование ей в отдельных рассказах. Нужно отмечать отношение ребенка к собственно изображению, в частности, отношение к деталям, перцептивные искажения, уход от смысла картины в описание внешней стороны изображения.

Содержательный анализ рассказов (тема, герой, цели героя, конфликты, и пр.) выявляет отношения ребенка к родителям, страхи утраты родительской любви, страхи наказания, представления ребенка об агрессии, конкурентность в отношениях с братьями и сестрами и другие проблемы внутреннего мира ребенка и межличностных отношений в семье, возможности его защитных механизмов, точки фиксации, общий уровень детской тревожности.

7. Метод косвенного словесного внушения.

Разновидность внушения, при котором его содержание подкрепляется строго определенными и конкретными условиями, при наличии которых оно будет реализовываться. Используется дополнительный раздражитель, приобретающий новое информационное значение из-за произведенного прямого внушения. Эта форма внушения является основой опосредующей и потенцирующей психотерапии. Примером косвенной психотерапии является использование различного рода «масок». В качестве еще одной формы может рассматриваться плацебо-терапия. Косвенное внушение используется при лечении нервно-психических расстройств.

8. Метод эффективной психокоррекции энуреза.

Этод метод основан на проведении следующих этапов:

  1. Рефлекс ожидания (т. е. психологический настрой ребенка родителями на то, что скоро получится нечто необычное, что и приведет его к выздоровлению. Соответственно ребенок начинает ожидать это «чудо»).
  2. Подбадривание (налаживание контакта психолога с ребенком, с акцентированием на его возможностях).
  3. Плацебо эффект (цветная. красивая, волшебная жидкость).
  4. «Фокус с затиранием монеты».
  5. «Установка будильника»- манипуляции руками с щелчком в области мочевого пузыря и объяснение ребенку, что будильник поставлен и обязательно разбудит тебя ночью.
  6. Сон в течение 3-4 часов после сеанса.
  7. «Дневник — стимулятор» ( в нем появляются “сухие” и “мокрые” ночи в виде символов “солнце” и “черный квадрат”). Ребенку дается установка на то, что если в течение 20 ночей будет “солнце”, то он получит от родителей подарок.

1.2. Немедикаментозная терапия

Мотивационная терапия

С определенного периода времени ребенок соглашается принять ответственность, и поддерживает мотивацию, ведя письменный контроль успехов. Последовательное увеличение наград, оговоренных заранее, способствуют увеличению продолжительности «сухих» периодов (например стикер на календаре за каждую сухую ночь, книга в подарок за 7 сухих календарных ночей). Мотивационная терапия приводит к значительному прогрессу (эпизоды энуреза уменьшаются до 80%) более, чем у 70% пациентов. Метод достаточен для полного успеха (14 последовательных сухих ночей) в 25% случаев. Мотивационная терапия – хороший метод первой ступени для лечения первичного ночного энуреза, особенно у младших детей. Если же она не приводит к желаемому успеху в течение трех – шести месяцев, нужно пробовать другие методы.

Тренировка мочевого пузыря

У большинства детей с ночным энурезом имеется снижение емкости мочевого пузыря. Тренировка с помощью целенаправленной задержки мочи может быть применена для увеличения емкости мочевого пузыря у таких пациентов (т.е. когда средний разовый объем выделяемой мочи меньше, чем объем мочевого пузыря, ожидаемый для данного возраста). Емкость мочевого пузыря в унциях (1 унция = 30 мл) может быть приблизительно подсчитана у детей, добавлением цифры 2 к возрасту ребенка в годах (до 10 лет). Тренировка мочевого пузыря требует сильной заинтересованности ребенка и обычно является не единственным методом терапии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Смысл тренировки состоит в том, чтобы ребенок последовательно задерживал мочу на все более длительные промежутки времени (максимально долго) после первого ощущения позыва к мочеиспусканию. Объем выделяемой мочи должен контролироваться раз в неделю в дневнике, для оценки эффективности. Целью является достижение желаемого расчетного объема, являющегося нормой для данного возраста. Проведенные исследования не показали с желаемой достоверностью эффективности этого метода, однако на сегодняшний момент считается необходимым использовать этот метод до назначения фармакотерапии и терапии «мочевой сигнализацией», так как последние методы могут иметь побочные эффекты.[3]

Контроль потребляемой жидкости

Этот метод состоит в том, чтобы родители вели контроль потребления жидкости в течение дня. Для тех пациентов, которые, как обнаруживается, потребляют непропорциональное количество жидкости в вечерние часы, могут быть рекомендованы ограничения по различным схемам. Некоторые авторы рекомендуют, чтобы пациенты потребляли 40% суточного объема утром (с 7 до 12 часов), 40% днем (с 12 до 17) и только 20% вечером (после 17 часов), причем напитки, потребляемые в вечерние часы не должны содержать кофеин. Такая схема принципиально отличается от обычно практикуемого родителями полного запрета на питье в вечерние часы, для предотвращения энуреза. Полное ограничение вечернего и ночного питья, без компенсации в утренние и дневные часы может быть вредным для ребенка и обычно не достигает желаемой цели. Напротив, предложенная программа потребления жидкости разрешает пить ребенку сколько угодно в течение дня. Достаточное получение жидкости утром и днем уменьшает потребность ребенка в жидкости в вечерние часы. Кроме того, это увеличивает дневной объем мочи и может способствовать тренировке мочевого пузыря. Терапия «мочевой сигнализацией». Данный метод является самым эффективным в лечении ночного энуреза. Используется специальный прибор. «Сигнализация» активируется, когда датчик, помещенный в предметах нательного белья или под простыней контактирует с влагой. Механизм, будящий ребенка, это, обычно, будильник и/или вибрирующий пояс или пейджер.

Метод работает через создание условного рефлекса: пациент учится или просыпаться для опорожнения мочевого пузыря ночью, или задерживать мочеиспускание в ночные часы. При выполнении данного метода иногда ребенок не в состоянии проснуться от звукового сигнала или вибрации устройства, в таком случае, родители должны будить ребенка при звуке сигнала сами.

Семья должна быть проинструктирована, что ребенок исключительно сам отвечает за сигнальное устройство. Каждую ночь перед сном он лично проверяет устройство, повторяет последовательность действий ночью, если устройство сработает. Эта последовательность такова: ребенок выключает сигнал, встает, опорожняет мочевой пузырь до конца в туалете (NB! Только ребенок должен выключать устройство). Возвращается в спальню, вытирает датчик влажности мокрой, затем сухой тряпочкой (или заменяет его, если это предусмотрено конструкцией), перезагружает устройство и готовится к дальнейшему сну. Чистое постельное и нательное белье должно быть заранее приготовлено у кровати. При необходимости, родители должны помочь ребенку с заменой постельного белья. Должен вести дневник сухих и влажных ночей. Система поощрений успехов ребенка должна применяться так же, как описано в предыдущих методах.

Устройство должно использоваться непрерывно до достижения 21 – 28 последовательных сухих ночей. Обычно это происходит между 12 и 16 неделей с диапазоном 5 – 24 недели. Ребенок должен быть осмотрен врачом спустя одну – две недели после начала применения прибора и по окончании 8 недель применения. При необходимости, терапия «мочевой сигнализацией» может быть начата заново (более 2х эпизодов ночного энуреза в течение 2х недель).

Приблизительно 30% пациентов прерывают терапию «мочевой сигнализацией» по разным причинам, например: раздражение кожи, беспокойство других членов семьи и/или отказ родителей вставать к ребенку ночью. Дети, которые из-за учащения эпизодов энуреза после окончания терапии «сигнализацией», вынуждены вновь прибегнуть к использованию устройства, имеют гораздо более высокие показатели эффективности второго курса такой терапии, за счет создания начального эффекта первым курсом.

Будильники

Также возможна тренировка ребенка к плановому ночному мочеиспусканию с помощью будильника. Проведенные исследования показали достаточную эффективность этого простого метода, позволившую авторам исследования рекомендовать метод как вариант терапии.

Фармакотерапия энуреза — только по назначению врача!

Дополнительные и альтернативные методы лечения

Исследования дополнительных и альтернативных методов лечения первичного ночного энуреза, таких как гипноз, психотерапия и иглоукалывание показывают, что положительный эффект наблюдается в весьма ограниченном количестве случаев.

Глава 2. Психологические аспекты энуреза

2.1. Психология энуреза

Если ребенок физически и психически здоров, а с ним вдруг начали происходить неприятности по ночам, то основная причина — в ощущении им психологического дискомфорта, вызванного неудовлетворением родителями потребности ребенка в любви, эмоциональной близости, полном принятии его личности и неправильно выбранной стратегией воспитания.

Психологические группы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Психологическое обследование детей, страдающих энурезом, показывает, что существуют следующие категории маленьких пациентов, нуждающихся в психологической помощи:

  • дети, страдающие от недостатка внимания, ласки, эмоциональной близости с родителями, особенно, с мамами (у девочек, начиная с 4-х лет, причина может быть в негармоничных отношениях с папой);
  • дети, болезненно переживающие разлад между родителями, отсутствие тепла и уюта родительского дома;
  • дети, испытывающие сильное давление родителей, предъявляющих к ним чрезмерно завышенные требования.

Дети, относящиеся к первой категории, бессознательно используют приемы ночного контроля за родителями, чтобы показать им, что те недостаточно хорошо заботятся о них днем.

Если ребенок тихий и робкий, то дальше энуреза дело обычно не идет. Если ребенок агрессивный, то он заявляет о неудовлетворении своих потребностей в более категоричной форме — ночном энкопрезе.

Дети второй категории своим нарушением пытаются соединить родителей, хотя бы у своей постели. Если родители не принимают сигналы, исходящие из подсознания ребенка, он может заболеть более серьезно.

Если особенности темперамента мамы не совпадают с особенностями ребенка (импульсивную, активную мать раздражает робкий, погруженный в себя сын), и ее взгляды на воспитание не соответствуют его сущности, то вместо того, чтобы помогать ребенку найти себя, она будет «вкладывать» в него свои представления об окружающем мире. Ночное недержание мочи у детей, относящихся к третьей категории — это бессознательное избавление от навязчивого давления родителей.

Удовлетворение жизненно важных потребностей ребенка, гармонизация отношений между родителями, любовь к ребенку и признание его права быть самим собой — лучшее лекарство от ночных неприятностей.

2.2. Психотерапия энуреза

Психологическая коррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида. Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одна из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий. Однако при этом не учитывается психокоррекция, как направленное психологическое воздействие, которое реализуется не только в медицине (где можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и собственно лечение — психотерапия), но и в других сферах человеческой практики (например, в педагогике). Другая точка зрения основана на том, что психокоррекция премущественно признана решать задачи психопрофилактики. Однако такое жесткое ограничение сферы применения психокоррекции представляется в определенной степени искусственным. Во-первых, в области неврозов полностью развести понятия «психическая коррекция» и « психотерапия», «лечение» и «профилактика» не удается, так как невроз — это заболевание в динамике, где не всегда можно отделить состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени, включает в себя и вторичную профилактику. Во-вторых, в настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний все шире реализуется комплексный подход, учитывающий в наличии в этнопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях, соответствующих его природе. Его психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этнологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием одного из компонентов лечебного процесса.

Психокоррекция занимает промежуточное положение между психотерапией и консультированием.

Психотерапия — лечение средствами души, а клиническая психотерапия — лечение средствами души именно врача — клинициста (т. е. не психолога, не психотерапевта-гуманитария).

Внушение ( от старославянского «Вьи уши»- «В уши») как намекают нам и синонимы этого слова ( в разных языках) есть по сути дела в противовес разъяснению и убеждению «вкладыванию» в «уши» по дороге веры, часто претворяясь в аутосугестию- самовнушению. Нередко при лекарственном лечении помогает преимущественно как раз именно этот целительный душевный настрой (внушение, самовнушение), хотя и здесь дело не обходится без «лекарств», но уже внутренних, организмических, приведенных в действие внушением. Внешнее же лекарство в таких случаях называется «плацебо» (греческое «plasebo», мнимый).

Нередко прямое внушение сливается в одно и с косвенным внушением, и с биологическим действием лекарств (напр. «засните крепко от этой снотворной таблетки»).

«Молчаливое» внушение принято называть косвенным в отличии от прямого внушения. Прямое внушение (вербальное) звучит примерно так «уходят, уходят страхи». А при косвенном внушении, например просто психотерапевтическим смазываем бородавку бирюзовой краской (плацебо-эффект).

Внушение — одно из средств взаимовлияния людей в процессе их общения и деятельности.

Для Бернгейма внушение- это воздействие, посредством которого в мозг вводится представление, принимаемое субъектом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Вундт считал, что внушение — это ассоциация с соответствующим ей сужением сознания по отношению к тем представлениям, которые, возникнув, ограничивают проявление противоположных ассоциаций.

Значительный вклад в разработку проблемы внушения по существу и в определении критериев понятия «внушения» внес академик В. М. Бехтерев. Отмечая особенности внушения, он писал: «В большинстве же случаев… внушение входит в психическую сферу без всякого сопротивления со стороны внушаемого лица, причем нередко оно проникает в его психическую сферу совершенно незаметно для него самого».

В. М. Бехтерев отмечает, что под внушением следует понимать «непосредственное привыкание большей частью».

На основе собранного материала В. М. Бехтерев пришел к следующему выводу: «Внушение служит важным фактором нашей жизни и должно быть предметом изучения не одних только врачей, но и всех вообще лиц, изучающих условия общественной психики и законы ее проявления».

В зависимости от области, в которой применяется внушение (в смысле слова), говорят о психотерапевтическом внушении, педагогическом внушении, внушении в общественной жизни.

В современной литературе внушение часто называют суггестией (латинское suggestio — внушение). Внушаемость нормальное свойство ВНД, в разной степени пресущей всем людям. Внушаемость зависит от пола, возраста, состояния здоровья, интеллекта.

Результаты психологических экспериментов отмечают под руководством В. М. Мясищева, А. В. Петровского, В. А. Бакеева, что внушаемость зависит от силы и слабости нервных процессов, а также связи внушаемости и интроверсии и экстраверсии, внушаемости и комфортности, внушаемости и ригидности, внушаемости и внимания. А. Г. Ковалев указывал, что ребенок еще не способный к опосредованному, глубокому, дифференцированному отражению действительности, вследствие недостаточного уровня развития второй сигнальной системы и жизненного опыта, познает путем подражания.

Физиологические механизмы внушения по И. П. Павлову.

И. П. Павлов считал, что вся жизнь человека построена на рефлексах. Открытие основных физиологических механизмов внушения и внушаемости, а также обоснования использования сугестивности в психотерапии принадлежит Павлову И. П..

Как известно, физиология различает два вида рефлексов: безусловные (врожденные) и условные (приобретенные). Безусловные рефлексы осуществляются автоматически, они не зависят от сознательной деятельности (пульсация крови, автоматизм дыхания, мигания и др.). Условные рефлексы представляют наивысшую форму приспособленности живого организма к внешней среде. Рефлекс может быть представлен в виде замкнутой дуги, по которой от переферии к центру, а от центра вновь к переферии передаются нервные импульсы.

Павлов И П. выделяет первую и вторую сигнальные системы. Первая система принадлежит как человеку так и животному (подкорка). Второая сигнальная система принадлежит только человеку (слово, речь).

Определяя сущность внушения Павлов И. П. дает классическую характеристику значение слова человека: “Конечсно, слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные общие у него с животными”. Таким образом, внушение есть наиболее упрощенный типичнейший условный рефлекс человека.

Пример:”Если человек положит ломтик лимона в рот, у него, естественно, начнется обильное слюноотделение. Но аналогичного можно добиться и словесным воздействием. Представьте себе ломтик лимона, кладете его в рот, во рту кисло, во рту кисло, кисло”.

Для внушаемости характерно снижение тонуса коры больших полушарий и диссоциации корковой деятельности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При косвенном внушении (словесном) реализация внушаемого, как правило, ставится в связь с тем или иным предметом или воздействии, при посредстве которого оно собственно и должно реализовываться. Так, например, бодрствующему лицу внушается, что предлагаемый ему индиферентный белый порошок является снотворным. Поэтому, так только этот человек примет данный порошок, он тотчас же засыпает.

При косвенном словесном внушении создаваемый им в коре мозга сложный очаг концентрированного возбуждения стоит в связи не только с содержанием внушаемого слова, но и с тем предметом (или обстоятельством места и времени), при наличии которого внушаемое должно будет реализовываться. Поэтому В. М. Бехтерев (1911) называет такое внушение опосредованным. Соответственно этому индиферентный (до того) раздражитель получает на данный период определенную условно рефлекторную значимость.

Заключение

Моносимптоматический ночной энурез – частая педиатрическая проблема с высокой частотой самопроизвольного излечения. Большинство случаев не требует начала терапии в возрасте до 7 лет. Доступны различные методы терапии, но ни один из них, используемый отдельно, не является эффективным (что отражает многофакторность патогенеза). Любая терапия должна начинаться с готовности ребенка участвовать в ней и осознания родителями того, что эпизоды энуреза являются полностью неосознанными и ненамеренными со стороны ребенка. Лечение должно быть построено так, чтобы его потенциальный вред не превышал ожидаемой пользы.

Простые поведенческие методы (такие как мотивационная терапия, тренировка мочевого пузыря) обычно используют сначала, но более серьезные методы необходимо применить, когда ребенок испытывает социальное давление и страдает его чувство самоуважения.

Терапия «мочевой сигнализацией» самый эффективный и долгосрочный метод. Контроль потребления жидкости и тренировка мочевого пузыря могут быть полезными дополняющими методами. Лекарственная терапия может быть эффективна для краткосрочного эффекта, позволяя ребенку планировать социальные контакты со сверстниками, такие как посещение детского лагеря или вечеринку с ночевкой у друзей.

Изложенные выше рекомендации применимы к лечению детей с первичным моносимптоматическим ночным энурезом. Родителей детей, младше 7ми лет, которые по результатам обследования признаны врачом неспособными принять на себя ответственность лечения, следует заверить в очень вероятном самопроизвольном излечении от энуреза. Как только ребенок будет в состоянии взять на себя часть ответственности за терапию энуреза, рекомендуется начинать простые методы лечения. Они включают в себя ведение записи сухих ночей, тренировку мочевого пузыря и контроль потребляемой жидкости (см. выше).

«Мочевую сигнализацию» или лекарственную терапию следует применять у детей, которые не имеют эффекта в течение 3 — 6 месяцев поведенческой терапии. «Мочевая сигнализация» предпочтительнее фармакотерапии, так как эффект длительно сохраняется после отмены курса лечения и потому что этот метод связан с меньшим риском побочных реакций.

Пероральный десмопрессин – эффективная краткосрочная альтернатива «мочевой сигнализации», при неэффективности последней. Она может быть применена как дополнение к «сигнализации» или как краткосрочный метод для использования в детском лагере или при ночевке в гостях. Потребление жидкости должно быть ограничено за 1 час до, и в течение 8ми часов после приема десмопрессина.

Трициклические антидепрессанты – эффективная краткосрочная терапия ночного энуреза. Однако высокая частота рецидивов и потенциально серьезные побочные эффекты делают их менее привлекательными, чем «мочевая сигнализация» или терапия десмопрессином. Ночной энурез обычно может лечиться участковым педиатром. Однако, дети с неподдающимся коррекции энурезом, должны быть консультированы детским урологом и нефрологом.

Список использованных источников

1. Ю.А. Александровский «Полианичные и психические расстройства»
2. Х. Алиев «Защита от стресса» М. 2006г
3. А. А. Александров «Современная психотерапия» Санкт-Петербург 2007г
4. М. И. Буянов «Беседы о детской психиатрии» М. «Просвещение» 2006г
5. А. Ф. Бондаренко «Психологическая помощь: теория и практика» М. 2010г «Институт психиатрии».
6. Г. И Бабенков, Ю. В. Урываев «Психо-самотические расстройства» М.2011г «Знамя»
7. Л. И. Вассермвн, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон «Методы нейропсихологической диагностики» Санкт-Петербург 2007г
8. Гейл Шихи «Возрастные кризы» Санкт-Петербург 2009г
9. Детская патопсихология «Хрестоматия» М. 2010г.
10. Джозеф Санллер и др. «Пациент и психоаналитик» Воронеж 2013г
11. Б. В. Зейгарник «Основы патопсихологии» МГУ 2003г
12. Виржиния Сатир «Психотерапия семьи» Санкт-Петербург 2009 г.
13. Йозеф Швангерг «Диагностика психического развития» Прага 2008
14. Р. Кочюнас «Основы психологического консультирования» М. 1999г
15. Линда ЛЛОйд «НЛП и ускоренное обучение» М. 2007г
16. Л. Е. Личко «Подростковая психиатрия» Ленинград 2005г
17. К. И. Платотнов «Слово как физиологический и лечебный фактор» Медиз. 1957г
18. «Методики изучения психических особенностей школьников» Л. 2012г.
19. В. С. Мерлин «Лекции по психологии мотивов человека» Пермь 1971г
20. Майкл Спаркс «Начальные навыки эриксонианского гипноза» Воронеж 1995г
21. Н. Пезешкиан «Психосоматика и позитивная психотерапия» М. «Медицина» 1996г
22. Т. Пауэлл и др. «Психотренинг по методу Хосе Сильвы» Питер 1996г
23. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» «Питер» Санкт-Петербург 1999г
24. Эрик Эриксон «Детство и общество» Санкт-Петербург 2000г
25. Эми Минделл «Психотерапия как духовная практика» Москва «Класс» 1997г
26. И. Е. Шварц «Психология в школе» П. 2006 г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1807

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке