Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Развитие творческих способностей младших школьников на уроках естествознания в начальной школе»

Пример курсовой работы студентки 3 курса факультета образовательных технологий и дизайна Псковского Государственного университета

Содержание 

Введение

Глава  1.  Теоретические  основы  развития  творческих способностей младших школьников

1.1. Понятие творческая деятельность

1.2. Моделирование, как метод творческой деятельности

1.3.  Методические  средства  развития  творческой  способностей  в младшем школьном возрасте

Выводы по главе 1

Глава 2.  Опытно-экспериментальные исследования  уровня  творческих способностей у младших школьников путем моделирования

2.1. Организация, методы и методики исследования

2.2. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

2.3. Методические рекомендации

Выводы по главе 2

Заключение

Список используемой литературы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Введение

Актуальность исследования. Развитие творческих способностей человека является одной из важнейших проблем общества. Особую актуальность данная проблема приобретает в последние десятилетия в связи с различного рода преобразованиями в стране. Изменения, происходящие в жизни общества, связанные со сменой экономического строя, новыми рыночными отношениями и потребностями общества, ориентируют систему образования на подготовку подрастающего поколения, способного к самоопределению в быстро меняющемся, динамичном мире.

На сегодняшний день актуальна проблема поиска средств развития мыслительных способностей, связанных с творческой деятельностью младших школьников, как в коллективной, так и в индивидуальной форме обучения.

Актуальность  темы  данного  исследования  обусловлена,  таким  образом, острой потребностью общества в творчески развитых, «креативных» людях и фактическим слабым методическим обеспечением современной начальной школы, потребностью в современном дидактическом материале для развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Изучением данной проблемы занимались такие ученые и педагоги, как Г.Н. Кудина, З.Н. Новолянская, Л.Е. Стрельцова, Н.Д. Тамарченко, Д.Б. Эльконин, А.М. Матюшкина, А.В. Запорожец и другие.

Эта проблема волновала всегда. Особенно она характерна для нашего государства, в котором долгие годы свободомыслящих, творческих людей притесняли и ущемляли в правах. Сейчас же политическая система страны устойчиво изменилась, есть все возможности для воспитания талантов.

Проблемой исследования считается поиск путей разрешения противоречия между требованиями общества и существующей на практике пассивностью большей части школьников в отношении к данному вопросу.

Объектом настоящего исследования было избрано, прежде всего, развитие творческих способностей младшего школьника на уроке естествознания.

Предметом являются эффективные приемы развития творческих способностей младших школьников на уроках естествознания.

Целью настоящего исследования было изучить сущность и механизмы творческих способностей, на основе чего разработать и апробировать комплекс методических приемов, заданий и упражнений, направленных на развитие творческих способностей у младших школьников на уроках естествознания.

Гипотеза настоящего исследования заключается в следующем: что если в системе обучения естествознания применять эффективные приемы развития творческих способностей, то возможно воспитать творческую личность, развить детское воображение и восприятие, воспитать любовь к прекрасному, что повысит мотивацию в обучении.

Исходя из цели и гипотезы, можно сформулировать ряд задач, необходимых для достижения цели нашей работы:

  1. На основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть основные определения понятий «творчество», «способности», а также выявить сущность творческих способностей, их компоненты, возрастные особенности младших школьников; определить условия и основные направления развития творческих способностей на уроках естествознания.
  2. Определить исходный уровень развития творческих способностей у учащихся класса.
  3. На основе анализа полученных результатов разработать и экспериментально апробировать составленный комплекс, способствующий развитию творческих способностей на уроках естествознания.
  4. Экспериментально проверить эффективность разработанного комплекса по развитию творческих способностей младших школьников.

В процессе опытно-экспериментальной работы были использованы следующие методы:

  • Теоретический анализ научно-методической литературы;
  • Наблюдение;
  • Анкетирование;
  • Педагогический   эксперимент;
  • Собеседование.

Исследование проводилось на базе Средней Общеобразовательной Школы №3 г. Порхова.

В исследовании приняло участие 15 воспитанников 3 А класса и 15 воспитанников 3 Б класса МБОУ СОШ №3 города Порхова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что определены основные направления развития творческих способностей младших школьников на основе анализа психолого-педагогической литературы; создана модель поэтапного развития творческих способностей обучающихся, составлены авторские диагностические методики, используемые на констатирующем этапе; разработан комплекс упражнений и заданий, направленных на развитие творческих способностей учащихся.

Практическая значимость состоит в возможности использования данного труда, как методического пособия.

Структура курсовой работы обусловлена логикой исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Библиография содержит      источника.

Глава  1.  Теоретические  основы  развития  творческих способностей младших школьников

1.1. Понятие творческая деятельность

Анализ основных психологических новообразований и характера ведущей деятельности этого возрастного периода, современные требования к организации обучения как творческого процесса, который ученик вместе с учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы его преобразования предполагают возможность накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и в таких видах деятельности, как создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения творческих видов деятельности.

Познание — «…образовательная деятельность ученика, понимаемая как процесс творческой деятельности, формирующий их знания» [19, с.525].

Преобразование – «…творческая деятельность учащихся, являющаяся обобщением опорных знаний, служащих развивающим началом для получения новых учебных и специальных знаний» [21, с.64].

Создание – «…творческая деятельность, предполагающая конструирование учащимися образовательной продукции в изучаемых областях» [21, с.76].

Творческое применение знаний – «…деятельность учащихся, предполагающая внесение учеником собственной мысли при применении знаний на практике» [24, с.113].

Все это позволяет определить понятие «творческая деятельность младших школьников»: продуктивная форма деятельности учащихся начальной школы, направленная      на   овладение   творческим   опытом   познания,   создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры в процессе образовательной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По мнению Л. М. Фридмана, познавательная мотивация творчества младшего школьника проявляется в форме поисковой активности, более высокой чувствительности, сензитивности к новизне стимула, ситуации, обнаружения нового в обычном, высокой избирательности по отношению к исследуемому новому (предмету, качеству) [25, с.124].

Ученые отмечают динамику самой исследовательской активности творчества ребенка. К 7-8 годам творчество младшего школьника выражается часто в форме самостоятельно поставленных вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному, расширяется и исследовательский диапазон учащихся.

Это приводит к тому, что уже в младшем школьном возрасте основным компонентом творческого начала становится проблемность, обеспечивающая постоянную открытость ребенка к новому и обостряющая стремления к поиску несоответствий, противоречий.

Решение предложенных и самостоятельно (увиденных) проблем у творческого ребенка часто сопровождается проявлением оригинальности. Это еще один важный компонент творческого начала, выражающий степень непохожести, нестандартности, необычности.

В психолого-педагогической науке неоднократно отмечалось то, что сейчас, в условиях стремительно нарастающей информации, особое значение приобретает развитие и активизация творческого мышления. Действительно, в любой деятельности становится особо важным не просто усвоить определенную сумму знаний, а выбрать наиболее значимые из них, суметь применить их при решении самых различных вопросов.

Исследования творческого мышления стали расширяться во второй половине XX века. Были составлены первые диагностические задания, выявляющие уровень развития творческого мышления. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей и подростков.

Разрабатывались первые учебные программы формирования творческих способностей. В это время были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:

  • Гибкость ума;
  • Систематичность и последовательность мышления;
  • Диалектичность;
  • Готовность к риску и ответственности за принятое решение.

Гибкость ума включает — способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяет людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в «скачку идей», когда решения до конца не продумываются. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он не решителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд, абсурдная идея преобразовывается, и открывает путь к решению проблемы [12, с.64].

Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятные большинству людей.

Помощь взрослых и, в частности, педагога, по мнению Александра Наумовича Лука, заключается в том, чтобы научить ребенка творить. Ребенок в результате такой помощи должен научиться:

  1. Удивляться всему, будто видит все в первый раз. Нужно удивляться каждой вещи, всему живому, любому явлению жизни. Надо почувствовать, что все есть чудо. Нечудесного в мире нет. То есть надо как бы родиться заново, пережить второе рождение – рождение в искусстве, где все – игра чудесных сил;
  2. Видеть, слышать,     ощущать     (удивившись,     начинаешь присматриваться, вслушиваться…) — так, как мать видит, слышит, ощущает своего ребенка, летчик – свой самолет, моряк – корабль. Нужно научиться видеть с закрытыми глазами (как лицо своей матери). Источник художественного творчества – память;
  3. Мечтать (фантазия – цемент, скрепляющий самые разные – в их единстве – вещи, соединяя их в одно удивительное целое) [15, с.57].

Этих трех даров достаточно, чтобы быть поэтом в душе, но не на деле.

Чтобы творить, следует еще научиться:

  • Владеть техникой творчества (искусством слова, приемами ремесла);
  • Создавать «законченную вещь», то есть произведение [15, с.61].

Поэтому  очень  важно  ежедневно  заниматься  с  ребенком  (рисованием, чтением, музыкой или спортом), учить его не только тому, что надо знать, уметь и делать, но и тому, как:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

  • Смотреть, чтобы увидеть красоту;
  • Слушать, чтобы услышать гармонию в музыке или природе;
  • Почувствовать состояние другого и не ранить его своими словами;
  • Говорить так, чтобы тебя услышали;
  • Быть самим собой;
  • Трудиться творчески;
  • Творить вдохновенно.

Современная педагогика уже не сомневается в том, что учить творчеству возможно. Вопрос, по словам И. Я. Лернера, состоит лишь в том, чтобы найти оптимальные условия для такого обучения [14, с.23].

Под  творческими  (креативными)  способностями  учащихся  понимают: «…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание им новых образовательных продуктов [4, с.170].

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

  1. Творческое мышление;
  2. Творческое воображение;
  3. Применение методов организации творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся, Лев Семенович Выготский выяснил, что необходимо развить следующие умения:

  • Классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • Рассматривать систему в развитии;
  • Делать предположения прогнозного характера;
  • Выделять противоположные признаки объекта;
  • Выявлять и формулировать противоречия;
  • Разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • Представлять пространственные объекты;
  • Использовать разные системы ориентации в воображаемом пространстве;
  • Представлять объект на основании выделенных признаков, что предполагает:
  • Преодоление психологической инерции мышления;
  • Оценивание оригинальности решения;
  • Сужение поля поиска решения;
  • Фантастическое преобразование объектов, ситуаций, явлений;
  • Мысленное преобразование объектов в соответствии с заданной темой [3, с.48].

Названные умения составляют основу способности системного диалектического мышления, продуктивного произвольного пространственного воображения.

Отечественные психологи и педагоги (Л. И. Айдарова, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, В. В. Давыдов, З. И. Калмыкова, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, В. В. Краевского, И. Я. Лернера, М. Н. Скаткина, Д.Б. Эльконина, является  самостоятельным  структурным  элементом  содержания  образования.

Громадное большинство изобретений сделано неизвестно кем. Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества доступны только избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все что выходит за пределы рутины обязано своим происхождением творческому процессу человека.

1.2. Моделирование, как метод творческой деятельности

Моделирование  в  научных  исследованиях  стало  применяться  еще  в глубокой древности и постепенно захватывало все новые области научных знаний: техническое конструирование, строительство и архитектуру, астрономию,  физику,  химию,  биологию  и,  наконец,  общественные  науки.

Большие успехи и признание практически во всех отраслях современной науки принес методу моделирования ХХ в. Однако методология моделирования долгое время развивалась независимо отдельными науками. Отсутствовала единая система понятий, единая терминология. Лишь постепенно стала осознаваться роль моделирования как универсального метода научного познания.

Главная особенность моделирования в том, что это метод опосредованного познания с помощью объектов-заместителей. Реальный предмет, ребенок замещает другим предметом, его изображением т.е моделью. При этом основное назначение моделей — облегчить ребенку познание, открыть доступ к новым свойствам, признакам, качествам вещей. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень, приближаются к понятиям.

Именно эта особенность метода моделирования определяет специфические формы использования абстракций, аналогий, гипотез, других категорий и методов познания.

Что же такое модель? Е. В. Чудинова отмечала, что модель: « это упрощенное подобие объекта, которое воспроизводит интересующие нас свойства и характеристики объекта — оригинала или объекта проектирования» [27, с. 8].

В словаре по педагогике модель определяется как « искусственно созданный объект  в виде схемы, таблицы, чертежа и т.п который, будучи аналогичен исследуемому объекту,  отображает и воспроизводит в более простом, уменьшенном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами исследуемого объекта, и помогает получить информацию об интересующем предмете» [9, с.328].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В словаре русского языка Ушакова термин «модель» трактуется следующим образом: « вспомогательный объект — заменяющий изучаемый объект, представленный в наиболее общем виде» [23, с.473].

Таким образом, главная особенность модели заключается в том, что она содержит в себе существенные черты оригинала и отражает необходимые его признаки.

Моделирование же предполагает совместные действия учителя и учащихся по построению и изучению модели исследуемого природного объекта или явления.

А также моделирование связано с выяснением или с воспроизведением свойств какого-либо реального или создаваемого объекта, процесса или явления с помощью другого объекта, процесса или явления [27, с.8].

Необходимость использования метода моделирования определяется тем, что         многие   объекты   (или   проблемы,   относящиеся   к   этим   объектам) непосредственно исследовать или вовсе невозможно, или же это исследование требует много времени и средств.

Часто бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей  лишь  какую-то  грань  реальности,  потому  более  простой.  И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода [6, с.38].

Так, например, в курсе естествознания первые представления о нашей планете Земля ученики получают, изучая ее модель – глобус; в химии при изучении строения вещества используют модели молекул; в биологии используют муляжи овощей и фруктов, чтобы наглядно продемонстрировать особенности их сортов.

Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.

1.3.  Методические  средства  развития  творческих способностей  в младшем школьном возрасте

Любую деятельность, в том числе и творческую, можно представить в виде выполнения определенных заданий. И. Э. Унт определяет творческие задания как «…задания, требующие от учащихся творческой деятельности, в которых ученик должен сам найти способ решения, применить знания в новых условиях, создать нечто субъективно (иногда и объективно) новое» [22, с.172].

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от того материала, на основе которого составлено задание. Анализ учебных пособий начальной школы показал, что содержащиеся в них творческие задания, в основном, относятся к «условно творческим», продуктом которых являются сочинения, изложения, рисунки, поделки и т.п. Часть заданий направлена на развитие интуиции учащихся; нахождение нескольких вариантов ответов. Творческих заданий, требующих разрешения противоречий, не предлагает ни одна из используемых в школах программ.

Творческие задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников преимущественно методов, основанных на интуитивных процедурах (таких как метод перебора вариантов, морфологический анализ, аналогия и др.). Активно используются моделирование, ресурсный подход, некоторые приемы фантазирования. Однако программы не предусматривают целенаправленное развитие творческих способностей учащихся с помощью данных методов.

Между тем для эффективного развития творческой деятельности школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

На основе анализа литературы (Г.С. Альтшуллер, В.А. Бухвалов, А.А. Гин, М.А. Данилов, А.М. Матюшкин и др.) можно выделить следующие требования к творческим заданиям:

  • Открытость (содержание проблемной ситуации или противоречия);
  • Соответствие условия выбранным методам творчества;
  • Возможность разных способов решения;
  • Учет актуального уровня развития;
  • Учет возрастных особенностей учащихся [5, с.45].

Система творческих заданий включает целевой, содержательный, деятельностный и результативный компоненты. Системообразующий фактор — личность учащегося: его способности, потребности, мотивы, цели и другие индивидуально-психологические особенности, субъективно-творческий опыт [20, с.89].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого ученика. Под содержанием творческой деятельности понимаются две его формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, внутреннее — является достоянием самой личности, создается на основе личного опыта ученика в результате его деятельности [7, с.61].

По словам, Симановского А. Э., при отборе содержания для системы творческих заданий необходимо учитывать 2 фактора:

  1. То, что творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах.
  2. Творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы [20, с.49].

Содержание творческих заданий представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений.

Каждая групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.

  1. Группа – «Познание». Цель – накопление творческого опыта познания действительности. Приобретаемые умения:
  • Изучать объекты;
  • Ситуации, явления на основе выделенных признаков — цвета, формы, размера, материала, назначения, времени, расположения, части-целого;
  • Рассматривать в противоречиях, обусловливающих их развитие;
  • Моделировать явления, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития.
  1. Группа – «Создание». Цель – накопление учащимися творческого опыта создания объектов, ситуаций, явлений. Приобретается умение создавать оригинальные творческие продукты, что предполагает:
  • Получение качественно новой идеи субъекта творческой деятельности;
  • Ориентирование на идеальный конечный результат развития системы;
  • Переоткрытие уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.
  1. Группа – «Преобразование». Цель – преобретение творческого опыта в преобразовании объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
  • Моделировать фантастические (реальные) изменения внешнего вида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.);
  • Моделировать изменения внутреннего строения систем;
  • Учитывать при изменениях свойства системы, ресурсы, диалектическую природу объектов, ситуаций, явлений.
  1. Группа – «Использование в новом качестве». Цель – накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Приобретаемые умения:
  • Рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения;
  • Находить фантастическое применение реально существующим системам;
  • Осуществлять перенос функций в различные области применения;
  • Получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов [20, с. 67].

В системе Лука А. Н. творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:

  • Сложность содержащихся в них проблемных ситуаций, сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • Формы представления противоречий (явные, скрытые) [15, с. 17].

В связи с этим Лук выделяет три уровня сложности содержания системы творческих заданий.

  • ЗаданияIII (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
  • ЗаданияII уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие «система», а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа — развитие основ системного мышления учащихся.
  • ЗаданияI (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества. [15, с. 24]

Таким образом, выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют соответствующие уровни развития творческого мышления, творческого воображения. Переход на новый уровень развития «креативных» способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся опыта творческой деятельности.

«…III уровень — предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества, как: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, дихотомия, синектика, отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов таких как: метод маленьких человечков, методы преодоления психологической инерции, системный оператор, ресурсный подход, законы развития систем.

I уровень — предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов таких как: адаптированный алгоритм решения изобретательских задач, приемы разрешения противоречия в пространстве и во времени, типовые приемы разрешения противоречия» [15, с. 26].

Выводы по первой главе

Итак, начальная школа — наиболее ответственный период в жизни человека.

Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности ребенка становится учебная деятельность, которая играет решающую роль в формировании и развитии всех его психических свойств и качеств.

Непосредственность детских реакций и ненасытная впечатлительность в этом возрасте бывают наиболее заметны во внешкольной обстановке. В ситуациях, где дети чувствуют себя достаточно непринужденно, они почти непроизвольно удовлетворяют свое любопытство: подбегают поближе к тому, что их интересует; стремятся все, что возможно, испытать сами. Им нравится применять новые для них наименования, замечать вслух, что кажется красивым и что неприятным.

Во время прогулок и экскурсий у младших школьников ярко выражены стремление и способность схватывать необычное, новое и запечатлевать.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Иногда они начинают высказывать друг другу вслух фантастические суждения.

Но они и сами не придают значения своим замечаниям. Их внимание скачет: они не могут не всматриваться, не вслушиваться, а их восклицания и предположения, по-видимому, помогают им в этом.

Ученики начальных классов нередко обнаруживают склонность поговорить: рассказать обо всем, что читали, что видели и слышали в школе, на прогулке, по телевизору. При этом у них обычно получается длинное повествование со многими упоминаниями, малопонятными для постороннего.

Самим им такой рассказ явно доставляет удовольствие, для них несомненна значительность всего, что происходило с ними. Потребность поделиться, снова оживить в сознанием то, что было с ними недавно, может свидетельствовать о силе впечатлений — дети как бы стремятся с ними освоиться. Все это — неповторимые внутренние условия приобщения к учению. В младшем школьном возрасте острота восприятия, наличие необходимых предпосылок словесного мышления, направленность умственной активности на то, чтобы повторить, внутренне принять, создают благоприятнейшие условия для обогащения и развития творческих способностей учащихся.

Глава 2. Опытно-экспериментальные исследования уровня творческой способностей у младших школьников путем моделирования

2.1. Организация, методы и методики исследования

Исследование проводилось в течение двух недель и в своем развитии прошло 3 этапа:

  1. Констатирующий эксперимент.
  2. Формирующий эксперимент (экспериментальная группа).
  3. Контрольный эксперимент.

На первом этапе был осуществлен теоретический анализ проблемы исследования, определены его задач, цели, гипотеза, проведен констатирующий эксперимент.

На втором этапе был проведен формирующий эксперимент в экспериментальной группе.

На третьем этапе проведен контрольный эксперимент и проведена систематизация полученных результатов исследования.

Опытно-экспериментальная работа по изучению развития творческих способностей младших школьников проводилась в 3 А и 3 Б классах Средней Общеобразовательной Школы №3 г. Порхова.

Одной из задач опытно-экспериментальной работы было определение исходного уровня развития творческих способностей учащихся 3 классов, участвующих в эксперименте.

Цель констатирующего эксперимента: выявление уровня развития творческих способностей у детей контрольной и экспериментальной групп.

2.2. Обработка, анализ и интерпретация результатов исследования

Констатирующий эксперимент проводился в соответствии с критериями, показателями и средствами измерения.

Методика «Наборщик»

Это  тест  —  игра  для  оценки  нестандартного  творческого  мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребѐнку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — околесица.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребенок может получить от 2 до 0 баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность  слов:  2  —  слова  необычны,  1  —  слова  просты,  0  — бессмысленный набор слов (пример: колесо, колос; лес, лицо; околес, сиц).

Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено.

Скорость придумывания: 2 — 2 минуты, 1- 5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний — 5 — 4 балла, низкий — 3-1балл.

Диагностические данные, полученные в ходе первого констатирующего эксперимента, представлены в таблицах и диаграммах 1, 2, 3.

Таблица 1. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по когнитивному критерию (первый констатирующий эксперимент)


Методика «Составь рассказ о несуществующем животном»

Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастическом животном, то есть о таком, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут.

Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 2. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по мотивационно-потребностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

Методика «Три слова»

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: береза, медведь, охотник.

Оценка результатов:

5 баллов — остроумная, оригинальная фраза (пример: медведь с березы наблюдал за охотником);

4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова (охотник спрятался за березу, ждал медведя);

3 балла — банальная фраза (охотник выстрелил в медведя, попал в березу); 2 балла — логическую связь имеют только два слова (в лесу росли березы, в лесу охотник убил медведя); 1 балл — бессмысленное сочетание слов (белая береза, веселый охотник, косолапый медведь).

Вывод об уровне развития: 5-4 балла — высокий; 3 — средний; 2-1 — низкий

Таблица 3. Распределение учащихся экспериментального и контрольного классов по деятельностному критерию (первый констатирующий эксперимент)

Уровень развития мыслительных операций у учащихся контрольной группы на начальном этапе эксперимента.

Через неделю, я решила проверить эффективность системы работы по развитию творческих способностей на уроках естествознания.

Задачи контрольного исследования:

  • Выявить результаты проделанной работы;
  • Проследить динамику уровня развития творческих способностей учащихся в данном классе.

Я использовала те же методики, что и на этапе констатирующего среза, только изменяя смысл задания:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Методика «Наборщик»

Это  тест  —  игра  для  оценки  нестандартного  творческого мышления, смекалки, сообразительности школьника. Ребенку дается слово, состоящее из определенного количества букв. Из этого слова составляются слова. На эту работу затрачивается 5 минут.

Слова должны быть нарицательными существительными в единственном числе, именительном падеже. Слово — листопадничек.

Признаки, по которым оцениваются работы детей: оригинальность слов, количество букв, скорость придумывания.

По каждому из названных признаков ребенок может получить от 2 до 0

баллов в соответствии с критериями:

Оригинальность  слов:  2-  слова  необычны,  1  —  слова  просты,  0  — бессмысленный набор слов (пример: стоп, дни; лис, личико; дич).

Количество букв: 2 — наибольшее количество букв, названы все слова; 1 — использованы не все резервы; 0 — задание не выполнено.

Скорость придумывания: 2 -2 минуты, 1-5 минут. 0 — более 5 минут. Соответственно, высокий уровень — 6 баллов, средний -5-4 балла, низкий — 3-1балл.

Методика «Составь рассказ о несуществующей птице» Ребенку дается лист бумаги и предлагается придумать рассказ о необычном фантастической птице, то есть о такой, которого никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). На выполнение задания отводится 10 минут. Качество рассказа оценивается по критериям и делается вывод об общем уровне развития творческих способностей.

8-10 баллов — ребенок за отведенное время придумал и написал нечто оригинальное и необычное, эмоциональное и красочное.

5-7 баллов — ребенок придумал нечто новое, что в целом оно не является новым и несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на слушателя определенное эмоциональное впечатление, детали прописаны средне.

0-4 балла — ребенок написал что-то простое, неоригинальное, слабо проработаны детали.

Методика «Три слова»

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Это тест-игра для оценки творческого воображения, логического мышления, словарного запаса, общего развития. Ученикам предлагали три слова и просили их как можно скорей написать наибольшее число осмысленных фраз, так, чтобы в них входили все три слова, а вместе они составляли бы осмысленный рассказ.

Слова для работы: цветок, поле, девочка.

Оценка результатов:

5 баллов — остроумная, оригинальная фраза;

4 балла — правильное логическое сочетание слов, но в каждой фразе используются все три слова;

3 балла — банальная фраза;

2 балла — логическую связь имеют только два слова;

1 балл — бессмысленное сочетание слов.

Вывод об уровне развития: 5-4 балла — высокий; 3 — средний; 2-1 – низкий.

Полученные в ходе второго констатирующего эксперимента данные, представлены в таблицах и диаграммах 4, 5, 6.

Таблица 4. Распределение учащихся контрольного и экспериментального классов по уровню сформированности творческих способностей (второй констатирующий эксперимент)

Таблица 5. Распределение учащихся контрольного класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент)

Таблица 6. Распределение учащихся экспериментального класса по уровню сформированности творческих способностей (первый и второй констатирующий эксперимент)

Анализ результатов второго констатирующего эксперимента в контрольном и экспериментальном классе показал, что уровень развития творческих способностей младших школьников в контрольном классе, где формирующий эксперимент не проводился, остался прежним. В экспериментальном классе показаны более высокие результаты:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Низкий уровень развития творческих способностей в экспериментальном классе не выявлен ни по одному критерию, в то время как в контрольном он составил от 20 до 40% по различным критериям.

У учащихся экспериментального класса в целом уровень развития творческих способностей значительно выше, чем у учащихся контрольного класса.

Данные второго констатирующего эксперимента свидетельствуют о том, что в уровне развития творческих способностей учащихся экспериментального класса произошли существенные изменения, обусловленные проводимым в классе формирующим экспериментом.

Таким образом, анализируя таблицы, мы пришли к выводу, что проведенная нами работа является эффективной. В течение двух недель в экспериментальном классе, где работа проводилась ежедневно и в системе, число учащихся с высоким уровнем развития творческих способностей увеличилось.

В контрольном же классе, где работа проводилась от случая к случаю, уровень развития творческих способностей остался без изменения.

Таким образом, результаты контрольного эксперимента подтвердили достоверность выдвинутой нами гипотезы о том, что развитие творческих способностей младших школьников будет проходить более успешно, если разработать и претворить в жизнь комплекс творческих заданий и упражнений на уроках естествознания, направленных на развитие литературного творчества школьников.

2.3. Методические рекомендации

Эффективность проводимой работы во многом определяется характером взаимоотношений как между учащимися, так и между учащимися и педагогом.

Одним их педагогических условий эффективности системы творческих заданий является личностно-деятельностное взаимодействие учащихся и педагога в процессе их выполнения. Суть его — в неразрывности прямого и обратного воздействия, органического сочетания изменений воздействующих друг на друга субъектов, осознание взаимодействия как сотворчества.

При таком подходе организаторская функция педагога предполагает выбор оптимальных методов, форм, приемов, а функция ученика заключается в приобретении навыков организации самостоятельной творческой деятельности, осуществлении выбора способа выполнения творческого задания, характера межличностных взаимоотношений в творческом процессе.

Таким образом, под личностно-деятельностным взаимодействием учителя и учащихся в процессе организации творческой деятельности понимается сочетание организационных форм обучения, бинарный подход к выбору методов и творческий стиль деятельности учащихся и педагога.

Накопление каждым учащимся опыта самостоятельной творческой деятельности предполагает активное использование на различных этапах выполнения творческих заданий коллективных, индивидуальных и групповых форм работы.

Выбор сочетания форм при выполнении творческих заданий зависит от целей выполнения творческого задания и его уровня сложности.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимости от целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей учащихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания (осведомленности учащихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта).

Очевидно, в процессе обучения творчеству педагогу приходится принимать нестандартные решения, использовать нетрадиционные пути, учитывать объективные и субъективные причины, предвидеть предполагаемые последствия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Это требует от учителя гибкого подхода, умения скомбинировать свой собственный метод, тогда как ни один из известных изолированных методов не позволяет эффективно достичь цели. Такой метод называется ситуационным или творческим.

Система творческих заданий предполагает также применение учащимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности.

Таким образом, системы методов организации творческой деятельности учителя и учащихся ориентированны на единую цель и взаимно дополняют друг друга.

В тактике творческого стиля преподавания просматриваются следующие линии поведения учителя:

  • Умение поставить учебно-познавательные проблемы;
  • Стимулирование к поиску новых знаний и нестандартных способов решения задач и проблем;
  • Поддержка ученика на пути к самостоятельным выводам и обобщениям [20, с.19].

Все это предполагает умение создавать атмосферу творчества на занятиях.

Атмосфера творчества создается путем:

1) Выполнения закона гуманности: воспринимать не только себя, но и другого человека как личность (Я = Я).

При первой встрече с первоклассниками необходимо организовать беседу о нормах общения, в ходе которой учащиеся должны прийти к выводу, что свое поведение необходимо контролировать в рамках формулы Я = Я [20, с.21].

Продолжить эту работу во втором и третьем классе можно с помощью решения творческих заданий на понимание друг друга «с полуслова», разработки правил невербального общения и составления памятки «Нормы общения». А в четвертом классе в разделе «Качества творческой личности» предложить задания, содержащие противоречия в поступках человека и проанализировать их влияние на взаимоотношения между людьми.

2) Выполнение   закона   саморазвития:   стремиться   к   постоянному самосовершенствованию (я — Я) .

При выполнении серии заданий на познание объектов с помощью анализаторов показать несовершенство органов чувств человека, его воображения, мышления и способности к творчеству. Опытным путем учащиеся должны прийти к выводу, что для осуществления творческой деятельности необходимо самосовершенствования.

3)Создание ситуации успеха [20, с.24].

Заключение

Младший школьный возраст отличается вступлением в учебную деятельность. Психологической стороной учебной деятельности является процесс усвоения детьми знаний разного содержания и разной степени сложности, а также сам процесс усвоения способов использования этих знаний. Процесс усвоения знаний детьми не сводится к запоминанию отдельных фактов, он связан со слиянием общественного опыта с личным, нахождением в каждом новом факте частички субъективного и практического. Таким образом, в процессе обучения происходит постоянное обогащение собственного опыта.

Сам факт вступления в процесс обучения стимулирует мотивационно-потребностную сферу ребенка, опредмечивает многие потребности и в конечном итоге образует устойчивые мотивы. В процессе обучения ребенок начинает видеть в новом свете свой настоящий, прошлый и будущий мир, вся его жизнь окрашивается влиянием новой значимой деятельности – деятельности познавательного обучения. Она становится ведущей и, следуя классическому тезису Д.Б. Эльконина, что ведущая деятельность определяет все остальные возрастные виды деятельности, что они формируются и дифференцируются в ней, правомерно говорить о том, что творческое мышление попадает под эгиду учебного процесса. Творческое мышление обогащается за счет постоянно расширяющейся сферы умений и навыков, ребенок постепенно начинает оперировать по-новому с привычными предметами, включать их в новые связи. Кроме того, творческое мышление через учебную деятельность обогащается в плане активизации интеллектуальных и умственных сил. Учеба требует от ребенка постоянной активности, и умственную активность детей приходится стимулировать извне, что приводит к быстрому развитию их умственных способностей: развивается наблюдательность, активируются воображение, внимание, память, формируются устойчивые волевые качества личности. Этот набор качеств и свойств является основой творческого мышления – оно характеризуется активностью, правда, несколько спонтанной и бессистемной, довольно стойкой системой связей между психическими процессами (особенно между памятью, вниманием и мышлением), во многом опирается на воображение, основывается на познавательной мотивации. Содержанием творческой деятельности на данном этапе служит учебный материал и повседневная жизнь ребенка, увиденная им в процессе учебы в ином свете. Дети впервые раскрываются в творческом процессе: они без страха решают творческие задачи, оригинально подходят к своей домашней жизни, легко переносят знания из одной области в другую, занимаются образным и предметным моделированием. Творческое мышление получает мощный толчок в операциональном и предметно-содержательном аспектах. Развитию творческого мышления способствует также постепенная интериоризация средств учебной деятельности, т.е. по мере продвижения учебного процесса ребенок перестает центрировать все свое внимание и все усилия вокруг письма, чтения, предметного счета. Эти операции становятся повседневными и «погружаются» внутрь психики, что дает им возможность оперировать абстрактными понятиями. Поэтому к окончанию первого класса дети используют ранее выученное и переведенное в сферу навыков как средство для решения более сложных задач. Образуется внутренний план действий, являющийся мощным двигателем творческого мышления, т.к. психические процессы после «свертывания» и «погружения» лучше связываются, легче функционируют. Внимание и восприятие подчиняются мышлению, память за счет расширения кругозора и развития мышления структурируется. Учеба подвигает психические процессы к произвольности, а развитие волевой сферы еще более способствует этому. Исходя из этого можно заключить, что в младшем школьном возрасте творческое мышление приобретает внутреннюю связь между процессуальным компонентом и личностно-регулятивной частью, чему способствует и возрастающая самостоятельность детей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Систематическое проведение занятий, использование алгоритмических методов на уроках естествознания позволит расширить возможности детей в преобразовании объектов, добиться преобразования идей, различных операций.

Решение познавательных задач на уроках естествознания помогают привить интерес к предмету, развить интеллектуальные способности младшего школьника.

Список используемой литературы

  1. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. — М.: Академия, 2000.
  2. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. -СПб.: Питер, 2000.
  3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – С- Пб.: Союз, 1997. – 93с.
  4. Гафитулин М. С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. — Фрунзе, 1990. – 428 с.
  5. Гин С. И. О проведении анкетирования в экспериментальном классе // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. III регион. науч.-практ. конф. — Челябинск: ИИЦ «ТРИЗ-инфо», 2000. – 860 с.
  6. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. – М.: 1972. – 560 с.
  7. Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей: Пер. с англ. / Под ред. В.И.Лубовского. – М.: Педагогика, 1985. – 192 с.
  8. Зеньковский В. В., проф. прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. – Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
  9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. К 56 Словарь по педагогике Предназначен для учащихся, студентов, аспирантов,учителей и преподавателей вузов Москва — Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. — 448 с.
  10. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю. И. Дика, А.В. Хуторского. — М.: ИОСО РАО, 2000.
  11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.
  12. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 4-е изд. – М.: Изд-во Ун-та Российской академии образования, 1998. – 120 с.
  13. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. – Москва – Воронеж, 1997. 32
  14. ЛернерИ.Я. Проблемное обучение. — М.: «Знание», 1974. — 64 с.
  15. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1988. – 126 с.
  16. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. — М.: Педагогика, 1991.
  17. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М., 1972.
  18. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения. — М.: ВЛАДОС, 2000.
  19. Российская педагогическая энциклопедия. / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: 1993. – 1160 с.
  20. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 192 с.
  21. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе. / Сост. Л. В. Трубайчук. — М.: Изд. дом «Восток», 2001. – 81 с.
  22. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М.: Педагогика, 1990. – 192 с.
  23. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка (трёхтомник) / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1938. — . — 688 с.
  24. Ушачев В. П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. – Магнитогорск: 1991. – 287 с.
  25. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 432 с.
  26. Хуторской А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
  27. Чудинова, Е. В. Естествознание: методич. пособие по экспериментальному курсу/ Е. В. Чудинова, Е. Н. Букварева — М.: Интор, 1996. — 51 с.
  28. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2001.
  29. Якобсон П. М.Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П. М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 1998.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

25011

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке