Содержание

Введение
Глава 1. Общая характеристика референдума
1.1. Понятие референдума
1.2. Виды референдумов
1.3. История проведения референдумов в РФ
1.4. Референдум в Республике Карелия
1.5. Политическая роль референдума
Глава 2. Правовое регулирование референдума в РФ
2.1. Назначение референдума
2.2. Голосование и определение результатов
Заключение
Список использованных источников

Введение

Референдум является формой непосредственного волеизъявления граждан, выражающейся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного значения, но далеко не новой в решении глобальных социально-экономических и политических вопросов, а также в разрешении территориальных и иных внутренних и межгосударственных проблем. Сам термин «референдум» происходит от латинского слова referendum — «должное быть сообщенным».

Принято считать датой проведения первого в истории человечества референдума 1439 г., а его родиной Швейцарию. За время существования референдума в Европе на национальном уровне проведено более 100 народных голосований. В России референдум существовал в форме сельских сходов, собраний.

После I Мировой войны референдум вошел в конституции ряда европейских государств. После II Мировой войны был дан новый толчок процессу дальнейшего развития и совершенствования референдума практически во всех высокоразвитых странах. Заметно возросла интенсивность использования данного института особенно в 60-80 гг. В настоящее время референдум предусмотрен конституциями более 20 государств, еще в 13 он проводился, не будучи закрепленным в конституции этих стран. В нашей стране впервые народное голосование (референдум) было предусмотрено Конституцией СССР 1936 г., в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик». Конституция СССР 1977 года и Конституция РФ 1993 года закрепили понятие референдума. На федеральном уровне после принятия Конституции РФ 1993 года референдумы не проводились. Различные политические силы, такие как коммунисты и правые, выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения, поэтому практическое применение законодательства о референдуме не имеет достаточного опыта. Статья 3 Конституции РФ предусматривает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ, а референдум является высшим непосредственным выражением власти народа.

Рассматривая становление современной российской государственности, наблюдается крайне сложная и противоречивая сфера, где происходят глубокие и быстрые перемены: отказ от старых стереотипов и поиск новых форм, переосмысление исторического опыта и критика классических авторитетов.

Несомненно, большое значение в процессе демократизации государства, в процессе развитии конституционализма занимает институт непосредственного участия народа в управлении государством в форме выборов и референдумов.

В современных условиях, при существующем низком уровне правосознания и правовой культуры российского общества, наиболее сложной и злободневной является проблема обеспечения подлинной свободы волеизъявления избирателей при проведении референдумов.

Актуальность данной темы обусловлена все большим интересом к референдуму, выборам, к проблеме воли народа (такая, какая эта воля есть, никем не искаженная).

Целью исследования является определение роли референдума в современном российском государстве и анализ факторов, закрепляющих референдум, как власть народа в демократическом обществе.

Задачи исследования:

  • раскрыть понятие, изучить виды, проанализировать характер развития референдума в РФ и в Республике Карелия;
  • рассмотреть политическую роль референдума;
  • показать процесс правового регулирования референдума в РФ.

Глубокий и всесторонний анализ различных аспектов проведения и реализации референдума содержится в трудах таких авторов, как Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Баглай М.В., Нудненко Л.А., Енгибарян Р.В., Тадевосян Э.В. и др.

Работа состоит из двух глав. В первой главе раскрыто понятие референдума, изучены виды референдумов, проведен анализ характера развития референдума в РФ и в Республике Карелия, а также рассмотрена политическая роль референдума. Во второй главе показан процесс правового регулирования референдума в РФ.

Структура курсовой работы включает в себя: титульный лист, оглавление с номерами страниц, введение, две главы, заключение и библиографический список.

Глава 1. Общая характеристика референдума

1.1. Понятие референдума

К числу институтов непосредственной демократии отно­сятся: референдум; выборы; опросы; публичные слушания; наказы избирателей; отчеты депутатов перед избирателями; досрочный отзыв депутата избирателями; сходы; собрания граждан по месту жительства; обращения граждан в госу­дарственные органы и органы местного самоуправления; правотворческая (законодательная) инициатива; петиции; собрания и публичные мероприятия. Рассмотрим отдельно референдум.

Конституция РФ высшим непосредственным выражени­ем воли народа называет референдум (ч. 3 ст. 3). Референдум — один из важнейших институтов непосредственной, прямой демократии, выражающийся в голосовании избирателей по важнейшим вопросам государственной и обществен­ной жизни. Решения, принимаемые на референдуме, обычно считаются окончательными и обладающими высшей легитимностью. Они имеют силу закона, а часто и более высокую силу, поскольку достаточно об­щепризнанным является мнение, что итоги референдума не могут и не должны изменяться обычным законом парламента. Считается, что ре­шение, принятое на референдуме, — это решение самого народа, а не его представителей. В отличие от голосования на выборах голосование на референдуме решает вопрос не о получении какого-либо мандата (де­путата, президента и др.), а об одобрении или неодобрении каких-либо планов, программ, действий, мер и т.д., имеющих общенациональный или местный характер.

Следует отметить, что для обозначения референдума нередко ис­пользуется в качестве синонима и понятие плебисцит (от лат. plebs — простой народ и scitum — решение, постановление). Приходится при­знать, что ни в законодательстве, ни в науке, ни в публицистике, не говоря уже об обыденном сознании, нет четкого разграничения этих понятий, они чаще всего используются как однозначные, хотя встреча­ются и попытки их разграничения, в том числе и на конституционном уровне. Одни связывают плебисцит с решением лишь особо важных, судьбоносных, прежде всего территориальных проблем; другие подчер­кивают консультативный характер плебисцита (хотя в иных случаях, наоборот, референдум признается консультативным, а плебисцит — ре­шающим); третьи видят специфику в опросной форме волеизъявления избирателей и т.д. Сама же процедура проведения плебисцита практи­чески ничем не отличается от процедуры проведения референдума.

Отличительной чертой решения, принятого на референдуме, является его императивный ха­рактер. Оно не может быть отменено или изменено иначе, как путем принятия решения на новом референдуме, если в самом решении не указан иной порядок отмены или из­менения такого решения.

1.2. Виды референдумов

По масштабам проведения референдумы подразделяются на: общенациональные (общегосударственные), т.е. проводимые на всей территории страны; региональные, т.е. проводимые в масштабах более или менее крупной части страны (региона), напри­мер, субъекта федерации или иной автономной части; местные, т.е. проводимые на муниципальном уровне, в том числе и в рамках местно­го самоуправления.

По их содержанию референдумы разграничивают на: конституционные, т.е. по проекту Конституции или поправкам к ней; законодательные, т.е. по проектам законов; консультативные, т.е. по важному принципу или направлению деятельности государства, правительства, регионального или местного органа власти и т.д.

По степени необходимости проведения референдумы разделяют­ся на обязательные, т.е. проводимые по обязательному требованию Конституции или другого закона при решении данного вопроса, например, обязательным является проведение референ­дума по вопросу объединения двух и более субъектов РФ в один, новый субъект Федерации, и фа­культативные, т.е. проводимые по усмотрению органов власти или населения. Решение вопроса о назначении референдума зависит от усмотрения компетентного органа, обладающего правом назначать референдум, либо от наличия установленной законом инициативы.

Также референдумы бывают признанные, непризнанные, частично признанные различными политическими силами, странами.

Референдумы могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, по обязывающей силе своих итогов они подразделяются на решаю­щие, т.е. вызывающие обязательные юридические последствия, и кон­сультативные, т.е. могущие вести к таким последствиям, но могущие и не вызывать их.

1.3. История проведения референдумов в РФ

25 апреля 1993 года. Первый референдум в условиях «молодой демократии». В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На него было вынесено четыре вопроса. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04%. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших.

На результаты этого референдума до сих пор ссылаются либералы, оправдывающие последовавший вслед за этим разгон и расстрел парламента. Однако еще тогда Конституционный Суд РФ установил, что по первым двум вопросам референдума, имеющим нравственно-оценочный и политический характер, для принятия положительного решения требуется большинство голосов от числа проголосовавших. Положительное решение по третьему и четвертому вопросам носит конституционный характер и должно быть принято большинством от общего числа избирателей, чего не произошло. А значит никаких правовых оснований для своей кровавой «поэтапной конституционной реформы» Ельцин не имел.

12 декабря 1993 года. Референдум о принятии новой («расстрельной») Конституции РФ. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон.

В 2003—2007 годах в ряде субъектов прошли референдумы об объединении регионов. Они носили локальный и формальный характер, по сути, являлись лишь легитимацией решения федеральной власти.

В 2005 году КПРФ выступила инициатором проведения общероссийского референдума, включающего в себя 17 вопросов на социально-экономическую и политическую темы. Но Центризбирком одобрил лишь два вопроса из 17, а выиграть иски в Верховном и Конституционном судах КПРФ не удалось. И тогда 17-25 сентября 2005 года она провела первый Народный референдум. Собрав около 7 млн. подписей в поддержку своего видения развития страны.

В 2011 году КПРФ, уже не пытаясь добиться положительного решения от власти, решает провести новый Народный референдум. В него было включено 10 вопросов: 7 – общероссийского характера и 3 — регионального. Целью данной акции, прямых юридических последствий не имевшей, было доказать, что Программа КПРФ отвечает коренным интересам народа.

1.4. Референдум в Республике Карелия

Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право голосовать на референдуме Республики Карелия, а также участвовать в референдуме независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами других действиях по подготовке и проведению референдума.

Не имеют права участвовать в референдуме граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Граждане Российской Федерации голосуют на референдуме за вынесенные на референдум вопросы или против них непосредственно.

На референдум Республики Карелия могут быть вынесены только вопросы, находящиеся в ведении Республики Карелия или в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, если указанные вопросы не урегулированы Конституцией Российской Федерации, федеральным законом.

Вопросы референдума Республики Карелия не должны противоречить законодательству Российской Федерации, а также ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

Вопрос референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, то есть на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения.

На референдум Республики Карелия не могут быть вынесены вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов государственной власти Республики Карелия, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия либо об отсрочке указанных выборов;

б) о персональном составе органов государственной власти Республики Карелия;

в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;

г) о принятии или об изменении бюджета Республики Карелия, исполнении и изменении финансовых обязательств Республики Карелия;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.

26 марта 2000 года в республике Карелия состоялся референдум, на котором большинство высказалось за введение поста Главы республики и однопалатный парламент. На вопрос «Считаете ли вы, что законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Карелия (Законодательное Собрание Республики Карелия) должен быть однопалатным?» ответило «да» 69,79% голосовавших (271 328 человек), а на вопрос «Считаете ли вы, что должность высшего должностного лица Республики Карелия следует именовать «глава Республики Карелия»?» ответило «да» 58,52% голосовавших (227 502 человека).

1.5. Политическая роль референдума

Референдум играет очень важную роль в политической системе любого общества. Противоречивость отношения господствующих кругов к референдумам объясняется тем, что существует возможность использования их, помимо воли и желания господствующего слоя или класса, в интересах других слоев и классов.

Во многих случаях референдумы оканчивались принятием далеко не самых прогрессивных законов или решений, выступали в качестве демократического щита для принятия официальных антидемократических акций. Нередко референдумы использовались и используются в сепаратистских и иных неблаговидных целях.

Референдум позволяет избежать в равной мере пагубных для политической теории и практики крайностей в оценке значимости роли референдумов, дает возможность со значительной долей достоверности определить факторы, способствующие повышению эффективности референдумов в политической системе общества или, наоборот, препятствующие их усилению. Это имеет огромное не только теоретическое, но и практическое значение. Отсюда можно отметить, что роль референдума может быть, как позитивной, так и негативной. Это зависит, прежде всего, от уровня правовой культуры общества, который в свою очередь зависит от экономической ситуации в стране и от качества реализации народного суверенитета. Нельзя говорить об однозначной положительной роли референдумов, когда низок уровень правовой культуры населения, когда несовершенно законодательство и нестабильны экономические условия общества. Вопрос о разъяснении результатов принятия определенного решения на референдуме не получает достаточного освещения. В условиях низкой правовой культуры, с учетом принципов народного суверенитета и демократии необходимыми становятся: разъяснение результатов принятия на референдуме определенного решения; обеспечение текстами проектов нормативных правовых актов, выносимых на референдум; организация публичных лекций, дискуссий, в ходе которых разъяснялось бы назначение нормативного правового акта, особенности его содержания и предполагаемые результаты от его принятия или отклонения. В современных условиях низкой культуры вообще и правовой в частности, эти вопросы приобретают – как никогда — более актуальное значение. Также несомненно, что решение этих вопросов должно исходить не от инициативной группы (наоборот, это должно быть запрещено, так как создается возможность для введения в заблуждение потенциальных избирателей относительно результатов принятия определенного решения, как итог – влияние на результаты голосования), а от государства.

Референдум в любом государстве будет эффективным лишь в том случае, если он будет правильно понят и поддержан широкими слоями населения; иметь своей целью при решении политических иных вопросов четко выраженную гуманную цель; если общественное мнение не будет увлечено и дезориентировано ложными социальными ценностями; и, наконец, если будут созданы все необходимые организационно-технические и иные условия для подготовки и проведения всенародных опросов.

Значение для референдумов имеет строгое установление и законодательное закрепление их статуса, процедуры и порядка подведения итогов, места и роли в системе конституционного и текущего законодательства принимаемых путем референдумов нормативно — правовых актов.

Глава 2. Правовое регулирование референдума в РФ

Правовое регулирование порядка проведения референ­дума осуществляется Федеральным конституционным за­коном от 28.06.2004 № 5-ФКЗ «О референдуме РФ» и законами субъектов РФ. Рассмотрим поря­док проведения федерального референдума.

2.1. Назначение референдума

Субъектом права на референдум является гражданин РФ, достигший возраста 18 лет и об­ладающий общей правоспособностью. Гражданин РФ, проживающий или находящийся в период подготовки и проведения референдума за пределами территории РФ, также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме. Не имеют права уча­ствовать в референдуме граждане, признанные судом неде­еспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Инициатива проведения референду­ма принадлежит:

1) не менее чем 2 млн. граждан РФ, имеющих право на уча­стие в референдуме, при условии, что на территории одного субъекта РФ или в совокупности за пределами территории РФ проживают не более 50 тыс. из них;

2) Конституционному Собранию — в случае, предусмотрен­ном ч. 3 ст. 135 Конституции РФ;

3) федеральным органам государственной власти — в случаях, предусмотренных   международным договором    и   Федеральным
конституционным законом.

Граждане, имеющие право на участие в референдуме, могут образовать инициативную группу для сбора подписей в поддерж­ку референдума. Эта инициативная группа должна состоять из региональных подгрупп, создаваемых более чем в половине субъ­ектов РФ. Инициативная региональная подгруппа обращается в избирательную комиссию соответствующего субъекта РФ с хода­тайством о регистрации. Избирательная комиссия субъекта РФ, установив соответствие ходатайства инициативной группы и при­ложенных к нему документов требованиям Федерального кон­ституционного закона, в течение 15 дней со дня поступления хо­датайства принимает решение о регистрации и извещает, об этом Центральную избирательную комиссию РФ. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд. Основанием для отказа в регистра­ции инициативной подгруппы может быть только нарушение Федерального конституционного закона «О референдуме РФ».

После регистрации региональных подгрупп более чем в поло­вине субъектов РФ Центральная избирательная комиссия РФ принимает решение о регистрации всей инициативной группы и проведении референдума. При этом указывается дата окончания срока сбора подписей в поддержку референдума. С момента по­лучения регистрационного свидетельства инициативная группа вправе собирать подписи в поддержку инициативы проведения референдума. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса, выноси­мого на референдум. Период, в который могут собираться подпи­си для референдума субъекта РФ, должен составлять не менее 30 дней, а местного референдума — 20 дней.

Центральная избирательная комиссия РФ в течение 30 дней проверяет соответствие всех поступивших документов требовани­ям Федерального конституционного закона и направляет свое решение, Президенту РФ, одновременно информируя об этом пала­ты Федерального Собрания РФ. Если же в результате проверки будет установлено, что число действительных подписей не отве­чает требованиям Федерального конституционного закона, выно­сится постановление Центральной избирательной комиссии об отказе в проведении референдума. Этот отказ может быть обжа­лован в Верховный Суд РФ, но в случае отрицательного решения Суда все процедуры по реализации и инициативы проведения ре­ферендума прекращаются. Регистрация инициативной группы может быть отменена судом не позднее, чем за три дня до дня го­лосования в случаях нарушения закона (порядка выдвижения инициативы и ведения агитации, подкупа участников референ­дума и др.).

В соответствии с Конституцией РФ Конституционное Собра­ние вправе вынести на референдум проект новой Конститу­ции РФ. Порядок принятия решения об этом должен быть опреде­лен Федеральным конституционным законом о Конституционном Собрании и Федеральным конституционным законом «О рефе­рендуме РФ».

Референдум назначает Президент РФ. До принятия такого ре­шения Президент в течение 10 дней со дня поступления к нему документов направляет их в Конституционный Суд РФ с соот­ветствующим запросом. Конституционный Суд проверяет соблю­дение требований, предусмотренных Конституцией РФ, и в тече­ние месяца направляет Президенту соответствующее решение, которое подлежит незамедлительному опубликованию. В случае признания Конституционным Судом соблюдения требований, предусмотренных Конституцией РФ, Президент назначает рефе­рендум не позднее 15 дней со дня поступления к нему решения Конституционного Суда. В случае отрицательного решения Кон­ституционного Суда все процедуры, предусмотренные Федераль­ным конституционным законом, прекращаются.

Президент РФ не позднее чем через 10 дней определяет дату проведения референдума, при этом голосование может быть на­значено на любое воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня опубликования решения. Проведение голосования одновременно с выборами федеральных органов государственной власти не до­пускается.

Подготовку и проведение референдума, обеспечение реализа­ции и защиты права на участие в референдуме осуществляют из­бирательные комиссии, созданные и действующие на постоян­ной основе в соответствии с законодательством РФ о выборах и референдумах, а также специальные территориальные комиссии референдума и участковые комиссии референдума.

Систему комиссий референдума составляют следующие ко­миссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоя­щим:

1) Центральная избирательная комиссия РФ;

2) избирательные комиссии субъектов РФ;

3)  территориальные избирательные комиссии или избиратель­ные комиссии муниципальных образований, действующие в слу­чаях, предусмотренных законодательством о выборах и референ­думах, в качестве территориальных избирательных комиссий, а также специальные территориальные комиссии референдума;

4) участковые комиссии референдума.

Решение вышестоящей комиссии, принятое в пределах ее компетенции, обязательно для нижестоящих комиссий. Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышени­ем установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.  Комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, образуются участки референдума. Эти участки образует глава муниципального обра­зования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума не позднее, чем за 50 дней до дня проведения референдума с учетом администра­тивно-территориального деления и местных условий в целях соз­дания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в референдуме. Списки участков референдума с указани­ем их границ, адресов и номеров телефонов участковых комис­сий по проведению референдума подлежат обязательному опуб­ликованию не позднее, чем за 45 дней до дня проведения рефе­рендума.

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме, по участку референдума составляется не позднее, чем за 21 день до дня голосования территориальной комиссией по проведению референдума на основании данных, предоставляемых главой му­ниципального образования. Предусмотрен особый порядок со­ставления списков военнослужащих и других граждан, находя­щихся ко времени проведения референдума вне территории сво­его участка.

Списки граждан, имеющих право на участие в референдуме, представляются для ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня проведения референдума. Каждому гражданину РФ предос­тавляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума о не включении его в список граждан, имеющих право на участие в референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением при­чин отклонения заявления. Решение участковой комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по проведению ре­ферендума или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заяв­ление) в трехдневный срок, а за три дня до дня проведения рефе­рендума и в день проведения референдума — немедленно.

Агитация по вопросам референдума может проводиться:

1) посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публич­ных дебатов и дискуссий, иных мероприятий);

2) посредством выпуска и распространения печатных, аудио­визуальных и других агитационных материалов;

3) на каналах организаций телерадиовещания и в периодиче­ских печатных изданиях;

4)  иными не запрещенными законами методами.

Расходы на проведение агитации по вопросам референдума подлежат оплате из фондов референдума, за исключением случа­ев предоставления бесплатного эфирного времени в порядке и сроки, установленные законом. Политические партии — участ­ники референдума могут создавать инициативные агитационные группы на средства из фондов референдума. Инициативная группа по проведению референдума, как и инициативная агитационная группа (в нее должно входить не менее 500 участников референду­ма), вправе самостоятельно определять методы, формы проведе­ния и содержание своей агитации по вопросам референдума. За­прещается проводить агитацию по вопросам референдума, вы­пускать и распространять любые агитационные материалы:

1) органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

2) лицам, замещающим   государственные   и   муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим с ис­пользованием преимуществ должностного или служебного поло­жения;

3) воинским частям, военным организациям и учреждениям;

4) благотворительным организациям и религиозным объеди­нениям, а также учрежденным ими организациям;

5) комиссиям референдума и членам комиссий референдума с правом решающего голоса;

6) иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностран­ным юридическим лицам;

7) представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профес­сиональной деятельности (это не распространяется на информа­цию по вопросам референдума).

Инициативная группа по проведению референдума вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам рефе­рендума, которые были предложены ею для вынесения на рефе­рендум. Инициативная агитационная группа вправе участвовать в проведении агитации только по тем вопросам референдума, кото­рые были указаны в ходатайстве о ее регистрации. Использование в агитационных материалах изображения физического лица, высказываний физического лица по вопросам референдума возмож­но только с письменного согласия данного физического лица. Центральная избирательная комиссия не позднее чем через пять дней со дня поступления документов принимает решение о реги­страции инициативной агитационной группы и выдает ей регист­рационное свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации.

Проведение агитации начинается со дня регистрации инициа­тивной группы по проведению референдума и создания соответ­ствующего фонда референдума и прекращается 00.00 часов по местному времени за одни сутки до дня голосования.

Агитация в периодических печатных изданиях, учредителями которых являются политические партии, члены и уполномочен­ные представители инициативной группы по проведению рефе­рендума, инициативных агитационных групп, проводится в тот же период.

Агитация на каналах организаций телерадиовещания и в пе­риодических печатных изданиях проводится в период, который на­чинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в 00.00 ча­сов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Проведение агитации по вопросам референдума в день, предше­ствующий дню голосования, и в день голосования запрещается. Государственные органы, органы местного самоуправления обя­заны содействовать инициативной группе по проведению рефе­рендума, инициативным агитационным группам в организации и проведении массовых агитационных мероприятий.

На федеральный референдум не могут быть вынесены вопросы:

  1. об изменении статуса субъекта РФ, закрепленного Конституцией РФ;
  2. о досрочном прекращении или продлении срока пол­номочий Президента РФ, Государственной Думы, а также о проведении досрочных выборов Президен­та РФ, депутатов Государственной Думы либо о пе­ренесении сроков проведения таких выборов;
  3. об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении пол­номочий лиц, замещающих государственные долж­ности РФ;
  4. о персональном составе федеральных органов го­сударственной власти, иных федеральных государ­ственных органов;
  5. об избрании, досрочном прекращении, приостановле­нии или продлении срока полномочий органов, об­разованных в соответствии с международным дого­вором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с между­народным договором РФ, а также о создании таких органов, либо о назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено международным догово­ром РФ;
  6. о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспе­чению здоровья и безопасности населения;
  7. отнесенные Конституцией РФ, Федеральными консти­туционными законами к исключительной компетен­ции федеральных органов государственной власти.

Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сфор­мулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, на него можно было дать только однозначный ответ, и была исключена неопределен­ность правовых последствий принятого на референдуме решения.

Инициатива проведения референдума не может быть выдвинута и референдум не может назначаться и прово­диться в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории РФ, а также в течение трех месяцев со дня отмены военного или чрезвычайного поло­жения.

2.2. Голосование и определение результатов

В бюллетене для голо­сования на референдуме воспроизводится текст вынесенного на референдум вопроса, и указываются варианты волеизъявления го­лосующего словами «за» или «против», справа от которых поме­щаются пустые квадраты. Бюллетень для голосования на рефе­рендуме должен содержать разъяснение о порядке его заполне­ния. Форма и текст бюллетеня для голосования на референдуме утверждаются Центральной избирательной комиссией референ­дума не позднее, чем за 28 дней до дня проведения референдума.

На основании протоколов комиссий субъектов РФ по проведе­нию референдума об итогах голосования и протоколов об итогах голосования участковых комиссий по проведению референдума, образованных за пределами территории РФ, путем суммирования содержащихся в них данных Центральная избирательная комиссия не позднее чем через 10 дней со дня проведения референдума определяет результаты референдума. Цен­тральная избирательная комиссия признает референдум состояв­шимся, если в голосовании приняло участие более половины гра­ждан, имеющих право на участие в референдуме. Комиссия признает решение принятым, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Централь­ная избирательная комиссия признает результаты референдума недействительными, если итоги голосования признаны недейст­вительными на части участков референдума, на которых списки участников референдума на момент окончания голосования в со­вокупности включают в себя не менее чем 25% от общего числа участников референдума, включенных в списки участников рефе­рендума на момент окончания голосования. Решение Централь­ной избирательной комиссии о признании результатов референ­дума недействительными может быть обжаловано в Верховный Суд РФ. В этом случае Центральная комиссия назначает повтор­ное голосование не позднее 30 дней со дня вступления в силу ре­шения Комиссии.

Принятое на референдуме решение и итоги голосования в це­лом по РФ подлежат официальному опубли­кованию Центральной избирательной комиссией не позднее трех дней после определения результатов референдума. Центральная комиссия опубликовывает для всеобщего сведения итоги голосо­вания по каждому субъекту РФ.

Решение, принятое на референдуме, является общеобязатель­ным и не нуждается в дополнительном утверждении. Это реше­ние действует на всей территории РФ и мо­жет быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме РФ. Если для реализации решения, принятого на референдуме, требуется издание нормативного правового акта, федеральный орган госу­дарственной власти в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Лица, препятствующие свободному осуществлению граждани­ном РФ его права на участие в референдуме путем подкупа, об­мана, применения физического насилия или угрозы его приме­нения, подлога документов референдума, заведомо неправильно­го подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в референдуме, или иным путем либо препятствующие работе избирательных комиссий или комиссий по проведению референду­ма и работе членов указанных комиссий, а также законной дея­тельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению реше­ния, принятого на референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с Федеральными зако­нами.

Заключение

В данной работе было раскрыто понятие референдума, изучены виды референдумов, проведен анализ характера развития референдума в РФ и в Республике Карелия, рассмотрена политическая роль референдума, а также показан процесс правового регулирования референдума в РФ.

Проанализировав и изучив понятие референдума, можно прийти к выводу, что свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности.

В современных условиях стержнем для формирования и эффективного действия референдума, должно стать обеспечение политической свободы каждого гражданина, его права выбирать.

Конституция РФ провозглашает и закрепляет единственным источником власти многонациональный народ России и признает за ним полноту верховной власти, определяет механизм ее осуществления, где лидирующее положение занимает непосредственное волеизъявление народа (прямое правление), а высшим его проявлением являются референдум и выборы.

Вышесказанное позволяет судить об изменении в приоритете форм осуществления народом принадлежащей ему государственной власти в пользу непосредственной демократии. Следует понимать роль и значение референдума как самой яркой формой непосредственного волеизъявления народа.

Но при этом нельзя допускать, чтобы референдум заменял институты политического представительства и противопоставлялся им как прямое выражение воли народа в ее искаженной передаче парламентариями. Политическое значение референдума состоит в том, что с его помощью граждане приобретают возможность эффективного воздействия на формирование политики государственных и иных органов власти, а последние, в свою очередь – возможность сверять свои решения с мнением народа или отдельной ее части.

Отсюда следует, что механизм реализации решений референдума и ответственность за их неисполнение должны быть такими же, как предписывает теория и правовая действительность. И здесь большая роль отведена закону. Действующее законодательство, определяющее референдум и процессы с ним связанные, качественно проработано и позволяет реализовывать референдум с максимальной эффективностью. Это дает возможность развития демократического государства и всестороннего роста его общества.

Список использованных источников

Официальные документы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // «Российская газета от 25 декабря 1993 года». — N 237.
2.Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5 — ФКЗ (ред. от 06.04.2015) «О референдуме Российской Федерации».
3.Федеральный закон от 12.06.2002 N 67 — ФЗ (ред. от 24.11.2014, с изм. от 16.12.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
4.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131 — ФЗ (ред. от 30.03.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
5.Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3 — ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении».
6.«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63 — ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изм. от 07.04.2015).
7.Закон Республики Карелия от 07.05.2009 N 1288 — ЗРК «О референдуме Республики Карелия» (принят Законодательным Собранием Республики Карелия 23.04.2009).
Книги с одним автором
8.Безруков, А.В. Конституционное право России: учебное пособие. — М.: Юстицинформ, 2015. — 410 с.
9.Нудненко, Л.А. Конституционное право России: учебник. — М.: Юрайт, 2014. — 616 с.
10.Аксенов, И.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. — Томский политехнический университет, 2011. —144 с.
11.Никулин, В.В. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие для бакалавров направления «Юриспруденция». — Тамбов: ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2012. — 332 с.
12.Соколов, И.А. Конституционное право Российской Федерации: учебное пособие. — М.: МГИУ, 2010. — 260 с.
13.Шаров, Ф.Л. Конституционное право России: учебное пособие. — М.: МИЭП, 2010. — 132 с.
14.Васильева, С.В. Конституционное право России: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо,2011. — 560с.
15.Киричек, Е.В. Конституционное право России: учебник. — Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2012. — 549 с.
Книги с двумя авторами
16.Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е. Конституционное право России: учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Проспект,2010. — 608с.
17.Глотов, С.А., Фомиченко, М.П. Конституционное право: учебное пособие. — М.: Международный юридический институт, 2011. — 440 с.
18.Андриченко, Л.В., Виноградов, В.А. Конституционное право России: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция». — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 551 с.
Сайты
19.http://www.kprfast.ru/news/ournews/69057-kratkaya-istoriya- referenduma-v-rossii.html
20.http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1936/
21.http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1977/