Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Социально-экономические предпосылки для развития туризма на территории Республики Беларусь»

Беларусь, с её многовековой и весьма тяжёлой историей, богатой культурой и сохранившимися традициями, привлекает туристов не только своими культурно-историческими памятниками, но и  природным наследием.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономико-географические предпосылки развития туризма
1.1. Экономико-географическое положение Республики Беларусь
1.2. Геодемографические предпосылки для развития туризма
1.3. Туристско-рекреационная инфраструктура
Глава 2. Государственная политика в области развития туризма
2.1. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2014 годы
2.2. Состояние туризма в Республике Беларусь на конец 2013 года
3Заключение
Список использованных источников

Введение

Беларусь, с её многовековой и весьма тяжёлой историей, богатой культурой и сохранившимися традициями, привлекает туристов не только своими культурно-историческими памятниками, но и  природным наследием.

По сообщениям Министерства спорта и туризма Республики Беларусь, основной поток туристов в страну в последние годы составляют россияне (111,3 тыс. человек в 2013 году), прибывающие в республику с различными туристскими целями.

Особенности экономико-географического положения и историко-культурное наследие делают Беларусь привлекательной для туристов. В настоящее время реализуется «Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.», глядя на достигнутые результаты которой можно судить, что у белорусского туризма есть потенциал для дальнейшего развития. Целью программы является: создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Для определения туристско-рекреационного потенциала Республики Беларусь следует рассмотреть социально-экономические предпосылки.

В основу определения туристско-рекреационного потенциала Республики  Беларусь легла схема «Компоненты туристско-рекреационного потенциала» (Кусков, 2005). В настоящей работе рассматриваются социально-экономические предпосылки – один из важнейших компонентов при оценке и развитии туристско-рекреационной деятельности.

Ввиду того, что туризм в настоящее время является одной из приоритетных и динамично развивающихся отраслей экономики Беларуси, то в условиях образования Таможенного Союза, настоящая работа является актуальной.

Цель работы – рассмотреть социально-экономические предпосылки для развития туризма на территории Республики Беларусь.

В ходе работы необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить географические и социально-экономические особенности Республики Беларусь:
  2. географическое положение как фактор развития туризма;
  3. геодемографические предпосылки для развития туризма;
  4. туристскую инфраструктуру;
  5. Изучить «Государственную программу развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы»;
  6. Определить перспективы развития.

Объект исследования – туристско-рекреационный потенциал Республики Беларусь.

Предмет исследования – итоги и проблемы использования туристско-рекреационного потенциала Республики Беларусь.

Информационная база включает в себя открытые информационные источники, научные публикации, информацию из личных источников, опросов, статистических данных.

В процессе выполнения работы были применены следующие методы исследования:

  1. Методы, включающие анализ научных, научно-популярных и других литературных источников.
  2. Сравнительно-описательный метод – для оценки территории республики.
  3. Метод географического картирования – для построения географических карт.

Практическое значение исследования – работа может быть использована  при оценке туристско-рекреационного потенциала Республики Беларусь, при выделении туристско-рекреационных зон на территории республики, а также для организации самодеятельного выездного туризма на территорию Республики Беларусь и в работе российских турфирм, ориентированных на международный туризм.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,  заключения и библиографического списка. В работе содержится 1 карта, 2 таблицы, 8 рисунков. Список литературы включает 14 литературных источников и 5 интернет-источников.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Глава 1. Экономико-географические предпосылки развития туризма

1.1. Экономико-географическое положение Республики Беларусь

Республика Беларусь – государство в Восточной Европе. Беларусь граничит на востоке с Россией, на северо-западе – с Латвией и Литвой, на западе – с Польшей и на юге – с Украиной.

Республика Беларусь, несмотря на отсутствие морских границ, имеет благоприятное экономико-географическое положение, являясь важным транспортным и торговым узлом, соединяющим европейские государства со странами СНГ.  Территорию Беларуси пересекают 2 трансъевропейских транспортных коридора, которые соединяют Западную Европу с Востоком и страны Балтии с Украиной. По трансъевропейскому коридору № 2 (Париж — Берлин — Варшава — Брест — Минск — Москва — Нижний Новгород) территорию Беларуси ежегодно пересекают около 10 млн. чел., в том числе 5,5 млн. — на автотранспорте и 4,5 млн. — по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма (до 2,5 млн. чел. ежегодно) (Полещук Н. И.).

Кроме того, экономико-географическое положение Беларуси способствует расширению приграничных контактов со странами-соседями в сфере туризма посредством развития международных туров.

Особенности природы Республики Беларусь определяются её географическим положением. Территория страны, располагаясь на западе Русской равнины, имеет преимущественно равнинный рельеф, а из-за достаточно сильного влияния Атлантики – мягкий и влажный климат, что является благоприятным условием для развития на территории Беларуси рекреации и туризма.

1.2. Геодемографические предпосылки для развития туризма

В Беларуси на 1 января 2013 года проживало 9 млн. 464 тыс. человек (табл. 1). Доля населения Беларуси в общей численности населения планеты составляет 0,14%.

Таблица 1. Численность населения по областям и г. Минску (на 1 января; в тыс. человек)

Национальный состав Республики Беларусь весьма однороден – по данным переписи населения 2009 года, белорусы составляют 83,7%, русские – 8,3%, украинцы – 1,7%, другие национальности – 6,3% (табл. 2).

Таблица 2. Национальный состав населения (по данным переписи населения 2009 г.; человек)

По данным таблицы видим, что среди представителей разных национальностей, проживающих на территории Беларуси, преобладает городское население.

В расселении населения, его демографических характеристиках, миграционной активности имеются различия, которые особенно ярко выражены  в приграничных районах. Важными аспектами здесь являются факторы социально-экономического, политического и экологического характера. Например, районы, находящиеся на северо-западе страны, имеющие границы с  Россией и Европейским союзом, являются слабозаселённой зоной Беларуси, что связано с влиянием историко-политического, социально-экономического, демографического и миграционного факторов. На юге страны, в Гомельской области, таким фактором явился экологический фактор – из-за аварии  на Чернобыльской АЭС численность населения здесь сократилась на 40-50%. Несмотря на рост рождаемости, уровень 1989 года был достигнут лишь в 2009 году (Пространственная структура демографического развития).

Показатели естественного движения (по данным на 2012 год) составляют  –10638 человек. Это значительно ниже, чем в предыдущие годы (рис. 3).

В 2012 году коэффициент естественной убыли населения Беларуси составил минус 1,2‰, в то время как в 1970 году естественный прирост равнялся 8,6‰.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении у мужчин – 66,6, у женщин – 77,6 лет (по данным на 2012 г.).

В 2012 году действовало более 3300 религиозных организаций 25 конфессий и направлений (Сайт Президента). При этом ведущее место в религиозной жизни страны принадлежит Белорусской православной церкви. К числу традиционных религий Беларуси относится и католицизм, в связи с чем, католики составляют 14,5% населения республики. На территории Беларуси действуют религиозные организации и других конфессий. Свобода вероисповедания в Беларуси гарантирована Конституцией страны. Права и свободы верующих закреплены также в Законе Республики Беларусь «О свободе вероисповеданий и религиозных организациях».

Государственными языками Республики Беларусь являются белорусский и русский. По данным переписи населения 2009 года, большая часть населения считает белорусский язык родным, кроме Минска, где преобладает русский язык.

Однако по показателю «язык, на котором разговаривают дома», по территории всей страны лидирует русский язык (рис. 5). Прочие языки используются, как правило, на уровне местных общин.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

По словам самих белорусов, в повседневной жизни чаще всего население говорит на русском языке, в учебных учреждениях занятия проходят также на русском языке, исключение составляют лишь дисциплины, связанные с белорусским языком и белорусской культурой.

Отмечается также некоторое пренебрежение к белорусскому языку среди молодёжи, которая считает, что люди, говорящие на белорусском языке – это выходцы из деревень или представители партии БНФ («Белорусский народный фронт»).

В сельской местности наблюдается так называемая трасянка – смешение белорусского и русского, иногда ещё украинского и польского языков на основе белорусской фонетики и грамматики.

Руководством страны предпринимаются попытки расширения использования белорусского языка, однако глобально ничего не меняется, поэтому белорусский язык чаще всего наблюдается лишь в общественном транспорте, на рекламных щитах, на дорожных указателях и в названиях некоторых населённых пунктов.

1.3. Туристско-рекреационная инфраструктура

Неотъемлемой частью туризма является туристская инфраструктура, которая представлена транспортной, коммунальной системами, сферой торговли и бытового обслуживания, телекоммуникационными связями, местами размещения и общественного питания.

В настоящее время в стране реализуется «Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 гг.», которая предполагает развитие туристской индустрии, повышение качества предоставляемых услуг и др.

За последние годы произошли значительные перемены в развитии туристской инфраструктуры: увеличилось количество новых гостиниц, санаториев, баз отдыха, мест общественного питания и проч. В Беларусь приезжают туристы из России, Германии, Израиля, Латвии, Литвы и других стран.

Активно развивается придорожный сервис. Построены и введены в эксплуатацию пункты питания и постоя, АЗС, АГЗС, площадки отдыха, охраняемые стоянки и другие объекты.

Наиболее развитым регионом по показателю обеспеченности туристской инфраструктурой является г. Минск и Минская область, однако и в других регионах страны произошли значительные положительные изменения.

В Беларуси действуют все современные виды транспорта: автомобильный, железнодорожный, внутренний водный, воздушный и трубопроводный.

По показателям пассажирооборота по видам транспорта лидирует автомобильный.

В настоящее время в Республике Беларусь сеть автомобильных дорог общего пользования составляет 86 648 километров. При этом к республиканским автомобильным дорогам относится 15 757 километров, к местным автомобильным дорогам – 70 891 километр.

Авиационное сообщение обеспечивается аэропортами города Минска («Национальный аэропорт Минск-2» и «Аэропорт Минск-1»), а также аэропортами городов Брест, Витебск, Гомель, Гродно и Могилёв.

11 июня 2014 года авиакомпания «Белавиа» открывает воздушное сообщение между сообщение между городами Гомель и Минск.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Услуги железнодорожного транспорта предоставляет государственное объединение «Белорусские железные дороги», подчинённое Министерству транспорта и коммуникаций Республики Беларусь. В республике функционирует 20 крупных железнодорожных вокзалов с развитой инфраструктурой и комплексом услуг для пассажиров.

В системе водного транспорта работают 10 речных портов (Бобруйск, Брест,  Гомель, Микашевичи, Могилёв, Мозырь, Пинск, Речица, Витебск, Гродно), 4 предприятия водных путей (Гомель, Пинск, Мозырь, Бобруйск), обслуживающие водные пути на реках Днепр, Березина, Сож, Припять, Западная Двина, Неман, Муховец и Днепро-Бугском канале.

Управление деятельностью в области связи и информатизации осуществляет Министерство связи и информатизации Республики Беларусь.

Услуги мобильной связи и интернета предоставляют мобильные операторы «Life», «Velcom», «МТС», на территории страны действуют российские операторы «Билайн» и «Мегафон».

Система связи включает также почтово-телеграфную связь. Республиканское унитарное предприятие почтовой связи «Белпочта» обеспечивает бесперебойную работу по оказанию услуг населению на всей территории республики. Наиболее крупные телеграфы функционируют в Минске, Гродно, Могилёве, Витебске, Гомеле и Бресте.

Банковская система Беларуси представляет собой принятую в международной практике двухуровневую систему, состоящую из центрального банка – Национального банка Республики Беларусь – и коммерческих банков второго уровня.

На территории республики (по состоянию на 23.04.2013) действует 32 банка. Также открыто 7 представительств иностранных банков.

По состоянию на конец 2013 года в Республике Беларусь осуществляли туристическую деятельность 1085 организаций, услугами которых воспользовалось более 920 тыс. организованных туристов и 578,8 тыс. экскурсантов.

Для размещения туристов в республике услуги гостиниц и аналогичных средств размещения предоставляли 315 гостиниц, 33 гостиничных комплекса, 8 туристско-гостиничных комплексов, 2 мотеля и 123 средства размещения иных видов. Их единовременная вместимость на конец 2013 года составила 29,9 тыс. мест.

В соответствии с качеством оказываемых гостиничных услуг и уровнем материально-технического оснащения 43 гостиницы и гостиничных комплекса (12,1% от общего их числа) имели следующие категории: «пять звёзд» − 3 гостиницы, «четыре звезды» − 3 гостиницы и 1 туристско-гостиничный комплекс, «три звезды» − 20 гостиниц, 8 гостиничных комплексов, 1 туристско-гостиничный комплекс, «две звезды» − 6 гостиниц и «одна звезда» − 1 гостиница.

Из общего числа гостиниц и гостиничных комплексов, имеющих международную категорию классификации по звёздам, 14 находятся в г. Минске.

Среди граждан из стран СНГ, пользовавшихся услугами гостиниц и аналогичных средств размещения, преобладали граждане России и Украины. Их доля в общей численности размещенных иностранных граждан составила 73,9%. Среди размещенных жителей стран вне СНГ 55,7% составляли граждане из Германии, Грузии, Италии, Китая, Латвии, Литвы, Польши.

На территории Республики Беларусь в 2013 году функционировали 464 санаторно-курортных и оздоровительных организаций, в том числе 74 санатория, 13 детских реабилитационно-оздоровительных центров, 2 дома отдыха, 1 пансионат, 100 баз отдыха, 5 туристско-оздоровительных комплексов, 18 туристических баз, 19 оздоровительных центров (комплексов).

Численность туристов, воспользовавшихся услугами агроэкотуризма за 2013 год, составила 271,7 тыс. человек, что на 22,1% больше, чем в 2012 году. Граждане Республики Беларусь в общем числе агроэкотуристов составили 86,3%.

Глава 2. Государственная политика в области развития туризма

2.1. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2014 годы

В настоящее время развитию туризма в Республике Беларусь уделяется особое внимание. 2014 год в Беларуси объявлен Годом гостеприимства, кроме того, в 2014 году в Беларуси пройдёт Чемпионат Мира по хоккею. Сегодня в стране реализуется Государственная программа по развитию туризма в Республике Беларусь, и достигнуты значительные успехи.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В марте 2011 года Советом министров Республики Беларусь было подписано постановление об утверждении «Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011 – 2015 годы». Программа состоит из 9 глав и приложений.

Глава 1. Общие положения. В главе прописаны общие положения о туризме, туристской деятельности, влиянии туризма на другие сферы экономики и хозяйства. Рассмотрены показатели в туристской сфере по Республике Беларусь на 2010 год. Определены актуальные проблемы этого сектора экономики Республики Беларусь.

Глава 2. Технико-экономическое обоснование. В главе определены главные задачи Государственной программы:

  • разработка эффективной стратегии по продвижению туров, сосредоточенной на ключевых направлениях туристских рынков Беларуси;
  • совершенствование системы подготовки специалистов в сфере туризма;
  • обеспечение информационной доступности;
  • разработка методологических подходов для построения вспомогательного счёта туризма в Республике Беларусь;
  • получение достоверных данных о совокупном вкладе туризма в экономику страны;
  • привлечение в туристскую сферу государственных и частных инвестиций;
  • решение некоторых общенациональных задач.

Глава 3. Импортоёмкость Государственной программы. Определена импортоёмкость Государственной программы в рамках реализации мероприятий подпрограмм («Маркетинг туристических услуг», «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение сферы туризма», «Развитие объектов туристической индустрии»).

Глава 4. Цели и задачи Государственной программы.  Сформулированы цель и задачи Государственной программы. Целью Государственной программы является создание благоприятных условий для формирования эффективного конкурентоспособного туристического рынка, способного обеспечить широкие возможности удовлетворения потребности белорусских и иностранных граждан в туристических услугах.

Задачами Государственной программы являются:

  • совершенствование системы подготовки кадров в сфере туризма, создание конкурентоспособных туров и туристических маршрутов;
  • продвижение национальных туров и экскурсий по Беларуси на мировом и внутреннем туристических рынках;
  • развитие объектов туристической индустрии;
  • повышение качества туристических и сопутствующих услуг, их реализация по конкурентным ценам.

Глава 5. Ожидаемые результаты от реализации Государственной программы. В главе прописаны ожидаемые результаты от реализации Государственной программы. В частности планируется увеличение количества туристских прибытий, количества организованных туристов, посетивших Беларусь, увеличение экспорта туристских услуг и выручки от оказания туристических услуг субъектами туристической деятельности. Решение поставленных Государственной программой задач позволит обеспечить значительные поступления в бюджет, прежде всего за счёт увеличения доходов от реализации туристских услуг и связанных с ними видов деятельности, в том числе валютных поступлений.

Глава 6. Ресурсное обеспечение Государственной программы.  В главе указано, за счёт каких средств осуществляется ресурсное обеспечение программы. Важное место отводится эффективной инвестиционной политике регионов.

Глава 7. Правовое обеспечение Государственной программы. По нормативно-правовому обеспечению ожидается решение следующих задач:

  1. совершенствование действующего законодательства для создания условий, способствующих развитию туризма в Республике Беларусь;
  2. повышение престижа деятельности специалистов, занятых в сфере туризма;
  3. создание благоприятных условий для развития туризма в Республике Беларусь;
  4. повышение качества работы экскурсоводов и гидов-переводчиков, развитие экскурсионной деятельности в Республике Беларусь.

Дальнейшее развитие нормативной правовой базы в рамках реализации мероприятий по нормативному правовому обеспечению предполагает актуализацию действующего законодательства в сфере туризма, разработку новых нормативных правовых актов, направленных на развитие въездного туризма, а также государственной поддержки внутреннего туризма в Республике Беларусь.

Обязательным условием служит общественное обсуждение проектов актов законодательства с субъектами туристской деятельности, их объединениями (союзами, ассоциациями).

Глава 8. Мероприятия Государственной программы. Государственная программа состоит из следующих подпрограмм:

  • «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма»;
  • «Маркетинг туристических услуг»;
  • «Развитие объектов туристической индустрии».

Выявлены приоритетные задачи и определены актуальные виды туризма. Программой предусматривается создание и реализация конкурентноспособных маршрутов, создание развитой туристской индустрии, способной производить и реализовывать качественный комплекс туристических услуг.

Подпрограмма «Кадровое, научное и учебно-методическое обеспечение в сфере туризма» подразумевает:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

  • формирование кадрового, научного и учебно-методического обеспечения туризма;
  • подготовка кадров высшей научной квалификации;
  • внедрение в туристическую деятельность передового отечественного и зарубежного опыта, участие научно-педагогических кадров и специалистов туристической индустрии в международной деятельности;
  • разработка и внедрение индивидуального технического оснащения для иностранных туристов;
  • обеспечение единого комплексного подхода к обустройству объектов туристского интереса;
  • разработка в регионах страны маршрутов по культурно-познавательному, экологическому и другим видам туризма, с активными способами передвижения;
  • создание информационной базы туристских ресурсов: объектов туристической индустрии Республики Беларусь, маршрутов экскурсий и туров по Беларуси;
  • развитие въездного и трансграничного туризма;
  • создание международных туров со странами-соседями;
  • увеличение туристского потока к 2015 году в два раза.

Цель подпрограммы «Маркетинг туристических услуг»  является продвижение национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристических рынках. В ходе реализации данной подпрограммы должны быть решены следующие задачи:

  • интеграция в систему электронного бронирования услуг субъектов туристической индустрии;
  • развитие экспорта туристических услуг через приграничное сотрудничество;
  • формирование имиджа страны как привлекательного туристического региона, формирование ста восемнадцати региональных брендов для развития внутреннего туризма;
  • формирование имиджа страны как привлекательного туристического региона, создание семи туристических брендов для развития въездного и внутреннего туризма;
  • обеспечение доступности информации о туристском потенциале Республики Беларусь, туристических информационных центрах Беларуси;
  • расширение международных связей в сфере туризма.

Целью подпрограммы «Развитие объектов туристической индустрии» является создание в регионах страны развитой туристской индустрии, способной производить и реализовывать качественный, конкурентоспособный комплекс туристических услуг.

Подпрограмма направлена на развитие объектов туристской индустрии на территории каждой области и г. Минск:

  • увеличение экспорта услуг и повышение качества предоставляемых услуг;
  • развитие въездного и экологического туризма;
  • развитие придорожного сервиса;
  • создание новых рабочих мест;
  • привлечение инвестиций;
  • улучшение качества туристских услуг, предоставляемых водным транспортом;
  • совершенствование системы перевозок.

В том числе развитие, ремонт и строительство объектов туристской индустрии на территории туристских зон:

  • Брестской области (Еврорегион «Беловежская Пуща»; «Белое озеро» еврорегиона «Буг»; «Пинское Полесье»; транзитно-туристская зона «Брест – Барановичи – граница области»; Телеханская туристская зона),
  • Витебской области (туристские зоны Витебская, Полоцкая, «Браславские озёра»; Оршанско-Копысская культурно-туристская зона),
  • Гомельской области (культурно-туристские зоны Гомельско-Ветковская, Полесско-Туровская, Жлобинская, Чечерская),
  • Гродненской области (культурно-туристские зоны Гродненская, Новогрудская, Слонимская культурно-туристская зона),
  • Минской области (туристские зоны Минская, Логойская, Нарочанская, Борисовская, Слуцкая),
  • Могилёвской области (туристские зоны Могилёвская, Шкловская, Бобруйская)
  • и на территории г. Минск.

Глава 9. Реализация  Государственной программы и контроль за ходом её выполнения. Управление и контроль над реализацией Государственной программы осуществляет Министерство спорта и туризма, которое ежегодно информирует Совет Министров Республики Беларусь о ходе её выполнения.

Изменения и дополнения в Государственную программу вносятся ежегодно до 1 июля республиканскими органами государственного управления и местными исполнительными и распорядительными органами в установленном порядке.

2.2. Состояние туризма в Республике Беларусь на конец 2013 года

Численность организованных туристов, прибывших в республику в 2013 году, составила 136,8 тыс. человек, что на 15,2% больше, чем в 2012 году. Из стран СНГ прибыло 114,2 тыс. человек (на 18,9% больше уровня 2012 года). Лидирующие позиции среди стран Содружества по организованным туристам сохранились за Россией  – 111,3 тыс. человек (увеличение на 18,2% по сравнению с 2012 годом) и Украиной – 2 тыс. человек (по сравнению с 2012 годом – увеличение на 37,3%).

Среди стран вне СНГ лидерами по числу посещений республики являлись: Германия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Соединенное Королевство, Турция.  На долю этих стран в 2013 году проходилось 56,4% от общего числа туристов из стран вне СНГ (в 2012 году – 62,7 %).

В 2013 году, так же как и в 2012 году, средняя продолжительность пребывания иностранных туристов в Республике Беларусь составила 4 дня.

В 2013 году численность туристов, организованно выезжавших из Республики Беларусь за рубеж, составила 708,4 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 2012 годом на 43,7%. В страны СНГ организованно выехало 213,3 тыс. человек, в страны вне СНГ – 495,1 тыс. человек, что больше уровня 2012 года на 35,8% и 47,4% соответственно.

Среди белорусов наиболее посещаемыми странами являются Россия, Украина, Болгария, Греция, Египет, Испания, Италия, Литва, Польша, Турция, Чешская Республика. На долю этих стран приходилось 87,4% от общего числа организованно выезжавших за рубеж белорусских туристов.

Численность туристов, организованно выезжавших из республики, преобладает над численностью посетивших республику (Белстат).

Заключение

В настоящее время туризм в Республике Беларусь – один из динамично развивающихся секторов экономики, который оказывает благотворное влияние и на развитие других сфер, включая гостиничное хозяйство, транспорт и коммуникации, строительство, сельское хозяйство, розничную торговлю, производство и торговлю сувенирами и другие.

Развитие туризма в любой стране зависит от ряда факторов и условий. Благодаря успешной реализации «Государственной программы развития туризма в Республике Беларусь на 2011-2015 годы» произошли значительные изменения в туристской индустрии Беларуси. Существенные преобразования наблюдаются подготовке кадрового состава, обеспечена информационная доступность о туристском потенциале как регионов, так и страны в целом, продолжает развиваться туристская инфраструктура, активно развивается придорожный сервис, разработаны маршруты для разных видов туризма, решены или частично решены другие поставленные задачи.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Беларусь имеет благоприятные условия для развития туризма, так как благодаря своему географическому положению и особенностям исторического развития обладает некоторыми преимуществами, чему способствуют:

  • близость туристскому рынку с очень высоким финансовым потенциалом;
  • транзитное торгово-транспортное положение;
  • соседство со странами Балтии, России, Польши позволяет развивать приграничный туризм;
  • богатый природный и культурно-исторический потенциал.

Тем не менее требуется дальнейшее развитие всех отраслей, занятых в туризме, для повышения привлекательности Беларуси на международном туристском рынке, формирования собственного туристского рынка, способного обеспечить качественное и безопасное обслуживание иностранных туристов.

Как видно из результатов исследования, в 2013 году ожидаемый уровень посещений  Беларуси не был достигнут, и как следствие, число прибывших на территорию Беларуси меньше, чем число выезжавших за пределы республики.

В условиях образования Таможенного Союза важно развивать, в том числе, и туристские связи между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, чему способствуют приграничное и транзитное положение Беларуси и существующие историко-культурные, геодемографические и некоторые другие связи.

Список использованных источников

1. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011–2015 гг. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: Беларусь/ООО «Юр-Спектр», Нац. центр правовой информации Респ. Беларусь. — Минск, 2011.
2. Антипова Е.А., Фокеева Л.В., Губарева Ю.А. Пространственная структура демографического развития белорусско-российского приграничного региона// Вестник БГУ. Серия 2, Химия. Биология. География. – 2013. – №1. – с. 103-108.
3. Башко В.Н. Оценка демографической ситуации в Республике Беларусь//Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 9: в 3-х т. Т. 3 / cост. С. В. Анцух. — Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. — 392 с.
4. Бондаренко Г.А. Проблемы развития инфраструктуры индустрии туризма в регионах Республики Беларусь// Беларусь в современном мире: материалы IX Международной конференции, посвященной 89-летию образования Белорусского государственного университета, 29 октября 2010 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2010. — 303 с.
5. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности “Менеджмент”. — М., 1999.
6. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная география. Учебно-методический комплекс. – М.: МПСИ, Флинта, 2005. – 496 с.
7. Пирожник И.И., Озем Г.З., Шардаков А.В. Экономико-географические факторы трансграничного сотрудничества Беларуси и России // Вестник Белорусского государственного университета. Сер. 2, Химия. Биология. География. — 2010. — N 1. — С. 55-60.
8. Полещук Н. И. Проблемы и направления повышения привлекательности Республики Беларусь на международном туристическом рынке// Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XI Международной конференции, посвященной 91-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2012 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2012. — 359 с.
9. Протас Е.С. Туризм в Беларуси: состояние и перспективы//Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 9: в 3-х т. Т. 1 / cост. С. В. Анцух. — Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. — 182 с.
10. Решетников, Д.Г. География туризма Беларуси: пособие для студентов фак. междунар. отношений, обучающихся по спец. 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», направление специальности 1-26 02 02-06 «Менеджмент (в сфере международного туризма)». – Минск: БГУ, 2012. – 303с.
11. Ухванов В.Н. Беларусь в контексте современных миграционных процессов// Беларусь в современном мире = Беларусь у сучасным свеце: материалы XII Международной конференции, посвященной 92-летию образования Белорусского государственного университета, 30 октября 2013 г. / редкол.: В. Г. Шадурский [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. — 351 с.
12. Черноокая, А. Н. Проблемы, препятствующие развитию въездного туризма в Республику Беларусь//Сборник научных статей студентов, магистрантов, аспирантов. Вып. 8: в 2-х т. Т. 2 / cост. С. В. Анцух; под общ. ред. В. Г. Шадурского. — Минск: Издательство «Четыре четверти», 2012. — 392 с.//Проблемы, препятствующие развитию въездного туризма в Республику Беларусь.

13. Национальный атлас Беларуси. Мн., Белкартография, 2002.
14. Карты. Республика Беларусь. Мн., Белкартография, 2003.

Интернет-источники

1. Официальный сайт Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belarus.by/ru.
2. Официальный сайт Президента Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://president.gov.by/ru/.
3. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belstat.gov.by.
4. Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mintrans.gov.by/rus.
5. Министерство туризма и спорта [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mst.by/ru/.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2658

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке