Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Социально-защитные технологии»

Социально-защитные технологии как инструмент воздействия на рассматриваемый объект все чаще и чаще используются в повседневной практике. Немаловажное значение они приобретают в сфере культуры в виду того, что возможно проследить последствия реализации данного воздействия на субъект культуры.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность социально-защитных технологий в культуре
Глава 2. Составляющие элементы социально-защитных технологий в культуре
Заключение
Список использованных источников

Введение

Социально-защитные технологии как инструмент воздействия на рассматриваемый объект все чаще и чаще используются в повседневной практике. Немаловажное значение они приобретают в сфере культуры в виду того, что возможно проследить последствия реализации данного воздействия на субъект культуры.

Актуальность использования этих технологий в культуре обусловлена тем, что культура является продуктом человеческой деятельности, но тем продуктом, который постоянно растет, эволюционирует вместе с человеком, субъектом культуры, и использование данных технологий позволяет еще в большей степени использовать весь наработанный историей потенциал культуры для изменения самого субъекта воздействия, для наращивания новых ресурсов в рамках самой культуры.

Целью данного исследования является исследование социально-защитных технологий в культуре.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть сущность социально-защитных технологий;

— выявить элементы социально-защитных технологий;

— проанализировать социально-защитные технологии с точки зрения применения их в культуре.

Информационной базой исследования выступила литература, касающаяся темы исследования. В ходе работы были использованы анализ и синтез.

Глава 1. Сущность социально-защитных технологий в культуре

Изучая литературу по рассматриваемому вопросу, для начала стоит отметить, что само понятие «социально-защитные технологии» нередко идет в паре с таким понятием, как «реабилитационные технологии». И для того, что разобраться в этом вопросе, первоначально рассмотрим сущность самих социальных технологий, их специфику, назначение.

Понятие «социальные технологии» возникло в социологии и также связано с возможностью программирования и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Социальные технологии в широком смысле слова — это особая область научного знания, которая ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности [4, c. 25].

В узком смысле слова понятие «социальные технологии» имеет два значения.

Во-первых, социальные технологии — это, прежде всего, процесс целенаправленного воздействия на социальный объект, обусловленный необходимостью и потребностью получения заданного результата. В этом плане технологичность воздействия наполнена такими понятиями, как этапность, процедурность, операциональность. Исходя из такого видения, социальные технологии можно охарактеризовать как определенную последовательность элементов, среди которых выделяются следующие: цель, средство, результат. Координация и субординация цели, средств, результатов предполагают вариативность и учет множества факторов, моделирование и проектирование, систему критериев и оценок, содержательные версии и сценарии, методы диагностики и т.д.

Во-вторых, социальные технологии — это теория, исследующая процессы целенаправленного воздействия на социальные объекты, разрабатывающая и обосновывающая эффективные способы и приемы такого воздействия. При этом не имеет значения, что понимается под социальным объектом. Это могут быть социальные отношения, социальное взаимодействие, социальная группа, социальный институт, социальная организация [4, c. 29].

Характер воздействия, его технологичность определяются той системой операций целенаправленного воздействия, которая основывается на социальном и социологическом знании объекта — это первый уровень технологического воздействия.

Второй уровень технологического воздействия предопределяется тем, что данный социальный объект находится в неразрывной связи с другими социальными объектами, более того — является частью социальной системы, органически интегрирован в социальное целое. И любое изменение этого социального объекта с неизбежностью влечет за собой цепочку изменений других объектов. В подобном социальном сценарии социальная технология должна учитывать все возможные изменения.

В соответствии с вышесказанным есть смысл различать базовые и частные социальные технологии.

Базовые технологии. Смысл базовых технологий состоит в гармонизации индивидуального, личностного и общественного; выдвижении таких целей социальных технологий, которые гуманистичны по своей природе; развитии творческих способностей и активности социального субъекта.

Частные технологии. Это социальное конструирование, практически-предметное урегулирование отношений и операций, оптимизация социального взаимодействия на разных уровнях.

Таким образом, социальные технологии олицетворяют собой разные ипостаси социальной самоорганизации [4, c. 39].

На сегодняшний день имеются две основные точки зрения на сущность социальных технологий.

Первая точка зрения состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направления социальной практики. В число инноваций, согласно данной точке зрения, входят социальные исследования, разработка исследовательских программ, выработка моделей, социальный эксперимент, создание новых методик, технологии выработки критериев оценки эффективности. Инновации включают в себя специальные средства, позволяющие сделать их реальностью. Реализация социальной технологии — это: анализ социальной реальности, социального объекта; разработка социальной технологии изменения объекта; распространение (внедрение) социальной технологии; исследование развития объекта технологического воздействия; оценка полученных результатов в ходе воздействия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Необходимость применения социальных технологий обусловлена тем, что практическому действию всегда предшествует какая-либо модель, макет, проект этого действия, т.е. возможный вариант его реализации. Социальная технология рационализирует последовательность возможных практических действий, упорядочивает их. Суть социальной технологии — не в том, что делать, а в том, в какой последовательности. Наконец, согласно данной точке зрения, суть социальных технологий состоит также в том, что необходимо проектировать и прогнозировать не только сами практические действия, но и их возможные последствия. Таким образом, согласно данной точке зрения социальные технологии необходимы как инструмент для внедрения социальных инноваций в различные направления социальной практики.

Вторая точка зрения состоит в том, что существование социальных технологий связано с самой социальной действительностью (реальностью). Дело в том, что социальные технологии обусловливают протекание социальных процессов, ведь если рассматривать социальные технологии как последовательность операций, то они и есть социальный процесс. Однако отождествление этих понятий было бы неправильным. Суть социальной технологии, согласно данной точке зрения в том, чтобы, учитывая все объективные и субъективные условия, спроектировать оптимальное развитие социального процесса. Для этого процесс анализируется с точки зрения его вида, типа, характерных особенностей, внутреннего механизма, сопутствующих условий, интенсивности, направленности [4, c. 51].

Таким образом, социальная технология представляет собой инструмент, посредством которого достигается определенное воздействие на рассматриваемый объект, процесс в определенных условиях. Социально-защитные технологии, по своей сути, являются аналогичными инструментами, только назначение их заключается в том, чтобы обеспечить такой уровень существования рассматриваемого субъекта, чтобы ничто не угрожало его физиологическому, психически-эмоциональному, душевному состояниям. Социальные технологии подобного рода включают в себя определенные элементы, которыми руководствуются при работе с субъектом [5, c. 67].

Каким образом укладываются рассмотренные нами социально-защитные технологии с культурой, социально-культурной деятельностью? Что представляет собой деятельность данного характера?

Данная деятельность представляет собой исторически обусловленный, педагогически направленный и социально востребованный процесс преобразования культуры, культурных ценностей в объект взаимодействия личности и социальных групп в интересах развития каждого члена общества. Данное определение отражает процессы трансформации духовных ценностей и потребностей общества как социально-культурной системы, новый более высокий уровень педагогического осмысления огромного технологического опыта, накопленного в социально-культурной сфере, определяет ее теорию и практику в виде самостоятельного педагогического направления [1, c. 36].

Данная концепция основывается на системе принципов; основными из которых являются принципы: всеобщего массового культуротворчества, гуманизма, диалектического единства и преемственности, социальной значимости, инвариантности и многомерности, содержательности и репродуктивности, законности, равноправия, системного подхода, сотрудничества, самореализации, самопознания и самодеятельности, мультиконтактности, оценивания и критичности.

Учитывая, что социально-защитные технологии ориентированы на работу с субъектами, которые активно включены в пространство культуры, то данные технологии должны быть культуроориентировны, субъектноориентировано и т.д [1, c. 49].

В процессе жизни нередко возникают ситуации требующие использования определенных технологий. Учитывая, что работа будет проводится с субъектами, реально функционирующими в пространстве, то эти технологии должны обеспечить, помимо достижения определенных целей, также и гармоничное, ресурсосберегающее существование этих самых субъектов. Социально-защитные технологии в данном случае активно могут быть применены в этом качестве. Сфера применения данных технологий -культура в виду того, что субъект — это психосоциальное существо (природная и биологическая составляющие также учитываются), определенный итог истории, культуры народа (государства), и именно с такими его характеристиками и работают выше озвученные технологии.

Глава 2. Составляющие элементы социально-защитных технологий в культуре

В литературе выделяются следующие составляющие элементы социально-защитных технологий: арттерапия,  иппотерапия,  фототерапия,  гарденотерапия, лекотерапия,  сказкотерапия,  библиотерапия. Кратко постараемся описать эти элементы.

Арттерапия. Связана с визуальным  искусством и  подразумевает возможность    актуализации  психических   резервных  возможностей, формирование  на их  основе адекватного  поведения  за  счёт творческой изобразительной деятельности.

Арттерапия — это не столько лечение, сколько развитие креативности, развитие и гармонизация личности, помогающие при решении любых проблем. Это естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество, активно развивающийся как комплекс психотерапевтических методик с 1940-х гг. Направления арттерапии (арт психология) соответствуют видам искусств, а разнообразие техник практически неограниченно.

Арттерапия не имеет ограничений и противопоказаний, всегда ресурсна и используется практически во всех направлениях психотерапии, в педагогике, в социальной работе и бизнесе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Любой человек способен выразить себя, свои чувства и свое состояние мелодией, звуком, движением, рисунком. Случается так, что для некоторых людей — это единственный способ дать миру знать о себе, заявить о себе как о творческой личности. Предоставить такую возможность всем нуждающимся — задача арттерапии [3, c. 42].

Сказкотерапия. Сказкотерапия — направление, которое использует сказку, как архетипическую метафору в целях: психодиагностики (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы), психокоррекции (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений), психотерапии и психологического консультирования (исцеление с помощью сказки).

Сказкотерапия — это процесс:

  • поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений;
  • образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни;
  • переноса сказочных смыслов в реальность;
  • активизации ресурсов, потенциала личности;
  • экологического образования и воспитания ребенка;
  • улучшения внутренней природы и мира вокруг.

Это еще и терапия средой, сказочной обстановкой, в которой могут появиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта, а главное, в ней появляется чувство защищенности. В коррекционной работе сказки выполняют следующие функции:

  • Функция зеркала. Содержание сказки становится тем зеркалом, которое отражает внутренний мир человека, облегчая тем самым идентификацию с ним;
  • Функция модели: сказки отражают различные конфликтные ситуации и предлагают возможные способы их решения или указывают на последствия отдельных попыток решения конфликтов, таким образом, они помогают учиться при помощи модели;
  • Функция хранения опыта: после окончания психокоррекционной работы, сказки продолжают действовать в повседневной жизни человека.
  • Функция возвращения на более ранние этапы индивидуального развития. Сказка помогает вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазии, образного мышления [2, c. 79].

Фототерапия. В 1970 г. в США и Канаде психотерапевты начали использовать фотографию в качестве инструмента психологического консультирования. Ее разноплановые возможности и потенциальная доступность для многих клиентских групп сделала ее ценным инструментом работы  психологов и психотерапевтов.  Используя видео клиент может увидеть, понять и скорректировать, свои «болевые точки», эмоции, связанные с ними, проанализировать свою мимику, скорость речи, изменение высоты голоса, жесты, движения т.е. все свое невербальное поведение, а ведь, как известно, окружающие 80% информации о нас получают через невербальное поведение, конечно, видео дает нам возможность и услышать, что мы говорим и насколько это соответствует тому, как мы это делаем.

Видео и фото — это  документальный, объективный материал. В спорте, танцах они используется очень широко, в психологической же работе, к сожалению, достаточно редко.

Фото и  видео остается как объективный документ того, что было и возможность вернуться к этому столько раз, сколько необходимо для психологической работы [3, c. 62].

Иппотерапия. Лечебная верховая езда признана одним из ведущих методов реабилитации и по своей сути является формой лечебной физкультуры, когда человек проделывает специальные упражнения на движущейся лошади. Всадник, даже имеющий выраженное нарушение осанки, усаживаясь на лошадь, становиться обладателем прямой спины.  К тому же трехмерное движение спины идущей шагом лошади соответствует движениям человека при ходьбе. У всадника появляется возможность нормального прямохождения. После трех месяцев регулярных занятий тело человека запоминает правильные стереотипы осанки и ходьбы [5, c. 102].

Целями иппотерапии являются:

  • Выражение эмоций и чувств, связанных с переживаниями от общения с лошадью и другими животными, природой;
  • Активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • Подтверждение своей индивидуальности, неповторимости и значимости.

Иппотерапия имеет благотворное влияние с точки зрения общеукрепляющего, психологического, эстетического, воспитательного эффекта. Верховая езда способствует активизации двигательной и дыхательной функций, кровообращения. Необходимым условием занятий является активное и сознательное участие больного в реабилитационном процессе, а также сочетание педагогических, психологических, социально-культурных и медицинских технологий. Иппотерапия способствует активизации познавательной сферы субъекта данной терапии: концентрируется внимание, развивается слухо-зрительно-моторная координация, повышается способность к обучению, усвоению новых навыков и сведений. В ситуации групповой езды к вышеперечисленным факторам присоединяется получение опыта нахождения в группе, подчинения групповым правилам, нахождения своей социальной роли, построения соответствующей модели поведения.

В наш век неврозов большую роль играет дефицит положительных эмоций. Непосредственное общение человека с лошадью (особенно если этот человек — ребенок с ограниченными возможностями) в значительной степени восполняет этот дефицит. Люди становятся более общительными, проходит депрессия [2, c. 85].

Гарденотерапия.  Это особое направление психосоциальной, трудовой, профессиональной реабилитации при помощи приобщения к работе с растениями. Эта деятельность напрямую связана с положительным терапевтическим воздействием энергетики земли, растений. Особое эмоциональное настроение, связанное с выполнением необходимой работы, психически балансирует и успокаивает. Этот вид деятельности имеет ярко выраженную психотерапевтическую направленность, что позволяет использовать его при коррекции поведенческих и эмоциональных расстройств, для улучшения психоэмоционального состояния (работа в зимнем саду, на приусадебном участке, изготовление поделок в студии флористики и фитодизайна).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основные коррекционные задачи:

  • Формирование адекватной самооценки детей и подростков с ограниченными возможностями;
  • Предупреждение невротических и неврозоподобных расстройств, психического инфантилизма;
  • Коррекция психоэмоциональной и волевой сферы;
  • Развитие элементарных трудовых и профессиональных навыков;
  • Развитие познавательной и творческой активности;
  • Овладение систематизированными знаниями об окружающей жизни;
  • Формирование гуманного отношения к природе [3, c. 75].

Лекотерапия. Метод    социально-культурной     и       психологической реабилитации детей с помощью игрушек. Реабилитационная направленность заключается в развитии психических сенсорных функций, направленности эмоций, снятии зажимов, расширении спектра общения, повышении социальной активности, интеллекта, ориентации в пространстве, профориентации, апробировании социальных  ролей. Наиболее удачным видом лекотерапии является куклотерапия. Её образность, наглядность и материальность позволяет ребенку глубже вживаться в игровую ситуацию, врезаются ему в память на всю жизнь вместе с приобретенным во время игры опытом [2, c. 97].

Библиотерапия. Этот вид терапии является весьма привлекательным вариантом терапии, потому что достаточно просто и эффективно помогает людям, стоящим перед трудностями, находить правильные решения. Использование специально подобранных книг позволяет оказывать существенное воздействие на эмоциональное состояние людей при минимально затраченных средствах.

Изменив язык выражения — меняем состояние, изменив метафору – меняем представление о мире.

Главный герой — это всегда автор, и страдания отступают после их выражения.

Библиотерапия — это одна из форм психотерапии, направленная на улучшение состояния клиента, способствующая его духовному росту. Она довольно сильно и длительно воздействует на человека. Терапевтический эффект достигается не просто за счет узнавания в тексте своей травмирующей ситуации и типа эмоционального реагирования, но и за счет формирования у читателя активной самостоятельной  жизненной позиции, которая помогает справляться с проблемами в будущем. Иными словами, за счет возможности стать психотерапевтом для самого себя. Таким образом, выбор книг становится делом весьма ответственным и сугубо индивидуальным. Книги, выбранные библиотерапевтом, должны быть качественными во всех отношениях. Вместе с тем можно изменить состояние клиента, сделав его писателем или поэтом [3, c. 86].

Требования к библиотечному занятию:

  • Непосредственная связь художественного произведения с жизненным опытом читающего и жизнью окружающего мира;
  • Эмоциональность занятия, вызванная содержанием книги;
  • Осмысление прочитанного, пересказ для развития связной, выразительной, образной речи;
  • Словесное рисование, инсценировка литературного произведения, ролевая игра [3, c. 91].

Данные элементы являются составляющими социально-защитных технологий. Нередко в качестве одного из элементов отдельно выделяют культуротерапию, но нередко это понятие включает в себя все те элементы, которые были нами рассмотрены во втором вопросе. Назначение культуротерапии — это организация досуга, повседневного быта и жизни человека, посредством вовлечения в деятельность различного рода. И арттерапия, иппотерапия и т.д. — могут послужить определенным инструментом в реализации  поставленной цели. В чем заключается социально-защитный характер данных элементов? Социальный, прежде всего, в том, что работа осуществляется с живыми субъектами, включенными в социальное пространство. Защитный характер проявляется в том, что данные элементы направлены на сбережение ресурсов субъекта, их развитие и реализацию в позитивных для субъекта формах и способах.

Заключение

Социально-защитные технологии позволяют тщательно разработать последовательность этапов воздействия на рассматриваемый субъект для достижения определенной цели, которая ставится как самим субъектом, так и той системой, в которую он включен.

Необходимость использования подобных технологий актуализируется, прежде всего, усложнением социального пространства, интенсификацией жизни отдельно взятого человека, ускорением социального времени. Данные технологии позволяют включить субъекта в культурную среду, обогатить и стабилизировать его психически-эмоциональное состояние, обеспечить сбережение его ресурсов при включении в деятельность.

Рассмотренные элементы позволили оценить, каким образом обеспечивается воздействие на субъект, его включение в культурное пространство.

Культуротерапия выделяется как отдельный вид социально-защитных технологий, так и как совокупный — включающий в себя все те элементы социально-защитных технологий, которые были представлены выше. Этот подход подчеркивает глубину, многоплановость культуротерапии, которая обусловлена, прежде всего, содержанием, историей, структурой такого понятия  как «культура».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Социально-защитные технологии выделяются также в образовании, спорте, педагогике и других сферах деятельности человека, но эти сферы в определенной степени являются составляющими такой системы как «культура». Чем могут отличаться эти технологии? Прежде всего, конкретными целями, которые ставятся данными технологиями. Социально-защитные технологии в культуре ставят в качестве своей задачи — обеспечить гармоничное существование субъекта в пространстве его жизнедеятельности.

Список использованных источнков

1. XXI век: духовно-нравственное и социальное здоровье человека/ Сборники тезисов докладов межд. научно-практ. конф. М.: МГУКИ, 2005. — 220 с.
2. Актуальные проблемы современного детства: сборник научных трудов НИИ детства/Ред. Е.М. Рыбинский. — М.: Наука, 2005. — 256 с.
3. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. /М.Е. Бурно. — М.: Академический проект, 2005. — 245 с.
4. Красильников Ю.Д. Методика социально-культурного проектирования: Учебное пособие. /Ю.Д. Красильников. — М.: МГИК, 2007. — 267 с.
5. Технологии социальной реабилитации детей-инвалидов: социально-культурные аспекты. — М: Институт социальной работы, 2006. — 192 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1392

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке