Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Теоретические основы правовой психологии»

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами — социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование — упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам.

Содержание

Введение
Глава 1. Правовая психология как раздел юридической психологии
1.1. Принципы правовой психологии
1.2. Задачи правовой психологии
Глава 2. Сущность теоретических подходов в юридической психологии
2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии
2.2. Системный подход в юридической психологии
2.3. Другие теоретические подходы в юридической психологии
Заключение
Список использованных источников

Введение

Жизнедеятельность человека в обществе регулируется социально-нормативными механизмами — социальными нормами и социальным контролем. В этом механизме центральное место занимает право, правовое регулирование — упорядочение общественных отношений путем обязательного подчинения поведения субъектов этих отношений государственно-санкционированным нормам.

Отражение в сознании людей правозначимых сторон действительности и психическая регуляция человеком своего правозначимого поведения называется правовой психологией.

Правовой психологией называется и раздел юридической психологии, который изучает психологические аспекты правопонимания, правотворчества, формирования индивидуального, группового и общественного правового сознания, правовой социализации личности и ее правосоотнесенного поведения.
Право, правовое регулирование — основная форма социального регулирования.

Социальное регулирование обеспечивает упорядоченность жизнедеятельности общества, его поступательное развитие. Оно связано с принятой в данном обществе системой ценностей, определяется уровнем общественного сознания.

Уже в первоначальной форме человеческого общественного строя — в первобытной общине — сформировалась система дозволений и строгих запретов.

Первоначально социальные требования соотносились с конкретными ситуациями, но затем становились все более обобщенными.
Право возникло из необходимости предоставления свободному человеку определенных дозволений и наряду с этим упорядочения и ограничения индивидуальной активности интересами социума. Возникла и развивалась социально-регулятивная культура человечества, которая и является основным признаком цивилизации.

Право стало фактором гармонизации личных интересов людей с общественной необходимостью. В сфере права психология личности взаимодействует с общесоциальными и групповыми ценностями, социальными ожиданиями и установками. Юридические нормы транслируют человеку модель должного поведения в сложных противоречивых конфликтных жизненных ситуациях.

Современное понимание права — понимание его как основного средства реализации социальной целесообразности и справедливости. Справедливо — социально должное. Этот общечеловеческий эталон социально должного и лежит в основе права, является его сущностью.

Возникновение права как всеобщей меры социально допустимого и социально целесообразного поведения ознаменовало возникновение эры цивилизованных отношений между людьми. И в наши дни право, система правоприменения являются показателями уровня социального развития общества.

Всё вышеизложенное, а также совершенствование знаний в области правовой психологии, обуславливает актуальность темы курсовой работы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Юридическая психология, как наука изучает психические закономерности психологических знаний, которые применяются в области правового регулирования и юридической деятельности. В своей деятельности юридическая психология ставит следующие задачи: осуществлять научный синтез знаний психологического и юридического плана; раскрывать в достаточной мере психолого-юридическую сущность базовых правовых категорий; обеспечивать достаточно четкое понимание юристами объекта своей профессиональной деятельности — поведения человека; раскрывать деятельность различных субъектов правоотношений, их психических состояний в многочисленных ситуациях правопременения и правоохранения; а также выработку рекомендаций, направленных на усовершенствование правового регулирования жизни общества. Здесь следует заметить, что все указанные задачи решаются с помощью применения некоторых теоретических подходов.

Объектом исследования данной работы являются теоретические основы правовой психологии. Предмет исследования работы — основные виды теоретических подходов в современной юридической психологии.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды российских авторов, рассматривающих теоретические и практические аспекты правовой психологии с современной точки зрения.

Работа состоит из введения, теоретической части и заключения, включает список использованной литературы.

Глава 1. Правовая психология как раздел юридической психологии

Правовая психология — представляет собой раздел юридической психологии, в котором изучаются психологические механизмы действия права.

В юриспруденции под понятием «правовая психология» (в отличие от правовой идеологии) понимается совокупность чувств, привычек, настроений, стереотипов поведения, в которых выражается эмоционально-психологическое отношение социальных групп, коллективов, отдельных граждан к праву в целом и отдельным его нормам, правопорядку, к юридическим учреждениям и основам их деятельности.

В качестве раздела юридической психологии правовая психология на данный момент ставит перед собой следующие проблемы:

— Психологические механизмы правового регулирования, правотворчества и правоисполнения;

— Развитие правосознания (в том числе и профессионального);

— Закономерности и механизмы правовой социализации личности;

— Общественное мнение о праве и правосудии, преступности и деятельности правоохранительных органов.

1.1. Принципы правовой психологии

В основе системы научного знания, как известно, лежат определенные принципы, т.е. основные положения, позиции, которые определяют методические подходы к проведению исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Правовая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. В качестве основных принципов юридической психологии следует выделить следующие.

Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений. Данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или протиправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты играют вспомогательную роль. При оценке личности индивида в процессе следствия и судебного разбирательства важно избежать субъективизма и необоснованности заключений.

Принцип детерминизма (причинной обусловленности) в области правовых отношений. Этот принцип побуждает нас не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, факторы, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом природных психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде (семья, социальные взаимосвязи, школа, социально-экономические проблемы и т.д.).

Принцип детерминизма позволяет не только искать факторы, обусловившие протиправное поведение человека, но и прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, его готовности к ресоциализации и социальной реабилитации.

Принцип единства сознания и деятельности. Становление этого принципа в отечественной психологии (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов) связано с пониманием деятельности как ведущего фактора формирования личности. Именно включенность личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека.

Принцип развития. Из этого принципа следует, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект (Л.С. Выготский) как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе может обусловить развитие агрессивности у подростка.

Принцип личностного подхода. Юридическая психология имеет своим объектом прежде всего личность как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, т.е. лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому важно исследовать, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.

Принцип системности. Внедрение в психологию этого принципа (П.К. Анохин, Б.Ф. Ломов) привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования – системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, т.е. адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения мы должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.

Правовая психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства (В.В. Романов). Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности (ст.ст. 3, 8, 21, 24, 55, 62 Конституции Украины).

Принцип законности означает, что в процессе расследования и рассмотрения дела в суде необходимо соблюдать определенные нормы, установленные государством и закрепленные в соответствующих статьях Конституции, в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном кодексах.

Принцип равенства граждан перед законом отражает традиции демократизма гражданского общества, необходимость объективного подхода к анализу деятельности субъекта независимо от его общественного и имущественного положения.

Принцип презумпции невиновности означает недопустимость предубежденного и необъективного подхода к расследованию дела, поспешного и субъективного подхода к принятию обвинительного заключения. Поэтому каждый обвиняемый имеет право на защиту. Установка следователя на виновность подозреваемых, целенаправленный в сторону обвинения подход и предвзятая трактовка фактов является одним из признаков профессиональной деформации юриста.

Принцип справедливости   требует, чтобы при расследовании и разбирательстве дела участники судопроизводства опирались только на объективные доказательства и факты, исходя из правовых норм, а также определяли меру наказания в соответствии с характером совершенного деяния. Нарушение этого принципа приводит к грубым ошибкам следствия и решения суда.

Принцип гуманности- требует уважения к личности в процессе судебно-психологических расследований, соблюдения норм этики, недопустимости попрания человеческого достоинства субъекта. В этой связи существуют определенные ограничения в применении отдельных методов и рекомендаций. Так, недопустимо применение аппаратурных методик, вызывающих болевые ощущения и эмоциональный стресс, методов силовых и физических воздействий, психологического давления, внушения (суггестии), гипноза, запугивания подследственных с целью получения желаемых показаний. Недопустимо проведение экспериментов, унижающих достоинство человека или наносящих вред его психическому и физическому здоровью. При допросе недопустима постановка наводящих или подсказывающих вопросов, так как они содержат элементы внушения.

Таким образом, применение различных методов воздействия на личность в условиях следствия и разбирательства в суде должно, с одной стороны, основываться на знании законов общей психологии и психологии личности, а с другой – осуществляться в рамках определенных правовых норм.

1.2. Задачи правовой психологии

Задачи, которые призвана решать правовая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам правовой психологии можно отнести следующие:

– изучение психологических механизмов противоправного поведения; факторов, способствующих формированию преступной мотивации и целенаправленности; способов их профилактики;

– разработка психологических методов определения свойств и состояний личности, а также изучение их влияния на поведение личности в криминогенной ситуации, что необходимо для понимания «человеческого фактора» в системе правовых отношений и принятия справедливых судебных решений, касающихся прав и интересов людей;

– изучение (совместно с криминологами и патопсихологами) таких факторов правонарушений, как состяние «вменяемости» – «невменяемости», патологических черт характера, личностной незрелости (инфантилизма), внушаемости, низкой социальной адаптации, соответствия умственного развития возрасту субъектов правонарушений и т.п.;

– изучение возрастной динамики противоправного поведения и факторов, опосредующих преступность среди несовершеннолетних;

– изучение психологических механизмов роста преступности в условиях социально-экономических и политических преобразований в обществе;

– разработка эффективных методов организации исправительно-трудовой деятельности осужденных и прогнозирования их готовности к ресоциализации;

– разработка рациональных методов взаимодействия с потерпевшими и свидетелями с целью получения объективных показаний по делу;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

– изучение психологической структуры профессиональной деятельности работников правоохранительной системы (следователей, адвокатов, судей, прокуроров), осуществление профессиографии и психографии их деятельности;

– психологическое обучение сотрудников правоохранительной системы с целью формирования профессионально важных свойств личности, в частности способностей психологического анализа субъектов противоправного поведения, индивидуальных и групповых преступлений;

– обеспечение участия специалистов в проведении судебно-психологической экспертизы в процессе расследования и рассмотрения уголовных дел, а также иных видов правонарушений;

– обеспечение психологической службы в правоохранительной системе с целью оказания консультативной и практической помощи должностным лицам в этой системе при осуществлении их процессуальных действий (проведения следственного эксперимента, обыска, допроса, опознания) с соблюдением предусмотренных законом свобод и прав личности граждан;

– разработка психодиагностических методов профотбора и лонгитюдного контроля деятельности должностных лиц системы правоохранения, формирования адекватной мотивации и профилактики профессиональной деформации;

– организация работы с населением с целью психологического просвещения и проведения профилактики правонарушений среди различных групп граждан.

Решая эти задачи, юридическая психология содействует совершенствованию правоохранительной и правоприменительной деятельности, оказывает существенную помощь юристам различных специальностей в решении их профессиональных задач.

Глава 2. Сущность теоретических подходов в юридической психологии

В основе системы любого научного знания, в том числе и юридической психологии, лежат определенные принципы, то есть основные положения, которые определяют методические и теоретические подходы к проведению различных исследований, объяснению наблюдаемых феноменов, обработке и трактовке результатов и т.п. Юридическая психология опирается на принципы, установленные в общей психологии, трактуя их применительно к своей области знания. Так, основными принципами, определяющими сущность теоретических подходов в юридической психологии, являются следующие.

Принцип объективности при исследовании психики в условиях правовых взаимоотношений — данный принцип требует, чтобы при изучении поведения людей в условиях законопослушного или противоправного поведения следователь и суд руководствовались объективными показателями проявления психических процессов, состояний и поступков человека. Поэтому первостепенную роль в установлении истины играют методы объективного наблюдения, лабораторного и натурного экспериментов, сбора и анализа фактов, вещественных доказательств, экспертных оценок и т.п., тогда как субъективные и проективные тесты здесь играют только вспомогательную роль.[ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. — М., 2005. — с.54]

Второй принцип — принцип детерминизма в области правовых отношений побуждает не только фиксировать определенное явление (поступок), но и обнаруживать причины, обусловившие его возникновение. Различные формы асоциального поведения могут быть детерминированы комплексом психофизиологических, индивидуально-психологических свойств личности, а также объективных условий ее формирования в определенной социальной среде. Принцип детерминизма позволяет искать факторы, обусловившие противоправное поведение человека, а также прогнозировать его дальнейшее развитие в зависимости от методов воздействия на него в процессе следствия, отбытия наказания, готовности к ресоциализации и реабилитации.

Что касается следующего принципа — принципа единства сознания и деятельности, то его становление в отечественной психологии связано с пониманием деятельности, как ведущего фактора формирования личности в обществе. Именно включенность конкретной личности в определенные виды деятельности (продуктивной, социально-позитивной или асоциальной) обусловливает становление определенного типа поведения и формирования законопослушного или противоправного сознания человека в обществе.

Принцип развития гласит о том, что личность на всем протяжении своего жизненного пути подвергается влиянию окружающей среды, конкретных условий общения и взаимодействия с людьми, благодаря чему субъект усваивает определенную информацию и приобретает новые свойства и качества. Так, личность не остается неизменной, а в зависимости от складывающихся обстоятельств может изменяться как в лучшую, так и в худшую сторону. Следовательно, юристу важно понимать, под влиянием каких объективных и субъективных факторов сознание правопослушного подростка деформировалось и превратилось в стимул противоправного поведения. Данный принцип развития утверждает также, что всякое воспитательное воздействие на человека, особенно на ребенка, производит определенный развивающий эффект как положительного, так и отрицательного порядка. Так, неблагоприятный психологический климат в семье или учебной группе (школа, училище, институт) может обусловить развитие агрессивности у подростка.[ Общая психология: учебник / под ред. В.В. Богословского.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — с. 12]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Следующий принцип юридической психологии — принцип личностного подхода подразумевает под собой то, что юридическая психология имеет своим объектом, прежде всего личность, как субъекта правопослушной или антиправовой деятельности, то есть это лицо, выражающее определенное отношение к нормам права. Поэтому здесь юристу важно исследовать то, как объективные факторы внешней социальной и природной среды воздействуют и преломляются через сознание конкретной определенной личности, обладающей определенными интеллектуальными и характерологическими особенностями, а также переживающей определенные психические состояния, опосредующие формирование асоциальных форм поведения.

Внедрение в психологию принципа системности привело исследователей к пониманию психики человека не как комплекса отдельных процессов и свойств, а как единого целостного образования — системы, в которой все когнитивные, коммуникативные и регулятивные функции взаимодействуют и взаимообусловливают друг друга. Согласно этому, деятельность человека понимается как целенаправленный, мотивированный и саморегулирующийся процесс. Одним из проявлений саморегуляции поведения является тот факт, что при всей изменчивости личность стремится к гомеостату, т.е. сохранению внутреннего равновесия своей структуры. Для юридической психологии это положение важно, чтобы объяснить наличие психической «нормы», нормального, то есть адаптированного к нормам права поведения. При изучении каких-либо актов поведения юридические работники должны учитывать всю систему свойств личности. При оценке конкретного противоправного действия человека необходимо изучить структуру его личности в целом, его мотивацию, целенаправленность, индивидуально-психологические свойства.[ Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 2005. — с. 35]

Итак, юридическая психология как наука, интегрирующая в себя психологические и юридические знания, наряду с общепсихологическими принципами должна соблюдать и основополагающие принципы, лежащие в основе правовой науки и действующего законодательства. Эти принципы хорошо известны специалистам в области юриспруденции, так как они законодательно введены в область права: это соблюдение законности, равенства граждан перед законом, презумпции невиновности, справедливости, гуманности.

Таким образом, вышеуказанные принципы определяют сущность применения определенных теоретических подходов в юридической психологии. Такими подходами, прежде всего являются — личностный подход, системный подход, различные психологические подходы (иллюстративный, комментаторский, объяснительный, феноменологический), исторический подход и т.п.

2.1. Личностный и деятельностный подходы в психологии

Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность, поскольку именно к ней адресована вся система правовых норм. Это позволяет построить структуру личности и выделить такие ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей и т.д.[ Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник. / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Просвещение, 2004. — с. 128]

Личностный подход в юридической психологии реализует формулу «человек есть мера всех вещей», в том числе и правовых. Личность- ведь это не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий само право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальных групп во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, ибо такова гуманистическая природа всей отрасли права.

Следует отметить, что подлинно личностный подход с позиций справедливости в идеале требует изучения достаточно большого объема свойств личности, в частности обвиняемого, и включает в себя исследование его внутреннего мира: потребностей, побуждений, лежащих в основе поступков (мотивов поведения), общей структуры и отдельных черт характера, эмоционально-волевой сферы, способностей, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности (восприятия, мышления, памяти и других познавательных процессов). Разумеется, в рамках уголовного процесса могут и должны изучаться не все психологические особенности обвиняемого, но только имеющие значение для уголовного дела. В большинстве же случаев бывает необходимо и достаточно исследовать те свойства личности обвиняемого, которые:

а) указывают на закономерность или случайность принятия и реализации решения о преступлении;

б) влияют на способность управлять поведением в конкретной ситуации;

в) значимы для прогноза опасности рецидива и определения программы коррекционного воздействия.[ Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник./ В.Л. Васильев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — с.89]

Одна из важных задач юридической психологии — выделение внутренних личностных предпосылок, которые во взаимодействии с определенными внешними факторами могут создать для данной личности криминогенную ситуацию, то есть выделение криминогенных личностных качеств и предпосылок. В этой связи особую ценность в психологии приобретает еще один теоретический подход — это подход теории деятельности. Принцип деятельностного подхода в самой краткой формулировке состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней. Любая деятельность включает цель, условия, в которых она дана, способы и средства ее достижения, мотив, ради которого человек стремится к достижению определенной цели и который сам выступает в качестве отдаленной цели, и, наконец, результат деятельности. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. — М., 2004. — с. 67

Многие теоретики — психологи полагают, что истинный предмет юридической психологии составляют психические закономерности деятельности и личности человека в области правовых отношений. Это определение связано с попыткой объединить в рамках юридической психологии два доминирующих еще в советской психологии теоретических подхода: «деятельностный», разработанный московской школой психологии, и «личностный», утвержденный ленинградской школой психологии. Однако к середине 80-х годов ХХ века на первый план стал выходить, так называемый «системный» подход, культивируемый в академической психологической науке. Системный подход в юридической психологии стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

2.2. Системный подход в юридической психологии

Системный подход, возрастание роли системного знания были определены как новыми потребностями развития научного знания, так и практическими потребностями более широкого плана. Накопление и углубление научного знания, его дифференциация и интеграция ведут к более глубокому пониманию исследуемых явлений. Сущность системного подхода в изучении объективной реальности заключается в том, что объекты познания рассматриваются как целостные образования. Системный подход исходит из того положения, что специфика системы (греч. systema — целое, составленное из частей, объединение) не сводится к особенностям составляющих его элементов, а коренится, прежде всего в характере связей и отношений между ними.[ Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник / М.И. Еникеев. — М.: Издат-во Норма — М, 2006. — с.83]

Целостность является результатом интеграции частей целого, это понятие отражает процесс и механизм объединения частей, приобретения комплекса интегральных совокупных качеств. Любая система может рассматриваться как часть другой более крупной системы, системного комплекса.

Системный комплекс — это целостное составное явление, когда сама система состоит из нескольких самостоятельных, но взаимосвязанных систем. Так, личность можно рассматривать как систему, и как системный комплекс, в который входят такие системы — память, мышление, характер. Системный комплекс может быть представлен: личность руководителя — коллектив учреждения; потерпевший — группа правонарушителей — свидетели.

В системе предметом изучения оказываются ее структура, законы соединения частей в целое, ее внутренние механизмы и интегральные закономерности. В системном комплексе действуют иерархические связи, взаимодействия и отношения двух или нескольких систем. Целостность комплекса — это уже не органическая целостность, а только единство взаимодействующих систем (например, водителя и автомобиля; личности и целой группы).[ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. — М., 2005. — с. 74]

Принцип иерархии систем в системном комплексе является весьма продуктивным для юридической психологии. Системный подход позволяет представить юридическую психологию как систему, входящую в системы более высокого ранга — в психологию и правоведение, или как системный комплекс, включающий системы криминальной, судебной психологии.

Система психических явлений — многоуровневая, которая строится иерархически, она включает в себя ряд подсистем, обладающих различными функциональными качествами. Так, можно выделить три основные неразрывно взаимосвязанные подсистемы: когнитивную, в которой реализуется функция познания; регулятивную, обеспечивающую регуляцию деятельности и поведения; и коммуникативную, формирующуюся и реализующуюся в процессе общения между людьми. В свою очередь каждая из этих указанных подсистем может быть расчленена далее на более мелкие подсистемы.[ Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. — М, 2005. — с. 89]

Системный подход требует рассмотрения явлений в их развитии. Целостность системы формируется и разрушается в ходе ее развития.

Объектом изучения юридической психологии является человек как субъект правоохранительной деятельности и участник определенных правоотношений. Задача юридической психологии заключается, прежде всего, в исследовании и выделении психологических закономерностей деятельности личности в области правового регулирования, а также разработке практических рекомендаций по повышению эффективности правоохранительной деятельности. Системный подход в юридической психологии позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение человека и социальных групп.

Существенной характеристикой системной детерминации является ее нелинейность: — во-первых, произошел отход от поиска единственной детерминанты (причины); — во-вторых, произошел отказ от понимания связи «причина-следствие» как непосредственной, близкой по времени проявления, признание кумулятивной причины, предполагающей накопление некоторой критической массы изменений (например, накопление отрицательных переживаний, вследствие которого может в дальнейшем наступить стресс или аффект); — и в-третьих, произошло нарушение прямых привычных соотношений между некоторыми параметрами, возникновение «извращенных» отношений (например, обратные эффекты сверхзначимой мотивации — дезорганизациия, дезадаптация, «сползание» на низшие уровни регуляции и т.д.).[ Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: уч. пособие / Ю.В. Чуфаровский. — М., 2004. — с. 84-85]

Общими задачами системных исследований в юридической психологии являются анализ и синтез систем, в процессе которого система выделяется из среды, определяются ее состав, структуры, функции, интегральные характеристики, а также системообразующие факторы и взаимосвязи со средой. В процессе синтеза создается модель реально существующей системы, повышается уровень абстрактного описания данной системы, определяется полнота ее состава и структур, базисы описания, закономерности динамики и поведения. Системный подход применяется к множествам объектов и их компонентам, а также к свойствам или интегральным характеристикам объектов.

Существуют следующие границы применения системного подхода:

1) системный подход не самоцель, плоды его четкие теоретические и экспериментальные выводы;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

2) системный подход применим только к тем объектам, которые обладают высокой степенью функциональной обособленности.

В настоящее время существует несколько типов системного подхода:

  1. Комплексный системный подход — когда изучается только состав системы, нет отношений между ее элементами, элементами и целым;
  2. Структурный системный подход — когда изучается состав системы, отношения между элементами, но нет отношения элементов и целого;
  3. Целостный системный подход — когда рассматриваются все отношения — и состав системы и все возможный отношения в данной системе.

Итак, системный подход в психологии — это применение системных методов для решения задач систематики, планирования и организации комплексного и систематического эксперимента в юриспруденции.

2.3. Другие теоретические подходы в юридической психологии

При раскрытии «психологической составляющей» в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы: Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник / П.П. Баранов. — М., 2005. — с. 93- 95

* Психолого-иллюстративный подход — наиболее древний и изначально единственный теоретический подход, характерен тем, что в канву чисто юридических рассуждений и анализов то и дело вкрапливаются психологические термины и объяснения. Нередко используются выражения типа «психологи утверждают», «как показали психологические исследования» и т.п., но при этом приводятся абсолютно ненаучные пояснения либо ссылки на публикацию отдельного автора, отнюдь не отражающего мнение юридической психологии как систематизированного и проверенного научного знания;

* Психолого-комментаторский подход — характерен, как и вышеуказанный, построением юридической логики рассуждений, но с основательным дополнением их психологическими пояснениями, более или менее отвечающими научной достоверности. К такому подходу склонны обычно юристы по образованию и образу мышления, но относительно подробно ознакомившиеся с основами общей психологии, однако эти пояснения нередко страдают неточностями, «психологической школярностью»: фрагментарностью, разорванностью, а также слабостями психологического мышления;

* Психолого-объяснительный подход — очень схож со вторым подходом, но психологический комментарий более компетентен. Такой подход реализуется обычно лицами с высокой психологической подготовленностью. Он имеет полное право на существование в юридической психологии, но имеет и недостатки. Обычно объяснения строятся на данных общей психологии, юридико-психологическую специфику не всегда удается выявить, а поэтому эвристические возможности этого подхода нередко ограничены;

* Психолого-феноменологический подход — это наиболее совершенный подход, позволяющий увидеть юридическую реальность глазами специалиста с эрудицией в области юридической психологии. Данный подход в психологии ориентирован на выявление именно психологических феноменов и достаточно точное объяснение с помощью их юридической реальности.

Допустим, проведение допроса процессуально связано с выполнением около пятидесяти операций, например, в начальной стадии допроса следует:

1) представиться,

2) объяснить гражданину цель вызова,

3) удостовериться в личности вызванного,

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

4) разъяснить вызванному его процессуальные права и обязанности,

5) использовать начальную стадию допроса для оценки личности допрашиваемого и т.д.

Используя два первых подхода, можно более или менее детально проиллюстрировать психологически каждую операцию, но можно поступить и иначе: рассмотреть допрос сквозь призму психологических феноменов его — психологического сценария допроса, психологически обоснованного плана, формирования благоприятного психического состояния допрашиваемого, установления психологического контакта, психологического изучения допрашиваемого, слежения за признаками его искренности и лживости, оценки занятой психологической позиции и избранной линии поведения. Такой подход позволяет лучше понять психологическое своеобразие изучаемого юридического явления и вскрыть оригинальные, психологически специфичные и ранее не используемые резервы улучшения дела.[ Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник. — М., 2005. — с.75]

Существует в юридической психологии еще предметно-исторический подход, который представляет собой направление логического анализа, которое иногда называют логикой развития психологии, как науки, понимая под ней и свойства познания сами по себе, и их теоретическую реконструкцию.

В настоящее время существуют и другие теоретические подходы в юридической психологии, но только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Заключение

По результатам проведенных исследований темы — «Теоретические подходы в психологии» в заключении хотелось бы сказать следующее.

Одним из основных теоретических подходов в юридической психологии является личностный подход, потому как юридическая психология всегда имеет объектом исследования личность. Это позволяет построить структуру личности, выделить ее элементы, которые являются значимыми в криминогенных ситуациях, в различных сторонах правоохранительной деятельности, а также при разработке стратегии ресоциализации правонарушителей.

Особую ценность в психологии имеет деятельностный подход, сущность которого состоит в том, что сознание личности формируется в процессе и в результате деятельности и проявляется, и реализуется тоже в ней.

Системный подход в юридической психологии с недавнего времени стал основополагающим теоретическим подходом, который позволяет установить механизм детерминирующего влияния социальной среды на правомерное или противоправное поведение конкретного человека и определенных видов социальных групп. Так, в системе предметом непосредственного изучения оказываются ее структура, законы соединения отдельных частей в целое, ее внутренние механизмы и иные интегральные закономерности.

При раскрытии «психологической составляющей» в юридической психологии довольно часто реализуются и другие теоретические подходы: это психолого-иллюстративный подход, психолого-комментаторский подход, психолого-объяснительный подход, психолого-феноменологический подход, предметно-исторический подход и многие другие научные подходы.

Следует сказать, что только сочетание различных подходов, а соответственно и методов психологии позволяет достаточно глубоко анализировать взаимодействия, выявлять психологические закономерности процесса деятельности, структуры личности и системы правовых норм, давать точное описание этого взаимодействия с учетом всех участвующих элементов.

Мы выделили ряд особенностей правовой психологии, сопоставив ее с правовой идеологией как основным противостоящим ей элементом в структуре правового сознания. Правовую психологию и правовую идеологию нельзя характеризовать как уровни правового сознания и, тем более, давать применительно к ним такие оценки, как “более высокий уровень” или “более низкий уровень”. Мы согласны с утверждением В.Иванова о том, что общественная психология и идеология представляют собой не уровни общественного сознания, а своеобразные способы его проявления19.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Если правовая психология отражает в своих формах реальное, живое сознание людей, их непосредственную реакцию на те или иные события правовой действительности, то правовая идеология представляет собой продукт целенаправленной деятельности теоретиков-идеологов и выполняет роль инструмента или орудия защиты и обоснования интересов определенной социальной группы. Правовая идеология является внешне объективированной, институализированной формой правового сознания. Правовую психологию нельзя оторвать от реального сознания людей. Она, собственно, и есть это реальное сознание людей, отражающее правовые условия и отношения, сложившиеся на данный момент в обществе.

Список использованных источников

1. Баранов, П.П. Курбатов В.И. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / П.П. Баранов. — М.: Просвещение, 2005. — 456 с.
2. Васильев, В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов 5-е изд., перераб. и дополн./ В.Л. Васильев. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 656 с.
3. Гоноболин, Ф.Н. Психология: учебник для студентов высших учебных заведений / Ф.Н. Гоноболин. — М.: Просвещение, 2004. — 389 с.
4. Еникеев, М.И. Юридическая психология: учебник для вузов / М.И. Еникеев. — М.: Издательство Норма — М, 2006. — 512 с.
5. Казаков, В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология: учебник для студентов вузов / В.Г. Казаков. — М.: Высшая школа, 2005.- 414 с.
6. Общая психология: учебник для высших учебных заведений / под редакцией А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 1999. — 452 с.
7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии: учебник для студентов вузов / А.В. Петровский. — М.: ГАЛА, 2005. — 528с
8. Общая психология: учебник / под редакцией В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А. Степанова — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. — 524 с.
9. Платонов, К.К., Голубев Г.Г. Психология: учебник для высших учебных заведений / К.К. Платонов. — М.: Высшая школа, 2005. — 393 с.
10. Чуфаровский, Ю.В. Юридическая психология: учебное пособие для студентов / Ю.В. Чуфаровский. — М.: Право и Закон, 2004. — 320 с.
11. Шиханцов, Г.Г. Юридическая психология: учебник для высших учебных заведений / Г.Г. Шиханцов. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2007. — 611 с.
12 История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.
13 Алексеев С.С. Теория права. Харьков: Изд. БЕК, 1994,
14 Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1957.
15 Иванов В. Политическая психология. М., 1990. С. 27.
16 Чефранов В.А. Указ. соч
17 Грехнев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1985. С. 70.
18 Щегорцов В.А. Социология правосознания. М., 1981.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3332

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке