Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: проблемы, пути совершенствования»

В современных условиях развития, в России, как и во многих западных странах, все чаще поднимается вопрос о низкой эффективности применения наказаний, связанных с изоляцией от общества. Как считают многие ученые, данный вопрос необходимо решать путем расширения практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и различных видов досрочного освобождения осужденных, среди которых, особое место занимает институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика понятий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора 1.1 Законодательное и научное определение понятий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора

.2 Нормативно-правовое регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора

Глава 2. Осуществление контроля ОВД за лицами, освободившимися из мест лишения свободы Система контроля ОВД за лицами, освободившимися условно-досрочно от отбывания наказания 2.2 Порядок осуществления ОВД административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

Глава 3. Проблема законности и обоснованности установления правовых ограничений и обязанностей при осуществлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

В современных условиях развития, в России, как и во многих западных странах, все чаще поднимается вопрос о низкой эффективности применения наказаний, связанных с изоляцией от общества. Как считают многие ученые, данный вопрос необходимо решать путем расширения практики применения наказаний, альтернативных лишению свободы, и различных видов досрочного освобождения осужденных, среди которых, особое место занимает институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.

Несмотря на то, что условно-досрочно могут быть освобождены только осужденные, уверенно ставшие на путь исправления, данная категория лиц требует постоянного контроля со стороны уполномоченного специализированного органа, который, к сожалению, до настоящего времени не создан. В связи с этим указанная функция возложена на органы полиции.

Несовершенство нормативно-правового регулирования института условно-досрочного освобождения, отсутствие законодательной базы, а также ведомственных инструкций и положений, регулирующих порядок осуществления контроля за лицами, условно-досрочно освободившимися от отбывания наказания, проведения мероприятий, направленных на закрепление результатов их исправления, ресоциализацию и адаптацию этих лиц на свободе, не способствуют достижению целей уголовного наказания и, соответственно, отрицательно влияют на уровень рецидивной преступности среди рассматриваемой категории лиц.

Другой не менее важной правовой формой деятельности полиции, связанной с контролем лиц, освободившихся из мест лишения свободы, является административный надзор, который предполагает возможность применения мер принуждения, а также административных санкций в отношении поднадзорных объектов, организацию исполнения или контроль реализации этих санкций.

Институт административного надзора в отечественной правовой системе был возрожден федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», предоставивший сотрудникам исправительных учреждений и органов внутренних дел право установления в судебном порядке надзора за лицами, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, а также за лицами, в отношении которых установлен административный надзор, является основным и единственным средством эффективной реализации обоих институтов, препятствующим совершению новых преступлений как в период неотбытой части наказания, так и после отбытия наказания. Только надлежащее осуществление контроля способствует формированию у ранее судимых лиц позитивного, правомерного поведения.

Учитывая, что всесторонний анализ институтов контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания, и лицами, находящимися под административным надзором, не проводился, а также, что наличие теоретических, методологических, правовых и организационных проблем в данной области требует совершенствования норм, регламентирующих рассматриваемые правовые институты, тема, выбранная автором работы актуальна на сегодняшний день.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при осуществлении контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания или находящимися под административным надзором.

Предмет исследования составляют нормы федерального законодательства, ведомственные нормативно правовые акты МВД России, регламентирующие порядок и условия исполнения органами полиции постановлений суда об условно-досрочном освобождении, об установлении административного надзора, а также теоретические положения, содержащиеся в научной юридической литературе.

Цель исследования — раскрыть понятие административного надзора, лицами, освобожденными из мест лишения свободы: проблемы, пути совершенствования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть понятия условно-досрочного освобождения и административного надзора, выделить их особенности,

провести анализ осуществления контроля ОВД за лицами, освободившимися условно-досрочно или находящимися под административным надзором,

изучить меры ответственности за нарушения условий досрочного освобождения и ограничений административного надзора, выявить проблемы и пути совершенствования.

Теоретическую основу данной работы составляют Конституция РФ, федеральное законодательство и материалы из учебной и научной литературы.

Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы, как системный и функциональный подходы, а также анализ, синтез и сравнение. Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы.

Глава 1. Общая характеристика понятий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора

1.1Законодательное и научное определение понятий условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора

Как и освобождение от уголовной ответственности, освобождение от уголовного наказания является реализацией принципов гуманизма и справедливости, и влечет за собой определенные уголовно-правовые последствия. Основанием освобождения от наказания выступает утрата или существенное уменьшение общественной опасности деяния или лица, совершившего преступление, которое означает нецелесообразность или невозможность исполнения или назначения наказания. Нецелесообразность предполагает, что в отношении осужденного цели наказания достигнуты, и он не нуждается в полном отбывании срока наказания. Невозможность означает, что состояние здоровья осужденного препятствует дальнейшему отбыванию наказания. Потеря трудоспособности также может свидетельствовать о невозможности отбывания наказания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В уголовном праве более широко применяется условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. В научной литературе понятие условно-досрочного освобождения от отбывания наказания трактуют по-разному. Его связывают со средством поощрения осужденных, доказавших свое исправление, а также — со стимулом для примерного поведения осужденных во время отбывания наказания. Тем самым институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания представляет собой одну из форм прекращения отбывания наказания и является своеобразным актом правосудия и государственного поощрения. Некоторые ученые полагают, что условно-досрочное освобождение является способом отбывания наказания, то есть одной из стадий исполнения наказания, ввиду того что после освобождения от отбывания наказания, хоть и в более мягкой форме, к осужденному все же применяются карательные меры. Ю.М. Ткачевский считает, что условно-досрочное освобождение состоит в освобождении осужденного от последующего отбывания наказания при условии обязательного соблюдения им предписаний и требований, установленных законодательством и судом.

Законодатель дает более четкое определение условно-досрочному освобождению. Так, согласно ст.79 УК РФ, условно-досрочным освобождением от отбывания наказания является освобождение лица, отбывающего содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также полностью или частично возместило вред, причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда.

В соответствии с ч.2 ст.79 УК РФ суд имеет право возложить на осужденного исполнение обязанностей при удовлетворении представления или заявления об условно-досрочном освобождении, предусмотренных ч.4 ст.73 УК РФ, на период неотбытой части наказания. Уголовно-правовая норма об условно-досрочном освобождении также предусматривает осуществление контроля за данной категорией лиц специализированным уполномоченным органом, который защищает их права и свободы, контролирует поведение осужденных и выполнение ими своих обязанностей, предусмотренных законодательством и возложенных судом на протяжении указанного периода, а при их нарушении — обеспечивает привлечение осужденных к ответственности.

В соответствии с федеральным законом «О полиции», к обязанностям полиции относится осуществление контроля за процессом соблюдения лицами, освобожденными судом от дальнейшего отбывания, назначенного уголовного наказания в виде лишения свободы, предусмотренных для них обязанностей в виде требований, запретов и ограничений.

В отличие от условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, административный надзор устанавливается для лиц, полностью отбывших уголовное наказание. Если при условно-досрочном освобождении лицо, доказав свое исправление, освобождается от дальнейшего отбывания наказания, то административный надзор устанавливается в отношении наиболее криминогенной и рецидивоопасной категории лиц, освобожденных из мест лишения свободы.

Закон определил административный надзор как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением возложенных на него обязанностей. Административное ограничение есть временное ограничение прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы, установленное судом в соответствии с Законом об административном надзоре. Отсюда поднадзорным лицом является лицо, в отношении которого осуществляется административный надзор.

Основной целью административного надзора является предупреждение специального рецидива преступления, то есть преступлений, за совершение которых они уже понесли уголовное наказание. В качестве задач административного надзора закон определил предупреждение совершения поднадзорными преступлений и других правонарушений, оказание на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

В связи с этим, в постановлении Пленума Верховного Суда РФ подчеркнуто, что административный надзор может быть установлен по решению суда именно в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также для защиты государственных и общественных интересов.

1.2Нормативно-правовое регулирование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и административного надзора
Порядок условно-досрочного освобождения от отбывания наказания регулируется нормами уголовного законодательства, а порядок осуществления административного надзора — федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Как было отмечено выше, условно-досрочное освобождение является специфической формой уголовного наказания осужденных, которая заключается в установлении для них обязанностей и предусматривает ответственность за их нарушение.

Обязанности условно-досрочно освобожденных представляют собой совокупность правил поведения, включающих в себя установленные нормами права запреты, ограничения и требования, которые они должны соблюдать. Эти обязанности являются мерами государственного принуждения данной категории осужденных к правомерному поведению и способствуют закреплению достигнутых результатов исправления при исполнении назначенного наказания и восстановлению социальной справедливости.

Ответственность осужденных за нарушение установленных им обязанностей, является мерой обеспечения их соблюдения и исполнения, а также формой реакции государства на их нарушение и может быть применена в целях поддержания режима.

Институт условно-досрочного освобождения базируется на материальных основаниях и формальных условиях. Материальным основанием условно-досрочного освобождения от отбывания наказания служит исправление осужденного, в силу чего отпадает необходимость полного отбывания назначенного судом наказания. Формальным, но также обязательным требованием условно-досрочного освобождения является отбытие осужденным части назначенного судом срока наказания. Исправление осужденного и обязательность отбытия им определенной части наказания соотносятся между собой как основание и условие досрочного освобождения, где основанием выступает исправление осужденного, а условием — отбытие им необходимой части наказания.

Формальным условием условно-досрочного освобождения является отбытие определенной части назначенного наказания, что зависит от тяжести и вида совершенного преступления, но не менее шести месяцев:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

  • в связи с совершением преступления небольшой или средней тяжести рассматриваемая форма досрочного освобождения может быть применена не ранее чем по отбытии одной трети срока наказания;
  • при совершении тяжкого преступления — не менее половины срока наказания;
  • за совершение особо тяжкого преступления или ранее условно-досрочно освобождавшемуся при отмене примененного вида освобождения в соответствии с ч.7 ст.79 УК РФ — не менее двух третей срока наказания;
  • в связи с отбыванием лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные ст.205, 205.1, 205.2 и 210 УК РФ, рассматриваемый вид освобождения не может быть применен, ранее чем, по отбытии трех четвертей срока наказания;
  • при отбытии наказания за совершение преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, — не менее четырех пятых срока наказания.

При этом, согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ, фактическое отбытие осужденным, предусмотренной законом части срока наказания, в соответствии с частью 3 статьи 79 УК РФ, не может служить безусловным основанием для условно-досрочного освобождения. Тем самым, Верховный Суд отметил первостепенную важность исправления осужденного при удовлетворении ходатайства об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

При досрочном освобождении от основного наказания, уголовный закон предусматривает полное или частичное освобождение от отбывания дополнительного наказания. Минимальный шестимесячный срок фактического отбытия наказания для досрочного освобождения, установленный законом, по мнению ученых, является достаточным. За данный период времени можно убедиться в истинном, а не имитирующем исправлении осужденного.

Исключение из общего правила составляют осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы. В их отношении необходимо соблюдение следующих критериев: им может быть предоставлено условно-досрочное освобождение не ранее чем по отбытии двадцати пяти лет, из которых в течение трех лет, предшествующих освобождению, у них отсутствовали злостные нарушения установленного порядка отбывания наказания, в течение срока отбывания наказания осужденный не совершал повторное тяжкое или особо тяжкое преступление, а также требуется вывод суда о том, что лицо не нуждается в дальнейшем отбытии наказания.

Гуманность российского уголовного законодательства проявляется и в том, что УК РФ допускает повторное применение института условно-досрочного освобождения, если в первом случае условно-досрочное освобождение было отменено в связи с тем, что осужденный в течение испытательного срока нарушил общественный порядок, за что на него было наложено административное взыскание, злостно уклонился от исполнения возложенных на него судом обязанностей или совершил преступление. При этом законодатель ставит условие к отбытию наказания осужденным — не менее двух третей срока наказания.

Необходимо отметить, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания позитивно отражается на сроке погашения судимости. Так, в соответствии с ч.4 ст.86 УК РФ, в случае досрочного освобождения осужденного от отбывания наказания, срок погашения судимости должен исчисляться, исходя из реально отбытой части наказания, с момента фактического освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний. В связи с этим, на основании п. «в», «г», «д» ч.3 и ч. 4 ст.86 УК РФ сроки погашения судимости лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания, зависят от тяжести совершенного преступления:

  1. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, — по истечении трех лет после досрочного освобождения;
  2. в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после условно-досрочного освобождения;
  3. в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, — по истечении десяти лет после досрочного освобождения.

Наличие судимости свидетельствует о том, что обвинительный приговор суда сохраняет в отношении лица свою юридическую силу. Поэтому лицо, освобожденное по отбытию наказания, находится в уголовно-правовых отношениях с государством, что обосновывает возможность установления, в определенных законом случаях, административного надзора, который следует признать для части лиц, освобожденных из мест лишения свободы, «принудительной профилактикой», административным принуждением к не совершению преступлений и других правонарушений.

Обязательным условием для осуществления административного принуждения в виде административного надзора является течение срока судимости. Погашение или снятие судимости сразу же влечет за собой невозможность осуществления административного надзора и применения свойственных ему мер административного принуждения.

Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение:

) тяжкого или особо тяжкого преступления;

) преступления при рецидиве преступлений;

) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством, в обязательном порядке административный надзор применяется к совершеннолетним лицам, освобождаемым или освобожденным из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений при опасном или особо опасном рецидиве преступлений либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего.

В остальных случаях административный надзор устанавливается, если:

) лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

) лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершило в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

При определении категорий лиц, подпадающих под действие административного надзора, закон установил формальные и материальные признаки оснований. К формальным признакам закон относит судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, судимость за преступление при рецидиве преступлений, судимость за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего. Понятия указанных категорий преступлений раскрыты в ст.15 и ст.18 УК РФ.

Формальным основанием для установления административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы после отбытия уголовного наказания за совершение умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, согласно Закону об административном надзоре является совершение преступления, независимо от его состава и степени тяжести, в котором в качестве потерпевшего всегда выступает несовершеннолетнее лицо. Анализ этого формального основания для установления административного надзора, его оценка с позиции правоприменения и соответствия целям и задачам, решаемым при осуществлении административного надзора, свидетельствует о его преимущественно популистском характере. Определяя данное основание, законодатели продемонстрировали усиление борьбы с ростом преступлений в отношении несовершеннолетних, наблюдаемом в стране. Существующая проблема в последнее время неоднократно обсуждалась на общественном, правительственном и президентском уровнях, особенно в связи с совершением отдельных преступлений, вызвавших резонанс в обществе.

Автор данной курсовой работы полностью согласен с точкой зрения В.И. Холманского, который считает, что предусмотренное законом выделение в отдельную категорию лиц, осужденных за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, подлежащих взятию под административный надзор при освобождении из мест лишения свободы в обязательном порядке, является исчерпывающим формальным основанием, так как оно в полной мере соответствует целям и задачам административного надзора и исключает иные дополнительные формальные основания установления административного надзора за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.

В качестве материальных признаков оснований для установления административного надзора закон определяет поведение лица в местах лишения свободы в период отбывания наказания и поведение его после отбытия наказания: совершение в течение года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Подводя итог первой главе курсовой работы, следует сказать, что учитывая, очень сложную криминогенную ситуацию, связанную с рецидивной преступностью, сложившуюся в стране за последние годы, Закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» был принят своевременно и позволил органам внутренних дел, используя ограничения, устанавливаемые судом, осуществлять более жесткий контроль за данной категорией граждан.

2.1Система контроля ОВД за лицами, освободившимися условно-досрочно от отбывания наказания

Важным фактором, способствующим повышению результативности института условно-досрочного освобождения, является качественная организация контроля за поведением лиц, освобожденных условно-досрочно.

Как было отмечено выше, в соответствии с п.26 ч.1 ст.21 Федерального закона «О полиции» осуществление контроля (надзора) за рассматриваемой категорией освобожденных, относится к обязанностям полиции. Однако, в научной литературе бытует ошибочное мнение о том, что субъектом исполнения постановления суда об условно-досрочном освобождении лица и, соответственно контроля за данной категорией лиц, является уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России.

Вместе с тем, автор работы не считает данную точку зрения ошибочной и поддерживает мнение большинства ученых, которые предлагают возложить функции по контролю за лицами, условно-досрочно освобожденными на специализированный по данному вопросу орган, которым может являться уголовная исполнительная инспекция или созданный на ее платформе другой государственный орган. Свое мнение ученые обосновывают тем, что основным направлением деятельности уголовно исполнительных инспекций является исполнение уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера, альтернативных лишению свободы.

В соответствии с п. 63.1 приказа МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» и пп. «ж» п. 2.1.1. приказа МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» обязанности по осуществлению контроля и профилактической работы с рассматриваемой категорией лиц возложены на участковых уполномоченных полиции и инспекторов по делам несовершеннолетних.

Данные документы регламентируют деятельность указанных подразделений в целом, но не решают задач по разъяснению действий и мероприятий при осуществлении контроля за условно-досрочно освобожденными. Так, нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность подразделений полиции, предусматривают следующие основные мероприятия по контролю за условно-досрочно освобожденными:

  • регистрация и учет осужденных;
  • проведение профилактических мероприятий с ними;
  • разъяснение освобожденным порядка и условий отбывания данного вида освобождения;
  • привлечение к ответственности за допущенные нарушения.

Однако это не решает обозначенных выше вопросов, в связи с чем, как считает автора работы, необходимо на федеральном уровне разработать и принять нормативный правовой акт о деятельности полиции, в котором будут установлены перечень прав и обязанностей субъектов контроля, организационные аспекты по направлениям деятельности.

К сказанному следует добавить, что на сегодняшний день отсутствует единый нормативный акт, регламентирующий порядок взаимодействия подразделений участковых уполномоченных полиции и исправительных учреждений ФСИН России по организации контроля за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания, вследствие чего, взаимодействие ОВД и ФСИН России осуществляется не на должном уровне, что влияет на снижение эффективности условно-досрочного освобождения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Анализ деятельности подразделений ОВД в сфере контроля за досрочно освобожденными позволяет выявить основные направления их работы при исполнении постановлений судов о применении данного вида освобождения:

  1. Ведение учета лиц, освобожденных условно-досрочно.

Основанием постановки осужденных на учет является копия вступившего в законную силу постановления суда об условно-досрочном освобождении, которая, как показывает практика работы подразделений ОВД, может быть получена из учреждения, исполняющего наказание, или суда. В процессе исполнения судебного решения при осуществлении контроля за данной категорией лиц ОВД проводят комплекс мероприятий: ведут их всесторонний учет с использованием двух его основных форм — персональной и количественной; собирают информацию о лице путем получения представляющих интерес сведений от различных организаций и граждан; обобщая имеющиеся данные об осужденных, анализируя их, определяют степень эффективности работы с условно-досрочно освобожденными, которая отражается в отчетах.

  1. Контроль за поведением лиц, условно-досрочно освобожденных по месту работы, обучения, постоянного проживания и соблюдением данной категорией лиц установленных законом требований.

Участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений обязаны контролировать лиц, досрочно освобожденных из мест лишения свободы и вести с ними профилактическую работу.

Контроль за поведением условно-досрочно освобожденных лиц осуществляется по месту их фактического проживания участковым уполномоченным полиции, обслуживающим административный участок, с участием работников других служб ОВД. Осужденные ежемесячно проверяются на предмет выявления нарушений общественного порядка и совершения преступлений, повлекших применение мер административного воздействия или привлечение к уголовной ответственности, с ними ежемесячно проводятся профилактические беседы. Ежемесячно составляются списки лиц, освобожденных условно-досрочно, и направляются в службу уголовного розыска, патрульно-постовую службу, государственную инспекцию безопасности дорожного движения, отдел вневедомственной охраны, дежурные части ОВД и другие подразделения.

При выявлении фактов нарушения и неисполнения осужденным обязанностей и соблюдения запретов, предусмотренных законодательством и возложенных судом, от него отбирается объяснение, выносится предупреждение о возможности отмены условно-досрочного освобождения с исполнением неотбытой части наказания и составляется справка о повторно проведенной профилактической беседе. Данный порядок действий сотрудников полиции не регламентирован нормативными документами, автор работы приводит их примеры, исходя из собственной практики.

При осуществлении контроля за рассматриваемой категорией лиц подразделения ОВД уполномочены:

  • вызывать условно-досрочно освобожденных для доведения и уточнения порядка отбывания примененного вида освобождения от отбывания наказания, осуществления с ними профилактической работы, решения иных вопросов, которые возникают при отбывании досрочного освобождения, и причин выявленных нарушений порядка отбывания досрочного освобождения;
  • посещать досрочно освобожденных в месте их пребывания, а также месту проживания, работы или обучения;
  • обращаться к иным субъектам контроля за условно-досрочно освобожденными по вопросам, касающимся порядка и условий отбывания досрочного освобождения.
  • осуществлять регулярную проверку условно-досрочно освобожденных по специальным учетам подразделений ОВД по вопросу совершения административных правонарушений и преступлений;
  • систематически направлять в соответствующие подразделения ОВД списки условно-досрочно освобожденных.

Внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения.

Специализированный государственный орган может обратиться с представлением в суд по следующим вопросам относительно условно-досрочно освобожденных:

  • п.4.1 ст.397 УПК РФ — об отмене условно-досрочного освобождения в соответствии со ст. 79 УК РФ;
  • п.10 ст.397 УПК РФ — исполнении приговора при наличии других неисполненных приговоров, если это не решено в последнем по времени приговоре в соответствии со ст.70 УК РФ;
  • п.13 ст.397 УПК РФ — освобождении от наказания или о смягчении наказания вследствие издания уголовного закона, имеющего обратную силу, в соответствии со ст.10 УК РФ;
  • п.15 ст.397 УПК РФ — о разъяснении сомнений и неясностей, возникающих при исполнении приговора.

Вносимые представления должны быть обоснованы и мотивированы.

Продолжая анализировать полномочия полиции по осуществлению контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно, автор пришел к выводу, что существует противоречие между Законом «О полиции» и УПК РФ.

В соответствии с Законом «О полиции» органом, контролирующим условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, является полиция, а согласно п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ представление по вопросам, связанным с исполнением приговора, имеют право направлять только учреждения и органы, исполняющие наказания.

Для законодательного установления права органов полиции на внесение в суды, в установленном порядке, представлений по вопросам отбывания осужденными досрочного освобождения, автор работы предлагает внести изменение в п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ, изложив ее в следующей редакции: «Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом по представлению органа внутренних дел или учреждения, исполняющего наказание, — в случаях, указанных в пунктах 2 <#»justify»>Выявление обстоятельств, способствующих совершению условно-досрочно освобожденными нарушений установленных обязанностей и требований, разработка мероприятий по их устранению, а также привлечение к ответственности данной категории лиц.

В заключение, следует сделать несколько выводов:

Во-первых, основным субъектом контроля и ресоциализации условно-досрочно освобожденных являются подразделения участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних, которые в своей деятельности привлекают множество иных заинтересованных субъектов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Во-вторых, следует регламентировать деятельность органов полиции по контролю за условно-досрочно освобожденными. По мнению автора работы, МВД России необходимо подготовить приказ, который закрепит права и обязанности субъектов контроля за условно-досрочно освобожденными, порядок их постановки на учет, осуществления контроля и профилактической работы с данной категорией лиц, взаимодействия с иными субъектами контроля за данной категорией лиц, оформления и направления в суд материалов на отмену условно-досрочного освобождения и исполнения оставшейся не отбытой части наказания.

В-третьих, следует создать единую базу данных об условно-досрочно освобожденных, которая будет содержать сведения о порядке и условиях отбывания осужденными досрочного освобождения. Это будет способствовать координации деятельности заинтересованных субъектов контроля, ресоциализации осужденных, своевременному реагированию на складывающиеся негативные ситуации и принятию необходимых мер.

В-четвертых, устранить имеющиеся противоречия в законодательстве, в отношении определения субъекта обращения в суд по вопросу отмены условно-досрочного освобождения и дальнейшего направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение.

О необходимости совершенствования деятельности по контролю за условно-досрочно освобожденными свидетельствует принятие в 2008 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года, предусматривающей формирование эффективной системы социальной поддержки лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, и системы профилактики правонарушений, в том числе в отношении условно-досрочно освобожденных. а также принятие в 2010 году Концепции развития уголовно-исполнительной системы России до 2020 года, которая предопределяет обеспечение постпенитенциарной адаптации осужденных и предотвращение рецидива преступлений.

Также следует отметить находящийся на рассмотрении в Федеральном собрании РФ проект Закона «О пробации в Российской Федерации и системе органов и организаций, ее осуществляющих», в соответствии с которым основным исполнителем судебного решения об условно-досрочном освобождении должна стать Федеральная служба пробации.

2.2Порядок осуществления ОВД административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

административный условный досрочный освобождение

Понимание административного надзора как меры правового принуждения неизбежно порождает вопрос о форме, в которой осуществляется такое принуждение, ибо в теории права признано, что принуждение, обеспечивающее правопорядок, «это организованное принуждение, осуществляемое специально созданными органами государства».

Одной из главных новелл Закона об административном надзоре явилось отнесение дел об установлении, продлении, прекращении административного надзора к ведению суда в порядке гражданского судопроизводства и моделирование соответствующего процессуального порядка рассмотрения данных дел в составе производства по делам, возникающих из публично-правовых отношений.

Содержание административного надзора раскрывается через совокупность ограничений, устанавливаемых судом на основании норм закона и обязанностей, заранее предусмотренных законом. Так, Закон об административном надзоре устанавливает для поднадзорного лица, следующие административные ограничения:

) запрещение пребывания в определенных местах;

) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях;

) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо местом пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток;

) запрещение выезда за установленные судом пределы территории;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.

Меры административного надзора реализуются в рамках различных по своему характеру правоотношениях. Базовым здесь является гражданское процессуальное правоотношение, складывающееся между судом и лицами, участвующими в деле об административном надзоре. В последующем, меры административного надзора реализуются в рамках правоотношения, возникающего между органом внутренних дел, осуществляющим надзор и поднадзорным лицом.

Меры административного надзора устанавливаются, изменяются и прекращаются по формально-определенным правилам процессуального и процедурного характера.

Выделение и анализ основных признаков правоотношения, связанного с административным надзором, позволяет определить предмет судебной деятельности по соответствующей категории дел в гражданском процессе:

  1. Объектом правоотношения по осуществлению административного надзора выступает надлежащее поведение поднадзорного лица по исполнению возложенных на него ограничений и обязанностей.
  2. Субъектами правоотношения по административному надзору являются орган внутренних дел в лице должностных лиц, на которых непосредственно возложена задача по осуществлению административного надзора, и поднадзорное лицо.
  3. Содержанием правоотношения по административному надзору являются права и обязанности субъектов такого правоотношения.
  4. Правоотношение по административному надзору можно охарактеризовать как отношение власти и подчинения, поскольку орган власти обладает правом осуществления принуждения по отношению к поднадзорному лицу, при том, что такое лицо обязано подчиниться применяемым к нему мерам принуждения.
  5. Юридическим фактом, влекущим возникновение правоотношения по административному надзору, является решение суда об установлении административного надзора. Изменение и прекращение правоотношения по административному надзору связывается с аналогичными юридическими фактами — решениями судов, соответственно, о дополнении или сокращениями числа административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.
  6. Средством охраны правоотношения по административному надзору являются санкции норм уголовного и административного права, устанавливающие ответственность за нарушение правил административного надзора.

Таким образом, административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществляется в гражданско-процессуальной форме. Вместе с тем, успешное функционирование процессуальных нововведений возможно только при условии их предварительной и последующей качественной научной разработки.

Так, с точки зрения общей теории права административный надзор понимается как мера правового принуждения предупредительного характера, устанавливаемая на основании решения суда. В целом принуждение понимается учеными как «отрицание воли другого лица и внешнее воздействие на его поведение». С.С. Алексеев писал, что «чем выше уровень правового содержания государственного принуждения, тем оно в большей мере способно выполнять функции позитивного фактора социального развития и в меньшей — инструмента произвола и своеволия отдельных индивидов и групп господствующего класса».

Исполнение административных ограничений, установленных решением суда по делу об административном надзоре, производится органами внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного лица.

Порядок осуществления административного надзора установлен приказом МВД России «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы». Данный приказ регулирует осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных судом административных ограничений их прав и свобод, а также за выполнением ими обязанностей, предусмотренных Законом об административном надзоре.

Как следует из Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается судом на основании заявления исправительного учреждения или органа внутренних дел. В содержании заявления должны быть указаны основания для его подачи и обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по делу. В качестве оснований для подачи заявления об установлении административного надзора рекомендуется указать судимость или судимости лица, свидетельствующие о наличии формальных признаков, необходимых для установления административного надзора, и вывод о том, что после освобождения из мест лишения свободы лицо не встало на путь исправления, а продолжает вести антиобщественный образ жизни, систематически совершает административные правонарушения.

Дело об установлении административного надзора рассматривается и разрешается судьей единолично с обязательным участием лица, в отношении которого подано заявление, а также с участием представителя исправительного учреждения или органа внутренних дел, которым подано заявление, и прокурора.

Принимая решение об установлении административного надзора, суд одновременно устанавливает административные ограничения, указывает срок, на который устанавливается административный надзор. Копия решения по делу об административном надзоре после вступления этого решения в законную силу в течение пяти дней должна быть направлена судом лицам, участвующим в деле. Со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора начинается исчисление установленного судом срока.

Непосредственно административным надзором занимаются подразделения по организации и осуществлению административного надзора или должностные лица, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора. В данной работе также участвуют участковые уполномоченные полиции; сотрудники строевых подразделений: патрульно-постовой службы полиции, вневедомственной охраны, дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России; подразделений, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность; дежурных частей территориальных органов, а также сотрудники полиции линейных управлений, отделов МВД на железнодорожном, водном и воздушном транспорте.

Значительная часть работы по осуществлению административного надзора возложена на участковых уполномоченных полиции, которые осуществляют наблюдение за поднадзорными лицами, ежемесячно докладывают рапортом начальнику территориального органа о соблюдении ими установленных судом административных ограничений и выполнении возложенных на них обязанностей, а также о возможности совершения ими преступлений и иных правонарушений, в том числе связанных с уклонением от административного надзора. Информация по результатам проведенных бесед и мероприятий по осуществлению административного надзора вносится в анкеты и листы учета профилактических мероприятий. Сотрудники полиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, в пределах предоставленных полномочий должны принимать участие в осуществлении наблюдения за соблюдением поднадзорными лицами административных ограничений, установленных судом, осуществляют сбор информации для установления места нахождения поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора, в установленном порядке проводят розыск поднадзорных лиц, уклоняющихся от административного надзора.

Основная задача органов внутренних дел при осуществлении административного надзора — это профилактика правонарушений среди поднадзорных лиц, формирование у них законопослушного поведения, что достигается, прежде всего, профилактическими беседами с такими лицами, разъяснительной работой, наблюдением за их поведением.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В связи с этим, в статье 6 проекта Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» отмечено, что административный надзор будет являться одним из основных направлений деятельности субъектов профилактики правонарушений.

Таким образом, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения преступлений и других правонарушений поднадзорными лицами, для оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

При принятии решения об условно-досрочном освобождении, суд возлагает на осужденного с учетом его возраста, трудоспособности и состояния здоровья исполнение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль, не посещать определенные общественные места, трудиться или продолжить обучение в общеобразовательном учреждении и т.д. Эти обязанности должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части срока наказания, которая является одновременно испытательным сроком.

За неисполнение обязанностей, возложенных на досрочно освобожденного от отбывания наказания, а также за совершение правонарушений и преступлений в период не отбытой части наказания, досрочно-освобожденный может быть привлечен к ответственности.

Привлечение к ответственности условно-досрочно освобожденных осуществляется путем внесения в суд, в установленном законом порядке, представлений об отмене рассматриваемого вида освобождения от отбывания наказания с исполнением не отбытого наказания в соответствии с п.4.1 ст.397 и п.5 ч.1 ст.399 УПК РФ.

При совершении условно-досрочно освобожденным неосторожного преступления, либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, суд с учетом обстоятельств дела, решает вопрос об отмене или о сохранении условно-досрочного освобождения. Совершение умышленного тяжкого или особо тяжкого преступления влечет безусловную отмену условно-досрочного освобождения и назначение наказания по правилам совокупности приговоров. В качестве одного из оснований возможной отмены условно-досрочного освобождения от отбывания наказания законодатель предусматривает совершение не любого административно-наказуемого проступка, а составляющего нарушение общественного порядка. Обязательным условием для отмены условно-досрочного освобождения, является назначение за совершенное правонарушение лицу, условно-досрочно освобожденному, законного и обоснованного административного наказания.

За несоблюдение административных ограничений устанавливаемых судом и невыполнение обязанностей предусмотренных Законом об административном надзоре, наступает административная ответственность в соответствии со ст. 19.24 КоАП РФ.

Данная норма является новеллой административного законодательства и была введена в действие с принятием федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и имеет квалифицированный состав. Квалифицирующим признаком является норма об ответственности за повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.24 КоАП РФ. Минимальное наказание за повторное нарушение режима административного надзора составляет 10 суток административного ареста. Кроме этого, в качестве основного наказания законодатель предусмотрел новый вид наказания — обязательные работы, на срок до сорока часов.

В соответствии со статьей 7 Закона об административном надзоре, срок административного надзора может быть продлен судом при совершении поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Уклонение от административного надзора, является более тяжкой формой нарушения режима административного надзора и выражается в неприбытии без уважительных причин при освобождении из мест лишения свободы, к избранному поднадзорным лицом месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а также в самовольном оставлении поднадзорным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.

За данное нарушение предусмотрена уголовная ответственность в соответствии с ч.1 ст.314.1 УК РФ. Вышеуказанная норма была включена в УК РФ вместе с принятием Закона об административном надзоре.

В целях ужесточения карательных мер и профилактики рецидивной преступности, 31 декабря 2014 года, статья 314.1 УК РФ была дополнена второй частью, предусматривающей уголовную ответственность за неоднократное несоблюдение административных ограничений установленных судом, в соответствии с Законом об административном надзоре, сопряженное с совершением административного правонарушения, против порядка управления и (или) административного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, либо административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Как полагает автор работы, меры, принимаемые законодателем по усилению ответственности за нарушение режима административного надзора, являются вынужденными, потому что с каждым годом наблюдается рост рецидивной преступности среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Глава 3. Проблема законности и обоснованности установления правовых ограничений и обязанностей при осуществлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Проблема законности и обоснованности установления правовых ограничений и обязанностей при осуществлении административного надзора за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, продолжает быть актуальной.

Названные ограничения устанавливаются согласно Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорных, то есть, согласно п.3 ч.1 ст.1 данного закона, лиц, в отношении которых осуществляется административный надзор.

Нормы ст. 1 указанного закона говорят о том, что административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, лицо становится поднадзорным лишь тогда, когда в указанном в главах 23 и 26.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации порядке в отношении данного лица судом устанавливаются соответствующие ограничения или обязанности. Именно с этого момента, следуя логике закона, полиции можно, собственно, наблюдать за их выполнением.

Однако практика деятельности полиции показывает, что наблюдение за поведением лица, освобожденного из мест лишения, начинается гораздо раньше. Ведь установление административного надзора судом должно быть обосновано. Иными словами, административный надзор устанавливается судом только при наличии оснований, предусмотренных ч.3 ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

Среди этих оснований есть и такое условие: если лицо, отбыв уголовное наказание в виде лишения свободы и имея непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.

Таким образом, за поведением лица, на которое могут распространяться положения об установлении административного надзора, еще до принятия судом соответствующего решения устанавливается наблюдение для возможного выявления административных правонарушений.

Это наблюдение должно быть настолько детальным и основательным, чтобы стало возможным выявление в поведении такого лица в течение одного года признаков административного правонарушения; затем признаков второго административного правонарушения, совершенного в этот же период; привлечение его к ответственности за них и последующее обращение в суд с заявлением об установлении административного надзора с предоставлением суду негативно характеризующих это лицо сведений.

Причем, когда потенциальный «поднадзорный» совершает первое административное правонарушение, такое наблюдение становится более тщательным, ведь возможность установления ограничений и возложения соответствующих специальных обязанностей становится более реальной. Упущение в наблюдении за таким лицом может повлечь у него ощущение безнаказанности и возможности совершить преступление.

Практика показывает, что основной субъект, заинтересованный в установлении таких ограничений и обязанностей, — это участковый уполномоченный полиции, который несет ответственность как за состояние рецидивной преступности, так и в целом за профилактику преступлений на обслуживаемом административном участке. Участковый уполномоченный полиции посещает потенциального «поднадзорного» по месту жительства, устанавливает характеризующие такое лицо сведения у его соседей, родственников, посещает место его работы, где проводит беседы с представителями трудового коллектива, получая характеризующую поведение такого лица информацию, проводит необходимые мероприятия для установления возможных административных правонарушений при проведении им свободного времени в сфере быта и досуга.

Порой ему приходится посещать и расположенные на административном участке заведения, деятельность которых связана с реализацией спиртных напитков, притоны, в которых собираются лица, ведущие антиобщественный образ жизни, рынки, ночные и игровые заведения.

Все проводимые мероприятия могут реализовываться только в рамках административно-надзорной деятельности. Однако, согласно нормам Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», до соответствующего решения суда лицо, в отношении которого осуществляется наблюдение, не является поднадзорным. Налицо ситуация, когда «потенциальный поднадзорный» еще не ограничен судом в своем поведении, однако в отношении него уже осуществляются мероприятия, имеющие надзорный характер: собирается информация, наводятся справки о его поведении, опрашиваются знающие его люди, за поведением такого лица в общественных местах компетентным органом устанавливается особое наблюдение, что позволяет говорить о том, что он уже испытывает ограничения принудительного характера, не являясь еще официально поднадзорным, правовой статус которого закреплен принятым судом решением. И эти ограничения не исходят из положений ст.86 УК РФ о судимости, которые содержат лишь общее упоминание о том, что судимость влечет за собой «иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами».

Устоявшимся служебным термином для сотрудников полиции в отношении такого рода лиц является термин «формальник» — лицо, в отношении которого формально действуют законные основания для установления административного надзора.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать положения, способствующие разрешению сложившейся проблемы и в целом улучшению ситуации с законностью и обоснованностью возникновения отношений в области административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничения их прав:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Необходимо законодательно закрепить начало возникновения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых формально действуют основания, установленные ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», без учета условий, указанных в ч.3 настоящей статьи, считая таковым непосредственно момент их освобождения. Соответственно, таких лиц нужно признать поднадзорными, то есть в отношении поведения которых компетентными органами и их должностными лицами проводится наблюдение.

. Категорию поднадзорных, в отношении которых судом установлены ограничения или возложены обязанности (как это существует сейчас), следует выделить в нормах указанного закона особым образом, сохранив положения об их правовом статусе в целом без изменений.

Вместе с тем в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует предусмотреть нормы о правовом статусе поднадзорного, для которого судом не установлены ограничения; создать правовую основу наблюдения за ними со стороны компетентных органов и их должностных лиц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленной курсовой работе автором были исследованы такие самостоятельные правовые институты как институт условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и институт административного надзора для лиц, освободившихся из мест лишения свободы и его проблематика. Кроме того, автором раскрыта система контроля специализированных органов за условно-досрочно освобожденными и поднадзорными элементами. Как следует из Закона «О полиции» и Закона об административном надзоре, контроль за указанными лицами, осуществляют органы внутренних дел, а именно: участковые уполномоченные полиции и сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних, с чем автор работы категорически не согласен.

Учитывая противоречия между Законом «О полиции» и УПК РФ, выявленные в ходе исследования, автор работы полагает, что необходимо пересмотреть субъект контроля за условно-досрочно освобожденными и возложить контроль за данной категорий лиц на органы, осуществляющие исполнение уголовных наказаний.

Автор работы согласен с позицией законодателя об усилении административной и уголовной ответственности для лиц, нарушающих административные ограничения, установленные судом при административном надзоре и уклоняющихся от административного надзора.

В целях снижения роста рецидивной преступности, среди лиц, освободившихся из мест лишения свободы, необходимо продолжать начатую законодателем политику ужесточения административной и уголовной ответственности за уклонение от административного надзора.

Подводя итог изложенному, можно сформулировать положения, способствующие разрешению сложившейся проблемы и в целом улучшению ситуации с законностью и обоснованностью возникновения отношений в области административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, ограничения их прав:

. Необходимо законодательно закрепить начало возникновения административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в отношении которых формально действуют основания, установленные ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», без учета условий, указанных в ч.3 настоящей статьи, считая таковым непосредственно момент их освобождения. Соответственно, таких лиц нужно признать поднадзорными, то есть в отношении поведения которых компетентными органами и их должностными лицами проводится наблюдение.

. Категорию поднадзорных, в отношении которых судом установлены ограничения или возложены обязанности (как это существует сейчас), следует выделить в нормах указанного закона особым образом, сохранив положения об их правовом статусе в целом без изменений.

Вместе с тем в Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует предусмотреть нормы о правовом статусе поднадзорного, для которого судом не установлены ограничения; создать правовую основу наблюдения за ними со стороны компетентных органов и их должностных лиц.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (по сост. на 30.12.2015) // Российская газета от 18.06.1996 №113
  2. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (по сост. на 30.12.2015) // Российская газета от 31.12.2001 №256
  3. Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 08.01.1997 №1-ФЗ (по сост. на 01.01.2016) // Российская газета от 16.01.1997 №9
  4. Федеральный закон от 07.02.2011 №3-ФЗ «О полиции» (по сост. на 14.12.2015) // Российская газета от 08.02.2011 №5401
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (по сост. на 28.12.2013) // Российская газета от 08.04.2011 №75
  6. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р (по сост. на 08.08.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. №47, ст.5489.
  7. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. №1772-р (по сост. на 23.09.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. №43, ст.5544.
  8. Проект Федерального закона «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации». Подготовлен МВД России // Консультант Плюс. Версия Проф [Электронный ресурс]. — [М., 2013].
  9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №22 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об административном надзоре» // Российская газета от 05.07.2013 №6121
  10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замена не отбытой части наказания более мягким видом наказания» // Российская газета от 29.04.2009 №4899
  11. Приказ МВД России от 15 октября 2013 г. №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», №11 от 17.03.2014.
  12. Приказ МВД России от 31 декабря 2012 г. №1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» // Российская газета от 27.03.2013 №65
  13. Приказ МВД России от 08.07.2011 №818 «О порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (по сост. на 25.06.2014) // Российская газета от 26.08.2011 №189
  14. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. / 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
  15. Багмет А.М. Уголовное право. Общая часть: учеб. метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности юриспруденция / М.: Юнити-Дана, 2015.
  16. Бахрах Д.Н. Административное право России: учебник / Бахрах Д.Н. — 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
  17. Вельмин А.С. Производство по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в гражданском процессе. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Самара 2014
  18. Грунина В., Звонов А. Институт контроля за условно-досрочно освобожденными нуждается в совершенствовании // Преступление и наказание. 2014. №8.
  19. Зырянов С.М. Процессуальная форма осуществления административного надзора // Журнал российского права. 2010. №1.
  20. Козаченко И.Я. Уголовное право. Общая часть: учебник для бакалавров. / М.: Изд-во: Юрайт, 2013.
  21. Комментарий к Федеральному закону от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» / под ред. С.А. Денисова // Консультант Плюс. Версия-Проф [Электронный ресурс]. — [М., 2013].
  22. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права / Под редакцией доктора юридических наук, профессора В.А. Томсинова. М., 2008.
  23. Лукин Е.Е. Пути ресоциализации осужденных в России: условно-досрочное освобождение // Вестник Саратовского государственного техн. ун-та. 2011. №55.
  24. Наумов А.В. Российское уголовное право: курс лекций: в 3т. Т.1: Общая часть /5-е изд. перераб и доп. — М. Волтерс Клувер, 2011.
  25. Оноколов Ю.П. Административный надзор — инструмент как частной, так и общей превенции преступлений и иных правонарушений. /Научно-практический журнал «Актуальные вопросы публичного права. Омск, 2013 №12
  26. Пилипенко О.А. Условно-досрочное освобождение от наказания: проблемы теории и практики. / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Ростов на Дону, 2009.
  27. Плюснин А.М. Организационно-правовые вопросы условно-досрочного освобождения осужденных к лишению свободы: автореф. дис. … канд. юрид. наук. М. 2005.
  28. Рыбаков А.А. Контроль за лицами, условно-досрочно освобожденными от отбывания наказания: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. / Владимир, 2015.
  29. Ткачевский Ю.М. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания // Законодательство. — 2004. — №8.
  30. Уголовно-исполнительное право: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. Лебедева С.Я., Иншакова С.М., Багмета А.М. — 8-е изд., перераб. и доп. — М. Юнити-Дана: Закон и право 2014.
  31. Ускова А.С. Органы внутренних дел, как субъекты административного надзора / Журнал «Труды академии управления МВД» — М.:2011. №4
  32. Холманский В.И., Стульнова Т.В., Петрова О.В. Правовые основы, основания, порядок установления и осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: Учебное пособие. / Издательство «ФЛИНТА», 2014.
  33. Холманский В.И., Стульнова Т.В. Административно-правовые аспекты установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы / Журнал «Научный портал МВД России», М.: 2013. №4
  34. Чириков А.Г., Кундозерова И.Н., Остряков Л.А. Ретроспективный анализ становления и развития альтернативных мер наказания условно-досрочно освобожденным лицам // Междунар. журн. эксперим. образования. 2011. №10.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

3516

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке