Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Анализ финансовых результатов деятельности компании»

В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и стабильности предприятия является его финансовая устойчивость. Благодаря стабильной устойчивости предприятие имеет возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению.

Введение

В условиях рыночной экономики залогом выживаемости и стабильности предприятия является его финансовая устойчивость. Благодаря стабильной устойчивости предприятие имеет возможность свободно маневрировать денежными средствами, эффективно их использовать, обеспечивая бесперебойный процесс производства и реализации продукции, учитывать затраты по его расширению и обновлению.

Актуальность темы. Проблемы оценки финансовой устойчивости относятся к числу наиболее важных не только финансовых, но и общеэкономических проблем, так как низкая финансовая устойчивость может привести к отсутствию у предприятий средств не только для развития производства, но и для возобновления текущей деятельности, а также к неплатежеспособности и даже к банкротству.

Однако высокая финансовая устойчивость может свидетельствовать о неэффективном хозяйствовании вследствие отягощения предприятия излишними запасами и резервами. В этой связи определение границ финансовой устойчивости предприятий относится к числу наиболее важных экономических задач.

Финансовая устойчивость обусловлена как стабильностью экономической среды, в рамках которой осуществляется деятельность предприятия, так и от результатов его функционирования, его активного и эффективного реагирования на изменения внутренних и внешних факторов.

Благодаря проводимому анализу, появляется возможность исследовать плановые, фактические данные, выявлять резервы повышения эффективности производства, оценивать результаты деятельности, принимать управленческие решения и вырабатывать стратегию развития предприятия.

Таким образом, очень важна значимость финансовой устойчивости в деятельности предприятия, которая способствует эффективному росту производства продукции и увеличению прибыли компании.

1. Анализ финансовых результатов деятельности компании как критерий устойчивости

1.1 Группировка доходов и расходов компании для целей анализа финансовой устойчивости

финансовый накладной прибыль расход

В системе финансового управления необходимо иметь следующие показатели:

Показатели доходов и прибыли:

а) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг) — это валовая выручка от реализации за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов, возвращенных товаров и ценовых скидок. Именно этот показатель является реальной базой для последующего расчета показателей прибыли и оценки рентабельности предприятия;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

б) валовая прибыль от реализации — это чистая выручка от реализации за вычетом производственных расходов на реализованную продукцию. Этот показатель позволяет анализировать эффективность производственной деятельности предприятия;

в) прибыль (убыток) от основной деятельности (операционная прибыль или операционный убыток) — валовая выручка от реализации за вычетом расходов по управлению и расходов по сбыту. Этот показатель отражает влияние расходов по управлению и сбыту на финансовый результат от реализации;

г) прибыль от финансовой деятельности — сальдо доходов и расходов по финансовой деятельности. Этот показатель необходим для того, чтобы отделить прибыль от производственно-хозяйственной деятельности предприятия от таких источников прибыли, как получение процентов и дивидендов предприятием, операции в иностранной валюте и др.;

д) прибыль от обычной хозяйственной деятельности — сумма прибылей от основной хозяйственной деятельности и прибылей от финансовой деятельности;

е) чрезвычайные прибыли;

ж) прибыль (убыток) до уплаты налога. Этот показатель является точкой перехода от бухгалтерской прибыли к налогооблагаемой прибыли.

Бухгалтерская (или отчетная) прибыль — это прибыль, рассчитанная в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Основная цель определения бухгалтерской прибыли — показать эффективность деятельности предприятия за отчетный период. Бухгалтерский учет для того и существует, чтобы собрать и обработать информацию о доходах и расходах предприятия, а также о чистом результате его деятельности для принятия управленческих решений на будущие периоды. После того, как эта цель достигнута, полученный результат (прибыль до уплаты налога) должен корректироваться в соответствии с налоговым законодательством страны. Таким образом, налогооблагаемая прибыль — это бухгалтерская прибыль, пересчитанная согласно налоговым требованиям;

з) чистая прибыль (чистый убыток) — прибыль после уплаты налога. В условиях рыночной экономики это важнейший показатель деятельности предприятия. Именно он находится в центре внимания управляющих предприятия и финансовых рынков. От его динамики зависит само существование предприятия, рабочие места для его работников, выплата дивидендов в акционерной компании.

Разделение производственной себестоимости и общехозяйственных расходов в определённый период, а также расходов по сбыту необходимо, чтобы определить, какое влияние оказала производственная деятельность предприятия н производство продукции (работ, услуг), в том числе и его административная и внепроизводственная деятельности.

При невысоком показателе «Валовая прибыль от реализации продукции» предприятию требуется внести изменения в производственный процесс для повышения его эффективности. Невысокий показатель «Прибыль от основной деятельности» (операционная прибыль) при хорошем уровне валовой прибыли от реализации говорит о проблемах предприятия в системе общехозяйственного управления производственным процессом и сбытом.

Разделять постоянные и переменные расходы нужно для целей финансового планирования. То есть для того, чтобы определить, как должны измениться постоянные и переменные расходы при планируемых темпах роста объема реализованной продукции учитывая то, что только переменные затраты изменяются пропорционально росту объема производства и реализации.

Показатели расходов предприятия:

а) себестоимость реализованной продукции. В данную статью включаются только производственные расходы предприятия на реализованную продукцию, такие, как расходы на материалы, заработную плату и производственные накладные расходы;

б) общехозяйственные и коммерческие расходы;

в) расходы по финансовой деятельности. Они нужны для того, чтобы показать долю расходов, которая приходится на обслуживание долга предприятия. В наше время этот показатель необходим для оценки устойчивости предприятия: высокий удельный вес таких расходов может привести предприятие к банкротству;

г) чрезвычайные расходы.

Такая группировка доходов и расходов дает возможность проанализировать текущие потоки денежных средств, оценить способность предприятия погасить свою задолженность и выплатить дивиденды, проанализировать необходимость привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Для анализа денежных потоков можно сгруппировать, сгруппировав данные о притоке и оттоке денежных средств по следующим направлениям:

·производственно-хозяйственная деятельность;

·инвестиционная деятельность;

·финансовая деятельность.

Существует два метода расчета показателей денежного потока:

. прямой;

. косвенный.

Прямой метод заключается в группировке и анализе данных

бухгалтерского учета, отражающих движение денежных средств в резерве

указанных видов деятельности.

Косвенный метод заключается в перегруппировке и корректировке данных баланса и отчета о финансовых результатах с целью пересчета финансовых потоков в денежные потоки за отчетный период.

1.2 Анализ результата операционной деятельности

Как известно вся деятельность предприятия делится на обычную (операционную, финансовую и инвестиционную) и чрезвычайную.

Операционные затраты отражаются в Форме №2 «Финансовые результаты», в разделе 1. Операционные затраты разбиты по статьям:

— Себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (строка 040). Здесь показывается производственная себестоимость реализованной продукции (работ, услуг) и / или себестоимость реализованных товаров.

— Административные расходы (строка 070). Здесь отражаются общехозяйственные расходы, связанные с управлением и обслуживанием.

Расходы на сбыт (строка 080). В этой графе отражаются расходы предприятия, связанные с реализацией продукции (товаров): расходы на содержание подразделений, занимающиеся сбытом продукции (товаров), рекламу, доставку продукции потребителям и т.п.

Прочие операционные расходы (строка 090). В данной графе отражается себестоимость реализованных производственных запасов; отчисления на создание резерва сомнительных долгов и суммы списанной безнадежной дебиторской задолженности; потери от курсовых разниц; признанные экономические санкции; отчисления для обеспечения последующих операционных расходов, а также все другие расходы, возникающие в процессе операционной деятельности предприятия (кроме расходов, включаемых в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг).

Помимо этого, операционные расходы отражаются в разделе II «Элементы операционных затрат» формы №2, где они сгруппированы по экономически однородным расходам:

Материальные затраты (строка 230);

Затраты на оплату труда (строка 240);

Отчисления на социальные мероприятия (строка 250);

Амортизация (строка 260);

Прочие операционные расходы (строка 270).

К операционной деятельности относится основная деятельность предприятия. Характер операционной деятельности предприятия определяется спецификой сферы или отрасли экономики, к которой оно принадлежит. Основу операционной деятельности большинства предприятий составляет производственно-сбытовая или торговая деятельность.

Операционные доходы — это доходы, полученные в результате основной деятельности предприятия. Они выступают в форме валовых и чистых операционных доходов. Операционные доходы предприятия являются финансовой базой развития его деятельности.

Операционные затраты — это текущие затраты предприятия, связанные с осуществляемой им основной хозяйственной деятельности. Они делятся на постоянные и переменные, прямые и непрямые. Операционная деятельность предприятия с момента его создания связана с осуществлением разнообразных затрат трудовых, материальных, нематериальных и финансовых ресурсов в процессе производства и реализации продукции.

Операционная прибыль — это прибыль, полученную в результате операционной деятельности предприятия. Она бывает в форме маржинальной, валовой или чистой операционной прибыли.

Маржинальная прибыль представляет собой разность между суммой чистого операционного дохода от реализации продукции и суммой переменных операционных затрат. Валовая прибыль — это прибыль, полученная по конкретным видам деятельности (операционной, инвестиционной и т.п.) до вычета из нее налога на прибыль и других уплачиваемых из нее обязательных сумм.

Чистая прибыль — окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы балансовой (валовой) прибыли.

Из всего следует, что анализ операционной деятельности предприятия базируется на сопоставлении доходов и затрат предприятия в ходе его деятельности. Целью анализа операционной деятельности является отслеживание зависимости финансовых результатов бизнеса от затрат и объемов реализации продукции.

Одним из наиболее простых, но эффективных видов анализа операционной деятельности, является анализ CVP (cost-volum-profit, затраты — объем — прибыль). CVP — анализ служит поиску оптимальных, наиболее выгодных предприятию затрат. Такой анализ часто называют анализом безубыточности. Анализ безубыточности производства является мощным инструментом для принятия управленческих решений. Менеджеру в своей работе постоянно необходимо принимать решения о цене реализации, переменных и постоянных затратах, о приобретении и использовании ресурсов. Если он не сможет сделать достоверный прогноз об уровне прибылей и затрат, его решения могут принести только вред компании.

Цель анализа безубыточности деятельности — установить, что будет с финансовыми результатами, если определенный уровень производительности или объем производства изменится.

Анализ безубыточности строится на зависимости между изменениями объема производства и изменениями совокупной прибыли от продаж, затрат и чистой прибыли.

Под точкой безубыточности понимается такая точка объема продаж, при которой затраты равны выручке от реализации всей продукции, то есть нет ни прибыли, ни убытка. Для расчета точки безубыточности можно использовать следующие методы:

метод уравнения;

метод маржинального дохода;

При методе уравнения используется для расчета формулы:

П = В-ПЗ — ПостЗ,

Так же для расчета может использоваться другая формула:

П = (Ц х К0) — (ПЗ х К0) — Пост3,

Ц — цена за единицу; К0 — количество единиц.

Маржинальный доход — это выручка, уменьшенная на сумму переменных затрат. Маржинальный доход на единицу равен цене за минусом удельного веса переменных затрат.

Точка безубыточности рассчитывается по формуле:

Тб = ПостЗ / Мд,

где Тб — точка безубыточности; Мд — маржинальный доход; ПостЗ — постоянные затраты.

Расчет точки безубыточности связан с расчетом запаса финансовой устойчивости, то есть выясняет, как далеко «убегает» запланированная выручка от точки безубыточности (порога рентабельности).

Запас финансовой устойчивости — это превышение фактической чистой выручки над точкой безубыточности.

ЗФУ = ЧВ — Тб,

где Тб — точка безубыточности.

С помощью этого показателя можно спрогнозировать прибыль.

П = ЗФУ Ч Кмд,

где Кмд — коэффициент маржинального дохода. Он рассчитывается как частное от деления маржинального дохода на чистую выручку.

Кмд = Мд/ЧВ.

Проведя анализ безубыточности производства, можно определить какое влияние на прибыль будет иметь снижение цены реализации, какой необходим объем продаж для покрытия дополнительных постоянных затрат в связи с предусмотренным расширением предприятия, сколько людей необходимо нанять и т.д.

1.3 Анализ стабильности источников получения выручки и чувствительности темпов роста выручки к факторам внешней и внутренней бизнес-среды

Структура выручки анализируется по: видам реализуемой продукции, структурным подразделениям, территориальным подразделениям. Полученная информация используется для проведения факторного анализа прибыли, а также для оценки бизнес-плана и дальнейшего планирования

Анализ прибыли следует начать с анализа реализации продукции и объема выручки. С этой целью внимательно изучаются:

основные источники получения выручки (по данным формы №2 или пояснительной записки к годовому отчету), их структура;

стабильность источников получения выручки.

Стабильность источников выручки оценивается путем горизонтального анализа структуры выручки. Анализ качества и стабильности изменения продаж продукции включает оценку:

чувствительности спроса различных видов продукции при общих условиях деятельности, в том числе в разрезе филиалов и удаленных территориальных подразделений;

способности приспособления организации к изменениям спроса путем введения новых видов продукции и оказания услуг как средства дальнейшего роста продаж;

степени концентрации показателей, зависимости от основных покупателей;

степени концентрации продукции и зависимости от одной отрасли (для много отраслевых предприятий);

степени зависимости от относительно небольшого числа ведущих продавцов;

степени географической диверсификации рынков.

В дополнение к анализу реализации, изучаются уровень и динамика себестоимости продукции, в частности, соотношение показателей уровня затрат и уровня валовой прибыли. Изучается состав и структура финансового результата организации.

Для анализа финансовых результатов используется форма №2 бухгалтерской (финансовой) отчетности «Отчет о прибылях и убытках». Построение данной формы позволяет изучить формирование отдельных групп финансовых результатов и выявить влияние основных групп факторов на отдельные показатели прибыли.

Анализ чувствительности темпов роста выручки к факторам внешней и внутренней бизнес-среды необходим для умения:

выделять и анализировать основные факторы, оказывающие влияние на Ваше предприятие;

определять тенденции изменения этих факторов;

делать выводы о потенциалах внешней и внутренней сред бизнеса.

Любое предприятие находится и функционирует в среде или, так называемой среде бизнеса. «Среда» или «окружение» предприятия — это совокупность всех факторов, влияющих на деятельность этого предприятия. Соответственно различают внешнюю среду и внутреннюю среду предприятия (внешнюю и внутреннюю среды бизнеса).

Внутренняя среда предприятия заключает в себе тот потенциал, с помощью которого предприятие существует, развивается и выживает в течение определенного промежутка времени.

К внутренней среде относят:

часть общей среды, которая находится в рамках предприятия;

совокупность «факторов влияния» внутри предприятия, которые непосредственно подконтрольны предприятию.

Внешняя среда помогает поддерживать внутренний потенциал предприятия на должном уровне. Предприятие постоянно взаимодействует с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания и дальнейшего развития.

К внешней среде бизнеса относят:

сферу, в которой предприятие осуществляет свою деятельность;

совокупность «факторов влияния» вне предприятия, на которые само предприятие не может влиять непосредственно.

На каждом предприятии проводится анализ внешней и внутренней среды. Формы проведения такого анализа различны. Результаты проведённых анализов становятся основой при принятии важнейших задач для выполнения поставленных целей при производстве продукции, выполнении услуг.

Анализ внешней среды бизнеса (предприятия) представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения предприятия, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые предприятие не может оказывать непосредственное влияние.

Анализ внешней среды обычно заканчивают составлением перечня внешних опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Обычно такой перечень делают в виде таблицы, состоящей из двух колонок, располагая выявленные факторы в порядке убывания их значимости для предприятия.

Получив данные о факторах, представляющих опасность или открывающих новые возможности для предприятия в результате анализа внешней среды, Вы должны оценить внутреннюю среду предприятия, т.е. выяснить, обладает ли предприятие внутренним потенциалом, чтобы воспользоваться предоставляемыми возможностями или защититься от реальных опасностей внешней среды.

Кроме того, анализ внутренней среды может проводиться для сравнения позиции Вашего предприятия с позицией ближайших конкурентов.

Внешняя среда бизнеса предъявляет свои требования к внутренней среде. Они могут выражаться в виде перечня факторов внутренней среды, т.е. тех характеристик предприятия, которые играют более-менее важную роль во взаимодействии предприятия с факторами внешней среды.

Выявив сильные и слабые стороны Вашего предприятия (согласно факторам внутренней среды), Вы можете определить «узкие места», проблемы Вашего бизнеса и решить — на что в первую очередь обратить внимание.

После анализа внутренней и внешней среды бизнеса необходимо сопоставить полученные данные и свести их воедино. Для этого можно использовать метод SWOT-анализа, который позволяет получить общую картину действительности.

Аббревиатура SWOT:- strengths — сильные стороны;

W — weaknesses — слабые стороны;- opportunities — возможности;- threats — угрозы.

Таким образом, метод SWOT-анализа выявляет в потенциале:

силы предприятия (S) (например, то, в чем предприятие преуспело);

слабости предприятия (W) (например, то, что у предприятия никак не получается);

возможности (О), предоставляемые предприятию внешней средой (например, нечто, дающее предприятию шанс сделать что-то новое);

угрозы (Т) для предприятия со стороны внешней среды (например, то, что может нанести вред предприятию).

Сила может заключаться в навыках, значительном опыте, ценных организационных ресурсах или конкурентных возможностях, достижениях, которые дают фирме преимущества на рынке (например, более качественный товар, прогрессивная технология, известность товарной марки).

Возможности могут состоять, например, в уходе с рынка конкурента, в появлении большого числа новых потребителей, строительстве шоссе рядом с предприятием и т.д.

Слабость может заключаться в низкой квалификации сотрудников, недостатке патентов, низком технологическом уровне, невыгодном географическом положении и т.д. Слабая сторона в зависимости от того, насколько она важна в конкурентной борьбе, может сделать предприятие уязвимым.

Угрозы могут состоять в несанкционированном копировании уникальных разработок предприятия, появлении новых конкурентов или товаров-заменителей и т.п.

Анализ возможных ситуаций осуществляется по матрице SWOT-анализа.

Матрица SWOT-анализа строится на двух векторах — состоянии внешней среды (горизонтальная ось) и состоянии внутренней среды (вертикальная ось). Каждый вектор разбивается на два уровня состояния: возможности и угрозы, исходящие от состояния внешней среды; силы и слабости потенциала предприятия. На пересечении 2х2 получается четыре поля, в результате складываются следующие группы ситуаций:

. Поле SO — «сила — возможности» — отмечают те сильные стороны потенциала предприятия, которые обеспечивают ему использование представившихся возможностей;

. Поле ST — «сила — угрозы» — относят те слабые стороны потенциала предприятия, которые не дают шанса использовать представившиеся возможности;

. Поле WT — «слабость — угрозы» — наихудшее сочетание для предприятия. Снижение угроз возможно только разработкой стратегий развития своего потенциала;

. Поле WO — «слабость — возможности» — необходимо определить либо целесообразность поиска стратегий развития предприятия, либо целесообразность использования возможностей при наличии указанных слабых сторон предприятия.

Выбирая стратегию, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свои противоположности. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент.

1.4 Анализ уровня себестоимости продаж и накладных расходов как фактора устойчивости операционной прибыли

Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими организациями (предприятиями).

Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет ряд функций:

служит основой для учета и контроля за уровнем затрат на выпуск и реализацию продукции;

является базой для формирования оптовой цены на продукцию предприятия и определения на этой основе прибыли и рентабельности;

представляет неотъемлемый элемент экономического обоснования любых управленческих и инвестиционных решений предприятия;

отражает эффективность использования ресурсов, результаты внедрения новой техники и технологии, совершенствования системы организации и управления производством.

При формировании показателей и проведении анализа себестоимости различают:

цеховую себестоимость, представляющую затраты цеха, связанные с производством продукции;

производственную себестоимость, которая, помимо затрат цехов, включает общепроизводственные расходы;

полную себестоимость, отражающую все затраты на производство и реализацию продукции. Она слагается из производственной; себестоимости, коммерческих и управленческих расходов.

Целью анализа затрат на производство и себестоимость отдельных видов и всей совокупности продукции является оценка их фактической величины за отчетный период по сравнению с их плановыми показателями и в динамике, выявление резервов экономии издержек и уменьшения себестоимости. В расчете на единицу основного вида продукции и определение конкретных мер по использованию этих резервов в текущей деятельности и перспективе.

В процессе анализа затрат на производство и себестоимость выпускаемой продукции промышленное предприятие:

изучает величину совокупных затрат за отчетный период и темпы ее изменения по сравнению с плановыми данными, в динамике и с темпами изменения объема продаж продукции;

оценивает структуру затрат, удельного веса каждой статьи в их совокупной величине и темпы изменения величины затрат по статьям по сравнению с плановыми данными и в динамике;

сравнивает фактическую производственную и полную себестоимость по основным видам продукции и по их совокупности с плановыми показателями и в динамике, рассчитывает влияние основных факторов на отклонение указанных показателей;

исследует постоянные и переменные затраты, устанавливает точки безубыточности по основным видам продукции и в целом по предприятию;

изучает показатели вклада на покрытие, запаса финансовой прочности и операционного рычага;

оценивает себестоимость продукции по структурным подразделениям, сопоставляет прямые затраты с их плановой величиной в увязке с объемом выпуска продукции, а общепроизводственные и общехозяйственные затраты, с плановой сметой;

определяет долю непроизводственных затрат и тенденций ее изменения по сравнению с данными прошлого периода;

устанавливает обоснованность выбора базы распределения различных видов затрат (общепроизводственных, общехозяйственных и т.д.)

Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются:

статистическая отчетность;

форма №5-з «Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг);

форма №2Т «Сведения о движении работающих и затрат на оплату труда»;

ведомость №12;

ведомость №15;

журналы-ордера №10, 10/1;

отчет о себестоимости товарной продукции;

данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям;

отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством;

данные об отходах производства и потерях от брака;

отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.

Кроме того, для анализа себестоимости продукции привлекаются данные отчета о прибылях и убытках (форма №2).

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая в свою очередь определяется следующими факторами:

формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

наличием соответствующих видов ежедневной, еженедельной и ежемесячной внутренней отчетности об операционных затратах, позволяющих оперативно выявлять отклонения, их причины и своевременно принимать корректирующие меры по их устранению;

наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

абсолютная сумма операционных затрат в целом и по элементам;

издержкоемкость продукции;

себестоимость отдельных изделий;

отдельные статьи затрат;

затраты по центрам ответственности.

Анализ себестоимости продукции проводится в следующих основных направлениях:

структурно-динамический анализ себестоимости продукции;

анализ затрат на рубль продукции;

анализ себестоимости по экономическим элементам и статьям расхода;

анализ себестоимости конкретных видов продукции;

факторный анализ себестоимости продукции.

В процессе анализа изучают совокупные затраты на весь объем произведенной и реализованной продукции и их средней размер на один рубль указанных видов продукции, их изменения по сравнению с планом и в динамике. Отдельно изучаются изменения себестоимости по основным видам и всей продукции. Для этого просчитывают фактическую себестоимость товарной, реализованной продукции и основных ее видов, оценивают их изменения по сравнению с планом и в динамике и какие факторы оказали влияние на эти изменения (пересмотр цен, тарифов, изменения объема и структуры товарной и реализованной продукции, величины запасов готовой продукции на начало и конец анализируемого периода).

Каждое предприятие выполняет подробный анализ структуры затрат на производство. Прежде всего определяют удельный вес каждой статьи затрат за определенный период, оценивают темп изменения ее величины для того, чтобы выявить издержки, которые могут стать значимыми в ближайшем будущем.

Важными контролируемыми статьями затрат являются материалы, зарплата, накладные расходы. Высокими темпами растут расходы на электроэнергию (силовую). К числу важнейших не контролируемых расходов относят расходы на социальные нужды, которые для своего покрытия постоянно требуют наличия средств (эта статья существует только в условиях российской экономики). Причем покрывать эту статью предприятия должны независимо от того, есть ли у него чистая прибыль или нет.

При определении резервов роста необходимо учесть составляющие каждой значимой статьи. Так, в состав производственных накладных расходов входят амортизация и затраты на текущий ремонт, а также расходы на содержание зданий и сооружений, которые интенсивно растут в последнее время, а в состав общезаводских накладных расходов — заработная плата общезаводского персонала и прочие расходы (телефонные переговоры).

Предприятие должно подробно изучить каждую значимую статью расходов, определить, в какие периоды и почему происходят их резкие изменения, и установить, как можно уменьшить влияние неблагоприятных факторов.

1.5 Анализ влияния результатов прочих операций на прибыль периода

Финансовый результат основной деятельности (прибыль / убыток от продаж) может увеличиваться (уменьшаться) на результат от других видов операций, которые представлены в стандартном формате отчета о прибылях и убытках в строках:

проценты к получению;

проценты к уплате;

доходы от участия в других организациях;

прочие операционные доходы;

прочие операционные расходы;

внереализационные доходы;

внереализационные расходы.

Анализируется темп роста показателей по данным статьям, а также соотношение полученных и уплаченных процентов. Наличие кредитных операций для рыночной экономики является распространенным явлением. К платным источникам заемного капитала относятся, прежде всего, кредиты банков и коммерческий кредит поставщиков. С точки зрение выплаты дивидендов, проценты по кредиту рассматриваются тоже как дивиденды, поскольку покрываются за счет прибыли, полученной в результате деятельности. Для оценки эффективности привлечения заемных ресурсов используется расчет финансового рычага.

Доходность собственного капитала рассчитывается как отношение прибыли после уплаты процентов к величине собственного капитала. При неэффективном привлечении кредитных ресурсов доходность собственного капитала может уменьшиться. Чтобы провести расчет финансового рычага, необходимо иметь информацию о величине прибыли до уплаты процентов. Непосредственно в формате отчета о прибылях и убытках такая информация отсутствует. Для получения такой величины необходимо к прибыли до налогообложения прибавить проценты к уплате. Именно для обеспечения пользователя отчетности такой информацией проценты к уплате выделены в отдельную статью отчета, а бухгалтерские правила требуют отражать проценты, причитающиеся к уплате вне зависимости от того, оплачены они или нет (применять метод начисления).

Доходы от участия в других предприятиях (они выражаются в виде дивидендов, или иных видах распределения прибыли) анализируются, прежде всего, на предмет эффективности финансовых вложений. С этой точки зрения финансовые вложения в другие организации классифицируются на:

вложения с целью установления контроля (например, 100% владения дочерней компанией). В этом случае, как правило, доходность проявляется не в виде распределяемых дивидендов, а через получение сверхприбыли от покупки ресурсов;

вложения с целью сохранения покупательной способности временно свободных денежных средств (например, покупка высоколиквидных акций);

Следующую группу статей составляют операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы.

Различие между операционными и внереализационными расходами в большей части основано на их связи с наличием признака реализации активов организации. Продажа активов является следствием планируемых сделок, санкционированных администрацией организации.

Внереализационные доходы и расходы в меньшей степени относятся к событиям, планируемым и контролируемым администрацией организации (штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, поступления в возмещение причиненных организации убытков; прибыль и убытки прошлых лет, выявленные в отчетном году, курсовые разницы и т.д.).

Таким образом, результат операционных доходов и расходов в большей мере зависит от качеств менеджмента организации, и по прибыли до внереализационных доходов и расходов (ее можно определить расчетным путем, это называется «операционная прибыль») можно делать выводы об эффективности управления организацией.

Внереализационные доходы и расходы в большей степени стихийны, поэтому качества управленческого персонала влияют на их возникновение в меньшей степени (тем не менее, за штрафные санкции покупателям управленческий персонал несет ответственность, поскольку должен был предпринять все меры, чтобы выполнить условия договора).

Чрезвычайные доходы и расходы отражаются после статьи расходов на уплату налога. Этим отражается именно чрезвычайный характер таких операций (например, страховое возмещение на покрытие убытков от стихийных бедствий, пожаров, аварий и т.п.).

1.6 Особенности анализа разных видов прибыли для целей оценки финансовых результатов финансового анализа

Прибыль на предприятии может быть получена за счет различных видов деятельности. Конечным финансовым результатом хозяйственной деятельности предприятия является балансовая прибыль.

Балансовая прибыль — это сумма прибылей (убытков) предприятия, как от реализации продукции, так и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией.

Под реализацией продукции понимается не только продажа произведенных товаров, имеющих натурально-вещественную форму, но и выполнение работ, оказание услуг.

Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента:

прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

прибыль (убыток) от реализации основных фондов, их прочего выбытия, а также от реализации иного имущества предприятия;

финансовые результаты от внереализационных операций.

Балансовая прибыль (Пб) может быть определена по формуле:

Пб = ± Пр ± Пи ± Пв.о,

где Пр — прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг; Пи — прибыль (убыток) от реализации имущества предприятия; Пв.о. — доходы (убытки) от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Таким образом, прибыль от реализации продукции — это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе и не запрещенных законом.

Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой от реализации продукции в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Пр = Bp — С/с,

где Вр — выручка от реализации, с/с — себестоимость (затраты на производство и реализацию).

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающая торговым и снабженческо-сбытовым предприятиям, участвующим в сбыте продукции.

Вторая составляющая балансовой (валовой, общей) прибыли предприятия — прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. Это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражает прибыли (убытки) от прочей реализации, к которой относится продажа на сторону различных видов имущества, числящегося на балансе предприятия.

Предприятие самостоятельно распоряжается своим имуществом. Оно вправе списывать, продавать, ликвидировать, передавать в уставные фонды других предприятий здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие основные фонды, материальные ценности, полученные в процессе сноса и разборки зданий, сооружений, продавать отдельные объекты, товарно-материальные ценности и другие виды имущества.

Финансовый результат имеет место только при продаже перечисленных видов имущества, а также, в некоторых случаях, при прочем выбытии недоамортизированных объектов.

При реализации основных фондов финансовый результат определяется как разница между продажной ценой реализованных на сторону основных фондов и их остаточной стоимостью с учетом понесенных расходов по реализации.

Под иным имуществом предприятия понимаются сырье, материалы, топливо, запчасти, нематериальные активы (патенты, лицензии, торговые марки, программные продукты для ЭВМ и т.д.), валютные ценности (иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы и природные драгоценные камни за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий), ценные бумаги. Разница между продажной ценой этих видов имущества предприятия и их балансовой стоимостью (с учетом понесенных в связи с этим расходов) составляет финансовый результат, влияющий на сумму балансовой прибыли.

Третья составляющая балансовой (валовой, общей) прибыли — прибыль от внереализационных операций — это прибыль (убыток) по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и не связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы (убытки) за минусом расходов по внереализационным операциям.

2. Анализ финансовых результатов деятельности компании на примере Общества с ограниченной ответственностью «Горизонт»

2.1 Анализ финансовой устойчивости ООО «Горизонт»

Анализ финансового положения и эффективности деятельности ООО «Горизонт» выполнен за период 01.01.13-31.03.13 г. (1 квартал). Качественная оценка значений финансовых показателей организации проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности организации (отрасль — «Торговля авто и мотоциклами, их техобслуживание и ремонт», класс по ОКВЭД — 50).

Основные показатели финансовой устойчивости организации

ПоказательЗначение показателяИзменение показателя (гр. 3 — гр. 2)Описание показателя и его нормативное значение31.12.201031.03.20111. Коэффициент автономии0,290,37+0,08Отношение собственного капитала к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: 0,4 и более (оптимальное 0,5-0,7).2. Коэффициент финансового левериджа2,421,71-0,71Отношение заемного капитала к собственному. Нормальное значение для данной отрасли: 1,5 и менее (оптимальное 0,43-1).3. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами0,280,35+0,07Отношение собственных оборотных средств к оборотным активам. Нормальное значение: не менее 0,1.4. Индекс постоянного актива0,070,07-Отношение стоимости внеоборотных активов к величине собственного капитала организации.5. Коэффициент покрытия инвестиций0,290,37+0,08Отношение собственного капитала и долгосрочных обязательств к общей сумме капитала. Нормальное значение для данной отрасли: не менее 0,65.6. Коэффициент маневренности собственного капитала0,930,93-Отношение собственных оборотных средств к источникам собственных средств. Нормальное значение для данной отрасли: не менее 0,35.7. Коэффициент мобильности имущества0,980,97-0,01Отношение оборотных средств к стоимости всего имущества. Характеризует отраслевую специфику организации.8. Коэффициент мобильности оборотных средств<0,010,02+0,02Отношение наиболее мобильной части оборотных средств (денежных средств и финансовых вложений) к общей стоимости оборотных активов.9. Коэффициент обеспеченности запасов1,271,24-0,03Отношение собственных оборотных средств к стоимости запасов. Нормальное значение: не менее 0,5.10. Коэффициент краткосрочной задолженности11-Отношение краткосрочной задолженности к общей сумме задолженности.

Коэффициент автономии организации на последний день анализируемого периода составил 0,37. Полученное значение говорит о недостаточной доле собственного капитала (37%) в общем капитале организации. За последний квартал коэффициент автономии значительно вырос (на 0,08).

Коэффициент автономии организации на последний день анализируемого периода составил 0,37. Полученное значение говорит о недостаточной доле собственного капитала (37%) в общем капитале организации. За последний квартал коэффициент автономии значительно вырос (на 0,08).

Значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на 31 марта 2011 г. составило 0,35. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами за весь рассматриваемый период сильно вырос (на 0,07). Коэффициент на 31.03.2011 демонстрирует вполне соответствующее нормальному значение.

В течение анализируемого периода коэффициент покрытия инвестиций увеличился на 0,08 и составил 0,37. Значение коэффициента на 31.03.2011 значительно ниже нормы.

По состоянию на 31.03.2011 значение коэффициента обеспеченности материальных запасов составило 1,24, что несильно в меньшую сторону (на 0,03) отличается от коэффициента обеспеченности материальных запасов на начало анализируемого периода (31.12.2010). На 31.03.2011 значение коэффициента обеспеченности материальных запасов можно характеризовать как исключительно хорошее.

Коэффициент краткосрочной задолженности ООО «Горизонт» показывает на отсутствие долгосрочной задолженности при 100% краткосрочной.

2.2 Анализ эффективности операционной деятельности ООО «Горизонт»

Обзор результатов деятельности организации

В приведенной ниже таблице обобщены основные финансовые результаты деятельности ООО «Горизонт» в течение анализируемого периода и аналогичный период прошлого года.

Как видно из «Отчета о прибылях и убытках», за квартал организация получила прибыль от продаж в размере 11 153 тыс. руб., что составило 7,4% от выручки. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года прибыль от продаж выросла на 686 тыс. руб., или на 6,6%.

По сравнению с прошлым периодом в текущем увеличилась как выручка от продаж, так и расходы по обычным видам деятельности (на 15 423 и 14 737 тыс. руб. соответственно).

Обратив внимание на строку 2220 формы №2 можно отметить, что организация как и в прошлом году не использовала возможность учитывать общехозяйственные расходы в качестве условно-постоянных, включая их ежемесячно в себестоимость производимой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг). Поэтому показатель «Управленческие расходы» за отчетный период в форме №2 отсутствует.

Убыток от прочих операций за весь рассматриваемый период составил 2 251 тыс. руб., что на 1 396 тыс. руб. (163,3%) больше, чем убыток за аналогичный период прошлого года.

ПоказательЗначение показателя, тыс. руб.Изменение показателяСреднегодовая величина, тыс. руб.31.12.201031.03.2011тыс. руб. (гр. 3 — гр. 2)±% ((3-2): 2)1. Выручка134 818150 241+15 423+11,4570 1182. Расходы по обычным видам деятельности124 351139 088+14 737+11,9526 8783. Прибыль (убыток) от продаж10 46711 153+686+6,643 2404. Прочие доходы и расходы, кроме процентов к уплате-444-939-495↓-2 7665. EBIT (прибыль до уплаты процентов и налогов)10 02310 214+191+1,940 4746. Проценты к уплате4111 312+901+3,2 раза3 4467. Изменение налоговых активов и обязательств, налог на прибыль и прочее1 604332-1 272-79,33 8728. Чистая прибыль (убыток)11 2169 234-1 982-17,740 900Справочно: Совокупный финансовый результат периода11 2169 234-1 982-17,740 900Изменение за период нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) по данным бухгалтерского баланса (измен. стр. 1370)x8 250xxx

Организация не применяет ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (утв. Приказом Минфина РФ от 19.11.2002 г. №114н), что нормально для субъектов малого предпринимательства (кроме того, ПБУ 18/02 не применяют кредитные, бюджетные организации).

2.3 Анализ рентабельности ООО «Горизонт»

Показатели рентабельностиЗначения показателя (в%, или в копейках с рубля)Изменение показателя31.12.201031.03.2011коп., (гр. 3 — гр. 2)±% ((3-2): 2)1. Рентабельность продаж (величина прибыли от продаж в каждом рубле выручки). Нормальное значение для данной отрасли: 4% и более.7,87,4-0,4-4,42. Рентабельность продаж по EBIT (величина прибыли от продаж до уплаты процентов и налогов в каждом рубле выручки).7,46,8-0,6-8,63. Рентабельность продаж по чистой прибыли (величина чистой прибыли в каждом рубле выручки).8,36,1-2,2-26,1Cправочно: Прибыль от продаж на рубль, вложенный в производство и реализацию продукции (работ, услуг)8,48-0,4-4,7Коэффициент покрытия процентов к уплате (ICR), коэфф. Нормальное значение: не менее 1,5.24,47,8-16,6-68,1

Представленные в таблице показатели рентабельности за последний квартал имеют положительные значения как следствие прибыльной деятельности ООО «Горизонт».

За последний квартал организация по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 7,4 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Однако имеет место отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с данным показателем за аналогичный период прошлого года (-0,4 коп.).

Показатель рентабельности, рассчитанный как отношение прибыли до процентов к уплате и налогообложения (EBIT) к выручке организации, за период 01.01-31.03.2013 составил 6,8%. То есть в каждом рубле выручки ООО «Горизонт» содержалось 6,8 коп. прибыли до налогообложения и процентов к уплате.

Заключение

Анализ хозяйственной деятельности любой коммерческой организации проводится, прежде всего, с целью оценки динамики и структуры выпуска продукции, оказания услуг, выполнения различных работ для получения прибыли, являющейся финансовым ресурсом дальнейшего развития любого экономического субъекта, действующего (работающего) в рыночной системе хозяйствования.

Анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли (убытка), проведение факторного анализа результата от продажи необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования.

Таким образом, анализ рентабельности и финансовых результатов, как хорошо показано на примере ООО «Горизонт» в данной работе, в целом имеет существенное значение для определения стратегии развития организации, критериев повышения эффективности деятельности и окупаемости вложений в активы. Эффективная система управления финансовыми результатами — это один из факторов, определяющих перспективы развития организации, ее будущую инвестиционную привлекательность, кредитоспособность и, в конечном счете, рыночную стоимость.

Качественная система управления финансовыми результатами является фундаментальной основой для обеспечения устойчивого роста хозяйствующего субъекта. В условиях современного развития России для эффективного управления хозяйственной деятельностью предприятия возрастает роль информационной базы, имеющейся у руководителя, важную часть которой занимают сведения, полученные в ходе анализа финансовых результатов деятельности организации.

Список используемой литературы и источников

1 Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 8.01.1998 г. №6 — ФЗ. Гражданский кодекс РФ. Ч. 1: Принят Государственной Думой 21 октября 1994 г. — М., 1995.

Постановление Правительства РФ «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. №498.

Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса: Утверждены распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. №31-р.

Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия: Утверждены Приказом Министерства экономики РФ от 1 окт5ября 1997 г. №118.

Ануфьев Н.П., «Учет формирования финансовых результатов и распределения прибыли организации», Бухгалтерский учет №10, 2001 г.

Баканов М.И., Шеремет А.Д., «Теория экономического анализа», Москва «Финансы и статистика», 2000 г.

Парушина Н.В. «Журнал бухгалтерского учета №5, 2002 г.; «Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности.

Ермолович Л.Л. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Мн.:БГЭУ, 1997.

Хайруллин А.Г. Управление финансовыми результатами деятельности организации. // Финансовый анализ. — 2006. — №10.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

915

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке