Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия»

Актуальность данной темы заключается в том, что, на современном рынке существует конкуренция, нестабильность в экономике, инфляция и многие другие факторы, которые могут значительно повлиять на снижение эффективности деятельности предприятия и значительно ухудшить финансовое положение.

Введение

Актуальность данной темы заключается в том, что, на современном рынке существует конкуренция, нестабильность в экономике, инфляция и многие другие факторы, которые могут значительно повлиять на снижение эффективности деятельности предприятия и значительно ухудшить финансовое положение. Поэтому необходимо проведение анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия, так как основные пользователи информации должны быть осведомлены о структуре доходов и расходов, должны знать какие факторы повлияли положительно на финансовые результаты, а какие отрицательно, и в итоге определить направления улучшения сложившейся ситуации и принять управленческие решения на основании проведенного анализа.

Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и маркетинговой деятельности предприятия. Также, размер прибыли во многом зависит и от учетной политики, применяемой на анализируемом предприятии. Так, закон о бухгалтерском учете и другие нормативные документы предоставляют право субъектам хозяйствования самостоятельно выбирать некоторые методы учета, способные существенно повлиять на формирование финансовых результатов.

Итак, основной целью анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

1.      оценка динамики показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период;

2.      расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации;

.        расчет влияния факторов на изменение уровня среднереализационных цен;

.        расчет влияния факторов на изменение показателей рентабельности;

.        проведение факторного анализа в системе директ-костинг.

Объектом исследования курсовой работы являются финансовые результаты предприятия ОАО «Молоко» на основании финансовой отчетности формы №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Курсовая работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение.

Во введении определяется актуальность темы, основная цель и задачи исследования.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В первой главе рассматриваются теоретические и методические основы анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия.

Во второй главе представлена краткая характеристика предприятия ОАО «Молоко» и проводится анализ по данным формы №2 «Отчет о прибылях и убытках». По данным отчета выявляются динамика и структура основных показателей отчета — доходы и расходы, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль. Также проводится факторный анализ прибыли от продаж, рентабельности основных показателей деятельности предприятия, анализ изменения средней цены реализации за счет изменения качества, рынков сбыта и сроков реализации и факторный анализ прибыли в системе директ-костинг.

В третьей главе приводятся выводы, рекомендации, и расчет резервов роста прибыли за счет увеличения объема реализации, снижения себестоимости, изменения рынков сбыта и оптимизации сроков реализации.

В заключении приводится вывод о проделанной работе.

Основой для написания курсовой работы послужили источники отечественных авторов, периодические издания, финансовая отчетность предприятия ОАО «Молоко» формы №2 «Отчет о прибылях и убытках», а также оперативные учетные документы по данному предприятию.

1. Теоретические и методические основы анализа

1.1  Теоретические основы анализа финансовых результатов и рентабельности предприятия

Финансовый результат деятельности предприятия выражается в изменении величины его собственного капитала за отчетный период. Способность предприятия обеспечить неуклонный рост собственного капитала может быть оценена системой показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели финансовых результатов деятельности предприятия представлены в форме №2 годовой и квартальной бухгалтерской отчетности.

Показатели финансовых результатов (прибыли) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений со всеми участниками коммерческого дела.

Наиболее обобщенную оценку эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия дает система коэффициентов рентабельности.

Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала. Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и деловых качеств предприятия, степени его надежности и финансового благополучия как партнера.

Прибыль — положительный финансовый результат деятельности организации. Отрицательный результат называется убыток.

Важнейшие показатели финансовых результатов деятельности предприятия отражаются в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» в виде:

прибыли (убытка) от продажи товаров, продукции, работ, услуг — характеризует финансовый результат от обычных видов деятельности организации и представляет собой разность между выручкой от продажи и полной себестоимости проданных товаров (продукции, работ, услуг).

прибыли до налогообложения — представляет собой сумму прибыли (убытка) от продаж товаров продукции, работ, услуг, прочих доходов, уменьшенных на сумму аналогичных расходов. Данный показатель характеризует общий финансовый результат, полученный от всех видов деятельности и операций.

чистой прибыли (убытка) отчетного периода — формируется исходя из прибыли (убытка) до налогообложения с учетом влияния на результат текущего налога на прибыль, рассчитанного по правилам налогового учета, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств. Она характеризует величину прибыли, остающейся в распоряжении собственника организации, т.е. конечный финансовый результат ее деятельности.

В соответствии с ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. №43н, в форму Отчета о прибылях и убытках введен показатель валовой прибыли от продаж товаров, продукции, работ, услуг, рассчитываемый как разность между выручкой (нетто) от продаж и переменными затратами.

В аналитической работе применяются несколько методов анализа — вертикальный, горизонтальный, расчет финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

К стандартным методам анализа отчетности относятся горизонтальный и вертикальный анализ формирования финансовых результатов, который выполняется в аналитических таблицах, где находится абсолютное отклонение показателей отчетного периода по сравнению с базисным периодом; темп роста и темп прироста. Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках — это анализ структуры формирования финансовых результатов в сравнении с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ направлен на изучение темпов роста (прироста) показателей, который объясняет причины изменений в их структуре.

При построении аналитических таблиц объектом анализа является неоднородная совокупность — доходы и расходы, прибыли и убытки, итоговый показатель — прибыль до налогообложения или чистая прибыль. Для изучения факторов, повлиявших на чистую прибыль в отчетном году по сравнению с предыдущим, необходимо проанализировать несколько ступеней формирования финансовых результатов. Поэтому представляется целесообразно представить данные о формировании финансовых результатов в нескольких таблицах, количество и содержание которых определяются отчетом о прибылях и убытках.

В таблицах сочетаются абсолютные значения анализируемых показателей, по которым рассчитываются отклонения, данные о структуре совокупности показателей и ее изменении, относительные показатели динамики показателей финансовых результатов.

На величину прибыли предприятия оказывают влияние разные факторы. Одни их них оказывают прямое влияние, и их воздействие можно точно определить с помощью методов факторного анализа. А другие оказывают косвенное влияние, через какие-либо показатели. В данном случае величину воздействия определить можно только с определенной долей вероятности или вообще невозможно.

Для выявления степени влияния отдельного фактора на анализируемый показатель применяется детерминированный факторный анализ.

Методом цепных подстановок или абсолютных разниц определяется степень влияния факторов на прибыль: за счет влияния фактора выручки от продажи, фактора цены, количества проданной продукции, себестоимости проданной продукции, коммерческих расходов, управленческих расходов, и в итоге определяется совокупное влияние всех названных факторов на прибыль от продаж. Далее приводится анализ динамики прибыли от продаж и факторов, влияющих на нее.

Аналогично рассчитывается степень влияния факторов на рентабельность продаж, при этом факторы влияют те же, что и на прибыль от продажи, и затем анализируется динамика рентабельности.

Для проверки результатов влияния факторов на чистую прибыль используется балансовой метод.

Анализ уровня среднереализационных цен предполагает использование метода цепных подстановок или абсолютных разниц для определения степени изменения средней цены за счет ее качества.

Анализ прочих доходов и расходов проводится с помощью вертикального и горизонтального анализа, где определяется отклонение доходов (расходов) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом, рассчитывается темп прироста и структура доходов (расходов) по обычным видам деятельности и от прочей деятельности.

Факторный анализ прибыли в системе директ-костинг предполагает расчет степени влияния способом цепных подстановок — объема продаж, цены, переменных затрат на единицу продукции и постоянных затрат на результативный показатель — прибыль.

Основной целью анализа финансовых результатов является выявление факторов, вызывающих уменьшение финансовых результатов и разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности работы предприятия.

Анализ финансовых результатов предполагает решение следующих задач:

1.      оценка динамики показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период;

2.      расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от реализации;

.        расчет влияния факторов на изменение уровня среднереализационных цен;

.        расчет влияния факторов на изменение показателей рентабельности;

.        проведение факторного анализа в системе директ-костинг.

Источниками информации являются:

1. Бизнес-план;

2.      Оперативные планы-графики;

.        Ведомости по производству и продаже продукции;

.        Бухгалтерская финансовая отчетность — форма №1 «Бухгалтерский Баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

.        Форма №1-Предприятие «Основные данные о деятельности предприятия»

.        Форма №1-Натура;

.        Калькуляция себестоимости продукции.

1.2 Методические основы анализа

Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия проводится по следующим этапам:

Этап. Производится оценка динамики показателей отчета о прибылях и убытках, прибыли до налогообложения, чистой прибыли — рассчитывается абсолютное изменение, темп роста, процент прироста всех показателей отчета о прибылях и убытках.

Этап. Определение структуры доходов и расходов основной деятельности. Составляется аналитическая таблица горизонтального и вертикального анализа доходов и расходов организации, приводятся выводы.

3 Этап. Определение структуры прибыли до налогообложения, то есть какую долю в П занимают: валовая прибыль (ВП), П, финансовый результат от прочей деятельности, чистая прибыль (ЧП), налог.

Этап. Балансовый метод анализа

ЧП: ЧП= В-С-Кр-Упрр. + Доходы от участия в других орг. +%к п.-% к упл. +Прд — Прр + ОНА — ОНО — тек. налог на прибыль.                      (1)

Этап. Факторный анализ прибыли от продаж

Величина прибыли от продаж изменяется под воздействием множества факторов, таких как изменение объема продажи, структуры продукции, продажных цен, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Факторный анализ прибыли организации проводят исходя из порядка ее формирования. Целью такого анализа является оценка динамики показателей балансовой и чистой прибыли, выявление степени влияния на финансовые результаты ряда факторов, в том числе роста (снижения) производства товаров, роста (снижения) объема продаж, повышения качества и расширения ассортимента товаров, повышения рентабельности; выявление резервов увеличения прибыли и другие.

Таблица 1. Исходные данные для анализа прибыли от продаж:

 

Расчеты проводятся в следующем порядке:

1. Вычисление изменения прибыли от продаж за период (П) по формуле:

П = П— П;                                                                             (2.2.1)

где П— прибыль от продаж текущего периода,

П— прибыль от продаж предыдущего периода.

. Расчет влияния на прибыль изменений объема продаж продукции ():

= ,                                                                                 (2.2.2)

где — объем продаж в текущем периоде в ценах текущего периода;

— объем продаж в текущем периоде в ценах предыдущего периода.

. Расчет влияния на прибыль изменения отпускных цен на проданную продукцию ():

= ,                                                                        (2.2.3)

где — прибыль предыдущего периода, тыс. руб.

— коэффициент изменения себестоимости товаров по ценам предыдущего периода:

где С— себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

— себестоимость проданных товаров в предыдущем периоде.

. Расчет влияния на прибыль изменений в объеме продаж товаров, обусловленных изменениями в структуре товаров ():

                                                                          (2.2.4)

где — коэффициент роста объема продаж по ценам предыдущего периода:

где — объем продаж в предыдущем периоде.

. Расчет влияния на прибыль изменения себестоимости продукции за счет изменения цен на потребляемые ресурсы ():

= С— С,                                                                       (2.2.5)

где С— себестоимость проданных товаров за текущий период в ценах предыдущего периода;

С— фактическая себестоимость проданных товаров за текущий период.

. Расчет влияния на прибыль изменения в структуре продаж ():

= .                                                             (2.2.6)

. Расчет влияния на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе товаров ():

,                                                                           (2.2.7)

. расчет совокупного влияния факторов, равному общему изменению прибыли от продаж () по формуле:

                                                                                       (2.2.8)

где П— влияние i-го фактора;

n — количество факторов.

Факторный анализ позволяет выявить резервы увеличения прибыли от продаж за счет:

снижения расходов;

оптимизации структуры (ассортимента) продаж;

разработки гибкой ценовой политики;

поиска новых рынков сбыта;

улучшения качества продукции, работ, услуг и др.

Полученные результаты представляются в таблице.

6.      Этап Расчет влияния качества реализуемой продукции, рынков сбыта, конъюнктуры рынка и сроков реализации на изменение средней цены. Изменение средней цены будет рассчитываться по следующим видам продукции в зависимости от кондиции молока:

— молоко стерилизованное;

молоко пастеризованное.

Составляются аналитические таблицы:

Первый фактор — расчет влияния качества молока на среднюю цену реализации. Рассчитывается удельный вес сортов (%), фактический объем продаж при базовой кондиции и выручка от фактического объема продаж при фактической и базовой кондиции, где необходимо найти фактический объем продаж при базовой кондиции следующим образом:

=                                                                        (2.3.1)

Изменение средней цены рассчитывается способом абсолютных разниц:

                                                                   (2.3.2)

Второй фактор — влияние рынков сбыта на изменение средней цены 1 тонны молока. Рассчитывается структура реализации в%, ее отклонение (+,-) и изменение средней цены по каждому рынку сбыта.

Расчет изменения средней цены:

                                                                           (2.3.3)

Третий фактор — сроки реализации продукции, в которых приводятся расчеты структуры реализации (%), ее отклонение и изменение средней цены.

В заключении обобщаются результаты и приводятся в таблице по каждому фактору, повлиявших на изменение среднего уровня цен — качество продукции, рынки сбыта и сроки реализации.

По данным отчета о прибылях и убытках проанализируем динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Этап. Факторный анализ рентабельности продаж строится по следующей модели:

                                             (2.5.1)

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.

.        Влияние изменения выручки от продажи на :

                        (2.5.2)

.        Влияние изменения себестоимости продажи на :

                      (2.5.3)

.        Влияние изменения коммерческих расходов на :

   (2.5.4)

4.  Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж:

                       (2.5.5)

Совокупное влияние факторов:

                                                                   (2.5.6)

На чистую рентабельность отчетного периода () оказывают влияние изменения уровней всех показателей факторов:

               (2.5.7)

На данном этапе рассчитывается такой показатель, как затраты на 1 рубль проданной продукции:

=                                                                                      (2.5.8)

Далее рассчитывается влияние рентабельности обычных видов деятельности на изменение прибыли от продаж, используя следующую факторную модель:

,

где, Z — затраты на один рубль проданной продукции, руб.

С помощью приема абсолютных разниц рассчитывается влияние на изменение рентабельности обычных видов деятельности за счет изменения выручки и рентабельности продаж:

;                                                              (2.5.9)

. (2.5.10)

Следующий этап анализа — факторный анализ прибыли в системе директ-костинг.

Этап. Рассчитывается маржинальная прибыль и степень влияния факторов на ее изменение:

П = VРП*(Ц-С)                                                                              (2.6.1)

где, П — сумма прибыли; VРП — объем реализованной продукции; Ц — цена реализации; С — себестоимость единицы продукции.

Факторный анализ прибыли на один вид продукции:

П= V (Ц-Пер) — Пост.                                                                 (2.6.2)

Формула используется для анализа прибыли от реализации одного вида продукции. Она позволяет определить изменение суммы прибыли за счет количества реализованной продукции, цены, уровня удельных переменных и суммы постоянных затрат.

Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли производится способом цепной подстановки:

                                                                     (2.6.3)

                                                          (2.6.4)

                                                                   (2.6.5)

                                                                    (2.6.6)

                                                              (2.6.7)

Общее изменение:                                          (2.6.8)

В том числе за счет изменения:

. количества реализованной продукции=;           (2.6.9)

. цены реализации ;                                            (2.6.10)

. удельных переменных затрат ;              (2.6.11)

. суммы постоянных затрат                         (2.6.12)

Факторный анализ прибыли от реализации продукции в целом по предприятию рассчитывается с помощью приема цепной подстановки:

;                                                   (2.6.13)

П;                                          (2.6.14)

где — индекс реализованной продукции:

= .                                                                                     (2.6.15)

П                                                  (2.6.16)

П                                                  (2.6.17)

П                                                   (2.6.18)

П                                                      (2.6.19)

Затем рассчитывается степень влияния каждого фактора

. ;                                                         (2.6.20)

. ;                                                              (2.6.21)

. ;                                                               (2.6.22)

. ;                                                                (2.6.23)

. .                                                         (2.6.24)

Этап. Расчет резервов роста прибыли. Основными их источниками являются увеличение объема реализации, снижение ее себестоимости, реализация на более выгодных рынках сбыта и реализация в более оптимальные сроки. Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции.

за счет роста объема реализации продукции. Необходимо резерв роста объема реализации умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида в отчетном периоде:

                                                          (3.2.1)

за счет снижения себестоимости товарной продукции. Резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста:

VРП)                                                            (3.2.2)

за счет изменения рынков сбыта. Изменение структуры реализации каждого рынка сбыта умножается на отпускную цену по каждому рынку сбыта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации продукции:

VРП                                                         (3.2.3)

за счет оптимизации сроков реализации продукции. Рассчитывается аналогичным образом, то есть изменение структуры реализации по срокам реализации умножается на отпускную цену, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации.

 VРП (3.2.4)

Выявленные резервы необходимо представить в итоговой таблице.

Основными источниками резерва повышения уровня рентабельности являются увеличение суммы прибыли от реализации продукции и снижение ее себестоимости. Для подсчета резервов по каждому виду продукции используется следующая формула:

                                                              (3.2.5)

где П— фактическая сумма прибыли в отчетном периоде;

— резерв роста прибыли от реализации продукции;РП— возможный объем реализации продукции с учетом выявленных резервов его роста;

— возможный уровень себестоимости;

— сумма фактических затрат по реализованной продукции в отчетном периоде.

2. Анализ финансовых результатов и рентабельности ОАО «Молоко»  

.1 Анализ состава и динамики показателей отчета о прибылях и убытках, прибыли до налогообложения, чистой прибыли

Анализ финансовых результатов и рентабельности рассмотри на примере предприятия ОАО «Молоко», основным видом деятельности которого является переработка.

Согласно учетной политике предприятия, учет финансовых результатов ведется на счете 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы» и в конце отчетного периода закрываются на счет 99 «Прибыли и убытки», а в конце года счет 99 закрывается счетом 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

При анализе финансовых результатов предприятия оценивается динамика показателей прибыли до налогообложения и чистой прибыли за отчетный период (таблица №2.1):

Таблица №2.1. Динамика показателей «Отчета о прибылях и убытках» ОАО «Молоко»

 

Исходя из данных расчетов видно, что произошло увеличение прибыли от продаж на 17123 тыс. руб., или на 152,12%, прибыли до налогообложения — на 5787 тыс. руб., или 24,2 пункта, чистой прибыли — на 554 тыс. руб., или 3 пункта. Положительная динамика результата от обычных видов деятельности сложилась вследствие опережающего роста выручки (24,6%) по сравнению с производственной себестоимостью, ее прирост составил 15,9 пункта. Но на конец анализируемого периода резко возросли коммерческие расходы в 2,73 раза или на 23027 тыс. руб. — отрицательная тенденция. В общем, выручка возросла на 138516 тыс. руб. — положительный результат.

Положительная динамика наблюдается по прочим доходам, они возросли на 53577 тыс. руб., их прирост составил 22,84%, но при этом возросли прочие доходы на 59759 тыс. руб. или на 25 пункта выше — это отрицательный результат.

Далее определим структуру доходов и расходов предприятия (таблица №2.2):

Таблица №2.2 — Горизонтальный и вертикальный анализ доходов и расходов предприятия

пред. год              отчет. год            пред.

годотчет.

 

По данным таблицы наблюдается увеличение как доходов (на 192093 тыс. руб.), так и расходов (на 170124 тыс. руб.). При этом в составе доходов наибольший прирост составляют доходы от обычных видов деятельности (на 138516 тыс. руб.), которые составляют более 70% от общей величины доходов как в отчетном, так и в предыдущем году. Но, также наблюдается увеличение прочих доходов (на 53577 тыс. руб.), чей прирост составил 22,84%, а удельный вес 29,11%, который на конец отчетного года в структуре общих доходов снизился на 0,29% за счет увеличения основных доходов на 0,3 пункта.

Данные показатели дают положительный результат на формирование чистой прибыли, в основном формирование происходит за счет стабильных доходов, что положительно влияет на «качество» полученного финансового результата. Воздействие случайных факторов на прибыль организации является минимальным.

Увеличение расходов организации в отчетном году произошло в основном за счет роста расходов по обычным видам деятельности (на 170124 тыс. руб.), эти расходы составляют наибольший удельный вес в структуре расходов от 68,53 на начало отчетного года и 67,33% на конец отчетного года, снижение в структуре произошло за счет увеличения в структуре прочих расходов (на 1,2%). Таким образом, расходы организации также представлены в основном расходами стабильного характера.

По расчетам данных соотношений наблюдается эффективность обычной деятельности, но при этом снижается эффективность прочей деятельности. Так, в предыдущем году на 1 рубль расходов приходился 1,062 руб. доходов, то на конец отчетного года показатель увеличился до 1,104 руб. (на 0,042 коп.). Одновременно наблюдается превышение прочих расходов над прочими доходами на 0,3 коп., что составило 0,93 коп. доходов на 1 рубль расходов от прочей деятельности — это отрицательная тенденция.

Определим структуру прибыли до налогообложения и долю выручки, прибыли от продаж, финансового результата от прочей деятельности, чистой прибыли и налога на прибыль (таблица №2.3):

Таблица №2.3 — Структура прибыли до налогообложения

 

Итак, по данным таблицы видно, что основным источником формирования прибыли до налогообложения является прибыль от продаж, удельный вес которой занял на начало отчетного года 137,23%, а на конец отчетного года увеличился на 30,9%, что составило 168,11%. Одновременно усилилось влияние прочих доходов и расходов. При этом, как в отчетном, так и в предыдущем году расходы превышали доходы. Все это привело к тому, что на покрытие отрицательного сальдо прочих доходов и расходов в отчетном году было направлено 68,11% прибыли до налогообложения, в то время как в предыдущем году только 37,23%.

Следует отметить и тот факт, что в отчетном году сократилась в структуре прибыли до налогообложения чистая прибыль на 13,2%. Так, если в предыдущем году конечный финансовый результат составлял 77,42%, то в отчетном году стал составлять 64,2%. На данный показатель повлиял налоговый фактор, так как текущий налог на прибыль увеличился в составе прибыли до налогообложения на 13,2%.

В общем, прибыль до налогообложения увеличилась на 5787 тыс. руб. или на 124,2% — положительный результат. Далее проводится оценка динамики факторов формирования чистой прибыли организации (таблица №2.4):

Таблица №2.4 — Динамика факторов формирования чистой прибыли организации, тыс. руб.

 

Определим совокупное влияние всех факторов на изменение чистой прибыли (1) и представим данные расчеты в таблице №2.5:

Таблица №2.5 — Влияние факторов на изменение чистой прибыли

 

Из данных расчетов следует, что чистая прибыль на конец анализируемого периода возросла на 554 тыс. руб. или на 103% в основном за счет увеличения выручки от продажи продукции на 138516 тыс. руб. (124,6%), а также за счет роста прочих доходов на 122,84% (53577 тыс. руб.). Негативное воздействие на формирование чистой прибыли оказал значительный рост себестоимости на 115,9% (82184 тыс. руб.) и рост прочих расходов на 125% или на 59759 тыс. руб. — это отрицательная динамика.  

.2 Анализ финансовых результатов от реализации продукции, работ, услуг

Наиболее крупной статьей формирования чистой прибыли, как правило, является прибыль от продаж товаров, продукции, работ, услуг. Поэтому в процессе анализа важно оценить влияние факторов, вызвавших изменение этого показателя.

Цель факторного анализа прибыли от продаж — выявление резервов ее повышения.

В целом на прибыль от продаж оказывают влияние следующие факторы:

объем продаж (чем больше организация продает рентабельной продукции, тем больше она получает прибыли);

структура продаж. Отдельные виды продукции, работ, услуг имеют различную рентабельность. Некоторые из них могут оказаться убыточными для предприятия. Поэтому от того, каков ассортимент продаваемой продукции, во многом зависит величина прибыли организации.

цены на создаваемую продукцию, работы и услуги. Их повышение позволяет предприятию получить дополнительную прибыль. Однако изменение этого фактора имеет ограничения в условиях высокой конкуренции, так как продавцы строят свою ценовую политику исходя из уровня приемлемой для себя рентабельности, сколько из среднего уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги.

уровень затрат, включенных в себестоимость продукции (их рост приводит к уменьшению прибыли в том же размере).

Для оценки влияния этих факторов помимо информации Отчета о прибылях и убытках используются данные специального расчета, в результате которого натуральные объемы продаж отчетного периода пересчитываются в средние цены и затраты предыдущего (таблица №2.6):

Таблица №2.6 — Исходные данные для анализа прибыли от продаж

 

Рассчитаем степень влияния факторов на изменение прибыли от продаж, используя формулы с (2.2.1) по (2.2.8):

. Изменение прибыли от продаж за период:

(тыс. руб.)

. Влияние на прибыль изменений цен на проданную продукцию:

(тыс. руб.)

. Влияние на прибыль изменений объема продаж:

;

(тыс. руб.)

. Влияние на прибыль изменений в объеме продаж продукции, обусловленных изменениями в структуре продукции:

;

(тыс. руб.)

. Влияние изменения прибыли от продаж за счет изменения себестоимости в связи с изменением цен на потребляемые ресурсы:

(тыс. руб.)

. Влияние на прибыль изменения себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции:

(тыс. руб.)

. Совокупное влияние факторов на изменение прибыли:

(тыс. руб.)

Результат факторного анализа прибыли от продаж представим в таблице №2.7:

Таблица №2.7 — Результаты факторного анализа прибыли от продаж

 

Из данных таблицы видно, что наибольший удельный вес в увеличении прибыли имели факторы изменения цен (55,82%) и объемы продаж (43,71%). Снижение прибыли на 587 руб. произошло за счет изменения себестоимости в результате изменения цен на потребляемые ресурсы, но вес этого фактора составляет всего 3,43% в общей структуре, и он оказал незначительное влияние на снижение прибыли.  

.3 Анализ уровня среднереализационных цен на продукцию

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего вида продукции на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки ее сбыта, конъюнктура рынка, сроки реализации, инфляционные процессы.

На данном предприятии цены устанавливаются в зависимости от кондиции молока. Для анализа влияния качества продукции на изменение цены составим таблицу со следующими расчетами (таблица №2.8):

Таблица №2.8 — Расчет влияния качества молока на среднюю цену реализации

 

Фактический объем продаж при базовой кондиций рассчитывается по формуле (3.2.1): = =3825,765 тонн;

= = 6374,235 тонн.

 руб. (3.2.2)

Полученные данные свидетельствуют о том, что в результате повышения качества молока (повышения удельного веса стерилизованного молока и уменьшения пастеризованного молока) выручка от его реализации увеличилась на 467 300 руб., а средняя цена за одну тонну — на 46,2 руб.

Средняя цена молока стерилизованного увеличилась на 1721,58 руб., а средняя цена молока пастеризованного уменьшилась на 1675,38 руб.

По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта продукции и сроков реализации (таблица №2.9):

Таблица №2.9 — Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены 1 т стерилизованного молока

 

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены стерилизованного молока за 1 т увеличился на 48,43 руб. (данное значение рассчитано с использованием формулы (3.2.3)), а сумма прибыли — на 205851,715 руб.

Аналогично рассчитаем изменение цены молока пастеризованного за счет влияния рынков сбыта продукции (таблица №2.10):

Таблица №2.10 — Влияние рынков сбыта продукции на изменение средней цены за 1т пастеризованного молока

 

В связи с изменением рынков сбыта продукции средний уровень цены пастеризованного молока за 1 т увеличился на 122,5 руб., а сумма прибыли — на 728813,75 руб.

Рассчитаем влияние на изменение средней цены молока стерилизованного за счет влияния сроков реализации (таблица №2.11):

Таблица №2.11 — Расчет влияния сроков реализации на средний уровень цены стерилизованного молока

 

Результаты данных расчетов показывают, что за счет увеличения доли реализации молока в зимний период средняя цена реализации увеличилась на 80,077 руб. за 1т, а сумма прибыли — на 1 276 507,457 руб.

Аналогично рассчитываем по молоку пастеризованному (таблица №2.12):

Таблица №2.12 — Расчет влияния сроков реализации на средний уровень цены пастеризованного молока

 

Так, за счет уменьшения доли реализации пастеризованного молока в зимний период средняя цена реализации снизилась на 34,33 руб. за 1т, а прибыль сократилась на 909848 руб.

В заключении обобщим результаты изменения средней цены за счет всех трех факторов в таблице №2.13:

Таблица №2.23 — Факторы изменения среднереализационных цен

 

Итак, из данных таблицы видно, что на значительное увеличение уровня средней цены реализации молока стерилизованного повлиял фактор — качество продукции (+1721,58), так как на данный вид продукции устанавливается более высокая цена в зависимости от ее повышенного качества. Так же, на увеличение средней цены повлияли факторы — рынки сбыта (+48,43) и сроки реализации (80,077).

На уменьшение уровня средней цены реализации молока пастеризованного значительное влияние оказал фактор — качество продукции (-1675,38), так как на данный вид продукции устанавливается более низкая цена, и уменьшение средней цены произошло и за счет сроков реализации (-34,33). Средняя цена реализации увеличилась за счет рынков сбыта продукции (+122,5).  

.4 Анализ прочих доходов и расходов ОАО «Молоко»

Цель анализа прочих доходов и расходов — выявление путей увеличения доходов и снижения расходов.

Прочие доходы и расходы отражают, прежде всего, результаты от инвестиционной, финансовой деятельности предприятия и от операций с имуществом предприятия.

Доходы от инвестиционной деятельности (кроме вложений во внеоборотные активы и их продажи) образуются на предприятии, если оно имеет финансовые вложения в ценные бумаги, уставные капиталы других организаций, либо принимает участие в совместной деятельности. Они находят отражение в строках «Проценты к получению» и «Доходы от участия в других организациях» Отчета о прибылях и убытках. Расходы по финансовой деятельности, связанной с увеличением собственного капитала (за счет выпуска и размещения акций и иных долевых бумаг) и заемных средств (в результате получения кредитов, займов и др.), указываются в строке «Проценты к уплате».

Результаты от операций с имуществом (продажи, передачи во временное пользование, ликвидации и др.) отражаются в строках «Прочие доходы» и «Прочие расходы» (таблица №2.14):.

Таблица №2.14 — Горизонтальный и вертикальный анализ прочих доходов и расходов ОАО «Молоко»

пред. год              отчет. год            пред.

годотчет.

Из данных таблицы видно, что прочие доходы предприятия были связаны с имуществом предприятия, которые на конец анализируемого периода возросли на 53577 тыс. руб. Прочие расходы предприятия также возросли на 64913 тыс. руб. в основном за счет расходов по операциям с имуществом предприятия.

В итоге был получен отрицательный финансовый результат от прочей деятельности, на конец отчетного периода он составил 20249 в связи с его увеличением на 11336 тыс. руб. — отрицательная динамика. Также наблюдается неэффективность ведения деятельности, то есть на 1 рубль расходов приходилось 0,96 руб., и на конец анализируемого периода показатель снизился на 0,03 руб. — отрицательная тенденция.

2.5 Анализ показателей рентабельности

Аналитические возможности Отчета о прибылях и убытках позволяют оценить рентабельность обычных видов деятельности организации.

Для оценки рентабельности обычных видов деятельности рассчитываются и анализируются соответствующие показатели в динамике, представленные в таблице №2.15:

Таблица №2.15 — Динамика показателей рентабельности обычных видов деятельности организации

 

По данным таблицы видно, что на конец анализируемого периода, рентабельность продаж повысилась на 1,3%, что составило 7,12% — это означает, что в отчетном периоде сумма прибыли на 1 руб. выручки от продажи продукции возросла. Вместе с эти возросла и рентабельность основной деятельности на 1,5%, и составило 7,7% — то есть произошло увеличение прибыли на каждый рубль затрат на производство. Аналогичная тенденция сложилась в отношении частных показателей рентабельности обычной деятельности — рентабельности производственных и управленческих расходов, а вот по рентабельности коммерческих расходов сложилась отрицательная динамика снижения от 246,8% до 137,5% — это означает, что в отчетном периоде на 1 рубль затрат коммерческих расходов получили меньше прибыли, чем в предыдущем.

В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемого предприятия.

В ходе анализа необходимо выявить влияние факторов на изменение рентабельности продаж (формулы с 2.5.2 по 2.5.6):

1. Влияние изменения выручки на .

. Влияние изменения себестоимости продаж на .

. Влияние изменения коммерческих расходов на .

. Влияние изменения управленческих расходов на .

5.  Совокупное влияние факторов:

Из данных расчетов следует, что на увеличение рентабельности продаж оказал влияние фактор — выручка, что увеличило ее на 18,6%. При этом рентабельность продаж снизилась на 11,7% за счет изменения себестоимости, на 3,28% за счет изменения коммерческих расходов и на 2,31% за счет изменения управленческих расходов.

Факторный анализ чистой рентабельности (формула 2.5.7):

Наибольшее влияние на уменьшение чистой рентабельности послужили факторы — увеличение уровня процентов к уплате и уменьшение уровня прочих доходов, а также увеличение налогового фактора. Положительное влияние оказало увеличение рентабельности продаж на 1,31%.

Проведем факторный анализ рентабельности обычных видов деятельности. Для этого представим исходные данные для анализа в таблице №2.16:

Таблица №2.16 — Исходные данные для факторного анализа рентабельности обычных видов деятельности предприятия

 

1.      Расчет влияния рентабельности продаж на изменение .

(ф. 2.5.8)

.        Расчет влияния затратоемкости реализуемой продукции на изменение .

 (ф. 2.5.9)

Таким образом, рентабельность обычного вида деятельности возросла в большей степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей степени за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.

В целом, основными факторами, оказывающими влияние на рентабельность продаж, являются следующие:

структура продукции;

цены на продаваемую продукцию;

уровень расходов на производство и продажу продукции;

эффективность использования производственных и финансовых ресурсов;

качество продукции;

уровень организации и управления производством и продажами;

отраслевые особенности, внешние условия функционирования предприятия.

.6 Методика факторного анализа прибыли в системе директ-костинг

Большую роль в обосновании управленческих решений и максимизации прибыли играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью.

Приведем исходные данные для факторного анализа прибыли молока стерилизованного (таблица №2.17):

Таблица №2.17 — Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации молока стерилизованного

 

Расчет влияния факторов произведем способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановый уровень факторных показателей на фактический (ф. 2.6.3 — 2.6.12):

 3750,75*(40,99-10,42) — 61497 =53163 тыс. руб.

= 4250,5*(40,99-10,42) — 61497= 68441 тыс. руб.;

= 4250,5*(42,7-10,42) — 61497=75709 тыс. руб.;

= 4250,5*(42,7-9,55) — 61497=79407 тыс. руб.;

 = 4250,5*(42,7-9,55) — 72653=68251 тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет:

тыс. руб.

В том числе за счет изменения:

. количества реализованной продукции:

= 68441-53163=+15278 тыс. руб.;

. цены реализации:

= 75709-68441=+7268 тыс. руб.;

. удельных переменных затрат

= 79407-75709=+3698 тыс. руб.;

. суммы постоянных затрат:

= 68251-79407=-11156 тыс. руб.

За счет увеличения производства стерилизованного молока, предприятие получило больше прибыли на 15278 тыс. руб., за счет увеличения цены реализации на 7268 тыс. руб. и за счет сокращения переменных затрат на единицу продукции на 3968 тыс. руб., в то же время уменьшение прибыли произошло за счет увеличения суммы постоянных затрат, что снизило прибыль на 11156 тыс. руб.

Далее определим влияние факторов на изменение суммы прибыли от реализации продукции в целом по предприятию (таблица №2.18):

Таблица №2.18 — Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции в целом по предприятию

 

Используя данные таблицы №2.18, рассчитаем влияние факторов на изменение суммы прибыли в целом по предприятию с помощью приема цепной подстановки. Здесь необходимо будет найти (ф. 2.13-2.6.24):

3750,75*(40,99-10,42)+4250,5*(39,89-6,11) — 161210=97032 тыс. руб.

= 258242*1,02-161210= 102197 тыс. руб.

= 4250,5*(40,99-10,42)+5949,5*(39,89-6,11) — 161210=169702 тыс. руб.

= 4250,5*(42,07-10,42)+5949,5*(38,2-6,11) — 161210=164238 тыс. руб.

= 4250,5*(42,07-9,55)+5949,5*(38,2-6,42) — 161210=166091 тыс. руб.

= 4250,5*(42,07-9,55)+5949,5*(38,2-6,42) — 163630=163671 тыс. руб.

Общее изменение прибыли составляет 66 639 тыс. руб., в том числе:

= 102197-97032=+5165 тыс. руб.;

= 169702-102197=+67505 тыс. руб.;

= 164238-169702= -5464 тыс. руб.;

= 166091-164238=+1853 тыс. руб.;

= 163671-166091=-2420 тыс. руб.

Итак, прибыль возросла на 66 639 тыс. руб. в целом по предприятию в основном за счет изменения структуры продаж, а снизилась за счет изменения цены на 5464 тыс. руб. и величины постоянных затрат на 2420 тыс. руб.

3. Направления поиска резервов роста прибыли и рентабельности  

.1 Выводы и рекомендации по проведенному анализу прибыли и рентабельности

Итак, согласно проведенным расчетам по финансовым результатам предприятия можно сделать определенный вывод о том, что положительный конечный финансовый результат сформировался в основном за счет доходов от обычных видов деятельности, то есть от выручки. Данный факт говорит о стабильности получения доходов и качестве формирования финансового результата. Данная ситуация означает, что высока вероятность ее получения в не меньших объемах в будущем.

Анализ полученных доходов и расходов свидетельствует о повышении эффективности обычного вида деятельности. Данные выводы основываются на расчет соотношения данных доходов к расходам, где наблюдается положительная динамика получения обычных доходов на 1 рубль произведенных расходов по производству и реализации продукции. Иначе можно сказать, что темп роста выручки опережает темп роста себестоимости.

Анализ финансовых результатов показал, что в формировании прибыли до налогообложения и ее увеличения на 5787 тыс. руб. повлиял главный фактор — прибыль от продаж, он составил наибольший вес в прибыли. Здесь был выявлен отрицательный финансовый результат от прочей деятельности, покрытие которого уменьшило прибыль до налогообложения на 68,1%.

Чистая прибыль предприятия увеличилась на 554 тыс. руб. в основном за счет увеличения выручки на 124,6% и за счет роста прочих доходов на 122,84%, отрицательное воздействие на формирование чистой прибыли оказал рост себестоимости на 115,9% и рост прочих расходов на 125%. Также на получение чистой прибыли негативно повлиял налоговый фактор.

В результате факторного анализа прибыли от продаж были выявлены основные факторы, повлиявшие на ее увеличение — изменение цен (+9557 тыс. руб.), увеличение объема продаж (+7484 тыс. руб.), а на уменьшение прибыли от продаж в основном повлиял фактор — увеличение себестоимости за счет изменения цен на потребляемые ресурсы (-587 тыс. руб.).

На увеличение уровня среднереализационной цены на 46,2 руб. повлияло повышение качества продукции, то есть увеличился удельный вес стерилизованного молока по сравнению с пастеризованным молоком на 4,2%. В результате повышения цены на 46,2 рубля, выручка от продажи продукции возросла на 467300 руб.

Также на увеличение средней реализационной цены повлиял фактор — рынки сбыта продукции. Так, цена молока стерилизованного увеличилась на 48,43 рубля за счет увеличения сбыта молока по договорным ценам и прочих точках сбыта продукции, объем реализации по госзаказам уменьшился, и уменьшилась цена на 999 руб. В итоге прибыль от продажи молока стерилизованного увеличилась на 205851,7 руб.

Уровень средней цены реализации молока пастеризованного увеличился на 122,5 руб. за счет увеличения продаж по договорным ценам и на прочих точках сбыта продукции, а сумма прибыли увеличилась на 728813,75 руб.

Сроки реализации также повлияли на изменение уровня цены. Так, за счет увеличения объема продаж в зимний период стерилизованного молока, цена возросла на 80,077 руб., а сумма прибыли на 1 276 507,457 руб.

Ситуация обратная по срокам реализации молока пастеризованного, что за счет уменьшения доли реализации молока в зимний период, цена уменьшилась на 34,33 руб., а прибыль на 909848 руб.

На предприятии наблюдается основная доля операций, связанная с движением его имущества. Также данные расчеты таблицы № отражают неэффективность ведения финансовой деятельности, и по данным таблицы №4 видно, что% прироста прочих расходов выше% прироста прочих доходов.

Основные показатели рентабельности — рентабельность продаж, рентабельность затрат повысились — положительная тенденция, что характеризует эффективность обычного вида деятельности. Также затраты на 1 рубль проданной продукции снизились до 92,87 копеек — положительная динамика.

Рентабельность продаж выросла на 1,3% за счет увеличения выручки от продажи продукции, негативное воздействие на рентабельность продаж оказал фактор — себестоимость продукции.

В целом рост рентабельности продаж способствовал повышению рентабельности капитала анализируемого предприятия.

Рентабельность чистой прибыли уменьшилась на 0,6% за счет увеличения процентов к уплате, уменьшения прочих доходов и увеличения налогового фактора. Положительное влияние оказало увеличение рентабельности продаж на 1,31%.

Рентабельность обычного вида деятельности возросла в большей степени за счет повышения рентабельности продаж и в меньшей степени за счет снижения затратоемкости реализуемой продукции.

На основе результатов факторного анализа прибыли по методу директ-костинг данные расчеты показали, что сумма прибыли от реализации молока стерилизованного увеличилась на 15088 тыс. руб. в основном за счет увеличения его производства (на 15278 тыс. руб.) и цены (на 7268 тыс. руб.), а также сократились переменные затраты на единицу продукции, но то же время увеличились постоянные затраты на весь объем выпуска, что снизило прибыль на 11156 тыс. руб.

В целом по предприятию также наблюдается положительная динамика, сумма прибыли увеличилась на 66 639 тыс. руб. в основном за счет изменения структуры продаж, а снизилась за счет изменения цены на 5464 тыс. руб. и величины постоянных затрат на 2420 тыс. руб.

В результате проведенного анализа прибыли и рентабельности и на основе выводов можно определить следующие рекомендации по улучшению использования и получения прибыли предприятия:

негативная тенденция наблюдается по финансовой деятельности предприятия, а значит необходимо спрогнозировать будущие поступления и расходования на предстоящий год.

провести маркетинговые исследования с целью выявления конъюнктуры рынка, определить оптимальный объем запасов готовой продукции на складе, так как на предприятии наблюдается значительная доля готовой продукции на складе на конец анализируемого периода.

Необходима разработка эффективной методики учета товара на складе, которая быстро и достоверно отображала бы движения товара и позволяла бы провести аналитическую работу по формированию оптимального объема запасов на складе.

Данное мероприятие позволит ускорить оборачиваемость оборотных активов, и тем самым увеличить прибыль предприятия.

оптимизировать сроки реализации молока пастеризованного, так как за счет уменьшения доли реализации в зимний период, уменьшилась цена и прибыль предприятия.

организация и налаживание деловых связей с поставщиками сырья, необходимого для производства продукции предприятия, что позволит сократить производственные издержки за счет снижения покупочной стоимости сырья, так как наблюдается увеличение себестоимости продукции за счет изменения закупочных цен на материальные ресурсы.

разработка платежного календаря и контроль за состоянием расчетов с покупателями и заказчиками.

Улучшение использования оборотных средств с развитием предпринимательства приобретает все более актуальное значение, так как высвобождаемые при этом материальные и денежные ресурсы являются дополнительным внутренним источником дальнейших инвестиций, то есть появляется возможность направить их на развитие предпринимательской деятельности и обойтись без привлечения дополнительных финансовых ресурсов.

Проведение этих мероприятий, позволит укрепить свое финансовое положение, снизить себестоимость произведенной продукции и как следствие увеличить размер извлекаемой прибыли.

3.2 Выявление резервов роста прибыли и рентабельности предприятия

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду продукции. Основными их источниками являются увеличение объема реализации продукции, снижение себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

1.  Определение резерва роста прибыли за счет увеличение объема реализации. Необходимо планируемый резерв объема реализации продукции умножить на фактическую прибыль в расчете на единицу продукции соответствующего вида в отчетном периоде.

На предприятии планируется увеличить объем реализации:

молока стерилизованного на 87 тонн;

молока пастеризованного на 78 тонн.

Расчеты по выявлению резервов увеличения прибыли представлены в таблице №3.1 с использованием формулы 3.2.1:

Таблица №3.1 — Резервы роста прибыли за счет увеличения объема реализации продукции

 

2.  Подсчет резервов увеличения прибыли за счет снижения себестоимости товарной продукции осуществляется следующим образом: предварительно выявленный резерв снижения себестоимости каждого вида продукции умножается на планируемый объем ее продаж с учетом резервов его роста (табл. 3.2, ф. 3.2.2):

Таблица №3.2 — Резервы увеличения суммы прибыли за счет снижения себестоимости продукции

 

Следующий резерв роста прибыли — изменение рынков сбыта продукции.

Определяется как, изменение структуры реализации рынков сбыта продукции умноженное на отпускную цену соответствующего рынка сбыта, результаты суммируются, и полученное изменение средней цены умножается на возможный объем реализации (таблица №3.3):

Таблица №3.3 — Резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта молока стерилизованного

В связи с увеличением         структуры реализации по договорным ценам и уменьшения по прочим рынкам сбыта, цена реализации возрастет на 25,77 руб., а сумма прибыли за планируемый объем реализации — на 111,778 тыс. руб.

т=111,778 тыс. руб. (3.2.3)

Далее, рассчитаем резерв роста прибыли за счет изменения рынков сбыта продукции молока пастеризованного (таблица №3.4):

Таблица №3.4 — Резервы роста прибыли за счет изменения рынков сбыта молока пастеризованного

 

Отсюда 6027,5=902,437 тыс. руб.

Рассчитаем резерв роста прибыли за счет оптимизации сроков реализации молока стерилизованного (таблица №3.5, ф. 3.2.4):

Таблица №3.2.5 — Резервы роста прибыли за счет оптимизации сроков реализации молока стерилизованного:

 

Планируемый объем реализации 16028 тонн (за год), отсюда резерв роста прибыли за счет реализации молока стерилизованного в оптимальные сроки равен:

т = 1439, 73 тыс. руб.

Рассчитаем резерв роста прибыли за счет оптимизации сроков реализации молока пастеризованного (таблица №3.6):

Таблица №3.6 — Резервы роста прибыли за счет оптимизации сроков реализации молока пастеризованного

 

Планируемый объем реализации 26581 т (за год), отсюда резерв роста прибыли за счет оптимизации сроков реализации равен:

т = 4501, 6 тыс. руб.

В заключение анализа необходимо обобщить все выявленные резервы роста прибыли (таблица №3.7):

Таблица №3.7 — Обобщение резервов увеличения суммы прибыли, тыс. руб.

 

Основными источниками резервов повышения уровня рентабельности продукции являются увеличение суммы прибыли от реализации молока стерилизованного и снижение его себестоимости. Для подсчета воспользуемся формулой (3.2.5):

. Резерв повышения рентабельности молока стерилизованного:

= 48,86-27,83=+21,03%

. Резерв повышения рентабельности молока пастеризованного:

51,73-32,08=+19,65%.

Заключение

Итак, в ходе анализа были выявлены положительные моменты, повлиявшие на финансовые результаты:

увеличение выручки на 138516 тыс. руб.;

опережающий темп роста выручки по сравнению с темпом роста себестоимости;

эффективность основной деятельности;

увеличение доходов от прочей деятельности:

увеличение прибыли от продаж за счет увеличения объема продаж и цен на продукцию;

повышение рентабельности продаж в основном за счет увеличения выручки предприятия.

Отрицательные моменты:

повышение себестоимости продукции в связи с повышением цен на сырье;

превышающий темп роста прочих расходов над прочими доходами, получен отрицательный финансовый результат и наблюдается неэффективность деятельности;

уменьшение рентабельности чистой прибыли за счет повышения уровня в% к выручке процентов к уплате, уменьшения уровня в% к выручке прочих доходов и увеличения налогового фактора.

В результате анализа были предложены основные рекомендации по увеличению суммы прибыли и рентабельности предприятия:

увеличить объем продаж;

спрогнозировать будущие поступления и расходы от прочей деятельности;

ускорить оборачиваемость готовой продукции;

наладить контакты с поставщиками, найти наиболее выгодных поставщиков с низкими ценами на сырье и материалы;

оптимизировать сроки реализации молока пастеризованного, так как наблюдается уменьшение суммы прибыли за счет данного фактора.

урегулировать контроль над дебиторами, за своевременной оплатой покупателей.

Также необходимо обратиться к учетной политике предприятия, а именно к рассмотрению методов учета, которые способны повлиять на формирование финансовых результатов:

изменение метода переоценки основных средств. От выбранного метода переоценки зависит фонд переоценки имущества, сумма амортизационных отчислений и как результат — величина прибыли и собственного капитала предприятия.

если предприятие использует метод ускоренной амортизации, то это приведет к увеличению себестоимости и уменьшению суммы прибыли;

применение различных методов оценки нематериальных активов и способов начисления амортизации по ним;

изменение порядка списания затрат по ремонту основных средств на себестоимость продукции;

изменение сроков погашения расходов будущих периодов, сокращение которых ведет к росту себестоимости продукции отчетного периода;

изменение метода определения прибыли от реализации продукции (по моменту отгрузки продукции или моменту ее оплаты).

Согласно цели курсовой работы были выявлены резервы роста прибыли и рентабельности предприятия. Значительным источником резерва роста прибыли оказался резерв снижения себестоимости.

Согласно расчетам рентабельности продукции, наиболее рентабельной является молоко пастеризованное, так как объем выпуска больше, себестоимость и цена ниже, а спрос выше.

Список использованных источников

1.   Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности. — М.: Дело и сервис, 2008. — 512 с.

.     Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / А.И. Алексеева, Ю.В. Васильев, А.В. Малеева, Л.И. Ушвицкий. — М.: КНОРУС, 2009. — 672 с.

.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. — М.: Финансы и статистика, 2007. — 416 с.

4.      Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта: Учебное пособие — М.:Финансы и статистика, 2007 -240 с.

5.   Васильев А.А Совершенствование системы управления финансовыми резервами // Финансы. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 370 с.

6.      Ефимова О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. Пособие для студентов, обучающихся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» / [Е.И. Бородина и др.]; под ред. О.В. Ефимовой и М.В. Мельник. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Омега-Л, 2009. — 451 с.

.        Заяц Н.Е., Фисенко М.К., Василевская Т.Н. Финансовые ресурсы предприятий: Учеб.пособие / и др. — Мн.: Высш.шк., 2008, 320 с.

8.   Ковалев В.В. Финансовый анализ — М.: Финансы и статистика, 2006. — 511 с.

.     Пожидаева Т.А. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / Т.А. Пожидаева. — 2-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2010. — 320 с.

.     Романова Л.Е. Анализ хозяйственной деятельности. — М.: Юрайт-Издат, 2008. — 220 с.

.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учебное пособие / Г.В. Савицкая. — 6-е изд., стер. — Мн.: Новое знание, 2008. — 652 с.

12.    Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 430 с.

13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. — М.: ИНФРА-М, 2006. — 208 с.

14.    Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской. 3-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 615 с.

15. Научно-практический журнал «Экономист» выпуск №10 2010 года Н. Райская, Я. Сергиенко, А. Френкель; раздел: «Взаимосвязь инвестиционной и ценовой стратегий в промышленности»

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1954

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке