Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Арт-терапия как технология социальной работы с подростками»

Получившая в последние годы широкое распространение, возрастная психология обозначила подростковый возраст как один из наиболее сложных периодов человеческой жизни, сопровождающийся амбивалентными эмоциями, множественными кризисами становления личности, депрессиями, суицидальными наклонностями и распространенным девиантным поведением.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение
1. Социально-психологическая работа с подростками
2. Становление арт-терапии как метода социальной работы
3. Арт-терапия как технология социальной работы с подростками
4. Программа арт-терапии для борьбы с внутриличностными конфликтами подростка и предотвращения его девиантного поведения
Заключение
Список использованных источников

Введение

Получившая в последние годы широкое распространение, возрастная психология обозначила подростковый возраст как один из наиболее сложных периодов человеческой жизни, сопровождающийся амбивалентными эмоциями, множественными кризисами становления личности, депрессиями, суицидальными наклонностями и распространенным девиантным поведением.

Социология, в свою очередь, предлагает множество способов помощи подросткам в адаптации к новому периоду их жизни, включая повышение самооценки, осознание своей значимости и самостоятельности, внушение ценности семьи, переживание пубертата и пр.. Среди основных методов: беседы с социальными педагогами, включение в общественно-политическую деятельность, нахождение в исправительных учреждениях и пр., и пр.. Однако, на наш взгляд, учитывая нигилистическую направленность поведения подростков и их склонность ухода в себя, эти методы является эффективными для очень ограниченных случаев и являются скорее программами пост факта, нежели программами предотвращения и помощи до негативного прецедента, помогающими гармоничному развитию личности.

Здесь, по нашему мнению, и приходит на помощь относительно новый и трансперсональный метод с глубоким личностным подходом к клиенту – арт-терапия.  Понятие арт-терапии появилось еще в 30е годы 20 века и прошло сложный путь от творческой инициативы художников до полноценной отрасли психологической науки, что дало возможность в последние годы рассматривать ее не только как часть психотерапии и психодиагностики, но и как метод социальной работы с различными группами населения. Воздействие арт-терапии как на личность с отклонениями, так и на предотвращение оных уже является доказанным фактом в среде ученных. Однако многие скептики продолжают утверждать, что лечение арт-терапии скорее явление психосоматическое, нежели  глубоко научный метод.

Степень разработанности проблемы

Арт-терапия появляется на базе идей З. Фрейда и К.Г. Юнга, а в дальнейшем приобретает гуманистические модели развития личности К. Роджерса и А.Маслоу.

В конце Х1Х в своем учебники по психиатрии П.П. Малиновский отмечал лечебные воздействия занятий рисованием, музыкой и рукоделием.

Искусство как терапевтическая техника впервые была применена Маргарет Наумбург, продолжительницей стала Эдин Крамер, работающая исключительно с детьми. X. Я. Квятковска установила, что художественная сессия с участием всех членов семьи действует терапевтиче­ски и укрепляет семейные отношения в целом. Шон МакНифф рассматри­вает «исцеляющее творчество» как процесс, включающий в себя ряд стадий создания образа и последующей рефлексии.

Исследованиями в области арт-терапии занимались такие ученные как Ш. Макниф в статье «О расширении возможностей психологических исследований», Р. Сильвер и Д.Эллисон исследовали самоидентификации и оценки образа «я» в рисунках делинквентных подростков, Е.А. Толчинская в исследовании «Коррекция психофизиологического состояния беременных женщин средствами музыки и рисования», И.В. Борщевская и С.В. Шереметова в статье «Применение мультимодульных техник в процессе групповой арт-терапии пациентов, страдающих пограничными психическими расстройствами».

Применение арт-терапевтических методик описано в работах А.И.Копытина «Основы арт-терапии», «Теория и практика арт-терапии».

Таким образом, опираясь на достаточно обширную теоретическую базу, мы можем подробнее остановится на практическом применении арт-терапии в социальной работе с подростками и считаем необходимым разработать эффективную программу борьбы с внутриличностными конфликтами подростков и предотвращения их девиантного поведения.
Объектом данной курсовой работы являются подростки (11-18 лет);

Предметом: арт-терапия как метод социальной работы

Цель: разработка арт-терапевтической программы для разрешение внутриличностных конфликтов подростков и предотвращение их девиантного поведения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Данная цель достигается через ряд поставленных задач:

  1. Рассмотреть подростков как клиентов социальных служб.
  2. Изучить становление арт-терапии как метода социальных технологий, определить ее основные виды, техники и методы.
  3. Определить особенности реализации художественных технологий в социальной работе с подростками.
  4. Разработать арт-терапевтическую программу

1. Социально-психологическая работа с подростками

Подростковый возраст (11-17 лет) – один из самых сложных, внутренне противоречивых, «кризисных» в социализации людей. Это возраст, который в силу целого ряда объективных причин таит в себе опасность дезадаптационных процессов, психологических проблем, нередко приводящих к девиантному и делинквантному поведению. В психолого-педагогической литературе к числу основных причин, факторов, условий дезадаптационных сдвигов у подростков относят, прежде всего, особенности социокультурного уровня в их развивающейся психосоматической структуре. Главное здесь нарушение относительного равновесия латентного периода в развитии детей в связи с половым созреванием (пубертат) в подростковом возрасте. В целом биологическое развитие подростков резко усиливается, тогда как социокультурное значительно отстает. В более конкретном плане особенности поведения подростков выглядит следующим образом.

Существенные изменения происходят в интеллектуальной сфере. Формируются навыки логического мышления. В поздние этапы подросткового возраста (старшеклассники) уровень развития позволяет подросткам решать сложные умственные задачи, характерные для взрослых, причем, как отмечается в современной психологии, «развитие средств познания очень часто опережает собственно личностное развитие». Бурные изменения происходят в эмоционально-мотивационной сфере. Для подростков становится характерной резкая смена настроений и переживаний (от веселья к унынию и наоборот), повышенная возбудимость, импульсивность, поляризация эмоций и чувств. Расширяется круг интересов, потребностей, интенсивно развивается самосознание («Я-концепция»), мировоззренческие позиции. Мотивы возникают на основе сознательно принятого решения, многие интересы приобретают характер стойкого увлечения. В общении в отличие от предшествующего детского периода особое значение приобретает потребность в принадлежности к какой-нибудь группе, в первую очередь, к группе сверстников (подростковая реакция группирования), что соответственно ведет к подрыву или разрыву связей с родителями, стремлению к «взрослости» и независимости («реакции эмансипации»). Резко возрастает интерес к сексуальным половым вопросам, мотивация поведения отчетливо выражает гендерные особенности.

В целом поведение молодых людей в подростковом возрасте определяется сложным взаимодействием отмеченных объективных закономерностей психосоматии, биологических и социокультурных процессов с активно формирующимися индивидуально-личностными различиями (тип темперамента, характера, уникальность и своеобразие конкретных подростков).

Наряду с активным развитием половой сферы и соответственно сексуально-полового поведения важнейшей особенностью поведения в подростковом возрасте, как общим следствием изменений в психосоматике, является подростковая агрессивность. Психологические исследования показывают, что у мальчиков истоки агрессивного поведения проявляются в 12 и 14-15 лет, у девочек в 11 и 13 лет. У мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и вербальной (проклятия, угрозы) форме агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и косвенно вербальной. И у мальчиков и у девочек в 12-13 лет наиболее выраженной формой агрессии является негативизм, то есть оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета (родителей, определенных взрослых, установленных норм и др.). Среди различных форм агрессивности у подростков нередко обнаруживается аутоагрессивное поведение, то есть агрессия направленная на себя. Как отмечается в исследованиях, аутоагрессия и ее уровни связаны с рядом социально-психологических и индивидуально-личностных особенностей подростков: уровень аутоагрессии коррелирует с интроверсией, педантичностью, депрессивностью, невротичностью, низкой самооценкой своих психосоматических способностей (память, мышление, тело и т.п.). Установлена отрицательная корреляция уровня аутоагрессии, с общительностью, коммуникабельностью, и положительная — с застенчивостью, нерешительностью межличностного взаимодействия, дезодаптационными процессами.

Сложное взаимодействие социокультурных факторов (в частности, кризисные тенденции в обществе, особенно в современной России), общих психосоциальных и индивидуально-личностных особенностей молодых людей определяет различные формы дезадаптации и девиантного поведения (делинквентности, аддиктивности) – преступности, наркомании, алкоголизма, проституции и т.п. При этом, как отмечается в специальных исследованиях, «необходимо разделять нарушения поведения в детском и подростковом возрасте как проявление болезненно измененной личности и психики в целом, и как следствие неблагоприятной ситуации воспитания». Трудновоспитуемость и педагогическая защищенность «формируется в результате искаженных механизмов социализации ребенка и подростка».

В концепции ранней профилактики … поведения (предложенной Л.В. Яссман) подчеркивается необходимость ранней диагностики склонности к асоциализации у детей и подростков.

Наиболее сложной проблемой в системе социально-психологической работы с «трудными» подростками, в том числе с делинквентным и аддиктивным поведением является проблема их воспитания, преодоление дезадаптационных процессов, их социально-психологическая реабилитация. Помещение молодых правонарушителей и лиц с аддиктивным поведением (склонных к уходу от реальности на основе специального изменения своего психического состояния путем злоупотребления алкоголем, наркотиками, азартными играми (например, компьютерными) и т.п.) в специальные заведения (колонии, спецшколы, спецучилища, реабилитационные центры и т.д.), как свидетельствует практика, достаточно часто превращается в способ подготовки будущих взрослых преступников, членов организованных криминальных группировок. Этому способствуют, во-первых, такой объективный фактор как сам процесс сосредоточения в одном замкнутом изолированном пространстве значительного числа лиц с девиантным поведением, в силу чего необходимо начинающие действовать социально-психологические механизмы поведения людей в группе – внушение, заражение, подражание, иерархия отношений (разделение группы на лидера и зависимых от него) и другие – создают реальные предпосылки дальнейшего развития девиантных наклонностей. С другой стороны, немаловажное значение имеет имеющие в ряде случаев неадекватные формы воздействия и воспитания, применяемые персоналом … заведений, в частности, жестокое обращение с воспитанниками, непонимание и нежелание вникать и понимать их внутренний мир, личности и специфику межличностных отношений и т.п. Отсюда следует, что с целью повышения эффективности социально-психологической работы в местах изоляции подростков, в колониях и центрах необходимо реализовать ряд социально-психологических принципов. Так, создать для воспитанников систему физической и психологической защиты от влияния лидеров с криминальными наклонностями. В этой связи важно учитывать принцип совместимости подростков друг с другом. Принимая во внимание характерную для подросткового возраста потребность в смене впечатлений, повышенную импульсивность, развитие когнитивных способностей нецелесообразно направлять подростков на однотонную, однообразную, рутинную неквалифицированную работу. Кстати практика показывает, что использование подростков на таких работах, чаще всего, вызывает девиантные поведенческие реакции (отказ, депрессии, фрустрации и пр.), тогда как участие их в интеллектуально интересных, требующих творческого подхода видах деятельности способствует развитию позитивных черт личности, преодолению дезадаптационных процессов, социально-психологической реабилитации.

Специалистам социально-психологической службы (психологам, воспитателям и др.) в работе с молодыми правонарушителями необходимо в определенной мере абстрагироваться от того, что объектом их внимания является вор, убийца и т.д. В данный момент это вполне конкретная личность со своими индивидуально-личностными особенностями, понять внутренний мир, которой можно только на основе принятия данного подростка, установления с ним доверительных  отношений.  Представляется,  что  здесь  также  как  и  в  обычном  процессе психологического консультирования возможно и необходимо использование ряда приемов работы с клиентом, используемых в рассмотренных выше подходах (в частности, гуманистическом и когнитивно-бихевиористском).

В современной социально-психологической работе с аддиктивными девиантами (наркоманами, токсикоманами, алкоголиками и т.п.), в профилактике и реабилитации получили развитие принципы и методы, теоретически и практически обоснованные крупными российскими и советскими психиатрами, в частности: В.А. Гиляровским (идея социальной терапии больных неврозами, основанной на сочетании коллективного труда, арттерапии, занятий физкультурой, ритмикой и соответствующего воспитания), С.И. Консторума (понятие об активирующей психотерапии), Я.И. Ильона (метод «социально-трудового режима», основанный на рефлексологическом учении В.М. Бехтерева), Я.П. Бугайского (идеи связи трудовой терапии с системой других социальных мероприятий, предвосхитившие концепцию терапевтического общества британского психиатра М. Джонса, базирующуюся на психоанализе). В современной психиатрии и психотерапии (Э.А. Бабаян, М.М. Кабанов, П.Д. Шабанов, О.Ю. Штакельберг и др.) большое внимание уделяется проблемам профилактики и реабилитации наркомании, разработке их принципов, методов и программ. При этом, как считает М.М. Кабанов, границы между лечением (вторичной профилактикой) и реабилитацией достаточно условны. По его мнению, «реабилитация есть иной подход к больному», цель которого состоит в восстановлению его личного и социального статуса. М.М. Кабанов сформулировал четыре принципа реабилитации: 1) принцип единства биологических и психосоциальных методов воздействия; 2) принцип разносторонности (разноплановости) усилий и воздействий для реализации реабилитационной программы; 3) принцип партнерства между больным и врачом; 4) принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых усилий, проводимых воздействий и мероприятий.

Среди реабилитационных программ в социально-психологической работе с наркоманами и др. важнейшее значение имеют программы индивидуального психологического консультирования, программы группового консультирования, программы реабилитации наркозависимых в общине. Программа индивидуального консультирования проводится … … (в частности, после прохождения стационарного лечения на базе общественной организации «Возвращение» и благотворительного фонда «Возвращение в течение 12 лет). В первый год проводится одна полуторачасовая беседа каждую неделю, в последующие годы — один раз в месяц. При необходимости (в случае неожиданных проблем у пациентов) встречи проводятся и во внеурочное время. В ходе реализации программы группового консультирования пациенты сами обсуждали свои проблемы и трудности, различные пути их решения, использовали опыт преодоления наркозависимости у других членов группы и руководителя. Это помогло поверить в возможность решения собственных проблем. В итоге реализации программы у пациентов возникает более критичное отношение к наркомании как к болезни, улучшается психическое состояние. Больные становятся более общительными, спокойными, уверенными, менее подверженными чувству тревоги. Реабилитация в терапевтической общине предполагает безлекарственное поддерживающее лечение наркозависимых и означает, как правило, кратковременное пребывание пациента в стационаре для детоксикации, а затем нахождение его в общине сроком от нескольких недель до года. В общине работают бывшие наркоманы, под руководством которых наркозависимый получает консультативную помощь относительно своего будущего поведения и жизни в обществе (микросреде). При этом обсуждаются различные вопросы реадаптации и ресоциализации наркозависимых после выхода из общины.

2. Становление арт-терапии как метода социальной работы

Арт-терапия (от англ. art — искусство; therapy — терапия, лечение) — это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. В узком смысле слова под арт-терапией обычно подразумевается терапия изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние клиента. В основе современного определения арт-терапии лежат понятия экспрессии, коммуникации, символизации, с действием которых и связано художественное творчество.

Этот термин впервые ввел художник Адом Хил в 1938 году. Так он назвал свой метод работы с туберкулезными больными. то словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К.Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. Впервые арт-терапия как метод, который мы используем сегодня, был применен в США для работы с детьми, которых вывезли из фашистских лагерей после Второй Мировой Войны. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. С точки зрения психоанализа, основным механизмом арт-терапии является сублимация. Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно на символическом уровне выразить и исследовать самые разные чувства: любовь, ненависть, обиду, злость, страх, радость и т.д.. Методика арт-терапии базируется на убеждении, что внутреннее «Я» человека отражается в зрительных образах всякий раз, когда он рисует, пишет картину или лепит скульптуру.[8]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Задачи арт-терапии:

  1. Дать социально приемлемый выход агрессии и другим негативнымчувствам.
  2. Облегчить процесс лечения (психотерапии) в качестве вспомогательного метода.
  3. Получить материал дляпсиходиагностики.
  4. Проработать подавленные мысли и чувства.
  5. Установить контакт с клиентом.
  6. Развить самоконтроль.
  7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
  8. Развить творческие способности и повыситьсамооценку.

Арт-терапия как метод социальной работы рекомендуется для клиентов с трудностями эмоционального развития, эмоциональной неустойчивостью, сниженным настроением, импульсивностью эмоциональных реакций, в состоянии стресса, депрессии, при его переживании эмоционального отвержения другими людьми, ощущения одиночества. В социальной работе чаще применяется при меж- и внутриличностных конфликтах, неудовлетворенности семейными отношениями, ревности, повышенной тревожности, страхах, фобиях, негативной «Я-концепции», низкой самооценке. Применение методов арт-ерапии, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжелых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, аргтерапия позволяет объединить клиентов в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс их коммуникации, опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктом.

Чаще всего арт-терапевтическая сессия выглядит следующим образом:

Шаг 1: выражение собственных эмоций в процессе создания художественного образа (рисунок, поделка, сказка, танец, фотография и пр.). Здесь клиент может сразу почувствовать облегчение.

Шаг 2: клиент прямо на рисунке изменяет ситуацию таким образом, чтобы она стала приемлемой для него. Меняя рисунок, он одновременно меняет и свое внутреннее представление, образ мышления, старается увидеть травмирующую ситуацию с разных сторон, находит варианты выхода из нее. Важно, чтобы клиент сам нарисовал свою проблему и сам нашел решение, как лучше преобразовать рисунок (поделку), так как предложения терапевта или педагога могут ему не подойти.

Например, у школьника не получается влиться в новый коллектив одноклассников, поэтому, когда он выходит к доске ему кажется, что класс смеется над ним, а учитель хочет его опозорить «новичка» еще больше, так как в предмете он не селен. Школьник не хочет выходить к доске на уроках, он все больше замыкается в себе и все хуже понимает предмет, и даже начинает прогуливать школу. Разговоры с психологом не дают нужного результата, так как ребенок не вступает в диалог, тогда ему предлагают нарисовать ситуацию, а затем исправить все на этом же рисунке:

На рисунке 2 участники наиболее дружелюбны по отношению к отвечающему, что позволяет Школьнику чувствовать себя увереннее. Данный метод не только позволил Школьнику признань проблему, но и помог ему доверительнее относится к специалисту.

Недостатком арт-терапии может являться то, что глубоко личный характер выполняемой клиентом работы может способствовать развитию у него нарциссизма и привести к уходу в себя вместо того, чтобы способствовать самораскрытию и установлению контактов с другими людьми. У некоторых людей самовыражение средствами искусства вызывает очень сильный протест, хотя для большинства такие способы самовыражения представляются наиболее безопасными.

Существует 2 вида арт-терапии: активная и пассивная. При пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения. При активной форме арт-терапии клиент сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры и т.д.Занятия по арт-терапии могут быть структурированными и неструктурированными. В первом случае тема жестко задается специалистом, во втором – свободное творчество клиента.

М. Наумбург в 1966 году обнаружила роль арт-терапии в повышении адаптационных способностей клиентов в повседневной жизни.

Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительных отзывов клиентов, активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что клиенты нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

Виды арт-терапии в социальной работе

В последнее время арт-терапия все шире используется в социально-культурной сфере, включаясь в деятельность учреждений по обслуживанию тех или иных категорий граждан, реабилитационных учреждений, центров психического здоровья, в различные формы работы с местными сообществами и социальными меньшинствами. За рубежом, например, арт-терапия применяется в работе с правонарушителями в тюрьмах и после их освобождения из мест заключения, при оказании помощи безработным, страдающим алкогольной и наркотической зависимостью и во многих других областях.

Используются разнообразные формы арт-терапевтической работы, как индивидуальные, так и групповые, главным образом, в виде открытых студийных или тематически-ориентированных групп. Особенностью таких форм работы является то, что они не носят «психотерапевтического» характерам, как правило, не связаны с использованием психодинамического подхода. Участие в них является сугубо добровольным и не предполагает заключения психотерапевтического контракта.

Основной акцент делается на стимулировании коммуникации участников группы, развитии у них практических навыков, в том числе связанных с производственной деятельностью. Задачами работы таких групп является также преодоление социальной деривации, освоение участниками группы более адаптивных форм поведения (в частности, в ситуации конфликта), выражение ими своих переживаний, работа над проблемами, характерными для групп с различным составом участников, повышение самооценки и укрепление их идентичности, развитие творческого потенциала, личностный «рост» и ряд других.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В работе тематически-ориентированных групп применяются разнообразные темы и упражнения:

  • темы и упражнения, предполагающие работу с разными изобразительными материалами;
  • темы, связанные с восприятием себя;
  • упражнения и темы, позволяющие изучать отношения в семье и работать с семейными проблемами;
  • групповые игры и физические упражнения;
  • упражнения и темы, позволяющие исследовать и разрешать конфликты;
  • техники, предполагающие сочетание изобразительной работы с другими формами творческого самовыражения (прослушиванием музыки, чтением стихов, движением и танцем, исполнением ролей и т.д.).

3. Арт-терапия как технология социальной работы с подростками

Можно говорить о некотором преимуществе арт-терапии перед другими технологиями социальной работы с подростками:

— практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;

— арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;

— изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;

— продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей подростка, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;

— арт-терапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру подростка;

— арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у подростка положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;

— арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности в самоактуализации – раскрытии широкого спектра возможностей человека и утверждения им своего индивидуально неповторимого способа бытия в мире.

При использовании арт-терапии в социальной работе с подростками предлагаются разнообразные занятия художественно-прикладного характера: рисование, лепка, выжигание, поделки из ткани, меха, природного материала. При этом специальная подготовка, талант исполнителей и художественные достоинства работ не столь значимы. Важны и сам процесс творчества, и особенности внутреннего мира подростка.

Сейчас арт-терапия приобрела социально-педагогическое направление. Использование данного термина не связано буквально с лечением заболевания (как известно «therapia» в переводе с латинского означает лечение). Имеется в виду «социальное врачевание» личности подростка, изменение стереотипов ее поведения средствами художественного творчества.

Социально-педагогическое направление связано с укреплением психического здоровья подростка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные функции.

Согласно исследованиям А.И. Копытина, за рубежом заметно возросла роль арт-терапевтов в сфере образования. Они работают в специализированных и общеобразовательных школах, чаще с подростками, имеющими определенные эмоциональные и поведенческие нарушения, а также проблемы в обучении. Достоинством арт-терапии является «язык» визуальной и пластической экспрессии.

По мнению В.С. Мухиной и других исследователей, рисунок для подростков является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Это – своеобразное экспериментирование с художественными символами в качестве заместителей реальных объектов. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Первоначально так называли различные методы использования с терапевтическими целями всех видов искусства и творческой деятельности. Постепенно обособляется педагогическая арт‑терапия. Это направление имеет неклиническую направленность, рассчитано на потенциально здоровую личность. На первый план выходят задачи развития, воспитания, социализации. В педагогической интерпретации арт‑терапия понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Арт-терапевтические занятия эффективны при нарушенной адаптации, в качестве психологической помощи младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении.

Арт-терапия позволяет получить доступ к переживаниям аутичных подростков и корректно помочь им. Такие подростки погружены в себя, и любое вмешательство в их мир может вызвать сильную тревогу, а зачастую и агрессивные реакции. Исключением является коммуникация на символическом уровне посредством визуальных образов.

Доказаны преимущества арт-терапевтической работы с подростками, подвергавшимися насилию или имеющими какой-либо другой травматический опыт. В частности, глубоко исследована проблема сексуального насилия, определены некоторые универсальные символы в качестве «графических индикаторов» травмирующих ситуаций.

С точки зрения К. Тисдейл, задача арт-терапевтической работы – побудить участников группы учиться посредством того опыта, который ранее не был ими осознан, «вскрывать» логику и доводы тех или иных ранее не осознаваемых поступков. Чем более понятным человек станет для себя самого, чем лучше постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

В арт-терапии диагностический и собственно терапевтический процессы протекают одновременно посредством увлекательного спонтанного творчества. В результате легче устанавливаются эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между сторонами, включенными в диагностический процесс. Это особенно значимо в работе с подростками. Психика подростка крайне неустойчива, эмоциональная сфера чрезвычайно лабильна.

Приемами арт-терапии в гештальториентированном подходе являются рисование, ваяние, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, образные разговоры, пение, музыка, выразительные движения тела.

В терапевтическом рисовании ситуация диагностики менее заметна; как правило, она не осознается участниками любого возраста и не провоцирует защитных реакций.

Независимо от направлений, существуют две основные формы арт-терапии: пассивная и активная. Кроме того, арт-терапия применяется как в индивидуальной, так и в групповой форме. Использование элементов арт-терапии в групповой работе дает дополнительные результаты, стимулируя воображение, помогает разрешать конфликты и налаживать отношения между участниками группы. Искусство приносит радость, что важно само по себе, независимо от того, рождается ли эта радость в глубинах подсознания или является результатом осознания возможности развлечься.

Таким образом, арт-терапевтическая технология в социальной работе с подростками позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи:

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы подростки учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ «Я», который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. «Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о индивидуальных особенностях подростка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый подросток переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Подростки учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

4. Программа арт-терапии для борьбы с внутриличностными конфликтами подростков и предотвращение его девиантного поведения

Представленная в данной работе программа разработана для преодоления внутриличностных конфликтов подростков, развития их внутреннего творческого потенциала с целью предотвращения девиантного и деликвидного поведения.

При проведении арт-терапевтических занятий в школе очень важно, чтобы подростки воспринимали занятия с положи­тельной точки зрения, а не как коррекционные занятия для отстающих. Следовательно, чрезвычайно важно то, каким образом занятия представляются подросткам.

Занятия необходимо представлять так:

  • арт-терапевтические занятия помогают улучшить образ самого себя и укрепить самоуважение (это для подростка);
  • арт-терапевтические занятия поднимают статус ре­бенка или детей, о которых идет речь (это для роди­телей);
  • арт-терапевтические занятия позволяют детям счи­тать занятия частью обычного школьного расписа­ния (это для учителей).

Цели программы:

  1. Выявление внутриличностных конфликтов.
  2. Преодоление внутриличностных конфликтов.
  3. Расширение представлений о себе, своем творческом потенциале.

Структура программы

. Образовательный блок – 4 занятия.

. Супервизорский блок – 10 занятий.

Супервизия — самостоятельная работа слушателей под руководством руководителей программы.

. Интервизорский блок — 6 занятий.

Интервизорский блок программы — занятия участников в микрогруппах между основными ступенями.

Формы работы

  • мини-лекции;
  • спецпрактикум (моделирование арт-терапевтических сессий, демонстрация классических и авторских арт-техник, упражнения и арт-терапевтические игры, практические занятия по интерпретации продуктов спонтанного изобразительного творчества, перформанс);
  • супервизия практики (Тест Вартегга, «Кактус», Коллаж целей и пр.);
  • индивидуальные консультации.

Условия работы:

В кабинете с помощью мебели должна быть создана «чистая» зона (стулья образуют круг) для группового обсуждения, «рабочая» зона (пол и стол накрыты пленкой) — для изобразительной работы. Участникам группы представляется возможность выбора, они занимают место в соответствии со своими предпочтениями. Общие работы создаются, как правило, на полу в «рабочей» зоне. Работа в группе ведется самыми разными изобразительными материалами. Наряду с акварельными красками, карандашами, восковыми мелками используются также уголь, специальные краски для работы руками, маркеры для создания изображения на стекле, пластические материалы различной плотности и цвета, бумага разных форматов и оттенков, клей, скотч и т. д. Качество материалов должно быть по возможности достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы или её результатов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Содержание программы

Программа включает в себя 4 ступени:

Ступень 1 (8 часов) Арт-терапия: исцеляющее творчество. Изотерапия.

На данном этапе участники рассматривают искусство как терапевтический фактор, история развития арт-терапевтического метода, модель классической арт-терапии и интегративные формы арт-терапии.

Арт-терапевтические средства и материалы: возможности, ограничения, специфика применения.

Рисунок, коллаж и лепка как средства арт-терапии. Самовыражение при помощи визуальных средств.

Позиция терапевта: продукция как зеркало психофизического состояния. Изотерапия как средство выражения бессознательного. Работа над интерпретацией продукции. Помощь в разрешении конфликтов при использовании изотерапии.

Техники изотерапии: «Рисование в паре»; «Рисование и наблюдение»; «Общий рисунок»; «Портреты»; «Совместный проект», «Фреска» и др. Техники семейной арт-терапии.

Ступень 2 (4 часа). Танцевальная терапия: работа с телом и невербальными знаками, освобождение внутренних желаний, энергий, работа с невербальными символами. Танцевальная терапия применяется при работе с людь­ми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения и межличностного взаимодействия. Цель танцевальной терапии — осознание собственного тела, создание его позитивного образа, развитие навыков об­щения, исследование чувств и приобретение группового опыта.

Танцевальный фитнес: хастл, фламенко, стрип-дэнс, свободный стиль.

Групповые и парные танцы.

Техники: спонтанный танец, круговой, аутентичное движение.

Ступень 3 (4 часа) Библио-, драма- и сказкотерапия

Психотерапевтический и диагностический потенциал библиотерапии: диагностика эмоционального состояния, прояснение и осознание глубинных ценностей и ресурсов, отреагирование, диссоциация, абсурдизация, расширение ролевого диапозона, катарсис.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Использование готовых произведений: истории, притчи, сказки и анекдоты как метафорические послания об истинах реального мира для расширения мировоззрения и поиска новых ресурсов.

Психодиагностика и психотерапия на основе любимой сказки. Стихосложение — синквейн, рондо. Автобиография как история, сказка, легенда и анекдот.

Библиотерапия в групповой психотерапии. Совместное сочинение. Сказка по кругу.

Терапевтические возможности драматерапии: осознание поведенческих и телесных паттернов, расширение собственных возможностей, развитие спонтанности, «режиссура» собственной жизни, развитие пластики и пластичности (телесной, эмоциональной, когнитивной).

Театр импровизации. Работа различными техниками драматерапии: драма снов, фантазий, страхов.

Структура волшебной сказки. Медиация как терапевтический фактор. Психологические особенности волшебной сказки.

Предложение ведение блогов или твиттеров, анализ недельных записей, реакций на комментарии.

Ступень 4 (4 часа) Фото- и видеотерапия

Фото рассматривается как «сгусток» чувств, желаний, надежд, фантазий автора, и способ зафиксировать «волшебные мгновения». Фототерапия как способ реконструкции утраченной целостности и изменения образа «Я». Использование фототерапии для проявления личной индивидуальности.

Обсуждаются примеры использования фотографий в групповой терапии.

Мультфильмы и художественные фильмы как средство разрешения внутриличностных конфликтов (С. Макнифф), психосоциальной адаптации лиц с эмоциональными и психическими расстройствами.

Функции фототерапии:

  1. Фокусирующая (повторное переживание переломного события)
  2. Стимулирующая (мобилизация чувств)
  3. Организующая (соотношение с опытом)
  4. Объективирующая (интерьер, его собеседники в кадре и другие детали связаны с его чувством культурного, тендерного или профес­сионального «Я» и потребностями в его изменении)
  5. Смыслообразующая
  6. Экспрессивно-катарсическая (вербальное и невербальное выражение чувств при просмотре фото с эмпанирующими собеседниками способно приводить к освобождению от тягостных переживаний).
  7. Защитная функция.

Практические упражнения: «Фотограф и модель»; «Проба на роль»; «Герой и анти-герой»; «Я и не Я»; тематические коллажи с использованием личных фотографий; «кадрирование» пути достижения цели и др.

Таким образом, разработанная программа поможет продиагностировать основные творческие наклонности подростка, выявить беспокоящие его аспекты собственной жизни, а специалист подтолкнет к наилучшему решению данных проблем не в форме занудной лекции, а путем осознания необходимости изменений самим клиентом. Так же доказано, что по окончанию сеансов арт-терапии клиенты чувствуют необходимость в последующей реализации своих творческих способностей, что в свою очередь помогает положительно направить сильную подростковую энергию и правильно организовать досуг. А уже разумно организованный досуг, в свою очередь, по нашему мнению, снизит возможность отрицательного девиантного поведения среди подростков.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Заключение

Исследование теоретических основ социальной работы с подростками выявило, что к клиентам социальной службы относятся подростки всех категорий: подростки, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, жертвы насилия, неадекватно переживающие пубертатный период, имеющие суицидальные наклонности, участники субкультур и т.д.

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются подростки определены четырьмя основными факторами: возрастными особенностями подростков; основными характеристиками семьи ребёнка; деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с подростками; особенностями социально-экономического и социально-политического развития общества.

Социальная дезадаптация — процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных подростков. Управление процессом ресоциализации возможно с помощью социальных технологий. Социальные технологии работы с подростками направлены на его адаптацию.

При исследовании вопроса реализации художественных технологий в социальной работе, было выявлено, что с употреблением в научной литературе кроме термина художественно-творческие технологии, используют термины арт-технология и арт-терапия.

Арт-технология – совокупность форм, методов и средств различных видов искусства, направленных на развитие творческого потенциала личности в образовательном процессе.

Арт-терапия – это способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности.

Арт-терапевтическая технология в социальной работе с подростками позволяет решать следующие важные социально-педагогические задачи: воспитательные, коррекционные, психотерапевтические, диагностические, развивающие.

В целом благодаря арт-терапевтической технологии происходит личностный рост подроста, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств, эмоций и поведения, улучшение отношение со сверстниками, появляется приподнятость настроения и повышается самооценка.

В качестве рекомендаций по решению внутриличностных конфликтов подростков была предложена программа, основыванная на 4 видах арт-терапии: изотерапия, танцевальная терапия, сказко- и библиотерапия, фототерапия.

Данная программа рекомендована к применению в общеобразовательных учреждениях для всех учеников в возрасте 11-18 лет.

Список использованных источников

1. Беккер-Глом В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. — № 1. – 1999, 456 с.
2. Бруно Марк Терапия творческим самовыражением. – Академический проект, Москва, 2012, — 487 с.
3. Жулдыбина Т.Ю. Арт – терапевтический прием «коллаж» как средство организации работы педагога – психолога с подростками группы риска.// Материалы региональной научно-практ.конференции «Мир человека и его измерение». — Березники.: Бер.филиал ПГУ, 2007.
4. Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, Изд. Речь, СПБ, 2007, — 480 с.
5. Колошина Т.Ю., Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – Спб.: Речь. — 2010.
6. Копытин А.И. Основы арт-терапии. — СПб.: Лань, 2010. — 347 с
7. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. — СПб.: Питер, 2011.- 392 с
8. Копытин А.И. Хрестоматия по психологии. — СПб.: Питер, 2001. — 320 с.
9. Крысанова Светлана «Что такое арт-терапия» http://art-psychology.ru/about/definition.html
10. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб.: Речь, 2005.c.80
11. Лобанова Ю.А. Терапия выразительными искусствами (часть 1), Москва 2008, http://rudocs.exdat.com/docs/index-254995.html#8322673
12. Милютина Н. Р. Художественно-творческая подготовка будущих специалистов к работе с клиентами социальной службы в Сборнике научных статей и методических материалов /под ред. Т.Ю. Андрущенко и В.С. Торохтия. — Волгоград: ООО РА «Фортес», 2007.
13. Мудрик А.В. Личность школьника и ее; воспитание в коллективе — M: Знание, 2009. – 320 с.
14. Новоселова Л., Невелева Е. Колажирование как арт-технология: возможности и сферы применения / Журнал прикладной психологии. – 2007. — № 6.
15. Осипова А.А. Методы психокоррекции http://psyera.ru/2420/metody-art-terapii
16. Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ Сфера, 2004
17. Остер Дж. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие, П.Гоул -М.: Прогресс, 2009. – с. 297
18. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд. – СПб.: Питер, 2002
19. Рудестам К. Групповая психотерапия. — СПб.: Питер, 2000
20. Технологии психолого–социальной работы в условиях мегаполиса: материалы международной научно-практической конференции «The proceedings of the annual international sientifik conference» (25-26 ноября, Санкт – Петербург). – СПб.: СПбГИПСР, 2010. – 398 с
21. Черемнова Е.Ю. Танцетерапия. Танцевально-оздоровительные методики. — Феникс, 2008
22. Яковлева Н.Ф. Инновационные технологии в воспитании харктера дезадаптированных детей и подростков в социально – реабилитационном центре / Н.Ф.Яковлева, К.А.Овчинникова //Инновации в непрерывном образовании. – 2010. № 1 – с. 317

Средняя оценка 5 / 5. Количество оценок: 1

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

6059

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке