ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Общая характеристика авторского права России и его источников

.1 История становления авторского права в России <#»justify»>ВВЕДЕНИЕ

Становление новой России, которая предпочла позволить рыночным силам определять направление и скорость развития своей экономики, показало острую необходимость реформы правового фундамента общественных отношений, связанных с использованием результатов интеллектуальной деятельности. В результате работы учёных и законодателей в настоящее время мы имеем добротную юридическую базу. Во-первых, в соответствии со ст. 44 Конституции РФ каждому гарантирована свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Во-вторых, была завершена реформа законодательства об охране интеллектуальной собственности, что выразилось в принятии ряда весьма важных законов, в том числе четвёртой части Гражданского кодекса РФ, вступившей в силу 1 января 2008 г.

Бурное развитие на рубеже XX-XXI веков новых технологий ставит перед авторским правом новые проблемы, нуждающиеся в специальном регулировании. С другой стороны нарушения авторских прав и проблемы «пиратства» в России возрастают уже в масштабах национального бедствия. Поэтому в условиях проводимых социально-экономических реформ, сопровождающихся нестабильностью экономических правоотношений, вопросы защиты авторских прав приобретают особо важное теоретическое и практическое значение, что и обусловило актуальность темы курсовой работы.

К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, М.Г. Днканского, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Г. Табашникова, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др. В советский и современный периоды глубокие теоретические исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, 3

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, ВЛ. Ионасом, О.С. Иоффе, В.А. Кабатовым, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, Л.А. Лунцем, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, Е.А. Флейшиц, С.А. Чернышевой и другими. Анализ авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.

Цель работы изучить авторское право в системе российского законодательства.

. Изучить историю развития законодательства об авторском праве;

. Охарактеризовать правовую природу и сущность авторских прав;

. Рассмотреть гражданско-правовое регулирование авторских прав;

4. Сформулировать предложения по совершенствованию действующего законодательства об авторских правах.

Объектом исследования выступает авторское право.

Предметом исследования являются гражданско-правовые отношения в области авторских прав.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Методологическую основу курсовой работы составляет теория познания, ее всеобщий всеобщий метод материалистической диалектики, то есть как систему принципов, правил, приемов, законов и категорий, которыми руководствуется человек в своей познавательной и преобразующей деятельности. В качестве общенаучных методов исследования применялись: формально-логический и системный методы научного познания, описание, наблюдение, сравнение, анализ и синтез.

По своей структуре курсовая работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка библиографических источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ И ЕГО ИСТОЧНИКОВ

1.1 История становления авторского права в России

Для анализа генезиса института авторского права представляется необходимым выделить исторические этапы его развития. Историю становления авторского права в России можно разделить на три этапа: 1) дореволюционный этап (1564-1917 гг.); 2) советский этап (1917-1991 гг.); 3) современный этап (1991 г. по настоящее время), закончившийся кодификацией авторского права.

В 1564 году в России была отпечатана первая книга «Деяния Апостолов и послания соборные и святого Апостола Павла послания». Россия, в отличии от стран Европы, узнала книгопечатание лишь спустя сто лет после его изобретения, что без сомнения затормозило процесс правовой регламентации рассматриваемых отношений.

Лишь при Петре I начинают возникать частные типографии и книгопечатание происходит гражданским шрифтом, но при этом запрещалось печатать книги на русском языке. В этот период появляются первые привилегии, которые являлись скорее издательскими, чем авторскими. Первой стала привилегия 1698 года выданная Тессингу и Копиевскому на право печатать книги, карты и чертежи для России. В результате Тессинг получил исключительное право привозить для продажи в Россию книги, напечатанные в его типографии. Кроме него другие издатели уже не могли привозить книги на русском, латинском или голландском языках и торговать ими в пределах России, под угрозой конфискации товара и штрафа [1] <#»justify»>В связи с запоздалым развитием достижений промышленной революции и существованием длительное время государственной монополии на книгоиздательское дело, к началу XIX века в России сложилась ситуация, при которой наряду со значительным количеством казенных предприятий фактически вообще не существовало частных типографий. В таких условиях не было особого смысла в государственном регулировании отношений в области охраны результатов интеллектуальной деятельности, а возможностей системы привилегий должно было быть вполне достаточно для поощрения создателей произведений и изобретений.

Только в XIX веке Россия вступила на путь нормотворчества в области авторского права. 22 апреля 1828 году принят Цензурный устав, в который впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг. В виде приложения к Уставу утверждено Высочайше утвержденное Положение о правах сочинителей, которым за сочинителем и или переводчиком книги было закреплено «исключительное право пользоваться всю жизнь своим изданием и продажей оного по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». Срок авторского права был установлен равным 25 годам со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики»[2] <#»justify»>В части 4 ГК РФ глава 71 посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам). Смежные права (neighboring rights, droit voisins) — разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако первые могут существовать независимо от последних. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д. [29] <#»justify»>Отсюда можно сделать вывод о том, что все субъективные авторские права в силу самой их природы являются исключительными. Иными словами, признак исключительности имманентен любому субъективному авторскому праву и выражает одну из главных присущих им черт, а именно принадлежность данного права только его обладателю и никому другому. Создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, является сложным по составу и состоит из отдельных авторских правомочий.

В большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделяются на личные неимущественные и имущественные. Четвертая часть ГК РФ не только признает такое деление, но и указывает на то, какие из авторских прав носят личный неимущественный характер, а какие имеют имущественное содержание. К личным неимущественным правам относятся: право авторства, право на имя, право на обнародование произведения, включающее право на его отзыв, а также право на защиту репутации автора. Имущественными правами автора являются его права на использование произведения в любой форме и любым способом, которые включают право на воспроизведение, право на распространение, право на импорт, право на публичный показ, право на публичное исполнение, право на передачу в эфир, право на сообщение для всеобщего сведения по кабелю, право на перевод и право на переработку.

Только сам обладатель авторского права на произведение может решать вопрос о реализации своих авторских правомочий. Обладатель авторских прав может использовать произведение по своему собственному усмотрению, но с учетом юридически признанных прав и интересов других лиц, а также может запрещать другим использовать произведение без его согласия.

Смежные права тесно связаны с авторскими правами. Многие объекты смежных прав делают объекты авторского права доступными для восприятия третьими лицами, что обуславливает определение объема смежных прав с учетом объема авторских прав во избежание возможных коллизий прав.

К смежным правам относятся: право на исполнение, право на фонограмму, право организаций эфирного и кабельного вещания, право изготовителя базы данных, право публикатора на произведение науки, литературы и искусства. Основное содержание смежных прав сводится к тому, что использование третьими лицами фонограмм, радио и телепрограмм, а также творческих результатов исполнителей требует согласия либо артиста, 26 осуществляющего исполнение, либо организаций, сделавших звукозапись, либо радио и телеорганизаций. Целью смежных прав является охрана юридических интересов конкретных физических и юридических лиц, которые способствуют созданию произведений, доступных для широкой публики.

Помимо признания за субъектами определенных гражданских прав, закон обеспечивает их и правовой охраной. Субъекты авторского и смежного права сами выбирают в какой форме и каким способом защитить свои права. Закон предусматривает защиту личных неимущественных прав и исключительных прав. Защита личных неимущественных прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его 27 нарушения, компенсации морального вреда, публикации решения суда о допущенном нарушении. Защита исключительных прав осуществляется, в частности, путем предъявления требования: о признании права; о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; о возмещении убытков; об изъятии материального носителя; о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Проведенный анализ указывает на то, что имеют место определенные пробелы правового регулирования авторских и смежных прав. Судебная практика по защите прав интеллектуальной собственности еще недостаточно сформирована. Остается много открытых вопросов в сфере применения новых норм ГК РФ, которые возможно со временем будут скорректированы практикой их применения, а возможно и потребуют внесения каких-то изменений и в сам Кодекс. Так, решение проблемы в связи с использованием произведения как общественного достояния предполагается ввести в норму, регулирующую данный вопрос. Законодательно уточнить сферу действия и принцип работы организаций по управлению правами на коллективной основе. Проанализированная судебная практика показывает, что необходимо ввести дополнительные нормы по защите авторских и смежных прав и дополнительные штрафные санкции за их нарушение, так как это является одним из самых актуальных вопросов сегодняшнего дня.

Содержащиеся в данном параграфе положения, выводы и рекомендации направлены на совершенствование гражданского законодательства в сфере авторских и смежных прав и повышение его эффективности.

Таким образом, авторское право — один из самых экстраординарных и динамичных институтов права, требующий постоянного совершенствования, а также определяющий будущие направления развития творческой мысли всего человечества. От степени правовой защиты зависит, насколько продуктивно будут проводиться научные исследования и открытия, насколько развитым духовно будет наше общество и насколько высок будет уровень умственного развития народов России, а в рамках современной мировой интеграции — все человечество. Ведь не стоит забывать, что человека от животного отличают, прежде всего, умение мыслить, а также стремление к сознательной творческой деятельности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

ГЛАВА 2. ИСТОЧНИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА РОССИИ

2.1 Новеллы правового регулирования авторских и смежных прав

авторский право международный смежный

Совокупность источников современного авторского права России образует сложную, иерархически организованную систему нормативных актов, международных договоров и других источников, главное место среди которых занимает Конституция РФ, провозглашающая свободу творчества (ч. 2 ст. 26). Кроме того, нормы Конституции РФ (п. «о» ст. 71) также определяют, что правовое регулирование интеллектуальной собственности находится в ведении Российской Федерации. Следовательно, акты субъектов РФ и органов местного самоуправления не могут содержать нормы об интеллектуальной собственности, в том числе об авторском праве и смежных правах[32] <#»justify»>Международно-правовые акты:

. Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (редакция 1971 года) // Собрание Постановлений Правительства СССР. 1973. № 24. Ст. 139;

. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (Парижский Акт, ВОИС, 24 июля 1971 год) // Свод нормативных актов ЮНЕСКО. М., 1993. Ст. 500;

. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав стран СНГ от 24.09.1993 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 2;

. Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) от 01.01.1995 // Авторское право и смежные права. Закон, конвенции, договоры и соглашения / Сост. С.А. Судариков. Минск, 1998. С. 160;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Нормативные правовые акты:

. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 дек.

. Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть четвертая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 01.12.2007). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

. Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» // СЗ РФ. 1998. № 49. Ст. 6016;

. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224 «О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительными протоколами 1 и 2 Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм» // СЗ РФ. 1994. № 26. Ст. 3046;

. Постановление Правительства РФ от 29.12.2007 N 992 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // Собрание законодательства РФ. 2008. N 2. ст. 114.

Специальная литература:

. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. М., 2006.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. М.: Госюритлат, 1957.

. Бердашкевич А. Особенности прав собственности на результаты научной деятельности в вузах // Интеллектуальная собственность. М., 2000. № 12;

. Близнец И., К. Леонтьев. Интеллектуальная собственность и исключительные права. // ИС. Авторское право и смежные права. М, 2002. № 6.

. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав // Закон. 2007. N 10.

. Близнец И.А., Наринян В.М. Право на самовыражение. Развитие национального законодательства в Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности. Опыт монографического исследования. М., 2001.

. Гаврилов Э. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав // Хозяйство и право. 2005. № 1.

. Гаврилов Э.П. Исключительные права на нематериальные объекты // Патенты и лицензии. 2001. № 3.

. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах. М.: Изд-во «Экзамен», 2005.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

. Гальперин Л.Б., Михайлова Л.А. Интеллектуальная собственность: сущность и правовая природа // Право промышленной и интеллектуальной собственности. Сборник научных трудов. Новосибирск, 1992;

. Гришаев С.П. Интеллектуальная собственность: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2004.

. Захарьина А.В. Изменения в правовом регулировании и защите авторских прав // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 7.

. Зенин И.А. Гражданское и торговое право капиталистических стран. М., 1992.

. Кайль А.Н. Комментарий к части четвертой ГК РФ. Правовая охрана интеллектуальной собственности. М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2007.

. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. М., 2000.

. Милицин А. Объект авторского права: понятие и признаки // ИС. Авторское право и смежные права. М., 2003. № 5.

. Минков A.M. Международная охрана интеллектуальной собственности. СПб, 2001.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

. Мозолин В.П. О концепции интеллектуальных прав // Журнал российского права. 2007. N 12.

. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Изд-во «Право и закон», 2004.

. Новосельцев О.В. Интеллектуальная собственность в уставном капитале // Хозяйство и право. М., 1997. № 3;

. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

. Рузакова О.А. Комментарий к части четвертой ГК РФ. М.: Экзамен, 2007.

. Савельева И., Гусев О. Становление и развитие авторского права в России // Авторское право и смежные права. 2000. № 4.

. Сенников Н.Л. Источники права интеллектуальной промышленной собственности (методические рекомендации) // Юридическое образование и наука. 2007. N 3.

. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской 51

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Федерации. Учебник. М.: ООО «ТК Велби», 2003.

. Федоскина Н.И. Нарушение авторских и смежных прав: содержание и виды // Журнал российского права. 2007. N 11.

. Чернышева С. А. Авторский договор в гражданском праве России. М.: Гардарика, 1996.

. Чупова М.Д. История авторского права в России XIX века. Автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 2000.

. Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. Тула, 2001.

Судебная практика:

. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знак» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 7.

. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 7.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Информ. письмо Президиума ВАС РФ от 28.09.1999 № 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» // Вестник ВАС РФ. 1999. № 11.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

333

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке