Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Борьба с междуародным терроризмом в мировой политике»

Актуальность темы исследования. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.

Курсовая работа с гарантией

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

.1 Понятие, сущность и криминалистическая характеристика международного терроризма

.2 Тенденции развития терроризма

.3 Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм и их взаимосвязь

ГЛАВА 2. БОРЬБА С ТЕРРОРИЗМОМ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

.1 Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним

.2 Опыт Узбекистана в борьбе с международным терроризмом

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

.1 Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.2 Национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом и их компетенция

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

международный терроризм конфликт

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие.

Мы считаем, что наряду с партиями и группами интересов, теперь можно выделить новых субъектов политики — террористические организации. Разумеется, террористическую деятельность можно рассматривать как вид политической борьбы, однако терроризм распространился по всему миру, так что можно уже говорить о появлении политических организаций нового типа.

Если раньше террористические организации финансировались теми или иными странами (внутри государства — партиями) и защищали их интересы, то теперь они часто действуют самостоятельно, ставя под сомнение авторитет государств во внутренней и внешней политике. Это стало возможным по многим причинам, среди которых можно выделить три основные: развитие средств массовой информации, которые информируют общественность о любом теракте; усиление международной преступности, во многом по своей организационной структуре схожей с террористическими организациями; развитие науки и техники, благодаря которым были созданы новые мобильные образцы оружия.

Террористические организации действуют как в странах с низкой политической культурой, так и в странах с давними парламентскими традициями.

Появление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Он порождает ненависть и недоверие между социальными и национальными группами. Террористические акты привели к необходимости создания международной системы борьбы с ним. Для многих людей, групп, организаций, терроризм стал способом решения проблем: политических, религиозных, национальных. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту.

Степень изученности темы. Терроризм — как глобальная проблема требует постоянного внимания и изучения и поэтому представляет широкое поле для исследований с последующим их практическим применением.

Республика Узбекистан не так давно стала членом ООН и ряда других международных организаций. В связи с этим, возникает потребность в углубленном анализе международно-правовых норм и принципов международного права, в частности международного уголовного права.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Методологической основой исследования послужили работы таких авторов как Ляхов Е.Т., Руденко Б., Антонян Ю. М., Панов В.П., Емельянов В.П., Замковой З., Ильчиков В.Г., Волькам В.Д, Хоффер Э., Мерфи Д.Ф., Ревелл О.Б. и другие.

Цели и задачи работы. Целью работы является изучить опыт борьбы с международным терроризмом. Для выполнения данной цели мы поставим следующие задачи:

дать понятие международного терроризма, и дать его криминалистическую характеристику;

изучить и анализировать природу терроризма, его негативные последствия в развитии мирового сообщества;

изучить явление терроризма в международных и национальных конфликтах; а также современное состояние борьбы с терроризмом на международной арене;

охарактеризовать основные конвенции (соглашения, договора) регулирующие борьбу с международным терроризмом.

выяснить роль национальных организаций по борьбе с международным терроризмом.

Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования является международный терроризм, то есть террористическая деятельность, выходящая за рамки одного государства; террористическая группа, состоящая из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы которой являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируемая иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Научно-методологические основы курсовой работы. В данной работе мы попытались решить поставленные задачи на основе сбора, изучения и анализа правовых основ международного права, специальной литературы и периодических изданий. Таким образом, в работе использовались методы: диалектический метод и метод сравнительного правоведения.

Структура и объем курсовой работы. Данная работа состоит из введения, 3 глав, 7 параграфов, заключения, списка использованной литературы. Курсовая работа написана на 45 страницах.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ

МЕЖДУНАРОДНОГО ТЕРРОРИЗМА

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.1 Понятие государства как субъекта международного права

Террор (от лат. terror — страх, ужас). В словаре русского языка С. И. Ожегова сказано, что террор — устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

Министерство обороны США определяет терроризм как «предумышленное применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха, с намерением принудить к чему-либо или запугать правительства или общества, в качестве средства достижения политических, религиозных или идеологических целей»

В законе Республике Узбекистан «О борьбе с терроризмом», терроризм — это насилие, угроза его применения или иные преступные деяния, создающие опасность жизни, здоровью личности, уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов и направленные на понуждение государства, международной организации, физического или юридического лица совершить или воздержаться от совершения каких-либо нарушение суверенитета, территориальной целостности, подрыв безопасности государства, провокацию вооруженных конфликтов, устрашение населения, дестабилизацию общественно-политической обстановки, для достижения политических, религиозных, идеологических и иных целей. Что же касается международного терроризма, то это терроризм, выходящий за пределы территории одного государства.

С точки зрения объекта посягательства, терроризм наносит ущерб жизни и здоровью людей, имуществу, правам и законным интересам, дезорганизует общественную жизнь. Насилие большей частью сопровождается физическим воздействием вплоть до причинения телесных повреждений и смерти. Оно может сопровождаться и психологическим воздействием, и вымогательством разных благ, что особенно характерно для тех случаев, когда террористический акт сопровождается требованием выкупа.

Терроризм может выражаться также в разрушении или попытке разрушения каких-либо объектов: самолетов, административных зданий, жилищ, морских судов, объектов жизнеобеспечения и т.п. Одно из главных средств достижения целей для террористов — запугивание, создание атмосферы страха, неуверенности в безопасности жизни своей и своих близких. Уничтожение имущества террористическими группами, даже не повлекшее человеческих жертв, также можно квалифицировать как терроризм. Терроризм — преступление, которое может быть совершено и одним лицом против одного или нескольких человек или каких-либо объектов (террористический акт). Для терроризма как международного преступления совершение преступного деяния в одиночку в настоящее время не характерно. Даже когда преступник действует один, нередко ответственность за совершение преступления берет на себя какая-нибудь террористическая организация.

Современный терроризм несет в себе все признаки организованной преступности. Сказанное позволяет выдвинуть предложение о признании террористических организаций преступными со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями, как для самих организаций, так и их членов. Основываясь как на действующем уголовном законодательстве, законах, так и на международной практике, целесообразно применять к террористам те правила об ответственности соучастников, которые применялись в отношении нацистских военных преступников. Это означает, что каждый участник террористической организации или группы должен нести ответственность за всю преступную деятельность организации. Если действия террористов не выходят за рамки своей страны, ответственность наступает по положениям национального законодательства. При рассмотрении дел о терроризме необходимо особо изучать вопрос о вдохновителях, организаторах не только конкретных действий, но и создания террористической организации, что может быть особенно важно для координации борьбы с терроризмом в международном масштабе с точки зрения возможного применения политических, экономических, дипломатических санкций против государства, попустительствующего терроризму.

С точки зрения субъективной характеристики терроризм — это преступление всегда умышленное, совершаемое с прямым умыслом. При этом умысел террориста отличается от умысла на убийство. Если в случае убийства имеются две стороны — преступник и жертва, то в акте терроризма есть и третья — органы власти или общественность, к которым апеллирует террористическая организация или террорист. Жертва террориста может и не интересовать, она не цель, а лишь средство. Их действия направлены на достижение своих целей (политических, корыстных и т.д.) посредством возбуждения общественного внимания, запугивания населения и представителей власти, пропаганды своих политических, религиозных или иных воззрений. При этом проявляется безразличие к жертвам, что ведет к особой жестокости, массовому характеру невинных жертв, гибели случайных людей.

Терроризм — это заранее продуманное и подготовленное противозаконное применение насилия или вероятность такой акции в отношении личности или ее собственности, с целью вынудить правительство (общество, государство) принять решение, отвечающее требованиям противоправных сил.

Терроризм относится к числу транснациональных преступлений, что требует единообразного подхода к его толкованию и, главное, к выработке единых международно-правовых понятий для осуществления согласованных оценок и действий по борьбе с ним.

Терроризм как вид международного преступления вызывает самые разноречивые суждения. Он либо политизировался, либо рассматривался как обычное уголовное преступление. Сегодня между юристами мира стало больше понимания по существу проблемы. По многим вопросам терроризма и как явления, и как международного преступления — достигнуто определенное единство, что очень важно ввиду той опасности, которую терроризм представляет для человечества.

В политическом лексиконе нередко встречается такое понятие, как государственный терроризм. Так были охарактеризованы действия США против Гренады, Ирака против Кувейта, Израиля против Ливана.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Но если эти действия в законе или договоре не рассматриваются именно как терроризм, то не будет состава преступления, за которое установлена ответственность. То есть, нужна точная правовая характеристика. Применение военной силы одного государства против другого в целях захвата территории — это агрессия, хотя при этом могут иметь место и элементы терроризма.

Действия преступников, физически уничтожающих целые группы людей, жилища и т.п., могут быть определены как терроризм только в том случае, если подобные деяния совершают террористические организации или отдельные лица, а не государства или их официальные органы. Однако это утверждение можно принять лишь с определенной оговоркой, с учетом приведенного выше понятия государственный терроризм.

Морально-психологический аспект терроризма указывает на такие его особенности, как особая жестокость, высшую степень аморальности, неразборчивость в средствах, неуправляемость. Терроризм отрицает основное право человека — на жизнь, отрицает любые ограничения при выборе места, времени, способов нападения. При этом не принимаются во внимание такие обстоятельства, как возраст, пол и другие особенности потенциальных жертв. Объектами становятся дети, женщины, старики, больницы, школы, роддома, детские учреждения, жилые дома, важнейшие объекты жизнеобеспечения населения и т.д. Главное — произвести устрашающий эффект, вызвать максимальный резонанс, оказать психологическое давление, заявить о себе и добиться поставленных целей. Примеры Буденновска, Буйнакска, Москвы, захвата заложников в Беслане, подрыва поезда в Анголе, а так же взрывы в Ташкенте в 1999г. показывают, что современные террористы готовы пойти на самые варварские действия для достижения своих преступных целей.

Для разработки системы мер борьбы с терроризмом большое значение имеет также учет факторов, способствующих его распространению на территории какой-либо страны. По своему источнику и характеру действия эти факторы могут быть подразделены: внешние и внутренние, а также объективные и субъективные.

К числу внешних факторов, влияющих на распространение терроризма, следует отнести:

рост числа террористических проявлений в ближнем и дальнем зарубежье;

социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, как бывшего СССР, так и Европы и Восточной Азии;

наличие вооруженных конфликтов в отдельных странах, а также территориальные претензии друг к другу;

стратегические установки некоторых иностранных спецслужб и зарубежных (международных) террористических организаций;

отсутствие надежного контроля над въездом — выездом из страны и сохраняющуюся «прозрачность» ее границ;

наличие значительного «черного рынка» оружия в некоторых сопредельных государствах.

К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

наличие в стране нелегального «рынка» оружия;

наличие значительного контингента лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других «горячих точках», и их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;

ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных правовых режимов;

наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

сплоченность и иерархичность преступной среды;

утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных ориентиров;

обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

настроения отчаяния и рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и возможность позитивных изменений;

слабая работа правоохранительных и социальных государственных и общественных органов по защите прав граждан;

низкий уровень политической культуры в обществе;

широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

Так же можно выделить следующие черты терроризма, разграничивающего (хотя достаточно условно) терроризм с войной, массовой освободительной борьбой, бандитизмом: это система насильственных действий, не связанных с вооруженной конфронтацией с правительственными силами, для достижения определенных целей (политических, этнических, религиозных, территориальных, раздел сфер влияния и др.), отражающих интересы достаточно узкой группировки, а не всего общества, через создание определенного социально-психологического климата путем устрашения населения, дестабилизации обстановки, нарушения общественной безопасности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Иногда в основе террористической мотивации лежит не связь с корыстной или политической целью, а самоутверждение или самоудовлетворение, когда террористические акты имеют психопатологическую основу или определяются императивами групповой солидарности. Это означает, что следует иметь в виду и возможность деформации личности террористов, убежденность в обладании абсолютной истиной, вытекающий из нее фанатизм и готовность утверждать ее любыми средствами

.2 Тенденции развития терроризма

Терроризм — очень серьезная проблема в настоящем и ещё более значительная угроза в будущем.

С конца 60-х г. он приобрел поистине угрожающие масштабы. Начиная с 1970 по 1985 г. в Европе совершено около 3000 терактов; в Латинской Америке — 1573; на Ближнем Востоке — 1330; в Северной Америке — 448;

За период с 1986 г. по наше время рост количества терактов в различных регионах мира составил от 50 до 60 процентов. Вместе с тем, что количество террористических актов постоянно увеличивается, они становятся все более жестокими и все чаще объектом их становятся люди.

Таким образом, можно отметить, что:

в 80-х годах — 50 % против собственности и 50 % против людей;

в 90-х годах — уже 30 % и 70 %;

в 2000-х годах — уже 10% и 90%.

Террористические акты стали тщательнее готовиться, в итоге — до 90% их в той или иной мере достигают своих целей. Резко возросла дисциплина внутри террористических организаций, террористические группировки разных стран сотрудничают между собой, координируют свои действия.

Только за десять лет — с января 1973 г. по июль 1984 г.- во всем мире был совершен 5661 террористический акт, в результате чего погибли 4111 человек. Если брать какой-то конкретный год, например 1980-й — год московской Олимпиады, то здесь цифры будут таковы: 760 актов международного терроризма, 642 убитых.

Посмотрим теперь, как обстоит дело в отдельных странах. Значительное количество терактов проводят боевики Ирландской Республиканской Армии. Один из самых нашумевших случаев, в результате которого была осуждена так называемая «бирмингемская шестерка», — взрыв в 1974 г. в двух бирмингемских пабах мощных зарядов динамита, в результате чего погиб 21 человек. Всего же с 1972 г., когда Великобритания ввела прямое правление в Северной Ирландии, по 1990 г. разгул насилия, спровоцированный столкновениями ИРА с пробританскими силами, привел к гибели 3 тысяч человек, включая гражданских лиц и военных. В 1991 г. терроризм как со стороны ИРА, так и ее противников унес 94 человеческие жизни. В Испании есть своя ИРА — подпольная организация баскских террористов (ЭТА). На счету ЭТА, которая борется за независимость Страны басков насильственными методами, к 1991 г. — более 700 жертв. Террор порождает ответный террор. Испанские полицейские, устав бороться с ЭТА законными методами, создали свой «эскадрон смерти», официально называющийся антитеррористической группой освобождения. В июне 1991 г., когда начался суд над двумя испанскими полицейскими — членами «эскадрона смерти», им в вину вменялось участие в шести покушениях, совершенных на территории Португалии и Франции.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

ИРА, ЭТА — список террористических организаций, борющихся за независимость своего народа (региона), этим не исчерпывается. В последние годы громко заявили о себе «Тигры освобождения Тамил-Илама» (ТОТИ) из Шри-Ланки. На их счету такая акция, как убийство Раджива Ганди — месть за вмешательство Индии в этнический конфликт в Шри-Ланка. Немало хлопот доставляют индийским властям и сикхские сепаратисты из штата Пенджаб. На счету сикхских террористов — тысячи жертв.

Боевики Колумбии «Медельинского картеля» повинны в сотнях террористических актов. На их совести убийства кандидатов в президенты, генерального прокурора страны, министра юстиции, взрыв авиалайнера местной авиакомпании «Авианка», взрывы машин, начиненных динамитом, в людных местах. Почти во всех странах Латинской Америки действуют многочисленные ультраправые и ультралевые группировки. Латиноамериканские террористы убивают даже священников. Так, в Сальвадоре в марте 1980 г. во время мессы прямо в церкви был застрелен архиепископ Оскар Ранульфо Ромеро. Только в 1991 г. боевики из левацкой группировки «Сендеро луминесе» убили 3180 человек. Среди латиноамериканских «индивидуалов» наиболее известен террорист международного класса по кличке «Карлос Шакал» (Ильич Рамирес Санчес). Он участвовал в десятках прошумевших на весь мир терактах. Самое знаменитое дело под его руководством произошло в 1975 г. Карлос и пятеро его вооруженных сообщников ворвались в Вене в здание, где происходило совещание стран — членов ОПЕК, и захватили заложниками 70 его участников. После 36-часовой осады террористы вывезли заложников на самолете в Алжир, затем в Триполи, после чего скрылись. Три человека из числа заложников были убиты.

Индивидуальный террор нередко служит детонатором террора массового. После убийства Индиры Ганди ее телохранителем — сикхом тысячи сикхов были убиты, многие заживо сожжены индусами. Особым вниманием террористов всего мира пользуются, как известно, премьеры, президенты, монархи. Еще один объект их внимания — дипломаты.

Весьма «прославлены» арабские террористы. На их счету сотни взрывов, поджогов, убийств, угонов самолетов. Среди крупнейших акций ливийских террористов — организация взрывов на борту гражданских самолетов США и Франции в 1988 и 1980 гг., приведших к гибели 441 человека. Главными целями арабских террористов являются израильские и американские объекты во всем мире.

Активно используют террористические методы в борьбе со своими политическими противниками некоторые арабские страны. Так, за последние годы в Европе было убито около 15 человек, выступавших против нынешнего иранского режима, в том числе бывший премьер-министр Ирана Ш. Бахтияр.

.3 Внутренние вооруженные конфликты и международный терроризм, и их взаимосвязь

В современных условиях именно внутренние вооруженные конфликты все чаще становятся детонаторами серьезных и опасных геополитических взрывов. Существенно и то, что внутренние вооруженные конфликты очень часто соприкасаются, а то и сливаются с таким явлением как терроризм, представляющим на данном этапе определенную угрозу международному миру и безопасности.

Целесообразно данную проблему рассмотреть в ряде тезисов, представленных ниже.

Внутренние вооруженные конфликты по причинам их возникновения, по своей сути и содержанию могут довольно существенно отличаться друг от друга. Очевидно, что один и тот же внутренний конфликт может оцениваться по-разному, зачастую с полярных позиций: для одних это, допустим, освободительная война или что-то похожее на нее, для других — вооруженный мятеж и т.д. Это очень важно, так как от того, насколько точно будет дана оценка тому или иному конфликту, вскрыты его причины и внутренние пружины, зависит точность политических и военных решений военно-политического руководства страны и их последствия.

Какими бы многочисленными и непримиримыми ни были различные экстремистские группировки и движения, сами по себе они сегодня не в состоянии самостоятельно решить поставленные перед собой задачи. Для этого они должны обладать мощной и гармонично развитой экономической и научно-технической базой, производимыми в высокоразвитых государствах. Так же обладая при этом современными средствами вооруженной борьбы, материально-технического обеспечения и ведения пропагандистской работы, возможностями привлечения в свои ряды наемников и военных специалистов, иметь координирующие органы и своих сторонников в различных государствах и общественно-политических структурах мирового сообщества и другие возможности. То есть, без определенной поддержки своих действий на государственном и международном уровнях их предприятие, как правило, обречено на неудачу.

Можно сделать вывод, что на современном этапе экстремизм, в том числе исламский, может существовать и выполнять свою «работу» относительно долго только в качестве разрушительного оружия, контролируемого более организованными и могущественными силами. Для этого достаточно посмотреть, кто сегодня стоит за афганскими талибами, а раньше поддерживал афганских моджахедов, кто оказывает финансовую и иную поддержку антиправительственным исламским группировкам в странах Центральной Азии, кто отдал югославское Косово в фактически безраздельное владение мусульманам-албанцам и т.д.

Терроризм в любых формах своего проявления превратился в одну из опасных по своим масштабам, непредсказуемости и последствиям общественно-политических и моральных проблем, с которыми человечество входит в XXI столетие. Терроризм и экстремизм в любых их проявлениях все больше угрожают безопасности многих стран и их граждан, влекут за собой огромные политические, экономические и моральные потери, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, чем дальше, тем больше уносят жизней ни в чем не повинных людей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Сегодня в мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций. С 1968 по 1980 гг. ими было совершено около 6700 террористических актов, в результате которых погибло 3668 и ранено 7474 человека. В современных условиях наблюдается эскалация террористической деятельности экстремистски настроенных лиц, групп и организаций.

Наряду с большим числом террористических организаций и групп имеется не меньшее число поддерживающих их различных структур, вплоть до целых государств-спонсоров терроризма. Сам по себе интересен и тот факт, что сегодня основная материальная поддержка террористических организаций поступает из арабских нефтедобывающих и развитых западных государств. На территории развитых государств присутствуют многочисленные религиозно-этнические общины или диаспоры, неудовлетворенность которых своим положением в чуждой для них социально-культурной атмосфере также выливается в различные формы поддержки своих «братьев» в других странах мира. Так формируется финансовая база международного терроризма.

Озабоченность мирового сообщества обусловлена ростом террористической активности как и многочисленностью жертв террористов, так и огромным материальным ущербом, наносимым террором. Благодаря развитию новейших технологий, имеющих двойное назначение, деятельности средств массовой информации и глобальных компьютерных сетей, благодаря чему у большего числа людей появляется возможность получить, а затем и использовать информацию о создании самых изощренных средств уничтожения и способах их применения. Можно отметить, что не застрахованы от вспышек терроризма ни высокоразвитые, ни отстающие в экономическом и социальном развитии страны с различными политическими режимами и государственным устройством.

Эпицентр террористической активности в течение ряда лет смещался от стран Латинской Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии. Активизировались палестинские и израильские террористы, террористические организации в ряде стран Африки и Азии, а также в США. В последние годы на Ближнем Востоке большую активность развили исламские военизированные террористические группы ориентации «Хамас» и «Хезболлах», а так же так называемое государство «ИГИЛ», сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы. Появилось немало новых регионов, где террористическая угроза стала особенно масштабной и опасной.

Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется: отсутствием явно выраженных государственных границ; наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках. Например, «ИГИЛ» на захваченных территориях, привлекает молодежь в свои ряды, а так же навязывает свои идеи, используя современные средства связи, в том числе и Интернет. Все кто с этим не согласен, их просто убивают.

Террористические организации наладили между собой тесные связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружений, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций (как, например, в Афганистане, в Сирии или Ливане). Можно отметить, что международное террористическое сообщество научилось маневрировать силами и средствами, перебрасывать нелегальными каналами большие массы оружия и боевиков.

Современный терроризм — это мощные структуры с соответствующим их масштабам оснащением. Примеры Афганистана, Сирии, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористические войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда» (наемники и прочие) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и др.). Например, в ходе захвата части территорий Сирии и Ирака «ИГИЛ», продавая нефть, они покупали современные виды оружия.

Важной особенностью современного терроризма является его хорошо структурированный и организованный характер. Террористические организации создают единые руководящие органы, систему управления, планирующие подразделения. Отмечены совещания и встречи руководителей наиболее крупных группировок, координация деятельности организаций различной национальной принадлежности. Для создания большего морально-психологического эффекта и общественного резонанса налажено информационно-пропагандистское обеспечение. Ведется работа по отбору и подготовке сторонников, активных функционеров и боевиков в целях их целенаправленного использования в кризисных районах, где одной из конфликтующих сторон являются радикальные мусульманские организации.

Можно увидеть, что сегодня силы, не способные на конкуренцию, в том числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, т.е. методами террора, причем террора международного.

Всплеск терроризма в мире, особенно в его нестабильных регионах, где происходит переходный период, там предоставляются дополнительные возможности самореализации для международного терроризма и стоящих за ним сил. Разрушение старых глобальных и региональных структур международной безопасности, присущих прежней схеме биполярного мира, во многих случаях сопровождается расшатыванием и развалом государственных образований. Мир вошел во временной этап крайней нестабильности, неопределенности и пониженной безопасности. Механизмы государственного, регионального и международного контроля за происходящими в мире процессами все чаще дают сбои. Их место пытаются занять силы, которые хотели бы использовать фактор нестабильности и частичной утраты контроля для ускоренного решения своих собственных задач, как правило, деструктивных.

Исходя из сказанного, можно сказать, что внутренние вооруженные конфликты все чаще и все более масштабно оказываются во взаимосвязи с международным терроризмом. Международный терроризм сегодня обладает такими ресурсами, которых может не быть у тех сил, которые пошли на вооруженный конфликт с властью в своей стране. Например, сегодня одной из важных баз международного терроризма является Афганистан. На территории этой страны функционируют, по меньшей мере, десять специальных учебных центров.

Для реализации своих замыслов международными террористическими организациями, осуществляющими свою деятельность под идеологическим прикрытием экстремистских мусульманских организаций, организована широкая сеть банков, финансовых компаний и фондов. Эти финансовые структуры выявлены в Саудовской Аравии, Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах. Германии, США, Иордании, Египте, Турции, Пакистане, Швейцарии, на Кипре и на Багамских островах и в ряде других стран.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Внутренние вооруженные конфликты перестанут быть опасными для стран и народов только тогда, когда будет покончено с практикой использования этих конфликтов третьими странами для решения своих крупных геополитических и иных задач.

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ В РАЗЛИЧНЫХ ГОСУДАРСТВАХ

.1 Международный терроризм и мировой опыт борьбы с ним

Этнический, религиозный и политический терроризм страшен именно тем, что целится в само общество. Естественной реакцией обычного человека является перенос ответственности с виновного на всех представителей некоторой национальности, вероисповедания или политического течения.

Интернациональные организации, борющиеся с терроризмом, выделяют несколько видов террористической деятельности. Соответственно, оценка последствий и отношение к террористам различаются. Институт борьбы с терроризмом (Израиль) выделяет три вида терроризма:

Международный терроризм — место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Внутренний терроризм — место совершения террористических акций — страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм — террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (анти-атомный терроризм, экологический терроризм).

ФБР выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. К ней относится террористическая деятельность повстанцев (insurgents) против военных и полицейских объектов колониальной стороны. Впрочем, отмечается в отчете ФБР, в случае нанесения ущерба гражданским лицам или применения силы в отношении «невиновных», такая форма борьбы может также расцениваться как терроризм.

За тридцать лет террористической войны (1969-1999 гг.) в Соединенном Королевстве погиб 3401 человек. Исследователи выделяют не менее трех «волн» террора Ирландской Республиканской Армии, каждая из которых состояла из пяти — семи инцидентов. Можно представить себе психологическое состояние британского общества в первые годы террора, когда сомнению подверглась едва ли не главная истина национального самосознания — «Мой дом — моя крепость». Общественная безопасность Соединенного Королевства, казавшаяся незыблемой, сумевшая удержать спокойствие и в годы кризисов, и в годы распада колониальной империи, — в первое время ничего не могла противопоставить ирландцам. Каждый человек с ирландским акцентом, казался, наверное, боевиком ИРА… Точно такая же ситуация была и в Испании, где экстремисты баскской организации ЭТА вели настоящую войну — и против государства, и против граждан. В общем, мы не первые. Однако, кроме психологических последствий для отдельных людей, террористические «волны» способны спровоцировать и социальные последствия.

В середине ХХ века стало очевидно, что мировое сообщество не располагает технологиями «управления конфликтами». Ни природа возникновения внутри общественных конфликтов, ни их внутренние механизмы не были изучены социологами и управленцами.

Даже в США, где гражданские инициативы в области безопасности, как правило, поощряются, «синдром последствий насилия» рассматривается как угроза внутренней безопасности. В частности, после взрыва во Всемирном торговом центре в 1993 г. и других терактов, в некоторых штатах стали возникать организации «общественной безопасности». Они объявляли своей целью предотвращение террора и помощь полиции. На деле же они занялись самовооружением и подготовкой к этническим чисткам. Более того, они вскоре решили, в силу американской ментальности, получить легальное обоснование своей деятельности. Возникло движение «Common Law Courts» — своего рода гражданских судов, которые называли «врагов сообщества» и «приговаривали» их в лучшем случае к страху или выселению, в худшем — к смерти. В докладе ФБР «Терроризм в США» «гражданские суды» рассматриваются именно как форма терроризма, поскольку их деятельность очевидно попадает под формулировку законодательства США.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Когда террористическое насилие становится массовым и безадресным, общество реагирует на него в соответствии с собственной исторической традицией. Самое страшное, что может случиться — это публичное использование страха политиками или масс-медиа.

Ошибки в интерпретации, излишняя подробность в описании трагедии, персонализация жертв и деперсонализация врага — это токсичная взрывчатая смесь, которая легко может привести общество к систематическим убийствам по национальному или религиозному признаку. В качестве наиболее жестокого примера можно привести Руанду, где политики и радио противостоявших друг другу племен тутси и хуту разожгли (после серии взаимных терактов) такое пламя ненависти, что страна скатилась в пропасть самой страшной в Африке гражданской войны. Никто не может гарантировать, что с нами этого не произойдет.

Показательно, что все «долгоиграющие» террористические конфликты принципиально похожи. «Повстанцы» из мятежной (как правило, близкой к метрополии) колонии (изредка — бывшей) своими взрывами, нападениями, актами в отношении представителей власти стремятся добиться независимости или «наказать» метрополию за политику, проводимую в отношении их. Такие террористические войны длятся годами; кроме национально-политического фактора, они, как правило, осложнены фактором религиозным. Террористы умело пользуются как внутренними противоречиями внутри метрополии, так и иностранной помощью. Нет такой колониальной (в прошлом) державы, которая не нажила бы себе внешних врагов. Принципиальной целью в такой террористической войне является стабильность общества бывшей метрополии — «повстанцы» не ставят целью (да и не могут добиться) изменение социального строя. Их взрывы и другие акты террора «раскачивают лодку», при этом их не особенно заботят горе и беды собственного народа, на который зачастую обрушивается гнев имперской правоохранительной системы. Наоборот — чем жестче ответ на их террор, чем категоричнее анти — (ирландские, баскские, арабские, чеченские) настроения — тем больше потенциальных боевиков придет под знамена террористической войны.

Опыт тотальной изоляции «мятежных территорий», «этнические ограничения» и тому подобные изыски были опробованы и в Великобритании, и в Испании, и в Мексике, и во Франции. Впрочем, и остальные антитеррористические меры тоже.

Конфликтологи из ООН рекомендуют в борьбе с массовым терроризмом руководствоваться следующими принципами:

никакой капитуляции перед террористами, полная решимость победить терроризм в рамках закона и демократического процесса;

никаких сделок с террористами, никаких уступок, даже перед лицом серьезнейшей угрозы или шантажа;

должны быть приложены максимальные усилия для того, чтобы дела по обвинению террористов дошли до суда, и был вынесен законный приговор;

должны быть приняты жесткие меры наказания в отношении государств-спонсоров терроризма, которые предоставляют террористическим движениям безопасное убежище, взрывчатые вещества, деньги, а также моральную и дипломатическую поддержку;

государство должно решительно пресекать попытки террористов блокировать или подорвать международные дипломатические усилия по разрешению важнейших политических кризисов. Терроризм стал главной угрозой миру и стабильности и его подавление, таким образом, является общим делом всего международного сообщества.

Нет более страшной ошибки, чем вовлечение «всех и каждого» в борьбу с терроризмом. На самом деле, именно этого террористы и добиваются — практически животной реакции на свои действия. «Мне угрожают — я вооружаюсь — я вооружен — мое ружье не должно простаивать — …» Одно насилие порождает, как болезнетворный вирус, сотни других очагов болезни, угрожая целостности и, собственно, жизни всего общественного организма.

Важнейшим инструментом антитеррористической политики является осведомленность (awareness), то есть — знание и готовность к действиям в чрезвычайной ситуации. Если политические ошибки довели общество до террористической войны, его граждане должны быть подготовлены к выживанию. Они должны быть уверены, что делается все необходимое для обеспечения безопасности; все взрослые должны владеть (на минимальном уровне) приемами скорой помощи и действий в чрезвычайных ситуациях.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Но главное — сдерживать общественные эмоции. Политики и масс-медиа обязаны сдерживать свои эмоции. Террор — ужасен; жертвы мирного населения — трагедия; террористы — преступники. Но, во-первых, террор навязан конкретными людьми, а не той или иной национальностью или конфессией. Во-вторых, это не война, а особый вид преступности. В-третьих, чем больше общество будет обсуждать акты террора, тем сильнее оно «заведется».

Общая рекомендация всех специалистов по антитеррору и разрешению конфликтов — государство в своей борьбе с терроризмом должно, по крайней мере, публично, делать все в рамках собственных законов. Если единственной возможностью подорвать или прекратить терроризм является очевидно незаконная операция, такая, как убийство лидера террористов на чужой территории или крупная операция, подразумевающая очевидное нарушение прав человека — такая деятельность должна осуществляться в обстановке строжайшей секретности; о причастности государства к таким акциям общество если и может узнать, то лишь некоторое время спустя, когда успокоятся естественные эмоции и боль.

.2 Деятельность Узбекистана в области борьбы с международным терроризмом

События в мире на рубеже веков указали на международный характер терроризма, потребовали переосмысления имеющихся представлений о нем как о глобальной угрозе. В настоящее время международное сотрудничество является стержнем стратегии противодействия международному терроризму.

С актами международного терроризма Узбекистан столкнулся в феврале 1999г. В связи с этим Узбекистан принимает активное участие в процессе борьбы с ним. Президент Республики Узбекистан И.А.Каримов в своих выступлениях с трибун международных организаций — ООН, ОБСЕ, ШОС, СЕАП и др. неоднократно подчеркивал необходимость усиления сотрудничества в борьбе с этим явлением в мировом масштабе.

В ноябре 1999г. на Стамбульском саммите ОБСЕ Президент И.А.Каримов выступил с предложением создать в структурах ООН Международный Центр по борьбе с терроризмом (МЦБТ). Данная инициатива была озвучена в стенах ООН в ходе Саммита тысячелетия, прошедшего 7-8 сентября 2000г. в Нью-Йорке.

Только после трагических событий в США 11 сентября 2001г., точнее — 28сентября 2001г. резолюцией №1373 (2001г.) Совета Безопасности ООН в его рамках был создан Комитет по борьбе с терроризмом (КБТ), наделенный большими полномочиями в сфере пресечения финансирования международного терроризма. В деятельности этого комитета отражена концепция МЦБТ.

Во исполнение вышеуказанной резолюции СБ ООН в декабре 2001г. и в августе 2002г. Узбекистан представил в КБТ доклады по выполнению ее положений.

В октябре 2000г. на международной конференции в Ташкенте, организованной ООН, ОБСЕ и правительством Узбекистана на тему: « Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: интегрированный подход в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и терроризмом», эксперты из 70 стран и 40 международных организаций выработали предложения по общим подходам к стратегии противодействия международному терроризму. При рассмотрении мер противодействия эксперты указывали на необходимость особого учета внешних вызовов и угроз.

Так же Узбекистан участвует в работе Комитета по борьбе с терроризмом при Совете безопасности ООН, в Антитеррористическом центре СНГ, проводит соответствующую работу в рамках ШОС, активно содействует усилиям Международной коалиции антитеррористических сил.

Для обеспечения национальной безопасности большое значение имеет принятый в декабре 2000 г. Закон Республики Узбекистан «О борьбе с терроризмом». Следует отметить, что аналогичными документами располагают пока не все страны. Так же Узбекистан подписал ряд двухсторонних соглашений в борьбе с терроризмом.

Следует подчеркнуть, что Узбекистан является участником всех действующих конвенций и протоколов ООН по борьбе с терроризмом. Сегодня имеются 13 документов ООН, направленных на противодействие терроризму, Имеются в виду: 11 конвенций и 2 протокола. Так же разрабатываются проекты Международной конвенции о борьбе с актами ядерного терроризма и Всеобъемлющей конвенции по борьбе с терроризмом. Узбекистан выступает в поддержку Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Узбекистан настаивает на необходимости принятия мер против угроз, исходящих от радикальных и экстремистских организаций, включая «Хизбут-тахрир», и применения к ним жестких санкций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Президент Узбекистана И.А.Каримов не раз предупреждал мировое сообщество, что терроризм — это чума XXI в., теракты носят не разрозненный, а взаимосвязанный характер. А так же, о том, что Афганистан — является очагом международного сотрудничества. И.А.Каримов говорил об этом: на 48 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1993г., в книге «Узбекистан на пороге XXI века», на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999г., на саммите тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН в 2000г. Но многие руководители государств не принимали решительных мер по ликвидации этой опасности.

Борьба с современными угрозами и вызовами безопасности, стабилизация и восстановление Афганистана, нераспространение ОМУ является одними из основных приоритетов взаимодействия Узбекистана с ООН, кроме этого в Ташкентской декларации (документ ООН), Узбекистан призывает государства активизироваться в борьбе с терроризмом

Принципы такого сотрудничества заключается в следующем:

Во-первых, эффективно противостоять современным угрозам можно только путем укрепления коллективных механизмов международного сотрудничества, принятия последовательных мер, исключающих возможность применения двойных стандартов и основанных на неукоснительном соблюдении международного права;

Во-вторых, первостепенное внимание должно уделяться борьбе с причинами современных угроз, а не только с их последствиями. Международному сообществу важно активизировать вклад в борьбу с многочисленными радикальными и экстремистскими центрами, которые культивирует идеологию ненависти, создают конвейер формирования будущих террористов.

На заседании Организации центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС) в Душанбе составлен список террористических организаций, которые объявлены вне закона. В рамках ШОС в Ташкенте действует региональная антитеррористическая структура.

Таким образом, можно сказать, что с момента независимости Узбекистан, являясь, участником всех действующих конвенций и протоколов ООН, а так же, участвуя в международных организациях, занимает твердую позицию в вопросе в борьбе с терроризмом.

 

ГЛАВА 3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БОРЬБЫ С ТЕРРОРИЗМОМ

.1 Принципы правового регулирования международного сотрудничества в борьбе с актами международного терроризма

Мировое сообщество в конце 60-х — начале 70-х гг. было поставлено перед необходимостью активизировать противодействие актам международного терроризма. Именно в этот период теракты стали широко использоваться в качестве средства политической борьбы и метода влияния на политические процессы, происходящие в обществе. То, что раньше было, скорее, исключением, теперь стало «правилом», повседневностью во многих странах. Колоссально расширились географические рамки террористической активности, которая распространилась сейчас на все регионы. Как естественная ответная реакция — активизировалось сотрудничество государств в борьбе с терроризмом.

Систематизируя имеющуюся практику координации усилий мирового сообщества в вопросах противодействия актам террора, следует отметить, что в ее основе лежит ряд универсальных международных конвенций. Основные усилия по международному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом предпринимаются в рамках международных организаций, которые выработали основополагающие программные итоговые документы. Рассмотрим некоторые из них.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Декларация и Программа действий, принятая на Всемирной конференции ООН по правам человека 25 июня 1993 г. в Вене, определила, что: акты, методы и практика терроризма во всех его формах и проявлениях являются деятельностью, которая направлена на уничтожение прав, основных свобод и демократии, создает угрозу территориальной целостности и безопасности государств и дестабилизирует законные правительства.

В продолжение данных тезисов на 49-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций (1994) принята Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, в которой выражается убежден-ность в целесообразности более тесной координации и сотрудничества между государствами в борьбе с преступлениями, связанными с терроризмом, включая оборот наркотиков, незаконную торговлю оружием, «отмывание денег» и контрабанду ядерных и других потенциально смертоносных материалов. В этом контексте государствам предлагается в срочном порядке провести обзор сферы применения существующих международно-правовых положений о предупреждении, пресечении и ликвидации терроризма во всех его формах и проявлениях с целью обеспечить наличие всеобъемлющих правовых рамок, включая все аспекты этого вопроса.

В свою очередь на совещании по борьбе с терроризмом (Париж, 30 июля 1996 г.) министры стран «Большой восьмерки» приняли итоговый документ, в котором заявили о своей решимости уделять первостепенное внимание борьбе с терроризмом, сделали обзор новых тенденций развития терроризма в мире и предоставили 25 мер по борьбе с терроризмом.

Одна из рекомендаций относится к «улучшению взаимодействия между отдельными органами и ведомствами, которые занимаются различными аспектами данной проблемы». Речь идет также об улучшении подготовки квалифицированных специалистов по антитеррористическим действиям, в том числе для «предотвращения терроризма с использованием радиоактивных, химических, биологических и отравляющих веществ».

«Восьмерка» призывала все государства взять под свой контроль неправительственные организации (гуманитарной, культурной или социальной направленности), которые могут служить прикрытием для террористической деятельности.

Предметом пристального внимания должны стать новейшие средства коммуникации, которые террористы используют для пропаганды собственных идей и общения между собой.

В отдельный пункт выделено принятие национальных законов с целью более эффективного контроля за производством, торговлей и экспортом оружия и взрывчатки.

А так же документ обязывает подписавшие его страны отказаться от любой пассивной или активной поддержки террористов; ужесточить юридические меры преследования за террористическую деятельность; отдавать под суд любое лицо, обвиняемое в совершении, подготовке террористических актов или оказании помощи в их осуществлении.

«Восьмерка» рекомендовала всем государствам препятствовать передвижениям групп террористов и их отдельных членов и в этих целях ввести более строгий пограничный контроль и правила оформления удостоверений личности и визовой документации.

Многостороннее и двустороннее сотрудничество предполагается развивать в двух основных плоскостях: международно-правовой и оперативной.

Первая охватывает, в частности, сближение национальных законодательств в области выдачи преступников и предоставления убежища. Документ предлагает рассмотреть возможность выдачи террористов, даже если между заинтересованными государствами нет соответствующих соглашений.

Страны «Большой восьмерки» решили также препятствовать движению капиталов, с помощью которых финансируется террористическая деятельность.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Группа старших экспертов по транснациональной организованной преступности на заседании в Париже 12 апреля 1996 г. приняла следующие рекомендации: государства должны проанализировать свое законодательство, касающееся уголовных преступлений, определить центральный орган, структура которого должна отвечать задачам быстрой передачи запросов о совершенных и готовящихся терактах. Были осуждены преступные акты, методы и практика терроризма, выражена решимость действовать в целях его искоренения как на двусторонней основе, так и путем многостороннего сотрудничества.

В целях координации усилий компетентных органов государств — участников Содружества Независимых Государств (СНГ) в борьбе с терроризмом и иными видами опасных преступлений начиная с 1991 г. был подписан целый ряд основополагающих межгосударственных нормативных актов. Участники Договора о коллективной безопасности в Концепции коллективной безопасности государств, провозгласили международный терроризм в качестве одного из основных источников военной опасности для стран СНГ.

Важнейшим этапом в кодификационной деятельности стало принятие в 2000 г. Советом глав государств, «Программы совместных мер борьбы с преступностью» на период до 2003 г. Разработана целевая Межгосударственная программа борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 г., что обусловлено растущим числом террористических актов и необходимостью создания в странах СНГ международной системы совместных мер борьбы с ними, координации усилий государств — участников Содружества.

Во исполнение решения Совета глав государств СНГ 2000 г. создан Антитеррористический центр (АТЦ) государств — участников СНГ, утверждено Положение, определяющее правовой статус, основные задачи, функции, состав и организационные основы деятельности Центра.

В интересах более тесного взаимодействия правоохранительных органов и спецслужб в борьбе с наиболее опасными видами преступлений был сформирован Совет руководителей органов безопасности и специальных служб государств — участников Содружества Независимых Государств (СОРБ), который на своих заседаниях рассматривает и принимает стратеги-чески важные нормативные акты, позволяющие повысить эффективность борьбы с терроризмом и иными преступными деяниями.

Что же касается США, то там не существует всеобъемлющего федерального закона, непосредственно касающегося терроризма внутри страны. Террористическим актом может быть признано совершение или попытка организации взрыва, вооруженного ограбления, поджога, убийства, нападения, ракетного удара, захвата транспортных средств, зданий и т. д., захвата заложников или зданий посольств. Все эти действия караются федеральным законом или законом штата и могут быть признаны террористическими действиями в зависимости от мотивов. В структуре федерального законодательства вопрос о терроризме фигурирует в различных аспектах.

Для законодательства Италии, ФРГ, Франции характерны специальные законы, направленные на борьбу с актами внутригосударственного и международного терроризма.

В ФРГ принято около 10 специальных законов, направленных на борьбу с терроризмом. Они действуют и как самостоятельные правовые документы, и как вносящие изменения и дополнения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство государства.

Анализ зарубежного законодательства позволяет выделить определенные закономерности правовой регламентации борьбы с терроризмом:

кодификация законодательных норм в области борьбы с терроризмом способствует его более эффективному применению;

внутреннее право стран должно своевременно реагировать на изменение в международной договорной практике в этом направлении, последовательно отражая все ее позитивные начала;

несмотря на общую для развитых стран мирового сообщества тенденцию к демократизации своего законодательства, государства предусматривают повышенную меру ответственности и наказания за совершение террористических актов и участие в террористической деятельности;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

уголовное преследование за акты насилия, совершаемые в отношении лиц, обладающих правом на специальную защиту, предусматривается нормами, так называемого чрезвычайного антитеррористического законодательства;

при подготовке и принятии законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих борьбу с терроризмом, целесообразно исходить из особенностей складывающейся общественно-политической и криминогенной ситуации в республике, а не придерживаться принципа так называемой модельности.

.2 Национальные организации, осуществляющие борьбу с международным терроризмом и их компетенция

Борьба с терроризмом ведется во всем мире. Во многих странах, таких как Израиль и Великобритания — на протяжении десятилетий. За долгие годы антитеррористической деятельности спецслужбы этих стран сумели накопить большой опыт, который могли бы взять на вооружение российские спецслужбы.

Израиль вот уже более 50 лет является объектом экстремистских действий. Теракты в отношении израильтян совершают в основном активисты палестинского движения «ХАМАС» и «Исламский джихад». Именно на их счет отнесены четыре взрыва, совершенные в стране в период с 25 февраля по 4 марта 1996 г. В результате терактов погибли 59 человек, еще 100 были ранены. Современный этап борьбы с терроризмом начался в Израиле в 1972 г., когда группа арабских экстремистов из организации «Черный сентябрь» захватила в олимпийской деревне в Мюнхене нескольких израильских спортсменов. Операция по освобождению заложников, проводившаяся западногерманской полицией, закончилась неудачей: несколько спортсменов погибло, часть террористов скрылась. С этого момента, как в Израиле, так и в ряде других стран начали создаваться специальные антитеррористические подразделения. Правительство Израиля, возглавляемое Голдой Меир, приняло принципиально важное решение, которое со временем стало основным принципом антитеррористической деятельности — ни в коем случае не идти на уступки террористам. В 70-е годы израильские подразделения по борьбе с терроризмом проводят ряд успешных операций. В течение нескольких лет от рук членов израильских антитеррористических подразделения «Божья Кара» гибнут все участники мюнхенских событий. В настоящее время борьбу с терроризмом в Израиле возглавляет оперативный штаб, в который включены представители вооруженных сил, полиции и спецслужб, включая представителей разведки «Моссад».

В США толчком к активизации антитеррористической деятельности послужили события 1997 г., когда 69-летний палестинец Али Абу Камаль открыл стрельбу на смотровой площадке манхэттенского Эмпайр-Стейт-Билдинг. От пуль палестинца погибли 8 человек, в том числе он сам. За этим терактом вскоре последовали новые. В течение трех лет арабские террористы устроили взрыв в подземном гараже Всемирного торгового центра, эмигрант из Ливана Рашад Баз расстрелял из автоматического оружия автобус с еврейскими детьми, было взорвано административное здание в Оклахома-Сити, американские посольства в Кении и Танзании. В ответ на усилившуюся активность террористов активизировали свою деятельность и соответствующие структуры безопасности. В каждом из 59 управлений ФБР было создано по крайней мере одно боевое подразделение по борьбе с терроризмом (SWAT), созданы многочисленные группы по исследованию и предотвращению террористических взрывов. В 1988 г. была подписана «Международная конвенция по борьбе с террористическими взрывами». Государства — участники Конвенции взяли на себя обязанность рассматривать акты терроризма, совершенные на территории других стран в качестве преступлений, влекущих за собой выдачу преступников стране, на территории которой было совершено преступление.

В Великобритании многочисленные террористические группировки, базирующиеся в основном в Северной Ирландии, уже три десятилетия ведут войну против Лондона за независимость Ольстера от Великобритании. Первенство по числу учиненных терактов являются экстремисты из Ирландской республиканской армии.

Французское правительство вынуждено тратить много сил и средств на борьбу с террористами, главным образом алжирскими экстремистами. Созданная в 1991 г. правительственная антитеррористическая программа Vigipirate действует и по сей день. Летом 1995 года этот план был эффективно использован против исламских террористов, которые совершили серию взрывов в Париже и других городах Франции. План Vigipirate входит в список 40 возможных мер, предусмотренных французским правительством на случай различного рода критических ситуаций. Каждая из мер определяется степенью опасности, которую представляет террористическая группа.

С середины века в вооруженных силах разных стран стали появляться специальные антитеррористические подразделения особого назначения. Сегодня они существуют более чем в 50 странах. Рассмотрим некоторые из них:

В Великобритании во время второй мировой войны была образована «22-я специальная воздушная служба» (SAS-22). По боевой подготовке этот отряд сравним лишь с израильскими контртеррористическими отрядами, но превосходит их по вооружению. Пленных английские боевики не берут. По некоторым данным в рамках подразделения служит 500 человек. Самые успешные операции — акции против ИРА в Ирландии, Голландии, Германии. Участвовала в тысячах операций от Сахары до Малайзии. Самая известная операция — освобождение заложников в иранском посольстве в Лондоне.

В Германии после мюнхенской трагедии во время Олимпиады в 1976 г. была создана «Федеральная группа по защите границы» (GSG-9). Это была первая операция группы. Сегодня эта группа не только борется с террористами, но и обеспечивает охрану немецких дипломатов во время поездок по Ближнему и Среднему Востоку. Помогает немецкой контрразведке, организуя слежку за террористами. За все время существования проведено более 5 тыс. операций.

Во Франции существует так называемая «Группа вмешательства национальной жандармерии» (GIGN),которая была создана в марте 1974 г. для борьбы с арабским терроризмом во Франции.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В Израиле в 1957 г. была создана «Разведывательная группа генерального штаба министерства обороны» («Саерет МатКал»). Создана как разведывательное специальное подразделение, с 1968 г. переключилось на антитеррористическую деятельность.

Так же известны «Летающие леопарды» («Саерет Голани»). Подразделение пехоты, которое из-за своих опознавательных знаков называют еще «Летающими леопардами». Было сформировано в 1959 г. из лучших солдат элитной пехотной бригады «Голани».

«ЯМАМ» (YAMAM) — подразделение полиции Израиля. Ежегодно проводит до 200 операций. Создано в 1974 г., как спецслужба, отвечающая за антитеррористические действия исключительно внутри Израиля.

В США существует Отряд «Дельта». Оперативный отряд спецсил американской армии, который был создан в 1976 г. Причем, сначала предполагалось создавать антитеррористические группы в США на базе «Зеленых беретов», но высшее командование ВС США решило создать новые силы. Базируется в Форт Брэгг (Северная Каролина).

Главное антитеррористическое подразделение США, созданное в середине 70-х гг. Занимается освобождением американских заложников за рубежом.

Кроме этого, существует «Отряд чрезвычайной службы нью-йоркской полиции» (ESU). Оснащены тяжелым оружием, имеют группы прикрытия. Эта структура, напоминающая маленькую армию, участвует в среднем в 2,5 тыс. операциях в год

«Отряд полиции Лос-Анджелеса» (SWAT). Отряд создан после молодежных волнений в США в 1965 г. Элитное подразделение, использующееся как внутри страны, так и за ее пределами. Известны своей борьбой с террористической организацией США «Черные пантеры».

Военно-морская Специальная Группа (Naval Special Warfare Development Group (NSWDG)). Служба основана в 1980 г. Военно-морская Специальная Группа, дислоцирующаяся в Вирджинии, отвечает за антитеррористические действия США на воде. Группа состоит из двенадцати взводов. Обучение этих солдат проводится на территории всех США.

В России было создано Управление «А» Департамента по борьбе с терроризмом ФСБ (Бывшая группа «Альфа»). Идея создания спецподразделения по борьбе с терроризмом внутри СССР принадлежит Юрию Андропову. За 25 лет своей работы бойцы «Альфы» освободили в общей сложности более тысячи заложников, захваченных террористами в Тбилиси, Минеральных водах, Сухуми, Сарапуле.

Так же было создано Управление «В» Центра спецназначения ФСБ (Бывшая группа «Вымпел»). В 1981 г. при управлении «С». Первого Главного Управления КГБ СССР была создана группа «Вымпел». Группа предназначалась для разведывательно-диверсионной деятельности за пределами страны. Подразделение «Вымпел» выезжало на операции в Афганистан, Мозамбик, Анголу, Вьетнам, Никарагуа. В 1994 г. в рамках ФСБ группа «Вымпел» превратилась в подразделение «В».

В Австралии был сформирован Tactical Assault Group (TAG), Special Air Service Regiment (SASR). Австралийский SAS в 1957 г. К 1964 г. группа была существенно расширена и переименована в Специальный Воздушный Полк. Сегодня SASR — одна из групп, ответственных за борьбу с терроризмом в Австралии. Другая группа — полк номер один вооруженных сил Австралии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Говоря о ситуации, складывающейся сегодня в сфере борьбы с терроризмом, следует подчеркнуть, что эта проблема является проблемой международного характера. Это предполагает, что в решении этой задачи должны быть задействованы не отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исследовав работу мы пришли к следующим выводам:

для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации. Нужна стратегия борьбы с терроризмом;

необходимо четко определить и назвать источники террористических проявлений (по данным экспертного опроса, проведенного в среде сотрудников подразделений по борьбе с терроризмом органов безопасности, могут быть отнесены: падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, правовой нигилизм в обществе, обострение политической борьбы, рост национализма и сепаратизма, несовершенство законодательства, падение авторитета власти и принятие ее представителями непродуманных решений). Питательной почвой терроризма является и политический экстремизм, произрастающий, в свою очередь, из взрывоопасной в нашем раздираемом противоречиями обществе социальной напряженности;

изживание терроризма — длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели. При этом невозможно уничтожить терроризм силовыми, террористическими же средствами: насилие неизбежно порождает насилие. Важно убедить общество, все политические силы в том, что спекуляция на объективных трудностях и противоречиях, силовой вариант их решения — это путь ведущий к катастрофе.

Наиболее важной предпосылкой изживания терроризма является стабилизация экономического и политического положения в странах, укрепление демократических принципов в общественно-политической жизни. Необходимо сформировать нормальное гражданское общество, в котором резко сузится социальная база терроризма;

другая очень важная предпосылка — выработка и укоренение демократических традиций, становление и развитие политического и идеологического плюрализма, утверждение таких правил «политической игры», которые характеризуются взаимной терпимостью, отказом от конфронтационности в отношении между различными социальными и политическими силами, поиском и нахождением консенсуса. Особенно важно, чтобы в государствах сформировались стабильные демократические политические системы, механизмы цивилизованного политического диалога и ротации власти. Необходимо, чтобы стоящие у власти, исключили настроения оппозиции, способствовали обеспечению прав и законных интересов меньшинства. Разумеется, оппозиционные силы также должны отказаться от подобных методов в своей политической деятельности. Для вытеснения терроризма из жизни необходима выработка высокой политической и правовой культуры в обществе, четкое установление правовых санкций за террористические действия;

необходимо создать благоприятные условия для нормального равномерного развития различных этносов и обеспечить реализацию их интересов, чтоб предотвратить конфликты на национальной почве. Задача государств заключается в формировании у всех проживающих в данной стране этносов такого самосознания, при котором чувство принадлежности к своему государству имело бы приоритет перед фактором этнической принадлежности в процессе самоидентификации граждан;

необходимы меры по усилению границ, повышению контроля над деятельностью зарубежных организаций, чтобы максимально снизить возможность импорта экстремизма из третьих стран;

активная молодежная политика, меры направленные на сокращение безработицы и решение назревших социально-экономических проблем способны снизить социальную напряженность в обществе, нейтрализовать главный источник потенциальных социальных эксцессов;

для эффективного противодействия международному терроризму необходима разработка и реализация комплексной программы, включающей политический, социальный, экономический, правовой, идеологический, специальный и другие аспекты. В ней непременно должны быть учтены интересы населения, проблемы и конфликтогенный потенциал терроризма во всем мире. Нужны также взаимодействие и координация всех сил общества, заинтересованных в решении этой актуальной проблемы;

одним из важнейших направлений деятельности глав государств должно стать совместное взаимодействие по предупреждению, локализации и прекращению региональных всплесков экстремизма, так как отдельные конфликты, вызванные террористами, могут стать причиной дестабилизации в других государствах.

Трагические результаты терроризма, которые характеризуют это явление нынешней политики, должны послужить важным предостережением всем политическим силам о том, что попытки решить политико-экономические и иные проблемы с помощью насилия не способствуют решению поставленных задач, а наоборот, ведут к усугублению и нарастанию противоречий в обществе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

.Руководящая литература

1.1. Выступление Президента И.А.Каримова на 48 Сессии Генеральной Ассамблеи ООН 28 сентября, 1993 1993г. — Т.: «Узбекистан», 1993. — 27 с.

.2. И.А.Каримов «Узбекистан на пороге XXI века». — Т.: «Узбекистан», 1997. — 326 с.

.3. Выступление Президента И.А.Каримова на саммите тысячелетия Генеральной Ассамблеи ООН в 2000г. // #»justify»>.4. Президент Узбекистана И.Каримов на саммите ОБСЕ в Стамбуле в 1999г. Содействие стабильности в Центральной Азии. Труды конференции. — Т., 2000.

2.Нормативно-правовые акты

.5. Закон « О борьбе с терроризмом». Статья 2. №167-II. 15декабря, 2000. // #»justify»>.6. Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов 1973. // #»justify»>.7. Конвенция о борьбе с захватом заложников 1979. // #»justify»>.8. Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997. // #»justify»>.9. Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1999. // #»justify»>.10. Конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999. // #»justify»>.11. Международная Конвенция о борьбе с терроризмом. 1963. // #»justify»>.12. Международная Конвенция о борьбе с финансированием терроризма. 1999. // #»justify»>.13. Международное сотрудничество в области борьбы с терроризмом: Сборник правовых актов. — № 10. — М., 1998. — 150c.

2.14. Организация Объединенных Наций. Док. ООН А/CONF.157/ 23. 1993. -12 июля. // <#»justify»>3.Специальная и научная литература

.20. Белая книга российских спецслужб. — М., 1995. — 200 с.

.21. Васильев В. Терроризм: прогноз на завтра. — М., 1999. — 250 с.

.22. Замкова З. Ильчиков В.Г. Терроризм — глобальная проблема современности. — М., 1996. — 225 c.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.23. Ляхов Е.Т. Политика терроризма. — М., 1997. — 316 c.

.24. Международное право в документах. 2000. (раздел 7) // #»justify»>.25. Панов В.П. Международное уголовное право. — М., 1997. — 320c.

.26. Руденко Б. Терроризм бесконечная война. — М., 1996. — 155 c.

3.27. «Terrorism in the USA», FBI Annual report, 1997. // #»justify»>4.Газетные и журнальные статьи

.28. Заявление участников Московской Конференции министров стран «восьмерки» о противодействии терроризму // Дипломатический вестник. 1999. — № 11. // http://www.mid.ru/bdomp/dip_vest.nsf/19c2fdee616f12e54325688e00486a45/9774844533f6fe82c32568860050d97f!OpenDocument.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2483

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке