Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Договор перевозки пассажиров и багажа»

Актуальность темы курсовой работы. Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства.

Содержание

Введение

Глава 1. Правовые основы договора перевозки пассажиров и багажа

1.1 Транспортное законодательство как основа перевозки пассажиров и багажа

1.2 Отраслевое законодательство в сфере перевозок

Глава 2. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа

2.1 Понятие договора пассажирской перевозки

2.2 Элементы договора пассажирской перевозки

2.3 Особенности договоров перевозки различными видами транспорта

Заключение

Список использованной литературы:

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Главный закон в российском законодательстве — это Конституция РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим кодексы (Гражданский, Налоговый, Трудовой, об административных правонарушениях и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.

Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав автомобильного транспорта. Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона о защите прав потребителей.

договор перевозка пассажир багаж

Объект курсовой работы — общественные отношения, возникающие при заключении, исполнении, расторжении договора перевозки пассажиров и багажа.

Предмет курсовой работы — нормативные правовые акты, научная и учебная литература и материалы периодической печати по теме проводимого исследования.

Цель курсовой работы — изучение основных положений, регулирующих договор перевозки пассажиров и багажа.

Задачи курсовой работы:

.Изучить транспортное законодательство как основу перевозки пассажиров и багажа.

2.Рассмотреть отраслевое законодательство в сфере перевозок.

.Изучить понятие договора пассажирской перевозки.

.Рассмотреть элементы договора пассажирской перевозки.

.Проанализировать особенности договоров перевозки различными видами транспорта.

Глава 1. Правовые основы договора перевозки пассажиров и багажа

1.1 Транспортное законодательство как основа перевозки пассажиров и багажа

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Транспортная деятельность представляет собой отношения по перевозке грузов, пассажиров, багажа, а также отношения, возникающие у транспортных организаций и индивидуальных перевозчиков с клиентурой, между самими перевозчиками разных видов транспорта.

Можно выделить пять видов транспорта: железнодорожный, морской, воздушный, внутренний водный и автотранспорт. Перевозка, осуществляемая только одним транспортным предприятием, называется перевозкой в местном сообщении. Когда в перевозке участвуют несколько транспортных организаций одного вида транспорта, перевозку именует перевозкой в прямом сообщении. Если перевозка производится несколькими транспортными организациями разных видов транспорта по единому транспортному документу, то имеет место перевозка в прямом смешанном сообщении. Перевозки в непрямом смешанном сообщении — перевозки, осуществляемые несколькими видами транспорта по отдельным перевозочным документам на транспорте каждого вида.

Фундаментом правового регулирования в сфере оказания транспортных услуг является нормативная база, включающая правовые акты различных областей законодательства. Бухгалтеру по роду своей многосторонней деятельности нужно быть в курсе различных правовых вопросов, имеющих отношение к автомобильным перевозкам. На страницах журнала в помощь перевозчикам обобщена и систематизирована наиболее актуальная информация о действующей нормативной базе сферы транспортного регулирования.

Не секрет, что главный закон в российском законодательстве — это Конституция <garantF1://10003000.0> РФ, положения которой не должен нарушать ни один нормативный акт. Она устанавливает общие принципы правового регулирования в государстве, которые реализуются различными документами действующей нормативной базы российского законодательства. Среди них выделим кодексы (Гражданский <garantF1://10064072.0>, Налоговый <garantF1://10800200.0>, Трудовой <garantF1://12025268.0>, об административных правонарушениях <garantF1://12025267.0> и т.д.), занимающие следующую ступень правового регулирования. В кодексах более конкретно прописаны ключевые моменты в той или иной области права. Однако все правовые вопросы в объеме нескольких десятков кодексов урегулировать невозможно — это проще сделать с помощью законов и подзаконных актов.

Для сферы транспортных услуг основополагающим документом практического применения можно считать Устав <garantF1://12057005.0> автомобильного транспорта. Он регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы РФ. Устав определяет общие условия перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, легковыми автомобилями, а также условия предоставления услуг пассажирам, перевозчикам, фрахтовщикам на объектах транспортных инфраструктур. К отношениям, связанным с перевозками пассажиров и багажа, грузов для личных, семейных, домашних или иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, также применяются положения Закона <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей.

В ГК включены лишь основные, принципиальные положения о договоре перевозки, применимые в равной степени к отношениям, связанным с перевозкой грузов, пассажиров и багажа различными видами транспорта. Основную роль в регулировании взаимоотношений участников конкретных перевозок традиционно играют транспортные кодексы и уставы. При этом они должны приниматься только в качестве федеральных законов, что гарантирует единообразие правового регулирования сходных отношений. Вместе с тем следует иметь в виду, что условия перевозки отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются их соглашением, если транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное (п.2 ст.784 <garantF1://10064072.7842> ГК).

После введения в действие ГК <garantF1://10064072.0> первым был принят Воздушный кодекс <garantF1://10100300.0> РФ от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ (ВК). К сожалению, он содержит большое количество отсылочных норм, открывая простор для ведомственного нормотворчества и вместе с тем — пробелы в правовом регулировании воздушных перевозок, например в сфере фрахтования воздушных судов. Имеются также противоречия с некоторыми общими положениями ГК.

Вслед за ним был принят Транспортный устав <garantF1://12007560.0> железных дорог РФ от 8 января 1998 г. N 2-ФЗ (ТУЖД), отличавшийся теми же недостатками, что и ВК <garantF1://10100300.0>. В настоящее время взамен ТУЖД принят и действует новый Устав <garantF1://12029475.0> железнодорожного транспорта РФ от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ (УЖТ), который разрабатывался вместе с новым Федеральным законом <garantF1://12029474.0> от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее — Закон о железнодорожном транспорте), включающим в себя ряд положений, направленных на реформирование отношений собственности в сфере железнодорожного транспорта. К сожалению, и УЖТ не избавлен от недостатков, которые были присущи ТУЖД, и даже предусматривает необоснованные выгоды и преимущества для транспортных организаций и так называемых владельцев инфраструктуры, а также включает ряд положений, значительно усложняющих структуру договорных связей по перевозкам.

Следующим по очередности принятия стал Кодекс <garantF1://12015482.0> торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ (КТМ), который с необходимой полнотой и детальностью регулирует договорные отношения, возникающие в сфере морских перевозок.

Последним из вновь принятых транспортных уставов и кодексов является Кодекс <garantF1://12022218.0> внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. N 24-ФЗ (КВВТ). Этот закон подобно УЖТ <garantF1://12029475.0> предполагает весьма широкие возможности ведомственного нормотворчества и предусматривает ряд односторонних преимуществ для транспортных организаций.

В сфере автомобильных перевозок пока действует старый Устав автомобильного транспорта РСФСР (УАТ), утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г. N 12. Работа над проектом нового устава автомобильного транспорта (федерального закона) до настоящего времени, к сожалению, не завершена. В его отсутствие система правового регулирования договоров перевозки не может считаться завершенной.

Соглашения между организациями различных видов транспорта об организации работы по обеспечению перевозок грузов, пассажиров и багажа должны заключаться в соответствии со специальным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст.788 <garantF1://10064072.788> ГК), который также пока не принят. В его отсутствие правила, регулирующие такие перевозки, включаются в отдельные транспортные уставы и кодексы.

После принятия части второй <garantF1://10064072.22222> ГК транспортными министерствами и ведомствами принимаются и утверждаются новые правила перевозок грузов, заменяющие собой ранее изданные аналогичные правила.

В условиях противоречивого законодательства, регулирующего пассажирские и грузовые перевозки, большое значение приобретают общеобязательные акты судебного толкования соответствующих законоположений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Кроме названных законов, транспортные компании руководствуются другими правовыми актами такого же уровня, но из других областей правоотношений, в частности, федеральными законами:

от 09.02.2007 N 16-ФЗ <garantF1://12051931.0> «О транспортной безопасности»;

от 30.06.2003 N 87-ФЗ <garantF1://12031604.0> «О транспортно-экспедиционной деятельности»;

от 08.08.2001 N 128-ФЗ <garantF1://12023874.0> «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

от 25.04.2002 N 40-ФЗ <garantF1://84404.0> «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Во исполнение перечисленных законов приняты подзаконные нормативные акты. К таким документам относятся нормативные акты Правительства РФ, финансового ведомства, региональных и местных органов власти. Разобраться во всем многообразии нормативной базы непросто, но мы попробуем это сделать с позиции финансового работника транспортного предприятия. Условно разделим законодательство, имеющее отношение к транспортному обслуживанию, на несколько разделов по сферам применения, а начнем с нормативной базы отраслевого «транспортного» законодательства.

1.2 Отраслевое законодательство в сфере перевозок

Основные отраслевые нормы в сфере перевозок, как это ни кажется странным, заложены в Гражданском кодексе, в частности, правовому регулированию перевозок посвящена отдельная гл.40 <garantF1://10064072.2040>. На основании норм гражданского законодательства процесс перевозки определяется транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами (правилами перевозок).

Многообразие перевозок позволяет классифицировать соответствующие договоры по виду транспортных средств:

железнодорожная перевозка;

автомобильная перевозка;

воздушная перевозка;

воздушный чартер;

морская перевозка;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

перевозка по внутренним водным путям.

В Уставе <garantF1://12057005.0> автомобильного транспорта выделены два основных направления в сфере оказания транспортных услуг: перевозка грузов и перевозка пассажиров (багажа). При этом пассажирские перевозки подразделяются на регулярные перевозки пассажиров и багажа, перевозки пассажиров и багажа по заказам, перевозки пассажиров и багажа легковым такси. На основании устава разрабатывает и утверждает соответствующие правила перевозок Правительство РФ. При этом остаются в силе действующие документы Минтранса, применяемые в части, не противоречащей уставу и более поздним принятым нормативным актам.

Рассмотрим некоторые отраслевые акты.

Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Установлен порядок организации следующих видов перевозок пассажиров и багажа, осуществляемых автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом: регулярные перевозки; перевозки по заказу (на основании письменного договора фрахтования) и перевозки легковым такси (на основании публичного договора фрахтования в устной форме).

В частности, определены требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также порядок предоставления транспортных средств для перевозок.

Приведены обязательные реквизиты билетов и квитанций, используемых в процессе перевозок.

Так, владелец такси (фрахтовщик) выдает пассажиру (фрахтователю) кассовый чек или квитанцию в форме бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать: наименование, серию и номер; наименование фрахтовщика; дату выдачи; стоимость пользования легковым такси; ФИО и подпись лица, выдавшего квитанцию.

Отдельный раздел посвящен забытым и найденным вещам. В нем, в частности, указано, что если по окончании поездки пассажир регулярного рейса обнаружит, что им в транспортном средстве забыты вещи, этот пассажир вправе обратиться к дежурному любого автовокзала, в котором осуществляется остановка этого транспортного средства. Дежурный автовокзала, в свою очередь, по письменному заявлению пассажира обязан немедленно отправить телеграмму, факс, сообщение по электронной почте или телефонограмму в адрес ближайшего автовокзала на пути следования транспортного средства с указанием в них места, которое занимал пассажир, описанием забытых вещей и требованием пересылки их к месту нахождения пассажира. В таких случаях все расходы, связанные с возвратом вещей (отправка телеграммы, факса или телефонограммы, упаковка, перевозка и др.), производятся за счет их владельца.

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом. Общие правила <garantF1://79467.0> перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 25 октября 1974 г.), регулирующие порядок организации:

заключения договоров (оформление перевозочных документов) на перевозку,

правила маркировки, пломбирования и обандероливания,

правила приема, погрузки и разгрузки, выдачи грузов,

правила переадресовки грузов,

правила перевозки различных видов грузов (скоропортящихся грузов автомобильным транспортом, в контейнерах),

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

и другие правила.

Правила <garantF1://6013.1000> перевозки опасных грузов автомобильным транспортом (утверждены приказом <garantF1://6013.0> Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73) разработаны в соответствии с постановлением <garantF1://2968.0> Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года N 372 и определяют основные условия перевозки опасных веществ автомобильным транспортом, общие требования по обеспечению безопасности при их транспортировке, регламентируют взаимоотношения, права и обязанности участников перевозки опасных грузов.

В Правилах <garantF1://6013.1000> учтены положения и нормы действующих законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих порядок осуществления автотранспортной деятельности и перевозку опасных грузов в Российской Федерации.

Настоящие Правила <garantF1://6013.1000> устанавливают на территории Российской Федерации порядок перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по улицам городов и населенных пунктов, автомобильным дорогам общего пользования, а также ведомственным и частным дорогам, не закрытым для общего пользования, вне зависимости от принадлежности опасных грузов и транспортных средств, перевозящих эти грузы, и обязательны для всех организаций, а также индивидуальных предпринимателей.

Перевозка «особо опасных грузов» осуществляется в соответствии с настоящими Правилами <garantF1://6013.1000> и с соблюдением специальных требований по обеспечению безопасности, утверждаемыми в порядке, предусмотренном постановлением <garantF1://2968.0> Правительства РФ от 23 апреля 1994 г. N 372.

В соответствии с Правилами <garantF1://6013.1000> перевозки опасных грузов, утвержденными приказом <garantF1://6013.0> Минтранса России от 8 августа 1995 г. N 73 (действовали до 26 апреля 2012 г.), за Минтрансом России постановлением <garantF1://12064549.0> Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. N 1052 было закреплено полномочие по принятию нормативного правового акта о порядке выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных грузов.

Порядок <garantF1://55072160.1000> выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасного груза, утвержденный приказом <garantF1://55072160.0> Минтранса России от 4 апреля 2011 г. N 179, определяет процедуру подачи перевозчиком или его представителем заявления о получении специального разрешения в уполномоченные органы, в зависимости от маршрута, по которому планируется осуществлять автоперевозку. Так, при прохождении маршрута или его части по автодорогам федерального значения или по территориям нескольких субъектов РФ заявление подается в территориальный орган Ространснадзора; при прохождении маршрута или его части по автодорогам регионального или межмуниципального значения — в орган исполнительной власти субъекта РФ, а в остальных случаях — в органы местного самоуправления. Исключение составляет прохождение маршрута по частной автодороге: разрешение выдает собственник автодороги.

В значительной степени данный Порядок выдачи специального разрешения воспроизводит положения ч.5 ст.31 <garantF1://12057004.3105> Закона N 257-ФЗ. Вместе с тем в числе очевидных преимуществ данного Порядка, по нашему мнению, следует отметить сокращенные сроки процедуры выдачи испрашиваемого специального разрешения, что, очевидно, связано с переходом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на электронный документооборот и межведомственное взаимодействие. Так, Порядком предусмотрены три рабочих дня для проведения проверки соблюдения соискателем разрешения установленных требований и принятия решения и по одному рабочему дню — для оформления разрешения и выдаче соискателю в отличие от ранее действовавшего 30-дневного срока на выдачу лицензии без учета времени, необходимого соискателю лицензии на прохождение дополнительных согласований и получения дополнительных разрешений в органах государственного надзора.

Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, были сформулированы требования к перевозке особо опасных грузов (п.2.3 <garantF1://6013.23>), их перечень приведен в приложении 7.2 <garantF1://6013.7200> к Правилам.

При перевозке особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) должен получить разрешение на перевозку от органов внутренних дел по месту его нахождения.

Для получения разрешения на перевозку особо опасных грузов грузоотправитель (грузополучатель) подает в органы внутренних дел по месту приема груза к перевозке заявление с указанием в нем наименования опасного груза, количества предметов и веществ, маршрута перевозки, лиц, ответственных за перевозку, и (или) лиц, охраняющих груз в пути следования.

К заявлению прилагаются следующие документы: аварийная карточка системы информации об опасности; маршрут перевозки, разработанный автотранспортной организацией и согласованный с грузоотправителем (грузополучателем); свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов.

Разрешение выдается на одну или несколько идентичных перевозок, а также на партию грузов, перевозимых по установленному маршруту, на срок не более шести месяцев. Перевозка особо опасных грузов допускается при надлежащей охране и обязательно в сопровождении специально ответственного лица — представителя грузоотправителя (грузополучателя), знающего свойства опасных грузов и умеющего обращаться с ними.

Необходимость сопровождения специалистами других опасных грузов, не отнесенных к особо опасным грузам, определяет грузоотправитель (грузополучатель). Сопровождающие лица и лица военизированной охраны выделяются грузоотправителем (грузополучателем).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На наш взгляд, подобное нормативно-правовое регулирование и практика выдачи специальных разрешений на перевозку особо опасных грузов органами внутренних дел как структурными подразделениями МВД России в контексте общеевропейского подхода, согласно которому безопасной может быть любая перевозка опасного груза автомобильным транспортом при условии соблюдения разрешительных требований, и стандартизации процедур выдачи разрешений в соответствии с принципом компетенции, ставят под сомнение необходимость наделения МВД России несвойственными им полномочиями по выдаче соответствующих разрешений, тем более в отсутствие нормативно-правового регулирования процедуры их выдачи.

Федеральным законом <garantF1://12057441.801013> от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации «Росатом» предусмотрена специальная процедура, осуществляемая Росатомом, по выдаче сертификатов-разрешений на транспортирование (перевозку) ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них, на использование определенной конструкции транспортного упаковочного комплекта радиоактивного вещества особого вида, за исключением ядерных материалов, переданных в составе изделий Минобороны России, а также на ведение реестра указанных материалов.

В соответствии с действующей редакцией Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденным постановлением <garantF1://87263.0> Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 395, за ним также закреплено полномочие по утверждению порядка выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов (п.5.2.10 <garantF1://87263.125210>).

С учетом этого приказом <garantF1://12053873.0> Минтранса России от 17 апреля 2007 г. N 44 утвержден Порядок <garantF1://12053873.1000> выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов, согласно которому полномочие по выдаче национальным автоперевозчикам разрешений в международном сегменте выдается исключительно территориальными органами Ространснадзора — управлениями государственного дорожного надзора в 7-дневный срок.

Инструкцией <garantF1://93041.1000> о порядке выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов по территории Российской Федерации, утвержденной приказом <garantF1://93041.0> Ространснадзора от 9 января 2008 г. N ГК-15фс, впервые предоставление специального разрешения на осуществление таких перевозок определено как государственная услуга, включающая как собственно выдачу разрешения, так и проведение мероприятий по контролю возможности выполнения соискателем специального разрешения установленных требований и условий, ведение журнала выдачи специальных разрешений, предоставление сведений из него, а также формирование открытых и общедоступных информационных ресурсов, содержащих сведения о нормативных правовых актах в области международных перевозок опасных грузов автомобильным транспортом.

Глава 2. Общая характеристика договора перевозки пассажиров и багажа

2.1 Понятие договора пассажирской перевозки

Общее определение договора перевозки пассажира (договора пассажирской перевозки) содержится в п.1 ст.786 <garantF1://10064072.7861> ГК. По данному договору перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, в свою очередь пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

По тому, как обозначенный договор охарактеризован в ГК <garantF1://10064072.2040>, а также в транспортных уставах и кодексах, нужно считать, что обязательства по перевозке пассажира и обязательства по перевозке багажа возникают из одного договора. Однако в юридической науке — это вопрос спорный. С одной стороны, считается, что предоставление услуг по доставке багажа и его выдаче происходит в рамках исполнения факультативного обязательства, возникшего из единого договора перевозки пассажира. С другой стороны, договор перевозки багажа отграничивается от договора перевозки пассажира.

В юридической литературе этот договор считают договором присоединения (ст.428 <garantF1://10064072.4281> ГК) , а также относят к числу взаимных, возмездных, консенсуальных договоров. Однако в случаях, когда договор перевозки пассажира отграничивается от договора перевозки багажа, то последний признается реальным.

Договорные отношения по пассажирской перевозке регулируются международными нормативными правовыми актами с участием Российской Федерации, Гражданским кодексом <garantF1://10064072.2040>, транспортными уставами и кодексами, иными актами транспортного законодательства, законодательством о защите прав потребителей. Возможность применения к указанным отношениям Закона <garantF1://10006035.0> РФ от 7 февраля 1992 г. «О защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) и других актов законодательства о защите прав потребителей подтверждается:

во-первых, содержанием преамбулы <garantF1://10006035.10011> Закона о защите прав потребителей, из которой следует, что законодательство о защите прав потребителей применяется к правоотношениям с особым субъектным составом. Правоотношения по пассажирской перевозке обладают необходимым субъектным составом. С одной стороны, в них участвует пассажир — гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. С другой стороны, в такие правоотношения вступают перевозчик — организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги потребителям по возмездному договору;

во-вторых, содержанием постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994 г. N 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей». В соответствии с п.1 <garantF1://10003342.1> указанного постановления отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать, в частности, из договоров перевозки граждан, их багажа и грузов. Согласно п.2 <garantF1://10003342.2> названного постановления в тех случаях, когда отдельные виды гражданско-правовых отношений с участием потребителей, помимо норм ГК <garantF1://10064072.0>, регулируются и специальными законами Российской Федерации (перевозка и др.), то к отношениям, вытекающим из таких договоров, Закон <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей может применяться в части, не противоречащей Гражданскому кодексу и специальному закону.

2.2 Элементы договора пассажирской перевозки

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сторонами данного договора выступают пассажир и перевозчик. Пассажиром является физическое лицо, заказывающее посредством заключения договора пассажирской перевозки транспортную услугу (деятельность по перемещению этого физического лица и его багажа), либо лицо, в пользу которого заключен данный договор, т.е. лицо, не заказывающее, но лишь использующее указанную услугу. Спецификой правового статуса пассажира является то, что он имеет права и несет обязанности и как собственно пассажир, и как потребитель в соответствии с законодательством <garantF1://10006035.0> о защите прав потребителей. Кроме самого пассажира, в правоотношения по пассажирской перевозке могут вступать иные лица, уполномоченные на получение багажа.

Перевозчик — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который оказывает за вознаграждение транспортную услугу пассажиру. Как и в случае с пассажиром, перевозчик имеет две группы прав и обязанностей — предусмотренные в транспортном законодательстве и в законодательстве о защите прав потребителей.

В случаях, предусмотренных законом, перевозчик должен иметь соответствующую лицензию. Согласно п.1 ст.17 <garantF1://12023874.1701> Федерального закона от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат лицензированию перевозки пассажиров морским, внутренним водным, воздушным, железнодорожным транспортом, а также перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

От перевозчиков, в том числе и для цели обеспечения прав их контрагентов, в первую очередь пассажиров, законодательство может требовать и соблюдения иных формальностей, указывающих на специфику правового положения перевозчиков. Согласно п.2 ст.2 <garantF1://12012506.202> Федерального закона от 24 июля 1998 г. «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» к осуществлению международных автомобильных перевозок грузов и пассажиров российские перевозчики допускаются при наличии у них документа, удостоверяющего допуск российского перевозчика к осуществлению международных автомобильных перевозок (удостоверение допуска российского перевозчика). В соответствии с Положением <garantF1://12024566.1000> о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденным постановлением <garantF1://12024566.0> Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730 получения указанного допуска должен быть соблюден ряд условий, в частности российский перевозчик должен иметь устойчивое финансовое положение (наличие в собственности имущества стоимостью не менее 300 тыс. руб. при использовании только одного транспортного средства, осуществляющего международные автомобильные перевозки, и не менее 170 тыс. руб. в расчете на каждое дополнительное транспортное средство).

В правоотношения, связанные с нарушениями условий пассажирской перевозки, могут вступать и страховщики. Например, согласно п.3 ст.39 <garantF1://12057005.3903> УАТ право на предъявление к перевозчикам претензий в досудебном порядке имеют, в частности, страховщики, выплатившие страховое возмещение в связи с ненадлежащим исполнением перевозчиками своих обязательств по перевозкам пассажиров и багажа.

Специфика формы договора пассажирской перевозки заключается в том, что обычно этот договор не оформляется в виде единого документа, подписанного сторонами, а совершается устно. При этом его заключение согласно п.2 ст.786 <garantF1://10064072.7862> ГК удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами. Указанное общее правило Гражданского кодекса детализируется и дополняется в транспортных уставах и кодексах. В частности, на автомобильном транспорте при заключении договора перевозки пассажира при регулярных перевозках пассажиров и багажа провоз пассажиром ручной клади за плату удостоверяетс

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2817

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке