Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Федеративное устройство РФ по Конституции 1993 года»

Каждое государство, имея свою территорию, ставит задачу организовать максимально эффективное управление ею. Это достигается не только тем, как отлажен государственный механизм, но и организацией самой территории, подразделением ее на части и осуществлением взаимодействия между центром и регионами, то есть ее устройством.

Содержание

Введение

1. Общая характеристика государственного устройства

1.1 Понятие государственного устройства

1.2. Основные формы государственного устройства

2. Федерация как форма государственного устройства

2.1 Федерация: понятие, основные признаки

2.2 Классификация современных форм федераций

3. Федеративное устройство Российской Федерации по конституции 1993 года

3.1 Особенности федеративного устройства России

33.2 Принципы федеративного устройства России

Заключение

Список литературы

Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Неотъемлемой частью любого государства является его устройство. Вопрос о форме государственного устройства имеет важное теоретическое и практическое значение, особенно на современном этапе, когда классические формы подвергаются изменениям, появляются «гибридные» и «переходные» формы,, поскольку это влияет не только на внутреннее устройство, но и на международное положение государств. От того, как будет организованно и как будет реализовываться государственная власть, зависит эффективность государственного руководства, действенность управления, стабильность правительства, состояние законности и правопорядка в стране.

В мире существуют разные формы государственного устройства, среди которых особое место занимают — федерации.Федеративным государством признается такое сложное государство, в составе которого имеются другие государства или государственные образования — субъекты федерации, обладающие определенным государственным суверенитетом, своим законодательством и высшими органами власти. Актуальность данной темы определяется тем, что федерация как форма государственного устройства в современном мире получила достаточно широкое распространение, в том числе в России. Федерация является ключевым звеном в российской государственности, представляющий собой сложнейший комплекс разнообразных структур, институтов политической власти, обусловленных социальными, экономическими, политическими, культурными традициями, условиями жизнедеятельности народов.

Проблемой исследования форм государственного устройства занимались в разное время такие ученые, как С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, А.Б. Венгеров, Б.В. Ерофеев, С.В. Клименко, И.О. Красов, В.В. Лазарев, А.В. Малько, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова, В.С. Нерсесянц, Ф.М. Решетников, А.П. Сергеев, Л.И. Спиридонов, В.Е. Чиркин, Г.Ф. Шершеневич и другие. Данными правоведами подробно изучены вопросы, касающиеся как форм государственного устройства, так и форм правления, форм государственно-правового режима государств.

Объект курсовой работы — являются формы (устройства) государства.

Предмет курсовой работы — федеративное устройство государства.

Цель курсовой работы: изучение особенностей федеративной формы государственного устройства.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать общую характеристику государственного устройства;
  • раскрыть понятие, признаки и основные формы федеративного устройства государств;
  • рассмотреть особенности федеративного устройства России по Конституции 1993 года.

Методологическая база исследования включает в себя методы: анализ литературных, информационно-правовых источников; исторический; обобщение; сравнительно-правовой и др.

Нормативную базу курсовой работы составляет Конституция Российской Федерации.

Теоретическую базу курсовой работы составляют учебно-методическая литература, публикации в СМИ; труды вышеназванных правоведов в области теории государства и права, в работах которых подробно изучены понятие, сущность, проблемы государственного устройства, освещены положительные стороны современного федерализма, его конституционных основ; а также ресурсы Интернет.

Структурно работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы.

1. Общая характеристика государственного устройства

1.1 Понятие государственного устройства

Государство представляет собой динамически развивающееся явление, внутреннее устройство которого может трансформироваться на протяжении исторического периода развития. Поэтому, прежде чем перейти к исследованию особенностей федеративного государственного устройства, рассмотрим общую характеристику устройства государства и государственного устройства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Государство — это центральный институт власти в обществе, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, социальных групп, классов и ассоциаций.

Необходимые признаки государства:

1) наличие территории, на которую распространяется юрисдикция данного государства;

2) народ, населяющий данную территорию и признающий государственную власть;

3) система институтов, реализующих функции государственной власти;

4) наличие системы права.

Государственное устройство — это важнейший элемент государства, представляющий собой способ организации его территории, правовое положение частей государства и систему их взаимоотношений с центром.

В отечественной правовой литературе понятие формы государственного устройства определяется в одном случае как внутреннее деление, структура, строение государства, разграничение (разделение) его территории на составные части. Так, М.Н. Марченко определяет «как внутреннее деление государства на составные части — административно-территориальные единицы, автономные, культурные, политические образования или суверенные государства». Форма государственного устройства, на его взгляд, отражает также характер соотношения государства в целом и отдельных его частей. В.В. Оксамытный полагает, что форма государственного устройства — это «внутренняя структура государства, включающая в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельных его частей». В другом случае форма государственного устройства определяется как способ устройства территории государства. Например, В.М Корельский под формой государственного устройства понимает «территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями».

С.А. Комаров полагает, что это «совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутренне деление государства на части и взаимоотношения между этими частями». Ряд ученых определяет государственное устройство как территориальную организацию государственной власти. Так, Е.И. Темнов полагает, что форма государственного устройства — это «административно-территориальная организация государственной власти, характер взаимоотношений между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами». А.Ф. Черданцев рассматривает его как «территориальную организацию государственной власти». А Р.Т. Мухаев считает, что форма государственного устройства — это «территориальная организация власти, выражающую характер взаимоотношений государства как целого с составляющими его частями, распределение властных полномочий между центральными и местными органами».

Таким образом, форма государственного устройства — это внутри территориальная организация (структура) государства, способы объединения населения на территории государства, связь граждан с государством через политические и территориальные образования. В каждом отдельно взятом государстве форма государственного устройства имеет свои особенности, которые складывается в конкретно-исторических условиях под воздействием множества самых разнообразных факторов: размера территории, численности и национального состава населения, исторических традиций государства, особенностей его политического режима и т.д.

В зависимости от наличия либо отсутствия суверенитета у составных частей государства государственное устройство делится на: простую форму и сложную форму. С точки зрения устройства в литературе встречаются следующие виды форм государственного устройства: унитарные и федеративные государства, конфедерации, квазиконфедерации, содружества, кондоминиумы, сообщества, унии, региональные государства, протектораты, доминионы, сюзеренитеты, инкорпорации, фузии, империи и союзы.

Мировая практика государственного строительства из всего существующего разнообразия, выработала две основные самостоятельные бесспорные формы государственного устройства: унитарные (единые государственные образования) и федерации (союзы относительно самостоятельных в правовом отношении государственных образований).

Конкретный выбор формы территориального устройства, как уже говорилось выше, зависит от ряда многочисленных внутренних (в большей степени) и внешних факторов. При этом следует отметить, что четкий набор факторов, определяющих тип политико-территориального устройства того или иного государства в мировой практике отсутствует. Как правило, это набор субъективных, исторически сложившихся факторов и событий. Исторически процесс формирования унитарных и федеративных государств по времени различен. Так, те европейские государства, в которых процесс формирования централизованного государства завершился в XVI-XVIII вв., оформились как унитарные (Франция, Великобритания, Россия). А те страны, где этот процесс пришелся на рубеж XVIII-XX столетий или подвергся некоторым внешним воздействиям, как, например, США, ФРГ или Швейцария, превратились в федеративные государства.

В рамках государственного устройства выделяют также конфедерацию, но с оговоркой, что речь идет не об устройстве государства, а о территориаль-ной организации союза государств. Необходимо подчеркнуть, что, когда речь идет о форме государственного устройства, всегда рассматривается организация власти по территории государства, а не иного образования. Кроме того, в современной теории государства выделяют новое понятие — форма межгосударственного устройства объединений государств. Так, В.Е. Чиркин пишет, что в последнее десятилетие на международной арене появилось достаточно большое число новых межгосударственных образований, вокруг которых постоянно идут дискуссии относительно их формы, правового статуса, международной правосубъектности, например, о существовании наряду с государствами международных объединений с элементами федерализма. В.С. Нерсесянц также полагает, что от формы территориального устройства государства следует отличать форму межгосударственного объединения (образования). По его мнению, такое объединение означает союз государств, в рамках которого существуют общие государственные или надгосударственные органы, но объединяющиеся государства сохраняют свой суверенитет. Некоторые исследователи предлагают рассматривать виды межгосударственных объединений как третью, переходную форму государственного устройства наряду с институтами унитарного и федеративного государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таким образом, форма государственного устройства представляет собой административно-территориальную и национально-государственную организацию государства, раскрывающую взаимоотношения между отдельными частями государства.

1.2 Основные формы государственного устройства

Основанием для деления современных государств является способ национально-территориального устройства. Он позволяет разделить государства на унитарные, федерации и конфедерации.

Унитарное государство — это простое государство, оно состоит из административно-территориальных единиц (область, провинция, губерния и др.), равных в правовом отношении, т.е. имеющих одинаковый юридический статус и не обладающих политической самостоятельностью (автономностью).

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты:

  • единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд);
  • одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство;
  • единая денежная система, одноканальная система налогов;
  • территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные тенденции были доминирующими в период создания национальных государств. Унитарная форма государства — наиболее распространенная форма государственного устройства в мире. Унитарным государством была Российская Империя до 1917 г. Сегодня таковыми государствами являются Китай, Испания, Франция, Швеция, Япония, Польша, Италия, Португалия, Болгария, Украина, Казахстан, Беларусь и др.

Федеральное государство (федерация) — это сложное союзное государство (foederatio от лат. слова — союз, объединение), которое состоит из входящих в него составных единиц (республики, штаты, земли, кантоны и др.). Образование субъектов федерации может осуществляться как по административному принципу (штаты в США, земли в Германии), так и по национальному принципу (автономные республики, края, области, округа в Российской Федерации, Югославии, штаты в Индии).

Федеративное государство и федерация — понятия идентичные.

Специфическими задачами федеративного государства являются:

  • создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких уровнях власти (на федеральном и региональном);
  • всестороннее обеспечение свободного развития различных наций и народностей, проживающих на территории государства;
  • реализация принципов плюрализма и демократизма;
  • обеспечение основных прав и свобод граждан независимо от места их проживания.

Для федерации характерно следующее:

  • двухуровневая система органов государственной власти:

а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции;

б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

  • компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной (федеральной) конституцией или федеральным договором;
  • существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;
  • двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;
  • двухканальная система налогов;
  • суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;
  • после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;
  • у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств).

Федерациями в современном являются: Россию, США, Канада, Австралия, Индия, Австрия, Бельгия, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Аргентина, ФРГ, Швейцария, Югославия, Индонезия, Малайзия, Нигерия и многие др. В мире, семь из восьми крупнейших государств мира — федерации.

Конфедеративное государство (конфедерация) — это государственное правовое объединение (союз) двух или нескольких государств, заключенный на основе договора. В отличие от федерации, конфедерация не является государством: она не имеет своей конституции, собственных властных структур. Совместные органы если и создаются, то с целью координации, а не управления. Для проведения согласованной политики создаются общие органы управления. Однако решения этих совместных органов вступают в силу только после утверждения их парламентами государств, входящих в состав конфедерации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В конфедерации нет единого парламента, правительства и единого гражданства. Каждая страна-член конфедерации является самостоятельным субъектом международного права, осуществляет собственную международную политику; в любой момент по собственной воле она может расторгнуть конфедеративный договор в одностороннем порядке и выйти из состава конфедерации.

Как правило, конфедерации недолговечны и постепенно преобразуются в федерации или, напротив, распадаются. Так, Швейцария, несмотря на своё официальное название — Швейцарская Конфедерация — в настоящее время представляет собой классическую федерацию, хотя многие века (1291-1848) действительно была конфедерацией. Конфедерациями были США (1776-1787 гг.), Германский Союз (1815-1866 гг.). Ярким примером конфедеративного образования в современных условиях является Содружество Независимых Государств (СНГ), созданное после распада СССР.

В наше время не существует полноценных конфедераций. Некоторые считают Евросоюз конфедерацией (он и правда обладает некоторыми ее признаками), но все более наглядно проявляет тенденцию к федерализации.

Таким образом, перечисленные формы государственно-территориаль-ного устройства в современной теории принято обозначать одним термином — формой государственного устройства. В литературе существуют разные мнения по поводу понятий и форм государственного устройства. Наиболее удачным, на наш взгляд, представляется следующее определение: форма государственного (территориально-политического) устройства — это внутренняя территориальная организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принцип взаимоотношений центральных и региональных (местных) государственных органов.

Вопрос государственного устройства чрезвычайно важен, поскольку каждая из его форм имеет специфические черты. Особенно определение оптимальной формы государственного устройства особенно важно для многонационального государства, так как необходимо установить правовые гарантии сохранения и свободного развития культуры, обычаев этих национальных групп. Велика роль формы государственного устройства и в создании необходимых политико-правовых условий для эффективного экономического и социального развития всех частей государства.

Таким образом, в современном мире все существующие государства по форме государственного устройства являются либо унитарными, либо федеративными. Отличие унитарного государства заключается в том, что для него характерны целостность и суверенитет: в таком государстве функционирует единая система законодательной, судебной и исполнительной ветвей власти; управление в унитарном строго централизовано. Признаки федеративного государства проявляются в обеспеченной конституционально возможности их субъектов самим формировать органы национальной власти, которые будут функционировать на территории этого субъекта.

В тоже время, все возрастающие процессы интеграции породили нетрадиционные формы объединений государств — межгосударственные объединения, которые следует рассматривать отдельно от института формы государственного устройства.

Думается, что именно федерация является наиболее приемлемой формой территориального устройства. Нисколько не умаляя роли унитарного государства, в следующей главе более подробно акцентируем внимание на федеративном устройстве государстве.

2. Федерация как форма государственного устройства

2.1 Федерация: понятие, основные признаки

Федеративная государственность всегда привлекала внимание государствоведов. Федерация является наиболее распространенной формой сложного государственного устройства. Во многих научных работах дается разная дефиниция этого понятия. В традиционном значении под федерацией подразумевается такая форма государственного устройства, когда из нескольких государств создается одно. Однако, в современных условиях это понятие не обязательно связывается с объединением государств, а трактуется как исторически сложившееся государство, которое при постепенном развитии переходит на путь федерализации.

Часто это понятие обозначают через перечисление признаков, свойств, черт. Так, Р.Г. Абдулатипов и Л.Ф. Болтенкова выделяют десять признаков федерализма, отождествляя его с понятием федерации, И.В. Лексин называет пять специфических и необходимых черт федерации. М.Н. Марченко рассматривает пять типичных признаков федеративной системы, которые дополняются пятью основополагающими принципами ее образования и функционирования. Способ определения федерации через перечисление специфических признаков и черт считается им более продуктивным, чем формирование общего суждения, раскрывающего искомое понятие.

В научных словарях приводятся, например, такие определения: «Федерация — форма государственного устройства, существующая, как правило, в многонациональных государствах. Представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью».

«Федерация — форма политикогосударственного устройства, представляющая собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью». «Федерация, это:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1) союз нескольких государств с целью создания нового единого государства, при котором вошедшие в федерацию государства сохраняют часть своих прав как субъекты федерации;

2) союз отдельных обществ, организаций». территориальную организацию, состоящую из государств или государственных образований, опирающуюся на принцип согласия, основанную одновременно на целостности государственной власти (управления государством) и ее вертикальном разделении между федерацией и ее членами (субъектами) при верховенстве федерации».

В каждой из приведенных дефиниций содержатся те или иные существенные признаки федерации, с учетом которых можно предложить следующее определение: федерация — это форма политико-территориального устройства государства, которая заключается в единстве и разделении государственной власти между государством и составляющими его субъектами (государствами, государственными образованиями) на основе конституционного и иного нормативного правового закрепления определен-ных объемов государственной власти за разными ее уровнями, процедуры сотрудничества и согласования их интересов при принятии решений, представительства субъектов в законодательных органах государства.

Субъекты федерации — это территориальные единицы, обладающие не всеми, а некоторыми признаками государства, поэтому современное понимание федерации означает, что это такое государство, в состав которого входят территориальные образования — субъекты федерации, обладающие определенным суверенитетом, то есть относительной самостоятельностью в осуществлении власти на собственной территории. Таким образом, субъекты федерации имеют определенную политическую самостоятельность.

Государственная власть в федеративном государстве разделена между центральными государственными органами, решающими преимущественно вопросы общего значения, и органами власти субъектов федерации, представляющими интересы данных регионов и проживающего там населения. Все субъекты федерации являются равноправными ее членами. Наряду с общими для всех членов федерации — федеральных высших органов государственной власти — аналогичные органы власти имеются в каждом субъекте, входящем в федерацию. При этом, субъекты федерации сохраняя самостоятельность (могут иметь собственные конституции и законодательство, систему органов представительной, исполнительной и судебной власти), однако федеральная конституция и законы имеют несомненный приоритет над законами субъектов федерации, а решения федеральных органов обязательны для нижестоящих.

Естественно возникает вопрос: что же заставляет независимые государства объединяться между собой, добровольно признавать власть федерации? Дело в том, что целью объединения является совместное решение ряда ключевых для общества вопросов. Как правило, к ним относят: оборону страны, борьбу с преступностью, создание единой финансовой системы, транспортной сети и связи, общего топливно-энергетического комплекса. Именно эти вопросы и находятся в ведении федеральной власти, и для их решения формируется федеральный бюджет и специальные органы. Остальные вопросы по-прежнему остаются в ведении субъектов и решаются собственными силами.

Исторически первой федерацией являются Соединенные Штаты Америки, которые первыми же и создали Конституцию, которая и зафиксировала такую форму государственного устройства. 4 июля 1776 г., когда 13 североамериканских колоний объявили независимость от Англии, они осознавали необходимость совместных действий в военной области и сотрудничества в целом. С этой целью были приняты Статьи Конфедерации, которые представляли собой конституцию, создавшую лигу суверенных штатов, в рамках которой штаты обязывались сотрудничать в военной, внешнеполитической и других важных областях. Эти Статьи были едва достаточны для того, чтобы удержать штаты вместе на время войны, и поэтому после успешного окончания войны с Англией Конфедерация распалась в связи с тем, что каждый штат преследовал свои интересы, а не национальные интересы вновь созданных Соединенных Штатов. Для того чтобы, как сказано в Конституции 1787 г., «создать более совершенный союз», Джордж Вашингтон, Александр Гамильтон, Джеймс Мэдисон и другие лидеры предложили штатам направить делегатов на Конституционный Конвент в Филадельфии в мае 1787 г. На этом собрании и была принята Конституция Соединенных Штатов. Авторы Конституции отказались от конфедерационной и унитарной модели правления. Вместо этого они предложили в качестве основы управления государством совершенно новый принцип: федерализм.

Рассматривая федерацию, необходимо раскрыть отличительные признаки федеративного государства, поскольку федеративное государство — это только общая форма государственного устройства, а ее конкретное содержание — политическое и правовое — весьма неоднородно. В различных странах федеративное устройство неоднородно, его особенности определяются историческими условиями образования конкретной федерации, и прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящих в союзное государство.

В теории в федеративном государстве, в отличие от унитарного, выделяют признаки:

имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации);

наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы);

они наделены правом принимать региональные законы;

у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

Таким образом, можно выделить наиболее общие черты, которые характерны для большинства федеративных государств:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1.Территория федерации состоит из отдельных субъектов федерации: штатов, кантонов, республик. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Субъекты федерации не имеют права сецессии, т.е. права свободного выхода из состава федерации и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации не являются государствами в собственном смысле этого слова, т.к. они не обладают государственным суверенитетом, Двухуровневая система органов государственной власти и двухуровневая система законодательства. Предметы ведения между федерацией и субъектами разграничены конституцией. В федерации верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам. Компетенция между федерацией и её субъектами разграничивается федеральной конституцией.

В некоторых федерациях субъекты обладают правом принятия собственной конституции, имеют свои высшие законодательные, исполнительные и судебные органы. Взаимоотношения двух уровней власти: центральная власть не имеет права отменять решения, принятые органам субъекта, только если они не противоречат конституции. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. Они официально представляют федерацию в межгосударственных отношениях. Обязательным признаком федеративной формы считается двухпалатная структура федерального парламента. Одна палата рассматривается как орган общефедерального представительства, депутаты в неё избираются со всей страны. Вторая палата призвана представлять интересы членов федерации. Граждане данного государства имеют право на двойное гражданство: гражданства федерации и гражданства соответствующего субъекта в составе федерации. Таким образом, совокупность теоретических знаний, идей и опыта относительно федераций характеризуется особым разнообразием, неоднозначностью суждений, наличием множества дискуссионных вопросов.

Федерация, в отличие от стран с унитарной организацией, является сложным государством. Основа его природы — «взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей. Федерализм предполагает не разрушение общегосударственного единства, а дифференциацию и сбалансированность государственной власти».

Федеративных государств в мире меньшинство, не более 26. Однако их число растет, некоторые государства, например Италия, Испания, находятся на стадии перехода от унитарных к федеративным. Причина очевидна: федеративные государства в силу децентрализации и деконцентрации государственной власти становятся более демократичными. Возникновение федерации, как правило, обусловлено стремлением выразить интересы отдельных территорий через предоставление самостоятельности в решении ряда вопросов.

Основной проблемой федерации является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации. От решения этого вопроса зависит правовой статус субъектов в составе федерации и характер взаимоотношений между федеральным центром и субъектами федерации. Трудности связаны с тем, что субъекты федерации порой претендуют на чрезмерную самостоятельность или даже на статус государственных образований с суверенитетом. В любом случае они обычно обладают своей конституцией, органами государственной власти, гражданством. Федеральная власть совместно с властями субъектов федерации определяет (часто в обстановке острых разногласий) федеральную компетенцию, компетенцию субъектов федерации и совместную компетенцию. Осуществление последней носит сложный характер, нередко порождая противоречия между властями федерации и ее субъектов.

Мировой опыт показывает, что федеративное государственное устройство более прочно в тех странах, где ликвидирована дискриминация по национальному признаку, укоренилась политическая культура. Мощным фактором достижения единообразного правового регулирования и равенства граждан является успешное экономическое развитие, общий рынок.

Безусловно, федерация не может исключить всех кризисов, разногласий и различий в способах решения общегосударственных проблем, но она, и особенно в крупных государствах, создает единственно возможную демократическую основу этих решений, способных удовлетворить интересы всех политических, экономических и националистических сил, с учетом местных особенностей в рамках компетенции, установленной Основным Законом.

2.2 Классификация современных форм федераций

Многообразие подходов к изучению такого сложного феномена, как федеративное устройство государств, вызывает среди исследователей острые дискуссии по вопросам, касающимся классификации федераций. Выделение видов федераций является необходимым для изучения особенностей проявления этого феномена в разных странах. Виды федераций позволяют подразделить все существующие государства с федеративным государственным устройством на определенные группы, выявить их общие черты и вычленить уникальность каждого из них.

Классифицировать модели федераций можно по целому ряду критериев.

Самой распространенной в настоящее время является типология федераций по способу формирования федерации, в зависимости от вида нормативного правового акта, учредившего федеративное государство. В соответствии с данным критерием принято выделять: договорные и конституционные.

Конституционными называют федерации, формирующиеся при сильном влиянии центральных властей — «сверху» в результате принятия Конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства (Бразилия, США, Канада). Конституционные федерации часто возникают на базе ранее существовавшего унитарного государства (нередко империи). Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия.

В конституциях таких федераций, как правило, прописан принцип территориальной целостности страны и субъекты федерации не имеют права свободного выхода из состава государства (например, Германия, Бразилия, Россия). При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.

Договорные федерации формируются «снизу» на базе прописывания соглашения или договора между субъектами федеративных взаимоотношений в результате объединения ранее независимых государств в одно единое федеративное государство (США, Швейцария, Танзания, ОАЭ). При этом государства — участники федеративного договора перестают быть самостоятельными государствами. Таким путем в 1922 г. был создан СССР.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В таких федерациях субъекты отличаются высоким уровнем политической автономии. В таком договоре даже могут быть прописаны условия входа (например, в Конституции США) и выхода (сецессии) государств из состава федерации (например, в договоре об образовании СССР).

Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства: если они были самостоятельными, суверенными государствами — это договорная федерация; если нет — конституционная.

Однородность субъектов федерации с точки зрения их государственно-правовой природы и различий в статусе является еще одним основанием типологизации федераций. По этому критерию можно выделить: симметричные и асимметричные. Это деление обуславливается их конституционно-правовым статусом однородных по природе и равных по статусу. Симметричная федерации означает однородность и равноправие составляющих ее субъектов (например, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, США, Германия, Австрия). Симметричная федерация более стабильна, в ней отсутствует борьба за выравнивание статуса субъектов.

В настоящее время абсолютно симметричных федерации с юридической точки зрения фактически не существует. В мировой практике наблюдаются тенденции развития асимметрии в федеративных отношениях симметричных государств.

В асимметричных — конституционно-правовой статус субъектов различен. Асимметрия может приобретать в федерациях различные формы: наряду с субъектами федерации могут присутствовать другие территориальные образования (провинции и территории в Канаде, штаты и ассоциированное государство Пуэрто-Рико в США) или же федерация включает только субъекты. Однако фактически такие субъекты имеют разные статусы (например, в России автономные республики и округа, области, края и города федерального значения имеют различный конституционно-правовой статус. Так, такие формально равные субъекты федерации, как Ярославская область и республика Карелия, фактически по своему статусу отличаются). Иногда в федерациях особым статусом пользуются резервации для коренного населения (они находятся в составе штатов, но их положение регулируется федеральным законодательством, такие резервации есть в США, Австралии).

В асимметричной федерации также можно выделить положительные моменты. Так, асимметрия лучше соответствует языково-культурному, этническому, историко-географическому, социально-экономическому разно-образию регионов. Кроме того, позволяет реализовать право нации на самоопределение без разрушения единства страны. По идее, федерация должна образовываться «снизу-вверх», и разные субъекты вправе делегировать центру разный объем полномочий, так как изначально субъект является как бы суверенным государством. При этом, асимметричная федерация не лишена недостатков, главным из которых является то, что субъекты фактически обладают разным объемом полномочий и неравны между собой. Это не позволяет стране развиваться равномерно, вырастает диспропорция между субъектами.

Одной из причин асимметрии федерации могут стать различия в статусе в зависимости от того, какой фактор положен в основу образования субъекта федерации — национальный, территориальный или национально-территориальный. По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные, национальные, смешанные (комбинированные).

В территориальных федерациях используется территориальный географический признак, они составляют большинство (например, США, Германия, Австрия, Бразилия, Аргентина, Венесуэла). Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации.

В национальных — национальный признак (например, Бельгия, Пакистан, Нигерия, Чехословакия, Югославия, бывшие федерации СССР). Национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством. Основное различие между территориальной и национальной федерацией состоит в различной степени суверенности их субъектов. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований (Чехословакия).

В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам и организованы на смешанной национально-территориальной основе (например, Россия, Швейцария, Канада).

Поскольку разделение государственной власти между федеративным государством и составляющими его субъектами, является сутью федеративной формы, в зависимости от принципа разделения государственной власти, способа определения самого объема власти для разных ее уровней можно выделить федерации централизованные (США, Швейцария, которая продолжает именовать себя конфедерацией, но по сути уже давно является децентрализованной федерацией). В реальности трудно найти «чистую» централизованную или нецентрализованную федерацию, все многообразие их разновидностей располагается между этими противоположными полюсами…». Сегодня можно говорить лишь о степени централизации или децентрализации власти в конкретном федеративном государстве. федерации. Сущность теории дуалистической федерации заключается в разделении власти в федеративном государстве таким образом, чтобы оба уровня управления были независимыми друг от друга и обладали самостоятельным статусом, установленным в конституции.

Отсюда концепция дуалистического федерализма строится на двойственности суверенитета в федерации: суверенитет федеративного образования и его членов. Феномен дуалистического федерализма объясняется достаточной сложностью и длительностью процесса федерализации, когда регионы не согласны уступить центру значительный объем полномочий. Именно по подобному пути пошли США, ее основой было строго фиксированное на конституционном уровне разделение функций и полномочий между центральной властью и властями штатов. Сотрудничество, и солидарная ответственность центра и составных частей федерации при осуществлении определенных социально значимых государственных функций, получила наименование кооперативной федерации. В настоящее время практически все государства с федеративной формой государственного устройства являются кооперативными по своей природе. Так, Индия, сформировавшаяся в отличие от США не «снизу», а смешанным образом (при участии индийской элиты и масс и с вынужденного разрешения британских колониальных властей), демонстрирует изначально не дуалистический, а кооперативный федерализм. В конкретных исторических условиях автономность штатов была Индии категорически противопоказана.

Некоторые авторы выделяют также еще один вид- «мягкая федерация», — федерация, субъекты которой имеют свободное право выхода из состава (сецессия). Реально существующие мягкие (или рыхлые) федерации — Босния и Герцеговина, а также неофициально — Европейский Союз. Некоторые исследователи считают, что еще один кандидат в «мягкие федерации» — союз России и Белоруссии.

3. Федеративное устройство Российской Федерации по конституции 1993 года

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

3.1 Особенности федеративного устройства России

Согласно п. 1 ст. 1 Конституции «Российская Федерация — Россия, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По мнению М.В Гликич-Золотарева, федеративное устройство современной России возникло не на ровном месте, не как теоретически и практически обоснованная модель организации нового государства, а в большей степени как наследие федеративной системы советского периода. Новое государство фактически унаследовало федеративную форму правления от РСФСР как части Советского Союза. При этом, федеративная форма государственного устройства России последовательно пережила три этапа:

  • парад суверенитетов (1990-1993 гг.);
  • парад заключения договоров (1993-1999 гг.);
  • укрепление вертикали власти (1999 г. — настоящее время).

Первый из указанных этапов демонстрирует нестабильность федеративной государственности, которая находит выражение в стремлении целого ряда субъектов Российской Федерации к автономизации, образованию конфедеративного государства.

Второй этап, именуемый «парадом заключения договоров», предполагал возможность для субъектов РФ заключения договора о разграничении полномочий и предметов ведения с федеральным центром. Подобный договорный процесс вызывал неоднозначную оценку, так как нормы договоров вторгались в сферу федерального регулирования, таким образом, стала фактически утверждаться договорная модель федерализма. Было заключено 42 договора что, однако, не укрепило российский федерализм. На смену параду договоров пришел этап укрепления властной вертикали.

Окончательно федеративное устройство России было закреплено и урегулировано Конституцией Российской Федерации 1993 года, которое в такой форме существует и до настоящего времени.

Конституция РФ — главный закон страны, гарант соблюдения прав и свобод человека и гражданина в стране. Она провозглашает главные принципы действия законодательства на территории всего государства.

Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированы в ст. 5 Конституции РФ, нормы которой являются важнейшими для понимания основ конституционного строя России, ее федеративного устройства:

)Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, равноправии и самоопределении народов в РФ; Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Федерации между собой равноправны. Конституция РФ в структуре Федерации закрепляет три вида субъектов:

  • национально-государственный (республики в составе РФ);
  • административно-территориальный (края, области, г. Москва и Санкт-Петербург);
  • национально-территориальный (автономная область и автономные округа).

Все разнообразные по форме территориальные образования, непосредственно входящие в состав РФ в качестве составных частей единого и целостного федеративного государства, именуются общим родовым понятием — субъект Российской Федерации, которое было применено ко всем без исключения составным частям Федерации только в Конституции 1993 г., гарантируя всем субъектам действительную самостоятельность в предоставленных им сферах государственной и общественной жизни.

Часть 1 ст. 5 Конституция РФ являет собой практическое применение принципа федерализма С одной стороны, она устанавливает, что многообразные по исторически сложившейся форме и национальному составу части федеративного государства (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа) отныне являются едиными по своей сути и конституционному статусу образованиями — субъектами Федерации; с другой — она гарантирует путем закрепления соответствующих положений в специальных статьях Конституции сохранение разнообразия существующих государственно-правовых форм (ч. 1 и 2 ст. 5), а также исторически возникших наименований всех субъектов Федерации. Полный перечень субъектов приводится в ст. 65 Конституции РФ. Перечисляя существующие конституционно-правовые формы субъектов РФ, Конституция устанавливает их закрытый перечень. Это означает, что каждый вновь образованный или принятый в состав РФ новый член обязан облечь свою субъектность в одну из установленных конституционно-правовых форм.

Согласно, ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» расширение РФ возможно путем присоединения к ней как субъектов федерации иностранных государств, или их частей в соответствии со свободным волеизъявлением народов, который проживает на данных территориях, и при заключении международных договоров с этими государствами. Так, последним присоединенным субъектом является Автономная республика Крым.

Уникальность российского федерализма заключается в том, что в его основу положены как национальный, так и территориальный принципы, что является отражением полиэтничности национального состава России, самобытности ее исторического развития, особенностей строительства российской государственности и т.д. Этим она существенно отличается от большинства иных федераций. В то же время, в отношении многих малочисленных народов, как и прежде, сохраняется территориальная, или надэтническая, модель федерализма. Эти народы не имеют этнонациональной государственности и в силу своей малочисленности нуждаются в особой государственной защите. В связи с этим, согласно ст. 69 Конституции РФ, государство гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.

Вступление в силу Конституции России 1993 г. знаменовало собой начало нового этапа в развитии федеративных отношений — преодоления асимметрии в ее устройстве. Строго говоря, начало этому процессу было положено еще до принятия действующей Конституции заключением Федеративного договора, которым вся территория страны была превращена в совокупность субъектов Федерации, иными словами, объявление бывших административно-территориальных единиц: областей, краев, городов федерального значения — субъектами РФ. Таким образом была преодолена социальная несправедливость, когда территории, дававшие до 80% ВНП страны, в которых проживало 75% ее населения, имели политических прав меньше, чем так называемые субъекты национального типа.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На современном этапе развития российского федерализма преобладает общая тенденция выравнивания статуса субъектов Федерации с достаточно четко очерченным кругом их суверенных прав. Конституционному совещанию 1993 г. удалось выработать формулу, получившую закрепление в ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, с которой согласились участвовавшие в нем представители субъектов РФ: «Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны». Однако и после подписания Договора асимметрия в федеративном устройстве России продолжала сохраняться, поскольку республики объявлялись суверенными государствами в составе Федерации, а автономии, области, края и города федерального значения приобретали по Договору несколько меньше прав, чем республики.

В п. 1 ст. 5 Конституции РФ был сделан первый шаг к исправлению этого положения: все субъекты провозглашались равноправными. Но и в этом случае элементы неравноправия сохранялись, поскольку девять автономных округов по-прежнему входили в состав областей и краев. Процесс преодоления этого неравенства не может быть одномоментным, поэтому в Конституцию заложен механизм его постепенного решения.

Новая конструкция федеративных отношений, установленная Конституцией 1993 г., потребовала определения нового статуса входящих в Российскую Федерацию субъектов. В самом общем виде он был определен в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ: республики объявлялись несуверенными государствами «республика (государство) не означает (в отличие от Федеративного договора от 31.03.1992 г.) признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера». К таким факторам исторического характера можно отнести и конституционно установленное право республик иметь собственную конституцию, все остальные субъекты Федерации получили, согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ, право принимать свой устав.

Практика показывает, что принципиальных различий между конституцией республики и, скажем, уставом края нет. Более того, в ряде субъектов Федерации устав в соответствии с логикой конституционного строительства имеет второе название — Основной закон. Важнее другое: оба типа учредительных актов принимаются субъектами самостоятельно, не требуют согласия или регистрации на федеральном уровне. Все субъекты Федерации в новых условиях получили право на издание собственного законодательства, чем на практике весьма активно пользуются.

Единство многообразных по форме субъектов РФ отражается не только в объединяющем их родовом понятии, но и в том, что Конституция устанавливает равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса — таких, как право иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации и др. (ч. 2 ст. 5, ст. 66).

Субъекты Российской Федерации обладают также правом формировать собственные органы государственной власти, иметь свой бюджет, учреждать символы государственной власти, иметь в собственности движимое и недвижимое имущество, определять государственное устройство своей территории, осуществлять ряд других полномочий в соответствии со ст.ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Таким образом, федеративное устройство России служит, с одной стороны, сохранению многообразия различных регионов при безусловном характере общефедерального единства, с другой — такое устройство выступает способом рационального распределения компетенции и полномочий не только по горизонтали, но и по вертикали. Правовые формы обеспечения такого единства субъектов РФ, организованных в соответствии с этими различными моделями, многообразны и дают субъектам возможность выбора наиболее приемлемых для них способов взаимодействия.

Как было сказано выше, в федеративном государстве не исключается асимметрия в законодательстве и деятельности органов власти субъектов федерации. При этом, российский федерализм допускает асимметрию, но не в конституционном статусе субъектов Федерации, а в круге полномочий и предметов ведения, которые определены федеральной Конституцией и заключенными на ее основе Федеративным и иными договорами (ст. 11 Конституции РФ). Ее легальную основу составляет ч. 3 ст. 11 Конституции РФ о возможности договорного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

В тоже время, эффективное функционирование этой системы немыслимо без обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов. То есть, в основе отечественной модели федерализма лежит признание того, что данная форма государственного устройства есть система, в которой все составляющие ее части и соответствующие звенья иерархии власти взаимосвязаны общеобязательными нормами Конституции РФ и взаимной ответственностью.

Таким образом, российский федерализм в своих современных формах был установлен, сформирован и развивается в настоящее время на основе Конституции 1993 года, и выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством.

3.2 Принципы федеративного устройства России

федерация федеративный устройство государственный

Определив устройство федерации в целом, Конституцией РФ определены основные принципы, на которых базируется федеративное устройство России (ч. 3 ст. 5):

1) государственная целостность;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2) единство системы государственной власти;

3) разграничение предметов ведения и полномочий между федеральным центром и субъектами федерации;

4) равноправие и самоопределение народов.

Принцип государственной целостности. Это означает, что Россия не является простым соединением образующих ее частей, а представляет собой единое государство, в котором обеспечивается целостность и неприкосновенность его территории, включающей в себя территории субъектов Федерации (ч. 1 ст. 67); гарантируется единство экономического пространства, не допускающее установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; используется единая денежная единица — рубль; устанавливается верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории РФ; действуют федеральные органы государственной власти и провозглашается единство систем государственной власти; все субъекты Федерации рассматриваются как находящиеся в составе РФ; вопросы федеративного устройства отнесены к исключительному ведению РФ; у субъектов Федерации отсутствует право выхода из состава Федерации или иного изменения своего статуса без согласия Российской Федерации, поскольку одностороннее решение такого рода вопросов представляет угрозу для государственной целостности страны и единства системы государственной власти (ст. 4, 8, 11, 15, 65, 67, 71, 75 и др.). Государственная целостность РФ обеспечивается также существованием единого и равного гражданства РФ, а также тем, что каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией (ч. 1 и 2 ст. 6).

Обеспечение государственной целостности предполагает запрет сецессии, сепаратизма, центростремительных тенденций в развитии экономической и социальной сфер. Разумеется, в основе существования любого демократического государства лежит добровольное согласие и подчинение. Та или иная территория входит в состав федеративного государства на правах субъекта, поскольку пребывание в этом статусе для нее с экономической, политической и социальной точек зрения более комфортно, чем существование вовне, в качестве полностью самостоятельной территории. При этом любое федеративное государство вынуждено соблюдать баланс самостоятельности и подчинения во взаимоотношениях центральной власти и субъектов Федерации. Однако это не означает, что центральная власть не вправе применить санкции против собственного субъекта, не желающего жить в мире и согласии с остальными. Поскольку Конституция 1993 г. относится к числу либеральных, то перечень этих санкций прямо в ней не указан. Однако признаки возможности федерального вмешательства в ней все же могут быть выведены аналитическим путем (например, ст. 55, 56, 77, 78).

Принцип единства системы государственной власти выражается в наличии единой системы органов, совокупная компетенция которых охватывает все полномочия, необходимые для осуществления функций государства. В современном государстве, основанном на принципе разделения властей, формируются минимум три самостоятельные ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная (ст. 10). Каждая имеет свою специфику как по содержанию деятельности, так и по порядку формирования. Органы законодательной власти всех уровней избираются населением соответствующей территории (всей страны или ее субъекта); органы исполнительной власти, поскольку образуют единую систему (ст. 77), назначаются уполномоченными органами государственной власти, судебной власти — назначаются на должность Главой государства для обеспечения большей независимости от иных ветвей государственной власти.

Согласно разъяснению Конституционного Суда, государственная власть в субъектах Федерации, как и на федеральном уровне, должна опираться на принципы демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления (ч. 1 ст. 1), единства системы государственной власти (ч. 3 ст.), а также осуществления государственной власти на основе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей и вытекающей из этого самостоятель-ности их органов (ст. 10).

Федеративное устройство РФ основано на разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации. В этом заключается принцип разделения властей по вертикали, последовательная реализация которого гарантирует необходимую самостоятельность и полновластие государственных органов в установленных границах, недопустимость произвола в их деятельности и уважительное отношение к решениям, принятым ими в пределах своей компетенции. Одним из наиболее сложных вопросов в организации государственной власти федеративного государства является оптимальное разграничение полномочий между центральной и региональной властью. Реформа федеративных отношений в России потребовала пересмотра отношений между центром и регионами не только по форме, но и по существу. Конституция 1993 г. впервые наряду с традиционным понятием «полномочия» использует новый для российского конституционного права термин «предметы ведения».

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий (ч. 3 ст. 11).

Кроме того, в системе исполнительной власти разграничение полномочий может осуществляться с помощью соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации о передаче осуществления части своих полномочий (ч. 2 и 3 ст. 78). Положение о возможности разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов Конституцией, Федеративным и иными договорами не изменяет существующей природы Федерации.

Современная Россия имеет конституционную природу и только в рамках федеральной Конституции могут обсуждаться вопросы статуса территорий, изменения административных границ или объема полномочий субъектов. Конституционный Суд неоднократно подчеркивал, что приоритет положений Конституции имеет место при определении как статуса субъектов Федерации, так и предметов ведения и полномочий органов государственной власти РФ и ее субъектов. Из этого следует, что договоры о разграничении предметов ведения и полномочий, при всей их важности, носят по отношению к Конституции подчиненный характер и потому не могут толковаться как какое-либо изменение установленного Конституцией правового статуса РФ и ее субъектов.

Конституция в ст. 71 определяет ту группу вопросов, которые решает исключительно федеральная власть, по остаточному принципу устанавливается круг вопросов, решаемых самостоятельно каждым субъектом Федерации (ст. 73), и наибольшую группу составляют те вопросы, которые центральная и региональные власти решают совместно (ст. 72). При этом, Конституция сохраняет в этой части принцип исключительности за каждым уровнем государственной власти. Иными словами, применяется принцип последовательности: сначала федеральная власть издает свой закон, а затем субъект Федерации дополняет его собственным, не противоречащим федеральному нормативно-правовым актом (ст. 76).

Одной из важнейших основ федеративного устройства Российской Федерации является принцип равноправия и самоопределения ее народов. Россия — многонациональное государство, населенное более чем 125 нациями и народностями, различными по численности, языку, быту, верованиям, культуре, письменности и уровню социально-экономического развития. Однако, несмотря на указанные различия, Конституция предоставляет всем народам равные условия для существования и развития, запрещает дискриминацию граждан по национальному признаку (ст. 19 и 26).

Независимо от численности каждый народ РФ имеет право на использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности, сохранение родного языка, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, создание условий для его изучения и развития, получение поддержки со стороны Федерации в области национального развития России. Обеспечивая права народов, государство создает предпосылки для реального осуществления индивидуальных прав и свобод человека и гражданина, в частности связанных с правом каждого на пользование родным языком, свободно выбирать язык общения, воспитания, обучения и творчества, исповедовать любую религию, быть защищенным от дискриминации по национальному признаку (ст. 9, 17, 26, 28, 29, 45, 68, 69 и др.).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Признание равноправия народов не исключает учета их разнообразия и особого внимания со стороны государства к определенным их группам. Так, например, крупные национальные общности, являющиеся так называемым «титульным» народом республик, входящих в состав РФ, получили право устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с государственным языком РФ в органах государственной власти, органах местного самоуправления и государственных учреждениях республик (ч. 2 ст. 68).

В то же время народам, которые в силу разных причин оказались менее защищенными и легко уязвимыми (национальные меньшинства, малочисленные этнические общности и коренные малочисленные народы), в соответствии с Конституцией (ст. 69) обеспечивается специальное внимание государства, особые права и гарантии сохранения их существования. Например, гарантирует развитие национальных языков (ст. 26 и 68), свободу вероисповедания (ст. 28) и иные формы самоопределения.

Право народов на самоопределение в пределах России может осуществляться в самых различных формах от создания условий для свободного национально-культурного развития народов, их языка, традиций, религий и т.д. до образования новых субъектов Федерации. Однако при этом важно помнить, что субъекты Федерации не наделены правом выхода из ее состава. Это полностью соответствует принципам, установленным в нормах международного права, и является одной из важнейших гарантий государственной целостности России.

В п. 4 ст. 5 конкретизируется принцип равноправия субъектов Федерации. Если п. 1 ст. 5 Конституции РФ устанавливает «горизонтальное» равноправие субъектов, т.е. равенство в правах между собой, то п. 4 устанавливается «вертикальное» равноправие, т.е. равенство прав и возможностей субъектов во взаимоотношениях с федеральными органами власти. Из данной нормы следует, что все субъекты РФ, независимо от из конституционно-правовой формы, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах. При этом каждый из субъектов РФ вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, находящихся в составе края или области. Конституционный принцип равноправия субъектов РФ выражается также в единообразии конституционного подхода к распределению предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами и диктует установление федеральным законодателем единых правил взаимоотношений федеральных органов государственной власти со всеми субъектами РФ.

Закрепленное в Конституции равноправие субъектов РФ предполагает их политико-правовую равноценность. Подобно тому, как предусмотренные Основным Законом равные права и свободы человека и гражданина равноценны для каждой личности, так и конституционное право равнозначно для всех субъектов Федерации.

Как установил Конституционный Суд федеральные органы государственной власти при разработке и осуществлении федеральной и региональной политики обязаны «исходить из того, что правовое равенство субъектов Российской Федерации не означает равенства их потенциалов и уровня социально-экономического развития, во многом зависящих от территории, географического положения, численности населения, исторически сложившейся структуры народного хозяйства и т.д. Учет региональных особенностей является необходимым условием соблюдения баланса интересов и внедрения общегосударственных стандартов во всех сферах жизнедеятельности субъектов Российской Федерации»., Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод, что Россия — федеративное государство, состоящее из особых государственных образований — субъектов Федерации. Они имеют определенную самостоятельность, как экономическую и культурную, так и политическую (чем отличаются от административно-территориальных единиц в унитарных государствах). Субъекты Федерации не обладают полным суверенитетом (самостоятельностью и независимостью), т.к. не имеют, согласно Конституции РФ, права свободного выхода из Федерации.

Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов РФ.

Сохранение целостности государства, единства населения, несомненно, основополагающая задача, решение которой возможно только при построении такой модели федерализма, которая будет не только отвечать современным реалиям, но и иметь прочную историческую основу.

Заключение

Тема данной курсовой работы «Понятие федерации. Федеративное устройство России по Конституции 1993 года».

Форма государственного устройства — отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. Современный мир знает три основные формы государственного территориального устройства: унитарное государство, вся власть в котором сосредоточена в едином центре; союзное государство — федерация; особый надгосударственный союз — конфедерация.

Во второй главе рассмотрены особенности федеративной формы государственного устройства.

Сложность, важность и относительно широкая распространенность федерации как формы государственного устройства вызывают живой и постоянно растущий интерес к ней во всем мире.

Федеративное государство — это конституционно закрепленная форма государственно-территориального устройства, при которой структура государства сложна и включает элементы — субъекты федерации, обладающие самостоятельностью вне сферы реализации общих для всей федерации целей и задач, а также возможностью участия в принятии общефедеральных решений. Таким образом, ключевыми признаками федерации являются: 1) форма государственно-территориального устройства; 2) закрепление федеративного характера государства в конституции; 3) наличие в составе федерации элементов — субъектов, ее образующих.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Федерации классифицируют на: договорные и конституционные; национальные, территориальные и комплексные федерации; симметричные, асимметричные; централизованные и децентрализованные.

Федеративная форма государственного в каждом конкретном случае обладает уникальными специфическими особенностями. Основные признаки федерации: 1) целостность; 2) обладание структурой, отличной от структуры иных образований; 3) наличие в целостной структуре федеративной системы совокупности элементов — субъектов федерации; 4) наличие связей между элементами федеративной системы как через организующее начало — федеральный центр, так и через непосредственное взаимодействие в политической, правовой, экономической, социальной и прочих сферах; 5) устойчивость связей и взаимодействий между элементами федеративной системы; 6) целенаправленность федеративной системы; 7) общность целей и ценностей федерации и ее субъектов. Обозначенные признаки представляют собой интегральные системные качества федерализма, определяющие уровень и качество становления федеративной системы.

В настоящее время, несмотря на преобладание унитаризма, федерация становится все более распространенной формой государственного устройства: Австралия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Россия, США, Швейцария, вот далеко не полный список стран, построенных в соответствии с принципами федеративного устройства.

В третьей главе рассматриваются особенности федеративного устройства России по Конституции 1993 года.

Исходя из российского понимания, федерация — это территория государства, которая разделена на части, каждая из которых самостоятельно осуществляет часть государственных функций.

В соответствии с действующей Конституцией 1993 года, Российское государство (ст.ст. 5 и 11 Конституции РФ) относится к числу федераций смешанного типа (территориальной и национальной): основа ее федеративного устройства заложена Конституцией РФ, но отдельные вопросы разграничения вопросов ведения между центральными и региональными органами государственной власти могут решаться на основании федеративного и иных договоров.

Российская Федерация в соответствии со ст. 5 Конституции РФ 1993 года состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. При этом, республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство, а край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

Федеративное устройство Российского государства основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии народов в Российской Федерации.

Федеративное устройство Российского государства имеет конституционную и договорно-правовую основы, последняя дополняет и конкретизирует первую.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. При этом, по Конституции РФ субъекты Федерации не имеют права выхода из ее состава. Сегодня в составе Российской Федерации 85 равноправных субъектов федерации, в том числе 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область, 4 автономных округа.

Таким образом, проведенное исследование показало, что российский федерализм в своих современных формах был установлен, сформирован и развивается в настоящее время на основе Конституции 1993 года, и выступает как единственно возможная форма демократического управления столь обширным государством. Однако нужно отметить, что окончательная модель российского федерализма до конца не сформирована. Еще остается ряд проблем и задач, которые необходимо решить для создания оптимальной схемы взаимодействия федеральных и региональных структур, чтобы, с одной стороны, обеспечить верховенство государственной власти Российской Федерации на всей ее территории, а с другой — соблюсти интересы населения и государственной власти субъектов Российской Федерации.

Список литературы

Нормативные правовые акты:

.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок) [Текст] // СЗ РФ от 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации: ФКЗ от 17.12.2001 № 6-ФКЗ // Собрание законодательства РФ от 24.12.2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4916.

.По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края: Постановление КС РФ от 18.01.1996 № 2-П [Текст] // Вестник КС РФ. 1996. № 1.

.По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 1 и пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 «О дорожных фондах в Российской Федерации»: Постановление КС РФ от 15.07.1996 № 16-П [Текст] // Вестник КС РФ. 1996. № 4.

.По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»: Постановление КС РФ от 07.06.2000 № 10-П [Текст] // Вестник КС РФ. 2000. № 5.

Научная и специальная литература:

.Бархатова, Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации [Текст] / Е.Ю. Бархатова. М.: Проспект, 2016. 272 с.

.Гуляков, А.Д. Основные модели федерализма: монография [Текст] / А.Д. Гуляков. М.: А-проджект, 2016. 254 с.

.Зюзина, Т.Е. Единство и разделение властей в западноевропейской политико-правовой мысли: автореф. дисс… к.ю.н. [Текст] / Т.Е. Зюзина. Ростов-на-Дону: РПА. 2009. 26 с.

.Ившина, И.Н. Создание федеративного государства: монография [Текст] / Ившина И.Н. М.: Юрлитинформ, 2014. 328 c.

.Карапетян, Л.М. Федеративное устройство Российского государства: монография [Текст] / Л.М. Карапетян. М.: Норма, 2011. 352 с.

.Касаткина, Н.А. Формы государственного устройства современности: теоретико-правовое исследование: автореф. дисс… к.ю.н. [Текст] / Н.А. Касаткина. Белгород: Бел ГНИУ, 2015. 24 с.

.Киселева, А.В. Теория федерализма. Монография [Текст] / А.В. Киселева, А.В. Нестеренко. М.: МГУ, 2002. 304 c.

.Курилкина, О.А. Проблемы федерализма и федеральной правовой политики в современной России: монография [Текст] / О.А. Курилкина и др. М.: Юрлитинформ, 2013. 168 c.

.Сорокин, В.В. Общее учение о государстве и праве переходного периода: монография [Текст] / В.В. Сорокин. М.: Юрлитинформ, 2010. 424 c.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.Федерализм: теория, институты, отношения. Монография [Текст] / колл. авторов; отв. ред. Б.Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001. 376 c.

.Черепанов, В.А. Конституционно-правовые основы разделения государственной власти между Российской Федерацией и ее субъектами. Монография [Текст] / В.А. Черепанов. М.: МЗ Пресс, 2003. 437 c.

Учебники и учебные пособия:

.Арановский, К. В. Государственное право зарубежных стран: учеб. пособие [Текст] / К. В. Арановский. М.: Инфра-М, 2004. 488 с

.Борисов, А.Б. Большой юридический словарь [Текст] / А.Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2010. 848 с.

.Венгеров, А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. М.: Омега-Л, 2015. 605 c.

.Григорьева, И.В. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / И.В. Григорьева. Тамбов: ТГПУ, 2014. 304 с.

.Добрынин, Н.М. Конституционное (государственное) право РФ: Учеб. пособие [Текст] / Н.М. Добрынин. Новосибирск: Наука, 2014. 376 с.

.Комаров, С.А. Общая теория государства и права [Текст] / С.А. Комаров. М.: МЮИ, 2012. 608 с.

.Марченко, М.Н. Теория государства и права. Учебник [Текст] / М.Н. Марченко. М.: Проспект, 2015. 640 с.

.Матузов, Н.И. Теория государства и права. Курс лекций [Текст] / Н.И. Матузов, А.В. Малько. М.: Дело, 2013. 528 с.

.Мелехин, А.В. Теория государства и права: учеб. [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет ДС корпорейшн, 2009. 545 с.

.Мухаев, Р.Т. Теория государства и прав. учебник [Текст] / Р.Т. Мухаев. М.: Юрайт, 2015. 585 с.

.Нерсесянц, В.С. Теория государства и права: учебник [Текст] / В.С. Нерсесянц. М.: ИНФРА-М, 2015. 560 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Оксамытный, В.В. Теория государства и права. Учебник [Текст] / В.В. Оксамытный. М.: Юнити-Дана, 2012. 511 с.

.Политология: энциклопедический словарь [Текст] / Общ. ред. и сост. Ю.И. Аверьянова. М.: Изд-во Моск. коммерч. ун-та, 1997. 431 c.

.Темнов, Е.И. Теория государства и права: учебное пособие [Текст] / Е.И. Темнов. М.: КНОРУС, 2016. 384 с.

.Теория государства и права. Учебник [Текст] / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М.: Юрайт, 2009. 616 с.

.Черданцев, А.Ф. Теория государства и права. Учебник [Текст] / А.Ф. Черданцев. М.: Юристъ, 2003. 394 с.

.Чиркин, В.Е. Государствоведение: Учебник [Текст] / В.Е. Чиркин. М.: Норма, 2016. 448 с.

.Чиркин, В.Е. Сравнительное конституционное право. Учебное пособие [Текст] / В.Е. Чиркин. М.: Юристъ, 2011. 550 с.

.Югов, А.А. Система государственного устройства России [Текст] / А.А. Югов // Молодой ученый. 2014. №8. С. 698-705.

Статьи из журналов, сборников научных трудов:

.Бурбина, Ю.В. Основные признаки современных федераций [Текст] / Ю.В. Бурбина // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 62-64.

.Гранат, Н. Л. О некоторых современных видах объединения государств [Текст] / Н. Л. Гранат, А. В. Цыцугин // Актуальные проблемы правопорядка: сб. науч. статей. Вып. 3. М.: ЮИ МГУПС, 2001. 284 с.

.Гуляков, А.Д. Множественность моделей федерализма [Текст] / А.Д. Гуляков // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1. С. 37-41.

.Егорцев, В.В. Форма государственного устройства современной России [Текст] / В.В. Егорцев // Молодой ученый. 2014. №9. С. 363-364.

.Ившина, И.Н. Причины учреждения федеративной государ-ственности [Текст] / И.Н. Ившина // Федерализм. 2012. № 2. С. 45-56.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Кряклина, Т.Ф. Федерация и федерализм [Текст] / Т.Ф. Кряклина, Ю.В. Малофеев // Ползуновский вестник. 2006. № 3. С. 44-47.

.Макеев, Ю.Н. Федерализм как форма государственного устройства в современной России [Текст] / Ю.Н. Макеев // Проблемы реализации Конституции РФ: сборник статей. Орел, 2009. С. 93-99.

.Малько, А.В. Генезис федеративной государственности в мировом измерении [Текст] / А.В. Малько и др. // Наука. Общество. Государство. 2016. № 3 (15). 121 с. С. 56.

.Пьянов, Н.А. Формы государства [Текст] / Н.А. Пьянов // Сибирский юридический вестник. 2002. №3. С. 3-8.

.Саломатин, А.Ю. Проблемы федерализма в зеркале теории и истории государства и права [Текст] / А.Ю. Саломатин, Е.В. Наквакина // Известия высших учебных заведений. 2016. № 2 (38). С. 27-34.

.Снетков, В.Н. Классификация современных моделей федераций [Текст] / В.Н. Снетков, Н.А. Фомина // Ведомости СГПУ. 2010. № 11. С.44-51

.Фомина, Н.А. Разновидности форм государственного устройства современности [Текст] / Н.А. Фомина // Мир юридической науки. 2010. №3. С. 6-11.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2546

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке