Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Формирование и развитие регионального потребительского рынка»

Исследуя тему: «Формирование и развитие потребительского рынка», позволило определить перспективы развития потребительского рынка, определить его потенциал, а также выявить слабые стороны экономической системы региона в целом и пути их совершенствования. В связи с этим, обуславливается необходимость исследования и регулирования потребительского рынка с учетом специфики его развития и функционирования в современных условиях.

Оглавление

Введение

Глава I.Теоретико-методологические основы формирования регионального потребительского рынка

.1 Понятие, сущность и значение регионального потребительского рынка

.2 Особенности формирования регионального потребительского рынка

Глава II. Развитие регионального потребительского рынка на примере Астраханской области

.1 Анализ сложившейся практики управления регионального потребительского рынка в Астраханской области

.2 Пути совершенствования регионального потребительского рынка в Астраханско области

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Актуальность темы.

Исследуя тему: «Формирование и развитие потребительского рынка», позволило определить перспективы развития потребительского рынка, определить его потенциал, а также выявить слабые стороны экономической системы региона в целом и пути их совершенствования. В связи с этим, обуславливается необходимость исследования и регулирования потребительского рынка с учетом специфики его развития и функционирования в современных условиях.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Состояние и характер тенденции развития потребительского рынка, представляют интерес для всех участников рыночной экономики: потребителей, частных фирм, государственных и муниципальных органов власти. Государственные и муниципальные органы власти заинтересованы в изучении состояния и тенденций развития потребительского рынка для планирования социально-экономического развития.

Таким образом, актуальность исследования, заключается в том, что возникают потребности в совершенствовании методов исследования потребительского рынка, соответствующих современным условиям внешней и внутренней среды деятельности субъектов рынка и учитывающих территориальные особенности его формирования и развития.

Исследования состояния и развития потребительского рынка в современных условиях, позволяет выявить не только его основные тенденции, но и удовлетворенность населения предложением товаров и услуг на потребительском рынке.

Степень изученности.

Вопросы формирования, развития и функционирования региональных рынков достаточно широко изучены в работах отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно отметить Абалкина Л., Борисенко А., БуробкинаИ., Гайдука В., Гатаулина А., ГрядоваС., Добрынина В., Жуйкова В., Зинченко А., Злобина Е., Киселева Е., Клюкача В., Коваленко Н., Коротнева В., Овчинникова В., Парамонова П., Петрикова А., Руслякова В., Сергеева С., Серову Е., Свободина В., Тарасова А., Трублина А., Ушачева И., Филимонова В., Шакирова Ф., Шутькова А. и др. И все таки вышеприведенные авторы не полностью раскрыли проблемы оценки состояния и развития потребительского рынка с учетом интересов потребителя, и поэтому остается не раскрытым вопрос, что предопределяет необходимость поиска новых научных подходов.

Цели и задачи исследования.

Целью курсовой работы по теме являются:

Проанализировать теоретические основы формирования регионального потребительского рынка, а также раскрыть его методологические аспекты;

Определить значение регионального потребительского рынка;

Дать сущность формирования регионального потребительского рынка;

Определить понятие регионального потребительского рынка.

Задачи должны быть представлены в виде:

Описать развитие потребительского рынка в Астраханской области;

Проанализировать сложившиеся практики управления региональным потребительским рынком в Астраханской области;

Раскрыть пути совершенствования управления потребительским рынком в Астраханской области.

Объект, предмет исследования.

Объект — выносимый на рынок продукт, предназначенный для индивидуального потребления в виде потребительских товаров и платных услуг, которые являются основными структурообразующими элементами потребительского рынка.

Объектом исследования формирования и развития регионального потребительского рынка, является Астраханская область.

Предметом исследования, являются: методы, принципы и инструменты государственного регулирования потребительского рынка РФ.

Теоретической и методологической базой послужили научные и учебно-методологические разработки отечественных ученых по проблемам государственного потребительского регулирования, его отраслевых и региональных сегментов.

Особое внимание при подготовке было уделено материалам отражающим опыт функционирования и государственного регулирования потребительского рынка Астраханской области.

Территориальные рамки исследования определены административными границами Астраханской области, имеющей свои территориальные особенности и специфику развития.

Хронологические рамки охватывают период развития потребительского рынка 2010-2015гг. по Астраханской области.

Методы исследования. В ходе разработки темы были использованы логические и структурно-функциональные методы, метод экономического анализа и синтеза, балансовый и нормативный методы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы формирования и развития регионального потребительского рынка

.1 Понятие, сущность и значение регионального потребительского рынка

Развитие территориальной экономики, кооперация субъектов хозяйствования и разделение общественного труда в региональном и национальном производстве обуславливают формирование и функционирование регионального рынка.

Под региональным рынком понимают территориальную сферу товарного обращения. Например Новоселов А.С. отмечает: «Региональный рынок представляет собой территориальную организацию сферы обращения, где происходит согласование интересов производителей и потребителей» [1. с. 20]. Автор С.Н. Алпысбаевадает собственное видение в определении, характеризующее региональный рынок: «Региональный рынок — это территориально обусловленная, сложноорганизационная и открытая система товарных отношений и связей, посредством которых осуществляется контакт между предъявителями спроса и предложения, способствуя кругообороту материально-вещественных, финансово-кредитных и денежных потоков в регионе и за его пределами; а также эволюционному формированию новой институциональной среды в регионе»[2. с. 66].

Региональный рынок в упрощенном порядке представляется как совокупность рыночных отношений определенной территории. Когда рассматривается региональный рынок как территориальную совокупность рыночных отношений, то он представляется в форме экономического явления. Если же брать в аспекте непрерывного экономического процесса, то такой рынок представляет основную часть механизма функционирования рыночных законов: закона спроса и предложения, закона стоимости, конкуренции и др.

Однако на состояние потребительского рынка в настоящее время негативно воздействуют следующие факторы социально-экономического развития региона, которые могут усугубить негативное влияние предприятий потребительского рынка на население региона:

низкая покупательная способность большинства категорий граждан;

высокая дифференциация в уровне жизни в городах и сельской местности;

неразвитость рыночной инфраструктуры регионов;

ухудшение демографической ситуации;

наличие негативных тенденций в экономике регионов и др.

Потребительский рынок региона — это основная составляющая структуры рыночной экономики, где часть ВНП в виде товара и услуг покупается или приобретается населением региона для личного пользования.

Сущность регионального рынка выражают социально-экономические отношения купли и продажи, позволяющие осуществлять обмен и распределение товаров и услуг на основе стоимостных эквивалентов и учета спроса и предложения, реализующих отношения присвоения и отчуждения собственности для обеспечения индивидуального и территориального воспроизводства, субъектов хозяйствования, производства и потребления в условиях конкурентной среды и ограниченности ресурсов.

Региональный рынок осуществляет функции, непосредственные и опосредованные.

К непосредственным функциям относятся:

обмен и распределение товаров и услуг;

реализация сущностных отношений собственности, конкуренции, индивидуального воспроизводства, развитие внутренней структуры и другие.

К опосредованным функциям относятся:

способствование к развитию межрегиональных хозяйственных отношений, национальной экономики, межнациональных экономических связей, влияние на социальные, надстроечные отношения.

Если рассматривать территориальное деление Российской Федерации, то в региональный рынок войдут рынки субъектов республик экономических зон и т.д. При оценке формирования потребительского рынка нельзя не учитывать одну из тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйств — образования обширных зон свободной торговли.

Структура регионального рынка по видам реализуемых товаров и услуг подразделяется на рынок потребительских товаров, рынок инвестиционных товаров: рынок средств производства, земельных ресурсов, рынок рабочей силы (труда); территориальный финансовый рынок: рынок ценных бумаг, валютно-денежный, ипотечный, кредитный рынок; также можно выделить рынок недвижимости, прав собственности; рынок информаций: знаний, ноу-хау и другие.

Кроме структуризации регионального рынка необходимо осуществить его сегментацию. Под сегментацией рынка нужно понимать деление потребителей на группы по признакам спроса на товары. Поэтому сегмент рынка представляет его часть по определенным признакам: географическим, поведенческим и др. Например, к психологическому сегменту регионального рынка можно отнести группировку по социальным признакам: по стилю жизни или личным качествам. Поведенческий сегмент рынка предполагает учет характера случайности приобретения товаров: поиска выгоды потребителя по качеству. Уровню обслуживания, ценам и т.д.

Сегментация и структуризация регионального рынка способствует осуществлению его экономической диагностики и анализа конъектуры.

на выявление общего спроса населения на отдельные группы и виды товаров, объема их предложения;

определение розничного товарооборота;

соотношение отечественных и импортных товаров, анализ их качества;

изучение платных услуг и др.

Для России сегодня характерны перепады в доходах и потреблении, их дифференциация и нестабильность в различных сферах и по социальным группам, а это снижает стимулы к труду, усугубляет кризисные процессы, нарушает равновесие спроса и предложения, ведет к падению розничного товарооборота.

.1 Особенности формирования регионального потребительского рынка.

Следует отметить, что в настоящее время существует ряд подходов к исследованию социально — экономических особенностей развития потребительского рынка, однако все они разнонаправлены. Посмотрим, каким предстает рынок в разных вариантах современных социально — экономических концепций, выделив следующие подходы:

экологический, в соответствии с которым рынок предстает как совокупность ниш, занятых разными популяциями организаций;

структурный, анализирующий рынок как совокупность сетевых связей между его участниками;

неоинституциальный, акцентирующий роль правил в функционировании рынка;

политико-экономический, анализирущий роль властных отношений во взаимодействии между участниками рынка;

социокультурный, представляющий рынок как культурный конструкт;

феноменологический, определяющий рынок с точки зрения совокупности значений, выработанных его участниками;

политико-культурный, связанный с понимание рынка как организационного поля.

Формирование и функционирование регионального потребительского рынка определяется многими факторами — прежде всего связями между потребностями населения и производством, спросом на товары и услуги и их предложением, дифференциацией доходов, уровнем и структурой потребления, текущим потреблением и накоплением и др.

Потребительский рынок, с одной стороны, является одной из отраслей рыночной экономики страны, взаимодействующей с остальными странами отраслями по правилам, установленным государством, с другой — автономной системой, в которой отношения между участниками взаимосвязаны и регулируются прежде всего государственными правовыми актами. Такая система не может функционировать и развиваться на основе саморегулирования.

Исходя из эволюционных особенностейразвития потребительского рынка, управление необходимо рассматривать как исключительно ответственный процесс, который при развитии отрицательных тенденций будет иметь достаточно серьезный негативный социально-экономический результат и может привести к формированию социальной напряженности в регионе.

Все это требует региональной конкретизации и уточнения мер по созданию системы социальных гарантий и механизмов их обеспечения. И, таким образом, предлагаемая система социальных гарантий будет повышать эффективность институтов потребительского рынка.

Поэтому необходимо более углубленное изучение эволюционных тенденций развития потребительского рынка и его социально — экономических особенностей.

Глава II. Развитие регионального потребительского рынка на примере Астраханская область

.1 Анализ сложившейся практики управления регионального потребительского рынка в Астраханской области

Астраханская область является одной из наиболее стабильных с точки зрения социально — экономического развития территорий юга Российской Федерации.

В 2014 году завершился первый этап реализации Стратегии социально — экономического развития Астраханской области до 2020 года и Программы социально — экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы, которая является механизмом реализации Стратегии.

Безусловный приоритет, определивший цель реализации Стратегии и Программы экономического развития Астраханской области на 2010-2014годы, — создание комфортных условий для жизни граждан, проживающих на территории Астраханской области, таких как доступность качественного здравоохранения и образования, решения жилищно — коммунальных проблем, обеспечить жильем и достойной работой.

В целом за 2010-2013 годы ВРП вырос на 51,4% за счет роста индекса промышленного производства на 66,9%, объема продукции сельского хозяйства — на 21,6%, инвестиций в основной капитал — на 63,4%, объема работ в строительстве — в 2,9 раза, оборота розничной торговли — на 45,2%, объема платных услуг населению — на 12,3%

Улучшились финансовые показатели предприятий и организаций области, от которых зависит уровень поступлений налога на прибыль в бюджет Астраханской области. За прошедший период их прибыль возросла в 4,9 раза: с 6,3 до 30,9 млрд рублей.

За последние 3 года темпы инфляции сложились значительно меньше среднероссийских значений. Реальные располагаемые денежные доходы и реальная заработная плата выросли на 9,6% и 23,1% соответственно.

Значительный рост экономики отмечен в 2013 году, когда по ряду важнейших макроэкономических показателей достигнут «максимум» за многолетние статистические наблюдения.

ВРП за 2013 год увеличился на 23,6% , индекс промышленного производства — на 15,8%. Достигнуты рекордные темпы наращивания объема строительства — 310,2% .В 2013 году реальный сектор экономики получил существенный стимул благодаря инвестициям: 115,5 млрд рублей было вложено в развитие региона.

Большинство показателей, характеризующих социально-экономическую ситуацию в регионе, по итогам 2013 года показали темпы роста, превышающие среднероссийские.

Опережающими темпами росли показатели ВРП (123,6 против 101,3% по России), индекса промышленного производства (115,8 против 100,4%), объема работ по виду деятельности «строительство» (310,2 против 98,5%), ввода в действие жилых домов (116,4 против 105,6%), оборота розничной торговли (107,7 против 103,9%).

По общей величине прибыли прибыльных предприятий Астраханской области по виду деятельности «строительство» регион находится на первом месте в Российской Федерации, по темпам роста инвестиций в основной капитал и вводу жилья на душу населения — на втором месте.

По данным Министерства регионального развития Российской Федерации, Астраханская область вошла в двадцатку регионов-лидеров социально-экономического развития и заняла 4 место по индексу инвестиционной привлекательности.

Стабильно развивается потребительский рынок. Оборот розничной торговли составил 150,2 млрд рублей. Темпы роста оборота розничной торговли по итогам 2013 года складывались выше среднероссийского уровня — 107,7 против 103,9%. По темпам роста оборота розничной торговли Астраханская область заняла 6 место среди субъектов Российской Федерации (в 2004 году — 72 место).

Выросли и среднедушевые денежные доходы, которые составили 19 829,3 рубля, или 111,5% к уровню 2012 года.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в расчете на одного работника по полному кругу предприятий составила 22 735,8 рубля или 116,5% к уровню 2012 года. Реальная заработная плата — 109,6%.

По итогам 2013 года Астраханская область занимает 7 место по темпам роста заработной платы среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Южного федерального округа. По реальной заработной плате Астраханская область занимает 6 место среди субъектов Российской Федерации и 1 место среди субъектов Южного федерального округа.

В 2013 году индекс потребительских цен составил 106,3% (по Российской Федерации — 106,8%). По итогам 2013 года Астраханская область по уровню зарегистрированной безработицы занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации. Численность официально зарегистрированных безработных — 5 676 человек, что на 9,8% ниже уровня прошлого года.

Положительная тенденция продолжается и в 2014 году.

Индекс промышленного производства региона в первом полугодии 2014 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составил 101,0%, производство валовой продукции сельского хозяйства — 102,1%, оборот розничной торговли -106,0%, объем платных услуг — 102,7%.

Среднедушевые денежные доходы в январе-июне 2014 года составили 19722,5 рубля или 111,1% к уровню января-июня 2013 года. По итогам января-июня 2014 года Астраханская область занимает 4 место по темпам роста среднедушевых денежных доходов населения (111,1%) и по реальным денежным доходам (104,2%) среди субъектов Южного федерального округа.

По итогам января-июня 2014 года индекс потребительских цен составил 106,8% к уровню января-июня 2013 года (по Российской Федерации — 107,0%). Уровень зарегистрированной безработицы на 01.07.2014 составил 0,8% (по Российской Федерации на 01.07.2014 — 1,1%).

Реализация Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы показала положительную динамику сбалансированного развития Астраханской области, повышение ее конкурентоспособности, рост качества жизни населения, улучшение демографической ситуации, перевод экономики на инновационный путь развития.

Однако для сохранения динамики роста основных социально-экономических показателей региона необходима дальнейшая комплексная реализация мероприятий Программы социально-экономического развития Астраханской области на 2010-2014 годы.

Основным направлением развития региона на среднесрочную перспективу станет синхронизация краткосрочных (сохранение устойчивых положительных темпов роста базовых секторов, проведение оптимизации корпоративной и технологической структуры ключевых отраслей и их кластеризация, повышение уровня и качества жизни населения и т.д.) и долгосрочных (развитие новых отраслей специализации региона, диверсификация экономики области и т.д.) целей социально-экономического развития.

Оценка саморазвития экономики Астраханской области.

Преимущества региона в саморазвитии — это более выгодные позиции региона во взаимодействии с другими регионами. Они определяются следующими группами факторов:

. Природно — климатическими, географическими, экологическими и социально — экономическими параметрами региона;

.Предпринимательской и инновационной активностью в регионе; . Уровнем соответствия (отставания или опережения) параметров инфраструктуры региона международным и федеральным нормативам;

.Уровнем международной интеграции и кооперирования региона. Анализ саморазвития региона, предполагает оценку его экономического потенциала, а также анализ эффективности его использования.

Оценить потенциал региона достаточно сложно, поскольку необходим целый набор показателей его хозяйственной деятельности. Оценка самореализации региона должна иметь составляющие, характеризующие промышленный, финансовый потенциал и уровень жизни населения в регионе.

Промышленная самостоятельность — это способность региона самостоятельно обеспечивать расходы бюджета посредством получения дохода от производства товаров и услуг на территории данного региона и последующей их продажи.

Промышленная самостоятельность рассчитывается по формуле:

пром. = m1/m2,

региональный потребительский рынок

где Sпром. — промышленная самостоятельность; m1 — сумма средств, полученных за год предприятиями региона не занятыми в добывающей промышленности и не экспортирующими свою продукцию в другие регионы; m2 — сумма средств, полученных производственными предприятиями, занятыми в добывающей промышленности и экпортирующими свою продукцию в другие регионы. При этом Sпром 1. Рассчитаем коэффициент промышленной самостоятельности Астраханской области. Sпром = 32 195 300 000/77 761 500 000 = 0,4.

Полученный коэффициент свидетельствует, что Астраханская область

депрессивный регион.

Уровень производства и потребления продукции в регионе тесно связан с понятием социальной самостоятельности региона, характеризующейся уровнем жизни населения региона. Он зависит от множества показателей, таких как уровень занятости, уровень оплаты труда, объем социальных гарантий и т. п.

Социальная самостоятельность региона заключается в обеспечении как минимум достаточных условий для нормальной жизнедеятельности населения и может быть рассчитана по формуле

S= (d/Pmin) ¶1 + (d/r) ¶2 + ((V+ O)/Pmin) ¶3,
где Sсоц — социальная самостоятельность региона; d — денежные доходы на душу населения; Pmin — прожиточный минимум; r — потребительские расходы на душу населения; V — объем платных услуг; О — оборот розничной торговли на душу населения; 1, 2,3- вес каждого коэффициента. Их сумма должна быть равна 1.

При этом социальная самостоятельность региона достигается, если

d/Pmin> 1; d/r > 1; (V + O)/Pmin) > 1

Рассчитаем коэффициент социальной самостоятельности Астраханской области. Sсоц = 12864/4482 0,4 = 0,8 + 0,4 + 0,7 = 1,9. Можно утверждать, что Астраханская область — социально самостоятельный регион, т.к. выполняет выше назначенное условие.

Для Астраханской области сумма экспортируемой продукции достаточно высока, т.к. ООО «Газпром Добыча Астрахань» расположено на данной территории и работает непосредственно на экспорт. Такого же направления придерживается и судостроительные предприятия региона, поэтому отношение производственной продукции в регионе к купленной составляет 3,8. Однако, если исключить экспорт, данный коэффициент сокращается до 0,6. Отсюда можно заключить, что Астраханская область является вполне социально самостоятельным регионом, однако производство продукции ориентированно в основном на экспорт: производства продукции, ориентированного на регион практически нет.

Отметим, что основополагающим фактором финансовой самостоятельности является бюджет. Проблема финансовой самостоятельности регионов состоит в том, что регионы не обладают такими полномочиями, как самостоятельное распределение полученных доходов. Независимо от того, какое финансовое положение регион занимает в стране. Он вынужден направлять все свои доходы в федеральный центр, а потом получать сумму на собственное развитие, уменьшенную или увеличенную, от центра.

Финансовая самостоятельность региона определяется по формуле

фин = Dрег/Rрег,

где Sфин — финансовая самостоятельность региона; Dрег — собственные бюдетные и внебюджетные доходы региона (за исключением федеральных средств, выделенных для поддержки региона); Rрег-бюджетные и внебюджетные расходы региона.

Финансовая самостоятельность региона достигается, когда

рег/Rрег 1
Определим коэффициент финансовой самостоятельности Астраханской области. Sфин = 9 455 402,1 тыс. руб./13 784 532,1 тыс. руб. = 0,68.

Из расчета можно заключить, что финансово самостоятельной Астраханскую область назвать нельзя, но коэффициент финансовой самостоятельности стремится к 1, что требует дополнительного анализа.

.2 Пути совершенствования регионального потребительского рынка в Астраханско области.

Астраханская область занимает северо-западную часть Прикаспийской низменности, Волго-Ахтубинскую пойму и дельту реки Волги. Граничит на западе с Республикой Калмыкия, на севере — с Волгоградской областью, на востоке — с Республикой Казахстан, с юга омывается водами Каспийского моря.

Область играет важную роль в системе международных евроазиатских транспортных маршрутов. Продолжая традиции Великого шелкового пути, по территории региона проходит международный транспортный коридор «Север-Юг», кратчайшим путем связывающий страны Южной и Юго-Восточной Азии через территорию Ирана, Каспийское море и Астраханскую область с Центральной Россией и государствами Северной, Центральной и Восточной Европы. Перевозка грузов через международный транспортный коридор «Север-Юг» в три раза короче, чем перевозка международных транзитных грузов через Суэцкий канал.

Создаются совместные предприятия с участием иностранных инвесторов из Казахстана, Монако, Кипра, Латвии и других стран мира.

В регионе одним из основных направлений деятельности региональной власти является работа по привлечению инвестиций, содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Организация процесса точечного привлечения инвестиций в конкретные инвестиционные проекты, стимулирование деловой активности и инициатив органов местного самоуправления, распространение передового опыта в привлечении инвестиций, вовлечение населения в решение вопросов местного значения — одно из направлений развития области.

Агропромышленный комплекс.

Природные условия области наиболее благоприятны для развития овощеводства, бахчеводства, рисоводства, картофелеводства, табунного скотоводства — традиционных местных отраслей сельского хозяйства.

Регион стал инициатором внедрения новых, современных энерго- и ресурсосберегающих технологий в орошаемом земледелии — капельной системы орошения, позволяющей не только получать высокие и устойчивые урожаи, но и перейти к индустриальным технологиям выращивания овощных культур.

В области производятся все виды животноводческой продукции: мясо — более 50 тыс. тонн, молоко — 155 тыс. тонн, яйцо — свыше 180 млн. штук, шерсть — более 3000 тонн. Потребление мяса собственного производства составляет 25 кг на человека.

Программно-целевые принципы управления аграрной экономикой, увязка финансирования с достижением результатов, четкое взаимодействие с федеральным центром являются эффективным инструментом развития конкуренции на агропродовольственных рынках.

Улучшение конкурентной среды на агропродовольственном рынке возможно путем:

внедрения новых инновационных, высокопроизводительных и ресурсосберегающих технологий в АПК;

расширения доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам на льготных условиях;

создания современной инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции с использованием рыночных механизмов, в том числе биржевых площадок для формирования эффективно функционирующего агропродовольственного рынка и интеграционных связей, благоприятных для региона;

сглаживания сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие на основе развития товаропроводящей инфраструктуры на внутриобластном рынке;

совершенствования информационно-консультационного обеспечения АПК;

создания новых производств, а также модернизации и технического перевооружения действующих предприятий;

увеличения объемов и расширения ассортимента качественной продукции, вытеснения из регионального рынка аналогичной продукции производителей из других регионов России и зарубежных стран.

Розничная торговля.

Потребительский рынок, являясь важнейшей составной частью экономики Астраханской области, призван обеспечивать условия для полного и своевременного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги необходимого качества, безопасности их предоставления, доступности товаров и услуг на всей территории области.

К положительным тенденциям развития розничной торговли региона в последние годы относятся: строительство и ввод крупных предприятий нового формата, обеспеченность населения муниципальных районов торговыми площадями, качественное улучшение торговой инфраструктуры, развитие сетевой торговли.

Развитию конкурентной среды в торговле способствуют:

стабильный платежеспособный спрос населения на основные продовольственные и непродовольственные товары;

высокий уровень товарной насыщенности рынка;

доступность свободных торговых площадей — как обособленных помещений, так и расположенных в торговых комплексах.

Дальнейшее обеспечение конкурентной среды в сфере розничной торговли будет решаться путем реализации следующих мероприятий:

совершенствование инфраструктуры данного рынка за счет развития современных предприятий торговли (торговых центров, торговых комплексов, гипермаркетов, супермаркетов и т.д.);

организация фирменных магазинов, торгующих товарами местных производителей, что позволит сократить посреднические звенья и снизить долю издержек обращения в конечной цене товара;

принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок разработки схем размещения нестационарных торговых объектов на территории области с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми площадями;

разработка и реализация схем размещения нестационарных торговых объектов на территории области;

содействие развитию альтернативных форм организации торговой деятельности путем расширения практики прямых продаж сельскохозяйственных товаров населению (выездная торговля, тонары, ярмарки выходного дня);

стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами.

Розничная реализация нефтепродуктов.

Потребителями нефтепродуктов, реализуемых через автозаправочные станции (далее — АЗС), являются владельцы пассажирских и грузовых автомобилей, предприятия, специализирующиеся на грузовых или пассажирских перевозках. Розничными продавцами бензина автомобильного и дизельного топлива являются владельцы АЗС, физические и юридические лица (33 хозсубъекта).

В целях развития конкуренции в сфере розничной реализации нефтепродуктов предполагается:

разработать проект нормативного правового акта Астраханской области о возможности реализации мелких оптовых партий горюче-смазочных материалов через торги;

пересмотреть перечни документов по согласованию разрешений на строительство автозаправочных станций в Астраханской области на предмет упрощения и уменьшения перечня документов.

Рынок электроэнергетики.

В целях развития конкуренции со снятием технических барьеров предусматривается подготовка обращения в Министерство энергетики Российской Федерации по вопросам:

разработки правил (порядка) подключения возобновляемых источников энергии в общую сеть;

создания специального федерального резервного фонда финансовых средств для решения вопросов по снятию ограничений на подключение на грузок потребителей к центрам питания;

изменения действующего законодательства Российской Федерации в части разрешения гарантирующим поставщикам реализации электрической энергии промышленным и непромышленным потребителям (кроме населения) по договорным ценам;

разработки правил создания и использования региональных фондов энергосбережения.

Рынок здравоохранения, фармацевтическойи медицинской продукции.

Для реализации равного доступа для всех потребителей медицинских услуг в сельских районах Астраханской области планируется:

создание телеабонентских пунктов в центральных районных больницах (в 2009 году 1-й телеабонентский пункт введен в Лиманской центральной районной больнице);

создание call-centre для реализации удаленной записи пациентов на прием к специалистам, ведущим прием в областных государственных лечебно-профилактических упреждениях (далее — ЛПУ);

реализация проекта «Электронная регистратура» как составной части медицинского приложения «Социальной карты Астраханской области» (далее — СКАО).

Пассажирские городские и междугородные перевозки.

Рынок перевозок автомобильным транспортом характеризуется высоким уровнем развития конкуренции благодаря наличию на нем большого количества перевозчиков, среди которых преобладают организации частной формы собственности.

В целях снятия ограничений развития конкуренции в транспортной сфере предлагается следующее:

внедрить на пассажирском транспорте персонифицированный учет перевезенных пассажиров с формированием детализированной прозрачной отчетности по каждому перевозчику, что позволит перевозчикам различных форм собственности предоставить равные условия хозяйствования и снять проблемы финансирования льготного проезда;

осуществлять своевременный регулярный ремонт автодорожного покрытия, строительство дорог с твердым покрытием к сельским населенным пунктам;

приглашать инвесторов для строительства частных платных дорог и вокзальных комплексов с учетом интересов инвестора (кафе, магазины и т.п.);

развивать придорожный сервис;

внедрять на транспорте автоматизированную систему учета оплаты проезда пассажирами на базе бесконтактных пластиковых смарт-карт, в том числе льготных категорий пассажиров.

Информационно-коммуникационные технологии и связь.

Стремительный рост новых информационно-коммуникационных технологий сыграл важную роль как в определении направлений развития сетей связи, так и в предоставлении современных услуг, соответствующих все возрастающим потребностям населения.

Для развития конкуренции на рынке связи необходимо:

) Проанализировать и оценить эффективность мероприятий, направленных на развитие малого предпринимательства в сфере информационно-коммуникационных технологий. Исходя из результатов проведенного анализа, рассмотреть вопрос об уточнении и актуализации государственной политики в сфере поддержки малого предпринимательства.

) Обеспечить недискриминационный доступ к телекоммуникационной инфраструктуре со стороны владельцев объектов инфраструктуры по двум направлениям:

обеспечение равных условий технологического присоединения частных сетей передачи данных к сетям общего пользования.

Система программных мероприятий разработана на основе рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации по подготовке региональных программ по развитию конкуренции.

Программные мероприятия включают следующие основные направления:

снижение административных барьеров;

повышение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;

развитие инфраструктуры, необходимой для функционирования предпринимательской деятельности;

антимонопольное, тарифное и нетарифное регулирование;

развитие малого и среднего предпринимательства;

организация сбора и публикация информации о региональных рынках, потребностях в товарах и услугах в целях привлечения новых предпринимателей;

развитие конкуренции в отдельных отраслях и на отдельных рынках.

Ресурсное обеспечение Программы осуществляется на безвозвратной основе. Источниками финансирования являются средства бюджета Астраханской области (исходя из реальных возможностей бюджета на текущий финансовый год) и внебюджетных источников.

Заключение

Подводя итоги изученного материала, можно выделить следующее:

. В курсовой работе на тему: «Формирование и развитие регионального потребительского рынка», мною были рассмотрены поставленные цели и задачи. Даны четкие понимания и степень изученности темы, а также рассмотрены место и значение в соответствующей области науки и практики. Четко разработана актуальность темы, которая позволила определить перспективы развития потребительского рынка и необходимость исследования и регулирования регионального потребительского рынка. Особое внимание при подготовке было уделено материалам отражающим опыт функционирования и государственного регулирования потребительского рынка Астраханской области.

. Обозначила теоретико — методологические основы формирования и развития регионального потребительского рынка. А именно, дала широкое понятие регионального потребительского рынка, сфокусировали внимание на сущности и значении данной темы. Нашла все необходимые особенности и факторы .

. Особое значение было отведено анализу управления регионального потребительского рынка. Здесь были представлены материалы для обширного анализа регионального потребительского рынка на примере Астраханской области. Даны экономические и политические аспекты, определена оценка самостоятельного развития экономики в Астраханской области. Здесь рассчитала коэффициент промышленной самостоятельности Астраханской области, где получила, что Астраханская область — это депрессивный регион. Рассчитала коэффициент социальной самостоятельности Астраханской области, где утвердилось, что Астраханская область является социально самостоятельный регионом. Определила коэффициент финансовой самостоятельности, где заключила, что Астраханская область финансово самостоятельной назвать нельзя. А также, я попыталась найти пути совершенствования регионального потребительского рынка по Астраханской области в таких направлениях как:

Агропромышленный комплекс

Розничная реализация нефтепродуктов

Рынок электроэнергетики

Рынок здравоохранения, фармацевтической и медицинской продукции

Пассажирские городские и междугородние перевозки

Информационно коммуникационные технологии и связи.

В процессе изучения были использованы экономические формулы.

Список литературы

1. Бутов В.И. Игнатьев Н.П, Основы региональной экономики. Учеб. Пособие. М.: Ростов н/Д:2015

. Каськевич Е.А. Журнал вестник Астраханский Государственный Технический Университет. Серия: Экономика, Выпуск №1/2015.

. Конспект лекций «По курсу региональные рынки» эл. Ресурс.

. Крамарев А.Н. Совершенствование механизма координации потребительского рынка // Экономика и управление. 2014г.

. Новоселов А.С. Теория региональных рынков: Учебник — Ростов н/Д: Феникс; Новосибирск 2015г.

. Самаруха В.И. Становление регионального и муниципального рынка, Иркутск: 2014г.

. Скопина И.В. Развитие региональных потребительских рынков. Киров: Издательство ВятГУ

. Стратегия развития муниципального образования «Город Астрахань» до 2021года, эл.ресурс// astrgorod.ru

. Стукач В.Ф. Якубенко М.Н. Инфраструктура малых форм хозяйствования в региональном АПК, Омск: ФГОУВПО ОМГАУ, 2014г.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2068

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке