Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Формирование социально-ориентированной рыночной экономики в России на примере других стран»

Начиная с середины 70-х гг. ХХ в. в формировании теорий постиндустриального общества выделяется период, связанный с изучением отдельных частных тенденций, характеризующих развитие общества. Наиболее широкое распространение получила концепция информационного общества, сформировавшаяся благодаря результатам анализа роли информации в развитии западных стран.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики

1.1 Основные характеристики социально-ориентированной экономики: цель, тенденции формирования, понятие

.2 Признаки и принципы социально-ориентированного экономического развития

Глава 2. Анализ практики функционирования социально-рыночной экономики на примере современных стран

.1 Опыт формирования социально-рыночной экономики в Беларуси

.2 Анализ функционирования модели социально-рыночной экономики Швеции

Глава 3. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации

.1 Предпосылки, цели, задачи и направления формирования социально-ориентированной экономики в РФ

.2 Проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России

Заключение

Список использованной литературы

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Приложение

Введение

Начиная с середины 70-х гг. ХХ в. в формировании теорий постиндустриального общества выделяется период, связанный с изучением отдельных частных тенденций, характеризующих развитие общества. Наиболее широкое распространение получила концепция информационного общества, сформировавшаяся благодаря результатам анализа роли информации в развитии западных стран.

При современном уровне развития экономики все настоятельнее становится потребность в отказе от восприятия человека лишь как фактора производства (ресурсный подход к человеку), а также ограничения его внутреннего мира только разумом.

По мере развития индустриального общества все большее значение приобретала сфера личного потребления как необходимого условия развития самого работника. Если не отказываться от привычной уже, традиционно сложившейся систематизации общественного развития (доиндустриального общества, индустриального общества, постиндустриального общества), то их содержание все-таки требует уточнения. Последующий за индустриальным этапом новый (постиндустриальный) будет характеризоваться появлением других определяющих факторов, позволяющих конкретизировать раннюю постиндустриальную экономику.

В настоящее время можно говорить о двух формах постиндустриальной экономики, последовательно сменяющих друг друга. Первой формой можно считать социальную экономику, которая через определенное время трансформируется в экономику индивидуумов. В свою очередь, каждая из выделенных форм имеет свой жизненный цикл. В частности, в качестве начальной ступени социальной экономики может рассматриваться социально-ориентированная рыночная экономика.

Социально-экономические трансформации в России, а также мировой опыт историко-эволюционного развития общественных систем обуславливает необходимость анализа социально ориентированной рыночной экономики как наиболее соответствующего современным российским условиям и отвечающего общемировым тенденциям варианта развития. Объективно возникающая потребность выбора дальнейшей общенациональной стратегии развития России в условиях происходящих глобализационных перемен, распространения постиндустриальных технологий и тенденции гуманизации экономик, а также несостоятельность предшествующих моделей обуславливает необходимость поиска реально приемлемых альтернатив социально-экономического развития страны как суверенного национального сообщества. Перечисленные выше факторы определили актуальность выбранной темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является определение факторов, условий и специфики формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

-рассмотреть основные характеристики социально-ориентированной экономики; исследовать признаки и принципы социально-ориентированного экономического развития; изучить опыт формирования социально-рыночной экономики в Беларуси; провести анализ функционирования модели социально-рыночной экономики Швеции; выявить предпосылки, цели, задачи и направления формирования социально-ориентированной экономики в РФ; определить проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России. Объектом исследования выступает экономика России. Предмет исследования — экономические и социальные условия и специфика формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России с учетом примеров других стран.

Глава 1. Теоретические основы социально-ориентированной экономики

.1 Основные характеристики социально-ориентированной экономики: цель, тенденции формирования, понятие

Исторический опыт показывает, что государствами для перехода на новую ступень экономического и социального развития обычно применялась целенаправленная совокупность взаимосвязанных мер, включающих повышение образованности народа, усиление нравственных начал в экономической деятельности, развитие трудолюбия и уважения к производительному труду и другие.

В свое время экономист и химик Д.И. Менделеев, разбирая в работе «К познанию России» причины бедности страны, писал: «Никакие законы, самые наилиберальнейшие, ничего для страны не сделают, если надобность, примеры и рост сознательной разумности не внушат потребности и любви к труду». И далее он продолжал, что побеждать зло (бедность) «могут только истина и добро, образование и дружное согласие».

В методологическом отношении для принятия и осуществления процессов согласованного и долговременного развития следует опираться на принцип взаимосвязанности всего со всем. Его сущность вытекает из того, что экономические отношения осуществляются не какими-то механическими орудиями, а живыми людьми со всеми их психологическими, нравственными и культурными свойствами, а также при ограниченности собственных ресурсов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Сложные технологии, зависимость от поставщиков, маркетинговые приемы организации выпуска продукции делают зависимыми всех от всех. В этих условиях действовать разрозненно уже не только невозможно, но и губительно для общества.

Ошибочные решения отдельных субъектов хозяйствования могут оказаться настолько дорогостоящими, что могут привести к разорению компании. Жизнь отдельного человека становится полностью зависимой от поведения местного и национального сообщества.

В экономическом аспекте внешне она (жизнь) определяется законами рынка, но по существу регулируется единым целым, которым выступает технологически, индустриально и ментально объединенное сообщество.

Власть, общественные структуры, бизнес, наука и отдельный человек не просто связаны между собой, они обречены на взаимодействие, поскольку образуют общество как единый социально-экономический, культурно-этический и нравственно- правовой организм.

По мере усиления технологической зависимости люди вынуждены сотрудничать друг с другом не только по обмену законченной продукцией, но и по согласованию своих действий в связи с созданием частей товаров и услуг, необходимых для получения конечного, функционально пригодного продукта. Такие перемены в технологическом и общественном развитии ведут к появлению нового содержания экономики.

На смену атомистическим субъектам хозяйственной деятельности сначала приходят групповые (акционерные общества, товарищества, пулы, межотраслевые объединения), а затем наступает период возникновения нового явления — социально-ориентированной экономики. Переход к ней ведет к фазовому разрешению противоречия между возросшим экономическим могуществом общества и его низкой социальной ориентацией, не обеспечивающей воспроизводство людей-личностей.

Социально-ориентированная экономика определяет, что дальнейший экономический рост ограничивается не ресурсными, а социальными факторами. Социально-ориентированная экономика — это экономика скоординированного и социально-ориентированного развития.

Социально-ориентированная экономика представляет собой систему экономических и социокультурных отношений по поводу компромиссного социально ориентированного сочетания материальных и духовных предпочтений территориальных активностей (человеческих личностей, структур, институтов гражданского общества) в процессе создания и удовлетворения индивидуальных потребностей. Она объясняет причину экономического и социального роста не суммированием составляющих факторов, а коллективным осознанным взаимодействием образованных людей.

Таким образом, социально-ориентированная экономика выступает основой возникновения нового типа цивилизации — общества интеллектуально и нравственно развитых людей, где в экономике господствуют социально ориентированные.

В научном плане объектом социально-ориентированной экономики является социально-экономическая деятельность людей, в равной мере руководствующихся экономическими предпочтениями и нравственно-культурными нормами.

Предметом изучения социально-ориентированной экономики выступают не отношения по поводу товаров и услуг, а предпочтения (интересы, желания) людей, членов сообщества (они же субъекты хозяйственной деятельности, они же производители и потребители), включающие различные психологические и социальные факторы при выборе объектов производства и потребления (использования).

Люди выбирают не только товары и услуги. Они выбирают также экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, образ жизни, особенности устройства производства (например, экологического или загрязняющего) товаров и услуг, особенности устройства дворов, детских садиков (с точки зрения набора и качества услуг), особенности организации быта и отдыха. Осуществление выбора происходит на основе тех предпочтений, которые сформировались в семье, в школе, через общения с другими. Это приводит к образованию склонностей и привычек. А все вместе взятое есть результат социально-культурного развития общества, есть отражение знания и сознания, или совокупности духовных ценностей.

Поэтому социально-ориентированная экономика свои преобразования в первую очередь связывает с изменениями в менталитете людей по поводу образа и стиля поведения и жизнедеятельности.

Отметим, что социально-ориентированная экономика не ограничивается описанием процедур обеспечения равновесного состояния в хозяйственной деятельности, не устанавливает рамки для своего исследования категориями богатства, эксплуатации, нищеты. В сферу своего теоретического изучения она втягивает всю человеческую деятельность, включая проблемы экономического выбора, нравственно-этические и психологические нормы поведения людей, стремится осознать и описать экономическое понимание человеческого счастья и на его основе объяснять предпочтения и ожидания индивидов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Большинство государств мира, особенно промышленно развитые страны, ко второй половине ХХ века стали понимать, что не только страна в целом, но и ее отдельные регионы не могут развиваться без включения механизмов государственной поддержки экономики. В этом аспекте относительно новым явлением стало повышенное внимание к социально-экономическим судьбам территорий. Оказалось, что полноценная жизнь должна существовать не только в столичных городах или промышленно развитых районах, но и на всей территории государства, независимо от удаленности от столичных или индустриальных центров.

Итак, на основе изложенного выше можно определить, что социально ориентированная экономика страны — это система, включающая экономики разного уровня (макро-, мезо- и микро-), преимущественно направленные на повышение экономической и социальной активности всех субъектов и обеспечение оптимального для конкретно-исторических условий баланса их интересов.

К социально-ориентированной экономике человечество ведут общие тенденции развития мировой социальной системы. Особенно усиливает эту тенденцию глобализация мировой экономики. Это связано с тем, что «глобализация — это макроэкономическое положение, в рамках которого усугубляется бедность. Глобализация влияет на уровень заработной платы, величину других видов доходов населения и, следовательно, на бедность через механизмы рынка труда. Индивиды, предприятия, города и целые страны, если они неконкурентоспособны, становятся маргинализированными и выпадают из мирового экономического развития».

Фактически между развитыми странами мира развернулась конкуренция — кто успешнее и раньше построит национальный вариант социально- ориентированной экономики. К тенденциям формирования социальной экономики в условиях глобализации, на наш взгляд, можно отнести следующие (см. рис. 1).

Концепцию социальной экономики в условиях глобализации можно рассматривать как попытку создать контекст для организаций с иным, чем «государственный» или «рыночный»; правовой статус, как некоммерческую организацию — в виде хозяйственных объединений, фондов, религиозных общин, обществ с ограниченным распределением прибыли.

В научных кругах социально-ориентированная экономика часто трактуется как механизм увеличения общественных затрат, создавая, таким образом, значительную задолженность для будущих поколений. Однако дело не только в том, что социально-ориентированная экономика навязывает обществу нарастающую нагрузку в виде высоких налогов, но и в высоком уровне перераспределения личных доходов. А это в условиях глобализации мировой экономики прямо препятствует предпринимательской деятельности, и в частности, приходу потенциальных иностранных инвесторов.

Тем не менее, реальная цель социально-ориентированной рыночной экономики в глобальном мире не сводится к созданию и обеспечению функционирования полноценных социальных и коммунальных услуг, то есть к состоянию общества, при котором развита бытовая инфраструктура, предоставляется качественное образование и здравоохранение, а предполагает такое состояние общества, которое является социально-эффективным, так как препятствует коррумпированности государственного управления. Все это, бесспорно, — индикаторы, отражающие улучшение качества жизни граждан в социально-ориентированной экономике.

Вместе с тем, экономическая политика социально-рыночной экономики отнюдь не заключается только в распределении и перераспределении доходов общества, а в гораздо большей степени — в создании такой организации государства, которая бы реализовала основополагающие принципы демократии и социально-ориентированной рыночной экономики в условиях значительной социальной дифференциации.

Таким образом, социально-ориентированную экономику следует рассматривать, прежде всего, как многоуровневую систему, где каждая из составляющих (мезо- и микро-) является социально-ориентированной. Более того, в соответствии с признаками, присущими системе в целом, она обладает свойствами, отсутствующими у каждого из составляющих её элементов. От степени развития социально-ориентированной экономики как многоуровневой системы зависит формирование условий, достаточных для её постепенного перехода на более высокий качественный уровень.

.2 Признаки и принципы социально-ориентированного экономического развития

Социально-ориентированная экономика является результатом органичного взаимодействия государства и рыночной экономики. Развитие социально-ориентированной экономики сопровождается социализацией экономики и её усилением по мере формирования условий, достаточных для перехода от одной формы «новой экономики» (постиндустриальной экономики) к другой.

На рисунке 2 в общем виде представлены наиболее важные показатели, характеризующие социальную ориентированность государственной экономики.

Рисунок 2. Основные показатели, характеризующие социальную ориентированность государственной экономики

Данная структура (см. рис. 3) позволяет достаточно точно определить насколько экономика той или иной страны является, по сути, социально-ориентированной.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Основные признаки социально-ориентированной экономики отражены на рис. 3. Однако, следует отметить, что «первичную» основу социально-ориентированной экономики составляют социально-ориентированные предприятия, которые и являются низовым элементом социально-ориентированной экономики.

Рисунок 3. Основные признаки социально-ориентированной экономики

С этой целью обеспечивается социальная ориентация хозяйственной деятельности предприятий, а также её сращивание с экономической, экологической, культурной составляющими.

Социально-ориентированное экономическое развитие, лежащее в основе рыночной экономики, базируется на ряде исходных принципов (рис. 4).

Первым из них является принцип единства экономических и нравственно-культурных подходов, заключающийся в необходимости учета общественных ценностей, правил, норм, обычаев и менталитета населения при принятии экономических решений.

Рисунок 4. Принципы социально-ориентированной экономики

Существование данного принципа определяется тем, что социальное поведение людей определяется не только экономическими, но и психофизическими мотивами, в основе которых лежит иерархия (пирамида) потребностей — от физиологических до самореализации личности. Поэтому в социально-ориентированной экономике нравственно-культурные отношения играют точно такую же роль, как и экономические.

Применение принципа единства экономических и нравственно-культурных подходов опирается не на принудительное исполнение требований социальной справедливости, не на замену мотива прибыли на мотив совести, а на добровольные действия агентов, которые, соблюдая свои личные интересы, не нарушают границ интересов других членов общества. В сущности это есть реализация принципа Парето — эффективности, когда ни один из агентов не может повысить свое благосостояние, не понизив его хотя бы у одного человека.

Социально-ориентированная экономика направлена на реальное возвеличение человека путем вывода его из состояния придатка экономических деяний и превращения самой экономики в средство развития личности.

Здесь следует оговориться, что в условиях бедности и нищеты, в условиях крайне завышенного социального расслоения общества на богатых и бедных не следует ожидать полноценного соблюдения нравственных норм и правил. Только в обеспеченном обществе, при соблюдении ценности труда и важности оценки вознаграждений людей по их вкладу в общую пользу, возможно применение нравственно-этических ценностей наряду с рыночными принципами.

Реальную практическую направленность проблема соединения экономических, социальных и нравственных подходов получает лишь в условиях высокой материальной и интеллектуальной зрелости как общества в целом, так и большинства его граждан. Именно новый технологический и интеллектуальный шаг в развитии общества выдвигает на передний край проблему интегративной экономики. Другим принципом скоординированного и социально ориентированного экономического развития является принцип кумулятивности и синергизма, отражающий такое совместное действие разно- характерных факторов, которое ведет к возникновению самоорганизующихся систем, переходящих в свое новое состояние под влиянием усиления одних факторов и ослабления других.

Само понятие синергизма в социально-ориентированной экономике получает новое звучание. Оно начинает отражать не просто большую эффективность (совокупный эффект), возникающую в результате взаимодействия (слияния, сочетания) систем, а добровольное, взаимовыгодное и скоординированное сотрудничество всех со всеми, приносящее благополучие всем. Такой синергизм превращается в социально-институциональную систему и порождает новые элементы гражданского общества.

Принципом, на котором базируется скоординированное и социально-ориентированное экономическое развитие, является принцип партнерских соглашений. Он определяет характер организационных связей между участниками социально- экономических отношений в обществе. Ведущей их характеристикой выступают действия не в результате принуждения, т.е. как приказные связи, а как добровольные и взаимовыгодные экономические решения. Это значит, что партнерские соглашения складываются как связи, опосредованные пользой для каждого из договаривающихся субъектов.

Социально-ориентированная экономика не обязательно должна представлять собой рыночную. Для неё характерны смешанные (гибридные) системы. Принципы ее функционирования заключаются в рыночной саморегуляции при взаимодействии свободных частных производителей и свободных потребителей. Характеристики модели социально-ориентированной экономики включают в себя, прежде всего, создание условий для конкуренции и обеспечение конкуренции, свободу внешней торговли и валютного обмена, частную собственность на средства производства и свободное ценообразование, социальные справедливость, прогресс и безопасность. Именно такие характеристики способствуют укреплению экономического роста, соответственно, ориентируя государство и общество на взаимную поддержку, защиту, обеспечивая развитие и функционирование всех социальных структур, что особенно актуально для России.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Однако, следует учитывать, что для полноценного воплощения в жизнь социально-ориентированной модели экономики необходим свободный рынок. Ни государство, ни частный бизнес не должны иметь полный контроль над экономикой. Их основными задачами становится обеспечение динамичного развития общества, повышения его благосостояния, ориентация на его потребности, поддержание экономически более слабых субъектов более сильными.

Роль государства в социально-ориентированной экономике заключается в развитии чувства взаимной ответственности всех участников на рынке и в корректировке несправедливых тенденций в конкуренции, торговле и распределении доходов, посредством создания действенной законодательной базы и специальных надзорных органов. Тотальный контроль государства над экономическими процессами исключен. На частных предпринимателях (фирмах) лежит ответственность за качество производимой продукции и соблюдение законодательства в сфере предпринимательской деятельности, в том числе по отношению к работникам и потребителям.

Для социально-ориентированной модели характерно также распределение ресурсов посредством решений самих поставщиков этих ресурсов, а также производителей и потребителей.

Наряду с вышесказанным, социально-ориентированная экономика отнюдь не отражает принцип невмешательства государства в экономику. Напротив, государство может и даже обязано исполнять роль независимого игрока на внутреннем и внешнем рынках, но на условиях свободной конкуренции и в рамках действующего законодательства. Степень вмешательства (невмешательства) государства в экономику в плане регулирования или контролирования тех или иных процессов в ней должна зависеть от обстоятельств, например, кризисных явлений. В этом случае государство должно иметь ряд чрезвычайных полномочий для поддержания стабильности. Безусловно, руководство денежно-кредитной политикой также должно быть всецело возложено на государство.

Таким образом, в связи с тем, что эффективное и справедливое функционирование социально-ориентированной рыночной экономики невозможно без обеспечения оптимального баланса интересов всех участвующих в ней сторон, то необходимо формирование соответствующего механизма для достижения искомого баланса. Данная задача, с одной стороны, неизмеримо усложняется количеством участвующих сторон, противоречивостью и многообразием их интересов, а с другой — необходимостью нахождения и обеспечения устойчивого баланса их интересов. Отсюда вытекает необходимость выбора средств и инструментов, обеспечивающих учет и защиту общественных, коллективных и личных интересов в деятельности предприятий всех форм собственности. Определенный опыт в этом направлении уже имеется в мировой практике. Данный опыт может оказаться весьма полезным для России при отыскании собственного пути в социально-рыночных преобразованиях.

экономика социальный политика

Глава 2. Анализ практики функционирования социально-рыночной экономики на примере современных стран

.1 Опыт формирования социально-рыночной экономики в Беларуси

Социально-экономическое развитие республики Беларуси представляет собой особый интерес для российских учёных и государственных деятелей — теоретиков и практиков, — занимающихся вопросами поиска и обоснования дальнейшего развития экономики РФ, выбором её вектора и принципов функционирования. Данный опыт ценен тем, что и РФ, и Беларусь по историческим меркам совсем недавно были одним государством, а, стало быть, имели одну общую социально-экономическую базу общественного развития. Однако, более чем четверть вековой опыт раздельного существования этих государств, уже сейчас даёт свои «плоды». Каждая из стран попробовала свои «силы» в самостоятельном определении направлений развития рыночной экономики. К настоящему времени получены некоторые результаты и в той, и в другой стране, и эти результаты местами разнятся между собой, но всё же у них есть и много общего.

Актуальность для России белорусского опыта становления социально-ориентированного развития рыночной экономики обусловлена также географической близостью, как и социокультурными, экономическими, политическими связями двух государств.

Впервые понятие «белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики» было дано в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., затем было использовано в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и, наконец, в Концепции социально-экономического развития Республики Беларусь до 2015 г.

Выработка белорусской модели социального государства, основанная на социально-ориентированном рыночном хозяйстве, началась ещё летом 1990 г. В октябре 1990 г. правительство БССР приняло постановление и утвердило программу «О переходе БССР к рыночной экономике». Предусматривалось начать переход к рынку с 1 ноября 1990 года.

Следует отметить, что в 90-х гг. прошлого столетия на путь трансформации вступила большая группа стран из бывшего социалистического лагеря, а так же бывших республик СССР. К данной группе относится и Беларусь. Применительно к условиям Беларуси основное содержание трансформационного периода сводилось к переходу от административной к рыночной экономике.

Белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики. Сам термин «белорусская модель экономики» появился накануне президентских выборов 2001 г. В то время её основными чертами были:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

значительная регулирующая роль государства;

принцип постепенности, эволюционности преобразований;

сильная и эффективно действующая вертикаль государственной власти;

чёткая система законодательства, обеспечивающая общность интересов государства и каждого его гражданина в отдельности;

социальная направленность производимых реформ;

активная интеграция со странами СНГ, в первую очередь с Россией.

Основными задачами трансформационного периода являлись:

) преодоление кризисных явлений и обеспечение стабилизации социально-экономической среды;

) либерализация национальной экономики и формирование новой экономической системы;

) обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста.

Следует отметить, что начиная с 1991 г. в стране активно разрушались институты централизованного управления. Однако в условиях, когда старые институты ещё были дееспособны, а новые рыночные ещё не сформировались, либерализация на начальной стадии переходного периода не принесла желаемого успеха. В результате резко ухудшилась экономическая ситуация в стране. Произошло падения производства.

Важной вехой для белорусской экономики стало принятие Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг., явившейся пятилетним планом развития страны. В следующем пятилетии (2001-2005 гг.) был взят курс на экономический рост и обеспечение макроэкономической стабильности, что привело к резкому сокращению уровня инфляции, стабилизации кредитно-денежной и валютной политики. Тем самым при росте темпов экономики в целом закладывались основы для осуществления инвестиционно-инновационной деятельности как за счёт целевых государственных программ и средств бюджета, так и путём привлечения частных и иностранных инвесторов.

Пятилетка (2006-2010 гг.) характеризовалась достаточно сложными процессами в мировой экономике, которые определялись дальнейшей глобализацией в виде финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и его последствиями. Резкое снижение деловой активности, внешнеторговых обменов и ужесточение условий доступа к кредитным ресурсам большинства стран мирового сообщества привело к негативным тенденциям и в экономике Беларуси.

Несмотря на это, Беларусь даже в пик кризиса оставалась одной из немногих стран, в которых ВВП продолжал расти. За пятилетку ВВП вырос более чем на 40 % при снижении энергоѐмкости ВВП на четверть. Инвестиции в основной капитал увеличились более чем в 2 раза. При этом, за годы пятилетки (2006-2010 гг.) была достигнута устойчивая динамика роста производства и реализации сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Прошедшее пятилетие (2011-2015 гг.) явилось важным этапом в реализации белорусской модели социально-экономического развития. Одной из важнейших особенностей белорусской модели в этот период стало тот факт, что в её основу была положена национальная стратегия устойчивого развития (НСУР), базирующаяся на принципах, выработанных на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и подтверждённых на Всемирном саммите по устойчивому развитию (Йоханнесбург, 2002 г.). Она призвана обеспечить сбалансированное решение социально-экономических задач, проблем сохранения окружающей среды и природно-ресурсного потенциала.

Основной целью устойчивого развития Республики Беларусь в последние 5 лет являлось динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного расширенного воспроизводства экономической и социальной сфер с учётом сохранения окружающей среды для нынешних и будущих поколений.

Экономический рост в стране, а также правильный выбор и последовательная реализация курса на формирование социально ориентированной рыночной экономики, стремление к высоким стандартам жизни, забота о развитии человека позволили обеспечить за прошлое пятилетие рост реальных денежных доходов населения на 75 %, заработной платы — на 59 %, пенсий по возрасту — на 58 %. Численность малообеспеченного населения в республике сократилась с 12,7 % до 5,4 %.

Итоги развития экономики Республики Беларусь за предыдущую пятилетку показывают, что даже в условиях мирового финансово-экономического кризиса белорусская модель социально экономического развития выдерживает серьёзные испытания, показывая свою жизнеспособность и положительную динамику.

Заметим, что формирование социального государства в рыночных условиях — это не одномоментное превращение одного типа в другой и это не застывший тип государства. Социальное государство постоянно развивается и трансформируется в той же мере, в какой развивается и трансформируется общество и экономика. Многое зависит от внутреннего и международного положения. Основной же проблемой социального государства с рыночной экономикой является установление границ, пределов вмешательства государства в социальную и экономическую жизнь.

Наиболее сложная задача формирования социального государства в рыночных условиях — это соблюдение баланса между рыночной экономикой и устранением явного социального неравенства, порождаемого ею. Поэтому Президентом Республики Беларусь принято решение строить белорусскую модель на синтезе лучшего, что было накоплено обществом различных цивилизаций. Поставлена задача формировать белорусское общество как общество социальной справедливости, проводить экономические преобразования постепенно, оставить сложившуюся в советское время защиту населения по всему спектру услуг.

Итак, белорусская модель развития — это не нечто «экзотическое» и не теоретический изыск «высшего руководства», а вполне жизненная научно-практическая проблема, находящаяся в русле современной экономической науки. Её суть можно выразить несколькими положениями:

-мощная и эффективная государственная власть; применение принципов научности, преемственности и последовательности во всех сферах жизнедеятельности общества; центральным объектом экономической политики выступает человек; динамизм процессов преобразований увязывается с психологической готовностью общества к ним и с наименьшими издержками для населения; учет господствующего в обществе представления граждан о социальной справедливости и устремленность на обеспечение распределения по труду; действенный механизм, базирующийся на сочетании регулирующих функций государства и рыночного регулирования, гарантирующий расширенное воспроизводство, восприимчивость к научно-техническому прогрессу и стимулирующий работников к высокопроизводительному труду; учет влияния общественного сознания на сферы материального производства и распределения, прогресс жизни общества (игнорирование этого фактора способно приостановить и даже полностью заблокировать продвижение по пути преобразований, превратив усилия по созданию страновой модели в бесполезно потраченные ресурсы). Таким образом, социально-ориентированная экономика Беларуси предполагает решение даже самых неотложных социально-экономических проблем общества с наименьшими социальными издержками для народа.

Однако, заявленная модель социально-экономического развития Беларуси вызывает неприятие и недоверие у многих зарубежных и отечественных идеологов либерально-монетарного капитализма по причине того, что берет лучшее из того, что было в советском прошлом, включая то, что несправедливо было забыто в перестроечную пору.

Надлежит отметить, что Белорусская модель социально-ориентированной рыночной экономики пока находится в процессе становления, есть некоторые проблемы, как объективные, так и субъективные. Вопрос в том, обусловлены ли они недостатками избранной модели развития или с ней никак не связаны, а носят сугубо рукотворный характер. Вот почему продолжает существовать необходимость глубокого теоретического и практического осмысления сущности белорусской модели, заложенных в ней критериев, отвечают ли они российским традициям и мировым тенденциям развития, — всё это необходимо учитывать в практике использования опыта белорусской модели социально-экономического развития в российской действительности.

.2 Анализ функционирования модели социально-рыночной экономики Швеции

Необходимо отметить одну важную закономерность, подтвержденную на практических примерах: как правило, наиболее эффективной и социально-ориентированной является не чисто рыночная или командная экономика, а смешанная, сочетающая в себе наиболее сильные стороны представленных систем хозяйствования. Ярким примером в данном отношении являются экономика Швеции.

Шведская модель социального государства представляет собой уникальный исторический и политический феномен. Ее возникновение связано с борьбой двух кардинально противоположных систем — социалистической (коммунистической), с одной стороны, и капиталистической, с другой. Шведская модель появилась на основе синтеза обеих моделей, переняв передовые идеи из каждой из них. В результате появилась система, которая по праву называется одной из самых успешных и справедливых в мире. Во второй половине XX — начале XXI вв. уровень жизни в Швеции является одним из самых высоких в мире, а граждане этого государства регулярно высказывают удовлетворенность своей жизнью и уверенность в будущем.

Термин «социальное государство» обозначает особый тип государства, ориентированный на достижение максимального общественного баланса путем обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Говоря о шведской модели социального государства, имеется в виду тип государства, появившийся в Швеции в первой половине XX века и существующий по сей день.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Представляется, что шведская модель социального государства представляет для России значительный интерес. Швеция так же, как и Россия, стояла перед выбором между двумя генеральными направлениями развития, но последовала своему пути с учетом национальных особенностей. На наш взгляд, Россия, унаследовавшая многие черты СССР, но в то же время развивающаяся демократическим путем, могла бы перенять шведский опыт. Безусловно, между Россией и Швецией существуют коренные различия, но есть и немало общих черт. Возможно, шведская модель социального государства лучше других ныне имеющихся в мире моделей подходит современной России.

Первым пунктом, на котором нужно остановиться при анализе шведской модели социально-рыночной экономики является ответственность государства перед гражданами, подконтрольность государственных органов обществу. Данные принципы базируются на теории, согласно которой именно народ первичен по отношению к государству. Государство представляет собой лишь механизм управления народом, проживающим на определенной территории, и служит его интересам. Форма правления закрепляет, что «единственным источником публичной власти является народ». То есть именно народ является носителем суверенитета, верховной власти на территории Швеции. Именно от его имени осуществляется управление. Именно такой подход определяет производный, подчиненный характер государства.

Важно заметить, что в своей деятельности шведское государство жестко ограничено законом, что установлено в ч. 3 ст. 1 Формы правления. Следует обратить внимание, что именно на этой теории базируется шведская модель социального государства. Последнее функционирует в интересах народа и под его контролем. Это позволяет государству брать на себя ключевую роль в организации перераспределения доходов. То есть государство является ключевым элементом не только социальной, но и экономической системы.

Обладая подобными полномочиями, лица, наделенные государственной властью, с легкостью могли бы проводить политику, ориентированную, прежде всего, на собственные интересы. Иными словами, шведская система на первый взгляд предоставляет массу возможностей для злоупотребления властью и ее узурпации. Однако провозглашенные положения обеспечены эффективным механизмом народного контроля за властью, эффективными институтами прямой демократии, которые не позволяют лицам, наделенным государственной властью, ее узурпировать.

Еще одним ключевым признаком шведского социального государства является его правовой характер. Это означает, что государство, во-первых, в своей деятельности ограничено правом и может совершать те или иные действия только в соответствии с законом и на его основе, а во-вторых, что сам статус государства, функции и полномочия его органов и должностных лиц четко закреплены в законе. Как было уже сказано выше, ч. 1 ст. 1 Формы правления устанавливает, что «публичная власть осуществляется исходя из принципа законности». То есть и здесь проявляется производный характер шведского государства. Оно ограничено волей народа, которая находит отражение в законах, принимаемых парламентом. Таким образом, государственная власть добровольно принимает на себя ограничения и предусматривает санкции за их нарушение.

Правовой характер государства проявляется в следующем. Во-первых, установлено, что все люди равны перед законом. Признается, что все обладают равными правами и возможностями. Каждый обладает свободой распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако не допускается злоупотребление своими правами, когда действия или бездействия причиняют вред иным субъектам общественных отношений. Государство гарантирует всем людям равные исходные возможности, предоставляя им право самостоятельно строить свое будущее. Особое внимание уделяется недопущению дискриминации по каким-либо признакам, например таким, как национальность, возраст, половая или религиозная принадлежность. Верховенство права также подразумевает, что нормы закона распространяются в равной степени на всех людей вне зависимости от их финансового или общественного положения.

Во-вторых, правовое государство характеризуется некоторыми особенностями политической системы. В Швеции существует система разделения властей, при которой органы, входящие в разные ветви власти, самостоятельны и независимы друг от друга. Действует также эффективная система сдержек и противовесов, которая обеспечивает сбалансированность власти и не допускает ее узурпацию каким-либо субъектом. Действует эффективная система гарантии прав и свобод человека и гражданина. Она проявляется как в действиях судов, так и в наличии и эффективном функционировании омбудсменов.

Шведская система позволяет гражданам в максимально быстрые сроки добиться справедливого решения и восстановления нарушенных прав или свобод. В свою очередь, эффективная правоохранительная система обеспечивает со своей стороны общественный порядок.

Политический и идеологический плюрализм также являются существенными признаками правового государства. В Швеции отсутствует цензура, закреплены права, обеспечивающие свободу слова, мысли, печати. На территории государства действуют многочисленные политические партии и общественные некоммерческие организации.

В-третьих, в Швеции существует развитое гражданское общество. Существует масса объединений граждан, осуществляющих контроль за действиями государства, выступающими с критикой правительства и предлагающих свои варианты решения проблем. Эти институты способствуют не только развитию государства и общества, но также выступают еще одним механизмом гарантий прав и свобод человека и гражданина.

Институты гражданского общества также берут на себя ряд организационных функций. Они объединяют не только частных лиц, но и организации, руководя их действиями и выступая также как институты перераспределения благ.

Помимо прочего, шведское общество отличает высокий уровень правовой культуры. Люди осознают ценность закона, уважают закон и понимают необходимость его соблюдения. Одним из самых важных принципов шведской модели социального государства является всеобщая солидарность. Этот принцип означает, что социальная система охватывает все население целиком, распространяет свое действие на всех граждан, которые в равной степени имеют право пользоваться преимуществами данной системы, как и несут обязанность поддерживать (в первую очередь, финансировать) ее.

Данный принцип базируется на основном идеологическом постулате шведской социальной модели — все граждане живут в одном обществе и поэтому все должны заботиться друг о друге. То есть люди, получающие больший доход, должны сами заботиться о тех, у кого нет возможности иметь такой же доход.

Шведская система базируется, прежде всего, на многочисленном так называемом «среднем классе». К нему относят людей, обеспеченных работой, и получающих достаточный доход, чтобы не только удовлетворять базовые потребности, но и чувствовать себя удовлетворенными своей жизнью и с уверенностью смотреть в будущее. Именно на эту социальную группу и выпадает основная нагрузка по поддержанию экономического и социального баланса в обществе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Дело в том, что шведская система стремиться минимизировать разрыв между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных граждан. Для этого созданы различные механизмы перераспределения благ, основным субъектом которых является государство. При этом, как отмечает М.А. Исаев, «налицо стремление к «горизонтальному» выравниванию доходов (например, между здоровыми и больными, работающими и безработными) в большей степени, чем к «вертикальному» (то есть между богатыми и бедными)».

Социальная помощь в том или ином виде предусматривается для каждого гражданина в случае наступления очень широкого круга обстоятельств. Таким образом, каждый человек в Швеции получает помощь и поддержку государства, что не позволяет ему либо быстро разбогатеть, либо быстро разориться. И чем тяжелее материальное положение человека, тем активнее государство помогает ему, тем большие социальные механизмы оказываются задействованными. Именно эти объясняются высокие ставки налогообложения.

Однако население готово существовать в этих условиях, когда значительная часть дохода отчисляется в государственный бюджет. Это объясняется тем, что функционирование социальной системы приносит пользу не отдельным индивидам или отдельным социальным группам, а всему обществу, всему населению. Каждый может рассчитывать, что в случае наступления неблагоприятных обстоятельств государство окажет ему поддержку.

Кроме того, государство на полученные средства обеспечивает поддержание равных условий развития и жизни для всех граждан, не дифференцируя народ по какому-либо признаку.

Еще одной ключевой особенностью шведской модели социального государства, отличающей ее от иных моделей, является ключевая роль государства в процессе перераспределения благ. Шведское государство является основным субъектом данных отношений.

Как было отмечено выше, шведская социальная система базируется на принципе всеобщей солидарности. То есть все люди вне зависимости от их материального или социального положения одновременно финансируют социальную систему и пользуются плодами ее функционирования. В таких условиях именно государство берет на себя обязанность собрать средства, аккумулировать их и затем распределить в необходимой пропорции.

Государственный бюджет Швеции пополняется, в основном, за счет прямых и косвенных налогов. Эти налоги выплачиваются как физическими, так и юридическими лицами и большая часть идет в государственный бюджет. Именно здесь в наибольшей степени проявляется зависимость, производный характер государства от народа. В случае отсутствия или недостаточной эффективности контроля за финансовой деятельностью государства, должностные лица имели бы прекрасные возможности сосредоточить в своих руках огромную экономическую власть, которая быстро бы могла трансформироваться во власть политическую.

Однако финансовые органы и финансовая деятельность государства находится под постоянным контролем со стороны парламента, представляющего интересы народа, правительства, также зависящего от народа, общественных организаций, а также омбудсманов и судов.

Подобный многосторонний контроль жизненно необходим ввиду того, что неэффективная или неудовлетворительная работа финансовых органов государства привела бы к краху всей модели, системы социального обеспечения, налоговой системы и спровоцировала бы непредсказуемые социальные последствия. Государство же, собирая и аккумулируя средства, впоследствии распределяет их среди весьма широкого круга лиц. Причем социальная помощь предусмотрена в самых различных случаях, чей список охватывает почти любые негативные жизненные ситуации.

В Швеции существует несколько видов социальной поддержки. Во-первых, выделяют выплаты, направленные на реализацию самим государством принятых на себя обязательств (на образование, зравоохранение, функционирование социальных служб). Во-вторых, отдельную категорию представляют непосредственные трансферты населению. То есть в случае наступления определенного жизненного обстоятельства (получение травмы, несовместимой с продолжением профессиональной деятельности, например) деньги выплачиваются непосредственно адресату таких выплат. В-третьих, существует система выплат юридическим лицам — работодателям, продавцам и т. д. Эти меры дают возможность последним решать финансовые вопросы, не прибегая к помощи средств, предназначенных для других целей.

Рассмотренный опыт функционирования шведской модели социального государства может быть ценным для современной России в условиях, когда не утихают дебаты между сторонниками рыночных преобразований и приверженцами экономики с социальным лицом. В современных реалиях никакая информация не может быть лишней. И социально-рыночный опыт Швеции, и белорусская социально-рыночная модель могут послужить значительным подспорьем для поиска и формирования Россией своего, собственного, наиболее подходящего для неё пути социально-рыночного развития.

Глава 3. Формирование социально-ориентированной рыночной экономики в Российской Федерации

3.1 Предпосылки, цели, задачи и направления формирования социально-ориентированной экономики в РФ

Предпосылками формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России являются объективные тенденции развития хозяйственной системы и активные процессы глобализации с одной стороны, а с другой — особенности российского менталитета, культурные традиции и социалистическое прошлое. Ордолиберализм считает неправомерным ограничивать роль государства лишь контролем и соблюдением правил хозяйствования. Государство обязано участвовать в создании этих правил и в их изменении, когда правила перестают быть действенными или не соответствуют требованиям данного этапа общественного развития.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Становление социально приемлемого хозяйственного порядка в современных условиях немыслимо без государственной политики хозяйственного порядка потому, что в условиях «спонтанного» становления эту функцию возьмут на себя другие действующие в своих частных интересах. Политика хозяйственного порядка должна быть последовательной, комплекс ной и целенаправленной.

Создание и реализация социально-ориентированной рыночной экономики в России, требует со стороны государства не только усилий в области социальной политики, но и целенаправленных действий в области формирования рыночных и общественных институтов социальной регуляции. Можно выделить функции российского государства, прямо вытекающие из его миссии в обеспечении социально ориентированного экономического развития (рис. 5).

Рисунок 5. Функции российского государства в обеспечении социально ориентированного экономического развития

Следует отметить, что практическая реализация российским государством обозначенных функций должна являться комплексной и последовательной. Соответствующие механизмы в рыночной экономике России, на наш взгляд, должны включать в себя органичное единство мер денежно-кредитной, бюджетно-налоговой, социальной, экологической, промышленно-инновационной политики, а также институциональное проектирование. При этом, главная стратегическая цель социально-экономического развития страны — это формирование нового образа будущей России, как ведущей мировой державы XXI века. Достижение этой цели означает — передовые позиции в глобальной экономической конкуренции, комплексное обеспечение национальной безопасности, реализация конституционных прав граждан и усиление социальной роли в управлении и развитии экономики.

Формирование инновационной социально-ориентированной модели развития экономики в России требует решения ряда задач (рис. 6). Комплексное решение указанных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития, который позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях. Именно эти достижения и должны стать катализатором преобразования устоявшейся системы социально-экономического развития страны.

Рисунок 6. Задачи формирования инновационной социально-ориентированной модели развития экономики в России

Первое направление перехода к инновационному социально-ориентированному типу экономического развития страны является развитие человеческого потенциала России.

Для этого необходимо:

-создать благоприятные условий для развития способностей каждого человека; улучшить условия жизни российских граждан и качества социальной среды; усилить социальную роль туризма; повысить конкурентоспособность человеческого капитала и обеспечивающих его социальных секторов экономики, к которым можно отнести сферу туристских услуг. Модернизацию налоговой системы целесообразно направить на упрощение налоговой системы и повышение её стабильности, прозрачности и доступности для налогоплательщиков.

В связи с этим, Президент РФ В.В. Путин в своем докладе «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, о необходимости активного задействования налоговых механизмов для стимулирования инвестиций в развитие человеческого капитала. «Требуется также упростить налоговую систему, минимизировав возможности произвольного толкования законодательства, вводить налоговые стимулы для развития инновационной экономики. И в целом мы должны стремиться к дальнейшему снижению налогового бремени».

Эффективная бюджетно-налоговая политика позволит создать условия для развития социально ориентированной российской экономики. Это возможно лишь в условиях продуманной бюджетной политики, опирающейся на принципы бюджетной системы РФ (прежде всего, такие как эффективность использования бюджетных средств и прозрачность).

Следует отметить немаловажную роль регионов Российской Федерации в достижении поставленной цели по формированию социально ориентированной экономики. Весьма существенна дифференциация заработной платы, которая является важнейшим фактором огромных различий между регионами страны по обеспеченности и качеству человеческого потенциала.

Государственную региональную политику необходимо проводить в следующих направлениях:

-обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, сокращение неравенства в социально-экономическом состоянии регионов, создание высоких стандартов экономической устойчивости населения. Для повышения социальной ориентированности бюджетной политики необходимо повысить качество управления федеральным и региональными бюджетами Российской Федерации, а также обеспечить результативность и эффективность реализуемых государственных программ в социальной сфере на территории Российской Федерации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Для эффективного использования средств бюджетов на социальную сферу необходимо объективно оценить финансовые возможности государства по их реализации. Это позволит выработать грамотные подходы к использованию средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения достойного уровня и качества жизни российских граждан.

Основное внимание при изучении вопросов формирования и функционирования социально-ориентированной экономики в России уделяется макроуровню, в то же время ощущается серьёзный недостаток исследований на мезо- и микроуровне.

Государственное регулирование в процессе функционирования социально-ориентированной региональной экономики должно быть направлено на более полное раскрытие внутренних источников и резервов самоуправления регионов, более рациональное использование их потенциала. При этом следует отойти от традиционного подхода к выявлению ресурсов и начать их освоение, прежде всего, с укрепления региональной интеллектуальной собственности, концептуального освоения регионального пространства, более полного использования информационно-аналитических и человеческих ресурсов.

Однако превращение регионов из объектов региональной политики в их активные субъекты не должно привести к распаду единой территории, преобладанию локальных, местнических интересов над государственными.

Необходимо сбалансировать развитие двух тенденций в процессе формирования социально-ориентированной национальной экономики: тенденции децентрализации, стремления регионов к самостоятельности, само- управлению и одновременно тенденции сохранения и укрепления органа власти, его ведущих позиций в государственном регулировании, т.е. централизации.

Многообразие, новизна и острота проблем управления экономикой для их успешного решения требуют разработки новой концепции государственного управления, которая должна быть органичной составной частью общей федеральной концепции формирования социально-ориентированной экономики. Ее разработка и реализация должны, на наш взгляд, начаться с создания необходимого правового пространства, нормотворческой деятельности представительных органов власти федерации.

.2 Проблемы формирования социально-ориентированной рыночной экономики в России

В настоящее время существующая в России экономическая система не отвечает тенденциям развития общества. Внутренний рынок сложно назвать таковым, в виду того, что антимонопольное законодательство работает крайне слабо, а существующая налоговая и таможенная политика вкупе с постоянным ростом цен и тарифов на услуги естественных монополий осложняют ведение бизнеса не столько малым и средним предприятиям, сколько крупным фирмам, обладающими сложными производственными циклами и имеющими крупных поставщиков. Этим обуславливается низкое качество производимой продукции, в особенности пищевой.

В виду больших затрат для предприятий отсутствует стимул вкладывать средства в расширение производства и развития технологий, благодаря которым повышается качественный и количественный уровень продукции. Попытка установления контроля за качеством со стороны государства никогда не увенчивалась успехом, яркий пример тому советская госприемка.

Повышение качества продукции возможно лишь при снижении издержек на производство и развитии свободной конкуренции, ориентация на предпочтения общества-потребителя. Поэтому необходима проработка законодательной базы для привлечения к ответственности наименее добросовестных производителей. Но даже при отсутствии таковой недобросовестные производители сами покинут рынок, не выдержав конкуренции с фирмами, производящими более качественные товары или предлагающие более широкий спектр услуг.

Тенденциям развития современного российского общества противоречит и понятие государственных корпораций, которые по своей сути являются монополистами, снижающими уровень отраслевой конкуренции. Большая часть из них занята в топливно-энергетическом комплексе. Посредством них государство регулирует цены и тарифы на товары и услуги через ежегодное установление предела роста цен на их продукцию. Эти пределы, как правило, являются выше предполагаемых темпов инфляции, что еще более усугубляет её.

Основным критерием развития российской экономики и общества в целом является денежно-кредитная политика государства, которая не отвечает сложившимся в результате наложенных на Россию санкций тенденциям. Спекуляция и рост цен обусловлены отнюдь не инфляцией, а дефляцией в экономике (хронической нехваткой денежной массы), что делает опять же «негибкими» издержки производства частных предприятий. Попытка инфляционного таргетирования в этом случае только усугубляет ситуацию, понижение процентных ставок и валютные интервенции не приводят к желаемым результатам.

Кроме того, неблагоприятная ситуация в экономике крайне негативно влияет на развитие общества: снижается благосостояние, растет уровень безработицы, понижается уровень экономической защищенности, нарастает социальная раслоенность. Поэтому, преодолеть социально-экономический кризис, на наш взгляд, возможно лишь с помощью переориентации сознания российского общества, которое за прошедшие двадцать лет фактически не изменилось.

В России до сих пор осталось достаточное количество приверженцев административно-командной системы экономики. Придерживаются этой модели и некоторые российские ученые-экономисты. Между тем, такая модель совершенно устарела, яркий пример тому — Китай и КНДР. Но если Китай в начале 1980-х годов осознал преимущества рыночной экономики и начал использовать элементы рынка (в основном «сверху»), то КНДР осталась на месте. Уровни жизни китайцев и корейцев КНДР не нуждаются в сравнении.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Однако в России осталось и достаточное количество перманентных «либералов», которые выступают за радикальные преобразования российской экономики. Такие преобразования, по мнению ряда экспертов, могут нанести еще больший вред, нежели тотальный контроль и государственное распределение. Рыночные инструменты нужно использовать крайне осторожно, иначе неблагоприятные последствия могут стать необратимыми.

Таким образом, в российском обществе, выражаясь предельно просто, происходят столкновения сторонников закрытой (командной) и открытой (либеральной) систем экономики. Ни одна, ни другая система, как уже отмечалось, не соответствует тенденциям российского социума.

На современном этапе, во все более осложняющейся экономической обстановке России необходим плавный переход к свободной социально- ориентированной рыночной экономике, причем не в чистом ее виде, а с элементами протекционизма во внешней торговле и жестких антикризисных мер внутри на первоначальном этапе. Такой подход, на наш взгляд, не лишен смысла: это поспособствует укреплению конкурентоспособности национального товарного производства.

Развитие производства, в свою очередь, должно осуществляться на основе внедрения наукоемких технологий, снижения издержек производства (в том числе налогового бремени), страховых рисков, стимуляции населения к труду. Важную роль должна играть правильно проводимая денежно-кредитная политика, ориентированная не на внешние, а на внутренние займы для поддержки отечественных коммерческих банков и предприятий. Все эти меры должны претворяться в жизнь под надзором государства, выступающим гарантом социально-экономической стабильности.

С другой стороны, общество также должно проявлять инициативу и поддержать государственные органы в их начинаниях. А для этого российскому обществу нужно в корне изменить свое сознание, стать более восприимчивым к изменяющимся тенденциям в экономике. Целью государства и общества должно стать не достижение рыночного равновесия, а отказ от существующей сырьевой и долговой модели экономики, концентрация на ее социальной ориентированности — общество есть конечный пункт всех экономических отношений. Только правильное понимание процессов, происходящих в российской экономике и адекватные действия в ответ на самые негативные из них, поможет снизить неблагоприятное воздействие кризиса, успокоить общество, которое на фоне всего этого все более неохотно участвует в экономической жизни, ограничивая расходы, изымая вклады, переводя денежные средства в инвалюту.

Национальная валюта в любой стране является не только платежным средством, стоимостным выражением всех произведенных товаров и услуг, средством обращения и накопления, но и неким символом независимости государства, в том числе и в реализации денежно- кредитной политики.

Однако, нынешнее состояние рубля близко к состоянию валют в странах Африки и некоторых стран Южной Америки. Спекуляции на валютном рынке, связанные то с резким падения рубля, то с его «ползущим» ростом влияют как на товарное производство, так и потребителей.

Ослабление курса российской национальной валюты привело к снижению ее покупательной способности. Рубль в полной мере не обеспечивает покрытие всех произведенных товаров и услуг, что опять же обеспечивает рост дефляции в стране.

Ошибочная политика ЦБ, направленная на борьбу с мнимой инфляцией, приводит к острой нехватке денежной массы. Решением этой проблемы могло бы стать повышение ставок, использование «количественного регулирования», концепция длинных денег (продажа долгосрочных обязательств ЦБ). Именно недоверие к рублю у населения углубляет и без того сложно денежную ситуацию в стране. В этой связи, особенно важной выступает подготовка грамотных финансистов и управленцев, а также повышение уровня экономической и правовой грамотности населения России.

Ещё одной проблемой на пути развития социально направленной рыночной экономики в России является отсутствие единого мнения и вектора того, как и что нужно делать в этом направлении. Нет единодушия и в исполнительных органах власти.

Так, Министерство А.В. Улюкаева неоднократно расходилось в ключевых вопросах бюджетной политики и развития экономики с Минфином. А.В. Улюкаев критиковал бюджетную политику за то, что она ставит в приоритет непроизводительные статьи расходов (такие как расходы на силовиков) над производительными, то есть теми, которые вносят вклад в будущий ВВП. Он предлагал защитить от секвестра расходы на человеческий капитал, провести бюджетный маневр по перераспределению финансовых ресурсов в пользу приоритетных направлений — «на развитие человеческого капитала, инноваций, повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата в стране».

Минфин настаивает на сокращении государственных расходов, а А. В. Улюкаев — что инвестиционные расходы нужно сохранять. «У нас неэффективные расходы, их нужно сокращать. Но не должно быть негативной селекции. Сейчас она есть: мы сокращаем производительные расходы и оставляем непроизводительные», — говорил министр 2016 г. в своём интервью. График снижения бюджетного дефицита «не должен быть слишком радикальным», а сам дефицит можно позволить, если власти знают, как его закрыть, и уверены, что способ его финансирования через несколько лет позволит увеличить благосостояние, заявлял А. В. Улюкаев в интервью Reuters.

В заключении хочется отметить, что социально-ориентированная модель экономики должна строиться с оглядкой на национальные традиции российского общества, с присущей русскому народу и народам России взаимовыручкой, кооперированием, нестяжательностью. Опираться фундамент такой модели должен на существующие научно-промышленные центры и внутренние сырьевые и финансовые ресурсы.

При этом нужно не забывать и про внешнюю торговлю, расширяя уровень экспорта и защищая отечественную продукцию на первоначальном этапе. Желательно также производить все расчеты за рубежом исключительно в рублях. Обеспечить умелое построение социально-ориентированной модели, не нарушая при этом исторически сложившихся условий жизни людей, задача грамотных и компетентных специалистов, готовых трудиться на благо России.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Итак, опыт шведской модели социального государства и белорусская модель социально-рыночной экономики представляются интересным для современной России. Опираясь на опыт указанных стран при построении нового общества приоритетным направлением экономической политики России должен стать ориентир на проблему человека, что подразумевает переход от бизнес-направленной и сырьевой экономики к социально-ориентированной экономике наряду с государственным регулированием рыночных отношений.

В Приложении 1 представлена система индикаторов, разработанная Городновой Н.В., Березиным А.Э. и Пешковой А.А., позволяющих сравнить бизнес-ориентированную и социально-ориентированную государственные экономические политики.

Построение сравнительных диаграмм значений, представленных в Приложении 1 индикаторов как на федеральном уровне, так и в разрезе регионов дает возможность оценить современное состояние российской экономики и результативность мероприятий, направленных на достижение эталонной социально-ориентированной системы. Проанализирует имеющиеся показатели более подробно (рис. 7, рис. 8).

Рисунок 7. Основные индикаторы экономики России и экономики социально-ориентированной

Рисунок 8. Индексы социальной ответственности государства и бизнеса

Итак, в настоящее время в России социально-экономические показатели по сравнению с показателями в социально-ориентированной экономике выглядят следующим образом:

-минимальный ежемесячный доход, требуемый для получения ипотечного кредита выше на 9 тыс. руб. (16,4%);

— доступного жилья выше на 10 тыс. руб. или на 1/3; индекс доступности жилья (часть населения, единовременно приобретающая жилье) ниже в 4 раза; размер потребительской корзины ниже в 5 раз; доля населения, имеющая высшее образование ниже на 28,6%; продолжительность жизни, лет мужчины / женщины ниже на 10 лет; пенсионный возраст ниже на 5 лет; величина фиксированной выплаты к трудовой пенсии ниже в 4,5 раза, в относительном выражении отклонение составляет 15,7 тыс. руб.; среднее количество людей, приходящееся на одну семью ниже на 24,9%; индекс социальной ответственности государства почти в 10 раз ниже; индекс социальной ответственности бизнеса более, чем в 3 раза ниже. Кроме того, смертность в России увеличивается, тогда как по критериям оценки государств с социальной направленностью экономического развития, она должна снизится на 10%. Отсюда и высокий показатель убыли народонаселения.

Из проанализированных выше показателей назревает вывод: российская экономика ещё далека от того, чтобы стать социально-ориентирной. В некоторых социально-экономических показателях наблюдается разрыв с социально-ориентированной экономикой в разы. Отсюда можно предположить, что российскому обществу и экономической системе придётся претерпеть значительные изменения, необходимы будут значительные усилия, чтобы приблизится к тому уровню, когда экономика станет называться социально-ориентированной.

Однако, следует отметить, в России всё же предпринимаются шаги в сторону социальной направленности экономической системы. Так, например, в области социальной политики А. В. Улюкаев и Минэкономразвития России выступают за повышение пенсионного возраста. Министр предлагал вариант повышения пенсионного возраста для мужчин и для женщин до 63 лет после 2018 года, — что является шагом в сторону приближения российских показателей к социально-ориентированной экономике.

В свете перечисленных событий требуется выработка новых подходов, учитывающих баланс интересов общества, государства и частного бизнеса при одновременном соблюдении рыночных условий функционирования жилищной сферы, что становится возможным на принципах государственно-частного партнерства и использования зарубежного опыта построения социально-рыночной экономики в Швеции и Беларуси.

Внедрение социально-ориентированной модели помимо повышения благосостояния населения вызовет рост и социальных показателей, таких как демография, продолжительность жизни, плотность населения, уровень развития образования, науки, культуры и здравоохранения. Кроме того, позволит четко распределять доходы между населением, переводя часть из них на социальное обеспечение детей, студентов, пенсионеров, инвалидов. Наконец, ускорит отход от сырьевой модели, что, во-первых, обеспечит экономику не нефтедолларами, а реально обеспеченной товарами национальной валютой, а во-вторых, заметно ударит по спекуляционной составляющей, которая в настоящий момент заметно выше прибыли реального сектора экономики.

Заключение

В заключении следует отметить, что социальные, культурные и прочие аспекты все в большей степени выходят на передний план при разработке экономической политики в современных государстввах. Реализация государством социальной политики, включая и соцзащиту в различных системах, также является свидетельством большого разнообразия особенностей страновых моделей социальной ориентации экономики. Более того, опыт развитых государств-лидеров свидетельствует, что эффективное использование и поддержание человеческого ресурса — важнейший фактор современного развития вообще и экономического роста в частности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Без подвижек в социальной сфере нельзя рассчитывать на доверие широких слоев населения к преобразованию экономики, а значит, и на успех самих реформ. Особое внимание при этом уделяется проблеме социальной справедливости.

Социально-ориентированная экономика и опыт реализации ее общих принципов свидетельствует о том, что сегодня в условиях глобализации она является самым эффективным инструментом для решения долгосрочных социальных задач практически в каждой стране мира — безработицы и отчуждения социально-уязвимых групп от рынка труда, улучшения условий труда, повышения качества образования и здравоохранения.

В настоящее время социально-ориентированная экономика в максимальной мере сложилась в Италии, Германии, Великобритании, Швеции, Бельгии и Франции. Одновременно это означает, что в этих странах реально сложились экономические, социальные и технологические условия для развития социальной экономики.

Социальная рыночная экономика — это особая форма организации бизнеса как «социального предпринимательства», то есть таких видов экономической деятельности, которые сосредоточены, в первую очередь, на решении социальных задач.

Социальная экономика является инновационным инструментом для решения тех проблем, которые сегодня находятся в преимущественной компетенции и в зоне ответственности в основ- ном государственных институтов. Здесь основной проблемой является перераспределение финансовых функций и источников. Конечно, социально-ориентированная экономика базируется на государственном секторе и «третьем секторе», которые одновременно приносят и новые вызовы, и новые возможности.

Белорусская модель социально-ориентированной рыночной экономики пока находится в процессе становления, есть некоторые проблемы, как объективные, так и субъективные. В современных реалиях и социально-рыночный опыт Швеции, и белорусская социально-рыночная модель могут послужить значительным подспорьем для поиска и формирования Россией своего, собственного, наиболее подходящего для неё пути социально-рыночного развития.

Однако, социально-ориентированная модель российской экономики должна строиться с оглядкой на национальные традиции общества, с присущей русскому народу и народам России взаимовыручкой, кооперированием, нестяжательностью. Опираться фундамент такой модели должен на существующие научно-промышленные центры и внутренние сырьевые и финансовые ресурсы. Опираясь на опыт указанных стран при построении нового общества приоритетным направлением экономической политики России должен стать ориентир на проблему человека, что подразумевает переход от бизнес-направленной и сырьевой экономики к социально-ориентированной экономике наряду с государственным регулированием рыночных отношений.

В свете проведённых исследований требуется выработка новых подходов, учитывающих баланс интересов российского общества, государства и частного бизнеса при одновременном соблюдении рыночных условий функционирования жилищной сферы, что становится возможным на принципах государственно-частного партнерства и использования зарубежного опыта построения социально-рыночной экономики в Швеции и Беларуси.

Список использованной литературы

Основные источники

.Вешкина Э.Г. От социально-ориентированной до социально-адаптированной экономики России // Бизнес в законе. 2016. №3. С.178-181.

2.Городнова Н.В., Березин А.Э., Пешкова А.А. Государственно-частное партнерство: переход к социально-ориентированной экономике. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. №3-2. С. 47-51.

.Грошева Т.А. Россия на пути к социально-ориентированной рыночной экономике // Известия Томского политехнического университета. 2015. №5. С.189-192.

.Демичева Т.Н. Концептуальные предпосылки формирования социально ориентированной экономики. // Проблемы экономики и юридической практики. 2015. № 3. С. 184-187.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.Дичковский А. А. Особенности развития белорусской модели социально ориентированной экономики // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. №15. С. 166-172.

.Завьялов В.Т. Развитие социального государства в России. // Обозреватель-Observer. 2015 г. № 7. С. 15-22.

.Исаев М.А. Механизм государственной власти в странах Скандинавии. — М.: МарТ, 2014. — 315 с.

.Кобзева Т.Я., Ястин М.Д. Современный взгляд на проблемы формирования рыночной экономики в России // Молодой ученый. 2015. №21. С. 397-402.

.Косов М.Е. Перспективы формирования социально-ориентированной рыночной экономики // Вестник Финансового университета. 2015. № 2. С.29-37.

.Макина В.А., Кузнецова И.А., Семенов С.Н. Экономические интересы и их особенности в условиях социально-ориентированной рыночной экономики // Перспективы науки. 2015. № 2 (41). С. 85-87.

.Малинин А. Социальная ориентация национальных хозяйств в условиях глобализации экономики / Минск: Право и экономика, 2012. — 334 с.

.Меллер А. Шведская система социального обеспечения / сост. А. Меллер, А.Я. Некрасов // Социальная политика Швеции. — М.: КноРус, 2015. — 88 с.

.Микульский К.И. Социально ориентированная рыночная экономика — выбор России. 2016. № 4. С. 20-22.

.Морковкин Д.Е. Актуальные вопросы кластеризации экономического пространства территорий России // О некоторых вопросах и проблемах экономики и менеджмента / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. г. Красноярск, 2015. С. 13-15.

.Мюллер-Армак А. Принципы социального рыночного хозяйства // Социальное рыночное хозяйство. Теория и этика экономического порядка в России и Германии. — СПб.: Лань, 2013. — 324 с.

.Мясникович М. В., Никитенко П. Г. К вопросу об устойчивом социально-экономическом развитии Беларуси в контексте цивилизационного процесса // Эксперт. 2015. №5. С. 14-18.

.Мясникович М. Структурные реформы и системный кризис экономики Беларуси // Наука и инновации. 2016. №2. С. 4-9.

.Нестеренко А. Социальная рыночная экономика: концептуальные основы, исторический опыт, уроки для России // Вопросы экономики. 2015. № 8. С. 73-79.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.Николаев Г.А. Социальное государство: мировой опыт и реалии России. — М.: АТиСО, 2014. — 214 с.

.Плевако Н.С. О шведском «государстве благосостояния» // Социальное государство: концепция и сущность. — М.: Издательство «ОГНИ», 2014. — 155 с. С. 95.

.Румпель Р. Социальное рыночное хозяйство. Что это такое? // Финансы. 2012. № 7. С. 11-16.

.Самойленко Г.Ю. Формирование социально-ориентированной экономики России // Экономические исследования. 2016. № 4. С. 11-17.

.Седова А. В. Социально ориентированная экономика: теория вопроса // Молодой ученый. 2014. №13. С. 166-169.

.Сорокин Д. Четвертый вектор российской экономики // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 11. С. 8-20.

.Ткачёв С. Белорусская модель социально-экономического развития // Наука и инновации. 2016. №158. С. 4-11.

.Ткачев С. П. Рынок с белорусским акцентом // ЭкономистЪ. 2016. №7. С. 3-13.

.Хациева Л.У. Проблемно-теоретические аспекты исследования социально-ориентированной экономики. // Terra Economicus. 2014. Т. 9. № 3-2. С. 27-29.

.Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков: проблемы, итоги, перспективы. — Мн.: Рада, 2013. — 144 с.

.Якутин Е.М. Проблемы функционирования социально-ориентированного сектора экономики России. // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4 (87). С. 15-18.

Интернет-ресурсы

.Путин В.В. О стратегии развития России до 2020 года (доклад).

31.Социально-экономическое положение Республики Беларусь. Выполнение важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

758

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке