Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственная дума в России: история и современность»

В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение — Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма. С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов.

Содержание

Введение

Глава 1. История становления Российского парламентаризма

.1 Зарождение Российского парламентаризма

.2 Попытки создания Российского парламента в XIX веке

.3 Российский парламентаризм в начале XX века

.4 Парламентаризм при советской власти

.5 Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

Глава 2. Государственная Дума Российской Федерации

.1 История создания и правопреемство с Думой Российской Империи

.2 Избрание и полномочия Государственной Думы

.3 Структура Государственной Думы

.4 Создание думской партии «Единая Россия»

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Заключение

Список использованной литературы

Введение

июня 2012 года Государственная Дума приняла законопроект, устанавливающий в России новый праздник — День российского парламентаризма, который отмечается 27 апреля в день открытия работы I Государственной думы Российской империи.

В 1906 г. В России было создано первое представительное учреждение — Государственная Дума. Это событие стало отправной точкой в развитии избирательного права, демократических институтов, политических партий, традиций отечественного парламентаризма. С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были, при всей их ограниченности, первые выборные народом органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю. Следующая Государственная Дума России соберется на первое заседание лишь 77 лет спустя, в 1994 г. Но нельзя сказать, что за эти 77 лет в России не существовало парламента, он был в другой форме и с другим названием, отвечающий социалистической системе управления. Так же нельзя сказать, что и до открытия I государственной думы в России не существовало тех или иных форм парламентаризма, достаточно вспомнить Новгородское вече или земские соборы Москвы. Поэтому исследование истории становления Российского парламентаризма является актуальной темой. Как же становился в России этот инструмент демократии? Каковы его пути становления? Являлся ли он опорой власти или он являлся его антагонистом? Всё это мы исследуем в нашей работе.

Объектом исследования является история развития Российского парламентаризма.

Предметом исследование является история становления Государственной думы в России.

Для достижения нашей цели мы исследуем исторические материалы, постановления и решения правительства Российской Империи и Российской Федерации, проанализируем механизмы развития событий, сделаем выводы.

Степень освещения темы в литературе. Среди работ, посвященных представительным органам власти — Земским Соборам, следует выделить труды историка, правоведа профессора И.Д. Беляева «Земские соборы на Руси. От Ивана Грозного до Екатерины Великой»[1]. 3-е изд. издательство М.: Кн. дом Либроком, 2013 — 82с. И.Д. Беляев рассматривает историю земских соборов на Руси со времени их учреждения в XVI веке в период правления Ивана Грозного до эпохи Екатерины Великой, считая последним земским собором Комиссию для сочинения проекта нового уложения, созванную в 1766 году.

В целом в России было издано множество научных и политических работ, касающихся вопросов российского парламентаризма.

Глава 1. История становления Российского парламентаризма

.1 Зарождение Российского парламентаризма

Парламентаризм в России имеет свою особенность развития, его история непроста, рождение парламентских форм в России растянулось на многие века.

К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киеве и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. По сравнению с остальными землями и княжествами большей ролью вече в политической системе отличились Новгород и Псков, где компетенция его была значительно шире, а деятельность носила более регулярный и систематически организованный характер.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В Новгородской и Псковской республиках вече принадлежала высшая законодательная и судебная власть. В распоряжении новгородского вече находились финансы и земельный фонд. Существовал определенный порядок ведения вече. Решения принимались большинством присутствовавших. Постановление вече оформлялось вечевыми грамотами. Хотя решающую роль на вече, как правило, играли представители верхов общества, тем не менее и для рядовых граждан оно являлось рычагом воздействия на политическую жизнь.

В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале он походил на «парламент чиновников» из представителей высшей администрации — руководителей приказов, церкви, столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов. В 1549 году Иван IV созвал «Собор примирения» (рассматривал проблему отмены кормлений и злоупотреблений чиновников на местах); впоследствии такие соборы стали называться Земскими.

Собор 1549 г. продолжался два дня, он был созван для решения вопросов о новом царском Судебнике и о реформах «Избранной рады». В процессе собора выступал царь, бояре, позже состоялось заседание Боярской думы, принявшей положение о неподсудности (кроме как по крупным уголовным делам) боярских детей наместникам. По мнению И.Д. Беляева, в первом Земском Соборе участвовали выборные от всех сословий. Царь испросил у бывших на соборе святителей благословение исправить Судебник «по старине»; затем объявил представителям общин, что по всему государству, по всем городам, пригородам, волостям и погостам и даже в частных владениях бояр и других землевладельцев должны быть избраны самими жителями старосты и целовальники, сотские и дворские; для всех областей будут написаны уставные грамоты, при помощи которых области могли бы управляться сами собой без государевых наместников.

В.О. Ключевский определял земские соборы как «особый тип народного представительства, отличный от западных представительных собраний». В свою очередь С.Ф. Платонов считал, что земский собор — это «совет всей земли», состоящий «из трёх необходимых частей»: 1) «освященного собора русской церкви с митрополитом, позднее с патриархом во главе»; 2) боярской думы; 3) «земских людей, представляющих собой различные группы населения и различные местности государства».

Такие собрания созывались для обсуждения важнейших вопросов внутренней и внешней политики Российского государства, также по делам, не терпящим отлагательства, например, разбирались вопросы войны и мира (о продолжении Ливонской войны), налогов и сборов, преимущественно для военных нужд. Судьбам политического устройства страны были посвящены земские соборы 1565 года, когда Иван Грозный уехал в Александровскую слободу, История земских соборов — это история внутреннего развития общества, эволюции государственного аппарата, формирования общественных отношений, изменения в сословном строе.

В XVI веке только начинается процесс формирования данного общественного института, первоначально он не был чётко структурирован, и его компетенция не была строго определена. Практика созыва, порядок формирования, состав земских соборов тоже не были регламентированы.

Петр I уже не нуждался в соборах. Прекращение деятельности земских соборов во второй половине XVII века вытекало из общего укрепления централизованного аппарата самодержавной власти, которая, опираясь на приказное управление, перестала нуждаться в постоянной деятельности обширного сословного правления.

Таким образом сложилась такая ситуация когда в государстве возникла необходимость создания выборных органов государственного управления, для того что бы создать поддержку и одобрения всеми сословиями государственных решений. С другой стороны создание данных органов власти с полномочиями выше чем совещательные шло в разрез со стремлением государственного аппарата к неограниченной власти. Данные органы государственной власти возникали, когда государству требовалась максимальная поддержка масс, и отметались как смутьянские когда в этом не было необходимости.

1.2 Попытки создания Российского парламента в XIX веке

Попытка направить страну по конституционному пути была предпринята при Александре I. По поручению Александра I Сперанский в конце 1808 — 1809 выработал проект реформ, который должен был кардинально изменить всю систему управления Россией. Согласно реформе Сперанского, в империи предполагалось ввести передовой принцип разделения властей — законодательной, исполнительной и судебной. Каждая из этих трёх ветвей получала свой высший орган: законодательная — Государственную думу, исполнительная — правительство из министров и их товарищей (заместителей), судебная — Сенат. Реформа Сперанского планировала ввести в России широкое местное самоуправление трёх ступеней: волостной, окружной (уездной) и губернской.

Местные органы Сперанский думал устроить не на узко-сословно-дворянском принципе, как при Екатерине II, а допустить к их выборам всех земельных собственников, к числу которых он относил и государственных (но не частновладельческих) крестьян. В общей массе российских крестьян государственные составляли тогда 45%, а частновладельческие — 55%. Согласно проекту Сперанского, в каждой волости (на которые делились уезды) все землевладельцы-дворяне и депутаты от государственных крестьян (один от 500 душ) составляли общее собрание — волостную думу, которая должна была избирать (на три года) волостное правление для заведования местным хозяйством. Та же волостная дума избирала и депутатов следующей представительной ступени местного самоуправления: окружной (уездной) думы. Окружная дума точно так же выбирала окружное правление и депутатов следующей местной ступени — губернской думы. Те, в свою очередь, выбирали губернское правление и депутатов в общероссийскую Государственную думу.

Таков был общий проект широкой государственной реформы Сперанского. В случае своего принятия он превратил бы Россию в конституционную монархию с определённым ограничением царской власти. 1 мая 1810 года предполагалось назначить выборы депутатов в Государственную думу, а 1 сентября — открыть её. Но эти части реформы Сперанского были отсрочены, а потом и отменены. Причиной стало упорное противодействие консервативно настроенных сановников.

При Александре II были проведены важнейшие реформы — отмена крепостной зависимости крестьян, судебная реформа. Возросло влияние Государственного совета. В последние годы жизни Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Проект конституционного акта, за разработку которого отвечал министр внутренних дел Михаил Тариэлович Лорис-Меликов, предполагал развитие местного самоуправления, привлечение представителей земств и городов (с совещательным голосом) к обсуждению общегосударственных вопросов.

Убийство царя-реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента. Активный поиск конкретных форм конституционного устройства был отложен до начала XX в.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.3 Российский парламентаризм в начале XX века

Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании начинается с революции 1905-1907 гг.

Социальные противоречия и неспособность правительства решить политические проблемы в начале ХХ века к глубокому социально-политическому кризису. Он выражался в обострении рабочего и аграрно-крестьянского вопросов, в борьбе трудящихся против самодержавно-полицейского строя, в создании политических партий, в спорах внутри правящей верхушки и колебаниях правительственного курса. Все это не могло не породить революционный взрыв.

Революция продолжалась 2,5 года (с 9 января 1905 года до 3 июня 1907 года). События 1905-1907 годов вызывали коренные изменения государственного строя, экономических и социальных отношений. Революция 1905 г. имела незавершенный характер, она не смогла разрешить все проблемы, которые ее породили. Но тем не менее она заставила власть пойти на некоторые уступки. Был несколько смягчен политический режим. Трудящиеся получили право создавать массовые самодеятельные организации: профсоюзы, культурно-просветительские общества, кооперативы, страховые организации и т.д. Подданным Российской империи были дарованы некоторые, хотя и весьма ограниченные, демократические права: неприкосновенность личности, свобода совести, слова, собраний и союзов. И, наконец, был решен вопрос о создании первого представительного в России органа власти — Государственной Думы.

апреля 1905 г. Николай был вынужден подписать рескрипт, в котором обещал привлечь избранных представителей народа «к участию в предварительной разработке и обсуждению законодательных предположений». Разработка законопроекта об учреждении Думы и положений о выборах в нее была поручена Министерству внутренних дел, которое после отставки П.Д. Святополк-Мирского возглавил А.Г. Булыгин. Даже с первого прочтения опубликованного проекта становилось понятно, что он не соответствует уровню политического ожидания общества. Дума наделялась лишь законосовещательными функциями. Подавляющее большинство населения было лишено избирательных прав. Осенние революционные события сорвали выборы в этот орган и заставили власть предложить более радикальный вариант.

октября 1905 г. Николай II подписал манифест, в котором «даровал» населению гражданские права и свободы и Думу, наделенную законодательными полномочиями. Все население страны делилось на 4 избирательные курии: землевладельческую, городскую, крестьянскую и рабочую. Выборы не были всеобщими: в них не могли участвовать женщины, военнослужащие, молодежь до 25 лет, рабочие мелких предприятий, некоторые национальные меньшинства. Не были они и равными: каждое сословие имело свои нормы представительства: один голос помещика приравнивался к 3 голосам буржуазии, 15 голосам крестьян и 45 голосам рабочих. Выборы были не прямыми: для крестьян- четырехстепенные, рабочих — трехстепенные, для буржуазии и помещиков — двухступенные. Члены Государственной думы избирались на 5 лет. Император сохранил всю полноту власти по управлению страной через ответственное только перед ним правительство, руководство внешней политикой, армией и флотом. Он мог издавать в перерывах между сессиями Думы законы и распускать Думу до истечения срока ее полномочий.

апреля 1906 г. В присутствии Николая II состоялось торжественное открытие I Государственной думы.

В Основных законах появился и новый момент, которого не было раньше. В статье 86 говорилось: «Никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы и воспринять силу закона без утверждения Государя Императора». Следующая, 97-я статья, позволяла монарху между сессиями законодательных палат издавать законы в форме «чрезвычайных указов».

Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К её компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т.д.

«С первых дней своего существования российский парламент стал выступать в качестве оппонента самодержавной власти, жестко критикуя проводимую ею политику». Попытка осуществить западный вариант разделения властей и парламентаризма в России в начале ХХ в. не увенчалась успехом. По мнению многих ученых, это объясняется, во-первых, нежеланием царизма иметь орган власти, призванный осуществлять законодательную власть, во-вторых, господством в течение многих столетий в России самодержавной власти, отсутствием реальных прав и свобод личности. Все это в совокупности и предопределило консерватизм, и медлительный характер процессов развития парламентаризма в России.

Главным в Думе стал аграрный вопрос. Обсуждалось два законопроекта: кадетов и трудовиков. И те, и другие стояли за создание «государственного земельного фонда» из казенных, монастырских, удельных и части помещичьих земель. В процессе обсуждения часть трудовиков выдвинула радикальный проект — полное уничтожение частной собственности на землю, объявление природных ресурсов и недр общенациональным достоянием.

Правительство, поддержанное всеми консервативными силами страны, отвергло все проекты. Через 72 дня после открытия Думы Николай II ее распустил, заявив, что она не успокаивает народ, а разжигает страсти. 20 февраля 1907 г. Начала работу II Государственная Дума. По своему составу она оказалась еще более левой, так как в выборах приняли участие и революционные партии — социал-демократы и эсеры. Дума отказалась обсуждать, а тем более утверждать указ Столыпина от 9 ноября 1906 г., хотя правительство уже активно претворяло его в жизнь. Депутаты занялись собственным законотворчеством. В правительстве созрело решение разогнать Думу и одновременно опубликовать новый избирательный закон, не допускающий к депутатским мандатам нежелательных для властей элементов. Это решение противоречило основным законам, гласившим, что изменить избирательный закон можно только с согласия Думы. 3 июня 1907 г. Был издан царский манифест о роспуске II Думы и об изменении Положения о выборах. Это событие вошло в историю под названием третьеиюньского государственного переворота.

Избирательный закон от 3 июня 1907 г. коренным образом перераспределял число выборщиков в пользу помещиков и буржуазии, теперь один голос помещика приравняли к 4 голосам крупной буржуазии, 65 голосам мелкой буржуазии, 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих, были ограничены права нерусских народов.Государственная Дума, депутаты которой избирались по новому закону, собралась на первое заседание 1 ноября 1907 г. Наибольшее представительство в ней имели октябристы и монархисты. Эсеры выборы бойкотировали. Тем самым правительство смогло представить аграрный законопроект на утверждение.

В 1912 г. завершила свою деятельность III Государственная дума, 15 ноября 1912 г. открылась IV Дума. По своим настроениям IV Дума была более оппозиционной. Лидер кадетов П.Н. Милюков строил планы создания в Думе «прогрессивного блока» из депутатов, приверженных умеренным реформам, для оказания давления на правительство. Началом парламентской атаки на власть стала знаменитая речь Милюкова 1 ноября 1916 г.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

декабря 1916 г. Дума была распущена и только 14 февраля 1917 г. в канун февральского отречения Николая II возобновилась ее деятельность. 25 февраля 1917 г. была вновь распущена и больше официально не собиралась, но формально и фактически существовала. IV Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства, при котором она фактически работала в форме «частных совещаний». 6 октября 1917 г. Временное правительство постановило распустить Думу в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание.

декабря 1917 г. одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия самой Государственной Думы, которая возникла как уступка власти во время революции 1905 года. То есть опять Государственная дума как демократический институт, при её развитии шла в противовес с политикой монархической государственной машины по созданию неограниченной государственной власти. Все попытки привлечь в Думу людей лояльных государству потерпела крах.

Монархия раз за разом распускала Думу в надежде на создание лояльного депутатского корпуса, но Дума всегда шла антагонистом монархической государственной власти и принимала непосредственное участие в свержении самодержавия в революции февраля 1917 года.

1.4 Парламентаризм при советской власти

После Февральской революции 1917 г. в стране стала быстро расти сеть советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 г. состоялся I съезд крестьянских советов, а в июне — рабочих и солдатских. II съезд советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к советам (в декабре крестьянские советы присоединились к рабочим и солдатским). Избранный съездом ВЦИК (Всероссийский Центральный исполнительный комитет) оказался носителем законодательных функций.Всероссийский съезд советов в январе 1918 г. принял два акта, имевших конституционное значение: «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской республики». Здесь было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

В июле 1918 г. V съезд советов принял Конституцию РСФСР. В ней устанавливалось, что именно съезд советов является «высшей властью», компетенция которой никак не ограничивается. Съезды должны были собираться не реже двух раз в год (с 1921 г. — один раз в год). В периоды между съездами их функции переходили к ВЦИКу, но и этот последний с осени 1918 г. перешел к сессионному порядку работы (а в 1919 г. вообще не собирался, т.к. все его члены были на фронте). Постоянно действующим органом оказался Президиум ВЦИК, состоявший из узкого круга лиц. Председателями ВЦИК являлись Л.Б. Каменев (несколько дней в 1917 г.) Я.М. Свердлов (до марта 1919 г.), М.И. Калинин. При ВЦИКе сложился значительный рабочий аппарат, включавший несколько отделов, различные комитеты и комиссии.

Установленная конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских — на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). К участию в выборах не допускались 7 категорий лиц: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х гг. в стране окончательно установилась однопартийная система).

РСФСР оказалась не единственной советской республикой, образовавшейся на территории бывшей Российской империи. В итоге гражданской войны советская власть победила в провозгласивших независимость Украине, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджане (три последние объединились в Закавказскую федерацию — ЗСФСР). 30 декабря 1922 г. состоялось решение об объединении республик в единое федеративное государство — СССР (решение принял I Всесоюзный съезд советов).

На II Всесоюзном съезде 31 января 1924 г. была принята первая Конституция СССР. Установленный в ней государственный механизм Союза был вполне аналогичен РСФСР. Высшим органом власти в стране провозглашался всесоюзный съезд советов (созывался один раз в год, а с 1927 г. — один раз в два года), ЦИК (двухпалатный), собиравшийся на сессии три раза в год), Президиум ЦИК (в подчинении которого находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые Президиумом.

Именно СССР стал фактическим наследником дореволюционной российской государственности. Что ж касается РСФСР, то ее правовой статус в ряде отношений был ниже, чем у других союзных республик, поскольку многие российские вопросы отошли в ведение союзных учреждений.

декабря 1936 г. VIII Всесоюзный съезд советов принял новую Конституцию СССР. Она вводила всеобщие, прямые и равные выборы при тайном голосовании. На смену съездам советов и ЦИКу пришел Верховный Совет СССР. Он также собирался на сессии два раза в год, рассматривал законопроекты и утверждал указы своего Президиума.

января 1937 г. была принята и новая Конституция РСФСР, также заменившая съезды советов на Верховный Совет республики, депутаты которого избирались на 4 года по норме 1 депутат от 150 тысяч населения.

В новой Конституции более детально были прописаны структурные, организационные, процедурные и другие вопросы формирования и деятельности Верховного Совета и его руководящих органов. В частности, впервые за годы советской власти депутаты получили право парламентской неприкосновенности, наряду с Председателем Президиума Верховного Совета был введен пост избираемого съездом Председателя Верховного Совета. Первым Председателем Верховного Совета РСФСР в 1938 г. был избран А.А. Жданов.

В октябре 1977 года внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Его характеристика содержалась в преамбуле документа. Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства — Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР.

В депутатском корпусе были равномерно представлены все категории населения: молодые и пожилые, женщины и мужчины, рабочие и колхозники, представители интеллигенции и военные, а также определённый процент беспартийных граждан.

Ядром политической системы общества называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики.

Советскому правительству которое используя опыт и ошибки создания Государственной Думы Российской Империи, когда Дума фактически шла как антагонист правительства, удалось создать парламент полностью послушный государственной власти, у которого функции свелись к чисто одобрительным решений правительства. Но это не заслуга советского правительства а её упущение. Следствием этого было, что советский парламент не пользовался уважением у массы советского народа, а должность председателя президиума верховного совета СССР стала чисто номинальной, без всякой власти и часто совмещалась с должностью генерального секретаря. С конца 1980-х годов в русле курса на перестройку и гласность, провозглашённого Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С. Горбачёвым, началась демократизация советской политической системы.

Стремясь усилить в советской политической системе элемент народовластия, и поднять престиж парламента в глазах народа реформистское крыло КПСС наделило Съезд народных депутатов СССР рядом ключевых конституционных полномочий, ранее принадлежавших Верховному Совету СССР и его Президиуму. В марте 1990 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию Конституции СССР, в которой кардинально изменилась статья шесть, которая говорила, что в общественно-политической жизни страны закреплялся отказ от монополии КПСС и признавалось наличие в СССР многопартийности.

Выборы народных депутатов РСФСР состоялись в марте 1990 г., то есть тогда, когда сама РСФСР ещё находилась в составе СССР. 12 июня 1990 года на I Съезде народных депутатов РСФСР Российская Федерация была объявлена суверенной республикой. 17 марта 1991 года в ходе референдума по вопросу о сохранении СССР был также решен вопрос о президентской форме правления в Российской Федерации. 24 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял закон «О Президенте РСФСР». III Съезд народных депутатов РСФСР назначил выборы президента на 12 июня 1991 года. В результате выборов Главой государства стал Б.Н. Ельцин.

Парламент выбранный на демократических основах как и ранее при Государственной Думе Российской Империи превратился в антагониста центральной власти СССР. Попыткам Михаила Горбачёва сохранить СССР был нанесён серьёзный удар с избранием Бориса Ельцина 29 мая 1990 года Председателем Верховного Совета РСФСР. Это избрание прошло в упорной борьбе, с третьей попытки и с перевесом в три голоса над кандидатом от консервативной части Верховного Совета Иваном Полозковым. Россия также входила в СССР как одна из союзных республик, представлявшая подавляющее большинство населения СССР, его территории, экономического и военного потенциала. Центральные органы РСФСР также находились в Москве, как и общесоюзные, однако традиционно воспринимались как второстепенные по сравнению с органами власти СССР.

С избранием Ельцина главой этих органов власти, РСФСР взяла курс на провозглашение суверенитета в составе СССР, и на признание суверенитета остальных союзных и собственных автономных республик. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете, установив приоритет российских законов над союзными. С этого момента общесоюзные органы власти начали терять контроль над страной; «парад суверенитетов» усилился. 12 января 1991 года Ельцин подписал договор с Эстонией об основах межгосударственных отношений, в котором РСФСР и Эстония признали друг друга суверенными государствами.

На посту Председателя Верховного Совета Ельцин смог добиться учреждения поста Президента РСФСР и 12 июня 1991 года выиграл всенародные выборы на эту должность. 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством спикера парламента Р.И. Хасбулатова ратифицировал Беловежское соглашение, а также принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд юристов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1924 году с принятием первой конституции СССР).

1.5 Разгон Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации

С образованием суверенной Российской Федерации, Российский парламент выбранный на демократической основе превратился в антагониста государственного аппарата во главе с Б.Н Ельциным, который стремился к привлечению максимальных властных полномочий для себя. Таким образом, сложилась президентско-парламентская республика. Между двумя ветвями власти назревал конфликт. Речь шла о выборе конкретной формы государственности: президентской республики, парламентской республики или смешанной, президентской республики.

События начались 21 сентября 1993г с издания президентом Б.Н. Ельциным указа № 1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, чем, согласно заключению Конституционного суда, была нарушена действовавшая тогда Конституция. Собравшийся в тот же день Президиум Верховного Совета, сославшись на статью 121.6 конституции, обьвил о прекращении полномочий президента Ельцина с момента издания указа 1400 и призвал не исполнять его. 24 сентября X Съезд народных депутатов, созванный противниками Бориса Ельцина, также заявил о прекращении полномочий президента с момента издания указа № 1400 и оценил его действия как государственный переворот. Однако, Борис Ельцин де-факто продолжал осуществлять полномочия президента России. 4 октября Съезд и Верховный Совет были разогнаны с применением оружия и бронетехники.

Так в истории России завершилась эпоха Съездов народных депутатов и Верховных Советов.

Какие мы можем сделать выводы по первой главе? Государственная власть стремилась для создания легитимности своих действий заручится поддержкой народа через народных представителей. Но в тоже время и стремилась не утратить даже части своей власти. Поэтому парламент при его избрании становился антагонистом власти и распускался. Все механизмы введения в парламент только людей определённой категории (или сословия) не давал результатов, парламент работал но он терял доверие основных масс народа. Государство стремясь изменить ситуацию разрешала более свободные выборы, но парламент вскоре становился антагонистом власти. Механизма создания парламента единого с государственной властью и пользующегося полной поддержкой основной массы населения выработано не было.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Глава 2. Государственная Дума Российской Федерации

.1 История создания и правопреемство с Думой Российской Империи

Идея создания в России полноценного профессионального законодательного собрания появилась в конце 1980-х годов. В ряде проектов предполагалось назвать новый российский парламент Государственной думой по аналогии с представительским органом 1906-1917 годов. Однако против таких проектов решительно выступали Съезд народных депутатов и Верховный совет Российской Федерации. Лишь осенью 1993 года президент России, силовым путем прекратив деятельность Верховного совета и Съезда народных депутатов, вынес на референдум проект новой конституции.

Согласно новой конституции в России устанавливалась смешанная республика с двухпалатным парламентом и сильной президентской властью. Борис Ельцин, вплоть до вступления в должность президента на второй срок 9 августа 1996 года по результатам выборов, де-факто осуществлял полномочия президента России. Согласно проекту парламентом России становилось Федеральное собрание, состоящее из двух палат — Совета Федерации и Государственной думы. Одновременно были назначены выборы Совета Федерации и Государственной думы первого созыва. В России была ликвидирована вся структура Советской власти, существовавшей с 1917 года, «двоевластие», выражавшееся в конфронтации президента, с одной стороны и вице-президента и законодателей, с другой, закончилось.

На переходный период в России установился авторитарный режим Б.Н. Ельцина. Деятельность Конституционного суда была приостановлена. Был ликвидирован пост вице-президента. Ельцин своими указами отменял нормы действующей Конституции, законодательства. 12 декабря 1993 года впервые были проведены выборы в неконституционное на тот момент (только лишь через 13 дней после выборов вступила в действие нынешняя конституция, предусматривающая этот орган власти) Федеральное собрание Российской Федерации (первые и единственные выборы обеих палат Собрания, так как в дальнейшем выборы проводились только в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации — нижнюю палату).

От участия в выборах были отстранены партии и организации, члены которых принимали участие в столкновениях на стороне Верховного Совета, как участники «вооружённого мятежа». Руководители и многие участники защиты Белого дома и штурмов мэрии и Останкино были арестованы и амнистированы уже после выборов нового парламента. Этими действиями руководство России стремилась избежать ошибки Думы Российской Империи которая после выборов становилась антагонистом правительства.

Результат выборов шокировал сторонников Бориса Ельцина: блок «Выбор России», поддерживавший курс Ельцина и возглавляемый Егором Гайдаром набрала лишь 15,5 % голосов, получив в совокупности всего 64 места в новом парламенте. На первое место по партийным спискам неожиданно вышла ЛДПР во главе с Владимиром Жириновским, построившая предвыборную кампанию на популистских и националистических лозунгах — 23 % голосов (59 мест в парламенте). КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым заняла третье место (12 %, 32 депутата).

Думу первого созыва называли также Пятой Государственной думой (учитывая первые четыре, существовавшие в 1906-1917). Это название даже использовалось в официальных думских изданиях. Соответственно, Думу второго созыва называли Шестой Государственной думой, думу третьего созыва — Седьмой Государственной думой, но уже строго неофициально, а затем такая нумерация вышла из употребления.

.2 Избрание и полномочия Государственной Думы

Государственная дума состоит из 450 депутатов, ровно половина из которых избирается напрямую и в один тур по результатам голосования в одномандатных округах. Вторая половина формируется политическими партиями России, преодолевшими 5-процентный барьер по результатам голосования за списки партий. Именно такая схема действовала на выборах в российский парламент в 1993-2003 годах и будет действовать снова, начиная с 2016 года.

В 2007 и 2011 годах все 450 депутатов госдумы определялись по результатам голосования за партийные списки, а проходной барьер равнялся 7 %. Но на выборах 2011 года партии, набравшие менее 7 %, но более 6 %, а также менее 6, но более 5 получили бы по 2 и 1 мандату соответственно (но по результатам выборов таких партий не было). Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции Российской Федерации).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на два года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции). По Конституции Дума утверждает Председателя Правительства, утверждает федеральный бюджет, но главным в ее деятельности является разработка законодательства, внесение и рассмотрение законопроектов.

С 1993 Государственная дума избиралась по несвязанной смешанной мажоритарно-пропорциональной системе. 225 депутатов избирались по одномандатным мажоритарным округам в одном туре голосования относительным большинством голосов. Другие 225 депутатов — в общефедеральном округе по пропорциональной системе с 5% барьером. Несвязанной эта система называлась потому, что количество кандидатов выдвинутых той или иной партией в округах и одержавших победу, не сказывалось на числе мест, полученных данной партией по пропорциональной системе.

В декабре 1997 президент Б.Н. Ельцин предложил отменить выборы по пропорциональной системе и всех 450 депутатов Государственной думы избирать по мажоритарной системе в два тура. Главными сторонниками этого проекта были депутаты, представлявшие региональные политические элиты. Но большинство фракций и групп высказались против этого проекта и он не был принят. В 2004 году президент В.В. Путин вновь предложил изменить закон о выборах депутатов Государственной думы — избирать депутатов только по пропорциональной системе, подняв барьер прохождения в думу до 7%. Это предложение, которое усиливало роль крупных политических партий, было принято Государственной думой и в 2007 году выборы прошли только про пропорциональной системе.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В конце 2008 года президент Российской Федерации Д.А. Медведев предложил внести изменения в Конституцию, касающиеся увеличения сроков полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также усиления контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации. В течение ноября-декабря 2008 года данные изменения были приняты, увеличив срок полномочий депутатов Государственной думы с четырех до пяти лет. Это первые существенные поправки к действующей российской Конституции за её пятнадцатилетнюю с небольшим историю.

.3 Структура Государственной Думы

парламент дума избирательный власть

Структура Государственной думы включает руководство (председатель Государственной думы и его заместители), депутатские объединения (фракции и депутатские группы), также комитеты и комиссии. Председатель Государственной думы избирается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной думы при тайном голосовании на весь срок полномочий данного созыва. Председатель Государственной думы ведет заседания палаты, ведает вопросами внутреннего распорядка, организует работу Совета Государственной думы, осуществляет общее руководство деятельностью аппарата думы, назначает и увольняет руководителей аппарата, представляет думу во взаимоотношениях с президентом, правительством, Советом федерации, подписывает постановления Государственной думы. Число заместителей председателя определяется решением Государственной думы. Заместители председателя думы избираются большинством голосов от общего числа депутатов. Они замещают председателя во время его отсутствия, по поручению председателя ведут заседания палаты, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной думы.

Из числа депутатов формируются комитеты и комиссии Государственной думы. Думские комитеты готовят законопроекты к рассмотрению Государственной думой; заключения по законопроектам, поступившим на рассмотрение Государственной думы; запросы в Конституционный суд; организуют проводимые Государственной думой парламентские слушания; дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета. В комитетах обязаны состоять все депутаты, кроме председателя Думы, его заместителей, руководителей депутатских фракций и групп. Государственная дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов. Традиционно наиболее многочисленным является комитет по бюджету, наименьшая численность депутатов отмечена в комитетах, созданных по требованиям конкретных фракций и групп (комитет по геополитике в Государственной думе первого и второго созывов, созданный по инициативе ЛДПР, комитет по делам ветеранов, созданный по инициативе КПРФ).

Для предварительного рассмотрения организационных вопросов деятельности думы создан Совет Государственной думы. В состав Совета Государственной думы с правом решающего голоса входят председатель думы и руководители депутатских объединений. Совет Государственной думы формирует программу законопроектной работы на текущую сессию; готовит проект порядка работы Государственной думы на очередное заседание; созывает в соответствии с законом внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения; назначает соответствующий комитет Государственной думы ответственным за подготовку законопроекта, определяет срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту; принимает решение о проведении парламентских слушаний. Государственная дума вправе отменить решение Совета Государственной думы. Депутаты, прошедшие в Государственную думу по списку одной политической партии, составляют одну фракцию. Фракция избирает из своего состава руководителя фракции и его заместителей. В составе фракции численностью более ста депутатов Государственной думы могут создаваться внутрифракционные группы. Численность внутрифракционной группы не может составлять менее 50 депутатов. Руководителем внутрифракционной группы является заместитель руководителя фракции. Депутат Государственной думы вправе состоять только в одной фракции. В случае выхода депутата из состава фракции его полномочия прекращаются.

По предложению фракций избираются председатели и заместители председателей комитетов Государственной думы. Руководители фракций имеют преимущественное право на получении слова для выступлений, а также право на собственный, оплачиваемый из государственного бюджета, аппарат, численность работников которого связана с численностью депутатов во фракции.

.4 Создание думской партии «Единая Россия»

Партией власти «Единая Россия» стала далеко не сразу. В 2001 году из двух центристский партий «Единство» (лидер Сергей Шойгу, глава МЧС России) и «Отечество» (лидер Юрий Лужков, в те времена работавший мэром Москвы) была сформирована Общероссийская общественная организация «Союз «Единство и Отечество». На третьем съезде этой организации в 2001 году было решено переименовать Общероссийскую общественной организации «Союз «Единство и Отечество» во Всероссийскую партию «Единство и Отечество» — «Единая Россия».

В декабре 2003 года на четвертом съезде партии было решено поддержать кандидатуру Владимира Путина на президентских выборах-2004. Тогда же решили переименовать партию в «Единую Россию». По итогам парламентских выборов в 2003году «Единая Россия». сформировала в Государственной Думе РФ самую большую фракцию. Звездным часом партии стал восьмой съезд, в ходе которого президент РФ Владимир Путин согласился возглавить общефедеральную часть федерального списка кандидатов «Единой России» на парламентских выборах-2007. С того момента партии сопутствует успех. И выборы фактически сводятся к голосованию о доверии Владимиру Путину. По итогам парламентских выборов в 2007году «Единая Россия». получила конституционное большинство в нижней палате парламента. 24 сентября 2011 года кандидатом на президентский пост от «Единой России», стал Владимир Путин.

Какие же мы можем сделать выводы по функционированию Государственной Думы Российской Федерации. Для того что бы парламент работал, выбирался на демократических основах, и пользовался поддержкой основной массы населения и не превращался в антагониста центральной власти. Российские президенты Б. Ельцин, Д. Медведев и В. Путин постоянно искали механизмы лучшего функционирования думы. Меняли правила избрания, продлевали полномочия, создавали процентные барьеры и их убирали. Стремились к созданию партийного большинства (партии власти) в парламенте. Данные механизмы дали результаты, в России действует парламент, который выбирается на демократической основе, поддерживает действие правительства, и пользуется поддержкой основной массы населения.

Заключение

Работа имеет несомненное теоретическое и практическое значение. В ней детально и глубоко рассмотрены исторические этапы становления и развития российского парламентаризма. Кроме того проанализированы полномочия, деятельность, структура, порядок формирования и место в механизме государства высших представительных и законодательных органов России на различных этапах её истории.

Значительная часть работы посвящена Государственной Думе (первого парламента) России, учрежденной актами императора 1905-1907 гг., высшим представительным органов власти советского типа — Съездов Советов и Верховных Советов 1917-1987 гг., времени реформ (1988 г. — до 21 сентября 1993 г.), Российскому парламенту, смоделированному Конституцией РФ 1993 г., его полномочиям, деятельности, задачам, стоящим перед ним, формированию его палат.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

В работе рассмотрена эволюция в сфере конституционного и законодательного регулирования, касающаяся движения России к парламентскому праву и демократическим свободным выборам.

В России, как ни в одном другом государстве, за относительно короткий отрезок времени парламентаризму было суждено пройти столь неоднозначный, противоречивый путь становления и развития.

Данная проблема весьма актуальна и для современной России. На сегодняшний день имеется довольно значительное количество научных работ, так или иначе затрагивающих становление и развитие российского парламентаризма. Однако в основном в них рассматриваются либо его отдельные исторические периоды, либо какие-то его отдельные аспекты, что затрудняет видение общих исторических тенденций и обусловленных ими особенностей российского парламентаризма.

А ведь только опираясь на исторический опыт и историческую преемственность, можно дать объективную оценку сегодняшнему уровню развития современного российского парламентаризма и адекватно определить основные вехи деятельности, направленной на то, чтобы законодательные (представительные) органы государства заняли достойное место в структуре государственной власти России. Ведь именно форма представительства по парламентскому типу способна обеспечить подлинное народовластие. Сегодня можно с уверенностью говорить о прочном укоренении парламента как института самоорганизации нашего общества. Этим мы обязаны предшественникам нашего парламентаризма включая и первую Государственную Думу. Все это и определяет актуальность нашей работы ее теоретическое и практическое значение.

В работе проанализирован большой объема материалов, нормативно-правовых актов, литературы по становлению и развитию российского парламентаризма, его месту, роли и значимости в системе органов государственной власти, начиная с X века до настоящего времени. Также представлены данные, характеризующие практическую деятельность представительных органов власти на различных исторических этапах. Глубокий и всесторонний анализ большого количества разнообразных материалов делает выводы вполне убедительными и обосновывает значимостью парламентаризма как особого типа государственного устройства верховной власти, в которой существенная роль принадлежит народному представительству (парламенту) в системе органов государственной власти, так как фундаментом современного парламентаризма служит признание многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации.

Существование современного демократического государства немыслимо без парламента, являющегося высшим представительным и законодательным органом в государстве. Он призван выражать волю народа, регулировать важнейшие общественные отношения, главным образом путем принятия законов, осуществлять контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

Это предполагает, что законы, как нормативно-правовые акты, обладающие высшей юридической силой, принимаются народными представителями, и таким образом обеспечивается реализация обще социальных интересов.

Парламент — это обобщенное название учреждения, занимающего верховное место в государственной структуре. И Российский парламент должен работать на благо России.

Список использованной литературы

. Конституция Российской Федерации от 13.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) //Российская газета, № 7, 21.01.2009.

. Федеральный закон Российской Федерации от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 03.12.2012 № 238-ФЗ) // Российская газета, № 88, 12.05.1994.

. Федеральный закон Российской Федерации от 03.12.2012 № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации федерального Собрания Российской Федерации» принят Государственной Думой 20.11.2012, одобрен Советом Федерации 28.11.2012 (в ред. от 02.04.2013 № 30-ФЗ)//Российская газета», № 283, 07.12.2012.

. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД «О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в ред. от 22.03.2013 № 1963-6 ГД) // Российская газета, N 37, 25.02.1998.

. Постановление Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации от 30.01.2002 № 33-СД «О регламенте Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» (в ред. от 17.04.2013 № 110-СФ) // «Собрание законодательства РФ», 18.02.2002, N 7, ст. 635,

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

. Беляев И.Д. «Земские соборы на Руси. От Ивана Грозного до Екатерины Великой». 3-е изд. издательство М.: Кн. дом Либроком, 2013 — 82 с.

. Жукова Л.В. История России с древнейших времен до настоящего времени: пособие для школьников и абитуриентов / Л.В. Жукова. — 6-е изд., стереотип. — М.: Издательство «Экзамен», 2011. — 527с.

. Захаревич А.В. История отечества: Учебник.- М.: Издательство — торговая корпорация «Дашков и Ко,2014.- 756с.

. Исаев И.А. История государства и права России: учебник. М.: Изд-во Проспект, 2009. — 787 с.

. Карамзин Н.М. История государства Российского.- М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 1024с., илл.

. Лукоянов И.В. У истоков российского парламентаризма / [Лукоянов]. — СПб. : Лики России, 2003. — 413.

. Романов Р.М. Истоки парламентаризма. От законодательных органов древности до наших дней. — М.: Современная экономика и право, 2006- 296с.

. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / Составитель Ю.П. Титов. — 2-е изд. Перераб. и доп. М.: Проспект, 2008.- 464с.

14. Усанов В.Е. Становление и развитие парламентаризма в России: историко-правовое и критическое исследование. М.: ЭЛИТ, 2008. 896с.

. Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI — XVII вв., М.: Наука, 1978. 761с.

. Шеховцов В.А. Развитие парламентаризма в России: В 2 кн./ В.А. Шеховцов. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. 425с.

17. Федоров В.А. Мемуары декабристов. Северное общество / сост., ред., вступ. ст. В.А. Федоров. — М. : Изд-во МГУ, 1981. — 400 с.

18. Баранова Н.П., Романов Р.М. Парламентаризм в России: история и современность. — М.: Современная экономика и право, 2009. — 392 с.

19. Иерусалимский, Ю.Ю. Первая российская революция 1905 — 1907 годов: учеб. пособие / В.М. Марасанова, Яросл. гос. ун-т, Ю.Ю. Иерусалимский.- Ярославль: ЯрГУ, 2006.- 128с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

. Нечаев В.Д., А.В. Филиппов Вся политика. Хрестоматия / сост.: В.Д. Нечаев, A В Филиппов. — М.: Издательство »Европа», 2006,- 440с.

. Порох И.В., Федоров В.А. Мемуары декабристов: Южное общество: Собр. текстов / Ред. И.В. Порох, Ред. В.А. Федоров. — М. : Изд-во МГУ, 1982. — 352 с.

. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А; под ред. А.Н. Сахарова. История России с древнейших времен до наших дней: учебник — М.: Проспект, 2009. — 768 с.

Издания с 4 авторами

24. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. Истории России с древнейших времен до наших дней. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2002. — 520 с.

. Киселева А.Ф., Щагина. Новейшая история Отечества: XX век: Учеб. Для студентов высш. Учеб. Заведений: В 2 т. — 2-е изд., испр. И доп.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — Т. 1. — 496 с.

. Коркунов Н.М. Русское государственное право, Том I. Введение и общая часть. Издание шестое, под редакцией и с дополнениями М.Б. Горенберга. С.-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. Вас.остр., 5 л., 28, 1909. — 623 с.

. Коркунов Н.М. Русское государственное право, Том II. Часть особенная. Издание шестое, под редакцией и с дополнениями М.Б. Горенберга. С.-Петербург. Типография М.М. Стасюлевича. Вас.остр., 5 л., 28, 1909. — 739 с.

. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.1/ А-М. Нац. Обществ.-науч. Фонд. Рук. Проекта Г.Ю. Семичин; Науч.- ред. совет: пред. Совета Г.Ю. Семичин.- М.: «Мысль», 1999.- 750 с.

. Политическая энциклопедия. В 2 т. Т.2/ Н-Я. Нац. Обществ.-науч. Фонд. Рук. Проекта Г.Ю. Семичин; Науч.- ред. совет: пред. Совета Г.Ю. Семичин.- М.: «Мысль», 1999.- 701 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2004

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке