Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственное регулирование бюджетных отношений»

Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок». В таком мешке в английском парламенте вносились акты, касающиеся государственной росписи. Если не предварительные росписи, то финансовые счета существовали в Англии уже в первые годы нормандского владычества.

Введение

Бюджет — нормандское слово (bougette), возможно происходящее от латинского bulga, которое буквально означает «кожаный мешок». В таком мешке в английском парламенте вносились акты, касающиеся государственной росписи. Если не предварительные росписи, то финансовые счета существовали в Англии уже в первые годы нормандского владычества. Во всяком случае в подписанной в 1215 г. Великой хартии вольностей уже предусматривалось, что король без согласия парламента не может налагать подати, т. е. ограничивалась возможность установления им дополнительных источников бюджетных доходов.

В России некое подобие росписей также существовало достаточно давно. О них имеются упоминания уже в первые годы правления дома Романовых. Так, в одной из грамот, датированной 1623 г., говорится о присылке сметы, «чтобы затем наша годовая большая смета и приходная и окладная книга не стала».

Краткий исторический экскурс позволяет сделать вывод о том, что за названные периоды Россией проделан путь от двухуровневой бюджетной системы унитарного государства до трехуровневой бюджетной системы, основывающейся на федеративном устройстве.

В ходе исторического развития значительно различались состав доходов, а также значимость тех или иных источников доходов для бюджета. В значительной степени это определялось существовавшим в тот или иной период экономическим укладом. В Российской Империи наибольшие доходы в бюджет поступали от правительственных регалий, казенного имущества и капиталов, а также косвенных налогов. В РФ основными источниками дохода для государственного бюджета являлись отчисления от общественного хозяйства и привлеченные средства населения, которые поступали через систему налогообложения и размещение займов. В Российской Федерации фактически образующими доходную часть бюджета становятся налоговые доходы.

Различались и приоритеты в расходовании бюджетных средств. В дореволюционной России наибольшая доля расходов приходилась на казенные операции и управление. Основными статьями расходов советского бюджета были расходы на народное хозяйство и социально-культурные мероприятия. Примерно такая же структура расходов сохранялась и в первых бюджетах Российской Федерации. Однако во все времена значительная доля бюджетных средств расходовалась на платежи по займам и на оборону.

На протяжении двух обозначенных исторических периодов в России действовала казначейская система исполнения бюджета. Контроль за исполнением бюджетов осуществлялся различными государственными органами: Счетным приказом, Государственным контролем, контрольно-ревизионными, финансовыми органами, контрольными группами при комиссиях Советов народных депутатов.

Ввиду всего вышесказанного, просматривается актуальность выбранной темы для написания курсовой работы.

Объект исследования — бюджетное право РФ.

В ходе написания курсовой работы мы изучим:

. Понятие бюджетного права. Его основные функции

. Рассмотрим основополагающие бюджетного права и межбюджетных отношений

. Дадим характеристику функционала и места бюджетного права и его принципиальные особенности

В написании работы были использованы научные источники и источники учебно-ознакомительной литературы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1.Теоретические аспекты изучения бюджетного права в РФ

.1 Бюджетное устройство РФ. Организационные и функциональные принципы бюджетной системы

Бюджетное устройство определяет организацию бюджетной системы, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, их состав и структуру, процедурные вопросы формирования и использования бюджетных средств. Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

Бюджетная система — это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами бюджетного права совокупность бюджетов. Она является важнейшей составной частью финансовой системы государства.

Современная структура бюджетной системы отражает государственное устройство Российской Федерации. В ее основе лежит бюджетный федерализм, предполагающий разграничение предметов ведения и полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований в бюджетной сфере. Бюджетная система России включает три уровня. Первый уровень бюджетной системы состоит из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Второй уровень бюджетной системы представлен бюджетами субъектов Федерации и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, а третий — местными бюджетами.

Эти уровни бюджетной системы соответственно состоят из 21 республиканского бюджета республик в составе Российской Федерации, 55 краевых и областных бюджетов, бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, 1 областного бюджета автономной области, 10 окружных бюджетов автономных округов и около 29 тыс. местных (районных, городских, поселковых и сельских) бюджетов.

С материальной точки зрения бюджет можно рассматривать как фонд денежных средств, находящихся в распоряжении государства или муниципального образования. В этом случае необходимо установить соотношение бюджета и государственной (муниципальной) казны.

Согласно ст. 214 и 215 ГК РФ государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области автономного округа составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями. Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Бюджет может рассматриваться и как годовой финансовый план государства или муниципального образования, принятый представительными органами власти в форме нормативного правового акта. Такой план составляется на один финансовый год, соответствующий календарному году, т. е. действует с 1 января по 31 декабря.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, а бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов — в форме законов субъектов Федерации. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Согласно ст. 6 БК РФ бюджет — форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В зависимости от того, чьи задачи и функции обеспечиваются, выделяются федеральный бюджет, региональные бюджеты (бюджеты субъектов Федерации) и бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты) .

Федеральный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения платежеспособности Российской Федерации. Он определяет финансирование государства, без которого невозможны его нормальное функционирование и развитие.

Бюджет субъекта Федерации (региональный бюджет) также представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций субъектов Федерации, отнесенных к предметам их ведения (ст. 15 БК РФ).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для финансирования административно-территориальных образований (ст. 14 БК РФ).

Бюджет субъекта Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, действующих на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации, а федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов Федерации в свою очередь составляют консолидированный бюджет Российской Федерации. По сути, консолидированный бюджет страны — это свод бюджетов всех уровней.

Государственные внебюджетные фонды, как уже отмечалось, входят в бюджетную систему, хотя и представляют собой фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Эти фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь.

Государственные внебюджетные фонды следует отличать от целевых бюджетных фондов. Последние также представляют фонды денежных средств, однако образуются в составе бюджетов за счет доходов целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений. Средства целевых бюджетных фондов используются по отдельной смете с соблюдением их целевого назначения.

Организационные и функциональные принципы бюджетной системы.

Устройство бюджетной системы осуществляется на основе руководящих идей, которые иначе можно определить как ее организационные и функциональные принципы. В качестве таковых в ст. 28, 216 БК РФ определены:

— единство бюджетной системы;

— разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

— самостоятельность бюджетов;

— полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— сбалансированность бюджета;

— общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

— эффективность и экономность использования бюджетных средств;

— единство кассы;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— гласность;

— достоверность бюджета;

-целевой характер бюджетных средств.

Принцип единства бюджетной системы проявляется в единстве правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также в едином порядке финансирования расходов бюджетов всех уровней и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законодательных (представительных) органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс. На самостоятельность указывает и наличие у них собственных источников доходов, полномочий по формированию доходов, и законодательно закрепленных регулирующих доходов, а также принадлежащее им право определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Органы государственной власти и органы местного самоуправления самостоятельны и в определении направлений расходования средств соответствующих бюджетов. Кроме того, бюджетное законодательство не допускает изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов, а также компенсации за счет бюджетов других уровней.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все названные доходы и расходы, определенные налоговым и бюджетным законодательством, законами о государственных внебюджетных фондах, подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Кроме того, должны быть полностью учтены также предоставленные налогоплательщикам налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей.

Принцип сбалансированности бюджета заключается в том, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. С принципом сбалансированности согласуется также принцип общего (совокупного) покрытия расходов. Этот принцип означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению федерального бюджета, осуществляемых за пределами Российской Федерации. Бюджеты всех уровней бюджетной системы исполняются на основе этого принципа.

Обязательное опубликование утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений относительно решений законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления составляют принцип гласности. Исключение составляют секретные статьи, которые могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Этот же принцип охватывает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.

Принцип достоверности бюджета предполагает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов того или иного бюджета.

Принцип целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства.

Помимо этих общих принципов выделяются также идеи, на основе которых строятся взаимоотношения бюджетов различных уровней бюджетной системы (межбюджетные отношения). В соответствии со ст. 129 БК РФ межбюджетные отношения основываются на принципах’.

— равенства всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным равенства всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации;

— равенства бюджетных прав субъектов Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

— разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы;

— распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы;

— выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации, муниципальных образований.

1.2 Понятие межбюджетных отношений

Взаимосвязи бюджетов различных уровней осуществляются через межбюджетные отношения, которые складываются между органами государственной власти и органами местного самоуправления, прежде всего по поводу перераспределения между бюджетами различных уровней доходов и расходов и выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности.

Основополагающим для межбюджетных отношений является принцип равенства всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Федерации.

В первую очередь названный принцип предполагает установление единых для всех субъектов Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в их бюджеты и единого порядка уплаты федеральных налогов и сборов. Нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и минимальной бюджетной обеспеченности, являющиеся основой для расчета финансовой помощи субъектам Федерации из федерального бюджета, определяются на основе единой методики с учетом их социально-экономических, географических, климатических и иных особенностей и согласовываются при принятии закона о бюджете на очередной финансовый год.

Межбюджетные отношения зачастую складываются по поводу финансовой помощи. Оказание финансовой помощи из бюджета одного уровня в бюджет другого вполне согласуется с принципом равенства всех бюджетов, так как позволяет выравнивать уровни минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации и муниципальных образований, финансировать отдельные целевые расходы и покрывать временные кассовые разрывы. Такая помощь осуществляется в различных формах. Например, финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Федерации может быть предоставлена в форме:

. дотаций на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Федерации;

2. субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Финансовая помощь оказывается при соблюдении определенных условий. В частности, финансовая помощь на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности бюджету субъекта Федерации предоставляется только при условии подписания последним соглашения об исполнении бюджета субъекта через Федеральное казначейство РФ. При этом субъект Федерации, получающий финансовую помощь из федерального бюджета, не имеет права:

1. ставить государственных служащих, финансируемых за счет средств регионального бюджета, в лучшие условия (оплата труда, командировочные и прочие расходы) по сравнению с государственными служащими федеральных учреждений (с учетом региональных коэффициентов заработной платы);

2. предоставлять бюджетные кредиты юридическим лицам в размере, превышающем 3 % расходов бюджета субъекта Федерации;

3. предоставлять государственные гарантии в размере, превышающем 5 % расходов бюджета субъекта Федерации.

Муниципальное образование, получающее финансовую помощь из бюджета субъекта Федерации, должно выполнять аналогичные условия (ст. 134 БК РФ).

Предоставление финансовой помощи из федерального бюджета на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности осуществляется с учетом нормативов финансовых затрат на предоставление государственных услуг, обеспечивающих минимальные государственные социальные стандарты. Перечень, виды и количественные значения таких стандартов устанавливаются федеральным законом и определяются возможностями консолидированного бюджета Российской Федерации, а нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг и нормативы минимальной бюджетной обеспеченности — Правительством РФ. Все бюджеты составляются и исполняются на основе принципа приоритетного финансирования расходов, связанных с обеспечением минимальных государственных социальных стандартов, при безусловном исполнении долговых обязательств. До тех пор пока не обеспечено финансирование названных стандартов на уровне минимальной бюджетной обеспеченности, в проект бюджета не могут быть включены расходы (при исполнении бюджета-не могут финансироваться расходы), не связанные с их достижением, либо расходы, обеспечивающие финансирование отдельных государственных социальных стандартов выше минимального уровня при недофинансировании других.

Финансовая помощь предоставляется и для финансирования отдельных целевых расходов. Так, субвенции бюджетам субъектов Федерации предоставляются на финансирование расходов, имеющих целевой характер, а именно:

1) расходов по федеральным целевым программам;

2) капитальных расходов;

3) расходов, передаваемых из бюджетов других уровней бюджетной системы;

4) иных целевых расходов.

Порядок предоставления и расчет субвенций определяются специальным федеральным законом либо федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Федеральным законом о федеральном бюджете может быть предусмотрена также финансовая помощь местным бюджетам на финансирование целевых расходов, предусмотренных федеральными целевыми программами либо федеральными законами.

Наконец, финансовая помощь предоставляется также на финансирование кассовых разрывов. Субъектам Федерации предоставлено право привлекать целевые бюджетные ссуды на финансирование кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до 6 месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления указанных ссуд, условия оплаты и возврата целевых бюджетных ссуд определяются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. В тех случаях, когда предоставленная бюджетная ссуда не погашена до конца финансового года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой из федерального бюджета в очередном финансовом году. Если бюджет субъекта Федерации не получает финансовой помощи из федерального бюджета в очередном финансовом году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет. Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ в соответствии с БК РФ и федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Взаимоотношения бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов также включают оказание финансовой помощи. Такая помощь может быть осуществлена в форме предоставления:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

1. бюджетных средств из фондов финансовой поддержки муниципальных образований, образуемых в бюджетах субъектов Федерации;

2. бюджетных средств на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности муниципальных образований с целью обеспечения финансирования минимальных государственных социальных стандартов, ответственность за финансирование которых возложена на органы местного самоуправления;

3. субвенций на финансирование отдельных целевых расходов;

. бюджетных ссуд из бюджета субъекта Федерации на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении местного бюджета;

5. иной предусмотренной бюджетным законодательством субъекта Федерации помощи.

Порядок предоставления и расчет финансовой помощи местным бюджетам, а также предоставления им бюджетных ссуд определяются соответствующими законами и иными нормативно-правовыми актами субъекта Федерации.

В постановлении Правительства РФ от 30 июля 1998 г. № 862 «О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг.» определены на ближайшую перспективу основные цели, задачи и направления реформирования межбюджетных отношений. Эта реформа должна обеспечить:

— повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы;

— выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;

— создание условий для повышения эффективности социально-экономического развития регионов.

В этих целях предусматривается разрешение следующих задач:

— повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;

— сокращение дотационности и количества дотационных территорий;

— минимизация встречных финансовых потоков;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

— обусловленность выделения средств повышением контроля и ответственности за их использование регионами;

— обеспечение дополнительной финансовой поддержки высокодотационных территорий;

— создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;

— использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации для реализации отдельных программ и проектов;

— повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;

— обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления;

— обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.

В качестве основных направлений реформирования межбюджетных отношений определены:

— разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней;

— разграничение доходных источников между уровнями бюджетной системы;

— финансовая и инвестиционная поддержка регионов;

— оздоровление региональных и муниципальных финансов;

— развитие региональных финансов;

— ответственность участников межбюджетных отношений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Оздоровление региональных и муниципальных финансов в первую очередь должно достигаться посредством повышения заинтересованности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в наращивании собственных доходов, рационализации бюджетных расходов, сокращении зависимости от финансовой помощи.

бюджетный система право организационный

Глава 2. Бюджетное право, как часть системы государственного регулирования

.1 Система и источники бюджетного права

Все нормы бюджетного права могут быть поделены на общие нормы и особенные.

Соответственно, общая и особенная части составляют систему бюджетного права. Нормы общей части определяют устройство бюджетной системы, ее организационные и функциональные принципы, структуру бюджетов, важнейшие права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений. Они конкретизируются в нормах особенной части, которые детально регламентируют процедуры составления и представления проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, осуществления контроля за их исполнением.

В настоящее время в системе бюджетного права объективно сложились обособленные совокупности взаимосвязанных юридических норм, регулирующих относительно небольшие группы видовых, «родственных» отношений. Они составляют институты бюджетного права. Наиболее обособленными являются процессуальные нормы, образующие институт бюджетного процесса. К числу других можно отнести институты бюджетных доходов, расходов, заимствований, долгов и кредитов.

Система бюджетного права содержит также субинституты, которые являются составными частями институтов. К числу субинститутов бюджетного права можно отнести следующие совокупности норм, регулирующих: образование и использование целевых бюджетных фондов и фондов, образуемых в расходах бюджетов; получение государством и муниципальными образованиями кредитов, эмиссию и обращение государственных и муниципальных бумаг; предоставление государственных и муниципальных гарантий; некоторые другие.

Первичным элементом системы является норма бюджетного права, которая представляет собой установленное государством (муниципальным образованием) общеобязательное правило поведения в процессе образования, распределения и использования денежных фондов, сосредоточенных в государственных и местных бюджетах.

По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права подразделяются на материальные нормы и процессуальные. Первые определяют права и обязанности субъектов бюджетных правоотношений относительно средств бюджетов, вторые-процедуры реализации указанных прав и исполнения обязанностей.

Источники бюджетного права

Источники бюджетного права — это внешние конкретные формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующие общественные отношения в сфере бюджетной деятельности.

Система источников бюджетного права обусловлена тем, что функции бюджетной деятельности осуществляются всеми звеньями государственного механизма на основе, принципа разделения властей. Это означает, что правовые акты, регулирующие те или иные бюджетные отношения и являющиеся источниками бюджетного права, издаются всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах соответствующей бюджетной компетенции. Следовательно, система источников бюджетного права состоит из Конституции РФ, международных деклараций и договоров, федеральных законов, решений Конституционного Суда РФ, указов и распоряжений Президента РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, судебной практики.

В механизме бюджетно-правового регулирования важное значение имеет классификация источников бюджетного права, критерием которой служит действие правовых актов в пространстве. В этой связи выделяются нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, имеющие юридическую силу только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования. Источниками первого вида являются Конституция РФ, международные декларации и договоры, федеральные законы, решения Конституционного Суда РФ, указы и распоряжения Президента РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Источниками второго вида являются конституции (уставы) субъектов РФ, законы субъектов РФ, решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, а также нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Важнейшее место в системе источников бюджетного права занимает федеральное бюджетное законодательство, состоящее из законов, принимаемых палатами Федерального Собрания РФ по вопросам регулирования бюджетных отношений в соответствии с бюджетной компетенцией Российской Федерации. Основными законодательными актами федерального уровня, регулирующими бюджетные отношения, являются Конституция РФ (ст. 71, 72, 101, 104, 114, 132 и др.), БК РФ, Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

БК РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Предметом регулирования БК РФ являются отношения, возникающие между: субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов, контроль их исполнения.

БК РФ состоит из пяти частей, включающих 28 глав. БК РФ устанавливает структуру бюджетного законодательства, особенности действия бюджетного законодательства во времени, нормативно определяет основные понятия и термины бюджетного права. Отдельные главы БК РФ посвящены установлению: компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений, бюджетной системы РФ и принципам ее организации, бюджетной классификации РФ; определению перечня доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; установлению перечня расходов, финансируемых из бюджетов всех уровней бюджетной системы.

Впервые в Российской правовой системе в структуру бюджетного законодательства включены нормы, регулирующие кредитные отношения с участием государства и муниципальных образований. Отдельные главы БК РФ посвящены государственному и муниципальному долгу, государственным кредитам, предоставляемым Российской Федерацией иностранным государствам, а также долгу иностранных государств перед Российской Федерацией.

Нормы БК РФ осуществляют детальную регламентацию бюджетной деятельности федерального уровня, для региональных и муниципальных бюджетных отношений определяются основы бюджетной компетенции соответствующего территориального уровня.

Среди источников бюдже

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

414

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке