Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственное устройство и форма государственного управления Швеции»

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости.

 

Содержание

Введение

Глава 1. Государство Швеция: теория и история создания

.1 Теория и способ создания государства Швеции

.2 Тип и форма государственного устройства Швеции

Глава 2. Форма государственного правления Швеции

.1 Король Швеции

.2 Правительство Швеции

.3 Судебная власть Швеции

Заключение

Список литературы

Приложение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости. В модели, в которой доминирующим субъектом является государство, именно оно обеспечивает быстрый экономический рост, а также, удовлетворяя базовые потребности всех граждан, способно бороться с бедностью и неравенством благодаря политике перераспределения, основанной на системе налогообложения. Судя по тому, что все это удалось реализовать Швеции, другие страны также способны добиться успеха в этом направлении. В разработке данной темы принимали участие следующие авторы: Фиш Г. «Малые страны Западной Европы» (в книге рассматривается создание государства Швеции и его устройство), Голошубов Ю.И. «Скандинавия и проблемы послевоенной Европы» (в книге рассматривается положение Швеции в после Второй мировой войны и ее положение в Европе), Дымша Л. «Государственное право Швеции» (рассматривается зарождение и становление правовой системы Швеции), Андерсон И. «История Швеции» (в книге речь идет о создании государства Швеции и главных исторических моментах в жизни государства), Тимашкова О. «Шведская социал-демократия у власти» (автор рассматривает форму правления Швеции и государственные органы).

Целью данного исследования является изучение государственного устройства и формы государственного управления Швеции.

В соответствии с целью, в работе поставлены следующие задачи:

. Раскрыть теорию и способ создания государства Швеции;

. Рассмотреть тип и форму государственного устройства Швеции;

. Рассмотреть государственное правление Швеции.

. Рассмотреть судебную власть в Швеции.

Источники проблемы — специальная научная литература, монографии и статьи на данную тему. Каримов Д.А. в своей статье «Директивные полномочия короля Швеции или все ли могут короли?» освящает основные вопросы существования шведской монархии. В частности, затрагивает современный статус Короля с позиций теории монархии, утверждает, что несмотря на отсутствие политической власти, Король может даже формально влиять на положение дел в государстве. Рассмотрению основных вопросов, касающихся судебной системы Швеции посвящены работы таких авторов, как Калининой Н.С., Матвеевой И., Привезенцева А., Чекунова С.А. Последнее время о Швеции выходит мало книг. Одной из новинок является книга Коваленко Г. «Русские и шведы от Рюрика до Ленина. Контакты и конфликты».

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения, списка литературы и приложений. В первой главе рассматривается создание государства Швеции со времен викингов, реформы, проводимые за все время существования государства; военные конфликты, в которых принимала участие Швеция; основные занятия населения Швеции со времен ее основания. Раскрывается административное деление, высшие органы власти Швеции. Рассматриваются основные положения Конституции. Раскрывается значительный вклад страны в укрепление безопасности во всей Европе, ее активное участие в ОБСЕ и Совете Европы. Во второй главе речь идет о форме государственного правления, рассматриваются основные положения о короле, требованиях к наследникам престола, их правовое положение и обязанности. Описывается правительство Швеции — самостоятельный государственный орган, осуществляющий всю полноту исполнительной власти в государстве, его состав и полномочия. Раскрывается судебная система Швеции, юрисдикция судов, их состав и полномочия. В заключении делаются вывод, согласно поставленных в работе задач о государственном устройстве, форме правления, устройстве государственной власти. В приложении раскрывается краткая информация о Швеции: географическое расположение, площадь страны, климат и полезные ископаемые, население и государственный язык, денежные единицы, национальные праздники, современная внутренняя политика, неправительственные и общественные организации, уровень жизни и социальная защита населения, образование, культурное наследие и средства массовой информации.

Глава 1. Государство Швеция: теория и история создания

1.1    Теория и способ создания государства Швеции

Первый человек появился на территории Ш. примерно 12 тыс. лет назад. Однако только с 9 в. о скандинавах заговорили в Европе, куда викинги стали проникать морским путём, занимаясь разбоем и торговлей. Шведским викингам удавалось по русским рекам достигать Чёрного и Каспийского морей (путь «из варяг в греки») и торговать с Византией и арабами. В 11 и 12 вв. Ш. начинает выступать как единое государство. Христианство становится господствующей религией, и в 1164 учреждается архиепископство в Уппсале. Процесс централизации государства под королевской властью продолжался два столетия (с сер. 12 в.). В 1397 датская королева Маргарета объединяет Данию, Норвегию и Ш. в т.н. Кальмарскую унию под датской короной.

Постоянные раздоры как внутри объединённых унией государств, так и между ними постепенно привели к открытому конфликту между шведами и датчанами. Окончательный распад унии в нач. 16 в. привел к ряду ожесточённых войн между Данией и Норвегией, с одной стороны, и Ш. и Финляндией, которая в 12-13 вв. была завоёвана шведами, с другой.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Кульминацией стала т.н. Стокгольмская кровавая баня в 1520, когда при вступлении на престол датского короля Кристиана II были казнены более 100 известных представителей различных сословий в Ш. Это событие привело к восстанию, в результате которого был низложен датский король и возведён на престол шведский дворянин Густав Ваза, избранный королём Ш. в 1523. Данные факты свидетельствуют о том, что Швеция была создана в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства, в основе данной концепции лежат представления о возникновении государства из семьи, а общественной и государственной власти — из власти отца семейства. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией происхождения государства уподобляются отношениям монарха <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%80%D1%85> с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его. Способом создания государства является вторичный — Швеция образовалась вследствие вооруженных конфликтов и восстаний.

Густав Ваза, выступая за шведский суверенитет, решительно пресёк попытки возрождения Кальмарской унии и провёл целый ряд важнейших реформ, сыгравших большую роль в жизни страны. Во время правления Густава Вазы (1523-60) были заложены основы шведского национального государства. Он порывает с католицизмом и проводит Реформацию. Главой шведской церкви был объявлен король. В 1544 он вводит наследственную монархию (до этого была выборная). Попытки высшей знати восстановить свою власть во время правления Эрика XIV (1560-68), Юхана III (1568-92) и Сигизмунда (1592-99) провалились. Во время правления Карла IX (1599-1611) и Густава II Адольфа (1611-32) монархия укрепила свои позиции. После гибели Густава II Адольфа в битве при Лютцене высшей знати удалось ввести новую Конституцию — Форму правления 1634, согласно которой был создан ряд центральных административных органов и часть власти перешла в её руки. Однако эта Конституция применялась при Кристине (1632-54), Карле X Густаве (1654-60) и потеряла своё действие в 1680 при Карле XI (1660-97). После этого дворянство превратилось в бюрократический класс, во всём покорный воле короля.

После разрыва Кальмарской унии шведская внешняя политика была нацелена на господство на Балтике, что привело с 1560-х гг. к частым войнам с Данией. После вступления Ш. в 1630 в Тридцатилетнюю войну на стороне германских протестантов Ш. при Густаве II Адольфе стала одной из ведущих европейских монархий и дважды разбила Данию: в 1643-45 и 1657-58. Эти победы позволили Ш. завоевать бывшие датские провинции Сконе, Халланд, Блекинге и Готланд и норвежские Бохюслэн, Емтланд и Хэрьедален. Финляндия, ряд провинций в Северной Германии (Померания, Бремен), Эстония, Латвия, Ингерманланд (в устье Невы) также принадлежали Ш. После Вестфальского 1648 и Роскилльского 1658 мирных договоров с Данией Ш. стала великой державой в Северной Европе. Ш. даже ненадолго основала колонию в Северной Америке (где сейчас расположен штат Делавэр).

Однако Ш. оставалась чисто аграрной страной с натуральным хозяйством (не считая небольших металлургических заводов и добычи медной руды в Фа-луне) и не имела ресурсов надолго сохранять свои позиции великой державы. В 1700 Россия, Саксония в союзе с Польшей, а также Дания и Норвегия вместе выступили против усиления Шведской империи. Хотя юный шведский король Карл XII (1697-1718) и одерживал в первый период Великой Северной войны (1700-21) победы, всё же обширный замысел принудить Россию к капитуляции путём осады Москвы оказался ему не под силу. Поражение в Полтавской битве 1709, а затем гибель Карла XII при осаде норвежской крепости в 1718 и заключение Ништадтского мирного договора с противниками, к которым примкнули позднее Англия, Ганновер и Пруссия, положили конец шведскому великодержавию. Ш. потеряла большинство провинций на противоположном берегу Балтики, и её территория сократилась примерно до современных Ш. и Финляндии.

Русско-шведская война 1808-09 привела в 1809 к потере Финляндии. Ш. потеряла также последние владения в Северной Германии во времена наполеоновских войн. Компенсацией Ш. за её участие в антинаполеоновской коалиции стало получение Норвегии, перешедшей в 1814 по решению Венского конгресса от Дании к Ш. Уния, присоединявшая Норвегию к Ш., просуществовала до 1905 и была расторгнута по инициативе Норвегии в результате мирных переговоров.

После краткосрочной войны с Норвегией в 1814 при создании унии Ш. больше не участвовала в войнах и со времён 1-й мировой войны проводила внешнюю политику свободы от союзов в мирное время и нейтралитета во время войны.

После смерти Карла XII и поражения Ш. в Великой Северной войне шведский парламент — риксдаг, постоянно действующий с 15 в. и ведущий своё начало от выборов старейшин племён и вождей у викингов, ввёл новую Конституцию, отменившую королевский абсолютизм и передавшую власть в руки риксдага. В период т. н. эры свобод (1719-72) в Ш. было правительство, формировавшееся доминировавшей в риксдаге партией и ответственное перед риксдагом. Однако Густав III (1771-92) ограничил власть риксдага в результате бескровного переворота в 1772 и позднее, в 1789, восстановил абсолютизм. После свержения в результате государственного переворота в 1809 Густава IV Адольфа (1792-1809) политическое развитие Ш. шло уже более спокойно и мирно.

В 1809 была введена новая Конституция, основанная на разделении власти. Вскоре наполеоновский маршал Жан Батист Бернадот был избран наследником шведского престола, и в 1818 он стал королём Карлом XIV Юханом (1818-44). Его политика была консервативна, но вместе с тем появилась влиятельная либеральная оппозиция. Во времена правления его сына Оскара I (1844-59) и внука Карла XV (1859-72) произошли многие важные события, включая введение обязательного образования в 1842, упразднение цеховой системы в 1846, переход к свободной торговле, введение местного самоуправления в 1862 и, наконец, проведение парламентской реформы в 1866. Последняя реформа заменила существовавший с 15 в. четырёхсословный риксдаг на двухпалатный.

Первобытные рыболовы и охотники впервые появились на территории современной Швеции с древних времен, а затем стали продвигаться вглубь полуострова, вслед за тающими ледниками, тысячелетия назад. Одним из первых свидетельств пребывания древних людей в здешних землях можно считать стоянку, обнаруженную неподалеку от Мальме. Она датирована восьмым тысячелетием до нашей эры.

Поселения первобытных людей, перешедших от охоты и собирательства к занятию земледелием и скотоводством, на территории современной Швеции появились более четырех с половиной тысяч лет назад. Археологами и историками обнаружено несколько могильных курганов, пещер и наскальных рисунков, которые относятся к тому времени.

На протяжении бронзового века местные племена начали заниматься торговлей с Британскими островами и Центральной Европой. Также были обнаружены доказательства высокого развития различных ремесел и искусства здешних племен.

В железном веке местными жителями был налажен плотный контакт с кельтскими племенами. Начиная с первого столетия нашей эры, начинается эпоха тесного сотрудничества шведов с Римской империей, которая продлится вплоть до шестого столетия.

В эпоху раннего средневековья, с шестого по девятое столетие, на полуострове было сформировано шведское государство. Согласно данным ученых и исследователей, оно было создано благодаря тому, что племя свеев, проживавшее у озера Меларен в средней части страны (современная историческая область Свеаланд), завоевало целый ряд других местных племен, среди которых были и готы, населявшие провинцию Геталанд, которая находилась южнее владений сеев.

Первый город шведов, названный Бирка и находящийся на озере Меларен, был основан в начале девятого столетия. Он довольно быстро превратился в довольно крупный балтийский торговый центр, известный далеко за пределы Европы. О нем было известно и в Арабском халифате, и в далекой Византии, и во Франкском государстве. Именно отсюда начинали свои легендарные походы викинги. Здешние купцы и морские разбойники были известными и искусными мореплавателями. Народы Западной Европы звали их «норманны» (дословно можно перевести, как «северные люди»), в Византии и на Руси их знали, как «варягов», а финны называли их не иначе, как «руотси». С последним названием многие историки связывают название Руси, так как известные князья, правившие славянскими племенами, являются потомками скандинавской династии Рюриков. Викинги довольно часто совершали набеги на побережья соседских земель. С восьмого по десятое столетие викинги практически единолично правили на воде, что послужило началу бурной экспансии, которая привела к колонизации викингами огромнейших территорий.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Во времена средневековья становится известен торговый путь «из варяг в греки» и начинаются весьма удачные для обоих держав русско-шведские отношения. Не смотря на огромные успехи мирной торговли, викинги не переставали воевать со своими соседями. Основной ареной для сражений стали прибалтийские земли. В сороковом году тринадцатого столетия войска викингов решают захватить Новгород с окружающими его землями и Старую Ладогу, но их поход завершился крайне неудачно — они были разгромлены князем Александром Невским и его дружиной. К концу тринадцатого столетия Швеция подчинила себе практически все финские земли. Граница с Русью на тот момент проходила по Неве. Шведы основали великолепный и хорошо укрепленный город Выборг, крепость которого украшает эти земли и сейчас.

В середине двенадцатого столетия Швеция являлась целостной державой, которой управлял король. На троне сменилось несколько правителей, прежде чем на него взошла Маргарита — королева Дании, которой удалось к одна тысяча триста восемьдесят седьмому году отвоевать у шведов часть их территории. Так как Маргарита была в тот момент и королевой Норвегии, вышло так, что датская корона объединила три королевства. Это объединение, названное Кальмарской унией, просуществовало полторы сотни лет. Распалось оно во многом благодаря неистовому напору шведского сопротивления. Один из руководителей борьбы за независимость, шведский дворянин Густав Ваза, был в одна тысяча пятьсот двадцать третьем году избран королем. В период, когда новый монарх правил страной, она превратилась в сильнейшее и могущественное королевство. Также Густав Ваза известен тем, что отменил шведскую традицию избирать короля, и с этого момента корона стала передаваться по наследству.

На протяжении шестнадцатого и семнадцатого веков шведское королевство участвовало во многих военных конфликтах. Одними из самых значимых для страны стали постоянные военные столкновения с Россией и Датским королевством за право господства над территорией Балтики. К концу семнадцатого столетия шведам удается захватить территории Эстонии, Польши, Лифляндии, Ингерманландии, а также часть земель, принадлежавших Германии. Все эти события сделали Швецию на пороге восемнадцатого века одной из мощнейших европейских держав.

Но всяческие дальнейшие попытки Швеции расширить свои владения, ни к чему хорошему не привели и в результате серии сокрушительных поражений королевству пришлось отказаться от ряда своих владений. В конце концов, по результатам войны с Россией в одна тысяча восемьсот девятом и десятом годах Швеция потерпела полное поражение и лишилась всей территории Финляндии и даже части своих северных земель.

После того, как умер не имевший наследников Карл ХIII, последняя шведская королевская династия (Гольдштейн-Готторп) прекратила свое существование. Чтобы избежать войны с наполеоном, шведы были вынуждены посадить на престол французского маршала по имени Жан Батист Бернадот, которого переименовали в Карла ХIV Йохана. Вместо ожидаемой шведами новой войны за земли Финляндии, новый король, наоборот, заключил перемирие с Россией.

Последними военными действиями шведов стали короткие войны с Норвегией и Данией. После начала Первой мировой войны Швеция объявила о своем нейтралитете. Удалось ей его сохранить и во время Второй мировой войны.

В середине прошлого столетия Исландия, Норвегия, Дания и Швеция вошли в состав Северного совета.

С девяносто пятого года прошлого столетия Швеция является полноправным членом ЕС.

1.2    Тип и форма государственного устройства Швеции

В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств, да и сейчас их немало. Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств.

На основе феодальных производственных отношений возникло много государств, не известных предшествующей эпохе. Это государства в Англии и Франции, Германии и России, Чехии и Польше, скандинавских странах, Японии и др. И сегодня в ряде стран сохранились феодальные пережитки.

Экономической основой феодального государства выступала собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными классами общества были феодалы и крепостные крестьяне. Вместе с тем существовали и другие социальные группы: городские ремесленники, торговые люди и др.

Классовая дифференциация феодального общества определенным образом сочеталась с делением на сословия, т.е. на такие группы людей, которые отличались друг от друга объемом закрепленных в законе прав и обязанностей. На Руси, например, существовали такие привилегированные сословия, как князья, дворяне и духовенство. Сословия ремесленников, купцов, мещан не имели тех привилегий, которыми обладали высшие сословия. Самыми бесправными были крепостные крестьяне, которые принудительно прикреплялись к земле. Право открыто закрепляло сословные неравенство и привилегии. Через всю историю феодального общества проходили крестьянские восстания и войны.

Феодальное государство было орудием диктатуры феодалов и привилегированных сословий. В своем развитии оно прошло ряд стадий:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

а) децентрализованной феодальной раздробленности;

б) усиления централизации и установления сословно-представительной монархии;

в) централизованной абсолютной монархии и разложения феодальной государственности.

Большинство функций феодального государства обусловливалось классовыми противоречиями. Это охрана феодальной собственности, подавление сопротивления крестьян и других эксплуатируемых групп населения. Государство выполняло также функции, вытекающие из потребностей всего общества. Внешняя же его деятельность в основном сводилась к ведению захватнических войн и защите от внешних нападений.

В государственный аппарат феодального государства входили войско, отряды полиции и жандармерии, разведывательные органы, органы по сбору налогов, суды.

Доминирующей формой феодального государства была монархия различных видов. Республиканская форма правления существовала лишь в государствах-республиках (Венеции, Генуе, Новгороде, Пскове и др.).

На последнем этапе в недрах феодального общества стали зарождаться буржуазные (капиталистические) производственные отношения, требующие работника, свободно продающего свой труд. Но развитию новых отношений мешали феодалы, их государство. Поэтому между молодой буржуазией и феодалами возникли острые противоречия, которые разрешались путем буржуазно-демократических революций. В результате последних возник новый тип государства — буржуазное (капиталистическое) государство.

Этот тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Первые капиталистические государства возникли более трех столетий назад. Буржуазия шла к власти под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной — огромный шаг вперед по пути социального прогресса.

Экономическую основу буржуазного государства на первых этапах его развития составляла капиталистическая частная собственность на средства производства. В этом государстве все граждане равны перед законом, но сохраняется экономическое неравенство. Буржуазное общество долгое время состояло из двух основных классов — буржуазии и рабочих, отношения между которыми претерпевали существенные изменения.

Буржуазное государство проходит в своем развитии ряд этапов.

Первый этап можно назвать периодом становления и развития капиталистического государства. В экономическом плане это период свободной конкуренции большого числа собственников. Государство здесь не вмешивается в экономику. Экономическую жизнь определяют стихийный рынок и конкуренция. Для выявления общеклассовых интересов и воли развивающейся буржуазии необходим был новый, более современный механизм. Таким механизмом стали буржуазная демократия, парламентаризм, законность. Государство обеспечивало благоприятные условия для развития капиталистических общественных отношений. Классовая борьба еще не достигла особой остроты.

Второй этап развития буржуазного государства совпал с периодом монополистического капитализма. Его можно назвать этапом начала и углубления кризиса буржуазной государственности (конец XIX в. — первая половина XX в.). В экономике на данном этапе происходят большие изменения. Мелкие предприятия и фирмы для повышения конкуренции объединяются, монополизируются различные виды производства и распределения, возникают мощные объединения — тресты, синдикаты, корпорации и т.п.; усиливается эксплуатация рабочего класса, платежеспособный спрос населения отстает от производства товаров.

Следствием этого стали периодические кризисы и депрессии, сопровождавшиеся банкротством предприятий, ростом безработицы, обострением классовой борьбы. Монополизация и концентрация капитала привели к объединению рабочего класса, который стал носителем революционных марксистских идей. Парижская Коммуна 1871 г. — исторически первая попытка рабочего класса завоевать революционным путем государственную власть и использовать ее в своих интересах.

На рубеже XIX и XX столетий буржуазное государство все более превращается в политический институт крупной монополистической буржуазии, которая начинает отказываться от демократии и законности. В ряде стран это приводит к возникновению реакционных политических режимов (фашистские режимы в Германии и Италии). Во внутренней деятельности буржуазных государств усиливается функция борьбы с революционным рабочим движением, во внешней — функция ведения войн за захват чужих территорий и рынки сбыта. Все это сопровождается ростом военно-бюрократического государственного аппарата. Первые десятилетия XX в. — это годы первой мировой войны, пролетарские революции, распад колониальной системы, тяжелые экономические кризисы и депрессии. Перед буржуазным обществом и государством неотвратимо встала жесткая альтернатива — или саморазрушение под натиском острых противоречий, или реформы и преобразования. Они выбрали второй путь.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Не меньшие изменения происходят и в социально-классовой структуре общества. Многие рабочие становятся держателями акций и вместе с другими слоями общества (научно-технической интеллигенцией и др.) образуют «средний» класс — основной стабилизатор общественных отношений.

Государство сохраняет буржуазно-классовые черты, но делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции вытекают из потребностей всего общества — экономическая, социальная. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования и т.п.

Изменения, происходящие в развитых капиталистических странах, нашли свое отражение в различных теориях. Значительное распространение, например, получила теория государства всеобщего благоденствия. Согласно этой теории на рассматриваемом этапе капитализм в корне изменился, он стал народным капитализмом, а буржуазное государство полностью утратило классовый характер, превратилось в орган всеобщего благоденствия, делающий при помощи государственно-правового регулирования богатых победнее, а бедных — побогаче. Данная теория, несомненно, опирается на реальные процессы, факты, но все-таки существенно идеализирует буржуазное общество и государство.

Многие представляют «шведскую модель» как отдельный, особый путь, который «пролегает» между капитализмом и социализмом. В соответствии с этим подходом, отдав предпочтение в пользу третьей системы вне капитализма и социализма, общества могут добиться процветания и социальной справедливости. В модели, в которой доминирующим субъектом является государство, именно оно обеспечивает быстрый экономический рост, а также, удовлетворяя базовые потребности всех граждан, способно бороться с бедностью и неравенством благодаря политике перераспределения, основанной на системе налогообложения. Швеция стала богатой страной не благодаря социальной демократии, «большому государству» и обширным расходам на благосостояние. Швеция стала интенсивно развиваться через принятие политики рыночной экономики в конце XIX — начале XX века. С помощью прав на собственность, свободные рынки, эффективности многочисленных высокообразованных предпринимателей и инженеров в Швеции возникла благоприятная для осуществления экономического роста среда, причем в масштабе, примеров которого еще не было в истории страны. В последующие годы после экономической либерализации страна пережила значительный экономический прогресс. С 1870 по 1936 годы Швеция продемонстрировала высочайшие в индустриальном мире темпы роста. Между тем с 1936 по 2008 годы из 28 индустриальных стран Швеция занимала лишь 18-е место.

Экономическому росту Швеции также способствовала общественная культура. Основными принципами этой культуры были высокий уровень доверия людей друг другу, незначительное количество социальных трений, что объясняется сравнительно однородным населением, строгие нормы поведения, которые стимулировали преданность и интенсивный труд. Эти факторы также внесли вклад в достижение успеха шведскими эмигрантами в тех местах, где они находились. Для шведов, которые эмигрировали в США в XIX веке, несмотря на то, что в США было менее развито государство благосостояния, был характерен более низкий уровень безработицы, и что примечательно, их доход на 50% выше, чем у их родственников в Швеции.

Таким образом, Швеция стала процветать еще до образования государства благосостояния благодаря рыночной экономике и соответствующим культурным особенностям. В 1950 году налоговые поступления в Швеции составляли только 21% ВВП страны. Переход к «большому государству» и повышенным налогам занял последующие 30 лет, и ежегодно налоги повышали ВВП на 1%.

Стремительный рост государства сменился определенным спадом, особенно в 1960-е и 1970-е годы. В 1975 году Швеция была в числе четырех самых богатых стран по показателю ВВП на душу населения. В 1993 году Швеция занимала лишь 14-ю позицию. Превращаясь в «большое государство», Швеция оказывала разрушительное воздействие на предпринимательство. После 1970 года сократилось количество вновь создаваемых фирм. Интересный факт: лишь 2 из 100 фирм Швеции, которые обладали наивысшим доходом в 2004 году, были образованы после 1970 года, 21 из них были созданы до 1913. Также еще до образования «государства благосостояния» в Швеции на высоком уровне были распространены принципы равенства в стране. Иными словами, равенство не было результатом деятельности «государства благосостояния». Переход к нему повлек за собой различные социальные проблемы. Возможно, важнейшей из них стала возникшая среди определенных групп высокая зависимость от государства.

Экономический кризис начала 1990-х годов и рост социальных выплат, с которыми была не в силах справиться экономика страны, заставили Швецию изменить политику «социального государства». Руководство Швеции было вынуждено предпринимать шаги именно в этом направлении, и в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения были проведены рыночные реформы. Благодаря этому в Швеции, как показывали международные индексы, повысилась степень экономической свободы.

Таким образом, Швеция является социальным государством или государством благосостояния.

Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Действует Конституция, вступившая в силу 1 января 1975. Административное деление — 21 лэн: Блекинге, Вэрмланд, Вэстерботтен, Вэстернорр-ланд, Вэстманланд, Вэстра Гёталанд, Готланд, Даларна, Евлеборг, Емтланд, Йончёпинг, Кальмар, Крунуберг, Норрботтен, Сёдерманланд, Сконе, Стокгольм, Уппсала, Халланд, Эребру, Эстерйетланд.

Шведская Конституция состоит из 4 отдельных документов: Акта о форме правления, принятого в 1974, Акта о престолонаследии, действующего с 1810, Акта о свободе печати 1949 (ведущего начало с 1766) и Акта о свободе выражения взглядов, вступившего в силу в 1991. Кроме того, Акт о риксдаге 1974 занимает промежуточное положение между Основным законом и обычным статутным правом.

Высший орган законодательной власти — риксдаг.

Высший орган исполнительной власти — правительство.

Глава государства — король Карл XVI Густав (с 19 сентября 1973) наделён чисто представительскими или церемониальными функциями и является символом Шведского государства и нации.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Глава высшего органа исполнительной власти — Йоран Перссон (с 21 марта 1996).

С 1971 риксдаг Ш. однопалатный, состоит из 349 депутатов, избираемых путём всеобщего, прямого и тайного голосования 1 раз в 4 года. Избирательным правом жители страны пользуются с 18 лет. Места в риксдаге распределяются на пропорциональной основе между партиями, получившими на выборах не менее 4% голосов.

Для шведской административной системы характерно разделение задач между министерствами и центральными административными органами. Центральное правительство состоит из 13 небольших министерств (их штат не превышает 100 чел.), занятых в основном подготовкой законопроектов для правительства. Совет министров для утверждения решений собирается 1 раз в неделю и несёт коллективную ответственность за все принимаемые решения. Проведение законов в жизнь возложено на 100 относительно независимых центральных учреждений и правления лэнов.

До 1971 Швеция была разделена на 850 коммун, каждая из которых имел

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

762

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке