Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государственный бюджет как инструмент государственного регулирования»

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Оглавление

Введение

1. Государственный бюджет и его структура

1.1 Основные виды расходов и доходов государственного бюджета

1.2 Концепции государственного бюджета

1.3 Способы финансирования дефицита государственного бюджета

1.4 Государственный долг, его виды и последствия

2. Государственный бюджет России в 2013-2015 гг.

2.1 Основные виды расходов государственного бюджета

2.2 Поступление доходов государственного бюджета

Заключение

Библиографический список

Приложения
Введение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. С давних времён бюджет волнует и будоражит умы профессиональных политиков, экономистов и многих других великих мира сего. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что государственный бюджет является ведущим звеном финансовой системы любого государства. Он объединяет основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) в их действии, то есть через бюджет осуществляется постоянная мобилизация денежных ресурсов и их расходование. В настоящее время в условиях сложных геопеолитических, экономических и рыночных отношений, нестабильности курса рубля, кризиса производства и неплатежей, большое значение уделяется формированию бюджета. В мире трудно отыскать страну, у которой бы не возникали проблемы и сложности в бюджетных взаимоотношениях между центром и территориями. И чем больше государство, тем актуальнее задача сбалансирования бюджетных интересов центра и регионов.

Основная цель курсовой работы — исследование государственного бюджета, как инструмента государственного регулирования.

В соответствии с целью исследования определены его основные задачи:

–    изучить основные виды расходов и доходов государственного бюджета;

–       изучить концепции государственного бюджета;

–    раскрыть способы финансового дефицита государственного бюджета;

–       изучить государственный долг, его виды и последствия;

–       проанализировать государственный бюджет России в 2013-2015 гг.

Научная новизна работы. В курсовой работе:

– выделены основные теоретические проблемы формирования государственного бюджета России;

–       определены виды расходов и доходов государственного бюджета;

–       проанализирована структура государственного бюджета России.

Хронологические рамки исследования охватывают период 2013-2015 гг.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Источниковой базой для написания работы послужил комплекс печатных и статистических источников, учебников и учебных пособий, программ по ттеме исследования и законы РФ.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе курсовой работы рассматривается государственный бюджет и его структура, а так же способы финансового дефицита государственного бюджета.

Во второй главе подробно даётся анализ государственного бюджета России за последние три года. Анализируются основные виды расходов государственного бюджета и поступления доходов государственного бюджета.

В заключении сосредоточены теоретические выводы по проведенному исследованию . 1.      Государственный бюджет и его структура
1.1    Основные виды расходов и доходов государственного бюджета

государственный бюджет финансирование

В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение: государственный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти [10, С.1]. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений.

Государственный бюджет выполняет следующие функции [7, С.32]:

—       фискальную, которая заключается в аккумуляции и централизации денежных средств, предназначенных для общенациональных нужд;

—       регулирующую, суть которой состоит в том, что изменение доходов и расходов государства позволяет смягчить спад производства, снизить уровень безработицы и темп инфляции, то есть стабилизировать экономику;

—       социальную, которая позволяет осуществлять социальную защиту населения и выравнивание уровня жизни;

—       контрольную, благодаря которой движение бюджетных ресурсов сообщает о финансовом состоянии экономики и позволяет его контролировать.

Государственные бюджеты сроком на один год разрабатываются Министерствами финансов и утверждаются парламентами, т. е. высшей законодательной властью страны, а правительство отвечает за исполнение бюджета. В государственном бюджете устанавливаются доходы и расходы государства, а также прогнозируемый уровень инфляции и ВВП. Никакие другие документы — программы, заявления, обещания — так не раскрывают действительных намерений правительства, как это способен сделать государственный бюджет.

Структура доходов и расходов бюджета принципиально одинакова во всех странах со смешанной экономикой.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Структура доходов госбюджета представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура доходов госбюджета

Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ [9, С.1].

Доходы государственного бюджета как экономическая категория выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей организаций и населения в бюджет. По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке, в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти.

Доходы государственного бюджета формируются за счет [9, С.1]:

1.      налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти;

2.      неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

.        доходов целевых бюджетных фондов.

Налоговые доходы составляют около 84% Федерального бюджета РФ, неналоговые доходы — 7%, доходы целевых бюджетных фондов — 9%. Следовательно, основным источником доходов государственного бюджета являются налоги.

Важнейшая задача исполнения бюджета-обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм и в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

Структура расходов госбюджета представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Структура расходов госбюджета

В расходах государственного бюджета можно выделить несколько блоков [9, С.1]:

1)      Расходы на национальную оборона и содержание государственного аппарата. Сюда входят расходы на национальную оборону и вооружение, функционирование органов власти и международную деятельность, суды и правоохранительную деятельность, обслуживание государственного долга;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

2)      Расходы на социальное развитие, которые включают в себя расходы на образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, социальную политику;

)        Расходы на поддержку отраслей реального сектора экономики, таких как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь и т. д.;

)        Финансовая помощь нижестоящим бюджетам.

При сбалансированном бюджете доходы равняются расходам. В том случае, когда доходы больше расходов, превышение называется профицитом бюджета или положительным сальдо бюджета. Бюджетный дефицит (отрицательное сальдо) существует при превышении расходов над доходами.
1.2    Концепции государственного бюджета

Исторически в отношении состояния государственный бюджет выдвигает 3 концепции (см. рис. 1.3):

Рис. 1.3. Концепции государственного бюджета

Рассмотрим концепции более подробно.

) Идея ежегодно сбалансированного государственного бюджета

Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла и состояния экономики каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. На практике это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объёма производства, то эта мера вызовет ещё более глубокий спад. И наоборот, если в экономике бум и налоговые поступления максимальны, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами правительство должно увеличить государственные расходы, провоцируя ещё больший «перегрев» экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию.

Теоретическая несостоятельность этого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна, т.к., например, при спаде, когда доходы бюджета минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы. Это ведет к уменьшению совокупного спроса, следовательно, объема производства. Т.е. эта мера приведет к еще большему спаду. И наоборот при буме.

Таким образом, реализация идея ежегодного сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики [11, С.1].

) Идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе)

Концепция государственного бюджета, сбалансированного на циклической основе, заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: профицит бюджета, увеличивающийся в период бума, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, возникающего в период рецессии, когда доходы бюджета резко сокращаются.

При этом, чтобы противостоять спаду, правительство должно снизить налоги и увеличить расходы, сознательно вызывая дефицит, а в ходе последующего инфляционного подъема оно должно повысить налоги и урезать правительственные расходы, чтобы увеличить профицит бюджета и использовать его на покрытие бюджетного дефицита, возникшего в период спада. Таким образом, действия правительства должны создавать позитивную антициклическую силу.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Существенный недостаток этой концепции состоит в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине (как правило, спады более продолжительны и глубоки, а бумы относительно недолги), поэтому суммы профицита бюджета, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, обычно не совпадают. В результате задача стабилизации вступает в противоречие с задачей сбалансирования бюджета в ходе цикла [11, С.1].

) Идея сбалансированности не бюджета, а экономики

Наибольшее распространение получила концепция «функциональных финансов», согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Дж.М. Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 1970-х гг.

Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности должно увеличить свои расходы и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса и наоборот. А состояние государственного бюджета при этом значения не имеет.

Государственный бюджет — это весьма динамичная категория, которая зависит от множества объективных и субъективных факторов, и поэтому его объём, структура, содержание доходов и расходов различаются в каждом конкретном историческом периоде в разных странах. Свои особенности имеет и бюджет в рыночной экономике.
1.3    Способы финансирования дефицита государственного бюджета

Дефицит бюджета — это превышение затрат бюджета над его выгодами. В случае превышения доходов над затратами возникает бюджетный профицит [6, с.57]. В идеале бюджет любого уровня бюджетной системы государства должен быть сбалансирован. Однако в силу действия различных факторов (экономических, политических, природных и др.) часто возникает ситуация, когда доходы бюджета (налоговые и неналоговые) не покрывают все необходимые для соответствующего уровня бюджетной системы расходы.

Существует несколько способов финансирования бюджетного дефицита (см. рис.1.4).

Рис. 1.4. Способы финансирования бюджетного дефицита

Рассмотрим вышеуказанные спрособы более подробно:

Первый способ финансирования бюджетного дефицита — повышение налоговых ставок, введение специальных налогов. Он используется крайне редко, так как ведет к снижению деловой активности и в конечном счете к сокращению объема производства.[6, С. 59]

Второй способ финансирования бюджетного дефицита — долговое финансирование. Различают внутреннее и внешнее долговое финансирование. Внутреннее имеет место тогда, когда для покрытия бюджетного дефицита осуществляется выпуск и продажа государственных ценных бумаг на открытом фондовом рынке субъектам хозяйствования, населению данной страны. По ценным бумагам выплачивается доход (как правило, в виде процента), источником которого являются средства бюджета. Когда у правительства нет средств для погашения ранее выпущенного займа, оно выпускает новый заем. Деньги, полученные от продажи новых ценных бумаг, используются для погашения тех, срок обращения которых уже истек. В этом случае правительство осуществляет рефинансирование.[7, С. 59]

Если государственные бумаги продаются субъектам хозяйствования, населению, то такой способ финансирования бюджетного дефицита считается безинфляционным или малоинфляционным. Но государство может продавать свои ценные бумаги непосредственно центральному банку. Покупая их, центральный банк тем самым расширяет объем денежной массы в стране. Если этот процесс происходит активно, то он может привести к избытку денег в обращении и, следовательно, к инфляции. В странах с высокой инфляцией стоимость государственных бумаг быстро падает и добровольный спрос на них низок. Правительства часто используют методы принуждения (прямые или косвенные), чтобы заставить коммерческие банки, пенсионные фонды приобретать их, что равнозначно по сути дела дополнительному налогообложению. Такой способ размещения ценных бумаг подрывает доверие к правительству.

Внешнее долговое финансирование бюджетного дефицита связано с продажей государственных ценных бумаг правительствам, субъектам хозяйствования, населению других стран. Оно возможно в том случае, если данные облигации приносят большой доход, чем ценные бумаги других стран, т.е. уровень внутренних процентных ставок выше среднемирового. Установление таких ставок может быть результатом сознательных действий центрального банка страны.[12, С. 12]

Долговое финансирование ведет к росту расходов государства на выплату процентов по ценным бумагам. В связи с этим различают общий дефицит бюджета и первичный. Общий дефицит равен сумме первичного дефицита и процентных выплат. Первичный — разности между всеми расходами государства (за минусом процентных выплат) и его доходами.[12, С.1]

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Третий способ покрытия бюджетного дефицита — денежное финансирование (монетаризация бюджетного дефицита). Прямая эмиссия денег центральным банком почти не используется. Монетаризация дефицита осуществляется в основном путем выдачи центральным банком кредитов правительству для покрытия бюджетного дефицита, что также ведет к инфляции. Если уровень инфляции в стране возрастает, то может возникнуть «эффект Танзи»: сознательная отсрочка уплаты налогов налогоплательщикам, что характерно для стран с переходной экономикой. В результате откладывания уплаты налогов происходит обесценивание денег, что экономически выгодно для налогоплательщика, но ведет к возрастанию бюджетного дефицита.[7, С. 61]

Правительства прибегают к монетаризации дефицита в развивающихся странах, в переходных экономиках в связи с отсутствием внешних источников финансирования дефицита, напряженностью на рынке ссудного капитала, что ограничивает возможности внутреннего долгового финансирования.[12, С. 1]

Источником покрытия бюджетного дефицита могут быть внешние займы. Если они будут использованы для структурной перестройки экономики, ее модернизации, то такой бюджетный дефицит будет способствовать развитию производства. Однако в странах с переходной экономикой полученные средства часто идут на финансирование возросших расходов по управлению, на содержание правоохранительных органов, выплату трансфертов, что снижает эффективность внешних займов. Они могут быть неэффективными и в том случае, если проценты по ним велики или краткосрочные займы используются для финансирования долгосрочных проектов. [10, С.1]

В странах с переходной экономикой для финансирования бюджетного дефицита используется и такой способ, как отсрочка платежей правительства, местных органов власти за товары и услуги. Если отсрочка платежей касается госпредприятий, бюджетной сферы, то накопившиеся долги правительство, как правило, оплачивает в конце концов ценными бумагами. Если же она используется в отношении частного сектора, то в дальнейшем предприятия начнут закладывать эту отсрочку в цены, что стимулирует инфляцию.[7, С.63]

Все же большинство экономистов считают, и мировая практика подтверждает, что существуют определенные пределы бюджетных дефицитов, нарушение которых может отрицательно сказаться на развитии национальной экономики. Финансовое положение страны считается нормальным, если бюджетный дефицит не превышает 2-3 % от валового внутреннего продукта, 8-10% расходной части бюджета. Для покрытия бюджетного дефицита могут быть использованы и средства. Полученные от приватизации государственной собственности.[8, С. 82]
1.4    Государственный долг, его виды и последствия

Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место) [8, С. 102]. Различают два вида государственного долга (см. рис. 1.5):

Рис. 1.5. Государственный долг: структура

Рассмотрим виды государственного долга более подробно:

Внешний государственный долг — это долг иностранным фирмам, организациям, гражданам. Этот долг ложится на экономику страны более тяжким бременем, так как выплаты должны производиться в определенный срок с процентами и, как правило, в твердой валюте, если товары неконкурентоспособны. Кроме того, кредитор, как правило, ставит определенные условия, после выполнения которых и предоставляются кредиты. Например, кредиты МВФ предоставлялись России с условием, что правительство будет сокращать дефицит государственного бюджета, не считаясь с тем, какие опасные последствия для экономики России может иметь такая жесткая финансовая политика.

Внутренний государственный долг — это долг государства своим фирмам, гражданам, организациям. Он приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны, поскольку покупателями государственных ценных бумаг обычно являются лица с высокими доходами. В США, например, 1/3 процентного дохода по государственным займам получают 5 % американцев с наивысшими доходами.

Рост государственного долга — одно из наиболее опасных последствий бюджетного дефицита. Чтобы покрывать дефицит бюджета, правительство прибегает к кредитам и займам недостающих средств через размещение государственных ценных бумаг (векселей и облигаций и т. д.) внутри страны и за рубежом. Накопленные таким образом заемные средства образуют государственный долг.

Рост государственного долга влечет за собой негативные экономические последствия [8, С. 105]:

1.      Существование внешнего долга предполагает передачу части созданного национального дохода за рубеж при его обслуживании (выплате процентов и сумм основного долга). Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и может привести к дефолту (отказу государства платить по своим долгам).

2.      Выплата процентов по государственному долгу приводит к усилению неравенства доходов и росту темпов инфляции. Можно, конечно, выплачивать проценты держателям облигаций и за счет увеличения налогов, но это, в свою очередь, снижает объемы инвестиций. Выпуская займы, государство берет с кредитного рынка значительные денежные суммы, что ведет к удорожанию кредита для частного бизнеса. Это тормозит развитие экономики.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3.      Рост государственного долга усиливает неуверенность домохозяйств и бизнеса в перспективах экономического и социального развития.

4.      Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;

.        Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;

.        Усиливается неравенство в доходах;

.        Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;

.        Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов;

.        Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде;

.        Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния;

.        Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж;

.        Может появиться угроза долгового и валютного кризиса.

В ситуациях, когда дефицит государственного бюджета и государственный долг приобретают особо крупные размеры, правительство вынуждено выбирать на определенный период времени первый концептуальный подход к проблеме бюджетного дефицита, что подразумевает под собой следующие мероприятия: рост налоговых поступлений; всемерное сокращение государственных расходов: на оборону, государственное управление, сокращение дотаций из бюджета, свертывание социальных программ.

Таким образом, главным звеном финансового сектора и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования является государственный бюджет. Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы). Государственный бюджет является, таким образом, самым крупным макроэкономическим денежным фондом, который использует правительство страны для финансирования своей деятельности.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов, а расходная — на какие цели направляются аккумулированные государством средства. Второй составной частью государственного бюджета является его расходная часть. Расходы бюджета — это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.
2.      Государственный бюджет России в 2013-2015 гг.
2.1    Основные виды расходов государственного бюджета

Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации за 2013 — 2015 гг. характеризуется снижением расходов по отношению к ВВП при дефиците менее 1,0% ВВП (таблица 2.1).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Таблица 2.1.

Основные параметры бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, млрд. рублей

Источник: Составлено автором по данным Бюджетного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов»

Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации представлена на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Динамика расходов федерального бюджета Российской Федерации в 2013-2015 гг., млрд. рублей

Доля расходов госудрственного бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (после предоставления межбюджетных трансфертов) в общем объеме расходов бюджетной системы незначительно возрастет (в пределах 0,3 %). Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2015 году останется практически на уровне 2013 года и составит 33,7 %.

Эти изменения обусловлены в первую очередь сокращением объемов межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации при повышении доли собственных доходов, в том числе за счет оптимизации структуры межбюджетных трансфертов.

Функциональная структура расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2013 — 2015 годах не претерпит существенных изменений (таблица 2.2).

Таблица 2.2

Расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по разделам классификации расходов бюджетов