Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Государство и демократия»

Актуальность выбранной темы обусловлена рассмотрением значения понятия «демократическое государство» в условиях развития политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации. Не только в экономике, политике, но прежде всего в науке теории государства и права.

Курсовая работа с гарантией

Введение

Актуальность выбранной темы обусловлена рассмотрением значения понятия «демократическое государство» в условиях развития политической и социально-экономической ситуации в Российской Федерации. Не только в экономике, политике, но прежде всего в науке теории государства и права.

В настоящей работе проводится анализ демократии как политического режима в его историческом обозрении, его сущность и теоретическая конструкция. Большое внимание в работе уделяется исследованию различных моделей демократии. Демократия, принимая разные формы, не меняет своей сути, являя собой политический режим, т. е. одну из форм государства. Таким образом, любая демократия представляет собой ограничение свободы личности, социальной группы или общности в интересах экономически господствующего класса, который осуществляет власть в государстве, пусть даже демократическом.

Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается. В науке теории государства и права существует множество мнений по вопросу понятия «социальное государство», это обуславливает также актуальность тематики настоящего исследования. Среди активно исследующих данную проблему авторов следует отметить: Морозова Л.А., Марченко М. Н., Алексеев С. С., Венгеров А. Б., Нерсесянц В. С., Лазарев В.В., Строгович М. С., Гумплович Л, Керимов Д. А., и др.

Объектом исследования является непосредственно понятие «демократическое государство», его сущность.

Цель исследования данной работы является рассмотрение сущности демократического государства в аспекте теории государства и права.

Задачи:

раскрыть понятие и сущность демократического государства.

провести анализ отечественного и зарубежного законодательства понятия демократического государства.

При написании работы были использованы сравнительно-правовой и исторический, формально-юридический, диалектический метод. Источниками написания данного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, а также нормативно-правовой материал из СПС КонсультантПлюс.

Глава 1. Государство и демократия: понятие, сущность и взаимосвязь

1.1 Понятие и сущность государства

Понятие государства является одним из ключевых понятий в науке теории государства и права. Чаще всего многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). Так, И. Кант воспринимал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги, «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми слоями, одним словом — политическая власть». Марксистская теория рассматривает государство исходя исключительно из его классовой природы и видит его назначение в осуществлении организованного насилия экономически господствующего класса над эксплуатируемым. К. Маркс и Ф. Энгельс, анализируя буржуазное государство, писали, что оно представляет собой капиталистическую машину, «идеальный совокупный капиталист». Аналогичную характеристику давал В.И. Ленин: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В учебной литературе приводятся и другие определения государства. Например, «государство — это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок». Другое определение: «Государство — это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества». «Государство определяется также как публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории».

Каждое из приведенных определений имеет право на существование, хотя вряд ли возможно признать какое-либо из них совершенным.

Проблема понимания сущности государства была поставлена еще древнегреческими мыслителями. Известно, что Платон разрабатывал модель идеального государства. В духе собственных идеалистических воззрений под таким государством он понимал справедливое государство. Подобно тому, как человеческая душа имеет три начала (разумное, яростное и вожделеющее), три начала должно иметь и государство (совещательное, защитное и деловое). Исходя из этого, выделялось три сословия — правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев). Справедливость в понимании Платона заключалась в том, что каждое сословие должно было заниматься своим делом: «…каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен… заниматься своим делом и не вмешиваться в чужие — это и есть справедливость». К разрушению единства государства и конфронтации между людьми, по мнению философа, приводит стремление к чрезмерным материальным благам, чему способствует частная собственность и неправильное воспитание. Из этого делается вывод, что в идеальном справедливом государстве не должно существовать частной собственности (для первых двух сословий) и должно вводиться исключительное государственное воспитание детей, а также контроль над произведениями искусства.

Другой древнегреческий философ Аристотель сущность государства видит в «политическом общении родов и селений ради достижения совершенного самодовлеющего существования, которое состоит в счастливой и прекрасной жизни». Как и Платон, Аристотель сущность государства видит в общем благе. Исходя из этого, мыслитель делит все формы государственного устройства на правильные и неправильные. Правильные формы — это такие формы, в которых верховная власть руководствуется общей пользой (к ним относятся монархия, аристократия и полития). Отклоняющиеся формы государства (тирания, олигархия и демократия) имеют в виду пользу отдельного лица, либо группы лиц.

Таким образом, Платон и Аристотель обозначили проблему обще-социального понимания сущности государства, которое сводилось к нравственно-этическим целям обеспечения счастливой жизни для всех членов государства. Они впервые в европейской политической мысли поставили вопрос о сущности государства как политическом союзе различных фракций гражданской общины для обеспечения общего блага.

В схожем русле определял государство и Цицерон, рассматривая его как «достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». В отличие от предыдущих философов, Цицерон уже использует не нравственно-этическую, а юридическую характеристику сущности государства (интересы и право).

В эпоху средневековье сущность государства раскрывалась с позиции теологических воззрений, однако на основе все тех же обще-социальных начал.

Фома Аквинский свое представление о сущности государства основывал на аристотелевском понимании государства как политической общности, создаваемой для общего блага. Государство рассматривается в качестве своеобразного моста, через который общность людей должна достичь небесного блаженства, исходя из чего обозначаются три его основные задачи: «царю, сведущему в законе Божием, прежде всего, следует заняться тем, чтобы подчиненное ему множество жило благой жизнью, а эта забота состоит из трех частей: во-первых, чтобы он установил в подчиненном множестве благую жизнь; во-вторых, чтобы установленное сохранял; в-третьих, чтобы его улучшал». Таким образом, уже в средневековье начинает зарождаться идея о государстве как средстве управления обществом, а не как о самом организованном обществе.

В последующем данная идея получила развитие в эпоху Возрождения и Новое время. Н. Макиавелли впервые в истории европейской политико-правовой мысли противопоставил гражданскую общину (народ и дворянство) политической власти. Государство определяется как централизованная независимая политическая власть, распространяющаяся на определенную территорию и опирающееся на войско и законы. Т. Гоббс рассматривает государство как самостоятельный по отношению к обществу субъект, определяя его как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

Несмотря на то, что в анализируемый исторический период укрепляется понимание государства как особого института, не сводимого к управляемому им обществу, некоторые авторы, как и их предшественники, продолжают рассматривать государство как организацию самого общества. Так, Дж. Локк отмечает следующее: «Под государством я все время подразумеваю не демократию или какую-либо иную форму правления, но любое независимое сообщество, которое латиняне обозначили словом «civitas»; этому слову в нашем языке лучшевсего соответствует слово«государство», оно более точно выражает понятие, обозначающее такое сообщество людей».

Подобная позиция встречается и среди ученых в конце XVIII — начале XIX века. Согласно мнению И. Канта, «государство (civitas) — объединение множества людей, подчиненных правовым законам». И. Фихте также отмечает, что «государство отнюдь несводится к правящим. Правящие, также как и все остальные, должны отдавать все свои силы, чтобы постоянно направлять силы руководимых ими граждан, которые сами по себе также не составляют государство, на общую цель. Лишь результат, возникающий для всех от деятельности правящих и работы руководимых ими граждан, мы называем государством».

В первой половине XIX века формируется нравственно-идеалистическая концепция понимания государства. Г.В.Ф. Гегель государство рассматривал как единство двух начал: объективной идеи свободы как абсолютной цели и субъективных желаний, ведущих к этой цели. Сущность государства составляет нравственность как единство субъективной и разумной воли, другими словами, субъективного хотения и всеобщей идеи свободы, выступающей в форме закона. Концепция Гегеля представляет собой своеобразный синтез воззрений Платона и Аристотеля на государство как целостный нравственный организм, который стал результатом развития истории (христианство, реформация), итоги французской революции с признанием прав и свобод, равенство всех перед законом. Таким образом, и учение Гегеля исходит из обще-социального понимания сущности государства. В тоже время, он предлагает разграничивать понятия гражданского общества и государства. Общество, по Гегелю, составляет лишь видимость, опосредованное основание государства, тогда как само государство — есть действительный разум и подлинное основание гражданского общества. Иными словами, лишь в государственно организованном обществе в полной мере воплощается торжество разума.

В последующем идеи Гегеля о сущности государства и о соотношении государства и общества были раскритикованы К. Марксом и названы «панлогическим мистицизмом». Марксистская теория, формировавшаяся в условиях возрастания социальной напряженности и борьбы между пролетариатом и буржуазией во второй половине XIX века, обосновывала сущность любого государства классовыми противоречиями. Классовое расслоение и необходимость защиты интересов класса собственников рассматриваются в качестве основной причины возникновения государства. Суть данной концепции понимания государства может быть показана на примере определений понятия государства, которое дали трое основателей марксизма: «Государство есть организованная сила одного класса для удержания в подчинении других классов» (К. Маркс). «Государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим» (Ф. Энгельс). «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы» (В.И. Ленин). Устранение классовых противоречий связывалось Марксом с отмиранием государства и формированием внегосударственного коммунистического общества. Переходной стадией к коммунизму признавалось социалистическое государство, образуемое революционным путем.

Как видно, марксистская теория противопоставляет понятия государства и общества, рассматривая государство в качестве особого института управления обществом. При этом в отличие от схожих воззрений, описанных выше, марксизм отводит данному институту не общую, а классовую роль. Марксистское учение о сущности государства стало определяющим вектором развития юридической науки в СССР и иных социалистических государствах в XX веке.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Множество определений понятия государства может быть сведено к двум основным подходам. Одни ученые под государством понимают само общество, организованное определенным образом, другие — институт, существующий автономно от общества и призванный управлять им. При этом на протяжении многих столетий назначение государства виделось в обеспечении общего блага, которое понималось по-разному (для Платона и Аристотеля — счастье каждого члена государства, для сторонников теологической теории — небесное блаженство через добродетель, для представителей либеральных учений — обеспечение индивидуальных прав и свобод). При анализе реального положения дел в государстве, авторы концепций отмечали, что государство, так и или иначе, служит личным интересам правящих лиц. В этом смысле классовое учение о сущности государства не противоречит позиции сторонников обще-социального подхода. Однако если марксистская теория считает, что достижение общего блага возможно только при коммунизме и отмирании государства, то сторонники всех иных рассмотренных концепций считают, что с помощью государства может быть достигнуто соответствующее состояние общества.

1.2 Основные концепции демократии

Изучение сущности демократии как политического режима, анализ основных характеристик ее моделей активно ведется в современной политологии. Наиболее распространенной концепцией демократии сегодня является «Полиархия» американского политолога Роберта Даля. В своих работах «Введение в теорию демократии», «Плюралистическая демократия в США», «Полиархия: участия и оппозиция», американский ученый предложил свою классификацию политических режимов — закрытая гегемония (соответствует тоталитаризму), открытая гегемония (соответствует авторитаризму), соревновательная олигархия (демократия для экономически господствующих классов) и полиархия (современная модель представительной демократии). Основными характеристиками полиархии являются:

равенство всех граждан перед законом (правовое равенство);

всеобщее избирательное право (политическое равенство);

свободные и честные выборы, подразумевающие определенность юридических процедур для их проведения, при неопределенности результатов по их окончании;

результаты выборов необратимы, сами выборы повторяемы в установленном законом порядке;

наличие государственных и / или общественных организаций для осуществления контроля над деятельностью исполнительной, законодательной и судебной власти;

легитимность власти;

демократические свободы — свобода слова, реализуемая без угрозы наказания, свобода СМИ — наличие в обществе различных альтернативных источников информации, свобода митингов и демонстраций, свобода совести, свобода создания партий, общественных организаций, массовых движений;

соблюдение прав человека.

Таким образом, полиархия предполагает правление многих, но не всех, правление большинства, но уважение к правам меньшинства. Формирование данной модели демократии предполагает наличие определенных условий. Американский политолог Данкварт Растоу в качестве основного условия формирования полиархии выделяет государственное единство как совокупность гражданского общества с его суверенитетом и органов власти.

К экономическим условиям становления полиархии относится:

высокий уровень развития промышленности и сельского хозяйства;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

сбалансированность экспорта и импорта при доминировании экспорта готовой продукции, а не сырья;

развитая инфраструктура;

устойчивая банковская система и национальная валюта;

высокий уровень доходов и благосостояние населения.

Социальные условия формирования полиархии предполагают:

наличие устойчивой социально-классовой структуры при доминировании среднего класса;

высокий уровень образования и профессиональной квалификации населения;

количество и качество граждан (здоровье и продолжительность жизни);

толерантность к представителям различных этносов, населяющих страну, и их религиозному мировоззрению.

К политическим условиям становления полиархии относят:

правовое государство;

легитимную представительную власть;

наличие оппозиционных партий, организаций, движений;

политическое участие и политическая активность граждан;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

свободная деятельность СМИ.

Таким образом, сформированные в обществе условия позволяют осуществить переход от авторитарного режима к полиархии. Он включает в себя три стадии: либерализацию; демократизацию; консолидацию.

Первая стадия — либерализация — предполагает ослабление контроля над инакомыслием со стороны государства, повышение уровня политической активности граждан, создание оппозиционных партий, организаций, движений, формирование альтернативных источников информации. Либерализация общества может происходить «сверху», т. е. со стороны государства, либо под давлением масс «снизу».

Вторая стадия — демократизация — заключается в принятии всеми субъектами политического процесса соглашения о правилах политического поведения в процессе политической борьбы — отказ от применения насилия, террористических актов, подкупа и т. д. для решения политических вопросов и достижения поставленных целей.

Третья стадия — консолидация — предполагает объединение всех политических факторов в процессе выборов, проводимых в установленном конституцией порядке и сроках. Демократизация общества не является одномоментным актом, это сложный исторический процесс, обусловленный деятельностью целого ряда факторов. Любое государство, осуществляющее переход от авторитаризма и полиархии, обязано учитывать не только социально-экономические, политические и культурные условия перехода, но и специфику политической истории, географии и культуры страны на протяжении десятков и даже сотен лет. Пренебрежение этой спецификой может привести к распаду страны, что и произошло вначале 90-х гг. ХХ в. в СССР, и что стало угрозой для существования уже самой Российской Федерации. Только с приходом к власти президента В. В. Путина процесс распада страны удалось затормозить за счет укрепления вертикали власти и государственных структур, обеспечивающих национальную безопасность и национальные интересы России.

1.3 Роль и место демократии в государстве

Демократия (греч. demos — народ и kratos — власть) — термин, наиболее часто употребляющийся в современной политике, зародился в Древней Греции в VI-V вв. до н. э. и до сих пор не имеющий однозначного толкования. Так, греческое слово «demos» могло означать у древних эллинов народ, люди, а могло трактоваться как толпа, чернь, беднейшие слои населения. Греческое слово «kratos» переводилось как сила, власть, правление, могущество и даже победа. Различное толкование двух составляющих одного слова уже в эпоху расцвета древнегреческих полисов могло определять сущность демократии как народовластие, участие граждан в делах полиса, собрание полноправных граждан, а могло означать господство низших слоев населения и даже торжество, победа бунтующей черни. Неоднозначность трактовок термина «демократия» отражало борьбу между аристократами и демократами — ремесленниками, крестьянами, торговцами, которые претендовали на активное участие в принятии политических решений. Важным этапом в разрешении конфликта между аристократами и демократами стало избрание в 594 г. до н. э. на должность верховного архонта (высшее должностное лицо Афинского полиса) Солона — сына афинского царя, погибшего в боях с дорийцами. Солон был мудрым и честным человеком, по мнению афинян, и поэтому ему доверили составление новых законов, адекватно отражающих интересы всех слоев афинского общества. Новоизбранный архонт с честью решил поставленные перед ним задачи. Он отменил долговое рабство афинян, вернул проданных в рабство сограждан, отменил долги афинских земледельцев и избрал долговые камни с их земель. Но поистине революционным решением Солона стало деление всех афинских граждан на четыре разряда без учета их происхождения, а по уровню доходов. Так, к первому разряду стали относиться наиболее богатые граждане, которые за свой счет были обязаны содержать и оснащать военный флот Афин. Основной привилегией граждан этого разряда стала возможность претендовать на высшие должности Афинского полиса. Ко второму разряду относились менее богатые граждане Афин, они несли военную службу в коннице и обеспечивали ее боеспособность. К третьему разряду, самому многочисленному, относились афиняне среднего достатка. Они приобретали и отвечали за снаряжение тяжеловооруженных воинов-гоплитов. И, наконец, неимущие свободные граждане Афин несли службу в легковооруженной пехоте или становились гребцами на военных судах. Все свободные граждане Афин имели право участвовать в народном собрании и избираться на различные государственные должности. Граждане первого, второго и третьего разряда были обязаны вносить в афинскую казну деньги на военные и другие нужды, но за это они имели преимущественное право избираться на высшие должностные места Афинского полиса. Неимущие граждане, представители четвертого разряда, освобождались от уплаты денег, но даже они могли быть избраны судьями или военачальниками в силу своих личностных качеств и неординарных способностей. Роль народного собрания в эпоху Солона достигла своего апогея. Деятельность этого афинского царя вошла в историю человечества как Реформы Солона, обеспечившие торжество приемной демократии за счет отмены привилегий афинской аристократии и введения имущественных разрядов. Античная демократия стала первой формой демократии классового общества, она носила на себе отпечатки родоплеменной демократии, в которой вооруженные мужчины, обеспечивающие безопасность всего племени (города-государства) и принимающие жизненно важные решения для всего населения, превращались в его элиту. Роль бесстрашных воинов в афинской демократии была абсолютной, поэтому древнегреческую демократию часто называют военной демократией. Нелишне будет отметить, что отношение к демократии как форме государства со стороны величайших мыслителей Древней Греции — Гераклита, Платона, Аристотеля и других было крайне негативным. Так, Платон в своих трудах «Государство», «Законы» четко формулирует свою позицию в отношении к демократии, считая ее главной бедой политики и наихудшей из форм правления, так как развитие демократии ведет к возникновению охлократии (власти толпы), а затем к тирании. Именно на основе демократии в обществе расцветают наглость и бесстыдство, портятся нравы, изгоняется благоразумие. Этой же точки зрения придерживался ученик Платона Аристотель, который считал идеальной формой государства Политию, объединяющую в себе три элемента — добродетель, богатство и свободу, тем самым отстаивающую интересы как богатых, так и бедных граждан полиса. Свободу Аристотель понимал только как противоположность рабству. В своем труде «Полития» он пишет о том, что граждане Политии не рабы, ими никто не владеет, они занимаются военными, судебными и законосовещательными делами, а сельское хозяйство и ремесло — удел рабов. Несмотря на отрицательную оценку демократии в политике, основы этого феномена не были преданы забвению и получили свое дальнейшее развитие в истории человеческого общества, приобретая новые формы и новое содержание в зависимости от конкретной исторической ситуации.

Вторым этапом в развитии демократии становится средневековая демократия, которая трактовалась как народовластие. Монарх, согласно средневековой демократии, обязан был исполнять закон (справедливость) в интересах народа и от имени народа, который доверил ему власть. Средневековые философы, такие как Фома Аквинский (1225-1274) в своих трудах, продолжая идеи Аристотеля о человеке как «политическом животном» и общем благе как цели государственной власти, признавали право народа восстать против тирана, несоблюдающего закон, т. е. систематически извращающего справедливость. Позже, в XIV-XVI вв., философы пишут о необходимости определения источника власти и суверенитета этого источника, которым, по их мнению, был сам народ. Кроме того, представители этого периода считали необходимым разделение власти на законодательную и исполнительную. Если источником законодательной власти является народ, то исполнителем воли народа становится монарх, согласно мандату, который может быть отозван в любой момент, если властелин не соблюдает справедливость (закон). Позже эти идеи получили свое развитие в трудах Джона Локка (1632-1704). Произведения этого великого английского философа положили начало демократии Нового времени, которая, в свою очередь, была результатом революционных преобразований английского общества в XVII в. Идея суверенной законодательной власти народа нашла свое отражение в процессах конституционализации английской монархии, Билль о правах (1689), Трехлетний Акт о регулярных парламентских выборах (1694), Акт о создании парламента — органа представительной власти общества. Так, впервые в истории человечества были заложены и реализованы основы представительной демократии.

Следующим этапом в развитии феномена демократии стал XVIII век. Рост революционной активности масс против абсолютизма, прокатившийся по всей Европе, нашел свое отражение в установлении республик — аристократических или демократических. Большинство философов эпохи Просвещения, такие как Руссо, Монтескье признавали политическую истину только за демократическими формами республиканского правления, так как только эти формы в состоянии утвердить и реализовать либеральные принципы политической жизни общества. Первым официальным документом демократической республики стала Американская конституция, принятая 17 сентября 1787 г. в Филадельфии на Конституционном Конвенте и впоследствии ратифицированная всеми 13 штатами, существовавшими в тот исторический период времени. Неоценимый вклад в разработку и принятие этого документа внес президент Бенджамин Франклин.

Следующим этапом в развитии демократии стал XIX в., определивший два основных направления этого развития. С одной стороны, расширение социальной базы участников политического процесса за счет введения всеобщего избирательного права и увеличения представительных органов управления в вертикали власти. С другой стороны, формирование Гражданского Общества и правового государства, обеспечивающих гарантии реализации демократических прав и свобод.

Современный этап развития демократии связан с ХХ в., когда республиканская форма правления стала доминирующей во всем мире, а демократические основы, такие как всеобщее избирательное право, политическое и правовое равенство граждан, представительный характер вертикали власти, ее легитимность, плюрализм мнений и свобода политической деятельности, права человека и др. нашли свое отражение в политической жизни большинства государств, если не де-факто, то де-юре. Реализация демократических принципов во многом обусловлена особенностями политической культуры страны, ее историей, религией, а главное — уровнем развития экономики. Именно поэтому на сегодняшний день нет и не может быть единой, универсальной, модели демократического государства, и как бы ни хотелось.

В демократическом государстве могут использоваться различные формы демократической организации органов государственной власти. Демократия государства складывается из соединения форм непосредственной и представительной демократии.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части: непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни (референдум, выборы) или выражение мнения по этим вопросам (обсуждение проектов законов, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и др.). Референдум — это всенародное голосование по законопроектам, действующим законам и другим важным вопросам общегосударственного значения, затрагивающим интересы народа. Институт референдума широко используется в качестве законодательного механизма большинством демократических государств мира. (Родиной референдума принято считать Швейцарию, а первой датой его проведения — 1439 г.)

Представительная (парламентарная) демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей — депутатов, которые призваны выражать волю народа, олицетворять ее. Большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, например, всенародно избираемый президент. Любое демократическое государство строится на принципе сочетания непосредственной и представительной демократии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В демократически организованном обществе государственные формы демократии сосуществуют с негосударственными формами народовластия в виде органов местного самоуправления или в виде различных негосударственных (общественных) организаций, основанных на демократических принципах.

Статья 1 Конституции Российской Федерации провозглашает Россию как «демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», а ст. 3 гласит: «1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». С точки же зрения политических реалий России нужно пройти еще большой путь демократизации государства.

Идеалом развития демократии в масштабе общества является народное самоуправление. Вообще самоуправление — это наиболее полное воплощение демократии для любой социальной общности. Однако применительно к обществу в целом идею замены государства общественным самоуправлением считают, и не без оснований, утопичной, «учитывая многообразие общественной жизни, свободу человека, необходимость для социальной системы принимать по определенным вопросам обязательные для всех решения, приводят к расхождению интересов и устремлений различных людей» (проф. В.П. Пугачев). Однако следует учитывать, что существуют две разновидности самоуправления:

а) когда субъект и объект власти совпадают полностью;

б) когда они совпадают частично.

Властный центр в последнем случае локализован, но включен в объект управления. Пример такого самоуправления мы наблюдаем уже в первобытном обществе: с одной стороны, родовая община (объект управления), а с другой — старейшина или совет старейшин как локализованные, но неотделимые от объекта управления носители (органы) власти. Думается, что именно в этом направлении должны быть ориентированы концепции и приемы демократизации государственно-организованного общества. Такой подход позволит сочетать профессионализм управленцев и контроль населения за властью.

В настоящее время реально существует и достаточно эффективна репрезентативная (представительная) демократия, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Вместе с тем противники представительной демократии отмечают целый ряд ее недостатков:

фактическое отстранение народа от власти в промежутке между выборами и тем самым отход от сути демократии как народовластия;

неизбежную вследствие сложной иерархической системы управления бюрократизацию и олигархизацию власти, отрыв депутатов и чиновничества от рядовых граждан;

приоритетное влияние на политику наиболее сильных групп интересов и прежде всего капитала, сравнительно широкие возможности подкупа должностных лиц;

нарастание в государстве авторитарных тенденций вследствие постепенного оттеснения законодателей исполнительной властью;

слабая легитимация власти вследствие почти полного отчуждения от нее гражда

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

842

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке