Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Идея социализма в воззрениях петрашевцев»

Развитие идей социализма в России связано не только с работами Маркса и Энгельса, а также Октябрьской революцией 1917 года. В первой половине XIX века в нашей стране уже существовали социалистические идеи, которые распространялись различными мыслителями и общественными деятелями.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика социализма как идеи и ее развитие в России

1.1 Сущность и истоки социализма

1.2 Зарождение «русского социализма»

Глава 2. Деятельность кружка петрашевцев и их идеи

2.1 М.В. Петрашевский и его печатно-пропагандистские замыслы

2.2 Характеристика кружка петрашевцев и социалистических идей его членов

2.3 Разгром кружка петрашевцев и аресты

Заключение

Список литературы

Приложение

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Введение

Актуальность темы исследования в курсовой работе заключается в том, что социализм, как идейное и политическое течение имел огромное влияние на мировую политику и историю вообще, а также на политику и историю России в частности. До сих пор идеи социалистов не теряют своей актуальность. В России и за ее пределами существует множество социалистических и политических партий, которые играют значимую роль в общественно-политической жизни этих стран.

Одними из наиболее ярких представителей социалистической мысли в России в первой половине XIX века являлись так называемые «петрашевцы», которые были членами кружка, организованного М.В. Петрашевским. Участники кружка развивали идеи Фурье, Сен-Симона и других мыслителей социалистического толка применительно к практике российской действительности того времени. Участниками кружка Петрашевского были видные представители творческой интеллигенции, в том числе Ф.М. Достоевский.

Данная тема является интересно также и потому, что дает ключи ко многим событиям в общественно-политической жизни России, в том числе и к тем, которые связаны с Октябрьской революцией.

Целью исследования в данной курсовой работе является изучение идеи социализма в воззрениях петрашевцев.

Для достижения поставленной цели, в работе необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть сущность и истоки социализма;
  • дать характеристику началу возникновения «русского социализма»;
  • дать краткую биографическую справку М.В. Петрашевского и рассмотреть его печатно-пропагандистские замыслы;
  • описать вопросы, связанные с функционированием кружка петрашевцев и социалистические идеи его членов;
  • дать описание событиям, связанным с разгромом петрашевцев, арестами и последующей судьбой участников кружка.

Объектом исследования в данной курсовой работе является социализм в идеях петрашевцев.

Предметом исследование выступает проникновение социалистических идей и их развитие в деятельности петрашевцев.

Для написание данной курсовой работы использовались такие методы как сбор и анализ информации, ее синтез и др.

По своей структуре данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, которые разделены на подпункты, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Глава 1. Общая характеристика социализма как идеи и ее развитие в России

1.1 Сущность и истоки социализма

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Социализм (от латинского socialis — общественный) как политическая идеология исторически восходит к многовековым чаяниям масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Следы этой идеологии встречаются уже па ранних ступенях классово организованного человеческого общества: в античном европейском мире, в Китае и Индии, в Северной Африке; она играет заметную роль в Средние века, в Новое время, бросает мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети XIX — первой половине XX в. От многочисленных социальных утопий и эгалитарных теорий прошлого социализм отличают представления о социальных бедствиях как следствии отношений собственности на средства производства, о необходимости соотнесения политических изменений с преобразованиями в социальной сфере.

Еще с древних времен в различных вариантах обыгрывалась легенда о «золотом веке» (общинно-родовых отношениях, не знавших неравенства, эксплуатации и собственности), велись дискуссии вокруг проблем имущественного неравенства и «естественного состояния» общества, полисной демократии и «распределительной справедливости», сложилась утопия кастового коммунизма (Платон).

В раннем христианстве были сильны тенденции общечеловеческого равенства, братства и потребительского коммунизма. Позднее социально-утопические мотивы активно развивались в ересях вальденсов, катаров, бег- гардов, апостольских братьев, лоллардов, таборитов, анабаптистов и других сект. Источником социального неравенства и гнета объявлялось здесь отступничество церкви и господствующих классов от принципов и идеалов первоначального христианства, воскрешались идеалы евангельского строя, составленного из самоуправляющихся общин с аскетической уравнительностью в быту и коммунизмом потребления.

В эпоху Нового времени социализм сбрасывает религиозную оболочку и все больше основывает свои идеи на философии Просвещения. Опора на картезианский рационализм весьма заметна у Д. Уинетенли; Ж. Мелье фактически формулирует программу материализма и атеизма, возрождает проекты общинного патриархального коммунизма; Морелли и Мабли обосновывают коммунизм с позиций теории естественного права. Разработка принципов нового общественного устройства в это время ведется в русле достаточно умозрительных конструкций (часто в форме романов-путешествий, в которых общность имущества у «добродетельных» дикарей противопоставляется сословному и имущественному неравенству европейского общества — Г. де Фуаньи, Верас д’Алле, Гедевиль и др.).

Только в годы Великой французской революции в ходе политизирования и революционизирования морального социализма Г. Бабеф и бабувисты в своей про грамме «Заговора равных» поставили вопрос о практических путях утверждения нового строя, обосновали идею революционной диктатуры как способа коммунистических преобразований.

Свою классическую форму социалистические идеи начали обретать вместе с утверждением капитализма. Противоречия, свойственные незрелым ступеням нового общества, делали его объектом острой социальной критики. Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, разрабатывая пути преобразования социума, главное внимание перенесли на производственно-экономическую сферу, выдвигая на первый план проблему крупного общественного производства, планомерно применяющего достижения науки и техники. Они выступили против характерных для раннего социализма представлений об уравнительности и всеобщем аскетизме и обосновали принципы «распределения по способностям», высказали ряд принципиально важных для последующего развития социалистических идей догадок — об уничтожении противоположности между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, о превращении государства из органа управления людьми в орган управления производством и др.

Сохраняя свою идейную связь с рационализмом XVIII в., критически-утопический социализм впитал в себя и ряд религиозных представлений («новое христианство» Сен-Симона, «новый Моральный мир», основанный на «социалистической религии» Оуэна и т.п.). Не случайно для многих социалистов первой половицы XIX столетия были характерными разработки идей сотрудничества различных классов (в том числе пролетариата и буржуазии), создания отдельных коммун как способа преобразования общественной жизни (оуэнистские коммунистические колонии, фурьеристские ассоциации — фаланги, «икарийские» колонии Кабе и др.).

Социалистические искания в этот период начинают разветвляться на потоки, существенно отличающиеся друг от друга (производственные ассоциации — Бюше, Блан, Пеккер, Леру, или ассоциации эквивалентного товарообмена — Грей, Прудон, рассматриваемые как средство преобразования общества мирным путем на базе экономического сотрудничества классов, с одной стороны; необабувистский коммунизм, возродивший идею немедленного глобального коммунистического переустройства общества посредством революционного переворота и революционной диктатуры и введения последовательной «общности имуществ» — Дезами, Ж.Ж. Пийо, О. Бланки — с другой). К середине XIX в. все эти течения и школы начинают все более заметно вытесняться «научным социализмом» К. Маркса и Ф. Энгельса.

Маркс и Энгельс — фигуры, безусловно, исторического масштаба, оказавшие огромное воздействие на политические процессы в мире. Основной посылкой марксизма стало убеждение в том, что наступление социализма является отнюдь не осуществлением «абстрактных» принципов свободы, справедливости или разума, но закономерным результатом общественно-исторического развития и классовой борьбы. Капитализм, по теории марксизма, усиливая процессы обобществления труда, подготавливает все необходимые материально-технические предпосылки для грядущего преобразования общественного строя. Главным революционным субъектом выступает воспитываемый самим капитализмом пролетариат. Он возглавляет движение трудящихся; будучи интернациональным по своей природе, объединяет вокруг себя силы социального протеста во всем мире и, вооруженный передовыми научными идеями, совершает революционный переворот, означающий вступление человечества в новую эпоху. Осуществляя целый ряд переходных мер при опоре на возможности научно-технического прогресса, общественный характер производства и распределения, а также организующую роль государства, которое после революции впервые начинает выступать как действительный представитель всего общества, революционная власть постепенно подводит к полному утверждению коммунистической ассоциации, где свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех. Тем самым уйдет в прошлое социальное неравенство, общество примет бесклассовый облик, государство «отомрет».

Марксизм имел одно существенное отличие от предшествующей традиции. Впервые в истории на базе социалистических идей возникло мощное политическое движение, объединившее десятки и сотни миллионов своих сторонников. Со времен Маркса о социализме стало возможным говорить не только как о доктрине, но и как о социальной и политической практике — сначала в форме революционного движения, затем — в формах общественного обустройства. Сам марксизм был, впрочем, достаточно многопланов, а местами и противоречив. Показательно, что на его основе стали развивать себя качественно отличные друг от друга тенденции.

Многие элементы учения Маркса сохраняют свое значение и по сей день. Речь идет не только о ряде существенных аспектов коммунистического идеала и даже не о ценностях социал-демократии, продолжающих, как известно, сохранять прочные позиции в системе представлений современного мира.

Далее рассмотрим вопрос о том, как зарождался русский социализм.

1.2 Зарождение «русского социализма»

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Идеи социализма проникали и в Россию. Обличая подражательность дворянского общества, которое петровскими реформами было оторвано от русского народа, Хомяков высмеивал переменчивость общественных настроений от екатерининского к николаевскому времени. Он верно писал о том, как на смену энциклопедистам французского толка пришли немецко-мистические гуманисты, которых в настоящую минуту готовы потеснить «тридцатилетние социалисты». Зачинатель славянофильства заключал: «Грустно только видеть, что эта шаткость всегда готова брать на себя изготовление умственной пищи для народа. Это грустно и смешно, да, к счастью, оно же и мертво, и по тому самому не прививается к жизни». Хомяковское утверждение о том, что социализм в России мертв, что его идеи чужды простому народу, было опрометчиво. Более прав был обладавший поразительной социальной зоркостью Чаадаев, когда утверждал: «Социализм победит не потому, что он прав, а потому, что не правы его противники».

Зарождение интереса к социалистическим учениям относится к началу 1830-х гг. и было связано с тем вниманием, с каким передовые слои русского общества следили за революционными переменами 1830-1831 гг. в Западной Европе, когда впервые социализм вышел на политическую арену. В 1831 г. среди студентов Московского университета сложился кружок, где главную роль играли А.И. Герцен и Н.П. Огарев. Взгляды молодых людей, среди которых были Н.И. Сазонов, В.В. Пассек, Н. X. Кетчер, Н. М Сатин, не отличались определенностью, они проповедовали «свободу и борьбу во все четыре стороны». Члены кружка исповедовали преклонение перед идеалами декабристов и Французской революции, отвергали казенный патриотизм, сочувствовали восставшим полякам, читали западноевропейскую политическую литературу. Через три года после возникновения кружка его члены, обвиненные в пении «пасквильных песен», каковыми власти считали свободолюбивые песни Беранже, были арестованы и сосланы. Кружок Герцена и Огарева стал первым, где вполне определенно проявился интерес к идеям социализма, которые понимались как «целый мир новых отношений между людьми». Члены кружка обсуждали сочинения Фурье и Сен-Симона и, по словам Огарева, клялись: «посвятим всю жизнь народу и его освобожденью, основою положим социализм».

Молодые студенты были далеки от самостоятельной разработки социалистических идей. Столь же далеки от этого были многочисленные русские почитатели романов Жорж Санд, которая воспевала социальное равенство и равноправие женщин. Вместе с тем в обществе постепенно происходили перемены, которые дали основание И.В. Киреевскому заявить, что вопросы политические, занимавшие людей предшествующего поколения, удаляются на второй план и что передовые мыслители «переступили в область вопросов общественных».

Выдающуюся роль в этом процессе сыграл В.Г. Белинский. Литературный критик, чей журнальный дебют пришелся на середину тридцатых годов, он был подлинным властителем дум молодежи. На его статьях воспитывалось не одно поколение. И.С. Аксаков признавал: «Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди вонючего болота провинциальной жизни». В подцензурной печати Белинский умел отстаивать идеи подлинного демократизма, социальной справедливости и личной свободы. Он первым из русских публицистов заговорил о значении социальных вопросов, будущее решение которых он увязывал с отстаиванием прав свободной личности: «Что мне в том, что живет общее, когда страдает личность».

После 1848 г., когда был разгромлен кружок петрашевцев, о котором пойдет речь во второй главе данной курсовой работы, интерес русского общества к идеям социализма не уменьшился. Герцен был непосредственным свидетелем революционных событий во Франции: свержение короля Луи-Филиппа, провозглашение республики, приход к власти последовательных выразителей интересов того класса, который он называл «мещанством» и который в действительности был буржуазией. Он приветствовал крушение старого порядка в Европе, гарантами которого были Николай I и Меттерних. Однако дальнейшее развитие революции стало для Герцена потрясением, его духовной драмой. Он видел, как новые власти ограничивали права простого народа, как республиканский генерал Кавеньяк расстрелял мирную демонстрацию парижских рабочих, выдвигавших социальные требования. Герцен пришел к разочарованию в политической революции и в «мещанской цивилизации» Запада, он утвердился в представлении о противоположности путей развития России и Европы. Духовная драма не означала разочарования в идеалах социализма.

Для Герцена европейские революционные потрясения стали прологом, репетицией будущего. В 1850 г. он обращался к славянофилам как бы от имени западников: «Любой день может опрокинуть ветхое социальное здание Европы и увлечь Россию в бурный поток огромной революции. Время ли длить семейную ссору и дожидаться, чтобы события опередили нас, потому что мы не приготовили ни советов, ни слов, которых, быть может, от нас ожидают? Да разве нет у нас открытого поля для примирения? А социализм, который так решительно, так глубоко разделяет Европу на два враждебных лагеря, — разве не признан он славянофилами так же, как нами? Это мост, на котором мы можем подать друг другу руку».

Строя здание «русского социализма», Герцен, оторванный от России, заблуждался относительно западников и славянофилов. Социализм был чужд Хомякову и Грановскому, Самарину и Кавелину. Крестьянская община, «открытая» славянофилами, была для них не предпосылкой социализма, как для Герцена, но условием, исключающим появление в России пролетариата. Герцена и славянофилов роднила вера в незыблемость общинных устоев. Герцен был уверен: «Уничтожить сельскую общину в России невозможно, если только правительство не решится сослать или казнить несколько миллионов человек».

В исторической перспективе стремление Николая I и его идеологов установить полный контроль над обществом было безрезультатным. Именно в его царствование возникли и идейно оформились либеральное и революционно-социалистическое направления освободительного движения, развитие и взаимодействие которых вскоре стали определять судьбу русской мысли, состояние общественной жизни и, в конечном итоге, судьбу России.

В следующей главе курсовой работе рассмотрим деятельность кружка петрашевцев и их идеи.

Глава 2. Деятельность кружка петрашевцев и их идеи

2.1 М.В. Петрашевский и его печатно-пропагандистские замыслы

ноября 1821 в Петербурге родился Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский. Он родился в семье известного хирурга, который лечил крупных российских деятелей. Сам Александр I был крестником Петрашевского. В 1832-1839 годах Петрашевский походил воспитание в Царскосельском лицее. Несмотря на то, что его учеба была весьма успешной, по причине его эксцентричности и постоянных столкновений юного Петрашевского с начальством, по окончанию лицея ему был присвоен самый низкий чин 14-го класса.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В 1840 году Петрашевский был принят на службу в качестве переводчика в Министерство иностранных дел. Одновременно он поступил на юридический факультет университета, где в 1841 году он получил кандидатский диплом.

С учением французского социалиста-утописта Шарля Фурье Петрашевский познакомился еще в первой половине 40-х годов. Он также хорошо был знаком с трудами сенсимонистов, а также работами английского утописта Роберта Оуэна и немецкого материалиста Людвига Фейербаха. До того, как в Европе произошли революции, значительная часть произведений, которые были написаны передовыми западными мыслителями, не запрещались в России, так как цензорами не сразу был понятно, какой «вред» для государственного устройства могут нести эти идеи. Что касается тех книг, которые были запрещены, то они также различными путями проникали в страну, и Петрашевский сумел составить прекрасную библиотеку, которая состояла из трудов утопических социалистов и демократов.

Для того, чтобы иметь возможность вести пропаганду своих демократических и материалистический идей утопического социализма, Петрашевский принимал участи в издательстве «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка». Благодаря помощи со стороны Валериана Майкова, которому также были близки идеи утопистов, в 1845 году был организован выпуск словаря (до слова «Марионетки»). Небезосновательно можно предполагать, что авторство радикальных статей, таких как «Деспотизм» или «Анархия», скорей всего, принадлежали перу Петрашевского, нежели Майкова. Второй выпуск словаря (до слова «Орден») уже был выпущен под редакцией Петрашевского, который являлся автором большинства статей, которые содержались в этом томе.

В таких статьях как «Организация производства или произведения», «Органическая эпоха», «Овенизм», «Нормальное состояние», «Новатор», «Новаторство», «Непотизм», «Натуральное состояние» были изложены идеи, которые относились к утопическим социалистам. Как подчеркивал Петрашевский вслед за Сен-Симоном, золотой век не остался позади, а находит впереди, исходя из присущего человечеству бесконечного совершенствования. Согласно мнению Петрашевского, идеалом нормального общества должно стать гармоническое и всестороннее развитие личности. Личность не должна приноситься в жертву обществу, а самому общество должно быть организовано таким образом, что оно могло удовлетворить потребности каждого в максимальной степени. Счастье человечества, согласно мнению Петрашевского, может быть достигнуто только в этом случае. В том случае, когда в современном обществе существует господство зла, процветают порок и насилие, люди не являются равными по положению и по состоянию, между ними нарастает вражда, то необходимым является радикальное изменение форм общественной организации. Человечеству следует добровольно объединиться в ассоциации и коллективы, оно должно, по мнению Петрашевского, создать общую собственность на недвижимые ценности, материалы и орудия производства. Также, согласно воззрениям Петрашевского, каждому будет полагаться своя доля дохода пропорционально тому, как он содействовал умножению богатства общества.

Можно сказать, что во втором выпуске «Карманного словаря иностранных слов» Петрашевским были изложены общие принципы, которые относились к утопическому социализму. Этими принципами он объединял учения Оуэна, Фурье и Сен-Симона, выделял общие начала их учений и затушевывал противоречия и разногласия.

Те описания, которые содержались в словаре, были схематическими и обобщенными, но статьи были обильно снабжены Петрашевским ссылками на труды Фурье и иных утопистов. К апрелю 1846 года в книжные магазины поступил второй выпуск словаря. Цензор Крылов был запутан Петрашевским его многочисленными поправками рукописи и вставками, в связи с чем было невозможно понять, что было прочитано и утверждено цензором, что потом, без его ведома, было вписано. Типографическая корректура не была прочитана Крыловым, в связи с чем словарь был выпущен из печати и начал продаваться в совершено бесцензурном виде. В нем, помимо пропаганды социалистических идей, имелось большое число антиклерикальных и антимонархических тирад.

Когда спохватился цензурный комитет и министр народного просвещения граф С.С. Уваров, после чего второй выпуск словаря был запрещен, около 400 экземпляров уже разошлось. Те 1600 экземпляров, которые остались, были уничтожены. Затем, правительством была замечена крамольность, которая содержалась в первом выпуске словаря.

Указанные события являлись первым конфликтом между Петрашевским и самодержавной властью. Однако, этот случай для него завершился безболезненно. Что же касается словаря, то он имел большой успех среди думающей и читающей публики. Так, в 1845 году Белинским была напечатана рецензия, в которой он дал весьма высокую оценку словарю.

После того, как словарь был запрещен, Петрашевский не отказался от своих печатно-пропагандистских замыслов. Весной 1848 года в Петербургской губернии должны были пройти дворянские выборы. Дворяне со всей губернии съезжались для того, чтобы выбрать судебных заседателей, предводителя дворянства и т.п. Перед выборами Петрашевским была отпечатана литографическая записка, которая носила заголовок «О способах увеличения ценности дворянских или населенных имений». В данной записке он предложить разрешить купцам покупать земли помещиков вместе с крестьянами, которые переставали бы быть после этого крепостными. Также он предлагал уравнять таких купцов с помещиками при проведении дворянских собраний. Им также предлагалось организовать на территории страны широкую сеть из сберегательных касс, банков и кредитных учреждений для помощи землевладельцам, а также провести улучшение судопроизводства и надзора за администрацией. Можно сказать, что данное действие представляло собой попытку организовать постепенное преобразования системы крепостного права.

Записка была отпечатана Петрашевским более чем 200 экземплярах. Он проводил раздачу ее дворянам Петербурга, которые съехались для того, чтобы принять участие в выборах. Также он распространял ее и среди участников своего кружка, рассылал знакомым по всей стране — в Ярославскую губернию, Тамбов, Казань, Киев.

Записка Петрашевского была враждебно встречена крепостниками. А.. Потемкин, который был губернским предводителем дворянства и который, по всей видимости донес об этой записке императору, передал Петрашевскому от Николая I устное запрещение вести рассуждение, касаемо подобных предметов. Таким образом была развеяна мечта Петрашевского о публичном обсуждении записки. Вместо этого, он попал под надзор полиции, в связи с чем за ним велась постоянная слежка до самого ареста.

Далее, проведем рассмотрение непосредственно кружка петрашевцев и их социалистических идей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2.2 Характеристика кружка петрашевцев и социалистических идей его членов

петрашевский социализм самодержавный власть

Так называемый «кружок Петрашевского» являлся самой значительной организацией русских утопических социалистов. Кружок начал создаваться осенью 1845 года. Участники кружка назывались петрашевцами, в честь имени своего основателя. В него входили переводчики и публицисты, писатели, учителя, офицеры, чиновники.

Начиная с весны 1846 года у собраний в доме Петрашевского стал появляться систематический характер. Для этих собраний был выбран определенный день, которым являлась пятница. Первоначально в кружок входило немного участников, которых было 10-15 человек. Но эти люди представляли собой цвет интеллигентной молодежи Петербурга того времени.

В первый период, который характеризуется 1845-1846 гг. кружок посещали:

М.Е. Салтыков, являвшийся в будущем знаменитым сатириком Салтыковым-Щедриным, а в то время — начинающим писателем;

В.Н. Майков, который редактировал первый выпуск «Словаря иностранных слов». Майков также являлся талантливым критиком и публицистом, а также пропагандистом ранних произведений Достоевского;

А.Н. Плещеев, который уже в то время был известным поэтом и автором произведения, которое являлось своеобразным гимном радикальной молодежи 40-х годов — «Вперед! Без страха и сомненья…»;

А.П. Баласогло, который был поэтом, прозаиком, очеркистом, а также одним из самых близких друзей Петрашевского;

А.В. Ханыков, который являлся студентом Петербургского университета, но был уволен за неблагонадежность в 1847 году. Он являлся одним из первых идейных учителей Н.Г. Чернышевского;

Н.Я. Данилевский, который был молодым естественником и философом, а также прекрасным знатоком трудов Фурье.

Во втором зимнем сезоне, который имел место быть в период 1846-1847 гг., собрания у Петрашевского начинают посещать не менее примечательные лица:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Ф.М. Достоевский, который был уже в то время известен для всей читающей России благодаря своим повестям «Двойник» и «Бедные люди»;

Аполлон Майков, который уже являлся видным поэтом и был братом Валериана Майкова;

Аполлон Григорьев, который являлся автором ряда бесцензурных стихотворений, которые носили радикальный характер. К учению Фурье он относился скептически, но был горячим проповедникам идей христианского социализма Пьера Леру и Жорж Санд, который возник за счет своеобразной эволюции сенсимонизма.

Следующий сезон кружка, который характеризуется промежутком 1847-1848 гг., принял в свои ряды:

писателей С.Ф. Дурова и А.И. Пальма, которыми вскоре был организован собственный кружок;

братьев К.М. и И.М. Дебу, которые являлись чиновниками министерства иностранных дел и интересовались социальными проблемами;

П.А. Кузьмина, который являлся штабс-капитаном и офицером Генерального штаба. Он отличался чрезвычайным умом и находчивым поведением в период следствия;

Н.А. Спешнева, который был одним из выдающихся петрашевцев.

Последний период существования кружка в 1848-1849 гг. характеризуется тем, что его участниками стаи еще несколько активных и видных деятелей:

Н.А. Момбелли и Ф.Н. Львов, которые являлись офицерами. Их собственный кружок запретило военное начальство;

И.Л. Ястржемский, который был преподавателем политической экономии и статистики;

Н.П. Григорьев, который являлся офицером конной гвардии;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

П.Н. Филиппов, который был студентом и автором документа «Десять заповедей», в котором библейские заповеди были переделаны в духе революции. Данный документ имел весьма большой антикрепостнический накал;

Д.Д. Аъшарумов, который являлся востоковедом и чиновником министерства иностранных дел. В будущем он стал наиболее обстоятельным мемуаристом, который оставил подробные воспоминания о деле петрашевцев.

С самого своего начала петрашевские «пятницы» носили социалистический и просветительский характер. Петрашевский на этих встречах вел активную пропаганду принципов учений социалистов-утопистов. Наполненные свободомыслием посетители, расходились от него далеко за полночь.

В скором времени, «пятницы» Петрашевского получили в Петербурге широкую известности. Как правило, их посещало около 20 человек.

Петрашевцами решительно осуждалось крепостное право и самодержавие. Они видели идеал политического устройства в республике, а также ими намечалась программа, связанная с широкими политическими преобразованиями. В 1848 году М.В. Петрашевским был создан «Проект об освобождении крестьян». Данный проект предполагал безвозмездно и безусловно освободить крестьян с тем наделом земли, который ими обрабатывался. Радикальная часть петрашевцев считала, что назрела необходимость восстания, в качестве движущей силы для которого рассматривались крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

В своих литературно-эстетических взглядах петрашевцы не придерживались полного единства. Эти взгляды не успели стать стройной системой, так как они были отражением переходного характера данного движения. Данные расхождения можно отметить как на собраниях кружка, так и в последующих выступлениях его участников. Ряд участников кружка ощущал односторонность взглядов, которых придерживался Петрашевский. Например, против них были возражения у Достоевского. Те идеи, которые были у петрашевцев нашли свое отражение в достаточно полной степени в их литературном творчестве. В качестве первого поэта кружка можно назвать А.Н. Плещеева, который являлся автором сборника «Стихотворения» (1846), представлявшем собой поэтический манифест петрашевцев. В то же время В. Майковым было разъяснено в «Отечественных записках» значение плещеевской лирики, которая была связан с лермонтовской традицией в разработке темы поэта как пророка, а также темы узника и странника. В лирике Плещеева можно также обнаружить и мотивы, которые соответствуют идеям Фурье. Можно сказать, что лермонтовское влияние является характерным также для стихов петрашевца А.А. Пальма, который соединял социально-утопические мотивы с обращениями к тематике фольклора. Отражение идей Фурье также можно обнаружить в стихотворных набросках, которые были сделаны Д.Д. Ахшарумовым.

Социальные мотивы, которые относятся к ранней прозе Достоевского, также можно связать с участием в кружке. М.Е. Салтыков считал, что участие в кружке, а также «школа идей» Белинского являлись самыми важными событиями для его творческого развития. Немалая роль социалистическим идеям 40-х годов отводится также в формировании взглядов Н.Г. Чернышевского, который принимал участи в студенческие годы в одном из кружков, который был связан с петрашевцами. Именно активный деятель кружка — А.В. Ханыков — впервые познакомил Чернышевского с учением Фурье и взглядами Фейербаха.

Далее, рассмотрим как закончил свое существование кружок петрашевцев и какая судьба постигла его членов.

2.3 Разгром кружка петрашевцев и аресты

В марте 1848 года опытный чиновник особых поручений Липранди получил задание от министра внутренних дел Перовского заняться разработкой дела дворянина Петрашевского. Первые месяцы поисков не дали никаких результатов. Заговора не было, но Липранди чувствовал он может возникнуть. В прошлом он являлся опытным военным разведчиком российской Южной армии. Он на практике был знаком с агентурной работой начиная с войны 1812 года, когда его назначили в захваченном русской армией Париже заведовать русской военной агентурой.

Тот факт, что 27-летний Петрашевский столкнулся с опытным 58-летним сыщиком стоил ему свободы, а впоследствии и жизни. Для внедрения в кружок Липранди вскоре познакомился с Антонелли, который согласился на роль провокатора.

Вскоре произошло знакомство Антонелли с Петрашевским. Агент смог сыграть свою роль, и Петрашевский попался в расставленные для него сети.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В своем докладе Липринди писал о том, что члены общества предполагали воздействовать на массы путем пропаганды. Для этого на собраниях велись рассуждения, касательного того, вызвать во всех классах народа негодование против правительства, как осуществить вооружение крестьян против помещиков, а чиновников настроить против их начальства. Также, в докладе Липранди содержится информация о том, что на собраниях рассматривались направления использования фанатизма раскольников. Заговорщики рассматривались направления по разрушению всяких религиозных чувств, они рассматривали направления работы в Малороссии, Польше, Финляндии, в Остзейских губерниях, в Сибири и на Кавказе. Согласно докладу Липранди, на основании полученных сведений у него сложилось мнение о том, что имеет место быть не столько отдельный и мелкий заговор, сколько план общего движения, разрушения и переворота, который является всеобъемлющим.

Однако, стоит признать, что деятельность кружка, на самом деле, заключалась вовсе не в заговорах, а исключительно в разговорах.

Можно отметить поразительную жестокость приговора по делу петрашевцев. 21 человек были приговорены судом к расстрелу, среди которых был также и начинающий писатель Ф.М. Достоевский. 22 декабря 1849 года приговоренные были выведены на площадь, после чего на них надели предсмертные рубахи.

Но, ввиду различных смягчающих обстоятельств, в том числе и в связи с раскаянием всех подсудимых, суд счел возможным уменьшить им наказания. Таким образом, в результате смягчения наказаний, Петрашевский получил каторгу без срока, Достоевский был приговорен к каторге на 4 года с последующей отдачей в рядовые. Остальные участники кружка получили меньшие сроки наказания.

Спустя три дня после приговора, Петрашевского отправили в Восточную Сибирь.

После того, как была проведена расправа с петрашевцами, общественная жизнь в России замерла. Период 1848-1855 года вспоминается современниками как «мрачное семилетие».

Отправка в Сибирь стала весьма суровым испытанием для петрашевцев. Приговор и сибирская каторга привели Достоевского к душевному перелому, отказу от революционно-социалистических идей, привели также к нарастанию у его религиозных настроений. Другие соратники Петрашевского также осудили уроки из своего прошлого.

В 1856 году Петрашевский вышел на поселение и продолжал жить в Иркутске, сотрудничал с местными газетами давал уроки. Он безрезультатно пытался добиться пересмотра своего приговора и восстановить свои права.

Петрашевский оставался непримиримым врагом самодержавно-крепостнического строя, писал письма в Петербург о незаконных действиях местных властей, пытался разбираться в судах с местными чиновниками вплоть до самой своей смерти от кровоизлияния в мозг.

Заключение

В завершение курсовой работы можно сделать следующие выводы.

Социализм, как общественно-политическое течение зародился в Европе. Свою классическую форму социализм приобрел в трудах таких мыслителей как Клод Анри де Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В последствие, идеи социализма были дополнены работами Маркса и Энгельса, что превратило его в сформированное политическое течение, до сих пор не утратившее свою актуальность.

В Россию социализм начал проникать в связи с распространением работ Фурье и Сен-Симона. Одними из первых идеологов российского социалистической мысли можно назвать Огарева и Герцена.

Активное развитие в интеллектуальных кругах социализм получил благодаря деятельности так называемого «кружка петрашевцев», основателем и лидером которого являлся Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский.

С учением французского социалиста-утописта Шарля Фурье Петрашевский познакомился еще в первой половине 40-х годов. Он также хорошо был знаком с трудами сенсимонистов, а также работами английского утописта Роберта Оуэна и немецкого материалиста Людвига Фейербаха. До того, как в Европе произошли революции, значительная часть произведений, которые были написаны передовыми западными мыслителями, не запрещались в России, так как цензорами не сразу был понятно, какой «вред» для государственного устройства могут нести эти идеи. Что касается тех книг, которые были запрещены, то они также различными путями проникали в страну, и Петрашевский сумел составить прекрасную библиотеку, которая состояла из трудов утопических социалистов и демократов.

Кружок начал создаваться осенью 1845 года. Участники кружка назывались петрашевцами, в честь имени своего основателя. В него входили переводчики и публицисты, писатели, учителя, офицеры, чиновники.

Начиная с весны 1846 года у собраний в доме Петрашевского стал появляться систематический характер. Для этих собраний был выбран определенный день, которым являлась пятница. Первоначально в кружок входило немного участников, которых было 10-15 человек. Но эти люди представляли собой цвет интеллигентной молодежи Петербурга того времени.

Петрашевцами решительно осуждалось крепостное право и самодержавие. Они видели идеал политического устройства в республике, а также ими намечалась программа, связанная с широкими политическими преобразованиями. В 1848 году М.В. Петрашевским был создан «Проект об освобождении крестьян». Данный проект предполагал безвозмездно и безусловно освободить крестьян с тем наделом земли, который ими обрабатывался. Радикальная часть петрашевцев считала, что назрела необходимость восстания, в качестве движущей силы для которого рассматривались крестьяне и горнозаводские рабочие Урала.

В результате операции властей, кружек петрашевцев был разгромлен. Члены кружка, включая и самого Петрашевского, были сосланы на каторгу.

Список литературы

.       Боханов А.Н., Горинов М.М. и др. История России (с древнейших времен до конца XX века). М.: ООО «Издательство ACT», 2011.

.       Горяйнов С.Г., Егоров А.А. История России / Словарь-справочник. — Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2012.

.        Дулов А.В. Петрашевцы в Сибири. — Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та, 2012. — 300 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Егоров Б.Ф. Петрашевцы. — Спб.: Наука, 2012. — 236 с.

.        Зырянов П.Н. История России, XIX век. — 4-е изд. — М.: Просвещение, 2012.

.        История политических и правовых учений. Учебник для вузов / Под редакцией докт. юрид. наук, профессора О.Э. Лейста. М.: Издательство «Зерцало», 2015. — 568 с.

.        История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. акад. РАН, д. ю. н., проф. В.С. Нерсесянца. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2014. — 944 с.

.        Курьянов М.А., Наумова М.Д. . Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2012. 80 с.

.        Лейкина-Свирская В.Р. Петрашевцы. — М.: Мысль, 2012. — 166 с.

.        Марченко М.Н. Политология. Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2013. — 683 с.

.        Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. — М.: «Проспект», 2013.

.        Первые русские социалисты. Воспоминания участников кружков петрашевцев в Петербурге. / Составитель Егоров Б.Ф. — М.: «Проспект», 2012.

.        Петрашевцы об атеизме, религии и церкви: Сб. / Сост. и ред. В.Р. Лейкина-Свирская. — М.: Мысль, 2011. — 269 с.

.        Пронин Э.А. . Политология. Конспект лекций.. — М.: МИЭМП,2005. — 70 с. — 2015 год

.        Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. — Ставрополь: Кавказский край, 2013.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.        Философские и общественно-политические произведения петрашевцев / Под ред. В. Евграфова. — М.: Госполитиздат, 2011. — 824 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

620

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке