Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Институт опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми»

Государственная политика в отношении детей является важнейшей государственной задачей и предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства. В соответствии с Конституцией и гражданским законодательством РБ права и свободы граждан являются неотчуждаемыми, но осуществляются ими в полном объеме с момента достижения совершеннолетия.

Содержание

Введение

. Понятие, основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

.1 Понятие и значение института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

. Субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности

.1 Органы опеки и попечительства

.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности

. Изменение и прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

.1 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей

.2 Прекращение опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Заключение

Список использованных источников

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Введение

Государственная политика в отношении детей является важнейшей государственной задачей и предусматривает всестороннюю гарантированную защиту государством и обществом детства, семьи, материнства. В соответствии с Конституцией и гражданским законодательством РБ права и свободы граждан являются неотчуждаемыми, но осуществляются ими в полном объеме с момента достижения совершеннолетия.

За последнее время деятельность по формированию и развитию правовых основ защиты прав и интересов ребенка, профилактики социальной дезадаптации детей и подростков активизировалась. Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, положение детей в республике осложняется многими негативными тенденциями, которые не удалось преодолеть за прошедшее время. Одной из самых острых остается проблема социального сиротства, основной причиной которого является лишение родителей родительских прав.

По данным Министерства статистики и анализа Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2015 года на воспитании в опекунских семьях находилось 11 528 детей. В то же время в 2015 году с опеки возвращено 359 воспитанников опекунских семей: 134 воспитанника устроено в детские интернатные учреждения, 10 — переведены в детские дома семейного типа, 215 — переведены на другие формы семейного воспитания .Статистические данные не указывают на причины возврата. Однако исходя из закрепленных в законодательстве норм относительно данной проблемы, можно сделать вывод, что основаниями послужили либо отстранение опекуна или попечителя от выполнения им своих обязанностей, либо его освобождение, так как случаи прекращения опеки не влекут перевод детей на другие формы устройства.

Опека (попечительство) была и остается наиболее распространенной правовой формой устройства несовершеннолетних граждан. В этой форме заложен огромный положительный потенциал, позволяющий устроить судьбу нуждающегося в социальной заботе гражданина наилучшим способом, с одной стороны, наиболее приближенным к проживанию в семье, а с другой стороны — обеспечивающим контроль за соблюдением прав и интересов гражданина. Этим и определяется актуальность данной работы.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в области установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Предмет исследования — проблемы института опеки и попечительства, имеющих своей целью обеспечить реальную защиту несовершеннолетних детей.

Цель исследования состоит в рассмотрении понятия и значения института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми, оставшихся без попечения родителей.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

— рассмотреть понятие и значение института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

раскрыть основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми;

охарактеризовать субъектов отношений опеки и попечительства, таких как органы опеки и попечительства, опекунов и попечителей;

рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия освобождения и отстранения опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

рассмотреть законодательно закрепленные порядок и условия прекращения опеки и попечительства;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Методологической основой исследования являются диалектический, системный методы. Применение методов анализа и синтеза. Кроме того в рамках работы использовались также частные методы познания (формально-юридический, статистический). Источниками информации для написания данной работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды таких известных специалистов как: Муратова С.А., Крашенинникова П.В., Пчелинцева Л.М., Михеева Л.Ю.

Нормативную базу курсовой работы составили: Конституция Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Кодекс Республики Беларусь о браке и семье, также иные нормативно-правовые акты, относящиеся к курсовой работе.

Структура курсовой работы включает в себя: титульный лист, введение, три главы, заключение, список использованных источников.

1. Понятие, основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

.1 Понятие и значение института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Работа с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, — это постоянный, активный и деятельный процесс, который начинаются с момента потери ребенком семейного окружения и возложения на государство заботы о дальнейшем жизнеустройстве сироты. В Республике Беларусь уже сложилась и эффективно действует система правовых механизмов, направленных на создание условий для реализации прав и защиты законных интересов детей.

В соответствии со статьей 32 Конституции Республики Беларусь брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей. Для этого сформирована широкая законодательная база. Она включает Кодекс Республики Беларусь «О браке и семье», Законы «О правах ребенка». «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей», «О гарантиях по социальной защите детей — сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и многие другие документы.

Каждый участник правовых отношений, в том числе и гражданин, должен обладать правосубъектностью. Она складывается из двух составляющих: правоспособности и дееспособности.

Гражданская правоспособность, то есть способность иметь гражданские права и обязанности признается в равной мере за всеми гражданами; она возникает в момент рождения человека и прекращается с его смертью. Содержание правоспособности граждан определяется в соответствии со статьей 16 Гражданского Кодекса Республики Беларусь (далее ГК РБ) и состоит в возможности обладания широким спектром личных и неимущественных прав.

Помимо правоспособности, присущей каждому в силу факта рождения и являющейся неотчуждаемой, граждане при наличии предусмотренных законом обстоятельств обладают также и дееспособностью. Последняя выражается в способности собственными действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Гражданская дееспособность возникает в полном объеме по достижению совершеннолетия, то есть восемнадцатилетнего возраста (исключением является заключение брака до достижения указанного возраста или принятие решения об эмансипации)[2].

Однако возможны ситуации, когда гражданин в силу своего малолетнего возраста или психического расстройства не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права и обязанности и защищать свои законные интересы. В этих случаях он нуждается в посторонней помощи, оказание которой и является целью установления опеки или попечительства.

Таким образом, институт опеки и попечительства — это форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов[11].

В соответствии со ст.32 ГК РБ под опекой понимается форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет) и признанных судом недееспособными, при которой назначенные органом опеки и попечительства опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Под попечительством, согласно ст.33 ГК РБ понимается форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, а также граждан, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками, наркотическими средствами, психотропными веществами, их аналогами. Попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими определенных действий.

К несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, относятся дети, родители которых умерли, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах или признаны недееспособными. Отсутствие родительского попечения может быть вызвано также болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, длительным отсутствием родителей (в связи с командировкой, отбыванием наказания в местах заключения и т.п.), уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов .

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Институт опеки и попечительства основан на нормах не только семейного, но и гражданского права. В ГК нормы об опеке и попечительстве входят в состав различных институтов: дееспособность граждан, представительство, сделки, обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

Кроме того, в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее КоБС) содержатся общие положения об установлении и прекращении опеки и попечительства над гражданами. В КоБС нормы об опеке и попечительстве образуют самостоятельную главу и регламентируют опеку и попечительство как форму устройства и семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, соответственно определяются права и обязанности опекунов (попечителей) и права несовершеннолетних детей, находящихся под опекой (попечительством).

Так как не все граждане (физические лица) способны самостоятельно осуществлять свои права и исполнять обязанности в силу недостатка дееспособности или ее полного отсутствия. Для восполнения недостающей или отсутствующей у таких граждан дееспособности и для защиты их прав и интересов используется институт опеки и попечительства. Следовательно, опека и попечительство являются одной из форм осуществления государственной защиты личности.

Этот институт позволяет приобретать и реализовать гражданские права и обязанности за исключением тех, которые носят сугубо личный характер и не могут быть осуществлены через представителя недееспособными или не полностью дееспособными людьми с помощью полностью дееспособных людей, действующих в роли опекунов и попечителей.

С помощью опеки и попечительства государство защищает как личные, так и имущественные права, интересы граждан, которые сами сделать это не могут, а для несовершеннолетних опека (попечительство) — еще и способ их устройства на воспитание в семью.

Опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители над несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет дают согласие на совершение тех сделок, которые по закону несовершеннолетний не вправе совершать самостоятельно[2].

Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать, а попечитель — давать согласие:

·на совершение сделок по отчуждении.;

·на совершение сделок по обмену или дарению имущества подопечного;

·на сдачу имущества подопечного:

-в аренду (в наем);

-в безвозмездное пользование;

-в залог;

·на сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

·на раздел имущества;

·на выдел из него долей;

·на любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного;

Разрешение на заключение договоров и совершение других юридических действий, дается в письменной форме каждый раз, когда возникает необходимость совершить такое действие (ст. 161 КоБС).

«Формы воспитания — это варианты организации конкретного воспитательного акта. Например, разъяснительная беседа родителей о правилах поведения в общественных местах, совместная акция взрослых и детей по благоустройству своего дома, озеленению двора» [1, с. 44].

Сложно согласиться с тем, что опека и попечительство являются именно формой воспитания несовершеннолетних. В отношении несовершеннолетнего опекуны и попечители осуществляют деятельность по следующим направлениям: охрана личности и здоровья подопечных, защита их прав и законных интересов (ст.157 КоБС), воспитание несовершеннолетних (ст. 158 КоБС); представительство несовершеннолетних и совершение от их имени сделок (ст. 160 КоБС); распоряжение текущими доходами (поступлениями) подопечных (ст. 164 КоБС).

Таким образом, воспитание ребенка — лишь одно из направлений деятельности опекунов и попечителей, которые в отношении несовершеннолетних вправе и обязаны в рассматриваемом направлении по воспитанию заботиться о физическом развитии и обучении, определять способы воспитания, готовить к общественно полезному труду, выбирать учреждения образования и формы обучения ребенка до получения им общего среднего образования и обеспечить получение ребенком общего базового образования, не препятствовать общению ребенка с родителями и другими близкими родственниками. «Форма устройства» и «форма воспитания» определены исследователями по-разному. Л.М.Пчелинцева под опекой и попечительством понимает форму устройства [10, с. 317], А.И.Пергамент — форму воспитания [15, с. 7].

Представляется, что устройство несовершеннолетнего, оставшегося без попечения родителей, следует понимать как организуемую государственными органами через соответствующие виды устройства заботу о ребенке, осуществление которой возможно в трех формах: институциональной, индивидуальной, сметанной.

Системное представление об устройстве несовершеннолетнего на попечение нуждается в совершенствовании. К осуществляемой заботе о ребенке, определяемой в законодательстве как «форма устройства», следует применять термин «вид устройства».

Осуществление заботы о несовершеннолетнем гражданами в условиях семьи, либо государственными учреждениями, либо посредством комбинации обоих вариантов является критерием для разграничения различных способов существования заботы.

Выделяют следующие формы устройства ребенка. Институциональная форма обеспечивается попечением государственных учреждений (передача на попечение юридических лиц). Индивидуальная форма устройства состоит в передаче ребенка на основании документов, выданных государственными органами, на попечение одиноко проживающих граждан либо семей. Смешанная форма, устройства представляет собой комбинацию институциональной и индивидуальной форм. Она состоит в распределении заботы о здоровье, обучении, воспитании несовершеннолетнего, в том числе реализации мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, менаду несколькими субъектами. При этом законным представителем ребенка является лишь один из таких субъектов.

Выделение индивидуальной заботы о несовершеннолетнем, оставшемся без родительского попечения, как заботы, осуществляемой в условиях семьи, имеет исторические корни. Выделение форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в законодательстве прямо не отражено. Однако на практике применяется подход, выделяющий формы и виды устройства [9]. Однако более правильным представляется выделение именно институциональной, индивидуальной и смешанной форм. Применение таких понятий позволяет отразить наработанный практикой опыт. Термины «государственная опека» и «частная опека» не отражают содержания обозначаемых ими понятий, так как опека и попечительство всегда устанавливаются государственными органами, опекуны и попечители назначаются ими же, контроль за деятельностью опекунов и попечителей также осуществляется государственными органами. Поэтому применение терминов «государственная опека» и «частная опека» как бы предполагает существование частной опеки, что не соответствует действительности. Легальное закрепление нормы о том, что устройство осуществляется в трех предложенных формах, позволит систематизировать представление об устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и отразить виды, устройства таких детей в рамках трех форм устройства.

Институциональная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами устройства: детские интернатные учреждения; государственные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации; учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.

Индивидуальная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами: усыновление, опека и попечительство, приемная семья, детский дом семейного типа, детская деревня.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Смешанная форма устройства несовершеннолетних представлена такими видами, как патронатное воспитание и воспитание несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в воинских частях.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, родителей, подлежат устройству по институциональной форме при отсутствии возможности их устройства по индивидуальной форме. Видами институционального устройства являются детские интернатные, учреждения, государственные, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации, государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического, среднего специального, высшего образования.

Допускается применение смешанной формы устройства. Видами смешанного устройства с распределением заботы о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, являются патронатное воспитание и воспитание несовершеннолетних граждан Республики Беларусь в воинских частях в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь.

Таким образом, «форма воспитания» раскрывает сущность одного действия — воспитания, под которым понимается «целенаправленный и сознательно осуществляемый процесс организации стимулирования деятельности личности по овладению общественным опытом и определяющий формирование у нее необходимых качеств» [15, с. 125].

Реализация воспитания не обусловлена соблюдением строго установленных законодательством норм и правил, в отличие от «форм устройства». Формы устройства и формы воспитания имеют общие точки соприкосновения лишь при избрании форм, методов и средств воспитания несовершеннолетнего подопечного.

В связи с этим выделяют два понятия: «опека над несовершеннолетними» и «попечительство над несовершеннолетними». Опека над несовершеннолетними и попечительство над несовершеннолетними имеют разное содержание, что обусловлено объемом правомочий опекунов и попечителей, а также дееспособности несовершеннолетних. Опекун и попечитель осуществляют заботу о несовершеннолетнем. Забота опекуна о несовершеннолетнем выражается в выступлении от лица последнего, осуществлении его прав, исполнении его обязанностей, его воспитании. Забота попечителя, состоит в оказании содействия несовершеннолетнему в осуществлении прав и исполнении обязанностей.

Таким образом, можно сделать вывод, что под опекой над несовершеннолетними следует понимать вид устройства несовершеннолетнего в возрасте до четырнадцати лет, лишенного родительской заботы (опекаемый), в государственное учреждение или семью гражданина (опекуна) по решению органа опеки и попечительства с целью осуществления заботы о несовершеннолетнем, его воспитания, защиты имущественных и личных неимущественных интересов, осуществления нрав и исполнения обязанностей несовершеннолетнего.

Попечительством над несовершеннолетними — вид устройства несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, лишенного родительской заботы (подопечный), в государственное учреждение или семью гражданина (попечителя) по решению органа опеки и попечительства для заботы о несовершеннолетнем посредством оказания содействия подопечному в осуществлении им своих прав и исполнении обязанностей.

Видится целесообразным применение единого термина в случаях, когда необходимо кратко отразить одновременно суть опеки над несовершеннолетними и попечительства над несовершеннолетними, — «попечение над несовершеннолетними», под которым предлагается понимать заботу о несовершеннолетнем путем его устройства под опеку или попечительство. Данные предложения направлены на оптимизацию отношений по опеке и попечительству над несовершеннолетними. Совершенствование представления об этих понятиях обусловлено изменениями социально-экономических, демографических, иных условий и обстоятельств, которым не соответствует традиционная модель опеки и попечительства.

Можно сказать, что институт опеки и попечительства направлен на обеспечение защиты интересов недееспособных и ограниченно дееспособных граждан в частно — правовой сфере.

1.2 Основания и порядок установления опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

опека попечительство право несовершеннолетний

Опека и попечительство устанавливаются в случаях, предусмотренных ГК РБ. Законодательством установлено, что опека устанавливается над малолетними детьми, т.е. детьми, не достигшими четырнадцати лет (ст.32 ГК и ст.144 КоБС), а попечительство — над несовершеннолетними детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет (ст.145 КоБС и ст.33 ГК).

Опека и попечительство устанавливаются по решению органов опеки и попечительства, указанных в части первой статьи 143 настоящего Кодекса, в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

При решении органом опеки и попечительства вопроса о назначении лица опекуном или попечителем ребенка должны учитываться также следующие обстоятельства:

а) способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя);

б) его личные и нравственные качества;

в) отношения между ним и ребенком, нуждающимся в опеке или попечительстве; г) отношение к ребенку членов семьи опекуна (попечителя);

д) если это возможно, желание самого ребенка

Критерии, по которым должна оцениваться способность лица к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), законодательно не определены, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае с учетом обстоятельств различного характера (возраст опекуна, попечителя, образование, род занятий и т.п.) [14]. Безусловно, что функции опекуна (попечителя) проще выполнять человеку, имеющему определенные навыки воспитания собственных детей либо располагающему необходимыми для этого качествами в силу своего жизненного опыта, образования либо специальной подготовки. Многое зависит и от сложившихся у кандидатов в опекуны (попечители) отношений с ребенком, поскольку доброта, чуткость и взаимопонимание позволяют компенсировать отсутствие у опекуна (попечителя) специального образования.

По возможности орган опеки и попечительства должен учитывать и желание самого ребенка, особенно когда ребенок в силу возраста и уровня развития в состоянии его осознанно выразить, хотя данное требование и не является обязательным. В отличие от усыновления при передаче ребенка под опеку (попечительство) его желание или нежелание иметь своим опекуном (попечителем) конкретное лицо правового значения не имеет, даже если ребенку исполнилось десять лет. Однако в ситуации, когда ребенок негативно относится к кандидату в опекуны (попечители), важно выяснить причины такого отношения и вынести решение по возможности с учетом мнения ребенка. Требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, устанавливаются КоБС РБ, а при установлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетних граждан также ГК РБ. Соблюдение предусмотренных ГК и КоБС требований к личности опекуна (попечителя) направлено не только на обеспечение выполнения им своих обязанностей, но и на предотвращение возможных фактов насилия, оскорбления и иных противоправных действий в отношении детей, находящихся под опекой (попечительством), со стороны опекуна (попечителя) или членов его семьи. На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.

На практике опекунами (попечителями) чаще всего назначаются близкие родственники ребенка (дедушка, бабушка, тетя, дядя, брат, сестра и т.п.), тогда удается наиболее оптимально учесть требования к личности опекуна (попечителя) и желание самого ребенка [14]. Однако и в этом случае закон не делает каких-либо исключений, позволяющих принять решение о назначении родственника ребенка его опекуном (попечителем) при наличии предусмотренных законодательством препятствий.

Орган опеки и попечительства может назначить ребенку опекуна (попечителя) и по просьбе самих родителей, если они по каким-либо причинам (длительная командировка, болезнь и т.п.) не могут лично осуществлять воспитание ребенка. При этом родители могут предложить органу опеки и попечительства кандидатуру опекуна (попечителя). Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают с момента вынесения органом опеки и попечительства решения о его назначении. Опекуну (попечителю) выдается опекунское удостоверение, ему разъясняются его права и обязанности, передаются необходимые документы подопечного. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан осуществлять постоянный контроль за деятельностью опекунов (попечителей) и оказывать им необходимую помощь в воспитании подопечных и решении других вопросов.

Сказанное позволяет утверждать, что в основе различения опеки и попечительства над несовершеннолетними лежит не только возраст подопечного, но и объем его дееспособности, который в конечном счете влияет на объем прав и обязанностей опекунов и попечителей. Возраст подопечного, а в некоторых случаях и его психическое состояние являются правообразующими условиями наряду с другими основаниями для установления опеки и попечительства. Непосредственным основанием к установлению опеки и попечительства над несовершеннолетними служат отсутствие у них родителей, усыновителей, признание в судебном порядке этих лиц безвестно отсутствующими либо объявление их умершими, лишение судом родителей родительских прав, а также иные случаи, когда такие граждане остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

2. Субъекты института опеки и попечительства, их права и обязанности

.1 Органы опеки и попечительства

В соответствии со статьей 143 КоБС РБ органами опеки и попечительства являются местные исполнительные и распорядительные органы. Органы опеки и попечительства осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов.

Осуществление функций по опеке и попечительству возлагается:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

·в отношении несовершеннолетних — на управление (отдел) образования районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе, а в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, — на комиссию по делам несовершеннолетних районного, городского исполнительного комитета, местной администрации района в городе по месту нахождения ребенка;

·в отношении совершеннолетних лиц, которые признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, — на управление здравоохранения областного исполнительного комитета, Комитет по здравоохранению Минского городского исполнительного комитета.

Органы опеки и попечительства и органы, осуществляющие функции по опеке и попечительству, по вопросам, отнесенным к их компетенции, принимают решения, которые имеют обязательную силу для физических и юридических лиц всех форм собственности [6].

Для установления опеки (попечительства) органы опеки и попечительства должны располагать информацией о необходимости их участия в оказании помощи недееспособному, ограниченно дееспособному лицу. Источником получения этой информации могут служить сигналы органов социальной защиты, правозащитных органов, суда, прокуратуры, заявления соседей, родственников и просто посторонних граждан. Эти сигналы немедленно должны проверяться органами опеки и попечительства по месту нахождения нуждающегося в их помощи гражданина для принятия необходимых мер защиты. Степень обязательности информации о попавших в бедственное положение недееспособных, ограниченно дееспособных граждан зависит от характера деятельности организаций, получивших соответствующую информацию, наличия или отсутствия родственных связей гражданина с лицом, нуждающимся в помощи со стороны государства. Для большинства организаций, так или иначе охраняющих права граждан, поставить в известность о случившемся органы опеки и попечительства — обязательная часть их работы, их профессиональный долг. Особое место принадлежит суду, который решает вопрос о признании гражданина полностью или ограниченно дееспособным. Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания или нежелания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун или попечитель должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей. Это согласие обычно выражается в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими, прежде всего нравственными, качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству [13].

Например, приверженность к алкоголю, наркотикам, наличие психического или иного опасного для подопечного заболевания являются основаниями к отказу в назначении опекуном или попечителем. Что же касается уровня образования, профессии, материальной обеспеченности, жилищных условий будущего опекуна или попечителя, то они не имеют решающего значения для назначения опекуном или попечителем. Особой тщательностью должен отличаться подбор опекуна или попечителя в случаях, когда заявитель был отстранен от обязанностей опекуна или попечителя, или если он являлся усыновителем и усыновление отменили по его вине, либо когда у него были отобраны по суду собственные дети. Все эти обстоятельства обычно говорят об отсутствии у будущего опекуна или попечителя необходимых для надлежащей опеки или попечительства качеств [11].

Органы опеки и попечительства обязаны осуществлять надзор (контроль) за деятельностью опекунов (попечителей), как лиц, управомоченных государством заботиться о нуждающихся в их помощи. Такой надзор обязателен и касается всех категорий недееспособных. Осуществляя его, органы опеки и попечительства тем самым сводят к минимуму возможность безразличного отношения опекуна (попечителя) к своему подопечному. Причем всякий раз речь идет о постоянном, регулярном и систематическом обследовании условий жизни подопечного.

При контроле за деятельностью опекуна полностью недееспособного лица обращается внимание на меры по физическому уходу за ним, оказанию ему медицинской помощи.

При попечительстве над ограниченно дееспособным важно знать, оправдывает ли себя такая мера, как попечительство. Чаще всего надзор за условиями воспитания подопечного поручают педагогам и воспитателям [10]. Контроль за деятельностью опекуна (попечителя) сочетается с различного рода помощью в организации лечения, решении жилищной проблемы, улучшении материального положения и т.п.

По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересов

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1017

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке