Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Институт семьи на Кавказе. История и современность»

Кавказ — один из интереснейших регионов Земного шара — издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов.

Курсовая работа с гарантией

Введение

Кавказ — это край со своими уникальными традициями и обычаями. Некоторые из них остались в далеком прошлом, а некоторые соблюдаются, и по сей день. Кавказ населяет около 50 народов с самостоятельными языками, относящимися к трем большим языковым семьям: собственно, кавказской, в которую входят абхазо-адыгские, дагестанские, вайнахские и картвельские языки; алтайской семье, включающей народы, говорящие на азербайджанском, карачаевском, балкарском и кумыкском языках; и, наконец, индоевропейской, к которой относятся армянский, осетинский курдский и другие иранские языки.

Любой народ, независимо от того, маленький он или большой, имеет свою сложившуюся в процессе длительного исторического развития материальную и духовную культуру, в которой общечеловеческие нравственные ценности, нормы и правила поведения приобретали, в силу действия как объективных, так и субъективных факторов, национальное своеобразие и специфику. Нет, и не может быть народа без своих обычаев и традиций. Разная история и разные религии, разные языки и самобытные культуры. И при этом поразительное сходство или общность повседневного поведения народов Кавказа. Без всестороннего изучения и знания этих обычаев, традиций трудно понять национальный характер, психологию народа. Без этого невозможно и решение такой задачи, как осуществление связи времен и преемственности в духовном развитии поколений, нравственного прогресса, невозможно формирование исторической памяти народа. Характер и нравы горцев могут быть объяснены первобытным состоянием, в котором эти люди находились еще недавно; и как бы мы сказали вкратце: большая часть нынешних обитателей Кавказа, это лишь остатки народов, погибших или же расселившихся, которым некогда удалось спастись в этих горах.

Целью моей работы является проведение исследования семьи, как социального института и семейного быта народов Кавказа.

Для этого необходимо поставить следующие задачи:

  • определить сущность современной семьи как социально- ультурного института;
  • осветить какой был обычный порядок жизни семьи;
  • изучить, как распределялись в семье хозяйственные отношения;
  • выяснить, как происходило воспитание детей.

Глава 1. Семья и ее социально-культурные функции

1.1 Семья, как социальный институт

Семья — самый древний, самый первый социальный институт, и возник он еще в условиях формирования общества. На первых этапах развития общества отношения между женщиной и мужчиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми традициями и обычаями, которые базировались на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейных отношений приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционировавшего их союз. Отныне социальный контроль осуществлялся не только со стороны общественного мнения, но и государства. Семья имеет несколько определений с точки зрения разных наук и подходов.

Ее типичными и важнейшими чертами являются:

малая группа людей;

объединяет этих людей — отношения брака или кровное родство (родители, дети, братья, сестры);

семья, как социальный институт выполняет определенные общественные функции (основные — репродуктивная, социализация детей, содержание детей), и общество поэтому наделяет семью средствами, позволяющие выполнять эти функции. Такое средство, например, — институт брака, и возникший позже институт развода.

Процесс формирования семьи с институциональной точки зрения предстает как растянутый во времени процесс усвоения социальных норм, ролей и стандартов, регулирующих ухаживание, выбор брачного партнера, стабилизацию семьи, сексуальное поведение, отношения с родителями супругов.

Структуру семьи составляет совокупность отношений между ее членами, которая включает: структуру родства, структуру власти и лидерства, структуру ролей, структуру коммуникаций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Для понимания семьи как социального института большое значение имеет анализ ролевых отношений в семье. Семейная роль — один из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и функциями индивида в семейной группе и подразделяются на супружеские (жена, муж), родительские (мать, отец), детские (сын, дочь, брат, сестра), межпоколенные и внутрипоколенные (дед, бабка, старший, младший) и т.д. Ролевые отношения в семье могут характеризоваться ролевым согласием или ролевым конфликтом. В современной семье наблюдается процесс ослабления семьи как социального института, изменение ее социальных функций. Семья утрачивает свои позиции в социализации индивидов, в организации досуга и других функциях. Традиционные роли, при которых женщина рожала и воспитывала детей, вела хозяйство, а муж был хозяином, собственником имущества, экономически обеспечивал семью, заменились ролевыми, при которых женщина стала играть равную или выше роль с мужчиной. Это изменило характер функционирования семьи и повлекло за собой позитивные и негативные последствия. С одной стороны это способствовало утверждению равенства женщин и мужчин, с другой стороны усугубило конфликтные ситуации, снизило рождаемость.

Оценивая перспективы функционирования социального института семьи, можно выделить два, на наш взгляд важных, аспекта проблемы: во-первых, способность семьи выполнять закрепленные за ней функции, направленные на удовлетворение потребностей общества; во-вторых, функции семьи в будущем, в соответствии с изменяющимися потребностями общества. Развитие семьи, ее типы зависят не только от экономики общества, но и от социальной структуры. Семья во многом зависит от общего состояния духовной жизни общества. Семья существует как санкционированный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием, культурой. Оказывая внешнее воздействие на семью, они регулируют ее создание и изменение. В рамках этих институтов создаются нормы и санкции, поддерживающие семью.

Кавказ — один из интереснейших регионов Земного шара — издавна привлекал внимание путешественников, ученых, миссионеров. Первые упоминания о предках народов Кавказа мы находим у греческих и римских авторов 6 в до н.э.- 1в до н.э., которые описывали общественную жизнь и хозяйственную деятельность народов. Население Кавказа отличается многонациональностью и большой языковой дробностью, что обусловлено особенностями его исторического развития и природными условиями. Средневековые арабы недаром называли Кавказ «Горой языков»: здесь живет около 50 народов с самостоятельными языками. В лингвистическом отношении они принадлежат, в основном, к трем большим языковым семьям: собственно, кавказской, или палеокавказской, индоевропейской и алтайской. Все они представлены как на Северном, так и на Южном Кавказе.

Кавказская семья делится на три ветви (группы): западную, или адыго-абхазскую; восточную, или вайнахо-дагестанскую; и южную, или картвельскую. Представители кавказской семьи являются древнейшими обитателями Кавказа (отсюда и название «палеокавказские») и связаны друг с другом общностью происхождения. Западная группа состоит из двух подгрупп: адыгской и абхазо-абазинской. Адыги, или черкесы, в прошлом один из самых многочисленных и широкоизвестных кавказских народов, еще до второй половины XIX века компактно населяли обширную территорию от Черного моря до Среднего Терека. Ныне на этой территории они живут отдельными группами. В советской этнонимической номенклатуре адыгский этнос был разделен на кабардинцев (391 тыс.), проживающих в бассейне Терека, черкесов (52 тыс.), в верховьях Кубани, и адыгейцев (125 тыс.), на Нижней Кубани и в Причерноморье. Однако адыгские народы четко осознают свое этническое единство и имеют общее самоназвание — адыге.

С нашей точки зрения развитие института семьи у народов Кавказа важным моментом являются исторические условия, в которых происходило зарождение и поэтапное развитие горской семьи.

Семья как особая общественная ячейка, объединяющая супругов и их детей, принадлежит к числу древнейших установлений человеческого общежития. Правда, о том, насколько глубоко эта ячейка уходит своими корнями в толщу тысячелетий, ученые до сих пор спорят]. Одни считают (А. Афанасьев, М. Павлов и др.), что сперва существовал только такой порядок, при котором отец оставался жить в своем роде, мать с детьми — в своем, а жить все вместе они стали позднее. По мнению других (В. Москвичев, П. Шаповалов и др.), люди с самого начала своего появления на Земле знали настоящую семью. Имеется и такая ложная, ненаучная точка зрения, опровергаемая Ф. Энгельсом в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», по которой семья возникла вместе с человеком, но долгое время легко и часто распадалась, потому что каждый из супругов был больше связан со своей родней, нежели друг с другом. Все же, как бы ни расходились взгляды на этот счет, большинство ученых согласны в том, что на Кавказе прочная семья, связывающая своих членов общностью собственности, хозяйственной жизни и твердо установленными правами-обязанностями, полностью сложилась только при разложении первобытнообщинного строя и переходе к классовой формации.

Нельзя не отметить, что географические условия существования горских народов наложили зримый отпечаток на их образ жизни, её динамику и семейный уклад, предопределяя разную степень изолированности того или иного этноса от общих процессов межэтнического и межцивилизационного взаимодействия.

История относительно изолированных этнополитических объединений кавказского высокогорья представляет собой, видимо, более «чистый» вариант поступательного развития доиндустриальной горской цивилизации — вариант с длительным сохранением властных полномочий общинного самоуправления, с обозначившейся государственной консолидацией на республиканско-федеративных началах с достаточно эффективно действовавшей защитной функцией общин в отношении основной массы общинников в условиях роста имущественного и социального неравенства.

Факторы внешнего порядка: развитие интенсивных экономических и политических связей с соседними феодальными государствами, владычество завоевателей и прочие, как правило, нарушали достаточно сбалансированное традиционными институтами социальное развитие горских народов. В большей степени это характерно для истории народов плоскостной части Северного Кавказа, в меньшей -для горной зоны.

Основным социальным институтом горской цивилизации, или доминантной формой интеграции горского общества на протяжении многих столетий являлась территориальная община. Именно она сыграла системообразующую роль в становлении и развитии горской цивилизации в доиндустриальный период.

В компетенцию соседской общины входило решение общих вопросов хозяйственной деятельности, регулирование имущественно-правовых сторон жизни и семейно-брачных отношений, определение взаимоотношений с соседями, организация военных предприятий, оборонительные меры и т.д.

Особенности горской общины трактуются историками по-разному. Наиболее значимыми из них были: устойчивое разделение общины на родовые кланы; ведущая роль обычного права — адатов в разрешении всего комплекса вопросов хозяйственного и социально-политического развития, а также социальных конфликтов разного уровня; прочность внутриобщинных социальных взаимосвязей.

В XVI — первой половине XIX века соседская община, являясь первоосновой организации жизни и быта кавказских народов, осуществляла свои основные функции как в рамках союзов общин (вольных обществ, джамаатов), так и в монархических государствах.

1.2 Жизнедеятельность современной семьи

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Современная кавказская семья во многом продолжает сохранять традиционный уклад, хотя время неуклонно вносит в ее быт свои изменения. На глазах уходят из семейного и общественного быта многие патриархальные черты (упрощаются традиции избегания, сокращаются сроки разговорного запрета, жених и невеста появляются на собственной свадьбе и сидят среди гостей и т.д.). Этому способствуют следующие причины.

1. Большое количество семей однодетны и состоят из двух поколений — родителей и детей. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться поддержкой и опытом предыдущих поколений, да и его применимость часто весьма проблематична. В связи с этим исчезло разнообразие, вносимое в межличностные отношения пожилыми, сиблингами (братьями-сестрами), дядьями и пр.

2. При сохранении традиционного разделения «мужского» и «женского» труда первый в массе семей (кроме деревень и малых городов) сведен к минимуму. Повысился статус женщины в связи со ставшей типичной ее руководящей ролью в семье и внедомашней занятостью.

3. Отношения супругов все более определяются мерой и глубиной их привязанности к друг другу, что резко повышает их уровень ожиданий, реализовать который многие не могут в силу культурных традиций и индивидуальных особенностей.

4. Отношения родителей и детей стали сложнее и проблематичнее. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, имеют возможность большую часть времени проводить вне семьи.

При всех исторических переменах и общественных потрясениях, изменениях уклада жизни, что принес с собой XX век, почтительное отношение к старшим на Кавказе неизменно сохранялось. В семьях чеченцев и ингушей с малых лет детей учат доверять старшим, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность. У вайнахов принято заботиться о старших. Сыновья, возвращаясь вечером домой, прежде всего шли к старикам, чтобы справиться о здоровье, поговорить с ними, поделиться своими радостями и заботами. Сохраняется эта этическая норма и сегодня, особенно в селах. Старики также сохраняли авторитет и влияние при решении важных вопросов как в кругу родственников, так и за его пределами. Основой организации семьи на Кавказе традиционно являлось главенства в семье мужчины. Мужчина — глава семьи, непререкаемый авторитет для жены и детей, тот, кто отвечает за благосостояние семьи и благополучие всех ее членов. Кавказец должен обеспечивать семью. Если условия в своей местности не позволяют это сделать, он должен найти возможность заработать. Это для кавказского мужчины вопрос чести

Жителей Кавказа отличает уважительное отношение к женщине. Мать в семье не менее уважаема, чем отец. Закон горских народов предусматривает суровое наказание для насильников. Женщина в сознании горцев ассоциируется с миром. Во время боевых действий на женщин противника распространяется иммунитет. Несмотря на внешнее проявление дискриминационных элементов по отношению к женщине, в культуре большинства кавказских народов (особенно в сельской местности) женщины-горянки всегда имели больше прав и занимали более заметное место в обществе, чем их сестры по вере в других мусульманских странах. Сегодня место и роль женщины в кавказском обществе все больше соответствует ее социальному и материальному положению. В советские времена жительницы Кавказа получили широкий доступ к образованию и культуре. Почти треть всех руководителей местного уровня в воюющей Чечне — женщины.

На Кавказе к женщине, как хранительнице домашнего очага и продолжательнице рода, испокон веков относились с огромным уважением. Поэтому празднование Дня матери здесь овеяно особой атмосферой любви и благодарности.

2.1 Свадьба и свадебные обряды и ритуалы

Многие свадебные традиции уходят корнями в далекое прошлое и порой кажутся нам просто ритуалами, лишенными смысла и логики. На самом же деле, каждый обряд имеет свое значение, просто с течением времени он претерпевает изменения: что-то изживает себя и безвозвратно уходит, что-то, наоборот, перенимается из других культур. И это естественно, ведь мир не стоит на месте.

Так же произошло и с кавказской свадьбой: сегодня она уже проходит не совсем так, как столетия назад, когда в каждом ущелье существовали свои особенности и каноны. В наши дни заключение брака происходит по любви и взаимному желанию молодых людей, а ведь еще не так давно решающим фактором в этом вопросе была уплата соответствующего калыма. Также практически невозможно было жениться или выйти замуж за человека другой религиозной принадлежности, сегодня же отношение к этому вопросу стало намного лояльнее. Кануло в Лету и правило старшинства, когда младшим сестрам не разрешалось выходить замуж раньше старших или обряд, когда невеста, покидая отчий дом, должна была три раза обойти домашний очаг и прикоснуться к надочажной цепи.

Тем не менее, в проведении обряда существуют и нерушимые многовековые традиции. Например, сохранилась последовательность этапов свадьбы, которая, как и прежде, начинается со сватовства. Даже если парень и девушка уже все решили между собой, семья будущего жениха непременно отправляет в дом невесты несколько уважаемых людей из числа родственников или соседей для официального предложения. Если семья невесты не против породниться с этой фамилией, глава семьи отвечает согласием, однако, в соответствии с этикетом и традициями, высказать его открыто во время первого визита сватовства он не может, а просто дает понять о возможности положительного исхода. Традиционно сваты засылаются трижды, прежде чем будет достигнута договоренность сторон и назначен день сговора- следующего этапа традиционной кавказской свадьбы.

В прошлом сговор всегда проходил в доме невесты, сегодня это не имеет принципиального значения, и сговор может проходить как в доме невесты, так и жениха. Под ним подразумевают назначение даты свадьбы, обсуждение подробностей предстоящего торжества, числа приглашенных, гостей, которые должны будут забрать невесту из родительского дома, и тех, кто привезет жертвенного бычка. Обсудив нюансы, все переходят к столу, на котором в соответствии с веками сложившейся традицией обязательно стоят три пирога, шея и голова жертвенного животного.

В прежние времена междусватовством и самой свадьбой проходило долгое время, в течение которого невесте собирали приданое, а жених уезжал зарабатывать калым. Именно из-за бремени калыма и появился обычай кражи невесты К счастью, современным женихам уже не нужно платить непомерный калым, и потому, обычно сразу после сговора, начинается подготовка к свадебной церемонии.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Раньше официальная регистрация брака не имела решающего значения, обещания верности давались друг другу словесно, в наше же время жених и невеста могут отправляться в ЗАГС.

По дороге свадебный кортеж непременно должен заехать в святое место, чтобы люди могли там помолиться. Традиция посещать в день свадьбы подобные места сохранилась и в наши дни.

Определенные ритуалы совершаются и по приезде в дом жениха. Невесту сначала подводят к старшим, которые произносят молитву, а затем дают ей подержать ребенка-мальчика — своеобразный символ-пожелание иметь много детей, и чтобы первым непременно родился сын — наследник и продолжатель рода. Порог нового дома невеста всегда переступает правой ногой, а переступив — кланяется три раза.

По прошествии некоторого времени после свадьбы родители жениха и невесты поочередно приглашают друг друга в гости. После этого новоиспеченные родственники могут навещать друг друга без приглашения.

Обычаев и традиций на Кавказе множество. Описывать их можно долго, и касаются они не только свадебной церемонии. Главный смысл любой традиции или ритуала заключается в преемственности поколений, передаче опыта предков, их культуры, поэтому изначально в традициях нет ничего дурного, наоборот, — их цель улучшить, упростить жизнь. Да, они тянутся из прошлого и несут много консервативного, но все же не находятся в статичном состоянии — и пусть не в ногу со временем, но они все же меняются. К тому же, не стоит забывать, что старое вполне может служить основой зарождения нового. Люди по-прежнему женятся и выходят замуж, создаются семьи. И вопрос - нужны или не нужны свадебные традиции? - будет не совсем корректен. Нужно лишь определиться, каким именно из них следовать, что развивать и чего придерживаться, а что — лучше вычеркнуть из своей жизни и забыть.

2.2 Хозяйственные отношения в семье

Глава семьи был старший мужчина. Во главе несложной малой семьи стоял отец семейства. В больших семьях случалось, что после смерти отца старший из братьев добровольно отказывался от своих прав в пользу другого брата. Бывало (у адыгов, осетин, карачаевцев и балкарцев), что главной в большой семье становилась мать.

Быт семьи как хозяйственной и потребительской ячейки в значительной степени определялся его типом. В большой семье все супружеские пары потомством жили вместе: у одних народов — в разных помещениях одного дома, у других — в разных постройках, состоящие в одном дворе. Хозяйство велось сообща под руководством старшего и старшей, распоряжавшихся соответственно в мужской и женской части семьи. Разделения труда у разных народов и даже территориальных групп имело свои особенности. Например, у осетин в равнинных районах мужчины были заняты всеми видами земляных работ — вспашкой, посевом, уборкой урожая, даже уходом за огородом и садом; на их же долю приходилась основная часть обязанностей, связанных с содержанием скота; мужским делом были также такие ещё сохранившиеся промыслы: обработка дерева, рога и т.п. Мужчины выполняли наиболее тяжёлые работы по дому, в частности заготавливали дрова. На долю женщин приходились, приготовление пищи и заготовка продуктов впрок, доставка воды, уборка дома и двора, шитьё, ремонт и стирка одежды; к полевым работам они привлекались редко, а их участие в скотоводстве ограничивалось доением молочного скота и чисткой хлевов. В горных районах женщины участвовали в молотьбе и уборке урожая, занимались обработкой шерсти, кож и т.д.

Сходным было разделение труда в адыгской и балкарской семье. У карачаевцев женщины больше, чем у других народов, учувствовали в скотоводстве, в том числе занимались отгоном. Разделение труда между полами придерживались очень строго. Считалось верхом неприличия, чтобы мужчины вмешивался в женские, а женщина в мужские дела.

Дети, в том числе и взрослые, всецело находились под властью главы семьи и должны были беспрекословно подчиняться, но и вести себя с ним подчеркнуто почтительно. С отцом не полагалось спорить или хотя бы заговаривать первым; нельзя было сидеть, танцевать, смеяться, курить, показываться небрежно одетым в эго присутствии. Мать семейства также пользовалась властью над детьми, и особенно над дочерьми. У некоторых народов, например, чеченцев, ей даже принадлежал решающие голос при выдаче дочерей замуж. Если она была старшей большой семьи, то в её подчинение находились невестки, обязанные её так же слушаться и починяться, как своих родителей.

Было бы ошибкой видеть в патриархальной кавказской семье произвол старших по отношению к тем, кто считался младшим. Все отношения были основаны исключительно на взаимном уважении и признании прав личности каждого.

Действительно, ни адаты, ни шариат не лишали женскую половину дома и младших членов семьи, определенных прав и привилегий. Мать семейства считалась хозяйкой дома, распорядительницей женского домашнего хозяйства и домашних припасов, и у большинства народов, в частности у адыгов, осетин, балкарцев и карачаевцев, только она была вправе входить в кладовую. Мужчине вменялось в обязанности заботиться о женщинах и защищать их от обид; дурное обращение с женщиной, а тем более нанесение ей оскорблений, считалось позором. Женщины горцев пользовались исключительным правом и уважением, любовью и почтением, являлись символом доброты и нежности, хранительницами семьи и очага.

2.3 Этикет семейной жизни

У народов Кавказа основой семейной жизни является «малая семья» — супружеская пара и их дети, но традиции большой семьи (объединение родственников в 3-4 поколениях) сохраняются до сих пор и проявляются в этикетных нормах.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Находясь у очага, все обязаны соблюдать особые этикетные правила — нельзя не то что браниться, но и говорить и смеяться слишком громко, выяснять отношения, показывать недовольство чем-либо, делать резкие движения, бросать в огонь мусор. Это объясняется особой сакральностью очага, отраженной в фольклоре всех народов Кавказа. Самым страшным проклятием у чеченцев, обычно обращенным к кровному врагу, является формула «Пусть потухнет огонь в очаге твоего отца!», что означает: пусть прервется потомство, погибнет твой род. В прошлом даже кровный враг хозяина, сумевший живым войти в дом и притронуться к надочажной цепи, делается неприкосновенным.

Женская половина дома является абсолютно запретной для посторонних мужчин. Вход в помещения женщин даже для мужчин своей семьи нежелателен, а попытка посторонних войти в них, будь они даже самыми почетными гостями, воспринимается как оскорбление главы дома.

Мужчина роняет свое достоинство, прикасаясь к предметам женского обихода и вступая с женщинами в разговоры, не предусмотренные правилами хорошего тона.

Правила поведения в отношениях между главой дома и его женой выступают основой семейного этикета. Эти правила имеют черты особого установления, именуемого в этнографии избеганием или ограничительным поведением. Проявляется это в том, что мужу и жене не полагалось находиться в одном помещении дома, беседовать, есть за одним столом, оставаться наедине.

Поведение в отношениях между родителями и детьми также регламентировано нормами этикета. Эти нормы предписывают родителям демонстративную сдержанность по отношению к детям, особенно это касается отцов. У всех народов Северного Кавказа отец в присутствии старших не может взять детей на руки, приласкать их, поиграть с ними.

Поведение матери, конечно же, не так строго регламентируется, как поведение отца, но и мать на первых порах после рождения ребенка делает вид, что ничего общего с ним не имеет, она выполняет предписания запрета на имена своих детей.

Совершенно иная модель поведения между дедушками, бабушками и внуками. Здесь позволительны ласки, совместные игры в присутствии посторонних, а запретные в отношении родителей слова «папа», «мама» часто употребляются при обращении к дедушке и бабушке.

В начале 20 века поведение детей в северокавказской семье в целом отличалось почтительностью и послушанием по отношению ко всем взрослым, но степень строгости зависела от возраста. Можно выделить два возрастных рубежа: 6-8 и 10-12 лет. До 6-8 лет дети независимо от пола практически ни в чем не ограничивались, мальчики и девочки играли вместе, к труду их не привлекали. С 6-8 лет мальчиков и девочек начинали постепенно обособлять, причем к девочкам с этого возраста проявляли больше строгости, их приобщали к женским домашним работам.

С 10-12 лет мальчиков переводили из общей комнаты, где они до этого спали вместе с родителями, в кунацкую, а девочек в особые помещения. Мальчикам выдавали более полный комплект мужской одежды, а на девочек у некоторых народов надевали корсет, который они носили до замужества. С этого времени девочки, даже если они не были половозрелыми, должны были вести себя как взрослые. Им нельзя было находиться вне дома, а с наступлением темноты, оставаться наедине с подростками и юношами.

Как и сейчас, в этом возрасте дети должны усвоить весь комплекс этикетных правил поведения в общественных местах. Мальчики усваивают, что каждый взрослый может попросить их об услуге и отказаться выполнить ее нельзя, что с взрослыми нельзя заговаривать первым, обогнать его или пересечь ему дорогу и т.д. И мальчики и девочки должны к этому возрасту усвоить и выполнять все знаки внимания к старшим и лицам противоположного пола, причем девочка должна соблюдать почтительность в отношении своих сверстников-мальчиков: уступать дорогу, освободить место и т.п., поскольку мужчина считается старше женщины. В это время мальчики и девочки уже должны демонстрировать знаки взаимного отчуждения.

С особенной строгостью в северокавказской семье соблюдаются правила поведения в отношении свойственников — невестки и родственников ее мужа, зятя и родственников его жены. Невестка, в особенности молодая, ограничена в поведении практически во всем: какое-то количество лет после свадьбы она не имеет права разговаривать со старшими родственниками мужа, в особенности с его отцом и дедом; не может находиться с ними в одном помещении, прямо смотреть на них; называть всех родственников мужа по имени, используя для этого условные имена.

Активное вторжение в жизнь северокавказских народов государственных институтов в годы советской власти привело, наряду с прочими причинами, к значительному упрощению этикетных норм ограничительного поведения. В это время, в особенности в городах, практически исчезли элементы избегания между мужем и женой, родителями и детьми, но все еще принято демонстрировать особо сдержанные отношения между зятем и тещей, невесткой и свекром, а в ряде местностей (на западе региона) избегание этих категорий свойственников осуществляется в полном объеме.

Заключение

Изложенный материал позволяет сделать некоторые обобщения и выводы. Исследование семьи у народов Кавказа дает наглядное представление о тех социально значимых преобразованиях, которые произошли в их семейном быту и культуре. С усилением технической оснащенности сельского хозяйства, развитием промышленного строительства в ряде селений, повышением уровня образования населения, ростом в самих селах культурно-просветительных, медицинских учреждений, разных производственных объектов на равнине, значительные изменения происходят в социальном составе кавказских семей.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Анализ структуры семьи показывает, что наиболее распространенными у являются простые семьи, причём, большинство таких семей объединяют родителей и их неженатых детей. Хотя по статистике в 4 из 5 семей еще устойчиво сохраняется понятие «глава семьи», каковым традиционно считается мужчина, в большинстве семей отношения между членами семьи уже строятся на демократической основе.

Важнейшим фактором, повлекшим эти изменения, явилось юридическое равенство женщин с мужчинами, вовлечение женщин в общественно полезный труд, повышение их культурного и профессионального уровня. Экономическая самостоятельность женщин повысила их авторитет в семье, дала возможность участвовать в решении тех или иных семейных вопросов, способствует значительному ослаблению старинного обычая избегания. Отдельные элементы традиционных запретов сохраняются в основном в трехпоколенных семьях, где есть старики. Соответственно изменились отношения между мужем и женой. В то же время развитие демократических форм взаимоотношений в семье не означает еще коренного изменения в распределении домашнего труда между мужчиной и женщиной.

В рамках семьи продолжают функционировать такие компоненты духовной культуры как обряды жизненного цикла (свадебные, родильные, похоронно-поминальные).

Исследуя современную семью Народов Кавказа, мы обнаружили, что в настоящее врем происходит возрождение ряда прогрессивных традиционных семейных обрядов и формирование на их основе современных семейных ритуалов.

семья социальный брачный кавказ

Список используемой литературы

.Булатова А. Г. Рутульцы в XIX — начале XX в.: Историко-этнографическое исследование. М., 2003. С. 210.

.Габисов Б.Г. Чеченцы и ингуши (Проблема происхождения). Грозный, 1991. — с. 237

.Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе 1980

.Луценко В. В. — Обычаи и традиции народов Северного Кавказа. Часть 2, Краснодар: -2007 С. 105

.Социология: Учебник для вузов / В. Н. Лавриенко, Н. А. Нартов, О. А. Шабанова, Г. С. Лукашева; Под ред. проф. В. Н. Лавриенко. — М., 1998

.Старовойтова Г. В. Психологические особенности кавказских долгожителей // Абхазское долгожительство. М., 1987. С. 263-269.

.Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2001

.Тхагапсоев Х.Г. О кавказской культурной общности // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. №2. — с. 132

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

.Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). — Ростов н/д, 2001. — 192 с.

.Хелен Краг, Ларс Функ Хансен. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб — 1996 С. 126

.Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа 1972.С.147

.Чуркин И.Ю. Семья как важнейший социальный институт || Социология и современное общество || учебное пособие. — Н., 1999

.Энциклопедический социологический словарь / Общая редакция академика РАН Осипова Г. В. — М 1995

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

788

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке