Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Инвестиционная деятельности в экономике Республики Саха (Якутия)»

В условиях формирования рыночной модели хозяйствования государственная региональная инвестиционная политика базировалась на общих принципах децентрализации инвестиционного процесса.

Курсовая работа с гарантией

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Основы инвестиционной деятельности в экономике региона

1.1 Причины активизации инвестиционной политики регионов

1.2 Инвестиционная привлекательность региона

2. Проект активизации инвестиционной активности в Республике Саха (Якутия)

2.1 Оценка инвестиционной потребности региона в социальных и производственных капиталовложениях

2.2 Пути активизации инвестиционной активности в Республике Саха (Якутия)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Инвестиционная политика является не только ключевым институтом государственного регулирования, но и стратегическим направлением осуществляемых преобразований, своеобразной идеологией реформы. Охватывающая как вертикальные, так и горизонтальные оси экономики, инвестиционная политика приобретает особое значение на уровне отдельных регионов Российской Федерации. Сейчас она должна реализовываться не только как конкретные программы развития субъектов Федерации, но и, посредством перераспределения экономических и социальных функций, собственности, финансовых и инвестиционных ресурсов, капиталов и основных фондов, должна заложить систему нового экономического уклада страны и ее регионов.

Актуальность разработки научных основ новой инвестиционной политики Республики Саха (Якутия), как крупного экономического субъекта России, обусловлена следующими факторами:

необходимостью трансформации управления инвестиционным процессом на региональном (субнациональном) и федеральном уровнях;

ключевым значением инвестиций в осуществлении рыночной реформы национального хозяйства;

реально существующими структурными сдвигами в финансировании и распределении инвестиционных ресурсов. Кроме того, значимость самого исследования определяется тем, что современная теория региональной инвестиционной политики в условиях рыночной реформы как крупное направление российской экономической науки до сих пор не институализировалась, не устоялись ее основные методологические положения, сейчас она скорее результат анализа существующей практики, а не фундаментальных исследований.

Только со временем станет ясно, оформятся ли эти поиски в самостоятельную российскую парадигму региональной политики переходного периода или же их поглотит формирующаяся в настоящее время более общая парадигма регионального саморазвития.

Цель работы заключается в разработке научных подходов к формированию и реализации государственной региональной инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период.

Для достижения поставленной цели определены следующие взаимосвязанные задачи:

  • рассмотреть инвестиционная привлекательность региона;
  • систематизировать текущую государственную инвестиционную политику в Республике Саха (Якутия);
  • оценить инвестиционную потребность региона в социальных и производственных капиталовложениях;
  • определить роль негосударственных источников капитальных вложений и потенциалы роста данных инвестиций.

Объектом исследования являются государственные и частные инвестиционные ресурсы, их формирование и использование в Республике Саха (Якутия).

Предметом исследования — государственная региональная инвестиционная политика Республики Саха (Якутия) в условиях переходного периода.

Методологическая основа исследования базируется на экономической теории воспроизводства основных фондов, выработанной отечественной и зарубежной наукой. В качестве общего метода используется системный подход, предполагающий рассмотрение объекта исследования во взаимодействии и взаимосвязи с другими элементами государственного управления экономикой региона в условиях переходного периода.

Для выполнения исследования использовались работы ученых-экономистов: А.Г. Гранберга, А.В. Евсеенко, Е.Г. Егорова, А.М. Лаврова, П.А. Минакира, Ф.С. Тумусова и других авторов, занимающихся изучением данной проблемы.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При обработке результатов исследования использовались методы статистического, экономического и финансового анализа.

Информационной базой исследования служили официальные данные Госкомстата Республики Саха (Якутия), Министерства экономики, Министерства внешних связей и Министерства строительства PC (Я), действующие и разрабатываемые нормативные акты Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и научные отчеты Института региональной экономики АН PC (Я), касающиеся темы исследования.

1. Основы инвестиционной деятельности в экономике региона

1.1 Причины активизации инвестиционной политики регионов

Реализация этого курса на практике применительно к регионам явилась основой возрастания их роли в инвестиционном процессе и активизации их собственной инвестиционной политики. При последовательном сокращении доли федерального бюджета в общем объеме инвестиций в основной капитал (с 16,6% в 1992 г. до 6,6% в 2015 г.) доля бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов продолжала держаться на уровне немногим выше 10% [15, с. 82].

Вместе с тем активизация собственной инвестиционной политики регионов имеет и ряд других причин. Среди этих причин: попытки преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства, элиминировать непоследовательность инвестиционной политики центра, создать более благоприятный климат, обеспечивающий приток инвестиций в локальных рамках региона.

Региональные органы власти стали проявлять значительную активность в улучшении инвестиционного климата, создании зон наибольшего благоприятствования, предоставлении различных налоговых льгот, развитии лизинговой деятельности, кредитной поддержки инвестиций. Над формированием собственного инвестиционного законодательства с 1993 года стали работать республики Коми, Саха-Якутия и Татарстан. Затем к формированию пакета законодательных и иных документов по инвестиционной деятельности приступил ряд других регионов.

В целом процесс формирования регионального инвестиционного права был направлен на совершенствование и дополнение в рамках компетенции региональных органов власти федеральной нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности. Вместе с тем анализ показывает наличие существенных различий в ранних и более поздних законодательных актах: если первые законодательные акты были нацелены в основном на привлечение иностранных инвестиций, то последующие документы определяли условия, благоприятные для всех типов инвесторов. В определенной степени это явилось отражением постепенного отхода от младореформистской трактовки иностранных инвестиций как решающего фактора экономического развития и признания того факта, что масштабный приток иностранных инвестиций, как правило, следует за возобновлением внутренних инвестиций в результате создания благоприятных и стабильных условий в стране.

Имея возможность в рамках существующего федеративного устройства России вести собственную инвестиционную политику, создавать и реализовывать различные схемы стимулирования инвестиций, региональные власти накопили за период рыночного реформирования значительный опыт в сфере инвестиционного сотрудничества, и их роль в этом процессе в последнее время все усиливается [22, с. 183].

В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы:

  • разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
  • предоставление гарантий сохранности частного капитала;
  • предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
  • создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
  • содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
  • выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
  • мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
  • содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.

Проблемы согласования инвестиционной политики федерального центра и регионов c активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.

Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и др.

Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страховые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.

Законы, составляющие основу федерального инвестиционного права в настоящее время (Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» и Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»), были приняты в 1999 г. после длительной переработки первых инвестиционных законов начала 90-х годов, содержавших целый ряд уязвимых положений.

В течение достаточно долгого периода регионы в рамках своей компетенции пытались самостоятельно восполнить пробелы федеральных законов. Во вновь принятые законодательные акты внесен ряд существенных уточнений в понятийный аппарат инвестиционной деятельности, обозначены права и обязанности инвесторов, основы регулирования инвестиционной деятельности органами государственного и местного самоуправления, условия деятельности зарубежных инвесторов, процедура прохождения инвестиционных проектов, государственные гарантии различных прав субъектов инвестиционной деятельности.

Хотя многим регионам удалось разработать более системную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику, это не привело к кардинальным сдвигам в инвестиционной сфере. Очевидно, что при наличии противоречий между федеральным и региональным законодательствами правовой механизм не может обеспечить гарантирование инвестиций.

Таким образом, проблема создания необходимой законодательно-нормативной базы инвестиционной деятельности в комплексе не разрешена: нет механизмов реализации рассмотренных законов, отсутствуют необходимые подзаконные акты, не учтены в ряде случаев интересы регионов [14, с. 33].

Очевидна потребность в разработке государственной инвестиционной политики и ее нормативно-правовой базы на основе анализа, систематизации и унификации федерального и регионального инвестиционного права с учетом апробированных на практике отечественных достижений, а также мирового опыта. Формирование взвешенной инвестиционной политики, позволяющей согласовать интересы федерального центра и регионов, будет способствовать нивелированию различий региональных условий инвестирования, а следовательно, уменьшению дифференциации уровней развития регионов.

При этом встает проблема достижения сбалансированности экономических и социальных условий регионального развития. Речь идет о том, что ориентация инвестиционной политики государства на экономическую эффективность ведет к росту доходов федерального бюджета, но одновременно и к возрастанию дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, определяя необходимость усиленной государственной поддержки отстающих регионов. В то же время акцент на социальную сторону, на поддержку слабых регионов с целью ослабления территориальных диспропорций уменьшит экономический эффект в настоящем, но восполнит его будущим снижением государственной помощи.

Данная проблема в наиболее концентрированном виде описана в рамках новосибирской региональной модели, где на основе сравнения возможных вариантов прогнозов, связанных с реализацией различных стратегий инвестирования, показано, что односторонние варианты инвестиционной политики или усиливают неоднородность регионального развития, или снижают общие экономического результаты [15, с. 83].

Взвешенный подход к формированию государственной инвестиционной политики предполагает учет как общероссийских принципов и законов, так и специфики регионального развития, отказ от бессистемной поддержки регионов, активизацию собственных инвестиционных возможностей региона. Мобилизация внутренних ресурсов является основой привлечения внешних потоков капитала не только на уровне национальной экономики, но и на региональном уровне.

1.2 Инвестиционная привлекательность региона

Как показывают некоторые зарубежные исследования, существует целый ряд мотиваций, которыми руководствуется иностранный инвестор. Так, например, многие зарубежные эксперты (как, впрочем, и многие иностранные инвесторы) утверждают, что к таким мотивациям, которые характерны для переходных экономик, прежде всего следует относить не столько низкие факторные затраты (т. е. затраты по труду и капиталу: дешевая рабочая сила, дешевые сырьевые ресурсы и т.д.), сколько доступ к местным рынкам, значение которых для иностранных компаний подчас выше, чем роль экономических послаблений, налоговых льгот. В ряде случаев в последнее время это является основной мотивацией в привлечении большей части инвестиций.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При ранжировании мотиваций по степени значимости оказывается, что они располагаются следующим образом:

1) получение доли рынка;

2) проникновение на местный (региональный) рынок и соседние рынки;

3) низкие факторные затраты;

4) проникновение на европейские рынки (возможность экспорта продукции).

По исследованиям Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), факторные затраты играют далеко не такую значительную или решающую роль в привлечении ПИИ (прямых иностранных инвестиций).

Как показывает практический опыт работы и проведения переговоров с иностранными инвесторами, на этапе, предшествующем принятию ими решения об инвестировании, а также согласно мнению многих экспертов, занимающихся этой проблемой, большинство иностранных инвесторов при принятии решения об инвестировании отдают предпочтение «доле рынка», «рыночному потенциалу», а только после этого низким производственным затратам и наличию сырьевых ресурсов.

Таким образом, инвестирование связано большей частью с потребностями местного рынка и предпочтение отдается созданию местного производства с целью удовлетворения спроса на данную продукцию в данном регионе или соседних регионах, т. е. при наличии местного рынка или близлежащих рынков.

Эти исследования показывают, что практика отвергает положения, выдвигаемые традиционной экономической теорией и показывает обратное.

Разумеется, что не всегда и не в каждой стране или регионе привлекательности рынка может быть отдано предпочтение перед факторными затратами со стороны иностранного инвестора. Для каждого региона и для каждого случая требуются дополнительные исследования, изучение среды и изучение мотиваций инвестора. Однако, это мнение зарубежных исследователей и инвесторов следует иметь ввиду, так как по отношению к отдельным инвесторам именно этот фактор часто оказывается решающим для принятия решения об инвестировании.

При рассмотрении проблемы создания привлекательной среды для инвестирования нельзя руководствоваться существующими теоретическими наработками. Следует изучать практический подход самих инвесторов к данному вопросу.

Чтобы понять подход иностранного инвестора к вопросу привлекательности данного региона для его инвестиционной деятельности, важно знать, по каким параметрам та или иная иностранная компания занимается сканированием среды бизнеса в регионе. Например, в чем она видит целесообразность проникновения на данный рынок; какие факторы она считает приемлемыми и какие — неприемлемыми.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Позиция иностранных инвесторов непосредственно основывается на интересе иностранного инвестора получить доступ к местному рынку и свою долю на этом рынке. Почему в последнее время инвестор отдает этому предпочтение при выборе места для инвестирования, в сравнении с различными фискальными льготами, экономическими стимулами, как например, освобождение от налогов в начальный период деятельности, ускоренная амортизация и так далее, или косвенные стимулы, такие, как наличие квалифицированных кадров, дешевая рабочая сила, дешевое доступное сырье и другие? Потому, что этот иностранный инвестор приходит на российский рынок ни на один день. Потому что по истечении начальной стадии его деятельности налоговые послабления и другие стимулы утрачивают для него значение. Куда более важным для него становится перспектива развития бизнеса, адаптация в новой среде, контакт с реальной средой ведения бизнеса. Поэтому уже сейчас в условиях наметившейся стабильности, в условиях снижения политических рисков и в расчете на завоевание своей ниши на перспективном российском рынке иностранные инвесторы принимают решение об инвестировании, указывая два параметра: «привлекательность российского региона и его перспективность с точки зрения завоевания новых рынков» и «конкурентоспособность иностранной компании на этих рынках».

При таком подходе для иностранного инвестора важны доходность инвестиций, а российские регионы ранжируются им уже по таким признакам, как привлекательность для производства продукции, емкость рынка, потенциал его роста, степень контроля над ним, уровень бюрократизма, возможность использования местных комплектующих, наличие местных поставщиков сырья и др.

При определении своей конкурентоспособности в регионе иностранный инвестор учитывает ту долю рынка, которая ему может принадлежать; перспективы удержания этой доли; соответствие выпускаемой продукции потребностям рынка данного региона; приемлемость для данной территории программы продвижения товаров, продукции и т.д. [13, c.61]

Если иностранный инвестор заинтересован в долгосрочном размещении капитала, если он пришел на российский рынок, на рынок данного региона надолго, то доминирующим фактором при принятии им решения об инвестировании и при оценке инвестиционной привлекательности региона будет устойчивость и стабильность рынка и деловой среды для ведения бизнеса, а также устойчивость и стабильность отношений. Здоровый коммерческий интерес и стабильная экономическая политика для такого инвестора значат больше, чем иные привилегии.

И напротив, стремление форсировать поступление иностранных инвестиций, толкающее местные власти на предоставление иностранному инвестору любых льгот, налоговых послаблений и различного рода привилегий в масштабах, не вписывающихся в рамки целесообразности, может насторожить инвестора и привести к обратным последствиям.

Многие иностранные инвесторы, из числа пришедших на российский рынок не за сиюминутной выгодой и не с грабительской целью, скорее предпочтут взвешенную политику преференций, нежели широкие обещания любого рода льгот.

По мнению самих инвесторов и зарубежных экспертов, для стимулирования долгосрочных и крупномасштабных вложений иностранного капитала, а именно ПИИ, недостаточно применять лишь методы экономического стимулирования.

Все большее значение приобретает вопрос создания деловой среды, на которую влияют политические, социальные и культурные факторы. В их числе — политическая стабильность региона, взаимоотношения местных и федеральных властей, позиция местных властей по отношению к иностранным инвесторам, степень вмешательства администрации в деятельность предприятий, в том числе и в деятельность иностранных компаний, степень развития инфраструктуры, социальной сферы, наличие квалифицированной рабочей силы, уровень безработицы, географическое расположение региона, культурная среда.

С учетом этих факторов, которыми руководствуется иностранный инвестор при принятии решения об инвестировании в регионе, следует обращать внимание на то, как со временем должны меняться подходы к решению проблемы создания инвестиционной привлекательности региона. Выработка региональной стратегии является динамичным процессом, поскольку условия изменяются, а с ним меняются и мотивации, которыми руководствуются иностранные инвесторы. Следовательно, чтобы результаты отвечали нашим ожиданиям, вопрос следует рассматривать в процессе динамического развития, а это означает, что методы оптимизации деятельности местных органов власти и тех структур, которые занимаются вопросами привлечения иностранных инвестиций в экономику области, должны изменяться по мере изменения условий. А это означает в свою очередь и изменение приоритетов: от увеличения экономических стимулов и налоговых льгот — к созданию деловой, культурной и социальной среды, маркетингу территории как товара.

Можно отметить, что для ряда иностранных инвесторов решающее значение может иметь географическое расположение региона, сходство культур, знание языка, сходство менталитета. Помимо характера и емкости рынка иностранные инвесторы проявляют интерес к численности населения и уровню душевого дохода, что также может характеризовать район с точки зрения его привлекательности. [13, c.73]

Одним из факторов, который многие компании стараются учесть, является уровень бюрократизма. С этим иностранная компания связывает успешность начала своего функционирования, а также возможность преодоления процедурных трудностей, с которыми она столкнется и после перемещения своих ресурсов в российский регион, и с этим она связывает благоприятность условий своего функционирования впоследствии. Условия функционирования иностранной компании чаще всего определяются в ходе переговоров, поэтому для обеих сторон решающее значение может иметь моделирование процесса переговоров как средство прогнозирования реакций обеих сторон и планирования подходов к принятию реального решения. Обычно стороны отличаются по их отношению к своим ожиданиям, поэтому каждой из них приходится находить наиболее убедительные аргументы и стимулы. Одни и те же факторы могут по-разному влиять на ход переговоров, а, следовательно, и на принятие решения. Не всегда уступки и широкие обещания льгот и преференций рассматриваются иностранными инвесторами как желание создать для него благоприятную среду для инвестирования.

Таким образом, в настоящее время проблема обеспечения экономического роста в Российской Федерации является одной из главных задач государства. Среди многих проблем, от решения которых зависят темпы экономического роста и сбалансированное развитие экономики, выделяется проблема отраслевой и территориальной дифференциации экономики России. Эта проблема отражается в показателях развития регионов, достигших значительного роста промышленного производства, связанного с развитием одной, в основном добывающей сырье отрасли, в то время как по всем другим параметрам (особенно развитию социального и инфраструктурного секторов) регионы относятся к отстающим. Моноспециализация экономики таких регионов, концентрация развития всей экономики на одной ресурсодобывающей отрасли неизбежно приводят к риску дестабилизации экономики регионов в случае неблагоприятных изменений в основной отрасли. Поэтому в настоящее время основной задачей моноотраслевых регионов является обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики с целью улучшения социально-экономических условий жизни населения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

инвестиционный социальный производственный якутия

2. Проект активизации инвестиционной активности в республике Саха (Якутия)

2.1 Оценка инвестиционной потребности региона в социальных и производственных капиталовложениях

Инвестиционная привлекательность Республики Саха сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Якутия — это практически единственный регион в России, у которого имеются столь широкие и разнообразные запасы природных ресурсов, а их освоение находится на пороге начала масштабных инвестиций. Территория, куда можно долететь только самолетом, уже не первый год становится центром встреч деловых кругов Дальнего Востока и России. Якутия, до последнего времени остававшаяся в глазах общественности алмазной провинцией, привлекает внимание инвесторов к другим, не менее весомым составляющим своей экономики.

Якутия год от года расширяет круг инвестиционных проектов, направленных на улучшение собственных экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств — от энергетики до сельского хозяйства и туризма, и в настоящее время республика подошла к знаковому этапу в своем экономическом развитии.

Якутия находится на пороге освоения богатейших нефтегазовых месторождений. Топливная отрасль, имевшая до последнего времени лишь республиканскую значимость и соответствующее развитие, сегодня оказалась в центре интересов нефтегазовых гигантов России [15, с. 18].

Талаканское (извлекаемые запасы нефти утверждены в объеме 123,53 млн т и газа 54 млрд куб. м) и Чаяндинское (по величине запасов газа относится к уникальным — 1240,9 млрд. куб. м, извлекаемые запасы нефти — 50 млн т) месторождения требуют многомиллиардных инвестиций. И начало их освоения существенно повлияет на развитие не только экономики республики, но и всего Дальневосточного региона в целом.

Другой глобальный проект — освоение Эльгинского месторождения каменного угля (20 млн. т энергетического и 5 млн. т коксующегося угля в год).

Серьезные предложения инвесторам республика делает в золотодобывающей отрасли. Цветная металлургия очень развита в регионе. Добываются преимущественно алмазы и золото. Примечательно, что 90% всех российских алмазов и 24% золота добывается в Якутии. Акционерная компания «АЛРОСА» — крупнейший в мире производитель алмазов, занимающий второе место в мире по объёму продаж

Руководство региона понимает важность инвестиционных вложений для развития экономики и реализует комплекс мер по привлечению инвесторов в промышленность. Вырабатывая принципиально новую инвестиционную стратегию развития экономики, правительство Республики Саха исходит из принципов экономической целесообразности и обеспечения разумного баланса между защитой интересов территории и открытостью для сотрудничества. Якутия учится современно «упаковывать» и продавать свои возможности, активно ведет их предпродажную подготовку, вполне по рыночному стараясь опередить конкурентов — соседние регионы. И в то же время стремится нащупать общие интересы субъектов федерации Дальневосточного региона [14, с. 23].

Главным фактором, сдерживающим экономическое развитие региона, на сегодняшний день остается неразвитость инфраструктурной сети. Поэтому руководство Якутии прилагает значительные усилия для того, чтобы сделать свою территорию привлекательной для инвесторов. Сейчас в республике реализуется масштабный проект: строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск.

С вводом магистрали Беркакит — Томмот — Якутск до столицы Республики и строительством в среднем течении Лены глубоководного порта Якутск решится множество проблем, в результате чего освободится огромное количество финансовых, транспортных, складских и людских ресурсов, которые могут быть применены в других секторах экономики. Возможно будет решить два ключевых вопроса для Якутии. Во-первых, эксплуатация железнодорожного пути разгрузит республиканские нужды в период досрочного северного завоза. Во-вторых, следует помнить, что промышленность республики имеет моноструктуру: то есть 80% продукции производится в алмазном секторе. Руководством поставлена задача создания здесь промышленного производства — сопоставимого по объемам с алмазным. Это возможно только в Южной Якутии и напрямую связано со строительством железной дороги. Трасса проходит через месторождения угля: Нерюнгринское, Чульмаканское, Денисовское и другие. Залежи железной руды Таежное и Денисовское расположены в семи километрах от магистрали, полностью разведаны и подготовлены к промышленному освоению. Селигдарские апатиты также находятся в непосредственной близости от железной дороги и города Алдана [12, с. 3].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Актуальной остается тема государственной поддержки и стимулирования инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов региона. Каждая территория по-своему выстраивает отношения с инвесторами, однако руководство Якутии пришло к выводу, что настало время для выработки региональной инвестиционной политики. Опираясь в своем экономическом развитии прежде всего на ресурсный потенциал, дальневосточные субъекты федерации в итоге одинаково остро упираются в вопросы несовершенства российского законодательства, касающегося разработки недр.

Поэтому как на федеральном, так и на региональном уровне сейчас разрабатываются многочисленные законопроекты и подготавливаются изменения в федеральных законах, среди которых такие акты, как законы «О недрах», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» с учетом интересов территорий. Инициирован законопроект «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами».

Руководство республики придает большое значение и демонстрации инвестиционного потенциала региона. С этой целью регулярно проводится научно-практическая конференция «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)», приобретшая статус межрегиональной. География ее участников простерлась от Москвы и Санкт-Петербурга до Корякского автономного округа [15, с. 23].

Еще одна проблема, которая успешно решается на уровне правительства региона — слабая задействованность возможностей фондового рынка. Причин тому много, и все эти причины имеют отнюдь не местную специфику.

При поддержке правительства предприятия республики проходят школу подготовки инвестиционных проектов. В рамках конференции «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия)» проходит республиканская выставка проектов, и конкурсная комиссия, состоящая из профессиональных экспертов, определяет номинантов на финансовую поддержку из инвестиционного бюджета республики. Предприятия, продемонстрировавшие свои конкурентные преимущества, получают гранты на дальнейшее совершенствование инвестпредложений, возвратные и безвозвратные средства на погашение процентов за пользование коммерческими кредитами (всего 30 млн. руб.).

Все это представляет собой весьма действенный стимул для повышения предпринимательской инициативы. Сохранение инфраструктуры фондового рынка в республике — это элемент государственной политики. Министерство экономического развития в этом направлении проводит целенаправленную последовательную и долгосрочную политику.

Инвестиционный потенциал Якутии очевиден и объективен. Другой аспект — субъективный фактор. В центре находятся вопросы развития существующей инфраструктуры и инструментов финансового рынка. В этом смысле республика выгодно отличается от соседних территорий — здесь активно работают несколько крупных региональных инвестиционных компаний, крупнейший на Дальнем Востоке региональный специализированный регистратор. Обрела устойчивость банковская система, и к территории все больше проявляют интерес российские банки первой величины, среди которых солируют Сбербанк и Внешторгбанк.

В республике активно функционирует целый ряд инвестиционных компаний, которые становятся партнерами предприятий, привлекающих инвестиции, — инвестиционная группа «АЛРОСА», группа компаний «СахаИнвест», финансовая Группа «Илин». Это компании с необходимым перечнем профессиональных лицензий, полноценные участники рынка ценных бумаг и финансовые консультанты.

Все больший интерес находят в республике крупные российские инвестиционные компании — «Метрополь», «Русские фонды», «ВЭБ-инвест Банк», ставший андеррайтером девятого облигационного выпуска РС (Я) (800 млн. руб.). При этом специалисты компаний готовы предлагать конкретные деловые концепции и рецепты, касающиеся современных форм финансирования проектов [13, с. 15].

Например, назрела необходимость комплексной реформы республиканского здравоохранения, ключевым аспектом которой должна являться адекватная инвестиционная политика. Как и другие отрасли непроизводственной сферы, здравоохранение из-за недостатка государственных инвестиций и отсутствия новых источников финансирования испытывает кризис. В части материального обеспечения ключевыми проблемами являются: сокращение норматива обеспеченности больничными койками на 10000 человек населения и увеличение дефицита коечных мощностей; ускорение физического износа медицинского оборудования вследствие его сверхнормативного использования, моральное устаревание медицинской техники и др. Исходя из разных целевых установок, предлагаются три сценария модернизации материальной базы здравоохранения и оценки требуемых объемов капитальных вложений, колеблющихся от 613 млн. руб. до 10 921 млн. руб., обосновано внедрение качественно новых подходов в реформировании этой сферы [13, с. 15].

.04.2011 г. Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и Правительство Республики Саха (Якутия) заключили Соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает развитие долгосрочного и эффективного сотрудничества в области инвестиционной деятельности.

Согласно Документу стороны намерены взаимодействовать в организации финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых, в том числе, на условиях государственно-частного партнерства, реализация которых планируется на территории республики. В соответствии с Соглашением Правительство Республики Саха (Якутия) предоставит перечень инвестиционных проектов, исходя из Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Реализация данного Соглашения послужит стимулированию инвестиционной деятельности, решению приоритетных задач социально-экономического развития региона, укреплению его экономического и промышленного потенциала. При этом основное внимание будет уделяться проектам, входящим в инвестиционный проект общегосударственного значения «Комплексное развитие Южной Якутии» [15, с.18].

год — год мониторинга внедренных инструментов по созданию благоприятного инвестиционного климата в Республике Саха (Якутия).

Проведен первый полномасштабный Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации, в котором приняли участие 76 субъектов Российской Федерации. По сравнению с итогами рейтинга прошлого года Республика Саха (Якутия) улучшила результаты практически по всем направлениям и по интегральному показателю вошла в «III» группу итогового рейтинга (15 место).

Наиболее ощутимые достижения произошли по направлению «Подключение к электроэнергии» (2-ое место по Дальневосточному федеральному округу) и «Поддержка малого предпринимательства» в Республике Саха (Якутия) (1-ое место).

Агентством стратегических инициатив выпущен сборник успешных практик, направленных на развитие и поддержку малого и среднего предпринимательства на муниципальном уровне — «Атлас муниципальных практик», в который вошла практика Чурапчинского района по созданию территории кластерного развития товарного рынка и услуг.

Результаты инвестиционной политики, прежде всего, выражаются объемами инвестиционных ресурсов, вовлеченных в экономику региона. За период с 2010 года в экономику республики привлечено 1 096,8 млрд. рублей инвестиций в основной капитал, в том числе 195,6 млрд. рублей в 2015 году (100,1% в сопоставимых ценах к 2014 году).

Продолжена работа по развитию новых точек роста экономики страны путем внедрения инструментов ускоренного развития.

В августе 2015 года принято решение о создании на территории городского округа «город Якутск»» территории опережающего социально-экономического развития «Индустриальный парк Кангалассы». Под размещение производств зарезервирована земельная площадь 85 га с возможностью расширения. Общий объем инвестиций ТОСЭР составит 1,3 млрд. рублей, из которых 86% — частные инвестиции. В качестве резидентов первого этапа одобрены 12 компаний с размещением производств строительных и промышленных материалов из местного сырья, проекты которых позволят сгенерировать порядка 9,3 млрд. рублей добавленной стоимости, более 2 млрд. рублей налоговых поступлений, создать 350 новых рабочих мест.

В качестве приоритетных инвестиционных проектов, планируемых к реализации на территории Дальнего Востока и Байкальского региона, утверждены два проекта Южной Якутии: строительство ГОКа «Инаглинский» по добыче коксующегося угля и производству концентрата мощностью 2,7 млн. т угля в год (объем инвестиций 26,0 млрд. рублей) и строительство ГОКа «Таежный» с объемом добычи 3 млн. т железной руды в к 2017 году (20,2 млрд. рублей).

Инициаторы данных проектов получат субсидию на создание энергетической и железнодорожной инфраструктуры в рамках государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» в размере 2 178 млн. рублей.

Инвесторам предоставляются специальные налоговые льготы — в сентябре ООО «Эльгауголь» включено в реестр региональных инвестиционных проектов Республики Саха (Якутия).

Для снижения административных барьеров при размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, реализации масштабных инвестиционных проектов запущен механизм предоставления инвесторам государственной или муниципальной земли в аренду без торгов (27 мая 2015 года внесены поправки в Земельный кодекс Республики Саха (Якутия).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В 2015 году возобновлена работа по реализации проекта «Строительство мостового перехода через реку Лена» с применением механизмов государственно-частного партнерства. Проект подтвердил заинтересованность иностранных инвесторов в рамках Второго Российско-Китайского ЭКСПО в г. Харбин, а также на Восточном экономическом форуме в г. Владивосток.

В целях привлечения инвестиций в инфраструктурный сектор реализуется политика государственно-частного партнерства. Утвержден Регламент подготовки и реализации инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства в Республике Саха (Якутия).

В соответствии с приоритетами по ликвидации очередей в детские дошкольные образовательные и общеобразовательные учреждения начата реализация проектов государственно-частного партнерства в социально-значимых направлениях. Заключено 17 соглашений о государственно-частном партнерстве в отношении 28 социальных объектов на общую сумму 11,2 млрд. рублей.

Основные задачи на 2016 год:

актуализация Инвестиционной стратегии в рамках Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2030 года;

мониторинг реализации Стандарта по улучшению инвестиционного климата, его масштабирование на территории муниципальных образований;

завершение первого этапа и запуск новых площадок ТОСЭР «Индустриальный парк «Кангалассы»;

локализация производств на территории Республики Саха (Якутия) с использованием формата ТОСЭР и индустриальных парков;

реализация инфраструктурных проектов государственно-частного партнерства [3, с. 17-18].

2.2 Пути активизации инвестиционной активности в Республике Саха (Якутия)

Повышение роли республики в активизации инвестиций предлагается осуществлять по нескольким направлениям:

1. Развитие регионального инвестиционного законодательства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

2. Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.

3. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности региона, его инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и др.

4. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций.

5. Формирование инвестиционной инфраструктуры. Можно создать залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны РС (Я). В республике следует развивать бизнес-центры, совершенствовать систему связи.

Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития региона. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Республика Саха (Якутия) относится к регионам с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Республика имеет высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и др.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повысит роль республики в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

Мировая практика государственного регулирования инвестиций в период проведения масштабных преобразований экономики показывает, что одним из самых распространенных и эффективных методов активизации инвестиционной деятельности является создание государственных кредитных организаций, специализирующихся на долгосрочном инвестиционном кредитовании приоритетных отраслей экономики. Одной из распространенных форм таких кредитных организаций выступает банк развития.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как «имидж региона». Имидж региона — это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Как показывает исследование минимально необходимый объем инвестиций в Республике Саха (Якутия) только по двум социальным направлениям — жилищное строительство и здравоохранение составляет от 4 147 до 4 323 млн. руб. Если необходимые объемы инвестиции в иные отрасти социальной сферы зафиксировать от средних значении прошлых лет, то при плановом периоде в пять лет ежегодные инвестиции в непроизводственное строительство региона должны составлять около 1 257 млн. руб. (около 4,9% внутреннего регионального продукта или 27% валовых капиталовложений). Следовательно, в условиях переходного периода региональный макроэкономический норматив инвестиционной политики РС(Я), представляющий собой минимально необходимый размер инвестиций в социальную сферу, должен составлять около 30 % валовых капвложений.

Осуществление финансирования производственных капитальных вложений за счет заемных средств в той мере, как это происходит сейчас и будет осуществляться в будущем, ранее было бы невозможным. За последние пять лет в РС(Я) создана финансовая структура. Она несовершенна, зависима, подвержена затяжным кризисам, но она достаточно дееспособна. Тем не менее, понятие «инвестиция» все еще различно у финансистов и производственников. Для первых — это прежде всего нематериальные активы, любые вложения, приносящие прибыль, то есть государственные и корпоративные ценные бумаги, акции и облигации, кредитные сделки. У вторых она тождественна капитальным вложениям, т.е. реальным объемам введенных основных фондов, оборудования и стоимости капремонта, являющихся активами материальными.

Дистанция между этими трактовками инвестиции определяет расстояние между сферой обращения и сферой физической материализации, между гипотетическим размером финансовых ресурсов, которые могут быть направлены в производство, и физическим объемом капитальных вложений. Пока этот разрыв не будет преодолен взаимодействие между финансовыми и промышленными кругами не установится.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Разрешить проблему возможно путем осуществления параллельного государственного регулирования финансово-кредитной сферы и инвестиционного комплекса. Региональной инвестиционной политике должна соответствовать адекватная финансовая политика, нацеленная на рост активности и заинтересованности банков-резидентов в долгосрочном кредитовании инвестиционных проектов и приобретении акций местных предприятий. Тогда потенциальный объем кредитных ресурсов, которыми располагают банки Якутии, оцениваемый автором в 670-700 млн. рублей в год, может быть направлен на долгосрочное инвестирование местной промышленности. Осуществление финансово-кредитной политики, параллельной инвестиционной стратегии региона, на основе кооперации и разделения функций между государственными и частными институтами, которую можно назвать «политикой совместного участия», должно стать принципиально новым направлением региональной политики в России.

Для качественного роста частных инвестиций населения в РС(Я) необходимо воздействовать на текущую ситуацию и посредством государственной политики доходов целенаправленно формировать практику персонального сбережения. Все предыдущие программы, имеющие целью поддержание уровня жизни населения, не учитывали поведенческого настроения граждан в рыночных условиях, новые ценностные приоритеты. Сейчас под экономически активным населением нужно понимать не только категории трудоспособных или занятых, но и граждан, владеющих недвижимостью, средствами производства, ценными бумагами и др. У каждого человека должна быть собственная инвестиционная программа, в соответствии с которой он будет формировать свои сбережения и вкладывать их в удобные формы активов.

По разным оценкам, минимальный объем частных инвестиций населения РС(Я) может оцениваться в 3000 млн. рублей в год. В 2015 г. он составлял 26% всех денежных доходов населения.

Политика доходов, необходимая для глобальной активизации частных инвестиций населения республики, должна состоять из трех основных блоков:

1. Обеспечение роста номинальных и реальных доходов населения;

2. Стимулирование сбережений;

3. Управление материальными и нематериальными активами.

Первый блок является базовым, повышение доходов непосредственно приводит к росту частных инвестиций. Наиболее реальным шагом в этом направлении является принятие нового Налогового Кодекса РФ, предусматривающего снижение налогового пресса по доходам граждан. В части полномочий региональных властей, приемлемы такие инструменты как: повышение номинальных денежных доходов населения, повышение реальных доходов населения, оптимизация структуры трудовой занятости.

Второй блок должен обеспечить стимулы к созданию долгосрочных сбережений, поэтому помимо чисто экономических механизмов, политика доходов должна включать определенные пропагандистские установки. Каждый человек должен знать, что государство заинтересовано в его доходах и сбережениях и гарантирует это право, что его деньги могут приносить реальный доход, а его собственность умножаться в результате свободного выбора инвестиций. Пилотным критерием нормы сбережения должны стать 15-20% годового дохода, являющиеся стандартным показателем для среднего класса в США.

Третий блок — это сфера государственных интересов и государственных гарантий. Государство заинтересовано в том, чтобы сбережения направлялись преимущественно в недвижимость, ценные бумаги и банковские депозиты, иные активы практически не работают на финансовых рынках и в перспективе сужают резервы частных инвестиций. Поэтому при разработке данной политики должны учитываться такие факторы, как обеспечение надежности финансовых вложений, их прибыльности и ликвидности.

На данном этапе экономической реформы иностранные инвестиции, привлекаемые в Республику Саха, мизерны и не определяют общую экономическую динамику. Большую их часть составляют денежные и товарные кредиты, взносы в уставной капитал и иные прямые инвестиции незначительны. Для качественного изменения текущей ситуации в сфере привлечения иностранных инвестиций необходима новая стратегия. РС(Я) нуждается в законодательно утвержденной и подкрепленной практически политике привлечения иностранных инвестиций, которая, являясь составной частью региональной инвестиционной политики, отражала бы реальные потребности во внешних вливаниях, приоритетные направления использования зарубежного капитала, роль государства в этом процессе и механизм возвратности инвестиций.

В ходе ее разработки необходимо по ряду признаков структуризовать отрасли экономики на: отрасли, в которые запрещен доступ иностранного капитала; отрасли, в которые доступ иностранного капитала ограничивается и возможен только после получения лицензии; отрасли, в которых привлечение иностранного капитала наиболее желательно; отрасли, в которых совместные предприятия создаются на тех же условиях, что и отечественные.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Следующим этапом в разработке государственной политики РС(Я) в сфере привлечения иностранных инвестиций должно стать определение предельной доли иностранных вливаний в экономику республики в течение конкретного периода времени. Можно зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику республики от размера внутреннего регионального продукта или валовых капитальных вложений, либо абсолютную разницу между объемами привлекаемых и вывозимых средств, т.е. чистый ввоз капитала. Затем необходимо ввести четкие предельные значения для отраслей. Установление подобных пределов будет определенным препятствием, ограничивающим приток инвестиционных ресурсов, но, в этом случае. Правительство республики сможет сохранить контроль за экономикой и обеспечить необходимую экономическую безопасность.

Выделяются три приоритетных направления использования иностранных инвестиций: реализация крупных инвестиционных проектов; развитие и модернизация традиционной промышленной базы; организация новых для республики производств, основанных на нетипичных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами. Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов потребует как достаточных усилий со стороны республиканских органов власти, так и жесткого государственного контроля. Во втором случае контроль должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Третье направление нуждается лишь в создании эффективной обезличенной системы государственной поддержки, выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем российские правила.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время проблема обеспечения экономического роста в Российской Федерации является одной из главных задач государства. Среди многих проблем, от решения которых зависят темпы экономического роста и сбалансированное развитие экономики, выделяется проблема отраслевой и территориальной дифференциации экономики России. Эта проблема отражается в показателях развития регионов, достигших значительного роста промышленного производства, связанного с развитием одной, в основном добывающей сырье отрасли, в то время как по всем другим параметрам (особенно развитию социального и инфраструктурного секторов) регионы относятся к отстающим.

Моноспециализация экономики таких регионов, концентрация развития всей экономики на одной ресурсодобывающей отрасли неизбежно приводят к риску дестабилизации экономики регионов в случае неблагоприятных изменений в основной отрасли. Поэтому в настоящее время основной задачей моноотраслевых регионов является обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики с целью улучшения социально-экономических условий жизни населения.

Сбалансированное развитие экономики моноотраслевых регионов возможно достичь за счет значительных инвестиционных вложений в отрасли, не связанные с добычей природного сырья, являющейся специализацией региона. В настоящее время данные отрасли не генерируют достаточный для инвестирования объем собственных средств. Банковский сектор не способен удовлетворить инвестиционный спрос данных отраслей из-за отсутствия долгосрочных и стабильных ресурсов. Средства частных инвесторов, в том числе иностранных, не могут достичь необходимых для инвестирования объемов из-за низкой инвестиционной привлекательности и высоких рисков вложения в данные отрасли. При этом общий потенциал, инвестиций, выраженный в объемах сбережений населения и субъектов хозяйствования, вполне сопоставим с инвестиционными потребностями экономики страны.

Поэтому необходимой становится активизация государственного регулирования инвестиционной деятельности, одной из задач которого является направление инвестиций в отрасли, обеспечивающие сбалансированное развитие экономики моноотраслевых регионов.

В результате проведенного исследования получены следующие основные результаты:

1. На основании анализа существующих теорий регионального развития и современного экономического положения региона, введения новых методологических подходов и концептуальных положений субнациональной региональной политики выявлена необходимость осуществления органами государственной власти и управления PC (Я) активной собственной инвестиционной политики, как стратегического направления структурной реформы региональной экономики.

2. Для качественного реформирования сложившейся системы распределения государственных капиталовложений в РС(Я) предлагается: ввести четкий макроэкономический норматив инвестиционной политики; осуществлять территориальное планирование на основе пропорций задаваемых специальным балансом, разработанным на основе метода уравнивания внутрирегиональных различий; выделять государственные инвестиции коммерческим и смешанным по форме собственности предприятиям на принципах возвратности и прибыльности; установить цену государственным инвестиционным ресурсам.

3. В части стимулирования роста негосударственных капитальных вложений, таких как средства предприятий, ресурсы финансово-кредитных коммерческих структур, иностранные инвестиции, средства частных инвесторов, заложены концептуальные положения основных составляющих региональной инвестиционной политики: политика доходов, финансово-кредитной политика совместного участия, политика привлечения иностранных инвестиций.

При сохранении формы организации региональная инвестиционная политика переходного периода приобрела качественно новую форму управления, т.е. на уровне региональных воспроизводственных процессов суть современной рыночной реформы заключается в переходе от формализованного централизованного типа региональной инвестиционной политики к формализованному либеральному типу.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В условиях переходного периода, обуславливающих необходимость поддержания экономикообразующих отраслей промышленности РС(Я), решение проблемы постепенной переориентации структуры государственных инвестиций на приоритеты социального развития возможно, если инвестиционная политика республиканского правительства в социальном аспекте будет представлять собой политику межрегионального уравнивания, т.е. нивелирования территориальных различий в обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, а в части материального воспроизводства станет политикой перспективных точек роста.

Стимулирование инвестиционной активности региональной экономики посредством повышения роли частных инвесторов и структурного роста негосударственных источников инвестиций является ключевым аспектом инвестиционной политики Республики Саха (Якутия) на переходный период.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. №39-ФЗ

«Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 28.12.2013 г.)

Закон Республики Саха (Якутия) от 24.06.2013 1121-З №1337-IV

Об инвестиционной деятельности в Республике Саха (Якутия) (ред. от 09.10.2014)

Распоряжение Правительства РС (Я) от 27.01.2016 №57-р

«Об отчете исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2015 год» (вместе с «Отчетом исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия) об итогах деятельности за 2015 год»)

Абрамов С.И. Инвестирование. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. — 416 с.

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. — М.: Юристь, 2013. — 315 с.

Анализ структурных изменений в жилищном комплексе РС(Я) // АН РС(Я), Якутск. — Наука и образование. — 2014. -№3. — С. 2-9.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Бард В.С. Инвестиционные проблемы российской экономики. — М.: Экзамен, 2014. — 384 с.

Егоров Е.Г. Проблемы региональной экономики (на примере Северо-Востока РФ). — Новосибирск, 2013. — 103 с.

Игонина Л.Л. Инвестиции. — М.: Инфра-М, 2015. — 338 с.

Инвестиции и предпринимательская деятельность / Под. Ред. Л.Л. Игониной. — М.: Инфра-М, 2015. — 195с.

Колтынюк Б.А. Инвестиции. — СПб.: Питер, 2014. — 269 с.

Лавров А.М. Методологические проблемы региональной политики: опыт сравнительного анализа. // Регион: экономика и социология. — 2015. -№2. — С. 22-25.

Матвеева Т.Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории — М.: Тауберт и К, 2012 — 442 с.

Мищенко В.В. Государственное регулирование экономики. — М.: ИНФРА — М, 2013. — 286 с.

Моделирование государственного инвестиционного бюджета РС(Я) // Наука и образование. АН РС(Я) — Якутск, 2015. — №4. — С. 2-17.

Новые направления инвестиционной политики РС(Я) в сфере здравоохранения // Тезисы докладов Научно-практической конференции «Человек, окружающая среда и туберкулез». — Якутск, 20-21 ноября 2014 г. — С. 3-15.

Петренко Н. Особенности современной экономической ситуации в Республики Саха (Якутия) Пути и способы привлечения иностранных инвестиций в экономику Республики Саха (Якутия) // АН РС(Я), Якутск. — Наука и образование. -2015. -№3. — С. 23-28.

Республика Саха (Якутия) в цифрах: Статистический сборник — Якутск: Комитет государственной статистики, 2014. — 216 с.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Свечникова Л. Социально-экономические процессы Республики Саха (Якутия) Современные проблемы формирования источников производственных инвестиций в РС(Я) // Наука и образование. АН РС(Я) — Якутск, 2015. — №3.- С. 16-23.

Статистические данные // Электронный журнал [Электронный ресурс]. — М., 2014

Турун П.П. Экономика Республики Саха (Якутия) Управление экономическими системами — М.: УЭкС, 2011г. -216 с.

Физическая география Республики Саха (Якутия) / Савельева В.В., Серебряков А.К. и др. — Якутск: СКИПКРО, 2013. — 176 с.

Шараев Ю.В. Теория экономического роста — М.: ГУ ВШЭ, 2014 -254 с.

Шумахер Э. Малое прекрасно: экономика для человека — М.: РСПИ, 2013 -479 с.

Экономика / Под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. — М.: ТК Велби, Проспект, 2013. — 562 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

759

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке