Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Использование театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников»

Интерес — это психическое явление, которое характеризуется побуждением, тяготением к объекту, которое надо развивать в процессе обучения. Важной особенностью интереса является его «свободность», отсутствие принудительных влияний со стороны для его возникновения.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников

1.1 Современные тенденции понимания познавательного интереса

1.2 Театрализованная деятельность, как средство развития дошкольников

1.3 Виды кукол. Изготовление театральных кукол

Глава 2. Методическая разработка использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников

2.1 Организация театрализованной деятельности в детском саду

2.2 Проект «Театр в детском саду»

Заключение

Список литературы

Введение

Объективный процесс интеллектуализации обучения и воспитания детей дошкольного возраста, который наблюдается в последние годы в системе дошкольного воспитания, наряду с положительным эффектом, оказал отрицательное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка. Выход из этого положения — в более широком использовании в педагогическом процессе разных видов искусства, среди которых особое место занимает театр и театрализованная деятельность.

Театр для детей — школа познавательной и эмоциональной культуры человеческого общения. Собственная театрализованная деятельность, являясь импровизационной, выступает как активный, — индивидуальный, творческий процесс и объединяет разные по характеру творческие начала — продуктивное (сочинение сюжетов или интерпретация предложенных),’ исполнительское (проигрывание сюжета) и оформительское (подготовка декораций, костюмов, и др.).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Влияние театрализованного искусства на формирование духовной культуры личности освещено в работах Е.Б.Вахтангова, И.Д. Гликмана, Б.Е. Захавы, Т.А. Курышевой, А.В. Луначарского, В.И. Немировича-Данченко, К.С. Станиславского, А.Я. Таирова, Г.А. Товстоногова; проблемам нравственного развития детей средствами театра посвящены труды основоположников кукольного театра в нашей стране — А.А. Брянцева, Е.С. Деммени, СВ. Образцова, и музыкального театра для детей — Н.И. Сац. Маханева «Театрализованная деятельность в детском саду», методический материал.

Создается противоречие: с одной стороны,-общепринятое значение театра в эмоциональном, познавательном, и творческом развитии ребенка, с другой стороны, дефицит театрального искусства в жизни детей. Преодоление этого противоречия возможно при обеспечении синтеза театрализованной деятельности — ознакомления с театром как видом искусства и организации собственной театрально-игровой деятельности детей.

Цель исследования — изучить особенности использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников.

Объект исследования — познавательный интерес старших дошкольников.

Предмет исследования — процесс использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников.

Задачи исследования:

  • изучить современные тенденции понимания познавательного интереса;
  • исследовать театрализованную деятельность, как средство развития дошкольников;
  • рассмотреть виды кукол. Изготовление театральных кукол;
  • проанализировать организацию театрализованной деятельности в детском саду;
  • разработать и внедрить проект «Театр в детском саду».

Методы исследования: анализ психолого-педагогической, методологической литературы, обобщение, сравнение.

Структура работы: введение, 2 главы, заключение, список литературы.

Глава 1. Теоретические основы использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников

1.1 Современные тенденции понимания познавательного интереса

театр кукла познавательный дошкольник

Понятие «интерес» определяется исследователями с позиций различных наук: философской, социологической и психолого-педагогической. В философии понятие «интерес» рассматривается в связи с потребностями и ценностями, которые проникают в разные сферы жизни общества и деятельности личности. Чем разнообразнее интересы человека, утверждает философская наука, тем шире представлена в них жизнь общества, выраженная в науке, искусстве, технике, культуре.

В энциклопедическом словаре [10, с.20] приводятся различные определения интереса в контексте педагогической науки. Интерес — это форма проявления познавательной потребности, которая способствует более глубокому отражению действительности. С другой стороны интерес — это познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление действительности, связанная с положительным эмоциональным отношением к познанию объекта или к овладению той или иной деятельностью, т.е. один из наиболее существенных стимулов приобретения знаний и расширения кругозора.

Интересу свойственна «самоактивность». В педагогическом процессе присутствует интерес двух видов: пассивный интерес, характеризующийся «занимательностью» (когда человек находится в плену впечатлений); активный интерес, проявляющийся в самостоятельном упорном труде, когда отыскивается истина.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

К.Д. Ушинский отмечал, что интерес связан с потребностями человека в деятельности и вниманием, которое возникает тогда, когда предмет познания представляет новость. Л.С. Рубинштейн отметил, что интерес — это «сосредоточенность на определенном предмете мыслей, вызывающая стремление ближе ознакомиться с ним, глубже в него проникнуть, не упустить из поля зрения».

Проблема развития познавательного интереса является важнейшей в современном образовании. Чтобы обучение и воспитание способствовало становлению личности, необходимо «разбудить» в ребенке исходное звено его разумной деятельности — познавательную потребность, являющуюся источником его познавательной активности и лежащую в основе развития познавательного интереса человека. Важной характеристикой познавательного интереса является побуждение к деятельности. Процесс познания окрашен эмоциями, которые вызваны процессом умственного труда, предметом познания, перспективой, которая увлекает за собой.

Область общего феномена интереса — познавательный интерес. В научной литературе для названия познавательного интереса используются понятия: «духовная жажда», «позыв», «ярость к объекту», «непреодолимое бескорыстное стремление». Его предметом является значимое свойство человека: познание окружающего мира не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом отношении человека к миру — в стремлении проникать в многообразие, осознавать сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречия.

По мнению психологов Л.И. Божович, Л.С. Выготского, М.Ю. Кистяковской развитие познавательного интереса у дошкольников связано с преобладанием особых форм активности и положительного аффективного состояния, возникающего из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его происходит в деятельности.

Избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность- это и есть познавательный интерес. Эта направленность характеризуется стойким стремлением к познанию, к новым полным и глубоким знаниям. Укрепляясь и развиваясь в определенной системе, познавательный интерес становится основой положительного отношения к обучению.

Т.А. Куликова считает, что у детей дошкольного возраста познавательный интерес — это стремление узнать что — то новое, выяснить неясное в предметах и явлениях окружающей действительности. Л.М. Маневцова определяет познавательный интерес как стремление к активности и самостоятельности в познании: желание ребенка вникнуть в сущность предмета, явления, в их связи и отношения. Н.Г. Морозовой разработана структура деятельности, наиболее успешно влияющая на формирование познавательных интересов. Для нее характерны следующие особенности:

возникает в ходе недоумения и вопросов у самого ребенка; при этом подача нового материала должна опирается на полученные ранее представления, которые вступают в противоречие с новыми фактами и требуют пояснения;

ребенок ставит и принимает задачи для самостоятельного или совместного с воспитателем решения. Педагог нацеливает на то, чтобы она стала собственной задачей ребенка, вызвала желание самостоятельно добиться ее решения;

организуется поиск решения задачи, который проходит через преодолимые трудности, приводит к положительному результату;

фактическое решение задачи: включение возникших новых вопросов, благодаря чему интерес становится долгосрочным и устойчивым.

Роль интересов в познавательной деятельности сводится к следующему:

интерес способствует глубине и прочности знаний;

развивается и повышается качество мыслительной деятельности, что сказывается на общем развитии дошкольника;

существенно влияет на формирование его личности:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

прослеживается активность в обучении, что благоприятствует формированию способностей, развивается творческий подход к различным видам деятельности;

повышается общий эмоциональный тонус, создается благоприятный эмоциональный фон для протекания психических процессов, т.е. подлинный познавательный интерес становится основой учебной деятельности [15, с.53].

В исследованиях Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич, Г.И. Щукиной можно проследить четкую взаимосвязь познавательных интересов со знаниями: они являются основой познавательных интересов. Знания сами по себе не могут возникнуть, но и интересы способствуют глубине и прочности усвоения знаний, т.е. их обогащению и расширению. НА. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич говорят о том, что возникновение интересов и их дальнейшее развитие находятся в прямой зависимости от усвоения детьми конкретных знаний о явлениях окружающей действительности. Формирование интересов невозможно без обязательного обогащения детей знаниями в процессе обучения. Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях утверждает Л.Ф. 3ахаревич. Она говорит, что процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов — чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания.

Уже в дошкольном детстве познавательные интересы имеют развитую структуру. Л.А. Блащук, ТА. Куликова, Н.К Постникова доказали, что познавательные интересы в дошкольном возрасте имеют одну ту же структуру, что и в школьном, а именно:

интеллектуальный компонент — выражается в направленности на познание объекта, стремлении постичь его сущность;

эмоциональный компонент — проявляется в положительном эмоциональном отношении к объекту;

волевой компонент — рассматривается как степень сосредоточения на объекте, умение применять усилия для достижения поставленной цели.

Исследователи Н.А. Бойченко, Л.Ф. 3ахаревич доказывают, что в интересах дошкольников выделяются те же характерные особенности, присущие интересу вообще: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Н.А. Бойченко определяет особенности игровых интересов детей дошкольников: эпизодичны, неустойчивы, кратковременны и ситуативные. Зависят от яркости и новизны наглядного материала, нужна яркая положительная эмоциональная окрашенность.

Н.А Бойченко, Л.Ф. Захаревич, Н.К. Постникова установили этапы развития интересов у детей: [8, с.3].

проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;

за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются познавательные интересы;

в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов;

устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений.

Г.И. Щукина в своих работах раскрывает общие условия, определяющие формирование познавательных интересов на всех возрастных ступенях дошкольников. Эти условия: содержание изучаемого материала, методы его подачи, организация деятельности. У дошкольников процесс познания интенсивен благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. Формируется он только усилиями окружающих взрослых. Поэтому важно помнить: процесс формирования отношения ребенка к миру, в котором он живет, идет постоянно. Именно это отношение будет определять, на что в будущем ребенок направит свои знания и развитие способностей [5, с 36-39].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Интерес возникает только в ходе правильно организованной образовательной деятельности.

1. Подготовка внешней почвы для развития интереса: организация жизни и создание таких благоприятных условий, которые способствуют возникновению потребности в данном объекте или деятельности у определенной личности; подготовка внутренней почвы предполагает усвоение уже известных знаний, умений, имеющую общую опознавательную направленность.

2. Создание положительного отношения к предмету, к деятельности и перевод смысловых образующих, отдаленных мотивов в близкие, реально действующие. Данное отношение еще не является интересом, но уже является психологической предпосылкой интереса; оно подготавливает переход от внешней потребности в деятельности — нужно, следует, к принятой ребенком потребности.

3. Систематическая поисковая деятельность, где формируется подлинный интерес. Характеризуется появлением познавательного отношения и внутренней мотивации, которые связанны с выполнением определенного вида деятельности.

4. Нужно такое построение познавательной деятельности, чтобы в процессе работы возникали новые вопросы, ставились новые задачи, которые становились бы неисчерпаемыми на данном занятии.

При формировании стойких интересов два первых момента приобретают особую значимость. Работа по воспитанию отношения занимает длительное время [12, с. 50]. Систематическая активная самостоятельная «поисковая» деятельность формируют у детей стойкий динамический стереотип познавательного интереса, который постепенно превращается в качество характеризующее личность. Подлинный интерес, который сформирован в процессе специальной организованной активной «поисковой» деятельности, характеризуется эмоционально положительным к ней отношением и пониманием значения и смысла этой деятельности. Для него характерно эмоционально-познавательное отношение к процессу этой деятельности, которая внутренне мотивирована. Это значит, что, помимо личных и общественных мотивов, возникают мотивы, идущие от самой деятельности. То есть сама деятельность побуждает ребенка. При этом ребенок понимает и принимает цель этой деятельности, ему хочется достигнуть цели, осуществлять поиск, узнавать, решать, достигать.

Вывод: познавательный интерес имеет несколько трактовок, исследователи его рассматривают с разных точек зрения. Он имеет сложную структуру, куда включаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный интерес развивается по стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Определяется особенностями, такими как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость. Для развития интереса необходимо создавать определенные условия.

1.2 Театрализованная деятельность, как средство развития дошкольников

Играя, ребёнок стремится найти сюжет, то есть выбрать одно из явлений окружающей жизни, вообразить себе, что именно он хочет передать. Он распределяет роли, выбирает игрушки, учитывая своеобразие их внешнего облика. Дети стремятся играть выразительно, меняя интонации голоса, движения, переодеваясь в разные костюмы. Ведь театрализация — это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Театр не случайно обладает репутацией самого демократичного, самого доступного вида искусства. Он, как центр притяжения, стягивает все виды искусства в одно целое, предоставляя им место для встречи [18,с. 34].

Современное общество выдвигает перед педагогами задачу воспитания гармонично развитой, общественно активной личности.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии — через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе [14,с. 56].

Как уже упоминалось ранее, в дошкольном детстве ведущим видом деятельности ребенка является игра. Творец по природе, активное от рождения существо, ребенок, играя, осваивает мир, моделирует отношения, пробует себя в разных ролях.

Связь между игровой и театрально-игровой деятельность заключается в том, что в основе той и другой лежит условное воспроизведение событий, действий, взаимоотношений людей и обязательно присутствуют элементы творчества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Театральную деятельность в дошкольном детстве называют театрально-игровой. Театрально-игровая деятельность — творческий вид деятельность, направленный на воссоздание и освоение общественного опыта с помощью обыгрывания сюжета (литературного произведения или фантастических ситуаций, фрагментов детской жизни, требующей достижения цели, нахождения средств, согласования действий с партнёрами, самоограничения во имя достижения успеха, установления доброжелательных отношений.

Итак, театрально-игровая деятельность, являясь своеобразным видом игровой деятельности дошкольника, имеет свои особенности: она представляет собой отражение детьми окружающей жизни — действий, деятельности людей (сказочных персонажей, их взаимоотношений в соответствии с сюжетом и содержанием произведения с обязательным внесением элементов творчества. Театрально-игровая деятельность является свободной, добровольной деятельностью, для которой характерны самостоятельность, высокая активность, контактная зависимость участников, способность к творчеству в целом.

Функции театрально-игровой деятельности

Театрально-игровая деятельность является для ребёнка игрой, общением, трудом, учёбой, отдыхом. Она имеет множество функций.

Наиболее важными из них являются [11,с. 23]:

1) Эстетическая функция. Это специфическая особенность театра, позволяющая формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека и тем самым ценностно ориентировать его в мире, пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты, обогащаются эстетические чувства, эмоции.

В процессе театрально-игровой деятельности развиваются такие творческие способности детей, как поэтический слух, умение сохранять яркость впечатлений, передавать их при создании образа героя (при помощи голоса, мимики, пантомимики, выражать своё отношение к нему, способствуют быстрому и глубокому восприятию содержания литературного произведения при условии его понимания.

2) Развлекательная функция. Как и эстетическая, сопровождает и окрашивает все функции театрально-игровой деятельности. Она связана с созданием определённого комфорта, благоприятной атмосферы, душевной радости, наслаждения, стимулирует положительные эмоции, отвлекает от нежелательных, грустных мыслей и переживаний, позволяет приятно и весело проводить время, пробуждать интерес к данной деятельности. В процессе театрально-игровой деятельности ребёнок испытывает ни с чем не сравнимое удовольствие, радость, желание проявить себя, свои способности и возможности.

3) Коммуникативная функция. Позволяет установить связь между педагогом и детьми, между самими детьми. Полноценное общение в процессе театрально-игровой деятельности способствует развитию у детей умений и навыков социального взаимодействия. У них появляется способность брать на себя игровые роли, приспосабливать свое поведение к поведению партнера, проявлять доброжелательность, осуждать элементы агрессивности, нечестности, высокомерия. В общении развивается эмпатия (способность эмоционально откликаться на переживания других людей, проявлять сочувствие, желание и умение утешать, помогать) по отношению к близким, родственникам, сверстникам, героям произведений. Дети учатся проявлять свои эмоции и чувства так, чтобы быть понятными другим.

4) Социальная функция. Театрализация обеспечивает ребенку не только удовлетворение потребностей в самовыражении, но и позволяет обогатить социальный опыт. Социокультурная функция способствует усвоению ребенком богатства культуры, формированию его как личности. С помощью театрализованного искусства, художественной литературы, малых форм фольклора осуществляется приобщение ребенка к национальной и мировой культуре, обогащается и углубляется круг детских представлений о данной сфере человеческого наследия, воспитывается ценностное отношение к ней, формируются интеллектуальные, эстетические чувства и эмоции.

5) Коррекционно-развивающая функция. Обеспечивает соотнесение характеристик игровой деятельности с условно-нормативными данными (по конкретному возрасту). Она способствует выявлению отклонений и составлению плана педагогических мероприятий по внесению позитивных изменений, дополнений в структуру личности и деятельности ребенка. Театрально-игровая деятельность по средствам данной функции способствует формированию и развитию психических процессов и качеств личности, развитию нравственных чувств у дошкольников.

6) Психотерапевтическая функция. Театр как метод психотерапии активно практикуется во многих странах мира. В работе с детьми театр довольно широко используется врачами, психологами и педагогами как наиболее адекватное специфике детства средство коррекционного и развивающего воздействия. Психотерапевтической возможностью, прежде всего, обладают сценические игры, суть которых — разыгрывание ролей для зрителей. Роль может раскрыть в ребенке то, что в нем скрыто, заторможено.

7) Воспитательная функция. Данный вид деятельности способствует формированию определенных качеств, свойств и отношений личности. Например, тематика и содержание многих театрализованных игр детей- дошкольников — имеют нравственную направленность, которая заключается в каждой сказке.

8) Обучающая функция. Театрально-игровая деятельность способствует освоению системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности. В процессе овладения таким видом деятельности ребенок более полно и глубоко познает мир, успешно развиваются его интеллектуальные чувства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Рассмотрев наиболее важные функции театрально-игровой деятельности, можно сделать вывод, что данная деятельность является многогранным явлением в жизни ребёнка данного возраста, средством удовлетворения его потребностей, средством получения знаний и умений, средством выражения и развития личности, средством формирования его эмоциональной и чувственной сферы.

Для полноценного развития ребёнка в театрально-игровой деятельности необходимо выделить и реализовывать следующие приёмы организации этой деятельности.

Основные принципы организации театрально-игровой деятельности:

1) Принцип эвристичности (исследование, обнаружение чего-то нового).

Принципиальным условием для появления и развития театрально-игровой деятельности детей дошкольного возраста является наличие образовательной среды, которая стимулирует развитие творческих способностей детей. При создании такой среды необходимо руководствоваться этим принципом, так как центральным элементом творчества является озарение, что связано с нахождением чего-то нового, оригинального решения проблемы.

2) Принцип единства процессов интеграции и дифференциации совместной деятельности.

Основой этого принципа является организация совместной деятельности детей и педагогов на основе взаимопонимания и взаимопомощи. Этот принцип предполагает также развитие игровой инициативы, самостоятельности детей, частичную передачу им полномочий и ответственности.

3) Принцип отсутствия принуждения.

Данный принцип предполагает, что при организации театрально-игровой деятельности исключается всякое принуждение детей, противоречащее сущности этой деятельности.

4) Принцип поддержания игровой атмосферы.

Предполагает создание условий для поддержания интереса детей к театрально-игровой деятельности посредством использования разнообразных методов и приёмов.

5) Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности.

Руководствуясь этим принципом, педагог способствует тому, чтобы смысл игровых действий постепенно был перенесён в жизненный опыт детей и наоборот, знания, полученные в быту, на занятиях, были перенесены в игровую деятельность детей, что способствует дальнейшему воспитанию, обучению и развитию детей.

1.3 Виды кукол. Изготовление театральных кукол

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л.В.Куцакова С.И.Мерзлякова (программа «Росинка») рассматривают:

ü настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, театр на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);

ü  стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);

ü  театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);

ü  верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые куклы);

ü  напольные куклы (марионетки, конусный театр);

ü  театр живой куклы (театр с «живой рукой», ростовые куклы, люди-куклы, театр масок, танта-морески).

Для организации театрализованной деятельности можно использовать игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовление самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие, изобретательские способности.

Представим разработки педагогов Л.В.Куцаковой, С.И.Мерзляковой, Г.В.Генова [16, с. 27].

Игрушки для настольного театра могут быть выполнены из бумаги, картона, поролона, коробок, проволоки, природного материала и др.

Самый простой в изготовлении — фланелеграф. Нарисовать на тонком картоне фигурки, вырезать их, на оборотные стороны наклеить кусочки фланели. Экран: плотный картон обтянуть куском фланели (35×30 см).

Плоские игрушки. Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части, вдев между ними тонкую палочку или бумажную трубочку (навернуть бумагу, смазанную клеем, на использованный стержень от ручки, вынуть стержень). Устанавливаются фигурки в катушки от ниток (лучше, если катушки разрезаны пополам) на пластмассовые пробки с отверстиями.

Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части, намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.

Подставки могут быть деревянные, картонные, можно и без них обойтись — фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом.Такой театр может быть нарисован красками, фломастерами, оформлен аппликацией бумагой и тканью [2, с. 86].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Игрушки из конусов и цилиндров. С помощью циркуля, трафаретов вырезают круги разного диаметра, складывают их пополам, разрезают по линиям сгиба, склеивают из полукругов конусы (рис. 4), превратив их в фигурку, приклеив детали. Для изготовления игрушек из цилиндров склеить их из прямоугольных листов плотной бумаги (рис.4). Оформить лучше аппликацией бумагой, тканью, кружевом, тесьмой, нитками, пуговицами, бусинками, бисером, пришив или приклеив к поделке. Крахмальным клеем удобно склеивать и приклеивать бумагу, тонкие ткани, а картон, пуговицы, бусины, тесьма лучше приклеиваются клеем ПВА.

Кукол можно смастерить из бумажной массы, картона, ткани. Слепить из массы головки персонажей, чтобы надеть их на конусы. Для изготовления массы газетная бумага рвется на мелкие кусочки, заливается водой. После того как бумага размокнет, дают воде стечь, добавляют горсть муки и замешивают тесто (3/4 бумажной массы и одна часть муки). Скатанный из массы шарик надеть на картонный конус и лепить головку прямо на нем.

Игрушки из поролона. Детям дают предварительно окрашенные кусочки поролона. Окраску производит педагог. Анилиновый краситель, разведенный в воде, надо опустить кусок поролона целиком. Чтобы он лучше прокрасился, несколько раз опускать поролон в краситель и отжимать. Делаются надрезы, перетяжки, сшиваются детали, срезаются ненужные части, придавая поролону необходимую форму.

Магнитный театр. Игрушки, сделанные детьми из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

Игрушки из коробок. Отобрать коробки разной формы и размера (от пищевых продуктов, парфюмерных товаров, несыпучих лекарственных средств и др.), склеить друг с другом, обклеить кусочками бумаги, ткани и оформить вырезанными элементами (рис.1).

Рис.1

Такую куклу можно сделать игрушкой-говорушкой, вырезав отверстие на месте рта. Если внутри коробки возле отверстия шевелить указательным пальцем, то создается иллюзия, что кукла говорит.

Игрушки из природных материалов. Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.

Пальчиковый театр. Персонажи делаются из бумаги, из маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, которые надеваются на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.

Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей. Если ткани несыпучие, детали сшиваются швом «вперед иголку» с лицевой стороны, обметочным швом «через край» или сшивать детали с изнанки, затем вывернуть на лицевую сторону. Используются пуговицы, шерстяные нитки, тесьма, кружево.

Пальчиковый театр из бумажной массы.

Куклы из перчаток. Персонажей можно сделать из старых перчаток.

Кукла из картона укрепляется на руке резинкой. На бумаге рисуется верхняя половина фигурки, наклеивается на плотный картон и вырезается.

Куклы из варежек. Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверюшку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки). Если не найдется ненужных варежек, можно сшить их из старых вязаных вещей или ткани. При этом можно не выкраивать место для большого пальца. Разные детали к такой варежке пришиваются.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Куклы-танцоры. Изготавливаются они из картона или пластика. Отдельно вырезают туловище, ручки, ножки. Затем их прикрепляют к туловищу на ниточках, а сзади фигурки — крепкая проволока.

Куклы-марионетки. Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки по шаблону-выкройке, который накладывается на ткань, обводится мелом, кроится, сшиваются несложные детали. Принцип действия такими игрушками — благодаря леске, привязанной к крестовине.

Игрушки-попрыгушки. Для изготовления персонажей такого театра понадобится тонкая круглая резинка (шляпная). Скатывать комочек из бумажной массы так, чтобы резинка была внутри него, а кончик с узелком оставался снизу снаружи. Это головка для персонажа или туловище. Остальные детали могут быть приклеены. Используются при этом бумага, ткани, поролон, проволока, клеенка и др.

Куклы-вертушки. Их делают по аналогии с игрушками-попрыгушками, но детали прикрепляют к палочкам. При движении палочкой куклы активно двигаются, размахивая руками, хвостиками.

Куклы бибабо. Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

Куклы из воздушных шаров. Голова делается из надутого шара. Нос можно сделать так: отделить часть слабо надутого шара и перетянуть ниткой, получится на большом шаре маленький. Шарик привязывается к палочке (длиной 20-25 см), сшивается ткань крупными стежками швом «вперед иголку», собирается на сборку, стягивается и прикрепляется к шее (надевается, как на вешалку). К плечам куклы пришиваются руки — полосы ткани, на конце собранные в резинку. Резинки надеваются на запястье. Куклой действуют вдвоем. Один левой рукой держит палочку в том месте, где шея, другой действует правой рукой.

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Теневой театр. Фигурки для пальчикового теневого театра сделать очень просто. По рисунку вырежьте из тонкого картона головку и прикрепите к ней бумажную трубочку (клеем, нитками, канцелярской скрепкой) для указательного пальца исполнителя. Рука исполнителя — это туловище персонажа, а средний и большой пальцы — ноги [19, с.22].

«Живые» куклы («танта-морески»). У «живых» кукол головы настоящие, живые, а туловища, ручки и ножки — кукольные (рис.2).

Из мягкого дерева вырезать две пары ножек и две пары ручек. Ручки вставить в рукава. В тыльную сторону каждой руки воткните шило, проткнув его через черную материю. Поверните шило — и кукла взмахнет ручкой, возьмитесь за верхние концы ножек — они в движении. Ко второй рамке прикрепите раздвижной занавес.

Рис.2

Работая с детьми по изготовлению кукол для театров, прежде всего, смастерить тех персонажей, которые часто встречаются в народных сказках, в произведениях, рекомендуемых для разных возрастных групп. Самостоятельная художественная деятельность детей будет более интересной, если детям предлагать самим мастерить и играть с разными куклами — стимулом к театрализованной деятельности. Играя с ними, дети создают свои сказки, фантазируют, творят. Для них это школа общения, самовыражения, познания, творчества.

Глава 2. Методическая разработка использования театрализованных игрушек в развитии познавательного интереса старших дошкольников

2.1 Организация театрализованной деятельности в детском саду

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В работе с детьми по театрализации можно использовать множество видов театра: настольный театр игрушек; театр кукол-прыгунков; театр на ковролине; пальчиковый театр; театр масок; штоковый театр; театр на яйце; театр оригами; театр марионеток; теневой театр; театр Би-ба-бо; варежковый театр и театр платковых кукол.

В настольном театре можно использовать любые резиновые, пластмассовые или деревянные игрушки.

Освоение настольных игрушек:

На 1этапе педагог заранее готовит небольшое кукольное представление: «Теремок», «Колобок», «Под грибом».

На 2 этапе включаются различные игровые упражнения, например: «Шагают игрушки».

Дети выбирают себе игрушку и учат её ходить, при этом педагог комментирует движения персонажа: «Как важно ходит Мишка, переваливаясь с бока на бок», «Зайка прыгает легко, не слышно», «Ёжик быстро бежит и всё принюхивается…» и т. д.

этап — выступление. По одному каждый ребёнок выходит к настольной ширме и манипулирует с куклой (кукла выходит из-за кулис, выступает перед зрителями: рассказывает стихотворение, поёт песню и т. д. ; делает поклон, уходит со сцены).

Куклы-прыгунки (зайчик, барашек, дракончик, девочка).Они называются так, потому что не могут ходить, они прыгают: то медленно, то быстро, то высоко, то низко- в соответствии с образом куклы. Эти куклы хороши в работе с младшими дошкольниками.

Освоение кукол — прыгунков.

этап -знакомство. Дети -зрители, а педагог-кукловод и рассказчик. Во время показа куклу надо подводить поближе к детям, чтобы они не боялись их и привыкали к ним.

На 2 этапе рекомендуется упражнение «Погуляй с моей игрушкой». Дети сидят по кругу. Одна подгруппа детей -зрители, другая -артисты, у них в руках куклы -прыгунки. Под музыку куклы -прыгунки гуляют по полянке, т. е. в центре круга. Когда музыка заканчивается, куклы -прыгунки подходят к зрителям, артисты передают свою куклу тому, к кому подошли, произнося при этом слова: «Погуляй с моей игрушкой!» Звучит весёлая музыка. Ребёнок получивший куклу, идёт с ней гулять на полянку. Игра продолжается.

На 3 этапе выступления детей с куклами. Под музыку ребёнок выводит куклу на сцену (она может танцевать, прыгать, кружиться, качаться из стороны в сторону и т. д.)

Когда музыка заканчивается, кукла кланяется и уходит со сцены.

После выступления дети передают свою куклу тем, кто был зрителями, а сами занимают их места.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Театр на ковролине. Самый простой в изготовлении. На картоне рисуете фигурки персонажей, затем их вырезаете (или прямо из книжки, на обратной стороне приклеиваете липучку. Экран -это ковролин, натянутый на фанеру или оргалит.

Пальчиковые куклы. Работа с ними способствует укреплению мышц пальцев рук, развитию мелкой моторики, помогает в координации движений.

Освоение пальчиковых кукол.

На 1 этапе педагог показывает представление с использованием настольной ширмы. Это может быть сказка, соответствующая возрасту детей.

На 2 этапе рекомендуются упражнения, которые повторяются по 2-3 раза. Задача -научить ребёнка ровно держать указательный палец правой и левой руки. Кроме того, важно научить детей двигать указательным пальцем в соответствии с текстом.

На 3 этапе проводится игра «Живые пальчики». На подушечках указательных пальцев можно нарисовать фломастером глазки, носик и ротик. С такими «пальчиками- человечками» интересней выполнять упражнения, например: «Куклы на планшетах».

Звучит весёлая музыка. Ребёнок в одной руке держит планшет (картонный прямоугольник, на пальчике другой руки -кукла, которая двигается по верхнему краю планшета, как по дорожке.

На 4 этапе выступление с куклой на ширме по тому же алгоритму: выход-выступление-поклон-уход. При этом уделяется внимание тому, чтобы:

водить куклу, ровно держа пальчик;

лицо куклы направлено в сторону движения,

правильно выдерживать на ширме расстояние от куклы до её «земли»,

под музыку разного характера водить кукол от одной кулисы до другой (при этом походка у всех кукол разная).

Театр масок. Изготавливаются маски -шапочки по размерам головы исполнителя. Это могут быть вязаные шапочки или нарисованные на картоне персонажи, которые крепятся резинкой вокруг головы.

Штоковая кукла. (петушок, утята, собачка, мишка и т. д.).Эти куклы водят с помощью одного или двух штоков (палочек).Они очень полезны для развития мелкой моторики, что способствует развитию речи у детей. Эти куклы также развивают гибкость пальцев, кисти и запястья. В работе с детьми младшего возраста используются куклы на одном штоке. Воспитатель учит держать куклу всеми пальцами (в кулачке). Кукла двигается за счёт движений кисти. Дети старшего возраста управляют куклами на двух штоках. Чтобы манипулировать такими куклами, нужно научить детей держать палочки только подушечками пальцев.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Освоение штоковых кукол.

На 1 этапе педагог показывает представление, на котором знакомит детей с новыми куклами.

На 2 этапе проводится упражнение «Скачите, палочки!»:

Вы скачите, палочки, по очереди стучат палочками по полу

Как солнечные зайчики!

Прыг-прыг, палочкой о палочку

Скок-скок, одновременно по полу

Прискакали на лужок. по очереди стучат

палочками по полу

Правой ножкой -топ-топ! правой палочкой стучать по полу

Левой ножкой — топ-топ! левой палочкой стучать по полу

На головку сели, «поставить рожки» над головой

Песенку запели… стучать палочкой о палочку

Упражнение «Стуколка». Стуколка представляет собой палочку с плоским кругом на конце, к которому по обеим сторонам прикреплены нитки с шариками. Тремя пальцами (большим, указательным и средним) нужно держать палочку, и если при этом подушечками пальцев крутить палочку, то шарики будут ударяться о плоский круг. Дети с удовольствием играют со стуколкой и при этом у них формируются навыки, необходимые для кукловождения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

На 3 этапе проводится театрализованная игра, в ходе которой дети учатся водить куклу по краю ширмы. Педагог раздаёт всем по штоковой кукле и импровизирует сказку, в которой должны участвовать все дети.

Театр на яйце. Можно приклеить на капсулу от киндер-сюрприза наклейки по сказке «Курочка Ряба». Кроме этого, можно купить деревянные яйца -заготовки и расписать их сказочными героями.

Театр оригами — это сложенные из бумаги фигурки сказочных персонажей. Для удобства кукловождения мы их прикрепили на палочки от воздушных шариков.

Театр марионеток. У этих кукол одни концы нитей закреплены на голове, руках, ногах, туловище, а другие — на ваге. Вага -инструмент управления куклой: управляя вагой, актёр заставляет марионетку двигаться. Эти куклы способствуют развитию координации движений, помогают ребёнку научиться концентрировать внимание на одном предмете, развивают гибкость пальцев и кисти.

Освоение марионеток.

На 1 этапе педагог знакомит детей с куклой -марионеткой. Она может потанцевать, подойти к каждому ребёнку, пообщаться с ним.

На 2 этапе рекомендуется упражнение с «Весёлыми башмачками».

Весёлые башмачки — это пособие для подготовки к вождению кукол -марионеток, а так же для развития координации движения рук.» Весёлые башмачки» легко сделать самим: нужно взять небольшую палку- вагу, к обоим концам которой приделать тонкие верёвочки. К концам верёвок пришиваются мешочки с грузом в виде башмачков.

Последовательность выполнения упражнений:

1. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу 2 руками.

2. Поочерёдно переставлять башмачки, держа вагу одной рукой.

3. Один башмачок обходит вокруг другого. Вагу держат двумя руками, руки перемещаются по ходу вращения ваги.

4. Один башмачок обходит полукругом другой и возвращается. Вагу держат одной рукой.

5. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат двумя руками.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

6. Оба башмачка прыгают одновременно. Вагу держат одной рукой.

На 3 этапе проводится игра «Погуляй с моей игрушкой». Под весёлую музыку дети с марионетками гуляют, а затем передают свою игрушку другому ребёнку.

На 4 этапе -выступление. Под музыку разного характера дети манипулируют куклами, выступая по одному и соблюдая все этапы выступления (выход- выступление-поклон-уход).

Театр Би-ба-бо. Дети очень любят с ними играть. Однако для них эти куклы сложны в управлении. Связано это с тем, что дети устают долго держать руку выше головы, когда куклы двигаются на ширме. Управляют этими куклами следующим образом: указательный палец держит голову, остальные управляют руками.

Освоение перчаточных кукол.

На 1 этапе педагог под весёлую музыку манипулирует куклой, показывая, как она умеет танцевать, прыгать, сидеть, бегать и вертеться.

На 2 этапе можно использовать любую пальчиковую гимнастику.

На 3 этапе дети надевают перчаточную куклу на руку. Под музыку разного характера дети по очереди показывают, как кукла танцует.

Теневой театр. Для этого вида театра нужен источник света (это может быть фильмоскоп, с помощью которого раньше показывали диафильмы или просто настольная лампа) и экран (белая ткань, на которую будет проецироваться тень). Свет должен падать сзади и сверху. На слайде показано, как должны располагаться предметы.

Для теневого театра вырезается из картона силуэт персонажа. В деталях (например- глаза, рот) делаются проколы и разрезы. Лучше, если у фигурок будут двигаться голова, конечности, хвосты. Для этого используют проволоку. Кроме того, важно изготовить верхнюю декорацию — падугу, которая на протяжении всего спектакля висит на рабочей раме в качестве основного художественного обрамления. Падуга задаёт тему и отражает время года, место действия.

Освоение театра теней.

На 1 этапе педагог показывает детям любую сказку, соответствующую возрасту детей, с помощью фигурок для теневого театра.

На 2 этапе педагог помогает каждому ребёнку вывести куклу на экран теневого театра. Это может быть любая кукла из настольного, штокового и пальчикового театра. Затем педагог показывает, как можно увеличить куклу на экране. Для этого нужно куклу медленно отводить от экрана, ближе к лампе.

На 3 этапе под музыку разного характера дети по очереди показывают, как танцует их кукла.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Варежковый театр. Варежковые куклы надеваются на кисть руки, как варежка. Эти куклы развивают гибкость и подвижность рук.

Управление этими куклами способствует развитию плавности, выразительности и чёткости речи. Они помогают детям фантазировать и импровизировать. На основе варежки сделаны несколько видов кукол.

Рыбки делаются из обычных варежек. На них пришивают «глаза», чешуйки, а к резинке пришить лёгкий газовый платок. Большой палец варежки можно оформить в виде плавника. Если пальцы прижать друг к другу и плавно изгибать кисть руки, то рыбка «поплывёт».

Говорунчики- такое название они получили потому, что выразительнее всего «разговаривают», открывая и закрывая рот за счёт активных движений пальцев и кисти кукловода.

Освоение варежковых кукол.

На 1 этапе варежковая кукла- рыбка надета на руку педагога. Детям дают в руки голубую ткань -это море. Под красивую музыку с наложением шума прибоя дети колышут ткань, а педагог водит рыбку по ткани, как будто она плавает.

На 2 этапе проводится упражнение «Поплыли». Детям раздаются платочки из лёгкой ткани. Кончик платочка зажимается между средним и безымянным пальцем. Большой кусок платочка находится с тыльной стороны ладони -получились «рыбки с хвостами». Под музыкальное сопровождение дети ходят и плавно двигают рукой с платочком, имитируя движения рыбки в воде.

На 3 этапе детей делят на 2 подгруппы: 1-«Рыбки» (им на руку одевается варежковая рыбка, 2-«Камешки» (они садятся на пол, сгибают колени и обхватывают их руками).Звучит музыка. Дети -рыбки стараются движениями рук передать её характер. Затем, педагог объявляет, что наступила ночь, рыбки пошли спать на камушки. А пока они спали, произошло превращение — рыбки превратились в камушки, а камушки — в рыбок.

Для управления куклами — говорунчиками сначала нужно показать, как надевается варежковая кукла. Большой палец внизу варежки — «нижняя челюсть», четыре других пальца вверху — «верхняя челюсть». Чтобы понять правильно ли надета кукла на руку ребёнка, нужно угостить куклу. Если ребёнок сможет удержать угощение, то кукла надета правильно.

Следующая задача -научить куклу говорить — на каждый открытый слог слова кукла открывает рот- «мама», «папа», «здравствуйте».

Платковые куклы. Эти куклы называются так потому, что сделаны из платков. К голове куклы прикрепляется платок, а к его краям пришиваются резинки.

Голова крепится на шее у кукловода, а резинки — к кистям рук. Платковые куклы удобны тем, что дают возможность кукловоду свободно двигаться, танцевать.

Платковые куклы -бабочки сделаны из лёгких газовых платков, которые в центре собраны на мягкую резинку. Резинка крепится к кистям рук. А края платка опускаются на тыльные стороны кистей рук. Если кистями делать плавные взмахи, то края платка будут взлетать, как крылья бабочки. Куклы -бабочки развивают гибкость кистей рук, укрепляют мышцы пальцев и локтевых суставов.

Освоение платковых кукол.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

На 1 этапе дети знакомятся с куклой -бабочкой, одетой на руки педагога.

На 2 этапе дети выполняют упражнение «бабочка»: запястье одной руки накладывается на запястье другой руки под углом ладони вниз. Пальцы плотно прижаты друг к другу и двигаются вверх -вниз, как крылья бабочки.

На 3 этапе проводится театрализованная игра «летел мотылёк».

Спасибо всем за внимание и успешного вам освоения разных видов театра в работе с детьми!

При создании мастер-класса была использована книга М. И. Родиной, А. И. Бурениной «Кукляндия».

2.2 Проект «Театр в детском саду»

Тип проекта: познавательно — творческий.

Сроки реализации: краткосрочный проект (1 месяц).

Участники проекта: дети, педагоги, родители.

Актуальность проекта:

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать,

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Театр — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания ребенка, это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем. Дошкольный возраст — возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно показана и рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию маленького человека.

Ресурсное обеспечение:

• настольные театры: «Репка», «Курочка Ряба» и т. д.

• пальчиковый театр: «Теремок», «Репка», «Три поросенка».

• костюмы к сказке «Репка», «Теремок».

• сюжетные картинки.

• дидактические игры: лото «Сказки», «Мои любимые сказки», раскраски по мотивам сказок «Теремок», «Колобок», «Репка».

Цель проекта:

Создание необходимых условий для знакомства детей с театром, воспитание у детей любви к театру, посредством театрализации сказок.

Задачи:

1. Дать воспитанникам элементарные представления о театре (о тех людях, которые показывают представления, о их одежде, о куклах которые учувствуют в представлении).

2. Продолжать расширять представления детей о сказках по которым показывают театр.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3. Знакомить с особенности показа театра.

План реализации:

Организационно — подготовительный этап (2 недели).

Образовательные области. Деятельность. Формы и методы работы.

«Социально-коммуникативное развитие».

1). Игровая деятельность:

1. Сюжетно — ролевые игры: «На дорогах города», «Правила движения».

Цель: Закрепить знания детей о поведении на дорогах. Воспитывать умения быть вежливыми внимательными друг к другу.

Игры: «Лиса», «Медвежата», «Кошка», «Лошадка», «Ежиха».

Цель: Развивать у детей способности принять на себя роль животного.

2). Ценностное отношение к труду:

2. Поручения: «Мытье игрушек», «Стирка кукольного белья».

Цель: Развивать умения совместно со взрослым и под присмотром взрослых правильно ухаживать за игрушками.

3. Наблюдение.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3). Основы безопасного поведения:

4. Беседы с детьми «Когда мы пошли с мамой то …».

Цель: Продолжить знакомить детей с правилами безопасности поведения на дорогах.

5. Дидактические упражнения «Можно -нельзя», «Покажи, как правильно».

Цель. Формировать умения соблюдать правила безопасности поведения в общественных местах.

«Познавательное развитие».

4) Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность:

Оформление коллажа по сказке «Теремок» с изображением различных животных: мышка, лисица, заяц, волк, медведь, лягушка, муха.

5). Формирование целостной картины мира, расширение кругозора (совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности, в режимных моментах).

6. Рассматривание картинок из различных детских сказок.

Цель. Учить рассматривать картинки с изображениями животных в различных видах деятельности.

7. Театр.

Цель: Формировать представления о различных видах театра. Привлечения к участию в театрализованной деятельности.

8. Игры: «В магазине игрушек», «Книжная лавка».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Цель: Учить детей отвечать на вопросы. Уточнить и обогатить представления детей о различных книгах со сказками и игрушках. Учить рассматривать предметы.

«Художественно-эстетическое развитие».

6). Продуктивная деятельность:

9. Конструирование домиков для животных, теремка (сказки «Теремок», «Рукавичка»).

10. Лепка — колобок, волшебная палочка, снеговик, ежик, кит, заяц (сказки «Колобок», «Теремок», «Коза-дереза», «Путаница», «Сказка об умном мышонке»).

11. Рисование — деревья, елка, падал снег, следы на снегу (сказки «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Колобок»).

7). Художественная литература:

12. Совместная деятельность взрослого и детей:

Эмоциональное восприятие детьми сказок «Репка», «Теремок», «Рукавичка», «Кот и лиса», «Лиса и дрозд», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба», «Три медведя», «Коза-дереза».

13. Чтение стихотворений, потешек.

8). Музыка.

14. Слушание музыкальных произведений.

15. Пение детских песенок.

16. Разучивание музыкальных движений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

17. Музыкальные произведения «Колыбельная медведицы», «Песенка про лето», «Песенка мамонтенка», «Песенка паровозика из «Ромашкино», «Песенка про чебурашку» и т. д.

«Речевое развитие».

18. Дидактические игры:

«Громко — тихо». Цель: Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо.

«Медвежата едят мед». Цель: Развивать артикуляционный аппарат детей.

«Лягушка и лягушата». Цель: Развивать речевое внимание.

19. Совместная деятельность взрослого и детей в свободной деятельности и режимных момента:

Инсценировка сказок совместно с воспитателем «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Снегурочка и лиса», «Два веселых гуся»;

Прослушивание звукозаписей детских сказок — «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба».

«Физическое развитие».

9). Двигательная активность.

Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течении всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Хороводные игры: «Шарик», «Карусель», «Пузырь».

Цель: Совершенствовать основные движения; бег, ходьбу, прыжки. Развивать желания играть вместе с воспитателем.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

10). Формирование ценностей ЗОЖ.

Оздоровительная дыхательная гимнастика: «Как мышки пищат?», «Дудочка», «Петушок».

Режимные моменты.

Цель: Продолжить учить детей самостоятельно одеваться в правильной последовательности. Вытирать руки и лицо своим полотенцем. Формировать привычку ежедневно делать зарядку.

Работа с родителями:

1. Привлечение родителей к участию и оформлению театрального уголка, изготовлению материала для оформления театрального уголка (рисование сказочных героев).

2. Подготовка консультации для родителей: «Как кукольный театр помогает в работе с неуверенными в себе детьми», «Как смотреть спектакль», «Сказка в жизни ребенка», «Театральная деятельность в детском саду», «Пальчиковые игры», «Куклотерапия в работе с детьми младшего дошкольного возраста возраста».

Основной этап:.

• Изготовление коллажа по сказке «Теремок».

• Заучивание песенки «Песенка мамонтенка».

Заключительный этап:

• Коллективный поход в театр вместе с родителями, на представление.

• Выставка коллажа по сказке «Теремок».

• Выставка детских работ «Кораблик».

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Итог проекта:

• Дети познакомились с русскими народными сказками.

• Дети научились распознавать сказочных героев по иллюстрациям.

• Дети были участниками кукольных спектаклей.

• Дети научились создавать в творческих работах образы прочитанного.

• Дети стали чаще прибегать к активной речи как выражению своих чувств и эмоций.

• Родители принимали активное участие в театральной деятельности.

Продукт проекта:

• Коллективный поход в театр вместе с родителями, на представление.

• Выставка коллажа по сказке «Теремок».

• Выставка детских работ «Кораблик».

Заключение

Познавательный интерес — избирательная направленность психических процессов на объекты и явления окружающего мира, как тенденция, потребность, стремление личности заниматься данной областью явления, которая приносит удовольствие.

Познавательный интерес выступает и как мотив учебной деятельности. Для образования мотива в старшем дошкольном возрасте уже недостаточно внешних воздействий (занимательности). Мотивы должны опираться на потребности самой личности: лишь то, что для самой личности представляет необходимость, ценность, занимательность, закрепляется в мотиве. Мотив заставляет ребенка интересоваться тем или иным не только в рамках учебной деятельности, но и за их пределами.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

С целью организации театральной деятельности можно использовать как прямые приемы (объяснение, вопрос, образец, указание, так и косвенные (подсказка, совет, реплика, напоминание). Словесные приемы сочетаются с наглядными.

Прежде всего, необходимо позаботиться о возникновении и поддержании интереса к игре. С этой целью используются игровые приемы: внезапное появление театральной куклы или педагога в костюме какого-либо героя с предложением поиграть; игровые действия с пальчиковыми куклами; пересказ произведения с помощью куклы; принятие воспитателем игровой роли на себя; игровые упражнения; беседы о посещении театра с показом действий актёра.

С целью поддержания игровой атмосферы используются приёмы: внесение новой игрушки, декораций; доброжелательная реплика, совет; обогащение репертуара; анализ игровых действий с детьми; строительство декораций из крупного строительного материала.

Список литературы

.         Акулова О. Театрализованные игры — Дошкольное воспитание. — 2005. — №4. — С. 24-25

.        Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.

.        Бабаева Т.И. Детство. — СПб: Детство-пресс, 2011. — 522 с.

.        Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. — М.: Просвещение, 2004. — 213 с.

.        Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Дошкольное воспитание. 1999. — № 5. — С. 36-39.

.        Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание — 2005. — N 1. — с. 18-23.

.        Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 9. — с. 28-34.

.        Дейкина А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкоьников в процессе медиаобразования(Текст):Дис.Канд.Пед Наук.-Барнаул, 2000. — 155 с.

.        Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. — 2001. — №2.

.        Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию: Проектная деятельность дошкольников // Дошкольное воспитание № 3, 2003, с.20-24.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

.        Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. — М., 2002.

.        Колесова Т. А. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Т. А. Колесова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 31 дек. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. — № 4 (7). — С. 50-51.

.        Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого.-М.: Владос, 2004.

.        Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду, ТЦ Сфера, 2009.

.        Морозова Е.В. Проблема развития познавательных интересов учащихся в педагогических теориях П.Ф. Каптерева и В.П. Вахтерова Смоленск, 2004.

.        . Петрова Е. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 4.- С.27-34.

.        Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. Линка-Пресс, 2008.

.        Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада. — М.: Линка-Пресс, 2003.

.        Театр теней: искусство светотени / авт.-сост. И.С.Скрипник. — М., 2005.

.        Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика — Синтез, 2008.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

822

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке