ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Общая характеристика Департамента по информационной политике и работе с общественностью
1.1 Организационная структура Департамента по информационной политике и работе с общественностью
1.2 Анализ целевых аудиторий Департамента по информационной политике и работе с общественностью
1.3 Место Департамента по информационной политике и работе с общественностью в социальной и маркетинговой среде
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Программа социологического исследования медиа-пространства Томской области
3. ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПР-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ИНФОРМАЦИННОЙ ПОЛИТИКЕ И РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение А. Нормативный документ о проведении социологического исследования
Приложение Б. Медиа-карта районных СМИ Томской области
Приложение В. Бланк анкеты
ВВЕДЕНИЕ
PR сегодня — это многоплановая, быстро развивающаяся деятельность. Если она начиналась с размещения материалов в СМИ, то сегодня структура гораздо усложнилась. В нее входит много различных специализаций и направлений. Установление эффективных связей с общественностью – становится неотъемлемой частью современного стиля управления в государственных организациях и местных органах власти. Основная задача «public relations» в органах государственной власти — формирование общественного мнения по широкому спектру проблем, касающихся деятельности органов власти, а также проведение соответствующих исследований и сбор статистических данных. Функции связей с общественностью применительно к государственному управлению, как правило, не несут в себе политической направленности.
Деятельность органов государственной власти затрагивает все стороны жизни общества и потому зависит от работы с общественностью. Спецификой работы госструктур является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части.
Деятельность PR, осуществляемая госструктурами, должна строиться исходя из двух принципов. Во-первых, демократическое государство должно отчитываться о своей деятельности перед своими гражданами. Во-вторых, эффективное государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан. На этих двух принципах и строится работа Департамента по информационной политике и работе с общественностью в Администрации Томской области.
Поэтому, я считаю, что прохождение преддипломной практики в государственных органах власти для студента специальности «связи с общественностью» полезна в приобретении практических навыков и знаний, профессиональных качеств.
Мне представилась великолепная возможность пройти преддипломную практику в Администрации Томской области, в Департаменте по информационной политике и работе с общественностью.
Главной целью моей практической работы являлось изучение деятельности по связям с общественностью Администрации Томской области. Объект изучения – Департамент по информационной политике и работе с общественностью. Предмет: деятельность PR-специалиста в Департаменте по информационной политике и работе с общественностью. Для достижения поставленной цели необходимо достижение следующих задач:
— Изучение организационной структуры и направлений деятельности Департамента
— знакомство с нормативными документами Департамента
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
— Выявление PR-деятельности в работе Департамента
— Анализ информации об организации
— Непосредственное участие в проводимых проектах, исследованиях и мероприятиях Департамента
— Выполнение индивидуального задания, полученного от руководителя практики, а именно проведение социологического исследования медиа-пространства Томской области.
По итогам работы на преддипломной практике предоставляю на кафедру культурологии и социальной коммуникации нижеизложенный отчет и дневник студента.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕПАРТАМЕНТА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ И РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ.
Департамент по информационной политике и работе с общественностью является структурным отделением Администрации Томской области.
Цели Департамента
1) Координация единой информационной политики Томской области;
2) Достижение высокой степени открытости и прозрачности деятельности областной исполнительной власти и ее взаимодействия с населением, средствами массовой информации и другими институтами гражданского общества;
3) Достижение высокой позитивной известности и благоприятного имиджа Администрации Томской области, Губернатора, региона в общероссийском информационном пространстве;
4) Развитие институтов гражданского общества на территории Томской области.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Задачи Департамента
1) Информирование населения Томской области, российской и зарубежной общественности о деятельности Администрации Томской области, политической, экономической и культурной жизни региона;
2) Реализация принципов социального партнерства Администрации и населения Томской области, обеспечение обратной связи между Администрацией и населением и институтами гражданского общества;
3) Вовлечение некоммерческих организаций в процесс разработки и реализации территориальных и отраслевых стратегий социально-экономического развития;
4) Содействие средствам массовой информации в получении полных и объективных сведений по вопросам социально-экономического развития Томской области, оказание средствам массовой информации необходимой организационной, информационной и методической поддержки;
5) Повышение степени информированности медийного и научно-образовательного сообществ о проблемах и перспективах развития Томской области;
6) Содействие деятельности общественных объединений и политических партий, направленной на решение социально-экономических проблем Томской области в соответствии с действующим законодательством;
7) Активизация инвестиционной деятельности в сфере средств массовой информации, телекоммуникаций, издательской и полиграфической деятельности;
8) Изучение и учет общественного мнения в реализации стратегических приоритетов развития региона.
Департамент выполняет следующие функции:
1) разрабатывает концепции, стратегии, проекты, программы (в том числе областные и ведомственные целевые программы) в сфере взаимодействия со средствами массовой информации Томской области, России, ближнего и дальнего зарубежья, с общественными объединениями и политическими партиями, действующими на территории Томской области
2) разрабатывает аналитические материалы:
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
а) о реализации на территории Томской области:
правовых актов, касающихся сферы деятельности Структурного подразделения (в том числе областных целевых программ);
федеральных программ, в реализации которых участвует Структурное подразделение;
международных и межрегиональных договоров (соглашений), соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, в реализации которых участвует Структурное подразделение;
б) об освещении в средствах массовой информации происходящих в Томской области и Российской Федерации социально-экономических и политических процессов;
3) разрабатывает проекты правовых актов, в том числе нормативных, в сфере деятельности Структурного подразделения и предложения в них;
4) разрабатывает долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные прогнозы развития в сфере деятельности Структурного подразделения, в частности относительно развития информационного рынка в Томской области;
5) разрабатывает:
а) тексты публичных выступлений Губернатора Томской области;
б) рекомендации Губернатору Томской области по принятию стратегических политических решений;
в) проекты (медиа-планы) по реализации информационно-разъяснительных кампаний по решениям, принимаемым Губернатором Томской области и Администрацией Томской области;
г) издательские проекты Администрации Томской области;
д) сценарии кино- и видеофильмов, телевизионных передач с участием Губернатора Томской области и его заместителей;
е) интернет-проекты Администрации Томской области;
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
6) осуществляет информационное сопровождение официального Интернет-сайта Администрации Томской области и персонального сайта Губернатора Томской области;
7) разрабатывает для государственного заказчика технические задания и иную необходимую для размещения государственного заказа документацию
8) осуществляет информационное и организационное обеспечение деятельности Политического консультативного совета при Губернаторе Томской области и Общественной палаты Томской области;
9) организует и/или проводит совещания, конференции, встречи, выставки, другие публичные мероприятия, связанные со сферой деятельности Структурного подразделения, либо принимает участие в их организации и/или проведении. В частности, участвует в организации и проведении конкурсов «Человек года», «Акулы пера», «Сибирь – территория надежд»;
10) направляет своих представителей для участия в конкурсных комиссиях, рабочих группах, совещательных органах, экспертных и координационных советах, семинарах, работа которых связана со сферой деятельности Структурного подразделения;
11) исполняет поручения Губернатора Томской области, первых заместителей Губернатора Томской области, заместителя Губернатора Томской области, курирующего Структурное подразделение;
12) принимает решение об утверждении кандидатур, представляемых на награждение правительственными, отраслевыми наградами в сфере деятельности Структурного подразделения;
13) готовит ответы на обращения граждан, органов и организаций по вопросам, связанным со сферой деятельности Структурного подразделения;
14) разрабатывает, планирует и проводит мероприятия по мобилизационной подготовке и по вопросам ГО и ЧС;
15) организует хранение, комплектование, учёт и использование архивных документов Структурного подразделения;
16) обеспечивает защиту сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.
Организационная структура Департамента по информационной политике и работе с общественностью
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
1.2 Анализ целевых аудиторий Департамента по информационной политике и работе с общественностью
Среди целевых аудиторий Департамента выделяют, главным образом, население Томска и Томской области. В первую очередь Департамент осуществляет свою деятельность для информирования населения Томской области, российской и зарубежной общественности о деятельности Администрации Т.О., политической, экономической и культурной жизни региона.
Кроме того, к внешним аудиториям относятся также средства массовой информации, как центральные, так и томские, областные, районные.
Некоммерческие организации
Общественные объединения, политические партии
К внутренней аудитории необходимо отнести чиновников, работающих в Администрации, которые получают информацию о реакции общественности на проводимую или намеченную политику, т.е. Департамент призван обеспечить обратную связь между Администрацией и населением.
1.3 Место Департамента по информационной политике и работе с общественностью в социальной и маркетинговой среде.
1. Департамент осуществляет работу по освещению деятельности Администрации Томской области.
Важным направлением по освещению работы Администрации Томской области является проведение информационных кампаний. В 2009 году Департаментом было организовано более 20 кампаний, в том числе: «Антикризисные меры томских властей», «XII Инновационный форум», «Реализация национальных проектов в Томской области», «Административная реформа в Томской области», «Введение в школах Томской области учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»», «Декада благотворительности под патронатом Губернатора Томской области», «Борьба с алкоголизмом и наркоманией, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений», «Строительство в Томской области атомной электростанции», «Освещение деятельности Общественной палаты Томской области».
2. Работа со СМИ
Работа со средствами массовой информации включает:
* Освещение мероприятий Администрации Томской области.
* Информационное обеспечение визитов в Томск представителей федеральных органов власти (депутатов Федерального Собрания, полпредства СФО), руководителей государственных корпораций и крупных бизнес-структур.
* Проведение заседаний СМИ-клуба (совместно с Союзом журналистов Томской области).
* Организация прямых линий и анонсирование горячих линий.
* Организация и проведение традиционного конкурса журналистских работ «СМИ против коррупции».
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
* Участие в организации и финансировании областного конкурса журналистов «Акулы пера-2009».
* Участие в организации межрегионального журналистского конкурса «Сибирь – территория надежд».
* Участие в организации молодежного журналистского конкурса «Золотое перо».
* Организация мониторинга федеральных и региональных СМИ, Интернет.
* Работа с районными СМИ
3. Реализация издательских проектов
4. Информационно-аналитическая работа
Департаментом ведется разработка аналитических продуктов: «Обзор наиболее интересных региональных идей и проектов», «Обзор Интернет-ресурсов», Еженедельно готовится около 9 аналитических обзоров и справок.
Проводятся крупные социологические исследования. В 2009г. было проведено: «Изучение особенностей медиаповедения жителей Томской области», «Социально-экономическое и социально-политическое самочувствие региона в ситуации кризиса», «О состоянии гражданского общества в Томской области».
5. Работа с политическими партиями
Департаментом осуществлялся еженедельный мониторинг общественно-политической обстановки в регионе. Определенным индикатором как социально-политического климата, так и состояния гражданского общества, может служить число протестных акций, которые проводят политические партии, различные общественные организации и группы граждан.
Информационно-коммуникационные каналы:
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
* Интернет-портал Администрации Томской области www.tomsk.gov.ru функцией обратной связи. На портале постоянно открыты интерактивные опросы.
* Официальный сайт губернатора Томской области В.Кресса www.kress.tomsk.ru
Среди новаций – видеоблог губернатора, в котором глава региона делится с интернет-пользователями своими размышлениями на актуальные темы. Помимо этого у пользователей сайта появилась возможность оставлять комментарии не только в блоге губернатора, но и в разделах «Новости», «От первого лица» (статьи, интервью, выступления главы региона), «Губернатор в СМИ». На сайте модернизирована и работа «Приемной губернатора», куда ежедневно с просьбами о помощи, своими размышлениями по разным вопросам обращаются десятки томичей и жителей других стран и регионов.
Таким образом, с помощью модернизации персонального сайта губернатора Томской области Виктора Кресса были расширены коммуникативные каналы между властью и населением, обеспечен более эффективный механизм «обратной связи».
* В эфире телекомпании ГТРК «Томск» два раза в месяц выходила программа с Марком Мининым «Так говорит губернатор» 2009г.
* Встречи губернатора с журналистами томских СМИ в пресс-центре Администрации Томской области.
* В эфире «Радио «Сибирь» с 2009 года выходит программа «Без посредников», в которой на вопросы радиослушателей отвечают руководители областной администрации. В телевизионном формате подобная программа – «Телефонное право» — с октября 2009 года выходит на канале «ТВ-2».
* Регулярно организовывались пресс-конференции руководителей Администрации Томской области в пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Сибирь». За 2009 год состоялось около 100 пресс-конференций.
* С августа 2009 года совместно с ГТРК «Томск» осуществляется проект «Томская власть. On-line», которая позволяет обсуждать актуальные проблемы региона сразу в трех информационных средах: на телевидении, на радио и в Интернете.
* Один из основных продуктов работы Департамента — ежедневные пресс-релизы. С 2009 года рассылка пресс-релизов и анонсов в СМИ организована с помощью новой автоматизированной системы. База данных рассылки департамента на сегодняшний день составляет 261 адресат областных, муниципальных, региональных, федеральных СМИ и информационных агентств.
2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО СВЯЗЯМ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ОРГАНИЗАЦИИ
2.1 Программа социологического исследования
Тема: изучение медиа-пространства Томской области
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
1. Методологический раздел
Проблемная ситуация:
На территории Томской области сокращается единое информационное пространство. Это говорит о том, что томские СМИ и районные СМИ абсолютно две крайности, которые никак не могут найти точку соприкосновения, чтобы эффективно взаимодействовать сообща и работать во благо всей Томской области. В данный момент наблюдается разрыв информационного пространства в области. Население томских районов порой знают только те новости, которые читают в местных газетах. Что же происходит в других районах или области, им порой невдомек. Отсюда у людей возникает чувство покинутости, отчужденности от власти, населения города и соседних районов. Это несет острую проблему, выраженную не только в недостатке информационной насыщенности, но также грозит социально-экономическими последствиями. Население области не читает томских газет, не смотрит томское телевидение, не слушает томское радио. А зачем? У многих из них есть все свое, чем они и довольствуются.
В доказательность данных слов, можно привести результаты социологического исследования по томским и областным СМИ (проведенное ВЦИОМ в 2009г.). На рисунке 1 отражены данные по подписным тиражам ведущих общественно-политическим газетам Томской области за последние 7 лет. Единственная категория изданий, демонстрирующая относительную стабильность, это районные газеты, чей совокупный подписной тираж оставался все это время на планке 80-90тыс.
На Рисунке 2 подписаны общие данные по подписным тиражам на томские печатные СМИ, распространяемые на территории Т.О. Всего лишь за 1 год совокупный подписной тираж газет и журналов снизился на 55 тыс. экз. В том числе, на областные и районные газеты на 19 тыс. экз. Значение и роль печатных СМИ, которые мы называем общественно-политическими значительно снизилась, особенно центральных и областных изданий.
Ситуация с телевидением в области тоже не дает повода для оптимизма. В 2004 году, 7 томских телекомпаний производили собственные новостные программы. Сегодня же новости регионального уровня производят 2 телекомпании ГТРК Томск и ТВ2.
Нынешние предпочтения можно увидеть на Рисунке 3. С большим отрывом ведущий телеканал — Первый, канал Россия. ТВ2 занимает устойчивое 3 место.
В Томской области существует несколько районных телерадиокомпаний, производящих собственные передачи и новостные выпуски. Не говоря уже о том, что каждый район имеет собственную газету, а то и не одну.
В связи с такой непростой ситуацией на медийном ранке Томской области, возникает вопрос об эффективности работы средств массовой информации на территории томской области. Для выяснения этого руководством департамента по информационной политике и работе с общественностью было принято решение об изучении средств массовой информации, действующих в нашей области для составления объективной картины медиа-пространства Томской области. Полученные результаты станут основой для разработки рекомендаций по оптимизации ПР-деятельности Департамента по информационной политике и работе с общественностью.
Проблема: Сокращение на территории Томской области единого информационного пространства, и, как следствие, неэффективность работы средств массовой информации.
Объект исследования: представители районных СМИ, районных администраций, районных библиотек, выступающие в качестве экспертов в области информационной насыщенности своего района.
Предмет исследования: изучение деятельности и ее эффективности всех средств массовой информации, действующих в томской области, включая районные СМИ.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Цель: Выявить причину разрыва единого информационного пространства населения томской области
Задачи:
Выявить основных участников медиа-пространства Томской области
Выяснить, какие областные и районные СМИ пользуются доверием и популярностью у населения томской области
Оценка эффективности работы областных и районных СМИ
Интерпретация понятий
Гипотезы:
Население Томской области интересуется в первую очередь местными районными новостями, затем федеральными, а в конце областными новостями.
Отсутствие профессиональных СМИ районного масштаба ведет к процветанию «сарафанного радио», и как следствие, низкой информационной просвещенности населения области.
Отсутствие налаженной коммуникации между районными и областными СМИ.
Незаинтересованность властей в качественной передачи информации для районных СМИ, не наблюдается должной поддержки властей районных СМИ.
Наблюдается неспособность, как властей, так и областных СМИ удерживать единое информационное пространство
Методический раздел
Основные методы исследования:
Экспертный опрос.
Анализ документов (отчёты о работе Департамента по информационной политике и работе с общественностью за 2008-2009 год; отчеты о проведенных социологических исследований Департамента на данную тематику).
Для исследования должны быть разработаны следующие документы:
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Нормативный документ о проведении социологического исследования (письмо на официальном бланке Департамента за подписью начальника Департамента, разрешающее проведение данного исследования) (см. Приложение А)
Медиа-карта районных СМИ томской области с указанием контактов редакторов (см. Приложение Б).
Анкета для экспертов (см. Приложение В).
Техника сбора данных:
Для проведения анкетирования в рамках исследования выбран метод выборки: экспертный опрос. В качестве экспертов выступают представители районных СМИ, районных администраций, районных библиотек.
Рабочий план:
3. ПРОЕКТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПР — ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ПО ИНФОРМАЦИОННО ПОЛИТИКЕ И РАБОТЕ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
С целью выявления причины разрыва единого информационного пространства населения Томской области, было проведено социологическое исследование медиа-пространства Томской области. Для достижения цели были поставлены задачи:
Выявление основных участников медиа-пространства Томской области
Выяснение, какие областные и районные СМИ пользуются доверием и популярностью у населения томской области
Выявление эффективности работы областных и районных СМИ
Под социологическое исследование попали 17 районов Томской области (исключая г. Кедровый, г. Стрежевой и ЗАТО Северск).
Методом исследования был выбран экспертный опрос, так как опрос компетентных лиц и их оценки в сфере работы средств массовой информации носит профессиональный, специализированный характер, что является непременным условиям в рамках данного исследования. В качестве экспертов были отобраны представители районных СМИ, районных администраций, районных библиотек.
В рамках исследования были выдвинуты гипотезы:
Население Томской области интересуется в первую очередь местными районными новостями, затем федеральными, а в конце областными новостями.
Отсутствие профессиональных СМИ районного масштаба ведет к процветанию «сарафанного радио», и как следствие, низкой информационной просвещенности населения области.
Отсутствие налаженной коммуникации между районными и областными СМИ.
Незаинтересованность властей в качественной передачи информации для районных СМИ, не наблюдается должной поддержки властей районных СМИ.
Подтверждение получила 1 гипотеза о первоочередности восприятия новостных событий. Во всех районах есть собственные газеты, информирующие население о происходящих событиях местного масштаба. % подписки на местные издания не падает со временем, а удерживается на стабильном уровне. На это влияют факторы: цена, доступность, актуальность издания, доступность к свежей информации. Соответственно, население предпочитает подписываться к местным газетам, а уже потом черпать информацию из областных и федеральных печатных изданий. Особой популярностью среди областных печатных СМИ пользуются «Аргументы и факты в Томске», «Томская неделя». Кроме того жители томской области регулярно читают «Красное знамя», «Томские новости», «Жизнь». Наименьшей популярностью пользуется «Вечерний Томск», «Томский вестник».
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Федеральные газеты не пользуются большим спросом у населения Томской области.
В 6 районах имеются собственные студии телевидения. Они в основном являются сетевыми партнерами центральных каналов, но выпускают достаточно информативные новостные блоки местного вещания в вечернее и утренней время. Эксперты районов, где имеются местные телестудии оценили их не по высшей оценке, однако регулярность просмотра местных включений присутствует. Отмечена тенденция постоянного просмотра жителями местных телеканалов наравне с центральными. Во всех районах вещает ГТРК-Томск, поэтому пользуется наибольшей популярностью среди областных телеканалов. Среди центральных каналов выделяют ОРТ, Россия, НТВ, Культура и Спорт.
Среди программ, которые жители области смотрят регулярно выделяются «Вести-Томск», «Вести-Сибирь», «Час пик». Наименьшей популярностью пользуется «Вести Томск. События недели», «Так говорит губернатор».
Местное радиовещание осуществляется в 7 районах Томской области. Причем часть из них осуществляется через проводное вещание. Однако большая часть радиослушателей предпочитают только эфирное радио.
К наиболее массовым по размеру радиоаудитории можно отнести Маяк, Шансон, Авторадио, Русское радио, РетроFM и Милицейская волна. Среди областных радио популярностью пользуется Радио Сибирь, на 2 месте стоит Радио России Томск (так как вещание осуществляется через проводное радио).
Сеть Интернет проведена во всех районах Томской области. Радует, что все Администрации имеют свой интернет-сайт. Небольшое количество районов могут похвастаться собственными городскими или развлекательными сайтами. Это зависит от % молодежи, проживающих в том или ином районе.
Среди томских сайтов наибольшей популярностью пользуются: городской сайт (gorod.tomsk.ru, tomsk.ru), форум (forum.tomsk.ru), новостной сайт (news.vtomske.ru), поисковик (catalog.tomsk.ru).
Исходя из данных, полученных в этом разделе исследования, можно сделать вывод, что местные СМИ вызывают наибольшее доверие и смотрятся, читаются и слушаются регулярней, чем областные или центральные. Поэтому при взаимодействии власти и СМИ, необходимо уделять должное внимание местным газетам, выпускам новостей на телевидении и радио, местным сайтам. Данный канал коммуникации для взаимодействия и воздействия на жителей области еще не проработан, зато можно спрогнозировать положительный эффект от его использования.
Вторую гипотезу о процветании «сарафанного радио» можно подтвердить исходя из того, что подавляющее большинство районов не имеют собственный новостной блок на телевидении или радио. Поэтому новости о произошедших событиях передаются посредством слухов, что является негативным фактором и способствует лишь разрыву единого информационного пространства. Необходимо усилить влияние местных СМИ на жителей районов, а так же способствовать созданию собственных новостных включений. Первым делом, необходимо поддерживать качество, достоверность и актуальность местных газет на должном уровне. Во-вторых, необходимо создание сайтов района, форумов, где жители могут узнавать о новостях, обмениваться мыслями, поддерживать контакты. Не говоря уже о поддержке официальных сайтов администрации районов, которые редко посещаются из-за неактуальности информации.
Следующая гипотеза об отсутствии налаженной коммуникации между районными и областными СМИ частично подтвердилась. Томские СМИ не уделяют должного внимания своим коллегам, не включают яркие новости их районов в свои материалы. Районные СМИ отчуждены от общего информационного медиа-пространства Томской области. Они существуют каждые сами по себе. В данном случае необходимо развитие единого информационного пространства, где областные и районные СМИ будут работать сообща.
4 гипотеза о незаинтересованность властей в качественной передачи информации для районных СМИ не подтвердилась. В 2009 году Департаментом по информационной политике и работе с общественностью было проведено 6 дней районах: Кривошеинском, Асиновском, Бакчарском, Парабельском, Каргасокском, Асиновском. Цель – знакомство с жизнью районов и местными СМИ. Для главных редакторов городских и районных СМИ было проведено 4 обучающих семинара. Такая практика должна проходить на постоянной основе, чтобы не терять связь между властью, районными и областными СМИ и жителями районов.
Очень важна поддержка властями районных СМИ как финансовая, так и моральная; отдача не заставит долго ждать и принесет эффективную обратную связь с жителями области. Государство может обеспечить поддержку в форме выделения грантов на осуществление информационных проектов на социально-значимые темы области.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Учитывая результаты проведенного социологического исследования, были выработаны рекомендации для работы по оптимизации ПР-деятельности Департамента по информационной политике и работе с общественностью, и создания единого информационного пространства Томской области:
Обеспечение районных СМИ со стороны властей поддержки в виде грантов, конкурсов, долгосрочных контрактов.
Повышение уровня квалификации и профессионализма журналистских кадров региональных и местных СМИ, посредством проведения на постоянной основе обучающих семинаров и встреч.
Способствовать развитию интернет-СМИ на территории Томской области, включающих не только сайты Администрации, но и сайты районов для населения.
Необходимо осуществить меры по созданию регионального телевидения и радио, осуществляющего производство программ, новостей, фильмов на социально-значимые и общественно-политические темы, с филиалами в каждом районе Томской области.
Выпуск еженедельных областных вкладок в районные газеты области.
Создать информационный областной портал для журналистов районных СМИ, где они могли бы решать профессиональные задачи, общаться между собой, с коллегами из Томска и властью.
Обеспечить бесперебойный канал обратной связи на сайте Администрации Томской области именно в помощь районным СМИ.
Сделать ежегодный фестиваль-слет районных СМИ, где они могли бы продемонстрировать свои профессиональные навыки и достижения, и познакомится с коллегами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Прохождение преддипломной практики в Департаменте по информационной политике и работе с общественностью, в качестве начинающего PR-специалиста, послужило точкой отсчета моей профессиональной деятельности. На практике, наконец-то, реализовывались в жизнь теоретические знания, полученные в Университете. Я смогла прочувствовать профессию, так сказать, «на своей шкуре» и сделать выводы, правильно ли выбрала эту сложную, но интересную специальность.
В ходе прохождения практики, я влилась в безумный ритм Администрации Томской области, смогла прочувствовать весь груз ответственности, который лежит на пресс-секретарях государственных служб. Я должна была изучить структуру организации, ее PR-деятельность, научиться работать с целевыми аудиториями, написать программу социологического исследования и собственно провести его. Цель и задачи, которые были поставлены полностью оправдали мои ожидания и были выполнены успешно.
На основе проведенного исследования, мною были разработаны рекомендации для оптимизации ПР-деятельности Департамента в работе с общественностью и СМИ.
Применение знаний и навыков на практике послужило приятным доказательством того, что профессия мной выбрана правильно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В. А. Ядов. «Социологическое исследование; методология, программа, методы» / В. А. Ядов. — Самара : Самарский университет, 1995. — 331 с.
2. Н.А. Колодий. «Социология массовой коммуникации часть 2» : учебное пособие / Н.А. Колодий. – Томск: ТПУ. – 116 с.
3. Лукиева Е.Б. Теория и практика связей с общественностью: Учеб. пособие. Томск: Изд — во ТПУ, 2006. — 146 с.
4. Отчет о работе Департамента по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области за 2008, 2009г.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
5. Связь с общественностью в политике и государственном управлении. / Под общ. ред. В.С. Комаровского. — М. : РАГС, 2001.- 520 с.
6. www.tomsk.gov.ru – официальный сайт администрации Томской области
7. www.kress.tomsk.ru – официальный сайт губернатора Томской области
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Приложение А
Приложение Б
Медиа-карта районных СМИ Томской области
Приложение В
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Анкета
Здравствуйте, уважаемый…. (ФИО)!
Департамент по информационной политике и работе с общественностью Администрации Томской области проводит исследование медиа-пространства Томской области. Целью данного исследования является изучение средств массовой информации, действующих в нашей области. Нас интересует, какие областные СМИ пользуются популярностью и доверием у населения. Что смотрят, читают и слушают жители Вашего района. Для составления объективной картины медиа-пространства Томской области, обращаемся к Вам, как к эксперту. Просим Вас ответить на несколько вопросов. В тех вопросах, где варианты отсутствуют, просим Вас разборчиво и подробно написать Ваш ответ. Заранее благодарим за сотрудничество!
Анкета разбита на 4 блока по видам СМИ (телевидение, радио, газеты, интернет). Отвечайте на тот блок вопросов, в котором можете дать объективную и профессиональную экспертную оценку.
ТЕЛЕВИДЕНИЕ
Какие ТВ-каналы смотрят жители Вашего района? (Отметьте знаком «+» присутствие ТВ-каналов в вашем районе, знаком «-» отсутствие ТВ-каналов в вашем районе. На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
Расставьте оценки по шкале от 1 до 5 по мере популярности телеканалов в Вашем районе (На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
Какие передачи областного телевидения привлекают взгляд (расставьте в порядке популярности по шкале от 1 до 4)
Есть ли в Вашем районе местное телевидение, название? (если нет, то переходим к вопросу № 12)
Ответ:___________________________________________________
С какого года существует местное телевидение?
Ответ: ___________________________________________________
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Какая сетка вещания местного телевидения?
Ответ: ___________________________________________________
Есть ли сетевые партнеры у местного телевидения? (если да, то назовите)
Ответ: ___________________________________________________
Перечислите программы передач местного (районного) телевидения и время их выхода в эфир, и оцените их в порядке популярности (на Ваш взгляд)
Укажите целевую аудиторию местного телевидения? (возможно, имеются статистические данные)
Ответ: ___________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Укажите зону покрытия местного телевещания?
Ответ: ___________________________________________________
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Есть ли собственный сайт в интернете у местного телевидения? Укажите:
Ответ: ___________________________________________________
Укажите контакты местной телекомпании (адрес, телефоны, ФИО редактора, e-mail)
Комментарии к разделу телевидение:
_______________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Радио
Какие радиостанции слушают жители Вашего района?
(Отметьте знаком «+» присутствие радиостанций в вашем районе, знаком «-» отсутствие радиостанций в вашем районе. На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
Расставьте оценки по шкале от 1 до 5 по мере популярности радиостанций в Вашем районе (На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Какое радио жители Вашего района предпочитают слушать: проводное или эфирное? (можно указать %, или статистические данные)
Есть ли в вашем районе местная радиостанция, ее название? (если нет, то переходим к вопросу № 10)
Ответ:___________________________________________________
С какого года существует местная радиостанция?
Ответ:___________________________________________________
На какой частоте вещает местная радиостанция?
Ответ: __________________________________________________
Есть ли сетевые партнеры у местной радиостанции? (если да, то назовите)
Ответ: ___________________________________________________
Укажите зону покрытия местной радиостанции?
Ответ: ____________________________________________________
Перечислите программы передач местной (районной) радиостанции и время их выхода в эфир, и оцените их в порядке популярности (на Ваш взгляд)
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Есть ли собственный сайт в интернете у местной радиостанции? Укажите:
Ответ: ____________________________________________________
Укажите контакты местной радиостанции (адрес, телефоны, ФИО редактора, e-mail)
Комментарии к разделу радио: ___________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Газеты
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Какие газеты читают жители Вашего района?
(Отметьте знаком «+» присутствие газет в Вашем районе, знаком «-» отсутствие газет в вашем районе. На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
2. Расставьте оценки по шкале от 1 до 5 по мере популярности газет в Вашем районе (На месте пропусков впишите свой вариант, если имеется)
С какого года существует местная газета?
Ответ:___________________________________________________
Укажите форму собственности местной газеты (муниципальная/частная)?
Ответ:___________________________________________________
____________________________________________
Укажите тираж местной газеты? (реальный)
Ответ: ___________________________________________________
Где печатается газета?
Ответ: ___________________________________________________
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Укажите среднюю стоимость газеты в розницу / по подписке?
Ответ: ___________________________________________________
Каким образом распространяется газета? (по почте, из редакции, др. способы…)
Ответ: ___________________________________________________
________________________________________________________
Укажите контакты местной газеты (адрес, телефоны, ФИО редактора, e-mail)
Есть ли собственный сайт в интернете у местной газеты? Укажите:
Ответ: ____________________________________________________
Комментарии: __________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
_________________________________________________________
_________________________________________________________
Интернет
Какими Интернет-ресурсами пользуются жители Вашего района для получения информации? (перечислить основные источники)
Оцените по 5-бальной шкале сайт администрации Вашего района по следующим критериям:
Кто является целевой аудиторией Вашего интернет-сайта?
Ответ: __________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Какие функции выполняет сайт Вашего района?
Ответ: __________________________________________________
________________________________________________________
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
________________________________________________________
________________________________________________________
Укажите количество посещений вашего интернет-сайта за день/за месяц?
Ответ: __________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
Оцените по 5-бальной шкале, насколько эффективен данный канал коммуникации для власти?
Ответ: __________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Ваше участие очень важно и ценно для нас!
P.S. Укажите, пожалуйста, контакты (желательно e-mail и телефон) 1-2х экспертов в сфере СМИ из Вашего района, которые смогли бы поучаствовать в опросе, для составления наиболее объективной и реалистичной картины медиа-пространства.
Нужна помощь в написании курсовой?
Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Контакты:
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
Будем благодарны за любую предоставленную дополнительную информацию о СМИ вашего района!!!