Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Исследование юридического механизма права международной безопасности»

На всем протяжении человеческой истории чрезвычайную актуальность имела проблема недопущения и прекращения войн — жестокого бича народов земного шара за весь период их разумного существования.

Содержание

Ведение

1. Характеристика основ обеспечения международной безопасности

1.1 Понятие и содержание международной безопасности

1.2 Принципы обеспечения международной безопасности

1.3. Эволюция права международной безопасности

2. Анализ юридического механизма права международной безопасности

2.1 Права человека и право международной безопасности

2.2 Ответственность в праве международной безопасности

2.3 Роль международных организаций в поддержании мира и обеспечения международной безопасности

3. Перспективы укрепления системы коллективной безопасности

3.1 Разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3.2 Правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

международный безопасность мир

Общая характеристика и актуальность темы курсовой работы. Актуальность данной темы заключается в том, что проблема поддержания мира и укрепления международной безопасности по-прежнему является одной из центральных в современных международных отношениях. Однако нынешний этап развития отличается тем, что мир становится более взаимосвязанным, взаимозависимым и неделимым, что диктует необходимость еще более широкого и активного сотрудничества государств по укреплению системы коллективной безопасности. Концептуальные и международно-правовые основы такого сотрудничества заложены в Уставе ООН, главная цель которого заключается в том, чтобы «поддерживать международный мир и безопасность», а одним из основных путей для достижения этой цели является предпринятое «эффективных коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира». Иными словами, речь идет о системе коллективной безопасности, закрепленной в Уставе ООН, которая все время усложняется в связи с усложнением решения проблем по укреплению международной безопасности. Данное обстоятельство обусловливает необходимость всеобъемлющего подхода к укреплению международной безопасности в соответствии с Уставом ООН.

В недавнем прошлом основное внимание обращалось на военные, политические, правовые и экономические аспекты обеспечения международной безопасности.

В дальнейшем стали обращать внимание и на экологические, финансовые, информационные и продовольственные аспекты обеспечения международной безопасности. В последнее время все чаще стали говорить о необходимости обеспечения биологической безопасности.

Проблемы обеспечения международной безопасности в одной области стали отражаться на проблемах обеспечения международной безопасности в других областях.

Взаимозависимый мир требует от государств выработки соответствующих стандартов их поведения в международных отношениях. Поведение государств, охватывающее как мирное, так и военное время, регламентируется мировым правопорядком, который, в свою очередь, определяется международным правом.

В Докладе Генерального секретаря ООН убедительно доказывается, что развитие, безопасность и права человека неотделимы друг от друга. Они являются теми опорами, на которых покоится система ООН и основы коллективной безопасности. Такая взаимосвязь усиливается в наш век — век стремительного технического прогресса, укрепления экономической взаимозависимости, глобализации и глубоких геополитических изменений. В связи с этим, один из главных вызовов нового тысячелетия заключается в том, чтобы обеспечить такое положение, при котором все государства были бы достаточно сильными и могли бы справиться со стоящими перед ними многочисленными проблемами.

В новых условиях становятся необходимыми активные и эффективные глобальные и региональные межправительственные учреждения для мобилизации и координации коллективных действий. И здесь особая ответственность ложится на ООН, как на единственную в мире универсальную организацию, наделенную мандатом рассматривать вопросы мира и международной безопасности.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Сегодня как никогда востребована комплексная роль ООН в усилиях по поддержанию мира в сферах превентивной дипломатии, миротворчества и послеконфликтного мироустройства.

Объект и предмет курсовой работы. Объектом исследования являются правовые отношения, возникающие в процессе международно-правового регулирования различных аспектов безопасности.

Предмет исследования составляют правовые проблемы совершенствования международного законодательства о безопасности.

Целью данной курсовой работы выступает исследование юридического механизма права международной безопасности.

Задачи курсовой работы:

1. систематизировать теоретический материал, посвященный данной теме;

2. дать понятие и содержание международной безопасности;

3. изучить принципы обеспечения международной безопасности;

4. изучить эволюцию права международной безопасности;

5. исследовать права человека и право международной безопасности;

6. проанализировать ответственность в праве международной безопасности;

7. описать роль международных организаций в поддержании мира и обеспечения международной безопасности;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

8. изучить разоружение и меры доверия как важнейшие средства укрепления системы коллективной безопасности;

9. проанализировать правомерное применение силы как средство укрепления системы коллективной безопасности.

Методологической основой курсовой работы является общенаучный системный подход к рассмотрению поставленных задач с использованием формально-юридического, сравнительно-правового, системно-структурного, теоретико-прогностического, исторического и иных методов познания.

1. Правовая характеристика основ международной безопасности

1.1 Понятие и содержание международной безопасности

XX век, принесший две мировые войны, еще более обострил вопрос о средствах и путях разрешения вооруженных конфликтов, о создании такого миропорядка, в котором не осталось бы места войнам и все государства в равной мере находились в полной безопасности [1, с. 45].

Со второй половины XX века постепенно вызрело убеждение в том, что в истории человеческой цивилизации ушло то время, когда государства могли рассчитывать защитить себя только созданием собственной мощной обороны. Характер современного оружия не оставляет ни одному государству надежды обеспечить свою безопасность лишь военно-техническими средствами, наращиванием вооружений и вооруженных сил, поскольку уже не только саму ядерную войну, но и гонку вооружений таким образом выиграть нельзя. Ясно, что в ядерной войне, если она будет развязана, не будет победителей, а под угрозу будет поставлено существование всей человеческой цивилизации [2, с. 23].

Таким образом, стало очевидно, что безопасность государств может быть обеспечена с помощью не военных, а политических и юридических средств. Роль права международной безопасности в создании всеобъемлющей системы мира и безопасности в конечном счете можно свести к решению двуединой задачи:

1.обеспечение эффективного функционирования того механизма поддержания мира, которым мировое сообщество уже располагает, максимальное использование заложенного в действующих нормах потенциала, укрепление существующего международного правопорядка;

2.выработка новых международно-правовых обязательств, новых норм.

.Выполнение первой задачи связано с процессом правоприменения, второй — с процессом международного нормотворчества.

Современное право международной безопасности — это право мира, а потому даже те его установления, которые, казалось бы, непосредственного отношения к предотвращению войны не имеют, должны способствовать укреплению международной безопасности. Примером могут служить основные принципы международного права, направленные на обеспечение равноправного межгосударственного сотрудничества и международной защиты прав народов и человека (уважение государственного суверенитета, невмешательство во внутренние дела, сотрудничество, равноправие и самоопределение народов и др.), и соответствующие конкретные международно-правовые нормы (посвященные, скажем, созданию нового международного экономического порядка или проблеме ликвидации задолженности развивающихся стран, экономической безопасности или борьбе с расизмом) [3, с. 36].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Наряду с этим можно и нужно выделить также нормы международного права, играющие особо важную роль в создании условий, которые исключили бы возникновение войны. Совокупность этих норм и составляет право международной безопасности. Право международной безопасности — совокупность правовых способов, соответствующих основным принципам международного права, направленных наобеспечение мира и применяемых государствами коллективных мер против актовагрессии и ситуаций, угрожающих миру и безопасности народов.

Юридическую основу современного права международной безопасности составляют прежде всего такие основные принципы, как принцип неприменения силы, принцип мирного разрешения споров, принцип разоружения. При этом формы закрепления нормативных решений, составляющих основу данных принципов разнообразны:

1.международный договор (так, на Стокгольмской конференции по мерам доверия, безопасности и разоружения в Европе в 1985 г. советская сторона предложила основные положения Договора о взаимном неприменении военной силы и поддержания отношений мира);

2.итоговые документы межгосударственных конференций (например, Заключительный акт 1975 г.);

Нормативный характер носят и специальные принципы права международной безопасности. Среди них особо следует выделить принципы равенства и одинаковой безопасности, ненанесения ущерба безопасности государств и т.д. Равная безопасность понимается в юридическом смысле: у всех государств существует равное право на обеспечение своей безопасности. Фактического равенства, паритета в вооружениях и вооруженных силах при этом может и не быть. Действие принципа равной безопасности, ограничиваясь сферой юридического равенства, в этом смысле тождественно действию принципа суверенного равенства.

Международному праву известен обширный арсенал конкретных средств обеспечения международной безопасности. К ним относятся:

1.коллективная безопасность (всеобщая и региональная);

2.разоружение;

.мирные средства разрешения споров;

.меры по ослаблению международной напряженности и прекращению гонки вооружений;

.меры по предотвращению ядерной войны;

.неприсоединение и нейтралитет;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

.меры по пресечению актов агрессии, нарушения мира и угрозы миру;

.самооборона;

.действия международных организаций;

.нейтрализация и демилитаризация отдельных территорий, ликвидация иностранных военных баз;

.создание зон мира в различных регионах земного шара;

.меры по укреплению доверия между государствами [4, с. 42].

Подавляющее большинство перечисленных средств — меры мирного свойства, однако некоторые из них предусматривают возможность правомерного применения силы (например, принудительные меры по постановлению Совета Безопасности ООН в случае угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии, самооборона).

В ряду вышеперечисленных средств обеспечения международной безопасности самое главное место отводится первым трем.

Коллективная безопасность — система совместных мероприятий государств, предпринимаемых для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира.

Система коллективной безопасности имеет два основных признака в качестве общей характеристики. Первый признак — принятие государствами-участниками системы по крайней мере трех обязательств, обращенных как бы внутрь системы:

2.разрешать все споры мирным путем;

.активно сотрудничать в целях устранения любой опасности миру.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Более развитая форма коллективной безопасности может включать и обязательство, обращенное вовне,- взаимопомощь участников в случае агрессии (ст.51 Устава ООН). В этом случае нападение на одно государство-участника рассматривается как нападение на всех участников системы коллективной безопасности.

Второй признак — наличие организационного единства государств-участников системы. Это или организация, выступающая в качестве классической формы коллективной безопасности (например, ООН), или иное выражение единства: учреждение консультативных или координационных органов (например, Движение неприсоединения), обеспечение систематических встреч, совещаний (например, ОБСЕ). Система коллективной безопасности оформляется договором или системой договоров.

Различают два вида системы коллективной безопасности: всеобщую(универсальную) и региональную.

В настоящее время универсальная коллективная безопасность основывается на функционировании Организации Объединенных Наций, в преамбуле Устава которой зафиксирована главная задача ее существования — избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе [5, с. 36].

В механизме обеспечения универсальной безопасности на первый план выдвигаютсяне принудительные, а мирные меры. Это, во-первых, обязательства государств-членов:

1.проявлять терпимость и жить в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединять силы для поддержания международного мира и безопасности;

2.создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к международным обязательствам;

.принимать коллективные меры для предотвращения угрозы миру и для его укрепления, проводить улаживание международных споров или ситуаций мирными средствами;

.развивать дружественные отношения между нациями.

В современных официальных документах по внешней политике Казахстана уже нет формулировок международной безопасности. Хочу предложить свои варианты формулировок термина международная безопасность и сопутствующие ему термины национальных интересов и международной безопасности.

Итак, интерес — это категория политики, отражающая осознание (субъективизацию) объективных потребностей государства. Внешнеполитический интерес, т.е. национальные интересы вовне являются выражением общих и частных потребностей государства, вытекающих из его социально-политической природы, а также его места и роли в системе международных отношений.

Безопасность (международная) — категория политики, означающая способы, средства и формы обеспечения национальных интересов государства как внутри страны, так и в системе международных отношений.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Безопасность (международная) — категория, отражающая такое состояние международных отношений, при котором обеспечиваются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики [6, с. 26].

Необходимо обратить внимание на разницу между международной и международной безопасностью. Международная безопасность — это политика, международная безопасность — это состояние.

Какое состояние международной безопасности предпочтительнее для той или иной страны, зависит от понимания собственных национальных интересов. Поскольку чаще всего эти интересы существенно отличаются у различных держав, то они и являются внутренними источниками «опасности», т.е. напряженности, конфликтов и войн на мировой арене.

Для того чтобы понять, можно ли сконструировать систему международной безопасности таким образом, чтобы она соответствовала фундаментальным интересам всех стран, надо проанализировать эти самые фундаментальные интересы, точнее, как они формулируются теми или иными значимыми акторами мировой политики.

На теоретическом уровне обычно к фундаментальным интересам относят:

1) территориальную целостность,

2) независимость или политический суверенитет,

3) сохранение господствующего строя, т.е. политико-экономического режима,

4) экономическое развитие и процветание, которое в немалой степени зависит от взаимодействия с внешней средой .

Международная безопасность тесно связанна с безопасностью самой общественно-политической системы данной страны, с другой стороны при реализации государством своих целей, оно имеет отношения с другими государствами, которые либо будут способствовать, либо препятствовать их выполнению. Поэтому естественно концепция международной безопасности должна строится с учётом как внешних так внутренних угроз.

Исторически известно три основных подхода к обеспечению безопасности. Первым возник подход сделавший ставку на социальный эгоизм и возможность любого произвола при его реализации. В сути своей —это навязывание силой своей воли другим, для чего необходимо собственное превосходство. (Охранительный подход)

Второй подход тоже опирается на силу, на способность дать эффективный отпор потенциальному агрессору. При этом признаётся нежелательность или даже недопустимость силового давления, диктата по отношению к тем, кто не является в данный момент ни реальным, ни потенциальным агрессором («конкурентный» подход).

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Существо третьего подхода связано со стремлением к обретению безопасности через отказ от насилия вообще, через процесс всеобьемлющего разоружения. На современном этапе утопичность этого подхода очевидна, поэтому в сознании систем международной безопасности в политической практике используются первые две концепции.

На протяжении многих веков мощь, военное превосходство служили государству для самозащиты и для нападений. Чем сильнее было государство, с военной точки зрения, тем меньше было шансов, что оно подвергнется нападению других государств, сила давала возможность завоевания соседних территорий, уменьшая тем самим риск нападений извне, и, конечно же, устранения любых беспорядков, восстаний и т.д. внутри государства. В то же время сила давала возможность государству достигать своих целей, используя силу как основное средство против противников [7, с. 210].

В условиях, когда национальные интересы формулировались исходя из представления о защите государственной территории, населения и природных ресурсов, военная сила выступала в качестве главного атрибута власти и мощи государства.

Исходя из этого, можно сказать, что концепция международной безопасности долгое время имела внешнюю направленность, и в этом смысле главными её несущими конструкциями были внешнеполитическая стратегия, дипломатическая практика, военно-политическая платформа и военно-силовое обеспечение.

На современном этапе значение военной силы изменилось. С появлением ядерного оружия, современных баллистических ракет, способных в считанные минуты достигать любую точку мира, и имеющих большую разрушительную силу, концепция превосходство сил для обеспечения безопасности и достижения целей потеряла смысл. К тому же с развитием науки и техники и усовершенствованием вооружений, содержание вооружённых сил становилось всё более дорогим. Последующая гонка за превосходство могло привести государства к экономическому истощению.

Даже имея сверхсовременное вооружение и превосходную армию, ни одно государство не могла бы обеспечить гарантированную защиту от нападения современными ракетами, и не могла бы сохранить преимущество, которое бы гарантировала его самого от уничтожения. Иначе говоря, наступление ракетно-ядерной эры составило одну из многих причин того, что значение и роль военной мощи относительно прошлого сократилось. Но так как на протяжении всей человеческой цивилизации в сознании людей понятие силы и превосходства были напрямую связанны с понятием безопасности самого индивида, семьи, государства, а также с возможностью достижения своих целей, то переменить этот стереотип на современном этапе будет трудно. Поэтому военная мощь государства ёще долго останется одним из главных составляющих международной безопасности.

В современных условиях международная безопасность зависит не только от вооружённых сил, но и от ряда таких факторов как экономика страны и её конкурентоспособность, благосостояния граждан и их умонастроения и т.д. Среди источников реальной угрозы для многих стран можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, загрязнение окружающей среды, замедление или остановку экономического роста. В дополнение к обеспечению физической безопасности страны и её территориальной целостности в настоящее время международную мощь во всех её аспектах следует реализовать, принимая во внимание загрязнение окружающей среды, численность населения, энергоресурсы и множество других проблем, усиливающихся растущей взаимозависимостью. На современном этапе международную мощь отдельно взятого государства можно определить только в контексте его отношений с другими государствами и их восприятия друг друга.

Поэтому неслучайно, что во многих странах в компетенцию органов, занимающихся проблемами государственной безопасности, кроме вопросов сугубо военной политики отнесены и более широкий круг вопросов, касающихся экономики, экологии, образования и т.д.

С уменьшением роли военных средств обеспечения безопасности увеличивается роль невоенных средств обеспечения безопасности. «Невоенные средства обеспечения безопасности — это по существу всё, чем располагает государство за вычетом военной силы, а также международные факторы, на которые можно опереться в противодействии военным угрозам. Во первых — это совокупность политических, экономических, научно — технических, духовно-культурных, информационных, гуманитарных возможностей страны для интегрирования её в мировую жизнь, развития всесторонних связей, укрепляющих доверие, снижающих военное сопротивления, воздвигающих барьеры для силовой политики, во-вторых, к ним относятся миротворческие элементы международной политической системы, соответствующие глобальные организации и движения, политико-правовые и нравственные нормы, мировое общественное мнение, которые направляют развитие военно-политических отношений государств в русло недопущения воин и военных конфликтов.

В третьих, это международный авторитет и положение государства в мировом сообществе, его духовно-нравственный облик.» [8, с. 35]

По данным учёных можно насчитать около 200 видов невоенных средств обеспечения безопасности. Но среди этих средств ведущая роль принадлежит непосредственно политическим средствам, ибо «политика формирует, направляет, применяет всю совокупную мощь государства и ее отдельные компоненты ради достижения безопасности».

Сейчас употребляются такие политические инструменты обеспечения безопасности, как договоры и соглашения о сокращении вооружений, о военно-политическом сотрудничестве, создаются новые организации и институты в виде межгосударственных и региональных центров по предупреждению военных конфликтов, контроля за военной деятельностью государства.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Но возможности политических средств в обеспечении безопасности, конечно не беспредельны.

Обеспечение международной безопасности должно означать не только предотвращение военной, экологической, экономической и иных угроз, но и создания в обществе таких условий, которые бы стимулировали социальное, культурное, экономическое развитие общества. Когда одна страна стремится заставить другую страну изменить экономическую политику, чтобы обеспечить более широкий доступ к её рынкам, невоенные средства и методы оказываются более эффективными, чем военная сила.

Важное значение имеет тот факт, что научно-техническая революция, всевозрастающий спрос на мировые ресурсы, всё более глубокое интегрирование государств во всемирное хозяйство, сократили географические, политические и экономические расстояния между государствами. В мире появилось много точек, где пересекаются интересы, потребности, продукты и т.д. государств. Государства Больше стали зависеть друг от друга [9, с. 36].

Взаимозависимость государств, в свою очередь привело к тому, что для обеспечения своей безопасности приходится думать и о безопасности других государств. Обеспечение всеобщей безопасности, создание условий исключающих нарушение всеобщего мира или возникновение угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме, стало частью национального интереса большинства стран — членов мирового сообщества.

В деле обеспечения коллективной безопасности все большую роль стали играть региональные и международные организации. Основные принципы поддержания мира и международной безопасности, сформулированные в уставе и других документов ООН, предусматривают принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру, подавление актов агрессии, неприменение насилия при разрешении международных споров и т.д. В соответствии с Уставом ООН главная ответственность за поддержания мира и международной безопасности возложена на Совет Безопасности ООН.

В заключении можно сказать, что на современном этапе в сфере безопасности произошли перемены принципиального характера, касающейся не только путей и средств обеспечения безопасности в современном мире, но и самой сути понятия. Усиления взаимозависимости стран и появление глобальных проблем ведёт к понимании того, что эти проблемы невозможно решить в одиночку, для это требуется объединенное усилия всех народов на основе мирового сотрудничества. Новая модель безопасности должна создаваться усилиями всех государств и народов.

1.2 Принципы обеспечения международной безопасности

Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно- политические отношения государств и других субъектов международного права в целях предотвращения применения военной силы в международных отношениях, ограничения и сокращения вооружений.

Уже вполне четко определились главные, основополагающие реальности в области международной безопасности и межгосударственных отношений, к числу которых, в частности, относятся следующие :

1. Идеологическая и классовая борьба не могут лежать в основе мирных межгосударственных отношений.

2. Ядерная война не может быть средством достижения политических, экономических, идеологических и каких бы то ни было других целей. Поэтому существуют договоры о запрещении ядерного оружия и оружия массового уничтожения.

3. Международная безопасность имеет всеобъемлющий характер. Т.е., затрагивает многие вопросы и сферы общественной жизни.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

4. Международная безопасность неделима. Нельзя строить безопасность одного государства за счет безопасности другого. Нельзя допускать гонку вооружений.

5. Неизмеримо выросла миротворческая роль ООН в борьбе за безопасность Перечисленные выше реальности современного мира и другие факторы свидетельствуют, с одной стороны, о многогранности и всеобъемлющем характере международной безопасности, а с другой — о неразрывной связи безопасности каждого отдельного государства с безопасностью всего международного сообщества в целом, а также связи между безопасностью и развитием.

Как и любая отрасль международного права опирается на общие принципы международного права, особенно на принцип неприменения силы или угрозы силой, принцип мирного разрешения споров, принцип территориальной целостности и нерушимости границ, а также ряд отраслевых принципов, таких, как принцип равенства и одинаковой безопасности, принцип ненанесения ущерба и др.

У права международной безопасности есть одна особенность — это то, что его принципы при регулировании международных отношений тесно переплетаются с принципами и нормами всех других отраслей международного права и образуют таким образом вторичную структуру, обслуживающую по существу, всю систему современного международного права. Эта возможность дает основание говорить о том, что право международной безопасности является комплексной отраслью современного международного права.

Основным источником, регламентирующим международно-правовые способы и средства обеспечения мира, является Устав ООН (гл.I, гл. VI, гл. VII).

Поддерживать международный мира и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры … — главные из целей Организации Объединенных Наций (ст.1)

Принятые в рамках ООН резолюции Генеральной Ассамблеи, содержащие принципиально новые нормативные положения и ориентированные на конкретизацию предписаний Устава, также могут быть отнесены к категории источников права международной безопасности. Например, «О неприменении силы в международных отношениях и запрещении навечно применения ядерного оружия» (1972 г.) или «Определение агрессии» (1974 г.)

Важное место в комплексе источников права международной безопасности занимают взаимосвязанные многосторонние и двусторонние договоры. Их можно разделить на 4 группы:

1. Договоры, сдерживающие гонку ядерных вооружений в пространственном отношении. Это: Договор об Антарктике (1959г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (1985г.) и др.

2. Договоры, ограничивающие наращивание вооружений в количественном и качественном отношениях. Это: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963г.),

Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия (1996г.)Договор Между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (1993г.)

3. Договоры, запрещающие производство определенных видов оружия и предписывающие из уничтожение. Таковы: Конвенция о запрещении разработки, производства и применения химического оружия и его уничтожении (1993г.), Договор между СССР и США о ликвидации их ракет средней и меньшей дальности (1987г.)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

4. Договоры, рассчитанные на предотвращение случайного (несанкционированного) возникновения войны. Это — Соглашение о линиях прямой связи между СССР и США (1963, 1971гг.), и др.

Среди источников также особого внимания заслуживают документы, принятые в рамках СБСЕ.

Международная безопасность — это политика, направленная на защиту и реализацию национальных интересов страны. Эта политика может принимать разнообразные формы и средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. Но, так или иначе, все государства, проводя политику международной безопасности, защищают внешние интересы. Разница же заключается в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается политика международной безопасности. Финансирование же этой политики зависит не только от внешних целей государства на международной арене, но и от финансовых возможностей государства, которые в свою очередь зависят от экономического потенциала страны.

Скажем, если государство претендует на роль великой державы и при этом на внешнюю политику оно выделяет 1 млрд. долл., заранее можно предсказать, что его попытки обречены на провал, а 1 млрд. долл. выброшен на ветер. Поскольку завоевание подобной роли, как показывает практика великих держав, требует, как минимум, около 50-60 млрд. долл. в год. Но если это же государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд долл, а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет где-то 200-250 мдрд долл., то это государство начнет разорять собственную страну, поскольку внешнеполитический потенциал в 50 млрд долл требует, как минимум, ВВП не ниже 1 трлн. долл.

Эти закономерности в свое время «блестяще» продемонстрировал Советский Союз, больше половины экономики которого работала на внешние цели, которые не только не соответствовали национальным интересам страны, но и фундаментально противоречили внутренним потребностям государства. То есть руководители СССР оказались не в состоянии соразмерять затраты на внешнюю и внутреннею политику. Неумение считать был одним из важнейших факторов развала советской империи.

Вся эта цепочка международная безопасность — национальные интересы — международная безопасность — внешнеполитический потенциал — экономический потенциал взаимосвязаны, а их взаимоотношения определяются законом экономической массы, законом центра силы, законом силы и законом оптимального соотношения между затратами на внешнюю и внутреннею политику.

Отсюда следует вывод: при несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает тот, кто тратит большие суммы на политику международной безопасности, или на внешнею политику вообще.

Существует не просто связь или взаимосвязь между структурой международных отношений и содержанием системы международной безопасности. Точнее, эта взаимосвязь определяется через одну закономерность: тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений, тот и определяет содержание международной безопасности. Последняя в конечном счете совпадает с международной безопасностью страны гегемона или лидера.

Это вывод подтверждается и исторической практикой. Напомню, что после поражения Наполеона контекст безопасности в Европе определяли страны победители — Россия и Великобритания, пока первая не потерпела поражение в Крымской войне. В годы холодной войны международная безопасность определялась биполярной структурой международных отношений, другими словами, двумя сверхдержавами США и СССР. Поскольку сейчас воцарился однополярный мир, возглавляемый США, то и

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

847

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке