Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «История института расторжения брака»

Если совместная жизнь и сохранение семьи стали не возможны, то в жизнь супругов входят такие слова синонимы, как развод, бракоразводный процесс, прекращение брака, и означают они лишь одно — семья распадается.

Содержание

Введение

Глава 1. Содержание понятия института расторжения брака

1.1 История зарождения и принципы правовой регламентации расторжения брака

1.2 Формирование и развитие законодательства о разводе в дореволюционной России

1.3 Формирование института расторжения брака в советский период

1.4 Понятие и порядок расторжения брака в современной России

Заключение

Библиография

Введение

Расторжение брака — процесс с юридической точки зрения не сложный, но эмоциональный и очень напряженный, когда многие вынуждены сталкиваться с необходимостью разрешения такие вопросов, как оформить развод, каков порядок расторжения брака, где разводиться? Кроме того развод влечет за собой необходимость разрешения имущественных, алиментных и иных споров между супругами. Всё это становиться возможным при соблюдении порядка прекращения брака, установленного базовым законом семейных правоотношений в Российской Федерации — Семейным кодексом (в дальнейшем СК РФ). Актуальность вопросов расторжения брака привлекает внимание и вызывает интерес для рассмотрения с применением нормам российского семейного законодательства. В связи с этим объектом исследования в настоящей работе выступают общественные отношения, складывающиеся при юридическом оформлении фактического распада семьи.

В качестве непосредственного предмета работы рассматривается комплексная характеристика института расторжения брака в соответствии с нормами российского семейного законодательства.

Правовые проблемы, связанные с семейными правоотношениями, занимают значительное место в юридической практике: развод и раздел имущества бывшими супругами; взыскание алиментов в пользу детей, супругов, бывших супругов или престарелых родителей; решение вопросов обеспечения жильем бывшего супруга (супруги) и т.п. Специфика разрешения семейных споров связана с необходимостью привлечения норм гражданского, наследственного, жилищного, нотариального, гражданско-процессуального права, предпринимательского права, права социального обеспечения и иных отраслей и подотраслей российского права. Сложность разрешения семейных конфликтов обусловлена, с одной стороны, тем, что потребность в юристах, специализирующихся на разрешении семейных конфликтов, возникает, как правило, тогда, когда семья существует только в юридическом смысле, а доверительные, уважительные и любовные отношения уже безвозвратно утрачены, т.е. ситуация достаточно усложнена. С другой стороны — разрешение таких конфликтов требует от юриста поистине энциклопедических знаний. Семейно-правовые отношения попадают в сферу правового регулирования тогда, когда доверия и любви уже нет — дело идет о разводе, т.е. юридическом оформлении состоявшегося распада семьи. Действующее законодательство предусматривает конкретные условия, основания и порядок расторжения брака.

Целью настоящей работы является комплексное исследование и обобщение нормативной базы современного законодательства, регулирующего порядок прекращения брака. Несомненно, расторжение брака влечет за собой существенные юридические последствия. Это касается определения формы воспитания несовершеннолетних детей, раздела совместно нажитого имущества. Исходя из этого, можно сказать, что не только тема заключения браков, но и расторжения браков актуальна сегодня с точки зрения Российского законодательства и международного частного права.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

1. Исследование истории зарождения и развития института расторжения брака в России и зарубежных странах.

2. Рассмотрение условий расторжения брака между супругами в Российской Федерации.

3. Проведение анализа существующих проблем в практике расторжения брака.

4. Формулирование выводов и рекомендации по проделанной работе.

Правовым вопросом расторжения брака в правовой научной литературе посвящено много работ известных ученых в области семейного и гражданского права, в частности: М.В. Антокольской, О.С. Иоффе, К.Д. Кавелина, А.К. Кац, Н.М. Костровой, И.С. Малеина, Т.Б. Мальцман, А.М. Нечаевой, В.А. Рясенцева, Н.Н. Тарусиной.

В работе были использованы не только законодательство Российской Федерации, но и работы ведущих ученых в области семейного права: Л.М. Пчелинцевой, Ю.А. Королева, П.Л. Полянского, М.В. Антокольской, Е.Л. Сидоровой и др.

расторжение брак институт россия

Глава 1. Содержание понятия института расторжения брака

1.1 История зарождения и принципы правовой регламентации расторжения брака

Природа человека такова, что ей свойственна изменчивость чувств, утрата интереса к одному человеку и зарождение ярких эмоций к другому, что побуждает законодателя наряду с концепцией законного брака ввести в общественную практику возможность прекращения брака при жизни супругов путем его расторжения.

Одним из первых сообщений о прекращении брачного союза (ухода мужа от жены или жены от мужа) относятся к первобытнообщинному строю. С.Я. Вольфсон называет племена ирокезов, кондов и др., у которых в тот период право расторжения брака принадлежало исключительно жене.

Весьма своеобразна история зарождения и развития принципа свободы развода в европейской культуре. Общество и дохристианского периода (примерно до X века н.э.), и в период становления религии колебалось между свободой развода, его ограничением и полным запретом. Иллюстрацией тому могут послужить примеры из жизни древнеримского и других ранних государственно-организованных обществ.

Проблема прекращения брака при жизни супругов в Древнем Риме в разные периоды его существования разрешалась по-разному: то устанавливались запреты, то определенные ограничения, то полная свобода. При этом некоторые авторы подчеркивали, что возможность развода по свободному усмотрению супругов в Древнем Риме свидетельствовала о распущенности нравов, свойственной его закату и сопровождавшая его уход с исторической сцены.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

С появлением и распространением христианской веры, согласно учению, созданному отцами церкви, брак считался одним из святых таинств, предначертанных богом, союзом Христа с церковью. Брачные узы церковь объявила нерасторжимым союзом:». что Бог сочетал, то человек да не разлучает».

Церковью был сформулирован свод канонических правил, регламентировавших репродуктивные отношения. Более пяти веков они играли доминирующую роль в законодательстве и практике его применения.

Каждое из трех основных направлений христианства: католицизм, протестантизм, православие — по-разному относились к возможности прижизненного прекращения брака. Наиболее непримиримой была позиция католической церкви. Что же касается православия и протестантизма, то эти вероучения не содержали подобного сурового запрета разводов.

Тридентский собор (собрание иерархов католической церкви) в 1563 г. установил правило о том, что силу законного имеет только брак, совершенный священником в присутствии 2-3-х свидетелей. Участие церкви как непременное условие действительности брака было признано необходимым и светским законодательством. Одновременно полностью запрещались разводы.

Церковные догматы устанавливали суровые меры наказания за «тяжкие грехи»: прелюбодеяние и сексуальные отношения вне брака.

Однако, делая уступки природе человека, собор разрешил разлучение супругов, так называемую сепарацию, означавшую «отлучение от стола и ложа», которая давала супругам шанс жить врозь, но без права заключения нового брака.

Со временем появилась правовая возможность развода, ограниченная условиями, установленными в законе. Развод, основанный на вине, развод который рассматривался как санкция за брачное правонарушение, впервые встречался еще в древнейшем римском законе. «Карательная» концепция развода в целом воспроизводила отношение церкви к разводу и была воспринята странами Европы, в том числе и Российским государством. В перечень оснований к разводу входили обстоятельства из категории семейных правонарушений (измена, жестокое обращение, оставление семьи без уважительных причин и т.д.).

Высокая социальная потребность в полной свободе развода проявлялась в последующем с особой силой в революционных преобразованиях общества. Например, во Франции — католической стране, среди основополагающих преобразований политического характера революционными законами 1792 г. была введена также и полная свобода развода — по взаимному согласию супругов. В Португалии, также католической стране, развод, находившийся под запретом, был заменен на свободу развода в связи с революционными событиями 1910 года. Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года в России первыми же Декретами Советской власти ввела принцип свободы развода, воспринятый также первым советским семейным кодексом — Кодексом законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве 1918 года.

Допущение в национальных правовых системах правовой возможности развестись сопровождалось предоставлением каждому из супругов личного субъективного права на расторжение брака. Первоначально такое право принадлежало в полной мере только мужу, а жене — в исключительных случаях. Например, во Франции, по кодексу Наполеона 1804 года жена получала такое право лишь в том случае, когда муж вселял свою любовницу в общее жилище супругов. К тому же, реализация этого права довольно продолжительный период времени повсеместно осложнялась как нормами материального права (только при наличии оснований, перечисленных в законе), так и чрезвычайно сложной бракоразводной процедурой.

Принцип свободы развода означает правовую возможность для каждого из супругов принимать решение о прекращении брака по своему усмотрению без объяснения причин и мотивов, если супружеский союз потерял для него свою ценность.

Суть этого принципа по древнеримскому праву состояла не только в возможности развода по желанию обоих супругов. Брак мог быть прекращен в любой момент также и по усмотрению только одного из них, путем вручения разводного письма, без объяснения причин и разрешения государства.

Однако в наше время без дополнительных условий этот принцип не используется ни в одной из европейских национальных правовых систем. Среди таких ограничений он называет «срок размышления» — промежуток времени, по истечении которого развод может получить юридическое подтверждение (то есть с момента подачи совместного заявления в компетентный орган), а также обязательность предоставления вместе с заявлением о разводе и соглашения супругов по решению вопросов постразводных отношений: о выплате алиментов супругу и детям, об определении с кем из них будет проживать общий несовершеннолетний ребенок, кто из них сохранит право пользования семейным жилищем, о разделе имущества.

Современное семейное право стран Европы определяет принцип свободы развода, содержание которого характеризует лозунг: «быстрее, проще, эффективнее». Он проявляется в сокращении сроков сепарации супругов как необходимого условия развода, упрощение судебной процедуры (новейшее законодательство Франции — закон 2004 г.), введение административного порядка с одновременным отказом от судебного (закон 2001 года Португалии), использование семейной, в том числе бракоразводной медиации для решения вопросов, связанных с прекращением брака.

В течение XX века произошел всемирно-исторический переход от патриархальных семейных устоев к эгалитарным, демократическим отношениям между супругами, родителями, детьми.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Брак по любви, столь редкий в прошлые века, стал основным и преобладающим мотивом его заключения в наше время. В полном смысле слова — это знамение XX века. В связи с этим обстоятельством, возросла роль психологических и нравственных факторов, обеспечивающих устойчивость брака. Личностные качества обоих супругов стали особо значимыми ценностями для счастливой супружеской жизни. Между тем, широкая пропаганда любви, возвышение этого чувства происходит без столь же широкого разъяснения чрезвычайной его хрупкости, поскольку часто она продолжается недолго. На смену ей нередко приходит непреодолимое отвращение одного супруга к другому. Во всяком случае — в одном из законодательных актов (в Прусском земском уложении 1794 года) это обстоятельство служило одним из оснований к разводу. Налицо парадокс: несовместимость чувств (любви) и стабильности брака.

За последние полвека в брачно-семейных отношениях произошла настоящая революция, связанная с формированием нового типа брачно-семейных отношений, который психологи называют «промежуточная семья», где существуют два самостоятельных Я, не всегда перерастающие в одно Мы».

По-видимому, не случайно феномен высокой разводимости совпал по времени с появлением серии международных документов о правах человека. На этом социальном фоне начались реформы, направленные на либерализацию бракоразводного законодательства. Все ранее установленные во множестве основания в некоторых национальных правовых системах были заменены одним — усмотрением самих супругов.

Развод из события исключительного к началу 60-х годов XX века превратился в явление обыденное. Идея о пожизненности брачного союза не оправдывала себя на фоне все возрастающей тенденции к повышению уровня разводимости во всех регионах Европы. Брак трансформировался в череду временных союзов — многосерийную моногамию (последовательное вступление в новый брак после очередного развода).

В законодательных реформах брачно-семейных отношений, состоявшихся практически во всех развитых странах в 70-х годах XX столетия самые радикальные изменения касались развода. Резкое и неуклонное возрастание разводов, в том числе и в католических странах, веками соблюдавшийся принцип нерасторжимости брака, обусловило принципиально новый подход к правовой регламентации прекращения супружества. С течением времени сформировалось убеждение в том, что закон не должен охранять супругов от их собственных решений о прекращении брака. По этой причине стремление законодателя насколько возможно затруднить его расторжение стало анахронизмом.

Анализ причин конфликтов, которые ведут к разводу, показывает, что основная масса этих причин лежит в сфере личных взаимоотношений между супругами. При этом данные о причинах разводов, полученные зарубежными и российскими авторами, совпадают. Среди них обстоятельства, относящиеся к личностным характеристикам супругов, которые способствуют стабильности или неустойчивости брака. В литературе к категории субъективных причин для развода относят добрачную беременность, религиозную принадлежность супругов, уровень образования, утрату чувств, несовместимость характеров, вмешательство родственников и т.п. Причины объективного свойства кроются в низком качестве материальной основы жизни семьи: недостаток средств, отсутствие жилья, алкоголизм, наркомания и других социальные болезни.

Неудовлетворенность базовых потребностей личности, в том числе и сексуальной потребности, нарушает ее психическую устойчивость, создает ощущение дискомфорта и глубокого разочарования в супружеской жизни. Наоборот, оптимальная оценка собственной семейной жизни свидетельствует о том, что предъявляемые к члену семьи требования и имеющиеся у него возможности отвечают потребностям других субъектов и соответствуют их ориентациям, направленности интересов.

Таким образом, с уверенностью можно утверждать, что снижение прочности брака имеет, прежде всего, экономические и связанные с ними психологические причины. Чем меньше супруги в своей социальной и экономической жизни связаны друг с другом и чем меньше у них общих интересов, тем скорее они могут расторгнуть неудачный брак. Готовность к разводу подпитывают, кроме того, такие факторы, как малодетность в семье, снижение числа браков, заключенных по религиозному обряду, рост урбанизации и связанной с ней анонимности индивидов, перемены в социальном статусе женщин, индивидуализация жизненной концепции.

1.2 Формирование и развитие законодательства о разводе в дореволюционной России

История развития любого общества сопровождается направленным развитием всех его социальных элементов, систем, институтов, общностей и организаций. Поэтому представляется научно обоснованным исследование практики правового регулирования развода в России в контексте эволюции ее государственно-правовой системы, во взаимосвязи с конкретными условиями определенной исторической эпохи. Исходя из этого обстоятельства, развитие бракоразводного законодательства следует соотносить с различными историческими периодами российского государства: Древнерусского, Централизованного Московского, времен петровских реформ, Российской Империи, советского периода и современного переходного общества.

В двух древнейших государствах, сложившихся на территории занимаемой современной Европой — Древнем Риме и Древней Руси, историки различают два периода: язычества (многобожия) и христианской религии, признающей единственное божество — Христа-Спасителя.

О семейной жизни в Древнем Риме во времена язычества сохранилось достаточно источников, позволяющих восстановить ее в более или менее достоверном виде. Напротив, Древнее государство славян (Киевская Русь) остается «закрытым» для современной науки, так как необходимых источников до нас дошло не так много, чтобы делать однозначные выводы о семейном укладе в период ранней государственности славянских племен. Во всяком случае, как считают историки права, в Древнем Риме источниками регулирования семейной жизни было преимущественно писаное (нормативное) право, а на Руси — преимущественно обычное.

В условиях язычества формирование в Руси супружеского союза происходило либо путем похищения, либо покупки невесты. Поскольку сведения о семейном укладе древних славян недостаточны, сделать какие-то достоверные выводы об их представлениях о разводе в тот период не представляется возможным. В научной литературе на этот счет можно встретить совершенно противоположные суждения. Язычество не знало расторжения брака, поскольку брак заключался «на веки» и простирался за пределы гроба. Это мнение обосновано на обычае руссов тех времен сжигать вдову вместе с умершим супругом. Такого мнения придерживается ряд авторов. Противоположную оценку проблеме развода в языческом обществе в свое время дал известный дореволюционный цивилист Победоносцев К.П., отмечавший «противность воззрения языческой древности» церковному канону о неразрывности брачного союза.

После состоявшегося в 988 году крещения Руси, в процессе ее приобщения к христианству, произошла рецепция византийского брачного права. Киевская Русь получила бракоразводное римское право из «вторых рук» — от Византии. После распада Римской Империи частное право ее западной части распространилось в странах с католическим вероисповеданием, а в восточной — византийское право повлияло на развитие православных народов. На Руси стал применяться Номоканон, представлявший собой собрание норм византийского семейного права. Он состоял из церковных канонов и светских постановлений византийских императоров. Прежде всего, стало внедряться публичное оформление брака. Церковь, объявляя его таинством, предписывала в качестве обязательного условия его законности обряд венчания. В этот период на Руси формируется негативное отношение к разводу: закладываются основы его запрета, вводятся первые санкции церкви и государственной власти, карающие разведенных супругов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

В византийском законодательстве основания для развода были сформулированы в 117 новелле византийского императора Юстиниана в 542 году и сохранялись на всем протяжении византийской истории. В частности, различались 2 типа развода: cumdamno и sinedamno. Первый тип cumdamno был связан с наказанием виновного супруга, a второй sinedamno не содержал карающих санкций. Основаниями для развода cumdamno были: злой умысел против царя, покушение супруга на жизнь другого, прелюбодеяние, уничтожение утробного плода и др. К прелюбодеянию также приравнивались проступки, порочившие, с точки зрения греко-римской церкви, женщину: посещение без ведома мужа конских скачек, театральных представлений, боя зверей и др.

Причинами развода sinedamno служили неспособность мужа к супружескому сожитию, отсутствие по неизвестным причинам, пленение, принятие монашеского обета, а также посвящение в сан епископа.

Поскольку русский быт во многом отличался от византийского уклада жизни, не все нормы бракоразводного права, свойственные ему, прижились на Руси. Отсутствие в повседневной жизни публичности, затворничество женщин вплоть до петровских реформ, исключало и ее участие в тех ситуациях, которые могли бы опорочить ее и повлечь развод.

В последующем Номоканон был дополнен постановлениями русских князей, приспособленных к специфике русского быта. Его новая редакция получила название Кормчей книги. Этот сборник законов допускал развод по многим основаниям.

Таким образом, древнерусское бракоразводное право возникло вместе с венчальным браком и основывалось на византийской традиции. По нормам раннехристианской церкви развод разрешался только в случае супружеской измены. Разводившиеся по другой причине, не имели права вступать в новый брак. Но и в случае супружеской измены мог разводиться и имел право вступать в новый брак только муж. Он сохранял это право также в случае, если его оставляла жена. А жене предписывалось терпеть неверного мужа, и если же она уходила от него, то лишалась возможности повторного замужества.

Влияние византийского права на возможность и форму разводов по взаимному согласию в Древнерусском и централизованном Московском государствах является бесспорным. Разводы по взаимному согласию, как правило, совершались в народных массах и опирались на практику обычного права вопреки праву церковному. Практика развода по согласию супругов заключалась в составлении специального разводного письма, в котором оговаривались условия развода, удостоверенного приходским священником. Только в 1730 г. последовал Указ, запрещавший священникам подписывать такие разводные акты под угрозой большого штрафа и лишения священства.

Развод (роспуст) в древнерусском обществе формировался как альтернатива концепции о заключении брака на всю жизнь и на принципе его нерасторжимости. Брак мог быть расторгнут только в исключительных случаях после судебного разбирательства церковным органом. Устранение противоречий между супругами церковь искала на пути усмирения природных страстей (Устав князя Владимира синодальной редакции). В эпоху Устава князя Ярослава (XI в.) перечень поводов к разводу в церковной практике был широк: прелюбодеяние, болезнь одного из супругов. Самовольный развод преследовался церковью. Развод по взаимному согласию практиковался и в случае пострижения одного из супругов в монастырь. Широкому спектру причин для развода способствовала также и его процедура. Для этого требовалось только разрешение духовного отца.

Институт развода, сформировавшийся в период Древней и Московской Руси, в порядке преемства впоследствии (XVIII — XIX вв.) стал составной частью семейного права Российской Империи.

Дальнейшая эволюция отечественного бракоразводного права тесно связана с преобразованиями Петра I. Его радикальная реформа в области церковного управления предопределила всю последующую историю брачного, и отчасти, всего церковного права. Манифестом от 25 января 1712 года был учрежден святой Синод, в компетенцию которого вошло высшее духовное управление и рассмотрение бракоразводных дел «знатных персон». На основании Указа от 13 декабря 1744 года каждый развод происходил по Высочайшему усмотрению, т.е. с соизволения государей. Синод при этом безропотно повиновался повелениям свыше. Бракоразводный процесс «незнатных» категорий населения осуществлялся судами духовных консисторий. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств: судьи решающее значение придавали не убедительности представленных доказательств, а их наличию в определенном законом объеме или их отсутствию. Дела о разводах смешанных браков (между лицами православного и не православного вероисповедания) подлежали суду того исповедания, священником которого был совершен брак.

1.3 Формирование института расторжения брака в советский период

Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции российское законодательство, имевшее в своей основе религиозные правила, характеризовалось этим подходом.

К началу XIX века в России скопилось настолько большое количество разрозненных законодательных актов, что появилась настоятельная потребность в его упорядочении. Работа по его систематизации была поручена специально созданной комиссии под началом российского юриста М.М. Сперанского. В результате широкомасштабных многолетних работ, не знающих аналогов в мировой кодификационной практике, в 1832 году был подготовлен Свод законов Российской империи, введенный специальным манифестом Николая I в действие с 1 января 1835 года. В части 1 тома X этого Свода были размещены положения о делах гражданских и семейных, которые в целом, несмотря на последующие модификации Свода законов, сохранили правила о разводе. Расторжение брака разрешалось в немногих случаях и производилось церковью.

Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции российское семейное законодательство оставалось прерогативой церкви, которая всеми имевшимися в ее распоряжении мерами поддерживала концепцию нерасторжимости брака, не желая считаться с условиями нового времени.

Новая эпоха в истории института развода началась с Великой Октябрьской социалистической революции 1917 года. Большевики, став у власти, внесли кардинальные изменения в сложившийся институт развода, действовавший много столетий на территории Российского государства. С принятием первых же нормативных актов Советской власти наступила новая эра в бракоразводном законодательстве России: был провозглашен принцип свободы развода.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Декрет СНК РСФСР от 18 декабря 1917 года «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов гражданского состояния» лишал церковь прерогативы ведения семейных дел.

Согласно Декрету СНК РСФСР от 19 декабря 1917 года «О расторжении брака» брак мог быть расторгнут по желанию обоих или даже одного из супругов без каких-либо условий религиозного или иного характера. Эти Декреты и Кодекс законов РСФСР 1918 г. «Об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве» (далее — КЗАГС) предусматривали гражданский характер брака и свободу развода. Права и обязанности супругов обеспечивались только после регистрации брака в отделе записи актов гражданского состояния. Объявлялась свобода брака и развода. Процедура расторжения брака существенно упростилась. Для развода через суд достаточно было заявления одного из супругов. При разводе через ЗАГС нужна была обоюдная просьба. Тем самым, в Советской республике официально закреплялся развод по требованию. Данные Декреты и Кодекс законов РСФСР 1918 года принято считать прогрессивными, ориентированными на демократизацию семейных отношений.

Семейное право советского периода базировалось на принципах свободы брака и свободы развода, ограждения семейных отношений от влияния церкви, единобрачия, равенства супругов и преимущественной защиты детей.

После введения в действие Кодекса 1918 года, модифицированные идеологические установки построения нового общества обусловили принятие следующего семейного «Кодекса о браке, семье и опеке» (далее — КЗОБСО РСФСР), который начал действовать с 1 января 1927 года. На основании его положений брак расторгался исключительно в органах ЗАГС. Таким образом, в России были заложены основы законодательства о разводе по взаимному согласию супругов или одностороннему заявлению одного из них без выяснения причин развода.

Между тем, рост числа абортов, внебрачной рождаемости, разводов, массовый неплатеж алиментов на содержание детей требовали новых подходов к регулированию отношений в сфере брака и семьи — мер для охраны материнства и детства для укрепления семьи. Все, вышеперечисленные негативные социальные явления, обусловили принятие 27 июня 1936 года Постановления ЦИК и СНК СССР «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усиления уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» которое, как говорилось в нем, в «целях борьбы с легкомысленным отношением к семье и семейным обязанностям» ввело, некоторые сдерживающие положения, выразившиеся в необходимости личного участия обоих супругов при регистрации — расторжения брака и уплате пошлины.

По данным, которые были опубликованы после издания названного закона, число разводов в 1938 году, по сравнению с 1936 годом, когда действовал более упрощенный порядок, сократилось, по СССР на 35,8%, в том числе по РСФСР — на 42,3 %. Этот факт привел к убеждению, что правовое воздействие способно повлиять на динамику разводов. Именно оно обусловило очередную реформу законодательства о разводе.

Ослабление семейных устоев в период Великой Отечественной войны и задача устранить их негативные последствия стали причиной принятого Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усиление охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждения ордена «Материнская слава» и медали «Медаль материнства». В противоположность КЗОБСО РСФСР 1927 года в нем одновременно были введены: обязательная государственная регистрация брака, судебный порядок его расторжения и процедура предварительного примирения. Устанавливать мотивы развода был управомочен народный суд. Окончательное же решение о прекращении брака могли принимать только вышестоящие суды: областной, краевой, окружной, городской, Верховный суд, суды союзной и автономной республики. Подачу заявления в суд о расторжении брака предваряла публикация в прессе о предстоящем разводе. По результатам рассмотрения дела суд мог отказать в иске о расторжении брака. Этот нормативный акт действовал до 1965 года, хотя в доктрине характеризовался крайне отрицательно.

Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1965 г. «О некотором изменении порядка рассмотрения в судах дел о расторжении брака» отменил установленный в 1944 году двухступенчатый порядок расторжения брака, передав рассмотрение дел о разводе по существу Народному суду. Областной суд рассматривал такие дела как суд второй инстанции. Этим же Указом была сохранена обязанность суда принимать меры к примирению супругов и выяснению (Мотивов расторжения брака).

Очередная реформа брачно-семейного права была связана с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье в 1968 году и КоБС РСФСР, введенном в действие с 1 ноября 1969 года. Основы и семейные кодексы союзных республик предусматривали расторжение брака как в судебном, так и в административном порядке. В ряде случаев, прямо предусмотренных законом, брак мог быть расторгнут в органах ЗАГС.

Весь промежуток времени между Указом от 8 июля 1944 г. и началом 90-х годов прошлого столетия был наполнен научными междисциплинарными исследованиями социологов, правоведов, психологов в поисках средств к стабилизации брака, выявления и устранения причин его неустойчивости.

Государственная Дума РФ 8 декабря 1995 г. приняла четвертый по счету Семейный кодекс РФ, по своему содержанию, соответствующий требованиям нового переходного общества.

По Семейному кодексу РФ 1996 года взаимное согласие на развод является неопровержимым подтверждением факта непоправимого распада семьи.

В статье 23 СК РФ прямо указано, что суд расторгает брак без выяснения мотивов развода и не вправе отказать в расторжении брака, если оба супруга заявляют об этом требование. Суд не должен выяснять причины развода, принимать меры к примирению супругов или допускать какое-либо иное вторжение в их частную жизнь. Пункт 1 статьи 22 СК РФ устанавливает, что расторжение брака по заявлению одного из супругов производится, если суд установит, что дальнейшая, совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. При этом, СК РФ представляет суду весьма ограниченные возможности требовать от супругов представления доказательств непоправимого распада семьи. И только в случае, когда развода требует только один из супругов, суд вправе принять меры к примирению супругов, отложив для этой цели разбирательство дела и назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев.

Действующий СК РФ в принципе не предусматривает обязанности супругов сообщать суду причины развода. Вопреки этому, Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 г. № 15 «О примен

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

836

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке