Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Избирательное право и избирательная система в России»

В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия.

Курсовая работа с гарантией

Введение
Глава 1. Понятие и виды избирательной системы
1.1. Мажоритарная избирательная система
1.2. Пропорциональная избирательная система
1.3. Смешанная избирательная система
Глава 2. Структура избирательного процесса
2.1. Назначение выборов
2.2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков
2.3. Формирование избирательных комиссий
2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов
2.5. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование
Заключение
Список использованных источников

Введение

Выборный путь формирования многих важнейших органов власти, регулярное проведение свободных и честных выборов – один из наиболее ярких показателей действительного демократизма, существующего в стране с политическим строем. Во Всеобщей декларации прав человека (ст.21ч3) отмечается «воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования».

Актуальность данной работы — заключается в том, что именно через выборы граждане оказывают свое воздействие на формирование органов государственной власти и тем самым реализуют свое право на участие в управлении делами государства.

Целью работы — является анализ состояния современного избирательного процесса в Российской Федерации. А именно, какие, в настоящее время, избирательные системы используются в России, каковы стадии проведения избирательного процесса и проблемы связанные с этими стадиями.

Работа состоит из двух глав:

В первой главе — «Понятие и виды избирательной системы», дана характеристика современным избирательным системам, а также суть их применения в Российской Федерации.

Во второй главе — «Понятие и основные этапы избирательного процесса» рассмотрены основные этапы проведения выборов и проблемы связанные с этими этапами.

Глава 1. Понятие и виды избирательной системы

Избирательная система – порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ, представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Избирательная система используется в широком и узком подходах:

В широком подходе — под избирательной системой понимается- упорядочение общественных отношений связанных с выборами органов публичной власти.

В узком подходе — под избирательной системой понимается — определение того, кто из баллотировавшихся кандидатов избран на должность.

Избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления (также выборных должностных лиц) регулируются федеральными законами, законами субъектов РФ, Конституцией РФ, уставами субъектов РФ.

Избирательная система какого-либо органа влияет не только на персональный или партийный состав, но и на все этапы избирательного процесса, начиная от выдвижения кандидатов, предвыборной компанией и заканчивая подсчетом голосов. Виды избирательных систем, рассмотренных мною далее, в той или иной степени искажают волю граждан, высказанных на выборах.

Следует признать, что избирательное право – структурное подразделение конституционного права, так как оно включает нормы, определяющие порядок реализации такого важного конституционного политического права, как право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления (это прямо указывает на принадлежность избирательных отношений в сфере конституционных правоотношений). Отечественные конституции традиционно содержат нормы, устанавливающие принципы избирательного права. Избирательное право не имеет и специфического метода правового регулирования.

В Российской Федерации конкретные правила по избирательной системе установленные конституцией распространяются только в отношениях выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д.

Уместно рассмотреть 3 вида избирательной системы:

  1. Мажоритарная избирательная система.
  2. Пропорциональная избирательная система.
  3. Смешанная избирательная система.

1.1. Мажоритарная избирательная система

Мажоритарная система (от фр. Majority – «большинство») предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских выборах). Применительно к парламентским выборам вся страна делится на примерно равные по числу избирателей округа, причем от каждого округа избирается один депутат (хотя могут быть созданы и многомандатные округа). Эта система имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности – мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.

Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, набравший больше голосов, чем любой из остальных. Практически чем больше кандидатов баллотируются на определенное место, тем меньше голосов требуется для их избрания.

Сторонники данной избирательной системы находят в ней ряд преимуществ, по сравнению с другими избирательными системами:

Во-первых, поскольку эта система проводится в один тур, то она является результативной и экономичной. Избиратели избавляются от необходимости повторно идти на избирательные участки, а государство в свою очередь в два раза меньше тратят средств на организацию и проведение еще одного голосования. Преимущество данной системы проявляется в первую очередь тогда, когда выборы объявляются состоявшимися вне зависимости от количества избирателей. В России же установлен порог явки для избирателей: выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 50% избирателей на выборах Президента РФ и не менее 25% на выборах депутатов Госдумы РФ.

Во-вторых, принцип, заложенный в основу данной системы очень ясен и понятен: каждый избиратель имеет лишь один голос, и победит тот кандидат, который наберет простой большинство голосов. В пропорциональной же системе избиратель голосует, уже не за кандидатов, а за партийный список, что значительно осложняет выбор избирателей.

В-третьих, мажоритарная система относительного большинства способствует формированию крепких связей между избирателями и депутатом. Будучи избранным, от округа, депутат представляет интересы всех избирателей данного округа, а не только тех, кто за него проголосовал. Тем самым, интересы всех избирателей представлены в парламенте.

Также у данной избирательной системы есть и недостатки:

Первым — и, пожалуй, самым большим недостатком является то, что в результате выборов теряются голоса, отданные за других кандидатов. Как показывает статистика до 70% голосов в каждом округе пропадает: избиратели, проголосовавшие за проигравших кандидатов (чего они, конечно же не знали в процессе голосования) не как не представлены в парламенте.

Вторым недостатком — является то, что кандидат или победившая партия фактически представляют меньшинство, а не большинство избирателей. Если в округе большое число кандидатов, то, как показывает опыт, победителем может быть кандидат, набравший 10%, а то и меньше голосов избирателей.

Третьим недостатком — является то, что одна партия, которая не нуждается в коалициях, получает значительную власть, что может иметь негативные последствия для общества.

Мажоритарная система абсолютного большинства, которая используется и в России, предусматривает, что для избрания необходимо получить 50% голосов плюс один голос от числа принявших участие в выборах избирателей. Если никто из кандидатов не набирает абсолютного количества голосов, то проводится второй тур. Во втором туре участие принимают либо два кандидата, набравшие большинство голосов в первом туре, либо кандидаты, получившие установленный законом процент голосов. Победителем во втором туре будет тот кандидат, который наберет большее количество голосов, чем его соперник.

В России по мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избирается Президент РФ, президенты республик в составе РФ, главы исполнительной власти других субъектов РФ, многие региональные парламенты.

Преимущество данной избирательной системы является то, что присутствует высокая легитимность данного лица. Недостатком же является то, что при наличии нескольких кандидатов, редко кому удается набрать более 50% голосов, следовательно, возникает необходимость проведения второго тура, что влечет за собой финансовые затраты.

В 1996 году выборы Президента РФ проходили в два тура, т.к. в первом туре не один из 10 кандидатов баллотировавшихся на пост Президента не смог набрать абсолютное большинство голосов. Был проведен второй тур, в результате которого Президентом РФ стал Б.Н. Ельцин, набравший 53,8% голосов. В 2000 году выборы Президента РФ прошли в один тур: уже в первом туре В.В. Путин получил 52,9% голосов.

В последующих выборах В.В. Путин выигрывал своих соперников в первом туре, из-за явного преимущества. В 2004 году нынешний Президент набрал 71,31% голосов, а в 2012 году 63,75% голосов. В 2008 году, В.В. Путин не мог баллотироваться в Президенты РФ, т.к. согласно Конституции РФ пункту 3, статьи 81 «Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд». Поэтому в 2008 году на выборах Президента РФ победителем стал Д.А. Медведев. Выборы прошли в один тур, где Д.А. Медведев набрал 70,68% голосов.

В целом мажоритарная система универсальна. Она применяется как при выборах высших должностных лиц, так и при выборах коллегиальных органов власти. Мажоритарная система является персональной т.к. избираются конкретные избиратели. Избиратель имеет возможность учитывать не только предвыборную программу, но и личные, характерные качества кандидата, за которого избиратель будет голосовать. Но мне бы хотелось рассмотреть и другую сторону данной избирательной системы. Избирая кандидата от конкретного округа, избиратели, по сути, выбирают своего представителя, который в дальнейшем будет выражать их волеизъявление. Но это как правило бывает не всегда т.к. представители органов власти, которые были избраны по мажоритарной системе, могут иметь противоположные точки зрения, что приведет к принятию разных решений.

Мажоритарной системе присущи такие нарушения, как подкуп избирателей, а это в первую очередь является манипуляцией граждан, которые обладают правом голоса. Например, в США часто манипулировали при «нарезке» округов в районах массового проживания чернокожих граждан. В избирательный округ добавлялись районы с белым населением, и тем самым чернокожее население теряло большинство голосов за своего кандидата.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

При мажоритарной системе выборов может быть искажен реальный выбор избирателей. Например, в выборах участвуют 5 кандидатов, 4 из них набрали по 19% голосов, то есть в сумме они набрали 76% голосов, а 5 набрал 20% голосов, против всех проголосовало 4% избирателей. 5 кандидат будет считаться действительным победителем, хотя против него или за него проголосовало 80% избирателей. Чтобы таких ошибок было минимально, в некоторых странах была придумана система ординарного голосования (передаваемого голоса). Избиратель не только голосовал за конкретного кандидата, но еще и выставлял рейтинг предпочтений к другим кандидатам, тем самым при подсчете голосов это проблема более менее решается.

В современное время такая рейтинговая система существует в Австралии, Ирландии, на Мальте. Еще одним ярким примером недостатка мажоритарной системы был сформулирован французским социологом и политологом Морисом Дюверже в середине ХХ века. Исследовав результаты многих выборов именно по мажоритарной системе, он вывел, что рано или поздно такая система приведет к двухпартийной системе в государстве, т.к. шансы новых партий, которые хотят попасть в парламент, очень малы. Такая ситуация сложилась в США. Это исследование получило название «закон Дюверже».

1.2. Пропорциональная избирательная система

При пропорциональной избирательной каждая участвующая в выборах партия выдвигает «партийный список», состоящий из кандидатов от этой партии. Предполагается, что избиратель голосует не за отдельную личность, лидера партии или понравившихся ему кандидата, а за программу партии- в этом и смысл данной избирательной системы. На практике это выглядит так: избиратель голосует за так называемый «партийный список». Мандаты между партиями распределяется пропорционально числу голосов, полученных партиями на выборах: чем больше голосов избирателей получит партия, тем больше будет у нее депутатских мест в парламенте.

Депутаты Госдумы РФ избираются по пропорциональной избирательной системе. Вся страна является одним, единым, федеральным избирательным округом. Пропорциональная система в ее классическом виде в большей или меньшей степени увеличивает возможность получения депутатских мандатов, представителями малочисленных партий, т.к. это порождает опасность образования в парламенте большого числа мелких фракций, раскола голосов парламентариев и невозможность оперативной законотворческой работой. Чтобы смягчить эти недостатки во многих странах, в том числе и в нашей, используются заградительные барьеры. Чтобы быть допущенным к распределению депутатских мандатов нужно набрать определенное, процентное количество голосов. В России, чтобы начать борьбу за депутатские мандаты, нужно преодолеть барьер в 5% голосов.

В пропорциональной избирательной системе, главное, что нужно сделать при подсчете голосов – это определить избирательную квоту, то есть число голосов, необходимое для избрания хотя бы одного депутата от того или иного списка кандидатов, выдвинутых партией.

Наиболее распространённый способ определения квоты – поделить общее количество подданных голосов на число депутатских мест.  К достоинству пропорциональной системы можно отнести следующее:

Во-первых, эта система очень точно показывает расстановку политических сил в обществе, дает больше возможностей представить в парламент основные политические силы страны. Например, если какая-нибудь партия получает 40% голосов, то за ней закрепляется 40% мест в парламенте. Искажений, которые присутствуют в мажоритарной избирательной системе, а именно относительного большинства, не будет. Но голоса избирателей в нашей стране все же пропадают, хоть и не в значительной мере. Это зависит от того, что в нашей стране очень высок «заградительный барьер» в 4-5%.

Во-вторых, пропорциональная избирательная система позволяет появляться новым политическим партиям. Говоря другим языком, эта система развивает конкуренцию у партий, следовательно, укрепляет их многопартийность. Зато, наличие таких партий говорит о демократии в стране.

Однако, как и любой другой избирательной системы есть ряд своих недостатков:

Во-первых, из-за многочисленности в парламентских партиях, появляются разногласия, и партии порой не могут найти компромисс, что приводит к нестабильности правительства.

Во-вторых, голосуя за партийный список, избиратели ознакомлены лишь с его лидером, следовательно, не знают остальных членов партии. В результате чего существует риск, попадания в парламент сомнительных людей, которые врятли бы были избраны, если бы баллотировались. В большинстве случаев, избиратели судят о партии, по ее программе и лидеру. Большое влияние на избирателей играет доверенное ими лицо.

В целом пропорциональная избирательная система имеет свои недостатки и преимущества, но, на мой взгляд, это недоработанная избирательная система, как и мажоритарная. Возможно, со временем эта система исчерпает себя и возникнет новая, более модернизированная и успешная.

1.3. Смешанная избирательная система

Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.

Обычно смешанная избирательная система возникает тогда, когда при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы.

В Российской Федерации формирование Государственной Думы проходит на основе смешанной избирательной системе: 225 депутатов избираются по пропорциональной избирательной системе, 225 по мажоритарной избирательной системе. Правда, кандидаты, баллотировавшиеся в одномандатных округах, в случае их избрания исключаются из федеральных списков, но это естественно: никто не должен получить в палате два мандата. Сходная в определенных чертах избирательная система была установлена на выборах Законодательного собрания Красноярского края.

Дискуссии вокруг приемлемости или неприемлемости избирательных систем к условиям разных стран ведутся давно. Особенно острые политические ситуации возникали в странах, в которых впервые после авторитарного режима проводятся свободные выборы. К таким странам относится и Россия. В начале 1990-х годов бурные дебаты разгорелись относительно способов формирования российского парламента и его палат, в частности, относительно типа избирательной системы.

В результате для выборов Госдумы РФ был принят вариант со смешанной избирательной системой. У данной избирательной системы также существуют как положительные, так и отрицательные стороны. Но непреложным остается тот факт, что любая избирательная система должна отражать определенные ценности избирателей, быть понятной большинству людей и не создавать явных несправедливостей по отношению к отдельным социальным группам. В любой стране очевидным должен оставаться тот факт, что в зависимости от применяемых избирательных систем результаты одних и тех же выборов могут привести к различным вариантам распределения мандатов. Отсюда следует, что возрастает значимость избирательной системы, цена которой всегда будет максимальна высока.

Глава 2. Структура избирательного процесса

Попытки сформулировать понятие российского избирательного процесса уже неоднократно предпринимались в научной юридической литературе. Однако четкое и однозначное определение этого политико-правового явления до сих пор не выработано, что нередко приводит к самым разнообразным оценкам исследователей, вызывает его необоснованное отождествлением с выборами, избирательными кампаниями и иными проявлениями действительности. Среди отличительных черт избирательного процесса называются его опора на основы конституционного строя Российской Федерации, юридическая нормированность действий участников процесса организации и проведения выборов, логическая последовательность образующих его стадий.

Исходя из этих соображений, Е.Н. Хрусталев характеризует избирательный процесс, как «урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические выборы легитимного характера».

Избирательный процесс складывается из нескольких последовательных стадий:

  1. Назначение выборов.
  2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков.
  3. Образование избирательных округов и избирательных участков.
  4. Образование избирательных комиссий.
  5. Выдвижение и регистрация кандидатов;
  6. Предвыборная агитация и информирование населения
  7. Голосование, подсчет голосов и установление итогов голосования.

В остальных параграфах рассмотрим основные из них.

2.1. Назначение выборов

Это начальная стадия избирательного процесса, которая заключается в установлении даты голосования. Правом назначать выборы обладают лишь уполномоченные на то законодательством органы или должностные лица и в соответствии со сроками, установленными законодательством. Так, выборы Президента Российской Федерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания РФ; днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ, в законодательные органы субъектов федерации – высшими законодательными (представительными) органами субъектов федерации, в органы местного самоуправления – главами местной администрации. О назначении выборов уполномоченном на то органом издается соответствующий на то нормативный акт. С этого момента начинается избирательная компания.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Конституция Российской Федерации закрепляет порядок назначения выборов только в федеральные органы государственной власти, порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уставах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований.

2.2. Регистрация избирателей и составление избирательных списков

Регистрация избирателей является необходимым условием реализации гражданином своих избирательных прав, поскольку участвовать в голосовании могут лишь те лица, которые включены в списки избирателей. В списки избирателей включаются все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Не включаются в списки избирателей только те граждане, которые признаны судом недееспособными, и граждане, находящиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговора суда.

Законодательством предусмотрены меры, обеспечивающие регистрацию и включение в списки избирателей особых категорий российских граждан, не имеющих возможности зарегистрироваться в обычном порядке. К ним, в частности относятся:

  • военнослужащие;
  • студенты и аспиранты;
  • российские граждане, имеющие постоянное место жительства за пределами РФ или находящиеся в длительной заграничной командировке;
  • избиратели, находящиеся в плавании или на полярных станциях.

В списках избирателей содержится только самая необходимая информация – фамилия, имя, отчество, год рождения (если избирателю исполняется 18 лет в год проведения выборов, то и дата рождения), адрес (место жительства) избирателя. Списки избирателей составляются в алфавитном или ином порядке (по адресам) по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией.

Списки избирателей подписываются председателем и секретарем территориальной и участковых избирательных комиссий и представляются для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее, чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин вправе заявить о невключении его в списки избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке в участковую избирательную комиссию. Избирательная комиссия обязана в течение 24 часов (а в день голосования – в течение 2-х часов) с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования устранить допущенные ошибки или неточности либо дать письменный ответ с указанием причин отказа. Если гражданин не согласен с решением участковой избирательной комиссии, он имеет право обжаловать это решение в вышестоящую комиссию, либо в суд.

2.3. Формирование избирательных комиссий

Основную организационную работу по проведению выборов выполняют избирательные комиссии. В зависимости от конкретных выборов- федеральных, региональных или муниципальных- образуются соответствующие избирательные комиссии.

В соответствии с законодательством в РФ действуют следующие избирательные комиссии:

  1. Центральная избирательная комиссия РФ.
  2. Избирательные комиссии субъектов РФ.
  3. Окружные избирательные комиссии.
  4. Территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии.
  5. Участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий определяется соответствующими правовыми актами федерального, регионального или муниципального уровня. На избирательные комиссии прав граждан, по осуществлению, подготовке и проведению выборов.

Работа избирательных комиссий строится на принципах коллегиальности и гласности. Избирательные комиссии (кроме участковых) действуют, как правило, на постоянной основе и срок их полномочий определяется сроком полномочий того выборного органа, подготовку и проведения выборов в который они обеспечивают. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов.

Формирование избирательных комиссий осуществляется на основе широкого привлечения органов государственной власти и органов местного самоуправления, избирательных объединений, общественных организаций, собраний граждан по месту жительства, работы, учебы и т.д. Серьезное внимание уделяется профессиональной подготовке членов и работников аппарата избирательных комиссий, прежде всего уровню их правовой культуры. Для членов же Центральной избирательной комиссии уже в законодательстве предусмотрены требования профессиональной пригодности — они должны иметь высшее юридическое образование или ученую степень в области права.

2.4. Выдвижение и регистрация кандидатов

Это одна из важнейших стадий избирательного процесса, поскольку именно здесь определяется будущий персональный состав выборного органа.

Выдвижение кандидата (списка кандидатов) возможно при условии представления лицом (каждым из выдвинутых лиц) письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера, занимаемая должность, сведения о судимостях, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и основание его приобретения, и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию.

В поддержку кандидатов (списки кандидатов) собираются подписи избирателей в порядке и количестве определяемых законодательством. Максимальное количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов не может превышать 0,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Федеральным законом, законом субъекта РФ может быть предусмотрено, что по усмотрению кандидата его регистрация производится соответствующей избирательной комиссией не на основании представленных подписей избирателей, а на основании внесенного в избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога. Если зарегистрированный кандидат не избран и набрал по результатам голосования менее установленного числа голосов избирателей, то избирательный залог перечисляется в доход соответствующего бюджета.

Выдвижение кандидата возможно и не посредственно избирателями. Тогда оно проводится путем сбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, в том избирательном округе, где будет осуществляться выдвижение кандидата.

Зарегистрированный кандидат обладает статусом, гарантированным законом. Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Кандидаты после регистрации по их личным заявлениям освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы на время участия в выборах. В течение этого срока соответствующая избирательная комиссия за счет средств, выделенных на организацию подготовки и проведения выборов, выплачивает им денежную компенсацию.

2.5. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование

День голосования назначается на календарный выходной день, время голосования – с 8 до 22 часов местного времени. По общему правилу, избиратели голосуют на своих избирательных участках (где они внесены в списки избирателей) в специально предусмотренных помещениях для голосования. Избирателю, который в течение 15-4 дней до дня голосования по уважительной причине будет отсутствовать по месту своего жительства и не может прийти на избирательный участок, на котором он включен в список избирателей, должна быть предоставлена возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избирательного бюллетеня в помещении окружной или участковой избирательной комиссии. Избирательная комиссия обязана обеспечить тайну голосования. Законом субъекта РФ может быть предусмотрена возможность проголосовать по почте.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещения для голосования. Такое голосование осуществляется с соблюдением определенных требований. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искажение волеизлияния граждан.

Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете голосов избирателей участковая избирательная комиссия признает недействительными избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизлияние избирателей, а также избирательные бюллетени не установленной формы. Члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и заносят в протоколы результаты голосования по установленной форме.

В целях исключения возможности фальсификации итогов голосования подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (международные) наблюдатели. После подсчета голосов избирателей участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования.

На основании первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в них данных результаты выборов определяет избирательная комиссия. Члены соответствующей избирательной комиссии с правом решающего голоса устанавливают результаты выборов лично. О результатах выборов составляются в трех экземплярах протокол и сводная таблица, которые подписывают все присутствующие члены данной избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Вся документация избирательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени, подлежит хранению в течении сроков, установленных законодательством. Сроки хранения избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а протоколов избирательных комиссий – менее одного года со дня объявления даты следующих выборов.

Итоги голосования по каждому избирательному участку, результаты выборов по избирательному округу должны предоставляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю или представителю СМИ.

Таким образом, следует заметить, что избирательный процесс является очень сложной формой народовластия, включающий в себя множество различных стадий. На какой бы ступени развития не находился быть избирательный процесс его постоянно нужно совершенствовать.

Заключение

Избирательное право и избирательный процесс непосредственно связаны с политичес­кой сферой функционирования государства и гражданского общества. Если избирательное право предметно регламентирует политическое право граждан избирать и быть избранными, то избирательный процесс как форма реализации норм избирательного права выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовую основу функционирования институтов системы представительной и выборной демо­кратии.

В избирательном процессе существенное место в его содержании составляет политическое (гражданское) доверие избирателей к государст­венным институтам и органам, обеспечивающим организацию и проведение выборов. Граждан­ское доверие, являясь неотъемлемым элементом правовой культуры, определяет смысл современ­ного избирательного процесса как механизма воспроизводства власти и избирательного права как отрасли публичного права, регулирующего эту важнейшую общественную функцию.

В демократическом государстве при достаточной развитости политической культуры и самодеятельности граждан практически не бывает полного единодушия на выборах. Смысл выборов в том, чтобы все могли выразить свою волю, а государственная власть – была созданной и действовала в соответствии с этой волей. Через борьбу на выборах, следовательно, в конечном счете, достигаются стабильность и порядок в общественной жизни.

По моему мнению, чем хуже политики будут вести свои избирательные компании, тем меньше «сознательных» граждан придут на выборы. А придут в основном пенсионеры со своими непонятными предпочтениями. И вследствие того представительная власть не будет уж такой представительной. Поэтому, нужно воспитать в гражданах чувство долга и ответственности в решении таких важных вопросов как выборы.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ);
2. «Всеобщая Декларация прав человека» (принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН) // Российская газета 5.04.1995 (Консультант плюс версия проф.);
3. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 06.04.2015) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (12 июня 2002 года);
4. Худолей, Д.М. Структура избирательного права / Д.М. Худолей // Вестник пермского университета. Юридические науки. – 2012. – №2. – С. 71-73.
5. Лейкман, Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем: учебник / Д. Лейкман, Дж. Ламберт. – М.: Иностр. лит. – 1998. – 366 с.
6. Белоновский В.Н. Избирательное право: общая часть: учебно-методический комплекс / В.Н. Белоновский. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 266 с.
7. Дмитриев, Ю.А. Избирательное право: учебник / Ю.А. Дмитриев, В.Б. Исраелян. – М.: Юстицинформ. – 2008. – 312 с.
8. Таровик, С.С. Проблемы реализации избирательных прав граждан в России / С.С. Таровик // Журнал о выборах. – 2008. — №3. – С. 227-229.
9. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. — М.: Норма, 2004. – 416 с.
10. Шишкина Н.Э. Основы избирательного права: Учебное пособие / Избирательная комиссия, 1998. — 96 с.
11. Федеральный правовой портал: ”Юридическая Россия”. [Электронный ресурс]. URL: http://law.edu.ru/article/article.asp?articleID=150338
12. Понятие избирательной системы [Электронный ресурс]. URL: http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-izbiratelnoy-sistemy.html
13. Выборы органов государственной власти и местного самоуправления. Избирательное право. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-3/79.htm

Автор: Светлана

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

6586

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке