Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Комплексное исследование правовых аспектов предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений»

Актуальность данной темы определяется тем, что режим в исправительных учреждениях представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Оглавление

Введение

Глава I. Общая характеристика проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений

§ 1. Нарушения режима, связанные с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы

§ 2. Факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, их негативное влияние на состояние правопорядка

Глава II. Особенности предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность данной темы определяется тем, что режим в исправительных учреждениях представляет собой установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания. Данное предписание содержится в нормах статьи 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УИК РФ) . В уголовно-исполнительном праве термин «режим» в общих чертах формулируется как порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Режим в местах лишения свободы выполняет различные функции. Прежде всего, в рамках режима реализуются те правоограничения и лишения, которые присущи данному виду наказания, т.е. он несет в себе карательную функцию. Иной функцией режима является частная превенция, предупреждение, пресечение совершения новых преступлений осужденными. Нормы режима обеспечивают необходимые условия для предупреждения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и другими лицами, т.е. реализацию профилактической функции.

В соответствии со статьей 116 УИК РФ к злостным нарушениям осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания, связанным с проникновением запрещенных предметов, являются: употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исправительные учреждения, в которых сконцентрированы наиболее опасные преступники, являются объектами массового спроса на запрещенные предметы, особенно такие как деньги, спиртные напитки, наркотики.

Рассматривая особенности предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений, нами выделены существенные недостатки, влияющие на изученность указанного вопроса. Во-первых, в научной литературе практически не раскрыт вопрос предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений. Так, в литературе сделана ссылка на статью 19.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее — КоАП РФ), а также на статью 82 УИК РФ. Во-вторых, в литературе отсутствует практическая сторона вопроса, исследованного в курсовой работе. Указанные пробелы свидетельствуют об актуальности курсовой работы.

Изучением вопросов и проблем, рассматриваемых в курсовой работе, часто занимались различные ученые-юристы. Отдельные вопросы профилактики предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений рассматривали в своих трудах такие ученые, как А.П. Агапов, Г.А. Аванесов, Ю.М. Антонян, С.Л. Бабаян, Ю.В. Белянинова, С. Будыкин, А.И. Васильев, Н.П. Ведищев, И.А. Водолаз, М.М. Галкин, А.В. Дергачёв, С.Н. Емельянов, О.С. Епифанов, А.И. Зубков, В.Е. Квашис, Б.П. Козаченко, О.В. Лукичев, В.М. Максимов, В.Т. Устьянцев и другие правоведы.

Целью курсовой работы является комплексное исследование правовых аспектов предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

Для разрешения поставленных целей и достижения необходимого результата нами был выделен ряд задач:

·        изучить сущность нарушения режима, связанного с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы;

·        выделить факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, их негативное влияние на состояние правопорядка;

·        проанализировать особенности предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, связанные с предупреждением проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

Предметом курсовой работы является нормы уголовно-исполнительного законодательства, раскрывающие вопросы правовых аспектов предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений.

Методологическую основу курсовой работы составили как общие, так и частные методы, среди которых можно анализ и синтез, изучение проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений при помощи диалектики и метафизики, изучение, переработка, обобщение необходимого научного и правового материала, сравнение и сопоставление наиболее известных фактов.

Структура моей курсовой работы, обусловленная целью и задачами, представлена в виде введения, трех параграфов, заключения и библиографического списка.

Глава I. Общая характеристика проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений
§ 1. Нарушения режима, связанные с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы

Одним из серьезных нарушений режима в исправительных учреждениях, которое непосредственным образом влияет на оперативную обстановку, является использование запрещенных предметов и веществ. К этим правонарушениям относятся употребление алкогольных напитков кустарного и промышленного изготовления, наркотических средств, психотропных, токсических и сильнодействующих веществ, их аналогов, лекарственных веществ, предметов медицинского назначения, а также игра в карты, нанесение татуировок с использованием специальных средств. Как указывают А. Гармаш и И. Суслова, «заметна тенденция увеличения случаев употребления осужденными алкогольных напитков, проникающих к ним; увеличилось количество случаев употребления наркотических средств, психотропных, токсических и сильнодействующих веществ, их аналогов, лекарственных веществ, предметов медицинского назначения; употребление осужденными этих веществ влечет за собой тяжкие отравления, а в отдельных случаях смерть».

О.В. Пенин отмечает, что «остается острой проблемой нарушения режима игра в карты и другие азартные игры». За ведение азартных игр осужденные привлекаются к дисциплинарной ответственности независимо от того, в какое время и в каком месте (в жилой или производственной зоне) совершаются эти правонарушения.

Одним из нарушений режима в исправительных учреждениях является изготовление осужденными запрещенных предметов. Этот вид правонарушений представляет собой вид незаконного, т.е. совершаемого без разрешения администрации исправительного учреждения, производство вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, хранить и пользоваться ими. Изготовление этих предметов происходит как на производственной зоне во время выполнения работы, с использованием материалов производства, на специальном оборудовании, так и в жилой зоне. Предметы, которые изготавливают осужденные, как правило, обмениваются ими или используются самостоятельно. Чаще всего изготавливаются колюще-режущие предметы — ножи, «пик», «заточка», устройства для нанесения татуировок.

Наиболее распространенным для всех видов исправительных учреждений нарушением режима содержания является хранение запрещенных предметов. Под которым понимается фактическое владение осужденными запрещенными предметами независимо от того, где эти предметы были обнаружены. В большинстве случаев обнаружение запрещенных предметов при обыске осужденного квалифицируется как хранение. Хранение запрещенных предметов не вызывает у осужденных больших затруднений. Для этого используются производственные цеха и складские помещения, места общего пользования.

Осужденные, у которых обнаруживаются запрещенные предметы, не объясняют, как и от кого они к ним попали. Чаще всего в объяснении осужденные по поводу обнаружения у них запрещенных предметов ссылаются на «подброс данных предметов». Следует выделить мнение Н.С. Мирошниченко, согласно которому «выявление каналов проникновения к осужденным запрещенных предметов играет большую роль в предупреждении рассматриваемых нарушений режима, служит основой для привлечения всех виновных к ответственности». Известными способами доставки являются пронос, провоз, переброс, пересылка, сокрытие запрещенных предметов в исправительные учреждения.

Общественная опасность проникновения запрещенных предметов состоит не только в нарушении нормальной деятельности исправительных учреждений, но и в снижении эффективности применения к осужденным мер исправительного воздействия, а также в создании условий, способствующих совершению ими нарушений режима отбывания наказания, а в отдельных случаях и преступлений с использованием запрещенных предметов в отношении персонала и лиц, отбывающих наказание.

Анализ ведомственных нормативных правовых актов, а также практики их применения в исправительных учреждениях позволяет запрещенные вещи и предметы относительно их принадлежности к нарушениям (преступлениям) режима отбывания наказания классифицировать на следующие группы:

.        орудия и средства совершения преступлений, т.е. предметы, с помощью которых осужденные непосредственно совершают преступления (оружие, колюще-режущие предметы, форменная одежда и т.п.);

запрещенный предмет исправительное учреждение

2.      стимуляторы совершения преступлений, т.е. предметы, при помощи которых происходит стимулирование преступного поведения;

3.      Предметы, которые не являются средствами совершения преступлений, т.е. те предметы, которые способствуют совершению (карты, компас и т.д.) .

Чаще всего в противозаконные связи с осужденными вступают вольнонаемные сотрудники, близкие родственники субъектов особо опасного рецидива, которые вкладывают запрещенные предметы в продукты питания (консервы, хлебобулочные изделия), в одежду (нательное белье).

Субъекты, осуществляющие противоправные деяния, связанные с доставкой в исправительные учреждения запрещенных предметов, включают в себя следующие группы:

.        осужденные, отбывающие наказание в данном исправительном учреждении;

2.      лица, находящиеся вне мест лишения свободы, находящиеся на связи с такими осужденными;

.        родственники, знакомые осужденных;

.        сотрудники исправительных учреждений;

.        иные лица, которых осужденные, а также лица, находящиеся на свободе, могут склонить к доставке в исправительное учреждение запрещенных предметов.

Основным мотивом незаконной доставки запрещенных предметов является желание: поддержать осужденных, «скрасить» их жизнь в условиях изоляции (при передаче продуктов питания, табачных изделий, вещей, средств связи и т.д.); поддержать прежний антиобщественный уровень жизни указанной категории лиц (при передаче алкогольных напитков, наркотических средств, денег и т.д.); оказать помощь этим лицам в совершении ими новых преступлений (оружие и т.п.).

Осужденные, склонные к употреблению, сбыту и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков; признанные судом нуждающимися в лечении от наркомании и алкоголизма; организующие или активно участвующие в азартных играх с целью извлечения материальной или иной выгоды, берутся на профилактический учет, куда могут ставиться и другие категории лиц, отрицательно влияющих на состояние правопорядка в учреждении УИС.

Определим последствия, которые возникают вследствие поступления к осужденным запрещенных предметов.

Наличие у осужденных денег приводит в движение противоправный механизм, с помощью которого они реализуют преступные замыслы. Деньги являются средством для подкупа сотрудников, других лиц с целью склонения их к совершению противоправных действий, выражающихся в доставке осужденным спиртных напитков, наркотических средств, предоставления им различного рода льгот, установления связей с преступниками вне мест лишения свободы.

Поступление в исправительные учреждения спиртных напитков в количествах, которых достаточно для употребления группой лиц, приводит к совершению ими хулиганских действий, вплоть до дезорганизации.

Произведенные осужденными колюще-режущие предметы способствуют совершению ими противоправных действий, преступлений, в том числе и наиболее тяжких преступлений и другие последствия.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проникновение запрещенных предметов в ИУ является действием общественно опасным, поскольку посягает на правопорядок в исправительных учреждениях УИС, причиняя тем самым либо создавая угрозу причинения такого вреда интересам личности, общества и государства, нарушая упорядоченность, согласованность отношений в данной сфере. Проникновение к осужденным запрещенных предметов самым непосредственным образом влияет на состояние оперативной обстановки в ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, складывающимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

§ 2. Факторы, способствующие поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов, их негативное влияние на состояние правопорядка

Организация деятельности персонала исправительных учреждений по эффективному предупреждению поступления в них запрещенных предметов невозможна без выявления и устранения факторов, способствующих этому.

К первой группе факторов следует отнести организационные, обусловленные недостаточно развитой системой выработки и принятия эффективных решений по вопросам, относящимся к борьбе поступлением в исправительные учреждения запрещенных предметов. Это выражается в следующем:

·        непридание значения вопросам организации предупредительной деятельности, направленной на выявление и нейтрализацию источников и каналов поступления осужденным запрещенных предметов;

·        низкий уровень профессиональной подготовленности, неполноте знаний руководителей и персонала о содержании деятельности структурных подразделений, их возможностях по предупреждению поступления в исправительные запрещенных предметов;

·        отсутствии сведений о складывающейся криминогенной ситуации, связанной с незаконным обращением в среде осужденных запрещенных предметов;

·        неоптимальности вырабатываемых решений закономерностям криминогенных и криминальных процессов, связанных с незаконным обращением запрещенных предметов;

·        неиспользовании возможностей всех структурных подразделений по выявлению и устранению причин и условий, способствующих поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов;

·        недостатках в комплектовании и оптимальной расстановке сотрудников по участкам оперативно-служебной деятельности, в частности непосредственно имеющей отношение к предупреждению криминогенных и криминальных явлений (оперативная служба, отдел безопасности, подразделение охраны);

·        отсутствии максимальных возможностей для отбора кадров, что приводит к тому, что в числе сотрудников исправительных учреждений есть морально непригодные к работе в них, идущие на подкуп осужденными и иными лицами, вступление в недозволенные связи с целью доставки осужденным запрещенных предметов;

·        не отвечающем требованиям пенитенциарной специфики уровне организации профессиональной подготовки и повышения профессионального уровня сотрудников, что заключается в отсутствии комплексных программ профессиональной подготовки различных категорий персонала, сложившейся традиции отнесения вопросов предупреждения поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов к компетенции только оперативных аппаратов, а также неполноте научной базы и отсутствии профессионально ориентированных методик по данной проблеме;

·        несовершенстве функционально-организационного обеспечения процесса исполнения наказания, выражающемся в его консерватизме, отсутствии гибкости, неточном определении функций и их распределении между персоналом различных структурных подразделений в целях предупреждения и пресечения поступления осужденным запрещенных предметов.

Вторую группу составляют факторы, относящиеся к организации основных направлений деятельности исправительных учреждений.

К первой подгруппе факторов относятся недостатки в организации и осуществлении режимных мероприятий, которые выражаются в следующем:

·        нарушение требований, предъявляемых к организации пропускного режима, что влечет за собой некачественный досмотр транспортных средств, грузов;

·        недостаточный контроль за осуществлением погрузочно-разгрузочных работ, использование на них лиц, имеющих намерение приобрести запрещенные предметы;

·        низкий профессиональный уровень персонала исправительных учреждений по распознанию ухищренных способов доставки осужденным наркотических средств, спиртных напитков, денег и других запрещенных предметов в посылках, бандеролях, передачах, их безрезультатный досмотр;

·        неэффективность проводимых обысков осужденных, возвращающихся с работ, которые работают за пределами исправительных учреждений, а также осужденных, пользующихся правом передвижения без конвоя и прибывающих для дальнейшего отбывания наказания из других учреждений уголовно-исполнительной системы;

·        нарушение графиков и периодичности проведения обысковой работы на объектах исправительных учреждений: в жилых и коммунально-бытовых помещениях, местах работы осужденных, на территории учреждения;

·        низкая эффективность системы организации надзора за поведением осужденных (неоптимальное использование сил, отсутствие его непрерывности и оперативности, не обхват надзором осужденных на всех объектах их нахождения — как жилой и производственной зонах, так и за пределами исправительного учреждения);

·        невыполнение требования непрерывности оперативного наблюдения за местами, уязвимыми в перебросовом отношении, а также объектами работ, расположенными за пределами исправительных учреждений;

·        несовершенство конструкций противоперебросовых устройств или их отсутствие в местах возможного переброса запрещенных предметов;

·        не включение в силы надзора специально назначенных оперативных групп сотрудников;

Ко второй подгруппе факторов относятся проблемы, связанные с организацией и осуществлением воспитательной работы. Они вызваны следующими недостатками по указанному виду деятельности:

·        отсутствие оценки роли начальников отрядов, их профессиональных возможностей в предупреждении поступления к осужденным запрещенных предметов;

·        не включение отдельных вопросов предупредительной деятельности в сферу профессиональных обязанностей сотрудников учреждений;

·        несовершенство методик изучения личности осужденных, что обусловливает нецеленаправленное индивидуально-воспитательное и профилактическое воздействие;

·        отсутствие комплексного подхода к организации и осуществлению воспитательной работы, несовершенство в данном вопросе системы взаимодействия;

·        сужение предметной сферы воспитательной работы, что приводит к ее мало аспектной профилактической направленности, не имеющей своей целью способствовать предупреждению различных криминогенных и криминальных явлений и процессов, включая предупреждение поступления осужденным запрещенных предметов;

Третьей подгруппой факторов является низкий уровень организации труда осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях. От организации труда осужденных зависит устойчивое функционирование исправительных учреждений, состояние оперативной обстановки в них;

Последнюю подгруппу составляют недостатки в организации деятельности оперативных служб исправительных учреждений. Поступлению в исправительные учреждения запрещенных предметов способствует недостаточный уровень организации и осуществления соответствующих мероприятий, входящих в компетенцию их деятельности.85% сотрудников, принимаемых на службу в исправительные учреждения, не получали квалифицированного обучающего инструктажа от оперативных работников, направленного на предупреждение совершения принимаемыми на работу действий, оцениваемых как незаконные связи с осужденными. Инструктаж лишь заключался в предупреждении об ответственности за совершение незаконных действий сотрудниками. После приема сотрудников, особенно на должности младшего начальствующего и вольнонаемного состава, они выходили из сферы воспитательного и обучающего воздействия, в котором должны принимать участие начальник учреждения, заместители начальника, сотрудники оперативного аппарата, непосредственные руководители, психологи. Существенным недостатком в деятельности оперативных аппаратов исправительных учреждений является неполнота изучения степени и характеристик криминогенной среды осужденных. Это обусловливает отсутствие у оперативных работников информации, имеющей значение не только для предупреждения поступления к осужденным запрещенных предметов, но и криминальных последствий, наступающих вследствие неизвестных криминогенных явлений и процессов среди осужденных.

Кроме перечисленных факторов нельзя не остановиться на недостатках, связанных с системой организации координации процесса предупреждения поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов. Т.А. Сулейманов указывает, что «не все руководители исправительных учреждений не выявляют проблемы, связанные с поступлением запрещенных предметов в исправительные учреждения: руководители не анализируют сведения по данному направлению деятельности, не выявляют закономерности, не оценивают результаты деятельности персонала всех структурных подразделений по предупреждению поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов».

Учитывая современную пенитенциарную криминогенную обстановку, связанную с проникновением запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, как нарушение деятельности учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, представляется целесообразным вернуться к вопросу о криминализации подобных деяний и дифференциации уголовной ответственности за их совершение при отягчающих обстоятельствах.

Анализ норм уголовно-исполнительного закона и ведомственных нормативных актов свидетельствует о необходимости более четкой детализации института запрета проникновения запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, поскольку у практических работников часто возникают затруднения применения соответствующих норм.

Таким образом, проникновение запрещенных предметов в ИУ является действием общественно опасным, поскольку посягает на правопорядок в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, причиняя тем самым вред либо создавая угрозу причинения такого вреда интересам личности, общества и государства в целом, нарушая упорядоченность, согласованность отношений в данной сфере. Проникновение к осужденным запрещенных предметов самым непосредственным образом влияет на состояние оперативной обстановки в исправительном учреждении, причиняет значительный вред правоотношениям, складывающимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Глава II. Особенности предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительных учреждений

Совершение ряда преступлений осужденными (дезорганизация нормальной деятельности учреждений, массовые беспорядки, захват заложников, побеги, убийства, причинение вреда здоровью и др.) связано с проникновением в места лишения свободы запрещенных к использованию осужденными вещей и предметов. часть 8, 9 ст.82 УИК РФ не дают общего понятия предметов, запрещенных к использованию в исправительных учреждениях, специально выделяя только деньги, ценные бумаги и иные ценности.

Обратим внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 12.07.2006г. № 378-О, согласно которому часть 8 статьи 82 УИК РФ не предполагает произвольное ограничение права осужденного иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать определенные вещи, предметы или продукты и не лишает его права обжаловать в судебном порядке как установление в подзаконных нормативных правовых актах запрета на приобретение или использование тех или иных вещей, предметов или продуктов, так и применение этого запрета в отношении него. Вместе с тем законодатель вправе избрать иной подход к регламентации соответствующего запрета, в том числе при установлении исходных положений, которыми определяются допустимые ограничения прав осужденных.

В соответствии с частью 9 статьи 82 УИК РФ обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся в соответствии с правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт. Деньги, ценные бумаги и иные ценности, владелец которых не установлен, обращаются в доход государства в соответствии с законодательством РФ.

Конкретный перечень вещей и предметов определяется Приказом Минюста России от 03.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». К данному перечню существуют примечания, согласно которым, например, при переводе в другое учреждение осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке. Также установлено, что количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется начальником учреждения исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, включая находящиеся на складе, не может превышать 50 кг. Кроме того, перечень продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, хранить, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, может быть ограничен по предписанию санитарно-эпидемиологической службы.

Для примера рассмотрим несколько судебных решений по поводу изъятия запрещенных предметов. Так, согласно Апелляционному определению Пермского краевого суда от 30.06.2014 г. по делу № 33-5243, из руководства пользователя «***» следует, что это электронное устройство является приемником и передатчиком излучения в радиочастотном диапазоне и имеет функции записи и воспроизведения аудио — и видеофайлов, получения и передачи данных через сеть Интернет. Суд при рассмотрении заявления правильно исходил из того, что электронное устройство «***» с учетом его функций относится к видео-, аудиотехнике, которую осужденным запрещается иметь при себе и которая подлежит изъятию. При этом не имеет юридического значения, в каких целях данное электронное устройство используется заявителем, и изъятие указанного устройства не свидетельствует о нарушении прав заявителя.

Согласно Апелляционному определению Архангельского областного суда от 21.03.2013 г. по делу № 33-1504/2013 [6], по делу видно, что 5 апреля 2012 года при выдаче посылок, передач, бандеролей были изъяты запрещенные к хранению и использованию осужденными предметы и вещи, определенные приложением № 1 к приказу МЮ РФ от 03.11.2005, в том числе, у осужденного С. — 8 килограмм сала свиного домашнего производства, в последующем уничтоженные по акту. При таких обстоятельствах и руководствуясь указанными нормами права, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что действия администрации исправительной колонии по изъятию из посылки осужденного сала свиного домашнего производства как продукта, запрещенного к хранению, являются обоснованными.

Борьба с проникновением в места лишения свободы запрещенных предметов — одна из острых проблем деятельности исправительных учреждений. Ее актуальность определяется распространенностью и устойчивой тенденцией к росту правонарушений, связанных с незаконной доставкой на территорию исправительных учреждений, передачей осужденным и получением от них запрещенных предметов.

Количество граждан, задержанных за передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов, в пределах режимной территории исправительных учреждений ежегодно увеличивается. А способы передачи запрещенных предметов каждый раз возникают все новые и новые. Это связано с техническим прогрессом и ухищренностью лиц, осуществляющих перебросы. Все чаще и чаще перебросы на режимную территорию осуществляются при помощи новых технологий: так называемых квадрокоптеров, при помощи данного устройства без проблем осуществляются перебросы (доставление) запрещенных предметов осужденным, иногда прямо в руки. Квадрокоптер пересекает все ограждения и защитные барьеры и без труда доставляет запрещенный предмет на территорию исправительного учреждения.

В настоящее время основным видом юридической ответственности, установленным законодателем за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях УИС или в местах содержания под стражей, является административная ответственность — статья 19.12 КоАП РФ.

Обратим внимание на Определение Конституционного Суда РФ от 25.09.2014 г. № 2096-О, согласно которому, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации А. оспаривает конституционность статьи 19.12 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за передачу либо попытку передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом. Статья 19.12 КоАП РФ направлена на охрану правового режима содержания лиц в учреждениях уголовно-исполнительной системы, изоляторах временного содержания и иных местах содержания под стражей в части, запрещающей хранение и использование указанными лицами предметов, веществ и продуктов питания, которые в том числе представляют опасность для жизни и здоровья или могут быть использованы в качестве орудия преступления либо для воспрепятствования целям содержания под стражей. Данное регулирование осуществляется безотносительно того, какому конкретно лицу предназначались для передачи такие запрещенные предметы, вещества или продукты питания. Следовательно, само по себе оспариваемое законоположение не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявительницы.

Приведем примеры административной ответственности за передачу либо попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы или изоляторах временного содержания. Постановлением Верховного суда Республики Мордовия от 05.06.2015 г. по делу № 4-а-86 установлено, что как следует из материалов дела, 15 января 2015 г. в 14 час.30 мин. в комнате проведения краткосрочных свиданий ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия при досмотре сотрудниками исправительной колонии передачи Б. для осужденных А. и В. обнаружены 10 сотовых телефонов, 11 зарядных устройств и 4 гарнитуры. По данному факту 15 января 2015 г. оперуполномоченным оперативного отдела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Республике Мордовия в отношении Б. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.12 КоАП РФ. Попытка передачи Б. лицам, содержащимся в исправительной колонии, предметов, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом, при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении, и, соответственно, наличие в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.12 КоАП РФ, подтверждены достаточной совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Таким образом, действия Б. правильно квалифицированы по статье 19.12 КоАП РФ и в отношении него применена административная ответственность.

Необходимо отметить, что с момента декриминализации уголовно наказуемой передачи запрещенных предметов проблемы уголовно-правовой охраны общественных отношений, обеспечивающих нормальную деятельность исправительных учреждений, требуют дальнейшего решения.

В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в действующее уголовное законодательство предлагается ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов. Установление уголовной ответственности за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы или содержащимся под стражей, обусловлено значительной общественной опасностью данного деяния и призвано обеспечить: укрепление законности и правопорядка в местах лишения свободы и местах содержания под стражей; осуществление принципа неотвратимости наказания; исправление осужденных в духе строгого соблюдения законов; создание условий для организации исполнения наказания в исправительных учреждениях и содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей.

Таким образом, проникновение запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения, в том числе и производство запрещенных предметов на территории учреждения является достаточно глобальной проблемой. По моему мнению предупреждение проникновения запрещенных предметов на режимную территорию можно обеспечить двумя способами: во-первых, установить уголовную ответственность за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, находящимся в местах лишения свободы или местах содержания под стражей, а также усилить режимные мероприятий, в том числе применение оборудования ИТСОН, которое может способствовать пресечению передачи запрещенных предметов с использованием квадрокопов.

 

В заключении подведем итоги курсовой работы, обусловленной определенными задачами и целью, которая была посвящена изучению правовых аспектов предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения.

Чаще всего осужденные привлекаются к ответственности за хранение денег, алкогольных напитков и наркотиков, сотовых телефонов.

Проникновение запрещенных предметов в ИУ является действием общественно опасным, поскольку посягает на правопорядок в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системе, причиняя тем самым либо создавая угрозу причинения такого вреда интересам личности, общества и государства, нарушая упорядоченность, согласованность отношений в данной сфере. Проникновение к осужденным запрещенных предметов самым непосредственным образом влияет на состояние оперативной обстановки в ИУ, причиняет значительный вред правоотношениям, складывающимся в процессе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы.

Согласно части 8 статьи 82 УИК РФ перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Приказом Минюста России от 03.11.2005 г. № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений». Осужденным запрещается приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться запрещенными предметами, предусмотренными перечнем.

Обнаруженные у осужденных деньги, ценные бумаги и иные ценности изымаются и хранятся администрацией исправительного учреждения до освобождения осужденного без права пользования и распоряжения ими во время отбывания наказания. Запрещенные предметы, вещества и продукты питания, изъятые у осужденных, передаются на хранение либо уничтожаются по постановлению начальника исправительного учреждения, о чем составляется соответствующий акт.

В соответствии со статьей 19.12 КоАП РФ административным правонарушением признается передача либо попытка передачи любым способом лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах и иных местах содержания под стражей, предметов, веществ или продуктов питания, приобретение, хранение или использование которых запрещено законом.

Администрация исправительного учреждения вправе производить досмотр находящихся на территории исправительного учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы.

В целях совершенствования уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в действующее уголовное законодательство предлагается ввести единую норму, устанавливающую уголовно-правовой запрет всех видов обращения и передачи запрещенных для осужденных веществ, вещей и предметов.

Установление уголовной ответственности за незаконную передачу запрещенных предметов лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы или содержащимся под стражей, обусловлено значительной общественной опасностью данного деяния и призвано обеспечить: укрепление законности и правопорядка в местах лишения свободы и местах содержания под стражей; осуществление принципа неотвратимости наказания; исправление осужденных в духе строгого соблюдения законов; создание условий для организации исполнения наказания в исправительных учреждениях и содержания подозреваемых, обвиняемых под стражей.

А также совершенствование применение средств ИТСОН будет способствовать предупреждению проникновения запрещенных предметов на режимную территорию учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Библиографический список

I. Нормативно-правовые акты

1.       Конституция Российской Федерации: [принята всенар. Голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок, внес. Законами Рос. Федерации о поправках к Конституции РФ от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 N 2-ФКЗ] // Рос. газ. — 2014. — 7 февр.

2.      Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: [федер. закон: от 30 дек. 2001 г. № 195-ФЗ: в ред. от 13 июля 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2002. — № 1 (ч.1). — Ст.1.

.        Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ: в ред. от 8 марта 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2. — Ст. 198.

.        Уголовный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ: в ред. от 25 июля 2015 г.] // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 25 (ч. I). — Ст.2954.

.        Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Закон Рос. Федерации: [от 21 июля 1993 г. № 5473-1] // Ведомости СНД и ВС РФ. — 19.08.1993. — № 33. — Ст.1316.

.        Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений: Приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 3 нояб. 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 21.11.2005. — № 47.

II. Научная литература и материалы периодической печати:

7.       Анисимов, В.М. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.М. Анисимов. — Ростов н/Дону: Феникс, 2014. — 413 с.

8.      Антонян, Ю.М. Преступность в местах лишения свободы и ее причины / Ю.М. Антонян // Уголовное право. — 2012. — № 4. — 346 с.;

9.      Барышева, К.А. Уголовно-исполнительное право: учебник / К.А. Барышева. — М.: Проспект, 2014. — 560 с.

10.    Башкатов, Л.Н. Уголовно-исполнительное право: учебник / Л.Н. Башкатов. — М.: Велби, 2014. — 736 с.

11.    Брезгин, Н.И. Уголовно-исполнительное право: учебник / Н.И. Брезгин. — М.: НОРМА, 2014. — 496 с.

12.    Бриллиантов, А.В. Комментарий к Федеральному Закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: комментарий / А.В. Бриллиантов. — М.: Проспект, 2014. —  208 c.

13.    Бриллиантов, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Бриллиантов. — М.: Проспект, 2013. — 524 с.

14.    Гармаш А., Суслова И. Ограничения общегражданских прав осужденных / А. Гармаш, И. Суслова // ЭЖ-Юрист. — 2012. — № 28. — С.15.

15.    Геранин, В.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.В. Геранин. — М.: Проспект, 2013. — 448 с.

16.    Гриненко, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Гриненко. — М.: Эксмо, 2014. — 864 с.

17.    Дегтярева, Л.А. Уголовно-исполнительное право: учебно-методическое пособие / Л.А. Дегтярева // Оренбургский гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2015. — 128 с.

18.    Зубарев, С.М. Уголовно-исполнительное право: учебник / С.М. Зубарев. — М.: Юрайт, 2013. — 406 с.

19.    Зубков, А.А. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации: комментарий / А.А. Зубков. — М.: НОРМА, 2014. — 496 с.

20.    Курганов, С.И. Уголовно-исполнительное право: учебник / С.И. Курганов. — М.: Проспект, 2013. — 416 с.

21.    Лебедев, В.М. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.М. Лебедев. — М.: Юрайт, 2014. — 1078 с.

22.    Малинин, В.Б. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.Б. Малинин. — М.: КноРус, 2014. — 434 с.

23.    Мирошниченко, Н.С. Ответственность за передачу запрещенных предметов подозреваемым и обвиняемым / Н.С. Мирошниченко // Евразийский юридический журнал. — 2015. — № 7. — С.243-244.

24.    Михлин, А.С. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.С. Михлин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 422 с.

25.    Пенин, О.В. Совершенствование уголовно-правовых мер противодействия проникновению запрещенных предметов в учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы / О.В. Пенин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2013. — № 2. — С.2-5.

26.    Пенин, О.В. Характеристика нарушений режима, связанных с проникновением запрещенных предметов в исправительные учреждения уголовно-исполнительной системы / О.В. Пенин // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. — 2010. — № 1. — С.29-31.

27.    Петров, В.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.В. Петров. — М.: Проспект, 2014. — 360 с.

28.    Петрухин, И.Л. Уголовно-исполнительное право: учебник / И.Л. Петрухин. — М.: Проспект, 2014. — 992 с.

29.    Поляков, М.П. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации (постатейный): комментарий / М.П. Поляков. — М.: Юрайт, 2014. — 1376 с.

31.    Смирнов, А.В. Уголовно-исполнительное право: учебник / А.В. Смирнов. — М.: Проспект, 2013. — 862 с.

32.    Сулейманов, Т.А. Об установлении уголовной ответственности за передачу запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, следственных изоляторах или изоляторах временного содержания / Т.А. Сулейманов // Человек: преступление и наказание. — 2012. — № 3. — С.70-71.

33.    Томин, В.Т. Уголовно-исполнительное право: учебник / В.Т. Томин. — М.: Юрайт, 2014. — 1088 с.

34.    Уласень, В.И. Хранение осужденными запрещенных предметов / В.И. Уласень // Законность. — 2011. — № 8. — С.57-58.

35.    Шурухнов, Н.Г. Проблемы реализации административной ответственности за передачу либо попытку передачи средств связи, а также комплектующих, обеспечивающих их работу, лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы / Н.Г. Шурухнов // Административное и муниципальное право. — 2013. — № 6. — С.641-644.

III. Практические материалы:

36.     Апелляционное определение Архангельского областного суда от 21 марта 2013 г. по делу № 33-1504/2013. — Документ опубликован не был. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».

37.    Апелляционное определение Пермского краевого суда от 30 июня 2014 г. по делу № 33-5243. — Документ опубликован не был. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 12 июля 2006 г. № 378-О // Вестник Конституционного Суда РФ. — 2007. — № 2.

.        Определение Конституционного Суда Рос. Федерации от 25 сент. 2014 г. № 2096-О. — Документ опубликован не был. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».

.        Постановление Верховного суда Республики Мордовия от 5 июня 2015 г. по делу № 4-а-86. — Документ опубликован не был. Доступ из справ. — правовой системы «КонсультантПлюс».

 

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

2156

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке