Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Конституционно-правовые и институциональные основы межнационального согласия в Республике Казахстан»

Актуальность курсовой работы. Постсоветский период развития политического и социального пространства бывшего СССР характеризуется резким возрастанием этнической составляющей в процессе образования новых государств, фрагментацией об их территорий, установлением политических отношений, социальной структуры, культурного взаимодействия.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты изучения конституционно-правовых основ межэтнического единства и согласия в Республике Казахстан
2. Основные демократические преобразования, подтверждающие демократическое направление в развитии Казахстана
3. Межнациональное согласие – главное достижение независимого Казахстана
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность курсовой работы. Постсоветский период развития политического и социального пространства бывшего СССР характеризуется резким возрастанием этнической составляющей в процессе образования новых государств, фрагментацией об их территорий, установлением политических отношений, социальной структуры, культурного взаимодействия. Этнополитические, этносоциальные, этнопсихологические феномены стали всеобщим элементом сознания и поведения постсоветского человека и существенным фактором, определяющим развитие социально-политических процессов.

В полиэтническом Казахстане сложилась следующая структура населения: доминирующие по численности этносы — казахи и русские, остальные в значительном меньшем количестве. Это привело к тому, что на многих участках поля межэтнического взаимодействия отношения между группами казахов и русских приобрели характер доминирующих и партнерских отношений. Эти отношения, активно влияют на протекание особенных для республики общественных процессов, позволяют в определенной степени регулировать развитие и взаимодействие остальных групп этносов.

Несмотря на то, что тема межэтнических отношений достаточно активно разрабатывается как отечественными, так и зарубежными учеными различных направлений, более пристального внимания требует выявление и изучение актуальных закономерностей взаимодействия этноса в современной этнополитической и этнокультурной действительности Казахстана, продуктом которого становится возникновение и проявление действий разного рода конфликтогенных факторов.

Казахстан может служить примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира. Ни в одной стране бывшего Советского Союза нации и диаспоры не живут в таком согласии. Такое состояние национального вопроса в Казахстане объясняется, конечно же, не парадоксом, а особой гуманной моделью межнациональных отношений и своеобразным богатым симбиозом разных культур. И главная задача нашего и последующих поколений – беречь и сохранить этот мир. Для этого нам всем надо бережно относиться друг к другу, быть более терпеливыми и уважать язык, культуру любого народа, проживающего на территории страны.

Актуальность данного исследования обуславливается рядом дополнительных обстоятельств:

— при рассмотрении национальных процессов в Казахстане возникает потребность отбросить многие мифологические наслоения. Господство ценностно-морализаторского подхода привело к поверхностному пониманию сути межэтнических отношений, отсутствие рационального осмысления процессов и появлению иллюзорного, романтического целеполагания;

—  недостаточно изучается влияние национальных элитных групп, в значительной степени определяющих межнациональные отношения  и национальную политику. Зачастую в борьбе за власть они становятся заинтересованными в сохранении некоторой степени напряженности, дающей возможность разыгрывания национальной карты. Учитывая неудержимость и непредсказуемость последствий разрастания возможных конфликтов, это становится чрезвычайно опасным для стабильности общества;

— толерантность, высокий уровень зрелости национального менталитета основных групп народов Казахстана, ставшие фактором сдерживания в экстремистском разрешении противоречий, в последнее время стали подвергаться эрозии из-за упущений. Этот процесс целенаправленно не изучается.

— В современной науке, изучающей национальные процессы, все еще мало используются данные эмпирических исследований, проведенных по более совершенной, апробированной методике с привлечением тонких способов снятия информации политико-психологического плана.

Объектом курсовой работы являются субъекты политических и национальных отношений, активно влияющие на развитие республики  Казахстан.

Предметом исследования являются конституционно – правовые основы межнационального согласия республики Казахстан.

Целью работы изучить конституционно-правовые основы гарантирования межэтнической стабильности в суверенном государстве Республике Казахстан.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Исходя из этого, определены следующие конкретные задачи курсовой работы:

— Раскрыть теоретические аспекты изучения конституционно-правовых основ межэтнического единства и согласия в Республике Казахстан

-Проанализировать основные демократические преобразования, подтверждающие демократическое направление в развитии Казахстана

— Охарактеризовать межнациональное согласие – главное достижение независимого Казахстана

Методологической основой работы служит диалектический метод познания и анализ рассматриваемых явлений.

Характер рассматриваемых в курсовой работе вопросов обусловил ис-пользование комплекса основных методов:

– материалистические;

– исторические;

– формально-юридический метод;

– эмпирические;

1. Теоретические аспекты изучения конституционно-правовых основ межэтнического единства и согласия в Республике Казахстан

Межконфессиональное согласие — залог стабильности государства

Казахстан интенсивно идет по пути экономических, социально-политических, демократических преобразований и сегодня он по праву считается одной из самых энергично развивающихся стран не только на постсоветском пространстве, но и в мире. Это не пришло само собой, а во многом стало возможным благодаря правильно выбранному курсу на сохранение гражданского мира и внутриполитической стабильности в обществе, разработке и осуществлению эффективных механизмов регулирования межнациональных и межконфессиональных отношений [2].

В смутные кризисные времена одной только неосторожной искры национального размежевания было достаточно для того, чтобы страна погрузилась в трясину затяжного, кровавого конфликта. Это подтверждает история многих государств, в которых межэтнические конфликты длятся десятилетиями, не позволяя обществу вернуться в созидательное русло.

В период распада Советского Союза удалось совершить невозможное. Теоретически многонациональный Казахстан был самой уязвимой, наиболее подверженной рискам глубинных межэтнических размежеваний республикой среди других субъектов Союза.

Однако коллизий не произошло. И в этом, прежде колоссальная заслуга лидера нашего государства, который не допустил возможности подобных катаклизмов. Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев выбрал политику созидания, выступил Символом и гарантом единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина [3].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Глава государства — человек интернациональных убеждений. Во многом благодаря его личным качествам, его мировоззрению люди разных этнических групп поверили ему в самый сложный период нашей истории и приняли провозглашенные им принципы построения суверенного государства как единственно возможный путь развития государственности на исконно казахской земле, осознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия. Об этом пишут руководители культурных национальных объединений, ученые, религиозные и общественные деятели, члены Ассамблеи народов Казахстана.

На первом форуме народов Казахстана в 1992 году Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым была озвучена идея о переводе форума на постоянную основу. 1 марта 1995 года на общественно-политической арене республики появился новый субъект регулирования в области национальной политики — Ассамблея народов Казахстана. Были созданы механизмы предупреждения и разрешения вопросов межэтнического единства и согласия. За тринадцать лет Ассамблея переросла в феноменальный институт дружбы народов, институт цивилизации, который в настоящее время признан мировым сообществом как величайшее достижение XXI века в опыте человечества. Обладая статусом совещательно консультативного органа при Президенте, Ассамблея народов Казахстана стала масштабной диалоговой площадкой, трибуной народного парламентаризма, истинно демократическим регулятором межэтнических отношений, соблюдения прав национальных меньшинств, свободного развития культур и языков в богатой полиэтнической мозаике Казахстана [3].

В Республике Казахстан национальное согласие определено главным, безапелляционным приоритетом внутриполитических реформ и закреплено в нормах всенародно утвержденной Конституции. В ней нашли отражение чаяния всего народа Казахстана, независимо от этнической или религиозной принадлежности.

В главном документе страны — Конституции выражено непримиримое отношение к любым действиям, направленным на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной или родовой розни, и признаны неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие в нашей стране.

Многие западные политологи считали, что полиэтничный и многоконфессиональный Казахстан ожидает кровавый аналогичный распад. Однако история рассудила по-другому. Казахстан продемонстрировал всему миру уникальный опыт возможности межэтнического и межконфессионального согласия и сотрудничества. Несмотря на все сложности трансформации общества в процессе становления независимого демократического Казахстана в республике не произошло каких-либо серьезных конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев подчеркивает: «… за годы независимости в многонациональном Казахстане, где проживают представители около 130 этносов и свыше 40 конфессий, прочно установились отношения мира, согласия и взаимного уважения. Благодаря этому мы планомерно выстроили казахстанскую модель развития и добились впечатляющих успехов в модернизации экономики» [4].

Мирное развитие Казахстана обусловлено многими причинами. Главной из них является исторически присущая казахскому народу толерантность. Н.А.Назарбаев, выступая на открытии совещания ОБСЕ «Межкультурное, межрелигиозное и межэтническое понимание» (Алматы, 12-13 июня 2006 г.), подчеркнул, что «именно толерантность стала решающим фактором обеспечения мира, стабильности и экономического прогресса Казахстана, который продолжает удивлять мир. Для нас принцип толерантности является не только нормой политической культуры, но и одним из ключевых принципов государства, который мы самым решительным образом поддерживаем и укрепляем… Для многовековой культуры казахского народа толерантность является поведенческой нормой, совершенно естественным жизненным принципом людей. Именно поэтому все, кто родился в Казахстане, считают его своей Родиной» [5].

При этом необходимо подчеркнуть, что толерантность базируется на общечеловеческой морали и нравственности, поэтому она не распространяется на отношение к аморальным поступкам и тем более к преступлениям.

Мир и согласие в обществе — это хрупкая драгоценность, о сохранении которой необходимо проявлять постоянную заботу. В связи с этим государственные органы республики и неправительственные организации стремятся всячески укреплять толерантность и согласие в межконфессиональных и межнациональных отношениях, не допускать распространения религиозного экстремизма. Не случайно в Программе «Казахстан – 2030» подчеркивается необходимость укреплять взаимоуважение, терпимость и доверительные отношения между различными конфессиями.

Государственная политика в данной сфере основывается на законодательном и институциональном обеспечении свободы совести и вероисповедания. Правовой основой деятельности религиозных объединений в республике является Конституция Республики Казахстан и Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 года «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» (утратил силу) [1].

Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни независимо от отношения к религии. Конституция, данный закон, как и ратифицированные республикой международные правовые акты о правах человека являются юридической основой межконфессионального согласия в республике.

В первые годы независимости в Казахстане был ликвидирован Совет по делам религий, имевший функции надзорного органа, а в мае 2000 г. был создан в качестве консультативно-совещательного органа Совет по связям с религиозными объединениями при Правительстве Республики Казахстан. В его состав входят чиновники, ученые, митрополит Русской Православной Церкви и Верховный муфтий, Председатель Духовного управления мусульман Казахстана. Деятельность данного Совета и Советов по связям с религиозными объединениями областных, городских и районных акиматах помогает более оперативно решать проблемы взаимоотношений религиозных объединений с органами власти и проблемы межконфессиональных отношений на местах.

В Казахстане созданы равные и благоприятные условия для реализации всеми конфессиями своих функций. Отношение нашего государства к религиозным объединениям строится на принципе признания мировоззренческого плюрализма, при этом защищаются интересы не только верующей части общества, но и неверующей.

В результате демократизации за годы независимости республики резко увеличилось количество религиозных общин. Так, если на 1 января 1989 г. в республике было около 700 религиозных объединений, принадлежавших к 30 конфессиям, то на 1 января 2007 г. действует уже около 5 тыс. общин, принадлежащих к 46 конфессиям. Ведущей религией многонационального и полирелигиозного Казахстана является Ислам — его исповедует примерно 70 процентов верующих. В тоже время в республике широко распространены и различные христианские конфессии, охватывающие около 29 процентов верующих. Особо хотелось бы подчеркнуть, что в нашей республике строятся не только мечети и христианские церкви, но также синагоги и построен буддийский храм.

Большое внимание государство уделяет правовому обеспечению борьбы с религиозным экстремизмом, который может дестабилизировать межнациональные и межконфессиональные отношения. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев пишет: « Религиозный экстремизм в Казахстане — явление, которое у нас масштабно не проявилось, но в то же время существует определенная опасность, что процесс конфессиональной дестабилизации, в конце концов, может произойти и у нас. Если, конечно, вовремя не осознать и не предотвратить эту угрозу» [6].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Важным направлением деятельности государства является стимулирование межконфессионального диалога в Казахстане.

Вопросы межконфессиональных отношений регулярно обсуждаются на заседаниях республиканской Ассамблеи народов Казахстана и малых Ассамблей в областях. С 2004 г. в работе республиканской Ассамблеи наряду с духовенством Ислама и Православия принимают участие и представители Протестантизма. Главным лейтмотивом двенадцатой сессии Ассамблеи народов Казахстана 24 октября 2006 г. был – «Межэтническое и межконфессиональное согласие — главное условие динамичного развития Казахстана и вхождения его в число наиболее конкурентно способных стран мира». Глубоко символично и то, что данная сессия прошла в Астане во Дворце Мира и Согласия.

Большое значение имеет конструктивное взаимодействие двух ведущих конфессий республики — Ислама и Православия. Владыка Алексий, бывший архиепископ Алматинский и Семипалатинский, выступая на IV сессии Ассамблеи народов Казахстана, подчеркнул: «Ислам и православие в Казахстане, взаимодействуя два с половиной века, создали условия для взаимоуважительного их бытия и наложили свой отпечаток на формирование всех сторон культурной жизни общества и этим тоже необходимо дорожить. Суд истории и божье наказание постигнет тех, кто сознательно будет разрушать это духовное достояние» [6].

Важную роль в формировании межрелигиозной толерантности играют ежегодно проводимые под руководством акиматов Дни духовного согласия, когда за «круглыми столами» собираются представители различных религий и общественность городов и районов.

Так, в феврале 2003 г. в Алматы состоялась Международная конференция мира и согласия. В ее работе приняли участие Президенты Казахстана Н.А.Назарбаев, Таджикистана Э.Рахмонов, государственный министр Турции Мехмет Айдын, советник Президента Афганистана Яхия Маруфи, министр иностранных дел Азербайджана Вилаят Гулиев, ведущие религиозные деятели Ислама, Православия, Иудаизма Казахстана, а также религиозные деятели Иудаизма из США, Австралии, Новой Зеландии. Тем самым было положено начало проведению диалога между Иудаизмом и Исламом на территории Казахстана [7].

Межконфессиональное и межнациональное согласие в Казахстане получило высокую оценку многих религиозных зарубежных и политических деятелей. Так, в частности, Генеральный директор Юнеско Кончиро Мансура отмечает: «Господин Президент создал модель для мирного существования, и это служит напоминанием миру о том, что люди различных религий могут жить вместе, в гармонии» [8].

Как неоднократно отмечалось Президентом Республики Казахстан Н.А. Назарбаевым, религиозная стабильность, достигнутая в казахстанском обществе, есть бесценное общее достояние. «По казахской земле прошли все мировые религии, поэтому нам чужды нетерпимость или религиозный фанатизм. Эта духовная традиция, эта открытость Божьему слову в любом обрамлении — одна из важнейших основ межконфессионального согласия в Казахстане. Мы известны миру своей толерантностью, межэтническим, межконфессиональным согласием и диалогом. Растущий миротворческий потенциал нашей страны должен и дальше бережно сохраняться и развиваться» [9].

2. Основные демократические преобразования, подтверждающие демократическое направление в развитии Казахстана

Демократическое государство – то такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п [14].

В соответствии с Конституцией Республика Казахстан есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение, прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления.

Рассмотрим принципы, которые наиболее чётко отражают основные направления демократических преобразований нашего государства.
Принцип народовластия характеризует РК как демократическое государство. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти в РК является её многонациональный народ.

Это характерно для демократического правового государства с республиканской формой правления. Каждая из двух категорий «народ» и «власть», составляющих понятие «народовластие», представляет собой сложное явление и требует специального рассмотрения.

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и контролируется народом, т. е. гражданами государства, ибо она выступает в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства и способ правления, превращается таким образом в организационный принцип обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в легитимации (узаконении) , исходящей от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической легитимации является базовым в понимании демократии [14].

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. В демократическом государстве единственным источником власти и её носителем выступает народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет и может иметь только одного субъекта – народ.

Под непосредственной демократией понимается прямое волеизъявление народа или его части, непосредственное решение ими вопросов государственной и общественной жизни или выражение мнения по этим вопросам. Конституция закрепляет ряд институтов (форм) непосредственной демократии, в том числе как высшее непосредственное выражение власти народа – референдум и свободные выборы. К этим институтам относятся также и другие: собрания, митинги, шествия, демонстрации, пикетирование, индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, законопроектов.
В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам – форме наиболее широкого участия граждан в управлении государственными делами [15].

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Представительная демократия означает осуществление власти народом через представительные органы. Представительные органы избираются непосредственно народом, состоят из его полномочных представителей – народных депутатов, играют огромную роль в формировании и выражении государственной воли народа, олицетворяют его. Парламент РК, представительные органы её субъектов осуществляют законодательную власть, выражают государственную волю народа в законах, регулирующих организацию и деятельность других властных структур, поведение всех людей и организаций на территории страны. Представительная демократия должна способствовать подконтрольности государства народу.

Очень большое значение в осуществлении власти народа имеют избираемые им должностные лица государства, прежде всего Президент РК. Институт всенародно избираемого Президента – действенное средство реализации народного суверенитета. Через него народ также оказывает воздействие на государственный аппарат в целях осуществления своей воли; именно Президент РК определяет основные направления внутренней и внешней политики, которая осуществляется исполнительной властью.

Ещё одна форма осуществления народовластия – органы местного самоуправления [15].

Они отделены от системы органов государственной власти, не входят в их систему. Местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий. Самоуправление осуществляется местным населением – составной частью народа через формы непосредственного волеизъявления на местном уровне – выборы, референдумы и через органы местного самоуправления.

Местное самоуправление неразрывно с демократией, поскольку в основе демократии, как формы государства и способе правления, лежит идея политической свободы, проявляющаяся в результате распространения принципа самоопределения и самоуправление не только на отдельного человека или народ в целом, но и на регионы и другие сообщества граждан.

3. Межнациональное согласие – главное достижение независимого Казахстана

Казахстан – многонациональная страна, где сегодня в дружбе и согласии проживают представители более 130 наций и народностей, объединённых в более чем 40 конфессий.

В годы сталинского тоталитарного режима на просторах Казахстана оказались десятки тысяч политических заключённых. Казахстан превратился в лагерную республику.

В 30 – 40­е годы минувшего века началась невиданная ранее массовая депортация в край целых народов с Дальнего Востока, Закавказья, Северного Кавказа, Крыма, с волжских берегов и т. д.

В годы освоения целинных и залежных земель, массовых индустриальных советских строек сотни тысяч молодых людей в лице Казахстана обрели себе новую родину. Надо заметить, что на любом из этих этапов казахи встречали переселенцев с особой теплотой и радушием.

Наиболее кризисный период в республике пришелся на первую половину 90­х годов минувшего столетия. Это было время возрождения государственности. Налаживались контакты с иностранными государствами [13].

Была принята первая Конституция республики. Вводилась собственная валюта. Экономика страны переживала жесточайший кризис, обострились социальные проблемы в обществе. Начался процесс оттока части населения за пределы республики. Наши соотечественники стали искать лучшей для себя доли за пределами страны. Немцы уезжали в Германию, греки – в Грецию, русские – в Россию, украинцы – на Украину и т. д. Положение в стране обострилось из­-за того, что были подняты в обществе проблемы языка, гражданства и миграций.

Некоторыми политическими «оракулами», в основном зарубежными, давались ничем не подкреплённые прогнозы о том, что строительство независимого Казахстана невозможно, в первую очередь, из – за многонациональности республики. Нашей стране предрекали неминуемые межнациональные конфликты, которые приведут к распаду единого государства на автономные республики. В этих условиях нужны были кардинальные меры в области межнациональных отношений.

Глава государства Н. А. Назарбаев начал проводить мудрую, взвешенную и долгосрочную межнациональную политику. Она заняла не один год и продолжается до сегодняшнего дня [13].

Во-­первых, с личным участием главы государства была создана мощная идеология сохранения межнационального диалога и мира. Её он отстаивал и горячо пропагандировал в стране и в мире. В определении и осуществлении правильного курса национальной политики помогали его труды: «Без левых и правых» (1991 г.), «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства» (1992 г.), «Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана» (1993 г.), «К обновлённому Казахстану через углубление реформ, общенациональное согласие» (1994 г.)

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Во­-вторых, в Конституции Республики Казахстан были признаны неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие. Любые действия сепаратистов и националистов жестко пресекались и пресекаются центральной властью.

В-­третьих, в стране проводится сбалансированная языковая политика, и Казахстан — один из немногих, кто разрешил эти проблемы без острых потрясений. И сегодня идёт естественный процесс овладения государственным языком гражданами страны. Языковое богатство республики обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана.

В-­четвёртых, глава государства проводит хорошо продуманную кадровую политику, когда в местных и центральных органах власти представлены представители разных народов страны. На первый план были поставлены деловые качества человека.

В­-пятых, нашему президенту удалось снять проблему двойного гражданства и договориться с Россией об упрощённом порядке принятия граждан обеими государствами.

В­-шестых, с самого начала суверенитета для всех диаспор Казахстана были созданы равные возможности для развития, родного языка, культуры, обычаев и обрядов. Так, в 1995 году по инициативе президента Н. А. Назарбаева был создан уникальный общественный институт «Ассамблея народа Казахстана», призванный оказывать содействие в регулировании и поддержании межнационального мира и стабильности в республике. Изменения и дополнения в Конституцию страны 2007 года позволили Ассамблее делегировать в Парламент страны 9 своих представителей. В 2006 году был введён в эксплуатацию Дворец мира и согласия («Пирамида»), где были размещены все крупные национально­культурные центры и религиозные объединения [13].

В-­седьмых, глава нашего государства способствует сохранению мира и стабильности в обществе. Практически в любом из своих выступлений подчёркивает важность сохранения межнациональной и межконфессиональной стабильности в стране.

В-­восьмых, в осуществлении межнациональной политики президент стал опираться на менталитет казахского народа, его традиционно толерантное отношение к другим этносам.

Президент страны отмечает, что «…решить раз и навсегда национальный вопрос невозможно. Этого не смогли сделать даже самые благополучные демократические страны мира. Нам необходимо отказаться от попыток разрешить национальный вопрос, окончательно и бесповоротно перейти к принципиально иной стратегии. Не надо пытаться стереть объективно возникающие противоречия. Наша стратегия должна заключаться в том, чтобы проводить политику, упреждающую перерастание противоречий в кровопролитные конфликты».

Поэтому у нас благодаря правильно поставленной политике межнационального мира и согласия практически нет межнациональных конфликтов и катаклизмов.

Большую роль в укреплении межнационального согласия в республике, конечно же, играет Ассамблея народа Казахстана. Она была создана Указом Президента 1 марта 1995г. 26 апреля 2002 года была принята и утверждена главой государства поистине историческая Стратегия Ассамблеи народов Казахстана. Этот документ был призван определять направление работы Ассамблеи на ближайшую и дальнюю перспективу.

С 2007 года введены изменения и дополнения в Конституцию Казахстана. Теперь Ассамблея народа Казахстана имеет право делегировать 9 своих лучших представителей в Парламент страны. Это будет способствовать дальнейшей демократизации казахстанского общества.

В феврале 2007 года в своём Послании народу страны «Новый Казахстан в новом мире» Н. А. Назарбаев поставил чёткие задачи перед Ассамблеей народов Казахстана: «Повышение роли Ассамблеи народа Казахстана для дальнейшего укрепления общественного согласия и стабильности» [13].

В структуре Ассамблеи народа Казахстана действуют 16 малых ассамблей, из них 14 – в областях при соответствующих Акимах и 2 — при Акимах г. Астаны и г. Алматы. Малые ассамблеи объединяют и координируют работу национально – культурных объединений и ассоциаций диаспор.

Ежегодно государство оказывает финансовую поддержку национально – культурным объединениям и малым ассамблеям. А для руководителей национально – культурных центров утверждены Президентские гранты.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

За всё время существования Ассамблея превратилась в поистине авторитетный общественный институт по регулированию межнациональных отношений. Это можно увидеть из многообразия общественных объединений диаспор Казахстана.

Сегодня в республике этнические диаспоры имеют свои общественные объединения. Так, немцы – 49, казахи – 40, корейцы – 36, татары – 29, чеченцы и ингуши – 26, азербайджанцы – 23, уйгуры – 21, русские – 20, украинцы – 19, евреи – 18, поляки – 16, турки – 14, греки – 12, армяне – 11, белорусы – 10, дунгане – 10, курды, узбеки – по 8, казаки – 6, туркмены, болгары, дагестанцы – по 4, кыргызы, таджики – по 3, карачаевцы, балкарцы, китайцы, чуваши, каракалпаки – по 2, ассирийцы, чехи, народы Прибалтики, грузины, осетины, лезгины, иранцы, буряты, венгры, румыны – по 1. И это не предел. Количество и качественный состав общественных объединений диаспор Казахстана неуклонно растёт.

Работают национальные театры ряда диаспор (русский, немецкий, уйгурский, корейский и узбекский и т. д.) [13].

Ежегодно издается несколько десятков новых книг на языках этнических групп. Стало традиционным массовое участие на праздниках Наурыз, Масленица и Рождество.

Представители различных народов имеют своих депутатов в Парламенте Республики Казахстан.

Таким образом, Казахстан может служить примером межнационального согласия, стабильного и устойчивого развития для других государств мира. Ни в одной стране бывшего Советского Союза нации и диаспоры не живут в таком согласии. Такое состояние национального вопроса в Казахстане объясняется, конечно же, не парадоксом, а особой гуманной моделью межнациональных отношений и своеобразным богатым симбиозом разных культур. И главная задача нашего и последующих поколений – беречь и сохранить этот мир. Для этого нам всем надо бережно относиться друг к другу, быть более терпеливыми и уважать язык, культуру любого народа, проживающего на территории страны.

Заключение

В Казахстане проявляют себя особым образом все социальные отношения, так как, имея общую основу, которая свойственна большинству государств СНГ, они окрашены интенсивным этническим взаимодействием, более сложным и многоуровневым, чем в любой другой республике СНГ. Уникальность ситуации заключается в том, что при непростых условиях в стране не произошло ни одного значимого межнационального или этнического конфликта. Национальный мир и согласие — это главное достижение республики за годы независимости.

Долгая время казахстанская этнология и социология, характеризуя национальные отношения и взаимодействия, акцент больше делала на изучении процессов, свидетельствующих о расцвете национальных культур, сближении образа жизни различных наций. При этом практически не говорилось о том, какие противоречия могли бы столкнуть страну с пути бесконфликтного развития. Этносоциология пережила некоторый период апологетики этноцетризма, связанного с суверенизацией казахского этноса, отголоски которого и сейчас встречаются в некоторых научных интерпретациях. В настоящее время отечественная этносоциология выходит на новую степень, которая характеризуется более взвешенным подходом, высоким теоретическим, научным и методологическим уровнем, интегрированностью с мировой наукой [10].

Основное содержание современного процесса взаимодействия этносов в Казахстане — это развитие двух противоречивых и взаимосвязанных процессов — национально-государственной интеграции и в тоже время этнической дифференциации, при которой происходит как консолидация людей на культурно- этнической основе, так и разделение в отстаивании своих специфических социально- статусных интересов. Эту тенденцию нельзя игнорировать при определении основных направлений этнополитики.

В условиях Казахстана, по нашему мнению, в этнополитике должна воплощаться идея гражданского общества, которая сочетает в себе два начала: национальное и демократическое, права нации и права человека, обеспечивает соблюдение правового равенства людей разных национальностей, демократических принципов и норм человеческого общежития. К основным идеологическим концептам можно отнести идеи независимости, демократического, правового государства, казахстанского патриотизма, консолидации и интеграционализма. Долговременные стратегии и некоторые срочные меры должны стать основой и инструментом воплощения целей политики налаживания межэтнического согласия, сотрудничества и в тоже время этнического возрождения [11].

Путь к гармонизации этнонациональных отношений лежит через стабилизацию экономической ситуации, улучшение социально-экономических показателей жизни всех национальных групп, населяющих территорию республики, а также социальной справедливости, свойственной правовому государству. Поэтому немаловажно в интеграционной этнополитике учитывать фактор крена во властных отношениях и государственном управлении в сторону этнократизма. Несовпадение стратегических интересов различных этнических групп и неверие в возможности власти по соблюдению этих интересов, может стать причиной борьбы за власть между этническими сообществами и привести к возникновению конфликтных ситуаций.

Концепция национальной политики Казахстана должна основываться на идее сохранения, защиты и приумножения потенциала страны, достигнутого за годы независимости. Казахстан стал на деле территорией межнационального и межконфессионального мира и согласия. Сочетание и синтез качеств государственной структуры — консультативно — совещательного органа при Президенте страны — Ассамблеи народов Казахстана, и общественных организаций — национально- культурных центров стали эффективным инструментом межнационального взаимодействия, получили признание, как народов республики, так и международных институтов. Республика в настоящее время берет на вооружение идею политического консерватизма и учета традиций для национальной модели развития политической культуры, как наиболее способствующей социальному и экономическому расцвету страны. У Казахстана складывается свой исторический путь модернизации общества.

Казахстан, как уникальное поле социального взаимодействия этносов, обусловленное действием историко-культурных специфических и политико-правовых факторов, изучается впервые во всей полноте этой проблеме. В дипломной работе для научного обоснования актуальных проблем и их аргументации использованы ретроспективные классические работы ряда исследовательских структур и труды современных ученых этнологов, социологов, политологов, данные различных государственных органов Республики Казахстан по статистике, документы Ассамблеи народов Казахстана [12].

Приведен анализ данных социологических исследований различных организаций, опубликованных в государственных и частных печатных изданиях, а также результаты социологических исследований отечественных и зарубежных авторов. Основные и наиболее важные выводы и результаты получены в основном на основе самостоятельно проведенных социологических исследований. Характеристики процесса социального взаимодействия рассматриваются в анализе и интерпретации результатов самых последних социологических исследований и с применением более совершенных методик.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Работа представляет собой единую, логически связанную конструкцию. Сделанные выводы имеют большое значение в практике регуляции межэтнических отношений, снятия остроты возникающих проблем, как метод выявления истоков и причин возникновения напряжения и конфликтов.

При подготовке концепции национальной политики, следует провести профессиональный, научный анализ ситуации с привлечением широкого актива исследователей и научных структур, вовлечь их в творческую разработку механизмов воздействия государства и общества на межэтнические отношения и разрушения межнациональных конфликтов.

Список использованных источников

1. Конституция Республики Казахстан от 30 авг. 1995 г. // Собрание законодательства РК. – 2011. № 44. – Ст. 98.
2. Сыроежкин, К. Л. Государственность и этничность : проблемы и приоритеты переходных обществ / Казахстан на пути к устойчивому развитию / К. Л. Сыроежкин. – Алматы : Гылым. – 1996. – 138 с.
3. Сейдуманов, С. Т. Этнополитические процессы в СНГ и Казахстане / Проблемы социальной стабильности в полиэтническом обществе: Сборник материалов международной научно-практической конференции / С. Т. Сейдулин. – Алматы. – 2001. – 198 с.
4. Назарбаев, Н. А. Эпицентр мира / Н. А. Назарбаев. – Астана : Атамура. – 2001. – 12 с.
5. Назарбаев, Н. А. Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства / Н. А. Назарбаев. Алмата. – 1992. – 21 с.
6. Джунусов, М. С. Общественный прогресс и национальные отношения / М. С. Джунусов. Алматы: Казахстан. – 1976. – 94 с.
7. Назарбаев, Н. А. Казахстан — 2030: Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстанцев. Послание Президента страны народу Казахстана / Н. А. Назарбаев. – Алматы. – 1998. – 45 с.
8. Назарбаев, Н. А. За мир и согласие в нашем общем доме: Доклад на Сессии Ассамблеи народов Казахстана / Н. А. Назарбаев. – Алматы. – 1995. – 29.
9. Сужиков, М. В. Некоторые философско-правовые проблемы совершенствования культуры межнациональных отношений / М. В. Сужиков. – Алматы : Наука. – 2000. – 33 с.
10. Трофимов, Я. Т. Проблемы межконфессионального и межнационального согласия в Казахстане / Пути достижения межконфессионального согласия: Материалы республиканской научно – практической конференции / Я. Т. Трофимов. – Астана. – 2006. – 100 с.
11. Лукпанов, А. И. Социологические аспекты межэтнических отношений в Республике Казахстан / Казахстанское общество и социология: новые реалии и новые идеи: Материалы первого Конгресса социологов Казахстана / А. И. Лукпанов. – Алматы. – 2002. – 173 с.
12. Малинин, Г. В. Межнациональное согласие в Казахстане: проблемы, противоречия, перспективы / Институт философии МН АН Республики Казахстан / Г. В. Малинин. – Алматы. – 2009. – 179с.
1. Федотов, А. А. Межнациональное согласие – главное достижения независимого Казахстана / А. А. Федотов // Специалист. – 2011. – № 1026. – С. 1 – 3.
14. Калмырзаев, А. Б. Национальный менталитет и национальный дух / А. Б. Калмызарзаев // Мысль. – 2000. – № 8. – С. 2 – 4.
15. Есенгалиева, А. К. Этнический фактор социально-политического развития Казахстана / А. К. Есенгалиев // Саясат. – 2005. – №7. – С. 2 – 5.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

919

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке