Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Конституция — основной закон Республики Беларусь»

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом Республики Беларусь и имеет высшую юридическую силу. В Конституции закреплены основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений. Конституция Республики Беларусь не только формирует данные общественные отношения, но и определяет развитие всей системы государства.

ВВЕДЕНИЕ

Конституция Республики Беларусь является Основным Законом Республики Беларусь и имеет высшую юридическую силу. В Конституции закреплены основополагающие принципы и нормы правового регулирования общественных отношений. Конституция Республики Беларусь не только формирует данные общественные отношения, но и определяет развитие всей системы государства. Основной Закон закрепляет конституционный строй, основы государства и общества, положение в нем личности, основные права, свободы и обязанности граждан, принципы избирательной системы, порядок формирования государственных органов, их компетенция и взаимодействие.

Современная Конституция Республики Беларусь вобрала в себя основные правовые идеи: разделение властей, политический плюрализм, верховенство права, многообразие форм собственности, провозглашение человека, его прав и свобод высшей целью и ценностью общества и государства. Конституция является основным источником национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что научное осмысление и активация механизма действия норм Конституции Республики Беларусь будет способствовать совершенствованию всех элементов правовой системы.

Объектом исследования являются общественные отношения, регулируемые Конституцией Республики Беларусь.

Предмет исследования — принципы, нормы, сущность и функции Конституции Республики Беларусь

Цель курсовой работы состояла в комплексном исследовании Конституции как Основного Закона Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели были определенны следующие задачи:

— проанализировать Конституцию Республики Беларусь как основной источник конституционного права;

— изучить социальную, политическую и правовую сущность Конституции;

— проанализировать роль Конституции в формировании и развитии национальной правовой системы.

В курсовой работе использованы научные труды в области конституционного права Г.А. Василевича, С.Г. Дробязко, Д.М. Демичева, А.П. Петрова, В.Н. Кивеля, В.М. Веремеенко, М.Ф. Чудакова и других.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка использованных источников.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1. КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Различают понятие источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются факторы, определяющие само содержание права. К ним относят материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.

В юридическом смысле под источником права понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим под источниками конституционного права понимаются нормативные правовые акты, в которых содержатся конституционно-правовые нормы. Из сказанного следует, что в качестве источников конституционного права Республики Беларусь могут выступать только нормативные правовые акты, которые следует отличать от актов, носящих правоприменительный характер.

Нормативный правовой акт — это официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Как видим, в нормативном правовом акте, в отличие от правоприменительного, устанавливаются правила общеобязательного характера, рассчитанные на длительное действие и многократное применение. [13, с. 26-27]. Правовой наукой выработано понятие юридических источников права. Под источниками права в юридическом смысле понимается внешняя форма выражения правовых норм. В соответствии с этим источниками конституционного права являются различные формы выражения конституционно-правовых норм.

Характерной особенностью источников конституционного права является их взаимосвязь, взаимозависимость и иерархическая соподчиненность. Место конкретного источника в иерархии источников определяет его юридическая сила, которая устанавливается Конституцией Республики Беларусь.

Источниками позитивного конституционного права являются нормативные правовые акты, которые можно подразделить на законодательные акты (Конституция, законы, декреты и указы Президента) и подзаконные акты, регулирующие конституционно-правовые отношения.

По степени важности и характеру регулируемых общественных отношений законы подразделяются на Конституцию как Основной Закон, программные законы и обычные [22, с. 10].

В рамках рассмотрения проблемы источников конституционного права важным является определение их классификации и места в системе источников. Обычно это осуществляется по двум критериям: по видам актов и по их юридической силе. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 10 января 2000 г. № 361-3 «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (в редакции от 02.07.2009 г.) иерархия нормативных актов выглядит следующим образом:

Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) (далее — Конституция Республики Беларусь), в том числе и конституционные законы, например, закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию. Конституция является основным источником конституционного права. Эта ее роль обусловлена следующими факторами. Конституция устанавливает правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для всего текущего конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения;

Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от всех иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений;

Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется на всей территории Беларуси.

Законы, декреты, указы и иные акты государственных органон издаются па основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, т.е. не должны ей противоречить. . . . Следующее место в иерархии источников конституционного нрава занимают решения референдумов. Решение референдума — нормативный правовой акт, направленный на урегулирование важнейших вопросов государственной и общественной жизни, принятый республиканским пли местным референдумом.

Источником конституционного права могут являться также международные договоры и соглашения, заключенные Республикой Беларусь с другими государствами. Конституция Республики Беларусь (ст. 8) признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства. Это значит, что если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу источников конституционного права относятся программные законы. Программный закон — закон, принимаемый в установленном Конституцией Республики Беларусь порядке и по определенным вопросам. В соответствии со ст. 104 Конституции к ним относятся: законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь. Важное место в системе источников конституционного права принадлежит Кодексам Республики Беларусь.

Кодекс Республики Беларусь (кодифицированный нормативный правовой акт) — закон, обеспечивающий полное системное регулирование определенной области общественных отношений. Они имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам. Например, Гражданский кодекс Республики Беларусь имеет большую юридическую силу по отношению к другим кодексам и законам, содержащим нормы гражданского права.

Самым распространенным источником конституционного права являются обычные законы.

Закон Республики Беларусь — нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений. Однако, источником конституционного права являются те законы, которые содержат конституционно-правовые нормы (например, Закон Республики Беларусь «О гражданстве Республики Беларусь»).

В качестве источников конституционного права выступают и содержащие конституционно-правовые нормы, правовые акты, принимаемые Президентом Республики Беларусь — декреты, указы и директивы.

Постановления Парламента — Национальном Собрания Республики Беларусь.

Постановления палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принимаемые палатами Парламента — Национального собрания Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь — нормативный правовой акт Правительства Республики Беларусь. Постановления Совета Министров Республики Беларусь принимаются по вопросам, отнесенным к компетенции Совета Министров Республики Беларусь Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, областными и Минским городским исполнительными комитетами самостоятельно или совместно с иными министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

Постановления Совета Министров Республики Беларусь могут быть отменены актами Президента Республики Беларусь.

Источниками отрасли конституционного права являются акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь), Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь (постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь), Генерального прокурора Республики Беларусь — нормативные правовые акты, принятые в пределах их компетенции по регулированию общественных отношений, установленной

Конституцией Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ней иными законодательными актами.

Нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления.

Постановления республиканских органов государственного управления — нормативные правовые акты, принимаемые коллегиально на основе и во исполнение нормативных правовых актов большей юридической силы в пределах компетенции соответствующего государственного органа и регулирующие общественные отношения в сфере исполнительно-распорядительной деятельности.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления могут приниматься (издаваться) только в случаях и пределах, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, положениями о соответствующих органах, а также нормативными правовыми актами Совета Министров Республики Беларусь.

Нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления принимаются (издаются) в форме постановлений и приказов.

Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан или носящие межведомственный характер, принимаются министерствами, иными республиканскими органами государственного управления коллегиально в форме постановлений.

Решения органов местного управления и самоуправления — нормативные правовые акты, принимаемые местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами в пределах своей компетенции с целью решения вопросов местного значения и имеющие обязательную силу на соответствующей территории.

Местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции принимают нормативные правовые акты в форме решений [13, с. 28-30]. Принцип верховенства Конституции Республики Беларусь и его действие. Конституция является правовым фундаментом государственной и общественной жизни, основным источником национальной правовой системы. Она определяет конституционный строй, главные устои государства и обеспечивает своими предписаниями и установлениями их стабильность и надежную защиту, закрепляет политический и идеологический плюрализм, а также правовой статус человека и гражданина. Как уникальный документ наивысшей юридической силы, Конституция базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма, наработках мирового конституционно-правового опыта, на накопленном собственном опыте государственно-правового строительства.

Будучи каркасом государственно-правовой модели общества. Конституция определяет правила политических процессов в государстве и обществе, их демократический вектор, выступает в качестве основного гаранта и существенного фактора обеспечения политической и экономической стабильности, функционирования государственного механизма в устойчивом режиме законности и правопорядка. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства [14, с. 38-39].

Авторитет Конституции обусловлен тем, что в ней закреплены общепризнанные принципы международного права, в значительной степени воспринят лучший опыт зарубежных стран в области конституционализма.

Принцип непосредственного действия Конституции означает, что любой гражданин имеет основания защищать свои права и свободы, определять обязанности, руководствуясь Конституцией, ссылаясь на нее.

Предшествующая практика сформировалась именно таким образом, что в первую очередь представительные органы непосредственно руководствовались Конституцией. Что же касается судебной и исполнительной властей, то здесь доминировал, прежде всего, анализ подконституционных актов, очень редки ссылки в принимаемых этими органами решениях на Основной закон.

Конечно, и сами статьи Конституции имеют различную степень конкретизации. Одни изложены так, что сразу определен объем прав и обязанностей (например, часть 2 ст. 10, ст. 27 Конституции), другие — более абстрактно и намечают для нормотворческого органа границы правового регулирования, но и в этом случае, несмотря на ссылку о необходимости принятия закона в развитие конституционной нормы, могут содержаться прямые указания на соответствующие гарантии. Так, в ст. 44 содержится ряд норм, как достаточно абстрактного (например, согласно ее части третьей собственность, приобретенная законным способом, защищается государством), так и конкретного свойства (в соответствии с частью пятой принудительное отчуждение имущества допустимо лишь в двух случаях).

По мнению Н.С. Малеина не все статьи Конституции имеют нормативный характер. К ним он относит те, где речь идет, например, о том, что материнство и детство находятся под защитой государства; об обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду. В этих статьях, как считает Н.С. Малеин, формируются правовые принципы, имеющие высокую степень обобщенности, являющиеся основой для отраслевого законодательства, издания законов и подзаконных актов [5, с. 27-28].

Но это не значит, что это есть статьи Конституции, которые не отвечают признакам нормативности. Даже преамбула Конституции, не говоря уже о статьях, содержащихся в основной части Конституции, имеет нормативный характер. Другое дело, что есть нормы, ясно и однозначно сформулированные, есть и такие, которые содержат положения неопределенные. В таком случае необходимо толкование, принятие закона, а может быть и вынесение первого судебного постановления для формирования судебной практики.

Высока роль в уяснении смысла Конституции, а значит и в содействии в обеспечении непосредственного действия конституционных норм, Парламента (дает нормативное толкование Конституции, принимает законы в ее развитие), а также Конституционного Суда, который при вынесении своих заключений осуществляет казуальное толкование Основного закона.

Принцип верховенства Конституции закреплен в ст. 137 Конституции Республики Беларусь. Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Приоритет Конституции по отношению к иным актам также подкрепляется особенностями ее принятия, изменения или отмены.

В связи с закреплением в ч. 2 ст. 137 Конституции принципа приоритета Конституции по отношению к законам, декретам, указам можно сделать вывод и о верховенстве Конституции по отношению к актам Правительства (они должны базироваться на Конституции, законах, актах Президента) и других государственных органов.

В соответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указа с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом. В данной норме получил развитие принцип разделения властей. Каждый орган государственной власти имеет свои пределы ведения. Поэтому у государственного органа есть право принимать акты, базируясь исключительно на нормах Конституции. В этой связи не всегда принятие декрета или указа должно основываться на законе — такое право может вытекать непосредственно из содержания текста Конституции.

Верховенство конституции — самостоятельный конституционный принцип, гарантирующий единство и целостность правовой системы государства. Принцип верховенства конституции обусловлен такими качествами Основного закона, как демократизм, выражение воли народа, преемственность, высшая юридическая сила.

Конституция выделяется среди законов и иных правовых актов высокой значимостью регулируемых ею общественных отношений. Она как бы учреждает основные институты государства, статус гражданина и тем самым влияет на содержание всей правотворческой деятельности. Конституционные нормы становятся своего рода импульсом для создания иных актов и норм, влияя на их темы, содержание, методы регулирования.

Любой правовой акт, любое действие (равно как и бездействие) органа публичной власти или его должностного лица должны соответствовать Конституции. Соответствие Конституции — это не воспроизведение ее, как иногда понимается, это не только ее соблюдение или исполнение, а, по крайней мере, непротиворечие ей. Акт или действие соответствуют Конституции, если вытекают из ее предписаний либо осуществлены в сфере, которая ею ни прямо, ни косвенно не регулируется. Верховенство Конституции обусловливается необходимостью обеспечить целостность и непротиворечивость всей огромной системы правовых актов, прежде всего тех, которые содержат правовые нормы с неопределенным сроком действия. Только так могут быть достигнуты основные цели любой Конституции — гарантировать права человека, поставив пределы публичной власти, и обеспечить демократическое и рациональное устройство этой власти, ее демократическое функционирование [9, с. 47-50].

Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституция Республики Беларусь является основным источником конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную, что и отличает Основной Закон от всех иных видов источников конституционного права.

Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина.

К источникам конституционного права Республики Беларусь также относятся решения референдумов, международные договоры и соглашения, Кодексы Республики Беларусь, постановления Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного, Верховного, Хозяйственного Судов Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, а также решения местного управления и самоуправления.

2. СОЦИАЛЬНАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА КОНСТИТУЦИИ

конституция право норма социальный

Конституция (лат. Constitution — установление) — это основной закон государства; это главный учредительный документ государства и общества. Как Основной Закон государства она базируется на выработанных мыслителями разных эпох главных ценностях конституционализма.

На момент принятия Основной Закон государства является результатом консенсуса различных политических сил о путях социально-политического развития и методах решения назревших проблем.

Конституция определяет начала нормативно-правовой регламентации социальных, политических, правовых, экономических и духовных процессов в государстве и обществе. Таким образом, сфера конституционной регламентации имеет всеохватывающее свойство и характер, которыми не обладает ни один нормативный правовой акт государства. Иными словами, конституция — это не только основание, но и в совокупности — каркас, сердцевина и вершина права.

Сущность конституции заключается в том, что она, во-первых, является Основным Законом государства; во-вторых, обладает наивысшей юридической силой; в-третьих, является политическим и идеологическим документом. Вместе с тем любая конституция наряду со своими юридическими свойствами и сущностью обладает социально-политической сущностью, которая определяется целями и задачами конституционной регламентации общественных отношений. В юридической литературе есть несколько трактовок сущности конституции:

·договорная; естественно-правовая; марксистско-ленинская (классовая). Трактовка конституции как общественного договора является наиболее распространенной. По теории общественного договора, выдвинутой голландским ученым Г. Гроцием и развитой в XVIII — XIX вв. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, власть основывается на соглашении всех между собой, а государство рассматривается в качестве самостоятельного субъекта властвования. Согласно данной трактовке, конституция рассматривается как договор, в котором находит отражение воля большинства членов общества. В конституции четко определяются правила, согласно которым учреждается и функционирует данное общество. Как главный учредительный документ конституция — это выражение суверенитета народа, проявление его воли.

Естественно-правовая трактовка сущности конституции исходит из того, что в Основном Законе воплощается многовековой опыт народа, его традиции, а конституции, строящиеся на подобной основе, обладают необходимой стабильностью и легитимностью. Сторонники данной теории рассматривают конституцию как первоначальный акт суверенной власти и как источник всякой учрежденной власти. Конституция предоставляет государству возможность существовать, а все учрежденные ею органы должны неукоснительно ее соблюдать.

Марксистско-ленинская (классовая) трактовка сущности конституции исходит из того, что Основной Закон представляет собой результат соотношения классовых сил. Конституция рассматривается как документ, выражающий интересы господствующего класса. Согласно данной теории, появление новой конституции вызывается, как правило, наиболее существенным изменением соотношения классовых сил в обществе. «Сущность конституции в том, — писал В. И. Ленин, — что основные законы государства вообще и законы, касающиеся избирательного права в представительные учреждения, их компетенции и пр., выражают действительное соотношение сил в классовой борьбе» [15, с. 77-78].

Причинами принятия конкретных конституций согласно марксистско- ленинской теории могут быть: победа новой общественно-экономической формации и приход к власти другого класса; усиление либо ослабление позиций различных классов в эксплуататорском государстве; вступление общества в качественно новый этап своего развития; изменение политического режима; образование нового государства .

Конституция как политический документ отражает определенные соотношения политических сил на момент ее разработки и принятия. Конституция является государственно-правовой моделью общества. Это документ особого политического и правового значения. Основной Закон любого государства является инструментом государственной политики. Он закрепляет основы политического режима, принципы организации и деятельности политической системы общества. Конституция является не только юридическим, но и политическим документом, выражающим политический компромисс между различными силами, который достигается в процессе политической борьбы. В демократическом государстве конституция является результатом политического согласия, политического консенсуса, в которых учитываются интересы различных сил, стремящихся прийти к власти законным конституционным путем. Вместе с тем в любой конституции в наибольшей степени отражаются интересы тех политических сил, которые имеют определяющее влияние в обществе.

Конституция как идеологический документ выражает определенное мировоззрение. Она декларирует важнейшие ценности:

·права человека; демократические интересы; определяет виды собственности и т. д. Идеология лежит в основе абсолютного большинства политических систем, а следовательно, и конституций, поскольку в них отражается система определенных взглядов и идей. Будучи неразрывно связанной с политикой, идеология способна вытеснять политику, подчинять ее себе в те исторические, особенно переломные моменты, когда любая слабость политики, любой политический вакуум, дефицит свежих политических идей и решений незамедлительно и неизбежно ведут к замещению политики идеологией. Любая конституция является мировоззренческим документом, оказывающим огромное влияние на духовную жизнь общества и способствующим распространению и утверждению определенных политико-правовых идей и ценностей. Идеологические установки пронизывают все содержание Конституции Республики Беларусь, все ее составные части. Как и конституции других республик бывшего СССР, Основной Закон нашей страны, формулируя основные принципы, на которых базируется государство и общество, исходит из определенных политических, идеологических и правовых концепций.

Конституция является основой развития конституционного правосознания. Содержащаяся в ней правовая доктрина преломляется через правовую культуру, которая в значительной степени определяет специфику конституционной практики. В Основном Законе содержатся выработанные мировой практикой конституционализма идеи уважения прав и свобод человека и гражданина, определяются задачи государства по свободному развитию культур всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь, развитию их этнической, языковой и религиозной самобытности, сохранению историко-культурного и духовного наследия.

Конституция как социальный документ охватывает не один какой-либо вид социальных связей, а целый комплекс основополагающих общественных отношений различного содержания. Как документ общесоциального регулирования и обеспечения баланса социальных интересов она призвана: обеспечивать устойчивое развитие социальной системы «человек — гражданское общество — государство»; закрепить баланс между политическими силами, законность и правопорядок; установить порядок взаимодействия между органами государственной власти; определить порядок взаимодействия между центральными властными структурами и органами местного управления и самоуправления; закрепить перечень основных прав человека и гражданина и механизм их гарантий и защиты; гарантировать равные права для осуществления хозяйственной деятельности, равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности.

Конституция — это документ, в котором отражены сочетания различных социальных интересов; это юридическая форма их соединения и консенсуса, средство достижения мира и национального согласия в государстве и обществе.

Таким образом, конституция играет роль общесоциального регулятора социальных связей, упорядочивая, налаживая и направляя их в нормативную плоскость.

Сущность действующей Конституции Республики Беларусь заключается в том, что в ней заложены общедемократические начала, максимально учтены интересы всех слоев населения страны и общества в целом. Полноправными гражданами Республики Беларусь являются все члены общества, как принявшие во время референдумов ее положения и принципы, так и не принявшие. По своему источнику Конституцию Республики Беларусь можно охарактеризовать как народную Конституцию, поскольку существенные изменения и дополнения в нее были внесены на республиканских общенародных референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. подавляющим большинством граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом. Кроме того, Конституцию Республики Беларусь можно рассматривать как результат общественного договора, юридически закрепляющего общественное согласие, поскольку за нее высказалось опять-таки подавляющее большинство населения страны [15, с. 78-80].

Д.М. Демичев отмечает, что демократическая сущность действующей Конституции Республики Беларусь проявляется в ее чертах и свойствах: верховенстве в национальной правовой системе, легитимности, преемственности, реальности, стабильности, особой защиты со стороны народа и государства. Она установила исходные начала функционирования национальной правовой системы в новых политических реалиях. На основе ее положений реформируется само конституционное законодательство в области совершенствования системы республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, в области избирательной системы, гражданства, прав и свобод человека и гражданина, в сфере правового положения иностранцев и лиц без гражданства, политических партий, общественных объединений и религиозных организаций [14, с. 41].

Г.А. Василевич отмечает, что при определении сущности конституции (оценивая ее как фактическую реальность, как юридический документ) следует различать должное и реальное (сущее). Конечно, с позиции известного определения, что если в обществе нет разделения властей, не обеспечиваются права и свободы, то нет и конституции, а значит и нет смысла говорить о сущности того, чего нет в природе. Но конституция с позиции «сущего» действительно отражает соотношение политических сил в обществе, которое позволило принять ее в соответствующей редакции. В этом тексте может быть и разделение властей, и монополизация власти, могут быть определены различные типы отношений между главными субъектами политики (государством, народом, человеком) от патерналистского до равноправного и взаимоответственного. Конституционные нормы задают юридические границы политическому процессу. В период принятия конституции может быть острое противостояние между различными политическими силами, может полная поддержка основных идей конституции. Причем их последующее развитие идет по своей логике. Так или иначе, конституция имеет политическую природу. В этом ее сущность. Исследуя сущность конституции, мы можем увидеть, чья воля получила в ней закрепление. Однако конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. В праве даже используется такое понятие как живая конституция. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конечно, в этом отношении легитимность таких изменений имеет свои пределы и зависит в определенной степени от гибкости конституционных норм, прежде всего тех, где сформулированы конституционные принципы. Трансформация представлений относительно содержания конституции также отражает общественно-политические процессы.

Выявление сущности конституции позволяет нам определить наличие такого проявления демократии как конституционализм. Ведь можно иметь конституцию без конституционализма. Но невозможен конституционализм без конституции.

Конституция в современном государстве является основой право вой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание. Таким образом, Конституция определяет всю парадигму правовых отношений, а значит она влияет и на всю совокупность политико-правовых отношений. Анализируя все эти элементы правовой системы, мы можем понять сущность Конституции [6, с. 39-40].

Каждая конституция выполняет следующие основные функции:

·юридическую; политическую; идеологическую. Юридическая функция означает, что Конституция Республики Беларусь является главным источником права Республики Беларусь, обладает высшей юридической силой, устанавливающей принципы для всех отраслей белорусской правовой системы;

Политическая функция означает, что Конституция Республики Беларусь является правовой основой (ядром) политической системы, определяет конституционный строй, регулирует политические процессы в обществе. Это своего рода политический документ;

Идеологическая функция означает, что нормы Конституции направлены на: приверженность общечеловеческим ценностям; прививают гражданам уважение к Основному Закону; Конституция закрепляет определенное мировоззрение в обществе, а ее нормы имеют воспитательный характер [22, с. 50-51].

Кроме перечисленных, некоторые ученые называют и другие функции: учредительную, организаторскую, правоохранительную и др. Поскольку конституционным регулированием охватываются наиболее важные общественные отношения, то возможна различная классификация функций: по содержанию, по механизму воздействия и т.п. К примеру, вся история конституционного развития как нашей, так и зарубежных стран служит подтверждением правильности выделения учредительной функции. Ведь конституции могут учреждать новые органы государственной власти, новую систему сдержек и противовесов в системе государственной власти и т.п. Через конституцию получили легитимность принципиальные изменения всего общественного строя.

Учредительная природа конституции проявляется и в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными и им не могут противоречить другие акты, издаваемые государственными органами.

Все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Деление между ними носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения конституции [13, с. 33-34].

Исходя из сказанного, можно прийти к выводу, что к вопросу о сущности конституции в доктрине существуют различные теоретические подходы. Одним из распространенных представлений является трактовка сущности конституции как общественного договора. Марксистско-ленинская (классовая) трактовка сущности конституции исходит из того, что Основной Закон представляет собой результат соотношения классовых сил. Естественно-правовая трактовка сущности конституции исходит из того, что в Основном Законе воплощается многовековой опыт народа. Действующая Конституция Республики Беларусь не восприняла постулата о классовой сущности конституции. В ее сущности заложены другие начала — не классовые, а общедемократические.

Функции Конституции — это основные направления ее воздействия на общественные отношения, т.е. ее общественное предназначение и способы его реализации. Среди ученых конституционалистов нет единого мнения о количестве функций и их наименовании. В литературе указывается различное число функций. К основным функциям конституции относят следующие: юридическая, политическая и идеологическая. Кроме перечисленных, некоторые ученые называют и другие функции: учредительную, организаторскую, правоохранительную и др. Все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга. Деление между ними носит довольно условный характер и способствует более глубокому осмыслению социальной значимости и предназначения конституции.

3. РОЛЬ КОНСТИТУЦИИ В РАЗВИТИИ БЕЛОРУССКОЙ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ

Конституция — основной источник национального права. Она обладает верховенством но отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне.

Конституция отличается от иного закона как по юридической силе, так и по форме и содержанию. Конституция является таким Основным Законом государства, который регулирует главные стороны государственной, общественной жизни, допуская и прямо предполагая процесс правового, в том числе законодательного, регулирования, стимулируя и направляя его.

Анализ содержания Конституции Беларуси свидетельствует о стремлении законодателя закрепить в ней нормы прямого действия, которые могли бы применяться без их фиксирования в специальных актах.

В Конституции закрепляется государственное устройство, основные права н свободы. Конституционные принципы и нормы предопределяют построение всей национальной правовой системы.

Конституция пользуется повышенной защитой. При этом наблюдается дифференциация конституционных норм в плане закрепления их иерархии. Отдельные из них, наиболее важные, пользуются особой защитой: некоторые из них не могут быть изменены, для корректировки других требуется прохождение более сложной процедуры (например, они могут быть изменены не парламентом, а только в результате референдума).

В ст. 137 Конституции прямо зафиксировано, что Конституция обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются па основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция. В случае расхождения декрета пли указа с законом последний имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа были предоставлены законом.

Таким образом, Конституция, является главным, основным законом государства. Это значит, что на ее основе формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. По этой причине Конституцию нередко называют ядром правовой системы. В Конституции имеется около 100 ссылок на закон. Конституция воздействует на развитие правовой системы, определяет правотворческую компетенцию государственных органов, в ней определяются объекты правового регулирования. В Конституции закрепляются виды нормативных актов и их соподчиненность [3, с. 42-43].

Согласно положениям ст.7 Основного Закона в Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права; государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней актов законодательства.

Правовые нормы редко регулируют конкретные отношения. В основном речь идет о регулировании определенных разновидностей отношений, имеющих важное значение.

В связи с этим, для норм права характерен их общий характер, не ограниченный кругом лиц, временем действия и отдельной территорией применения, также они рассчитаны на многократное применение. По общему правилу норма права состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Напомним, что под гипотезой понимается часть нормы, предусматривающей обстоятельства или условия, при наступлении которых следует руководствоваться установленным ею правилом. Диспозиция, это та часть норы, которая указывает каким должно быть поведение в случае наступления условий. Санкция — часть нормы, в которой указываются неблагоприятные юридические последствия невыполнения положений диспозиции.

Конституция является основообразующим элементом правовой системы, регулирует широкий круг общественных отношений и затрагивает различные сферы жизни общества.

Конституция также состоит из первичных элементов — норм конституционного права. По своей юридической силе они превосходят нормы других отраслей права и носят руководящий характер. Широкое смысловое содержание норм Конституции в отношении индивида, его прав и свобод, подтверждается например, часто встречающимися в Конституции понятиями (более 30 раз) — «человек», «каждый», «все».

Эти понятия в широком смысле относятся к любому индивиду, независимо от его гражданской принадлежности, возраста, гендерных различий, взглядов, убеждений и других.

Для норм конституционного права не характерен такой элемент, как санкция, так как основная задача Конституции — это признание прав и свобод человека, определение направлений деятельности и развития государства, а также системы его устройства. Помимо прав и свобод в Основном Законе предусмотрены также и обязанности.

В отдельных случаях конституционные нормы могут содержать недостающих элемент, из чего вытекает такое нераспространенное понятие как конституционная ответственность, наступающая в случаях не исполнения обязанностей должностными лицами или государственными органами возложенных на них Конституцией.

В иерархии конституционных норм предпочтение следует отдавать также тем нормам, которые содержатся в разделах, изменение которых допускается только на референдуме. Таким образом, конституционные нормы находятся в определенной системе координат, анализируя которую можно определить их место и роль в правовом регулировании общественных отношений [12, с. 73-75].

Сегодня Конституция — такой документ, с которым мы должны сверять свою деятельность: правотворческую и правоприменительную силу актов государственной власти, общественных объединений и граждан [6, c. 40-42]. Как справедливо отмечается в литературе, конституционные положения, в том числе носящие программный характер, носят также н нормативный характер. Это он обусловливает их общеобязательность регулирующего воздействия па развитие общественных отношений путем закрепления правовых ориентиров и целевых установок.

Как уже отмечалось, особая роль принадлежит конституционным принципам. Это обусловлено тем, что, они аккумулируют, обобщают наиболее важные, социально значимые явления и процессы материальной и духовной жизни общества, дают им оценку и вводят их в рамки принятых в государстве нормативов.

Конституционные принципы оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему, в том числе и на отраслевое законодательство, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения. Гарантией реализации конституционно-правовых принципов является их конкретизация посредством развития общей нормы путем принятия нормы более конкретного характера.

Конституция устанавливает формы нормативных правовых актов, компетенцию государственных органов, принципы, на которых они должны быть основаны.

Основной Закон является системообразующим актом, определяющим организацию и взаимодействие властных структур, в целом государства, а также систему права. Важно, чтобы Конституция являлась высшим проявлением не только позитивного права, по права естественного, содержала в своем тексте наиболее ценные принципы естественного нрава. Общепризнанным считается факт, что Конституция составляет ядро правовой системы, она является базой для развития всего законодательства.

Потенциал Конституции неисчерпаем, что предопределяется закреплением в ней не только юридических норм, но и принципов, имеющих базовый характер.

Если конституционные нормы определяют порядок деятельности государственных органов, их компетенцию, правовой статус человека и гражданина, то конституционные принципы сочетают в себе как обязательные на данный момент правила, так и юридический вектор, определяющий не только настоящее, но и указывающий, как правовая система должна развиваться в будущем, из каких краеугольных камней она должна состоять и куда в каркас правовой системы новые правовые «кирпичики» должны встраиваться. В этом отношении даже преамбула Конституции содержит основополагающие идеи, которые мы можем определить как конституционные (а значит, обладающие юридическим верховенством) принципы. В ней мы находим такие принципы, как неотъемлемость государственного суверенитета, народовластие, обеспечение прав п свобод каждого человека, обеспечение гражданского согласия.

Конституция в виде содержащихся в ней руководящих идей дает законодателю и судам, прежде всего Конституционному Суду, не только инструмент определения содержания будущего закона, но и его толкование, является критерием для Конституционного Суда при установлении конституционности либо неконстптуцпонпости конкретного закона. Конституционные нормы и принципы формируют правовую парадигму, так как они отражают и одновременно формируют концепции законодательного развития государства и общества. Конституционный Суд как высшая юридическая инстанция по разрешению правовых коллизий фиксирует в своих решениях истинность той или иной концепции. Одобрение народом Конституции, помимо всех прочих факторов, означает, что государственные органы, должностные лица и граждане взяли на себя обязательство создать новую, более совершенную, базирующуюся на Конституции государственно-правовую систему, где текущее законодательство и практика его применения соответствует конституционным принципам и нормам. Основой деятельности любого органа государственной власти, в том числе и судов, является Конституция, закрепленные в ней принципы и нормы [3, с. 46-48].

Конституция Республики Беларусь является системным выражением Беларуси как европейского государства. Все наиболее важные европейские конституционные ценности в ней восприняты. Действующая редакция Конституции Республики Беларусь устанавливает эффективную систему власти, достаточно полный и современный перечень прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, оптимальный уровень отношений между человеком, обществом и государством. Анализ конституционных принципов и норм позволяет сделать вывод о том, что разумно и адекватно руководствуясь Конституцией можно обеспечить высокий уровень нормотворчества, а отдавая ей приоритет в случае возникших противоречий между Основным Законом и подконституционными актами также обеспечить соответствующее Конституции правоприменение.

Потенциал Конституции высок в силу закрепленных в ней не только юридических норм, но и принципов, имеющих базовый характер. Вся правовая пирамида должна быть выстроена на основе Конституции. Тогда можно обеспечить системность и непротиворечивость всего массива законодательства [3, с. 85]. Таким образом, можно прийти к выводу, что Конституция является основным источником национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне. В Основном Законе закрепляется государственное устройство, основные права и свободы. Конституция — основа системы права. Это важнейшее условие обеспечения согласованности всех звеньев государства, режима законности и правопорядка. Конституция занимает центральное место в системе права и действует в ее рамках, устанавливая исходные начала функции всей системы права. При этом Конституция входит в систему каждой отрасли права и законодательства в целом как базовый источник. Вся система законнодательства формируется на основе Конституции Республики Беларусь.

Конституция устанавливает принципы текущего законодательства. Конституционные принципы и нормы предопределяют построение всей национальной правовой системы. Конституционные принципы оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему, в том числе и на отраслевое законодательство, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения.

На основе Конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция устанавливает формы нормативных правовых актов, компетенцию государственных органов, принципы, на которых они должны быть основаны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Конституция Республики Беларусь является основным источником конституционного права, так как она содержит его важнейшие нормы и институты. Конституция характеризуется широтой содержания установленных в ней норм: она охватывает своим воздействием все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную, духовную, что и отличает Основной Закон от всех иных видов источников конституционного права.

Конституция Республики Беларусь имеет высшую юридическую силу и закрепляет основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений. Конституция выступает наивысшей формой воплощения государственной воли народа, устанавливает основополагающие принципы организации и жизнедеятельности общества и государства. Она закрепляет форму правления и форму государства, механизм государственной власти, функционирование гражданского общества, права и свободы человека и гражданина. К источникам конституционного права Республики Беларусь также относятся решения референдумов, международные договоры и соглашения, Кодексы Республики Беларусь, постановления Парламента, постановления Совета Министров Республики Беларусь, акты Конституционного, Верховного, Хозяйственного Судов Республики Беларусь, нормативные правовые акты министерств, а также решения местного управления и самоуправления.

К основным функциям конституции относят следующие: юридическая, политическая и идеологическая. Кроме перечисленных, некоторые ученые называют и другие функции: учредительную, организаторскую, правоохранительную и др. Все функции конституции находятся в единстве, сочетаясь и дополняя друг друга.

Конституция является основным источником национального права. Она обладает верховенством по отношению ко всем иным правовым актам, принимаемым на национальном уровне. В Основном Законе закрепляется государственное устройство, основные права и свободы.

Конституционные принципы и нормы предопределяют построение всей национальной правовой системы. Конституционные принципы оказывают направляющее воздействие на всю правовую систему, в том числе и на отраслевое законодательство, устанавливают основные начала правотворчества и правоприменения.

На основе Конституции формируется вся система текущего законодательства, в ней определяется компетенция государственных органов. Конституция устанавливает формы нормативных правовых актов, компетенцию государственных органов, принципы, на которых они должны быть основаны.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). — Минск: Амалфея, 2005. — 48с.
О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 10 янв. 2000 г., № 361-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.07.2009 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электрон. ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. — Минск, 2014.
Василевич, Г.А. Источники белорусского права: принципы, нормативные акты, обычаи, прецеденты, доктрина. — 2-е изд., доп. / Г.А. Василевич. — Минск: Тесей, 2008. — 218 с.
Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. — Мн: Книжный Дом, 2010. — 768 с.
Василевич, Г.А. Конституционное правосудие / Г.А. Василевич. — Минск: Право и экономика, 2012. — 326 с.
Василевич, Г.А. Конституция — основа национальной правовой системы / Г.А. Василевич — Минск: Право и экономика. — 2009. — 691 с.
Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь в национальной правовой системе / Г. А. Василевич // Веснік Беларускага дзяржаўнага універсітэта Сер. 3 Гісторыя. Філасофія. Псіхалогія. Паліталогія. Эканоміка. Права: Навук.-тэарэт. часоп. — 2009. — № 1. — С. 123 — 130.
Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий. — Минск: ГИУСТ БГУ, 2005. — 485 с.
Василевич, Г.А. Конституция. Человек. Государство. Книга 7 / Г.А. Василевич. — Минск: Право и экономика, 2010. — 447 с.
Василевич, Г.А. Обеспечение конституционной законности в государстве: теория и практика / Г.А. Василевич. — Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. — 88 с.
Василевич, Г.А. Обеспечение конституционной законности в государстве: теория и практика / Г.А. Василевич. — Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. — 88 с.
Василевич, Д.Г. Некоторые особенности норм конституционного права / Д.Г. Василевич // Ценностная парадигма Основного закона Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., 14 марта 2013 г., Минск / редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. — С. 72-75.
Веремеенко, В.М. Конституционное право: учеб. Пособие / В.М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. — Минск: Изд-во Гревцова, 2014. — 488 с.
Демичев, Д.М. Конституция Республики Беларусь и некоторые проблемы совершенствования конституционного законодательства / Д.М. Демичев // Конституция Республики Беларусь и вопросы правоприменения. Материалы круглого стола, состоявшегося 13 марта 2009 года на юридическом факультете Белорусского государственного университета / науч. ред. Г.А. Василевич; Белгосуниверситет. — Минск: Право и экономика, 2010. — С. 38-43.
Демичев, Д.Н. Конституционное право: учебник / Д.Н. Демичев. — Минск: Адукацыя и выхаваннне, 2012. — 416 с.
Дробязко, С.Г. Конституция и конституционность как процесс реализации Основного Закона / С.Г. Дробязко // Конституция Республики Беларусь и вопросы правоприменения. Материалы круглого стола, состоявшегося 13 марта 2009 года на юридическом факультете Белорусского государственного университета / науч. ред. Г.А. Василевич; Белгосуниверситет. — Минск: Право и экономика, 2010. — С. 19-25.
Кивель, В.Н. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / В.Н. Кивель. — Минск: Междунар. ун-т «МИТСО», 2012. — 528 с.
Кивель, В.Н. Права, свободы и гарантии человека как высшая ценность общества и государства Ценностная парадигма Основного закона Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., 14 марта 2013 г., Минск / редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. — С. 90-92
Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь: Монография / К.Н. Кунцевич. — Мн.: Молодежное научное общество, 2005. — 166 с.
Курак, А.И. Конституционное право (таблицы, схемы, определения): учеб. пособие. 2-е изд., обновл. и доп. / А.И. Курак. — Минск: Тесей, 2011. — 550 с.
Курьянович, А.В. Конституция независимой Беларуси: разработка, проекты, принятие: монография / А.В. Курьянович. — 2-е изд. — Минск: Тесей, 2011. — 176 с.
Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.П. Петров. — Минск: Амалфея, 2011. — 688 с.
Пугачев, А.Н. Проблемы обеспечения верховенства Основного Закона / А.Н. Пугачев // Ценностная парадигма Основного закона Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., 14 марта 2013 г., Минск / редкол.: Г.А. Василевич [и др.]. — Минск: Изд. центр БГУ, 2013. — С. 50-53.
Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (от привилея Казимира до Конституции Республики Беларусь): моногр. / М.Ф. Чудаков. — 2-е изд., испр. и доп. — Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. — 290 с.
Шупицкая, О.Н. Конституционное развитие белорусского государства / О.Н. Шупицкая // Веснік Гродзенскага дзяржаўнага універсітэта імя Янкі Купалы. Сер. 4 Правазнауства. — 2010. — № 4. — С. 3-8.
Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко. — Минск: Амалфея, 2008. — 408 с.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1812

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке