Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Методология исследования и организации систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм»

На территории Российской Федерации вновь началась череда изменений, часть из них обусловлена самобытным развитием в политической и социальной сферах страны, другая — завязана на общемировых изменениях тенденций в системе управления.

Курсовая работа с гарантией

Содержание

Введение

1. Теоретико-методологические основы муниципального управления в субъектах РФ

1.1 Роль муниципального управления в устойчивом развитии территории

1.2 Методология исследования муниципального управления

2. Организация системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов Вологодской области

2.1 Организация системы стратегического планирования и управления развитием

2.2 Проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне

Заключение

Список источников информации

Введение

Обратим внимание на то, что отдельный человек на протяжении многих столетий был лишь частицей общества и не более того, в результате чего выпадала одна из главных целей существования социума — эта цель — сам индивид. В связи с этим на периферию общественного сознания отправлены такие основополагающие понятия, как комфортные условия для индивида, благосостояние отдельного человека и различных общностей. Учитывая сказанное, проанализируем муниципальное управление с учетом методологических и категориальных оснований. Данное исследование представляется актуальным, так как в настоящий момент зафиксирована тенденция к смене ориентиров в области управления социальными процессами.

К примеру, принцип экономического детерминизма сформировался посредством выделения лишь финансового критерия, то есть в то время, когда внимание было обращено на отрасль обрабатывающей промышленности, из виду совершенно выпадала социальная сфера, что влекло за собой неминуемые проблемы для общества и страны в целом. Подобная констатация верна по отношению ко всем уровням социального управления — от государственного до муниципального, причем именно муниципальный уровень управления представляет нелинейный, многоступенчатый социальный феномен.

Степень научной разработанности проблемы. Неоспоримый вклад в разработку проблемы развития территорий муниципальных образований внесли Р.Т. Абдрашитов, В.Г. Беломестов, А.А. Голуб, В.И. Гурман, Л.П. Груздева, В.И. Данилов-Данильян, И.О. Калиникова, В.Н. Лексин, И.С. Масленникова, В.П. Фофанов, А.И. Шишкин и многие другие ученые.

Цель курсовой работы рассмотреть методология исследования и организацию систем муниципального управления в субъектах РФ различных организационных форм.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

  1. Рассмотреть роль муниципального управления в устойчивом развитии территории.
  2. Изучить методологию исследования муниципального управления.
  3. Рассмотреть организацию системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов на примере Вологодской области. стратегическое планирование муниципальный

Объектом исследования являются субъекты РФ различных организационных форм.

Предметом исследования является методология исследования и организация систем муниципального управления.

Нормативно-правовой базой исследования послужили нормативно- правовые акты в виде Федеральных законов, Указов Президента РФ и постановлений Правительства Российской Федерации, законодательные и нормативные акты органов управления.

1. Теоретико-методологические основы муниципального управления в субъектах РФ

1.1 Роль муниципального управления в устойчивом развитии территории

В современных условиях «центр тяжести» усилий по регулированию социально-экономического развития постепенно смещается на наиболее низкий уровень власти — муниципальный. Это связано с тем обстоятельством, что именно здесь решаются вопросы местного значения, определяющие качество жизни населения, комфортность условий его жизнедеятельности. Поэтому необходимо научное изучение особенностей влияния муниципального управления на обеспечение устойчивого развития территорий.

В настоящее время объективные условия, в которых действуют субъекты управления, изменились: процессы стали не только динамичными, нелинейными, но и глобальными, что требует принципиально другого социального управления — целостного и стратегического по своей природе. Главная линия развития теории и практики муниципального управления сегодня заключается в создании устойчивой, эффективной и гибкой демократической системы управления, утверждении и поддержании авторитета местной власти, что невозможно без устранения факторов командно-бюрократической системы управления путем последовательной реализации принципов самоуправления.

Муниципальное самоуправление (МСУ) нами рассматривается как явление и как процесс. Как явление оно представлено созданием и функционированием муниципальных образований. Как процесс МСУ представляет собой управленческую деятельность органов местного самоуправления, связанную с достижением определенных целей в виде совокупности последовательно-параллельных операций, представленных управленческими циклами планирования, координации, регулирования, организации, контроля, учета и анализа, а также мотивации на муниципальном уровне.

Под МСУ понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ими, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. МСУ в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Объектом МСУ является муниципальное образование — населенная территория, на которой оно осуществляется. В качестве субъекта МСУ выступает население муниципального образования — местное сообщество, а также органы МСУ, избранные населением и действующие от его имени, выполняющие управленческие функции в пределах МО. Предметом МСУ является регулирование социально- экономических процессов на территории муниципального образования в интересах местного сообщества и на основе эффективного использования местных ресурсов.

Модель системы МСУ (рис. 1.1) отражает системные признаки МСУ, выделяющие его среди других властных структур, и позволяет, выделить главные категории управления местным сообществом. МСУ развивается в силу воздействия таких факторов, как максимальное включение в процесс управления территорией непосредственно населения муниципальных образований; донесение до людей объективных сведений о возможностях МСУ в рамках самых разных форм организации коммуникаций; дифференцированный подход к построению политики в разных типах муниципальных образований; финансовая самодостаточность местного самоуправления.

Рисунок 1.1 — Системная модель местного самоуправления

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Из перечисленных характеристик следует, что МСУ — это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета, а также иной их деятельностью в различных сферах муниципального образования, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, решения других вопросов местного значения, включая и вопросы организации своей работы, муниципальной службы. Органами местного самоуправления обеспечивается управление муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством, финансами и всеми сферами деятельности муниципального образования.

Муниципальное самоуправление строится на основе общих принципов управления и включает в себя ряд элементов. Теория муниципального управления, рассматривая муниципальное управление как систему, изучает организацию муниципального управления, а муниципальное образование изучается как социально-экономическая система, субъект управления, технология муниципального управления, методы и порядок принятия решений, планирования и прогнозирования, методы муниципального управления, механизм взаимоотношений органов местного самоуправления с органами государственной власти, средствами массовой информации и населением, как воздействие систем и механизмов управления на социальные процессы, социальные институты, социальные общности различных видов и уровней. Здесь исследуются вопросы оптимизации управления муниципальным персоналом.

Муниципальное образование в соответствии с федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальное образование (МО) является сложной социально-экономической системой, состоящей из нескольких тесно взаимодействующих и взаимосвязанных элементов: населения, природно-географической среды, градообразующей базы и жизнеобеспечивающей системы, обслуживающей функционирование, сохранение и развитие всего муниципального образования.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

1.2 Методология исследования муниципального управления

Выступая на протяжении длительного промежутка времени лишь низшим уровнем государственного управления, простым «придатком» властных структур, муниципальное управление лишь в последнее время оказывается востребовано институтами еще не укоренившегося в России гражданского общества и демократического государства. По словам А.И. Попова, «муниципальное управление стоит представлять, как основополагающий принцип реализации власти в социуме и государстве, он так же, как и принцип разделения властей, является фундаментом управленческой системы в государстве с демократическим строем».

Юридическими основаниями местного управления являются правовые нормы, которые закреплены в Конституции РФ. В данном документе муниципальное самоуправление рассматривается как неотъемлемый атрибут демократического общественного устройства.

Носителем власти при таком режиме является народ, он становится непосредственным участником и модератором внутри и внешнеполитических стратегий страны. Осуществлять подобное влияние человек может непосредственно или опосредовано. В связи с этим можно утверждать, что права и возможности гражданина воплощаются и контролируются как раз при помощи муниципального управления. Однако власть народа даже в демократическом обществе не безгранична, она должна осуществляться в соответствии с законами и подзаконными актами, которые содержатся в Конституции РФ и других официальных документах субъектов РФ.

Существенным аспектом исследуемой темы представляется попытка разобраться в той терминологической путанице, которая сопровождает вопрос о муниципальном управлении в отечественных гуманитарных науках. В России употребляется термин «муниципальное образование» или «орган местного самоуправления», если имеется в виду муниципалитет как орган управления данной территориальной единицы. B Российской Федерации под понятием «местное самоуправление» подразумевается форма осуществления народом своей власти. У отдельных исследователей производится разделение понятий «муниципальное самоуправление» и «муниципальное управление».

Муниципальная сфера приобретает большое значение в контексте нахождения общих точек для взаимодействия государственных институтов и механизмов гражданского общества. С данной точки зрения муниципальное управление представляет собой низший уровень государственных управленческих структур, в то время как муниципальное самоуправление рассматривается в качестве инструмента осуществления общественных интересов. Под муниципальным самоуправлением понимаются выборные органы муниципальных образований (городские думы, советы и т.д.).

Впрочем, возможны и другие методологические подходы, позволяющие выявить различие между муниципальным управлением и самоуправлением. В частности, функциональный подход, представленный в работах Р.В. Зотова, акцентирует внимание на выделении представительного и организационного аспектов деятельности муниципалитетов. По его словам, «муниципальное управление — это деятельность выборных и других органов местного самоуправления по управлению муниципальной собственностью, объектами муниципального хозяйства, формированию и исполнению местного бюджета». Получается, что муниципальное управление является одной из функций муниципалитета, тогда как под муниципальным самоуправлением понимается совокупность органов, осуществляющих управленческо-организационные функции. Именно функциональный подход представляется предпочтительным при рассмотрении коммуникационных и управленческих процессов, протекающих на муниципальном уровне, поскольку его эвристический характер заключается в формировании целостного представления о структуре управления, выделении отдельных элементов и определению их роли в осуществлении властных полномочий.

В ходе проводимого исследования термин «муниципальное управление» будет использоваться для описания управленческих процессов, а термин «муниципальное самоуправление» будет обозначить институциональный базис управленческих действий на уровне отдельных муниципалитетов. Далее следует определить само понятие муниципального образования и его роль в структуре общественно-государственных управленческих процессов. Под муниципальным образованием понимается административная единица, расположенная на определенной территории и обладающая населением, однако было бы ошибкой ставить знак равенства между муниципалитетом и любым населенным пунктом (хотя, как правило, каждый поселок или город представляет собой отдельное муниципальное образование). Точнее говоря, можно выделить в современной политологии и теории управления два основных подхода, предлагающих различное понимание сущности и функционального наполнения муниципальных образований. С позиции поселенческого подхода муниципальное образование создается в пределах определенного населенного пункта, что оказывается удобным с административной точки зрения, поскольку позволяет четки зафиксировать границы муниципалитета.

Однако территориальный подход предлагает другой критерий выделения муниципальных образований, согласно которому возможно объединение ряда населенных пунктов в рамках одного муниципалитета в том случае, если жители данных пунктов обладают схожими условиями проживания и сталкиваются с однотипными проблемами. В Российской Федерации используется смешанный, территориально-поселенческий критерий выделения муниципальных образований, что позволяет, по крайней мере, на теоретическом уровне сочетать интересы жителей населенных пунктов с потребностями в организационной логистике.

В силу этого обстоятельства муниципальное образование обладает целым комплексом полномочий. Во-первых, оно управляет образовательными и медицинскими учреждениями, осуществляет руководство работой местных внутренних органов, а также распоряжается муниципальной собственностью, к которой относятся жилой фонд и другие территории, не относящиеся к ведению федеральных органов власти. Основным источником бюджета муниципального образования является сбор налогов с местного населения, причем ключевой проблемой является срастание муниципального самоуправления с органами государственной власти, в силу чего девальвируется возможность влияния со стороны общественных структур на процесс управления конкретной территорией.

Неразвитость существующей законодательной базы проявляется в возникающем противоречии между зафиксированными в федеральном законе правами муниципального образования на принятие стратегических решений с целью улучшения жизни населения и реальными возможностями муниципалитетов. При этом важно понимать, что муниципальное управление в силу принципа внутреннего суверенитета не может быть противопоставлено государственному управлению, но речь идет о нахождении необходимого компромисса, при котором излишняя централизация власти окажется заменена на партнерские отношения между различными уровнями управления. Потребность в четком разграничении функции и увеличении степени автономности муниципальных образований в принятии решений, касающихся подчиненной им территории, обусловлена их промежуточным положением между государством и отдельным индивидом. Исследователь Г.П. Демченко отмечает, что именно на муниципальном уровне должны «претвориться в жизнь фундаментальные ценности человечества, противоречивые по своей природе, но сочетающие индивидуальные и общественные интересы. В условиях местного самоуправления предполагается если не полное устранение влияния государства и его власти, то, по меньшей мере, «минимизация влияния и невмешательство в деятельность местного самоуправления». Так или иначе, но установление партнерских отношений между различными уровнями управленческой системы позволит увеличить эффективность принимаемых решений и отладить механизмы представительства интересов населения, что становится особенно актуальным в условиях экономической нестабильности и тенденций к усилению социального протеста.

Стоит также отметить, что в настоящее время в рамках российской правовой системы отсутствуют реальные механизмы, которые позволили бы разграничивать полномочия органов государственного и местного самоуправления. За последние годы страны Запада вполне сумели доказать, что для построения демократического общества нельзя обойтись без усиления системы местного самоуправления. Формирование и становление благосостояния общества и индивидуального достатка теперь напрямую зависит от децентрализации власти, так как при помощи данной процедуры часть полномочий и функций передается муниципалитетам.

Н.И. Глазунова уверена, что эффективная федеральная власть проявляет себя в том случае, если граждане самостоятельно чувствуют потребность в достижении своих целей через муниципальные институты управления, а не когда индивида принуждают принимать участие в жизни общества и государства при помощи созданных органов самоуправления.

Необходимо подчеркнуть, что, несмотря на большое количество проблем в системе муниципального управления, их решением озадачено немалое количество российских ученых и их зарубежных коллег, в связи с чем можно выразить надежду, что положительные тенденции возобладают.

Реализация демократической модели социального управления, в рамках которой окажется возможен переход к полноправному местному самоуправлению, становится насущной необходимостью современного российского общества.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Заказать курсовую

Таким образом, муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления

В настоящее время в рамках российской правовой системы отсутствуют реальные механизмы, которые позволили бы разграничивать полномочия органов государственного и местного самоуправления. За последние годы страны Запада вполне сумели доказать, что для построения демократического общества нельзя обойтись без усиления системы местного самоуправления. Формирование и становление благосостояния общества и индивидуального достатка теперь напрямую зависит от децентрализации власти, так как при помощи данной процедуры часть полномочий и функций передается муниципалитетам.

2. Организация системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных районов Вологодской области

2.1 Организация системы стратегического планирования и управления развитием

Задачи выработки и реализации стратегии регионального развития сегодня стоят перед каждым субъектом Российской Федерации. В докризисные годы по инициативе Министерства регионального развития Российской Федерации более 60 субъектов страны, включая Волгоградскую область, и несколько десятков городов разработали и утвердили собственные стратегии социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. В этих стратегиях были учтены системные меры по достижению поставленных целей и особенности регионов или городов.

Основным уровнем территориальной организации социально-экономического пространства региона являются административно-территориальные образования, имеющие органы местного самоуправления с закрепленными за ними властными полномочиями, компетенциями и обязанностями решения социальных и хозяйственных вопросов местного значения. В этих условиях определяющим фактором успешной разработки и реализации стратегии социально-экономического развития региона является использование потенциала хозяйственной самоорганизации муниципальных образований.

Стратегические направления развития региона должны быть детализированы в виде стратегических мероприятий и действий муниципальных образований по достижению целей и задач стратегии. И наоборот, стратегия региона должна, опираясь на стратегии муниципалитетов, обобщать выработанные органами местного самоуправления задачи, видеть полную картину их развития и, в случае необходимости, корректировать долгосрочные планы, показывать муниципальным образованиям их стратегическую роль и место в различных процессах и устройстве субъекта федерации. Формирование указанных отношений регионального и муниципального стратегического планирования позволит обеспечить построение эффективного механизма реализации стратегии социально-экономического развития региона. Стратегическое управление муниципальным образованием как проблема научного исследования в целом является новой для экономической науки, что обуславливает отсутствие методических рекомендаций и общепринятых научных подходов к разработке стратегий. Основу методологического фундамента составляют теории западных специалистов или научные публикации российских ученых на основе индивидуальной практики разработки стратегических планов и программ конкретных российских городов.

Основные параметры управления социально-экономическими процессами в муниципальных образованиях определяет ФЗ № 131 от 6.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В законе предусмотрены самостоятельность муниципалитетов в формировании программ и планов социально-экономического развития и местных бюджетов, возможность осуществления муниципальных заимствований и межмуниципального сотрудничества, закрепление собственной доходной базы муниципальных образований в виде местных налогов и доли регулируемых налогов.

Система стратегического регионального планирования обязательно должна учитывать количественно-структурное многообразие муниципальных образований. Например, в составе Волгоградской области 491 муниципальное образование: 6 городских округов, 33 муниципальных района, 29 городских поселений, 423 сельских поселения. Несмотря на то что все муниципальные образования обладают определенной степенью хозяйственной самостоятельности, проявляющейся в наличии муниципального имущества, собственных средств (бюджета) и закрепленных полномочий, рассматривать все органы местного самоуправления в качестве субъектов стратегического планирования не целесообразно.

Сельские поселения и часть городских поселений, не обладая достаточным кадровым обеспечением административного аппарата и значительной собственной доходной базой местного бюджета, могут, как и в случае вопросов местного значения, передавать эту функцию более крупным муниципальным образованиям, в административном подчинении которых они находятся. Представляется достаточным уровень городских округов и муниципальных районов в иерархии стратегического планирования социально- экономического развития региона.

Городские округа, обладая более значительной экономической и административной базой, как правило, уже имеют сложившуюся практику планирования долгосрочного социально-экономического развития.

Рисунок 2.1 — Система стратегического планирования социально-экономического развития Волгоградской области

Волгоградской области утверждена Стратегия социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (Закон Волгоградской области № 1778-ОД от 21.11.2008 «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области»). Система стратегического планирования в Волгоградской области включает: среднесрочные программы социально-экономического развития региона и муниципальных образований, целевые программы, прогнозирование, планирование и мониторинг процессов, происходящих в регионе. Главной целью Стратегии является создание условий для увеличения продолжительности жизни людей, прироста населения за счет повышения его благосостояния, уменьшения бедности (рост денежных доходов населения, сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

В Стратегии определены следующие направления развития муниципальных образований:

1) развитие научно-технического и образовательного потенциала крупных городских агломераций с высоким качеством среды обитания и человеческим потенциалом, динамичной инновационной и образовательной инфраструктурой;

2) формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики;

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

3) формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на глубокую добычу и переработку сырья, производство энергии с использованием современных технологий (механизированных, ресурсосберегающих и экологичных, нетрудоемких);

4) образование и развитие туристско-рекреационных зон с высоким уровнем оказания услуг сервиса на территориях с уникальными природно-климатическими условиями;

5) развитие крупных транспортно-логистических и производственных узлов в рамках формирования опорной национальной транспортной сети, обладающей необходимым потенциалом пропускной способности и обеспечивающей целостную взаимосвязь центров экономического роста;

6) значительное снижение внутрирегиональной дифференциации в уровне и качестве социальной среды и доходах населения, сближение стандартов жизни между регионом, крупными и малыми городами, городским и сельским населением;

7) сохранение культурного многообразия, традиционного уклада жизни и применение особых мер социальной поддержки населения сельской местности.

Следует отметить, что задачи, стратегические направления и целевые ориентиры Стратегии не имеют детализации относительно вопросов местного значения муниципальных районов и городских округов.

Среднесрочные программы мероприятий реализации стратегии и отраслевые областные целевые программы Волгоградской области закрепляют участие муниципалитетов в конкретных мероприятиях с указанием ожидаемых результатов, передаваемых полномочий и условий финансирования.

В Волгоградской области на муниципальном уровне можно выделить четыре основных вида социально-экономического планирования.

1. Бюджетное планирование — составление проекта бюджета и перспективного финансового плана. К бюджетному планированию также относят составление документов финансового обоснования, таких как план капитального строительства за счет бюджетных средств, программа муниципальных заимствований, программа приватизации муниципального имущества.

2. Социально-экономическое планирование — составление среднесрочного прогноза социально-экономического развития муниципального образования и подготовка паспорта муниципалитета (также содержит прогнозные значения). Результаты социально- экономического планирования являются базой формирования местного бюджета и основанием для разработки муниципальных целевых программ.

3. Среднесрочное планирование решения задач территориального развития — разработка муниципальных целевых программ для решения конкретных социальных и хозяйственных задач муниципалитета (например, развитие малого бизнеса, привлечение инвестиций, повышение доступности услуг здравоохранения, профилактика правонарушений и т.п.).

4. Территориальное планирование — подготовка документов, имеющих долгосрочные ориентиры освоения территории муниципалитета, таких как генеральный план, правила землепользования и застройки и прочие документы функционального зонирования.

В настоящее время многие муниципальные образования переходят от текущего и среднесрочного планирования к разработке долгосрочных стратегий собственного развития. Это обусловлено законодательным закреплением предметов ведения, прав и полномочий органов местного самоуправления, необходимостью повышения эффективности их деятельности (также имеющей законодательно закрепленную структуру количественной оценки) в условиях ограниченных ресурсов и значительного влияния внешней среды.

Разработчики стратегий муниципальных образований указывают, что под стратегией они понимают документально выраженное общественное согласие о представлении будущего социально-экономического состояния территории, приоритетах, ресурсах и механизмах, используемых органами местного самоуправления для приближения этого будущего.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

Обзор действующих стратегий муниципальных районов показал, что в целом для них характерны все стратегические элементы: наличие миссии, целей, задач; анализ внешней среды; анализ текущего социально-экономического положения территории; SWOT-анализ; выработка сценариев развития; механизм реализации; ресурсное обеспечение; ожидаемые результаты.

2.2 Проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне

Выявим проблемы организации системы стратегического планирования на муниципальном уровне.

1. Слабое законодательное регулирование процесса стратегического планирования (отсутствие нормативной базы стратегического планирования развития муниципального образования; отсутствие конкретных механизмов, обеспечивающих открытость процесса планирования социально-экономического развития муниципалитета).

2. Отсутствие соответствующих методических рекомендаций по разработке планов и стратегических программ экономического развития и увязка данных программ с процессом бюджетного планирования.

3. Реализация стратегических разработок зачастую сводится к набору мероприятий, уже осуществляемых администрацией.

4. Недостаточная степень вовлечения в процесс разработки стратегии субъектов гражданского общества (граждан, представителей местного бизнеса и некоммерческих организаций).

5. Наблюдается несогласованность программных документов (стратегия, генеральный план, бюджетный план), что обуславливает дублирование предпринимаемых мер, рассеивание финансовых средств и невыполнение программных мероприятий из-за ограниченности ресурсов.

6. Недостаточная квалификация собственных управленческих кадров (у сотрудников администраций отсутствуют должные навыки стратегического управления).

Таким образом, система стратегического планирования муниципальных районов Волгоградской области в настоящий период находится на этапе становления, который с определенными результатами уже прошли многие регионы. В этой связи региональным органам власти необходимо сформировать условия организации эффективных муниципальных систем стратегического управления собственным развитием, к которым можно отнести следующие: определить соотношения федеральной, региональной и местных стратегий социально-экономического развития по способам правового регулирования, по методам разработки и содержанию; законодательно закрепить статус и перечень муниципальных документов стратегического планирования, определить круг участников этого процесса и их полномочия; разработать комплект методических рекомендаций по организации стратегического планирования развития муниципальных образований; организовать выездные консультации органов местного самоуправления.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципального образования может быть определено как совместная деятельность органов муниципального управления, населения и других заинтересованных сторон, направленная на создание и усиление, на научной и практической основе, положительных тенденций развития муниципалитета, путем комплексного развития всех аспектов жизнедеятельности на которые возможно оказывать влияние, а, в случае недостатка ресурсов, с акцентом на отдельные сферы, которые должны стать «локомотивами» этого развития.

Субъектом воздействий, в данном случае, выступают органы муниципального управления, но учет мнения заинтересованных сторон является одним из основных элементов создания и реализации стратегических документов. Необходимо также отметить такую характеристику этих воздействий, как системность, которая налагает дополнительные условия на процессы создания, реализации, контроля и корректировки стратегических документов — в первую очередь это согласованность всех документов и процессов. Целью создания, деятельности, а, следовательно, и социально-экономического развития, декларируемой большинством муниципальных образований, чаще всего является процесс постоянного повышения благосостояния населения. Большой энциклопедический словарь определяет «благосостояние» как обеспеченность населения необходимыми материальными и духовными благами, т.е. предметами, услугами и условиями, удовлетворяющими определенные человеческие потребности.

Система стратегического планирования муниципальных районов Волгоградской области в настоящий период находится на этапе становления, который с определенными результатами уже прошли многие регионы. В этой связи региональным органам власти необходимо сформировать условия организации эффективных муниципальных систем стратегического управления собственным развитием, к которым можно отнести следующие: определить соотношения федеральной, региональной и местных стратегий социально-экономического развития по способам правового регулирования, по методам разработки и содержанию; законодательно закрепить статус и перечень муниципальных документов стратегического планирования, определить круг участников этого процесса и их полномочия; разработать комплект методических рекомендаций по организации стратегического планирования развития муниципальных образований; организовать выездные консультации органов местного самоуправления.

Список источников информации

Нормативно-правовые источники

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, №31, ст. 4398.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: фед. закон № 131 от 6.10.2003 // Росс. газета от 8 октября 2003 г. № 202.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

3. Закон Волгоградской области № 1778-ОД от 21.11.2008 «О стратегии социально-экономического развития Волгоградской области».

4. Указ Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» (в ред. 04.11.2016г.).

Учебники, монографии, брошюры.

1. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. — Н. Новгород., 2010. — 168 с.

2. Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2017. — 156 с.

3. Зотов В.Б. Муниципальное управление. М., 2003. — 279 с.

4. Кленов С. Н. Правовое обеспечение государственного и муниципального управления: Учебное пособие / С.Н. Кленов и др. — М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. — 268 с.

5. Кудряшова Л.В. Муниципальное управление. Учебно-методическое пособие, 2012. — 264 с.

6. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления: Учебное пособие / В.П. Орешин. — М.: НИЦ Инфра-М, 2016. — 320 с.

7. Угурчиев О. Б. Основы государственного и муниципального управления: Учебное пособие / О.Б.Угурчиев, Р.О.Угурчиева — М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. — 378 с.

8. Чиркин В. Е. Основы государственного и муниципального управления: Учебник / В.Е. Чиркин. — М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 384 с.

III. Периодические издания.

1. Барышников Н.П. Практика реализации законов Российской Федерации и Тюменской области «О местном самоуправлении» (ретроспективный анализ) // Правовые, экономические, социокультурные проблемы: общероссийские закономерности и региональная специфика. Тюмень, 2004. Вып. 4. С. 16-20.

2. Басангова К. М. Социальные проблемы экономического развития северных территорий // Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики. 2012. № 1 (41). С. 418-420.

3. Болгова М.А. Формирование позитивной социальной направленности студенческой молодежи в рамках модернизации высшего образования//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки <https://elibrary.ru/contents.asp?titleid=9626>. 2015. № 7 (147). С. 21-26.

4. Ветрова Е.А. Особенности развития государственно-частного партнерства в Российской Федерации//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки . 2015. № 6 (146). С. 69-72.

5. Ветрова Е.А., Разумовский С.Л. Развитие социальной инфраструктуры в муниципальных районах региона (на примере Самарской области) //Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7 (147). С. 125-133.

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Цена курсовой

6. Гранберг А. Стратегия территориального социально- экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2011. № 9. — С. 15-27.

7. Елисеева М.А. Методология исследования муниципального управления в контексте доминирующих тенденций социального развития // Современные проблемы взаимодействия российского государства и общества, 2016. С. 126.

8. Сергеев Л.И., Клочко С.Н. Обобщение проблем формирования стратегий и программ социально-экономического развития муниципальных образований // Балтийский экономический журнал. — Калининград : Изд-во БИЭФ, 2010. — № 1(3).

9. Силин В.П. О методологии муниципального управления // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. С. 34-38.

10. Урбах, А. А. Основные подходы к формированию целей и задач муниципального управления: Материалы XI международной научно-практической конференции / А. А. Урбах. 2012. — С. 183-189.

Электронные ресурсы

1. Демченко Г.П. Основные проблемы становления и развития местного самоуправления [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.I-U.ru/ doc12.doc

2. Дидык В.В. Практика стратегического планирования [Электронный ресурс]. — ИД «Гелион». — Режим доступа: http://helion-ltd.ru/practice-of-strategic-planning/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1026

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке