Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Курсовая работа на тему «Международное сотрудничество по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств»

В начале XXI века человечество продолжает искать эффективные пути для решения одной из важнейших проблем — борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Сегодня эта проблема стоит почти перед всеми государствами, так как она не имеет территориальных, национальных, религиозных, классовых и других границ.

Введение

В начале XXI века человечество продолжает искать эффективные пути для решения одной из важнейших проблем — борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Сегодня эта проблема стоит почти перед всеми государствами, так как она не имеет территориальных, национальных, религиозных, классовых и других границ.

Наркоиндустрия неуклонно растет и совершенствуется. В настоящее время мировой наркобизнес является самым прибыльным и имеет мощную интернациональную мафиозную структуру. По данным ООН, сегодня примерно 200 млн. человек, или 5% населения в возрасте от 15 до 64 лет употребляют наркотики. Число наркозависимых лиц составляет около 25 млн человек. Самый распространённый наркотик в мире — марихуана, её употребляют 162 млн человек. Наиболее популярными тяжёлыми наркотиками остаются опиаты: по данным Управления ООН наркотикам и преступности (ЮНОНДК), их употребляют 15 млн человек в год (из которых 22 млн человек употребляют героин), 13 млн человек зависят от кокаина. Обостряется и проблема со стимуляторами амфетаминового ряда (САР). Растёт объем производства, происходит диверсификация мест и методов их изготовления. Крупнейшим наркоэкспортером является Афганистан. В 2008 году он произвёл 7700 т. Опиума. Приблизительно 92% героина в мире изготавливается из афганского мака. Афганистан стал поистине наркогосударством номер один в мире.

Во многом именно «афганский фактор» стал главным побудительным мотивом для выделения особого вектора сотрудничества России и государств- участников различных международных соглашений — борьба с организованной преступностью и прежде всего с незаконным оборотом наркотиков. Ещё один одно основание для сотрудничества — растущий приток синтетических наркотиков. Таким образом, объективная взаимная заинтересованность в решении данной проблемы закладывает прочную базу для взаимодействия.

Тема данной работы: Международное сотрудничествов борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

Актуальность исследования

Анализ основных источников формирования программ по противодействию незаконному обороту наркотических средств показывает сложную картину взаимодействия и взаимовлияния международных организаций, и государственных органов, контролирующих оборот наркотических средств на территории своей страны.

Интерес данного исследования в том, что истинного понятия «незаконный оборот наркотических средств» пока не существует. В каждом нормативно- правовом акте по- разному даётся данное определение. Это связано с тем, что существуют различные наркотики (в ходе исследования было выявлено 7 критериев классификации), а также различные подходы и методы правительств государств и межгосударственных организаций для борьбы с ними. Выделяются различные способы оборота наркотических средств.

На практике принято три соглашения, которые являются основой в регуляции незаконного оборота наркотических средств на международном уровне. Законодательства государств- участников принявших данные соглашения проводит политику быстрого реагирования на реальную ситуацию наркотрафика на территории своей страны и соседствующих государств. Сравнительно- правовой анализ даёт полную картину формирования источников международного правового регулирования незаконного оборота наркотиков. В настоящее время принимается множество стратегий по совершенствованию мер незаконного оборота наркотических средств.

Проблема распространения наркомании, злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами является актуальной практически во всех странах мира. Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ относится к категории наиболее опасных видов преступлений международного характера. Общепризнанной является связь транснациональной организованной преступности с незаконным оборотом наркотических средств. Комплексное исследование проблем международно- правового предотвращения незаконного оборота наркотических средств, является актуальным для всех акторов международного права.

Степень научной разработанности темы

Вопросом исследования незаконного оборота наркотических средств на международном уровне посвящали свои работы такие ученые как Сурикова Д.С., Дроздова М.А., Овчинский В.С., Федоров А.В., Кучеренко В.Н., Кунашев Х.М., Хохлов И.И., Щенин Р., Сулейманова Г., Потемкина О.Ю., Старчак М., Хромов И.Л. и другие.

Цели и задачи исследования

Нужна помощь в написании курсовой?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Подробнее

Целью работы является определение и комплексный анализ законодательного регулирования отношений акторов международного права в сфере сотрудничества в борьбе против незаконного оборота наркотических средств; исследование законодательных вопросов противодействия указанному международному преступлению; оценка возможностей применения международного опыта для совершенствования внутреннего законодательства и национальной стратегии Российской Федерации; создание на основе проведенного анализа метода по усовершенствованию способов международного сотрудничества по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Задачами данной работы являются:

·        Теоретическая задача заключается анализе уже выведенных авторами в других работах и на их основе и совокупировании постараться выделитьновое определение «незаконного оборота наркотических средств»

·        При исследование на начальном этапе логичным будет пояснить, что мы имеем ввиду под понятие «наркотические средства»

·        Выделить критерии классификации наркотических средств

·        Перечислить возможные виды незаконного оборота наркотических средств

·        Противопоставить данные виды международно -правовым способам и методам борьбы с ними

·        Провести исторический анализ принятия конвенций относительно международного контроля над наркотиками и борьбы с их незаконным оборотом;

·        Разбить на различные периоды, выделить коренные изменения при принятии нормативно правовых актов

·        Изучение механизма формирования источников международной институционной системы в борьбе с указанным международным преступлением;

·        Разработка стратегий по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего международное сотрудничество государств-участников в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств;

·        Разработка предложений повышения эффективности функционально-правового взаимодействия государств в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств.

Объект исследования — общественно-правовые отношения, регулируемые международными нормативно- правовыми актами в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств.

Предметом исследования является законотворческая и правоисполнительная деятельность международных организаций и стран государств- участников, политика которых подразумевает полный контроль оборота наркотических средств государственной системой.

Методологическая основа исследования

При выявлении этапов принятия различных нормативно правовых актов связанных с предметом исследования в работе был применен историко-генетический метод. Данный метод применяется при исследовании НПА при последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности. То есть как данный предмет исследования в процессе её исторического движения изменялся. Это позволяет в наибольшей мере приблизиться к воспроизведению реальной истории объекта, и объект отражается в наиболее конкретной форме

При написании работы были использованы такие методы научного познания, как сравнительно-правовой, индукции и дедукции, формальной логики, системный, технико-юридический и другие.

Источниковая база исследования

При написании работы использовалась литература. Особо отметим авторов и их труды, которые оказали большую помощь в работе: Сурикова Д.С. «Россия и ЕС: борьба с незаконным оборотом наркотиков», Кунашев Х.Н. «Международно- правовое сотрудничество государств- участников СНГ в противодействии незаконному обороту наркотиков».

Структура работы

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Практическая значимость работы

Данная работа носит нормативный характер и может применяться для дальнейшего изучения темы «Международное сотрудничество борьбе с незаконным оборотом наркотических средств»


Глава 1. Незаконный оборот наркотических средств как сфера международно-правового регулирования

1.1 Анализ толкований термина «незаконный оборот наркотических средств»

Проблема распространения наркомании, злоупотребления наркотическими средствами является актуальной практически во всех странах мира. Незаконный оборот наркотических веществ относится к категории наиболее опасных видов преступления международного характера. Общепризнанной является связь транснациональной организованной преступности с незаконным оборотом наркотических средств.

Увеличение числа противоправных деяний, совершаемых потребителями наркотиков, взаимосвязь между незаконным оборот наркотических средств и организованной преступностью, в частности, с легализацией денежных средств, полученных преступным путем, и коррупцией, требуют эффективного решения данной проблемы на межгосударственном уровне.

Что такое «наркотик — наркотические средства»? От греческого «приводящий в оцепенение, ступор». Согласно Всемирной организации здравоохранение «Наркотик — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечуствительность к боли». Организация Объединенных наций даёт следующие определение, а именно она определяет термин буквальным перечислением всевозможных наркотических средств: «Наркотическое средство — любое из веществ, включенных в списки I и II — естественных и синтетических». Многие страны придерживаются данного определения и спискам, которые приводит ООН. В обиходном значение наркотиком может быть назван любой объект, который приводит человека в аддиктивное поведение, вызывает пристрастие, без которого человек испытывает эмоциональную неустойчивость, раздражительность и конфликтность. В условиях постоянной глобализации использование обществом наркотических средств без государственного контроля на межгосударственном уровне( по — другому данный вопрос рассматривать неактуально) приведёт к катастрофическим последствиям.

Опасность наркотических средств не в них самих, а в их социальном негативном взаимодействии с обществом. Ведь наркотические средства вызывают так называемое наркотическое опьянение, а также привыкание, зависимость, либо психологическую тягу к повторному употреблению наркотиков.

Но что же такое «незаконный оборот наркотических средств»?Большой юридически словарь даёт следующее определение данному понятию «Оборот наркотических средств (психотропных веществ) — культивирование растений, разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на таможенную территорию, вывоз с таможенной территории, уничтожение наркотических средств(психотропных веществ), разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством».

Для совокупности приведём определение с портала UNODC (Управление Организации объединенных наций по наркотикам и преступности): «Незаконный оборот наркотиков — это осуществляемая в глобальных масштабах незаконная коммерческая деятельность, включающая в себя культивирование, изготовление, распространение и сбыт веществ, подпадающих под действие запретительных законов о наркотиках

Анализируя правовую природу понятия «незаконный оборот наркотиков», как преступление международного и национального характера, можно сделать вывод, что незаконный оборот наркотиков относится к преступлениям, посягающим на здоровье населения и общественную мораль и негативно воздействующим на сотрудничество государств в экономической, социальной и политической сферах и представляет собой перемещение наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ и их прекурсов из одного государства в другое государство в нарушение установленных международно- правовыми актами и национальным законодательством положений, норм и правил осуществления экспорта, импорта и транзита.

.2 Международная классификация наркотических средств

Существует много различных наркотических средств и на первый взгляд может показаться, что один наркотик мало чем отличается от другого психотропного средства. И тот, и другой разрушает организм человека, одинаково влияет на социальное положение личности, а также даёт своего рода «кайф», создает иллюзию освобождения, блаженства.

С другой стороны каждое наркотическое средство отличается своими свойствами, особенностями воздействия на организм человека в зависимости от химического состава и биохимической природы.

В качестве наркотиков в России широкое распространение получили маковая соломка, опий-сырец и опийный раствор, марихуана, эфедрин, гашиш, героин, кокаин, «экстази» (метилендиоксиметиламфетамин).

В связи с тем, что видов наркотиков очень много считаем, что логичным будет провести различные критерии классификации наркотических средств.

Существует деление наркотических средств на легкие — одурманивающие, вызывающие привыкание от которого можно избавиться, и тяжёлые, приносящие непоправимый вред личности и здоровью человека.

По происхождению идет деление на растительные, полусинтетические(синтезируемые) и синтетические.

Специфика воздействия различных интоксикантов на организм человек положена в основу Международной классификации наркотиков и психотропных веществ. В соответствии с этим документом, различают следующие их группы:

·        Препараты опия

·        Снотворные и седативные средства

·        Кокаин

·        Препараты индийской конопли

По способу производства можно выделить наркотические средства, произведенные кустарным способом, т.е. в бытовых условиях, и наркотические средства, созданные как любой другой товар рынка, т.е. на фирме.

По способу использования приведём следующую классификацию:

Внутривенные (героин)

Курительные (марихуана, гашиши, гидропоника, «спайсы»)

Воздействие наркотика через глазную оболочку человека(кислота)

Воздействие наркотика через простату человека(опиумные капсулы)

Наркотики, имеющие порошкообразный вид (кокаин, «соль», «фен»)

Не стоит забывать, что наркотические средства различаются и по себестоимости.

К примеру, в Российской Федерации самопальные наркотики, такие как «крокодил» или «черняга» стоит около 250-500 рублей за дозу, курительные смеси синтетического производства, т. е. «спайсы» обходятся в 500-900 рублей. Экстази, или МДМА, распространен в молодежной среде, особенно в столичных клубах, а также от своей недорогой стоимости — 1000-1500 за одну таблетку или марку, содержащую кислоту. Курительные препарата (гашиш, марихуанна, «бошки») популярны среди всего контингента людей, которые начали употреблять наркотические средства. От сорта и качества цена на данный наркотик может колебаться от 1000 до 3000 рублей за «коробок». Самый дорогостоящий наркотик — это кокаин, его цена начинается от 5000 рублей за грамм. Если товар очень качественный, импортный, «чистый», то одна доза героина может доходить до 25000 рублей..    Ещё один критерий классификации наркотических средств заключается в эффекте на организм, а точнее сказать на внутреннее состояние человека.

Курительные смеси вызывают заторможенность, вялость, расслабленность, обостренное восприятие цвета, звука, сбивчивая речь, состояние сильного голода. Экстази, амфетамины и тому подобные наркотики придают человеку ощущение безмятежности, излишняя двигательная активность, сильное сексуальное раскрепощение, отсутствует чувство голода, нарушение режима сна и бодрствования. После кокаина человек получает короткое, но интенсивное ощущение эйфории и повышение работоспособности, учащает пульс, дыхание, стимулирует нервную систему, возбужденность и чувство тревоги. От самого сильного наркотика — героина — человек впадает в непродолжительное состояние эйфории, т.к. морфин имитирует состояние эндорфинов, создавая чувство благоденствия.

Ко всему этому, всё зависит от «Сета и Сеттинга», где Сет — это общий настрой, а Сеттинг — это физическая и социальная среда, в которой находится человек в момент употребления наркотика. .   Последний критерий классификации в последствиях наркотических средств на здоровье и личность человека. От каждого наркотика страдают определенные органы человека, вызывают разную степень зависимости и оказывают индивидуальное влияние на внутреннее, душевное состояние личности.

.3 Разновидности незаконного оборота

Усилиями наркомафии были созданы устойчивые наркотрафики, пронизывающие практически всю территорию страны. Для продвижения наркотиков к потребителям были организованы подпольные розничные сети, которые активно использовали не только улицу, но и школы, клубы, дискотеки, формируя крупномасштабный рынок потребления наркотических средств. Однако существуют различные способы незаконного оборота наркотических средств. Перечислим основные способы, которые используются во всём мире.

Общим для непосредственных объектов всех преступлений, связанных с наркотиками, является предмет преступления — наркотические средства в виде растений, синтетических или природных веществ, препаратов, лекарственных средств.

.        Под приобретением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать их покупку, получение в качестве средств взаиморасчета за проделанную работу, оказанную услугу или в уплату долга, в обмен на другие товары и вещи, присвоение найденного, сбор дикорастущих растений или частей их, содержащих наркотические вещества, остатков находящихся на неохраняемых полях посевов наркосодержащих растений после завершения их уборки.

.        Хранение означает любые умышленные действия, связанные с фактическим нахождением наркотических средств или психотропных веществ во владении виновного (при себе, если это не связано с их перевозкой, в помещении, в тайнике и других местах). Ответственность за хранение наступает независимо от его продолжительности.

.        Под незаконным изготовлением наркотических средств или психотропных веществ следует понимать совершенные в нарушение законодательства умышленные действия, направленные на получение из наркотикосодержащих растений, лекарственных, химических и иных веществ одного или нескольких готовых к использованию и потреблению наркотических средств или психотропных веществ, из числа включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ.

.        Незаконной переработкой являются умышленные действия, направленные на рафинирование, т.е. очистку от посторонних примесей твердой или жидкой смеси, содержащей одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ, либо на повышение в такой смеси (препарате) концентрации наркотического средства или психотропного вещества.

.        Под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ следует понимать любые умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению, например, уговоры, предложения, дача совета и т.п., а также обман, психическое или физическое насилие, ограничение свободы и другие действия с целью принуждения к приему наркотических средств или психотропных веществ лица, на которое оказывается воздействии. При этом для признания преступления оконченным не требуется, чтобы склоняемое лицо фактически потребило наркотическое средство или психотропное вещество.

6.   Под выращиванием запрещенных, возделыванием растений понимается уход за посевами и всходами с целью доведения их до определенной стадии созревания. Культивирование означает возделывание наркотикосодержащих растений и включает в себя их посев и выращивание, позволяющие получение наркотических средств или психотропных веществ. Этим же понятием охватываются совершенствование технологии выращивания растений, содержащих наркотические вещества, выведение новых сортов, повышение их урожайности, развитие устойчивости к неблагоприятным погодным условиям, уход за дикорастущими растениями, например, рыхление почвы, полив и др.

7.      Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ. Непосредственным объектом рассматриваемого деяния признается здоровье населения, дополнительным — порядок выдачи документов на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Объективная сторона этого преступления состоит в:

) незаконной выдаче,

) подделке рецептов и иных документов. Дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ.

Под незаконной выдачей рецепта следует понимать выдачу рецепта с нарушением установленных правил оформления или содержащего назначение наркотических средств или психотропных веществ без соответствующих медицинских показаний.

8.     Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Непосредственным объектом преступного деяния является здоровье населения, а дополнительным — общественная нравственность.

Под притоном понимается любое помещение, приспособленное и используемое для систематического потребления указанных средств и веществ. Организация притона предполагает подыскание, наем помещения, оборудование ею, подыскание клиентов для потребления наркотиков. Содержание притонов означает владением помещением, поддержание в нем надлежащих условий, производство ремонта и т.п. Ответственность за организацию либо содержание притона наступает при неоднократном, т.е. два и более раз, предоставлении любого жилого или нежилого помещения одним и тем же либо разным лицам для потребления наркотических средств либо психотропных веществ. При этом не имеет значения, какую цель — корыстную или иную — преследовал виновный.

Таким образом, существует целый набор средств, с помощью которых общество сталкивается с наркотиками. Все они противозаконны, но ради сверхприбыли, наркомафия идёт на преступление и с помощью коррупции в государственной системе успешно ежедневно отправляет наркотические средства потребителю.

1.4 Международно- правовые способы борьбы с незаконным оборотом наркотических средств

Антинаркотическое противодействие осуществляется по различным направлениям представляющим в целом государственно- общественную систему. Фундаментальным принципом в данном случае является отстаивание позиции запрета наркотиков. Во всём мире разные правовые системы, уровень правовой культуры тоже разный, индивидуальный. Каждое государство по-своему видит проблему оборота наркотических средств. Тем менее для большинства актор международного права основа в данном вопросе — обеспечение личной жизни, гарантия существование и развитие нации. Государства, которые придерживаются данной установки, ставят перед собой задачу полностью отслеживать перемещение наркотических средств внутри общества следующими способами:

Во-первых, борьба с наркотиками рассматривается как дело, касающиеся судьбой нации. В основополагающих, главенствующих актах правовой системы это закрепляется как важный шаг развития общества. В других актах создаются программы социально- экономического развития, в которых более детально описываются её цели и задачи. Кроме того, данный правовой документ поддерживается созданием системы оперативной ответственности всех внутригосударственных органов.

Во-вторых, на уровне взаимодействия индивидов и государственных органов реализуется стратегия комплексных мер. Они проводятся с помощью юридических, административных, экономических, культурных, образовательных и медицинских средств.

В-вретьих, в связи с постоянным совершенствованием наркобизнес пользуется пробелом в праве и пропускает своим продуктом общество. Для этого законодательная ветвь государства должна постоянно отслеживать практику государственных структур и незамедлительно начинать разработку нового законопроекта. Только благодаря этому можно строго контролировать потребление, хранение и расход наркотических средств.

В-четвертых, государственный орган отвечающий за контроль наркотрафика обязан одновременно работать на четыре направления: запретить потребление, торговлю, посев и производство наркотических средств и пресечь их источники. Принимать меры борьбы с наркобизнесом, а также и с индивидуальным потреблением. Отслеживать каналы сбыта и перекрывать их. Проводить международные спецоперации по противодействию наркобизнесу. Государственный орган государства должен делиться любой достоверно информацией о незаконном обороте с гос. органами других стран, независимо от сложившейся политической обстановки.

В-пятых, активно распространять информацию о вреде наркотиков среди молодежи и подростков. Проводить воспитательную работу, цель которой — координация деятельности молодежи в сферу спорта, творчества, свободного поведения в рамках закона. Таким образом, данная профилактическая работа даёт уверенность, что молодёжь получает жизненный ориентир, а также понимание неприятия наркотиков и чувство бережного отношения к своему здоровью, семье и судьбе.

В- шестых, постоянная работа с статистическими данными отдельных участников борьбы с наркотическими средствами, а также дальнейшая переработка собранных сведений независимой международной организацией может дать истинную картину незаконного оборота. Для этого социологи проводят анкетирование со всеми группами общества. Это важный способ, т.к. с помощью него мы видим настоящую картину взаимовлияния наркотиков на общество.

В-седьмых, все вышеперечисленные способы методы должны активно продвигаться международными организациями, т.е. должен претворяться в жизнь принцип широкого участия. Ответственность за незаконный оборот наркотических средств лежит на всех участников международного права. Только при совместной ответственности за преступления, связанными с наркотическими средствами, можно говорить о сбалансированной международной стратегии борьбы с наркотиками

Таким образом, только при взятии данных методов на вооружение всеми государствами в борьбе с наркотическими средствами, усиление их постоянного сотрудничества, мы можем говорить о построении «мира без наркотиков».


Глава 2. Характеристика субъектов международного права, участников в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств

2.1 Международно-правовое сотрудничество государств- участников в противодействии незаконному обороту наркотических средств

Эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств с учётом его транснационального характера находится в прямой зависимости от полноты и масштабности сотрудничества государств на региональном и универсальном уровнях. Его основой являются международно -правовые механизмы глобального контроля, ограничивающего доступ к наркотическим средствам. Принципы и нормы, регулирующие сотрудничество различных субъектов международного права в противодействии незаконному обороту наркотиков, в основном сконцентрированы в трёх конвенциях, принятых в рамках ООН. Единой конвенции о наркотических средствах, Конвенции о психотропных веществах, а также Конвенции о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.

В декабре 1988 г. принята Конвенция о борьбе проив незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Основной уопр был сделан на на укрепление эффективности юридических средств международного сотрудничества. Отличительно особенностью принято Конвенции является, то что она впервые в международной практике внедрила метод контролируемой поставки наркотиков. Данный метод, был уже затронут в теоретической части работы. Представляет собой тесное взаимодействие правоохранительных органов, при котором допускается ввоз(вывоз, провоз) на территорию одной или нескольких стран незаконных наркотических средств, с целью выявления лиц, участвующих в совершении наркопреступлений. Безусловно, сотрудничество государств- участников нацелено на вовлечение в эту деятельность как можно больше большего числа государств- членов ООН.

Анализ международных нормативно-правовых актов, а также особенностей исторического формирования внутреннего антинаркотического законодательства отдельных государств дал возможность выделить следующие этапы формирования международной нормативной базы в сфере борьбы с незаконным обращением наркотических средств:

— 1925 гг. — начальный этап, в течение которого состоялось выделение и осознание проблемы борьбы с незаконным обращением наркотических средств как одной из самых актуальных, самых острых и таких, которые нуждаются в прикладывании совместных усилий для эффективного их решения. В это же время состоялись первые обсуждения данной проблемы на международном уровне, в результате чего был подписан первый многосторонний договор международного характера. Этот этап положил начало формированию общей системы международного контроля над наркотиками.

— 1961 гг. — второй этап, в течение которого подписан ряд международно-правовых договоров, которые расширили сферу международно-правовой регуляции и согласовали все ранее подписанные соглашения относительно наркотических средств с требованиями международной жизни. Кроме того, на этом этапе создан механизм межгосударственного сотрудничества с целью реализации действующих международно-правовых норм, одним из средств которого выступил международный контроль как элемент международно-правовой регуляции.

— 1988 гг. — третий этап, в течение которого были приняты наиболее важные международно-правовые акты в отрасли международного сотрудничества в борьбе с незаконным обращением наркотических средств и психотропных веществ. В этот период осуществлена кодификация международно-правовых норм контроля над наркотиками, применение международного контроля распространено на все аспекты производства, распространения и потребления наркотиков, дана квалификация состава преступлений, связанных с производством и распространением наркотических средств, созданы основные международные органы контроля над распространением наркотиков.

— 2012 гг. — четвертый или современный этап, который характеризуется принятием ряда международных нормативно правовых актов, преимущественно регионального характера, учитывающих особенности проблемы борьбы с незаконным обращением наркотических средств в том или ином регионе. Кроме того, характерным признаком этого этапа стало послабление границ, особенно между Европой и Азией, в результате чего состоялось заострение проблемы борьбы с нелегальной перевозкой наркотических средств в этом регионе, что привело к необходимости усиления межгосударственного сотрудничества на локальном уровне. В то же время, этот этап характеризуется активизацией преступной деятельности по легализации капиталов, полученных от незаконного обращения наркотических средств.

На международном уровне политика в области борьбы с наркотиками определена конвенциями ООН, касающимися контроля над наркотиками: Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г. (с поправками, внесенными Протоколом 1972 г.), Конвенция ООН о психотропных веществах 1971 г. Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г., другие документы ООН, соглашения между государствами о сотрудничестве в указанной области.

Следовательно, анализ международных правовых норм свидетельствует о тенденции к внедрению международным содружеством более жестких мероприятий для преодоления наркомании — от установления международного контроля за правомерным делением и использованием наркотических средств к постоянному контролю за их незаконным обращением и «отмыванием» средств, которые получены от незаконного обращения НСиПВ. Четко прослеживается увеличение количества и разнообразия мероприятий, которые разрабатываются международными организациями для противодействия распространению наркомании.

Международные организации разрабатывают мероприятия для противодействия незаконному распространению наркотиков.

О разнообразии подобных мероприятий можно вести разговор, учитывая, что на Международной конференции по наркомании, которая состоялась в Вене в июне 1987 г., был представлен план деятельности по предупреждению распространения наркомании, насчитывающий более 400 статей и пунктов, содержащих рекомендации правительствам и организациям, разрабатывающим меры борьбы с этим негативным явлением.

Меры преодоления наркоторговли, которые осуществляются под эгидой ООН, Комиссией по наркотическим средствам Экономического и Социального совета ООН, Международным комитетом по контролю над оборотом наркотиков ООН и другими международными организациями, по их направленности можно классифицировать по группам: информационно-аналитические, организационные, учебно-образовательные, научно-исследовательские, технические, медицинские, экономические, финансовые, международно-правовые, предупредительные, правотворческие.

Сегодня международную политику можно определить приведенными соглашениями, влияющими на внутреннюю политику государств в этой области. Следовательно, эффективности такого сотрудничества можно добиться путем создания определенных общих принципов, которых должны придерживаться все участники. Поэтому положения международных документов учитываются национальными законодательствами стран, которые подписали Конвенции.

Благодаря анализу международных документов можно выделить два основных направления политики предупреждения распространения наркотиков и их немедицинского употребления:

. решительная борьба с незаконным распространением наркотиков и их нелегальным рынком.

. гуманизация отношения к лицам, страдающим наркоманией.

Представление о некоторых подходах к решению рассматриваемой проблемы, дают национальные законодательства отдельных стран. Отличительная черта законодательного регулирования общественных отношений во многих странах — соответствующие нормы содержатся в нормативных актах, относящихся к различным отраслям права:

нормы уголовных кодексов;

нормы кодексов здравоохранения;

специальные законы, регулирующие применение всех или отдельных видов наркотических средств;

-профессиональные кодексы или инструкции, регулирующие поведение групп специалистов (врачей, фармацевтов и др.);

-инструкции по оптовой или розничной торговле наркотическими средствами;

промышленные инструкции (в области химической и фармацевтической промышленности);

транспортные инструкции (перевозка наркотиков);

таможенные кодексы и инструкции.

Законодательства многих государств мира рассматривают страсть к наркотикам скорее, как патологическое явление, чем преступление, но последствия незаконного употребления наркотиков трактуют по-разному — от добровольного лечения к принудительному лечению или наказанию.

Международные конвенции оставили на рассмотрение сторон вопрос о необходимости привлечения к уголовной ответственности за употребление наркотиков.

Наиболее опасными и распространенными видами преступлений в соответствии с законодательством различных стран определяются следующие:

) нелегальное производство наркотиков;

) хранение наркотических средств (владение ими);

) нарушение полномочий, предоставленных властями в области производства и оборота наркотиков в стране;

) сообщение ложной информации относительно обращения наркотиков в стране.

В последнее время приобретают распространение уголовно-правовые запреты, направленные на прекращение «отмывания» денег, добытых преступным путем.

Строгость санкций за преступления с наркотиками различна. Однако наиболее суровые наказания предусмотрены за производство наркотиков, их вывоз и ввоз без надлежащего разрешения властей и незаконную торговлю. Ведя разговор об обороте наркотиков, законодательство разных стран, конечно, использует широкое понятие, то есть, не только незаконную торговлю, но и любое предоставление наркотиков другому лицу, включая дарение, а также накопление наркотиков с целью их дальнейшего распространения. Как правило, среди обстоятельств, отягчающих ответственность, учитываются деятельность в преступных организациях, рецидив преступления, предоставление наркотиков несовершеннолетним.

Отличительной чертой предлагаемых концептуальных решений задач по предупреждению распространения наркотиков во многих странах на сегодня является стремление к разработке и реализации политики равновесия между репрессивными методами, с одной стороны, и профилактическими и лечебно-реабилитационными, с другой. При этом отмечается, что репрессии должны распространяться только на незаконный оборот наркотических средств и касаться лиц, которые в нем принимают участие, а по отношению к тем, кто страдает наркоманией, к группам риска — приоритетные профилактические мероприятия. Сегодня основные направления политики в отношении наркотических средств в некоторых странах отражены не столько в законодательстве, сколько в национальных программах предупреждения злоупотребления наркотиками и их распространения. Значение подобных программ заключается в концептуальном осмыслении проблемы, методов и возможностей ее решения, в разработке и комплексном проведении мероприятий, решении двух общих задач: снижения предложения наркотиков и уменьшения уровня потребности в них.

.2 Формирование источников международного правового регулирования незаконного оборота наркотических средств

Диспозиции норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия с наркотическими средствами, в большинстве уголовных законов государств- участников имеют сходную конструкцию. В них криминализируются аналогичные деяния, предметом которых являются наркотические средства. Однако в законодательстве ряда государств имеются и некоторые различия. Например, уголовные кодексы всех государств-участников СНГ содержат помимо основных квалифицирующие составы преступлений, связанных со сбытом наркотических средств. Аналогичные составы преступлений, сопряженные с наркотиками без цели сбыта, также включены в большинстве уголовных законодательств государств- участников СНГ, кроме Азербайджанской республики. При этом отягчающие обстоятельства не дифференцируются в зависимости от того, совершено преступление с целью сбыта или без цели сбыта.

Анализируемая норма в Уголовном кодексе Азербайджанской Республики (ч.1.ст. 234) сконструирована так, что не позволяет учитывать отягчающие обстоятельства при квалификации приобретения и хранения наркотических средств без цели сбыта. Подобная ситуация, на наш взгляд, может повлечь судебные ошибки при применении уголовного закона. Представляется, что для дифференциации ответственности в зависимости от тяжести совершенного деяния целесообразно выделение этих действий без цели сбыта в отдельную статью.

В уголовном законодательстве государств- участников СНГ существуют некоторые различия, касающиеся предмета преступлений, связанных с наркотиками, круга преступных деяний, а также видов и сроков устанавливаемых за них наказаний. Так законодательство Азербайджанской Республики, Республики Армения, Кыргазской Республики, Республики Казахстан, Туркменистанан и Республики Узбекистана относит к предмету этого вида наркотические средства и психотропные вещества, когда в законодательстве Республики Молдова, Российской Федерации и Украины установлена ответственность не только за незаконные действия с наркотическими средствами, но и с их аналогами.

На наш взгляд, сложности при оказании правово помощи могут возникать и в связи с тем, что уголовное законодательство государств- участников по- разному определяет количество наркотического средства, незаконные действия с которым могут повлечь уголовную ответственность. Так в ряде государств- участников СНГ установлена уголовная ответственность мне зависимости от их размера.

Представляется, обоснованной позиция В.Н. Кучеренко, который предлагает при определении степени тяжести совершенного правонарушения либо преступления установить единые правила определения количества наркотических средств и психотропных веществ. Такого же мнения об унификации Перечня контролируемых наркотических средстви необходимости дополнения Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. положение, устанавливающим единые подходы к определению их крупного размера и соотвественно к размерам и видам наказания за совершение этих преступлений, придерживается М.А. Дроздова.

Следует также отметить отсутствие в уголовных законодательствах государств- участников СНГ единообразия при определении видов и сроков наказаний аза незаконные действия с наркотическими средствами без цели сбыта. Так, лишь уголовные кодексы Республики Беларусь (ч.1 ст. 328), Кыргызской Республики (ч. 1 ст. 246) и Республики Узбекистан (ч. 1 ст. 276) предусматривают штраф в качестве альтернативного наказания за эти незаконные действия. В этой связи представляется целесообразным дополнить национальные законодательства новым видом наказания в виде штрафа, который суды могли бы применять реально.

В государствах- участниках СНГ по-разному решается вопрос о категоризации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств. Так, общественно опасные деяния, связанные с незаконным оборотом наркотических средств без цели сбыта при наличии отягчающих обстоятельств, уголовное законодательство Республики Узбекистан (ч. 2. Ст. 201) относит эти преступления к тяжким видам и устанавливает за них наказание от восьми до двенадцати лет лишения свободы, т.е. значительно строже, чем по УК Республики Узбекистан.

Квалифицирующие составы преступлений, связанные со сбытом наркотических средств, уголовное законодательствобольшинства государств- участников СНГ относят к категории тяжких. В то же время уголовные кодексы Азербайджанской Республики, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан признают их особо тяжкими. Такое различие в классификации объясняется отчасти тем, что если законодательство одних государств относит к категории тяжких умышленные преступления, за которые предусматривается максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет (Республика Беларусь, Кыргызская Республика, Российская Федерация и др.), то в других (например, Туркменистан) к ним относятся преступления с максимальным сроком наказания — до пятнадцати лет лишения свободы. В результате максимальное наказание за преступления, связанные с наркотиками, совершенные с целью сбыта, составляет пятнадцать лет по УК Кыргызской Республики (ч. 2 ст. 247), однако эти деяния относятся к различным категориям преступлений. Сбыт наркотических средств при наличии особо отягчающих обстоятельств уголовные законодательства всех государств- участников СНГ, за исключением Республики Молдова, классифицируют как особо тяжкие. При этом в уголовных законах Республики Армения, Республики Беларусь и Республики Узбекистан за совершение этих преступлений установлено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до пятнадцати лет.

Таким образом, сравнительно- правовой анализ уголовного законодательства государств- участников СНГ позволяет сделать некоторые выводы об отсутствии единого подхода в вопросах криминализации противоправного деяния, связанного с незаконным оборотом наркотических средств. В этой связи дальнейшее сближение соответствующего национального законодательства позволит создать более эффективные правовые механизмы, регулирующие межгосударственное сотрудничество в борьбе с этим наиболее опасным преступлением международного характера.

2.3 Совершенствование системы мер по сокращению наркомании и преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств

Система мер, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркотических средств будет более эффективным, только в том случае, если будет наложено многосторонее сотрудничество между государствами. Поэтому мы сочли необходимы рассмотреть эту проблему напримере сотрудничества России с другими субъектами международного права.

ФСКН России призвана контролировать оборот наркотических средств, препятствовать незаконному обороту и взаимодействовать с компетентными органами других государств и международными организациями. В 2011-2016 гг. ФСКН России разработала и реализовала федеральную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2011-2016 гг.». Она определила приоритетные направления антинаркотической борьбы и была нацелена на осуществление контроля над распространением и потреблением наркотиков.

Указом Президента Российской Федерации от 20.10.2007 г № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов» был создан Государственный антинаркотический комитет. Одновременно были образованы региональные антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации для координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Сегодня система мер по борьбе с наркотрафиком в России строится на основе Стратегии государственной антинаркотической политики, подписанной Президентом Российской Федерации 9 июня 2010г. Она подразумевает три ключевых направления: снижение спроса на наркотики, ликвидацию предложения и международное сотрудничество. Сквозным направлением можно назвать совершенствование законодательной базы.

Незаконное производство и оборот наркотиков остаются одной из главных сфер деятельности организованной преступности в ЕС. Основные положения политики ЕС отражены в стратегии ЕС по борьбе с наркотиками на 2012- 2019 гг. в Плане действий ЕС по борьбе с наркотиками на 2012 — 2019 г. Стратегия призвана решать следующие задачи: координация антинаркотических средств; снижение спроса; сокращения предложения; международное сотрудничество; информационная и исследовательская работа.

В декабре 2012 года Совет ЕС принял очередной План действий на 2013- 2016 гг., который состоит из трёх разделов: «глобальная стратегия» (скоординированные подходы к снижению предложения наркотиков, лечению наркоманов); повышение эффективности полицейских и таможенных служб; вовлечение гражданского общества в борьбу с наркотиками.

Таким образом, анализ антинаркотической политики России и ЕС выявил наличие одинаковых проблем в области и сопоставимостьстратегий борьбы с наркоугрозой, что создает прочную базу для сотрудничества.

Многостороннее сотрудничество России и ЕС в области противодействия наркотрафику развивается в рамках международного взаимодействия, в основе которого лежит система контроля над наркотиками, складывающаяся в результате подписания международных договоров. В борьбе со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом три ныне действующие международные конвенции образуют правовую основу эффективной системы контроля над наркотическими средствами, психотропными веществами и их прекурсорами. Россия и ЕС принимают активное участие в создании этой системы. Причем сотрудничество России и государств- членов ЕС в рамках конвенционных механизмов зародилось значительно раньше партнёрства России и ЕС и проработано лучше, чем антинаркотический диалог между Москвой и Брюсселем.

Как видно из стратегий России и ЕС по борьбе с незаконным производством и оборотом наркотиков, обе стороны делают ставку на международное взаимодействие и в частности, на многостороннее сотрудничество в этой области.

Стратегическими приоритетами международного сотрудничества ЕС считает противодействие наркотрафику по «кокаиновому» и «героиновому» путям. Отсуда и два основных направления взаимодействия: первое — с государствами Латинской Америки и Западной Африки и второе — с Афганистаном, Ираном, Пакситаном и транзитными регионами(Центральная Азия, Балканы и Россия). На этом направлении ЕС попытался взять на себя основную долю ответственности. В течение нескольких лет ЕС старался оказать поддержку Национальной стратегиии по контролю за наркотиками Афганистана, разработанной при участии Великобритании. Однако больших успехов она не достигл. Не приходится и рассчитывать на поддержку США в борьбе с наркотрафикомв Европу, так как он напрямую не угрожае Америке. Очевидно, что американские власти осознают масштаб угрозы, но бороться с наркобизнесом в Афганистане они не собираются, оставляя это в компетенции европейцев. Европа же в свою очередь не готова к силовым методам, она лишь выделяет финансовые средства на национальные проекты и социальное развитие страны. И для самого ЕС эта угроза теряет свою актуальность, так как большая часть афганского наркоэкспорта «оседает в России». Получается, что усилия сконцентрированы на борьбу с последствиями, а не с причинами афганского наркотрафика, отсюда и неэффективность принимаемых мер.

Джемс Каллахан, представитель ЮНОДК в Центральной Азии, считает основной причиной неудач — мобильность афганских нарколабораторий, а также то, что в мандате сил антитеррористической коалиции не предусмотрена борьба с наркопроизводством, что ведёт к отсутствию проработанной стратегии. Однако реальная причина в нежелании западной коалиции выходить на открытое столкновение с наркобаронами, так как напрямую это её не касается. И в итог контрабанда афганских наркотиков замыкается на странах Центральной Азии и России.

Россия же в свою очередь в практическом сотрудничестве опирается на совместные действия в рамках ОДКБ, ШОС и других региональных структур, заинтересованных в создании «пояса антинаркотической и финансовой безопасности» по периметру афганских границ. Взаимодействие с ЕС могло бы стать логическим этапом в раскрытии и ликвидации цепочки между народных группировок, занимающихся поставками и реализацией афганских наркотиков, а также траспортировкой синтетиков в обратном направлении. Причем сотрудничество России и ЕС действительно может основываться на взаимных выгодах и интересах. В плане оперативного взаимодействия заслуживает внимания сотрудничество ФСКН России и ЕЦМНН. Главный акцент сделан на обмене оперативной информацией и проведение совместных операций. 26 откября 20007 г. в ходу саммита ЕС и России в г. Мафра (Португалия) ФСКН России и ЕЦСНН подписани Меморандум о взаимопонимании, в котором отражено стремление осуществлять обмен информацией о потреблении наркотиков, профилактике наркопреступности, новых видах наркотиков, технологии их производства. Сегодня между ЕЦМНН и ФСКН России активно развиваются рабочие контакты, в том числе в форме экспертных встреч и многосторонних обучающих программ. Интересны также контакты МВД, МИД, ФСКН России с национальными правоохранительными ведомствами государств ЕС и Интерпола по организации контролируемых поставок прекурсоров из России в Бельгию и Нидерланды. Установлены Взаимосвязи между ФСКН России и MAOC-N.

Необходимо активировать сотрудничество в рамках «парижского процесса», который определяет новые ориентиры в борьбе с афганским наркотранзитом, а также поставками в Афганистан химических прекурсоров.В рамках «парижского процесса» налаживается систематически обмен информацией об утечке прекурсоров в незаконны оборот. Сотрудничество по это линии опирается на парижский пакт. Он подкрепляет базу для сотрудничества России и ЕС по «афганскому» направлению.

В качестве потенциального направления сотрудничества можно выделить контроль над прекурсорами. Переговоры по этому вопросу начались в 2007 году. Таким образом, заключение Соглашения между Россией и ЕС о прекурсорах наркотиков является сегодня одним из наиболее вероятных проектов антинаркотического сотрудничества России и ЕС. Тормозящим фактором его принятия является отсутствие между Россией и ЕС опыта по заключению подобных рамочных соглашений, а также то, что такой стратегический договор носит очевидный политически характер, что заставляет стороны быть сдержанными и осторожными в детализации будущего соглашения.

Подведя итог вышесказанному, можно сказать что совершенствование системы мер незаконного оборота наркотических средств сталкивается на сегодняшний день со следующей проблемой. Большинство стран мира признают глобальность наркоугрозы. Но они не могут противопоставить транснациональному наркобизнесу адекватное и сопаставимое международное сотрудничество. В итоге с масштабно сетью преступных корпораций вынуждены бороться национальные полицейские структуры, т.е. государства в первую очередь рассчитывают на самих себя, а не на международное сотрудничество.

Именно в этих условиях устойчивое стремление к сотрудничеству между отдельными странами и регионами, такими как Россия и ЕС, особенно актуально. И на этом пути уже достигнуты некоторые успехи. Однако следует заметить, что такое взаимодействие представлено множеством политических заявлений и соглашений, не носящих нормативного характера, вт о время как в сфере оперативного взаимодействия и обмена информацией особых достижений нет. Складывается ситуация при которой укрепление антинаркотического диалога между специализированными службами России и ЕС опережает развитие политико- правовой базы сотрудничества, а растущие масштабы наркоугрозы требуют соответствующего уровня взаимодействия. Получается, что препятствия на пути объединения усилий по борьбе с незаконным оборотом наркотиков пересиливают заинтересованность обеих сторон в сотрудничестве. Но даже эти препятствия — не повод отказываться от антинаркотического взаимодействия, которое отвечает стратегическим интересам всего мира.

Заключение

Для успешной борьбы с незаконным оборотом наркотиков на глобальном уровне важно обеспечить эффективное международное сотрудничество по таким вопросам деятельности судебных органов, как выдача лиц, скрывающихся от правосудия, взаимная юридическая помощь, передача судопроизводства и контролируемые поставки. Если межгосударственное сотрудничество по этим вопросам не будет налажено, то положения международных договоров о борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в частности, положения, содержащиеся в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года, в основном окажутся невыполнимыми. Для выполнения этой Конвенции необходимы специальные национальные меры, которые могли бы заложить основу для международной координации деятельности.

Крайне важно, чтобы государства устранили препятствия для выдачи лиц, совершивших тяжкие правонарушения, связанные с наркотиками. К таким препятствиям относятся: различия в подходе к вопросу о заключении соглашений о выдаче; традиционная практика отказывать в выдаче граждан своей страны другим государствам; существующие в ряде государств требования о необходимости двустороннего соглашения о выдаче; различия в требованиях, касающихся представления доказательств, предусмотренных судебной системой.

Важным компонентом борьбы с оборотом наркотиков на международном уровне является эффективное сотрудничество по вопросам расследования и привлечения к уголовной ответственности. Как правило, та или иная организация наркобизнеса действует сразу в нескольких странах. В одной стране производится сырье, в другой оно обрабатывается и очищается, затем перевозится через третьи страны и сбывается уже в четвертых странах. Поэтому крайне важно обеспечить сотрудничество правительств в том, что касается сбора доказательств и привлечения виновных к уголовной ответственности.

В статье 7 Конвенции 1988 года излагаются правовая основа и процедуры, к которым, возможно, потребуется прибегнуть для получения доказательств или показаний, ознакомления с материалами судебного разбирательства, проведения обысков и арестов, обследования предметов и мест, предоставления информации и доказательств, включая финансовые и коммерческие документы, выявления доходов и собственности, связанных с оборотом наркотиков.

Поскольку многие правонарушения, связанные с наркотиками, носят международный характер, возникает необходимость передачи уголовного судопроизводства из одного государства в другое, в котором могут быть созданы более соответствующие условия для такого судопроизводства или если в результате его передачи повысится эффективность судебного преследования. В некоторых случаях передача уголовного судопроизводства является альтернативой другим формам сотрудничества, например выдаче. Кроме того, эта процедура позволяет объединить различные производства относительно оборота наркотиков, касающиеся одних и тех же обвиняемых, хотя эти преступления могли быть совершены в одном или более государствах.

Сотрудничество правоохранительных органов одного государства с правоохранительными органами другого государства без специального судебного разрешения может осуществляться в самых различных формах. В соответствии с Конвенцией 1988 года странам предлагается развивать и поддерживать каналы связи, сотрудничать в расследовании правонарушений, в соответствующих случаях создавать совместные группы, представлять образцы веществ для анализа, обмениваться сотрудниками, разрабатывать учебные программы, оказывать друг другу помощь в осуществлении программ исследований и подготовки кадров.

Между правоохранительными и таможенными органами уже осуществляется широкое сотрудничество на двустороннем, региональном и международном уровнях. Развитию такого сотрудничества способствуют совещания руководителей национальных учреждений по обеспечению соблюдения законов о наркотиках, Международной организации уголовной полиции и Всемирной таможенной организации.

В связи с увеличением числа изъятий незаконных наркотиков, доставляемых воздушным и сухопутным путем, широкое распространение получили морские перевозки. Обнаружить наркотики, перевозимые морским путем, сложнее, чем в случае использования других видов транспорта из-за значительного количества контейнерных, рыболовных и прогулочных судов в территориальных водах и открытом море. Кроме того, этим видом транспорта можно перевозить более крупные партии, сокрытые в законном грузе.

Хотя статья 17 Конвенции 1988 года и предписывает государствам сотрудничать в максимально возможной степени в целях пресечения незаконного оборота на море, практическое соблюдение этой статьи зависит от целого ряда факторов. Так, законодательство каждой стороны должно обеспечивать ее юрисдикцию над правонарушениями, совершенными на судне, несущем ее флаг или опознавательные знаки. Кроме того, государство должно быть в состоянии оказывать помощь запрашивающим государствам в отношении судов, подозреваемых в участии в незаконном обороте наркотиков.

В будущем предполагается внести рекомендации относительно разработки дополнительных мер, направленных на дальнейшее осуществление Конвенции 1988 года, в следующих областях:

— защита судей, прокуроров и свидетелей по делам о незаконном обороте наркотиков;

— новые методы расследования;

согласование и упрощение процедур в целях расширения международного сотрудничества;

создание сильных правовых институтов, укрепление их потенциала в области сотрудничества в рамках судебной системы, особенно в связи с правонарушениями, касающимися наркотиков;

укрепление технического сотрудничества, улучшение подготовки кадров и развитие людских ресурсов в системе уголовного правосудия.

Подводя итоги изложенному, следует подчеркнуть, что Единая конвенция 1961 г. с поправками представляет собой первый международно-правовой акт, содержащий систему норм, являющихся нормативным фундаментом борьбы с наркотизмом в мировом масштабе.

Несмотря на то, что ряд норм Конвенции 1971 г. схож с соответствующими нормами Единой конвенции 1961 г. с поправками, наиболее существенное различие норм этой конвенции состоит в предмете регулирования. Предмет конвенции 1971 г. — психотропные вещества, а Конвенции 1961 г. — наркотические средства и их препараты. Конвенцией 1971 г. правовой режим психотропных веществ фактически приравнивается к правовому режиму наркотических средств и их препаратов.

Рассмотренные конвенционные нормы направлены на защиту таких важнейших общечеловеческих ценностей как здоровье и социальное благополучие населения. Этим нормам присущ весьма высокий уровень законодательной техники, обеспечивающий предельно четкое и точное определение терминов понятий, предписаний. Все конвенции взаимосвязаны одной идеей, причем каждая последующая дополняет и обогащает предшествующую.

Таким образом, необходимость тесного сотрудничества и государств в целом, и правоохранительных органов в частности объясняется следующими моментами:

. При правильном подходе к сотрудничеству можно минимизировать влияние дестабилизирующих факторов на политическую и экономическую систему, оказываемое международной преступной средой.

. Получить информацию о не известных в достаточной степени формах и методах деятельности организованной преступности.

. Затруднить проникновение иностранных криминальных организаций в государства и замедлить тенденцию сращивания с отечественными преступными формированиями.

. Получить доступ к научно-технической информации и передовым технологиям, которые могут быть использованы не только в борьбе с преступностью, но и в экономической деятельности.

. Привлечь международные финансовые средства на ассигнование деятельности правоохранительных органов по борьбе с организованной наркопреступностью.

наркомания правовой преступление международный

Библиографический список

1.      Нормативные правовые акты

1.      «Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года с поправками, внесенными в неё в соответствии с Протоколом 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» от 30.03.1961// «Собрание законодательства РФ», 29.05.2000, N 22, ст. 2269

2.      «Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» от 20.12.1988// «Сборник международных договоров СССР и Российской Федерации», Вып. XLVII. — М. 1994. C. 133-157.

.        «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» от 31.10.2003 г. // «Собрание законодательства РФ», 26.06.2006. N 26. Ст. 2870

4.   Конвенции Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена, 20 декабря 1988 года) // http://www.nazrkopomosch.ru/…/law/conv_no_nark/(дата обращения: 18.12.2016)

5.      Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // 21.04.2014. «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. N 31. Ст.1235

6.   Указ Президента РФ от 01.04.2016 N 147 «О национальном плане противодествия коррупции на 2016- 2017 годы» от 09.04.2016 // «Собрание законодательства РФ», 04.04.2016, N 14, ст. 1985

7.      Указ Президент РФ от 09.06.2010 N 690 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Стратегии государственной наркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // «Собрание законодательства РФ», 14.06.2010, N 24, ст. 3015

.        Указ президента РФ от 30.11.2016 N 640 «Об утверждении концепции внешней политики Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 05.12.2016, N 49, ст. 6886

.        Постановление Правительства РФ от 18.08.2007 N 527 (ред. от 21.03.2011) «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» // «Собрание законодательства РФ», 27.08.2007, N 35, ст. 4310

.        «Соглашение о порядке премещения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза» от 24.10.2013 // «Бюллетень международных договоров», N 1, 2015 г.

.        Список литературы

.        Брагин, А.А. О проблемах борьбы с незаконным оборотом наркотиков / А.А. Брагин // Право и безопасность. 2003. № 1-2. с. 45- 53.

13. Международное право: Основные отрасли: учебник / Под ред. В. Г. Буткевич. — М.: Просвещение, 2010. — 103 с.;

14.    Уголовное право. Особенная часть. Учебник / Под общ. Ред. Л.Д. Гаухмана и С.В. Максимова. — М.: Центр ЮрИнфоР, 2003.- 612с.;

.        Емельянов, Т. Анатомия всемирной наркоимперии// РФ сегодня. 2006. № 13.- 21 с.

16.    Иванов В.Д. Уголовное право. Особенная часть: Учебник. — Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2012. — 186 с.;

.        Иванов В.П. О причинах и последствиях «афганского наркотрафика» для Российской Федерации, законодательных и иных мерах по защите общества от наркоагрессии // Наркоконтроль. 2009. №1. С. 2-3.

.        Кирсанов А. И. Мировые производители и поставщики наркотиков// Право. 2009. №7. С. 21.

.        Кунашев Х. М. Международно-правовое сотрудничество государств- участников СНГ в противодействии незаконному обороту// ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практик. 2016 г. № 5. с. 134- 138;

.        Сурикова Д. С. Россия и ЕС: борьба с незаконным оборотом наркотиков. // Проблемы теории и практики управления. 2010 г. №9. С.100-111.

21. Большой юридический словарь / Под ред. А.Я.Сухарева, В.Е. Крутских. -2-е изд., перераб. и доп.-М.: ИНФРА-М, 2011.- 803 с.

22.    Хромов И. Л. Международно-правовое сотрудничество оперативно-розыскных органов в борьбе с преступностью иностранцев// Российски следователь. 2007 г. № 9. с.37-39.

.        Хруппа М. С. Понятие наркомании: спорные вопросы // Право. 1992. № 12. С. 34- 41.

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Расскажите, как нам стать лучше?

1896

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке